Коллегиальное рассмотрение дел об административных правонарушениях

Предлагаем ознакомится с материалом в статье: "Коллегиальное рассмотрение дел об административных правонарушениях". Здесь собрана и обработана информация из авторитетных источников. Если вы все же не найдете ответ на свой вопрос, дочитайте статью до конца, если же и после этого не получите ответ, то обратитесь к дежурному консультанту.

Статья 1. Коллегиальные органы по рассмотрению дел об административных правонарушениях

Статья 1. Коллегиальные органы по рассмотрению дел об административных правонарушениях

1. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами города Москвы и отнесенных ими к полномочиям коллегиальных органов, рассматриваются в городе Москве:

а) административной комиссией при Правительстве Москвы и административными комиссиями территориальных органов исполнительной власти города Москвы (далее — административные комиссии);

б) иными коллегиальными органами, созданными в соответствии с настоящим Законом Правительством Москвы.

2. Административные комиссии — постоянно действующие коллегиальные органы по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами города Москвы и отнесенных к их полномочиям. Административные комиссии самостоятельны в принятии своих решений. Административная комиссия при Правительстве Москвы координирует, направляет и контролирует деятельность административных комиссий территориальных органов исполнительной власти города Москвы, а также осуществляет методологическое обеспечение их деятельности.

Основной формой работы административных комиссий являются заседания, которые проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц.

Административные комиссии имеют круглую печать, штамп и бланки со своим наименованием. Положения об административных комиссиях утверждаются Правительством Москвы.

ГАРАНТ:

См. Положение об Административной комиссии при Департаменте земельных ресурсов города Москвы по рассмотрению дел об административных правонарушениях в области землепользования и застройки в городе Москве (Земельная административная комиссия), утвержденное постановлением Правительства Москвы от 5 октября 2004 г. N 681-ПП

См. Положение об Административной комиссии при Правительстве Москвы по делам об административных правонарушениях в городе Москве, утвержденное постановлением Правительства Москвы от 6 мая 2003 г. N 322-ПП

См. Положение об Административной комиссии по рассмотрению правонарушений в сфере учета и использования объектов нежилого фонда г. Москвы, утвержденное постановлением Правительства Москвы от 27 августа 2002 г. N 699-ПП

3. Иные коллегиальные органы, созданные в соответствии с настоящим Законом Правительством Москвы — уполномоченные органы по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами города Москвы и отнесенных к их полномочиям, действующие на основании положений, утвержденных Правительством Москвы.

>
Правовая основа деятельности коллегиальных органов по рассмотрению дел об административных правонарушениях
Содержание
Закон г. Москвы от 18 декабря 2002 г. N 66 «О коллегиальных органах по рассмотрению дел об административных правонарушениях.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Статья 29.3 КоАП РФ. Самоотвод и отвод судьи, члена коллегиального органа, должностного лица

Новая редакция Ст. 29.3 КоАП РФ

1. При наличии обстоятельств, предусмотренных частью 1 статьи 29.2 настоящего Кодекса, судья, член коллегиального органа, должностное лицо обязаны заявить самоотвод. Заявление о самоотводе подается председателю соответствующего суда, руководителю коллегиального органа, вышестоящему должностному лицу.

2. При наличии обстоятельств, предусмотренных частью 1 статьи 29.2 настоящего Кодекса, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевший, законный представитель физического или юридического лица, защитник, представитель, прокурор вправе заявить отвод судье, члену коллегиального органа, должностному лицу.

3. Заявление об отводе рассматривается судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении.

4. По результатам рассмотрения заявления о самоотводе или об отводе судьи, члена коллегиального органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении, выносится определение об удовлетворении заявления либо об отказе в его удовлетворении. В случае отказа в удовлетворении заявления об отводе подача повторного заявления об отводе тем же лицом и по тем же основаниям не допускается.

Комментарий к Статье 29.3 КоАП РФ

Наличие обстоятельств, исключающих возможность рассмотрения дела об административном правонарушении судьей, членом коллегиального органа, должностного лица (установленных статьей 29.2 комментируемого Кодекса), порождает у участников производства по делам об административных правонарушениях и субъектов, рассматривающих данные дела, определенные права и обязанности. Эти права и обязанности связаны с осуществлением процедуры отвода и самоотвода.

Отвод — это мотивированное заявление от участников производства по делам об административных правонарушениях, заинтересованных в исходе дела, или прокурора о невозможности рассмотрения дела об административном правонарушении данным судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом. Заявление об отводе подается лицу, органу, уполномоченному рассматривать дело, и рассматривается ими же.

Самоотвод — это мотивированное заявление судьи, члена коллегиального органа, должностного лица, уполномоченного рассматривать дело об административном правонарушении, о невозможности ими рассматривать данное дело по основаниям, предусмотренным статьей 29.2 комментируемого Кодекса. Заявление подается вышестоящему должностному лицу или в вышестоящий орган и рассматривается ими.

Итогом рассмотрения заявлений об отводе или самоотводе выступает определение об удовлетворении заявления либо об отказе в его удовлетворении.

Комментарий к ст. 29.8 КоАП

1. Комментируемая статья обязывает составлять протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении, когда оно рассматривается коллегиальным органом. Однако дела об административных правонарушениях рассматриваются также судьями и должностными лицами. В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» устанавливается: учитывая, что КоАП РФ не содержит запрета на ведение протокола при рассмотрении дела судьей, в необходимых случаях возможность ведения такого протокола не исключается.

Читайте так же:  Оказание юридической помощи по административным делам

2. Поэтому в случае составления протокола о рассмотрении дела об административном правонарушении судьей целесообразно руководствоваться требованиями, установленными комментируемой статьей.

3. Коллегиальным органом ведется протокол, в котором закрепляются проведенные процессуальные действия, объяснения, показания и заключения участвующих в деле лиц и указываются исследованные документы.

4. Данный протокол подписывается председательствующим в заседании коллегиального органа и секретарем заседания коллегиального органа.

Комментарий к Статье 29.8 КоАП РФ

1. Комментируемая статья обязывает составлять протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении, когда оно рассматривается коллегиальным органом. Однако дела об административных правонарушениях рассматриваются также судьями и должностными лицами. В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» устанавливается: учитывая, что КоАП не содержит запрета на ведение протокола при рассмотрении дела судьей, в необходимых случаях возможность ведения такого протокола не исключается.

2. Поэтому в случае составления протокола о рассмотрении дела об административном правонарушении судьей целесообразно руководствоваться требованиями, установленными комментируемой статьей.

3. Коллегиальным органом ведется протокол, в котором закрепляются проведенные процессуальные действия, объяснения, показания и заключения участвующих в деле лиц и указываются исследованные документы.

4. Данный протокол подписывается председательствующим в заседании коллегиального органа и секретарем заседания коллегиального органа.

Судебная практика по статье 29.8 КоАП

В своих ходатайствах И.К. Попов просит разъяснить содержащиеся в указанном Определении выводы применительно ко всем аспектам его жалобы и дополнений к ней, в том числе прояснить, подлежит ли в соответствии со статьями 24.4 и 29.8 КоАП Российской Федерации немедленному рассмотрению ходатайство защитника с требованием учесть замечания на протокол судебного заседания судом, проводившим данное судебное заседание. При этом, как полагает заявитель, названное Определение по его жалобе было вынесено без учета выводов, содержащихся в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 14 июля 2017 года N 21-П.

Статья 29.8 КоАП РФ. Протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении

Новая редакция Ст. 29.8 КоАП РФ

1. Протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении составляется при рассмотрении дела коллегиальным органом.

2. В протоколе о рассмотрении дела об административном правонарушении указываются:

1) дата и место рассмотрения дела;

2) наименование и состав коллегиального органа, рассматривающего дело;

3) событие рассматриваемого административного правонарушения;

4) сведения о явке лиц, участвующих в рассмотрении дела, об извещении отсутствующих лиц в установленном порядке;

5) отводы, ходатайства и результаты их рассмотрения;

6) объяснения, показания, пояснения и заключения соответствующих лиц, участвующих в рассмотрении дела;

7) документы, исследованные при рассмотрении дела.

3. Протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении подписывается председательствующим в заседании коллегиального органа и секретарем заседания коллегиального органа.

Комментарий к Ст. 29.3 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Комментируемая статья регламентирует процедуру отвода судьи, члена коллегиального органа, должностного лица при наличии обстоятельств, предусмотренных ст. 29.2 КоАП РФ. Эта процедура может быть осуществлена двумя способами:

1) судья, член коллегиального органа, должностное лицо подают заявление о самоотводе при наличии обстоятельств, перечисленных в ч. 1 ст. 29.2 КоАП РФ;

2) участниками производства по делу об административном правонарушении подается заявление (ходатайство) об отводе судьи, члена коллегиального органа или должностного лица.

И в том и в другом случаях основания для отвода должны иметь документальное подтверждение.

2. В соответствии с ч. 1 ст. 29.3 КоАП РФ судья, член коллегиального органа, должностное лицо обязаны заявить самоотвод при наличии указанных выше обстоятельств. Заявление о самоотводе подается судьей председателю суда, членом коллегиального органа — его руководителю, должностным лицом — вышестоящему лицу. Самоотвод может быть заявлен и председателем суда. В этом случае рассмотрение дела может быть поручено другому судье того же суда, а при отсутствии других судей дело передается в вышестоящий суд, который поручает его рассмотрение судье другого суда.

Кодекс РФ об административных правонарушениях не регламентирует порядок заявления самоотвода мировым судьей. Вместе с тем в соответствии с ч. 2 ст. 21 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» самоотвод мировым судьей должен быть заявлен председателю районного суда. Районный суд является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.

В случае, когда член коллегиального органа, заявляющий самоотвод, является руководителем указанного органа, рассмотрение этого заявления может быть поручено либо заместителю руководителя данного органа, либо вышестоящему должностному лицу.

3. Часть 2 ст. 29.3 КоАП РФ предоставляет право лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшему, законному представителю физического или юридического лица, а также защитнику (Уполномоченному при Президенте РФ по защите прав предпринимателей), представителю и прокурору, при наличии обстоятельств, предусмотренных ч. 1 ст. 29.2 КоАП РФ, заявить отвод судье, члену коллегиального органа, должностному лицу. Это право корреспондирует с положениями ст. ст. 25.1 — 25.5.1 и 25.11 КоАП РФ. Заявление об отводе должно быть мотивированным, т.е. с обязательным указанием оснований для отвода и доказательств, их подтверждающих. Заявление может быть подано как до начала рассмотрения дела, так и во время его рассмотрения, но до вынесения постановления или определения по делу.

4. Согласно ч. 3 комментируемой статьи лицо, в производстве которого находится дело, самостоятельно рассматривает заявление об отводе. Процедура рассмотрения заявления в КоАП РФ подробно не регламентируется. Однако в любом случае лицо, которому поступило заявление об отводе, должно проверить изложенные в нем доводы.

Читайте так же:  Подсудность обжалования административного постановления

5. Часть 4 ст. 29.3 КоАП РФ предусматривает вынесение определения по данному вопросу, что подразумевает рассмотрение вопроса об отводе в совещательной комнате. Перед удалением в совещательную комнату для принятия решения судья, член коллегиального органа, должностное лицо вправе дать пояснения по заявленному отводу, если таковые имеются. Кроме этого, целесообразно выслушать мнение участников производства по заявлению об отводе, чтобы принимаемое решение было объективным и беспристрастным.

При рассмотрении заявления об отводе члена коллегиального органа решение об отводе принимается простым большинством голосов членов органа путем открытого голосования. Не исключается возможность заявления об отводе и всему составу органа, если больше половины его членов подлежат отводу.

В рамках предоставленных полномочий выносится письменное определение об удовлетворении заявления об отводе либо об отказе в его удовлетворении. Такое определение должно быть обязательно обоснованным и мотивированным.

6. Законность и обоснованность отвода (самоотвода) либо отказа в отводе судьи, члена коллегиального органа, должностного лица могут быть проверены в порядке, предусмотренном п. 8 ч. 2 и ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при пересмотре постановления (определения, решения) по делу. Нарушение положений ст. ст. 29.2 и 29.3 КоАП РФ может быть основанием для отмены постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, так как в этом случае нельзя утверждать, что данное дело рассмотрено объективно.

Лекция 9. Производство по делам об административных правонарушениях

Другой комментарий к Ст. 29.8 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Одним из основных процессуальных документов при рассмотрении дела об административном правонарушении является протокол. В нем отражаются все процессуальные действия, которые совершались в ходе непосредственного разбирательства. Протокол является необходимым источником информации для судьи вышестоящего суда, должностного лица вышестоящего органа, и поэтому его содержание, порядок составления и форма должны точно соответствовать требованиям закона.

Как вытекает из содержания ч.1 статьи, обязательность составления протокола предусмотрена лишь в том случае, если дело находится в производстве коллегиального органа. При рассмотрении дела уполномоченным должностным лицом протокол не ведется.

КоАП РФ не предусматривает ведение протокола и при назначении административного наказания судьей. В этой ситуации, очевидно, судьи должны при рассмотрении дела об административном правонарушении руководствоваться ст.226 ГПК и ст.123 АПК, в которых предусмотрена обязательность составления протокола. Возможно, при рассмотрении дела об административном правонарушении содержание протокола должно иметь свою специфику: например, в нем следует указывать только сведения о процессуальных действиях, изложенных в ч.1 комментируемой статьи. Но в любом случае протокол о рассмотрении дела об административных правонарушениях необходим, поскольку без него не представляется возможным проследить порядок рассмотрения дела. Практика свидетельствует о том, что нередко материалы рассматриваются без участия лиц, привлекаемых к административной ответственности; в них отсутствуют данные о вызове свидетелей и потерпевших; нарушаются сроки рассмотрения; не отражается судьба вещественных доказательств, возможные отводы и самоотводы, возражения лица, привлекаемого к административной ответственности либо его представителя или защитника.

При рассмотрении дел об административных правонарушениях должностным лицом требуются дополнительные гарантии защиты прав лиц, участвующих в деле, поэтому в этом случае также требуется фиксация процессуальных действий, что позволяет судить о соблюдении требований, предусмотренных ст.29.7 КоАП РФ. В частности, ведение протокола необходимо при рассмотрении дел об административных правонарушениях, по которым проводится административное расследование.

2. Составление протокола возлагается на секретаря коллегиального органа. При составлении протокола следует избегать исправлений, дописок, подчисток, сокращений слов, зачеркиваний. Если возникла необходимость внесения исправлений, то это делается, как правило, в заключительной части протокола с указанием страниц, к которым они относятся. Ответственность за полное и объективное отражение в протоколе хода разбирательства дела возлагается на председательствующего коллегиального органа.

Сроки окончательного оформления протокола заседания законом не предусмотрены, но он должен быть подготовлен в максимально короткое время. Протокол считается оформленным с момента подписания председательствующим и секретарем коллегиального органа. Отсутствие подписи в протоколе лишает его юридической значимости.

Статья 29. Единоличное и коллегиальное рассмотрение административных дел

Ст. 29 КАС РФ в последней действующей редакции от 1 октября 2019 года.

Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

Статья 29. Единоличное и коллегиальное рассмотрение административных дел

1. Административные дела в суде первой инстанции рассматриваются судьёй единолично, если коллегиальное рассмотрение административных дел не предусмотрено настоящей статьёй. Коллегиальное рассмотрение административных дел в суде первой инстанции осуществляется в составе трёх судей.

2. В суде первой инстанции рассматриваются коллегиально:

  • 1) административные дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;
  • 2) административные дела о расформировании избирательных комиссий;
  • 3) административные дела об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о результатах выборов Президента Российской Федерации, о результатах выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, о результатах референдума Российской Федерации;
  • 4) административные дела, направленные в суд первой инстанции на новое рассмотрение с указанием на их коллегиальное рассмотрение;
  • 5) административные дела, решения о коллегиальном рассмотрении которых приняты председателем суда в связи с их особой сложностью на основании мотивированного заявления судьи;
  • 6) административные дела, рассматриваемые Дисциплинарной коллегией Верховного Суда Российской Федерации.

3. Если иное не установлено настоящим Кодексом, административные дела в суде апелляционной инстанции рассматриваются коллегиально в составе трёх судей.

4. Рассмотрение административных дел в судах кассационной и надзорной инстанций осуществляется судом в составе судьи-председательствующего и не менее двух судей.

5. При коллегиальном рассмотрении административного дела один из судей председательствует в судебном заседании.

6. В случае, если настоящим Кодексом судье предоставлено право единолично рассматривать административные дела и совершать отдельные процессуальные действия, судья действует от имени суда.

Читайте так же:  Заявление о пропущенном сроке исковой давности

Статья 29.3. Самоотвод и отвод судьи, члена коллегиального органа, должностного лица

СТ 29.3 КоАП РФ

1. При наличии обстоятельств, предусмотренных частью 1 статьи 29.2 настоящего Кодекса, судья, член коллегиального органа, должностное лицо обязаны заявить самоотвод. Заявление о самоотводе подается председателю соответствующего суда, руководителю коллегиального органа, вышестоящему должностному лицу.

2. При наличии обстоятельств, предусмотренных частью 1 статьи 29.2 настоящего Кодекса, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевший, законный представитель физического или юридического лица, защитник, представитель, прокурор вправе заявить отвод судье, члену коллегиального органа, должностному лицу.

3. Заявление об отводе рассматривается судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении.

4. По результатам рассмотрения заявления о самоотводе или об отводе судьи, члена коллегиального органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении, выносится определение об удовлетворении заявления либо об отказе в его удовлетворении. В случае отказа в удовлетворении заявления об отводе подача повторного заявления об отводе тем же лицом и по тем же основаниям не допускается.

Другой комментарий к Ст. 29.3 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

Данная статья закрепляет общие правила самоотвода и отвода судьи, члена коллегиального органа, должностного лица. Из содержания данной статьи видно что:

1) при наличии оснований, предусмотренных в ст.29.2, самоотвод носит обязательный характер. Он осуществляется путем подачи заявления председателю соответствующего суда, руководителю коллегиального органа, вышестоящему должностному лицу. Самоотвод должен быть мотивированным и заявлен до начала рассмотрения дела по существу;

2) отвод лиц, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, является правом участников данного процессуального отношения, а именно лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, потерпевшего, законного представителя физического лица или юридического лица, защитника, прокурора;

3) при решении вопроса об отводе заявление рассматривается судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении;

4) защитник, представитель, эксперт, специалист, прокурор подлежат отводу на основании ст.25.12, 25.13 КоАП РФ.

Часть 4 комментируемой статьи определяет правовые последствия рассмотрения ходатайств о самоотводе и отводе: по результатам рассмотрения заявления о самоотводе или об отводе судьи, члена коллегиального органа, должностного лица, расматривающих дело об административном правонарушении, выносится определение об удовлетворении заявления либо об отказе в его удовлетворении. При отклонении отвода рассмотрение дела продолжается, а при удовлетворении отведенные судья, член коллегиального органа, должностное лицо заменяются другими и расмотрение дела начинается с начала.

Определение, удовлетворяющее или отклоняющее заявление об отводе, обжалованию не подлежит.

Статья 29.8. Протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении

1. Протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении составляется при рассмотрении дела коллегиальным органом.

2. В протоколе о рассмотрении дела об административном правонарушении указываются:

1) дата и место рассмотрения дела;

2) наименование и состав коллегиального органа, рассматривающего дело;

3) событие рассматриваемого административного правонарушения;

4) сведения о явке лиц, участвующих в рассмотрении дела, об извещении отсутствующих лиц в установленном порядке;

5) отводы, ходатайства и результаты их рассмотрения;

6) объяснения, показания, пояснения и заключения соответствующих лиц, участвующих в рассмотрении дела;

7) документы, исследованные при рассмотрении дела.

3. Протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении подписывается председательствующим в заседании коллегиального органа и секретарем заседания коллегиального органа.

9.6. Рассмотрение дел об административных правонарушениях

Видео (кликните для воспроизведения).

Судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют следующие вопросы:

1) относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела;

2) имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом;

3) правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, правильно ли оформлены иные материалы дела;

4) имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу;

5) достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу;

6) имеются ли ходатайства и отводы.

Обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения дела.

Судья, член коллегиального органа, должностное лицо, на рассмотрение которых передано административное дело, не могут его рассматривать в случае, если это лицо:

1) является родственником лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшего, законного представителя физического или юридического лица, защитника или представителя;

2) лично, прямо или косвенно заинтересовано в разрешении дела.

В этих случаях судья, член коллегиального органа, должностное лицо обязаны заявить самоотвод.

Дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица. Дела об административных правонарушениях несовершеннолетних и некоторые другие рассматриваются по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Дело об административном правонарушении, по которому было проведено административное расследование, рассматривается по месту нахождения органа, проводившего административное расследование.

Дело об административном правонарушении, влекущем лишение права управления транспортным средством, может быть рассмотрено по месту учета транспортного средства.

Сроки рассмотрения дела об административном правонарушении.

Дело об административном правонарушении рассматривается в 15-дневный срок со дня получения судьей, органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Этот срок может быть продлен мотивированным определением судьи, органа, должностного лица, рассматривающими дело, но не более чем на один месяц (например, если необходимо дополнительное выяснение обстоятельств дела).

Дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, — не позднее 48 часов с момента его задержания

Читайте так же:  Мотивированное решение по административному делу

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении.

При рассмотрении дела об административном правонарушении выясняются и анализируются все обстоятельства правонарушения: оглашается протокол об административном правонарушении и иные материалы дела; заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу, показания других лиц, участвующих в производстве по делу, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства Закон устанавливает процессуальные требования к порядку рассмотрения административного дела: объявляется, кто рассматривает дело (должность, Ф.И.О. либо название органа), какое дело подлежит рассмотрению, устанавливается явка участников производства по делу, им разъясняются их права и обязанности, рассматриваются заявленные отводы и ходатайства и т.д. (ст. 29.7 КоАП).

В случае необходимости осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с кодексом.

Протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении составляется при рассмотрении дела коллегиальным органом (комиссией по делам несовершеннолетних, административной комиссией и др.).

Принятие и оформление решения (постановления) по делу. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление:

1) о назначении административного наказания;

2) о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится определение:

1) о передаче дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным назначать административные наказания иного вида или размера либо применять иные меры воздействия в соответствии с законодательством РФ;

2) о передаче дела на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что рассмотрение дела не относится к компетенции рассмотревших его судьи, органа, должностного лица.

Таким образом, постановление выносится, если разбирательство по делу закончено. В постановлении указываются обстоятельства, установленные при рассмотрении дела: имел ли место состав правонарушения, дается его юридическая квалификация по статье кодекса или закона субъекта РФ, указывается наказание либо основания прекращения производства по делу и др.

Принятие определения означает, что дело может быть рассмотрено в другое время, другим субъектом или по нему необходимо провести дополнительное расследование.

Доведение принятого решения до сведения.

Постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. Копия постановления вручается под расписку физическому лицу или законному представителю физического (юридического) лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.

Глава 29. Рассмотрение дела об административном правонарушении (ст.ст. 29.1 — 29.14)

Глава 29. Рассмотрение дела об административном правонарушении

>
Подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении
Содержание
Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Рассмотрение дела об административных правонарушениях

Рассмотрение дела – наиболее важная стадия административного процесса, поскольку ее задачей является проверка, юридическая оценка всех обстоятельств дела и принятие по нему решения. На подготовительном этапе, прежде чем перейти к непосредственному рассмотрению дела, судья, должностное лицо выясняют следующие вопросы:

· относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела;

· имеются ли обстоятельства, исключающие административный процесс;

· правильно ли составлен протокол об административном правонарушении;

· достаточно ли имеющихся по делу материалов;

· имеются ли ходатайства и отводы;

· извещены ли участники процесса о времени и месте рассмотрения дела.

Статья 11.2 ПИКоАП устанавливает сроки рассмотрения дела об административном правонарушении. Общий срок рассмотрения дела составляет пятнадцать дней со дня получения судьей, должностным лицом, правомочным рассматривать дело, протокола и иных материалов.

Дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест или депортацию, рассматривается в день получения протокола и других материалов дела, но не позднее сорока восьми часов с момента административного задержания физического лица в случае, если такое задержание было осуществлено и личность задержанного установлена.

Дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. По ходатайству лица, в отношении которого ведется процесс, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица. Исключения из общего правила устанавливаются для рассмотрения дел, по которым было проведено административное расследование (по месту нахождения органа расследования), дел о правонарушениях несовершеннолетних (по месту жительства лица, в отношении которого ведется процесс), дел об административных правонарушениях, влекущих лишение права управления транспортным средством (по месту учета транспорта).

Рассмотрение дела об административном правонарушении может быть приостановлено: при назначении экспертизы – на срок проведения экспертизы; при утрате физическим лицом дееспособности – до назначения ему представителя; в случае болезни либо если имеются другие уважительные причины и если лицо не ходатайствует о рассмотрении дела в его отсутствие. Рассмотрение дела возобновляется, если отпали основания для его приостановления.

Судья, должностное лицо, ведущее административный процесс, в случае несоблюдения требований к форме или содержанию протокола либо прилагаемых материалов в пятидневный срок возвращает дело органу, направившему его для рассмотрения. После устранения недостатков дело вновь может быть направлено в орган, ведущий процесс. Срок в этом случае исчисляется со дня повторного поступления дела.

Судья, должностное лицо, ведущее процесс, направляет дело по подведомственности, если будет установлено, что его рассмотрение не относится к их компетенции.

При рассмотрении дела участие физического лица, в отношении которого ведется процесс, законных представителей несовершеннолетнего или недееспособного обязательно. Дело может быть рассмотрено без их участия, если:

· физическое лицо признает свою вину или письменно ходатайствует о рассмотрении дела в его отсутствие;

· физическое лицо и законный представитель, извещенные надлежащим образом, уклоняются от участия в процессе и невозможно осуществить их привод. При неявке защитника рассмотрение дела откладывается, но не более чем на пять дней.

Читайте так же:  Административные штрафы алматы

Участие представителя юридического лица, если статья КоАП предусматривает административную ответственность, обязательно, за исключением случаев, когда он уклоняется от явки либо юридическое лицо письменно ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.

Другие участники административного процесса могут участвовать в рассмотрении дела, если судья или должностное лицо признают их участие необходимым.

Непосредственное разбирательство дела об административном правонарушении несет особую правовую нагрузку, поскольку именно на этом этапе разрешается дело по существу. Порядок рассмотрения дела представляет собой совершение определенных процессуальных действий, осуществляемых в логической последовательности. Прежде всего, объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности. Далее устанавливается факт явки всех лиц, участвующих в процессе, проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя. Выясняется, извещены ли участники процесса по делу, выясняются причины неявки и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела. Участникам процесса разъясняются их права и обязанности; рассматриваются заявленные отводы и ходатайства (ст.11.5 ПИКоАП).

Председательствующий коллегиального органа или судья обязан выяснить:

· было ли совершено административное правонарушение;

· виновно ли данное физическое лицо в его совершении;

· подлежит ли физическое лицо административной ответственности;

· имеются ли обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность;

· причинен ли вред административным правонарушением;

· виновно ли юридическое лицо в совершении административного правонарушения;

· подлежит ли юридическое лицо административной ответственности, если статьей КоАП за данное правонарушение установлена административная ответственность юридического лица.

Могут учитываться и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В ходе рассмотрения дела оглашается протокол об административном правонарушении и иные материалы дела. Заслушиваются объяснения физического или представителя юридического лица, в отношение которых ведется процесс, показания других лиц, пояснения специалиста и заключение прокурора. Данные процессуальные действия направлены на обеспечение принципов равенства всех перед законом, открытости, состязательности и гласности процесса по делу.

При рассмотрении дела об административном правонарушении коллегиальным органом (в судебном заседании) ведется протокол. В нем отражаются все процессуальные действия, которые совершались в ходе непосредственного разбирательства. Протокол является важным источником информации для судей и должностных лиц вышестоящих органов, поэтому его форма и содержание должны соответствовать ПИКоАП (ст.11.7, 11.8). В нем указываются:

· место и дата заседания;

· время его начала и окончания;

· содержание рассматриваемого дела;

· наименование и состав коллегиального органа (или каким судьей);

· секретарь судебного заседания;

· сведения о явке лиц, участвующих в процессе;

· данные о лице, в отношение которого ведется процесс;

· ходатайства участников процесса;

· разъяснение участникам процесса их прав и обязанностей;

· содержание объяснений, вопросов и ответов, выступлений участников процесса;

· указание на вынесенное постановление, разъяснение срока и порядка его обжалования;

· ознакомление с протоколом и разъяснение срока подачи на него замечаний.

После подписания протокола участники процесса в течение трех суток вправе представить свои замечания в отношении полноты и правильности его составления.

Рассмотрев дело, суд, орган, ведущий процесс, выносят постановление. В нем должны быть указаны:

· время и место вынесения постановления;

· фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица;

· состав коллегиального органа, вынесшего постановление;

· сведения о лице, в отношении которого ведется процесс;

· обстоятельства, установленные при рассмотрении дела;

· статья КоАП, предусматривающая административную ответственность;

· мотивированное решение по делу;

· срок и порядок обжалования постановления;

· размер имущественного ущерба, сроки и порядок его возмещения.

В постановлении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест (ст.11.9 ПИКоАП).

В постановлении по делу об административном правонарушении в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства, за которое в качестве взыскания предусмотрена депортация, при принятии должны быть решены вопросы: о сроке закрытия въезда в Республику Беларусь; о государстве, в которое депортируется иностранный гражданин или лицо без гражданства; о пункте пропуска через Государственную границу, в котором будет осуществляться депортация, дате и времени ее проведения; о порядке и сроке депортации.

1) о наложении административного взыскания;

2) о прекращении дела об административном правонарушении;

3) о передаче материалов дела по месту работы, для привлечения к дисциплинарной ответственности.

Постановление о назначении взыскания выносится в том случае, если виновность лица доказана, или если нет обстоятельств, исключающих административную ответственность, или отсутствуют основания для его освобождения. Данный документ влечет за собой правовые обязанности по их исполнению как для правонарушителя, так и для государственных органов.

Постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. По ходатайству участника процесса ему вручается копия постановления. В случае отсутствия лица при рассмотрении дела в течение трех дней копия должна быть ему вручена или выслана заказным письмом.

По делам, связанным с огнестрельным оружием и боеприпасами, копия постановления направляется соответствующему юридическому лицу для сведения и органу внутренних дел для рассмотрения вопроса о запрещении этому лицу пользоваться огнестрельным оружием.

Видео (кликните для воспроизведения).

Постановление о наложении взыскания вступает в законную силу по истечении срока на обжалование и опротестование.

Источники

Коллегиальное рассмотрение дел об административных правонарушениях
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here