Административный штраф административное выдворение

Предлагаем ознакомится с материалом в статье: "Административный штраф административное выдворение". Здесь собрана и обработана информация из авторитетных источников. Если вы все же не найдете ответ на свой вопрос, дочитайте статью до конца, если же и после этого не получите ответ, то обратитесь к дежурному консультанту.

Административное выдворение иностранных граждан за пределы РФ

Административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина входит в состав санкций, предусмотренных КоАП РФ. Субъектами административной ответственности, к которым может применяться указанная санкция, являются лица, не имеющие гражданства РФ. В этом материале разберем, в чем заключается указанный вид наказания, и как происходит его исполнение.

Что это такое

Выдворение является специальным видом санкций, применение которого связано с противоправным поведением граждан иностранного государства или лиц без гражданства. Легальность нахождения на территории РФ для указанных категорий лиц характеризуется следующими особенностями:

  • предоставлением вида на жительство, размещением в качестве беженца или по иным аналогичным обстоятельствам;
  • наличием одного из видов визы – например, туристической, рабочей, экспресс—визы и т.д.;
  • законность пересечения границы РФ – через официальные пункты паспортного, визового или таможенного контроля при наличии разрешительного документа;
  • соответствие правилам миграционного режима, в которые входит соблюдение законодательства РФ в сфере труда и занятости, своевременная регистрация в каждом населенном пункте при пребывании свыше трех суток, и т.д.

Основные причины для принудительного выдворения заключаются в нарушение правил миграционного режима – пребывание в РФ по истечении срока визы, работа на российском предприятии без получения соответствующего разрешения и т.д. Кроме того, на указанных лиц в полном объеме распространяется ответственность за совершение любых проступков, перечисленных в Особенной части КоАП РФ.

Процедура выдворения характеризуется следующими особенностями и нюансами:

  • выдворение заключается в принудительном перемещении правонарушителя за пределы границы РФ – этот процесс находится под контролем уполномоченных служб и ведомств (миграционный отдел МВД, ФСБ, таможенные органы и т.д.);
  • для отдельных категорий нарушителей допускается самостоятельный выезд за пределы РФ, с сохранением контроля за перемещением со стороны государственных служб;
  • применить указанную санкцию может только суд, а если административный проступок выявлен при въезде на территорию страны – должностными лицами уполномоченных органов.

Помимо норм КоАП РФ, для исполнения наказания будет применяться Федеральный закон № 115 «О правовом положении иностранных граждан в РФ».

Как назначается санкция

Выявление фактов правонарушений с участием иностранцев и лиц без гражданства может происходить во время попытки пересечения границы РФ, либо на территории страны. При пересечении границы возможными нарушениями могут являться:

  • представление ненадлежащих документов, удостоверяющих личность;
  • отсутствие разрешительных документов, позволяющих на законном основании пересечь границу, либо отказ их предоставить по требованию пограничных и таможенных служб – разовые или постоянные визы, транзитные документы при следовании через территорию страны и т.д.;
  • попытка провоза вещей и предметов, запрещенных к обороту в России, либо требующих специального разрешения на ввоз;
  • иные правонарушения, связанные с несоблюдением миграционных, пограничных или таможенных правил.

При выявлении факта правонарушения на границе представители уполномоченных служб вправе не только составить протокол по нормам КоАП РФ, но и назначить санкцию в виде выдворения.

Если проступок обнаружен в период пребывания на территории РФ, процедура применения санкций выглядит следующим образом:

  • уполномоченным лицом составляется процессуальный протокол – в нем указываются все обстоятельства проступка, а также статус правонарушителя (иностранец или лицо без гражданства);
  • если в содержании статьи КоАП РФ, по которой составлен протокол, предусмотрена мера воздействия в виде выдворения, по решению уполномоченного лица потенциального правонарушителя задержат на срок рассмотрения дела – период такого задержания не может превышать 48 часов;
  • административный материал направляется для рассмотрения в суд;
  • если потенциальный правонарушитель подвергался задержанию, он принудительно доставляется к месту проведения заседания суда.

При назначении выдворения применяются специальные правила. Основная группа составов, за которые грозит такая мера наказания, зафиксирована в главе 18 КоАП РФ. Даже если суд назначает штраф, в большинстве случаев, выдворение рассматривается как дополнительная санкция. Например, по статье 18.11 КоАП РФ (нарушение иммиграционных правил), назначается штраф в сумме от 2000 до 4000 рублей с административным выдворением или без такового.

Обязательное применение выдворения будет нарушать законные права иностранцев и лиц без гражданства, имеющих законное право пребывать на территории страны. Однако КоАП РФ содержит и ряд исключений, когда суд не может обойтись только назначением штрафа. Например, по ч. 2 ст. 18.10 КоАП РФ, при нарушении правил осуществления трудовой деятельности на территории Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской области штраф обязательно назначается с выдворением за пределы страны. Если аналогичное нарушение будет совершено на иной территории РФ, наказание последует по ч. 1 ст. 18.10 КоАП РФ, а суд может обойтись без назначения выдворения.

Комментарий к Статье 3.10 КоАП РФ

1. Данная мера административного наказания относится к санкциям, ограничивающим свободу, и может быть применена и в отношении других иностранных физических лиц, в частности лиц с двойным гражданством.

Устанавливается в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства и назначается судом либо должностными лицами органов и войск пограничной службы Российской Федерации (см. комментарий к ст. 23.10 КоАП), органами внутренних дел и отличается от меры административного пресечения, которая применяется в отношении лиц, пересекших Государственную границу РФ с территории иностранного государства без необходимых документов (так как данная мера будет выступать как процессуально-административная гарантия административной ответственности граждан).

2. Административное выдворение за пределы Российской Федерации как мера административного наказания устанавливается в отношении иностранных граждан при условии перемещения их на территорию государства, гражданами которого они являются, или лиц без гражданства в том случае, если они имеют постоянное место жительства за пределами данного государства, в иной ситуации заменяется на другую меру, например штраф или административный арест. Административное выдворение за пределы Российской Федерации не может применяться к военнослужащим — иностранным гражданам.

3. Необходимо уточнить, что административное выдворение как мера административного наказания применяется за такие нарушения, как:

1) противоправные действия, идущие в разрез с интересами обеспечения государственной безопасности, охраны государственной границы или охраны общественного порядка;

2) в случае необходимости охраны здоровья и нравственности населения, защиты прав и законных интересов граждан Российской Федерации и других лиц;

3) также если грубо нарушалось законодательство о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации, таможенное, валютное или иное российское законодательство.

4. Административное выдворение как вид административного наказания различается с депортацией иностранного гражданина (лица без гражданства).

Читайте так же:  Ходатайство о досрочном прекращении исполнения административного наказания

Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» под депортацией понимается принудительная высылка иностранного гражданина (лица без гражданства) из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации.

Основаниями применения депортации выступают:

— если срок проживания или временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации сокращен, данный иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации в течение трех дней;

— если разрешение на временное проживание или вид на жительство, выданные иностранному гражданину, аннулированы, данный иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации в течение пятнадцати дней.

Депортация осуществляется за счет средств депортируемого иностранного гражданина, а также предусмотрены другие случаи (ст. 31 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»), например за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Правилами расходования средств федерального бюджета на мероприятия по депортации либо административному выдворению иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы Российской Федерации при невозможности установления приглашающей стороны, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 24 октября 2002 г. N 769.

Соответствующие меры предусмотрены также ФЗ от 19 февраля 1993 г. N 4528-1 (в ред. ФЗ от 18.07.2006 N 121-ФЗ) «О беженцах»; ФЗ от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ (в ред. ФЗ от 18.07.2006 N 121-ФЗ) «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».

5. Порядок исполнения постановления об административном выдворении за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства установлен КоАП (см. комментарий к ст. 32.10).

Как происходить исполнение

Исполнение санкции в виде выдворения происходит после вступления судебного акта в силу. Этот момент связан с истечением срока на обжалование, либо с рассмотрением жалобы в вышестоящих инстанциях. Кроме того, правонарушитель вправе подать ходатайство об отсрочке исполнения наказания – такие вопросы решаются в судебном заседании.

Принимая решение о выдворении, суд может использовать обеспечительную меру – помещение правонарушителя в спецучреждение МВД. Правила размещения и содержания в данных учреждениях утверждены Постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 № 1306. Продолжительность ожидания может существенно отличаться – это зависит от согласования с властями иностранного государства, организации транспорта и доставки до границы, и т.д.

Принудительное выдворение происходит следующим образом:

  • контроль за надлежащим и своевременным исполнением судебного акта исполняются миграционные службы МВД (при необходимости, по отдельному поручению могут привлекаться судебные приставы);
  • выдворение происходит путем передачи правонарушителя уполномоченному представителю иностранного государства;
  • если между РФ и другой страной заключен соответствующий международный договор – одновременно с переходом нарушителя через пограничный контроль направляется официальное уведомление представителям иностранного государства;
  • для подтверждения факта выдворения составляется процессуальный акт – допускается двустороннее или одностороннее оформление этого документа.

По итогам принудительного перемещения правонарушителя через границу и оформления акта, происходит прекращение исполнительного производства. Об этом в адрес судебного учреждения направляется официальное уведомление.

Если гражданин добился предоставления отсрочки, он будет находиться в спецучреждении МВД, либо по месту проживания (под надзором миграционной службы и приставов). Незамедлительно после прекращения отсрочки процедура выдворения возобновляется и проходит по общим правилам.

Для отдельных категорий иностранцев и лиц без гражданства допускается добровольное исполнение санкции – контролируемый самостоятельный выезд. На практике, такая процедура сопровождает выезд работников дипломатических служб, иных представительств иностранных государственных органов, высококвалифицированных специалистов и т.д.

О возможности обеспечения самостоятельного выезда правонарушитель может ходатайствовать перед судом – для этого нужно подтвердить источники возмещения затрат на проезд и иные обязательные формальности. В ст. 3.10 КоАП РФ перечислены такие источники, за счет которых возможен самостоятельный выезд:

  • собственные средства иностранца или лица без гражданства;
  • финансовые ресурсы российской организации, пригласившей правонарушителя на территорию страны;
  • денежные средства дипломатических и консульских учреждений и представительств зарубежных стран;
  • активы международной организации, частных лиц или компаний.

На момент исполнения санкции источник для оплаты расходов по выезду должен быть подтвержден документально.

По факту возврата правонарушителя на территорию смежного государства или за пределы пограничной зоны РФ составляет процессуальный акт.

Принудительное контролируемое выдворение будет происходить за счет средств федерального бюджета РФ. Попытка скрыться или уклониться от перемещения через государственную границу рассматривается как самостоятельное административное правонарушение. При выявлении таких фактов составляется процессуальный протокол, а кроме продолжения процедуры выдворения, нарушителю грозит новый штраф.

Дополнительные сложности могут возникать, если у правонарушителя имеются несовершеннолетние дети, чье право на пребывание в РФ не отменено или не оспорено. Хотя у ребенка в России не остается другого законного представителя, формальных оснований для принудительного выдворения не возникает. В КоАП РФ отсутствуют нормы, определяющие однозначный порядок решения таких вопросов. Поэтому в каждом конкретном случае допускается обращение в адрес суда для разъяснения порядка исполнения санкции.

Статья 3.10. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства

Статья 3.10. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства

1. Правила ч. 1 ст. 3.10 посвящены административному выдворению за пределы Российской Федерации. Специфика этого вида административного наказания состоит в том, что оно назначается только таким физическим лицам, как:

— иностранные граждане. К последним относятся граждане любых иностранных государств;

— лица без гражданства. К ним относятся лица, не принадлежащие к гражданам Российской Федерации и не имеющие доказательств принадлежности к гражданству любого иностранного государства (ст. 2 Закона о правовом положении иностранных граждан).

В практике возникают вопросы:

могут ли быть выдворены лица без гражданства, которые постоянно проживали на территории Российской Федерации? Да, могут: правила ст. 3.10 этому не препятствуют;

могут ли быть выдворены беженцы? Если Российская Федерация предоставила им убежище, то они не могут быть подвергнуты административному выдворению (вывод сделан на основе систематического толкования ст. 3.10 и ст. 1, 2 Закона о беженцах);

могут ли быть выдворены вынужденные переселенцы? Нет, не могут: дело в том, что по общему правилу вынужденными переселенцами являются граждане Российской Федерации (вывод сделан на основе систематического толкования ст. 1-3 Закона о переселенцах, ст. 3.10 и ст. 18.2 (см. коммент. к ней).

2. Упомянутые выше физические лица (т.е. иностранцы и лица без гражданства) перемещаются:

— через Государственную границу РФ в принудительном (т.е. против воли и желания этих физических лиц) и контролируемом порядке (под контролем органов миграционной службы, МВД, пограничной службы входящей в систему ФСБ);

Читайте так же:  Административные дела подсудные мировому судье

— в порядке самостоятельного контролируемого выезда (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации).

3. Административное выдворение применяется только в случаях, прямо предусмотренных нормами Особенной части КоАП. Например, за нарушение:

— режима пребывания в Российской Федерации, выразившееся в несоблюдении установленного порядка регистрации либо передвижения или порядка выбора места жительства, в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания, а также несоблюдении правил транзита через территорию Российской Федерации (см. коммент. к ст. 18.8);

— правил привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы (см. коммент. к ст. 18.10);

— иммиграционных правил (см. коммент. к ст. 18.11).

4. Применяя нормы ч. 2 ст. 3.10, нужно учесть, что:

1) по общему правилу административное выдворение назначается судьей;

2) если административное правонарушение совершается иностранным гражданином, лицом без гражданства в момент въезда в Российскую Федерацию, то выдворение может быть применено (как мера административного наказания) соответствующими должностными лицами (например, должностными лицами пограничной службы);

3) административное выдворение не может быть установлено в законах субъектов Российской Федерации: это прерогатива КоАП (см. коммент. к ч. 3 ст. 3.2);

4) оно может быть назначено и как основное административное наказание, и как дополнительное. Если назначен, например, административный штраф, то выдворение может сочетаться с таким основным административным наказанием (см. коммент. к ст. 3.3);

5) оно назначается с обязательным учетом:

— общих правил назначения административного наказания (см. коммент. к ст. 4.1);

— обстоятельств, смягчающих административную ответственность (см. коммент. к ст. 4.2);

— обстоятельств, отягчающих административную ответственность (см. коммент. к ст. 4.3);

6) в соответствии со ст. 4.6 данный вид наказания действует в течение одного года (см. коммент. к ней);

7) приказом МВД N 533 от 26.08.04 утверждено «Наставление по организации деятельности органов внутренних дел РФ и Федеральной миграционной службы по депортации или административному выдворению за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства». Приказом ФСБ от 23.12.08 N 631 утверждена «Инструкция об организации деятельности пограничных органов по административному выдворению за пределы РФ иностранных граждан и лиц без гражданства».

В практике возникает вопрос: если человек был подвергнут административному выдворению не судьей, а другим должностным лицом, можно ли обжаловать его в судебном порядке? Да, можно: это вытекает из систематического анализа ст. 3.10 и 30.1 (см. коммент. к ней).

4. В соответствии с ч. 3 ст. 3.10 (она введена Законом N 203 от 04.12.06 и вступила в силу с 01.01.07) административное выдворение за пределы РФ не может применяться к военнослужащим (проходящим службу в российской армии) — иностранным гражданам. Не применяется данное наказание и к военнослужащим иностранных государств при совершении административных правонарушений на территории РФ — они привлекаются к иным мерам наказания.

Административное выдворение как вид наказания

Согласно ч. 1 ст. 3.10 КоАП РФ административное выдворение за пределы РФ иностранных граждан или лиц без гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу РФ за пределы РФ, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, — в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из РФ.

Статьей 3.2 КоАП РФ (п. 7 ч. 1) административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства отнесено к числу административных наказаний. То есть основанием применения данного вида наказания является совершение правонарушения. Административное выдворение предусмотрено в санкциях следующих статей КоАП РФ: 6.8, 6.9, 6.13, 6.16.1, 6.21, 18.1, 18.2, 18.4, 18.8, 18.10, 18.11, 18.17, 19.27, 20.20, 20.25, 20.31.

Административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства может устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания (ч. 2 ст. 3.3 КоАП РФ).

В ч. 2 ст. 3.10 КоАП РФ говорится, что административное выдворение за пределы РФ как мера административного наказания устанавливается в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства и назначается судьей, а в случае совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения при въезде в РФ — соответствующими должностными лицами (должностными лицами пограничных органов — ст. 23.10 КоАП РФ).

При этом административное выдворение за пределы РФ не может применяться к военнослужащим — иностранным гражданам (ч. 3 ст. 3.10 КоАП РФ).

Исходя из ч. ч. 1 и 4 ст. 3.10 КоАП РФ административное выдворение осуществляется в двух формах: принудительное выдворение за пределы РФ и контролируемый самостоятельный выезд из РФ.

В п. 23.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъясняется, что при назначении административного наказания в виде административного выдворения иностранных граждан или лиц без гражданства за пределы территории РФ надлежит учитывать, что согласно ч. 4 ст. 3.10 КоАП РФ административное наказание в виде административного выдворения может быть назначено в форме принудительного выдворения за пределы территории РФ или контролируемого самостоятельного выезда из РФ. При этом указание на форму административного выдворения в постановлении по делу об административном правонарушении является обязательным.

По смыслу ч. 5 ст. 3.10 КоАП РФ при назначении иностранному гражданину или лицу без гражданства административного наказания в виде принудительного выдворения за пределы РФ судья вправе применить к таким лицам содержание в специальном учреждении, предусмотренном Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Как сказано в ч. 1 ст. 27.19 КоАП РФ, помещение в специальные учреждения иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих принудительному выдворению за пределы РФ, заключается в их препровождении в специальные учреждения, предусмотренные Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», либо в специально отведенные для этого помещения пограничных органов и во временном содержании их в таких специальных учреждениях до принудительного выдворения за пределы РФ.

Статьей 109.1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлен порядок исполнения содержащегося в исполнительном документе требования об административном выдворении за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства.

Исполнение заключается в приобретении проездного документа для данных лиц, препровождении до пункта пропуска через Государственную границу РФ и их официальной передаче пограничным органам.

Постановление судьи передается судебному приставу-исполнителю одновременно с имеющимися документами для принудительного выдворения (другие необходимые документы запрашиваются после возбуждения исполнительного производства у федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел).

Судебный пристав-исполнитель выносит постановление об окончании исполнительного производства после поступления к нему из пограничных органов акта о пересечении иностранным гражданином или лицом без гражданства Государственной границы РФ. Копия этого постановления направляется в суд, выдавший исполнительный документ, федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел и федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, не позднее дня, следующего за днем его вынесения.

Читайте так же:  Два наказания за одно административное нарушение

Правовой отдел МВД по Кабардино-Балкарской Республике

Глава 3. Административное наказание (ст.ст. 3.1 — 3.14)

Глава 3. Административное наказание

ГАРАНТ:

См. схему «Административное наказание»

>
Цели административного наказания
Содержание
Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ)
Видео (кликните для воспроизведения).

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Статья 3.10 КоАП РФ. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства

Новая редакция Ст. 3.10 КоАП РФ

1. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации (далее — принудительное выдворение за пределы Российской Федерации), а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, — в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации.

2. Административное выдворение за пределы Российской Федерации как мера административного наказания устанавливается в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства и назначается судьей, а в случае совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения при въезде в Российскую Федерацию — соответствующими должностными лицами.

3. Административное выдворение за пределы Российской Федерации не может применяться к военнослужащим — иностранным гражданам.

4. При назначении административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства судья принимает решение о его принудительном выдворении за пределы Российской Федерации или контролируемом самостоятельном выезде из Российской Федерации.

5. В целях исполнения назначенного иностранному гражданину или лицу без гражданства административного наказания в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации судья вправе применить к таким лицам содержание в специальном учреждении, предусмотренном Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

6. Административное наказание в виде контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации может быть назначено иностранному гражданину или лицу без гражданства в случае осуществления административного выдворения за пределы Российской Федерации за счет средств таких иностранного гражданина или лица без гражданства либо за счет средств пригласившего их органа, дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства, гражданином которого является выдворяемый иностранный гражданин, международной организации либо ее представительства, физического или юридического лица, указанных в статье 16 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Другой комментарий к Ст. 3.10 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

Административное выдворение характеризуется следующими чертами:

оно может быть установлено только федеральными законодательными актами в качестве как основного, так и дополнительного наказания;

оно устанавливается с целью предупреждения и пресечения действий иностранных граждан и лиц без гражданства, противоречащих интересам обеспечения государственной безопасности, охраны общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения, защиты прав и законных интересов российских граждан и других лиц. Особенной частью КоАП РФ административное выдворение предусматривается за нарушение режима Государственной границы РФ (ч.2 ст.18.1); нарушение режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ (ч.2 ст.18.4); нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания в Российской Федерации (ст.18.8); нарушение правил привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы (ч.2 ст.18.10); нарушение иммиграционных правил (ст.18.11);

данная мера административного наказания устанавливается в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства и назначается судьей, а в случае совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения при въезде в Российскую Федерацию — соответствующими должностными лицами;

административное выдворение как вид административной ответственности может применяться к иностранным гражданам и лицам без гражданства, находящимся только на законном основании на территории России. К лицам, не имеющим статуса лиц, законно проживающих или пребывающих на территории РФ, и пересекших Государственную границу РФ с территории иностранного государства без установленных для въезда в Российскую Федерацию документов, применяется административное выдворение как мера пресечения;

иностранным гражданам и лицам без гражданства, к которым применено административное выдворение, въезд в Российскую Федерацию не разрешается в течение одного года со дня административного выдворения в принудительном порядке.

Статья 3.10. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства

Статья 3.10. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 3.10 КоАП РФ

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 410-ФЗ в часть 1 статьи 3.10 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2012 г.

1. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации (далее — принудительное выдворение за пределы Российской Федерации), а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, — в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации.

2. Административное выдворение за пределы Российской Федерации как мера административного наказания устанавливается в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства и назначается судьей, а в случае совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения при въезде в Российскую Федерацию — соответствующими должностными лицами.

ГАРАНТ:

О порядке административного выдворения иностранного гражданина за пределы Российской Федерации см. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ

См. Инструкцию об организации деятельности пограничных органов по административному выдворению за пределы РФ иностранных граждан или лиц без гражданства, утвержденную приказом ФСБ РФ от 23 декабря 2008 г. N 631

3. Административное выдворение за пределы Российской Федерации не может применяться к военнослужащим — иностранным гражданам.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 410-ФЗ статья 3.10 настоящего Кодекса дополнена частью 4, вступающей в силу с 1 января 2012 г.

4. При назначении административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства судья принимает решение о его принудительном выдворении за пределы Российской Федерации или контролируемом самостоятельном выезде из Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 232-ФЗ в часть 5 статьи 3.10 настоящего Кодекса внесены изменения

Читайте так же:  Ответственность директора за неисполнение решения суда

5. В целях исполнения назначенного иностранному гражданину или лицу без гражданства административного наказания в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации судья вправе применить к таким лицам содержание в специальном учреждении, предусмотренном Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 410-ФЗ статья 3.10 настоящего Кодекса дополнена частью 6, вступающей в силу с 1 января 2012 г.

6. Административное наказание в виде контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации может быть назначено иностранному гражданину или лицу без гражданства в случае осуществления административного выдворения за пределы Российской Федерации за счет средств таких иностранного гражданина или лица без гражданства либо за счет средств пригласившего их органа, дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства, гражданином которого является выдворяемый иностранный гражданин, международной организации либо ее представительства, физического или юридического лица, указанных в статье 16 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Депортация и выдворение

Депортацией считается принудительный выезд иностранца из России в другое государство. Такой инструмент используют, когда иностранный гость утрачивает законное право на проживание в РФ. Мигрантов заставляют добровольно или принудительно под конвоем покинуть пределы страны. Депортация не считается наказанием за преступление, это, скорее, государственный метод воздействия на человека. Чтобы депортировать иностранца достаточно выполнения только одного условия: отсутствуют легальные основания для проживания в России.

Выдворение — это как раз вид наказания на нарушение российских законов, при этом не всегда проступки касаются только миграционного права. Такая процедура применяется, если, к примеру, иностранец пересек границу по поддельным документам, нарушил таможенные правила или совершил в России преступление, за которое полагается административное наказание.

В чем отличия депортации от выдворения?

Основные отличия юридического плана:

Депортация иностранных граждан из России — инструмент государственного воздействия, выдворение — вид наказания.

Выдворение происходит на основании судебного решения, которому предшествует рассмотрение дела об административном правонарушении. Решение о депортации принимает руководитель ГУВМ МВД, для вынесения которого достаточно только одного основания — у иностранца нет права находиться в России.

Решение о депортации исполняется в течение 5 дней, постановление о выдворении — с момента вступления его в законную силу.

Обжалование в суде возможно в разные сроки. Для решения о депортации дается 3 месяца с момента, когда мигранту стало о нем известно, для выдворения — в течение 10 дней с даты получения.

Депортация и основания для высылки

Депортация из России — принудительная высылка мигранта за пределы страны из-за потери иностранцев или лица без гражданства (апатрида) легальных оснований для проживания в РФ. Причинами такого перемещения иностранного гражданина зачастую становятся нарушения миграционного плана:

  • Несвоевременный выезд из страны после окончания срока действия визы или периода безвизового проживания;
  • Аннулирование ВНЖ, РВП, патента, разрешения на работу, которые подтверждали законность нахождения в РФ;
  • Сокращение времени проживания в стране по ряду причин;
  • Отказ в признании иностранца беженцем, утрата или лишение такого статуса;
  • Незаконный въезд в страну (по поддельным документам);
  • Нежелательное нахождение иностранного гостя в России.

Порядок депортации

Решение о депортации принимает ответственное лицо УВМ УМВД, о чем иностранца лично информируют и берут с него письменное обязательство покинуть Россию. Если добровольного исполнения решения не происходит, мигранта помещают в специализированный центр и его депортация происходит уже в принудительном порядке после судебного решения. Но это крайняя мера и к ней прибегают только, если иностранец никак не реагирует на предписание выехать из РФ.

Последствия депортации

Сама по себе депортация не влечет за собой серьезных юридических последствий. Исключением может стать категорический отказ мигранта покинуть пределы страны. Тогда его отправка происходит после судебного решения уже в принудительном порядке, когда сотрудники УВМ УМВД под конвоем сопровождают иностранца до транспортного средства заграничного следования.

Если же мигрант добровольно покидает Россию, то в дальнейшем он может вернуться, подготовив визу, соответствующую его целям визита. Еще проще, если визового режима как такого между странами нет. Но здесь стоит иметь в виду, что повторное нарушение миграционного законодательства приведет к более серьезным ограничениям и в дальнейшем такой иностранец лишится возможности попасть в РФ.

Оспаривание решения о депортации

Решение о депортации может быть обжаловано иностранцем в течение 3 месяцев с момента, когда ему стало об этом известно. Если дело дошло до суда и вынесено судебное решение о принудительной высылке иностранца из РФ, на обжалование отводится 10 дней.

Для оспаривания иностранец обращается в суд по месту проживания. По письменной просьбе исполнение решения о депортации может быть отложено на время судебного разбирательства. Если суд встанет на сторону истца, то решение о депортации удастся отменить. Допускается обжалование и без обращения в суд путем подачи заявления руководителю УВМ УМВД.

Отменить депортацию можно, если у мигранта есть весомые основания, чтобы остаться в России:

  • Заключен брак с гражданином РФ, есть ребенок или родственники — граждане России;
  • Мигрант трудится в России на легальных основаниях, есть патент или разрешение на работу, подписан трудовой договор;
  • Иностранец является студентом российского вуза или другого образовательного учреждения;
  • Иностранный гость проходит курс лечения в РФ;
  • На момент депортации у мигранта были разрешительные документы (ВНЖ или РВП).

Кого нельзя депортировать?

  • Под депортацию не попадают консульские и дипломатические сотрудники.
  • Нельзя депортировать беженцев и иностранцев, только обратившихся за получением статуса беженца, временным или политическим убежищем.
  • Запрещено депортировать людей, которые утратили статус беженца, но не могут вернуться на родину по независящим от них причинам: в их стране голод, эпидемия, идут военные действия, при возвращении грозит опасность жизни и здоровью из-за религиозных, расовых или политических преследований.

Выдворение и основания для выезда

Выдворение иностранных граждан за пределы РФ происходит в результате нарушения российского законодательства:

  1. Трудоустройство без патента или разрешения на работу;
  2. Несвоевременная постановка на регистрационный учет;
  3. Нарушение правил пересечения границы, транзитного проезда или пребывания в РФ;
  4. Несоответствие заявленной и фактической цели визита в страну;
  5. Отсутствие документов, подтверждающих право на проживание в РФ;
  6. Потеря документации о праве на проживание в РФ и несвоевременное ее восстановление;
  7. Уклонение от выезда из РФ после окончания допустимого срока проживания в стране;
  8. Совершение административного нарушения.

Выдворение происходит на основании постановления судьи или ответственного лица пограничной службы.

Процедура выдворения

Выдворение бывает двух видов:

  1. Добровольный контролируемый выезд. Осуществляется мигрантом самостоятельно, но под контролем УВМ УМВД. При уклонении на иностранца накладываются штрафные санкции и выдворение происходит уже в принудительном порядке;
  2. Принудительный контролируемый выезд. Чаще всего назначается рецидивистам — лицам, совершившим правонарушение второй раз за один год. До исполнения решения о выдворении иностранец находит в специальном центре.
Читайте так же:  Какие цели преследует административное наказание

Выбор того или иного вида зависит от серьезности нарушения, личности мигранта и определяется судьей.

Оспаривание выдворения

Обжаловать постановление о выдворении можно в судебном или административном порядке. Для судебного рассмотрения вопроса в течение 10 дней после получения постановления мигрант должен подать жалобу в суд. Отменить уже принятое решение получится, если удастся доказать, что выдворение из страны нарушает права иностранца и является вмешательством в его личную жизнь. В качестве доводов приводят факт наличия детей, супруга, которые являются гражданами России, постоянной работы и стабильного заработка.

Если постановление о выдворении принималось на границе ответственным лицом погранслужбы, то обжалование происходит путем подачи жалобы непосредственно руководителю этого ведомства.

Последствия выдворения

Административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина, как уже отмечалось, является специальным видом наказания. Помимо высылки из страны к иностранцу применяются и ограничительные меры. Это запрет на последующее посещение России на протяжении 5 лет — жесткая и безальтернативная санкция, ее нельзя заменить штрафом и не так просто оспорить или отменить. Но такая строгость со стороны государства продиктована недопустимостью игнорирования российского законодательства иностранными гостями. Выдворение, таким образом, решает задачи профилактики последующих возможных преступлений со стороны мигранта.

Если постановление о выдворении выносится во второй раз, то въезд в Россию закрывают уже на 10 лет. Одновременно с выдворением аннулируются и все разрешительные документы: ВНЖ, патент, разрешение на работу и так далее.

Естественно, что на протяжение этих 5-10 лет иностранец не сможет получить визу, разрешение на временное проживание, обратиться с заявлением о вступлении в гражданство. Дополнительные штрафные санкции при выдворении не применяются.

Оплата депортации и выдворения

Высылка из России осуществляется за счет:

  • Самого мигранта;
  • Приглашающей стороны, которая взяла на себя ответственность за иностранца;
  • Посольства страны, из которой прибыл мигрант;
  • Различных общественных организаций;
  • Бюджетных средств РФ.

Запрет на въезд

Обычно запрет устанавливается ограничениями ГУВМ МВД, но и ряду других государственных ведомств также предоставлено такое право. Это Роспотребнадзор, Министерство юстиции, МВД, СВР России, ФСБ, Служба по финансовому мониторингу.

Есть два вида ограничения:

  • Запрет на въезд РФ;
  • Постановление о нежелательном пребывании иностранца в РФ.

Причины, которые привели в запрету, могут быть различными, но обычно они связаны с нарушением российского законодательства:

  • Неоднократное уклонение от оплаты налогов;
  • Два или больше проступков в год (штрафы из-за нарушений правил дорожного движения сюда тоже относятся);
  • Предоставление подложных документов при въезде;
  • Превышение сроков проживания в РФ;
  • Непогашенная судимость в РФ и другой стране;
  • Вынесено постановление о выдворении (въезд ограничен на 5 лет).
  • Бывает, что ограничения накладываются по соображениям безопасности и в целях обороны страны.

Проверка запрета на въезд

Узнать о наличии запрета на въезд конкретного иностранца можно на официальном сайте МВД. Для формирования запроса нужно ввести в соответствующие графы ФИО, пол, дату рождения, гражданство и данные паспорта. Проверка проходит по списку нежелательных в России мигрантов, которым запрещен въезд в Россию. Материал носит ознакомительный характер и требует уточнения и проверки. Ответ на запрос приходит достаточно оперативно.

  • Запрет на въезд в РФ не установлен;
  • Есть ограничение на въезд (указываются сроки — 3, 5 или 10 лет).

Проверить свой статус на сайте лучше заранее, еще до визита в Россию, это позволит избежать неприятной ситуации на границе.

Сроки запрета на въезд

Ограничения на 3 года ждут иностранца, если он:

  1. Незаконно находился в стране свыше 120 дней и больше;
  2. Минимум два раза привлекался в административной ответственности.
  3. Запрет на 5 лет возможен при следующих обстоятельствах:
  4. Неоднократное нарушение миграционного режима на протяжении года;
  5. Ведение незаконной трудовой деятельности (работа без разрешения или патента)
  6. Привлечение к административной ответственности два и более раза (штрафы по линии ГИБДД тоже считаются);
  7. Злостное нарушение миграционных правил.

Депортация или выдворение во второй раз ограничат въезд в РФ на 10 лет.

Снятие ограничения на въезд

Есть два варианта въехать в Россию: законный и не совсем. Первый подразумевает отмену запрета в правовом поле. Вторым часто пользуются нелегальные мигранты. Речь идет об отмене запрета на въезд в установленном законом порядке и получении нового паспорта иностранцем, которому ограничили возможность побывать в России на протяжении ближайших 5-10 лет.

Отмена судебного решения

Не всегда мигрантам удается снять наложенные ограничения до окончания их срока действия. Это невозможно сделать, если вступило в силу постановление о выдворении и оно не было своевременно обжаловано (или апелляция не изменила судебного решения). Но попытаться имеет смысл. Для этого нужно подготовить заявление и направить его в суд. Мотивировать просьбу о снятии запрета нужно существенными доводами. Суд может встать на сторону истца и снять запрет. Тогда вступившее в законную силу решение нужно передать в миграционную службу и можно въезжать в Россию.

Уловки мигрантов

Некоторые мигранты пользуются ухищрениями, чтобы снова попасть в Россию. Возвращаясь на родину, иностранец получает паспорт на новое имя и оформляет визу в РФ уже под другой фамилией. Для миграционной службы такой человек — это совсем другой мигрант, который не числится в ее базе как нарушитель, не занесен в черный список, его данных нет среди лиц, которым закрыт проезд в Россию. Если при пересечении российской границы ранее выдворенный иностранец использует измененные данные, то при установлении такого факта сотрудниками пограничной службы, этих граждан не пропустят в Россию и ограничат въезд уже и по новой фамилии. А если при пересечении границы мигрант использует фиктивные документы, то ему не только закроют въезд на 5-10 лет, но и могут привлечь к уголовной ответственности.

Как избежать депортации и выдворения?

Видео (кликните для воспроизведения).

Избежать депортации и выдворения можно при ответственном отношении к документам, подтверждающим легальность проживания в России. Своевременно продлевать визы, соблюдать сроки безвизового въезда, вовремя пролонгировать вид на жительство. И не забывать, что неоднократное и злостное нарушение российского законодательства приведет к выдворению и запрету на въезд в РФ в будущем.

Источники

Административный штраф административное выдворение
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here