Административное задержание понятие цели

Предлагаем ознакомится с материалом в статье: "Административное задержание понятие цели". Здесь собрана и обработана информация из авторитетных источников. Если вы все же не найдете ответ на свой вопрос, дочитайте статью до конца, если же и после этого не получите ответ, то обратитесь к дежурному консультанту.

Статья 27.3. Административное задержание

1. Анализ правил ч. 1 и 2 ст. 27.3 позволяет сделать ряд выводов:

1) в них дается легальное (но только для целей КоАП) определение административного задержания — самостоятельного вида мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении;

2) административное задержание представляет собой кратковременное (по общему правилу не более 3 часов, см. об этом коммент. к ст. 27.5) ограничение свободы физического лица (т.е. оно применяется против воли задержанного), достигшего возраста, с которого наступает административная ответственность (см. коммент. к ст. 2.3);

3) цели административного задержания — обеспечить:

правильное и своевременное рассмотрение дела об административном правонарушении (см. об этом коммент. к ст. 29.1-29.11);

исполнение постановления об административном правонарушении (см. об этом коммент. к ст. 31.1-32.1).

В иных целях (например, в профилактических) применять административное задержание недопустимо. В практике возникает вопрос: не противоречат ли правила ч. 1 ст. 27.3 (о целях административного задержания) правилам ч. 1 ст. 27.1 (о том, что целями мер по обеспечению производства по делу об административном правонарушении являются также пресечение административного правонарушения, установление личности нарушителя)? Безусловно, противоречие налицо. Конечно, в ходе административного задержания прежде всего устанавливается личность правонарушителя (см. также коммент. к ст. 27.5);

4) административное задержание — исключительная мера обеспечения производства по делу. Оно может быть применено лишь в случаях, прямо указанных в ч. 2 ст. 27.3. Лицо, допустившее незаконное задержание, должно быть привлечено к ответственности (вплоть до уголовной — по ст. 301 УК, см. об этом в книге: Гуев А.Н. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (для предпринимателей). Изд. 5-е. М.: Изд-во «Экзамен», 2006);

5) административное задержание вправе осуществить лишь должностное лицо (а в ряде случаев и иные уполномоченные лица, например, рядовые сотрудники, служащие) органов, прямо указанных в п. 1-10 ч. 1 ст. 27.3 (см. об их отличиях от должностных лиц коммент. к ст. 2.4, 2.5). Примером таких уполномоченных лиц могут служить военнослужащие (в т.ч. рядовые) пограничных органов, а также (с 01.07.2003) должностные лица органов Федеральной службы по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Нужно учитывать, что п. 9 введен в ч. 1 ст. 27.3 Законом N 57 от 29.04.06 и вступил в силу с 15.05.06; п. 10 введен в ч. 1 ст. 27.3 Законом N 78 от 03.06.07 (в ред. от 02.10.07) и вступил в силу с 19.06.06 (с 06.10.07 — в отношении задержания судебными приставами лиц, совершивших АП, предусмотренные в ст. 17.9, 17.14, 17.15);

6) перечень лиц, которые вправе осуществлять административное задержание (из числа являющихся сотрудниками органов, упомянутых в п. 1-10 ч. 1 ст. 27.3), устанавливается только федеральными законами (например, Законом о милиции, Законом об ОРД, Законом о границе, Законом о ФСБ) и изданными в соответствии с ними правовыми актами ФОИВ. См. например, о перечнях таких лиц: приказ МВД от 02.06.05 N 444 (в ред. от 16.06.08); приказ ФСБ от 06.09.07 N 453; приказ ФТС от 15.03.05 N 198 (в ред. 23.04.07), приказ ФСКН от 07.02.06 N 44; о том, что ч. 1 ст. 27.3 не противоречит Конституции РФ см. постановление КС от 16.06.09 N 9-П.

2. Применяя правила ч. 3-5 ст. 27.3, нужно обратить внимание на ряд важных обстоятельств:

1) по просьбе задержанного (в т.ч. и по устной) о его задержании необходимо уведомить (по телефону, через посыльного, повесткой, телеграммой и т.п.) одного из родственников (круг их указан в Примечании к ст. 25.6), администрацию (либо иного работодателя, например, индивидуального предпринимателя) по месту его работы либо учебы, а также защитника (см. о том, кто может быть защитником для целей КоАП, коммент. к ст. 25.5);

2) об административном задержании несовершеннолетнего (т.е. лица, не достигшего 18 лет, ст. 21 ГК) в обязательном порядке (даже если задержанный об этом не просит) уведомляются родители, иные законные представители (опекун, попечитель и т.п.);

3) должностное (иное уполномоченное) лицо обязано разъяснить задержанному его права и обязанности, предусмотренные в КоАП, о чем делается запись в протоколе об административном задержании (см. коммент. к ст. 27.4);

4) часть 4.1 введена в ст. 27.3 Законом N 203 от 04.12.06 и вступила в силу с 01.01.07.

О задержании транспортного средства см. коммент. к ст. 27.13. Как отмечалось выше различные федеральные органы исполнительной власти издали нормативные правовые акты в целях правильного применения ст. 27.3 (см. например, приказы МВД от 02.06.05 N 444 «О полномочиях должностных лиц МВД РФ и ФМС РФ по составлению протоколов по делам об административных правонарушениях и административному задержанию»; ФТС от 15.03.05 N 198 «О должностных лицах таможенных органов РФ уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание»; Росатома от 13.04.06 N 168 «О реализации отдельных положений КоАП» и др.). Эти акты подлежат применению поскольку не противоречат нормам КоАП.

United Traditions. Unique Tradеmark. UniTra

Особенности административного задержания.

К юристам компании «ЮниТра» часто обращаются как граждане, так и юридические лица по вопросам правомерности административных задержаний органами правопорядка. В ходе оказания юридической помощи клиентам выясняется, что многие не знают: кто и в каких случаях может произвести задержание за то или иное правонарушение, как вести себя в данном случае, какие сроки задержания и т.д.

Но самое главное, как показывает практика, люди обращаются к нам уже по факту их задержания, уже тогда, когда принято или принимается решение правоохранительными органами по существу совершенного правонарушения, с чем, как правило, клиенты не согласны, а также не согласны с тем, что длительное время были задержаны.

В данной статье Вы найдете ответы на поставленные вопросы.

Первое. Административное задержание – это обеспечительная мера.

В статье 27.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях, далее КоАП, изложены все меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, куда и входит административное задержание.

Для чего это делают сотрудники правоохранительных органов? Отвечаем. «В целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения…».

Не будем забывать, что задержанию предшествует доставление, а затем личный досмотр, досмотр вещей и их изъятие на время задержания.

Читайте так же:  Административное дело подается в суд

Здесь мы должны знать, личный досмотр производится только в присутствии понятых. А также, Вы должны знать, что если личный досмотр был произведен без понятых – это незаконно ! А если это было, то задержанный, если он и совершил правонарушение, освобождается от ответственности.

Второе. Уясним для себя понятие административного задержания.

В статье 27.3. Кодекса РФ об административных правонарушениях законодатель четко определил понятие задержания.

«Административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении».

Как видите, ограничение свободы может быть применено в «исключительных случаях». Какие особенности задержания?

Административное задержание применяется с целью прекращения административного правонарушения, когда исчерпаны другие меры воздействия (устное требование, распоряжение) в отношении нарушителя.

Ну, а если гражданин законопослушен, исполняет все, что от него потребовали, но все равно тащат в ОВД, Вы должны знать, что это перебор.

Любой адвокат спокойно может доказать, что ограничение Вашей свободы в данном случае не было необходимостью.

Также важно, что административное задержание, как правило, применяется как мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

Это может быть: установление личности нарушителя, составление протокола об административном правонарушении при невозможности составления его на месте, обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дел об административных правонарушениях и исполнения постановлений по ним.

Третье. Составление протокола.

Статья 27.4. КоАП РФ (Протокол об административном задержании) говорит о следующем: при административном задержании «…составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о задержанном лице, время, место и мотивы задержания.

Протокол об административном задержании подписывается должностным лицом, его составившим, и задержанным лицом. В случае, если задержанное лицо отказывается подписать протокол, в протоколе об административном задержании делается соответствующая запись. Копия протокола об административном задержании вручается задержанному лицу по его просьбе».

Вот здесь важно знать особенности составления протокола об административном задержании.

Вы должны помнить и знать, что административное задержание по протоколу начинается не с того времени, когда он составляется должностным лицом ОВД, а с момента совершения правонарушения . Ведь в жизни как получается, что отдельные сотрудники умышленно по своим понятным соображениям факт совершения правонарушения по времени сдвигают на более позднее время, о чем в присутствии понятых фиксируют в протоколе. На эти вещи необходимо обращать внимание. И когда Вы получаете копию протокола, а ее просить обязательно необходимо, это Ваша гарантия, что не будет подтасовок. Но если будет установлено, что время или дата совершения правонарушения изменена – это незаконно и при рассмотрении дела, когда будет вскрыт указанный факт, материал должен быть прекращен из-за допущенных юридических ошибок.

Конечно, Вы можете задать вопрос, какими документами может быть подтверждено время совершения административного правонарушения?

Главные и основные подтверждающие документы – это рапорт должностного лица и показания свидетелей. Здесь должно все сходиться по дате и по времени.

Есть прекрасная передача для интеллектуалов. «Что. Где. Когда». Тоже самое касается и доказательной базы по административному задержанию.

Часто получается так, правонарушение совершено, к примеру, в 17 часов, протокол составили в 19 и указали тоже время совершения административного правонарушения, а это значит, что Вы будете задержаны не до трех часов, как говорит Закон, а на более длительный период.

Кроме того, административное задержание на срок, превышающий три часа, могут быть подвергнуты лица, помещенные с санкции прокурора в центры социальной реабилитации органов внутренних дел для выяснения личности и оказания им социальной, медицинской и иной помощи (не свыше 10 суток). Безнадзорные дети (заблудившиеся, потерявшиеся, убежавшие из дому и т.п.), несовершеннолетние правонарушители могут содержаться до 30 суток в центрах временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей (Указ Президента РФ от 6 сентября 1993 г. № 1338 «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав»).

Заключение.

В указанной статье мы поговорили об особенностях административного задержания в соответствии с действующим законодательством России.

Предусмотреть все практически невозможно, но те моменты, которые в статье обозначены должны знать граждане и от этого будет им же польза.

Порядок проведения административного задержания

Статья 27.3 КоАП РФ определяет административное задержание как временное ограничение свободы гражданина, применяемое либо для обеспечения надлежащего рассмотрения дела по совершенному правонарушению, либо во исполнение постановления по уже рассмотренному делу. Хотя такая мера влечет за собой менее тяжкие последствия, чем уголовное задержание, требования по соблюдению процедуры достаточно жесткие.

Основания для административного задержания

Административное задержание представляет собой ограничение закрепленных в Конституции РФ прав гражданина на личную свободу и свободу передвижения.

Поэтому эта мера применяется в отдельных случаях:

  • с целью предотвращения возможного преступления;
  • для возможности рассмотрения дела в установленный срок;
  • для составления административного протокола;
  • с целью исполнения вынесенного решения суда.

По закону нельзя задержать гражданина, совершившего правонарушение, если наказанием за деяние являются штраф или устное предупреждение. Полицейский может ограничить свободу гражданина для оформления протокола, если это невозможно сделать на месте совершения проступка.

Кого не имеют право задерживать?

Административное задержание не может быть применено к отдельным категориям лиц. В первую очередь, это высшие должностные лица РФ: президент и члены правительства. Представители органов законодательной власти (депутаты Государственной думы и сенаторы Совета Федерации) и судьи всех уровней тоже обладают неприкосновенностью.

Меры по ограничению свободы не подлежат применению в отношении прокуроров и уполномоченных по правам человека. Иностранцы — обладатели дипломатического паспорта — не могут быть арестованы. При этом полной неприкосновенностью обладает лишь президент. К остальным перечисленным категориям данная административная мера может быть применена при выполнении некоторых условий.

Во-первых, такое лицо нужно застать на месте преступления. Во-вторых, уполномоченный орган должен дать письменное разрешение на задержание. Например, если речь идет о нарушении закона омбудсменом, то необходимый документ может выдать Госдума.

Кто имеет право задерживать?

Должностное лицо, имеющее право на осуществление административного задержания, определяется характером совершенного правонарушения. Например, если гражданин уличен в мелком хулиганстве или в нетрезвом состоянии появился в общественном месте, задержать нарушителя должен сотрудник полиции.

Читайте так же:  Административные штрафы налоговой инспекции

Если было установлено хищение имущества с ведомственного склада, задержание осуществляет руководитель специального охранного отряда или подразделения национальной гвардии. Закон разрешает задержать гражданина, проникшего на охраняемую зону, без необходимых на это прав и полномочий.

Среди наиболее распространенных административных правонарушений — незаконное пересечение границы Российской Федерации и нарушение таможенных процедур. В первом случае задержание выполняют должностные лица пограничной службы, а во втором — таможенной.

Особая ситуация — административный арест за нарушение судебного порядка. Осуществляя контроль над исполнением постановления судьи, приставы имеют право задержать осужденного. Происходит это в отношении тех лиц, которые уклоняются от исполнения постановления или препятствуют проведению необходимых процедур.

Закон не устанавливает строгого соответствия между должностными лицами того или иного ведомства и областью правонарушений, где они могут применять административный арест. Имеют место отсылки к другим нормативным актам, в частности, к приказу МВД «О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов и административному задержанию».

Порядок проведения задержания

Формально нарушение порядка при задержании является основанием для освобождения гражданина, поэтому важно тщательно следить за действиями сотрудника органа правопорядка. Ситуация осложняется тем, что процессуального единства в проведении задержания нет. Каждое ведомство руководствуется собственными нормативными актами.

Однако можно выделить обязательные процедурные элементы, которые должны соблюдаться при применении данной меры. Во-первых, сотрудник правоохранительного органа обязан представиться и разъяснить, в силу каких обстоятельств он производит задержание. После этого происходит доставление лица в полицию. При необходимости может быть произведен осмотр личных вещей гражданина.

По результатам допроса и обыска составляется протокол. Задержанный направляется в камеру предварительного заключения, после чего препровождается в суд, где рассматривается его дело. Следующий этап зависит от принятого судьей решения. Если оно было обвинительным, осужденный может в десятидневный срок с момента получения копии постановления обжаловать его в вышестоящей инстанции.

Составление протокола

В основе законности дальнейших процедур лежит правильно составленный протокол об административном задержании. Во многих случаях на основании сведений, зафиксированных в этом документе, судья выносит решение. Поэтому содержащаяся в нем информация должна быть точной, полной и достоверной.

Стандартные формы протокола разработаны ведомствами, сотрудники которых могут проводить задержание. Следует различать протокол об административном задержании и протокол об административном правонарушении. В последнем фиксируется информация о совершенном деянии и его обстоятельствах. В протоколе о задержании эти сведения не дублируются. Полицейский указывает статью КоАП, согласно которой задерживает гражданина.

Протокол об административном задержании считается действительным, если в нем указаны:

  • место составления документа и точная дата;
  • ФИО сотрудника ведомства, составившего документ, а также его должность;
  • имя задержанного и адрес его проживания (в некоторых случаях в документе фиксируют место работы и должность гражданина на основании документальных подтверждений);
  • обоснование мотивов ограничения свободы гражданина;
  • время проведения задержания с точностью до минут;
  • отметка об уведомлении родственников о задержании;
  • пояснения задерживаемого о совершенном им правонарушении;
  • сведения о психологическом и физическом состоянии гражданина на момент задержания;
  • замечания задержанного о содержании протокола (может удостоверить правильность внесенных в него сведений или выразить протест, а также указать свидетелей, которых можно опросить в ходе судебного разбирательства);
  • подписи составителя протокола и задержанного (только добровольная; принуждение к подписанию документа не допускается).

При отсутствии одного из этих элементов судья может признать незаконным факт задержания гражданина. Исключение — отказ лица подписать документ. Об этом делается отметка в протоколе.

Особенно внимательно суд относится к указанию точного времени ареста, так как без этой информации невозможно установить верхний предел пребывания задержанного в камере. Основанием для признания протокола недействительным может стать отсутствие сообщения о случившемся родственникам или адвокату и разъяснения причин ограничения свободы гражданина. В этих случаях речь идет о нарушении конституционного права человека на свободу, и к сотруднику полиции могут быть применены санкции.

Срок административного задержания

Гражданина можно лишить свободы на срок от 3 до 48 часов. Верхний предел превышать нельзя. Столь длительное удерживание человека применяется при особо тяжких правонарушениях. К таковым, например, относится нарушение государственной границы или режима пребывания в РФ. Представители соответствующих органов могут задерживать граждан за нарушение закона в особых зонах страны, например, во внутренних водах или на континентальном шельфе.

Лишиться свободы на 2 суток могут также лица, в отношении которых составлен протокол об административном правонарушении. Задержание осуществляется, если судья вынес постановление, предусматривающее в качестве наказания лишение свободы.

К числу спорных вопросов законодательства относится проблема определения выхода из наркотического или алкогольного опьянения. По закону срок задержания начинается с момента вытрезвления, но при этом не указаны критерии такого состояния и способы определения. На практике сотрудники полиции выжидают 6 часов, пока задержанный придет в состояние адекватно воспринимать происходящее. Но порядок применения этого принципа никак не регламентируется, что вызывает сомнения в его законности.

Права задержанного лица

Права гражданина, задержанного в административном порядке, определяются Конституцией РФ. Так как никто не может лишиться свободы в произвольном порядке, гражданин вправе требовать от сотрудника полиции разъяснения, на основании чего к нему применяется такая мера. Сообщения о номере статьи кодекса будет недостаточно: гражданин имеет право знать содержание обвинения.

Гражданин может потребовать от полицейского сообщить о произошедшем его родственникам и адвокату (при наличии). Задержанному следует воспользоваться законным правом на получение копии протокола: сотрудники правоохранительных органов не обязаны предоставлять этот документ, если гражданин сам не потребовал.

Важным правом гражданина является требование о проведении прокурорской проверки. Оно заявляется во время задержания в устной или письменной форме. По закону полицейский не может проигнорировать такое требование и должен незамедлительно сообщить в прокуратуру. Поскольку это соблюдается далеко не всегда, лучше подстраховаться и направить письменное прошение.

Все действия полиции в момент задержания и препровождения в камеру предварительного заключения при наличии достаточных оснований могут быть обжалованы. Особенно это касается случаев, когда сотрудники полиции не предоставляют задержанному возможность пользоваться телефоном. В законе нет запрета на применение мобильной связи.

Административное задержание: понятие, сроки

Под административным задержанием понимается принудительное, как правило, кратковременное ограничение свободы физического лица, совершившего административное правонарушение (ст. 27.3 КоАП). Административное задержание применяется с целью пресечения, прекращения административного правонарушения, когда исчерпаны другие меры воздействия в отношении нарушителя.

Административное задержание применяется в исключительных случаях также в качестве меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, если это необходимо для установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности составления его на месте совершения правонарушения, обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дел и исполнения постановлений по этим делам.

Читайте так же:  Статья конституции об оскорблении личности

Административное задержание может применяться только при наличии правонарушения.

Видео (кликните для воспроизведения).

Статья 27.3. Административное задержание

1. Административное задержание вправе осуществлять:

1) должностные лица органов внутренних дел (милиции) — при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со статьей 23.3 настоящего Кодекса рассматривают органы внутренних дел (милиции), либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 28.3 настоящего Кодекса органы внутренних дел (милиция) составляют протоколы об административных правонарушениях, а также при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях;

2) старшее в месте расположения охраняемого объекта должностное лицо ведомственной охраны или вневедомственной охраны при органах внутренних дел, военнослужащие внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации — при выявлении административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону;

3) должностные лица военной автомобильной инспекции — при выявлении нарушений Правил дорожного движения водителем транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти или спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны;

4) военнослужащие пограничных органов, должностные лица органов внутренних дел (милиции) — при выявлении административных правонарушений в области защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, а также при выявлении административных правонарушений во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

5) утратил силу. — Федеральный закон от 30.06.2003 N 86-ФЗ;

6) должностные лица таможенных органов — при выявлении нарушений таможенных правил;

7) военнослужащие и должностные лица органов и учреждений уголовно-исполнительной системы — при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 19.3, 19.12 настоящего Кодекса, а также административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону;

8) должностные лица органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ — при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со статьей 23.63 настоящего Кодекса рассматривают эти органы, либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии с пунктом 83 части 2 статьи 28.3 настоящего Кодекса указанные органы составляют протоколы об административных правонарушениях;

9) должностные лица, осуществляющие контртеррористическую операцию, — при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьей 20.27 настоящего Кодекса;

10) судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов — при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 17.3, 17.8, 17.9, 17.14 и 17.15 настоящего Кодекса, а также при выявлении любых административных правонарушений, совершенных в здании суда (помещении суда).

2. Перечень лиц, уполномоченных осуществлять административное задержание в соответствии с частью 1 настоящей статьи, устанавливается соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

3. По просьбе задержанного лица о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляются родственники, администрация по месту его работы (учебы), а также защитник.

4. Об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители.

4.1. Об административном задержании военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, незамедлительно уведомляется военная комендатура или воинская часть, в которой задержанный проходит военную службу (военные сборы), а об административном задержании иного лица, указанного в части 1 статьи 2.5 настоящего Кодекса, — орган или учреждение, в котором задержанный проходит службу.

4.2. Об административном задержании члена общественной наблюдательной комиссии, образованной в соответствии с законодательством Российской Федерации, незамедлительно уведомляются секретарь Общественной палаты Российской Федерации и соответствующая общественная наблюдательная комиссия.

5. Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании.

Задержание недопустимо, если правонарушение отсутствует. Исключение составляет административное задержание психически больных и малолетних, нахождение которых в общественных местах представляет опасность для окружающих и для них самих. Административное задержание также не допускается:

а) при малозначительности административного правонарушения и возможности его пресечения другими способами (выполнение нарушителем требования о прекращении правонарушения, устное замечание, разъяснение противоправности и недопустимости того или иного действия (бездействия) и т.д.);

б) при наличии возможности на месте совершения правонарушения установить личность нарушителя и обстоятельства происшествия, составить протокол об административном правонарушении;

в) при наличии основания для назначения наказания в виде предупреждения или штрафа на месте совершения административного правонарушения.

Административному задержанию не подлежат совершившие правонарушение иностранные граждане, пользующиеся дипломатической неприкосновенностью и предъявившие в подтверждение этого дипломатический паспорт, дипломатическую или консульскую карточку или служебное удостоверение личности.

Как правило, не подвергаются административному задержанию военнослужащие. Однако при совершении в общественных местах серьезных правонарушений и в других случаях, предусмотренных законом, военнослужащие могут быть при отсутствии военных патрулей задержаны для немедленной передачи их и материалов о нарушении военным комендантам, командирам воинских частей или военным комиссарам.

Не подлежат административному задержанию депутаты, прокуроры, судьи. Иностранные граждане, не пользующиеся дипломатическим иммунитетом, и лица без гражданства в случае совершения ими правонарушения могут быть подвергнуты административному задержанию на общих основаниях.

Задержанным разъясняются их права и обязанности. Они имеют право: знать, за совершение какого административного правонарушения они задержаны; требовать проверки прокурором правомерности задержания, пользоваться юридической помощью защитника (ст. ст. 25.1 и 25.5 КоАП).

Задержанные освобождаются: до истечения установленного срока их задержания, если отпала необходимость в задержании; когда истек установленный законом срок задержания; при наличии обстоятельств, предусмотренных Кодексом об административных правонарушениях, исключающих производство по делу об административном проступке.

На основании ст. 56 Конституции РФ и в соответствии с Федеральным конституционным законом «О чрезвычайном положении» от 30 мая 2001 г. должностные лица государственных органов, ответственных за осуществление мер чрезвычайного положения, включая комендантский час, задерживают в административном порядке нарушителей режима чрезвычайного положения и могут содержать их до выяснения обстоятельств правонарушения в органах охраны правопорядка, до окончания комендантского часа, а граждан, не имеющих при себе документов, удостоверяющих личность, — до выяснения личности, но не более трех часов.

Читайте так же:  Ходатайство о минимальном административном наказании

Срок административного задержания лица, совершившего административное правонарушение, включает время фактического нахождения в качестве задержанного с момента доставления для составления протокола и до момента освобождения, не должен превышать три часа.

внутренних дел (милиции), его заместителем на срок, необходимый для рассмотрения дела судьей, который не может превышать двух суток.

При вынесении постановления о назначении административного наказания за нарушение порядка организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций судья вправе обязать нарушителя, не являющегося жителем данной местности, покинуть ее. Во исполнение данного предписания судьи эти нарушители могут быть задержаны органами внутренних дел на срок, необходимый для их удаления, но не более 48 часов.

Законодательством некоторым органам исполнительной власти за ряд правонарушений предоставлено право административного задержания на более длительные сроки (например, на срок до 10 суток могут быть задержаны лица, занимающиеся бродяжничеством и попрошайничеством, до 30 суток — граждане, задержанные в пунктах пропуска через Государственную границу РФ без документов, удостоверяющих личность и гражданство). В соответствии с Федеральным конституционным законом «О военном положении» от 30 января 2002 г. на территории, на которой введено военное положение, задержание граждан допускается на срок до 30 суток.

Вместе с тем ст. 22 Конституции РФ допускает арест, заключение под стражу и содержание под стражей только по судебному решению. До судебного решения лицо может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов.

Срок административного задержания лица исчисляется с момента доставления, а лица, находящегося в состоянии опьянения, со времени его вытрезвления.

Об административном задержании составляется протокол, который подписывается должностным лицом, его составившим, и задержанным лицом. В случае если задержанный отказывается подписать протокол, об этом делается соответствующая запись.

Характеристика конкретных мер обеспечения административного задержания

Исходя из содержания ч.1 ст.8.2. ПИКоАП, административное задержание –это кратковременное ограничение свободы физического лица, применяемое в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела о правонарушении и исполнения принятого постановления.

Доставление

– это принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте его выявления, а составление протокола является обязательным. К примеру, доставление может осуществляться должностным лицом органов внутренних дел (милиции) при выявлении административных правонарушений, по которым они составляют протокол об административном правонарушении или рассматривают дело, также при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих правонарушениях.

Правом доставления обладают также военнослужащие внутренних войск МВД Республики Беларусь, осуществляющие охрану общественного порядка и безопасности; должностные лица ведомственной или вневедомственной охраны. Правом доставлять правонарушителя наделены должностные лица органов, осуществляющих надзор и контроль за использованием транспорта и др.

В ПИКоАП не оговорен срок доставления, но оно должно быть осуществлено в возможно короткий срок. О доставлении составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании.

Наиболее распространенной и чаще всего применяемой органами внутренних дел и другими правоохранительными органами мерой пресечения является личное административное задержание. По своей правовой природе эта мера пресечения является составной частью административного задержания.

Целью данной меры принудительного воздействия является пресечение противоправной деятельности; установление личности; составление протокола; пресечение сокрытия или уничтожения доказательств.

Важной представляется позиция законодателя о том, что задержание может применяться только при наличии правонарушения. В случае отсутствия состава правонарушения физическое лицо не может быть задержано. Исключение составляет задержание психически больных и малолетних лиц, нахождение которых в общественных местах представляет опасность для окружающих либо для них самих.

В целях соблюдения прав и свобод человека и гражданина по просьбе задержанного в течение трех часов уведомляются родственники, администрация по месту работы или учебы, а также защитник. Важно знать, что пользоваться услугами адвоката или защитника лицо вправе уже с момента административного задержания. Ему разъясняются его права и обязанности, о чем делается запись в протоколе об административном задержании.

Административное задержание несовершеннолетнего, кроме безотлагательных ситуаций, осуществляется в дневное время. В обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители. Указанные лица вправе обжаловать вышестоящему органу (должностному лицу) или прокурору задержание несовершеннолетнего. Заметим, что особенностью правового статуса задержанного несовершеннолетнего лица заключается еще и в том, что его содержание осуществляется отдельно от взрослых.

Административному задержанию не подлежат: дипломаты; лица, должности которых включены в кадровый реестр Главы государства Республики Беларусь; депутаты; судьи; народные заседатели (ст.8.2 ПИКоАП).

Как правило, административному задержанию не подлежат и военнослужащие, за исключением случаев совершения ими серьезных административных правонарушений для дальнейшего их препровождения, а также передачи материалов дела военным комендантам, командирам соответствующей части или военкоматам. Административное задержание проводится должностными лицами, уполномоченными в пределах своей компетенции осуществлять данное действие. Перечень таких лиц закреплен в ст.8.3 ПИКоАП.

Срок административного задержания закреплен в ст.8.4 ПИКоАП и может длиться не более трех часов с момента доставления для составления протокола и до момента освобождения. В то же время данная статья предусматривает и более длительные сроки. До 72 часов могут быть задержаны: физическое лицо, совершившее административное правонарушение, за которое в качестве административного взыскания предусмотрены административный арест, депортация; находящееся в состоянии опьянения – до вытрезвления; военнослужащие – до передачи военному коменданту; физическое лицо, имеющее признаки выраженного психического расстройства – до передачи его в организацию здравоохранения; нарушители пограничного режима или Государственной границы Республики Беларусь – до установления личности; при невозможности установить личность физического лица в течение 72 часов оно может быть задержано на срок до десяти суток с санкции прокурора. Законодательство предусматривает и иные, специальные сроки административного задержания.

Административное задержание граждан нередко связано с применением такой меры принуждения, как личный обыск задержанного (ст.8.6 ПИКоАП). Он представляет собой обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности, в целях обнаружения орудий и средств правонарушения, предметов, документов и ценностей, имеющих значение для административного процесса.

Особенностью применения данной меры является ограничение конституционных прав граждан на личную неприкосновенность и права владения, пользования и распоряжения имуществом. В связи с этим в ст.8.6 ПИКоАП закрепляется ряд условий, направленных на обеспечение законности при осуществлении личного обыска. Во-первых, личный обыск производится только в случае необходимости, при наличии факта правонарушения и в целях, предусмотренных законом. Во-вторых, личный обыск вправе осуществлять должностные лица тех же органов, которые вправе осуществлять доставление и административное задержание физического лица. В-третьих, личный обыск производится лицом одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола.

Читайте так же:  Химическое загрязнение окружающей среды примеры

Только в исключительных случаях при наличии достаточных оснований полагать, что при физическом лице находятся оружие или иные предметы, которые могут быть использованы для причинения вреда жизни и здоровью других лиц, личный обыск может быть произведен без понятых.

О личном обыске задержанного составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе административного задержания физического лица.

Наложение ареста на имущество

производится в целях исполнения постановления о наложении административного взыскания в виде штрафа, конфискации или взыскания стоимости предмета административного правонарушения.

Эта мера заключается в составлении описи имущества и объявлении его собственнику или лицу, у которого имущество находится, запрета на распоряжение им, а в необходимых случаях – и на пользование. Имущество может быть изъято и передано на хранение иному лицу, которое должно быть предупреждено об ответственности за его сохранность, о чем берется подписка.

Арест имущества проводится в присутствии собственника или лица, у которого имущество находится, а при их отсутствии – в присутствии двух понятых. О применении данной меры выносится постановление и составляется протокол описи арестованного имущества. При этом может участвовать специалист, определяющий его стоимость.

Стоимость имущества, в целях обеспечения исполнения постановления о наложении взыскания в виде штрафа, не должна превышать максимального размера штрафа, предусмотренного санкцией статьи КоАП. Стоимость имущества может превышать этот размер, если имущество относится к неделимым вещам или нет другого имущества.

При наложении ареста на денежные средства расходные операции по данным счетам прекращаются в пределах сумм, на которые наложен арест. Наложение ареста во всех случаях отменяется постановлением.

Изъятие вещей и документов

, обнаруженных при задержании, личном обыске, осмотре. Документы, орудия или средства совершения правонарушения, вещи, изъятые из оборота, имущество или доходы, полученные вследствие совершения правонарушения, а также предметы правонарушения, за совершение которого предусмотрена конфискация, изымаются должностным лицом, ведущим процесс, на срок до вступления в силу постановления по делу о правонарушении.

При совершении административного правонарушения, влекущего взыскание в виде штрафа или лишения права управления транспортным средством соответствующего вида, у водителя изымается водительское удостоверение на срок до исполнения взыскания и взамен выдается временное разрешение на управление транспортным средством. В случае принятия решения о лишении права управления водительское удостоверение хранится в ГАИ до исполнения взыскания. Об изъятии вещей и документов составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении, о личном обыске или задержании.

Задержание и принудительная отбуксировка (эвакуация) транспортного средства

и доставление его на охраняемую стоянку предусмотрены ст.18.16 (Управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством такому лицу либо отказ от прохождения проверки (освидетельствования) и 18.19 (Управление транспортным средством лицом, не имеющим права управления) КоАП при отсутствии иной возможности доставить транспортное средство к месту хранения. При совершении водителем правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.18.22 (Нарушение правил остановки и стоянки транспортного средства, а также иных правил дорожного движения), в результате которого создано препятствие для дорожного движения или возникла угроза безопасности граждан, работники ГАИ вправе произвести принудительную отбуксировку таких средств на охраняемую стоянку, о чем составляется протокол в трех экземплярах.

О принудительной эвакуации машины, а также о месте ее нахождения информируется дежурная служба территориального органа внутренних дел, которая ставит в известность владельца. Все затраты возмещаются лицом, совершившим правонарушение.

Отстранение от управления транспортным средством

. Название статьи указывает на применение двух мер обеспечения административного процесса: отстранение от управления и медицинское освидетельствование. Основанием применения этой меры воздействия является совершение физическим лицом следующих противоправных деяний, предусматривающих:

· управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов на право управления и регистрационных документов на него (ст.19.18);

· управление транспортным средством с заведомо неисправными тормозной системой, рулевым управлением (ст.18.12);

· управление транспортным средством лицом, не имеющим права управления (ст.18.19);

· управление транспортным средством водителем, лишенным права управления;

· управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения (ст. 18.16).

Причиной для применения не только меры отстранения от управления транспортным средством, но и направления на медицинское освидетельствование является наличие признаков, дающих основание полагать, что лицо находится в состоянии опьянения. В ПИКоАП не разъясняется, какие факторы внешнего вида и поведения относятся к признакам, характеризующим состояние опьянения. Тем не менее, в медицинской литературе мы находим такие признаки: запах алкоголя, неустойчивость позы, нарушение речи, выраженное дрожание пальцев, изменение окраски кожных покровов, поведение, не соответствующее обстановке, характер движения транспортного средства. Достаточным основанием полагать, что водитель находится в состоянии опьянения, следует считать и сообщения граждан, а также признание самого водителя.

Освидетельствование проводится должностным лицом ГАИ, а при необходимости – с участием врача или другого специалиста. В случае отказа водителя от освидетельствования он может быть освидетельствован в принудительном порядке.

Одной из процессуальных мер обеспечения процесса является привод (ст.8.12 ПИКоАП). Он состоит в принудительном доставлении физического лица – потерпевшего, свидетеля, привлекаемого к административной ответственности с целью выполнения ими процессуальных действий, которые нельзя выполнить заочно. Он не может производиться в ночное время. Привод осуществляется милицией на основании постановления. О невозможности привода делается запись.

Видео (кликните для воспроизведения).

За нарушение порядка при рассмотрении дела о правонарушении, неподчинение распоряжениям судьи или соответствующего должностного лица участник административного процесса может быть удален из помещения. Удаление может быть применено и в отношении защитника. Несовершеннолетний может быть удален из помещения, если обсуждение может отрицательно повлиять на него.

Источники

Административное задержание понятие цели
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here