Ликвидация несанкционированных свалок мусора

Предлагаем ознакомится с материалом в статье: "Ликвидация несанкционированных свалок мусора". Здесь собрана и обработана информация из авторитетных источников. Если вы все же не найдете ответ на свой вопрос, дочитайте статью до конца, если же и после этого не получите ответ, то обратитесь к дежурному консультанту.

Новое в российском законодательстве (ежедневно)

28 января 2019 года

ОКРУЖАЮЩАЯ ПРИРОДНАЯ СРЕДА И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ

Собственники ТКО не вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО

Минприроды России подготовлена информация по наиболее часто встречающимся вопросам, касающимся обращения с твердыми коммунальными отходами.

В частности, сообщается, что:

— в случае ненаправления потребителем заявки на заключение договора с региональным оператором по обращению с ТКО, такой договор считается заключенным и вступает в силу на 16-й рабочий день после публикации договора на официальном сайте регионального оператора по обращению с ТКО;

— плата за услугу по обращению с ТКО будет учитываться при предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг семьям с низкими доходами (малоимущим);

— на управляющие организации возлагается обязанность убирать контейнерные площадки, а также, в случае принятия соответствующего решения общим собранием собственников, заключить от их имени договоры с региональным оператором по обращению с ТКО;

— заключить договор с региональным оператором на вывоз ТКО должны все организации, у которых образуются ТКО, в том числе, садоводческие товарищества;

— региональный оператор обязан заниматься ликвидацией несанкционированных свалок: составить акт о ее обнаружении, сфотографировать, определить координаты и направить соответствующее уведомление собственнику участка; в случае неликвидации свалки собственником — убрать ее самостоятельно и обратиться за взысканием расходов в суд;

— региональный оператор по обращению с ТКО вправе обеспечить вывоз отходов, образующихся при содержании зеленых насаждений, но данная услуга не охватывается понятием вывоза ТКО, и ее оплата осуществляется за рамками регулируемых цен на услугу по обращению с ТКО.

Статья 6. Порядок ликвидации несанкционированных свалок мусора

Статья 6. Порядок ликвидации несанкционированных свалок мусора

6.1. В случае сброса мусора, отходов, снега, грунта и т.п. на межселенных территориях Елизовского муниципального района вне установленных для этого мест, лица, допустившие подобные нарушения, принимают меры по устранению выявленных нарушений в течение срока, указанного должностными лицами органа администрации муниципального района, уполномоченными на осуществление контроля за соблюдением требований настоящих Правил, но не более 3-х суток, со дня выявления нарушения.

Лица, разместившие отходы в несанкционированных местах, обязаны за свой счет провести уборку и очистку данной территории, а при необходимости — рекультивацию земельного участка.

6.2. В случае если в течение 20 суток не установлено лицо, разместившее отходы в несанкционированном месте, удаление отходов и рекультивация территорий несанкционированных свалок производится за счет лиц, обязанных обеспечить уборку данной территории (либо специализированной организацией, осуществляющей вывоз отходов, если предоставление данного вида услуг предусмотрено договором).

6.3. Ликвидация свалок, стихийно возникающих на территориях, не закрепленных за какими-либо хозяйствующими субъектами, осуществляется за счет средств бюджета Елизовского муниципального района.

>
Требования к проведению массовых мероприятий и к местам массового отдыха граждан
Содержание
Нормативный правовой акт Елизовского муниципального района Камчатского края от 1 августа 2013 г. N 120 «Правила благоустройства.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Статья 21. Ликвидация несанкционированных свалок и очаговых навалов, отходов

Статья 21. Ликвидация несанкционированных свалок и очаговых навалов, отходов

1. На территории города Шелехова запрещается накапливать и размещать отходы производства и потребления в несанкционированных местах.

2. Лица, уполномоченные на содержание объекта благоустройства, собственники, владельцы земельных участков обеспечивают пресечение возникновение несанкционированных свалок, очаговых навалов отходов, выявляют лиц, разместившие отходы производства и потребления в несанкционированных местах, передают информацию о таких лицах в уполномоченный на составление протокола об административном правонарушении орган, обеспечивают ликвидацию несанкционированных свалок, очаговых навалов отходов.

3. Уполномоченные лица обязаны не реже 3 раз в неделю производить обход территории в целях выявления несанкционированных свалок, очаговых навалов отходов. Результаты обходов заносятся в журнал обходов с указанием местоположения несанкционированных свалок, очаговых навалов отходов, примерной площади, в случае выявления лица, разместившего отходов, паспортных данных данного лица и принятых мерах.

4. Физические лица в случае обнаружения лиц, осуществляющих размещение отходов в несанкционированных местах на территории города Шелехова, имеют право осуществить фото-, видеофиксацию лиц, осуществляющих несанкционированное размещение отходов (для автотранспортных средств с обязательной фиксацией государственного номера автотранспортного средства). После осуществления указанных действия физическое лицо вызывает уполномоченное лицо для составления протокола об административном правонарушении в отношении виновного лица с предоставлением материалов фото- и видеофиксации.

5. Лица, разместившие отходы в несанкционированных местах, обязаны за свой счет производить уборку и очистку данной территории, а при необходимости рекультивацию земельного участка.

6. В случае невозможности установления лиц, разместивших отходы на несанкционированных свалках, удаление отходов и рекультивацию территорий свалок производить за счет уполномоченных на содержание лиц.

7. Органы местного самоуправления в соответствии с вопросами местного значения на постоянной основе проводят консультации по повышению экологической культуры граждан, в частности проживающих на территории жилых домов частного жилищного фонда.

>
Содержание фасадов зданий, строений, сооружений
Содержание
Решение Думы города Шелехова Иркутской области от 19 октября 2017 г. N 38-РД «Об утверждении Правил благоустройства территории.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Кто должен ликвидировать стихийные свалки и содержать несанкционированные скотомогильники

Обязанности органов местной власти в сфере обращения с отходами

Органы местного самоуправления участвуют в организации деятельности по накоплению и транспортировке твердых коммунальных отходов (ТКО). Эти полномочия указаны в пункте 18 части 1 статьи 14, пункте 14 части 1 статьи 15 и пункте 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Кроме того, местные власти создают и содержат места накопления ТКО (ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Читайте так же:  Как поменять просроченный паспорт без штрафа

Прокуроры по результатам проверок часто возлагают на органы местного самоуправления обязанности, которые муниципалитеты не должны выполнять без дополнительного финансирования. В этой статье мы расскажем, какими аргументами органу местного самоуправления защититься от неправомерных требований.

Ликвидация несанкционированных свалок

При обращении с отходами часто возникает вопрос о том, к чьим полномочиям относится ликвидация несанкционированных свалок. Однозначного ответа в законах нет, поэтому возникают споры о распределении полномочий по ликвидации свалок между органами власти разных уровней.

В Законе № 89-ФЗ не сказано, что такое «несанкционированная свалка» и «ликвидация несанкционированных свалок». Следовательно, ликвидация таких свалок не относится к деятельности по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов.

Понятие несанкционированной свалки отходов содержится в пункте 4.13 ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения». Под такими свалками понимают территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов.

Собственник отходов – юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся (п. 7.8 ГОСТ 30772-2001). Если такое лицо не установлено, собственником отходов будут органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся (примечание к п. 7.8 ГОСТ 30772-2001).

Суды часто возлагают обязанность по ликвидации несанкционированных свалок на органы местного самоуправления.

ПРИМЕР 1. Прокурор обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации города. Он потребовал возложить на чиновников обязанность устранить несанкционированную свалку.

Судьи удовлетворили требование прокурора. Они сослались на пункт 1 статьи 13 Закона № 89-ФЗ. В нем сказано, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями (апелляционное определение Ульяновского областного суда от 24.10.2017 по делу № 33а-4283/2017).

Стихийные свалки на территории муниципалитета должны ликвидировать органы местного самоуправления. Исключение – свалки на землях лесного фонда

Есть одна ситуация, в которой судьи всегда встают на сторону муниципалитета. Органы местного самоуправления не обязаны ликвидировать несанкционированные свалки на лесных участках в составе земель государственного лесного фонда на территории своего муниципалитета за счет средств местного бюджета. Эта обязанность возникает, только если местные власти были наделены государственными полномочиями. Меры по ликвидации загрязнения отходами лесных участков на территории муниципалитета, не находящихся в его собственности, должны принимать исполнительные органы государственной власти. Требовать, чтобы свалку, расположенную на землях лесного фонда, убрали местные власти, неконституционно. Эту позицию выразил Конституционный суд в постановлениях от 13.10.2015 № 26-П и от 26.04.2016 № 13-П. Отсутствие такой обязанности подтверждают и нижестоящие суды.

ПРИМЕР 2. В ходе проверки прокуратура выявила место несанкционированного складирования твердых бытовых отходов на территории лесничества. Нарушителей установить не удалось. Прокурор потребовал, чтобы ликвидацией свалки занялся областной департамент лесного хозяйства. Региональные чиновники отказались. Они считали, что убрать свалку обязаны органы местного самоуправления. Тогда прокурор подал иск в суд.

Суд первой инстанции отказал в иске, но апелляция отменила решение. Вышестоящий суд отметил, что в соответствии с частью 1 статьи 84 ЛК органы местного самоуправления должны принимать меры по предотвращению вредного воздействия только на лесные участки, которые находятся в муниципальной собственности. Оснований для иного распределения публичных полномочий в сфере лесных отношений законодательством не предусмотрено (апелляционное определение Свердловского областного суда от 16.02.2018 по делу № 33-1781/2018).

Постановка на учет и содержание бесхозяйных скотомогильников

Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения не относится к полномочиям органов местного самоуправления (Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ). В то же время участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципалитета относится к компетенции органов местного самоуправления (ст. 14–16 Закона № 131-ФЗ). Их полномочия в этой сфере закреплены в статье 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». В частности, органы местного самоуправления обязаны финансировать мероприятия в области защиты от чрезвычайных ситуаций. Поэтому проверяющие структуры требуют, чтобы местные власти ставили на учет бесхозяйные объекты, способные нанести вред окружающей среде. К таким объектам относятся скотомогильники, где часто хоронят животных, которые пали от болезней, способных передаваться человеку.

На заметку: Глубина биотермической ямы должна быть не менее 10 м. Территорию скотомогильника нужно огораживать глухим забором высотой не менее 2 м с въездными воротами

Несанкционированные скотомогильники не соответствуют обязательным требованиям. В большинстве случаев к ним возможен доступ людей и животных. Они не запираются, создают угрозу для жизни и здоровья граждан и способны стать причиной чрезвычайной ситуации. По мнению проверяющих, муниципалитеты должны не только принимать такие объекты на учет, но и содержать их. В некоторых случаях суды удовлетворяют подобные иски.

ПРИМЕР 3. Прокурор обратился в суд с иском к администрации сельского поселения. Он потребовал признать незаконным бездействие органов местной власти и возложить на них обязанность по приведению скотомогильника в соответствие с требованиями санитарных норм и правил.

Суд удовлетворил требования прокурора. Закон № 131-ФЗ обязывает органы местного самоуправления заниматься предупреждением чрезвычайных ситуаций на территории поселения. Поэтому они должны проводить организационно-технические мероприятия по защите населения от эпидемий и эпизоотий, которые относятся к биолого-социальным чрезвычайным ситуациям (решение Большереченского районного суда Омской области от 23.07.2010 по делу № 2-338/2010).

Муниципалитет не должен содержать скотомогильники, если ему не передали полномочия и финансирование

В законах нет однозначного ответа на вопрос, кто конкретно должен осуществлять эксплуатацию скотомогильников. В собственности субъекта РФ может находиться имущество, необходимое для проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в том числе скотомогильники (биотермические ямы). Это установлено подпунктом «ц» статьи 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов…». Наличие места захоронения биологических отходов на территории муниципалитета не предполагает обращения бесхозяйного скотомогильника в муниципальную собственность.

Читайте так же:  Административное задержание понятие цели

Нормы федерального законодательства не предусматривают непосредственной передачи бесхозяйных объектов недвижимости в муниципальную собственность. На основании этих норм нельзя заставить муниципальное образование содержать или создавать скотомогильники (биотермические ямы) без передачи государственных полномочий и денежных средств для их обеспечения. На это еще в 2009 году указал Верховный суд.

На заметку: Полномочия и финансирование должны быть переданы местным властям в порядке, предусмотренном статьей 19 Закона № 131-ФЗ

ПРИМЕР 4. В ходе прокурорской проверки был выявлен несанкционированный скотомогильник. Прокурор обратился в суд и потребовал обязать администрацию сельского поселения надлежаще оборудовать и содержать скотомогильник.

Верховный суд встал на сторону администрации сельского поселения (определение от 10.06.2009 № 16-Впр09-6). Судьи указали, что скотомогильник в число объектов муниципальной собственности не входит, на балансе органа местного управления не состоит, денежные средства на его содержание не выделены.

В 2010 году Верховный суд подтвердил свою позицию в другом решении. Он указал, что Закон № 131-ФЗ не предусматривает возможность нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления. Региональные органы власти не передавали государственные полномочия по оборудованию скотомогильника и денежные средства администрации сельского поселения (определение Верховного суда от 14.04.2010 № 32-В10-5).

Сегодня нижестоящие суды поддерживают муниципалитеты, хотя проверяющие по-прежнему предъявляют органам местного самоуправления требования о содержании скотомогильников.

ПРИМЕР 5. Прокурор потребовал, чтобы орган местного самоуправления поставил скотомогильник на учет в качестве бесхозяйного и содержал его. Судьи признали скотомогильник бесхозяйным, но не возложили на администрацию обязанность по его содержанию. Этот объект не передавали в собственность или ведение администрации, он не состоит на балансе органа местного самоуправления. Государственные полномочия по оборудованию скотомогильников и денежные средства в порядке, предусмотренном статьей 19 Закона № 131-ФЗ, местной администрации не передавались (решение Усть-Куломского районного суда Республики Коми от 12.12.2016 по делу № 2-1515/2016).

В другом деле суд удовлетворил иск прокурора к областному правительству. Он отметил, что обязанность содержать скотомогильники возложена на региональные органы власти. Данные полномочия и финансирование муниципалитетам не передавались (кассационное определение Оренбургского областного суда от 18.01.2011 по делу № 33-183/2012).

ВЫВОДЫ:

Муниципалитет должен следить за утилизацией отходов на территории муниципального образования. Прокурор может потребовать, чтобы вы исполняли эту обязанность, и судьи его поддержат. Однако из общих правил есть исключения.

1. Если несанкционированную свалку обнаружили на территории земельных участков лесного фонда, не принадлежащих муниципалитету, он не должен ликвидировать ее без дополнительного финансирования.

2. Даже если скотомогильник находится на территории муниципального образования, это еще не означает, что муниципалитет должен его содержать. Это обязанность субъекта РФ, если регион не передал данные полномочия муниципалитету в порядке, установленном статьей 19 Закона № 131-ФЗ. Факт признания такого объекта бесхозяйным не порождает у муниципалитета обязанности принять его в муниципальную собственность.

На заметку:

Изъятие полномочий не избавляет от ответственности

Если суд обязал вас ликвидировать несанкционированную свалку и решение вступило в силу, даже изъятие из компетенции ОМСУ полномочий по организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению ТКО не освободит вас от этой обязанности. Свалку придется ликвидировать. Например, суд обязал администрацию сельсовета ликвидировать несанкционированные свалки. Муниципалитет указал, что полномочия по организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению ТКО теперь переданы субъекту РФ. Суд отметил, что изъятие из компетенции ОМСУ вопросов организации утилизации отходов – не основание прекратить исполнительное производство. Такое изъятие не означает, что администрация сельсовета лишилась возможности исполнить решение суда (апелляционное определение Красноярского краевого суда от 05.06.2017 по делу № 33-7122/2017).

РУСЛАН ПОПОВ, руководитель юридической компании «Интел-право»

Ликвидация несанкционированных свалок мусора

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

В августе 2019 года на территории городского поселения выявлена несанкционированная свалка. Земельный участок, на котором она находится, не разграничен, не сформирован. В чьи обязанности входит ликвидация свалки — регионального оператора, муниципалитета или органа исполнительной власти области?

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Парасоцкая Елена

Ответ прошел контроль качества

3 октября 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Незаконная свалка: способы борьбы, ответственность, кому жаловаться

Видео (кликните для воспроизведения).

В Кодексе об административных правонарушениях указан перечень объектов, на которых запрещена свалка мусора: автомобильные и железные дороги, водные пути, леса и заповедники, контейнеры в случае использования для размещения строительного или крупногабаритного мусора. Для выбрасывания отработанного сырья должны использоваться следующие емкости: мусорные баки, контейнеры, урны.

Читайте так же:  Что грозит за мелкое хулиганство

Размещение мусора за пределами организованных площадок считается незаконным. Несанкционированная свалка образуется при размещении отходов в неустановленных местах при достижении некоторых условий:

  • размер – от 50 кв. м.;
  • объем – от 30 куб. м.

При незаконном размещении отходов требуется произвести ликвидацию образовавшегося скопления мусора, способного нанести вред здоровью жителей близлежащих домов, а также окружающей среде. Выбор, куда обращаться гражданам в случае обнаружения незаконной свалки мусора, включает местные государственные органы, специализированные ведомства, силовые структуры.

Свалки-2020

В 2020 году планируется направить 10,4 млрд рублей из федерального бюджета 30 субъектам. Помимо ранее упомянутых это Владимирская, Калужская, Липецкая, Тамбовская, Тверская, Тульская, Калининградская Астраханская, Новосибирская, Свердловская области, Ставропольский край, Чувашская Республика и другие. Деньги пойдут на ликвидацию 42 несанкционированных свалок в границах городов и 15 наиболее опасных объектов.

До конца 2022 года планируется рекультивировать 108 несанкционированных полигонов, к 2025-му — 191, уточнили в Минприроды.

Факел для утилизации свалочного газа на полигоне ТБО «Кучино»

Свалки, которые включены в план, зафиксированы на 1 января 2018 года, выделенных денег на их ликвидацию достаточно, сказал «Известиям» исполнительный директор ассоциации «Чистая страна» Руслан Губайдуллин. Новые свалки, которые появятся в будущем, станут убирать не за счет платы граждан за вывоз мусора, эти затраты оплатит собственник земельного участка. Но поскольку свалки зачастую расположены на неразграниченных территориях, расходы лягут на плечи муниципалитета или региона.

— Таким образом, власти будут заинтересованы в том, чтобы все заключали договор с регоператором. Черный бизнес, который возит мусор по ночам, просто потеряет работу, — отметил эксперт.

Сегодня некоторые юрлица уклоняются от заключения договоров с регоператором. В начале февраля в России был создан прецедент: в Саратовской области суд удовлетворил иск заместителя пугачевского межрайонного прокурора, обязав предпринимателей заключить договор о вывозе коммунальных отходов.

Как свалки ТБО влияют на экологию и методы борьбы с ними

Распространено мнение, что свалка ТБО – просто огромное количество мусора, гниющего, отравляющего среду. Однако это сложное сооружение, где обеззараживаются, складируются, безопасно утилизируются и перерабатываются отходы разных видов. Несанкционированные свалки представляют угрозу экологии и караются крупными штрафами.

Требования к устройству свалок ТБО

СНиП, СанПиН и ряд других законов выдвигают строгие требования к полигонам ТБО:

  1. Размещение вдали от жилых застроек.
  2. Наличие санитарно-защитной зоны.
  3. Отсутствие поблизости рекреационных зон, ЛПУ.
  4. Обнесение территории ограждением высотой минимум 1,8 м.
  5. Разбивание площади хранения ТБО на участки, каждый может эксплуатироваться максимум 7 лет.
  6. Расположение на въезде зоны для дезинфекции колес мусоровозов.
  7. Наличие системы пожаротушения – возгорание ТБО наносит вред экологии, а потушить его бывает крайне сложно.

Еще необходимо получить лицензию Росприроднадзора, иначе свалка будет незаконной.

Деньги на мусор

В ходе обращения к Федеральному собранию Владимир Путин заявил, что в ближайшие два года должны быть закрыты и рекультивированы 30 крупных проблемных свалок в черте городов, а за шесть лет — и все остальные.

На 2019 год запланировано 49 мероприятий более чем в десятке регионов. Речь идет о ликвидации незаконных полигонов и обезвреживании наиболее зараженных территорий, сообщили в Минприроды. В распоряжении «Известий» есть перечень этих объектов. Их общая площадь составляет около 700 га. В населенных пунктах, расположенных вблизи них, живет 3,9 млн человек. В 2019 году на рекультивацию этих земель запланировано потратить около 10 млрд рублей (6,7 млрд из федерального бюджета, 3,1 млрд — из региональных).

Шламоотстойник в Дзержинске Нижегородской области

Уже готовы соглашения о предоставлении 6,2 млрд федеральных средств 12 субъектам. Это Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Ингушетия, Северная Осетия — Алания, Чеченская Республика, Волгоградская, Московская, Нижегородская, Смоленская, Брянская, Новгородская и Мурманская области, отметили в Минприроды.

Один из самых известных опасных объектов — «Черная дыра» площадью 3,5 га в Нижегородской области. Озеро с таким названием полвека наполнялось отходами от завода «Оргстекло». Оно внесено в Книгу рекордов Гиннесса как «самый загрязненный малый водоем в мире». В 2019 году на ликвидацию отстойника выделят 1,1 млрд рублей.

— Дзержинск как один из самых грязных городов планеты это, совершенно очевидно, болевая точка. В городе и на прилегающих к нему территориях сконцентрировано большое количество химических загрязнений, отметил генеральный директор ассоциации «ЖКХ и городская среда» Алексей Макрушин.

Всего в Нижегородской области на 2019 год утверждено три мероприятия. Самое крупное из них — консервация шламонакопителя «Белое море» площадью 71,5 га на территории завода «Капролактам».

Жалоба при обнаружении незаконной свалки

На практике несанкционированная свалка мусора возникает по многим причинам. Отсутствие полигона или системы работы с отходами, нежелание жителей оформлять вывоз мусора, банкротство мусорных операторов, например. Список органов, куда жаловаться в случае обнаружения незаконного полигона:

  • местная администрация;
  • Росприроднадзор;
  • Роспотребнадзор;
  • департамент ЖКХ;
  • жилищно-коммунальная инспекция;
  • отделы экологического контроля;
  • прокуратура или полиция.

Администрация муниципального образования

Первый адресат, куда необходимо сообщить о несанкционированной свалке, – администрация муниципального образования. Это связано с тем, что местные органы власти отвечают за муниципальную территорию и в дальнейшем проконтролируют ликвидацию свалки. Для повышения вероятности решения вопроса заявление оформляется должным образом с указанием необходимой информации:

  • координаты места скопления отходов;
  • подтверждающие фотографии;
  • адресат обращения (орган, должностное лицо);
  • автор с контактными данными для ответа.

Росприроднадзор

Государственный орган, в ведении которого находится контроль состояния окружающей среды, – Росприроднадзор. В случае бездействия местной администрации необходимо обратиться на данный орган. Заявления принимаются в двух формах:

Ведомство подготовило для граждан список информации, которая должна содержаться в заявлении, независимо от органа, куда оно подается:

  • местоположение (координаты или схема);
  • фотографии с различных ракурсов для оценки масштаба;
  • описание проблемы;
  • адресаты обращения;
  • контакты заявителя;
  • дата, подпись (при письменном обращении).

Отделы экологического контроля

На территориях муниципальных образований действуют отделы экологического контроля, работающие под руководством Росприроднадзора. При возникновении незаконных полигонов на контролируемой территории специалисты инициируют проверку на основании поступивших жалоб. По результатам проверки принимаются меры к ликвидации несанкционированной свалки мусора.

Читайте так же:  Переуступка прав на возмещение судебных расходов

С 2019 года в России на основании постановления Правительства № 396 действует публично-правовая компания «Российский экологический оператор» (РЭО). Организация занимается обращение твердых бытовых отходов на территории страны, контролируя региональные органы власти. На сайте компании действует форма обратной связи по нарушениям в сфере экологической защиты:

  • несанкционированный полигон;
  • нарушения порядка работы с отходами;
  • неприятный запах от мусора;
  • другие нарушения.

Роспотребнадзор

Случаи, когда незаконный полигон отходов образуется в результате деятельности юридических лиц, могут быть рассмотрены Роспотребнадзором. Среди отходов выделяются производственные, строительные, бытовые, образуемые в результате работы магазинов, заводов и других учреждений. Срок рассмотрения заявления – 30 дней. Предварительно рекомендуется пожаловаться на свалку напрямую в юридическое лицо путем написания жалобы с последующим приложением копии при обращении в Роспотребнадзор.

Государственный орган проводит экспертизу с выездом на объект, по результатам которой готовится предписание об устранении свалки. Ведомство влияет на те объекты, которые могут оказать негативное воздействие на окружающую среду, водные и земельные участки.

Департамент или инспекция жилищно-коммунального хозяйства

При обнаружении несанкционированной свалки на территории населенного пункта необходимо обращаться в местный департамент жилищно-коммунального хозяйства. Среди адресатов, куда пожаловаться на незаконное размещение отходов, орган ЖКХ выделяется тем, что отвечает за чистоту территории населенного пункта.

Пример заявления в жилищно-коммунальную инспекцию.

Прокуратура или полиция

В случае, если местные административные или экологические органы не оказали воздействия на несанкционированную свалку мусора, необходимо оформить заявлению в прокуратуру или полицию. Помимо стандартного набора информации непосредственно о свалке, необходимо приложить копии обращений в соответствующие органы и полученные ответы, если они были получены. Дополнительно к заявлению прилагается копия паспорта заявителя.

Срок ответа при обращении в прокуратуру – до 30 дней. Для рассмотрения заявления по существу, оно должно быть подкреплено доказательствами несанкционированного характера свалки. Для этого проводится анализ ответов, полученных из профильных инстанций на предмет правоверности.

Челябинск и все-все-все

Самая крупная городская свалка сформировалась в Челябинске (74,1 га). В 2019 году на ее рекультивацию будет выделено 617 млн рублей. Сегодня в Челябинске живет 1,2 млн человек. В сентябре прошлого года в областном центре произошел мусорный коллапс. С улиц не вывозили отходы, и местные власти ввели в городе режим ЧС. Частные перевозчики просили повысить тарифы на вывоз мусора из-за закрытия городского полигона. Завершение работ по рекультивации запланировано на 2021 год, следует из материалов Минприроды. Однако уже в 2020 году в городе должны быть проведены международные саммиты ШОС и БРИКС.

Последствия закрытия городского полигона ТКО в Челябинске

— Не исключено, что на 2021 год просто оставили благоустройство. Негативное воздействие свалки резко снижается в разы, как только туда перестают возить мусор и начинают работы по дегазации, выполаживанию (уменьшению угла наклона) склонов, удалению фильтратов, строительству очистных сооружений, — сказал «Известиям» исполнительный директор ассоциации «Чистая страна» Руслан Губайдуллин.

В феврале Владимир Путин поручил правительству до конца марта найти единственного исполнителя работ по ликвидации этого полигона.

Больше всего средств в 2019 году планируется направить на рекультивацию подмосковных свалок — 5,5 млрд рублей. Это полигоны «Кучино» (вблизи Балашихи с населением 462,7 тыс. человек), «Долгопрудный», «Дубна Левобережная», «Слизнево», «Аннино», «Кулаковский», «Царево».

Наибольшее количество объектов расположено в северокавказских республиках. В Чечне — 21. В Кабардино-Балкарии — три. В Карачаево-Черкесии запланирован вывод из эксплуатации и рекультивация I очереди хвостохранилища горно-обогатительного комбината Урупского месторождения, площадь территории составляет 55,9 га. По два опасных объекта, которые планируется ликвидировать, расположены в Северной Осетии и Ингушетии.

Свалочные газы продолжают выделяться десятилетиями, поэтому средства нужны не только на рекультивацию, но и на поддержание накрытых полигонов, отметил Алексей Макрушин.

Нормативное регулирование

На законодательном уровне процесс регулирования обращения с отходами в России отображен во многих документах:

  • Конституция.Верховный закон закрепляет права граждан на благоприятную окружающую среду, информированность о ее состоянии, компенсирование расходов при уроне здоровья, связанного с небезопасной экологической обстановкой. На Конституции основаны положения нормативно-правовых актов, действующих в стране.
  • Федеральные законы. Федеральный закон № 7-ФЗ направлен на регулирование вопросов защиты окружающей среды: сохранение природы, профилактические меры, улучшение экологии. Отдельно отмечено разделения сфер ответственности между федеральными и местными органами власти. Несанкционированные свалки возникают в бессистемном порядке, поэтому их ликвидация осуществляется на основании точечных обращений, порядок которых определяет федеральный закон № 59-ФЗ. Федеральный закон, регламентирующий расположение и организацию работы мусорных полигонов, – № 89-ФЗ. Например, в документе определены места, в которых запрещены свалки: населенные пункты, зоны отдыха, парки, лечебно-оздоровительные площадки, водосборы, места добычи полезных ископаемых.
  • Кодекс об административных правонарушениях. В статьях 8.1-8.6 КоАП указаны конкретные штрафы за нарушения, связанные с экологической безопасностью.

Ликвидация свалок ТБО

На свалки бесконтрольно сбрасываются отходы. Они бывают открытыми, когда мусор остается незасыпанным, горящими – при их поджигании для уменьшения объема. Это опасно для здоровья, провоцирует загрязнение воды, воздуха.

Если выявляется незаконная свалка, Россельхоз обязан принять меры. Согласно ст. 8.2 КоАП РФ, виновное физлицо карается штрафом в 1-2 тыс. руб., должностное лицо – в 30 000 руб., юрлицо – до 250 тыс. руб.

Есть 2 пути борьбы со свалками. Первый – их превращение в санитарную земляную засыпку, второй – развитие эффективных методов переработки мусора. Однако перед этим обязательна ликвидация свалок твердых отходов. Вначале составляется план, где приводится список мероприятий, условия финансирования. Необходимо информирование промышленных предприятий и коммунальщиков о работах, причинах, способах удаления отходов.

Ликвидация свалки предполагает:

  1. Уничтожение грызунов.
  2. Тушение возгораний.
  3. Засыпку землей.

Процесс длится от 3 недель до месяцев, если свалка огромная. Ликвидация крыс принципиальна, если мусор содержит пищу для них. Неуничтоженные, но оставшиеся без еды, они переберутся в другие районы.

Бороться с возгораниями тушением – трудно и дорого. Часто требуется раскопать тлеющие ТБО, разбросать так, чтобы они выгорели либо тлеющих остатков достигла вода.

Заключительная стадия – засыпка утрамбованной землей толщиной минимум 0,6 м. Поверхность обязательно выравнивается для предотвращения подтопления поверхностными водами. Если местность болотистая либо загрязняется вода, отходы удаляют, чтобы участок не размыло вместе с ними.

Читайте так же:  Разрешение роспотребнадзора на торговлю

Штрафы за несанкционированную свалку

Размер и порядок присуждения штрафов за правонарушения, связанные с незаконной свалкой мусора, определены в главе 8 Кодекса об административных правонарушениях. За несанкционированную свалку несут ответственность физические лица, индивидуальные предприниматели, должностные лица и организации. Размер штрафов определен в статьях 8.1-8.6, а размер наказания составляет:

  • от 1 до 2 тыс. руб. – физлица;
  • 10-50 тыс. руб. (или приостановка деятельности на 3 месяца) – индивидуальные предприниматели;
  • 10-30 тыс. руб. – должностные лица организаций;
  • от 100 тыс. руб. (или приостановка деятельности на 3 месяца) – юрлица.

Ответственные за ликвидацию

Выбор органов, в которые обращаются граждане с жалобами на незаконную свалку многообразен: предприятия, местные и федеральные государственные органы. До недавнего времени выбор тех, кто должен заниматься ликвидацией несанкционированной свалки, был однозначен – владельцы территории. На частных землях предприятий полномочия по уборке ложились на Роспотребнадзор, на муниципальных землях – на местную администрацию.

Теория большого сора: в 2019 году на ликвидацию свалок выделят 10 млрд

В 2019 году планируется выделить около 10 млрд рублей на рекультивацию 49 незаконных свалок и наиболее зараженных земель общей площадью около 700 га. Об этом «Известиям» рассказали в Минприроды. В частности, власти определились с финансированием ликвидации городской свалки в Челябинске на эти цели в 2019-м заложено 617 млн рублей. Кроме того, рекультивируют и знаменитую «Черную дыру» нелегальный отстойник промышленных отходов под Дзержинском в Нижегородской области. В 2020 году субъекты получат из федерального бюджета еще 10,4 млрд рублей на закрытие 42 свалок и 15 опасных объектов.

Этапы рекультивации

Вначале полностью прекращается завоз мусора. Затем рекультивируют полигоны ТБО в 2 этапа: первый – технический, второй – биологический, каждый предполагает целый комплекс работ.

Технический этап рекультивации полигона ТБО

Первый этап рекультивации – технический. Выполняется экранирование чаши для защиты, организуется сбор и утилизация биогаза, фильтрата, стоков.

  1. Стабилизация мусора, проектирование чаши полигона.
  2. Монтаж дегазаторов.
  3. Установка оборудования, собирающего фильтрат, стоки.
  4. Организация рекультивационной защиты.

Биологический этап рекультивации свалки бытовых отходов

Для оздоровления земель проводятся агротехнические и фитомелиоративные мероприятия:

Выбор проектных решений делается после выполнения инженерных изысканий.

На этом этапе проводятся 3 вида работ:

  1. Сбор свалочного газа.
  2. Очистка.
  3. Обогащение метаном.

Эти мероприятия обязательны. Свалочный газ опасен для экологии, спровоцирует пожары, взрывы, иные проблемы.

Сбор свалочного газа сингаза

При компостировании ТБО происходит естественное разложение биологических веществ. Выделяется свалочный газ (сингаз), а еще много водяного пара. Это влажная газовая смесь, главные компоненты которой – метан и двуокись углерода.

В составе сингаза имеются опасные компоненты, его важно собрать и обработать. Поэтому устанавливают газоотводы, по которым свалочный газ переходит на участок очистки и хранения.

Очистка свалочного газа

Сингаз содержит много опасных примесей, водяного пара. Требуется его очистка, чтобы применять вместо топлива. Для этого предназначены скрубберы. Газ промывается жидкостью, чаще водой из-за дешевизны. Так удаляются микрочастички аэрозолей, пыли.

Очищенный от вредных веществ, газ может использоваться двумя способами:

  • сжигаться в факелах, производя тепловую энергию;
  • применяться как топливо для двигателей, турбин, выделяя тепло и электричество.

Обогащение метана

Благодаря метану свалочный газ – подходящее топливо для городских газовых сетей. Только из-за повышенной концентрации СО2 его предварительно нужно обогатить. Поэтому уровень метана в сингазе доводят до 94-95%, что соответствует природному газу. Для этого используются специальные установки.

Опасность свалочного газа

Проводя мониторинг свалок, специалисты устанавливают наличие сингаза. Его выброс грозит:

  • рисками пожара, взрыва;
  • затруднением рекультивации;
  • распространением дурного запаха;
  • высвобождением токсинов;
  • ухудшением климата.

Поэтому свалочный газ обязательно собирать, затем утилизировать.

Как устроен полигон для хранения ТБО?

Полигон занимает 50-300 га земли, где размещаются:

  1. Площадки складирования ТБО.
  2. Хозяйственная зона.
  3. Инженерные сооружения, включая ЛЭП, подъездные пути.

Часто организуются линии сортировки, переработки мусора, лаборатории для экспресс-анализов. Они необязательные, но дают зарабатывать на утилизации ТБО, предотвращать пагубное воздействие на среду.

Фильтрат полигонов ТБО

При долгом хранении мусора неизбежно образуется фильтрат. Проходя сквозь толщу ТБО, снег, дождь, град «обогащаются» разными веществами, начинают дурно пахнуть. Такая жидкость вредна. Если она попадет в грунтовые воды, естественные водоемы, будет отравлено все живое в радиусе многих километров. Поэтому смета на рекультивацию и содержание объекта обязательно включает работы по сбору, обезвреживанию фильтрата.

Есть разные способы очистки дренажных вод:

  • механическая фильтрация;
  • отстаивание;
  • выпаривание;
  • электродиализ;
  • биохимическая очистка и т. д.

Стабилизация полигонов

Процесс предполагает комплекс мер для упрочения грунта. Есть 4 способа:

  1. Создание газонов путем насаждения долгоживущих трав. Стабилизация занимает 1-3 года.
  2. Посадка отходов мелких кустарников – 2-3 года.
  3. Насаждение крупных деревьев – 2-3 года.
  4. Создание садов – 10-15 лет.

Рекультивация свалок

Рекультивация полигонов ТБО позволяет снова отдать землю под хозяйственное пользование. Еще так улучшается экологическая обстановка, снижается ущерб природе.

Проект рекультивации обязателен для получения лицензии на полигон. Ведь любую свалку приходится закрывать. Эта процедура предполагает обезвреживание мусора и оздоровление земель.

Свалка ТБО и ее воздействие на экологию

Фильтрат – ядовитая жидкость, вобравшая в себя отравляющие вещества, продукты разложения отходов. Он проникает в почву, воду, заражая вредными соединениями, болезнетворными микроорганизмами.

Негативное воздействие на окружающую среду обусловлено еще тем, что свалочный газ формирует пожаро- и взрывоопасные условия. Происходят самовозгорания ТБО, когда высвобождаются токсины. Случаются отравления при обслуживании инженерных сооружений вблизи полигонов, даже с летальным исходом. Еще сингаз вызывает гибель растений.

Видео (кликните для воспроизведения).

Санитарная опасность свалок ТБО обусловлена благоприятными условиями для размножения болезнетворных микроорганизмов. Растет риск распространения туберкулеза, дизентерии, брюшного тифа. Размножаются паразиты, переносчики инфекций – мухи, грызуны. Даже при хранении ТБО на подготовленных свалках окружающая среда продолжает отравляться мусором веками.

Источники

Ликвидация несанкционированных свалок мусора
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here