Характеристика административного наказания административный штраф

Предлагаем ознакомится с материалом в статье: "Характеристика административного наказания административный штраф". Здесь собрана и обработана информация из авторитетных источников. Если вы все же не найдете ответ на свой вопрос, дочитайте статью до конца, если же и после этого не получите ответ, то обратитесь к дежурному консультанту.

Административное наказание

Административное наказание: понятие, виды и характеристика

Административное наказание имеет преимущественно профилактические цели, и поэтому ранее используемый термин «административное взыскание» больше отвечал своему предназначению.

Административное наказание – это мера юридической ответственности, назначаемая государством или от имени государства за совершенное административное правонарушение, которая применяется прежде всего в целях воспитания лица, совершившего административное правонарушение, в духе соблюдения законов и уважения прав и свобод других лиц и правопорядка в целом. Оно выполняет также функцию предупреждения совершения правонарушения как лицом, привлекающимся к административной ответственности, так и другими лицами.

Цель административного наказания – предупреждение совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (ст. 3.1 КоАП).

Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица. Эта особенность основана на конституционном положении, закрепленном в ч. 2 ст. 21 Конституции РФ.

Виды административных наказаний:

  1. предупреждение;
  2. административный штраф;
  3. возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  4. конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  5. лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
  6. административный арест;
  7. административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства;
  8. дисквалификация;
  9. административное приостановление деятельности.

Административные наказания, перечисленные в п. 3–9, устанавливаются только КоАП.

Основные и дополнительные административные наказания:

1. Предупреждение, администртивный штраф, административный арест и дисквалификация могут устанавливаться и применяться только в качестве основных административных взысканий.

2. Возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или предметом административного правонарушения, конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, совершившему административное правонарушение, а также административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства могут устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания.

3. За одно административное правонарушение может быть наложено основное либо основное и дополнительное административное наказание из наказаний, указанных в санкции применяемой статьи КоАП или закона субъекта РФ об административной ответственности.

2. Виды административных наказаний

Статья 3.2 КоАП РФ содержит закрытый перечень видов административных наказаний, назначаемых за совершение административного правонарушения, а также определяет основные условия их назначения. За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

  • предупреждение;
  • административный штраф;
  • конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  • лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
  • административный арест;
  • административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
  • дисквалификация;
  • административное приостановление деятельности;
  • обязательные работы;
  • административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.

6. Какие административные наказания
вправе устанавливать субъекты Федерации?

Часть 3 ст. 3.2 КоАП РФ конкретизирует положения о разграничении предметов ведения Российской Федерации и субъектов РФ, с учетом того, что установление перечня видов административных наказаний и правил их применения относится к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях (п. 2 ч. 1 ст. 1.3 КоАП РФ).

Субъекты РФ при установлении региональных норм, назначающих меры административной ответственности, могут предусматривать в качестве таких мер только предупреждение и административный штраф. Соответственно, только Кодексом РФ об административных правонарушениях могут быть установлены все остальные виды административных наказаний

4. Административное наказание, применяемое к юридическому лицу

В отношении юридического лица могут применяться лишь следующие административные наказания:

  • предупреждение;
  • административный штраф;
  • конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  • административное приостановление деятельности.

5. Основные и дополнительные административные наказания

Статья 3.3 КоАП РФ устанавливает основные и дополнительные меры административной ответственности, а также порядок их назначения.

К основным административным наказаниям относятся:

  • предупреждение;
  • административный штраф;
  • лишение специального права, предоставленного физическому лицу, за исключением права управления транспортным средством соответствующего вида;
  • административный арест;
  • дисквалификация;
  • административное приостановление деятельности;
  • обязательные работы.

Данные административные наказания могут устанавливаться и применяться только в качестве основных административных наказаний.

В качестве основных и дополнительных можно применять следующие виды мер административной ответственности:

  • конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  • лишение специального права в виде права управления транспортным средством соответствующего вида (лишение специального права в виде права управления транспортным средством соответствующего вида применяется в качестве дополнительного административного наказания за совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 11.7.1, частями 1 и 2 статьи 12.8, частью 1 статьи 12.26, частью 3 статьи 12.27 КоАП РФ);
  • административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
  • административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.

Частью 3 статьи 3.3 КоАП РФ закреплено, что за одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание из наказаний, указанных в санкции применяемой статьи Особенной части КоАП РФ или закона субъекта РФ об административной ответственности. Данный принцип призван исключить возможность двойной ответственности за одно и то же правонарушение.

Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 установлено, что при определении наказания за административное правонарушение необходимо учитывать положения ч. 3 ст. 3.3 КоАП РФ о допустимом сочетании видов административных наказаний за административное правонарушение, имея в виду, что за конкретное правонарушение может быть назначено только основное либо основное и одно из дополнительных наказаний, предусмотренных санкцией применяемой статьи Особенной части КоАП РФ или закона субъекта РФ. Исходя из этого в качестве основного может назначаться только одно из основных наказаний, указанных в санкции статьи, а дополнительное административное наказание не может назначаться самостоятельно.

Читайте так же:  Срок исковой давности по собственности

Кроме того, при применении указанных норм необходимо иметь в виду, что, если санкция статьи КоАП РФ предусматривает обязательное назначение дополнительного административного наказания наряду с основным, но при этом дополнительное наказание не может быть назначено лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, судья вправе назначить лишь основное наказание.

3. Административное наказание, применяемое к физическому лицу

К физическим лицам может применяться любое из перечисленных в ч. 1 ст. 3.2 КоАП РФ административных наказаний. При этом административное наказание в виде административного приостановления деятельности применяется лишь в отношении лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Общие правила наложения административного наказания

1. Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП.

2. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

3. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

4. Назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.

5. Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

Обстоятельства, смягчающие административную ответственность:

  1. раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;
  2. предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда;
  3. совершение административного правонарушения несовершеннолетним;
  4. совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

Законами субъектов РФ могут быть предусмотрены и иные обстоятельства, смягчающие административную ответственность. Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП или в законах субъектов РФ (принцип целесообразности).

Обстоятельства, отягчающие административную ответственность:

  1. продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;
  2. повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному взысканию, по которому не истек срок, предусмотренный ст. 4.6 КоАП;
  3. вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;
  4. совершение административного правонарушения группой лиц;
  5. совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;
  6. совершение административного правонарушения в состоянии опьянения.

Судья, орган, должностное лицо, налагающие административное взыскание, в зависимости от характера совершенного административного правонарушения могут не признать данное обстоятельство отягчающим.

Общая характеристика административных наказаний

Меры административной ответственности (административные наказания) можно охарактеризовать в зависимости от содержания тех ограничений и лишений, которые наступают для правонарушителей в результате их применения.

Предупреждение (ст. 3.4 КоАП РФ) является мерой административной ответственности, выраженной в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме и применяется преимущественно к лицу, виновному в совершении административного правонарушения, причинившего незначительный вред. Предупреждение в устной форме (замечание) административным наказанием не является.

Административный штраф (ст. 3.5 КоАП) РФ представляет собой денежное взыскание, налагаемое уполномоченным органом (должностным лицом) на физическое или юридическое лицо, совершившее административное правонарушение. Он призван оказать воздействие на имущественные интересы правонарушителя.

Минимальный размер административного штрафа за совершение любого административного правонарушения не может быть установлен законодателем менее 100 руб.

Взыскиваемые с физических и юридических лиц суммы административных штрафов подлежат зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Административный штраф не может применяться к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, а также к курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы.

Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения (ст. 3.6 КоАП РФ) состоит в принудительном изъятии вещи, при помощи которой было совершено противоправное деяние (орудие административного правонарушения), либо вещи, по поводу которой совершено противоправное деяние (предмет административного правонарушения).

Данное административное наказание является мерой административной ответственности имущественного характера, применяемой в отношении физического или юридического лица — собственника вещи, использованной им в качестве орудия совершения административного правонарушения или явившейся предметом административного правонарушения. Изъятие вещи, не принадлежащей правонарушителю на праве собственности (например, изъятие предметов незаконной охоты, рыболовных сетей, не принадлежащих правонарушителю на праве собственности), не является административным наказанием.

Кроме того, не является административным наказанием изъятие вещей и документов, обнаруженных при административном задержании, личном досмотре лица или досмотре вещей, находящихся при физическом лице.

Читайте так же:  Разрешение на торговлю физическому лицу

возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения составляют три взаимосвязанных действия:

  1. изъятие у правонарушителя вещи, явившейся орудием совершения или предметом административного правонарушения;
  2. реализация этой вещи через специализированный магазин;
  3. передача вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятой вещи.

В настоящее время возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения применяется за совершение административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 и 3 ст. 20.8 и ч. 3 ст. 20.12 КоАП РФ, а именно — за нарушение правил хранения, ношения, уничтожения, коллекционирования и экспонирования оружия и патронов к нему, а также правил использования оружия и патронов к нему. возмездному изъятию при совершении указанных правонарушений подлежат огнестрельное оружие и патроны к нему.

В силу ч. 2 ст. 3.6 КоАП РФ возмездное изъятие охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию.

Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения (ст. 3.7 КоАП РФ) состоит в принудительном безвозмездном обращении в собственность государства вещи, которая явилась орудием совершения либо предметом административного правонарушения.

Конфискация как дополнительное административное наказание применяется, в частности, за нарушение таможенных правил, правил оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, правил оборота оружия и боеприпасов, государственных стандартов и технических регламентов.

Не является конфискацией изъятие вещи из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, изъятие вещи, подлежащей в соответствии с федеральным законом возвращению законному собственнику, а также вещи, изъятой из оборота либо находившейся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежащей обращению в собственность государства или уничтожению.

Вещи, изъятые из оборота, определяются в порядке, установленном законом.

В силу ч. 2 ст. 3.7 КоАП РФ конфискация охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию.

Лишение специального права, предоставленного физическому лицу (ст. 3.8 КоАП РФ), состоит в лишении физического лица, совершившего административное правонарушение, на срок от одного месяца до двух лет предоставленного ему права управления транспортным средством, права охоты, права использования высокочастотных и радиоэлектронных устройств.

Лишение специального права влечет установление запрета на управление транспортным средством, занятие охотой, эксплуатацию высокочастотных и радиоэлектронных устройств на срок от одного месяца до трех лет.

В соответствии с ч. 3 ст. 3.8 КоАП РФ лишение специального права в виде права управления транспортным средством не может применяться к лицу, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления транспортным средством в состоянии опьянения, уклонения от прохождения в установленном порядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а также оставления указанным лицом в нарушение установленных правил места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся.

В силу ч. 4 ст. 3.8 КоАП РФ лишение специального права в виде права охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным законным источником средств к существованию.

Административный арест (ст. 3.9 КоАП РФ) заключается в краткосрочном содержании правонарушителя (физического лица) в условиях изоляции от общества в специально установленных местах, а именно — в специальных приемниках для лиц, арестованных в административном порядке, функционирующих в системе органов внутренних дел.

Административный арест устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные, наиболее серьезные административные правонарушения, в частности, за мелкое хулиганство, неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника милиции, военнослужащего либо сотрудника органов уголовно-исполнительной системы, нарушениие требований режима чрезвычайного положения и за некоторые другие нарушения.

Срок административного ареста устанавливается от одних до 15 суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции — до 30 суток.

В силу ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ административный арест не может применяться в качестве наказания к совершившим соответствующие административные правонарушения беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, лицам, не достигшим возраста 18 лет, инвалидам I и II групп.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства (ст. 3.10 КоАП РФ) является мерой административной ответственности, которая применяется исключительно к иностранным гражданам и лицам без гражданства, находящимся на территории Российской Федерации на законных основаниях.

Суть административного выдворения за пределы Российской Федерации заключается в принудительном и контролируемом перемещении органами внутренних дел, органами и войсками пограничной службы иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством, — в контролируемом самостоятельном выезде указанных граждан и лиц из Российской Федерации.

Применение данной меры влечет для иностранца или лица без гражданства официальное прекращение дальнейшего пребывания на территории Российской Федерации, сочетаемое с обязанностью покинуть ее пределы.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации применяется к иностранным гражданам и лицам без гражданства за совершение ими таких административных правонарушений, как нарушение режима государственной границы РФ, нарушение режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ, нарушение режима пребывания в Российской Федерации.

Читайте так же:  Рассмотрение административного дела в апелляционной инстанции

Депортация иностранных граждан и лиц без гражданства, представляющая собой принудительную высылку указанных лиц из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для дальнейшего их пребывания (проживания) в Российской Федерации, предусмотренная Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», не является административным наказанием.

Дисквалификация (ст. 3.11 КоАП РФ) как мера административной ответственности заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, права входить в совет директоров (наблюдательный совет), права осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также права осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, пре-дусмотренных законодательством РФ.

Дисквалификация может быть применена к следующим категориям физических лиц, участвующим в управлении юридическими лицами:

  1. лица, осуществляющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица (генеральный директор, директор, их заместители и т.п.);
  2. члены совета директоров в акционерных обществах;
  3. индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по управлению юридическими лицами, в том числе арбитражные управляющие.

Дисквалификация как административное наказание включает в себя два элемента:

  • лишение права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, т.е. прекращение трудового договора (контракта) с дисквалифицированным лицом;
  • лишение права входить в совет директоров (наблюдательный совет), т.е. исключение лица из состава данного коллегиального органа управления акционерным обществом.

Дисквалификация применяется на срок от шести месяцев до трех лет.

Данный вид административного наказания может быть применен к указанным выше физическим лицам за нарушение законодательства о труде и об охране труда, фиктивное или преднамеренное банкротство, ненадлежащее управление юридическим лицом, неправомерные действия при банкротстве и за некоторые другие нарушения.

Административное приостановление деятельности (ст. 3.12 КоАП РФ) заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

Данный вид административного наказания применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды либо в случае совершения административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в области порядка управления, в области общественного порядка и общественной безопасности, в области градостроительной деятельности, а также в области трудовой деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства.

Административное приостановление деятельности может быть назначено на срок до 90 суток.

Видео (кликните для воспроизведения).

На основании ходатайства индивидуального предпринимателя или юридического лица, которому было назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности, судья, орган, должностное лицо, назначившие данное наказание, вправе досрочно прекратить исполнение этого наказания, если будет установлено, что устранены обстоятельства, послужившие основанием для назначения данного наказания.

Характеристика административного наказания административный штраф

Автострахование

  • Жилищные споры

  • Земельные споры

  • Административное право

  • Участие в долевом строительстве

  • Семейные споры

  • Гражданское право, ГК РФ

  • Защита прав потребителей

  • Трудовые споры, пенсии

    • Главная
    • Статьи и комментарии ПЦ «Логос»
    • Административное наказание по КоАП РФ. Понятие, виды, условия назначения
    1. Понятие административного наказания и условия его назначения
    2. Виды административных наказаний
    3. Административное наказание, применяемое к физическому лицу
    4. Административное наказание, применяемое к юридическому лицу
    5. Основные и дополнительные административные наказания
    6. Какие административные наказания вправе устанавливать субъекты Федерации?
    7. Назначение наказания, не предусмотренного санкцией статьи, либо ниже низшего предела КоАП РФ не допускается

    1. Понятие административного наказания и условия его назначения

    Административное наказание — установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения; применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

    Исходя из данного определения административное наказание может назначаться при наличии следующих условий:

    1. мера ответственности устанавливается исключительно государством (КоАП РФ предусматривает возможность устанавливать меру административной ответственности как на федеральном, так и на региональном уровне (субъектами РФ в региональных законах), но в рамках, установленных федеральным законодательством);
    2. назначается только за совершение административного правонарушения. Перечисленные в ч. 1 ст. 3.2 КоАП РФ административные наказания применяются только к лицам, совершившим административные правонарушения. Совершение иных правонарушений и проступков (преступлений; гражданских правонарушений; дисциплинарных проступков; налоговых правонарушений, влекущих применение налоговых санкций) не может повлечь назначение административного наказания.
    3. назначение административного наказания должно преследовать цель предупредить совершение новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами;
    4. административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.

    7. Назначение наказания, не предусмотренного санкцией статьи,
    либо ниже низшего предела КоАП РФ не допускается

    В п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» указано, что при решении вопроса о назначении вида и размера административного наказания судье необходимо учитывать, что КоАП РФ допускает возможность назначения административного наказания лишь в пределах санкций, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение с учетом характера совершенного правонарушения, личности виновного, имущественного положения правонарушителя — физического лица (индивидуального предпринимателя), финансового положения юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность (статьи 4.1 — 4.5 КоАП РФ). Поэтому судья не вправе назначить наказание ниже низшего предела, установленного санкцией соответствующей статьи, либо применить наказание, не предусмотренное статьей 3.2 КоАП РФ.

    Читайте так же:  Административные нарушения в области таможенного дела

    Вместе с тем, если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием..

    Административное наказание, понятие, виды и характеристика

    Административное наказание является превентивной мерой и имеет преимущественно профилактические цели и, по наше­му мнению, раннее используемый термин « административное взыскание» больше отвечал своему предназначению.

    Эффективность юрисдикционной деятельности при рассмот­рении дел об административных правонарушениях и индиви­дуальных административных дел невозможна без правовой характеристики самого административного наказания и опре­деления порядка его наложения.

    Административное наказание— это мера юридической от­ветственности, назначаемая государством или от имени госу­дарства за совершенное административное правонарушение, которое применяется, прежде всего, в целях воспитания лица, совершившего административное правонарушение, в духе со-

    блюдения законов и уважения прав и свобод других лиц и правопорядка в целом. Оно выполняет также функцию пре­дупреждения совершения правонарушения как лицом, привле­кающимся к административной ответственности, так и други­ми лицами.

    Цель административного наказания определена ст. 3.1. КоАП РФ.

    Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совер­шившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица. Эта особенность основана на конституционном положении, закрепленном в части 2 ст. 21 Конституции РФ.

    Федеральным законодательством установлен исчерпы­вающий перечень видов административных наказаний(ст. 3.2).

    1. За совершение административных правонарушений мо­гут устанавливаться и применяться следующие администра­тивные наказания:

    2) административный штраф;

    3) возмездное изъятие орудия совершения или предме­та административного правонарушения;

    4) конфискация орудия совершения или предмета ад­министративного правонарушения;

    5) лишение специального права, предоставленного фи­зическому лицу;

    6) административный арест;

    7) административное выдворение за пределы Российс­кой Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

    2. В отношении юридического лица могут применяться ад­министративные наказания, перечисленные в пунктах 1—4 части 1 настоящей статьи.

    3. Административные наказания, перечисленные в пунк­тах 3—8 части 1 настоящей статьи, устанавливаются только настоящим Кодексом.

    Законодательством (статья 3.3) определены также основ­ные и дополнительные административные наказания

    1. Предупреждение, административный штраф, администра­тивный арест и дисквалификация могут устанавливаться и при-

    меняться только в качестве основных административных взыс­каний.

    2. Возмездное изъятие предмета, явившегося орудием со­вершения или предметом административного правонаруше­ния, конфискация предмета, явившегося орудием соверше­ния или непосредственным объектом административного пра­вонарушения, лишение специального права, предоставленно­го физическому лицу, совершившему административное пра­вонарушение, а также административное выдворение за пре­делы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства может устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного админист­ративного наказания.

    3. За одно административное правонарушение может быть наложено основное либо основное и дополнительное админи­стративное наказание из наказаний, указанных в санкции при­меняемой статьи Особенной части настоящего Кодекса или за­кона субъекта Российской Федерации об административной ответственности.

    1. Предупреждение— это мера административного наказа­ния, выраженная в официальном порицании физического или юри­дического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

    2. Административный штраф является денежным взыска­нием и может выражаться в величине, кратной:

    1) минимальному размеру оплаты труда (без учета рай­онных коэффициентов) установленному федеральным законом на момент окончания или пресечения адми­нистративного правонарушения (далее — мини­мальный размер оплаты труда);

    2) стоимости предмета административного правонару­шения на момент окончания или пресечения адми­нистративного правонарушения;

    3) сумме неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате на момент окончания или пресечения адми­нистративного правонарушения, либо сумме незакон­ной валютной операции.

    Размер административного штрафа не может быть менее одной десятой минимального размера оплаты труда (МРОТ).

    Размер административного штрафа, налагаемого на граж­дан и исчисляемого исходя из МРОТ, не может превышать двадцать пять МРОТ, на должностных лиц — пятидесяти МРОТ, на юридических лиц — одну тысячу МРОТ.

    Административный штраф за нарушение законодательства Российской Федерации о внутренних морских водах, террито­риальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне Российской Федерации, антимонопольно­го, таможенного, валютного законодательства Российской Фе­дерации, а также законодательства Российской Федерации о естественных монополиях, о рекламе, об охране окружающей природной среды, о государственном регулировании производ­ства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодер­жащей продукции, налагаемый на должностных и юридиче­ских лиц, может быть установлен с превышением размеров, указанных в абзаце первом настоящей части, но не может пре­вышать для должностных лиц — двести МРОТ, для юридичес­ких лиц — пять тысяч МРОТ

    Размер административного штрафа, исчисляемого исхо­дя из стоимости предмета административного правонаруше­ния, а также исходя из суммы неуплаченных налогов, сбо­ров, не может превышать трехкратный размер стоимости соответствующего предмета,суммы неуплаченных налогов, сборов.

    Читайте так же:  Время уплаты административного штрафа

    3. Возмездным изъятием орудия совершения или предмета административного правонарушения является их принудите­льное изъятие и последующая реализация с передачей бывше­му собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета. Возмездное изъятие назнача­ется судьей. Возмездное изъятие охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболов­ства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию (ст. 3.6).

    4. Конфискацией орудия совершения или предмета адми­нистративного правонарушения является принудительное без­возмездное обращение в федеральную собственность или в соб­ственность субъекта Российской Федерации не изъятых из обо­рота вещей. Конфискация назначается судьей.

    Конфискация охотничьего оружия, боевых припасов и дру­гих дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к суще­ствованию.

    Не является конфискацией изъятие из незаконного вла­дения лица, совершившего административное правонару-

    шение, орудия совершения или предмета административ­ного правонарушения: подлежащих в соответствии с феде­ральным законом возвращению их законному собственни­ку; изъятых из оборота либо находившихся в противоправ­ном владении лица, совершившего административное пра­вонарушение, по иным причинам и на этом основании под­лежащих обращению в собственность государства или унич­тожению (ст. 3.7).

    5. Лишение специального права, предоставленного физи­ческому лицу, совершившему административное правонаруше­ние в соответствии с законом.

    Лишение специального права назначается судьей.

    Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более двух лет.

    Лишение специального права в виде права управления транс­портным средством не может применяться к лицу, которое по­льзуется транспортным средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления транспортным средством в состоянии опьянения, уклонения от прохождения в установлен­ном порядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а также оставления указанным лицом в наруше­ние установленных правил места дорожно-транспортного про­исшествия, участником которого он являлся

    Лишение специального права в виде права охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным законным источником средств к существованию.

    6. Административный арест заключается в содержании на­рушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение требований ре­жима чрезвычайного положения или режима в зоне проведе­ния контртеррористической операции до тридцати суток. Ад­министративный арест назначается судьей. Порядок отбыва­ния административного ареста регламентирован постановле­нием Правительства РФ от 2.10.2002 г. № 2-П.

    Административный арест устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды админи­стративных правонарушений и не может применяться к бере­менным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшим возраста восемнадца­ти лет, инвалидам I и II групп.

    Срок административного задержания включается в срок административного ареста.

    7. Административное выдворение за пределы РФ иностран­ных граждан или лиц без гражданства заключается в прину­дительном и контролируемом перемещении указанных граж­дан и лиц через Государственную границу РФ за пределы РФ, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, — в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граж­дан и лиц без гражданства из РФ.

    Административное выдворение за пределы РФ как мера административного наказания устанавливается в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства и назначается судьей, а в случае совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения при въезде в РФ — соответствующими должностными лицами (ст. 3.10).

    8. Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнитель­ном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предприни­мательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ. Админист­ративное наказание в виде дисквалификации назначается су­дьей.

    Дисквалификация устанавливается на срок от шести меся­цев до трех лет.


    Дисквалификация может быть применена к лицам, осуще­ствляющим организационно-распорядительные или администра­тивно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров, а также к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридичес­кого лица, в том числе к арбитражным управляющим (3.10).

    Административные наказания имеют наибольшее сходство с мерами административного пресечения, так как их объеди­няет общность оснований применения мер принуждения — это наличие административного правонарушения, а также общая цель применяемых мер принуждения — предупреждение но­вых правонарушений.

    Однако меры административного пресечения не являются мерами наказания и направлены, прежде всего, на прекраще­ние административного правонарушения и возможного при­влечения нарушителя к ответственности в соответствии с ха­рактером совершенного им правонарушения. Меры админист-

    ративного пресечения чаще всего предшествуют применению меры административного наказания.

    Административные наказания выражаются обычно в мо­ральном или материальном воздействии на правонарушителя. Некоторые административные наказания сочетают в себе од­новременно как моральное осуждение, так и материальное воз­действие, а также временное ограничение прав и свобод нару­шителя (например, административный арест, лишение специ­альных прав).

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

    Источники

    Характеристика административного наказания административный штраф
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here