Административные дела возникают

Предлагаем ознакомится с материалом в статье: "Административные дела возникают". Здесь собрана и обработана информация из авторитетных источников. Если вы все же не найдете ответ на свой вопрос, дочитайте статью до конца, если же и после этого не получите ответ, то обратитесь к дежурному консультанту.

Раздел IV. Производство по делам об административных правонарушениях (ст.ст. 24.1 — 30.19)

Раздел IV. Производство
по делам об административных правонарушениях

ГАРАНТ:

См. схему «Производство по делам об административных правонарушениях»

  • Глава 24. Общие положения (ст.ст. 24.1 — 24.7)
    • Статья 24.1. Задачи производства по делам об административных правонарушениях
    • Статья 24.2. Язык, на котором ведется производство по делам об административных правонарушениях
    • Статья 24.3. Открытое рассмотрение дел об административных правонарушениях
    • Статья 24.3.1. Доведение до сведения участников производства по делу об административном правонарушении информации о поступивших судье внепроцессуальных обращениях
    • Статья 24.4. Ходатайства
    • Статья 24.5. Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении
    • Статья 24.6. Прокурорский надзор
    • Статья 24.7. Издержки по делу об административном правонарушении
  • Глава 25. Участники производства по делам об административных правонарушениях, их права и обязанности (ст.ст. 25.1 — 25.15)
    • Статья 25.1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении
    • Статья 25.2. Потерпевший
    • Статья 25.3. Законные представители физического лица
    • Статья 25.4. Законные представители юридического лица
    • Статья 25.5. Защитник и представитель
    • Статья 25.5.1. Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей
    • Статья 25.6. Свидетель
    • Статья 25.7. Понятой
    • Статья 25.8. Специалист
    • Статья 25.9. Эксперт
    • Статья 25.10. Переводчик
    • Статья 25.11. Прокурор
    • Статья 25.12. Обстоятельства, исключающие возможность участия в производстве по делу об административном правонарушении
    • Статья 25.13. Отводы лиц, участие которых в производстве по делу об административном правонарушении не допускается
    • Статья 25.14. Возмещение расходов потерпевшему, его законным представителям, свидетелю, специалисту, эксперту, переводчику и понятому
    • Статья 25.15. Извещение лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении
  • Глава 26. Предмет доказывания. Доказательства. Оценка доказательств (ст.ст. 26.1 — 26.11)
    • Статья 26.1. Обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении
    • Статья 26.2. Доказательства
    • Статья 26.3. Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей
    • Статья 26.4. Экспертиза
    • Статья 26.5. Взятие проб и образцов
    • Статья 26.6. Вещественные доказательства
    • Статья 26.7. Документы
    • Статья 26.8. Показания специальных технических средств
    • Статья 26.9. Поручения и запросы по делу об административном правонарушении
    • Статья 26.10. Истребование сведений
    • Статья 26.11. Оценка доказательств
  • Глава 27. Применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (ст.ст. 27.1 — 27.20)
    • Статья 27.1. Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении
    • Статья 27.2. Доставление
    • Статья 27.3. Административное задержание
    • Статья 27.4. Протокол об административном задержании
    • Статья 27.5. Сроки административного задержания
    • Статья 27.6. Место и порядок содержания задержанных лиц
    • Статья 27.7. Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице
    • Статья 27.8. Осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов
    • Статья 27.9. Досмотр транспортного средства
    • Статья 27.10. Изъятие вещей и документов
    • Статья 27.11. Оценка стоимости изъятых вещей и других ценностей
    • Статья 27.12. Отстранение от управления транспортным средством, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения
    • Статья 27.12.1. Медицинское освидетельствование на состояние опьянения
    • Статья 27.13. Задержание транспортного средства
    • Статья 27.13.1 Задержание судна, доставленного в порт Российской Федерации
    • Статья 27.14. Арест товаров, транспортных средств и иных вещей
    • Статья 27.14.1. Арест судна, доставленного в порт Российской Федерации
    • Статья 27.15. Привод
    • Статья 27.16. Временный запрет деятельности
    • Статья 27.17. Срок временного запрета деятельности
    • Статья 27.18. Залог за арестованное судно
    • Статья 27.19. Помещение в специальные учреждения иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации
    • Статья 27.20. Арест имущества в целях обеспечения исполнения постановления о назначении административного наказания за незаконное вознаграждение от имени юридического лица
  • Глава 28. Возбуждение дела об административном правонарушении (ст.ст. 28.1 — 28.9)
    • Статья 28.1. Возбуждение дела об административном правонарушении
    • Статья 28.1.1. Протокол осмотра места совершения административного правонарушения
    • Статья 28.2. Протокол об административном правонарушении
    • Статья 28.3. Должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях
    • Статья 28.4. Возбуждение дел об административных правонарушениях прокурором
    • Статья 28.5. Сроки составления протокола об административном правонарушении
    • Статья 28.6. Назначение административного наказания без составления протокола
    • Статья 28.7. Административное расследование
    • Статья 28.8. Направление протокола (постановления прокурора) об административном правонарушении для рассмотрения дела об административном правонарушении
    • Статья 28.9. Прекращение производства по делу об административном правонарушении до передачи дела на рассмотрение
  • Глава 29. Рассмотрение дела об административном правонарушении (ст.ст. 29.1 — 29.14)
    • Статья 29.1. Подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении
    • Статья 29.2. Обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения дела об административном правонарушении судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом
    • Статья 29.3. Самоотвод и отвод судьи, члена коллегиального органа, должностного лица
    • Статья 29.4. Определение, постановление, выносимые при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении
    • Статья 29.5. Место рассмотрения дела об административном правонарушении
    • Статья 29.6. Сроки рассмотрения дела об административном правонарушении
    • Статья 29.7. Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении
    • Статья 29.8. Протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении
    • Статья 29.9. Виды постановлений и определений по делу об административном правонарушении
    • Статья 29.10. Постановление по делу об административном правонарушении
    • Статья 29.11. Объявление постановления по делу об административном правонарушении
    • Статья 29.12. Определение по делу об административном правонарушении
    • Статья 29.12.1. Исправление описок, опечаток и арифметических ошибок
    • Статья 29.13. Представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения
    • Статья 29.14. Участие в судебном заседании путем использования систем видео-конференц-связи
  • Глава 29.1. Правовая помощь по делам об административных правонарушениях (ст.ст. 29.1.1 — 29.1.7)
    • Статья 29.1.1. Направление запроса о правовой помощи
    • Статья 29.1.2. Содержание и форма запроса о правовой помощи
    • Статья 29.1.3. Юридическая сила доказательств, полученных на территории иностранного государства
    • Статья 29.1.4. Вызов свидетеля, потерпевшего, их представителей, эксперта, находящихся за пределами территории Российской Федерации
    • Статья 29.1.5. Исполнение в Российской Федерации запроса о правовой помощи
    • Статья 29.1.6. Направление материалов дела об административном правонарушении для осуществления административного преследования
    • Статья 29.1.7. Исполнение запроса об осуществлении административного преследования или о возбуждении дела об административном правонарушении на территории Российской Федерации
  • Глава 30. Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях (ст.ст. 30.1 — 30.19)
    • Статья 30.1. Право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении
    • Статья 30.2. Порядок подачи жалобы на постановление по делу об административном правонарушении
    • Статья 30.3. Срок обжалования постановления по делу об административном правонарушении
    • Статья 30.4. Подготовка к рассмотрению жалобы на постановление по делу об административном правонарушении
    • Статья 30.5. Сроки рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении
    • Статья 30.6. Рассмотрение жалобы на постановление по делу об административном правонарушении
    • Статья 30.7. Решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
    • Статья 30.8. Оглашение решения, вынесенного по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
    • Статья 30.9. Пересмотр решения, вынесенного по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
    • Статья 30.10. Принесение протеста на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и последующие решения
    • Статья 30.11 (утратила силу)
    • Статья 30.12. Право на обжалование, опротестование вступивших в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов
    • Статья 30.13. Суды, рассматривающие жалобы, протесты на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов
    • Статья 30.14. Подача жалобы, принесение протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов
    • Статья 30.15. Принятие к рассмотрению жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов
    • Статья 30.16. Пределы и сроки рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов
    • Статья 30.17. Виды постановлений, принимаемых по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов
    • Статья 30.18. Содержание постановления, принимаемого по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов
    • Статья 30.19. Вступление в законную силу постановления, принятого по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов
Читайте так же:  Решение судов общей юрисдикции по административным делам
>
Общие положения (ст.ст. 24.1 — 24.7)
Содержание
Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Административное дело

Невозможно представить, что может существовать государство, где граждане неукоснительно соблюдают все имеющиеся законы. И жители России не составляют исключения из этого правила. На сегодняшний день описана масса разных преступлений. И одно из них это административное правонарушение, при установлении факта совершения которого, на нарушителя заводят административное дело.

Какое определение административному делу дает закон, что оно собой представляет, какие включает важные моменты, возможно ли обжалование решения и прочее, должен знать каждый человек. Ведь если возникнет неприятная ситуация, нужно суметь защитить себя и свои права.

Понятие и субъект дела об административном правонарушении

Регулируют эти дела статьи КоАП РФ и иные акты и законы РФ.

Административное дело — это происходящий судебный процесс, по завершении которого, лицу (если его признают виновным), будет назначено определенное наказание (от штрафа до ограничения свободы на несколько суток).

Само понятие данного дела несколько шире понятия административного спора, это связано с тем, что административное дело возникает из управленческих отношений, где одной стороной обязательно становится исполнительный орган и оно может иметь место как при наличии спора, так и при его отсутствии.

Совокупность административно-правовых норм и действий должностных лиц или органов, призванных, основываясь на нормы, решать определенные задачи, называется производством по делу.

К задачам же относятся:

  • рассмотрение дела с учетом всех нюансов (которых может быть достаточно много);
  • разрешение дела по закону (главное требования для любых дел).

Чтобы избежать различного рода накладок и неточностей, государство обязано придумать условия и назначить порядок разрешения дел, а еще возможность применения к виновному лицу специальных мер наказания.

Важно: если нарушитель приходится родственником тому, кто должен рассматривать дело или это должностное лицо как-то заинтересовано в исходе дела, то для рассмотрения назначается другое лицо.

Для административных дел, как и для любых других, установлены свои сроки давности. Общие правила говорят о двух месяцах, со дня вручения должностному лицу, всех собранных материалов по делу. Но есть и исключение из этого правила, если дело ведет судья, то срок увеличивается еще не один месяц.

Скачать для просмотра и печати:

Что такое административное дело

Административные дела отличаются от уголовных тяжестью правонарушений, рассматриваемых в их рамках. Как правило, они не грозят окружающим существенным вредом, не общеопасны. В некоторых случаях грань между двумя основными ветвями судебной практики размыта. К примеру, при рассмотрении нарушений правил вождения автомобилей или взаимодействия с наркотическими веществами, употреблением алкогольной продукции.

Последствия совершения административных нарушений закона – наказание за них – гораздо мягче, чем за уголовные преступления. Суд чаще всего ограничивается наложением штрафа. За повторное привлечение к административной ответственности назначаются общественные работы или, в редких случаях, реальный срок.

Решение

Вынесение решения по делу является одной из последних ступеней в рассмотрении дела, а его объявление обозначает конец судебного разбирательства. Однако получение документов участниками процесса, далеко не всегда заканчивается оглашением решения, потому что порой требуется некоторое время для подготовки нужных документов.

У административных дел имеется некоторая особенность, когда решение по делу вполне может оказаться за пределами требований заявителя. Это происходит потому что для суда главной задачей будет соблюдение закона и соответственно суд опирается на нормы, которые подлежат к применению по делу, а обоснованность принятого решения обязательно включает в себя учет всех прав и обязанностей сторон.

Читайте так же:  Мелкое хищение имущества статья

Решение имеет несколько частей:

  1. Вводная, та, что содержит в себе основную информацию о сторонах, месте принятия решения, дате заседания, самом суде и прочих информационных моментах;
  2. Описательная, она включает в себя все требования и пожелания истца, позицию и комментарии ответчика, мнения и показания других участников процесса, если они есть в деле;
  3. Мотивировочная, включающая в себя все обстоятельства, которые установил суд во время заседания;
  4. Результативная, содержащая сделанные судом выводу по рассмотренному делу.

Жалоба

Далеко не всегда все участники процесса довольны принятым решением по их делу. Именно для таких случаев предусмотрена подача жалобы в вышестоящий орган, а также должностному лицу, вышестоящий суд (если постановление было вынесено судьей)

Важно: истец имеет в запасе 10 дней для подачи жалобы. Срок исчисляется с момента получения лицом, постановления или получения его копии.

Обжаловать постановление могут только лица, которые принимали участие в процессе, например, заявитель, правонарушитель, законные представители или защитники сторон, если они имеются.

Вот что нужно в обязательном порядке приложить к жалобе:

  1. Распечатанную копию постановления;
  2. Если имеются, то заверенные копии решений по результату рассмотрения предыдущей жалобы.

В общем и целом жалоба должна обязательно содержать в себе максимально подробную информацию о присутствующих участниках, сторонах, суде, все приведенные доводы заявителя, подпись и отдельно перечень тех материалов, которые будут приложены к жалобе.

После того как жалоба будет рассмотрена, лицу ее подавшему, будет озвучено одно из следующих решений:

  • оставить все как есть, то есть жалобу без удовлетворения;
  • если не возникнет ухудшения положения лица, в отношении которого выносилось постановления, то постановление может быть изменено;
  • принять решение отменить постановление;
  • вернуть дело на новое рассмотрение, если на это есть весомые основания.

Важно: решение по жалобе будет озвучено сразу, как она будет рассмотрена.

Однако и результат по жалобе, равно как и первое решение не всегда может удовлетворить ожидания, но опускать руки не стоит, так как и это решение можно обжаловать, подав еще одну жалобу в вышестоящие суды и Верховный суд РФ.

Данное прошение нужно подавать сразу в суд, а постановление, которое примут в результате его рассмотрение, должно будет вступить в силу сразу с момента его принятия.

Глава 29. Рассмотрение дела об административном правонарушении (ст.ст. 29.1 — 29.14)

Глава 29. Рассмотрение дела об административном правонарушении

>
Подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении
Содержание
Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

КОЛЛЕГИЯ АДВОКАТОВ «ПР А ВО»

Административное дело отличается от уголовного дела тем, что административное правонарушение не наносит существенного вреда обществу. В административном правонарушении отсутствует признак общественной опасности, в том понятии, который вкладывается в понятие преступления. Это главное отличие административных правонарушений от уголовно-наказуемых преступлений. В отдельных случаях грань между административным правонарушением и уголовным преступлением достаточно размытая, а порой их отделять может 1 копейка, в зависимости от степени причинённого вреда или других обстоятельств.

Наиболее часто встречающиеся административные правонарушения.

Административная практика правоохранительных органов и судебная практика показывает, что наиболее часто и ежедневно граждане Российской Федерации привлекаются к административной ответственности за:

незаконный оборот наркотических средств (ст. 6.8 КоАП РФ)

потребление наркотических средств (ст. 6.9 КоАП РФ)

нарушение Правил дорожного движения (Глава 12 КоАП РФ),

неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции (ст. 19.3 КоАП РФ),

потребление (распитие) алкогольной продукции в запрещенных местах (ст. 20.20 КоАП РФ),

появление в общественных местах в состоянии опьянения (ст. 20.20 КоАП РФ).

Каждый когда-либо совершал административные правонарушения и привлекался за их совершение. И хотя наказания за административные правонарушения не отличаются особой суровостью и строгостью, последствия их применения могут быть весьма печальными. Для физического лица наиболее серьезным наказанием за совершение административного правонарушения будет административный арест. В отношении юридического лица может быть применен весьма большой административный штраф, либо административное приостановление деятельности.

Что делать, если в отношении Вас составляется административный материал.

Ваши права указаны в ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ: лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.

Во избежание возможных негативных последствий и ухудшения Вашего положения советуем выполнять законные требования сотрудников правоохранительных органов. В соответствии с законодательством РФ граждане обязаны подчиняться законным требованиям представителей власти. Если Вы полагаете, что сотрудники правоохранительных органов совершают незаконные действия и превышают свои должностные полномочия, то Вам об этом следует указать в составленном протоколе. Вам, как лицу, привлекаемому к административной ответственности, предоставят для ознакомления составленный протокол и предложат его подписать.

В протоколе предусмотрена графа «Объяснения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении». В данной графе Вам потребуется подробно изложить обстоятельства, как Вам кажется, незаконных действий должностных лиц. В данной графе Вам предназначено всего 2-3 строчки. Постарайтесь уместить в нее все существенные условия. Если не получилось уместить, продолжите писать в иных свободных местах — с правого бока, с оборотной стороны. Как только Вы начнете писать, то со стороны сотрудников правоохранительных органов могут последовать действия разубедить Вас это делать. Вас могут убеждать в том, что написанное Вами не имеет никакого существенного значения, что сейчас следует написать «раскаиваюсь», а в суде рассказать обо всем и т.п. Поверьте — все имеет большое значение! Если бы это было не так, то Вас не пытались бы переубедить.

Перед тем, как что-то подписывать и писать замечания, внимательно прочтите составленный протокол. Проверьте, чтобы соответствовало время и место составления протокола, обстоятельства совершенного административного правонарушения были изложены верно. Если в протокол вписаны понятые — познакомьтесь с ними лично, спросите как их зовут и попросите показать Вам документы, чтобы Вы могли сверить с протоколом. При необходимости попросите у понятых их номера телефона. Это нужно, чтобы при рассмотрении административного дела в суде, либо обжаловании действий сотрудников правоохранительных органов, у Вас была возможность пригласить понятых в суд. Не стоит звонить понятым просто так, встречаться с ними и уговаривать дать иные показания, а тем более не советуем Вам пытаться подкупить понятых, либо запугивать.

Читайте так же:  Совершение двух административных правонарушений

Вам не могут запретить воспользоваться услугами адвоката при составлении протокола.

Если Вы видите, что последствия составляемого в отношении Вас административного материала могут повлечь для Вас существенные последствия, то советуем обратиться к адвокату для получения юридической консультации. Для правильного составления замечаний в протоколе первоначально Вам может быть достаточной устная консультация, полученная по телефону.

Сотрудники правоохранительных органов НЕ МОГУТ Вам запретить воспользоваться услугами адвоката. Если по какой-либо причине это произошло, то обязательно об этом укажите в протоколе. Следует записать, что Вы просили пригласить адвоката (укажите Ф.И.О.) для участия в составлении протокола, но Вам было отказано. Если время составления протокола и время телефонного разговора с адвокатом будут соответствовать, то в таком случае у Вас большие шансы добиться в суде прекращения административного материала. Следует помнить, что КоАП РФ не предусматривает предоставления Вам бесплатного государственного адвоката. Этим правом наделены только лица, привлекаемые к уголовной ответственности.

Не стоит отказываться от получения копий составленных протоколов, либо выбрасывать их. Они Вам понадобятся при обращении к адвокату.

Если Вы столкнулись с вышеописанной проблемой, то адвокаты Коллегии адвокатов «Право» готовы оказать Вам профессиональную юридическую помощь.

Услуги, оказываемые адвокатами по административным делам:

— Устные и письменные консультации;

— Комплексное ведение адвокатом административного дела с участием в суде при рассмотрении административного дела;

— Ознакомление с материалами административного дела;

— Составление необходимых процессуальных документов, ходатайств, жалоб;

— Содействия в сборе доказательств по административному делу;

— Истребование доказательств из государственных органов (иногда и с помощью суда);

— Обжалование решений по делам об административных правонарушениях и другие юридические услуги.

Стоимость услуг

В зависимости от категории и сложности дела от 5 000 рублей

Производство в арбитражном суде по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений. Процессуальные особенности

Видео (кликните для воспроизведения).

Согласно ст. 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности:

  1. об оспаривании НПА и иных актов федеральных органов исполнительной власти , если рассмотрение таких дел в соответствии с Кодексом отнесено к компетенции Суда по интеллектуальным правам ;
  2. об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц;
  3. об административных правонарушениях , если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;
  4. о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций , если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания;
  5. другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

Процессуальный порядок рассмотрения перечисленных выше дел установлен в разделе III АПК РФ «Производство в арбитражном суде первой инстанции по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений».

Особенности рассмотрения дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений определены в гл. 22-26 АПК РФ.

Согласно ст. 189 АПК РФ дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений:

    • рассматриваются по общим правилам искового производства , если иные правила административного судопроизводства не предусмотрены федеральным законом;
    • заявления подаются в арбитражный суд по общим правилам подсудности, после соблюдения досудебного порядка, если он установлен федеральным законом;
    • обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, законности оспариваемых решений и действий (бездействия), возлагается на органы и лиц, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие) .

Ст. 190 АПК РФ устанавливает, что экономические споры, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, могут быть урегулированы сторонами по правилам, установленным в главе 15 Кодекса, путем

    • заключения соглашения или
    • с использованием других примирительных процедур, если иное не установлено федеральным законом.

Заключение мирового соглашения невозможно по делам об оспаривании нормативного правового акта, по делам об административных правонарушениях.

Административные дела — виды и порядок рассмотрения

Постановление

Конечным результатом по рассмотренному делу становится вынесение постановления, которое может установить для ответчика наказание или вовсе прекратить производство.

Закон предусмотрительно перечислил все возможные варианты прекращения производства в КоАП РФ.

Само постановление не всегда вступает в силу сразу, закон называет несколько видов срока. К ним относится истечение общего срока для обжалования постановления и обжалования ранее поданной жалобы, если последняя не была опротестована. Исключением называются случаи, если решение отменит само постановление. Если решение, которое было вынесено, входит в число тех, что по закону нельзя обжаловать.

Важно: всегда стоит помнить очень важную вещь — пока вина не будет доказана в суде, лицо считается невиновным.

Рассмотрение

Первым шагом при рассмотрении дела является объявление о том, кто станет его рассматривать, что за правонарушение в нем содержится, какие законы будут задействованы.

Можно утверждать, что главенствующее место в течение производства занимает рассмотрение дела, ведь это необходимо сделать не только для возможности принятия верного решения, но и для изначальной правильной трактовки обстоятельств по делу.

Моменты, которые надо выяснить судье в первую очередь:

  • в его ли компетенции находится рассматриваемое дело;
  • есть ли обстоятельства, которые в состоянии исключить производство;
  • поданы или нет ходатайства и отводы;
  • известно ли сторонам, где и когда будет проходить заседание.

Как только лицо, рассматривающее дело, получает на руки материалы, у него есть 15 дней для рассмотрения и последующего вынесения решения.

Важно: есть исключение. Нарушения, ответственность за которые заключается в аресте или депортации, должны быть рассмотрено в тот же день, что и пришли материалы.

Читайте так же:  Рассмотрение административного дела в апелляционной инстанции

Если ответчик не подал ходатайство о рассмотрении дела по месту его жительства, дело будет рассмотрено по месту совершенного злодеяния.

Иногда возникают ситуации, когда производство нужно приостановить, к таким случаям относятся:

  • время ожидания результатов по экспертизам;
  • до назначения представителя лицу, если оно утратило свою дееспособность;
  • если ответчик тяжело заболел, но не подал ходатайство о рассмотрении дела без него.

Как только перечисленные основания отпадают, дело возобновляется.

Важно: если ответчик недееспособен или является несовершеннолетним, то присутствие и участие представителя обязательно.

Иногда свое заключение озвучивает и прокурор, если он присутствует на заседании.

Содержание статьи

  • Административные дела — виды и порядок рассмотрения
  • Какие существуют отрасли права
  • Как узнать свои административные правонарушения

В рамках административной процессуальной категории, как и в уголовной, возбуждаются дела, выносятся судебные решения, которые можно обжаловать. Ответственность за правонарушения назначается, как правило, в виде наложения штрафа, назначения общественных работ, лишения права на осуществление определенного вида деятельности.

Порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях

Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрен специальный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях. Началом рассмотрения дела судьей, органом или должностным лицом является выяснение обстоятельств, которые юридически значимы для корректного разрешения дела.

Затем следует огласить протокол об административном преступлении, а также другие материалы, если это необходимо. После необходимо произвести заслушивание объяснений физического лица или законного представителя юридического лица, по которым происходит производство по делу. Далее следует огласить показания иных участников производства, заслушать пояснения специалистов и заключения экспертов. Помимо этого важно помнить и об других доказательствах. Если в рассмотрении дела принимает участие прокурор, следует заслушать и его заключение.

Если дело рассматривается коллегиальным органом, то необходимо составить протокол. Требования к нему указаны в КоАП РФ.

После рассмотрения административного дела выносится постановление, которое отражается принятое решение по делу. Это может быть применение административного наказания или остановка рассмотрения дела. Вынести постановление о наложении административного наказания можно при нескольких условиях:

  • если при помощи материалов дела и во время слушаний по делу была доказана вину лица в совершении административного правонарушения;
  • при отсутствии обстоятельств, из которых не следует административная ответственность лица;
  • если нет оснований, позволяющих освободить лицо от административной ответственности.

Также есть несколько условий, позволяющих вынести постановление о прекращении производства по делу об административном преступлении:

  • если есть хотя бы одно обстоятельство, которое исключает производство по делу, которое предусмотрено в КоАП РФ;
  • если есть объявление устного замечания, предусмотренного КоАП РФ;
  • если действия или бездействия содержат признаки преступления, то прекращается производство по делу и материалы дела передаются в прокуратуру, орган дознания или орган предварительного следствия;
  • если совершенное административное правонарушение попадает под ряд статей КоАП РФ.

Порядок рассмотрения административного дела

Административная юрисдикция функционирует по определенному законодательством принципу. Все дела рассматриваются только после тщательного исследования всех обстоятельств, опроса свидетелей и участников (истца и ответчика). Заседания назначается при наличии оснований для его проведения, которые подтверждены документально.

Участники процесса оповещаются заблаговременно, чтобы у них была возможность известить суд о том, что они не могут прибыть в назначенный срок, если этому что-то препятствует. Обстоятельства должны быть вескими.

После вынесения решения суда по административному преступлению, независимо от того, какое наказание было назначено, его можно обжаловать в общепринятом порядке. После оглашения решения судья обязан известить об этом ответчика.

Этапы рассмотрения дела об административном правонарушении

Этапы и особенности рассмотрения административных дел

Выделяется несколько стадий рассмотрения дела об административном незаконном деянии. Речь идет:

  • об этапе, когда происходит подготовка к рассмотрению дела;
  • об этапе, на котором непосредственно происходит рассмотрение дела по существу;
  • об этапе, когда выносится и оглашается постановление по делу.

Во время подготовки дела к рассмотрению для судьи, органа или должностного лица важно выяснить ряд вопросов, которые важны в юридическом плане:

  • в их ли компетенции рассмотрение дела;
  • есть ли причины, по которым судья, член коллегиального органа, должностное лицо не могут рассмотреть дело;
  • корректно ли составлен протокол об административного незаконном деянии, а также ряд других протоколов, которые предусмотрены КОАП РФ. Помимо этого необходимо обратить внимание на то, как оформлены другие материалы дела;
  • есть ли место обстоятельствам, которые исключают производство дела;
  • в полной ли мере присутствуют материалы по делу, для того чтобы рассмотреть дело по существу;
  • определить наличие ходатайств и отводов.

Для ключевых лиц, которые рассматривают дело об административном правонарушении, не представляется возможным заниматься рассмотрением дела, при условии, что они или другие участники производства состоят в родственных связях. Помимо этого рассмотрение дела также не представляется возможным, если вышеупомянутые лица имеют прямую или косвенную заинтересованность в исходе дела. Если же присутствует хотя бы одно из вышеупомянутых обстоятельств, которые предусмотрены КоАП РФ, то судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом в обязательном порядке заявляется самоотвод. Среди органов, которым подается заявление о самоотводе, выделяются председатель соответствующего суда, руководство коллегиального органа или должностное лицо более высокого ранга.

Помимо этого заявить отвод лицам, которые занимаются рассмотрением дела об административном незаконном деянии, представляется возможным и для иных участников производства.

Рассмотреть заявление об отводе может судья, орган или должностное лицо, которые занимаются производством дела. После того как заявление о самоотводе или об отводе рассмотрено, компетентный орган выносит решение удовлетворяющее заявление или отказывающее в его удовлетворении.

Во время подготовки дела к рассмотрению необходимо разрешить ряд вопросов, которые служат основой в определенных ситуациях для вынесения определения:

  • определение времени и места рассмотрения дела;
  • вопросы касательно вызова важных для рассмотрения дела лиц, о запросе важных дополнительных материалов по делу, о назначение проведения экспертизы;
  • вопросы отложения производства дела;
  • вопрос передачи обратно протокола об административном правонарушении и других важных материалов относительно дела органам или должностным лицам, которые занимались составлением протокола, в ситуациях, когда он был составлен и оформлен неправомочными лицами или некорректном составлении или при неполном представлении материалов, которое невозможно восполнить во время рассмотрения дела;
  • в ситуациях, когда рассмотрение дела не находится в компетенции ключевых органов и лиц, которые получили на рассмотрение протокол об административном преступлении и иные материалы дела, или вынесли определение касательно отвода судьи, члена коллегиального органа или должностного лица, рассматриваются вопросы о передаче протокола об административном преступлении и иных материалов дела к рассмотрению по подведомственности. Если есть место обстоятельствам, которые исключают производство по делу и предусмотрены КоАП РФ, то необходимо вынести постановление об остановке производства по делу.
Читайте так же:  Представление суда по административному делу

Рассматривать дело об административном незаконном деянии необходимо по месту его совершения. При наличии ходатайства лица, по которому идет производство, представляется возможным рассмотреть дело по месту жительства указанного лица. Если по делу об административном незаконном деянии было осуществлено административное расследование, то его рассмотрение следует производить по месту нахождения органа, который занимался проведением данного расследования.

Если дело касается административного правонарушения несовершеннолетнего, родителей несовершеннолетнего и заменяющих их лиц, то такие дела следует рассматривать по месту жительства данных лиц.

Административные дела, после которых возможно применение мер в лишении прав управления транспортными средствами, следует рассматривать по местам, где было поставлено на учет данное транспортное средство.

В течение 15 дней со дня получения ключевых лиц и органов, которые имеют полномочия на рассмотрение дела, протокола об административном преступлении и иных материалов, необходимо провести рассмотрение дела об административном правонарушении.

В ситуациях, когда есть ходатайство от участников производства по делу или в ситуациях, когда необходимы дополнительные выяснения обстоятельств, время рассмотрения дела может продлить судья, орган или должностное лицо, которое рассматривает дело сроком на один месяц. Мотивированное определение – документ о продлении указанного срока, который выносится судьей, органом или должностным лицом, которые занимаются рассмотрение дела. В ситуациях, когда рассмотрению подлежат дела об административных правонарушениях, совершение которых влечет административный арест, рассмотреть дело необходимо в день получения протокола об административном преступлении и иных материалов.

Дела, которые касаются лиц, которые подвергнуты административному задержанию, необходимо рассмотреть не позже 4 часов с момента их задержания.

Какие правонарушения относятся к административным

К этой категории преступлений относятся те их виды, которые не несут угрозы жизни человека, существенного вреда стране или природе. Дело об административном нарушении могут возбудить в случае, если рассматриваемый проступок

  • нарушает чьи-то права или угрожает здоровью, репутации,
  • несет урон государственной или частной собственности,
  • является финансовой махинацией или мошенничеством,
  • нарушает установленный законом порядок госуправления,
  • не соответствует моральным устоям общества (мелкое хулиганство),
  • противоречит требованиям ПДД,
  • идет в разрез с воинскими и гражданскими обязанностями.

Все административные проступки делятся на три основные группы правонарушений – экономические, политические, социальные. Определение типа преступления возможно лишь после рассмотрения дела, выяснения всех его обстоятельств.

Возбуждение дела

Немаловажным моментом являются условия, при наличии которых могут завести дело. Анализируя этот вопрос, можно выделить две группы причин и поводов:
  1. Общие поводы, когда дело заводится в связи с выявлением факта несоблюдения закона, информация о котором поступила из достоверного источника;
  2. Специальными поводами называются сообщения из СМИ (средств массовой информации) или по обращению физического лица. Эти поводы не послужат причиной к возбуждению дела, если потенциальный ответчик уже понес административное наказание за правонарушение в сфере охраны труда.

Состав постановления по делу об административном правонарушении

Ст. 29.10 КоАП РФ предусматривает требования к содержанию постановления по делу. В состав постановления по административному делу входит несколько блоков. Речь идет о вводной, описательной и резолютивной частях. Вводная часть содержит реквизиты постановления (речь идет о номере, дате, адресе его вынесения), должность, ФИО судьи или должностного лица, состав и название коллегиального органа, которые вынесли постановление, сведения о лицах, в отношении которых происходит рассмотрение дела.

Описательная часть постановления содержит обстоятельства, которые были установлены во время рассмотрения дела, сюда же входят анализ и оценка доказательств, которые были исследованы во время рассмотрения дела.

Помимо этого в описательную часть входит статья КоАП РФ или же закона субъекта РФ, которые предусматривают административную ответственность за совершение административного преступления, или же основания для прекращения производства по делу. Также в описательной части содержатся обстоятельства, которые могут смягчить или отягчить ответственность обвиняемого.

В состав резолютивной части постановления по административному делу входит мотивированное решение, признающее лицо, по которому ведется дело, виновным в совершении административного преступления. Далее указывается статья КоАП РФ или закона субъекта РФ, согласно которым указанное лицо признается виновным, тип и размер административного наказания. После обязательно указывается время и правила обжалования постановления.

В ситуациях, когда назначенное судьей наказание предусматривает возмещение имущественного ущерба, то постановление должно содержать информацию о размере ущерба, который необходимо возместить, сроки и порядок его возмещения.

Важно отметить, что постановление должно объявляться сразу после того, как завершено рассмотрение дела.

Помимо этого есть ряд случаев, когда на основании результатов рассмотрения дела об административном преступлении выносится определение:

  • предполагающее передачу дела ключевым органам и лицам, которые имеют полномочия назначить административное наказание другого типа или размера или применить другие меры воздействия, основываясь на федеральном законодательстве. К примеру, согласно ст.2.5 КоАП РФ применение мер дисциплинарного воздействия;
  • предполагающее передачу дела на рассмотрение по подведомственности, в ситуациях, когда не установлен вопрос рассмотрения дела в рамках компетенции рассматривающих его судьи, должностного лица или органа. Речь об этом идет в ст. 29.9, ч.2.
Видео (кликните для воспроизведения).

Ключевыми лицами и органами, которые рассматривали административное дело, во время установления причин административного преступления и условий, которые способствовали его совершению, вносится в необходимые организации и необходимым должностным лицам представление о принятии мер по предотвращению данных причин и условий. Для последних важно произвести рассмотрение представления об предотвращении причин и условий, которые способствовали осуществлению административных правонарушений, сроком в месяц со дня его получения. После они должны сообщить о мерах, которые приняты, судье, должностному лицу или органу, которые вынесли постановление. Речь об этом идет в ст.29.13.

Источники

Административные дела возникают
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here