Доказательства по административному делу и доказывание

Предлагаем ознакомится с материалом в статье: "Доказательства по административному делу и доказывание". Здесь собрана и обработана информация из авторитетных источников. Если вы все же не найдете ответ на свой вопрос, дочитайте статью до конца, если же и после этого не получите ответ, то обратитесь к дежурному консультанту.

Доказательства по делу об административном правонарушении

Такое понятие, как «доказательная база» или «доказательства», не фигурирует в Кодексе об Административных Правонарушениях. При этом оно активно используется в расследовании каждого дела. Каждый практикующий юрист во время ведения дела об административном правонарушении будет оперировать доказательствами. КоАП помогает определить, является ли вещь или документ доказательством и можно ли его приобщить к делу.

Что такое административное правонарушение

Административным правонарушением является противоправное действие виновного лица или же его бездействие. На законодательном уровне КоАП за это нарушение предусматривает ответственность. В качестве объектов посягательства может выступать не только собственность лиц и государства, но также здоровье людей, общественный порядок и нравственность людей, состояние экологии и многое другое.

На основании совершенного правонарушения к обвиняемому могут применять административные наказания. Основной формой подобного наказания обычно является штрафная санкция, но могут быть приняты и другие меры в зависимости от нарушения и его тяжести. Могут использоваться такие меры, как предупреждение, конфискация, лишение специального права или арест.

Но все наказания могут начинаться только после того, как была доказана вина обвиняемого. Для этого требуются доказательства по делу об административном правонарушении. Вина не будет доказана, пока не будет установлена причинно-следственная связь.

Доказывание является процессом выявления истины, не зависящей от субъективного мнения. Для этого используются:

  • сбор информации и доказательств;
  • исследование данных;
  • оценка доказательственных документов и собранных данных;
  • использование полученной доказательной базы в суде.

Обратите внимание! Различные доказательства и доказывание в производстве по делам об административных правонарушениях осуществляют судья и другие должностные лица, в производстве которых эти дела находятся.

Должностные лица обязаны доказывать, достаточно ли улик для того, чтобы считать дело завершенным, виновность лица — доказанной, а событие административного правонарушения совершенным.

Предмет доказывания

Без доказательств не решаются производственные задачи по подобным делам, это обязательное средство решения, которое необходимо представлять суду. Их содержание составляют сведения об обстоятельствах, которые входят в предмет доказывания. Предметом доказывания являются самые типичные среди проявлений каждого конкретного правонарушения.

Важно! Если предмет доказывания определен правильно, то расследование не будет неполным или поверхностным, не будут проводиться лишние экспертизы, дело не будет загромождаться излишними доказательствами, показаниями или исследованиями.

Существует ряд обязательных обстоятельств, которые подлежат установлению в процессе исследования предмета доказывания:

  • Не должно быть обстоятельств, которые могут исключить дальнейшее производство по делу.
  • Факт произошедшего события правонарушения.
  • Есть состав правонарушения.
  • Изучаются обстоятельства, которые могут смягчать или отягощать ответственность за проступок.
  • Устанавливается, какой размер ущерба был причинен пострадавшей стороне; его наличие и размер необходимо доказать и подтвердить документально.
  • Выявляется, какого характера был причинен ущерб, в какой области — частной собственности, государственной или норм морали и общественности.
  • Дополнительные обстоятельства, рассмотрение свойств которых имеют смысл в изучении данного дела, краткий отчет с места преступления.

Во время доказывания устанавливаются все причины и условия, согласно которым произошло административное правонарушение. Учитывается, было ли оно запланировано, выполнено одним лицом или по сговору лиц. При этом важно понимать, что предел процесса доказывания не ограничивается конкретными действиями или экспертизами. Предел наступает, только когда вина была доказана либо человек полностью оправдан.

Протокол как доказательство

Статья 26.2 КоАП признает доказательствами любые фактические данные, имеющие значение в данном делопроизводстве. Они могут иметь разный вид — свидетельские показания, протокол с места происшествия, конфискованное орудие совершения преступления, признание обвиняемого, фото- или видеодоказательства.

Оценка доказательств

Оценкой доказательств является логическая и мыслительная деятельность, которая ведется с целью определения, насколько допустимо и достоверно каждое из исследуемых доказательств. Ни одно из них не может иметь заранее фиксированной силы. Цель этого процесса — вывод по каждому представленному доказательству и деятельность, ведущая к нему.

Оценка проводится судьей или иным должностным лицом в соответствии с принципом свободной оценки доказательств. То есть суд может оценивать и трактовать доказательства так, как ему кажется верным, это называется внутренним убеждением. Нет формальных указаний, какие среди них можно считать достоверными, а какие нет. Суд должен оценивать все имеющиеся у него бумаги и вещдоки вне постороннего влияния или убеждений, опираться нужно только на достоверные предметы, показания и документы. Исследование обязательно должно быть объективным и свободным от предрассудков или иных раздражающих факторов.

Во время оценки необходимо проверить у каждого доказательства:

  • достоверность;
  • допустимость;
  • относимость;
  • достаточность;
  • связь с происшествием.

Кроме того, важно провести анализ всей информации, доказанных фактов и причастных лиц. Важно изучить последовательность и причины действия, условия и обстоятельства, толкнувшие на преступление. После этого изучается нарушение в совокупности уже исследованных разобщенных факторов, устанавливается их взаимосвязь и выносится справедливое решение суда.

Результат оценки суд обязан отражать в решении, в котором он приводит все использованные мотивы. Кроме того, он указывает, какие мотивы были приняты к сведению судейской коллегией, а какие — отвергнуты как необоснованные или ненадлежащие. Также указывается, почему при равных обстоятельствах одним было отдано больше внимания и предпочтения.

Читайте так же:  К деструктивному загрязнению окружающей среды приводит

Оценку проводят все должностные лица, которые участвуют в деле — судья, прокурор, обвинитель, защитник. Именно от оценки всех участников дела зависит его дальнейшая судьба. После изучения материалов адвокат любой из сторон может принять иск или отказаться от него, предложить мирное соглашение или же действовать до самого логического завершения. Каждая сторона оценивает свои шансы в деле и в зависимости от этой оценки действует. Отказаться от иска или предложить мирное соглашение может не только прокурор или адвокат. Это может сделать любая из сторон, даже если это государственный орган, крупная организация или орган местного самоуправления.

Важно! Если от иска отказывается защитник, сторона должна понимать, что имеет полное право продолжать защищать свои права без него или с другим адвокатом. Подобные меры предусмотрены законом.

Суд может счесть доказательства несущественными или предоставленными в малом объеме. В этом случае дело возвращается на стадию изучения либо остается в суде нерассмотренным до тех пор, пока стороны не предоставят дополнительные доказательства вины или защиты. Это делается только в случае, если суд сочтет невозможным дальнейшее разбирательство по делу. Оценка проводится на любом этапе дела, это — сложный процесс и мыслительная деятельность каждого участника дела. Проводится она на каждом этапе дела.

Административное правонарушение — это деяние в активной или пассивной форме как физического, так и юридического лица. Административные нарушения регулируются КоАП и приводят к административной ответственности, которая может заключаться в предупреждении, штрафе, административном аресте или конфискации орудия совершения преступления.

Обязательным условием успешного завершения любого дела является сбор доказательств, их исследование и оценка. Без этих факторов невозможно вести дело или его закончить. Проводят сбор, исследование и оценку каждый участник дела, а судья может заставить собирать дополнительные доказательства до тех пор, пока не посчитает их исчерпывающими.

Глава 40. Доказательства и доказывание в производстве по делам об административных правонарушениях

Статья 40.1. Обстоятельства, подлежащие установлению по делу об административном правонарушении

По делу об административном правонарушении установлению подлежат:

1) наличие события административного правонарушения;

2) характер и размер вреда, причиненного административным правонарушением;

3) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;

4) виновность лица в совершении административного правонарушения;

5) орудия совершения и предметы административного правонарушения, которые подлежат конфискации;

6) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;

7) обстоятельства, которые могут повлечь за собой освобождение от административной ответственности, освобождение от административного наказания, замену административного наказания и прекращение производства по делу об административном правонарушении;

8) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Статья 40.2. Основания освобождения от доказывания обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении

Обстоятельства, подлежащие установлению по делу об административном правонарушении и установленные вступившими в законную силу постановлением по иному делу об административном правонарушении, решением суда общей юрисдикции по гражданскому или административному делу либо решением арбитражного суда, приговором суда по уголовному делу, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию в производстве по делу об административном правонарушении.

Статья 40.3. Доказательства

1. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, устанавливают наличие или отсутствие обстоятельств, предусмотренных в статье 40.1 настоящего Кодекса.

2. Сведения, указанные в части 1 настоящей статьи, содержатся в объяснениях лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниях потерпевшего, свидетельских показаниях, письменных доказательствах, аудио- и видеозаписях, показаниях специальных технических средств, вещественных доказательствах, заключении и объяснениях эксперта, заявлении и замечаниях специалиста.

3. Доказательства по делу об административном правонарушении устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, и иными документами и материалами по делу об административном правонарушении.

Статья 40.4. Относимость доказательств

Суд, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, принимают только те доказательства, которые позволяют установить наличие или отсутствие обстоятельств, предусмотренных в статье 40.1 настоящего Кодекса.

Статья 40.5. Допустимость доказательств

1. Доказательства являются допустимыми, если они соответствуют требованиям, указанным в статье 40.3 настоящего Кодекса. Обстоятельства, подлежащие установлению по делу об административном правонарушении, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами и средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими иными доказательствами и средствами доказывания.

2. Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, если указанные доказательства получены с нарушением закона, в том числе совершенным при мероприятиях государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

3. Доказательства, указанные в части 2 настоящей статьи, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу постановления по делу об административном правонарушении и (или) решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста на постановление по делу об административном правонарушении.

4. Суд, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, признают доказательства недопустимыми по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевшего или по собственной инициативе.

Читайте так же:  Административный арест за покидание места дтп

Дата добавления: 2018-10-27 ; просмотров: 82 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Предмет доказывания и доказательства по делам об административных правонарушениях

По делу об административном правонарушении выяснению подлежат:

1) наличие события административного правонарушения;

2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;

3) виновность лица в совершении административного правонарушения;

4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;

5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;

6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;

7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения (ст. 26.1 КоАП РФ).

Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются:

— протоколом об административном правонарушении;

— иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ;

— объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении;

— показаниями потерпевшего, свидетелей;

— заключениями эксперта, иными документами;

— показаниями специальных технических средств;

Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.

Процессуальное регулирование доказывания в КоАП РФ выражено в трех основных аспектах: предмете доказывания, доказательствах, оценке доказательств.

Содержание предмета доказывания раскрывается в рамках ст. 26.1 КоАП РФ. В процессе осуществления доказывания как деятельности уполномоченных на то субъектов, направленной на сбор, проверку и оценку доказательств по делу об административном правонарушении, необходимо выяснить конкретный перечень обстоятельств, указанных в ст. 26.1 КоАП РФ. Таких обстоятельств семь, при этом они имеют нормативное обеспечение в рамках иных статей Кодекса, что способствует полноценной реализации задач производства. Например, в соответствии с п. 4 ст. 26.1 КоАП РФ выяснению по делу об административном правонарушении подлежат обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность. Перечень же этих обстоятельств содержится соответственно в ст. 4.2, 4.3 КоАП РФ.

В числе обстоятельств, подлежащих выяснению по делу в первую очередь, указано «наличие события административного правонарушения». Установление события административного правонарушения представляет собой важную составляющую в осуществлении производства в целом, так как его отсутствие в соответствии со ст. 24.5 КоАП РФ будет квалифицировано как обстоятельство, исключающее производство по делу об административном правонарушении. От правильно осуществленного действия, направленного на установление события проступка, зависит и правильная квалификация совершенного административного проступка. Выяснение наличия события административного правонарушения предполагает ответ на такой вопрос, как: имело ли место в жизни деяние, обладающее признаками административного правонарушения. К последним, как известно, относятся противоправность, наказуемость, виновность.

Подлежат выяснению вредные последствия, наступившие в результате совершения проступка, а также наличие причинной связи между этими последствиями и действием (бездействием) соответствующего органа или лица.

В определенных случаях выяснению подлежат место, способ, характер совершенного деяния и др.

Видео (кликните для воспроизведения).

В процессе осуществления производства по делу об административном правонарушении необходимо установить лицо, совершившее действие (бездействие), за которое КоАП РФ или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность. Субъектами административной ответственности могут быть как физические, так и юридические лица.

Установление виновности лица в совершении административного правонарушения представляет собой очередной этап первой стадии производства по делу. Данное положение реализуется в рамках субъективной стороны административного правонарушения, где установлению подлежит наличие в действии (бездействии) умысла или неосторожности, цели и мотива совершения правонарушения.

Следующее обстоятельство, подлежащее выяснению, указывает на характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением.

Кодекс закрепляет круг доказательств по делу об административном правонарушении, под которыми понимаются любые фактические данные, на основании которых субъекты, рассматривающие дело, устанавливают обстоятельства, имеющие значение для правильного решения дела. Среди них рассмотренные выше обстоятельства (наличие события административного проступка, виновность лица и т.д.). Фактические данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, а также иными протоколами, предусмотренными Кодексом. В КоАП РФ отражена классификация фактических данных, содержание которой предполагает деление доказательств на личные, вещественные и документы.

Личные доказательства — доказательства, где носителями информации являются физические лица, например объяснение лица, в отношении которого ведется производство, показания потерпевшего, показания свидетелей.

В соответствии со ст. 26.3 КоАП РФ указанные положения представляют собой сведения, имеющие отношение к делу, и должны быть сообщены указанными лицами в устной и письменной форме. Полноценная реализация данной нормы Кодекса обусловливает обращение к тем статьям Кодекса, в которых закрепляется правовой статус указанных участников производства (ст. 25.1 — лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ст. 25.2 — потерпевший, ст. 25.6 — свидетель).

Вещественные доказательства — материальные объекты, являющиеся носителями информации.

«Под вещественными доказательствами по делу об административном правонарушении понимаются орудия совершения или предметы административного правонарушения, в том числе орудия совершения или предметы административного правонарушения, сохранившие на себе его следы» (ст. 26.6 КоАП РФ).

Информация о наличии вещественных доказательств должна быть занесена в протокол об административном правонарушении или иной протокол, предусмотренный действующим Кодексом (например, протокол об изъятии вещей и документов). Субъекты, осуществляющие производство, обязаны принять необходимые меры по обеспечению сохранности вещественных доказательств до разрешения дела по существу. Реализация данных положений обеспечивается содержанием ряда статей, регламентирующих последовательность действий при применении процессуальных мер. Например, в ст. 27.10 КоАП РФ закреплен порядок применения такой меры, как изъятие вещей и документов. Процедура изъятия вещей и документов и их документальное оформление способствуют правильному сохранению и использованию материальных следов административных правонарушений — вещественных доказательств в целях достижения задач производства.

Читайте так же:  Административная ответственность филиала юридического лица

Документы также имеют доказательственное значение в тех случаях, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении (ст. 26.7 КоАП РФ). К ним можно отнести материалы фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи, информационные базы и банки данных и иные носители информации. Получение документа, имеющего доказательственное значение, должно быть зафиксировано в протоколе об административном правонарушении (ином протоколе). Обязанность сохранять документы возложена на субъекты, в производстве которых находится дело. Кодексом оговорены и те случаи, когда документы обладают признаками вещественных доказательств, что позволяет признать их в качестве последних (ст. 26.6 КоАП РФ).

В КоАП РФ содержатся нормы, закрепляющие положения о специальных технических средствах, поручениях и запросах по делу об административном правонарушении и порядке истребования сведений по делу об административном правонарушении.

Специальные технические средства — измерительные приборы, утвержденные в установленном порядке в качестве средств измерения, имеющие соответствующие сертификаты и прошедшие метрологическую проверку (ст. 26.8 КоАП РФ).

Показания тех или иных технических средств могут быть рассмотрены в качестве доказательств только в том случае, если специально уполномоченное лицо на производство по делу об административном правонарушении будет выступать в качестве непосредственного наблюдателя. Информация о применении специальных технических средств и их показаниях отражается в протоколе об административном правонарушении с указанием сведения об измерительном приборе и лице, присутствующем при производстве и осуществляющем измерение посредством требуемого технического средства.

Сущность закрепленных КоАП РФ норм, посвященных истребованию сведений по делу об административном правонарушении, состоит в наделении субъектов, осуществляющих производство, правом вынесения определения об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела. Истребование сведений, необходимых для разрешения дела, должно осуществляться судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело. В целях реализации принципа оперативности при рассмотрении дел об административных правонарушениях законодатель установил сроки направления истребуемых сведений — 3 дня со дня получения определения, а при совершении административного правонарушения, влекущего административный арест, — незамедлительно.

В качестве процессуальной гарантии, обеспечивающей своевременное представление сведений, можно рассматривать норму ст. 19.7 КоАП РФ, установившую административную ответственность за непредставление сведений (информации).

Поручения и запросы по делу об административном правонарушении направлены на получение информации и материалов, наличие которых необходимо для решения дела по существу. В соответствии со ст. 26.9 КоАП РФ поручение (запрос) направляется для проведения конкретных процессуальных действий в связи с осуществлением производства по делу об административном правонарушении. Следует отметить, что поручения и запросы направляются в соответствующие территориальные органы (органы исполнительной власти), предусмотренные Кодексом. Исполнение поручения и запроса должно быть осуществлено в определенных временных рамках — не позднее чем в пятидневный срок со дня получения указанных документов.

Существенное значение в процессе получения и закрепления доказательств по делу имеют экспертиза (ст. 26.4 КоАП РФ) и взятие проб и образцов (ст. 26.5 КоАП РФ).

Экспертиза проводится в тех случаях, когда при осуществлении производства возникает необходимость в использовании специальных познаний в науке, технике, искусстве и т.д. О назначении экспертизы судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело, выносится определение. Кодекс предусматривает основные составляющие определения, среди которых: основания для назначения экспертизы; информация об эксперте и данные об учреждении, в котором должна быть проведена экспертиза; вопросы, поставленные перед экспертом; перечень материалов, предоставляемых в распоряжение эксперта.

Заключение эксперта не является обязательным для судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело. Все выводы должны быть внимательно изучены субъектом, осуществляющим производство. Кодекс оговаривает возможность несогласия субъекта, в производстве которого находится дело, с заключением эксперта, при этом несогласие должно быть мотивировано.

Взятие проб и образцов проводится должностным лицом, осуществляющим производство по делу об административном правонарушении, если это необходимо для проведения экспертизы. Таким образом, взятие проб и образцов выступает в качестве обеспечивающего проведение экспертизы обстоятельства.

Процессуальное оформление осуществляется в соответствии с правилами, закрепленными в ст. 27.10 КоАП РФ «Изъятие вещей и документов».

Оценка доказательств — деятельность судьи, членов коллегиального органа, должностного лица, направленная на всестороннюю проверку доказательств по делу посредством основных способов.

Объектом данного вида деятельности являются доказательства по делу об административном правонарушении, цель — получение фактических данных, определение их достоверности или недостоверности, допустимости и достаточности для использования этих данных в процессе принятия решения по делу об административном правонарушении. Содержание рассматриваемого вида процессуального действия определяется ст. 26.11 КоАП РФ. В соответствии с указанной статьей субъекты, осуществляющие производство по делу, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.

Э.Л.Лещина, А.Д.Магденко
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Российский государственный университет правосудия
«Административно-процессуальное право»

Глава 26. Предмет доказывания. Доказательства. Оценка доказательств (ст.ст. 26.1 — 26.11)

Глава 26. Предмет доказывания. Доказательства.
Оценка доказательств

Читайте так же:  Процессуальный порядок привлечения к административной ответственности

ГАРАНТ:

См. схему «Предмет доказывания. Доказательства»

>
Обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении
Содержание
Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Вопрос 2. Доказательства и доказывание по делам об административных правонарушениях

Обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении (ст.26.1. КоАП РФ)

1. Наличие события административного правонарушения — означает установить, какие конкретные действия (или бездействие), носящие противоправный характер и предусмотренные настоящим Кодексом или законом субъекта РФ, были совершены.

2. Лицо (физическое или юридическое), совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность.

3. Виновность лица в совершении административного правонарушения. Применительно к физическому лицу требуется выяснить, умышленно или по неосторожности были совершены противоправные действия либо бездействие.

Что касается юридического лица, то оно признается виновным, если установлено, что у него имелась возможность для соблюдения соответствующих правил и норм, однако данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

4. Обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. Согласно ч. ч. 2 и 3 ст. 4.1 при назначении административного наказания учитываются обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность.

5. Характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением. Это обусловлено тем, что в целом ряде случаев нанесенный ущерб является обязательным признаком состава правонарушения. Например, в ст. 7.27 Кодекса предусмотрена ответственность за мелкое хищение чужого имущества. При этом указано, что данное хищение является мелким, если стоимость похищенного имущества не превышает одну тысячу рублей. Кроме того, следует иметь в виду, что в ст. 4.7 Кодекса регламентирован порядок возмещения имущественного ущерба, причиненного административным правонарушением.

6. Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении. Перечень обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, содержится в ст. 24.5 Кодекса. Их выяснение имеет очень важное значение, поскольку при наличии хотя бы одного из этих обстоятельств производство по делу не может быть начато, а начатое подлежит прекращению.

7. Иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения. Так, согласно ч.ч. 2 и 3 ст. 4.1 Кодекса при назначении административного наказания физическому лицу учитывается его имущественное положение, а юридическому лицу — его имущественное и финансовое положение.

Выяснение причин и условий совершения конкретного административного правонарушения необходимо в целях предупреждения правонарушений. В силу этого в ст. 29.13 Кодекса предусмотрено, что судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, при установлении указанных причин и условий вносят в соответствующие организации (соответствующим должностным лицам) представление о принятии мер по устранению таких причин и условий.

Согласно ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются 1) протоколом об административном правонарушении, 2) иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ,

3) объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, 4) показаниями потерпевшего, 5) свидетелей, 6) заключениями эксперта, 7) иными документами, а также 8) показаниями специальных технических средств, 9) вещественными доказательствами.

Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона, в том числе доказательств, полученных при проведении проверки в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля (ч.3 ст. 26.2 КоАП РФ).

Судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу (ст.26.11 КоАП РФ).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 9017 —

| 7286 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

§ 3. Доказательства по делу об административном правонарушении

Предмет доказывания по делу об административных правонарушениях составляют обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении. По делу об административном правонарушении выяснению подлежат:

наличие события административного правонарушения;

лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность;

виновность лица в совершении административного правонарушения;

обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;

характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;

обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;

иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела;

причины и условия совершения административного правонарушения.

Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются:

Читайте так же:  Отзыв апелляционной жалобы по административному делу

протоколом об административном правонарушении;

объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении;

показаниями потерпевшего, свидетелей;

показаниями специальных технических средств;

Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.

Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей представляют собой сведения, имеющие отношение к делу и сообщенные указанными лицами в устной или письменной форме. Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей отражаются в протоколе об административном правонарушении, протоколе о применении меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, протоколе рассмотрения дела об административном правонарушении, а в случае необходимости записываются и приобщаются к делу.

В случаях, если при производстве по делу об административном правонарушении возникает необходимость в использовании специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, выносят определение о назначении экспертизы. Определение обязательно для исполнения экспертами или учреждениями, которым поручено проведение экспертизы. Вопросы, поставленные перед экспертом, и его заключение не могут выходить за пределы специальных познаний эксперта. До направления определения для исполнения судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, обязаны ознакомить с ним лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потерпевшего, разъяснить им права, в том числе право заявлять отвод эксперту, право просить о привлечении в качестве эксперта указанных ими лиц, право ставить вопросы для дачи на них ответов в заключении эксперта.

Эксперт дает заключение в письменной форме от своего имени.

Должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, вправе брать образцы почерка, пробы и образцы товаров и иных предметов, необходимые для проведения экспертизы. В случае необходимости при взятии проб и образцов применяются фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств. О взятии проб и образцов составляется протокол.

Под вещественными доказательствами по делу об административном правонарушении понимаются орудия совершения или предметы административного правонарушения, в том числе орудия совершения или предметы административного правонарушения, сохранившие на себе его следы. Вещественные доказательства в случае необходимости фотографируются или фиксируются иным установленным способом и приобщаются к делу об административном правонарушении. О наличии вещественных доказательств делается запись в протоколе об административном правонарушении или в ином протоколе. Судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, обязаны принять необходимые меры по обеспечению сохранности вещественных доказательств до разрешения дела по существу, а также принять решение о них по окончании рассмотрения дела.

Документы признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении. Документы могут содержать сведения, зафиксированные как в письменной, так и в иной форме. К документам могут быть отнесены материалы фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи, информационных баз и банков данных и иные носители информации. Судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, обязаны принять необходимые меры по обеспечению сохранности документов до разрешения дела по существу, а также принять решение о них по окончании рассмотрения дела. Документы могут являться и вещественными доказательствами, если сохранили на себе следы административного правонарушения.

Доказательствами признаются также показания специальных технических средств, т.е. измерительных приборов, утвержденных в установленном порядке в качестве средств измерения, имеющих соответствующие сертификаты и прошедшие метрологическую поверку. Показания отражаются в протоколе об административном правонарушении.

Для получения доказательств по делу об административном правонарушении должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, вправе направлять запросы в соответствующие территориальные органы либо поручить совершение отдельных действий, должностному лицу соответствующего территориального органа. Поручение либо запрос по делу об административном правонарушении подлежит исполнению не позднее чем в пятидневный срок со дня получения указанного поручения либо запроса. Взаимодействие органов, осуществляющих производство по делам об административных правонарушениях, с компетентными органами иностранных государств и международными организациями осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, вправе вынести определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела. Истребуемые сведения должны быть направлены в трехдневный срок со дня получения определения, а при совершении административного правонарушения, влекущего административный арест, незамедлительно. При невозможности представления указанных сведений организация обязана в трехдневный срок уведомить об этом в письменной форме судью, орган, должностное лицо, вынесших определение.

Видео (кликните для воспроизведения).

Судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Источники

Доказательства по административному делу и доказывание
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here