Действие законодательства об административных правонарушениях

Предлагаем ознакомится с материалом в статье: "Действие законодательства об административных правонарушениях". Здесь собрана и обработана информация из авторитетных источников. Если вы все же не найдете ответ на свой вопрос, дочитайте статью до конца, если же и после этого не получите ответ, то обратитесь к дежурному консультанту.

Содержание

Статья 1.7. Действие законодательства об административных правонарушениях во времени

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 210-ФЗ в статью 1.7 настоящего Кодекса внесены изменения

Статья 1.7. Действие законодательства об административных правонарушениях во времени

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 1.7 КоАП РФ

ГАРАНТ:

О конституционно-правовом смысле положений части 1 статьи 1.7 настоящего Кодекса во взаимосвязи с пунктом 4 статьи 1 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 323-ФЗ и пунктом 4 статьи 1 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 326-ФЗ см. постановление Конституционного Суда РФ от 14 июня 2018 г. N 23-П

1. Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

ГАРАНТ:

О конституционно-правовом смысле положений части 2 статьи 1.7 настоящего Кодекса см. постановление Конституционного Суда РФ от 14 июля 2015 г. N 20-П и определение Конституционного Суда РФ от 27 сентября 2016 г. N 2017-О

2. Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июня 2016 г. N 195-ФЗ статья 1.7 настоящего Кодекса дополнена частью 2.1

2.1. В случае одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность, лицо подлежит административной ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

3. Производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время производства по указанному делу.

Статья 1.7. Действие законодательства об административных правонарушениях во времени

Статья 1.7. Действие законодательства об административных правонарушениях во времени

1. Правила ч. 1 ст. 1.7 устанавливают общие принципы действия законодательства об административных правонарушениях:

1) во времени . По общему правилу лицо подлежит административной ответственности только на основании закона, который уже действует в момент, когда совершено административное правонарушение. При этом:

а) под словом «закон» в данном случае понимается сам КоАП, а также законы субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях;

б) действует ли закон, нужно судить либо из текста самого закона (где указывается день введения его в действие), либо из текста специального закона, регулирующего порядок и дату его вступления в силу (примером может служить Закон N 196, он устанавливает, что КоАП вступает в силу с 01.07.2002, ст. 1), либо нормами Федерального закона от 14.06.94 N 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» (в ст. 6 этого Закона указано, что федеральные законы вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен иной порядок вступления их в силу). Официальными источниками опубликования федеральных законов являются «Российская газета», «Парламентская газета», «Собрание законодательства Российской Федерации». Принципиальное значение имеет постановление Конституционного Суда РФ от 24.10.96 N 17-П о том, что днем обнародования такого закона считается день первой публикации , а не дата подписания в печать указанных выше изданий;

в) законы каждого субъекта Российской Федерации вступают в силу в порядке, установленном в самих этих законах либо в специальных законах этого субъекта Российской Федерации;

2) в пространстве (до 11.08.07). Это означает, что лицо подлежит административной ответственности по закону, который действует в месте совершения административного проступка. Так, за правонарушение, совершенное в Тульской области, ответственность наступает по закону этой области (если, конечно, за это деяние не установлена ответственность нормами самого КоАП). В практике возникает вопрос: по закону какого субъекта Российской Федерации несет ответственность лицо, совершившее в марте 2007 г. административные правонарушения на территории нескольких субъектов Российской Федерации и привлеченное к ответственности, допустим, в г. Ростове-на-Дону ? В этом случае правонарушитель привлекается к административной ответственности на основании законов каждого из таких субъектов Российской Федерации: орган или должностное лицо, осуществляющие производство по делу, должны применять именно эти законы. С 11.08.07 действию законодательства об административной ответственности в пространстве посвящена специальная статья — 1.8 (см. коммент. к ней).

2. Специальные правила предусмотрены в ч. 2 ст. 1.7:

1) они подлежат применению лишь постольку, поскольку вступил в силу закон, который:

а) отменяет административную ответственность за ранее совершенное лицом (т.е. до дня введения этого закона в действие) административное правонарушение;

б) хотя и не отменяет ответственность за административное правонарушение, но смягчает ее;

в) иным образом улучшает положение лица, совершившего административное правонарушение (например, предусматривает возможность применения не только штрафа, как это было раньше, но и предупреждения);

2) они императивно предусматривают, что в упомянутых выше случаях закон имеет обратную силу. При этом в ч. 2 дается легальное определение (для целей КоАП) обратной силы закона.

Закон (смягчающий или отменяющий административную ответственность либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение) распространяется на лицо:

— которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу;

— относительно которого постановление о назначении административного наказания не было принято либо уже принятое постановление не было исполнено ;

3) они императивно запрещают придавать обратную силу закону, который:

а) устанавливает административную ответственность за данное деяние. Речь идет о случаях, когда деяние (до вступления закона в силу) не признавалось административным правонарушением;

Читайте так же:  Образец обжалования постановления судебного пристава исполнителя

б) отягчает административную ответственность за совершенное лицом (до вступления в силу данного закона) административное правонарушение (например, вместо предупреждения этот закон вводит штраф);

в) иным образом ухудшает положение лица, совершившего административное правонарушение до вступления этого закона в силу;

4) для их правильного применения необходимо руководствоваться правилами:

б) ст. 6 Закона N 196 о том, что в связи с тем, что в соответствии с частью 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обратную силу имеет закон, смягчающий или отменяющий ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, судьям, органам, должностным лицам, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, пересмотреть вынесенные ими до 1 июля 2002 года и неисполненные постановления о наложении административных взысканий в целях приведения указанных постановлений в соответствие с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (выделено мной — А.Г.). О судебной практике по применению ч. 2 см. п. 5 Пост. N 2.

3. Особенности правил ч. 3 ст. 1.7 состоят в следующем:

1) они императивны, т.е. не дают права судье, органу, должностному лицу, осуществляющему производство по делу, применять по своему усмотрению правила отмененного закона (либо закона, который вступит в силу через некоторое время);

2) они не предусматривают возможности придания обратной силы закону, регулирующему порядок производства по делу об административном правонарушении: в любом случае он должен осуществляться на основании закона, который действовал именно во время производства по делу. См. также п. 1 Пост. N 5.

4. ВАС (в Пост. N 2) разъяснил судам что:

1) ответственность за правонарушения совершенные до 30.06.02 — наступает по правилам ранее действовавшего законодательства (п. 4);

2) если КоАП не установлена ответственность за деяние, считавшееся до 30.06.02 правонарушением, то после 30.06.02 судом не может быть вынесено постановление об административном наказании. При этом и взыскание ранее наложенных штрафов за такое деяние — не производится (п. 5);

3) если КоАП предусматривает более мягкую ответственность, то взыскание ранее наложенных штрафов после 30.06.02 производится в части не превышающей максимального размера штрафа предусмотренного КоАП за такое правонарушение (п. 5);

4) пересмотр неисполненных постановлений после 01.07.02 не противоречит закону и в том случае, когда после указанной даты изменена подведомственность соответствующих дел (п. 6.1);

5) указанный пересмотр может быть осуществлен арбитражным судом (с учетом правил о подведомственности) и по заявлению правонарушителя (п. 6.2, 6.3);

6) дело об административном правонарушении, совершенном до 01.07.02 подлежит рассмотрению после этой даты тем судом (органом, должностным лицом) к подведомственности которого это дело отнесено новым КоАП и в соответствии с процедурами, предусмотренными КоАП (п. 7).

Статья 1.8. Действие законодательства об административных правонарушениях в пространстве

1. Лицо, совершившее административное правонарушение на территории Российской Федерации, подлежит административной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации.

2. Лицо, совершившее административное правонарушение за пределами Российской Федерации, подлежит административной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации, а также в случаях, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.

3. Юридическое лицо, совершившее административное правонарушение, предусмотренное статьей 19.28 настоящего Кодекса, за пределами Российской Федерации, подлежит административной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом в случае, если указанное административное правонарушение направлено против интересов Российской Федерации, а также в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации, если указанное юридическое лицо не было привлечено за соответствующие действия к уголовной или административной ответственности в иностранном государстве.

Комментарий к Ст. 1.8 КоАП РФ

Нормы ч. 1 настоящей статьи указывают на возможность применения мер административной ответственности, установленных законом субъекта РФ. В подобном случае территориальное применение данных предписаний изменяется. Нормы регионального закона не могут применяться за пределами соответствующего субъекта РФ, т.е. действие закона обусловлено исключительно территорией данного региона.

Еще одним исключением из общей территориальной подведомственности дел об административных правонарушениях являются предписания международного договора. Его правовые положения носят трансграничный характер, т.е. применяются за совершение административных правонарушений, совершенных на территории тех государств, которые ратифицировали данный международный договор.

Таким образом, территориальные границы реализации предписаний отдельных нормативных актов определяются применительно к сущности и специфике каждого нормативного акта и предопределяются его видом. При этом не учитывается гражданство правонарушителя, принципиальное значение имеет лишь факт совершения правонарушения на территории Российской Федерации.

2. Специальные правила определения территориальной юрисдикции предусмотрены ч. 2 комментируемой статьи, которая указывает на возможность применения норм Кодекса в случае совершения административного правонарушения за пределами территории РФ только на основании специальных предписаний международного договора. Нередко данное положение применяется в отношении граждан РФ, совершивших правонарушение за пределами государственной территории РФ.

Статья 1.7. Действие законодательства об административных правонарушениях во времени и в пространстве

Внимание! Это архивная редакция статьи.

Статья 1.7. Действие законодательства об административных правонарушениях во времени и в пространстве

1. Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время и по месту совершения административного правонарушения.

2. Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

3. Производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время производства по указанному делу.

Статья 1.7. Действие законодательства об административных правонарушениях во времени

1. Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

2. Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

Читайте так же:  Взыскание административного штрафа исполнительное производство

2.1. В случае одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность, лицо подлежит административной ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

3. Производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время производства по указанному делу.

Комментарий к статье 1.8. КоАП РФ:

1. В соответствии с положениями, содержащимися в п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, в ч. 1 ст. 1.1 Кодекса, установлено, что законодательство об административных правонарушениях состоит из Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ об административных правонарушениях.

На основании этого в ч. 1 комментируемой статьи предусмотрено, что лицо, которое совершило административное правонарушение на территории РФ, подлежит административной ответственности согласно Кодексу или соответствующему закону субъекта РФ.

Естественно, что действие Кодекса распространяется на всю территорию РФ, в то время как пределом действия закона субъекта РФ является территория соответствующего субъекта (если в законодательном акте не содержатся дополнительные оговорки).

Следует иметь в виду, что указанная норма касается как физических, так и юридических лиц. Это вытекает из содержания гл. 2 Кодекса, устанавливающей виды субъектов административной ответственности. К ним относятся, в частности, иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица (ст. 2.6).

2. В ч. 2 комментируемой статьи содержится специальная норма, согласно которой граждане РФ, а также лица без гражданства, постоянно проживающие на территории РФ, при совершении административных правонарушений за пределами РФ подлежат административной ответственности в соответствии с Кодексом в случаях, предусмотренных международным договором РФ.

Таким международным договором РФ является ратифицированная Российской Федерацией в 2008 году Конвенция о взаимном признании и исполнении решений по делам об административных нарушениях правил дорожного движения от 28 марта 1997 г. В соответствии с данной Конвенцией материалы об административном правонарушении, совершенном за пределами РФ, могут быть направлены на рассмотрение компетентному органу РФ.

Действие законодательства об административных правонарушениях во времени и пространстве

Лицо, совершившее административное правонарушение подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения. Конституция РФ закрепила этот принцип в ч. 2 ст. 54, которая гласит: «Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением».

Лицо, совершившее административное правонарушение на территории Российской Федерации, подлежит административной ответственности в соответствии с КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации.

Лицо, совершившее административное правонарушение за пределами Российской Федерации, подлежит административной ответственности в соответствии с КоАП РФ в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации.

Следует учесть, что законы подлежат официальному опубликованию, это определено ст. 15 Конституции РФ. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Порядок опубликования федеральных законом определен Федеральным законом от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ (в ред. от 22 октября 1999 г.) «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» [37] .

Как правило, законы вступают в силу через 10 дней после их опубликования в Собрании законодательства Российской Федерации, «Парламентской газете» и «Российской газете», если в тексте самого закона или постановления о вступлении закона в силу не оговаривается другое время начала действия данного закона. Законы могут быть опубликованы и в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения (обнародованы) по телевидению и радио, и др.

Статья 1.7 КоАП РФ закрепляет три правила действия закона об административной ответственности во времени:

а) закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено;

б) закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет;

в) производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время производства по указанному делу;

г) лицо, совершившее административное правонарушение на территории Российской Федерации, подлежит административной ответственности в соответствии с КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях.

Территориальные пределы действия законодательства об административных правонарушениях определяются полномочиями издавшего его органа. Так, законодательные акты Российской Федерации действуют на территории всего государства, если предел их действия не ограничен самим актом. Под территорией Российской Федерации понимается часть земного шара, находящаяся под суверенитетом Российской Федерации и определяемая Государственной границей Российской Федерации [38] .

Государственная территория Российской Федерации включает в себя сушу, воды, недра и воздушное пространство над ней. Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономическое зоне Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным законом [39] и нормами международного права (ч. 3 ст. 67 Конституции РФ).

Пределом действия законов субъекта Российской Федерации является территория данного субъекта.

Граждане Российской Федерации и постоянно проживающие в Российской Федерации лица без гражданства, совершившие административные правонарушения за пределами Российской Федерации, подлежат административной ответственности в соответствии с КоАП РФ в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации (ч. 2 ст. 1.8 КоАП РФ).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 10095 —

| 7838 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Читайте так же:  Должностных лиц уполномоченных осуществлять административное задержание

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Статья 1.7. КоАП РФ. Действие законодательства об административных правонарушениях во времени

Видео (кликните для воспроизведения).

Ст 1.7 КоАП РФ с комментариями и изменениями 2019-2020 года

1. Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

2. Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

2.1. В случае одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность, лицо подлежит административной ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

3. Производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время производства по указанному делу.

Источники административного права РФ

С точки зрения науки источниками административного права признаются акты государственных органов, в которых содержатся нормы административно-правового характера. Определяют следующие виды источников права:

  1. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы». Законодательство административного права не является исключением, большая часть норм источников права основаны на принципах и нормах международных договоров и соглашений.
  2. Конституция РФ, а также уставы и Конституции субъектов Федерации, которые содержат нормы административно-правовой направленности.
  3. Указы Президента РФ и правовые акты глав субъектов РФ.
  4. Постановления Правительства и правовые акты администрации субъектов РФ.
  5. Нормативно-правовые акты региональных и федеральных органов исполнительной власти, а также органов местного самоуправления.
  6. Соглашения между федеральными объединениями, публичные договоры федеративного и административного значения.

Возвращаясь к законодательству об административных правонарушениях, следует отметить, что его база значительно меньше общепринятых норм источников административного права, однако каждая норма также основывается на нормах и принципах международного права.

Комментарий к Ст. 1.7 КоАП РФ

1. Применение любого нормативного акта характеризуется необходимостью соблюдения трех основных ограничений: по времени, по кругу лиц, по территории. Наиболее важным и значимым из указанных положений является применение нормативного акта во времени, поскольку определяет совокупность правоотношений, которые могут быть урегулированы с помощью предписания такого документа. По общему правилу применению подлежат те нормативные предписания, которые обладали юридической силой на момент возникновения правоотношений. Применительно к правонарушению положения настоящей статьи детализируют общие правила, указывая, что при установлении мер административной ответственности подлежит применению тот закон, который действовал на момент совершения административного правонарушения, т.е. утрата таким нормативным актом юридической силы и принятие нового аналогичного документа на момент применения мер ответственности по общему правилу не позволяет изменять правовое регулирование. Даже в случае последующей отмены или изменения нормативного акта, действовавшего в момент совершения правонарушения, он подлежит применению даже после утраты им юридической силы, кроме случаев исключения, установленных настоящей статьей.

2. Общим исключением из правил действия нормативных актов во времени являются предписания ч. 2 комментируемой статьи, в соответствии с которой при применении мер административной ответственности могут быть применены положения вновь принятого нормативного акта, регламентирующего применение административной ответственности, в случае, если такой нормативный акт смягчает или отменяет ответственность за совершенное деяние. Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

Следовательно, решение о привлечении к административной ответственности (постановление о назначении административного наказания) за правонарушение, допущенное до 1 июля 2002 г., не может быть вынесено судом (иным уполномоченным органом) после вступления в силу КоАП РФ, если ответственность за соответствующее правонарушение им не установлена. Взыскание ранее наложенных штрафов за такое правонарушение не может быть произведено после 30 июня 2002 г. В том случае, когда КоАП РФ устанавливает более мягкую ответственность за конкретное правонарушение, чем было установлено ранее действовавшим законодательством, за такое правонарушение, совершенное до 1 июля 2002 г., применяется ответственность, установленная КоАП РФ. Взыскание ранее наложенных штрафов за данное правонарушение после 30 июня 2002 г. может быть произведено лишь в части, не превышающей максимального размера штрафов, предусмотренных КоАП РФ за такое правонарушение.

Постановление Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2 указывает, что закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, обратной силы не имеет, поэтому соответствующие положения Кодекса могут применяться только в отношении административных правонарушений, допущенных лицами после 30 июня 2002 г. Ответственность же за правонарушения, совершенные до указанной даты, наступает по правилам ранее действовавшего законодательства.

При применении положений ч. 2 настоящей статьи суды исходили из следующего:

— пересмотр вынесенных до 1 июля 2002 г. и неисполненных постановлений о назначении административных наказаний судами, органами, должностными лицами, вынесшими данные постановления, не противоречит закону и в том случае, когда после указанной даты изменена подведомственность соответствующих дел;

— если после 30 июня 2002 г. материалы упомянутых выше дел направлены для пересмотра в суд, которому подведомственны эти дела в соответствии с КоАП РФ, суд должен осуществить такой пересмотр, не возвращая материалы отправителю;

— если орган (должностное лицо), вынесший постановление, сам не пересматривает его и не направляет материалы для пересмотра в суд, уполномоченный рассматривать дела в соответствии с КоАП РФ, пересмотр может быть осуществлен полномочным судом по заявлению лица, совершившего административное правонарушение. При этом необходимо иметь в виду, что арбитражный суд не вправе пересмотреть судебный акт, вынесенный судом общей юрисдикции, поскольку такой пересмотр осуществляется по правилам гражданского процессуального законодательства.

Читайте так же:  Заявление о нарушении общественного порядка

Законодательство об административной ответственности

Законодательство об административной ответственности система норм права, закрепленных в КоАП и законах субъектов РФ об административных правонарушениях, устанавливающих принципы и основания административной ответственности, условия и порядок привлечения лица, совершившего административное правонарушение, к административной ответственности.

Система законодательства об административных правонарушениях.

2) законы субъектов РФ об административных правонарушениях. Задачи законодательства об административных правонарушениях:

• охрана прав и свобод человека и гражданина;

• охрана здоровья граждан;

• охрана санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

• защита общественной нравственности;

• охрана окружающей среды;

• охрана установленного порядка осуществления государственной власти;

• защита общественного порядка и общественной безопасности;

• защита законных экономических интересов физических и юридических лиц;

• защита общества и государства;

• предупреждение административных правонарушений.

Действие законодательства об административной ответственности различается:

2) в пространстве;

Действие законодательства об административной ответственности во времени:

1) лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во времени совершения административного правонарушения;

2) закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, т. е. распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено;

3) закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

Действие законодательства об административной ответственности в пространстве: лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит административной ответственности на основании закона, действующего по месту совершения административного правонарушения.

Действие законодательства об административной ответственности по кругу лиц может быть:

1) общего действия (распространяется на все субъекты);

2) специального действия. Виды специальных субъектов:

• военнослужащие и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов;

• иностранные граждане и лица без гражданства;

• юридические лица Российской Федерации;

• иные лица, в отношении которых предусмотрены какие-либо статутные особенности (родители, лица их замещающие, ранее привлеченные к административной ответственности).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9653 —

| 7397 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Законодательство РФ об административных правонарушениях

Что собой представляет база законодательства РФ административного права? Что составляет основу базы законодательства об административных правонарушениях, какой нормативный документ является ведущим актом в данной сфере? На эти и другие вопросы Вы найдете ответы в представленной статье.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону +7 (499) 288-21-46 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Административное право представляет собой важнейшую отрасль правовой системы нашего государства. В свою очередь, административное законодательство выступает правовой основой для построения и функционирования такой мощной и активной подсистемы государственного аппарата, как исполнительная власть. Законодательная база административного права разобрана на множество нормативных актов, в основе которых Конституция Российской Федерации.

Законодательство РФ об административных правонарушениях

Согласно статье 1.1. Кодекса об Административных правонарушениях законодательство данной области состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ. Таким образом, в базу законодательства можно включить:

  • общеправовые законодательные акты (прежде всего Конституция РФ), отраслевые – КоАП РФ, Федеральные законодательные акты Правительства РФ, Федеральные законы и иные документы;
  • законодательные акты, имеющие отношение к иным отраслям права, но имеющие в своей структуре нормы, регламентирующие отношения в сфере административных правонарушений (Таможенный, Налоговый, Гражданский кодексы РФ и т.д.);
  • международные акты, имеющие действие в данной области правоотношений.

Основу законодательства РФ об административных правонарушениях составляет КоАП РФ и нормативно правовые акты, принимаемые органами государственной власти и субъектов РФ.

Исходя из вышесказанного следует — на территории субъектов Федерации могут быть созданы законодательные акты, где установлены административные наказания за деяния, не указанные в КоАП РФ и они действительно есть:

  • Кодекс Волгоградской области об административных правонарушениях
  • https://duma.tomsk.ru/page/16800/
  • Закон Ростовской области об административных правонарушениях
  • Закон республики Адыгея об административных правонарушениях
  • Закон республики Алтай об административных правонарушениях
  • Кодекс республики Башкортостан об административных правонарушениях
  • Закон республики Бурятия об административных правонарушениях
  • Закон Краснодарского края об административных правонарушениях

Важно отметить, что законы, принимаемые субъектами РФ, не могут противоречить нормам Кодекса об Административных правонарушениях. Разрешение споров по вопросам соответствия законов субъектов РФ Кодексу отнесено к ведению Конституционного Суда РФ.

Кодекс об административных правонарушениях РФ

Основной законодательный документ в сфере отношений, связанных с административными документами, представляет собой кодифицированный акт, который устанавливает общий перечень всех административных правонарушений и полноценно регулирует общественные отношения по привлечению правонарушителей к административной ответственности. КоАП РФ фиксирует порядок привлечения к административной ответственности и порядок исполнения решений по административным делам, перечисляет административные наказания и порядок их назначения, устанавливает органы, рассматривающие дела в данной сфере. Действующий на территории РФ Кодекс об административных правонарушениях был принят Государственной Думой 20 декабря 2001 г., последние изменения были внесены в него действием Федерального закона № 326-ФЗ от 03.08.2018 г. «О внесении изменений в статью 30.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», которые вступили в силу 14 августа 2018 г.

Статья 1.8. КоАП РФ. Действие законодательства об административных правонарушениях в пространстве

Ст 1.8 КоАП РФ с комментариями и изменениями 2019-2020 года


1. Лицо, совершившее административное правонарушение на территории Российской Федерации, подлежит административной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации.

2. Лицо, совершившее административное правонарушение за пределами Российской Федерации, подлежит административной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации, а также в случаях, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.

Читайте так же:  Административный кодекс виды наказаний

3. Юридическое лицо, совершившее административное правонарушение, предусмотренное статьей 19.28 настоящего Кодекса, за пределами Российской Федерации, подлежит административной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом в случае, если указанное административное правонарушение направлено против интересов Российской Федерации, а также в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации, если указанное юридическое лицо не было привлечено за соответствующие действия к уголовной или административной ответственности в иностранном государстве.

Комментарий к статье 1.7. КоАП РФ:

1. Правила, содержащиеся в комментируемой статье, соответствуют гуманным положениям ст. 54 Конституции РФ, в которой впервые возведены на конституционный уровень нормы о действии закона во времени и об обратной силе закона. Из содержания упомянутой статьи Конституции прямо вытекает, что административная ответственность наступает лишь за то деяние, которое в момент его совершения признавалось административным правонарушением.

2. Под лицом, совершившим административное правонарушение и подлежащим административной ответственности в соответствии со ст. 2.1 настоящего Кодекса, имеется в виду как физическое, так и юридическое лицо.

3. Действующим является закон, вступивший в установленном порядке в силу, если не истек специально указанный срок его действия либо он не отменен другим актом. В соответствии с требованиями статьи 15 Конституции РФ законы подлежат официальному опубликованию, а неопубликованные законы не применяются.

Под законом, о котором говорится в ч. 1 комментируемой статьи, в настоящее время имеются в виду КоАП РФ и законы субъектов РФ, так как в соответствии со ст. 1.1 Кодекса законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ об административных правонарушениях. Это соответствует положению о разграничении полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами, закрепленному в п. «к» ст. 72 Конституции РФ.

Под законодательством, подлежащим применению в отношении лица, совершившего административное правонарушение, нужно понимать как нормы статей Особенной части Кодекса, так и нормы его Общей части, поскольку они также влияют на решение вопроса об ответственности лица, совершившего административное правонарушение. Особенная часть Кодекса содержит в диспозиции описание признаков состава правонарушения и меры, которые могут применяться за его совершение. В Общей части Кодекса приведены, в частности, принципы назначения наказания.

В соответствии с положениями Федерального закона от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» законы вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу.

Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в «Российской газете» или Собрании законодательства Российской Федерации. Порядок опубликования и вступления в силу актов Президента РФ и Правительства РФ регламентирован в Указе Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти».

В нем указывается, что акты Президента РФ и акты Правительства РФ подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» и Собрании законодательства Российской Федерации в течение 10 дней после дня их подписания.

4. Порядок обнародования и вступления в силу законов субъектов РФ определен в ст. 8 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». В этой статье установлено, что «Конституция (устав) и закон субъекта Российской Федерации вступают в силу после их официального опубликования. Законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования».

5. Территориальные пределы действия законодательного акта об административных правонарушениях определяются, прежде всего, полномочиями органа, его издавшего. Законы РФ действуют на территории всего государства, если предел их действия не ограничен в самом законе. Аналогично предел действия закона субъекта РФ — вся территория субъекта, если в законе не установлено иное.

6. Положения, изложенные в ч. 2 комментируемой статьи, полностью соответствуют содержанию ст. 54 Конституции РФ.

Под обратной силой закона следует понимать распространение нового закона на деяния, совершенные до его вступления в силу.

Законом, смягчающим ответственность за административное правонарушение, является акт, исключивший из санкции более строгое наказание, снизивший размер наказания либо исключивший дополнительное наказание.

Под формулировкой «иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение» следует понимать любые указания закона, которые облегчают ответственность таких лиц, включая условия отбытия наказания, например административного ареста.

7. Ответственность отменяется с отменой закона, которым она была установлена, а также с частичной отменой этого акта, исключением из него ответственности за одно из правонарушений, влекших до того ответственность, если частичная отмена акта либо исключение ответственности касается данного состава административного правонарушения.

Законы, смягчающие или отменяющие ответственность, учитываются при их применении на любой стадии производства по делу, включая надзорное.

8. Законом, устанавливающим ответственность, является как акт, предусматривающий новое правонарушение и наказание за него, так и действующий акт, дополняющий включенные в него административные правонарушения новыми.

Законом, усиливающим ответственность за административное правонарушение, является акт, включающий в санкцию новое, более строгое наказание, или увеличивающий размер уже имеющегося наказания, или включающий дополнительное наказание либо увеличивающий его размер.

Под формулировку «иным образом ухудшающий положение лица» подпадает, в частности, ужесточение порядка исполнения того или иного административного наказания.

Видео (кликните для воспроизведения).

9. В ч. 3 комментируемой статьи установлено, что независимо от изменений, которые произошли в законодательстве об ответственности за правонарушение с момента его совершения, применяются правила производства, действующие на момент рассмотрения дела.

Источники

Действие законодательства об административных правонарушениях
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here