Апк рф привлечение к административной ответственности

Предлагаем ознакомится с материалом в статье: "Апк рф привлечение к административной ответственности". Здесь собрана и обработана информация из авторитетных источников. Если вы все же не найдете ответ на свой вопрос, дочитайте статью до конца, если же и после этого не получите ответ, то обратитесь к дежурному консультанту.

Содержание

Статья 202 АПК РФ. Порядок рассмотрения дел о привлечении к административной ответственности

Полный текст ст. 202 АПК РФ с комментариями. Новая действующая редакция с дополнениями на 2020 год. Консультации юристов по статье 202 АПК РФ.

1. Дела о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности, отнесенные федеральным законом к подведомственности арбитражных судов, рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе и федеральном законе об административных правонарушениях.

2. Производство по делам о привлечении к административной ответственности возбуждается на основании заявлений органов и должностных лиц, уполномоченных в соответствии с федеральным законом составлять протоколы об административных правонарушениях (далее в параграфе 1 главы 25 настоящего Кодекса — административные органы) и обратившихся с требованием о привлечении к административной ответственности указанных в части 1 настоящей статьи лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.

Консультации и комментарии юристов по ст 202 АПК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 202 АПК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Статья 204 АПК РФ. Требования к заявлению о привлечении к административной ответственности

Полный текст ст. 204 АПК РФ с комментариями. Новая действующая редакция с дополнениями на 2020 год. Консультации юристов по статье 204 АПК РФ.

1. Заявление о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, должно соответствовать требованиям, предусмотренным частью 1, пунктами 1, 2 и 10 части 2, частью 3 статьи 125 настоящего Кодекса.

В заявлении должны быть также указаны:
1) дата и место совершения действий, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении;
2) должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол об административном правонарушении;
3) сведения о лице, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении;
4) нормы закона, предусматривающего административную ответственность за действия, послужившие основанием для составления протокола об административном правонарушении;
5) требование заявителя о привлечении к административной ответственности.

2. К заявлению прилагаются протокол об административном правонарушении и прилагаемые к протоколу документы, а также уведомление о вручении или иной документ, подтверждающие направление копии заявления лицу, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении.

Консультации и комментарии юристов по ст 204 АПК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 204 АПК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Статья 211 АПК РФ. Решение арбитражного суда по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности

Полный текст ст. 211 АПК РФ с комментариями. Новая действующая редакция с дополнениями на 2020 год. Консультации юристов по статье 211 АПК РФ.

1. Решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности принимается арбитражным судом по правилам, установленным в главе 20 настоящего Кодекса.

2. В случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

3. В случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

4. В резолютивной части решения по делу об оспаривании решения административного органа должны содержаться:
1) название, номер, дата и место принятия, другие необходимые сведения об оспариваемом решении;
2) наименование лица, привлеченного к административной ответственности, его место нахождения или место жительства, сведения о его государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;
3) указание на признание решения незаконным и его отмену полностью или в части, либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части, либо на меру ответственности, если она изменена судом.

5. Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

5.1. Решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если за совершение административного правонарушения законом установлено административное наказание только в виде предупреждения и (или) в виде административного штрафа и размер назначенного административного штрафа не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 настоящего Кодекса.

Читайте так же:  Срок рассмотрения жалобы об административном правонарушении

В других случаях решения по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обжалуются в порядке, установленном статьей 181 настоящего Кодекса.

Вступившие в законную силу решения арбитражного суда по делу об оспаривании решений административного органа о привлечении к административной ответственности, а также вынесенные арбитражными судами решения по результатам рассмотрения ими в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, жалоб и протестов могут быть пересмотрены Верховным Судом Российской Федерации в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

5.2. Исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта .

6. Копия решения направляется арбитражным судом в трехдневный срок со дня его принятия лицам, участвующим в деле. Арбитражный суд может направить копию решения также в вышестоящий в порядке подчиненности административный орган.

Консультации и комментарии юристов по ст 211 АПК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 211 АПК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Статья 202. Порядок рассмотрения дел о привлечении к административной ответственности

СТ 202 АПК РФ

1. Дела о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности, отнесенные федеральным законом к подведомственности арбитражных судов, рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе и федеральном законе об административных правонарушениях.

2. Производство по делам о привлечении к административной ответственности возбуждается на основании заявлений органов и должностных лиц, уполномоченных в соответствии с федеральным законом составлять протоколы об административных правонарушениях (далее в параграфе 1 главы 25 настоящего Кодекса — административные органы) и обратившихся с требованием о привлечении к административной ответственности указанных в части 1 настоящей статьи лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.

Комментарий к Ст. 202 Арбитражного процессуального кодекса РФ

1. Согласно ч. 1 ст. 202 Кодекса порядок рассмотрения дел о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности определяется исходя из общих правил искового производства с особенностями, установленными в гл. 25 Кодекса и в Федеральном законе об административных правонарушениях.

Федеральным законом, устанавливающим такие особенности, является Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП), который следует рассматривать в качестве специального закона по отношению к АПК РФ, в том числе к положениям гл. 22 и 25 АПК РФ.

Однако при этом необходимо иметь в виду, что КоАП не устанавливает специальных правил административного судопроизводства, тогда как согласно ст. 29 АПК РФ дела об административных правонарушениях, отнесенные к подведомственности арбитражных судов, должны рассматриваться в порядке административного судопроизводства.

Учитывая это, а также исходя из положений п. 2 ст. 2 ФКЗ «Об арбитражных судах. » о том, что порядок судопроизводства в арбитражных судах определяется Конституцией РФ, ФКЗ «Об арбитражных судах. «, АПК РФ и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами, следует признать, что при рассмотрении арбитражными судами дел о привлечении к административной ответственности должны применяться правила судопроизводства, установленные АПК РФ.

Вместе с тем положения КоАП, касающиеся назначения административного наказания (гл. 4), в том числе давности привлечения к административной ответственности (ст. 4.5), исполнения решений по делам об административных правонарушениях (раздел V) и другие положения, которые не определяют порядка судопроизводства, должны применяться арбитражными судами, рассматривающими подведомственные им дела об административных правонарушениях.

2. В ч. 2 ст. 202 АПК РФ устанавливается порядок возбуждения в арбитражном суде производства по делам о привлечении к административной ответственности.

Согласно указанной норме основанием для возбуждения производства по делу является в данном случае заявление органа или должностного лица, уполномоченных в соответствии с КоАП составлять протоколы об административных правонарушениях. Круг таких лиц определен в ст. 28.3 КоАП.

Для целей § 1 гл. 25 АПК РФ органы и лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях, именуются административными органами.

Таким образом, не сам протокол об административном правонарушении, составленный в соответствии со ст. 28.2 КоАП лицами, указанными в ст. 28.3. КоАП, а заявление этих лиц, поданное в арбитражный суд, с требованием о привлечении к административной ответственности является основанием для возбуждения производства по делу о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.

При этом надо иметь в виду, что с таким заявлением административные органы могут обратиться в арбитражный суд лишь в случаях, если речь идет о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, совершивших административные правонарушения, предусмотренные ст. 6.14, 7.24, 14.1, 14.10 — 14.14, ч. 1 и 2 ст. 14.16, ч. 1, 3 и 4 ст. 14.17, ст. 14.18, 14.21 — 14.23, 15.10, ч. 1 и 2 ст. 19.19 КоАП. Это те составы административных правонарушений, рассмотрение дел о которых отнесено ст. 23.1 КоАП к подведомственности арбитражных судов.

Статья 203. «Арбитражный процессуальный кодекс РФ» от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 02.12.2019)

Судебная практика по статье 203 АПК РФ

Отказывая обществу в удовлетворении его ходатайства о передаче дела по подсудности в Арбитражный суд города Москвы, суд первой инстанции, применив положения статьи 203 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и учитывая разъяснения, изложенные в пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», не усмотрел в данном случае нарушений прав общества на рассмотрение дела надлежащим судом и нарушений правил подсудности при принятии заявления административного органа к производству Арбитражного суда Ставропольского края по месту совершения административного правонарушения.

Вместе с тем, указанные доводы противоречат положениям статьи 203 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и не свидетельствуют о существенных нарушениях судами норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не могут быть признаны достаточным основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке. Кроме того, как установлено судами, и не опровергнуто предприятием, доказательств, свидетельствующих о совершении правонарушения на территории Омской области, в материалы дела не представлено. Административный орган не нарушал пределов территориальной компетенции и протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом.

Читайте так же:  Нецелевое использование денежных средств капитального ремонта

Вместе с тем, указанные доводы противоречат положениям статьи 203 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изложенные в кассационной жалобе доводы предприятия не свидетельствуют о существенных нарушениях судами норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не могут быть признаны достаточным основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.

Дело о привлечении предприятия к административной ответственности рассмотрено арбитражным судом в соответствии со статьей 203 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по месту нахождения лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении. Если административное правонарушение совершено вне места нахождения юридического лица, в том числе связано с деятельностью филиала (представительства), расположенного вне места нахождения юридического лица, выбор между арбитражными судами, которым подсудно дело по заявлению о привлечении к административной ответственности, принадлежит административному органу (пункт 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях»).

Дело о привлечении предприятия к административной ответственности рассмотрено арбитражным судом в соответствии со статьей 203 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по месту нахождения лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении. Если административное правонарушение совершено вне места нахождения юридического лица, в том числе связано с деятельностью филиала (представительства), расположенного вне места нахождения юридического лица, выбор между арбитражными судами, которым подсудно дело по заявлению о привлечении к административной ответственности, принадлежит административному органу (пункт 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях»).

Дело о привлечении арбитражного управляющего к административной ответственности рассмотрено арбитражным судом в соответствии со статьей 203 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и разъяснениями пункта 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях».

Применив положения статьи 203 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и учитывая разъяснения, изложенные в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», суд округа не усмотрел в данном случае нарушений прав арбитражного управляющего на рассмотрение дела надлежащим судом и нарушений правил подсудности при принятии заявления административного органа к производству Арбитражного суда Курганской области по месту совершения административного правонарушения.

Дело о привлечении предприятия к административной ответственности рассмотрено арбитражным судом в соответствии со статьей 203 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по месту нахождения лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении.
Судами также установлено, что процедура и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены, оснований для освобождения предприятия от ответственности в связи с малозначительностью правонарушения не имеется. Административное наказание в виде штрафа назначено в минимальном размере санкции нормы.

Ссылка на нарушение правил подсудности при принятии заявления о привлечении к ответственности подлежит отклонению исходя из статьи 203 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой установлена альтернативная подсудность дел о привлечении к административной ответственности в случае, если место нахождения или место жительства лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, и место совершения административного правонарушения не совпадают.

Вопреки доводам жалобы при решении вопроса о подсудности дел об административных правонарушениях арбитражным судам необходимо руководствоваться положениями статьи 203 и части 1 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а не Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности подается в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства заявителя либо по месту нахождения административного органа.

Вопреки доводам жалобы при решении вопроса о подсудности дел об административных правонарушениях арбитражным судам необходимо руководствоваться положениями статьи 203 и части 1 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а не Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности подается в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства заявителя либо по месту нахождения административного органа.

Статья 206. Решение арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности

СТ 206 АПК РФ

1. Решение по делу о привлечении к административной ответственности принимается арбитражным судом по правилам, установленным в главе 20 настоящего Кодекса.

2. По результатам рассмотрения заявления о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение о привлечении к административной ответственности или об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.

3. В резолютивной части решения о привлечении к административной ответственности должны содержаться:

1) наименование лица, привлеченного к административной ответственности, его место нахождения или место жительства, сведения о его государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;

2) нормы закона, на основании которых данное лицо привлекается к административной ответственности;

3) вид административного наказания и санкции, возложенные на лицо, привлеченное к административной ответственности.

4. Решение по делу о привлечении к административной ответственности вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

4.1. Решение по делу о привлечении к административной ответственности, если за совершение административного правонарушения законом установлено административное наказание только в виде предупреждения и (или) в виде административного штрафа и размер назначенного административного штрафа не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для физических лиц пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 настоящего Кодекса.

В других случаях решения по делам о привлечении к административной ответственности обжалуются в порядке, установленном статьей 181 настоящего Кодекса.

Читайте так же:  Загрязнение окружающей среды в японии

Абзац третий утратил силу.

4.2. Исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.

5. Копия решения арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности направляется арбитражным судом в трехдневный срок со дня его принятия лицам, участвующим в деле. Арбитражный суд может направить копию решения также в вышестоящий в порядке подчиненности административный орган.

Статья 203 АПК РФ . Подача заявления о привлечении к административной ответственности

Видео (кликните для воспроизведения).

Статья 203. Подача заявления о привлечении к административной ответственности

Заявление о привлечении к административной ответственности подается в арбитражный суд по адресу или месту жительства лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении. В случае, если лицо, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, привлекается за административное правонарушение, совершенное вне места его нахождения или места его жительства, указанное заявление может быть подано в арбитражный суд по месту совершения административного правонарушения.

Комментарии к ст. 203 АПК РФ

По общему правилу заявление о привлечении виновного юридического либо физического лица к административной ответственности направляется в арбитражный суд по месту нахождения (жительства) лица, привлекаемого к административной ответственности.

Это иной порядок, установленный арбитражным процессуальным законом, в сравнении с подсудностью дел, указанной в КоАПе:

  • по общему правилу административные дела там предписывается рассматривать по месту совершения административного правонарушения (лишь при наличии ходатайства от лица, привлекаемого к административной ответственности, дело может быть рассмотрено по месту его жительства), а при проведении административного расследования — по месту нахождения органа, осуществлявшего данный вид расследования (ст. 29.5 КоАП).

Законодатель допускает возможность направления заявления в арбитражный суд и по месту совершения административного правонарушения, если оно имело место на территории другого субъекта Российской Федерации, то есть вне места нахождения (жительства) заявленного виновного лица.

Последнее правило обусловлено двумя обстоятельствами. Во-первых, по месту совершения правонарушения находятся доказательства. У арбитражного суда может возникнуть необходимость в осмотре места совершенного правонарушения. Во-вторых, представителю административного органа необходимо явиться в судебное заседание для дачи объяснений, и для него территориальная удаленность арбитражного суда имеет существенное значение.

В исковом производстве дело рассматривается арбитражным судом по месту нахождения виновного лица. В этом находит проявление некоторая процессуальная льгота. Законодатель сохранил предоставленную льготу уже потому, что процессуальные сроки для привлечения виновного лица к административной ответственности являются чрезвычайно короткими.

Если у Вас остались вопросы, то обратитесь за консультацией к нашим юристам.

Для того, чтобы понять как действовать в вашем случае, пожалуйста заполните форму обратной связи. Кратко опишите Вашу ситуацию укажите Ваше Имя город и номер телефона отправьте заявку и получите консультацию нашего юриста в течении 10 минут.

Статья 203. Подача заявления о привлечении к административной ответственности

Заявление о привлечении к административной ответственности подается в арбитражный суд по адресу или месту жительства лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении. В случае, если лицо, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, привлекается за административное правонарушение, совершенное вне места его нахождения или места его жительства, указанное заявление может быть подано в арбитражный суд по месту совершения административного правонарушения.

Статья 202 АПК РФ . Порядок рассмотрения дел о привлечении к административной ответственности

Статья 202. Порядок рассмотрения дел о привлечении к административной ответственности

1. Дела о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности, отнесенные федеральным законом к компетенции арбитражных судов, рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе и федеральном законе об административных правонарушениях.

2. Производство по делам о привлечении к административной ответственности возбуждается на основании заявлений органов и должностных лиц, уполномоченных в соответствии с федеральным законом составлять протоколы об административных правонарушениях (далее в параграфе 1 главы 25 настоящего Кодекса — административные органы) и обратившихся с требованием о привлечении к административной ответственности указанных в части 1 настоящей статьи лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.

Комментарий к статье 203 АПК РФ

1. Комментируемая статья содержит правило о территориальной подсудности, которое защищает интересы нарушителя. Как отмечено в п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 2 июня 2004 г. N 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», при решении вопроса о подсудности дел об административных правонарушениях судам необходимо руководствоваться положениями ч. 2 ст. 189, ст. 203 и ч. 1 ст. 208 АПК РФ. Указанные положения применяются и в тех случаях, когда правонарушение совершено привлекаемым к ответственности лицом вне места его нахождения либо места жительства.

При подаче заявления в арбитражный суд по месту совершения правонарушения или по месту нахождения органа, проводившего административное расследование, суд на основании п. 1 ч. 1 ст. 129 АПК РФ выносит определение о возвращении заявления.

Согласно п. 2 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, которая осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия такового — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности (см. также комментарий к ст. 35 АПК РФ). Согласно ст. 29.5 КоАП в случае совершения административного правонарушения обособленным подразделением юридического лица заявление о привлечении к административной ответственности подается по месту нахождения этого обособленного подразделения.

Место жительства гражданина определяется местом его постоянного или преимущественного проживания в соответствии со ст. 20 ГК РФ, на что указывает место его регистрации (ст. 3 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»).

2. Пунктом 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 2 июня 2004 г. N 10 разъяснены особенности определения подсудности дел об административных правонарушениях, совершенных юридическим лицом и связанных с деятельностью его филиалов или представительств.

С учетом положений ч. 1 ст. 202 АПК РФ дела о привлечении к административной ответственности юридического лица в связи с нарушением, связанным с деятельностью его филиала (представительства), расположенного вне места нахождения юридического лица, на основании ст. 29.5 КоАП подлежат рассмотрению по месту совершения соответствующего нарушения или по месту нахождения органа, проводившего административное расследование.

Учитывая положения ч. 1 ст. 207 АПК РФ и ч. 3 ст. 30.1 КоАП, дела об оспаривании решений административных органов о привлечении юридического лица к административной ответственности в связи с нарушениями, связанными с деятельностью его филиала (представительства), расположенного вне места нахождения юридического лица, на основании ст. 35 АПК РФ рассматривают по месту нахождения соответствующего административного органа.

Читайте так же:  Кбк административного штрафа по решению суда

При этом при рассмотрении таких дел извещения о времени и месте судебного заседания суду необходимо направить не только по месту нахождения самого юридического лица, но и по месту нахождения соответствующего филиала (представительства).

Статья 202. «Арбитражный процессуальный кодекс РФ» от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 02.12.2019)

Комментарий к статье 202 АПК РФ

1. Комментируемая статья устанавливает особенности правового регулирования рассмотрения дел о привлечении к административной ответственности и субъектный состав рассматриваемых правоотношений (лиц, привлекаемых арбитражным судом к административной ответственности, а также лиц, которые вправе обращаться в суд с требованиями о привлечении лиц к административной ответственности). Под федеральным законом об административных правонарушениях понимается КоАП. Важное значение для разъяснения отдельных норм действующего в этой сфере процессуального законодательства имеют Постановления Пленума ВАС РФ от 27 января 2003 г. N 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», от 2 июня 2004 г. N 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» .

2. К особенностям, установленным КоАП в рассматриваемой сфере, относятся:

— определение подведомственности дел арбитражным судам;

— виды наказаний, которые применяются исключительно судом (возмездное изъятие, конфискация и др.);

— срок давности привлечения к административной ответственности;

— отдельные принципы производства по делам об административных правонарушениях (например, принцип гласности);

— состав участников производства по делам об административных правонарушениях;

— специфика доказательств и доказывания по данной категории дел и др.

Данные нормы объединены в основном в разд. IV КоАП «Производство по делам об административных правонарушениях».

В то же время при определении приоритета применяемого процессуального акта следует руководствоваться п. 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 9 декабря 2002 г. N 11 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации», согласно которому в случаях когда в гл. 25 Кодекса содержатся конкретные правила, то именно они подлежат применению при рассмотрении арбитражным судом дел о привлечении к административной ответственности (в частности, по результатам рассмотрения дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение, а не постановление, как это предусмотрено в ст. 29.9 КоАП).

3. В соответствии с абз. 3 п. 3 ст. 23.1 КоАП судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 6.14, 7.24, 9.4, 9.5, 9.5.1, 14.1, 14.10 — 14.14, ч. 1 и 2 ст. 14.16, ч. 1, 3 и 4 ст. 14.17, ст. 14.18, 14.23, 14.27, 14.31 — 14.33, 15.10, ч. 2 ст. 17.14, ч. 6 ст. 19.5, ч. 1 и 2 ст. 19.19 этого же Кодекса, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями.

Согласно ст. 28.3 КоАП, определяющей должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, уполномоченные лица должны действовать в пределах компетенции и рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с гл. 23. Кроме того, протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ.

Относительно права прокурора на обращение в суд с вышеназванным заявлением дается разъяснение в п. 15 Постановления Пленума ВАС РФ от 27 января 2003 г. N 2, согласно которому при возбуждении производства по делам о привлечении к административной ответственности судам необходимо учитывать положения п. 2 ст. 22 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», предоставляющие прокурору и его заместителю право возбуждать производство по делу об административном правонарушении, а также положения ст. 28.4 и 28.8 КоАП, определяющие полномочия прокурора по возбуждению дел об административных правонарушениях и направлению материалов в суды, уполномоченные рассматривать соответствующие дела. При этом следует иметь в виду, что в силу упомянутых норм такими правами и полномочиями обладают прокуроры (заместители прокуроров) городов и районов, а также вышестоящие прокуроры.

В указанных случаях производство по делу о привлечении к административной ответственности возбуждается судом на основании заявления прокурора, отвечающего требованиям ст. 204 АПК РФ. К заявлению должно быть приложено постановление прокурора (вместо протокола об административном правонарушении), вынесенное в соответствии с ч. 2 ст. 28.4 Кодекса, а также иные документы, предусмотренные ч. 2 ст. 204 АПК РФ. При рассмотрении этих дел судам необходимо исходить из того, что в данном случае в арбитражном процессе прокурор пользуется правами и несет обязанности органа, которые предусмотрены гл. 25 и иными нормами АПК РФ.

Статья 203. АПК РФ. Подача заявления о привлечении к административной ответственности

Заявление о привлечении к административной ответственности подается в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении. В случае, если лицо, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, привлекается за административное правонарушение, совершенное вне места его нахождения или места его жительства, указанное заявление может быть подано в арбитражный суд по месту совершения административного правонарушения.

Комментарий к ст. 203 АПК РФ

1. Устанавливая территориальную подсудность дел о привлечении к административной ответственности АПК учитывает, с одной стороны, общие правила территориальной подсудности, применяемые в исковом производстве (ст. 35 АПК), а с другой — особенности совершения административных правонарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями — данные правонарушения, как правило, совершаются по месту нахождения юридического лица или месту жительства индивидуального предпринимателя. Если деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя не выходит за пределы одного субъекта РФ, то место совершения правонарушения и место рассмотрения дела арбитражным судом фактически совпадают, что полностью соответствует требованиям ч. 1 ст. 29.5 КоАП.

В тех случаях, когда административное правонарушение совершено юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем вне места его нахождения или места его жительства, место рассмотрения дела определяется административным органом, составившим протокол об административном правонарушении (возбудившим дело прокурором) — заявление может быть подано по месту совершения административного правонарушения или по месту нахождения (жительства) лица, его совершившего. Очевидно, что выбор должен зависеть от факторов, оказывающих влияние на объективность рассмотрения дела — местонахождение основных доказательств, возможность лица, совершившего правонарушение, участвовать в рассмотрении дела и т.п.

Читайте так же:  Порядок расследования административных дел

2. В целях обеспечения объективного рассмотрения дел об административных правонарушениях, совершенных по месту нахождения территориально обособленных (находящихся на территории другого субъекта РФ) филиалов и представительств юридического лица, ВАС РФ со ссылкой на ст. 29.5 КоАП разъяснил, что такие дела должны рассматриваться по месту совершения административного правонарушения или по месту нахождения органа, проводившего административное расследование.

При этом извещение о времени и месте судебного заседания необходимо направить не только по месту нахождения самого юридического лица, но и по месту нахождения соответствующего филиала (представительства).

В случае совершения административного правонарушения иностранным юридическим лицом, не имеющим филиала или представительства на территории РФ, дело об административном правонарушении подлежит рассмотрению по месту его совершения либо по месту проведения административного расследования.

Рассмотрение дела по месту жительства индивидуального предпринимателя, а не по месту совершения им административного правонарушения, если его предпринимательская деятельность осуществляется на территории другого субъекта РФ, значительно усложняет процесс доказывания виновности такого лица, представление административным органом надлежащих доказательств суду, и, на наш взгляд, подобный подход требует своей корректировки.

3. Нарушения правил территориальной подсудности, т.е рассмотрение дела об административном правонарушении по месту совершения административного правонарушения, а не по месту нахождения юридического лица (месту жительства индивидуального предпринимателя) не всегда признается грубым процессуальным нарушением, влекущим отмену судебного акта (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 07.10.2008 N 5853/08).

4. При определении места нахождения юридического лица и места жительства индивидуального предпринимателя следует руководствоваться ст. ст. 20 и 54 ГК и ст. 8 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

5. На практике может возникнуть вопрос о том, где должно рассматриваться дело о привлечении к административной ответственности юридического лица, если одно и то же административное правонарушение, например в виде противоправного бездействия, было выявлено и по месту нахождения юридического лица, и по месту нахождения территориально обособленного филиала (представительства) юридического лица либо только по месту нахождения нескольких филиалов (представительств), находящихся на территории разных субъектов РФ. В первом случае дело подлежит рассмотрению по месту нахождения юридического лица, а во втором — по месту нахождения того филиала (представительства), в отношении которого административный орган первым обратился в арбитражный суд с заявлением, которое было принято к рассмотрению (ч. 1 ст. 39 АПК).

Комментарий к Ст. 206 Арбитражного процессуального кодекса РФ

1. В ч. 1 ст. 206 Кодекса предусматривается, что при принятии решения о привлечении к административной ответственности применяются те же правила, которые установлены в гл. 20 Кодекса применительно к решению по делам, возникающим из гражданских правоотношений. В этом смысле по форме и содержанию данное решение ничем не отличается от решений по другим делам, рассматриваемым арбитражным судом по правилам искового производства.

При этом следует иметь в виду, что арбитражный суд в данном случае принимает судебный акт именно в форме решения, поскольку в соответствии с ч. 2 ст. 15 АПК РФ судебный акт, принятый арбитражным судом первой инстанции при рассмотрении дела по существу, именуется решением. Эта норма, содержащаяся в Общих положениях Кодекса, не дает оснований для применения ст. 29.9 КоАП в части, касающейся наименования акта, принимаемого по результатам рассмотрения дела по существу, который называется постановлением (ч. 1 ст. 29.9).

Указанное различие в наименовании актов не меняет их сути и одинаковой юридической силы.

2. В ч. 2 ст. 206 АПК РФ предусматривается, что по результатам рассмотрения дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд может принять одно из двух решений: либо о привлечении к ответственности, либо об отказе в удовлетворении требования о привлечении к ответственности.

При этом основаниями для отказа в удовлетворении требования о привлечении к административной ответственности могут быть, в частности, нарушения требований ст. 28.2 КоАП, касающихся протокола об административном правонарушении, истечение сроков давности привлечения к административной ответственности, установленных ст. 4.5 КоАП.

3. В ч. 3 ст. 206 АПК РФ предусмотрены требования к резолютивной части решения суда о привлечении к административной ответственности.

В ней должны указываться точные сведения о лице, привлеченном судом к административной ответственности, законодательные нормы, на основании которых указанное лицо привлечено к ответственности, а также вид наказания и конкретные санкции.

При назначении административного наказания арбитражный суд должен учитывать, что ст. 4.2 КоАП предусматривает обстоятельства, смягчающие ответственность. Однако в силу ч. 1 ст. 4.1 КоАП административное наказание назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за то или иное административное правонарушение, в соответствии с КоАП. Поэтому размер штрафа, например, не может быть установлен арбитражным судом ниже предела, предусмотренного соответствующей статьей КоАП, на основании которой лицо привлечено к административной ответственности.

4. Согласно ч. 4 ст. 206 решение арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня принятия, если оно не обжаловано в суд апелляционной инстанции, либо вступает в законную силу со дня принятия постановления апелляционной инстанции.

Таким образом, в АПК устанавливается десятидневный срок для обжалования решения по делу о привлечении к административной ответственности в арбитражный суд апелляционной инстанции.

После вступления решения в законную силу оно является обязательным в соответствии со ст. 16 АПК РФ и подлежит исполнению в соответствии с ч. 1 ст. 182 АПК РФ.

При этом следует иметь в виду, что в разд. V КоАП регулируются вопросы исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях.

Именование судебного акта арбитражного суда, принимаемого по результатам рассмотрения заявления о привлечении к административной ответственности, решением, а не постановлением (ст. 29.9 КоАП) не изменяет его юридической значимости и не исключает поэтому распространения разд. V КоАП на исполнение судебных актов арбитражных судов. Указанные положения КоАП, в частности, придают постановлениям по делам об административных правонарушениях характер исполнительного документа.

5. Часть 5 ст. 206 Кодекса устанавливает трехдневный срок для направления решения арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности лицам, участвующим в деле, а при необходимости и в вышестоящий в порядке подчиненности орган.

Соблюдение этого срока арбитражным судом представляется особенно важным, поскольку в ч. 4 ст. 206 АПК РФ предусмотрен 10-дневный срок для обжалования указанного решения.

Видео (кликните для воспроизведения).

§ 2. Рассмотрение дел об оспаривании решений

Источники

Апк рф привлечение к административной ответственности
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here