Административное выдворение лиц без гражданства

Предлагаем ознакомится с материалом в статье: "Административное выдворение лиц без гражданства". Здесь собрана и обработана информация из авторитетных источников. Если вы все же не найдете ответ на свой вопрос, дочитайте статью до конца, если же и после этого не получите ответ, то обратитесь к дежурному консультанту.

Статья 3.10 КОАП РФ. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства

1. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации (далее — принудительное выдворение за пределы Российской Федерации), а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, — в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации.

2. Административное выдворение за пределы Российской Федерации как мера административного наказания устанавливается в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства и назначается судьей, а в случае совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения при въезде в Российскую Федерацию — соответствующими должностными лицами.

3. Административное выдворение за пределы Российской Федерации не может применяться к военнослужащим — иностранным гражданам.

4. При назначении административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства судья принимает решение о его принудительном выдворении за пределы Российской Федерации или контролируемом самостоятельном выезде из Российской Федерации.

5. В целях исполнения назначенного иностранному гражданину или лицу без гражданства административного наказания в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации судья вправе применить к таким лицам содержание в специальном учреждении, предусмотренном Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

6. Административное наказание в виде контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации может быть назначено иностранному гражданину или лицу без гражданства в случае осуществления административного выдворения за пределы Российской Федерации за счет средств таких иностранного гражданина или лица без гражданства либо за счет средств пригласившего их органа, дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства, гражданином которого является выдворяемый иностранный гражданин, международной организации либо ее представительства, физического или юридического лица, указанных в статье 16 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Комментарии к ст. 3.10 КОАП РФ

1. Конституция РФ (ст. 62) установила, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства установлен Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп.).

2. В комментируемой статье дано понятие административного выдворения как вида административного наказания, которое заключается в принудительном и контролируемом перемещении иностранного гражданина или лица без гражданства за пределы Российской Федерации либо в контролируемом самостоятельном выезде такого лица из Российской Федерации. В упомянутом выше Федеральном законе от 25 июля 2002 г. не приведено такое определение, вместе с тем установлен порядок административного выдворения (ст. 34). Конкретные составы административных правонарушений, за совершение которых предусмотрена возможность применения такого наказания, содержатся в ч. 2 ст. 18.1, ч. 2 ст. 18.4, ст. ст. 18.8, 18.10, ч. 1 ст. 18.11, ч. 2 ст. 18.17, ч. 1 ст. 19.27 КоАП РФ.

3. Административное выдворение как меру административного наказания за совершенное правонарушение необходимо отличать от выдворения иностранных граждан и лиц без гражданства как меры административного пресечения, которая применяется в отношении лиц, пересекших Государственную границу РФ с территории иностранного государства без установленных для въезда в Российскую Федерацию документов.

В случаях, когда в отношении указанных нарушений Государственной границы отсутствуют основания для возбуждения уголовных дел или производства по делам об административных правонарушениях и соответствующие лица не пользуются правом получения политического убежища, пограничные органы задерживают их и в официальном порядке передают властям государства, с территории которого они пересекли Государственную границу РФ. Если передача нарушителей властям иностранного государства не предусмотрена договором Российской Федерации с этим государством, пограничные органы выдворяют их за пределы Российской Федерации в определенных ФСБ России местах. О выдворении иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы Российской Федерации из пунктов пропуска через Государственную границу уведомляются власти государства, на (или через) территорию которого они выдворяются, если это предусмотрено договором Российской Федерации с соответствующим государством (см. ст. 14 Закона РФ «О Государственной границе Российской Федерации»).

4. Административное выдворение как вид административного наказания следует отличать от такой меры административного пресечения, как депортация (принудительная высылка из Российской Федерации) иностранного гражданина или лица без гражданства в случае утраты или прекращения законных оснований для их дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации (см. ст. ст. 1 и 31 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ).

5. Решение вопроса о применении административного выдворения отнесено к компетенции судей районных судов (см. ч. ч. 2 и 3 ст. 23.1) в случаях, если орган или должностное лицо (в данном случае — миграционная служба), к которым поступило дело в таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье.

Административное выдворение согласно ст. 3.3 КоАП РФ может применяться в качестве как основного, так и дополнительного наказания. В статьях Особенной части КоАП эта мера предусмотрена в качестве дополнительного наказания.

6. Протоколы об административных правонарушениях уполномочены составлять должностные лица органов внутренних дел (п. 1 ч. 2 ст. 28.3), пограничных органов (ч. 1 ст. 28.3), органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере миграции (п. 15 ч. 2 ст. 28.3).

7. Административное выдворение иностранных граждан и лиц без гражданства на основании принятых в установленном порядке постановлений производится пограничными органами и органами внутренних дел (миграционной службы) (ст. 32.9 Кодекса).

8. Въезд в Российскую Федерацию иностранным гражданам и лицам без гражданства не разрешается, если они в период предыдущего пребывания были выдворены за пределы Российской Федерации в принудительном порядке, в течение пяти лет со дня выдворения (п. 2 ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (с изм. и доп.)).

Читайте так же:  Понятие срока исковой давности в гражданском праве

9. В комментируемую статью внесено дополнение. В ч. 3 статьи указано, что административное выдворение не может применяться к военнослужащим — иностранным гражданам. В данном случае имеются в виду граждане стран СНГ, которые могут служить в Вооруженных Силах РФ на контрактной основе (см. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»).

Административное выдворение иностранных граждан за пределы РФ

Административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина входит в состав санкций, предусмотренных КоАП РФ. Субъектами административной ответственности, к которым может применяться указанная санкция, являются лица, не имеющие гражданства РФ. В этом материале разберем, в чем заключается указанный вид наказания, и как происходит его исполнение.

Комментарий к Ст. 3.10 КоАП РФ

1. В ч. 1 комментируемой статьи определяется содержание такой меры административного наказания, как административное выдворение. Административное выдворение осуществляется в двух формах:

— административное выдворение, заключающееся в принудительном и контролируемом перемещении иностранных граждан и лиц без гражданства через Государственную границу РФ за пределы Российской Федерации;

— административное выдворение, заключающееся в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства с территории Российской Федерации.

Форма исполнения административного выдворения определяется судом или уполномоченным на рассмотрение дела об административном правонарушении должностным лицом Федеральной пограничной службы ФСБ России при вынесении постановления по делу об административном правонарушении. В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и Приказом МВД РФ и ФМС РФ от 12.10.2009 N 758/240 «Об организации деятельности Министерства внутренних дел РФ, Федеральной миграционной службы и их территориальных органов по депортации и административному выдворению за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства» принудительное и контролируемое административное выдворение осуществляется сотрудниками полиции и миграционной службы. В свою очередь контролируемое самостоятельное административное выдворение осуществляется в соответствии с Приказом ФСБ РФ от 23.12.2008 N 631 «Об утверждении Инструкции об организации деятельности пограничных органов по административному выдворению за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства» должностными лицами Федеральной пограничной службы РФ.

2. Административное выдворение является самостоятельной мерой административного наказания, которая может выступать как основной, так и дополнительной мерой наказания (ч. 2 ст. 3.3 КоАП РФ). Данная мера административного наказания применяется исключительно к иностранным гражданам и лицам без гражданства за совершение административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 18.1, ч. 2 ст. 18.4, ст. ст. 18.8, 18.10, ч. 1 ст. 18.11, ч. 2 ст. 18.17, ч. 1 ст. 19.27, ч. 3 ст. 20.25 КоАП РФ. Указанный вид административного наказания по общему правилу назначается судьей федерального районного (городского) суда, а при совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 18.1 и ч. 2 ст. 18.4 КоАП РФ, — уполномоченным должностным лицом пограничного органа, указанным в ч. 2 ст. 23.10 КоАП РФ.

3. Административное наказание в виде административного выдворения иностранных граждан и лиц без гражданства не применяется к военнослужащим — иностранным гражданам, проходящим службу в рядах Вооруженных Сил РФ по контракту (ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).

4. Комментируемая норма предусматривает, что судья при назначении административного наказания в виде административного выдворения иностранных граждан или лиц без гражданства с территории Российской Федерации должен в постановлении по делу об административном правонарушении определить форму данного наказания, т.е. принудительном и контролируемом административном выдворении или контролируемом и самостоятельном административном выдворении.

6. Комментируемая часть закрепляет условия, при которых суд может назначить административное наказание в виде административного выдворения в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства. К числу таких условий закон относит:

— осуществление административного выдворения за счет средств выдворяемого лица;

— административное выдворение производится за счет средств, пригласившего лица, указанного в ч. 3 ст. 16 Федерального закона от 25.07 2002 N 115-ФЗ.

Что такое административное выдворение: понятие, сроки

Понятие административное выдворение зафиксировано как определение в статье 3.10. КоАП РФ. Рассматривая, в чем заключается применение на практике, выдворения за пределы России иностранного гражданина, мы видим четко обозначенные действия к мигрантам и иным иностранцам, совершившим правонарушение на территории России.

Когда и на каком основании применяют принудительный вывоз иностранного нарушителя за пределы гос.границы:

  • в случаях многократного нарушения законодательства РФ,
  • если мигрант легально нигде не зарегистрирован и
  • не имеет финансовых средств для самостоятельного выезда.

Закон о выдворении из РФ

Статьи законов. Помимо

  • КоАП,
  • ФЗ «О правовом положении иностранцев в РФ»,
  • ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ»,

имеется внутренний документ —

  • Приказу МВД России от 26 августа 2004 г., Приложением к которому у ГУВМ МВД РФ и ФСБ имеется «Наставление по организации деятельности органов внутренних дел Российской Федерации и Федеральной миграционной службы по депортации либо административному выдворению за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или без гражданства» и «Инструкция об организации деятельности пограничных органов по административному выдворению за пределы РФ иностранных граждан или лиц без гражданства», утвержденная приказом ФСБ РФ от 23.12. 2008 г. № 63.

Как видим, нормами российского законодательства определена процедура выдворения путём принудительной высылки и самостоятельный контролируемый выезд мигранта за пределы Российской Федерации.

Что это такое

Выдворение является специальным видом санкций, применение которого связано с противоправным поведением граждан иностранного государства или лиц без гражданства. Легальность нахождения на территории РФ для указанных категорий лиц характеризуется следующими особенностями:

  • предоставлением вида на жительство, размещением в качестве беженца или по иным аналогичным обстоятельствам;
  • наличием одного из видов визы – например, туристической, рабочей, экспресс—визы и т.д.;
  • законность пересечения границы РФ – через официальные пункты паспортного, визового или таможенного контроля при наличии разрешительного документа;
  • соответствие правилам миграционного режима, в которые входит соблюдение законодательства РФ в сфере труда и занятости, своевременная регистрация в каждом населенном пункте при пребывании свыше трех суток, и т.д.
Читайте так же:  Судебные издержки по административному делу

Основные причины для принудительного выдворения заключаются в нарушение правил миграционного режима – пребывание в РФ по истечении срока визы, работа на российском предприятии без получения соответствующего разрешения и т.д. Кроме того, на указанных лиц в полном объеме распространяется ответственность за совершение любых проступков, перечисленных в Особенной части КоАП РФ.

Процедура выдворения характеризуется следующими особенностями и нюансами:

  • выдворение заключается в принудительном перемещении правонарушителя за пределы границы РФ – этот процесс находится под контролем уполномоченных служб и ведомств (миграционный отдел МВД, ФСБ, таможенные органы и т.д.);
  • для отдельных категорий нарушителей допускается самостоятельный выезд за пределы РФ, с сохранением контроля за перемещением со стороны государственных служб;
  • применить указанную санкцию может только суд, а если административный проступок выявлен при въезде на территорию страны – должностными лицами уполномоченных органов.

Помимо норм КоАП РФ, для исполнения наказания будет применяться Федеральный закон № 115 «О правовом положении иностранных граждан в РФ».

Порядок административного выдворения

Следует напомнить: единственное основание для инициации начала выдворения это Постановление суда, , когда в результативной части оговорен данный вид административного наказания. Крайне редкий вариант получить решение об административном наказании в виде выдворения можно без суда, от начальника пограничного пункта при совершении нарушения иностранным гражданином на границе РФ.

Судья принимает решение как о принудительной высылке мигранта, так и самостоятельном выезде в исполнение судебного решения иностранным гражданином.

Напоминаем Управление по делам миграции МВД, ФСБ, иные государственные органы и тем более сотрудники Посольства не вправе вмешиваться в примененное судебное Решение, пытаясь отменить /заменить ограничение. .

Если Постановление не было обжаловано надлежаще, то оно вступает в силу и в зависимости от выбранной судом меры ответственности и формы выдворения, исполнение проводится

  1. путем передачи мигранта уполномоченным лицам иностранного государства;
  2. путем его самостоятельного выезда из страны выдворения.

Основание статья 32.10 КоАП

Принудительное выдворение

Судья, вынося решение о принудительном выдворении иностранного гражданина или лица, определяет каким способом решится вопрос размещения мигранта до его принудительного отъезда и подлежит ли ответчик (нарушитель административного порядка) размещению в Центр размещения..

После выдворения за пределы гос.границы России иностранный гражданин имеет санкции в виде запрета на въезд на территорию РФ. Чаще наказание ограничивается сроком в 5 лет запрета на въезд в Россию. Какие могут быть нюансы. Рассматривается ситуация индивидуально для каждого иностранца. Уточнять вид наказания и срок запрета всегда следует заранее. По стечению обстоятельств случается, что иностранному гражданину пожизненно могут запретить въезд на территорию России.

Самостоятельный контролируемый выезд

Напомним: исполнение административного выдворения описано в статье 3.10 КоАП РФ и всё-таки чаще применяется в форме самостоятельного контролируемого выезда. В чём заключается механизм исполнения самостоятельного выдворения и каким образом происходит контроль за выдворением с точки зрения Закона. Ключевое слово здесь контролируемое выдворение. Это означает выполнение следующих условий при самостоятельном контролируемом выезде

  1. выехать — перейти через границу лицо должно через 15 дней после вступления решения суда в законную силу ;
  2. человек покидает пределы Российской Федерации самостоятельно, купив билет. Выезжает он из РФ без уполномоченных лиц, то есть без сопровождения судебными приставами.

Выдворение из РФ: не выехал, чем грозит

Что происходит дальше? Сведения о пересечении границы Российской Федерации выдворяемым лицом передаются Пограничной службой РФ в ГУВМ для контроля. Плюс данным способом подтверждается исполнение судебного решения нарушителем административного порядка. Следует понимать, что контроль хотя и невидимый, без задержаний, без помещения в спец. центр присутствует. Исполнение судебного решение в срок обязательно, чтобы была возможность по истечении запрета въехать в Россию. . Миграционные органы фиксируют исполнение судебного решения и сообщают об этом факте в МИД. Министерство иностранных дел информирует коллег страны гражданской принадлежности выдворенного о случае административного выдворения.

Важно. Ошибочно считать, что если выдворяемого не арестовали, никто не увез в спец.центр и он свободно перемещается по России, значит можно продолжать оставаться в России и не выезжать, либо выехать когда захочется.

Сроки, на которые выдворяют

После вступившего в законную силу решения суда сотрудники Управления по делам миграции фиксируют запрет въезда в РФ на 5 лет и более. Это срок внутреннего законодательства России, применяемый в общих случаях. Человека об этом не уведомляют.

КС решит, можно ли выдворить из РФ лицо без гражданства, если его некуда депортировать

В России человек, не имеющий гражданства, может бессрочно находиться в центре временного содержания, поскольку выдворить его за пределы РФ невозможно. Изменение этого порядка рассматривал сегодня Конституционный суд.

История вопроса

Жалобу в КС подал уроженец Грузии Ноэ Мсхиладзе, который с 2015 года находится в Центре временного содержания иностранных граждан (ЦВСИГ) Санкт-Петербурга, дожидаясь выдворения из России, осуществить которое невозможно. Мсхиладзе родился в 1972 году в Грузии, в 1988 году приехал в Ленинград, где окончил школу. С начала 1990-х годов он проживает в Санкт-Петербурге, не имея гражданства, завел семью, был неоднократно судим. В 2014 году после того, как он освободился из тюрьмы, Минюст решил выдворить его за пределы РФ. Однако Грузия принять его не согласилась, поэтому заявитель и оказался в ЦВСИГ. Согласно ст. 31.9 КоАП, находиться в изоляторе для иностранцев лицо без гражданства может два года. Причем прекратить действие постановления о выдворении невозможно в силу ст. 31.7 того же кодекса.

Все попытки Мсхиладзе и судебных приставов прекратить производство о его выдворении через суд оказались неудачными. В своих решениях судьи ссылались на то, что нормы КоАП устанавливают двухлетний срок давности исполнения любого административного наказания, но не предусматривают пересмотра решения об административном выдворении или прекращения его исполнения из-за отсутствия фактической возможности это сделать.

То есть Мсхиладзе должен будет находиться в ЦВСИГ до января будущего года. А после этого, как считает заявитель, все повторится заново: его задержат, суд примет заявление о выдворении, но, так как это невозможно, его опять поместят в Центр. Мсхиладзе в своей жалобе отмечает, что такое бессрочное лишение свободы, к которому он не осужден, нарушает основные права и свободы человека. Он просит признать ст. 31.9 и 31.7 КоАП противоречащими Конституции РФ.

Права и обязанности апатридов

Адвокат заявителя Сергей Голубок на сегодняшнем заседании КС также назвал указанные нормы неконституционными и сослался на решение Европейского суда по правам человека по делу «Ким против России». Тогда ЕСПЧ признал, что лишение свободы в целях выдворения перестает быть законным тогда, когда исчезает «реалистичная возможность» такого выдворения.

Читайте так же:  Загрязнение окружающей среды полиэтиленовыми пакетами решение проблемы
Видео (кликните для воспроизведения).

Кроме того, Голубок обратил внимание на нецелевое расходование бюджетных средств. По мнению адвоката, российские налогоплательщики оплачивают бесцельное пребывание апатридов в ЦВСИГ. Защитник Ольга Цейтлина, в свою очередь, обратила внимание на то, что таких как Мсхиладзе очень много. Адвокат рассказала про ужасные условия содержания в таких центрах. «Они предназначены для временного содержания, там нет места даже для того, чтобы гулять», – заметила Цейтлина.

Полпред Госдумы в КС Татьяна Касаева отметила, что сокращение срока пребывания в таких центрах лиц, котором назначено административное выдворение, но которых невозможно выдворить, находится в сфере интересов выдворяемого лица. Однако, по словам Касаевой, помимо прав, у них имеются и обязанности по соблюдению законодательства страны, в которой они пребывают. «Если приоритет будет отдан правам выдворяемых лиц, такой подход будет нарушать паритет интересов этих лиц и российского общества и государства», – заявила Касаева.

Кроме того, она напомнила, что Россия не является участником Конвенции о статусе апатридов. «При этом полагаем возможным обратить внимание на некоторые ее положения, например, на ст. 2, которая закрепляет, что у каждого апатрида существуют обязательства в отношении страны, где он находится. А ст. 3 Конвенции говорит о принципе недопустимости дискриминации», – рассказала полпред Госдумы, добавив, что нижней палате парламента предлагали изменить безальтернативность административного выдворения, но профильный комитет эту инициативу не поддержал.

Права нарушены, но норма конституционна

Андрей Клишас, представляющий в КС Совет Федерации, заявил, что права заявителя нарушены, однако, по его словам, это не значит, что нормы – неконституционны. Полпред Совфеда отметил, что проблема не в КоАП, а помещением апатридов в ЦВСИГ ее не решить. «Надо законодательно проработать статус и условия пребывания в стране апатридов. Это может быть документ вроде вида на жительство с обязанностью отмечаться в миграционной службе», – пояснил Клишас.

Полпред президента РФ в КС Михаил Кротов, в свою очередь, обратил внимание на то, что КоАП не регламентирует максимальные сроки содержания иностранных граждан и лиц без гражданства в Центрах, а ЕСПЧ приравнивает такие содержание в ЦВСИГ к лишению свободы. «Раньше судьи не могли не назначать наказания в виде штрафа и административного выдворения. Но после изменений, внесенных в КоАП в 2016 году, у них такая возможность появилась. Сегодня можно ограничиться штрафом и избежать применения обеспечительной меры в виде помещения в Центр», – отметил Кротов.

Он также добавил, что сам заявитель ничего не предпринял, чтобы изменить свой статус. Мсхиладзе не обращался за получением ни российского, ни грузинского гражданства. «Россия не может взять и дать ему гражданство только потому, что другие страны этого не делают. Когда он ранее выходил из Центра, он мог обратиться и к родственникам и тут, и там, у него была справка из Центра, но он этого не сделал», – заметил полпред президента.

Его поддержала представитель Генпрокуратуры Татьяна Васильева, которая сказала, что срок содержания под стражей должен быть определен, даже если выдворение лица невозможно. «Нам представляется необходимым уточнение санкций этих статей КоАП и установление возможности штрафа или ареста без дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы РФ. Сейчас ведется большая работа, группа депутатов Госдумы внесла соответствующий законопроект», – рассказала Васильева.

КС примет решение по делу в закрытом режиме и огласит его в течение месяца.

Статья 3.10 КоАП РФ. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства

Новая редакция Ст. 3.10 КоАП РФ

1. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации (далее — принудительное выдворение за пределы Российской Федерации), а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, — в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации.

2. Административное выдворение за пределы Российской Федерации как мера административного наказания устанавливается в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства и назначается судьей, а в случае совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения при въезде в Российскую Федерацию — соответствующими должностными лицами.

3. Административное выдворение за пределы Российской Федерации не может применяться к военнослужащим — иностранным гражданам.

4. При назначении административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства судья принимает решение о его принудительном выдворении за пределы Российской Федерации или контролируемом самостоятельном выезде из Российской Федерации.

5. В целях исполнения назначенного иностранному гражданину или лицу без гражданства административного наказания в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации судья вправе применить к таким лицам содержание в специальном учреждении, предусмотренном Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

6. Административное наказание в виде контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации может быть назначено иностранному гражданину или лицу без гражданства в случае осуществления административного выдворения за пределы Российской Федерации за счет средств таких иностранного гражданина или лица без гражданства либо за счет средств пригласившего их органа, дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства, гражданином которого является выдворяемый иностранный гражданин, международной организации либо ее представительства, физического или юридического лица, указанных в статье 16 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Как происходить исполнение

Исполнение санкции в виде выдворения происходит после вступления судебного акта в силу. Этот момент связан с истечением срока на обжалование, либо с рассмотрением жалобы в вышестоящих инстанциях. Кроме того, правонарушитель вправе подать ходатайство об отсрочке исполнения наказания – такие вопросы решаются в судебном заседании.

Принимая решение о выдворении, суд может использовать обеспечительную меру – помещение правонарушителя в спецучреждение МВД. Правила размещения и содержания в данных учреждениях утверждены Постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 № 1306. Продолжительность ожидания может существенно отличаться – это зависит от согласования с властями иностранного государства, организации транспорта и доставки до границы, и т.д.

Читайте так же:  Протокол о задержании лица совершившего административное правонарушение

Принудительное выдворение происходит следующим образом:

  • контроль за надлежащим и своевременным исполнением судебного акта исполняются миграционные службы МВД (при необходимости, по отдельному поручению могут привлекаться судебные приставы);
  • выдворение происходит путем передачи правонарушителя уполномоченному представителю иностранного государства;
  • если между РФ и другой страной заключен соответствующий международный договор – одновременно с переходом нарушителя через пограничный контроль направляется официальное уведомление представителям иностранного государства;
  • для подтверждения факта выдворения составляется процессуальный акт – допускается двустороннее или одностороннее оформление этого документа.

По итогам принудительного перемещения правонарушителя через границу и оформления акта, происходит прекращение исполнительного производства. Об этом в адрес судебного учреждения направляется официальное уведомление.

Если гражданин добился предоставления отсрочки, он будет находиться в спецучреждении МВД, либо по месту проживания (под надзором миграционной службы и приставов). Незамедлительно после прекращения отсрочки процедура выдворения возобновляется и проходит по общим правилам.

Для отдельных категорий иностранцев и лиц без гражданства допускается добровольное исполнение санкции – контролируемый самостоятельный выезд. На практике, такая процедура сопровождает выезд работников дипломатических служб, иных представительств иностранных государственных органов, высококвалифицированных специалистов и т.д.

О возможности обеспечения самостоятельного выезда правонарушитель может ходатайствовать перед судом – для этого нужно подтвердить источники возмещения затрат на проезд и иные обязательные формальности. В ст. 3.10 КоАП РФ перечислены такие источники, за счет которых возможен самостоятельный выезд:

  • собственные средства иностранца или лица без гражданства;
  • финансовые ресурсы российской организации, пригласившей правонарушителя на территорию страны;
  • денежные средства дипломатических и консульских учреждений и представительств зарубежных стран;
  • активы международной организации, частных лиц или компаний.

На момент исполнения санкции источник для оплаты расходов по выезду должен быть подтвержден документально.

По факту возврата правонарушителя на территорию смежного государства или за пределы пограничной зоны РФ составляет процессуальный акт.

Принудительное контролируемое выдворение будет происходить за счет средств федерального бюджета РФ. Попытка скрыться или уклониться от перемещения через государственную границу рассматривается как самостоятельное административное правонарушение. При выявлении таких фактов составляется процессуальный протокол, а кроме продолжения процедуры выдворения, нарушителю грозит новый штраф.

Дополнительные сложности могут возникать, если у правонарушителя имеются несовершеннолетние дети, чье право на пребывание в РФ не отменено или не оспорено. Хотя у ребенка в России не остается другого законного представителя, формальных оснований для принудительного выдворения не возникает. В КоАП РФ отсутствуют нормы, определяющие однозначный порядок решения таких вопросов. Поэтому в каждом конкретном случае допускается обращение в адрес суда для разъяснения порядка исполнения санкции.

Статья 3.10. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства

1. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации (далее — принудительное выдворение за пределы Российской Федерации), а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, — в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации.

2. Административное выдворение за пределы Российской Федерации как мера административного наказания устанавливается в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства и назначается судьей, а в случае совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения при въезде в Российскую Федерацию — соответствующими должностными лицами.

3. Административное выдворение за пределы Российской Федерации не может применяться к военнослужащим — иностранным гражданам.

4. При назначении административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства судья принимает решение о его принудительном выдворении за пределы Российской Федерации или контролируемом самостоятельном выезде из Российской Федерации.

5. В целях исполнения назначенного иностранному гражданину или лицу без гражданства административного наказания в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации судья вправе применить к таким лицам содержание в специальном учреждении, предусмотренном Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

6. Административное наказание в виде контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации может быть назначено иностранному гражданину или лицу без гражданства в случае осуществления административного выдворения за пределы Российской Федерации за счет средств таких иностранного гражданина или лица без гражданства либо за счет средств пригласившего их органа, дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства, гражданином которого является выдворяемый иностранный гражданин, международной организации либо ее представительства, физического или юридического лица, указанных в статье 16 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Комментарий к Статье 3.10 КоАП РФ

1. Данная мера административного наказания относится к санкциям, ограничивающим свободу, и может быть применена и в отношении других иностранных физических лиц, в частности лиц с двойным гражданством.

Устанавливается в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства и назначается судом либо должностными лицами органов и войск пограничной службы Российской Федерации (см. комментарий к ст. 23.10 КоАП), органами внутренних дел и отличается от меры административного пресечения, которая применяется в отношении лиц, пересекших Государственную границу РФ с территории иностранного государства без необходимых документов (так как данная мера будет выступать как процессуально-административная гарантия административной ответственности граждан).

2. Административное выдворение за пределы Российской Федерации как мера административного наказания устанавливается в отношении иностранных граждан при условии перемещения их на территорию государства, гражданами которого они являются, или лиц без гражданства в том случае, если они имеют постоянное место жительства за пределами данного государства, в иной ситуации заменяется на другую меру, например штраф или административный арест. Административное выдворение за пределы Российской Федерации не может применяться к военнослужащим — иностранным гражданам.

3. Необходимо уточнить, что административное выдворение как мера административного наказания применяется за такие нарушения, как:

1) противоправные действия, идущие в разрез с интересами обеспечения государственной безопасности, охраны государственной границы или охраны общественного порядка;

2) в случае необходимости охраны здоровья и нравственности населения, защиты прав и законных интересов граждан Российской Федерации и других лиц;

Читайте так же:  Основания прекращения дела об административном правонарушении

3) также если грубо нарушалось законодательство о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации, таможенное, валютное или иное российское законодательство.

4. Административное выдворение как вид административного наказания различается с депортацией иностранного гражданина (лица без гражданства).

Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» под депортацией понимается принудительная высылка иностранного гражданина (лица без гражданства) из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации.

Основаниями применения депортации выступают:

— если срок проживания или временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации сокращен, данный иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации в течение трех дней;

— если разрешение на временное проживание или вид на жительство, выданные иностранному гражданину, аннулированы, данный иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации в течение пятнадцати дней.

Депортация осуществляется за счет средств депортируемого иностранного гражданина, а также предусмотрены другие случаи (ст. 31 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»), например за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Правилами расходования средств федерального бюджета на мероприятия по депортации либо административному выдворению иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы Российской Федерации при невозможности установления приглашающей стороны, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 24 октября 2002 г. N 769.

Соответствующие меры предусмотрены также ФЗ от 19 февраля 1993 г. N 4528-1 (в ред. ФЗ от 18.07.2006 N 121-ФЗ) «О беженцах»; ФЗ от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ (в ред. ФЗ от 18.07.2006 N 121-ФЗ) «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».

5. Порядок исполнения постановления об административном выдворении за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства установлен КоАП (см. комментарий к ст. 32.10).

Как назначается санкция

Выявление фактов правонарушений с участием иностранцев и лиц без гражданства может происходить во время попытки пересечения границы РФ, либо на территории страны. При пересечении границы возможными нарушениями могут являться:

  • представление ненадлежащих документов, удостоверяющих личность;
  • отсутствие разрешительных документов, позволяющих на законном основании пересечь границу, либо отказ их предоставить по требованию пограничных и таможенных служб – разовые или постоянные визы, транзитные документы при следовании через территорию страны и т.д.;
  • попытка провоза вещей и предметов, запрещенных к обороту в России, либо требующих специального разрешения на ввоз;
  • иные правонарушения, связанные с несоблюдением миграционных, пограничных или таможенных правил.

При выявлении факта правонарушения на границе представители уполномоченных служб вправе не только составить протокол по нормам КоАП РФ, но и назначить санкцию в виде выдворения.

Если проступок обнаружен в период пребывания на территории РФ, процедура применения санкций выглядит следующим образом:

  • уполномоченным лицом составляется процессуальный протокол – в нем указываются все обстоятельства проступка, а также статус правонарушителя (иностранец или лицо без гражданства);
  • если в содержании статьи КоАП РФ, по которой составлен протокол, предусмотрена мера воздействия в виде выдворения, по решению уполномоченного лица потенциального правонарушителя задержат на срок рассмотрения дела – период такого задержания не может превышать 48 часов;
  • административный материал направляется для рассмотрения в суд;
  • если потенциальный правонарушитель подвергался задержанию, он принудительно доставляется к месту проведения заседания суда.

При назначении выдворения применяются специальные правила. Основная группа составов, за которые грозит такая мера наказания, зафиксирована в главе 18 КоАП РФ. Даже если суд назначает штраф, в большинстве случаев, выдворение рассматривается как дополнительная санкция. Например, по статье 18.11 КоАП РФ (нарушение иммиграционных правил), назначается штраф в сумме от 2000 до 4000 рублей с административным выдворением или без такового.

Обязательное применение выдворения будет нарушать законные права иностранцев и лиц без гражданства, имеющих законное право пребывать на территории страны. Однако КоАП РФ содержит и ряд исключений, когда суд не может обойтись только назначением штрафа. Например, по ч. 2 ст. 18.10 КоАП РФ, при нарушении правил осуществления трудовой деятельности на территории Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской области штраф обязательно назначается с выдворением за пределы страны. Если аналогичное нарушение будет совершено на иной территории РФ, наказание последует по ч. 1 ст. 18.10 КоАП РФ, а суд может обойтись без назначения выдворения.

Другой комментарий к Ст. 3.10 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

Административное выдворение характеризуется следующими чертами:

оно может быть установлено только федеральными законодательными актами в качестве как основного, так и дополнительного наказания;

оно устанавливается с целью предупреждения и пресечения действий иностранных граждан и лиц без гражданства, противоречащих интересам обеспечения государственной безопасности, охраны общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения, защиты прав и законных интересов российских граждан и других лиц. Особенной частью КоАП РФ административное выдворение предусматривается за нарушение режима Государственной границы РФ (ч.2 ст.18.1); нарушение режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ (ч.2 ст.18.4); нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания в Российской Федерации (ст.18.8); нарушение правил привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы (ч.2 ст.18.10); нарушение иммиграционных правил (ст.18.11);

данная мера административного наказания устанавливается в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства и назначается судьей, а в случае совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения при въезде в Российскую Федерацию — соответствующими должностными лицами;

административное выдворение как вид административной ответственности может применяться к иностранным гражданам и лицам без гражданства, находящимся только на законном основании на территории России. К лицам, не имеющим статуса лиц, законно проживающих или пребывающих на территории РФ, и пересекших Государственную границу РФ с территории иностранного государства без установленных для въезда в Российскую Федерацию документов, применяется административное выдворение как мера пресечения;

Видео (кликните для воспроизведения).

иностранным гражданам и лицам без гражданства, к которым применено административное выдворение, въезд в Российскую Федерацию не разрешается в течение одного года со дня административного выдворения в принудительном порядке.

Источники

Административное выдворение лиц без гражданства
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here