Копия протокола об административном задержании вручается задержанному

Предлагаем ознакомится с материалом в статье: "Копия протокола об административном задержании вручается задержанному". Здесь собрана и обработана информация из авторитетных источников. Если вы все же не найдете ответ на свой вопрос, дочитайте статью до конца, если же и после этого не получите ответ, то обратитесь к дежурному консультанту.

Статья 27.4 КоАП РФ. Протокол об административном задержании

Новая редакция Ст. 27.4 КоАП РФ

1. Об административном задержании составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о задержанном лице, время, место и мотивы задержания.

2. Протокол об административном задержании подписывается должностным лицом, его составившим, и задержанным лицом. В случае, если задержанное лицо отказывается подписать протокол, в протоколе об административном задержании делается соответствующая запись. Копия протокола об административном задержании вручается задержанному лицу по его просьбе.

Комментарий к Статье 27.4 КоАП РФ

Комментируемая статья содержит требование обязательного составления протокола об административном задержании и указывает, что должно в нем содержаться. Среди требований к протоколу следует обратить внимание на следующее:

— при указании времени задержания следует указывать не время фактического ограничения свободы, а время доставления лица в соответствующий орган либо время его вытрезвления;

— комментируемая часть требует обязательного указания в протоколе на мотивы задержания. На практике в протоколах вместо мотивов нередко указывают либо основания задержания (подозрение в совершении административного правонарушения), либо цели (необходимость составления протокола об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении и т.п.). Это является неверным — мотив задержания должен объяснять, почему применение данной принудительной меры именно в данном случае явилось необходимым. Данное понимание мотива, на наш взгляд, вытекает из указания на исключительный характер административного задержания (ч. 1 ст. 27.3), которое должно применяться только в случаях, когда иными путями обеспечить правильное и своевременное рассмотрение дела об административном правонарушении либо исполнение постановления по делу об административном правонарушении является невозможным.

Срок административного задержания

Гражданина можно лишить свободы на срок от 3 до 48 часов. Верхний предел превышать нельзя. Столь длительное удерживание человека применяется при особо тяжких правонарушениях. К таковым, например, относится нарушение государственной границы или режима пребывания в РФ. Представители соответствующих органов могут задерживать граждан за нарушение закона в особых зонах страны, например, во внутренних водах или на континентальном шельфе.

Лишиться свободы на 2 суток могут также лица, в отношении которых составлен протокол об административном правонарушении. Задержание осуществляется, если судья вынес постановление, предусматривающее в качестве наказания лишение свободы.

К числу спорных вопросов законодательства относится проблема определения выхода из наркотического или алкогольного опьянения. По закону срок задержания начинается с момента вытрезвления, но при этом не указаны критерии такого состояния и способы определения. На практике сотрудники полиции выжидают 6 часов, пока задержанный придет в состояние адекватно воспринимать происходящее. Но порядок применения этого принципа никак не регламентируется, что вызывает сомнения в его законности.

Комментарий к статье 27.4. КоАП РФ:

1. В протоколе об административном задержании прежде всего должно найти отражение основание применения административного задержания. Таким основанием следует считать предварительную квалификацию противоправного деяния и ссылку на соответствующую статью настоящего Кодекса или закона субъекта РФ, предусматривающую ответственность за излагаемое в протоколе конкретное действие либо бездействие. В протоколе указываются место, время и событие административного правонарушения. В последующем в процессе рассмотрения имеющихся материалов или административного расследования эта квалификация соответствующим должностным лицом может быть уточнена.

2. В протоколе об административном задержании обязательно должно быть зафиксировано точное время доставления задержанного в то или иное помещение, а в отношении лица, находящегося в состоянии опьянения, — время его вытрезвления. В обязательном порядке в протоколе отмечается и точное время освобождения задержанного лица. Эти записи в протоколе могут иметь существенное значение в случае обжалования задержанным лицом обоснованности его задержания и проверки законности применения данной меры.

3. При составлении протокола об административном задержании задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе. Задержанному лицу должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном задержании. Указанное лицо вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

Задержанному лицу по его просьбе вручается копия протокола об административном задержании. Это положение является принципиально важным для обеспечения задержанному лицу права на ознакомление с протоколом об административном задержании и права на обжалование действий по применению к нему административного задержания.

Статья 27.4. Протокол об административном задержании

1. Об административном задержании составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о задержанном лице, время, место и мотивы задержания.

2. Протокол об административном задержании подписывается должностным лицом, его составившим, и задержанным лицом. В случае, если задержанное лицо отказывается подписать протокол, в протоколе об административном задержании делается соответствующая запись. Копия протокола об административном задержании вручается задержанному лицу по его просьбе.

Порядок проведения задержания

Формально нарушение порядка при задержании является основанием для освобождения гражданина, поэтому важно тщательно следить за действиями сотрудника органа правопорядка. Ситуация осложняется тем, что процессуального единства в проведении задержания нет. Каждое ведомство руководствуется собственными нормативными актами.

Однако можно выделить обязательные процедурные элементы, которые должны соблюдаться при применении данной меры. Во-первых, сотрудник правоохранительного органа обязан представиться и разъяснить, в силу каких обстоятельств он производит задержание. После этого происходит доставление лица в полицию. При необходимости может быть произведен осмотр личных вещей гражданина.

По результатам допроса и обыска составляется протокол. Задержанный направляется в камеру предварительного заключения, после чего препровождается в суд, где рассматривается его дело. Следующий этап зависит от принятого судьей решения. Если оно было обвинительным, осужденный может в десятидневный срок с момента получения копии постановления обжаловать его в вышестоящей инстанции.

Читайте так же:  Сумма штрафов за распитие спиртных напитков

Составление протокола

В основе законности дальнейших процедур лежит правильно составленный протокол об административном задержании. Во многих случаях на основании сведений, зафиксированных в этом документе, судья выносит решение. Поэтому содержащаяся в нем информация должна быть точной, полной и достоверной.

Стандартные формы протокола разработаны ведомствами, сотрудники которых могут проводить задержание. Следует различать протокол об административном задержании и протокол об административном правонарушении. В последнем фиксируется информация о совершенном деянии и его обстоятельствах. В протоколе о задержании эти сведения не дублируются. Полицейский указывает статью КоАП, согласно которой задерживает гражданина.

Протокол об административном задержании считается действительным, если в нем указаны:

  • место составления документа и точная дата;
  • ФИО сотрудника ведомства, составившего документ, а также его должность;
  • имя задержанного и адрес его проживания (в некоторых случаях в документе фиксируют место работы и должность гражданина на основании документальных подтверждений);
  • обоснование мотивов ограничения свободы гражданина;
  • время проведения задержания с точностью до минут;
  • отметка об уведомлении родственников о задержании;
  • пояснения задерживаемого о совершенном им правонарушении;
  • сведения о психологическом и физическом состоянии гражданина на момент задержания;
  • замечания задержанного о содержании протокола (может удостоверить правильность внесенных в него сведений или выразить протест, а также указать свидетелей, которых можно опросить в ходе судебного разбирательства);
  • подписи составителя протокола и задержанного (только добровольная; принуждение к подписанию документа не допускается).

При отсутствии одного из этих элементов судья может признать незаконным факт задержания гражданина. Исключение — отказ лица подписать документ. Об этом делается отметка в протоколе.

Особенно внимательно суд относится к указанию точного времени ареста, так как без этой информации невозможно установить верхний предел пребывания задержанного в камере. Основанием для признания протокола недействительным может стать отсутствие сообщения о случившемся родственникам или адвокату и разъяснения причин ограничения свободы гражданина. В этих случаях речь идет о нарушении конституционного права человека на свободу, и к сотруднику полиции могут быть применены санкции.

Основания для административного задержания

Административное задержание представляет собой ограничение закрепленных в Конституции РФ прав гражданина на личную свободу и свободу передвижения.

Поэтому эта мера применяется в отдельных случаях:

  • с целью предотвращения возможного преступления;
  • для возможности рассмотрения дела в установленный срок;
  • для составления административного протокола;
  • с целью исполнения вынесенного решения суда.

По закону нельзя задержать гражданина, совершившего правонарушение, если наказанием за деяние являются штраф или устное предупреждение. Полицейский может ограничить свободу гражданина для оформления протокола, если это невозможно сделать на месте совершения проступка.

Комментарий к Ст. 27.4 КоАП РФ

1. Протокол об административном задержании является не только одним из видов доказательств по делу об административном правонарушении, но и актом, подтверждающим законность и обоснованность задержания гражданина. Кроме того, в случаях непосредственного обнаружения уполномоченным должностным лицом деяния, содержащего признаки правонарушения, если протокол о доставлении не составлялся, протокол об административном задержании является актом, свидетельствующим о возбуждении дела (п. 2 ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ).

2. Комментируемая статья содержит перечень сведений, которые отражаются в протоколе об административном задержании.

Местом составления протокола обычно является помещение дежурной части соответствующего органа внутренних дел либо специальное помещение органа, указанного в ч. 1 ст. 27.3 КоАП РФ, или помещение органа местного самоуправления.

Поскольку срок задержания исчисляется часами, в протоколе об административном задержании обязательно указываются часы и минуты произведенного задержания.

Данные о личности вносятся в протокол с учетом имеющихся у задержанного документов (фиксируется, каких именно) либо со слов задержанного или очевидцев, которые его знают.

Помимо названных в комментируемой статье сведений в протокол об административном задержании обычно заносятся объяснение задержанного, данные о состоянии его здоровья, наличии и характере травм, опьянения, одежды.

Если проводился личный досмотр, то об этом и об изъятых в ходе досмотра вещах также указывается в протоколе.

3. Задержанному лицу в обязательном порядке разъясняются права и обязанности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, предусмотренные КоАП РФ (знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, выступать на родном языке и пользоваться услугами переводчика, если не владеет языком, на котором ведется производство, обжаловать в установленном порядке действия должностных лиц, просить уведомить о месте своего нахождения родственников, администрацию по месту работы или учебы, давать правдивые показания по делу, являться по вызовам уполномоченного должностного лица), о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании, подтвержденная подписью задержанного.

4. Протокол подписывается должностным лицом, его составившим и задержанным. В случаях, если задержанное лицо отказывается подписать протокол, в нем делается соответствующая запись. Отказ подписать протокол обусловлен чаще всего несогласием задержанного с основаниями, порядком задержания, поэтому факт составления протокола и отказ задержанного от его подписи желательно удостоверять подписями двух понятых, которые впоследствии смогут подтвердить факт, правомерность задержания и мотивы отказа задержанного от подписи.

5. По истечении срока административного задержания в протоколе делается отметка о выдаче вещей, изъятых у задержанного в результате личного досмотра. Копия протокола об административном задержании вручается задержанному лишь при поступлении от него просьбы об этом.

Статья 27.4. Протокол об административном задержании

Статья 27.4. Протокол об административном задержании

1. Анализ правил ч. 1 ст. 27.4 позволяет сделать ряд выводов:

1) об административном задержании необходимо составлять протокол. Это безусловная обязанность должностных (иных уполномоченных) лиц, указанных в ст. 27.3 (см. коммент. к ней). По просьбе (в т.ч. и устной) задержанного копия протокола должна быть ему вручена (т.е. это обязанность должностного лица, а не его право);

Читайте так же:  Обжалования административного правонарушения гибдд

2) если протокол не составлен, полученные доказательства по делу об административном правонарушении не отвечают принципу допустимости (см. коммент. к ст. 26.2) и основывать на таких доказательствах постановление по делу об административном правонарушении недопустимо;

3) в протоколе об административном задержании обязательно должны быть указаны сведения, прямо перечисленные в ч. 1 ст. 27.4 (фамилия, имя, отчество задержанного, время, место задержания и т.п.). Однако это не означает, что иные сведения (например, по просьбе задержанного, по усмотрению должностного лица, составляющего протокол) не могут быть указаны в этом документе: главное, чтобы они отвечали целям административного задержания (см. о них коммент. к ст. 27.1, 27.3).

2. В ч. 2 ст. 27.4 содержится ряд важных процедурных правил:

1) протокол об административном задержании подписывается должностным лицом (его составившим) и задержанным лицом: отсутствие подписи любого из этих лиц обесценивает данный документ;

2) поскольку задержанный отказывается подписать протокол (независимо от причины), должностное лицо, составившее протокол, делает об этом запись: в таком случае протокол об административном задержании считается составленным надлежащим образом и отвечает требованиям, предъявляемым к процессуальным документам КоАП;

3) копия протокола (это положение вступило в силу с 16.02.03) вручается задержанному по его просьбе (в т.ч. и по устной просьбе).

О языке, на котором составляется протокол, см. коммент. к ст. 24.2. О нормативных правовых актах различных федеральных органов исполнительной власти посвященных порядку составления протокола задержания см. коммент. к ст. 27.3. Данный протокол следует отличать от ряда иных протоколов (см. например, комментарий к ст. 27.12, 27.13)

Прокуратура Московской области

В соответствии со ст. 27.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ) одной из мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении является административное задержание.

Административное задержание – кратковременное ограничение свободы физического лица, совершившего административное правонарушение. Применяется в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении.

Следует отметить, что данная мера обеспечения может быть применена к гражданам, достигшим 16 летнего возраста. Ответственность за административное правонарушение наступает также с 16 лет.

Административное задержание может быть произведено не более чем на 3 часа. Исключение составляют лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, посягающем на установленный режим Государственной границы Российской Федерации и порядок пребывания на территории Российской Федерации, об административном правонарушении, совершенном во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, или о нарушении таможенных правил, в случае необходимости для установления личности или для выяснения обстоятельств административного правонарушения. В отношении них административное задержание может быть применено на срок не более 48 часов.

Лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест, также могут быть подвергнуты административному задержанию на срок не более 48 часов.

Если административному задержанию предшествует доставление лица в служебное помещение для составления протокола, то срок административного задержания исчисляется с момента его доставления, а лица, находящегося в состоянии опьянения, со времени его вытрезвления.

Осуществлять административное задержание вправе должностные лица органов, перечисленных в ст.27.3 КоАП РФ в зависимости от выявленных правонарушений, а именно: должностные лица органов внутренних дел (полиции), старшее в месте расположения охраняемого объекта должностное лицо ведомственной охраны или вневедомственной охраны при органах внутренних дел, военнослужащие внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, должностные лица военной автомобильной инспекции, должностные лица пограничных органов, должностные лица таможенных органов, военнослужащие и должностные лица органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, должностные лица органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, должностные лица, осуществляющие контртеррористическую операцию, судебные приставы.

Важно знать, что о месте нахождения задержанного уведомляются родственники, администрация по месту работы (учебы), защитник по просьбе самого задержанного. При задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители.

При задержании составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о задержанном лице, время, место и мотивы задержания.

Обязательным является разъяснение задержанному лицу его прав и обязанностей, о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании.

Протокол об административном задержании подписывается должностным лицом, его составившим, и задержанным лицом. В случае, если задержанное лицо отказывается подписать протокол, в нем делается соответствующая запись. Копия протокола об административном задержании вручается задержанному лицу по его просьбе.

Несовершеннолетние, в отношении которых применено административное задержание, содержатся отдельно от взрослых лиц.

Порядок проведения административного задержания

Статья 27.3 КоАП РФ определяет административное задержание как временное ограничение свободы гражданина, применяемое либо для обеспечения надлежащего рассмотрения дела по совершенному правонарушению, либо во исполнение постановления по уже рассмотренному делу. Хотя такая мера влечет за собой менее тяжкие последствия, чем уголовное задержание, требования по соблюдению процедуры достаточно жесткие.

Комментарий к ст. 27.4 КоАП РФ

Видео (кликните для воспроизведения).

1. В протокол об административном задержании вносится запись о доставлении физического лица в соответствии с ч. 3 ст. 27.2 КоАП.

Протокол об административном задержании всегда составляется наряду с протоколом об административном правонарушении (см. комментарий к ст. 28.2). О должностных лицах, уполномоченных составлять протокол об административном правонарушении, см. п. 2 комментария к ст. 28.3.

Протокол об административном задержании составляется лицом, уполномоченным на его осуществление в соответствии с п. 1 — 8 ч. 1 ст. 27.3 КоАП.

2. Составление отдельного протокола о применении соответствующей меры обеспечения производства по делу наряду с протоколом об административном правонарушении предусмотрено также при применении осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов (ч. 4 ст. 27.8 КоАП); отстранения от управления транспортным средством; направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения (ч. 3 ст. 27.12 КоАП); ареста товаров, транспортных средств и иных вещей (ч. 4 ст. 27.14 КоАП).

Читайте так же:  Срок исковой давности по регрессу

Статья 27.4 КОАП РФ. Протокол об административном задержании

1. Об административном задержании составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о задержанном лице, время, место и мотивы задержания.

2. Протокол об административном задержании подписывается должностным лицом, его составившим, и задержанным лицом. В случае, если задержанное лицо отказывается подписать протокол, в протоколе об административном задержании делается соответствующая запись. Копия протокола об административном задержании вручается задержанному лицу по его просьбе.

Права задержанного лица

Права гражданина, задержанного в административном порядке, определяются Конституцией РФ. Так как никто не может лишиться свободы в произвольном порядке, гражданин вправе требовать от сотрудника полиции разъяснения, на основании чего к нему применяется такая мера. Сообщения о номере статьи кодекса будет недостаточно: гражданин имеет право знать содержание обвинения.

Гражданин может потребовать от полицейского сообщить о произошедшем его родственникам и адвокату (при наличии). Задержанному следует воспользоваться законным правом на получение копии протокола: сотрудники правоохранительных органов не обязаны предоставлять этот документ, если гражданин сам не потребовал.

Важным правом гражданина является требование о проведении прокурорской проверки. Оно заявляется во время задержания в устной или письменной форме. По закону полицейский не может проигнорировать такое требование и должен незамедлительно сообщить в прокуратуру. Поскольку это соблюдается далеко не всегда, лучше подстраховаться и направить письменное прошение.

Все действия полиции в момент задержания и препровождения в камеру предварительного заключения при наличии достаточных оснований могут быть обжалованы. Особенно это касается случаев, когда сотрудники полиции не предоставляют задержанному возможность пользоваться телефоном. В законе нет запрета на применение мобильной связи.

Статья 27.4 КоАП РФ. Протокол об административном задержании (действующая редакция)

1. Об административном задержании составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о задержанном лице, время, место и мотивы задержания.

2. Протокол об административном задержании подписывается должностным лицом, его составившим, и задержанным лицом. В случае, если задержанное лицо отказывается подписать протокол, в протоколе об административном задержании делается соответствующая запись. Копия протокола об административном задержании вручается задержанному лицу по его просьбе.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Кто имеет право задерживать?

Должностное лицо, имеющее право на осуществление административного задержания, определяется характером совершенного правонарушения. Например, если гражданин уличен в мелком хулиганстве или в нетрезвом состоянии появился в общественном месте, задержать нарушителя должен сотрудник полиции.

Если было установлено хищение имущества с ведомственного склада, задержание осуществляет руководитель специального охранного отряда или подразделения национальной гвардии. Закон разрешает задержать гражданина, проникшего на охраняемую зону, без необходимых на это прав и полномочий.

Среди наиболее распространенных административных правонарушений — незаконное пересечение границы Российской Федерации и нарушение таможенных процедур. В первом случае задержание выполняют должностные лица пограничной службы, а во втором — таможенной.

Особая ситуация — административный арест за нарушение судебного порядка. Осуществляя контроль над исполнением постановления судьи, приставы имеют право задержать осужденного. Происходит это в отношении тех лиц, которые уклоняются от исполнения постановления или препятствуют проведению необходимых процедур.

Закон не устанавливает строгого соответствия между должностными лицами того или иного ведомства и областью правонарушений, где они могут применять административный арест. Имеют место отсылки к другим нормативным актам, в частности, к приказу МВД «О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов и административному задержанию».

Кого не имеют право задерживать?

Административное задержание не может быть применено к отдельным категориям лиц. В первую очередь, это высшие должностные лица РФ: президент и члены правительства. Представители органов законодательной власти (депутаты Государственной думы и сенаторы Совета Федерации) и судьи всех уровней тоже обладают неприкосновенностью.

Меры по ограничению свободы не подлежат применению в отношении прокуроров и уполномоченных по правам человека. Иностранцы — обладатели дипломатического паспорта — не могут быть арестованы. При этом полной неприкосновенностью обладает лишь президент. К остальным перечисленным категориям данная административная мера может быть применена при выполнении некоторых условий.

Во-первых, такое лицо нужно застать на месте преступления. Во-вторых, уполномоченный орган должен дать письменное разрешение на задержание. Например, если речь идет о нарушении закона омбудсменом, то необходимый документ может выдать Госдума.

Другой комментарий к Ст. 27.4 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Важным процессуальным действием при задержании является составление протокола. В протоколе указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о задержанном лице, время, место и мотивы задержания. В протокол могут также вноситься объяснения задержанного.

2. Протокол об административном задержании направляется вместе с протоколом об административном правонарушении, в связи с которым лицо было задержано, уполномоченному должностному лицу для принятия решения.

Статья 27.4. КоАП РФ. Протокол об административном задержании

Ст 27.4 КоАП РФ с комментариями и изменениями 2019-2020 года

1. Об административном задержании составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о задержанном лице, время, место и мотивы задержания.

2. Протокол об административном задержании подписывается должностным лицом, его составившим, и задержанным лицом. В случае, если задержанное лицо отказывается подписать протокол, в протоколе об административном задержании делается соответствующая запись. Копия протокола об административном задержании вручается задержанному лицу по его просьбе.

Комментарии к ст. 27.4 КОАП РФ

1. В протоколе об административном задержании прежде всего должно найти отражение основание применения административного задержания. Таким основанием следует считать предварительную квалификацию противоправного деяния и ссылку на соответствующую статью настоящего Кодекса или закона субъекта РФ, предусматривающую ответственность за излагаемое в протоколе конкретное действие либо бездействие. В протоколе указываются место, время и событие административного правонарушения. В последующем в процессе рассмотрения имеющихся материалов или административного расследования эта квалификация соответствующим должностным лицом может быть уточнена.

Читайте так же:  Жалоба в прокуратуру на пристава по алиментам

2. В протоколе об административном задержании обязательно должно быть зафиксировано точное время доставления задержанного в то или иное помещение, а в отношении лица, находящегося в состоянии опьянения, — время его вытрезвления. В обязательном порядке в протоколе отмечается и точное время освобождения задержанного лица. Эти записи в протоколе могут иметь существенное значение в случае обжалования задержанным лицом обоснованности его задержания и проверки законности применения данной меры.

3. При составлении протокола об административном задержании задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе. Задержанному лицу должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном задержании. Указанное лицо вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

Задержанному лицу по его просьбе вручается копия протокола об административном задержании. Это положение является принципиально важным для обеспечения задержанному лицу права на ознакомление с протоколом об административном задержании и права на обжалование действий по применению к нему административного задержания.

Лишение свободы без протокола об административном задержании

Проект Комитета гражданских инициатив «Открытая полиция» продолжает серию публикаций на сайте «АГ», посвященных судебным актам, связанным с деятельностью правоохранительных органов в России и призванным защитить права граждан при взаимодействии с полицией.

В этой статье речь пойдет об оформлении административного задержания и значении соответствующего протокола для обеспечения прав лиц, подозреваемых в совершении правонарушений.

Норма ст. 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее – Европейская конвенция) гарантирует каждому право на свободу и личную неприкосновенность. Она требует соблюдения принципа законности, в частности, в случае, если задержание производится для того, чтобы лицо предстало перед компетентным органом по обоснованному подозрению в совершении правонарушения, или же когда есть достаточные основания полагать, что необходимо предотвратить совершение лицом правонарушения или помешать ему скрыться после его совершения.

Кодекс РФ об административных правонарушениях (ст. 27.1) в качестве одной из мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении предусматривает административное задержание, которое фактически означает лишение свободы, хотя и носящее кратковременный характер. Так, срок административного задержания не должен превышать трех часов, за исключением некоторых случаев – например, если в качестве одной из мер административного наказания за правонарушение, в котором подозревается гражданин, предусмотрен административный арест (ст. 27.5 КоАП РФ). Учитывая, что первоначальная редакция КоАП РФ в 2002 г. насчитывала всего пятнадцать составов правонарушений, совершение которых могло повлечь наказание в виде административного ареста, а сейчас их количество увеличилось примерно в четыре раза, риск быть задержанным на двое суток также возрос.

Вместе с тем ошибочно полагать, что один лишь факт подозрения лица в совершении правонарушения автоматически позволяет полицейским задерживать гражданина и лишать его свободы даже на три часа, а уж тем более на 48 часов – положения национального закона требуют от правоохранительных органов аргументировать необходимость принятия столь радикальной меры, а также пояснить, в чем состоит исключительность конкретного случая по смыслу ст. 27.3 КоАП РФ. Наконец, для защиты прав гражданина полицейские обязаны составить протокол об административном задержании, который включает в себя среди прочего сведения о времени и месте задержания, а также его мотивах.

Иными словами, протокол об административном задержании – главный процессуальный документ, который выступает основным механизмом защиты лица, задержанного в связи с подозрением в совершении административного правонарушения, от произвольного лишения свободы и в некоторой степени от пыток и жестокого обращения. Поэтому значение оформления этой процессуальной бумаги сложно переоценить.

Кроме того, в ст. 3.9 КоАП РФ установлено, что срок административного задержания включается в срок административного ареста, поэтому неоформление протокола об административном задержании сотрудниками полиции на практике делает невозможным включение периода задержания в срок назначенного судом наказания, если лицо впоследствии все же будет признано виновным.

С похожей ситуацией пришлось разобраться Европейскому Суду по правам человека в деле «Денисенко (Denisenko) против России» (Постановление от 14 февраля 2017 г. по жалобе № 18322/05).

15 июля 2004 г. около двух часов дня Максим Денисенко был арестован по подозрению в совершении грабежа и доставлен в милицейский участок. Дальше сценарий развивался по довольно обыденной и уже привычной схеме: по каким-то причинам правоохранители также заподозрили Денисенко в административном правонарушении в виде мелкого хулиганства, что, по их мнению, позволило задержать его для рассмотрения этого правонарушения. По официальной версии, вечером того же дня заявитель был освобожден под обязательство о явке, а 20 июля вернулся в отдел милиции.

Сам же Денисенко сообщил диаметрально противоположную версию – он утверждал, что был задержан и не покидал участок до вечера 20 июля.

В результате Максим Денисенко обратился с жалобой в ЕСПЧ. Он отметил, что Правительство не представило никаких документов, касающихся предполагаемого административного разбирательства в отношении него. Заявитель также утверждал, что Правительство не объяснило, какие исключительные обстоятельства оправдывали применение к нему административного задержания.

ЕСПЧ критически отнесся к позиции Правительства, признав его аргументы неубедительными.

Европейский Суд обратился к собственной сложившейся практике, в соответствии с которой отсутствие процессуального документа (протокола) о задержании свидетельствует о полном отрицании властями принципиально важных гарантий, содержащихся в ст. 5 Европейской конвенции, и о самом серьезном нарушении этого положения.

Суд повторил, что незарегистрированное задержание, отсутствие сведений о дате, времени и месте задержания, ФИО задержанного, а также причинах этого задержания должно рассматриваться как несовместимое с требованием законности и целью ст. 5 Европейской конвенции, и назвал это дело «еще одним примером подобной практики».

Читайте так же:  Административное наказание украина

Отклоняя аргументы Правительства о том, что заявитель был лишен свободы всего в течение семи часов, ЕСПЧ указал, что протокол об административном задержании должен был быть составлен не позднее чем через три часа, как того требует в том числе КоАП РФ, однако в материалах дела такой протокол отсутствовал вовсе.

Европейский Суд подчеркнул, что если бы правоохранительные органы оформили все необходимые процессуальные документы, то у Суда не возникло бы сомнений относительно того, был Денисенко действительно освобожден или помещен под стражу 15 июля 2004 г.

Учитывая изложенное, ЕСПЧ справедливо установил в деле нарушение ст. 5 Европейской конвенции, согласившись с версией событий, изложенных заявителем. Чуть более пяти суток неоформленного административного задержания стоили России 7500 евро, которые власти должны выплатить заявителю в качестве компенсации морального вреда.

Копия протокола об административном задержании вручается задержанному лицу по его просьбе

Срок административного задержания в общем случае не должен превышать трех часов. Однако имеются исключения, предусматривающие возможность более длительного задержания. Учитывая положение ст. 22 Конституции РФ о том, что до судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов, административное задержание на больший срок недопустимо ни при каких обстоятельствах.

В срок административного задержания лица включается время фактического нахождения задержанного в специально отведенных для этого помещениях до момента его освобождения или до момента назначения наказания в виде административного ареста. Задержанные лица содержатся в специально отведенных для этого помещениях. Указанные помещения должны отвечать санитарным требованиям и исключать возможность их самовольного оставления задержанными лицами. Несовершеннолетние содержатся отдельно от взрослых лиц. Условия содержания задержанных лиц, нормы питания и порядок медицинского обслуживания таких лиц определяются Правительством РФ.

3. Привод применяется, если рассмотрение дела об административном правонарушении отложено в связи с неявкой без уважительной причины лица, в отношении которого ведется производство по этому делу, законного представителя несовершеннолетнего лица, привлекаемого к административной ответственности, свидетеля, а их отсутствие препятствует всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела и разрешению его в соответствии с законом.

Привод осуществляется на основании определения о приводе лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела. Такое определение вправе вынести судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении.

Привод осуществляется:

1) органом, уполномоченным на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов в порядке, установленном ФОИВ.

2) органом внутренних дел (полицией) в порядке, установленном ФОИВ в области внутренних дел.

По установлении лица, подлежащего приводу, исполнитель объявляет ему определение о приводе под расписку. Отказ от подписи с указанием мотивов отмечается в определении и заверяется исполнителем привода.

При отсутствии у лица, подлежащего приводу, уважительной причины неявки ему объявляются сроки прибытия к месту вызова, разъясняются порядок и правила возмещения расходов, а также последствия уклонения от явки. В случае отказа от добровольной явки лицо, подлежащее приводу, доставляется к месту вызова принудительно путем сопровождения его сотрудником полиции.

Привод не может осуществляться в ночное время, кроме случаев, не терпящих отлагательства. Привод несовершеннолетнего свидетеля, не достигшего 16 лет, производится с уведомлением его родителей либо иных законных представителей. Привод несовершеннолетнего лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, также, как правило, требует уведомления названных лиц. В целях обеспечения исполнения привода или устранения причин, препятствующих явке по вызову, орган внутренних дел (полиции) в необходимых случаях обращается за содействием к администрации предприятия, организации, учреждения по месту работы или учебы лица, подлежащего приводу.

Личный досмотр, досмотр вещей и транспортных средств, осмотр помещений и территорий, изъятие вещей и документов, временный запрет деятельности: понятие, основание и порядок их применения.

Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, осуществляются в случае необходимости в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения. Под досмотром вещей, находящихся при физическом лице, понимается обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности. Сущность досмотра вещей состоит в принудительном обследовании вещей, товаров, ручной клади, багажа и т.д.. Под личным досмотром следует понимать принудительное обследование тела человека и его одежды для обнаружения и изъятия документов, вещей и других предметов, явившихся орудием или непосредственным объектом правонарушения, а также установления их личности.

Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, производится в случаях: когда лицо застигнуто в момент совершения административного правонарушения или непосредственно после его совершения; при наличии признаков правонарушения в виде следов на одежде гражданина или его вещах; когда очевидцы прямо указывают на конкретное лицо, как на совершившее правонарушение; когда имеются показания технических средств контроля и в некоторых других случаях.

О личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании. В протоколе делается запись о применении фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств.

Видео (кликните для воспроизведения).

Протокол подписывается должностным лицом, его составившим, лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, либо владельцем вещей, подвергнутых досмотру, понятыми. В случае отказа лица от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Копия вручается владельцу вещей, подвергнутых досмотру, по его просьбе.

Источники

Копия протокола об административном задержании вручается задержанному
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here