Административное судопроизводство по делам административных правонарушений

Предлагаем ознакомится с материалом в статье: "Административное судопроизводство по делам административных правонарушений". Здесь собрана и обработана информация из авторитетных источников. Если вы все же не найдете ответ на свой вопрос, дочитайте статью до конца, если же и после этого не получите ответ, то обратитесь к дежурному консультанту.

Административное судопроизводство по делам административных правонарушений

Автострахование

  • Жилищные споры

  • Земельные споры

  • Административное право

  • Участие в долевом строительстве

  • Семейные споры

  • Гражданское право, ГК РФ

  • Защита прав потребителей

  • Трудовые споры, пенсии

    • Главная
    • Кодекс административного судопроизводства РФ

    Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ с последними изменениями, внесенными Федеральным законом от 02.12.2019 N 406-ФЗ.

    Начало действия редакции — 27.01.2020 года (ред. 22).

    Первоначальный текст документа опубликован в «Собрании законодательства РФ» 09.03.2015, N 10, «Российской газете» N 49, 11.03.2015.

    Кодекс административного судопроизводства РФ (далее — КАС РФ) вступил в силу в силу с 15 сентября 2015 года.

    КАС РФ регулирует процедуру административного судопроизводства при рассмотрении судами общей юрисдикции административных дел (дел, возникающих из публичных правоотношений и некоторых «непубличных»).

    Однако не стоит путать с производством по делам об административных правонарушениях. Данную категорию дел КАС РФ не регулирует.

    Как и раньше, дела о привлечении к административной ответственности граждан (физических лиц) рассматриваются судами общей юрисдикции по правилам Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ).

    По-прежнему дела о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматриваются арбитражными судами, в соответствии с АПК РФ и Кодексом РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ).

    В порядке, предусмотренном КАС РФ не подлежат рассмотрению и любые иные дела, отнесенные к компетенции арбитражных судов.

    Вступление в силу КАС РФ

    См. Федеральный закон от 08.03.2015 N 22-ФЗ «О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации»

    Дела, рассматриваемые по правилам КАС РФ. Статья 1 КАС РФ содержит перечень категорий дел, подлежащих рассмотрению судами общей юрисдикции по правилам нового Кодекса административного судопроизводства.

    Разъяснения о применении судами ряда норм права КАС РФ содержатся в следующих Постановлениях ВС РФ:

    • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами кодекса административного судопроизводства РФ». См. также:
    • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2019 N 25 «О некоторых вопросах, связанных с началом деятельности кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции»
    • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2019 N 26 «О некоторых вопросах применения Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в связи с введением в действие Федерального закона от 28 ноября 2018 года N 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

    8 марта 2015 года

    РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
    ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

    КОДЕКС
    АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Принят
    Государственной Думой
    20 февраля 2015 года

    Одобрен
    Советом Федерации
    25 февраля 2015 года

    Особенности административного судопроизводства

    То, что административное судопроизводство имеет свои особенности, известно уже давно, именно поэтому на территории РФ был введен отдельный нормативно-правовой акт – Кодекс административного судопроизводства РФ. Подробнее об этом в нашей статье.

    Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону +7 (499) 288-21-46 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

    Одним из главных вопросов, возникающих у сторон спора, является – когда спор следует считать административным? Ответ на этот вопрос прост – когда спор связан с деятельностью организаций, в том числе органов власти и физических лиц, имеющих властные полномочия, когда просматривается нарушение субъективных прав гражданина либо создание помех в их осуществлении. Отсюда вытекает и основная особенность судопроизводства по административным делам – необходимость обращения в судебный орган представлена намерением устранить существующую либо потенциально возможную преграду в осуществлении прав и законных интересов истца.

    Важно! Дела административного судопроизводства до 15 сентября 2015 г. рассматривались исключительно в рамках норм Гражданского процессуального кодекса РФ, в последующем был принят новый Кодекс и дела стали рассматриваться в порядке КАС РФ.

    Судебное разбирательство по административному делу

    Не секрет, что решение об удовлетворении требования административного истца либо в отказе таковых, принимается судом только после проведения судебного разбирательства, которое начинается после подачи административного иска и принятия его к производству. Именно в ходе судебного разбирательства сторонам предоставляется возможность объяснить свою позицию по делу, предоставить возражения или предпринять иные меры по доказыванию своей правовой позиции.

    Как осуществляется

    Дело может быть возбуждено постановлением прокурора по результатам проверки или реагирования на жалобы, обращения граждан. Ответственность за нарушение прав может быть объявлена на месте совершения. Выносится предупреждение или назначается штраф. В таком случае протокол не составляется, постановление выносится сразу.

    За разные виды правонарушений предусмотрено семь типов наказаний:

    Дополнительная информация! Штраф не применяется к лицам особой группы: военнослужащим, курсантам.

    • Предупреждение в письменной форме, если деяние совершено впервые.
    • Штраф. Размер зависит от степени злодеяния и суммы прожиточного минимума в данный период (от пяти до 150 тысяч рублей). Сумма штрафа не должна быть меньше стоимости причиненного ущерба.
    • Возмещение предмета порчи.
    • Конфискация имущества.
    • Исправительные работы, труд во время которых не оплачивается. Осуществляются они в свободное от основной деятельности время, не более четырех часов в день, в сумме — не больше двухсот. Не применяется к беременным женщинам, инвалидам.
    • Лишение прав на управление автотранспортом — от месяца до трех лет, если автомобиль не является единственным источником дохода.
    • Арест на срок до пятнадцати суток. При особо злостных нарушениях возможно задержание на три часа.

    Лишение водительских прав

    Трудности при определении наказания возникают при производстве дел за неуплату налогов, о нарушении правил ПДД и совершении проступков несовершеннолетними гражданами.

    Порядок производства по делам об административных нарушениях

    В схеме данных дел выделяется четыре этапа рассмотрения, которые вместе называются производством.

    Порядок осуществляется в такой последовательности:

    1. Возбуждение дела. Для этого необходим повод — информация в виде заявления или другого подтверждения нарушения закона. Должно быть и основание — доказательство содеянного.
    2. Процесс рассмотрения дела. Это главная и центральная часть в порядке рассмотрения.
    3. Пересмотр дела в случае, если подается прошение об этом. По итогам пересмотра постановление по делу может остаться в силе или будет отменено. Постановление может быть вынесено о прекращении дела или о назначении наказания
    4. Исполнение решений. Иногда решение о возбуждении дела выносится в форме определения. Такая ситуация предполагает административное разбирательство.
    5. Потерпевший или законный представитель, защитник могут обжаловать постановление ввышестоящем суде. Жалобы подаются в письменном виде, за нее не надо платить госпошлину, обратиться с ней надо в десятидневный срок. Рассматриваются жалобы по таким делам в ускоренном режиме в течение пяти дней.
    Читайте так же:  К загрязнением окружающей среды относятся тест

    Определение выносится при нарушении налоговой антимонопольной страховой категории закона (ст.28.7 КОАП). Источники доказательств в данном производстве:

    • объяснительная записка;
    • протокол;
    • материалы судебного разбирательства;
    • вещественные и документальные доказательства;
    • свидетельские показания.

    На первой стадии рассмотрения находится протокол. Он составляется сразу после обнаружения проступка. Это ускоренный вариант. Для сбора данных должностному лицу обычно дается две недели. Чтобы не нарушить право лица, на которого составлен протокол, должна быть соблюдена следующая последовательность:

    1. Необходимо объяснить лицу его обязанности и права, согласно ст.25.1 КОАП. В протоколе делается отметка об этом.
    2. Дать возможность лицу ознакомиться с содержанием, сделать свои замечания, дать, если необходимо, объяснения. Если он с чем-то не согласен, надо об этом указать в тексте.
    3. В случае неявки участника правонарушения процедура составления протокола пройдет без него. Копия будет направлена ему для ознакомления в трехдневный срок.
    4. Подписать бумагу должны лица: составляющий и провинившийся. В случае отказа последнего поставить свою подпись, этот факт зафиксируется.
    5. Под расписку копия короткого конспекта составленного протокола должна быть вручена гражданину.

    Порядок осуществления судебного разбирательства по административному делу

    Важно! При принятии административного иска к рассмотрению стороны и лица, участвующие в деле, обязательно извещаются о времени и месте судебного заседания повесткой либо другим способом, позволяющим зафиксировать факт того, что информация ими получена.

    Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону +7 (499) 288-21-46 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

    Судебный процесс по административным исковым заявлениям осуществляется, как правило, устно, исключением являются дела, рассматриваемые в порядке упрощенного производства. При посещении суда участники должны иметь при себе документ, удостоверяющий личность (представитель – паспорт, оригинал доверенности на представление интересов и диплом о высшем юридическом образовании) и документы/их копии, которые не были приложены к иску, но которые лицо намеревается приобщить к делу. Разбирательство в суде по административному делу всегда начинается с открытия судебного заседания, после чего проверяется явка лиц, участвующих в деле, им разъясняются их права. При наличии оснований для отвода судьи заявитель должен сообщить о них именно на этой стадии. Поскольку свидетели должны быть удалены из зала суда до их допроса, при их присутствии в зале нужно подать ходатайство о вызове свидетеля после открытия судебного заседания.

    Важно! Выступать в суде, давать объяснение и обращаться с вопросом стороны могут только с разрешения судьи.

    После доклада судьи о деле по существу заслушиваются стороны процесса – истец, ответчик и заинтересованные лица, которые могут задавать друг другу вопросы, равно как и судья. Заслушав стороны, судебное разбирательство продолжается исследованием имеющихся доказательств по делу, в ходе которого стороны вправе давать пояснения при необходимости. Следующая стадия судебного разбирательства – судебные прения, которые заключаются в выступлении истца и ответчика, при этом последняя реплика всегда принадлежит административному ответчику. Важно отметить, что при судебных прениях уже нельзя ссылаться на доказательства, которые не были исследованы судом, однако закон позволяет судье при необходимости выявления определенных обстоятельств вынести определение о возобновлении рассмотрения дела по существу и вернуться к началу судебного разбирательства. По окончанию судебных прений суд удаляется в совещательную комнату, затем возвращается и оглашает решение суда по конкретному делу.

    Отложение судебного разбирательства по административному делу

    Обычный порядок осуществления судебного разбирательства по административному делу является наиболее оптимальным и часто встречающимся вариантом, поскольку представляет собой достаточно быстрый и эффективный способ защиты нарушенного права. Однако, в ряде случаев в ходе судебного заседания судьей может быть вынесено определение об отложении разбирательства по следующим основаниям:

    • в силу необходимости осуществить другие процессуальные действия, например, назначить экспертизу или пригласить специалиста;
    • если одна из сторон подала ходатайство о предоставлении дополнительных доказательств по делу;
    • в случае, если судом было признана обязательная явка лица, которое отсутствует в судебном заседании, при условии, что это лицо было извещено надлежащим образом;
    • если, по мнению суда, данное административное дело не может быть рассмотрено в назначенном судебном заседании.

    Во всех указанных выше случаях суд выносит определение об отложении судебного разбирательства и назначает дату и время нового судебного заседания, которое в следующий раз начинается сначала.

    Особенности судопроизводства при рассмотрении административного дела об оспаривании решений органа власти, действий должностного лица

    Производство по делам об административных правонарушениях

    Производство по делам об административных правонарушениях — это процессуальная деятельность, которая выполняет нормативные предписания. Последовательность рассмотрения административных дел является частью процесса по определению санкций к нарушителям за содеянный поступок, в то же время создает условия в области законных прав гражданина.

    Особенности судопроизводства при рассмотрении административного дела о признании нормативно-правового акта недействующим

    Исковое заявление о признании нормативно-правового акта недействующим может быть подано любым лицом, на которое он распространяется, а также чьи права затрагивает либо в отношении которого он был применен и в результате чего были нарушены права данного лица.

    Важно! Законодатель не устанавливает срок исковой давности по таким искам, то есть иск может быть подан в течении всего времени действия оспариваемого нормативно-правового акта. Также отметим, что проверка на соответствие Конституции РФ проводится исключительно в специальном порядке, следовательно, указанный вопрос в рамках КАС РФ рассматриваться не может.

    По делам о признании недействующим нормативно-правового акта встречный иск не допускается, при этом участие в деле представителя считается обязательным, если только непосредственно истец не имеет высшего юридического образования. К административному иску по таким делам обязательно прикладываются:

    • копия нормативно-правового акта;
    • реквизиты документа, которому приложенный акт противоречит;
    • указывается какие права уже нарушены или в сумме угроза их нарушения в будущем;
    • доказательства факта, что истец является субъектом правоотношений, регулируемых оспариваемым нормативно правовым актом и другое, предусмотренное статьей 209 КАС РФ.

    Важно! В ходе судебного разбирательства истец вправе ходатайствовать о применении только одной меры предварительной защиты, а именно: запретить применение данного правового акта или отдельных его положений в отношении иска по административному делу.

    Срок рассмотрения исков по указанным делам составляет 2 месяца со дня подачи заявления, либо 3 месяца, если дело подсудно ВС РФ. В деле обязательно участие прокурора, который будет являться субъектом обжалования судебного решения. Более того, поскольку суд не связан доводами истца и обязан самостоятельно проверить законность правового акта, он может признать обязательной явку представителя органа власти, что означает невозможность применения упрощенной системы судопроизводства. При этом на административного ответчика возлагается обязанность доказать наличие полномочий на принятие правового акта, соблюдение его вида и формы, процедуры принятия, а также опубликование и регистрации.

    Важно! В административном судопроизводстве по вопросам оспаривания правовых актов недопустимо заключение соглашений либо прекращения дела в связи с отказом от иска, признания этого иска ответчиком, утраты его силы или его отмены в период рассмотрения административного дела.

    Сроки и решения в административном судопроизводстве

    При правильной подготовке документов и подаче административного иска истцом суд обязан вынести одно из нижеследующих процессуальных решений:

    1. О принятии иска к производству и подготовке дела к судебному разбирательству. Такое решение принимается судьей в течении 3-х дней с момента поступления ему иска, копии иска и необходимые приложения направляются ответчику для ознакомления.
    2. Об отказе в принятии иска. Такое решение выносится в форме мотивированного определения, на основании норм, установленных статьей 128 КАС РФ. Определение может быть обжаловано в частном порядке, повторная подача административного иска не допускается.
    3. Об оставлении искового заявления без движения в связи с необходимостью исправления недостатков, в частности касается документов, прилагаемых к иску и определении судебных расходов. Очень важно соблюдение сроков, установленных судьей для исправления недостатков, в противном случае иск будет возращен заявителю и считается не поданным. После исправления ошибок заявление принимается к производству и сроки по рассмотрению дела начинают течь с момента подачи иска первоначально.
    4. О возвращении иска заявителю. Как правило, такое решение принимается при несоблюдении досудебного порядка урегулирования спора, при нарушении правил подсудности и прочие.
    Читайте так же:  Административные штрафы днр

    Срок рассмотрения административного дела не должен превышать 2-х месяцев с момента поступления искового заявления в суд. В случае, если дело рассматривает Верховный суд, то срок рассмотрения не должен превышать 3-х месяцев. Указанные сроки могут быть продлены не более чем на один месяц председателем суда, при этом истец не может воспользоваться правом на подачу заявления об ускорении рассмотрения дела в судебном процессе.

    Какие нарушения считаются административными

    Действия, нарушившие права и свободы граждан, общественный порядок относятся к КОАП (кодексу об административных правонарушениях), который определяет виды антиобщественных деяний:

    • Мелкое хулиганство, отказ повиноваться сотруднику органов внутренних дел, дружиннику, военнослужащему при нарушении порядка.
    • Распитие алкогольных напитков, появление в нетрезвом виде в общественных местах, недостойное поведение, задевающее моральные понятия общества.
    • Курение в общественных местах.
    • Нарушение ДПП, правил охоты, рыболовства, уничтожение природных ресурсов, в результате которого наносится вред обществу и отдельным гражданам.
    • Нарушение избирательных прав.
    • Незаконные операции с денежными платежными документами. Мелкое хищение (кража в супермаркете)

    Противоправные действия могут быть умышленными или совершенными по неосторожности.

    Обратите внимание! К административному наказанию можно привлечь гражданина, начиная с шестнадцатилетнего возраста.

    Повторное совершение данного проступка отягчает факт преступления. За это предусматривается наказание строже. Надо отличать неоднократное действие от повторного деяния.

    Все субъекты административных правонарушений делятся на три группы:

    В первой группе все дееспособные граждане от шестнадцати лет. Ко второй относятся военнослужащие, работники внутренних органов. К третьей — должностные лица, родители несовершеннолетних, иностранцы, лица без гражданства.

    Для того, чтобы признать антиобщественное деяние, надо предъявить доказательства, свидетелей, при этом доводы самого обвиняемого не являются обязательными. Так как данный вид преступления не является уголовным, лишение свободы не предусмотрено.

    Обратите внимание! Если оно совершено впервые, наказанием может стать предупреждение.

    Что необходимо знать

    Основные принципы производства по ДОАПН: объективный подход, требования законности, презумпция невиновности, гласность. А также следование основному принципу: «Перед законом все равны».

    Доказательства для установления истины должны иметь правовой характер. Они устанавливаются протоколами, объяснениями, заключениями экспертов, показаниями потерпевших, вещественными доказательствами, материалами видео и фотосъемок со средств наблюдения (за движением на дорогах), измерительными приборами.

    Кто имеет право на административное задержание? Органы внутренних дел: полиция, военнослужащие, дружинники, дорожный патруль.

    Срок давности административных правонарушений меньше, чем при уголовной ответственности. Наказания за такие преступления мягче, к судимости они не приводят. Жалоба рассматривается судьей и имеет такие решения:

    • Оставить постановление без изменений.
    • Отменить его, отправить дело на доследование.
    • Изменить меру наказания.
    • Отменить неправомочное постановление.

    Обратите внимание! Решение по жалобе тоже не является окончательным, подавать ее можно дважды. Документ вступает в силу после обжалования.

    Административный штраф можно заплатить в течение трех месяцев, если материальное положение не позволяет. Отсрочить можно и арест по уважительным причинам. Действие постановления прекращается только в случае амнистии, отмены закона, смерти лица, истечении срока давности, исполнения.

    В чем состоит отличие понятий «административное судопроизводство», «административная юстиция», «административный процесс»?

    Под административной юстицией принято понимать рассмотрение и разрешение в судебном порядке споров граждан и юридических лиц с субъектами публичной власти (административными органами) по вопросам их властной деятельности. Можно сказать иначе: административная юстиция — это рассмотрение судами жалоб граждан и юридических лиц на властные деяния субъектов публичной власти.
    Возможны и иные определения. Но подавляющее большинство ученых называет следующие признаки административной юстиции:
    1) это правосудие, т.е. деятельность судов в процессуальной форме;
    2) она состоит в рассмотрении и разрешении споров между гражданами, юридическими лицами и субъектами административной власти;
    3) это споры по поводу законности и обоснованности властных действий (бездействия).

    Читайте так же:  Запрет курения в рабочее время

    И основное отличие между административной юстицией и административным судопроизводством состоит в том, что первая может быть и гражданским (арбитражным), и административным судопроизводством.
    Ю.Н. Старилов прав, когда утверждает, что Россия переходит к административному судопроизводству, в частности, рассмотрение жалоб на постановления о привлечении к административной ответственности с 1 июля 2002 г. производится в судах общей юрисдикции по нормам КоАП РФ, а не по нормам ГПК РФ, как это было раньше. Конечно, хотелось бы, чтобы такой переход происходил быстрее. Но можно прогнозировать, что еще многие годы в нашей стране административные дела будут рассматриваться судами и в порядке гражданского судопроизводства.
    Второе отличие административной юстиции от административного судопроизводства состоит в том, что последнее включает и споры между субъектами публичной власти, например между прокуратурой и областной думой, правительством области и главой муниципального образования, двумя органами исполнительной власти. Такие споры не могут быть отнесены к административной юстиции.

    Третье отличие: в рамках административного судопроизводства мировые судьи, судьи районных судов рассматривают в порядке, установленном КоАП РФ, дела об административных правонарушениях. В Федеральном законе от 17.12.1998 N 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» (в ред. от 05.04.2005) четко сказано, что судьи осуществляют правосудие и по делам об административных правонарушениях. Конституционный Суд РФ в ряде своих постановлений отметил, что рассмотрение судами дел об административных правонарушениях является (должно быть) частью административного судопроизводства независимо от того, осуществляется оно судом общей юрисдикции или арбитражным судом. Очевидно, что, привлекая граждан, юридических лиц к административной ответственности, суды не занимаются административной юстицией.
    Четвертое отличие: рассмотрение конституционными и уставными судами жалоб граждан на незаконность ограничивающих их права нормативных актов — тоже разновидность административной юстиции. Но это конституционное, а не административное судопроизводство.

    Административный процесснаправлен прежде всего на обеспечение реального действия регулятивных норм различных отраслей права, определяющих права и обязанности физических лиц и организаций в соответствующих, возникающих в жизни материальных правоотношениях. Основной задачей административного процесса является приведение в действие государственно-правового механизма, позволяющего гражданам и организациям реализовать возникшие у них в правоотношениях соответствующие субъективные юридические права и обязанности. В частности, в ходе административного процесса компетентными административными органами обеспечивается реализация таких важнейших прав граждан, как право на осуществление предпринимательской деятельности, на образование, на социальную защиту, на жилище, авторское право, а также исполнение таких основных обязанностей, как уплата налогов и несение военной службы.

    В то же время в рамках административного процесса осуществляется применение компетентными органами и должностными лицами исполнительной власти охранительных норм в целях обеспечения законности и правопорядка в государстве. Примерами правоохранительной деятельности, осуществляемой в административно-процедурной форме, являются, в частности, административный надзор, применение мер административного принуждения, рассмотрение дел об административных правонарушениях.

    В ходе административного процесса происходит применение не только административно-правовых норм, но и норм других отраслей права, в частности, финансового, земельного, экологического, гражданского, трудового, семейного, которые могут быть реализованы только в результате властно-организующей деятельности соответствующих органов исполнительной власти или органов местного самоуправления. Например, в процессе государственной регистрации юридических лиц и лицензирования их деятельности обеспечивается применение соответствующих норм гражданского права, в процессе государственной регистрации брака — норм семейного права, в процессе налогового контроля — норм финансового права и т.п. В связи с этим представляется неверным существующее в науке административного права понимание административного процесса как деятельности органов исполнительной власти по применению только административно-правовых норм.

    Таким образом, в отличие от судопроизводства административный процесс обеспечивает реализацию регулятивных норм права непосредственно. В рамках судебного процесса независимо от вида судопроизводства (конституционного, административного, уголовного, гражданского или арбитражного) происходит в первую очередь применение охранительных правовых норм и только потом на их основе — регулятивных норм права в целях защиты и восстановления нарушенных прав граждан и юридических лиц.

    Административное судопроизводство является в соответствии с ч. 2 ст. 118 Конституции РФ одним из видов судебного процесса и поэтому никак не может рассматриваться в качестве административного процесса. Административное судопроизводство или административная юстиция — это деятельность суда по рассмотрению конкретных юридических дел, возникающих только из административно-правовых отношений и связанных с нарушением прав физических лиц и организаций в этих правоотношениях.

    Административный процесс в отличие от административного судопроизводства — это деятельность несудебных, т.е. административных, органов по разрешению конкретных юридических дел, возникающих не только из административных, но и из других видов правоотношений и связанных во многих случаях не с нарушениями прав физических лиц и организаций, а с необходимостью реализации этих прав и исполнением возложенных на них обязанностей.

    Как соотносятся между собой понятия «административное дело» и «административный спор».

    Предметом административно-судебной юрисдикции является административно-правовой конфликт, выражающийся в двух своих разновидностях (административном споре и административном правонарушении) и получающий оформление как административное дело (дело в связи с оспариванием административных действий и решений либо дело об административном правонарушении);

    Понятие «административное дело» шире понятия «административный спор», так как административное дело, возникающее из управленческих (административных) правоотношений, где одним из субъектов всегда является исполнительный орган публичной власти (государственной или муниципальной), может иметь место как при наличии административного спора (в случае административной жалобы или административного иска), так и при его отсутствии (привлечение судом правонарушителя к административной ответственности, административное судебное санкционирование и т.д.).

    Задача № 2.

    Определите категории дел, которые суды общей юрисдикции рассматривают в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации:

    1) об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части;

    Статья 20. КАС Административные дела, подсудные верховному суду республики, краевому, областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и суду автономного округа

    Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа рассматривают в качестве суда первой инстанции административные дела:

    2) об оспаривании нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований;


    2) о прекращении деятельности средств массовой информации;

    Читайте так же:  Какой мерой является административное задержание

    Статья 20. КАС Административные дела, подсудные верховному суду республики, краевому, областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и суду автономного округа

    Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа рассматривают в качестве суда первой инстанции административные дела:

    6) о прекращении деятельности средств массовой информации, продукция которых предназначена для распространения на территории одного субъекта Российской Федерации;

    3) об отказе в совершении нотариальных действий;

    «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» (утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1) (ред. от 29.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016)

    Статья 49. Обжалование нотариальных действий или отказа в их совершении

    Заинтересованное лицо, считающее неправильным совершенное нотариальное действие или отказ в совершении нотариального действия, вправе подать об этом жалобу в районный суд по месту нахождения государственной нотариальной конторы (нотариуса, занимающегося частной практикой).

    Возникший между заинтересованными лицами спор о праве, основанный на совершенном нотариальном действии, рассматривается судом или арбитражным судом в порядке искового производства. (в порядке гпк)


    4) об оспаривании решений, действий (бездействия) квалификационных коллегий судей;

    Статья 21. КАС Административные дела, подсудные Верховному Суду Российской Федерации

    Верховный Суд Российской Федерации рассматривает в качестве суда первой инстанции административные дела:

    Видео (кликните для воспроизведения).

    3) об оспаривании решений Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и решений квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации о приостановлении или прекращении полномочий судей либо о приостановлении или прекращении их отставки, а также других решений квалификационных коллегий судей, обжалование которых в Верховный Суд Российской Федерации предусмотрено федеральным законом;


    5) об административных правонарушениях;

    Раздел IV. ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ

    ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

    Глава 24. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    Статья 24.1. Задачи производства по делам об административных правонарушениях

    Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

    6) об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости;

    Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости»

    С учетом того, что сведения о кадастровой стоимости объектов недвижимости являются сведениями федерального государственного информационного ресурса (государственного кадастра недвижимости), носят общедоступный характер и используются для определения налоговых и иных платежей, утверждаются решением исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или решением органа местного самоуправления, оспаривание сведений о результатах определения кадастровой стоимости осуществляется по правилам производства по делам, возникающим из публичных правоотношений; с 15 сентября 2015 года по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (пункт 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Закон о кадастре), статья 24.12 Закона об оценочной деятельности, глава 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее — КАС РФ), статья 1 Федерального закона от 8 марта 2015 года N 22-ФЗ «О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации»).


    7) о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке;

    Глава 30. ПРОИЗВОДСТВО ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ

    О ГОСПИТАЛИЗАЦИИ ГРАЖДАНИНА В МЕДИЦИНСКУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ,

    ОКАЗЫВАЮЩУЮ ПСИХИАТРИЧЕСКУЮ ПОМОЩЬ В СТАЦИОНАРНЫХ УСЛОВИЯХ,

    В НЕДОБРОВОЛЬНОМ ПОРЯДКЕ, О ПРОДЛЕНИИ СРОКА ГОСПИТАЛИЗАЦИИ

    ГРАЖДАНИНА В НЕДОБРОВОЛЬНОМ ПОРЯДКЕ ИЛИ О ПСИХИАТРИЧЕСКОМ

    ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИИ ГРАЖДАНИНА В НЕДОБРОВОЛЬНОМ ПОРЯДКЕ


    8) о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым арбитражными судами.

    Глава 27.1. РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ О ПРИСУЖДЕНИИ

    КОМПЕНСАЦИИ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВА НА СУДОПРОИЗВОДСТВО

    В РАЗУМНЫЙ СРОК ИЛИ ПРАВА НА ИСПОЛНЕНИЕ СУДЕБНОГО

    АКТА В РАЗУМНЫЙ СРОК


    Дополнительные вопросы: 1) На основе анализа ст. 1 КАС РФ сгруппируйте административные дела на виды.

    Две основные группы дел:

    1) административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций

    2) административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям

    Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; Нарушение авторского права страницы

    Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 8 марта 2015 г. N 21-ФЗ (с изменениями и дополнениями)

    Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации
    от 8 марта 2015 г. N 21-ФЗ

    С изменениями и дополнениями от:

    29 июня, 30 декабря 2015 г., 15 февраля, 5 апреля, 2, 23, 28 июня, 3 июля 2016 г., 28 марта, 1, 28 мая, 29 июля, 5, 28 декабря 2017 г., 19, 29 июля, 28 ноября, 28 декабря 2018 г., 26 июля, 2, 27 декабря 2019 г.

    Принят Государственной Думой 20 февраля 2015 года

    Одобрен Советом Федерации 25 февраля 2015 года

    ГАРАНТ:

    О введении в действие настоящего Кодекса см. Федеральный закон от 8 марта 2015 г. N 22-ФЗ

    См. комментарии к настоящему Кодексу

    Президент Российской Федерации

    В Кодексе урегулирован порядок осуществления ВС РФ и судами общей юрисдикции административного судопроизводства (по делам об оспаривании нормативных правовых актов, действий (бездействия) государственных и муниципальных органов и должностных лиц и пр.).

    В отличие от гражданского судопроизводства в Кодексе сделан акцент на активную роль суда при разрешении административных дел. Это обусловлено неравным положением сторон в таких делах. В частности, при необходимости суд может сам истребовать доказательства; проверяя законность нормативно-правовых актов, решений, действий (бездействия) — выйти за пределы оснований и доводов заявленных требований.

    Предусмотрены гарантии объективности процесса и обеспечения равных процессуальных возможностей гражданина и государства. Так, определяются категории дел, которые рассматриваются судом первой инстанции коллегиально. При оспаривании нормативно-правовых актов в суде субъекта Федерации предусмотрено обязательное участие представителя гражданина, если сам истец не имеет юридического образования. Обязателен представитель гражданина и при рассмотрении дела о принудительной госпитализации в психиатрический стационар.

    В Кодексе четко определена подведомственность дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений. Они рассматриваются Конституционным Судом РФ, судами общей юрисдикции, Дисциплинарным судебным присутствием, конституционными (уставными) судами субъектов Федерации, а также арбитражными судами (в случаях, установленных федеральными законами). Участие мировых судей в рассмотрении указанных дел не предусмотрено.

    Читайте так же:  Гражданства подлежащих административному выдворению за

    Ряд нововведений направлен на ускорение судебного процесса. Это, в частности, возможность использовать электронные процессуальные документы, применять видео-конференц-связь. По некоторым административным делам вводится упрощенное (письменное) производство.

    В большинстве случаев сокращаются сроки обращения в суд, рассмотрения и разрешения административных дел. Освобождены от судебных издержек некоторые категории граждан и общественных объединений.

    Порядок введения в действие Кодекса определяется отдельным федеральным законом.

    Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 8 марта 2015 г. N 21-ФЗ

    Настоящий Кодекс вводится в действие с 15 сентября 2015 г., за исключением частей 2 и 4 статьи 45, части 8 статьи 125, части 2 статьи 126, части 7 статьи 299, части 3 статьи 319, части 4 статьи 347, частей 4, 5 и 9 статьи 353 настоящего Кодекса, которые вводятся в действие с 15 сентября 2016 г., и пункта 14 статьи 21 настоящего Кодекса, который вводится в действие с 1 января 2017 г.

    Текст Кодекса опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 9 марта 2015 г., в «Российской газете» от 11 марта 2015 г. N 49, в Собрании законодательства Российской Федерации от 9 марта 2015 г. N 10 ст. 1391

    Постановлением Конституционного Суда РФ от 11 июля 2017 г. N 20-П положения статьи 111, части 5 статьи 247 и пункта 2 части 1 статьи 248 настоящего Кодекса признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой этими положениями — по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, — при отсутствии возражений ответчика, административного ответчика на требования истца, административного истца фактически исключается возможность присуждения судебных расходов лицу, чье исковое заявление, административное исковое заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости удовлетворено судом, даже в тех случаях, когда:

    — ранее определенная в порядке массовой оценки кадастровая стоимость данного объекта настолько превышает его кадастровую стоимость, установленную судом в размере его рыночной стоимости, что это может свидетельствовать о повлекшей нарушение прав соответствующего лица ошибке, допущенной при формировании методики определения кадастровой стоимости или при ее применении к конкретному объекту недвижимости,

    — и (или) понесенные этим лицом судебные расходы не связаны с его процессуальным поведением после подачи иска, административного иска

    Постановлением Конституционного Суда РФ от 15 ноября 2018 г. N 42-П часть 15 статьи 239 настоящего Кодекса признана не соответствующей Конституции РФ, ее статьям 32 (части 1 и 2), 46 (части 1 и 2) и 52, в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования она не позволяет избирательному объединению, выдвинувшему кандидата или список кандидатов на выборные должности, обращаться в суд с административным исковым заявлением об отмене решения избирательной комиссии о результатах выборов в случае, когда это избирательное объединение и (или) выдвинутые им в качестве кандидатов граждане были лишены возможности представить в избирательную комиссию документы, необходимые для регистрации кандидата или списка кандидатов, вследствие воспрепятствования со стороны должностного лица избирательной комиссии, уголовное преследование в отношении которого по данному факту прекращено по нереабилитирующему основанию

    История рассмотрения и принятия Кодекса

    В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

    Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 494-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 27 января 2020 г.

    Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. N 406-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 13 декабря 2019 г.

    Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 197-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 25 октября 2019 г.

    Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 562-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 28 декабря 2018 г.

    Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. N 451-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 октября 2019 г.

    Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 265-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 сентября 2019 г.

    Федеральный закон от 19 июля 2018 г. N 213-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 30 июля 2018 г.

    Федеральный закон от 28 декабря 2017 г. N 421-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.

    Федеральный закон от 5 декабря 2017 г. N 380-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 5 декабря 2017 г.

    Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 274-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 10 августа 2017 г.

    Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 223-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 10 августа 2017 г.

    Федеральный закон от 28 мая 2017 г. N 102-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 9 июня 2017 г.

    Федеральный закон от 28 мая 2017 г. N 101-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 9 июня 2017 г.

    Федеральный закон от 1 мая 2017 г. N 87-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 июля 2017 г.

    Федеральный закон от 28 марта 2017 г. N 39-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 8 апреля 2017 г.

    Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 303-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 4 июля 2016 г.

    Федеральный закон от 28 июня 2016 г. N 223-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 28 июня 2016 г.

    Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 220-ФЗ

    Изменения вступают в силу c 1 января 2017 г.

    Федеральный закон от 2 июня 2016 г. N 169-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 2 июня 2016 г.

    Федеральный закон от 5 апреля 2016 г. N 103-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 6 мая 2016 г.

    Федеральный закон от 15 февраля 2016 г. N 18-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 17 марта 2016 г.

    Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 425-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 30 декабря 2015 г.

    Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 190-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 15 сентября 2015 г.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    © ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

    Источники

    Административное судопроизводство по делам административных правонарушений
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here