Безбилетный проезд административное правонарушение

Предлагаем ознакомится с материалом в статье: "Безбилетный проезд административное правонарушение". Здесь собрана и обработана информация из авторитетных источников. Если вы все же не найдете ответ на свой вопрос, дочитайте статью до конца, если же и после этого не получите ответ, то обратитесь к дежурному консультанту.

Статья 11.18. Безбилетный проезд

СТ 11.18 КоАП РФ

1. Безбилетный проезд:

1) — 2) утратили силу. — Федеральный закон от 06.04.2015 N 81-ФЗ;

3) на судне морского транспорта пригородных линий или на судне внутреннего водного транспорта пригородного сообщения —

влечет наложение административного штрафа в размере ста рублей;

4) на судне морского транспорта дальних (транзитных) линий или на судне внутреннего водного транспорта дальних (транзитных) линий —

влечет наложение административного штрафа в размере ста рублей.

Комментарий к Ст. 11.18 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Объективная сторона рассматриваемых правонарушений состоит в нарушении правил проезда на железнодорожном, водном, воздушном и иных видах транспорта.

Безбилетным проездом (полетом) является проезд или вообще без билета (билет не был приобретен либо был потерян, отдан кому-либо и т.д.), или по недействительному билету (например, проезд в пригородном поезде по единому билету, срок действия которого истек).

2. С субъективной стороны административное правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

3. К сожалению, законодатель не указал ни субъекты административной юрисдикции, к подведомственности которых должно быть отнесено рассмотрение соответствующих административных правонарушений, ни органы, должностные лица которых вправе составлять протоколы.

В ст. 23.36 КоАП РФ отсылки к ст. 11.18 КоАП РФ отсутствуют. В связи с изложенным возникает вопрос о том, на какой правовой основе действуют контролеры-ревизоры на указанных в ст. 11.18 КоАП РФ видах транспорта.

Как оплатить штраф за безбилетный проезд

1. Какой проезд считается безбилетным?

Проезд в автобусах, трамваях, троллейбусах и метро считается неоплаченным (безбилетным):

  • если при входе в наземный транспорт или метро вы не списали поездки/средства со своего проездного билета либо, если вы имеете право на льготный или бесплатный проезд, не приложили к валидатору или турникету свою карту москвича, социальную карту жителя Московской области или карту москвича обучающегося, студента, ординатора и аспиранта;
  • если при валидации вы воспользовались картой москвича или социальной картой жителя Московской области и отказываетесь или не можете предъявить контролеру документ, подтверждающий ваше право на льготный или бесплатный проезд;
  • если вы не можете предъявить контролеру проездной билет или свою карту москвича, социальную карту жителя Московской области;
  • если срок действия транспортной карты или карты, дающей право на льготный или бесплатный проезд, истек;
  • если у вас ранее использованный проездной;
  • если у вас поддельные или поврежденные (с испорченной магнитной полосой) проездные документы.

Исключение составляют дети в возрасте до 7 лет и пассажиры, сопровождающие инвалидов I группы (III степени ограничения способности к трудовой деятельности) или детей-инвалидов. Они могут пользоваться городским транспортом без билета.

У вас также могут проверить билет на оплату провоза багажа, номенклатура и размеры которого определены правилами пользования наземным городским транспортом или Московским метрополитеном. Обратите внимание: проездные документы для категорий граждан, имеющих право на бесплатный проезд или проезд с неполной оплатой проезда, не дают право на бесплатный провоз багажа или ручной клади.

2. Кто имеет право штрафовать безбилетников?

Проверить проездные документы и документы, подтверждающие право на льготный или бесплатный проезд, могут:

  • контролеры ГУП «Мосгортранс», которые работают в салонах автобусов, троллейбусов, трамваев на маршрутах, указанных у них в наряде-задании. Они не штрафуют за безбилетный проезд и неоплаченный провоз багажа. Но их полномочий достаточно, чтобы обязать вас приобрести посадочный талон или оплатить провоз багажа — у них или у водителя. В случае отказа вы обязаны покинуть салон на следующей остановке. Кроме того, они имеют право изъять поддельный проездной документ или документ, дающий право на бесплатный проезд или проезд с неполной оплатой проезда, если у вас не будет при себе документа, подтверждающего льготу;
  • контролеры ГКУ «Организатор перевозок». Они могут работать как в наземном городском транспорте, так и в метрополитене. В их функции, согласно должностной инструкции, входит выявление факта безбилетного проезда и возбуждение и рассмотрение дел об административных правонарушениях, связанных с безбилетным проездом. То есть они могут вас оштрафовать. При этом поддельные проездные билеты либо карты москвича и социальные карты жителей Московской области контролеры ГКУ «Организатор перевозок» не изымают, но направляют информацию о неправомерном использовании карты в ГУП «Московский социальный регистр».

При исполнении своих обязанностей все контролеры должны быть одеты в форменную одежду, иметь служебное удостоверение и предъявлять его в развернутом виде по первому требованию пассажира, называть свою фамилию.

Комментарии к СТ 11.18 КоАП РФ

Статья 11.18 КоАП РФ. Безбилетный проезд

Комментарий к статье 11.18 КоАП РФ:

1. Объектами данного правонарушения являются экономические отношения по поводу перевозки, возникающие между транспортной организацией и гражданами, финансовая безопасность этих организаций, которым причиняется существенный материальный ущерб.

Правила провоза пассажиров и багажа ныне регулируются Уставом автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, утвержденным Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ, Уставом железнодорожного транспорта, утвержденным Федеральным законом от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ, Федеральными авиационными правилами «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» (РГ. 2007. 10 окт.).

2. Безбилетным проездом (полетом) является проезд или вообще без билета (билет не был приобретен либо был потерян, отдан кому-либо и т.д.), или по недействительному билету (например, проезд в пригородном поезде по единому билету, срок действия которого истек).

Данная статья предусматривает административную ответственность за безбилетный провоз детей в возрасте от 5 (в городском и пригородном сообщениях — от 7) до 16 лет. Проезд детей до 5-летнего возраста бесплатен, а по достижении 16 лет сам несовершеннолетний является лицом, совершающим безбилетный проезд.

3. Размер штрафа предусмотрен данной статьей в виде четко определенной суммы штрафа. При этом за безбилетный провоз детей, проезд которых подлежит частичной оплате, штраф назначается в уменьшенном размере. В любом из этих случаев размер установленного штрафа приблизительно увязывается законодателем с размером материального ущерба, причиняемого транспортной организации определенного вида безбилетным проездом (полетом) пассажира или провозом детей.

4. Административная ответственность за безбилетный проезд пассажиров в троллейбусе, трамвае, автобусе городского и пригородного сообщения, маршрутном такси и метрополитене устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

5. Ответственность несет лицо, совершившее рассматриваемое правонарушение как умышленно, так и по неосторожности.

6. К сожалению, законодатель не указал ни субъектов административной юрисдикции, к подведомственности которых должно быть отнесено рассмотрение соответствующих административных правонарушений, ни органов, должностные лица которых вправе составлять протоколы.

Читайте так же:  Прекращение административного дела судом

Если до принятия Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 380-ФЗ полномочия органов железнодорожного и иных видов федерального транспорта были обозначены в ряде статей гл. 23 Кодекса, то ныне в ст. 23.36 отсылки к ст. ст. 11.18 и 11.19 отсутствуют.

В связи с изложенным возникает вопрос о том, на какой правовой основе действуют контролеры-ревизоры на указанных в ст. ст. 11.18 и 11.19 видах транспорта.

Безбилетный проезд административное правонарушение

Проблема безбилетников в России звучит достаточно остро. Многие региональные власти повышают штрафы за проезд без оплаты в общественном транспорте.

Расскажем, какими будут штрафы в 2020 году, обозначим, за что могут арестовать на 15 суток, и рассмотрим все нюансы наложения и оплаты штрафа.

Содержание статьи:

Порядок наложения штрафа на зайца-безбилетника, размер штрафов в 2020 году

Кто же накладывает штраф, и каков порядок наложения административной санкции? Прежде всего, разберемся, кто вправе оформить штраф на гражданина — это либо сотрудник Полиции, либо должностное лицо органов исполнительной власти. Они будут действовать на основании статьи 1.3 и 1.3.1 КоАП РФ.

Порядок наложения штрафа таков:

  1. Органы исполнительной власти назначают должностное лицо или комиссию по проверке безбилетников в общественном транспорте.
  2. Должностные лица, а также сотрудники Полиции проверяют указанный транспорт в определенный день.
  3. Они же при обнаружении безбилетника просят его приобрести билет. Если тот отказывается, то оформляют документально правонарушение и выписывают штраф.

Если же безбилетника, к примеру, обнаружили в морском или воздушном транспорте, то по прибытию в остановочный пункт ему предлагают либо приобрести билет, либо покинуть транспорт. Если же гражданин отказывается от этих двух вариантов, то приглашают сотрудника Полиции, таможенного контроля, которые и выпишут штраф.

Что касается размера штрафов в 2020 году, то в Москве и Санкт-Петербурге штрафы останутся на прежнем уровне. А в некоторых регионах — например, Ярославской области — планируют повысить санкцию до 500 руб. Пока что предложение рассматривают.

В любом случае, если федеральное законодательство не изменится, то региональные власти имеют полное право увеличить штраф, да и максимальной границы в рублевом эквиваленте не установлено буквой закона.

Другой комментарий к статье 11.18 КоАП РФ

1. Безбилетный проезд в настоящее время остается наиболее распространенным административным правонарушением на всех видах транспорта. Объектом правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, являются правила проезда различными видами транспорта. Объективная сторона деяния выражается в отказе от приобретения билета на проезд в транспортных средствах, определенных настоящей статьей, а также в невозможности предъявления билета по требованию контролера или иного уполномоченного лица, например проводника поезда и т.п. Таким образом, объективная сторона рассматриваемого правонарушения может выражаться как в действии — отказ от приобретения билета, так и в бездействии — непредъявление билета по требованию уполномоченного лица.

Правила проезда отдельными видами транспорта регламентируются соответственно Приказом Минтранса России от 28.06.2007 N 82 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей»; Федеральным законом от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»; Федеральным законом от 10.01.2003 N 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта РФ».

2. Субъектом рассматриваемых правонарушений всегда выступают физические лица — граждане, достигшие возраста 16 лет, не имеющие на протяжении поездки билета, подтверждающего право проезда данного лица на соответствующем виде транспорта. Субъективная сторона рассматриваемых деяний характеризуется исключительно умышленной формой вины. Невозможно совершить данное правонарушение по неосторожности, поскольку необходимость приобретения проездного документа представляет собой общеизвестный факт. В этой связи не соблюдение такого требования свидетельствует о том, что пассажир знает о последствиях его действий и предвидит их.

Статья 11.18 КоАП РФ. Безбилетный проезд (действующая редакция)

1. Безбилетный проезд:

1) — 2) утратили силу. — Федеральный закон от 06.04.2015 N 81-ФЗ;

3) на судне морского транспорта пригородных линий или на судне внутреннего водного транспорта пригородного сообщения —

влечет наложение административного штрафа в размере ста рублей;

4) на судне морского транспорта дальних (транзитных) линий или на судне внутреннего водного транспорта дальних (транзитных) линий —

влечет наложение административного штрафа в размере ста рублей.

2. Безбилетный полет на судне воздушного транспорта —

влечет наложение административного штрафа в размере двухсот рублей.

3. Безбилетный проезд в автобусе междугородного сообщения —

влечет наложение административного штрафа в размере ста рублей.

4. Провоз без билета детей, проезд которых подлежит частичной оплате, —

влечет наложение административного штрафа в размере половины штрафа, налагаемого на взрослых пассажиров за безбилетный проезд на транспорте соответствующего вида.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

В чем же отличие представителей контроля проезда этих организаций?

Все эти контролеры имеют право проверять у пассажира проездные документы, а вот применять всю полноту санкций к «зайцу» могут только сотрудники «Организатора перевозок». Все эти полномочия описаны в «Должностной инструкции контролера пассажирского транспорта», с ней можно ознакомиться на сайтах этих организаций.

Итак, рассмотрим, что входит в состав полномочий контролеров «Мосгортранса». Они могут следить за оплатой проезда и проверять билеты и льготные удостоверения. В идеале, когда они встречают безбилетника, то должны обязать его купить билет или попросить выйти из транспорта. Но в реальности они стараются либо вызвать наряд полиции для составления постановления об административном правонарушении, либо сопроводить «зайца» в отделение полиции. Как вы уже поняли, самостоятельными функциями по выписыванию ни протокола, ни постановления об административном нарушении они не обладают.

Кроме того, в случае, если контролер «Мосгортранса» обнаружил поддельный билет или чужую социальную карту, то он вправе это забрать только после выписки акта, один экземпляр которого должен быть передан на руки нарушителю.

Более широкие полномочия предоставлены контролерам «Организатора перевозок». Они могут на месте составлять протоколы и постановления по взысканию штрафов за безбилетный проезд.

И более того, в их инструкциях не прописано, что они обязаны составлять акт при изъятии социальных карт, не принадлежащих пассажирам, которые их предъявили, и транспортных карт с недостаточным балансом для оплаты проезда.

Комментарий к ст. 11.18 КоАП РФ

1. Перевозка пассажиров и багажа на железнодорожном, морском, внутреннем водном транспорте осуществляется в соответствии с договором перевозки. По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд. Указанный договор удостоверяется билетом.

Согласно ст. 82 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации по договорам перевозки перевозчик обязуется перевезти в пункт назначения пассажиров с предоставлением им мест в поезде, их багаж, а также грузобагаж отправителей, выдать багаж, грузобагаж управомоченным на получение багажа, грузобагажа лицам. При этом согласно установленным тарифам пассажиры обязуются оплатить свой проезд, при сдаче багажа — его провоз, а отправители грузобагажа — провоз грузобагажа.

Читайте так же:  Протокол административного правонарушения пожарной безопасности

Заключение договоров перевозок пассажиров удостоверяется проездными документами (билетами), сдача пассажирами багажа — багажными квитанциями, сдача отправителями грузобагажа — грузобагажными квитанциями.

Порядок исчисления размера платы за проезд пассажиров, перевозку багажа, грузобагажа и взимания с пассажиров и отправителей такой платы определяется правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом.

Пассажир обязан иметь проездной документ (билет), а перевозчик или иное уполномоченное перевозчиком лицо обязаны оформить проездной документ (билет) при наличии свободного места в поезде до указанной пассажиром железнодорожной станции назначения.

Формы перевозочных документов на перевозки пассажиров, багажа, грузобагажа устанавливаются МПС России по согласованию с Минфином России.

Утерянные, испорченные пассажирами проездные документы (билеты) не возобновляются, если их восстановление или идентификация не могут быть осуществлены перевозчиком, и уплаченные за них деньги не возвращаются. В случае, если пассажир предоставит перевозчику необходимые доказательства приобретения утерянного или испорченного проездного документа (билета) на конкретное место в соответствующем поезде, перевозчик выдает пассажиру проездной документ (билет) взамен утерянного или испорченного.

Таким образом, граждане, осуществляющие проезд на железнодорожном транспорте без внесения установленной оплаты и без заключения договора перевозки, не обладают статусом пассажира (см. также п. 1 комментария к ст. 11.17).

Согласно п. 4 ст. 14 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» проезд пассажиров на железнодорожном транспорте во всех случаях осуществляется по проездным документам (билетам), в том числе пассажиров, которым в соответствии с законодательством РФ, законодательством субъектов Федерации предоставлены льготы на оплату проезда на железнодорожном транспорте.

Порядок оформления проездных документов (билетов), используемых на железнодорожном транспорте, определяется Федеральным законом от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», правилами оказания услуг по перевозкам пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, железнодорожным транспортом и правилами перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом.

Перевозка пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа с использованием нескольких инфраструктур осуществляется по единому проездному документу или перевозочному документу в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

Применительно к Федеральному закону «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» под инфраструктурой железнодорожного транспорта общего пользования понимается технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование.

Применительно к отношениям, регулируемым КВВТ, пассажиру в подтверждение заключения договора перевозки пассажира выдается билет на право проезда в соответствии с установленным в ст. 96 КВВТ видом маршрута перевозок пассажиров. Пассажиру в подтверждение заключения договора перевозки по экскурсионно-прогулочным и туристским маршрутам перевозок пассажиров вместо билета может выдаваться путевка или билет на перевозку группы пассажиров (см. п. 2, 4 ст. 97 КВВТ).

Согласно ст. 179 КТМ заключение договора морской перевозки пассажира удостоверяется билетом.

2. По смыслу комментируемой статьи под безбилетным проездом понимается перевозка гражданина железнодорожным, морским, внутренним водным, воздушным транспортом без установленных проездных документов (билетов). Это возможно в случаях, когда: гражданин не имеет проездного документа (билета) при себе; намеренно осуществляет проезд без проездных документов (билетов) или с подложными либо просроченными проездными документами (билетами). Утерянные, испорченные пассажирами проездные документы (билеты) не возобновляются и уплаченные за них деньги не возвращаются. Проезд пассажира и в этих случаях считается безбилетным, а договор перевозки — незаключенным, поскольку он не может быть удостоверен проездным документом (билетом).

Согласно п. 17 Правил оказания услуг по перевозке пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных (бытовых) нужд на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 марта 1999 г. N 277, пассажир, предъявивший в поезде проездной документ (билет), срок действия которого истек или в котором указаны фамилия или номер документа, удостоверяющего личность, не соответствующие фамилии или номеру, указанным в документе, удостоверяющем личность пассажира, считается безбилетным.

Согласно п. 2.4 указания МПС России от 26 мая 1995 г. N К-419у «О порядке оформления проездных документов с указанием фамилии пассажира» (зарегистрировано в Минюсте России 15 июня 1995 г. N 874) при обнаружении в поезде пассажира с проездным документом, в котором фамилия не соответствует документу, удостоверяющему его личность, или изменена (исправлена), такой пассажир считается безбилетным. При отсутствии фамилии в проездном документе у пассажира изымается билет, который вместе с актом, составленным начальником поезда, направляется в пассажирскую службу железной дороги, продавшей билет, для проведения служебного расследования, а пассажир следует до станции назначения.

Видео (кликните для воспроизведения).

3. Условия проезда детей средствами железнодорожного, морского, речного, воздушного транспорта обусловлены содержанием конкретного договора перевозки.

При заключении договора воздушной перевозки пассажира последний имеет право бесплатно, а при международных воздушных перевозках — в соответствии с льготным тарифом перевозить с собой одного ребенка в возрасте не старше двух лет без предоставления ему отдельного места. Другие дети в возрасте не старше двух лет, а также дети в возрасте от двух до 12 лет перевозятся в соответствии с льготным тарифом с предоставлением им отдельных мест.

В соответствии с договором перевозки железнодорожным транспортом пассажир имеет право при проезде в поездах дальнего следования провозить с собой бесплатно одного ребенка в возрасте не старше 5 лет, если он не занимает отдельное место, а также детей в возрасте от 5 до 10 лет с оплатой в соответствии с тарифом. В поездах пригородного сообщения пассажир имеет право провозить бесплатно детей в возрасте не старше 5 лет (см. ст. 83 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации).

4. Для данного административного проступка характерно наличие умышленной вины: нарушитель осознает противоправность своих действий (бездействия), предвидит их общественно опасные последствия и сознательно допускает их наступление.

5. Субъектами данного административного правонарушения являются пассажиры, осуществляющие проезд на указанном транспорте с нарушением договора перевозки, например с испорченными, просроченными проездными документами (билетами), а также граждане, использующие транспортные средства без заключения договора перевозки.

6. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.

Читайте так же:  Подать жалобу на судебного пристава в прокуратуру

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются:

а) должностными лицами органов автомобильного транспорта, указанными в ч. 2 ст. 23.37 КоАП (об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 3 и 4 комментируемой статьи в части правонарушений, совершенных на объектах автомобильного транспорта);

б) применительно к административным правонарушениям, предусмотренным п. 3 и 4 ч. 1 и ч. 4 комментируемой статьи, совершенным на судне морского транспорта, — должностными лицами государственной службы морского флота Минтранса России, указанными в ч. 2 ст. 23.38 КоАП, с учетом процессуальных особенностей, установленных ч. 3 ст. 23.38 КоАП;

в) об административных правонарушениях, предусмотренных п. 3 и 4 ч. 1 и ч. 4 комментируемой статьи, совершенных на судне внутреннего водного транспорта, — должностными лицами государственной службы речного флота Минтранса России, указанными в ч. 2 ст. 23.39 КоАП;

г) применительно к административным правонарушениям, предусмотренным п. 1 и 2 ч. 1 и ч. 4 комментируемой статьи, совершенным на железнодорожном транспорте, — должностными лицами системы МПС России, указанными в ч. 2 ст. 23.41 КоАП, с учетом процессуальных особенностей, установленных ч. 3 ст. 23.41 КоАП;

д) в части административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 комментируемой статьи, а также применительно к правонарушениям, предусмотренным ч. 4 комментируемой статьи и совершенным на судне воздушного транспорта, — должностными лицами государственной службы гражданской авиации Минтранса России, указанными в п. 1 ч. 2 ст. 23.42 КоАП.

7. Согласно ч. 2 ст. 23.2 КоАП дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, совершенных несовершеннолетними, рассматриваются комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав в случаях, если должностное лицо, к которому поступило дело о таком правонарушении (см. п. 6 настоящего комментария), передает его на рассмотрение указанной комиссии.

8. О наложении административного штрафа должностными лицами, указанными в п. 6 настоящего комментария, в случаях, предусмотренных п. 1, 3, 4 ч. 1, ч. 3 и 4 комментируемой статьи, а также при наложении административного штрафа, установленного п. 2 ч. 1 и ч. 2 комментируемой статьи, в размере, не превышающем одного МРОТ, см. п. 9 комментария к ст. 11.17.

Штраф за безбилетный проезд: платить или обжаловать

Краткое содержание:

Пожалуй, каждый из нас сталкивался с ситуацией, когда контролер в общественном транспорте выписывал штраф за безбилетный проезд. Это были личные стычки с билетером или наблюдение со стороны, обосновано это было или нет – другой вопрос. Но сам факт конфликта с контролером – явление достаточно частое.

Может ли контролер, кондуктор, шофер брать оплату штрафа с безбилетника, задерживать его

Кондуктор или контролер, а зачастую в регионах это и сам водитель транспорта, могут потребовать от безбилетника заплатить за проезд. По закону, они могут отказаться везти пассажира, если он не приобрел билет. На этом их полномочия заканчиваются. Тем более, они не могут применять физическую силу к гражданам и принуждать оплачивать проезд.

Получается, что контролер является представителем компании перевозчика. Он, не имея полномочий, не может выписать даже штраф. Обращайте на это внимание!

В регионах многие водители, которые и расплачиваются с пассажирами, поступают просто — не реагируют вообще на безбилетников. Считают, что это проблемы частной компании перевозчика, который может предоставить контролера для помощи шоферу.

Протокол или постановление: что эффективней для защиты прав?

В случае, если по каким-либо причинам не оплатили проезд и увидели, что в транспорт заходят контролеры «Организатора перевозок», то лучшее решение в данной ситуации – сразу же покинуть транспорт. Попытаться откупиться наличными при выписанном контролерами постановлении не получится. Не удалось убежать – требуйте составления протокола, а не постановления.

И контролеры, и сотрудники полиции, когда выписывают штрафы, зачастую грешат стремлением к составлению сразу постановления, а не протокола. Это происходит, даже если возможный нарушитель не согласен с вменяемым ему нарушением.

А между тем, пассажир имеет право требовать составления протокола, в котором у него есть возможность подробно описать все причины несогласия с предъявляемым ему фактом события правонарушения. Копию протокола желательно забрать с собой. Для этого нужно не подписывать документ, пока его копия не окажется у вас в руках.

Сам по себе протокол не является предметом обжалования – это основа для возбуждения административного дела. Проще говоря, это доказательство со стороны контролера, что пассажир не оплатил проезд, т.е. нарушил закон. Протокол об административном правонарушении вместе с другими материалами дела передается на рассмотрение должностному лицу, где выносится постановление по делу, которое и является основанием для привлечения нарушителя к административной ответственности.

В процессе рассмотрения дела желательно участвовать лично, т.к. именно на этом этапе проще добиться отказа в возбуждении административного дела.

На рассмотрение дела потенциальный нарушитель вправе представить свою версию событий, приложив доказательства своих слов. Основания для прекращения производства по делу об административном правонарушении изложены в ст. 24.5 КоАП РФ. Это может быть отсутствие события административного правонарушения или состава административного правонарушения, например, в связи с тем, что пассажир на момент совершения противоправных действий не достиг возраста ответственности и т.д.

Не всякому контролеру дано штрафовать

Контролеры в московском общественном транспорте бывают двух категорий: контролеры ГУП «Мосгортранс» и контролеры ГКУ «Организатор перевозок». Они отличаются друг от друга не только униформой, но и набором полномочий.

Даже если не знать их форму одежды, то отличить их можно, внимательно присмотревшись к нашивке логотипа на рукаве. В идеале, контролеры должны представляться и показывать свое удостоверение. Но это в идеале, а в реальной жизни это происходит нечасто. Хотя сам пассажир имеет право требовать от контролера предъявить удостоверение.

Сотрудников «Организатора перевозок» отличает еще и нагрудный знак с индивидуальным номером. Кроме того, для решения конфликтных ситуаций этим контролерам не так давно дали видеорегистраторы, которые должны включаться при каждой проверке билетов.

Можно ли не платить штраф за безбилетный проезд или избежать факта наложения штрафа

Рассмотрим несколько вариантов развития событий, когда штраф можно будет не оплачивать:

  1. В случае, когда постановление об административном нарушении было выписано и оформлено, оплаты штрафа можно избежать. Для этого придется подать иск в судебные органы и доказать свою невиновность. Наши юристы в этом вам помогут.
  2. Если же постановление не было оформлено, но при этом комиссия, в составе которой должен быть представитель органов власти или сотрудник Полиции, хотят оформить документ о совершившем правонарушении, то вопрос можно попытаться решить на месте. Гражданин может приобрести билет и продолжить двигаться дальше на общественном транспорте.
  3. Если же к пассажиру обратился контролер, то гражданин может покинуть транспорт, не приобретая билет.

А в том случае, когда срок обжалования постановления прошел, избежать уплаты штрафа не получится.

Штрафы в разных видах общественного транспорта

Перечислим, какие штрафы действуют для безбилетников в разном общественном транспорте:

  1. На автобусах междугородного сообщения — 100 руб.
  2. На суднах морского транспорта пригородного сообщения — 100 руб.
  3. На суднах морского транспорта дальних (транзитных) линий — 100 руб.
  4. На воздушном транспорте — 200 руб.
  5. На пригородных пассажирских поездах (электричках) — от 1 000 руб.
  6. На поездах дальнего следования величина штрафа равняется 5-кратной стоимости проезда.
Читайте так же:  Административный штраф статус 24 что это

Заметьте, что за проезд без билета в наземном, городском общественном транспорте — например, трамвае, троллейбусе, да и даже в автобусе — штраф на федеральном уровне не предусмотрен. Однако, если в регионе действуют свои законы, то штраф для безбилетника будет.

В Санкт-Петербурге за проезд в общественном, городском транспорте без билета придется заплатить штраф в 500 руб., а в Москве — 1 000 руб.

Как узнать, есть ли штраф за безбилетный проезд

Прежде всего, гражданин должен понимать — штраф не возьмется из ниоткуда. Если пассажир был замечен без билета, и в его присутствии оформляли постановление об административном правонарушении, то и штраф у него будет. Если же гражданин соблюдал законодательство и правила проезда в общественном транспорте, то штраф за ним числиться не будет.

Бывает, что постановление утеряно.

Где тогда проверить и узнать, какую сумму оплачивать, и по каким реквизитам?

  1. Самый простой способ — портал Госуслуг. На нем можно узнать наличие штрафов.
  2. Также можно обратиться в многофункциональный центр. В МФЦ должны рассказать, какие долги имеются и выдать реквизиты оплаты.
  3. Еще один вариант — скачать приложение Госдолги. Оно бесплатно и им может воспользоваться любой россиянин. Для того, чтобы узнать, какие долги и штрафы есть у гражданина, следует внести в предоставленную форму его ФИО и дату рождения. На экране появится сумма штрафа, а также реквизиты для оплаты.

Если вы будете оплачивать штраф в электронном виде, обязательно сохраните чек. Он будет служить подтверждением оплаты.

Остались вопросы? Просто позвоните нам:

Статья 11.18. Безбилетный проезд

1. Безбилетный проезд:
1) пункт утратил силу с 18 апреля 2015 года — Федеральный закон от 6 апреля 2015 года N 81-ФЗ;
2) пункт утратил силу с 18 апреля 2015 года — Федеральный закон от 6 апреля 2015 года N 81-ФЗ;
3) на судне морского транспорта пригородных линий или на судне внутреннего водного транспорта пригородного сообщения —
влечет наложение административного штрафа в размере ста рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ;
4) на судне морского транспорта дальних (транзитных) линий или на судне внутреннего водного транспорта дальних (транзитных) линий —
влечет наложение административного штрафа в размере ста рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.

2. Безбилетный полет на судне воздушного транспорта —
влечет наложение административного штрафа в размере двухсот рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.

3. Безбилетный проезд в автобусе междугородного сообщения —
влечет наложение административного штрафа в размере ста рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.

4. Провоз без билета детей, проезд которых подлежит частичной оплате, —
влечет наложение административного штрафа в размере половины штрафа, налагаемого на взрослых пассажиров за безбилетный проезд на транспорте соответствующего вида.

Как оплатить штраф за безбилетный проезд в общественном транспорте

После того, как сотрудник Полиции или представитель органов власти выписал штраф, обязательно гражданину вручается постановление об административном правонарушении. В нем обозначается вся информация о совершившем деянии гражданина, все обстоятельства дела, срок обжалования и реквизиты, по которым можно оплатить штраф.

Гражданин может обратиться в любую банковскую организацию и предоставить:

  1. Документ, удостоверяющий личность.
  2. Реквизиты платежа.
  3. Сумму штрафа.

Работник банка обязательно распечатает квитанцию, выдаст на руки плательщику. В ней нужно будет сверить все данные и поставить подпись. Далее, вернув квитанцию сотруднику банка, можно будет оплатить ее.

Как правило, гражданину выдают квиток, подтверждающий оплату. Сохранить его нужно обязательно.

Если же гражданин не согласен с наказанием и считает себя правым, то он должен оспорить данное постановление в суде. Срок обжалования должен быть указан в документе.

Вы можете обратиться к нашим юристам, они подскажут, как составить исковое заявление, и помогут выстроить продуманную стратегию защиты ваших законных прав и интересов.

Все виды наказания безбилетникам в общественном транспорте – штрафы, арест

Согласно правилам проезда в общественном транспорте, граждане обязаны приобрести билет за поездку. Кроме того, они должны по требованию контролера предоставить билет. Если же этого не сделать, то можно нарваться на административное наказание в виде штрафа.

На федеральном уровне административная ответственность предусмотрена, но только на некоторых видах транспорта. Наказания и тип ТС можно посмотреть в статье 11.18 КоАП РФ. Примерный размер штрафа составляет от 100 до 200 руб.

Также действуют региональные законы, в соответствии с которыми штрафные санкции для безбилетников могут быть выше. Например, в Москве штраф для безбилетника в общественном транспорте, в соответствии со статьей 10.2 КоАП РФ города Москвы, равняется 1 000 руб. А в регионах штрафная санкция варьируется от 100 до 500 руб.

Обратите внимание, если проигнорировать требование по оплате штрафа, то это грозит очередным административным правонарушением. В статье 20.25 КоАП РФ обозначено, если в течение 60 дней не уплатить штраф, то могут назначить другое наказание — арест на 15 суток или обязательные работы на 50 часов.

Ответственность по статье 11.18 КоАП РФ наступает в 16-летнего возраста. Родители несут полную ответственность за безбилетников до 16 лет, а значит, что они обязаны будут уплатить штраф вместо них.

Оштрафованным пассажиром может стать каждый

В большинстве случаев неоплаченный проезд – это отчасти вина самого пассажира. За валидатором, т.е. за устройством, которое списывает с транспортной или социальной карточки поездки, нужно следить очень бдительно. Это техническое приспособление довольно капризное и не всегда сразу входит в контакт с электронным билетом.

Поэтому иногда между действиями «приложил билет» и «оплатил проезд» лежит пропасть в виде штрафа за безбилетный проезд.

В соответствии с п. 7.2 Правил пользования наземным городским транспортом, безбилетным считается пассажир, у которого в билете или на транспортной карте отсутствует отметка о погашении (оплате проезда), или нет с собой документа, подтверждающего право на льготный проезд. О тех людях, которые пользуются поддельными проездными документами, либо картами с истекшим сроком годности, мы даже говорить не будем.

Кстати, пассажир, который отказался предъявить билет контролеру, также считается «зайцем».

Законодательство не определяет точного времени, в течение которого пассажир должен оплатить проезд после входа в автобус или троллейбус. Однако повернуть в суде этот пробел в законодательстве в свою пользу будет трудновато.

Читайте так же:  Государственный адвокат по административным делам

На данный момент получается, что если пассажир, войдя в транспорт, немного замешкался, например, отвечая на телефонный звонок или в поиске валидатора для оплаты, а в это время двери закрылись и транспорт тронулся, то с него сразу же требуют штраф за безбилетный проезд. Поэтому излюбленный вариант пассажиров – сначала занять свободное место, а потом оплатить проезд, – может вылиться в затраченное время и нервы на конфликт с контролером.

Проблему урегулирования количества времени, в течение которого пассажир должен оплатить проезд, в ряде российских регионов и городов решают непосредственно перевозчики, определив временную норму для оплаты в одну остановку.

Такие нормы существуют, например, в Московской области (Подольск, Видное и т.д.), Смоленской и Тюменской областях. Перевозчики прямо об этом сообщают на своих сайтах в разделе Правилах пользования наземным транспортом. Московские транспортники не столько заботливы о пассажирах и требуют незамедлительной оплаты проезда.

Определение размера штрафа за проезд без билета в России устанавливается на основании региональных кодексов об административных правонарушениях. Так, в соответствии со статьей 10.1 КоАП г. Москвы, неоплаченная поездка в трамвае, автобусе и троллейбусе обойдется в 1000 рублей штрафа. А неправомерное использование льготной персонифицированной карты – в 2500 рублей.

Аналогичную сумму штрафа придется заплатить и честным пассажирам, которые оплатили проезд, но водитель не выдал им билет. Что делать в такой ситуации? Конечно, требовать билет с водителя. Или впоследствии после прихода контролеров получать моральное удовлетворение, что штраф придется платить еще и водителю. Так, в ст. 10.2 КоАП г. Москвы предусмотрен штраф за невыдачу билета в размере от 300 до 1000 рублей. В Московской области сумма санкций выше: по ст. 8.1 КоАП МО предусматривается штраф в размере 2000 рублей.

Комментарий к статье 11.18 КоАП РФ

1. Объектами данного правонарушения являются экономические отношения по поводу перевозки, возникающие между транспортной организацией и гражданами, финансовая безопасность этих организаций, которым причиняется существенный материальный ущерб.

Правила провоза пассажиров и багажа ныне регулируются Уставом автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, утвержденным Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ, Уставом железнодорожного транспорта, утвержденным Федеральным законом от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ, Федеральными авиационными правилами «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» (РГ. 2007. 10 окт.).

2. Безбилетным проездом (полетом) является проезд или вообще без билета (билет не был приобретен либо был потерян, отдан кому-либо и т.д.), или по недействительному билету (например, проезд в пригородном поезде по единому билету, срок действия которого истек).

Данная статья предусматривает административную ответственность за безбилетный провоз детей в возрасте от 5 (в городском и пригородном сообщениях — от 7) до 16 лет. Проезд детей до 5-летнего возраста бесплатен, а по достижении 16 лет сам несовершеннолетний является лицом, совершающим безбилетный проезд.

3. Размер штрафа предусмотрен данной статьей в виде четко определенной суммы штрафа. При этом за безбилетный провоз детей, проезд которых подлежит частичной оплате, штраф назначается в уменьшенном размере. В любом из этих случаев размер установленного штрафа приблизительно увязывается законодателем с размером материального ущерба, причиняемого транспортной организации определенного вида безбилетным проездом (полетом) пассажира или провозом детей.

4. Административная ответственность за безбилетный проезд пассажиров в троллейбусе, трамвае, автобусе городского и пригородного сообщения, маршрутном такси и метрополитене устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

5. Ответственность несет лицо, совершившее рассматриваемое правонарушение как умышленно, так и по неосторожности.

6. К сожалению, законодатель не указал ни субъектов административной юрисдикции, к подведомственности которых должно быть отнесено рассмотрение соответствующих административных правонарушений, ни органов, должностные лица которых вправе составлять протоколы.

Если до принятия Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 380-ФЗ полномочия органов железнодорожного и иных видов федерального транспорта были обозначены в ряде статей гл. 23 Кодекса, то ныне в ст. 23.36 отсылки к ст. ст. 11.18 и 11.19 отсутствуют.

В связи с изложенным возникает вопрос о том, на какой правовой основе действуют контролеры-ревизоры на указанных в ст. ст. 11.18 и 11.19 видах транспорта.

Обжалование штрафа за безбилетный проезд

Предметом обжалования является постановление об административном правонарушении. В соответствии со ст. 30.2 КоАП РФ, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается как судье, так и в вышестоящий орган, где был выписан штраф, или вышестоящему должностному лицу. Единственное, в соответствии со ст. 30.1 КоАП РФ, нужно выбрать один способ защиты своих прав. Если направить жалобу и в суд, и вышестоящему должностному лицу, то рассматривать прошение в итоге будет суд.

На написание обжалования дается 10 дней со дня получения копии постановления, такой же срок для ее рассмотрения уполномоченным лицом. Пропущенный срок можно восстановить по ходатайству заявителя. Жалоба освобождена от уплаты госпошлины, и подать ее можно не только лично, но и по почте.

Далее следуют два варианта развития событий. Либо вы сумели доказать свою правоту, и производство по делу об административном правонарушении прекращено. Либо должностное лицо оставляет постановление в силе, и вы идете искать справедливость в суд по месту рассмотрения жалобы, а затем в вышестоящий суд.

Вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном ст. 30.13, 30.14 КоАП РФ.

В процессе обжалования постановления по делу об административном правонарушении сроки уплаты штрафа отодвигаются. Как только суд выносит решение не в вашу пользу, с этого момента стартует счетчик времени для оплаты. Административный штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней. Неуложившихся в указанный срок, ждет двойное увеличение суммы штрафа, либо административный арест на срок до 15 суток, либо обязательные работы на срок до 15 часов.

Видео (кликните для воспроизведения).

Подпишитесь на 9111.ru в Яндекс.Новостях Подписаться

Источники

Безбилетный проезд административное правонарушение
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here