Административные штрафы налоговой инспекции

Предлагаем ознакомится с материалом в статье: "Административные штрафы налоговой инспекции". Здесь собрана и обработана информация из авторитетных источников. Если вы все же не найдете ответ на свой вопрос, дочитайте статью до конца, если же и после этого не получите ответ, то обратитесь к дежурному консультанту.

Административные штрафы налоговой инспекции

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

Обзор документа

Письмо Минфина России от 26 сентября 2019 г. N 02-05-10/74316 Об администрировании доходов от денежных взысканий (штрафов), налагаемых Пенсионным фондом РФ и его территориальными органами

Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее — Департамент) рассмотрел письмо Пенсионного фонда Российской Федерации по вопросам администрирования доходов от денежных взысканий (штрафов), налагаемых Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами, и сообщает следующее.

1. В части администрирования Федеральной налоговой службой доходов от денежных взысканий (штрафов), налагаемых Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами в соответствии со статьями 48-51 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Федеральный закон N 212-ФЗ).

Федеральный закон N 212-ФЗ утратил силу с 1 января 2017 года.

В соответствии с Федеральным законом от 28 ноября 2018 г. N 432-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» главным администратором доходов от денежных взысканий (штрафов), наложенных Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами в соответствии со статьями 48-51 Федерального закона N 212-ФЗ по коду классификации доходов бюджетов 000 1 16 20050 01 0000 140 «Денежные взыскания (штрафы), налагаемые Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами в соответствии со статьями 48-51 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» является Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии с приказами Министерства финансов Российской Федерации от 6 июня 2019 г. N 85н «О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения», от 6 июня 2019 г. N 86н «Об утверждении кодов (перечней кодов) бюджетной классификации Российской Федерации, относящихся к федеральному бюджету и бюджетам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации» (в редакции приказов Министерства финансов Российской Федерации от 17 сентября 2019 г. NN 148н, 149н*) (далее — приказы NN 85н, 86н) для учета задолженности по вышеуказанным денежным взысканиям (штрафам) предусмотрен код классификации доходов бюджетов 000 1 09 12000 06 0000 140 «Денежные взыскания (штрафы), налагаемые Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами в соответствии со статьями 48-51 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», закрепленный за Пенсионным фондом Российской Федерации.

Основания для закрепления кода классификации доходов бюджетов 000 1 09 12000 06 0000 140 «Денежные взыскания (штрафы), налагаемые Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами в соответствии со статьями 48-51 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» за Федеральной налоговой службой отсутствуют.

2. В части администрирования в доходах бюджета административных штрафов за административные правонарушения, предусмотренные статьей 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ).

Приказами NN 85н, 86н для учета поступлений административных штрафов за административные правонарушения, предусмотренные статьей 15.33.2 КоАП РФ, предусмотрен код классификации доходов бюджетов 000 1 16 01151 01 9000 140 «Административные штрафы, установленные Главой 15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг (за исключением штрафов, указанных в пункте 6 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации), налагаемые судьями федеральных судов, должностными лицами федеральных государственных органов, учреждений, Центрального банка Российской Федерации (иные штрафы)».

В связи с чем предложение Пенсионного фонда Российской Федерации в части изменения наименования кода классификации доходов бюджетов 000 1 16 07090 06 0000 140 «Иные штрафы, неустойки, пени, уплаченные в соответствии с законом или договором в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств перед Пенсионным фондом Российской Федерации» не поддерживается.

Директор Департамента С.В. Романов

* Приказы направлены на государственную регистрацию в Минюст России

Порядок взыскания

Для организаций и ИП он следующий:

  • в течение 20 рабочих дней с момента вступления в силу решения о начислении штрафа ИФНС направляет нарушителю соответствующий акт;
  • если требования не исполнены — не позднее двух месяцев с момента окончания срока, установленного для исполнения требования, налоговики могут обратить взыскание на доступные денежные суммы на счетах и т.д.;
  • если в течение двух месяцев ничего не предпринято, есть еще шесть для обращения в суд за счет имущества.

В случае если должником является физлицо, за взысканием штрафа в сумме, превышающей 3000 рублей, налоговики могут обратиться в суд в течение 6 месяцев с момента истечения срока исполнения требования. В отношении других сумм действует «накопительная» система.

Если в течение трех лет с момента, когда истек период исполнения самого раннего требования об оплате на сумму менее трех тысяч рублей, долг конкретного лица с учетом всех новых требований превысит указанную сумму, заявление в суд будет предъявлено в течение полугода со дня, когда долг в общей сумме превысил три тысячи рублей.

Если же за 3 года долг гражданина так и не превысил 3 000 рублей, иск в суд будет подан в течение полугода со дня истечения такого трехлетнего срока.

Штрафы в налоговой инспекции по фамилии

Обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги предусмотрена НК РФ (пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ). Данная обязанность в равной степени применяется и к налогоплательщику-физическому лицу. При этом если за нарушение требований налогового законодательства (например, за несвоевременную уплату налога), на физлицо будут наложены санкции в виде штрафа, налогоплательщику придется заплатить и их. А можно ли получить информацию о задолженности по налогам и штрафам по фамилии?

Читайте так же:  Определение суда о возмещении судебных расходов

Налоговая ответственность

Штрафы налоговой инспекции для юридических лиц имеют следующие размеры, зависящие от величины задолженности:

  • неуплата налогов компанией из-за неосторожного занижения базы налогообложения — 20 %;
  • умышленный вариант предыдущего нарушения — 40 %;
  • неуплата налога на прибыль, которая была совершена ответственным представителем консолидированной группы налогоплательщиков из-за неосторожной передачи неправдивой информации (либо когда нужные сведения вообще не были переданы) одним из членов группы — 20 %;
  • умышленный вариант предыдущего деяния — 40 %;
  • неуплата налогов юридическим лицом (налоговым агентом) — 20 %.

Срок давности для этих штрафов — три года со дня, следующего за окончанием налогового периода, в котором был выявлен долг.

Иные нюансы освобождения от налоговой ответственности рассмотрены в статье «Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение»

Какие обстоятельства помогут уменьшить штраф

Проанализировав арбитражную практику за последние 3 года, мы выявили часто встречающиеся смягчающие обстоятельства. При этом мы условно разделили их на три вида.

Спектр обстоятельств, которые суды признают смягчающими, приятно удивляет своим многообразием

ВИД 1.

«Универсальные». На эти обстоятельства могут ссылаться абсолютно все — и организации, и ИП, независимо от вида совершенного нарушения. К универсальным обстоятельствам относятся:

  • привлечение к налоговой ответственности впервы
  • отсутствие умысла на совершение нарушени
  • раскаяние и признание своей вин
  • добросовестность налогоплательщика, заключающаяся в своевременной уплате всех налогов и представлении отчетност Правда, не все суды учитывают это обстоятельство как смягчающе справедливо замечая, что «добросовестность налогоплательщика является нормой поведения в налоговых правоотношениях
  • тяжелое финансовое состояние налогоплательщика, подтвержденное документальн в частности наличие задолженности перед большим количеством кредиторов (от бюджета и поставщиков до персонала признание компании банкрото либо нахождение в предбанкротном состояни (например, стабильная убыточность или случаи, когда размер чистых активов меньше уставного капитала);
  • отсутствие у организации бухгалтера в момент нарушения (по причине болезни или отпуска

Однако учтите, что налоговики или судьи могут вам возразить: то, что главбух фирмы по какой-то причине отсутствовал, не является смягчающим обстоятельством. Ведь руководитель, будучи лицом, ответственным за состояние учета и отчетности, может привлекать других лиц для обеспечения соблюдения налогового законодательств

  • статус бюджетного учреждени или градообразующего предприяти
  • ведение социально-значимой деятельности, например, в таких сферах, как:

— строительство и ремонт социальных объекто

— поставка продуктов питания для бюджетных учреждений и отдаленных населенных пункто

  • оказание спонсорской и благотворительной помощи, финансирование общественно-культурных мероприяти

ВИД 2.

«Специфические». Эти обстоятельства характерны только для определенных налоговых нарушений.

* Некоторые суды считают, что если налог уплачен к моменту вынесения решения по проверке, то штрафа по ст. 122 НК быть не може Ведь эта статья не предусматривает ответственности за несвоевременную уплату налог

** Знайте, что вас не должны привлекать к ответственности по ст. 122 НК РФ, если в предыдущем периоде у вас переплата определенного налога, котора

  • перекрывает сумму налога, заниженную в последующем периоде и подлежащую уплате в тот же бюджет, или равна ей;
  • не была ранее зачтена в счет иных задолженностей по этому налогу.

Ведь занижение налога не привело к возникновению задолженности перед бюджетом в части уплаты этого налога.

*** Есть мнение, что в этом случае налогоплательщик освобождается от ответственности за непредставление документов в связи с отсутствием вин

ВИД 3.

«Индивидуальные». Эти обстоятельства в свое оправдание могут приводить только предприниматели как физические лица:
  • нахождение на иждивении несовершеннолетних детей и (или) других членов семьи (престарелых родителей, жены
  • наличие инвалидност
  • преклонный (пенсионный) возрас
  • серьезная болезнь самого ИП или его близких родственнико
  • тяжелое финансовое положение, отягощенное наличием кредитных обязательст

Обзор документа

Главным администратором доходов от штрафов, наложенных ПФР и его территориальными органами в соответствии с Законом о страховых взносах, который утратил силу с 2017 г., является ПФР. Минфин не видит оснований для закрепления КБК, по которому отражаются указанные денежные взыскания (штрафы), за ФНС.

Для учета поступлений штрафов за нарушение порядка и сроков представления сведений (документов) в органы ПФР предусмотрен КБК 000 1 16 01151 01 9000 140. Минфин не поддерживает предложение ПФР в части изменения наименования КБК 000 1 16 07090 06 0000 140 «Иные штрафы, неустойки, пени, уплаченные в соответствии с законом или договором в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств перед Пенсионным фондом Российской Федерации».

Налоговые штрафы

Штрафы ФНС РФ в качестве меры воздействия на нерадивых налогоплательщиков применяет достаточно часто. Налогоплательщик обязан оплатить его наряду с налогом на основании требования инспектора. Конечно, при несогласии с вынесением решения о назначении санкции налогоплательщик вправе оспорить его в суде.

Исковая давность

Это понятие означает период, в пределах которого возможно осуществление судебной защиты прав заинтересованного лица. Срок исковой давности по штрафам налоговой устанавливается в ст. 113 и 115 НК РФ и именуется «срок давности взыскания», так как и сама ИФНС может выставлять обязательные требования и совершать некоторые действия по принудительному исполнению своих решений (обращение на средства в банке или за счет электронных денежных средств).

Общий равняется трем годам, как и по иным требованиям. Однако есть специфика в его расчете. Так, в соответствии со ст. 113 НК РФ срок отсчитывается со дня совершения правонарушения или со дня, следующего за налоговым периодом, в котором оно было совершено.

Второй вариант применяется в случае:

  • грубого нарушения правил учета объектов налогообложения, а также доходов и расходов;
  • неуплаты обязательного платежа или неполной его уплаты.

Если лицо препятствует проведению проверки, давность не рассчитывается за этот период. Это правило касается только привлечения к ответственности. То есть, в течение периода в три года с момента совершения нарушения гражданин и организация могут быть привлечены к ответственности. Порядок реального взыскания денег иной.

Законодательная основа

Налоговые штрафы — это санкция, денежное взыскание за совершение налогового правонарушения. В соответствии со ст. 114 НК РФ это мера материальной ответственности, размер которой устанавливается на основании норм закона в зависимости от серьезности правонарушения. При наличии смягчающих обстоятельств (тяжелое материальное положение физлица, совершение нарушения под угрозой, в результате стечения тяжелых обстоятельств, суд и налоговый орган вправе в качестве смягчающих принять и другие ситуации) сумма штрафа должна быть уменьшена не меньше чем вдвое.

Читайте так же:  Безучетное потребление электроэнергии риски

Как известно, к административной ответственности привлекаются как физические, так и юридические лица. Налоговые органы наделены правом привлекать к административной ответственности налогоплательщиков как по Налоговому кодексу, так и по КоАП.

Причем у налогоплательщиков-организаций к административной ответственности налоговые органы могут привлекать как саму организацию в качестве юридического лица, так и ее должностных лиц — руководителя организации и других ответственных работники, т.е. физических лиц.

Более того, штраф на организацию вовсе не исключает одновременного наложения административного взыскания на должностных лиц этой организации и наоборот.

Штрафы от налоговой на нарушения налогового законодательства

За нарушения налогового законодательства штрафы применяются налоговым органом в отношение налогоплательщика/налогового агента/страхователя, в роли которых могут выступать как организации, так и физлица-ИП и физлица, не зарегистрированные в качестве ИП.

Но если за нарушение налогового законодательства привлекается организация, то штраф назначается именно на саму организацию, а не на ее должностных лиц.

    Основанием для привлечения к ответственности в этом случае служат следующие статьи Налогового кодекса РФ, многим из нас они, кстати, хорошо известны:
  • статья 119 НК РФ — непредставление налоговой декларации (расчета финансового результата инвестиционного товарищества, расчета по страховым взносам);
  • статья 119.1 НК РФ — нарушение установленного способа представления налоговой декларации (расчета)
  • статья 120 НК РФ — грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (базы для исчисления страховых взносов);
  • статья 122 НК РФ — неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов);
  • статья 123 НК РФ — невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов
  • статья 126 НК РФ — непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля
  • статья 126.1 НК РФ — представление налоговым агентом налоговому органу документов, содержащих недостоверные сведения
  • статья 129.1 НК РФ — неправомерное несообщение сведений налоговому органу
  • Штрафы от налоговой по КоАП

    По статьям КоАП РФ возможно назначение штрафных санкций одновременно как на организацию, так и на ее должностных лиц.

      Кстати, налоговая служба «администрирует» больше десятка статей КоАП, но мы перечислим здесь наиболее «ходовые» статьи, которые могут иметь отношение ко всем субъектам малого и микробизнеса:
  • статья 13.25 КоАП РФ — нарушение требований законодательства о хранении документов и информации, содержащейся в информационных системах
  • статья 14.5 КоАП РФ — продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники
  • статья 15.11 КоАП РФ — грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности
  • статья 15.23.1 КоАП РФ — нарушение требований законодательства о порядке подготовки и проведения общих собраний акционеров, участников обществ с ограниченной (дополнительной) ответственностью и владельцев инвестиционных паев закрытых паевых инвестиционных фондов
  • статья 19.5 КоАП РФ — невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностного лица), органа (должностного лица), осуществляющего муниципальный контроль
  • Последняя из перечисленных статей вообще может иметь «универсальное» применение ко многим случаям.

    ФНС России направила в свои территориальные органы письмо от 06.09.2018 № ЕД-18-15/[email protected], в котором разъясняет и напоминает порядок привлечения к ответственности за нарушение налогового и административного законодательства, в том числе за какие правонарушения следует наказать не только саму организацию-нарушителя, но и ее должностных лиц.

    Ответственность за налоговые правонарушения в 2019-2020 годах

    Ответственность за налоговые правонарушения многоаспектна. Основная, налоговая, предусмотрена НК РФ. Но возможны и другие, например административная ответственность за налоговые правонарушения. Материалы данной рубрики нашего сайта посвящены именно ей.

    Уголовная ответственность за неуплату налогов юридическим лицом

    УК РФ (в ч. 1 ст. 199 ) со сроком давности два года с момента совершения карает организации, которые уклоняются от уплаты обязательных платежей, следующим образом:

    • штрафует на 100 000-300 000 руб. (либо на доход преступника за 1-2 года);
    • до двух лет принудительных работ с запретом (до трех лет или без) занятия определенных должностей либо занятия конкретным трудом;
    • до полугода ареста;
    • до двух лет лишения свободы с запретом (до трех лет или без) занятия установленных должностей либо занятия конкретной работой.

    Такое же преступление, которое совершили группа лиц, предварительно сговорившись, или ущерб от которого определен в крупных размерах, наказывается (с десятилетним с момента совершения сроком давности), по ч. 2 ст. 199 УК РФ , через:

    • штраф 200 000–500 000 руб. или доход осужденного за 1-3 года;
    • до пяти лет принудительных работ с запретом (до трех лет или без) занимать какие-либо должности либо заниматься какой-либо работой;
    • до шести лет лишения свободы с запретом (до трех лет или без) занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью.

    Крупный размер — это сумма в пределах трех финансовых лет подряд более 5 000 000 руб. с условием, что неуплаченная доля превышает 25 % подлежащих уплате сумм в совокупности, либо превышает 15 000 000 руб. А особо крупный размер — это сумма в пределах трех финансовых лет подряд более 15 000 000 руб. с условием, что неуплаченная доля более 50 % сумм, которые совокупно подлежат уплате, либо превышающая 45 000 000 руб.

    Преступника, который совершил такое преступление впервые, освобождают от уголовной ответственности, когда он целиком уплатит суммы недоимки плюс соответствующие пени и сумму штрафа, определенную по НК РФ .

    Аналогичную уголовную ответственность юридические лица несут и по ст. 199.1 УК РФ за неисполнение обязанностей налогового агента.

    Напомним, что обозначенную уголовную ответственность, в зависимости от виновности в конкретной ситуации, будут нести:

    • учредители;
    • гендиректор;
    • бухгалтеры;
    • иные лица компании (которые подписывают документы, допускаются к деньгам).

    Налоговые смягчающие обстоятельства: выбираем, заявляем

    Из Постановления Конституционного суда от 30.07.2001 (п. 4):
    «. несоизмеримо большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силу. Конституции недопустимо».

    Нередко бывает, что компанию или предпринимателя оштрафовали, а возразить по существу совершенного нарушения им нечего — да, виноваты. И вот тут-то и могут прийти на помощь смягчающие обстоятельства, ведь:

    • при наличии хотя бы одного такого обстоятельства налоговый штраф должен быть уменьшен минимум в два раз Причем уменьшен может быть и минимальный штраф (как, например, 1000 руб. за просрочку сдачи деклараци с этим согласен даже Минфи На практике налоговики до сих пор либо предпочитают вообще «не замечать» смягчающих обстоятельств, либо снижают штраф строго на 50%. А вот суды, как правило, уменьшают размер штрафа значительно больше, чем инспекция, порой — в десятки, а то и в сотни
    Читайте так же:  Сроки давности уголовной ответственности несовершеннолетних

    Внимание

    Смягчающие обстоятельства не помогут вам снизить размер пене

    • тот факт, что смягчающие обстоятельства уже были учтены вышестоящим налоговым органом, для суда значения не имее
    • перечень смягчающих обстоятельств, приведенный в не исчерпывающи поэтому таковыми может быть признано буквально все, что способно вызвать у налоговиков или судей сочувствие, жалость или ощущение, что наказание несоразмерно проступку.

    Нужно помнить, что признание не указанных в п. 1 ст. 112 НК обстоятельств смягчающими — это право, а не обязанность суд или налогового органа;

    • наличие наряду со смягчающими отягчающих обстоятельств снижению штрафа не помех

    Какая ответственность ждет юридическое лицо за неуплату налогов, и кто ее фактически несет

    Для организации юридическая ответственность за нарушение налогового законодательства (в зависимости от тяжести причиненного вреда) может быть трех видов:

    Напомним, что виновность организации всегда зависит от вины ее служащих (иных представителей), поскольку каждое конкретное нарушение от имени организации совершают конкретные люди либо их группа. Отчего и каждый конкретный вид ответственности за организацию фактически возлагается на определенных людей, которые признаются виновными в каждом отдельном нарушении.

    • учредители;
    • гендиректор;
    • бухгалтеры;
    • иные лица компании (которые подписывают документы, допускаются к деньгам).

    Теперь подробнее о каждой разновидности.

    Что такое неуплата налогов юридическим лицом

    Неуплата налогов юридическим лицом — это правонарушение в сфере налогообложения, которое, в зависимости от тяжести причиненного ущерба, карается налоговыми, административными или уголовными взысканиями.

    Как правонарушение оно имеет следующий состав:

    • объект — уменьшаются доходы бюджетов всех уровней, а также внебюджетных фондов;
    • объективная сторона — время, место, орудия, способы, обстановка совершения нарушения, размер плюс характер последствий, причинная связь между нарушением и его последствиями;
    • субъект — юридическое лицо, которое зарегистрировано в установленном порядке и не уплатило налоги;
    • субъективная сторона — сознание и воля нарушителя. Т. е. его вина — умышленное либо неосторожное противоправное поведение нарушителя в области налогообложения: при умышленности (с пониманием противоправности своих действий и желанием аналогичных результатов или допущением их), при неосторожности (без осознания противоправности своих деяний и желания аналогичных результатов, чье осознание могло и должно было произойти), мотивы (побуждающие факторы) и цели (результаты, к которым он стремится). Виновность компании всегда устанавливается в зависимости от вины ее служащих (иных представителей), поскольку каждое конкретное нарушение от имени компании совершают конкретные люди либо их группа.

    Когда применяют административную ответственность за налоговые правонарушения

    Случаи, когда применяется административная ответственность за налоговые правонарушения, собраны в гл. 15 КоАП РФ.

    Административные протоколы по таким проступкам составляют налоговики, а дела рассматриваются по правилам гл. 29 КоАП РФ.

    Рассмотрим вкратце каждый из таких случаев. Начнем с самых частых. И сразу оговоримся, что все это касается только организаций. На ИП ответственность за налоговые правонарушения по указанным ниже административным статьям не налагается.

    1. Просрочка декларации. Это, пожалуй, самый распространенный случай применения административной ответственности за налоговые правонарушения.

    Ответственность за налоговое правонарушение

    По КоАП РФ

    По НК РФ

    • штраф 300–500 руб.;
    • возможно предупреждение
    • штраф за каждый, в т. ч. неполный, месяц просрочки —по 5% от размера налога, не уплаченного на основании задержанной декларации (максимум 30% от этой суммы, минимум 1 000 руб.)

    Подробную информацию ищите здесь.

    Важно! За аналогичное нарушение при сдаче бухотчетности в органы статистики штраф будет уже по другой статье.

    Об этом читайте здесь.

    1. Неподача документов и информации, необходимых налоговикам для контрольных мероприятий.

    Ответственность за налоговое правонарушение

    По КоАП РФ

    Видео (кликните для воспроизведения).

    По НК РФ

    • за просрочку сдачи документов и информации;
    • отказ их подать;
    • представление в неполном объеме или с искажениями
    • 200 руб. за каждый непредставленный документ (п. 1);
    • 10 000 руб. (п. 2).
    • штраф от 5 000 до 20 000 руб.

    О разграничении составов ст. 126 и 129.1 НК РФ при встречных проверках читайте в этой статье.

    1. Неуплата налогов.

    Ответственность за налоговое правонарушение

    По КоАП РФ

    По НК РФ

    Ст. 15.11 КоАП РФ:

    Налагается, если сумма фискальных платежей занижена не менее чем на 10%, а причина тому — искажение бухгалтерских данных.

    Внимание! С 10 апреля 2016 г. штрафы увеличены, а список провинностей дополнен.

    Освободит от ответственности за налоговое правонарушение в данном случае:

    • подача уточненки с уплатой налога и пеней;
    • исправление ошибки до утверждения бухотчетности
    • штраф от 20 до 40% от неуплаченной суммы.
    • штраф 20% от суммы, подлежащей удержанию и перечислению налоговым агентом

    О штрафе по ст. 122 НК РФ читайте здесь.

    А штрафу по ст. 123 НК РФ посвящен этот материал.

    1. Нарушение срока постановки на налоговый учет.

    Ответственность за налоговое правонарушение

    По КоАП РФ

    По НК РФ

    • штраф от 500 до 3 000 руб.
    • штраф от 10 000 руб.;
    • за деятельность без регистрации могут взыскать 10% доходов (минимум 40 000 руб.)

    Важно! Помимо указанных, в КоАП РФ есть также ст. 15.4, устанавливающая штраф за просрочку оповещения налоговиков об открытии или закрытии счетов в банках. Однако с 02.05.2014 ответственность за налоговое правонарушение аналогичного характера из НК РФ исключена, поэтому и административная статья больше не применяется.

    Фактически на этом меры административной ответственности за налоговые правонарушения исчерпываются. Далее поговорим о неналоговых грехах.

    Административная ответственность

    При возникновении фискальной задолженности в результате грубого (критерии грубости перечислены в п. 1 примечания к ст. 15.11 КоАП РФ ) нарушения требований к бухучету, в том числе к соответствующей отчетности. На виновного в этом директора или бухгалтера наложат административный штраф в размере от 5000 до 10 000 руб.

    Повторное нарушение (в течение 12 месяцев со дня наказании за первое) приведет к штрафу от 10 000 до 20 000 руб. или к дисквалификации на 12-24 месяца.

    Освободят от указанных административных взысканий в случаях:

    • подачи уточненной налоговой декларации и уплаты на ее основе недоплаченной суммы обязательного платежа с соблюдением условий, согласно ст. 81 НК РФ ;
    • исправления ошибки в установленном порядке (включая предоставление пересмотренной бухгалтерской отчетности до ее утверждения).
    Читайте так же:  Образец искового заявления оскорбление

    Срок давности для таких нарушений — два года со дня их совершения.

    Ходатайствуем о снижении штрафа

    Итак, теперь вы знаете, чем можно «давить на жалость». Но этого недостаточно. Нужно все имеющиеся смягчающие обстоятельства грамотно изложить в ходатайстве и своевременно направить его в инспекцию:

    • нарушение обнаружено в ходе выездной или камеральной проверки — в течение 15 рабочих дней со дня получения вами акта проверк
    • нарушение выявлено не в рамках проверки — в течение 10 рабочих дней со дня получения акта об обнаружении факта правонарушени

    По закону инспекция должна сама выявлять наличие смягчающих ответственность обстоятельст но уповать на ее сознательность не нужно.

    Приведем примерную форму ходатайства об учете смягчающих обстоятельств при принятии решения о привлечении к налоговой ответственности.

    Начальнику ИФНС России № 21
    от ООО «ФлешКо»,
    ИНН 7721025156, КПП 772101001,
    адрес: 109375, Москва, ул. Юных Ленинцев, д. 64,
    тел.:

    Исх. № 39н от 30.11.2012

    ХОДАТАЙСТВО
    об учете смягчающих обстоятельств

    ИФНС № 21 по г. Москве была проведена камеральная налоговая проверка декларации по НДС ООО «ФлешКо» за III квартал 2012 г., в ходе которой было установлено несвоевременное представление Обществом данной декларации (представлена 29 октября вместо 22 октября).

    По результатам проверки составлен акт от 23.11.2012 в котором предлагается привлечь Общество к налоговой ответственности по п. 1 ст. 119 НК РФ за нарушение срока сдачи декларации в виде штрафа в размере 8250 рублей.

    Просим Вас при принятии решения по результатам проверки на основании подп. 4 п. 5 ст. 101, п. 4 ст. 112 и п. 3 ст. 114 НК РФ снизить размер штрафа в связи с наличием следующих смягчающих обстоятельств:
    1. Общество впервые привлекается к налоговой ответственности по ст. 119 НК РФ.
    2. Правонарушение совершено неумышленно.
    3. Общество признает свою вину в совершении правонарушения.
    4. Просрочка допущена в связи с отсутствием в период сдачи декларации главного бухгалтера по причине болезни.
    5. Период просрочки незначителен (5 рабочих дней). Ходатайствуя перед ИФНС или судом о применении смягчающих обстоятельств, заявляйте их «оптом», в совокупности. Чем больше обстоятельств вы укажете, тем выше шансы на то, что штраф будет снижен

    Возможность учета вышеуказанных обстоятельств в качестве смягчающих подтверждается судебно-арбитражной практикой Московского региона (см., например, Постановления ФАС МО от 22.05.2012 от 11.07.2011 от 04.08.2011 10 ААС от 13.09.2011

    Приложения:
    1. Копия листка временной нетрудоспособности главного бухгалтера Курочкиной М.Н.
    2. Штатное расписание
    3. Приказ о назначении на должность главного бухгалтера Эти документы подтверждают, что бухгалтер в штате один. То есть в его отсутствие никто не мог выполнять его работу

    Если ваша инспекция проигнорирует полученное ходатайство, не опускайте руки. Направьте в УФНС жалобу о том, что при вынесении решения о привлечении к ответственности не были учтены (хотя должны были!) заявленные вами смягчающие обстоятельства. Налоговая служба сама говорит, что в жалобе их нужно указывать, это необходимо «для правильного и своевременного рассмотрения дела

    Если вышестоящий налоговый орган не внемлет вашей просьбе, а сумма штрафа значительная, целесообразно оспорить решение налоговой в суде. Судьи, как правило, охотно учитывают имеющиеся смягчающие обстоятельства.

    Заявить в суде о смягчении ответственности можно и в том случае, когда ни в инспекцию, ни в УФНС вы ничего не заявляли.

    Правда, нам встретилось одно решение, где судьи остались холодны к просьбе налогоплательщика снизить штраф, сказав следующее: «Большой размер штрафных санкций является результатом противоправных действий самого Общества, в связи с чем оснований для его снижения. не установлено

    Кстати, смягчающие обстоятельства обязательно должны учитываться и при назначении административного наказани Поэтому многие из приведенных нами обстоятельств могут «выстрелить» и в том случае, когда на организацию или ее должностное лицо (предпринимателя) наложили административный штраф (неважно, за какое правонарушение

    Если административный орган или суд сочтут имеющиеся у вас обстоятельства смягчающими, то они назначат штраф по низшему пределу санкции, установленной соответствующей нормой поскольку уменьшить административный штраф ниже низшего предела нельз

    О штрафах от налоговой

    Порядок оплаты

    Как заплатить штраф в налоговую? На основании ст. 45 НК РФ сделать это может как сам должник, так и его представитель. В соответствии с разъяснениями ФНС РФ, если оплата штрафа налоговой инспекции производится представителем, в полях платежного документа «ИНН» и «КПП» ставятся значения, соответствующие данным самого должника. При отсутствии ИНН и при уплате за физлицо в полях «КПП» и «ИНН» значения не проставляются или указывается 0.

    Физлицо может совершить перечисление суммы через Личный кабинет на официальном сайте ФНС или оформить там документ и затем обратиться в любой коммерческий банк. КБК для штрафов устанавливается особенный, не такой, как для основных платежей. В нем значения с 14 по 17 цифры всегда устанавливаются 3000.

    Ответственность за налоговые правонарушения: чем грозит недисциплинированность в отношении налогов

    Нарушения в налоговой сфере влекут за собой не одну только налоговую ответственность. Помимо нее действующее законодательство предусматривает следующие виды ответственности за налоговые правонарушения:

    • административную — согласно КоАП РФ;
    • уголовную — по Уголовному кодексу;
    • дисциплинарную — по правилам трудового законодательства.

    В данной рубрике мы рассказываем об административной ответственности, причем только сферой налогов не ограничиваясь. Но начнем все же именно с них.

    «Налоговые» особенности административной ответственности

    Останавливаться на всех принципах адм. ответственности не будем. Отметим только ключевые для налоговой сферы.

    1. Административная ответственность — дополнительная.

    О том, что ответственность за налоговые правонарушения может следовать не только по НК РФ, непосредственно в нем и говорится. В ст. 108 есть положение, согласно которому наложенный на организацию налоговый штраф не снимает с ее должностных лиц иной ответственности, установленной законом, в том числе КоАП РФ.

    Это значит, что за одно и то же нарушение из числа перечисленных в НК РФ штраф может следовать одновременно:

    • для организации — по соответствующей статье Налогового кодекса;
    • лично для кого-то из должностных лиц (директора, главбуха и др.) —уже по статье КоАП РФ.

    2. Должностное лицо как субъект административной ответственности за налоговые правонарушения.

    В качестве субъекта административной ответственности могут выступать и организации. Но только не в случае с налогами. Для данной категории нарушений санкции по КоАП РФ установлены только для должностных лиц. Что, впрочем, вполне объяснимо. Наложение дополнительного административного штрафа на организацию, которая уже подверглась налоговому штрафу, означало бы нарушение принципа однократности привлечения к ответственности. А это недопустимо.

    Читайте так же:  Ходатайство о замене административного наказания

    3. Основная мера ответственности за налоговые правонарушения по КоАП РФ — денежный штраф.

    КоАП РФ предусмотрен целый спектр административных наказаний, начиная с предупреждения и заканчивая обязательными работами и даже административным арестом. Но за налоговые проступки в большинстве случаев налагается штраф. За некоторые нарушения предусмотрено и предупреждение, но его на практике применяют редко.

    4. Для административного штрафа обязателен налоговый состав.

    В ситуации, когда есть действующее решение ИФНС о привлечении организации к ответственности за налоговое правонарушение, все достаточно ясно. Нарушение выявлено, решение принято, ответственность легла на организацию и, например, ее руководителя.

    А как быть, если решение контролеров обжаловано и налоговый штраф снят? Административный при этом остается?

    Ответ вы узнаете из данной публикации.

    Проверка штрафов в налоговой инспекции

    В налоговой о штрафах узнать налогоплательщик может, как правило, только в отношении себя лично. При наличии нотариально удостоверенной доверенности эту информацию о доверителе может получить и доверенное лицо (представитель) (п. 2 ст. 27 НК РФ).

    Для этого налогоплательщик или его представитель могут обратиться в налоговую инспекцию за Справкой о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам или Справкой об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов. При этом налоговая инспекция обязана выдать такие справки в течение соответственно 5 или 10 рабочих дней со дня поступления в налоговую инспекцию запроса (пп. 10 п. 1 ст. 32 НК РФ).

    Удобный способ получения информации о задолженности по штрафам физлица – личный кабинет налогоплательщика.

    Также, авторизовавшись на Едином портале государственных услуг, информацию о налоговой задолженности (в т.ч. по штрафам) можно получить, воспользовавшись сервисом «Узнай свою задолженность».

    В том случае, когда неисполненная задолженность по уплате налогов и штрафов передана на исполнение судебным приставам, информацию о долге можно получить на официальном сайте ФССП в Банке данных исполнительных производств. Для этого достаточно ввести фамилию и имя налогоплательщика. Для сужения поиска можно также указать территориальный орган ФССП, отчество физлица и его дату рождения.

    Административные штрафы налоговой инспекции

    Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

    Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
    В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

    После проверки трудовой инспекцией был наложен административный штраф в сумме 50 000 руб. на организацию как на юридическое лицо и 3000 руб. на директора по ст. 5.27 КоАП РФ. Сумма 50 000 руб. была оплачена с расчетного счета организации. Директор принял решение добровольно из своей зарплаты возместить штраф, наложенный на организацию в сумме 50 000 руб.
    Как организации учесть суммы уплаченного и возмещенного штрафа в размере 50 000 руб. в бухгалтерском и налоговом учете?

    Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
    Если директор организации принял решение добровольно возместить сумму административного штрафа, наложенного на организацию, то организации следует на дату принятия такого решения отразить в бухгалтерском учете прочий доход, а в налоговом учете признать внереализационный доход.

    Обоснование вывода:
    Юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 2.10 КоАП РФ).
    Сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством РФ (ч. 5 ст. 3.5 КоАП РФ).

    Бухгалтерский учет

    Налоговый учет

    Ответ подготовил:
    Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    аудитор, член Российской коллегии аудиторов Федорова Лилия

    Ответ прошел контроль качества

    Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

    Ответственность юридического лица за неуплату налогов

    За что еще накажут по КоАП РФ

    Итак, органы госвласти могут привлечь по КоАП РФ компанию к ответственности за налоговые правонарушения. Но это только незначительная часть нарушений.

    Особенная часть кодекса содержит 17 глав, где упоминаются проступки в сфере природопользования и строительства, сельского хозяйства и транспорта, предпринимательства и таможенных правил. Перечислять все мы не будем. Остановимся только на тех сферах, которые важны для нашей ключевой аудитории, то есть специалистов финансового и кадрового профиля.

    Итак, за что же еще, кроме налогов, может быть ответственна бухгалтерия?

    Во-первых, за кассу. А точнее, за нарушение кассовой дисциплины.

    Подробнее о кассовой дисциплине и ответственности за нее читайте в наших статьях:

    Во-вторых, за нарушения при работе с ККТ. Например, административный штраф предусмотрен за нарушения:

    • при регистрации ККТ в ИФНС;

    Об одном из них читайте здесь.

    • или при ее использовании.

    О том, какая настройка на кассовом аппарате может создать проблемы и повлечь штраф, узнайте из этой публикации.

    Кроме того, ответственность часто возникает из-за отношений с органами статистики. Необходимо помнить о том, что для данного штрафа могут быть 2 основания, а соответственно, и 2 разные статьи КоАП РФ:

    • несдача бухотчетности, о которой мы упоминали выше;

    Размер штрафа ищите здесь.

    • несдача непосредственно статистических отчетов.

    Напомним, что в конце прошлого года эти штрафы существенно выросли. Подробнее см. здесь.

    Что касается нарушителей-«трудовиков», то им следует опасаться ст. 5.27 КоАП РФ. И если в отдельных ситуациях штраф вполне объясним и предсказуем, в частности при отсутствии оформленных трудовых договоров или договоров ГПХ с работниками (об этом см. здесь), то в других он может стать полной неожиданностью, как, например, в случае с экстренным отпуском работника.

    Что опасного в незапланированном отпуске, узнайте из этой статьи.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Как видите, КоАП РФ содержит достаточное количество оснований для санкций и в отношении неналоговых нарушителей. Вот почему ограничиваться только ответственностью за налоговые правонарушения мы не стали и рассказываем в этой рубрике обо всех новостях и спорных ситуациях, с которыми наши читатели могут столкнуться в работе.

    Источники

    Административные штрафы налоговой инспекции
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here