Функции административного штрафа

Предлагаем ознакомится с материалом в статье: "Функции административного штрафа". Здесь собрана и обработана информация из авторитетных источников. Если вы все же не найдете ответ на свой вопрос, дочитайте статью до конца, если же и после этого не получите ответ, то обратитесь к дежурному консультанту.

Воспитательная роль административного наказания

Дата публикации: 28.02.2014 2014-02-28

Статья просмотрена: 1583 раза

Библиографическое описание:

Кудрявая А. А. Воспитательная роль административного наказания // Молодой ученый. — 2014. — №3. — С. 653-655. — URL https://moluch.ru/archive/62/9494/ (дата обращения: 16.02.2020).

Цель статьи рассмотреть суть и содержание административного наказания, исследовать административное наказание как механизм воспитания, который способствует поддержанию легитимности, а также предупреждению совершения новых правонарушений в стране.

Ключевые слова:административное наказание; виды административного наказания; предупреждение.

Актуальность данной статьи заключается в том, что вопрос борьбы с административными правонарушениями имеет особую значимость во все времена, учитывая их внушительный массив в общем объёме противоправных проявлений. Представляется, что одним из существенных факторов, влияющих на состояние законности и правопорядка в стране, является широкий спектр административных наказаний.

Административное наказание, как известно, представляет собой «меру юридической ответственности, назначаемую государством или от имени государства за совершенное административное правонарушение, которое применяется, прежде всего, в целях воспитания лица, совершившего административное правонарушение. Оно выполняет также функцию предупреждения совершения правонарушения как лицом, привлекающийся к административной ответственности, так и другими лицами». [4]

Важно отметить то, что механизм влияния административного наказания на различных лиц неодинаковый, так как существует зависимость от морального и культурного уровня населения, от уровня общественного правосознания, полноты реализации принципа неотвратимости административного наказания и т. п. Соответственно, как мы полагаем, адресатами предупреждения правонарушений (субъектами воспитания) являются не только потенциальные правонарушители, но и все без исключения физические и юридические лица.

Административные наказания представлены в нескольких видах, круг которых строго очерчен Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации. [1, ст. 3.1] К ним относятся:

1) Предупреждение, которое представляет собой меру административного наказания, выражающейся в официальном порицании физического или юридического лица, совершивших незначительные нарушения установленных правил, когда они не носят резко выраженного антиобщественного характера. Предупреждение выносится в письменной форме. От предупреждения необходимо отличать устное замечание. Так как устное замечание не является наказанием. Это мера морального воздействия.

2) Административный штраф — это основной и самый распространённый вид наказания. Назначается нарушителям административно-правовых норм юрисдикционными органами или их полномочными представителями в пределах, предусмотренных законодательством. Он выражается в получении с нарушителя в доход государства определенной суммы денежных средств.

На мой взгляд, это самый действенный вид наказания. Так как в современном обществе важную роль играет материальное положение различных субъектов, все стремятся к повышению собственного благосостояния и благополучия. А обязательство уплатить административный штраф, в результате правонарушения, воспринимается как ущерб материальному состоянию и, как следствие, приводит снижению его уровня. В таком случае, как правило, субъект будет стараться избегать совершения правонарушений, предусматривающих наказание в виде денежного штрафа.

3) Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения представляет собой принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей. Конфискация назначается судьей.

4) Лишение специального права заключается в лишении физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права. Устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом. Лишение специального права также назначается судьей.

5) Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или правового режима контртеррористической операции до тридцати суток. Данный вид административного наказания назначается судьей. Административный арест устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений и не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, инвалидам I и II групп.

6) Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства представляет собой принудительное и контролируемое перемещение указанных лиц через Государственную границу Российской Федерации за её пределы, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, — в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации как мера административного наказания устанавливается в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства и назначается судьей, а в случае совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения при въезде в Российскую Федерацию — соответствующими должностными лицами органов, определённых Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации. [1]

7) Дисквалификация заключается в лишении физического лица права замещать должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров, осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей и устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.

8) Административное приостановление деятельности состоит в временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Данный вид наказания применяется в случае угрозы жизни, возникновении опасности, посягающей на здоровье людей.

Важно отметить, что законодательство об административных правонарушениях достаточно динамично. Федеральным Законом от 8 июня 2012 г. N 65-ФЗ с 2013 года введен новый вид административного наказания в виде обязательных работ на срок до 200 часов. Нарушители, которым суд вынесет такое наказание, будут обязаны в свободное время выполнять общественно полезную работу. [2]

Такой вид административного наказания назначается за неуплату штрафа. По мнению председателя комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ирины Яровой, общественные работы являются эффективной и рабочей мерой.

Я также считаю, что обязательные работы являются профилактической мерой, так как они воздействуют на психическое состояние человека и на его психологию в целом, а в некоторых случаях на его статус и положение в обществе. Таким образом, страх быть привлечённым к обязательным работам становится не только состоянием, но и средством воспитательного процесса и мерой профилактики правонарушений.

Административное наказание всегда выражает отрицательную оценку государством совершенного правонарушения. Оно, являясь принудительной мерой, в то же время содержит в себе воспитательную цель и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений.

Читайте так же:  Правовая основа административного задержания

Административное наказание не может унижать человеческое достоинство физического лица и причинять ему физические страдания, а для юридического лица наносить вред его деловой репутации. Но правильно ли это и так ли это?

Нельзя, не согласиться с мнениями Л. Л. Попова и А. П. Шергина, которые отмечали, что «ограничения и лишения связанные с применением этих санкции, безусловно, оказывает воспитательной воздействие на правонарушителей, заставляют задуматься над своим поведением и добросовестно выполнять правовые предписания». [3]

Если государственное и общественное осуждение заложено в сути административной ответственности, то оно в любом случае отражается на деловой репутации статусного лица. По нашему мнению, административная ответственность может превратиться в простую формальность не выполняющую функции предотвращения совершения правонарушений в случае отсутствия осуждений обществом противоправных деяний правонарушителя. Кроме того, для руководства юридического лица быть привлеченным к административной ответственности должно означать определенную нечистоплотность их деятельности и плохой деловой репутации. А для физического лица привлечение к административной ответственности должно быть постыдным явлением. Боязнь быть вновь подвергнутым наказанию будет удерживать его от повторного совершения правонарушения. Только в таком случае воспитательная роль административных наказаний может быть эффективной, и они действительно будут способствовать предупреждению правонарушений. [3]

Подводя итог, хотелось бы отметить, что административные наказания, являясь охранительными для многих отраслей права (например, таких как административное, конституционное, гражданское, трудовое, уголовно-процессуальное и других), по сути выражают отрицательную оценку данную государством по отношению к совершенным правонарушениям. Их назначение ограничивает права и возлагает дополнительные обязанности на виновного. Административное наказание выполняет не только карательную функцию, но и воспитательную, которая направленна на развитие у субъекта уважения к закону, и на соблюдение правопорядка. Конечной целью практики применения административных наказаний является частная и общая превенция административных и иных правонарушений.

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. -М.: Юрайт, 2005.

2. Федеральный Закон от 8 июня 2012 г. N 65-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях”

3. Л. Л. Попов, А. П. Шергин. Управление. Гражданин. Ответственность. Сущность, применение и эффективность административных взысканий. Л., ¨Наука¨, 1975, 251 с.:

4. Четвериков B. C. Административное право. Серия «Высшее образование». Ростов -на -Дону: Феникс, 2004. — 512 с.

5. Бахрах Д. Н., Россинский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право: Учебник для вузов. — 3-е изд., пересмотр, и доп. — М.: Норма, 2007. — 816 с.

Общая теория юридической ответственности

Карательная функция административной ответственности и юридическая природа некоторых видов административного наказания

Карательная функция административной ответственности, как и иные функции, может осуществляться в отношении нескольких групп субъектов: физических лиц, должностных лиц, юридических лиц.

Согласно КоАП, к юридическому лицу могут быть применены такие меры административной ответственности, как предупреждение и штраф. Остается только сожалеть, что в КоАП РФ не закреплена и не урегулирована в качестве меры административного воздействия ликвидация юридического лица. Ликвидация юридического лица предусмотрена ст. 51 и 52 ФЗ РФ «О наркотических средствах и психотропных веществах».

Основанием для ликвидации юридического лица служат правонарушения в виде незаконного оборота наркотических средств или психотропных веществ; иное неоднократное нарушение законодательства РФ об обороте наркотических средств; совершение финансовых операций в целях легализации (отмывания) Доходов, полученных в результате незаконного оборота наркотических средств или психотропных веществ.

В упомянутых статьях сформулированы типичные административные правонарушения, а то обстоятельство, что юридическое лицо ликвидируется в порядке, предусмотренном гражданским законодательством, еще не означает, что данная мера является гражданско-правовой, а не административно-правовой. Карательное воздействие, осуществляемое в отношении юридических лиц, можно классифицировать следующим образом: морально-правового (психологического) характера; имущественного характера; организационного характера.

Некоторые виды карательного воздействия носят разовый, не- длящийся характер. Предупреждение — в большей степени мера психологического воздействия, призванная воздействовать на психику, осуществлять государственное осуждение виновного. Административный штраф, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения оказывают краткосрочное карательное воздействие, но уже связаны с реальным ограничением, сужением имущественных прав виновного.

Лишение специального права, дисквалификация, административный арест обусловливают длительное воздействие на правонарушителя. Карательное свойство этих видов административного наказания заключается в лишении правонарушителя его субъективного права на свободный выбор должности, определенных занятий на период, указанный в решении суда.

Кроме того, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может привести к утрате или ограничению законных льгот и преимуществ, связанных с прежней должностью или деятельностью осужденного, может повлечь перерыв специального трудового стажа, наконец, может привести к понижению размера заработка.

Обращает на себя внимание несогласованность длительности административного карательного воздействия с длительностью карательного уголовно-правового воздействия. В ст. 47 УК РФ установлено, что лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок от одного года до пяти лет в качестве основного вида наказания и на срок от шести месяцев до трех лет в качестве дополнительного наказания.

Административная дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет, лишение специального права — на срок от одного месяца до двух лет (аналоги уголовного наказания). Таким образом, в одном случае совпадают нижние пределы карательного уголовно-правового и административно-правового воздействия, а в других случаях верхний предел длительности административного карательного воздействия оказывается выше, чем нижний предел уголовно-правового карательного воздействия.

Следовательно, теоретически возможно за совершение административного правонарушения назначение административного наказания, по своей длительности превышающего предусмотренное Уголовным кодексом РФ за более опасное деяние — преступление.

Как уже отмечалось, административное законодательство предусматривает юридическую ответственность не только в КоАП. Самостоятельными мерами юридической ответственности, а не мерами защиты следует признать лишение лицензии, приостановление действия лицензии. По своей юридической природе они являются разновидностями таких административных наказаний, как лишение специального права и административная дисквалификация. Но если согласно КоАП лишение специального права и административная дисквалификация применяются только в отношении физических лиц, то нормативно-правовые акты, предусматривающие лишение лицензии, приостановление действия лицензии, допускают применение этой меры административного воздействия в отношении как физических, так и юридических лиц.

Читайте так же:  Сроки прекращения административного правонарушения

Административное задержание, доставление, личный досмотр, Досмотр вещей, досмотр транспортного средства, осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, изъятие вещей и документов, отстранение от управления транспортным средством, Медицинское освидетельствование, задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации, арест товаров, транспортных средств и иных вещей, привод не обладают карательной функцией и относятся к мерам защиты, а не к мерам административной ответственности.

Они осуществляют частнопревентивную, восстановительную и воспитательную функции. Об этом свидетельствует само название главы КоАП, которой регламентируется их использование, — «Применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях».

Несмотря на то, что возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения и административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства КоАП относит к мерам дополнительного административного наказания (ст. 3.3), на самом деле они относятся к мерам защиты.

Выдворение иностранного гражданина или лица без гражданства за пределы РФ применяется наряду со штрафом за следующие правонарушения: нарушение режима Государственной границы РФ (ст. 18.1); нарушение режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ (ст. 18.4); нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания в РФ (ст. 18). Таким образом, субъект, нарушивший данные виды режима, подвергается штрафу и принудительно возвращается в прежнее место пребывания.

Здесь трудно говорить о мере ответственности, ведь возвращение в прежнее место пребывания не связано с появлением у субъекта дополнительной обязанности, которой не существовало ранее, и не сопряжено с правоограничениями. Выдворение — сопутствующая штрафу мера административной защиты законных интересов Российской Федерации.

Возмездное изъятие предмета применяется в качестве дополнительной меры административно-правового воздействия и носит превентивный характер, будучи призвано исключить возможность совершения субъектом в дальнейшем аналогичного правонарушения. Поскольку субъекту возвращается денежный эквивалент изъятого, нельзя говорить о наличии карательного воздействия. Кроме того, названные меры воздействия самостоятельно не применяются, они предназначены дополнять превентивный эффект основного административного наказания. Трудно согласиться с некоторыми учеными, которые стремятся распространить сферу административной ответственности на решения Конституционного Суда РФ. А. Б. Агапов, например, относит «к мерам административной ответственности, устанавливаемой непосредственно решениями Конституционного Суда РФ: 1) утрату силы актов или их отдельных положений, признанных неконституционными; 2) запрещение применять международные договоры РФ, не соответствующие Конституции».

Мы уже указывали, что отмена неконституционных нормативно-правовых актов — не мера ответственности, а мера защиты. Кроме того, ее нельзя причислить и к мерам административно-правовой защиты — ввиду особого статуса субъекта, ее осуществляющего. Это мера конституционно-правовой защиты верховенства Конституции. По всем своим признакам она носит конституционно-правовой, а не административно-правовой характер.

Итак, способами осуществления карательной функции административной ответственности являются: осуждение; претерпевание неблагоприятных последствий; наличие состояния наказанности.

Отрицательная оценка административного проступка (осуждение) — самостоятельная мера воздействия, реализуемая компетентным (юрисдикционным) органом.

Административная ответственность

Виды административных наказаний

За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

  1. предупреждение;
  2. административный штраф;
  3. возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  4. конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  5. лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
  6. административный арест;
  7. административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
  8. дисквалификация;
  9. административное приостановление деятельности.

Дополнительные основания классификации административных наказаний.

По юридическим свойствам: предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест, дисквалификация, административное приостановление деятельности. Эти наказания могут применяться только в качестве основных.

Административные наказания, которые могут применяться в качестве как основных, так и дополнительных: возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.

По уровню установления: устанавливаемые на федеральном уровне (все виды административных наказаний), устанавливаемые на уровне субъекта РФ (предупреждение, административный штраф).

По характеру правоограничений: меры психического воздействия, устанавливаемые на федеральном уровне (все виды административных наказаний), меры имущественного характера (административный штраф, возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения), меры по ограничению отдельных субъективных прав (лишение специального права, предоставленного физическому лицу; административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; дисквалификация), меры, оказывающие физическое воздействие (административный арест).

По процессуальному порядку применения: меры, применяемые в административном (внесудебном) порядке (предупреждение, административный штраф) и оказывающие физическое воздействие (административный арест); меры, применяемые в судебном порядке (возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного физическому лицу; административный арест; административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; дисквалификация).

По характеру распространенности: меры, применяемые ко всем субъектам (предупреждение, административный штраф, возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения), меры, применяемые только к физическим лицам (лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест, административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, дисквалификация).

Предупреждение — мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица (выносится в письменном виде).

Административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях и устанавливается для граждан в размере, не превышающем пяти тысяч рублей; для должностных лиц – пятидесяти тысяч рублей; для юридических лиц – одного миллиона рублей, или может выражаться в величине, кратной:

  1. стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения;
  2. сумме неуплаченных и подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения налогов, сборов или таможенных пошлин, либо сумме незаконной валютной операции, либо сумме денежных средств или стоимости внутренних и внешних ценных бумаг, списанных и (или) зачисленных с невыполнением установленного требования о резервировании, либо сумме валютной выручки, не проданной в установленном порядке, либо сумме денежных средств, не зачисленных в установленный срок на счета в уполномоченных банках, либо сумме денежных средств, не возвращенных в установленный срок в Российскую Федерацию, либо сумме неуплаченного административного штрафа;
  3. сумме выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, за календарный год, предшествующий году в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товара (работы, услуги) в предшествующем календарном году.
Читайте так же:  Протокол об административном правонарушении составлен через месяц

Административный штраф не может применяться к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, а также к курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы.

Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения — их принудительное изъятие и последующая реализация с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета (назначается судьей).

Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения — принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта РФ не изъятых из оборота вещей (назначается судьей).

Лишение специального права — мера, применяемая к физическому лицу, совершившему административное правонарушение, имеющему специальное право, грубо или систематически нарушающему порядок пользования этим правом в случаях, предусмотренных Особенной частью КоАП (назначаются судьей). Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более трех лет.

Виды специальных прав, которых может быть лишено лицо в порядке применения административного взыскания:

  1. право управления транспортным средством;
  2. право на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств;
  3. право охоты.

Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до 15 суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции – до 30 суток (назначается судьей).

Видео (кликните для воспроизведения).

Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу РФ за пределы Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, – в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации (назначается судьей).

Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ (назначается судьей).

Административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц и их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатация агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществление отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни и здоровья людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов, карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды либо в случае совершения административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем (налагается судьей).

Понятие и цели административного наказания

Административное наказание – установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения, которая применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

  • фактическим основанием выступает административное правонарушение;
  • применяется специально уполномоченными субъектами;
  • реализуется в установленном процессуальном порядке;
  • применяется посредством соответствующих мер;
  • вызывает наступление определенных правоограничений;
  • применяется для достижения определенных целей.

Цели административного наказания:

  1. специальное предупреждение (предупреждение совершения административных правонарушений самим правонарушителем);
  2. общее предупреждение (предупреждение совершения административных правонарушений другими лицами).

Функции административной ответственности

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Административная ответственность употребляется как актуальное средство правоохраны, борьбы с определенным видом нарушений — административными правонарушениями, которые хотя и не так опасны, но встречаются гораздо чаще, чем преступления.

Главной функцией административной ответственности считается ее предупредительная функция. Ее сущность состоит в том, что она побуждает юридических и физических лиц к соблюдению законодательства. Основа этого предполагает нравственное действие на субъект правоотношения, предотвращающее противоправное деяние или бездействие. Формируемы таким образом необходимые этические посылы, способны ограждать общество от нарушений административно-правовых норм. Учитывая большую распространенность административных правонарушений в отличие от преступлений, можно с уверенность говорить об эффективности данной функции.

Правозащитная функция заключается в создании специального правового устройства, которое способно оградить частноправовые интересы граждан от властного произвола государственных органов. Но у этой функции есть и еще одна задача, выраженная в законодательной регламентации мер административного принуждения, использование которых невозможно согласно Конституции РФ.

Следующая функция административно-правовой ответственности – ограничительная. В большинстве случаев цель административных наказаний заключается в лимитировании результатов ущерба от возможных нарушений закона. К ним, относятся, например, лишения специального права, административный арест, административное выдворение. Однако в отличие от других функций, применение ограничительной функции не всегда эффективно. Так, устное предупреждение или же отдельные виды административных штрафов не всегда способствуют лимитированию повторных административных проступков.

Другая функция ответственности по административному праву действует в общегосударственных интересах. Любое государство заинтересовано в правовой регламентации особенных карательных способов, не сопряженных с применением специализированных мер физического или же психического принуждения, которые присущи уголовному преследованию.

Сущность административной ответственности

Вообще, юридическая ответственность – это существенная часть правовой системы, которой посвящено множество научных работ правоведов и юристов. Однако официального и признанного понятия юридической ответственности нет, существует большое количество различных ее понятий и определений. Так, ряд научных работников предлагают понимать юридическую ответственность как способность переносить негативные юридические результаты нарушения закона.

Следует отметить, это понятие сложное и многогранное, поскольку количество физических и юридических лиц, способных претерпевать негативные результаты нарушения закона, гораздо больше количества субъектов права, несущих ответственность, так как многие из правонарушений попросту не были выявлены, или не установлены их субъекты, а также возможно истечение сроков давности привлечения к ответственности.

Меры правового принуждения используются по отношению ко многим субъектам (и к невменяемым лицам, и к очевидцам, которые игнорируют повестки в суд, и к лицам, помещаемым в приемники-распределители и другим), но они не считаются мерами юридической ответственности. Административная же ответственность представляет собой государственную реализацию административно-правовых наказаний по отношению к физическим и юридическим лицам, которые совершили административное правонарушение .

Читайте так же:  В качестве основных административных наказаний устанавливаются

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Рисунок 1. Адимнистративная ответственность. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Ее можно рассматривать как правовую ответственность за административные нарушения закона. При этом следует учитывать, что объектом в данном случае являются общественные отношения в сфере государственного управления. Но с одной стороны, административная ответственность устанавливается за посягательства на таможенные, налоговые отношения, а также связанные с охраной собственности, прав и свобод граждан, окружающей среды и т.д., а с другой – она используется за несоблюдение не любой нормы административного права, а лишь тех из них, что содержат распоряжение на административную ответственность.

Законодательные основы административной ответственности

Законодательные основы административной ответственности – это целостная система нормативно-правовых актов, содержащих правовые нормы, которые устанавливают административную ответственность.

Среди данных законодательных источников первостепенная роль Конституции РФ. Она разделяет полномочия федеральных государственных органов и органов власти субъектов федерации в сфере административного законодательства (в том числе, касающегося административной ответственности).

Административно-процессуальное законодательство находится в совместном ведении РФ и ее субъектов. В данном случае действует то, что законы и другие акты субъектов РФ принимаются в соответствии с федеральным законами и не должны им противоречить. Если же имеется противоречие между федеральными законами, изданными по предметам ведения РФ и по предметам ее общего ведения с субъектами Федерации, то функционирует федеральный закон РФ.

Кодекс об административных правонарушениях является ключевым федеральным актом, он устанавливает административную ответственность физических лиц.

Действующий Кодекс РФ об административных правонарушениях был принят Государственной Думой 20 декабря 2001 года. По своей структуре он состоит из Общей и Особенной частей. Общая часть констатирует основные положения в области административной ответственности, а Особенная дает классификацию административных правонарушений и указывает конкретные виды административных взысканий за их совершение.

Ответственность за административные нарушения закона начинается на основании законодательства, действующего в период и по месту совершения правонарушения.

Акты, смягчающие или же отменяющие административную ответственность имеют обратную силу, то есть распространяются и на нарушения закона до издания данных актов. Акты, устанавливающие или же усиливающие административную ответственность, обратной силы не имеют.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Административная ответственность и административное наказание

Административная ответственность состоит в применении уполно­моченным органом или должностным лицом административных взыска­ний к гражданам и юридическим лицам, совершившим административ­ное правонарушение.

Административная ответственность характеризуется следующими чертами:

• используется для борьбы с особым видом правонарушений — административными правонарушениями, которые хотя и не так опасны, как преступления, но встречаются значительно чаще;

• субъектами этого вида юридической ответственности являются как физические, так и юридические лица;

• характеризуется множественностью органов государственной вла­сти и местного самоуправления, полномочных ее устанавливать;

• реализуется широким кругом уполномоченных органов и должност­ных лиц, полномочных налагать административные взыскания;

• не влечет за собой судимости и не является основанием для уволь­нения нарушителя с работы (в отличие от уголовной и дисципли­нарной ответственности);

• характеризуется относительной простотой и оперативностью про­цессуального порядка (в отличие от уголовного и гражданского процесса)[63].

Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правона­рушения и применяется в целях предупреждения совершения новых пра­вонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Виды административных наказаний перечислены в ст. 3.2 КоАП РФ и включают в себя следующие меры (табл. 7.1).

Таблица 7.1. Система административного наказания в РФ

Вид наказания Содержание наказания и размер санкции Примечание

Предупреждение Официальное письменное порицание физического или юридического лица ОН, РегАП, АО, ЮЛ

Таблица 7.1 (продолжение)

Вид наказания Содержание наказания и размер санкции Примечание

штраф

Денежное взыскание, выраженное: а) в рублях (для граждан — от 100 до 5000 руб.; для должностных лиц — от 100 до 50 000 руб.; для юридических лиц — от 100 руб. до 1 млн руб., в особых случаях — до 5 млн руб.); б) в стоимости предмета административного правонарушения (до пятикратного размера); в) в сумме неуплаченных налогов и сборов или сумме незаконной валютной операции (до пятикратного размера) ОН, РегАП, АО, ЮЛ 3

правонарушения

Принудительное безвозмездное обращение в государственную собственность не изъятых из гражданского оборота вещей О(Д)Н,

ФедАП, Суд, ЮЛ

4

Лишение специаль­ного права Лишение физического лица (на срок от 1 месяца до 3 лет) ранее предоставленно­го ему специального права за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом ОН, ФедАП, Суд 5

арест

Содержание нарушителя в условиях изоляции от общества сроком до 15 (30) суток ОН, ФедАП, Суд 6

Административное выдворение за преде­лы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства Принудительное и контролируемое переме­щение через Государственную границу за пределы РФ указанных лиц, а в отдель­ных случаях — их контролируемый само­стоятельный выезд с территории РФ О(Д)Н, АО, ФедАП 7

Дисквалификация Лишение физического лица (на срок от 6 месяцев до 3 лет) права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров, осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством ОН, ФедАП, Суд 8

деятельности

Временное (до 90 суток) прекращение деятельности индивидуальных предприни­мателей, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделе­ний, производственных участков, а также агрегатов, объектов, зданий или сооруже­ний, осуществления отдельных видов деятельности ОН, ФедАП, Суд

• Административный штраф (ст. 3.5 КоАП РФ), то есть денежное взыскание, выраженное в величине, кратной минимальному раз­меру оплаты труда, стоимости предмета административного пра­вонарушения, сумме неуплаченных налогов и сборов или сумме незаконной валютной операции.

Размер административного штрафа, выраженного в рублях, со­ставляет: для граждан — от 100 до 5000 руб., для должностных лиц — от 100 до 50 000руб., для юридических лиц — от 100 до 1 млн руб. (в случаях, предусмотренных ст. 14.40 и 14.42 КоАП РФ, — до 5 млн руб.). Предельный размер административного штрафа, ис­численного исходя из стоимости предмета административного правонарушения, суммы неуплаченных налогов и сборов или сум­мы незаконной валютной операции, установлен в пятикратном размере от указанной стоимости (или суммы). Административный штраф не может применяться к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, а также к курсантам военных образовательных учреж­дений до заключения с ними контракта о прохождении военной службы.

Читайте так же:  Несанкционированные свалки ленинградской области

• Конфискация орудия совершения или предмета административ­ного правонарушения (ст. 3.7 КоАП РФ), состоящая в принуди­тельном безвозмездном обращении в государственную собствен­ность не изъятых из гражданского оборота вещей (например, наркотических и психотропных веществ по Спискам II и III).

• Лишение специального права (ст. 3.8 КоАП РФ), заключающееся в лишении физического лица ранее предоставленного ему специаль­ного права за грубое или систематическое нарушение порядка поль­зования этим правом (например, лишение фармацевтического работника права на занятие фармацевтической деятельностью). Срок лишения специального права может составлять от 1 месяца до 3 лет.

• Административный арест (ст. 3.9 КоАП РФ), заключающийся в со­держании нарушителя в условиях изоляции от общества. Он уста­навливается на срок до 15 суток, а за нарушение требований ре­жима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции — до 30 суток. При этом в срок административного ареста засчитывается срок административного задержания. Административный арест не применятся к беремен­ным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, лицам моложе 18 лет, а также инвалидам I и II групп, военнослу­жащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к име­ющим специальные звания сотрудникам органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Госу­дарственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и тамо­женных органов.

• Административное выдворение за пределы России иностранно­го гражданина или лица без гражданства (ст. 3.10 КоАП РФ), состоящее в принудительном и контролируемом перемещении через Государственную границу РФ за пределы России указанных граж­дан и лиц, а в случаях, предусмотренных законодательством, — в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства с территории РФ.

• Дисквалификация (ст. 3.11 КоАП РФ), заключающаяся в лише­нии физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять пред­принимательскую деятельность по управлению юридическим ли­цом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством. Дисква­лификация назначается на срок от 6 месяцев до 3 лет в отноше­нии лиц, осуществляющих организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органах управ­ления юридического лица, членов совета директоров, а также иных лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе в отношении арбитражных управляющих.

• Административное приостановление деятельности (ст. 3.12 КоАП РФ), заключающееся во временном прекращении деятель­ности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, про­изводственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объ­ектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, заражения, наступле­ния радиационной аварии или техногенной катастрофы, причи-

нения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды либо в случае совершения административного правонару­шения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в области противодействия легализа­ции (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и фи­нансированию терроризма. Административное приостановление деятельности может устанавливаться на срок до 90 суток.

Перечень административных наказаний, приведенных в ст. 3.2 КоАП РФ, является закрытым, то есть исчерпывающим. При необхо­димости он может быть изменен путем внесения дополнений в ст. 3.2 КоАП РФ.

Данные табл. 7.1 показывают:

• основное это наказание (ОН) или применяемое как в качестве основного, так и дополнительного (О(Д)Н) (напомним, что за одно административное правонарушение назначается одно основ­ное либо одно основное и одно дополнительное административ­ное наказание);

• может ли данный вид административного наказания назначаться за административные правонарушения, установленные законода­тельством субъектов РФ (РегАП), или только административные правонарушения, предусмотренные в федеральном законодатель­стве (ФедАП);

• кем может назначаться данный вид наказания: исключительно только судами (Суд) или еще и административными органами (АО);

• может ли налагаться данный вид административных наказаний на юридических лиц (ЮЛ).

Административное наказание

Назначение административного наказания

Административное наказание назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность заданное административное правонарушение.

Обстоятельства, учитываемые при назначении административного наказания физическому лицу:

  • характер совершенного административного правонарушения;
  • личность виновного;
  • имущественное положение виновного;
  • обстоятельства, смягчающие административную ответственность;
  • обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Обстоятельства, учитываемые при назначении административного наказания юридическому лицу:

  • характер совершенного административного правонарушения;
  • имущественное и финансовое положение юридического лица;
  • обстоятельства, смягчающие административную ответственность;
  • обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Обстоятельства, смягчающие административную ответственность:

  • раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;
  • добровольное сообщение лицом о совершенном им административном правонарушении;
  • предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда;
  • совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;
  • совершение административного правонарушения несовершеннолетним;
  • совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

Обстоятельства, отягчающие административную ответственность:

  • продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;
  • повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;
  • вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;
  • совершение административного правонарушения группой лиц;
  • совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;
  • совершение административного правонарушения в состоянии опьянения.

Давность привлечения к административной ответственности:

Порядок исчисления срока давности привлечения к административной ответственности таков. Начало срока:

  • со дня совершения административного правонарушения;
  • со дня обнаружения административного правонарушения (при длящемся административном правонарушении);
  • со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении (в случае отказа в возбуждении уголовного дела или его прекращения при наличии в действиях лица признаков состава административного правонарушения).

Окончание исчисления срока – с момента вынесения решения о назначении административного наказания.

Видео (кликните для воспроизведения).

Назначение административных наказаний за совершение нескольких административных правонарушений:

Источники

Функции административного штрафа
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here