Грубые административные правонарушения

Предлагаем ознакомится с материалом в статье: "Грубые административные правонарушения". Здесь собрана и обработана информация из авторитетных источников. Если вы все же не найдете ответ на свой вопрос, дочитайте статью до конца, если же и после этого не получите ответ, то обратитесь к дежурному консультанту.

Статья 15.11. Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 марта 2016 г. N 77-ФЗ статья 15.11 настоящего Кодекса изложена в новой редакции

Статья 15.11. Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности

ГАРАНТ:

См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 15.11 КоАП РФ

Информация об изменениях:

Часть 1 изменена с 9 июня 2019 г. — Федеральный закон от 29 мая 2019 г. N 113-ФЗ

1. Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности (за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.15.6 настоящего Кодекса), —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

2. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Информация об изменениях:

Пункт 1 изменен с 9 июня 2019 г. — Федеральный закон от 29 мая 2019 г. N 113-ФЗ

1. Под грубым нарушением требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности (за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.15.6 настоящего Кодекса), понимается:

занижение сумм налогов и сборов не менее чем на 10 процентов вследствие искажения данных бухгалтерского учета;

искажение любого показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10 процентов;

регистрация в регистрах бухгалтерского учета мнимого объекта бухгалтерского учета (в том числе неосуществленных расходов, несуществующих обязательств, не имевших места фактов хозяйственной жизни) или притворного объекта бухгалтерского учета;

ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых регистров бухгалтерского учета;

составление бухгалтерской (финансовой) отчетности не на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета;

отсутствие у экономического субъекта первичных учетных документов, и (или) регистров бухгалтерского учета, и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности, и (или) аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным) в течение установленных сроков хранения таких документов.

Информация об изменениях:

Статья 15.11 дополнена примечанием 1.1 с 9 июня 2019 г. — Федеральный закон от 29 мая 2019 г. N 113-ФЗ

1.1. Предусмотренная настоящей статьей административная ответственность за искажение показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности не применяется к лицу, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, и лицу, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, в случае, если такое искажение допущено в результате несоответствия составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни и (или) непередачи либо несвоевременной передачи первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета.

2. Должностные лица освобождаются от административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, в следующих случаях:

представление уточненной налоговой декларации (расчета) и уплата на основании такой налоговой декларации (расчета) неуплаченной суммы налога (сбора) вследствие искажения данных бухгалтерского учета, а также уплата соответствующих пеней с соблюдением условий, предусмотренных статьей 81 Налогового кодекса Российской Федерации;

исправление ошибки в установленном порядке (включая представление пересмотренной бухгалтерской (финансовой) отчетности) до утверждения бухгалтерской (финансовой) отчетности в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Статья 3.2. Категории административных правонарушений

Статья 3.2. Категории административных правонарушений

1. В зависимости от характера административные правонарушения подразделяются на грубые административные правонарушения, значительные административные правонарушения и менее значительные административные правонарушения.

2. Грубым административным правонарушением признается противоправное деяние, административная ответственность за которое предусмотрена настоящим Кодексом и которое создает угрозу жизни и (или) здоровью людей, национальной безопасности Российской Федерации наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, а также создает в результате его совершения угрозу наступления существенных вредных последствий, установленных настоящим Кодексом, либо влечет существенные вредные последствия, установленные настоящим Кодексом.

3. За грубые административные правонарушения могут устанавливаться административные наказания в виде:

1) административного штрафа, выраженного в рублях, указанного в пункте 1 части 2 статьи 4.7 настоящего Кодекса;

2) административного штрафа, выраженного в величине, кратной количественному (стоимостному либо суммовому) выражению предмета административного правонарушения либо вреда от административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения, в размере, превышающем его однократную величину, но не превышающем его трехкратной величины;

3) административного штрафа, исчисляемого исходя из суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо из суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение;

4) конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения;

5) лишения специального права, предоставленного физическому лицу, на срок более одного года либо специального разрешения (лицензии);

6) административного запрета на посещение публичных, спортивных и иных массовых мероприятий, определенных общественных мест, а также на пользование услугами авиаперевозчиков в качестве пассажиров;

7) дисквалификации на срок более одного года;

8) обязательных работ;

9) административного ареста;

Читайте так же:  Заявление на обжалование штрафа за парковку образец

10) административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

11) административного приостановления деятельности;

12) ликвидации юридического лица или прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.

4. Значительным административным правонарушением признается противоправное деяние, причиняющее значительный вред охраняемым общественным отношениям, за которое настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность независимо от наступления вредных последствий в результате его совершения, либо противоправное деяние, за которое настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность только при наступлении вредных последствий, установленных настоящим Кодексом в результате его совершения, не являющееся менее значительным либо грубым административным правонарушением.

5. За значительные административные правонарушения могут устанавливаться административные наказания в виде:

1) административного штрафа, выраженного в рублях, указанного в пункте 2 части 2 статьи 7 настоящего Кодекса;

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов «пункте 2 части 2 статьи 7» следует читать «пункте 2 части 2 статьи 4.7»

2) административного штрафа, выраженного в величине, кратной количественному (стоимостному либо суммовому) выражению предмета административного правонарушения либо вреда от административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения, в размере, не превышающем его однократной величины;

3) административного штрафа, выраженного в величине, кратной размеру ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации;

4) конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения;

5) исправительных работ;

6) лишения специального права, предоставленного физическому лицу, на срок, не превышающий одного года;

7) дисквалификации на срок, не превышающий одного года.

6. Менее значительным административным правонарушением признается противоправное деяние, не причиняющее значительного вреда охраняемым общественным отношениям, за которое настоящим Кодексом либо законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность независимо от наступления вредных последствий в результате его совершения, не являющееся значительным либо грубым административным правонарушением.

7. За менее значительные административные правонарушения могут устанавливаться административные наказания в виде предупреждения или административного штрафа, указанного в пункте 3 части 2 статьи 4.7 настоящего Кодекса.

>
Виды административных правонарушений
Содержание
Проект федерального закона N 703192-6 «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Общая часть)».

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Глава 20. Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность (ст.ст. 20.1 — 20.35)

Глава 20. Административные правонарушения, посягающие на
общественный порядок и общественную безопасность

>
Мелкое хулиганство
Содержание
Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Что такое административный штраф? Административное правонарушение

Административное судопроизводство является, наверное, самой широкой областью в российской судебной системе. Что представляет собой административное правонарушение? Что такое административный штраф? Подробные ответы на эти вопросы можно будет найти в статье.

Понятие правонарушения

Что представляет собой административное правонарушение? Это нарушающее определенные законом права виновное действие или бездействие, совершаемое тем или иным лицом. Специальный нормативный акт, именуемый Кодексом об административных правонарушениях, устанавливает ряд наказаний за административные нарушения закона.

Любое административное правонарушение — это обладающее тремя признаками деяние. Что это за признаки? Специалисты выделяют:

  • противоправность — нарушение определенных правовых норм;
  • виновность — наличие вины в деянии (вина может быть умышленной или в виде неосторожности);
  • наказуемость противоправного деяния, то есть наличие административной ответственности.

Любое правонарушение административного типа делится на несколько видов, о которых будет рассказано далее.

Цели административных наказаний

Согласно тому же КоАП РФ, применение административных видов принуждения возможно при нарушении конституционного, финансового, трудового, гражданского или уголовно-процессуального права. Основной целью наказаний административного типа является причинение виновному лицу определенного юридического урона, ухудшение правового положения гражданина. Необходимо создать состояние наказуемости, чтобы воспрепятствовать появлению новых противоправных деяний.

Является ли кара самоцелью наказаний административного типа? И да, и нет. Безусловно, кара воспитывает виновного субъекта, прививает ему уважение к правопорядку и закону. С другой стороны, целью административных санкций является общая профилактика правонарушений. Наказания выступают в качестве превентивных методов предупреждения преступлений.

Естественно, наказание административного типа не должно принижать человеческое достоинство провинившегося лица. В российском государстве запрещается применение физических и психических пыток, которые могли бы принести гражданину страдание. Под строгим запретом и нанесение вреда деловой репутации юридическим лицам. Весь нормативный акт, именуемый КоАП, выстроен таким образом, чтобы наказания за противоправные деяния не смогли бы умалять честь и достоинство гражданина.

Виды административных наказаний

Прежде чем перейти к вопросу о том, что такое административный штраф КоАП РФ, стоит разобрать все основные виды ответственности за противоправные деяния. Закон гласит, что приведенный в КоАП перечень наказаний не может быть расширен законами регионов или любыми другими нормативными актами, кроме федеральных.

В статье 3.2 приведен исчерпывающий перечень основных административных санкций, разных по тяжести, составу и признакам. Все они образуют широкую систему наказаний, используемую должностными лицами во время процессов судопроизводства. На данный момент зафиксировано девять основных видов санкций:

  • предупреждение;
  • изъятие орудия правонарушения на возмездной основе;
  • административный арест;
  • конфискация орудия правонарушения;
  • лишение специального права физического лица;
  • дисквалификация;
  • выдворение за пределы России иностранного гражданина или лица, не имеющего гражданства;
  • приостановление профессиональной деятельности;
  • лишение специального права;
  • административный штраф.

Именно о штрафе административного типа и пойдет речь далее.

Примеры объектов правонарушений

Примером объектов административных правонарушений может служить разрушение пастбищных или мелиоративных земель, уничтожение мест обитания животных. В этом случае предмет правонарушения является его же объектом, так как само нарушение открыто носит материальный характер.

Читайте так же:  Привлечение к административной и дисциплинарной ответственности

Но это стопроцентно ясное преступление. В большинстве случаев административные правонарушения вносят дезорганизацию в работу какого-либо государственного органа или частной компании, что влечёт нарушение общественных отношений. Например, нарушение правила проезда перекрестков, что влечет резкое торможение другого водителя и нарушает движение на дороге.

Предмет, объект и субъект административного права

Предметом (общим объектом) административного права являются общественные отношения, возникающие в результате реализации исполнительной власти. Не стоит путать с предметом посягательства — вещью, непосредственно связанной с преступлением, например, при взяточничестве предмет — сама взятка.

Есть три вида объектов административного правонарушения:

  1. Родовой объект — часть общего объекта. В качестве критерия деления чаще всего берётся отрасль деятельности объекта: промышленная, транспортная, сельскохозяйственная и т. д.; или же составляющие общественных отношений: поддержание общественного порядка, право граждан на управленческую деятельность. С понятием родового объекта связана Особенная часть КоАП.
  2. Видовой объект — подотрасль родового. Общая группа общественных отношений в определённой главе. Такая система позволяет более детально рассмотреть виды общественных отношений и правонарушений.
  3. Непосредственный объект — видовой объект в более узком смысле — конкретная отрасль общественных отношений.

Основные признаки объекта административного правонарушения — это защита в соответствие с административным кодексом (КоАП) и отношение к правам граждан. К примеру, объектом в законе о свободе о вероисповедании являются права человека.

Непосредственным объектом административного правонарушения называют ту часть, которой причиняется ущерб в ходе нарушения. При взяточничестве это нормальное финансовое функционирование организации, а также законные интересы и права граждан, т. к. дача взятки осуществляется для подстрекательства к более крупному нарушению.

Видовой и непосредственный объекты — основные структурные составляющие административного правонарушения.

Как проходит суд?

Рассмотрение дела об административном правонарушении, в отличие от уголовного, может проходить и без наличия лица. Регламент рассмотрения прописан в статье 29.7 КоАП Российской Федерации:

  1. Объявляется судья, само дело и соответствующий закон.
  2. Подтверждается факт явки или неявки физического лица.
  3. Разъясняются права и обязанности участников дела.
  4. Выносится вердикт о рассмотрении дела подведомственными органами.
  5. Составление административного протокола.

Отложение рассмотрения возможно в случаях: обязательной явки нарушителя, привлечения специалиста в определённой области, заявления судьи об отводе.

Основополагающие принципы административного права

Прежде чем рассматривать примеры административных правонарушений, необходимо понять, как отличаются наказания в различных случаях или методы административного права:

  1. Предписание — требование присутствовать в определённом месте или выполнить определённые действия, не влекущие за собой юридических последствий.
  2. Запрет — вето на определённые действия под страхом применения соответствующих наказаний — дисциплинарных или административных взысканий;
  3. Дозволение — предоставление вариантов выбора поведения в определённой ситуации.

Видео (кликните для воспроизведения).

Помимо этого, дозволение рассматривает предоставление возможностей действовать или не действовать в конкретных ситуациях, предписанных административно-правовой нормой. Например, гражданин может самостоятельно решить, подлежат ли противоправные действия должностного лица обжалованию. Этот момент имеет важное значение в реализации субъективных прав жителей РФ.

Особенности определения административного штрафа

Кратность штрафов устанавливает статья 3.5 КоАП РФ. В соответствии с этим постановлением, штраф по административному правонарушению может выражаться в величине, кратной:

  • стоимости выручки виновного лица от реализации товара, если правонарушение было совершено на рынке;
  • стоимости неуплаченного штрафа;
  • сумме финансовых средств, которые не были возвращены в установленный законом срок в российский бюджет;
  • стоимости финансов, которые не были зачислены на счета соответствующих банковских организаций;
  • сумме налогов или таможенных пошлин, которые не были оплачены на момент пресечения правонарушения;
  • стоимости предмета противоправного деяния;
  • стоимости валютной операции, признанной незаконной;
  • стоимости валютной выручки, которая не была продана;
  • стоимости ценных бумаг или денежных средств, зачисленных или списанных с невыполнением установленных требований о резервировании.

В законе речь идет о сумме выручки за один календарный год.

Отдел по взысканию административных штрафов не имеет права взыскивать с провинившегося лица суммы, превышающие пятикратный размер стоимости имущества, которое было похищено.

Понятие, сущность и признаки административного правонарушения

В юридической науке правонарушения зависимо от степени вреда, который наносится лицу, социуму и стране, и особенностей отношений, которым они вредят, подразделяют на преступления и проступки. Проступки – это административные правонарушения, гражданские и дисциплинарные проступки. Традиционно самыми социально опасными из них считают административные правонарушения.

В правоведении правонарушение рассматривают как основание юридической ответственности. Значит, основание административной ответственности — нарушение правовой нормы либо административное правонарушение.

Из определения можно сделать вывод, что административному правонарушению, в основном присущи такие характерные черты:

  • Определенное деяние физического или юрлица (выражающееся в действии или бездействии)

Административное правонарушение заключается в конкретном деянии, то есть противоправном поведении физического или юрлица. Это можно объяснить тем, что правонарушение может составить только акт поведения, который внешне выражен в определенной объективной форме.

Административное правонарушение в виде действия или бездействия является, прежде всего, нарушением запрета или невыполнением обязанности.

Правонарушение в виде действия заключается в нарушении запрета или активного неисполнения обязанностей. Нарушения норм права, которые выражаются в бездействии, проявляется в невыполнении законного требования или пассивном невыполнении обязанностей, то есть человек должен был осуществить определенные действия, которые предусмотрены нормой права, но не осуществил их.

Так, управление машиной с заведомо подложными государственными регистрационными знаками (ст. 12.2 КоАП РФ) — является действием, а неисполнение требований ПДД уступить дорогу транспортному средству, которое пользуется преимущественным правом проезда перекрестка (ст. 12.2 КоАП РФ) — бездействием.

  • Противоправность
Читайте так же:  Есть ли у приставов сроки давности

Также административное правонарушение всегда является противоправным, то есть нарушает нормы существующего административного законодательства (к примеру, нормы II раздела («Особенной части») КоАП РФ или нормы законов субъектов федерации об административных правонарушениях). Если деяние не противоправно, то оно не может быть административным правонарушением и, значит, повлечь административную ответственность.

Административное правонарушение может быть осуществлено только виновно. Виновность как признак административного правонарушения заключается в том, что это деяние — результат свободного волеизъявления правонарушителя, его виновного поведения. Виной является психическое отношение правонарушителя к осуществленному деянию.

Административная наказуемость как признак административного правонарушения заключается в том, что за осуществление противоправного деяния установлена возможность применения и реально применяется административное наказание.

Каждому виду правонарушения соответствует определенный вид санкции. Административным правонарушением признается согласно закона не любое антиобщественное, противоправное деяние, а только то, за которое предусматривается мера административной ответственности.

Законодательная база

Регулирование административного права осуществляется на трёх уровнях: федеральном, региональном и муниципальном.

Виды административных наказаний

Российский Кодекс о правонарушениях административного типа делит все противоправные деяния на несколько групп. Вот какие деяния здесь стоит выделить:

  • в области защиты российской границы;
  • в сфере сельского хозяйства;
  • в области охраны собственности;
  • в области защиты природы и окружающей среды;
  • в сфере информации и связи;
  • в области военного учета граждан;
  • в сфере защиты общественного порядка и государственной безопасности.

Противоправные деяния могут посягать на здоровье граждан, на частную или государственную собственность, на санитарное благополучие граждан, на нравственность общества и т.д.

За каждое из представленных правонарушений полагается наложение административной ответственности в виде наказаний. Что представляет собой система наказаний, какое место в ней занимает штрафы по административным делам? Об этом будет рассказано далее.

О размерах административного штрафа

Стоит перейти, наконец, к более точным цифрам. Как уже было сказано, сумма взыскания имеет кратность стоимости предмета противоправного деяния. Сумма может зависеть от множества факторов: тяжести правонарушения, задолженности по административному штрафу, наконец, ценности предмета правонарушения.

При этом в КоАП установлены следующие размеры штрафов:
  • Физические лица выплачивают не более 5 тыс. рублей штрафа. Исключения составляют статьи, предусматривающие нарушение права на свободу совести другого лица. Здесь размер штрафа может достигать 30 тыс. рублей.
  • Должностные лица могут выплачивать до 50 тыс. рублей штрафа. Однако есть в КоАП статьи, предусматривающие штраф и до 800 тыс. рублей.
  • Провинившиеся юридические лица должны выплачивать до 60 млн рублей штрафа.

Каким образом исполняется решение о выплате административного штрафа? Что такое «постановление о взыскании»? Об этом будет рассказано далее.

Сущность административного права

С научной точки зрения административное правонарушение — это отрасль юриспруденции, рассматривающая системы административных и государственно-управленческих идей, взглядов, представлений о законах в сфере управления, о социальной эффективности законопроекта, тенденциях реформирования и перспектив развития. Так, можно выделить следующие подотрасли административного права:

  1. Классификация и структурирование законов о государственной управленческой деятельности.
  2. Рассмотрение социальной обусловленности и эффективности законопроектов.
  3. Изучение закономерностей реформирования управленческого законодательства.
  4. Составление планов о перспективах развития.
  5. Изучение истории возникновения и основополагающих принципов.

Последний пункт требует особого внимания. Только на основе изучения исторических источников можно разобраться в возможности перспектив в будущем и не допустить ошибок при составлении новых законопроектов. Как сказал Г. Гегель: «История имеет свойство повторяться», и очень часто то, что происходит сейчас, уже имело аналоги в прошлом. По этой причине изучение первоисточников административного права необходимо для проведения реформ и прогнозирования перспектив развития.

Об исполнении постановления

Постановление о взыскании в виде штрафа — это решение суда по итогу рассмотрения противоправного деяния. Существуют определенные сроки исполнения судебного постановления. КоАП гласит, что срок уплаты с момента законного постановления суда должен составлять не более 60 дней. На обжалование судебного постановления дается 10 дней. У правонарушителя, таким образом, имеется 70 дней на уплату штрафа.

Если гражданин не уплатит штраф в установленные законом сроки, будет применена санкция в виде 15 суток ареста или штрафа в двойном размере.

Минюст предложил ввести категорию грубых административных нарушений

Анастасия Кукова

Документ опубликован на портале проектов нормативных правовых актов. В пояснительной записке уточняется, что к этой категории следует отнести административные правонарушения экстремистской и коррупционной направленности, в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ, прекурсоров (веществ, участвующих в реакции, приводящей к образованию целевого вещества — прим.ред.), новых потенциально опасных психоактивных веществ, оборота оружия и противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, изготовлению материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних и обороту таких материалов.

Минюст также предложил отнести к грубым административные нарушения, посягающие на конкуренцию, административные правонарушения на транспорте, в области дорожного движения, совершенные лицами в состоянии опьянения.

«В иных случаях административные правонарушения могут быть признаны судом грубыми, если они выражаются в существенном (грубом) нарушении (неисполнении) правил и норм законодательства РФ…», — сказано в проекте закона.

Ведомство объяснило необходимость введения новой категории тем, что реформирование института административной ответственности будет неполным и незавершенным без совершенствования процедуры рассмотрения дел ‎об административных правонарушениях.

Минэкономразвития предложило декриминализовать восемь статей Уголовного кодекса. В частности, взятки сотрудникам компаний, фиктивное банкротство, нарушение авторских прав и работа без лицензии.

Объект административного правонарушения: понятие, признаки, пример. Административное право

Административное право — это одна из отраслей права, регулирующая общественные отношения в управленческой сфере различных органов: государственных и частных. При рассмотрении понятия выделяют предмет, субъект и объект административного правонарушения, субъективную, объективную стороны соответственно, используют определённые методы защиты. Но обо всём по порядку.

Читайте так же:  Административная ответственность за ложный вызов полиции

Муниципальный уровень

  1. Уставы муниципальных образований.
  2. Нормативные акты администрации, главы муниципального образования и представительных органов.

Рассмотрение дела об административном правонарушение может предприниматься в арбитражном суде (на региональном и муниципальном уровне) или в Высшем Арбитражном Суде (на федеральном и региональном уровне).

Стороны правонарушения

При рассмотрении объекта административного правонарушения применяется такая конструкция, как объективная сторона — правонарушение и последствия от него. Причём есть существенная разница между противоправным деянием и действием:

  1. Деяние — это сознательное конкретное действие или бездействие, повлекшее за собой вред обществу.
  2. Действие — это сознательное поведение субъекта, повлекшее нарушение общественных отношений.

Деяние может быть однократным, собирательным (состоит из тождественных действий) или длящимся (влечет за собой длительное неисполнение обязанностей).

Рассмотрению дела об административном правонарушении подлежат не только действия, нарушающие права граждан, но и бездействия, вследствие которых были нарушены права человека (так называемые вредные последствия) или нанесён вред экологическому состоянию.

Дело о нарушении содержит следующие пункты: само противоправное действие, его последствие и логическая связь между ними. Субъект и объект административного правонарушения выясняются после анализа каждого пункта.

Формальные и материальные последствия

Состав административного преступление подразумевает два возможных последствия. Если правонарушение не повлекло за собой материальных последствий, то оно называется формальным. Причём именно административные правонарушения (в отличие от преступлений) имеют формальный состав. Пример такого нарушения — превышение водителем скорости (ст. 12.9 КоАП), но если вследствие превышения случилась авария, то дело стоит рассматривать с материальной точки зрения.

Материальное последствие — обязательное наступление вредных обстоятельств в связи с правонарушением. Причём сначала обстоятельства должны произойти, а уже потом рассматриваться как материальный ущерб. Например, нарушение пожарной безопасности в здании: отсутствие плана эвакуации или огнетушителей. Если такое положение не повлекло ещё пожара или гибели людей в здании, то КоАП, в соответствии со ст. 20.4 ч. 1 и 2, рассматривает действие с формальной точки зрения. Если повлекло — то материальной.

Региональный уровень

  1. Уставы и законы субъектов РФ.
  2. Постановления конституционных судов субъектов.
  3. Нормативные акты высших должностных лиц, законодательных и исполнительных органов власти субъектов.

Нюансы административных правонарушений

Во время рассмотрения дела об административном правонарушении очень тщательно изучается протокол. Из него выявляется характер преступления: умышленное или совершенное по неосторожности. Эти факторы вносят значительный вклад в некоторые вопросы. Например, ст. 5.14 говорит только об умышленном уничтожении или повреждении частных материалов. Если действие было совершено по неосторожности, гражданин не подвергается административной ответственности.

В административных протоколах судьи обращают внимание на такие слова, как: воспрепятствование, сокрытие, уклонение, заведомо ложные (показания). Но это лишь часть анализа. Полный вывод можно сделать лишь на основе полного изучения состава преступления.

При рассмотрении объективной стороны преступление судья использует такие понятия, как: время, место, характер и способ преступления, а также повторность, систематичность, злостность и неоднократность. Причём неоднократными считаются однородные преступления, а систематическими — совершённые несколько раз в течение года.

Таким образом, понятие объекта административного правонарушения, знание основных законодательных принципов необходимо для регулирования собственных действий в обществе. Конечно, выучить весь кодекс невозможно, но многие из пунктов могут никогда не коснуться человека, например, пункт об обязательной явке в военкомат по достижении определённого возраста действует только для мужской части населения.

Административное правонарушение: понятие, признаки, юридический состав

Примеры административного правонарушения

Наиболее распространённый пример — мелкое хулиганство (ст. 20.1). Его определение крайне обтекаемо: выражается в открой неприязни к обществу с нарушением общественного порядка. В состав обычно входит нецензурная лексика в адрес человека или группы лиц, приставание к другим гражданам и повреждение частного имущества.

Ст. 15 Кодекса Волгоградской области устанавливает строгую ответственность за неявку без уважительных причин на регулярный мед. осмотр больных ВИЧ-инфекцией, туберкулёзом или иных инфекций, которые передаются половым путём.

Ст. 5.26 о дискриминации — нарушении свободы и естественных прав человека и гражданина из-за его вероисповедания, цвета кожи, пола, расы и т. д. В некоторых случаях это нарушение проходит вкупе с мелким хулиганством.

Ст. 14.1 гласит о проведении незаконной предпринимательской деятельности. Любая деятельность, связанная с бизнесом на территории РФ должна быть законно оформлена и регламентирована. Статья рассматривает несколько моментов: деятельность без регистрации, без лицензии (если она обязательна), с нарушением правил ведения деятельности (отдельно — с грубым нарушением деятельности). Стоит отметить, что грубое правонарушение устанавливается самими судьёй на основе анализа протокола.

Ст. 19.1 о самоуправстве — самовольном решении о порядке осуществления своего действительного или мнимого (предполагаемого) права, если за ним не последовало существенного ущерба для физических и юридических лиц.

Глава 25 рассматривает порядок работы органов по установлению административных правонарушений и лиц, участвующих в процессе: прокурора, понятых, потерпевшего, защитника, ответчика и т. д.

Помимо открытых правонарушений, кодекс предусматривает наказание за нарушение сроков подачи заявлений, призыва, предоставления определённых сведений государственным и иным органам. Это открытый пример бездействия, повлекшего за собой правонарушение.

Федеральный уровень

  1. Конституция РФ и постановления Конституционного Суда.
  2. КоАП РФ (Кодекс об административных правонарушениях).
  3. Указы Президента и Правительства РФ, палат Федерального Собрания.
  4. Иные нормативные акты федеральных органов исполнительной власти.

Понятие административного наказания

Установленная государством мера ответственности за совершение противоправного деяния именуется наказанием административного типа. По сути, наказание является разновидностью установленного законом принуждения. Административное принуждение отличается наличием карательных санкций, а также специфических целей, применяемых в строгом процессуальном порядке.

Читайте так же:  Обжалование постановления об административном правонарушении дтп

Все виды административных наказаний зафиксированы в статье 3.2-3.12 КоАП РФ. Никакие другие виды принуждения не могут использоваться в качестве наказаний. Что не может являться видами принуждения административного типа? Стоит выделить, например, запрет на эксплуатацию транспортных средств, отстранение от работы руководителей государственных организаций, отзыв лицензий и удостоверений и т.д.

Что такое административный штраф?

Денежное взыскание с лица юридического или физического, совершившего противоправное деяние, именуется административным штрафом. Это наказание, носящее имущественный характер. Многие юристы считают штраф по административному правонарушению (постановление КоАП в ст. 3.5) чуть ли не самым эффективным методом воздействия на провинившегося гражданина.

С 1992 по 2007 годы штраф административного типа считался равным величине, кратной МРОТу, или величине, кратной установленной сумме в 100 рублей. На данный момент все несколько изменилось. Отныне штрафы выражаются в рублях, как это было до 1992 года. В соответствии со статьей 3.5 КоАП РФ, штраф административного типа не должен составлять менее 100 рублей, не более 5 тыс. рублей для физических лиц, 50 тыс. рублей для должностных лиц и 1 млн рублей для юридических лиц. Имеются у административного штрафа и некоторые другие особенности, о которых будет рассказано далее.

Состав административного правонарушения

Составом административного правонарушения является совокупность закрепленных в нормативно-правовых актах признаков, наличие которых может повлечь административную ответственность. Признаки состава административного правонарушения:

Объект

Первую группу объектов административных правонарушений составляют общественные отношения, которые непосредственно урегулированы нормами различных отраслей права, в частности, земельного, финансового, экологического, трудового, гражданского и иных. Данные общественные отношения образуют только общий объект административного правонарушения.

Второй разновидностью объекта административного правонарушения выступает родовой объект. В качестве родового объекта действующее административное законодательство предусматривает административную ответственность за совершение конкретного посягательства в рамках какой -либо конкретной главы КоАП РФ.

Примером родового объекта административного правонарушения может служить

  • правонарушения в сфере реализации прав граждан;
  • правонарушения в сфере охраны окружающей среды;
  • правонарушения в сфере предпринимательской деятельности ;
  • иные.

Видовые объекты есть третья разновидность объектов административных посягательств.

Видовые объекты стоит признавать в качестве специфичных групп общественных отношений, которые располагаются в рамках конкретной главы административного законодательства. Например, глава 8 КоАП РФ предусматривает наступление административной ответственности за правонарушения в сфере охраны окружающей среды и природопользования. Именно с помощью видового объекта административного правонарушения возможно разграничить и детализировать общественные отношения между собой.

Непосредственный объект – это четвертая группа общественных отношений. Непосредственным объектом выступают общественные отношения, которым причиняется ущерб. Например, право пользования, владения и распоряжения каким-либо имуществом. Кроме того, в качестве непосредственного объекта выступают правила, запреты, требования, предписания.

Объективная сторона

Объективной стороной административного правонарушения является система установленных нормами права признаков, которые характеризуют внешнее проявление этого правонарушения.

Объективная сторона состава характеризует правонарушение как акт внешнего поведения правонарушителей и включает, в частности, такие признаки состава административного правонарушения, как противоправное действие или бездействие и наступившие вредные последствия.

Нарушение водителем транспортного средства ПДД выражается в различных противоправных действиях: превышении установленной скорости движения, несоблюдении требований дорожных знаков, проезде на запрещающий сигнал светофора, пересечении сплошной линии разметки и других. Вредными последствиями данных действий могут быть: формирование опасности в дорожном движении, помехи иным участникам движения, аварийной ситуации, осуществлении ДТП.

Кроме противоправного деяния и причиненных вредных последствий 3-й составной частью объективной стороны правонарушения является и такой признак, как причинно-следственная связь между таким деянием и наступившими в итоге него вредными последствиями.

Установить данную причинно-следственную связь — значит выявить обстоятельства возникновения вредных последствий, определить, наступили они в итоге противоправного деяния или по иным причинам, как это деяние повлияло на величину таких последствий и другое

Субъект

Субъектом административного правонарушения является лицо, которое совершило общественно опасное деяние и способно нести административную ответственность (обладает административной деликтоспособностью). Согласно действующего законодательства, субъектами административных правонарушений являются индивидуальные субъекты и юрлица.

Индивидуальными субъектами являются физлица, которые достигли 16-летнего возраста и обладают вменяемостью.

Вменяемостью является способность физлица, которое достигло 16-летнего возраста, осознавать фактический характер своего деяния, его общественную опасность и руководить им.

Индивидуальные субъекты административных правонарушений делятся на общие (которые достигли 16-летнего возраста, вменяемые) и специальные (которые отражают особенности трудового, служебного положения; прошлое противоправное поведение, другие особенности правового статуса граждан).

Одним из специальных субъектов являются должностные лица.

Субъективная сторона

Вина выступает в качестве главного признака субъективной стороны. Вина может выражаться в двух формах, в виде умысла и в виде неосторожности.

Умышленная форма вины подразделяется на две разновидности, а именно, прямой умысел и косвенный умысел. При совершении правонарушения с прямым умыслом лицо сознает общественно опасный характер своего деяния, предвидит неизбежность или реальную возможность наступления общественно опасных последствий и желает их наступления.

При косвенном умысле лицо, совершая правонарушение, осознает общественно опасный характер совершенного деяния, предвидит возможность (вероятность) наступления его общественно опасных последствий хотя и не желает, но сознательно допускает их наступление.

Видео (кликните для воспроизведения).

Второй формой вины в совершении административного правонарушения признается неосторожность, при которым лицо, совершившее правонарушение, предвидело возможность наступления общественных последствий, но сознательно рассчитывало на предотвращение таких последствий, либо не предвидело возможности наступления таких последствий.

Источники

Грубые административные правонарушения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here