Административные правонарушения органы исполнительной власти

Предлагаем ознакомится с материалом в статье: "Административные правонарушения органы исполнительной власти". Здесь собрана и обработана информация из авторитетных источников. Если вы все же не найдете ответ на свой вопрос, дочитайте статью до конца, если же и после этого не получите ответ, то обратитесь к дежурному консультанту.

Статья 1.3.1. Предметы ведения субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2009 г. N 380-ФЗ глава 1 настоящего Кодекса дополнена статьей 1.3.1, вступающей в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Статья 1.3.1. Предметы ведения субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 1.3.1 КоАП РФ

1. К ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится:

1) установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления;

2) организация производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации;

3) определение подведомственности дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в соответствии с частью 2 статьи 22.1 настоящего Кодекса;

4) создание комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав;

5) создание административных комиссий, иных коллегиальных органов в целях привлечения к административной ответственности, предусмотренной законами субъектов Российской Федерации;

6) определение перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ часть 1 статьи 1.3.1 настоящего Кодекса дополнена пунктом 6.1, вступающим в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

6.1) определение перечней должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, в случаях, предусмотренных статьей 28.3 настоящего Кодекса;

7) регулирование законами субъектов Российской Федерации иных вопросов в соответствии с настоящим Кодексом.

2. Законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления могут наделяться отдельными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вопросов, указанных в пунктах 4 — 6 части 1 настоящей статьи, с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. В случае наделения органа местного самоуправления указанными полномочиями его должностные лица вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъекта Российской Федерации.

3. В случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, должностные лица органов местного самоуправления вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации, при осуществлении органами местного самоуправления полномочий по контролю (надзору), делегированных Российской Федерацией или субъектами Российской Федерации, а также при осуществлении муниципального контроля.

4. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах компетенции, установленной главой 23 настоящего Кодекса, уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом.

5. Должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах компетенции соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, в случаях, указанных в статье 28.3 настоящего Кодекса.

Глава 23. Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях (ст.ст. 23.1 — 23.89)

Глава 23. Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные
рассматривать дела об административных правонарушениях

>
Судьи
Содержание
Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Статья 22.1 КоАП РФ. Судьи и органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях

Новая редакция Ст. 22.1 КоАП РФ

1. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, рассматриваются в пределах компетенции, установленной главой 23 настоящего Кодекса:

1) судьями (мировыми судьями);

2) комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;

3) федеральными органами исполнительной власти, их структурными подразделениями, территориальными органами и структурными подразделениями территориальных органов, а также иными государственными органами в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;

3.1) Банком России в соответствии с задачами и функциями, возложенными на него федеральными законами;

4) органами и учреждениями уголовно-исполнительной системы;

5) утратил силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования Федерального закона от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ;

6) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими региональный государственный надзор либо переданные им полномочия в области федерального государственного надзора, указанными в главе 23 настоящего Кодекса;

7) государственными учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным в соответствии с федеральными законами на осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора, государственного портового контроля, государственного надзора в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также государственными учреждениями, подведомственными органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченным в соответствии с федеральными законами на осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), государственного надзора в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения.

2. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами:

Читайте так же:  Как привлечь за оскорбление личности матом

1) мировыми судьями;

2) комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;

3) уполномоченными органами и учреждениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

4) административными комиссиями, иными коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законами субъектов Российской Федерации;

5) государственными учреждениями, подведомственными соответственно органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченным в соответствии с федеральными законами на осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), государственного надзора в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий на особо охраняемых природных территориях регионального значения.

Комментарий к Статье 22.1 КоАП РФ

1. Комментируемая статья в общем виде закрепляет перечень органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях. Первыми среди них названы судьи. В соответствии со ст. 4 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» в Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.

К федеральным судам относятся:

Конституционный Суд Российской Федерации;

Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

О распределении полномочий по рассмотрению дел об административных правонарушениях между различными судами см. комментарий к ст. 23.1.

В соответствии с Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав входят в федеральную систему органов, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Комиссии образуются в порядке, определяемом законодательством РФ и законодательством субъектов Российской Федерации. Подробнее об их компетенции см. комментарий к ст. 23.2.

Рассмотрение дел об административных правонарушениях возлагается также на федеральные органы исполнительной власти и иные государственные органы. Их полномочия в данной сфере установлены ст. 23.3 — 23.67 КоАП. Следует отметить, что комментируемый Кодекс зачастую не указывает прямо, какие органы государственной власти уполномочены рассматривать конкретные дела об административных правонарушениях, а использует формулировки типа «органы, осуществляющие государственной контроль и надзор в определенной сфере». Для определения соответствующих государственных органов необходимо руководствоваться Указом Президента Российской Федерации «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 9 марта 2004 г. N 314 и положениями о данных органах, утверждаемыми указами Президента Российской Федерации либо постановлениями Правительства Российской Федерации.

2. На уровне субъектов Российской Федерации дела об административных нарушениях рассматриваются органами и должностными лицами данных субъектов. Кроме того, комментируемый Кодекс наделяет субъекты Российской Федерации полномочиями по созданию административных комиссий и иных коллегиальных органов, которые могут наделяться полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях. Следует иметь в виду, что Верховный Суд Российской Федерации в своем Определении от 4 февраля 2004 г. по делу N 47-Г03-30 указал, что органы административной юрисдикции, применяющие законы субъекта Российской Федерации в области административного права, сами должны быть образованы законом субъекта Российской Федерации, поскольку действующее законодательство предполагает применение норм административного права органами государственной власти.

1. Понятие и административно-правовой статус органов исполнительной власти (государственного управления).

Орган исполнительной власти — организованное самостоятельное (в пределах своих полномочий) коллективное образование, являющееся частью государственного аппарата, наделенное государством полномочиями по осуществлению функций управления в экономической, социально- культурной и административно-политической сферах жизни общества.

Органы исполнительной власти:

осуществляют подзаконную исполнительно-распорядительную деятельность;

наделены оперативной самостоятельностью;

имеют постоянные штаты;

подконтрольны и подотчетны вышестоящим органам управления;

их образования, структура, порядок деятельности регулируются, как правило, нормами административного права;

имеют государственно-властные полномочия, которые выражаются в издании ими распорядительных подзаконных актов;

действуют в масштабе закрепленной за ними территории.

Указанные признаки органов исполнительной власти характеризуют и их административно-правовой статус.

Он определяется Конституцией РФ, конституциями республик в составе России, законами и подзаконными актами в соответствии с назначением, местом и ролью этих органов в системе управления.

Правоспособность и дееспособность (правосубъектность) органов возникают в момент их создания и исчезают в момент ликвидации.

Административно-правовой статус органа исполнительной власти находит свое юридическое закрепление в нормах, определяющих цели, задачи, функции, формы, методы и принципы деятельности органа, его права, обязанности (полномочия) и ответственность, порядок образования и ликвидации, структуру, процедуры деятельности.

Органы исполнительной власти имеют внутреннюю структуру, включающую в себя три части: руководство, коллегиальный орган и аппарат.

К руководству относятся начальник, его заместители, коллегиальный орган — коллегия, совет. К аппарату относятся все структурные подразделения органа, в т.ч. осуществляющие функции общего управления (штабы); отраслевые функциональные и вспомогательные (обеспечивающие) подразделения.

Структура органов исполнительной власти строится на основе штатных расписаний, содержащих перечни структурных подразделений, наименование и количество должностей.

Другой комментарий к Ст. 22.1 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. В данной статье указываются органы и иные образования, рассматривающие в пределах своей компетенции дела об административных правонарушениях, предусмотренные КоАП РФ. Это — судьи (мировые судьи); комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; федеральные органы исполнительной власти. Налицо — федеральный уровень административной юрисдикции.

Читайте так же:  Сколько хранятся дела об административных правонарушениях

2. Дела, о которых идет речь, рассматриваются судьями (мировыми судьями). При этом подчеркивается, что субъектом применения мер административной ответственности являются не суды как коллегиальные органы, а судьи, реализующие свою компетенцию единолично. Согласно ранее действовавшему КоАП РФ дела об административных правонарушениях рассматривались районными (городскими) судами и судьями. Таким образом, можно говорить об определенной новелле. В ее основе — Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации», а также Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. «О мировых судьях в Российской Федерации». При этом районный суд выступает в роли второй инстанции (рассмотрение жалоб на постановления о назначении административного наказания мировыми судьями), а мировые судьи — в роли первой инстанции по делам об административных правонарушениях, отнесенных к его компетенции КоАП РФ. Однако мировые судьи пока еще не функционируют повсеместно, а потому в некоторых регионах районные суды являются первой инстанцией по делам об административных правонарушениях.

Единоличные действия судей при рассмотрении и разрешении дел об административных правонарушениях предусмотрены и в проекте конституционного федерального закона «О федеральных административных судах в Российской Федерации» (предполагалось полное изъятие административных дел из компетенции существующих районных судов), в соответствии с которым рассмотрение административных дел до образования административных судов сохраняется за судами общей юрисдикции. Но главная особенность проекта заключается в том, что административные дела в федеральных межрайонных административных судах подлежат единоличному рассмотрению судей; не вступившие в законную силу решения мировых судей по административным делам в апелляционном порядке также подлежат единоличному рассмотрению вышестоящего судьи либо (если административный суд не создан) — судьей соответствующего районного суда.

Единоличные полномочия судей предусмотрены также проектом федерального конституционного закона «Об административном судопроизводстве», причем как по первой, так и по второй инстанции.

Следует учитывать, что на федеральном уровне мировые судьи еще не образованы. Поэтому в гл.23 КоАП РФ их компетенция не раскрывается.

3. Федеральным законом от 24 июня 1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» действовавшие ранее комиссии по делам несовершеннолетних преобразованы в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Положение о таких комиссиях весьма устарело, ибо оно было утверждено еще в 1967 г. указом Президиума Верховного Совета РСФСР.

4. Что касается федеральных органов исполнительной власти, то в отношении их полномочий по рассмотрению дел об административных правонарушениях никаких сомнений не возникает. Основанием для подобного вывода является то, что к компетенции отраслевых и межотраслевых, а также специальных (как правило, правоохранительных, контрольно-надзорных) органов отнесены соответствующие юрисдикционные полномочия в области рассмотрения и разрешения дел об административных правонарушениях.

Структурные подразделения центрального аппарата федеральных органов исполнительной власти, их территориальные органы и учреждения могут быть субъектами применения мер административной ответственности, если они уполномочены на это федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ.

Структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти выступают в такой роли, как правило, лишь в тех случаях, когда они представляют собой фактически самостоятельное звено общегосударственного специализированного контрольно-надзорного механизма, «присоединенное» к тому или иному, как правило, федеральному министерству. При этом они наделены в установленном порядке специальным административно-правовым статусом. В качестве примера можно назвать Государственную санитарно-эпидемиологическую службу Министерства здравоохранения РФ. Такого рода подразделений достаточно много.

Территориальные же органы федеральных органов исполнительной власти в редких случаях наделяются административно-юрисдикционными полномочиями.

Попутно заметим, что руководители федеральных органов исполнительной власти, как правило, сами непосредственно не назначают административные наказания.

Упоминание об «иных государственных органах» в рассматриваемой статье свидетельствует лишь о том, что в сфере государственно-управленческой деятельности могут функционировать органы, не входящие в утвержденную Президентом РФ структуру (систему) федеральных органов исполнительной власти, но обладающие полномочиями административно-юрисдикционного характера (например, Центральный банк России и т.п.).

5. На уровне субъектов РФ полномочия по рассмотрению дел об административных правонарушениях устанавливаются законами этих субъектов. Помимо мировых судей и комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, такие дела могут расматривать уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ и их учреждения. Подробной информации по этому поводу КоАП РФ не содержит.

В соответствии с законами субъектов РФ рассмотрение дел об административных правонарушениях отнесено также к компетенции административных комиссий и иных коллегиальных органов. Нормы КоАП РФ не дают оснований для анализа полномочий таких органов. Известно лишь то, что административные комиссии образуются районными и городскими органами местного самоуправления и к числу государственных органов не относятся. Положение об административных комиссиях, утвержденное еще в 1962 г., утратило свою силу в 1986 г.; их статус определяется уставами муниципальных образований в соответствии с Федеральным законом от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации».

Административно-процессуальное право

Другой комментарий к Ст. 22.1 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

Раздел III КоАП РФ в наибольшей степени подвергнут изменениям в силу того, что в нем закрепляется существующая в настоящее время система органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях. Все, что в этом плане характеризовало данную систему в условиях существования Союза ССР, уступило место особенностям, свойственным независимому российскому государству.

Читайте так же:  Разрушение озонового слоя загрязнение окружающей среды

Контрольная работа — Юриспруденция, право, государство

Другие контрольные работы по предмету Юриспруденция, право, государство

Подберите (по своему усмотрению) пять различных органов исполнительной власти. Распределите их по звеньям в системе органов управления, коротко охарактеризуйте их правовой статус на основе конкретных нормативно-правовых актов.

Проведите классификацию выбранных Вами органов по разным основаниям.

I. Федеральные министерства

Министерство Российской Федерации по атомной энергии

Министерство внутренних дел Российской Федерации

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства

Министерство Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций

Министерство Российской Федерации по налогам и сборам

Министерство здравоохранения Российской Федерации

Министерство имущественных отношений Российской Федерации

Министерство иностранных дел Российской Федерации

Министерство культуры Российской Федерации

Министерство обороны Российской Федерации

Министерство образования Российской Федерации

Министерство природных ресурсов Российской Федерации

Министерство промышленности, науки и технологий Российской Федерации

Министерство путей сообщения Российской Федерации

Министерство Российской Федерации по связи и информатизации

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Министерство транспорта Российской Федерации

Министерство труда и социального развития Российской Федерации

Министерство финансов Российской Федерации

Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации

Министерство энергетики Российской Федерации

Министерство юстиции Российской Федерации

Видео (кликните для воспроизведения).

II. Государственные комитеты Российской Федерации

Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре и спорту

Государственный комитет Российской Федерации по рыболовству

Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии

Государственный комитет Российской Федерации по статистике

Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу

Государственный таможенный комитет Российской Федерации

III. Федеральные комиссии России

Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг

Федеральная энергетическая комиссия Российской Федерации

IV. Федеральные службы

Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации

Служба внешней разведки Российской Федерации

Федеральная архивная служба России

Федеральная служба геодезии и картографии России

Федеральная служба железнодорожных войск Российской Федерации

Федеральная служба земельного кадастра России

Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

Федеральная служба безопасности Российской Федерации

Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству

Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации

Федеральная служба охраны Российской Федерации

Федеральная пограничная служба Российской Федерации

Федеральная служба специального строительства Российской Федерации

V. Федеральные надзоры России

Федеральный горный и промышленный надзор России

Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности

Органы исполнительной власти — самостоятельный вид органов государственной власти, которые в соответствии с конституционным принципом деления государственной власти имеют своим главным назначением осуществления одной ветви государственной власти — исполнительной.

По характеру компетенций (полномочий) различаются органы общей компетенции (Кабинет Министров, местные государственные администрации), а также органы специальной — отраслевой, межотраслевой и функциональной компетенции (остальные органы исполнительной власти).

По порядку принятия решений органы делятся на:

— коллегиальные, в которых право принятия решений от лица органа имеют определенные коллективы (Кабинет Министров, разные государственные комиссии и т.п.), которые возглавляются руководителем органа;

— единоначальные, в которых право принятия решений от лица органа имеет одна лицо (министр, председатель государственного комитета, председатель местной государственной администрации). Оно юридически и есть «органом», а потому называть это лицо «руководителем органа» не является, с научной точки зрения, целиком логичной. В этих случаях структура, которая традиционно называется «органом» (например, министерство, государственный комитет и т.п.), фактически является рабочим «аппаратом» соответствующего органа. По характеру источников финансирования органы исполнительной власти делятся на те, которые финансируются из госбюджета, и те, которые имеют смешанное финансирование — из госбюджета и за счет доходов от собственной деятельности. Другое общепризнанное название органов исполнительной власти — органы государственного управления.

В октябре текущего года один из руководителей Демократического Союза

50. Органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях

Дела об административных правонарушениях рассматриваются в пределах компетенции:

1) судьями (мировыми судьями);

2) комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;

3) федеральными органами исполнительной власти, их учреждениями, структурными подразделениями и территориальными органами, а также иными государственными органами, уполномоченными исходя из задач и функций.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами:

1) мировыми судьями;

2) комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;

3) уполномоченными органами и учреждениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

4) административными комиссиями, иными коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Дела об административных правонарушениях от имени соответствующих органов уполномочены рассматривать:

1) руководители соответствующих федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, их заместители;

2) руководители структурных подразделений и территориальных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти, их заместители;

3) иные должностные лица, осуществляющие в соответствии с федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации надзорные или контрольные функции.

К учреждениям, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, относятся учреждения уголовно-исполнительной системы (ст. 23.4), учреждения, осуществляющие государственный пробирный надзор (ст. 23.54).

К иным государственным органам, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, следует отнести, в частности, пограничные органы (ст. 23.10), а также военных комиссаров (ст. 23.11).

Наряду с определением компетенции органов исполнительной власти субъектов РФ и учреждений этих органов субъекты РФ могут создавать для рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных законодательством субъектов РФ, также административные комиссии и иные коллегиальные органы.

Читайте так же:  Вступление в силу ненормативного правового акта

Налоговые органы, Государственные семенные инспекции, Органы, осуществляющие государственный ветеринарный надзор, Таможенные органы и т.д. также рассматривают дела об административных правонарушениях.

Должностные лица органов исполнительной власти как субъекты административной юрисдикции по делам об административных правонарушениях

Статья 22.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях («Судьи и органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях») устанавливает, что дела об административных правонарушениях рассматриваются в пределах своей компетенции:

  • федеральными органами исполнительной власти, их структурными подразделениями, территориальными органами и структурными подразделениями территориальных органов, а также иными государственными органами в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;
  • органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае передачи им полномочий Российской Федерации на осуществление государственного контроля и надзора, указанными в главе 23 настоящего Кодекса;
  • государственными учреждениями, подведомственными соответственно федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным согласно федеральным законам на осуществление федерального государственного пожарного надзора, государственного портового контроля, государственного надзора в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий на особо охраняемых природных территориях федерального значения.

В соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в качестве субъектов административной юрисдикции по делам об административных правонарушениях в указанных органах выступают следующие должностные лица:

в налоговых органах: (1) руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области налогов и сборов 2 Данным органом является Федеральная налоговая служба (ФНС России), которая находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации. , его заместители; (2) руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области налогов и сборов, в субъектах Российской Федерации, их заместители; (3) руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области налогов и сборов, в городах, районах (ст. 23.5 КоАП РФ);

в органах исполнительной власти, осуществляющих функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере: (1) руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере 3 Данным органом является Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор), которая находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации. , его заместители; (2) руководители структурных подразделений федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере, их заместители; (3) руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере, их заместители (ст. 23.7 КоАП РФ);

в таможенных органах: (1) руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела 4 Данным органом является Федеральная таможенная служба Российской Федерации , его заместители; (2) руководитель структурного подразделения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, его заместители; (3) начальники региональных таможенных управлений, их заместители; (4) начальники таможен, их заместители; (5) начальники таможенных постов — об административных правонарушениях, совершенных физическими лицами (ст. 23.8 КоАП РФ);

в органах, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения 6 Эти функции возложены на Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. : (1) главный государственный санитарный врач Российской Федерации; (2) заместители главного государственного санитарного врача Российской Федерации; (3) главные государственные санитарные врачи по субъектам Российской Федерации; (4) заместители главных государственных санитарных врачей по субъектам Российской Федерации; (5) главные государственные санитарные врачи по городам, районам и на транспорте, их заместители; (6) главные государственные санитарные врачи федеральных и территориальных органов исполнительной власти в области внутренних дел, обороны, безопасности, государственной охраны, контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, санитарно- эпидемиологического благополучия работников организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда, их заместители, главный государственный санитарный врач по объектам Управления делами Президента Российской Федерации, его заместители (ст. 23.13 КоАП РФ);

в органах, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор 7 Государственный лесной контроль и надзор осуществляют Федеральное агентство лесного хозяйства (с 2012 г. находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии), Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. : (1) руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный лесной контроль и надзор, его заместители; (2) руководители структурных подразделений федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный лесной контроль и надзор, их заместители; (3) руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный лесной контроль и надзор, их заместители; (4) руководители структурных подразделений территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный лесной контроль и надзор, их заместители (ст. 23.24 КоАП РФ).

Должностные лица (руководители, их заместители и иные должностные лица) органов исполнительной власти вправе:

  • рассматривать дела об административных правонарушениях;
  • составлять протоколы об административных право нарушениях по рассматриваемым ими делам;
  • составлять протоколы об административных правонарушениях и по делам, которые ими не рассматриваются, на основании ч. 2 ст. 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Так, должностные лица налоговых органов могут составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 3 ст. 14.1.1 («Осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне с нарушением условий, предусмотренных разрешением на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне, а равно осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах с нарушением условий, предусмотренных лицензией»).
Читайте так же:  Срок подачи жалобы на бездействие пристава

Органы исполнительной власти. Административные правонарушения

51. Рассмотрение дела об административном правонарушении

Судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют следующие вопросы:

1) относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела;

2) имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом;

3) правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела;

4) имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу;

5) достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу;

6) имеются ли ходатайства и отводы.

Судья, член коллегиального органа, должностное лицо, на рассмотрение которых передано дело об административном правонарушении, не могут рассматривать данное дело в случае, если это лицо:

1) является родственником лица, участвующего в деле;

2) лично, прямо или косвенно заинтересовано в разрешении дела.

При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются следующие вопросы, по которым в случае необходимости выносится определение:

1) о назначении времени и места рассмотрения дела;

2) о вызове необходимых лиц, об истребовании необходимых дополнительных материалов по делу, о назначении экспертизы;

3) об отложении рассмотрения дела;

4) о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол;

5) о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности.

Дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица.

Дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения протокола.

При рассмотрении дела об административном правонарушении:

1) объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности;

2) устанавливается факт явки физического лица, или законного представителя физического лица или юридического лица;

3) проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя;

4) выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела;

5) разъясняются лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности;

6) рассматриваются заявленные отводы и ходатайства;

7) выносится определение об отложении рассмотрения дела в случае:

а) поступления заявления о самоотводе или об отводе судьи, члена коллегиального органа, должностного лица, рассматривающих дело, если их отвод препятствует рассмотрению дела по существу;

б) отвода специалиста, эксперта или переводчика, если указанный отвод препятствует рассмотрению дела по существу;

в) необходимости явки лица, участвующего в рассмотрении дела, истребования дополнительных материалов по делу или назначения экспертизы;

8) выносится определение о приводе лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела;

9) выносится определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности.

Оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости и иные материалы дела. Заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, показания других лиц, участвующих в производстве по делу, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение.

Органы исполнительной власти

2. Виды органов исполнительной власти.

Органы исполнительной власти классифицируют по следующим критериям.

По основаниям образования их делят на органы, образуемые

а) на основе Конституции РФ(президент, правительство);

б) на основе текущего законодательства и подзаконных актов (федеральные органы исполнительной власти, их департаменты, управления, отделы и др.).

По способу образования органы исполнительной власти подразделяются на образуемые в установленном порядке, т.е. путем издания указов Президента РФ, распоряжений, уполномоченных органов исполнительной власти (Федеральные органы исполнительной власти) и избираемые (президенты, губернаторы).

По характеру компетенции органы исполнительной власти подразделяются на органы:

— общей компетенции, осуществляющие свои функции в отношении всех отраслей и сфер управления (президенты, правительства, администрации краев и областей);

отраслевой компетенции (министерства, федеральные агенства);

межотраслевой компетенции. Эти органы реализуют функции контроля и надзора (федеральные службы);

— специальной компетенции, т.е. органы, осуществляющие специальные функции: регулятивные, контрольные, надзорные, разрешительные (органы метрологии, сертификации и др.).

По порядку разрешения подведомственных вопросов органы исполнительной власти подразделяют на коллегиальные, принимающие решения на основе голосования (Правительство и др.), и единоначальные, где решения принимаются единолично (министерства, департаменты и др.).

Видео (кликните для воспроизведения).

По территориальному масштабу деятельности выделяют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и региональные федеральные органы исполнительной власти, действующие на территории определенных регионов.

Организационно-правовые формы органов исполнительной власти как критерий классификации позволяет выделить такие их группы, как правительства, министерства, федеральные службы, федеральные агенства, и структурные подразделения органов исполнительной власти: департаменты, главные управления, управления, отделы.

Источники

Административные правонарушения органы исполнительной власти
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here