Административный надзор органов внутренних дел

Предлагаем ознакомится с материалом в статье: "Административный надзор органов внутренних дел". Здесь собрана и обработана информация из авторитетных источников. Если вы все же не найдете ответ на свой вопрос, дочитайте статью до конца, если же и после этого не получите ответ, то обратитесь к дежурному консультанту.

Административный надзор

Административный надзор: общий, специальный.

Административный надзор как способ обеспечения законности и дисциплины представляет собой особый вид государственной деятельности специально уполномоченных органов исполнительной власти и их должностных лиц, направленный на строгое и точное исполнение органами исполнительной власти, коммерческими и некоммерческими организациями, а также гражданами общеобязательных правил, имеющих важное значение для общества и государства.

Существует большое число государственных структур, занимающихся административным надзором. Среди них есть специализированные ведомства. Это:

Государственный таможенный комитет РФ;

Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора РФ;

Комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации;

Федеральный горный и промышленный надзор России;

Федеральный надзор по ядерной и радиационной безопасности;

Государственная налоговая служба РФ;

Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью.

Особенности административного надзора:

является особой разновидностью государственного контроля;

осуществляется специально уполномоченными органами исполнительной власти и их должностными лицами;

деятельность по надзору осуществляется систематически;

цель – обеспечение правопорядка и общественной безопасности в сфере государственного управления;

между субъектами и объектами надзора отсутствует организационная соподчиненность;

осуществляется в отношении органов исполнительной власти, местного самоуправления, учреждений, организаций, предприятий, общественных объединений и их должностных лиц и граждан;

осуществляется при помощи определенных методов;

оценка объекта дается только с позиции законности.

Методы осуществления административного надзора:

обследование поднадзорного объекта;

истребование и анализ документов;

изучение обращений граждан и юридических лиц, публикаций в СМИ о нарушениях законности в сфере государственного управления.

Понятие административного надзора, его соотношение с контролем в научных кругах является предметом дискуссии. По мнению одних авторов, административный надзор является разновидностью надведомственного государственного контроля, другие обосновывают позицию о том, что административный надзор — это самостоятельный вид контрольно-надзорной деятельности органов исполнительной власти.

Профессор Разаренов в шестидесятых годах XX столетия одним из первых отечественных правоведов обратился к проблеме административного надзора, осуществляемого милицией. На протяжении ряда лет он исследовал эту проблему в зависимости от круга лиц и объектов, на которые распространяется административный надзор. Им были выделены следующие разновидности административного надзора:

Во-первых, различие между надведомственным или внешним контролем и административным надзором состоит в их содержании. Органы внешнего контроля обладают более широкой компетенцией: она включает в себя проверку состояния дел подконтрольного объекта не только с точки зрения законности, но и целесообразности принимаемых решений, что отражает прежде всего управленческий, организационный аспект контрольной деятельности. Административный надзор связан с проверкой только законности действий конкретного объекта надзора, приобретая тем самым юридическую окраску.

Во-вторых, контроль и административный надзор различаются по объему полномочий. Контрольные полномочия связаны с вмешательством органов контроля в оперативно-хозяйственную, конкретную производственную деятельность подконтрольного объекта. При этом контрольные полномочия допускают возможность использования дисциплинарной власти — привлечение к дисциплинарной ответственности, вплоть до отстранения провинившегося сотрудника от занимаемой должности. Органы административного надзора такими полномочиями не обладают, они ограничиваются наблюдением, проверкой соблюдения определенных норм, общеобязательных правил, выявлением и пресечением правонарушений, привлечением виновных к административной ответственности.

В-третьих, административный надзор и контроль различаются по объектам наблюдения и проверки. С этой точки зрения административный надзор включает три его разновидности:

а) осуществляемый в отношении неопределенного (неперсонифицированного) круга физических и юридических лиц независимо от их ведомственной подчиненности и формы собственности, не находящихся в каком-либо подчинении органов надзора, за соблюдением ими определенных правил, например правил пожарной безопасности;

б) административный надзор распространяется на определенный круг граждан, должностных лиц, юридических лиц и по конкретным вопросам, например надзор за соблюдением гражданами правил приобретения, хранения и использования огнестрельного оружия;

в) персонифицированный административный надзор, осуществляемый органами внутренних дел в отношении некоторых граждан, освобожденных из мест лишения свободы.

Контрольные полномочия обычно касаются конкретных органов и их должностных лиц, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений и не распространяются на граждан.

С точки зрения профессора Котюргина, административный надзор делится на общий и специальный.

Общий административный надзор — это наблюдение органов исполнительной власти, наделенных специальными полномочиями, за точным исполнением гражданами и должностными лицами предприятий, учреждений и организаций законов и основанных на них подзаконных нормативных актов.

Применительно к полиции под общим административным надзором понимается систематическое наблюдение органов, подразделений и сотрудников полиции за точным соблюдением гражданами и должностными лицами законов и подзаконных актов, регулирующих общественный порядок, в целях предупреждения, пресечения их нарушений, выявления, а также обеспечения привлечения к ответственности виновных или принятия к ним мер общественного воздействия.

Специальный надзор органов внутренних дел распространяется на две категории объектов:

— на граждан, представляющих для органов внутренних дел определенный интерес ввиду своей противоправной деятельности (ставятся на учет, находятся под контролем и т.д.);

— на объекты разрешительной системы (огнестрельное оружие, стрелковые тиры, склады с взрывчатыми материалами и пр.). Надзор за данными объектами необходимо осуществлять ввиду их значительной общественной опасности.

Статья 12. Полномочия органов внутренних дел при осуществлении административного надзора

Статья 12. Полномочия органов внутренних дел при осуществлении административного надзора

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 12 настоящего Федерального закона

1. При осуществлении административного надзора органы внутренних дел обязаны:

1) разъяснять поднадзорному лицу его права и обязанности, а также предупреждать об ответственности за нарушение установленных судом административных ограничений и за невыполнение предусмотренных настоящим Федеральным законом обязанностей;

2) вести учет поднадзорных лиц в течение срока административного надзора;

3) систематически наблюдать за соблюдением поднадзорным лицом установленных судом административных ограничений и за выполнением предусмотренных настоящим Федеральным законом обязанностей;

Читайте так же:  Полный запрет на курение в россии

4) вести с поднадзорным лицом индивидуальную профилактическую работу, направленную на предупреждение совершения им преступлений и других правонарушений;

5) объявлять и осуществлять розыск поднадзорного лица, освобожденного из мест лишения свободы и не прибывшего без уважительных причин в определенный администрацией исправительного учреждения срок к избранному поднадзорным лицом месту жительства или пребывания, а также розыск поднадзорного лица, самовольно оставившего место жительства или пребывания либо выехавшего за установленные судом пределы территории, если судом ему было установлено такое административное ограничение;

6) подавать в суд заявление об установлении административного надзора по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, не позднее чем за один месяц до истечения срока отбывания осужденным ограничения свободы, назначенного в качестве дополнительного вида наказания, или при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы ограничением свободы;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 432-ФЗ часть 1 статьи 12 дополнена пунктом 7

7) в письменной форме уведомлять потерпевшего и (или) его представителя о прекращении административного надзора в день прекращения административного надзора.

2. При осуществлении административного надзора органы внутренних дел имеют право:

1) запрашивать у организаций по месту работы и (или) месту жительства или пребывания поднадзорного лица и получать от них сведения о его поведении;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 мая 2017 г. N 102-ФЗ в пункт 2 части 2 статьи 12 внесены изменения

2) вызывать поднадзорное лицо в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для получения объяснений в устной и (или) письменной форме по вопросам соблюдения им установленных судом административных ограничений и выполнения предусмотренных настоящим Федеральным законом обязанностей;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 мая 2017 г. N 102-ФЗ в пункт 3 части 3 статьи 12 внесены изменения

3) проникать беспрепятственно в жилое или иное помещение, являющееся местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток, в течение которого этому лицу запрещено пребывание вне указанного помещения.

3. Орган внутренних дел дает разрешение поднадзорному лицу, в отношении которого установлены административные ограничения, предусмотренные пунктами 3, 4 и 5 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания этого лица, и (или) на краткосрочный выезд за установленные судом пределы территории в связи со следующими исключительными личными обстоятельствами:

1) смерть или угрожающая жизни тяжелая болезнь близкого родственника;

2) необходимость получения поднадзорным лицом медицинской помощи, а также прохождения лечения в учреждениях органов здравоохранения, если эти помощь и лечение не могут быть получены по месту жительства или пребывания поднадзорного лица либо в установленных судом пределах территории;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 мая 2017 г. N 102-ФЗ в пункт 3 части 3 статьи 12 внесены изменения

3) невозможность дальнейшего проживания поднадзорного лица по месту жительства, пребывания или фактического нахождения в связи со стихийным бедствием или иными чрезвычайными обстоятельствами;

4) прохождение поднадзорным лицом обучения за установленными судом пределами территории;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ пункт 5 части 3 статьи 12 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 сентября 2013 г.

5) необходимость прохождения вступительных испытаний при приеме в образовательную организацию;

6) необходимость решения следующих вопросов при трудоустройстве:

а) явка в органы службы занятости населения для регистрации и дальнейшего взаимодействия с этими органами в целях поиска подходящей работы либо регистрации в качестве безработного, если в установленных судом пределах территории отсутствуют соответствующие органы службы занятости населения;

б) прохождение предварительного собеседования;

в) прохождение обязательного предварительного медицинского осмотра (обследования), необходимого для заключения трудового договора, если этот осмотр (обследование) не может быть пройден в установленных судом пределах территории;

г) заключение трудового договора;

д) заключение договора гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и (или) оказание услуг;

е) государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя, получение лицензии на осуществление определенного вида деятельности.

Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы

Главная его цель — предупреждение совершения преступлений и других правонарушений лицами, в отношении которых устанавливается надзор, а также для оказания на них индивидуального профилактического воздействия.

Административный надзор устанавливается за осужденными за тяжкие и особо тяжкие преступления, умышленные преступления против несовершеннолетних либо за теми, у кого был рецидив. Ограничения вводятся, только если данные лица злостно нарушали порядок отбывания наказания либо в течение года после освобождения дважды и более нарушали общественный порядок.

Кроме того, предусмотрено обязательное введение административного надзора за всеми, кто имеет судимость за преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также при опасном или особо опасном рецидиве преступлений.

Независимо от иных оснований устанавливается административный надзор в отношении лица, которое в возрасте старше 18 лет совершило преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего младше 14 лет и страдает педофилией. За ним должны следить в течение принудительного лечения, но не менее срока, необходимого для погашения судимости.

Согласно закону поднадзорному могут запретить находиться в определенных местах, посещать массовые мероприятия, покидать жилье в определенное время суток, выезжать за установленную территорию. Он обязан периодически (1-4 раза в месяц) являться в орган внутренних дел (ОВД) для регистрации. Последний следит за соблюдением поднадзорным установленных ограничений.

Надзор вводится по решению суда на основании заявления исправительного учреждения или ОВД на 1-3 года (но не свыше срока для погашения судимости), а в отношении совершивших преступления против несовершеннолетних и при опасном (особо опасном) рецидиве — на период погашения судимости. Этот срок могут продлить, если поднадзорный систематически нарушает общественный порядок. А могут и сократить при добросовестном поведении.

Закон также определяет права и обязанности поднадзорных, полномочия органов внутренних дел, порядок установления и прекращения надзора.

Читайте так же:  Экология и безопасность загрязнение окружающей среды

Административный надзор прекращается в связи с истечением срока, снятием судимости с поднадзорного лица, осуждением лица к лишению свободы за новое преступление, смерти поднадзорного лица либо вступлении в законную силу решения суда об объявлении поднадзорного лица умершим.

Досрочное прекращение административного надзора возможно по истечении не менее половины установленного судом срока надзора при условии, что поднадзорное лицо добросовестно соблюдает административные ограничения, выполняет возложенные на него обязанности и положительно характеризуется по месту работы и (или) жительства.

Суд вправе отказать в досрочном прекращении административного надзора. Повторное заявление в таком случае может быть подано не ранее чем по истечении шести месяцев со дня вынесения решения.

В отношении лица, которое отбывало наказание за преступление против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, административный надзор не может быть прекращен досрочно.

При прекращении административного надзора не исключается установление судом административного надзора повторно в течение срока погашения судимости.

За нарушения лицом, в отношении которого установлен административный надзор, ограничений и запретов предусмотрена уголовная и административная ответственность.

Статьей 314.1 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена ответственность за уклонение от административного надзора.

Санкцией этой статьи предусмотрено наказание в виде обязательных работ на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительных работ на срок до двух лет, либо лишения свободы на срок до одного года за неприбытие без уважительных причин лица, в отношении которого установлен административный надзор при освобождении из мест лишения свободы, к избранному им месту жительства или пребывания в определенный администрацией исправительного учреждения срок, а равно самовольное оставление данным лицом места жительства или пребывания, совершенные в целях уклонения от административного надзора.

Статья 19.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях:

По части первой новой редакции этой статьи несоблюдение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничения или ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

Частью второй этой статьи установлено наказание в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей за невыполнение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, обязанностей, предусмотренных федеральным законом, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.

Вопрос 3. Административный надзор полиции.

Административный надзор полиции – это систематическое наблюдение органов внутренних дел (сотрудников милиции) за точным исполнением должностными лицами и соблюдением гражданами общеобязательных правил, регулирующих общественный порядок и безопасность, в целях предупреждения и пресечения их нарушений, выявления правонарушителей и привлечения их к ответственности.

В зависимости от круга лиц и объектов, за которыми полиция осуществляет наблюдение, можно выделить три его разновидности:

1. Надзор в отношении неопределенного круга лиц (физических и юридических), не находящихся в служебном, организационном или ином подчинении милиции, за соблюдением общеобязательных правил. Данный вид надзора также называют общим надзором милиции.

2. Надзор в отношении определенного круга субъектов и по конкретным вопросам (например, за лицами, имеющими огнестрельное оружие). Указанные категории лиц наряду с выполнением общеобязательных норм должны соблюдать правила, действующие в отношении охотников, иностранных граждан во время пребывания в РФ и т.д.

3. Надзор персональный (индивидуальный), осуществляемый в отношении установленного законом круга лиц (освобожденных из мест лишения свободы или осужденных, которым назначены виды наказаний, не связанных с лишением свободы). Этот вид надзора называют также специальным надзором.

Тема 2.1 Правовое положение и организационное построение органов внутренних дел.

Вопрос 1. Задачи и функции органов внутренних дел.

Вопрос 2. Правовое положение органов внутренних дел.

Вопрос 1. Задачи и функции органов внутренних дел.

Органы внутренних дел — специальные субъекты управления сферы внутренних дел, создающиеся и функционирующие в качестве государственных органов исполнительной власти.

Компетенция органов внутренних дел определяется типовыми, общими и индивидуальными положениями о том или ином органе внутренних дел, а также специальными законодательными и нормативными актами, которые определяют права и обязанности органов внутренних дел.

Задачи органов внутренних дел:

1. Обеспечение безопасности личности;

2. Защита интересов общества и государства;

З. Предупреждение и пресечение правонарушений,

4. Раскрытие преступлений;

5. Охрана собственности.

Основные функции (направления деятельности) органов внутренних дел:

1. Осуществление борьбу с преступностью;

2. Охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности.

Вопрос 2. Правовое положение органов внутренних дел.

Система органов внутренних дел построена на принципе федерализма с учетом национально-государственного и административного устройства, а также с учетом особенностей функций и объема задач.

Система состоит из федеральных органов внутренних дел и органов внутренних дел субъектов РФ.

Федеральные органы внутренних дел подразделяются на 2 уровня

1. Министерство внутренних дел РФ;

2. Региональные федеральные органы внутренних дел.

Деятельность осуществляется в пределах нескольких республик, краев, областей и иных территориальных единиц. Например, в пределах ж/д транспорта. К ним относятся окружные подразделения МВД РФ по федеральным округам, региональные управления по борьбе с организованной преступностью, округа внутренних войск, органы внутренних дел на транспорте и т.д.

Органы внутренних дел субъектов РФ

1. МВД республик, УВД краев, областей, городов федерального значения, автономных областей и автономных округов (УВД, ГУВД);

2. Органы внутренних дел городов, районов — ГОВД, РУВД, РОВД (горрайорганы).

Система органов внутренних дел на транспорте не находится в двойном подчинении, а подчинение идет по вертикали вышестоящим органам. Система данных органов построена с учетом существующей системы органов управления железнодорожным, водным и воздушным транспортом. Систему возглавляет ГУВД на транспорте МВД России (ГУВДТ), которое осуществляет руководство управлениями, отделами внутренних дел на транспорте. Нижестоящие органы в данной системе — линейные управления (ЛОВД), образующиеся на крупных транспортных узлах.

Кроме территориальных органов внутренних дел на транспорте в систему МВД входят:

Читайте так же:  Обжалование постановления пристава о взыскании исполнительского сбора

• Службы и подразделения полиции;

Органы материально-технического и военного снабжения;

Министерство внутренних дел РФ как федеральный орган исполнительной власти осуществляет управление в сфере внутренних дел, обеспечивает совместно с другими органами безопасность и т.д. Оно несёт ответственность за состояние деятельности органов внутренних дел по выполнению возложенных на них законодательством задач и функций. МВД РФ подчиняется Президенту и Правительству РФ.

Видео (кликните для воспроизведения).

Статус Министерства определяется Положением о нем, которое устанавливает компетенцию МВД РФ, его задачи, функции, обязанности и права, формы и методы деятельности.

1. Разработка и принятие мер по защите общественного порядка и общественной безопасности;

2. Организация и осуществление мер по предупреждению и пресечению преступлений в сфере внутренних дел;

З. Организация деятельности ОВД и совершенствование правовой основы этой деятельности;

4. Обеспечение профессиональной подготовки, правовой и социальной защищенности личного состава ОВД;

5. Развитие и укрепление материально-технической базы.

Содержание деятельности МВД состоит в разработке и проведении единой политики в области организации деятельности и развитии системы МВД, а также анализе состояния и прогнозировании развития оперативной обстановки.

1. Определяет направления работы ОВД;

2. Совершенствует деятельность ОВД;

З. Проводит научные исследования проблем охраны общественного порядка;

4. Разрабатывает положения по укреплению законности и правопорядка, которые выносит на рассмотрение Президента РФ, палат Федерального Собрания, Правительства РФ и других органов.

5. Выполняет важные функции по обеспечению общественной безопасности в особых условиях:

— обеспечивает правовой режим чрезвычайных ситуаций или военного положения на территории РФ:

— участвует в проведении карантинных операциях во время эпидемий;

— ликвидирует последствия крупных аварий, катастроф, пожаров, стихийных бедствий и т.д.

Правовое положение региональных федеральных органов внутренних дел.

Региональные федеральные ОВД

1. Главные управления МВД РФ по федеральным округам;

2. Региональные управления по борьбе с организованной преступностью

З. ОВД на транспорте (УВДТ), Линейные управления внутренних дел на транспорте (ЛУВДТ);

4. Округа внутренних войск;

5. Высшие и средние специализированные образовательные учреждения МВД РФ;

6. Научно-исследовательские институты.

Правовые основы деятельности региональных ОВД.

В своей деятельности руководствуются Конституцией РФ, федеральными законами и иными правовыми актами в т.ч. приказами МВД республик и положениями, уставами о региональных органах. В данных положениях устанавливается организация и порядок деятельности органов, порядок финансирования, их задачи, функции, обязанности и права руководителей органов, порядок материально- технического оснащения.

Руководители главных управлений назначаются и освобождаются от должности Президентом РФ по представлению Министра внутренних дел. Региональные ОВД наделены правами юридических лиц, имеют свою гербовую печать и банковские реквизиты.

Правовое положение МВД республик определяется конституциями республик, и детально регламентируются положениями о них.

Задачи и функции министерств республик аналогичны задачам МВД РФ, но при этом характер деятельности и полномочия имеют свои особенности.

Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ
«Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»

С изменениями и дополнениями от:

2 июля, 28 декабря 2013 г., 28 мая, 29 июля 2017 г., 1 октября 2019 г.

Принят Государственной Думой 25 марта 2011 года

Одобрен Советом Федерации 30 марта 2011 года

ГАРАНТ:

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, см. постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16 мая 2017 г. N 15

Президент Российской Федерации

Москва, Кремль
6 апреля 2011 г.
N 64-ФЗ

Федеральный закон предусматривает введение административного надзора за освободившимися из мест лишения свободы. Главная его цель — предупредить совершение указанными лицами повторных преступлений и других правонарушений.

Административный надзор устанавливается за осужденными за тяжкие и особо тяжкие преступления, умышленные преступления против несовершеннолетних либо за теми, у кого был рецидив. Ограничения вводятся, только если данные лица злостно нарушали порядок отбывания наказания либо в течение года после освобождения дважды и более нарушали общественный порядок.

Кроме того, предусмотрено обязательное введение административного надзора за всеми, кто имеет судимость за преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также при опасном или особо опасном рецидиве преступлений.

Согласно закону поднадзорному могут запретить находиться в определенных местах, посещать массовые мероприятия, покидать жилье в определенное время суток, выезжать за установленную территорию. Он обязан периодически (1-4 раза в месяц) являться в орган внутренних дел (ОВД) для регистрации. Последний следит за соблюдением поднадзорным установленных ограничений.

Надзор вводится по решению суда на основании заявления исправительного учреждения или ОВД на 1-3 года (но не свыше срока для погашения судимости), а в отношении совершивших преступления против несовершеннолетних и при опасном (особо опасном) рецидиве — на период погашения судимости. Этот срок могут продлить, если поднадзорный систематически нарушает общественный порядок. А могут и сократить при добросовестном поведении.

Закон также определяет права и обязанности поднадзорных, полномочия органов внутренних дел, порядок установления и прекращения надзора.

Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2011 г.

Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2011 г.

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 8 апреля 2011 г. N 75, в Собрании законодательства Российской Федерации от 11 апреля 2011 г. N 15 ст. 2037, в «Парламентской газете» от 8 апреля 2011 г. N 17

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 1 октября 2019 г. N 331-ФЗ

Изменения вступают в силу с 12 октября 2019 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 252-ФЗ

Изменения вступают в силу с 10 августа 2017 г.

Читайте так же:  Разрешение на ношение и хранение травматического оружия

Федеральный закон от 28 мая 2017 г. N 102-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 432-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Административный надзор органов внутренних дел (полиции)

Административный надзор осуществляется органами внутренних дел за отдельными категориями граждан, прибывших из мест лишения свободы. Правовым основанием применения этой административно-предупредительной меры является Положение об административном надзоре органов внутренних дел за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, утвержденное Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июля 1966 г. № 5364-VI. Административный надзор устанавливается в целях наблюдения за поведением лиц, ранее судимых, оказания на них необходимого воспитательного воздействия, предупреждения новых преступлений.

Эта мера применяется в отношении некоторых категорий лиц, освобожденных из мест лишения свободы. В одних случаях надзор устанавливается при их освобождении по мотивированному постановлению начальника учреждения уголовно-исполнительной системы, в котором указываются основания для установления надзора и срок надзора. Постановление направляется в орган внутренних дел по избранному поднадзорным месту жительства. В других случаях такое постановление выносит начальник органа внутренних дел. Основанием для установления административного надзора в отношении особо опасных рецидивистов является вступивший в законную силу приговор, по которому данное лицо признано особо опасным рецидивистом.

Административный надзор устанавливается на срок от шести месяцев до одного года; он может быть продлен каждый раз еше на шесть месяцев, но не свыше сроков, предусмотренных законом для погашения или снятия судимости за данное преступление. Продление административного надзора осуществляется органами внутренних дел, о чем они уведомляют прокурора.

Работники полиции обязаны систематически контролировать поведение лиц, в отношении которых установлен административный надзор, принимать необходимые меры для приобщения их к общественно полезному труду, предупреждать и пресекать нарушения ими общественного порядка. При осуществлении административного надзора работники милиции имеют право:

§ истребовать сведения о поведении поднадзорного от администрации предприятий, учреждений и общественных организаций по месту его работы и жительства, а также от граждан;

§ возбуждать ходатайства перед соответствующими государственными, общественными и хозяйственными организациями о трудовом и бытовом устройстве поднадзорного;

§ вызывать поднадзорного на беседы в полиция;

§ проводить при необходимости такие беседы в присутствии представителей администрации предприятий, учреждений, общественных организаций, а также родственников поднадзорного;

§ требовать от поднадзорного устные и письменные объяснения по вопросам, связанным с исполнением правил административного надзора;

§ посещать в любое время суток жилище поднадзорного.

§ по истечении срока, на который он был установлен;

§ досрочно, если будет установлено, что поднадзорный твердо встал на путь честной трудовой жизни, положительно характеризуется по работе и в быту;

§ в случае погашения или снятия судимости с поднадзорного.

О прекращении административного надзора выносится специальное постановление. Надзор может быть отменен прокурором в случае признания его установления необоснованным.

Надзор за ранее судимыми лицами связан с ограничением их общего административного статуса. На поднадзорных налагаются обязанности соблюдать следующие правила:

§ являться по вызову в орган внутренних дел в указанный срок и давать объяснения по вопросам, связанным с исполнением правил надзора;

§ уведомлять орган внутренних дел о перемене места работы или жительства;

§ при выезде за пределы района (города) по служебным делам уведомлять орган внутренних дел.

Кроме этих правил (общих ограничений) в постановлении об установлении надзора могут быть закреплены такие персональные ограничения, как:

§ запрещение ухода из дома в определенное (как правило, ночное) время;

§ запрещение пребывания в определенных пунктах района, города (например, на рынках, вокзалах);

§ запрещение выезда или ограничение времени выезда по личным делам за пределы района, города. В таких случаях поднадзорный обязан получать разрешение органа внутренних дел на выезд по личным делам на срок более суток и регистрироваться в органах внутренних дел по месту прибытия;

§ обязанность явки в органы внутренних дел в определенное время дня от одного до четырех раз в месяц.

Персональные ограничения устанавливаются в зависимости от образа жизни, семейного положения и других обстоятельств, характеризующих личность судимого. При осуществлении надзора начальник органа внутренних дел вправе ослаблять или усиливать ограничения.

III. Заключительная часть(5 мин.):

ответы на вопросы слушателей;

— подведение итогов занятия;

— задание на самоподготовку: изучить конспект темы, записанный на уроке

специалист цикла ПК ЦПП

УМВД России по НО В.И. Сотников

План-конспект рассмотрен на заседании цикла ПК ЦПП УМВД России по Новгородской области июня 2014 года. Протокол №

1. Административный надзор: понятие, особенности

Административный надзор– особый вид государственной управленческой деятельности, осуществляемой специальными органами исполнительной власти в отношении организационно не подчиненных им органов, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан по поводу исполнения ими общеобязательных норм, правил, стандартов, требований с использованием комплекса мер административного принуждения с целью предупреждения, выявления и пресечения правонарушений, восстановления установленного порядка и привлечения виновных к административной ответственности.

Разграничение внешнего (надведомственного) контроля и административного надзора:

1) Содержание(органы внешнего контроля обладают более широкой компетенцией (включает проверку состояния дел подконтрольного объекта с точки зрения законности и целесообразности принимаемых решений); административный надзор связан с проверкой только законности действий объекта надзора).

2) Объем полномочий(контрольные полномочия связаны с вмешательством органов контроля в оперативно-хозяйственную деятельность подконтрольного объекта (при этом допускается возможность использования дисциплинарной власти – привлечение к дисциплинарной ответственности); органы административного надзора такими полномочиями не обладают (ограничиваются наблюдением, проверкой соблюдения определенных норм, общеобязательных правил, выявлением и пресечением правонарушений, привлечением виновных к административной ответственности)).

3) Объекты наблюдения и проверки.

Разновидности административного надзора:

Читайте так же:  Извещение о рассмотрении дела об административном правонарушении

а) в отношении неопределенного круга физических и юридических лиц независимо от их ведомственной подчиненности и формы собственности, не находящихся в подчинении органов надзора, за соблюдением ими определенных правил;

б) в отношении определенного круга граждан, должностных лиц, юридических лиц и по конкретным вопросам;

в) персонифицированный административный надзор, осуществляемый органами внутренних дел в отношении некоторых граждан, освобожденных из мест лишения свободы.

Контрольные полномочияобычно касаются конкретных органов и их должностных лиц, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений и не распространяются на граждан.

4) Субъекты, осуществляющие их(административный надзор (специализированные ведомства, государственные инспекции и надзоры, входящие в состав министерств и ведомств, иные специализированные надзорные органы (законченность организационного выделения субъектов данной деятельности в общей системе государственных органов исполнительной власти); органы внешнего контроля такого разнообразия не имеют).

5) Они реализуются в различных организационных и правовых формах:

а) организационно административный надзор– процесс последовательно осуществляемых стадий (предварительный (анализ информации об объекте, разработка и доведение до объекта норм, правил его функционирования); текущий (систематическое и непосредственное наблюдение, инспектирование, проверки); заключительный (анализ общего положения объекта надзора, выявление тенденций, разработка предложений);

б) правовые формы осуществления административного надзора(связан с оформлением и выдачей гражданам и юридическим лицам разрешений, лицензий, необходимых документов, позволяющих им реализовать свои субъективные права в определенной сфере государственного управления).

6) Особые методы их осуществления(основной метод административного надзора – непосредственное постоянное наблюдение за соответствующими объектами, проверка по заявлениям и жалобам, по собственной инициативе; методы внешнего контроля – проверка, обследование, ревизия, проведение экспертизы).

7) Административный надзор обычно связан с применением административного принуждения(надзорные органы используют административно-предупредительные меры, меры административного пресечения, меры административно-процессуального обеспечения, административные наказания (они являются одновременно органами административной юрисдикции)) (органы внешнего контроля таким объемом административно-принудительных полномочий не обладают).

Признаки административного надзора:

1) отсутствие организационной подчиненности субъектов надзора и поднадзорных объектов;

2) возможность оценки деятельности поднадзорных объектов только с точки зрения законности и по достаточно узкому кругу специальных вопросов;

3) невозможность вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность объекта надзора;

4) наличие специального объекта надзорной деятельности(норм, правил, требований, стандартов, содержащихся в нормативных актах, и их исполнение физическими и юридическими лицами);

5) возможность самостоятельного применения мер административного принуждения(в случаях обнаружения правонарушений или возникновения угроз безопасности различным объектам);

6) строгое ограничение данных мер принуждения правовыми рамками(наличием юрисдикционных полномочий).

Федеральные органы исполнительной власти, основной деятельностью которых является административный надзор(федеральные службы, инспекции в федеральных министерствах и иных федеральных органах исполнительной власти, территориальные органы надзора).

Административный надзор органов внутренних дел

Основные контролирующие надзорные функции ОВД

Все государственные структуры имеют различные функциональные возможности. Здесь можно говорить не только о процессах регулирования, и но и об надзорных функциях каждой государственной структуры в отдельности. Конечно, именно контролирующие функции позволяют достигнуть необходимых результатов, которые позволяют регулировать правовые отношения между гражданами, обществом и юридическими организациями.

Основные контролирующие и прочие надзорные функции органов внутренних дел производятся в виде следующих параметрах:

  • Непосредственные процесс наблюдения за соблюдением и исполнением установленных правил некоторыми должностными лицами и некоторыми гражданами. Данный метод весьма характерен для патрульно – постовой службы, государственной инспекции безопасности дорожного движения, участковых, милиции, а также всех сотрудников, которые несут службу по охране правопорядка в многолюдных, то есть общественных местах.
  • Проведение периодических проверок за процессами соблюдения и исполнением некоторыми должностными лицами и некоторыми гражданами. Надзор производится за гражданами, которые являются мигрантами, заинтересованными в оформление паспортно – визовых служб.
  • Проведение проверок, с последующими выявлением нарушений в соответствии с полученными жалобами или заявлениями, которые поступили от граждан, общественных или юридических организаций.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Важно отметить, что органы внутренних дел не ограничиваются только административными наказаниями. На основе проводимого анализа конкретных правонарушений все органы внутренних дел в обязательном порядке должны проинформировать органы местного самоуправления, а также органы государственной власти, с целью добиться процессов урегулирования происшествия или с целью получения разрешения на подобные действия.

Законодательные нормы и акты в отношении надзора

Стоит отметить, что в законе Российской Федерации «О полиции», такого понятия, как административный надзор вовсе не существует. Прежде всего, это связано с тем, что административный надзор считается нецивилизованным понятием. Подобные обязанности существуют, но формируются иными способами. Здесь стоит говорить о том, что органы внутренних дел могут контролировать правовые отношения в пределах конкретной своей компетенции в отношении граждан, общества и юридических организаций.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Необходимо отметить, что административный надзор органов внутренних дел происходит исключительно в соответствии с нормами и актами, которые распространены на территории Российской Федерации. В некоторых случаях административный надзор производится по подписанным постановлениям или указам президента страны. В таких случаях создаются специальные надзорные комиссии, подписываются распоряжений, а также создаются специальные комитеты, которые проводят проверки, и выносят соответствующие решения.

Надзорные функции также предполагают поиск, установку и вынесение соответствующих решений в отношение того или иного объекта или субъекта, расположенного на территории конкретного территориального субъекта. После вынесения решений о проведение административного надзора могут быть выдвинуты и иные решения, которые будут говорить о вынесенных штрафах и прочих санкций.

Административный надзор проводится специализированными сотрудниками, которые избираются в соответствии с требованиями к конкретной проверке. Сотрудники могут быть выбраны начальником органа внутренних дел, или избраны уполномоченными органами.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Видео (кликните для воспроизведения).

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Источники

Административный надзор органов внутренних дел
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here