Административное правонарушение общество

Предлагаем ознакомится с материалом в статье: "Административное правонарушение общество". Здесь собрана и обработана информация из авторитетных источников. Если вы все же не найдете ответ на свой вопрос, дочитайте статью до конца, если же и после этого не получите ответ, то обратитесь к дежурному консультанту.

Административное правонарушение общество

Автострахование

  • Жилищные споры

  • Земельные споры

  • Административное право

  • Участие в долевом строительстве

  • Семейные споры

  • Гражданское право, ГК РФ

  • Защита прав потребителей

  • Трудовые споры, пенсии

    • Главная
    • Статьи и комментарии ПЦ «Логос»
    • Административное правонарушение. Понятие, состав, признаки

    Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (статья 2.1 КоАП РФ).

    Признаки административного правонарушения

    Из определения административного правонарушения, данного в статье 2.1 КоАП РФ, можно выделить следующие его признаки.

    1. Противоправность действия (бездействия). Противоправное – не основанное на законе (незаконное) действие или бездействие, нарушение нормы законодательства, регулирующей те или иные отношения;

    2. Виновное действие (бездействие). Вина в совершении правонарушения характеризуется умыслом или неосторожностью (формой вины).

    Определение понятий умысла и неосторожности содержится в статье 2.2 КоАП РФ:

    Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

    Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

    3. Субъект правонарушения. К административной ответственности может быть привлечено как физическое, так и юридическое лицо.

    Возраст. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет (статья 2.3 КоАП РФ).

    Иностранные граждане. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях (статья 2.6 КоАП РФ).

    4. Наказуемость деяния: за совершенное деяние КоАП РФ или законом субъекта РФ установлена административная ответственность.

    Для привлечения лица к административной ответственности необходимо не только наличие признака, указанного в п. 1 (противоправность – не основанное на законе (незаконное) действие или бездействие), но и наличия соответствующей нормы закона, предусматривающей административное наказание.

    Из указанного следует, что недопустимо привлечение к административной ответственности за противоправное (незаконное) деяние, за которое не предусмотрена административная ответственность ни кодексом РФ об административных правонарушениях, ни законами субъектов Федерации.

    Ответственность

    Проступок не должен оставаться безнаказанным. Административная ответственность — это вид юридического наказания. Она наступает в том случае, если человек не выполнил каких-либо обязательств со своей стороны, которые были ему вменены. Виновность действия предполагает умышленность или неосторожность. Присутствие вины — обязательный признак состава административного правонарушения. При отсутствии какого-либо из компонентов вероятно исключение ответственности за злодеяние. Следует различать признаки административного правонарушения от юридического состава преступления. Этот вопрос имеет несомненное практическое значение. При всех признаках может и отсутствовать состав административного правонарушения.

    Определение

    Что такое административное правонарушение? Под этим определением понимают деяние, посягающее на общественный либо государственный порядок или права и свободы граждан, на имеющуюся структуру управления. Это противозаконное действие или бездействие. Административное правонарушение носит антиобщественный характер. В качестве возмездия законодательство предусматривает соответствующие санкции.

    Противоправность действия

    Только Кодекс об административных правонарушениях (РК) определяет, какое деяние может расцениваться как антиобщественное. Следовательно, не все такие действия могут содержать признаки преступления. Противоправность может быть только в совершенном деянии, нарушающем нормы права. Они могут быть не только административными, но и взаимодействовать с некоторыми другими отраслями. Соблюдение данных норм охраняется мерами об ответственности административного характера.

    Понятие, сущность и признаки административного правонарушения

    В юридической науке правонарушения зависимо от степени вреда, который наносится лицу, социуму и стране, и особенностей отношений, которым они вредят, подразделяют на преступления и проступки. Проступки – это административные правонарушения, гражданские и дисциплинарные проступки. Традиционно самыми социально опасными из них считают административные правонарушения.

    В правоведении правонарушение рассматривают как основание юридической ответственности. Значит, основание административной ответственности — нарушение правовой нормы либо административное правонарушение.

    Из определения можно сделать вывод, что административному правонарушению, в основном присущи такие характерные черты:

    • Определенное деяние физического или юрлица (выражающееся в действии или бездействии)

    Административное правонарушение заключается в конкретном деянии, то есть противоправном поведении физического или юрлица. Это можно объяснить тем, что правонарушение может составить только акт поведения, который внешне выражен в определенной объективной форме.

    Административное правонарушение в виде действия или бездействия является, прежде всего, нарушением запрета или невыполнением обязанности.

    Правонарушение в виде действия заключается в нарушении запрета или активного неисполнения обязанностей. Нарушения норм права, которые выражаются в бездействии, проявляется в невыполнении законного требования или пассивном невыполнении обязанностей, то есть человек должен был осуществить определенные действия, которые предусмотрены нормой права, но не осуществил их.

    Так, управление машиной с заведомо подложными государственными регистрационными знаками (ст. 12.2 КоАП РФ) — является действием, а неисполнение требований ПДД уступить дорогу транспортному средству, которое пользуется преимущественным правом проезда перекрестка (ст. 12.2 КоАП РФ) — бездействием.

    • Противоправность
    Читайте так же:  Ответственность работника за административный штраф юридическому лицу

    Также административное правонарушение всегда является противоправным, то есть нарушает нормы существующего административного законодательства (к примеру, нормы II раздела («Особенной части») КоАП РФ или нормы законов субъектов федерации об административных правонарушениях). Если деяние не противоправно, то оно не может быть административным правонарушением и, значит, повлечь административную ответственность.

    Административное правонарушение может быть осуществлено только виновно. Виновность как признак административного правонарушения заключается в том, что это деяние — результат свободного волеизъявления правонарушителя, его виновного поведения. Виной является психическое отношение правонарушителя к осуществленному деянию.

    Административная наказуемость как признак административного правонарушения заключается в том, что за осуществление противоправного деяния установлена возможность применения и реально применяется административное наказание.

    Каждому виду правонарушения соответствует определенный вид санкции. Административным правонарушением признается согласно закона не любое антиобщественное, противоправное деяние, а только то, за которое предусматривается мера административной ответственности.

    Механизм регулирования

    Для реализации юридических норм необходимо создать соответствующие отношения. Это неотъемлемый элемент механизма правого государственного регулирования. Кодекс об административных правонарушениях (РК) стал катализатором в проблеме административно-процессуальных взаимоотношений между разными субъектами в юридическом поле. В связи с этим произошли некоторые трансформации в определениях. Пересмотрено и такое понятие, как административное правонарушение. По сути, это акт целенаправленного поведения, которое представлено в двух формах: действии и бездействии. Органами от исполнительной власти должны реализовываться различного рода нормы, связанные с разными преступлениями. Такая деятельность больше носит государственно-управленческий характер. Все действия, связанные с Кодексом, необходимо рассматривать с процессуальных позиций.

    В каких случаях наступает ответственность?

    Административное правонарушение должно быть доказано. При этом гражданин не обязан отстаивать свою правоту. В случае если его проступок признан противозаконным на основании свидетельств и доказательств, то это повлечет административную ответственность. Этот вид наказания не считается уголовным. Как правило, такого рода дела не предусматривают лишения свободы.

    Объективная сторона

    Этот компонент содержит в себе действие или бездействие, запрещенное административным правом. Что это значит? Действие или бездействие не может «покушаться» на определенные общественные отношения. В законодательстве фиксируются элементы, содержащие объективную сторону административного правонарушения. Повторяемость одного действия либо бездействия служит главным условием для того, чтобы признать какое-либо деяние преступлением, имеющим место быть. Повторное совершение злодеяния в законодательстве — это отягчающий факт. За ним может последовать более жесткое наказание. Повторное действие следует отличать от неоднократного. Также в рамках административного законодательства следует разделить длящееся и прекратившееся деяния.

    Виды преступлений

    Административное правонарушение может совершаться в первый раз или являться рецидивом. В первом случае к гражданину могут проявить снисхождение. В качестве наказания при этом используют предупреждение. Если же человек привлекается не единожды, то наказание будет более строгим, в соответствии с законодательством. К административным правонарушениям следует отнести, например, распитие алкогольных напитков с несовершеннолетними, курение в общественном месте, нахождение в состоянии алкогольного опьянения. Проступки могут носить различный, в том числе и комплексный характер, быть как дисциплинарными, так и административными одновременно. Еще одним примером является нарушение правил охраны природных ресурсов. Социальная значимость деяния является антиобщественной, если причиняет вред гражданам, обществу или государству.

    В каких случаях наказание не предусмотрено

    Например, лицо, не достигшее 16 лет, нарушило правила ПДД. Административное правонарушение было совершено – факт злодеяния есть. Однако человека нельзя привлечь к ответственности, так как в его действии отсутствует состав правонарушения административного характера. В соответствии с законодательством, к ответственности можно привлечь лицо, которое достигло 16 лет. Важно понимать, чем отличается состав административного правонарушения от смежных с ним преступлений. Разберемся с понятием. Составом административного правонарушения считается совокупность закрепленных нормативно-правовых актов. Если имеются таковые, то можно привлечь гражданина к ответственности, наложив на него соответствующее наказание.

    Субъекты

    К этой категории следует отнести физических и юридических лиц. Все субъекты разделены на 3 категории: общую, особую и специальную. В первую группу входят вменяемые граждане, возраст которых – от 16 лет. В качестве специального субъекта может выступать должностное лицо, родитель (либо оба), иностранец, находящийся на территории РФ и не пользующийся дипломатическим иммунитетом, а также лицо, не имеющее гражданства. К особой группе следует отнести военнослужащих, находящихся на сборах граждан, представители начальствующего либо рядового состава внутренних органов. За свои проступки эти люди несут ответственность в соответствии с дисциплинарными уставами. Но, к примеру, за такие действия, как нарушение пограничного режима, ПДД, таможенных положений и правил и прочих они понесут наказание в соответствии с общими нормами права.

    Административное правонарушение: понятие, признаки, юридический состав

    Элементы состава преступления

    Объект, субъект, объективная и субъективная сторона – вот основные компоненты. Рассмотрим их подробнее. Объект представляет собой общественные отношения. Они регулируются нормами права и охраняются мерами ответственности. В качестве объектов выступают нормы, требования закона и отдельные положения и акты. К примеру, хулиганство может выражаться в посягательстве на общественную безопасность. Законом не предусмотрено прямого запрета на совершение этого действия. Но наказанию преступник, тем не менее, подвергается. Это обеспечивается законодательно посредством административной ответственности.

    Состав административного правонарушения

    Деяние, содержащее такие признаки административного правонарушения как противоправность, виновность, наказуемость, не всегда может являться административным правонарушением, поскольку в конкретном деянии может отсутствовать состав административного правонарушения.

    Читайте так же:  Составьте схему основных и дополнительных административных наказаний

    Признаки административного правонарушения как понятия следует отличать от элементов и признаков состава конкретного административного правонарушения.

    Состав административного правонарушения — это совокупность признаков, при наличии которых конкретное деяние становится административным правонарушением.
    Состав административного правонарушения представляет собой совокупность нескольких элементов, заключающих в себе однотипную совокупность признаков: субъект, субъективная сторона, объект, объективная сторона.

    1) Объект административного правонарушения — это общественные отношения, охраняемые мерами административной ответственности, которым противоправным деянием наносится вред.

    Общим объектом для всех административных правонарушений является совокупность общественных отношений, урегулированных нормами административного и некоторых других отраслей российского права, которая охраняется мерами административной ответственности.

    Выделяют родовой объект административного правонарушения, который соответствует каждой из глав Особенной части КоАП РФ). Например, объектом правонарушений, сгруппированных в главе 5 КоАП РФ будут являться права граждан, в главе 7 КоАП РФ – отношения в области охраны собственности, в главе 12 КоАП РФ – отношения в области дорожного движения, и т.д.

    Выделяют непосредственный объект административного правонарушения, который определяется в каждой главе Особенной части КоАП РФ конкретным составом административного правонарушения.

    Например, непосредственным объектом посягательства, согласно статье 5.61 КоАП РФ будет являться честь и достоинство лица, родовой же объект, как указывалось выше – права граждан.

    2) Объективная сторона административного правонарушения — это совокупность признаков, характеризующих внешнее проявление данного правонарушения.

    Административное правонарушение – это, прежде всего противоправное деяние (действие или бездействие), а также наступившие вредные последствия и причинно-следственная связь между ними.

    Устанавливать причинно-следственную связь необходимо для определения обстоятельств наступления негативных последствий, т.е. для определения действительности наступления таких последствий в результате противоправного деяния, а не по иным причинам. Например, для привлечения к административной ответственности по статье 12.24 КоАП РФ («Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего») не достаточна констатация того обстоятельства, что после ДТП потерпевший месяц провел в больнице. Следует установить, мог ли водитель, соблюдая правила дорожного движения, избежать столкновения с пешеходом, или причинения вреда здоровью стало следствием неправомерных действий самого потерпевшего. Кроме того, необходимо установить, что кратковременное или длительное расстройство здоровья в указанный период стало последствием именно действий лица, нарушившего правила дорожного движения, а не иных событий, произошедших ранее. Указанные обстоятельства могут устанавливаться на основании заключений экспертов, медицинских заключений.

    Материальный состав правонарушения

    Вышеприведенный пример описывает материальный состав правонарушения, в объективную сторону которого всегда включается наступление негативных материальных последствий. Как в примере, указанном выше – вред здоровью лица. Последствием может быть возникновение пожара, причинение ущерба и проч. Материальный состав правонарушения предполагает, что если указанные соответствующей статье КоАП РФ последствия не наступили, то лицо к административной ответственности не привлекается.

    Формальный состав правонарушения

    Однако большинство составов правонарушений является формальным. Это означает, что для наступления административной ответственности лица не требуется наступления какого-либо вредного материального последствия. Поэтому нет нужды устанавливать и причинно-следственные связи. Вредные последствия административного правонарушения с материальным составом состоят, по мнению законодателя, по сути, в общественной опасности самого деяния. Например, в главе 12 КоАП РФ:

    • Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке (статья 12.1 КоАП РФ);
    • Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов на право управления им, регистрационных документов на транспортное средство (статья 12.3 КоАП);
    • Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена (статья 12.5 КоАП РФ);
    • Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (статья 12.7 КоАП РФ);
    • Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения (статья 12.8 КоАП РФ);
    • Превышение установленной скорости движения (статья 12.9 КоАП РФ)
    • и т.д.

    Факультативные признаки объективной стороны состава административного правонарушения

    К факультативным признакам традиционно относятся время, способ, место, повторность, систематичность, злостность, неоднократность деяния, характер его совершения.
    Например, состав мелкого хулиганства образуют действия, именно выражающее явное неуважение к обществу (признак «характер совершения«), и именно в общественных местах (признак «место«).

    3) Субъект административного правонарушения — физическое или юридическое лицо. Физическое лицо может быть привлечено к административной ответственности, если оно достигло 16-летнего возраста на момент совершения административного правонарушения и отвечает признаку вменяемости, т.е. отсутствием признаков психического нездоровья в момент совершения правонарушения.

    Общие субъекты правонарушения — любые вменяемые лица, достигшие 16 лет.

    Специальные субъекты правонарушения — должностные лица, несовершеннолетние, водители транспортных средств и проч.

    Особые субъекты правонарушения — военнослужащие, лица, имеющие специальные звания, и иные лица.

    4) Субъективная сторона административного правонарушения — это психическое отношение субъекта к противоправному действию или бездействию и его последствиям.

    Субъективная сторона административного правонарушения характеризуется прежде всего виной, т.е. особым осознанно-волевым отношением субъекта правонарушения к совершаемому деянию и его последствиям в форме умысла или неосторожности, о чем указывалось выше.

    Факультативными признаками субъективной стороны могут являться цель совершения правонарушения (представление правонарушителя о желаемом результате, к которому он стремится) и мотив (побуждение, которое толкает его на совершение правонарушения).

    • Например, статьей 5.22 КоАП РФ предусмотрено наказание за получение в избирательной комиссии, комиссии референдума избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме с целью проголосовать вместо избирателя..;
    • Статьей 7.12 КоАП РФ предусмотрено наказание за ввоз, продажу, сдачу в прокат или иное незаконное использование экземпляров произведений или фонограмм в целях извлечения дохода в случаях, если экземпляры произведений или фонограмм являются контрафактными…;
    • Статья 17.2 КоАП РФ содержит санкцию за вмешательство в деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации с целью повлиять на его решения.
    • Статья 20.3 КоАП РФ предусматривает ответственность за пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций. Мотивы действий следует учитывать при оценке вины правонарушителя. Такие мотивы должны быть обусловлены именно экстремистскими направленностями в понимании Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности».
    Читайте так же:  Мероприятия по ликвидации несанкционированных свалок

    Виды административных наказаний по КоАП РФ

    Статья 3.2 КоАП содержит исчерпывающий перечень наказаний за совершение административных правонарушений. Самым распространенным наказанием является штраф, размеры которого разняться в зависимости от объекта посягательства и совершившего правонарушение субъекта. Самым мягким видом наказания является предупреждение, наиболее суровым – административный арест. Неприятным для бизнеса видом наказания остается административное приостановление деятельности, а для автолюбителей — лишение специального права, предоставленного физическому лицу (т.е. лишение прав управления транспортным средством).

    Ответственность физического и юридического лица за одно и то же правонарушение

    Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо (см. статью 2.1 КоАП РФ с комментариями).

    Рекомендуем по теме:

    Александр Отрохов, Правовой центр «Логос», 12.04.2015г.

    16. Административное правонарушение: понятие, признаки, состав.

    Административное правонарушение — противоправное, виновное действие или бездействие физического или юридического лица, за которое КоАПом РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность. (ст.2.1 КоАП РФ)

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Антиобщественность предполагает наличие законодательно установленного перечня социальных ценностей, которые охраняются КоАПом (в ст.1.2. КоАП перечислены).

    Противоправность — вторичный признак. В объективном смысле прямой законодательный запрет под угрозой административного наказания. Противоправность означает, что совершением данного деяния обязательно нарушены нормы права.

    Виновность деяния подразумевает, что оно совершено при наличии вины. Недопустимость привлечения к административной ответственности пока не доказана вина лица, совершившего административное правонарушение.

    Формы вины – умысел и неосторожность (ст.2.2 КоАП).

    Вина физического лица. Формы вины:

    1.Умысел — лицо, совершившее административное правонарушение, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

    2.Неосторожность — лицо, совершившее административное правонарушение, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

    Вина юридического лица. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАПом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

    Наказуемость если лицо совершило деяние, обладающее ранее названными признаками, оно должно понести наказание. За совершение административного правонарушения должна быть установлена административная ответственность.

    Состав административного правонарушения совокупность юридически значимых признаков, необходимых и достаточных для квалификации содеянного по соответствующей статье или части статьи КоАПа РФ или закона субъекта РФ об административных правонарушениях.

    Состав административного правонарушения является основанием административной ответственности.

    Факультативные: цель (но бывают и обязательными в конструкции какого-либо состава)

    2) объективная сторона

    4) субъективная сторона.

    Только при наличии всех признаков состава административного правонарушения лицо, его совершившее, может быть привлечено к административной ответсвенности.

    Объект это общественные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности.

    Виды объектов административного правонарушения: 1) общий объект (совокупность всех общественных отношений, возникающих в сфере государственного управления, регулируемых нормами административного права и охраняемых нормами административной ответственности); 2) родовой объект (определенный круг односторонних общественных отношений (благ, ценностей), охраняемых единым комплексом административно-правовых мер, составляющих неотъемлемую и самостоятельную часть общего объекта); 3) видовой объект (определенная группа общественных отношений, которые охраняются административно-правовыми нормами, общих для ряда правонарушений одного рода); 4) непосредственный объект (конкретные общественные отношения, охраняемые административно-правовыми нормами, которым причиняется ущерб данным правонарушением); 5) дополнительный объект (общественные отношения, которым причиняется ущерб правонарушением, но они не выступают в качестве основного объекта правоохраны, а дополняют его); 6) факультативный объект (общественные отношения, которым в зависимости от складывающихся условий может быть причинен ущерб, а может быть и не причинен). Объективная сторона – система предусмотренных нормами права признаков, характеризующих внешнее проявление административного правонарушения.

    Объективная сторона включает следующие обязательные признаки:

    1.противоправное деяние (в форме действия или бездействия)

    2.наступившие вредные последствия

    3.причинно-следственная связь между деянием и наступившими последствиями.

    Противоправное деяние — это сознательное, волевое действие или бездействие, причинившее вред охраняемым общественным отношениям.

    Противоправное действие — это общественно опасное, активное, осознанное, волевое поведение субъекта, причинившее вред охраняемым общественным отношениям.

    Читайте так же:  Рассрочка оплаты штрафа по административному правонарушению

    Противоправное бездействие — противоправное пассивное поведение субъекта, обязанного действовать определенным образом.

    Общественно вредные последствия — негативные изменения, происходящие (наступившие) в общественных отношениях в результате противоправного деяния.

    Состав :1. формальный 2.материальный

    Формальный состав не предусматривает наступления вредных последствий, ответственность наступает лишь за совершение противоправного деяния вне зависимости от наступления вредных последствий. Встречается наиболее чаще.

    Материальный состав включает обязательное наступление вредных последствий.

    Причинно-следственная связь — это объективная связь между общественно опасным деянием и наступившими вредными последствиями, при которой данное деяние определяет появление данного последствия.

    Объективная сторона включает следующие факультативные признаки (присуще не всем составам административных правонарушений): время, место, способ, характер совершения деяния, его повторность, злостность и др.

    Субъект физическое или юридическое лицо, совершившие административное правонарушение. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет. Не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики. Субъекты, совершившие административное правонарушение делятся на:

    1.общие – любые вменяемые лица, достигшие возраста 16 дет

    2.специальные – субъекты, обладающие специальными признаками (должностные лица, несовершеннолетние, иностранные граждане и др.

    3.особые – военнослужащие, лица, имеющие специальные звания, и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о службе.

    Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Субъективная сторона — это психическое отношение субъекта (физического лица), совершившего административное правонарушение, к противоправному деянию и его последствиям.

    Обязательный признак субъективной стороны – вина. Вина — это сознательное, волевое отношение субъекта к совершенному им общественно опасному деянию и к наступившим последствиям, выраженное в форме умысла или неосторожности.

    Факультативные признаки субъективной стороны – цель, мотив (могут быть и обязательными в конструкции какого-либо состава).

    Цель — предполагаемый результат, к которому стремится правонарушитель; желаемые последствия, которые должны наступить в результате совершения административного правонарушения. Мотив — то побуждение, которое толкает правонарушителя к совершению правонарушения.

    Не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

    Возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения

    При малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

    Административное правонарушение общество

    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Смотреть что такое «Административное правонарушение» в других словарях:

    административное правонарушение — в сфере охраны труда: противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие физического лица или юридического лица, связанное с нарушениями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих… … Российская энциклопедия по охране труда

    АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ — противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена… … Юридическая энциклопедия

    Административное правонарушение — противоправное, виновное действие или бездействие (бездействие) физического или юридического лица, за которое законодательством (Кодексом РФ об административных правонарушениях) предусмотрена административная ответственность. В зависимости от… … Элементарные начала общей теории права

    АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ — (проступок) посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое… … Юридический словарь

    Административное правонарушение — противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КАП России или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия

    Административное правонарушение — (англ. administrative offence/violation of the law) посягающее на гос ный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или … Энциклопедия права

    АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ — противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в… … Энциклопедия российского и международного налогообложения

    Административное правонарушение — противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена а.о. (п. 1 ст. 2.1 КоАП РФ). Оно характеризуется следующими… … Большой юридический словарь

    АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ — правонарушение, посягающие на установленный законом государственный или общественный порядок, на отношения, складывающиеся в процессе исполнительной и распорядительной деятельности государственных органов (нарушение правил противопожарной… … Энциклопедический словарь экономики и права

    Читайте так же:  Административный штраф за распространение материала с экстремизмом

    АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ — (административный проступок) в РФ это посягающее на государственный и общественный порядок,собственность,права и свободы граждан, установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие,… … Энциклопедия юриста

    Глава 2. Административное правонарушение и административная ответственность (ст.ст. 2.1 — 2.10)

    Глава 2. Административное правонарушение и административная ответственность

    >
    Административное правонарушение
    Содержание
    Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ)

    © ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

    Что такое административное правонарушение?

    В Российском сборнике законов достаточно много места отведено для трактовки различных нормативных понятий. Среди них и термин «административное правонарушение». Что это такое? Какие деяния подпадают под данную категорию? Чем это чревато? Об этом мы и поговорим в данной статье. Мы подробно разберем, что собой представляет административное правонарушение (примеры преступлений будут приведены в обязательном порядке) и какого наказания следует ожидать за содеянное.

    Состав административного правонарушения

    Составом административного правонарушения является совокупность закрепленных в нормативно-правовых актах признаков, наличие которых может повлечь административную ответственность. Признаки состава административного правонарушения:

    Объект

    Первую группу объектов административных правонарушений составляют общественные отношения, которые непосредственно урегулированы нормами различных отраслей права, в частности, земельного, финансового, экологического, трудового, гражданского и иных. Данные общественные отношения образуют только общий объект административного правонарушения.

    Второй разновидностью объекта административного правонарушения выступает родовой объект. В качестве родового объекта действующее административное законодательство предусматривает административную ответственность за совершение конкретного посягательства в рамках какой -либо конкретной главы КоАП РФ.

    Примером родового объекта административного правонарушения может служить

    • правонарушения в сфере реализации прав граждан;
    • правонарушения в сфере охраны окружающей среды;
    • правонарушения в сфере предпринимательской деятельности ;
    • иные.

    Видовые объекты есть третья разновидность объектов административных посягательств.

    Видовые объекты стоит признавать в качестве специфичных групп общественных отношений, которые располагаются в рамках конкретной главы административного законодательства. Например, глава 8 КоАП РФ предусматривает наступление административной ответственности за правонарушения в сфере охраны окружающей среды и природопользования. Именно с помощью видового объекта административного правонарушения возможно разграничить и детализировать общественные отношения между собой.

    Непосредственный объект – это четвертая группа общественных отношений. Непосредственным объектом выступают общественные отношения, которым причиняется ущерб. Например, право пользования, владения и распоряжения каким-либо имуществом. Кроме того, в качестве непосредственного объекта выступают правила, запреты, требования, предписания.

    Объективная сторона

    Объективной стороной административного правонарушения является система установленных нормами права признаков, которые характеризуют внешнее проявление этого правонарушения.

    Объективная сторона состава характеризует правонарушение как акт внешнего поведения правонарушителей и включает, в частности, такие признаки состава административного правонарушения, как противоправное действие или бездействие и наступившие вредные последствия.

    Нарушение водителем транспортного средства ПДД выражается в различных противоправных действиях: превышении установленной скорости движения, несоблюдении требований дорожных знаков, проезде на запрещающий сигнал светофора, пересечении сплошной линии разметки и других. Вредными последствиями данных действий могут быть: формирование опасности в дорожном движении, помехи иным участникам движения, аварийной ситуации, осуществлении ДТП.

    Кроме противоправного деяния и причиненных вредных последствий 3-й составной частью объективной стороны правонарушения является и такой признак, как причинно-следственная связь между таким деянием и наступившими в итоге него вредными последствиями.

    Установить данную причинно-следственную связь — значит выявить обстоятельства возникновения вредных последствий, определить, наступили они в итоге противоправного деяния или по иным причинам, как это деяние повлияло на величину таких последствий и другое

    Субъект

    Субъектом административного правонарушения является лицо, которое совершило общественно опасное деяние и способно нести административную ответственность (обладает административной деликтоспособностью). Согласно действующего законодательства, субъектами административных правонарушений являются индивидуальные субъекты и юрлица.

    Индивидуальными субъектами являются физлица, которые достигли 16-летнего возраста и обладают вменяемостью.

    Вменяемостью является способность физлица, которое достигло 16-летнего возраста, осознавать фактический характер своего деяния, его общественную опасность и руководить им.

    Индивидуальные субъекты административных правонарушений делятся на общие (которые достигли 16-летнего возраста, вменяемые) и специальные (которые отражают особенности трудового, служебного положения; прошлое противоправное поведение, другие особенности правового статуса граждан).

    Одним из специальных субъектов являются должностные лица.

    Субъективная сторона

    Вина выступает в качестве главного признака субъективной стороны. Вина может выражаться в двух формах, в виде умысла и в виде неосторожности.

    Умышленная форма вины подразделяется на две разновидности, а именно, прямой умысел и косвенный умысел. При совершении правонарушения с прямым умыслом лицо сознает общественно опасный характер своего деяния, предвидит неизбежность или реальную возможность наступления общественно опасных последствий и желает их наступления.

    При косвенном умысле лицо, совершая правонарушение, осознает общественно опасный характер совершенного деяния, предвидит возможность (вероятность) наступления его общественно опасных последствий хотя и не желает, но сознательно допускает их наступление.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Второй формой вины в совершении административного правонарушения признается неосторожность, при которым лицо, совершившее правонарушение, предвидело возможность наступления общественных последствий, но сознательно рассчитывало на предотвращение таких последствий, либо не предвидело возможности наступления таких последствий.

    Источники

    Административное правонарушение общество
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here