Лица осуществляющие административное задержание

Предлагаем ознакомится с материалом в статье: "Лица осуществляющие административное задержание". Здесь собрана и обработана информация из авторитетных источников. Если вы все же не найдете ответ на свой вопрос, дочитайте статью до конца, если же и после этого не получите ответ, то обратитесь к дежурному консультанту.

Статья 27.3. Административное задержание

1. Анализ правил ч. 1 и 2 ст. 27.3 позволяет сделать ряд выводов:

1) в них дается легальное (но только для целей КоАП) определение административного задержания — самостоятельного вида мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении;

2) административное задержание представляет собой кратковременное (по общему правилу не более 3 часов, см. об этом коммент. к ст. 27.5) ограничение свободы физического лица (т.е. оно применяется против воли задержанного), достигшего возраста, с которого наступает административная ответственность (см. коммент. к ст. 2.3);

3) цели административного задержания — обеспечить:

правильное и своевременное рассмотрение дела об административном правонарушении (см. об этом коммент. к ст. 29.1-29.11);

исполнение постановления об административном правонарушении (см. об этом коммент. к ст. 31.1-32.1).

В иных целях (например, в профилактических) применять административное задержание недопустимо. В практике возникает вопрос: не противоречат ли правила ч. 1 ст. 27.3 (о целях административного задержания) правилам ч. 1 ст. 27.1 (о том, что целями мер по обеспечению производства по делу об административном правонарушении являются также пресечение административного правонарушения, установление личности нарушителя)? Безусловно, противоречие налицо. Конечно, в ходе административного задержания прежде всего устанавливается личность правонарушителя (см. также коммент. к ст. 27.5);

4) административное задержание — исключительная мера обеспечения производства по делу. Оно может быть применено лишь в случаях, прямо указанных в ч. 2 ст. 27.3. Лицо, допустившее незаконное задержание, должно быть привлечено к ответственности (вплоть до уголовной — по ст. 301 УК, см. об этом в книге: Гуев А.Н. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (для предпринимателей). Изд. 5-е. М.: Изд-во «Экзамен», 2006);

5) административное задержание вправе осуществить лишь должностное лицо (а в ряде случаев и иные уполномоченные лица, например, рядовые сотрудники, служащие) органов, прямо указанных в п. 1-10 ч. 1 ст. 27.3 (см. об их отличиях от должностных лиц коммент. к ст. 2.4, 2.5). Примером таких уполномоченных лиц могут служить военнослужащие (в т.ч. рядовые) пограничных органов, а также (с 01.07.2003) должностные лица органов Федеральной службы по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Нужно учитывать, что п. 9 введен в ч. 1 ст. 27.3 Законом N 57 от 29.04.06 и вступил в силу с 15.05.06; п. 10 введен в ч. 1 ст. 27.3 Законом N 78 от 03.06.07 (в ред. от 02.10.07) и вступил в силу с 19.06.06 (с 06.10.07 — в отношении задержания судебными приставами лиц, совершивших АП, предусмотренные в ст. 17.9, 17.14, 17.15);

6) перечень лиц, которые вправе осуществлять административное задержание (из числа являющихся сотрудниками органов, упомянутых в п. 1-10 ч. 1 ст. 27.3), устанавливается только федеральными законами (например, Законом о милиции, Законом об ОРД, Законом о границе, Законом о ФСБ) и изданными в соответствии с ними правовыми актами ФОИВ. См. например, о перечнях таких лиц: приказ МВД от 02.06.05 N 444 (в ред. от 16.06.08); приказ ФСБ от 06.09.07 N 453; приказ ФТС от 15.03.05 N 198 (в ред. 23.04.07), приказ ФСКН от 07.02.06 N 44; о том, что ч. 1 ст. 27.3 не противоречит Конституции РФ см. постановление КС от 16.06.09 N 9-П.

2. Применяя правила ч. 3-5 ст. 27.3, нужно обратить внимание на ряд важных обстоятельств:

1) по просьбе задержанного (в т.ч. и по устной) о его задержании необходимо уведомить (по телефону, через посыльного, повесткой, телеграммой и т.п.) одного из родственников (круг их указан в Примечании к ст. 25.6), администрацию (либо иного работодателя, например, индивидуального предпринимателя) по месту его работы либо учебы, а также защитника (см. о том, кто может быть защитником для целей КоАП, коммент. к ст. 25.5);

2) об административном задержании несовершеннолетнего (т.е. лица, не достигшего 18 лет, ст. 21 ГК) в обязательном порядке (даже если задержанный об этом не просит) уведомляются родители, иные законные представители (опекун, попечитель и т.п.);

3) должностное (иное уполномоченное) лицо обязано разъяснить задержанному его права и обязанности, предусмотренные в КоАП, о чем делается запись в протоколе об административном задержании (см. коммент. к ст. 27.4);

4) часть 4.1 введена в ст. 27.3 Законом N 203 от 04.12.06 и вступила в силу с 01.01.07.

О задержании транспортного средства см. коммент. к ст. 27.13. Как отмечалось выше различные федеральные органы исполнительной власти издали нормативные правовые акты в целях правильного применения ст. 27.3 (см. например, приказы МВД от 02.06.05 N 444 «О полномочиях должностных лиц МВД РФ и ФМС РФ по составлению протоколов по делам об административных правонарушениях и административному задержанию»; ФТС от 15.03.05 N 198 «О должностных лицах таможенных органов РФ уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание»; Росатома от 13.04.06 N 168 «О реализации отдельных положений КоАП» и др.). Эти акты подлежат применению поскольку не противоречат нормам КоАП.

Энциклопедия решений. Содержание в полиции административно задержанных лиц

Содержание в полиции административно задержанных лиц

Задержанное лицо отправляют (ч. 1 ст. 27.6 КоАП РФ) в специально отведенное для этого помещения (КАЗ, или комната (камера) административно задержанных, также КСЗЛ — комната для содержания задержанных лиц). Указанные помещения должны отвечать санитарным требованиям и исключать возможность их самовольного оставления (ч. 1 ст. 27.6 КоАП РФ). Условия содержания в КАЗе определены специальным Положением об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц, утв. постановлением Правительства РФ от 15.10.2003 N 627 (далее — Положение N 627).

Перед препровождением в КАЗ задержанного и его вещи досматривают по процедуре ст. 27.7. КоАП РФ. В самом КоАП РФ это не закреплено, однако того требует Закон о полиции (ч. 6 ст. 14), а также п. 6 Положения N 627 (и подзаконные акты МВД России, см. п. 200 Административного регламента N 185, п. 9 Наставления оперативному дежурному, утв. приказом МВД России от 30.04.2012 N 389, далее — Наставление). Поскольку законом не предусмотрена возможность проведения личного досмотра в отсутствие понятых (ч. 3 ст. 27.7 КоАП РФ), то понятые обязательно участвуют в таком досмотре. Запись о проведенном досмотре и его результатах вносится в протокол задержания и удостоверяется подписями понятых (ч. 6 ст. 27.7 КоАП РФ).

После проведения досмотра у задержанных изымаются предметы, вещества и продукты питания:

1) обнаруженные орудия или предметы административного правонарушения, или документы, имеющие значение доказательств по делу об административном правонарушении. Такие предметы изымаются в присутствии вышеупомянутых понятых (ч. 1 ст. 27.10 КоАП РФ), упаковываются по правилам ст. 27.10 КоАП РФ и хранятся согласно инструкции, утв. приказом МВД России от 31.12.2009 N 1025, до рассмотрения дела об административном правонарушении;

Читайте так же:  Наказания по административному кодексу

2) опасные или же такие, которые могут быть использованы в качестве орудия преступления;

3) продукты и предметы, не включенные в Перечень продуктов питания, предметов первой необходимости, обуви, одежды, которые задержанные лица могут иметь при себе, хранить и получать в передачах (абз. 1 п. 11 Наставления). Перечень разрешенных продуктов и предметов приводится в приложении N 4 к Наставлению; он довольно скромен — например, разрешена пластиковая посуда, некоторые туалетные принадлежности, готовая к употреблению еда. В принципе, задержанным позволительно оставить при себе одежду, головной убор, обувь по сезону (в одном комплекте), носовые платки, а инвалидам — в том числе протезы или костыли (п. 14 Положения N 627). Документы, с которыми задержанный мог бы «поработать» в камере, ему тоже не оставляют (решение Ленинского районного суда г. Саранска от 10.05.2017 по делу N 2-1341/2017).

Родственники и знакомые могут принести задержанному передачу (еда и гигиенические предметы первой необходимости). Такие передачи проверяются сотрудниками полиции и передаются задержанному, обязательно в присутствии передающего (п. 16 Положения N 627).

Изъятое имущество, упомянутое в п. 2 и 3, хранится в МВД и возвращается задержанному после истечения срока задержания (п. 17 Положения N 627, абз. 2 п. 11 Наставления).

После досмотра у некоторых задержанных снимают отпечатки пальцев — а именно у тех, которые подлежат обязательно дактилоскопической регистрации в соответствии с федеральным законом. В частности, дактилоскопируют тех задержанных, чью личность иным образом установить невозможно (абз. 3 п. «ж» ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 25.07.1998 N 128-ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в РФ»), и лиц иных категорий (п. 12 Наставления). На практике зачастую берут отпечатки пальцев у каждого, если дактилоскопист на месте (см., например, решение Ворошиловского районного суда г. Ростова-на-Дону Ростовской области от 07.04.2014 по делу N 2-1156/2014).

Кроме именно административного досмотра, задержанных также осматривают два раза — до помещения в КАЗ (комнату или камеру для административно задержанных) и после окончания срока задержания (ч. 16 ст. 14 Закона о полиции, абз. 2 п. 200 Административного регламента N 185). Цель этого осмотра — выявить признаки психических, инфекционных и угрожающих жизни заболеваний у задержанного (абз. 3 п. 6 Положения N 627), у задержанного узнают, нет ли у него хронических заболеваний и жалоб на состояние здоровья (п. 15 Наставления). Результаты осмотра вносятся в протокол задержания.

В случае если задержанное лицо имеет видимые признаки ранения или телесных повреждений, полиция обязана пригласить бригаду скорой медицинской помощи, а если это невозможно — доставить задержанного в ближайшую государственную или муниципальную больницу (п. 16.1 Наставления). Кроме того, необходимо выяснить у задержанного, откуда, когда и как появились эти повреждения и ранения (п. 16.2 Наставления), и в течение трех часов сообщить о травме (тяжёлом заболевании, увечье) близким родственникам задержанного и прокурору (п. 16.4 Наставления).

Задержанные на срок более трех часов обеспечиваются питанием по норме питания, утверждённой постановлением Правительства РФ от 11.04.2005 N 205, причем предполагается, как правило, наличие горячего питания (абз. 2 п. 4 Положения N 627). Этот срок исчисляется с момента фактического доставления (ч. 4 ст. 27.5 КоАП РФ, решение Белокурихинского городского суда Алтайского края от 22.09.2016 по делу N 2-321/2016).

Задержанные располагаются на скамейках или диванах, а задержанным на срок более трех часов предоставляется (в ночное время) место для сна (п. 11 Положения N 627). Положение N 627 не предписывает выдачу постельных принадлежностей, поэтому жалобы на условия содержания в этой части суды признают необоснованными (решение Кировского районного суда г. Томска Томской области от 20.05.2015 по делу N 2-923/2015). Однако существуют судебные решения, устанавливающие, что объем ограничения прав лиц, задержанных за совершение административных правонарушений, не может превышать аналогичного для лиц, задержанных за совершение уголовных преступлений, которым постельные принадлежности и белье для сна предоставляются (на основании п. 43 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом МВД России от 22.11.2005 N 950, см. также решение Иглинского районного суда Республики Башкортостан от 27.05.2015 по делу N 2-1061/2015, апелляционные определения СК по административным делам ВС Республики Хакасия от 12.04.2017 по делу N 33а-889/2017, СК по гражданским делам Красноярского краевого суда от 10.09.2012 по делу N 33-7877/2012).

Норма площади на одного человека в КАЗ составляет не менее четырех квадратных метров на человека (п. 1 Приложения N 2 к Наставлению; это согласуется с ч. 11 Положения N 627, см. также решение Чердынского районного суда от 21.06.2017 по делу N 2а-152/2017). Нарушения указанного права административно задержанных могут быть легко доказуемы, потому что все задержанные должны быть зарегистрированы (п. 8.3 Наставления) в Книге учета лиц, доставленных в дежурную часть территориального органа МВД России (приложение N 3 к Наставлению), причем фиксируются дата и время задержания и окончания срока задержания (в часах и минутах), что позволяет достоверно установить периоды времени, в течение которых упомянутая выше норма площади не соблюдалась (см, например, мотивировочную часть Решения Кировского районного суда г. Томска Томской области от 20.05.2015 по делу N 2-923/2015).

Задержанных располагают не в одну общую камеру, а распределяют: женщин отдельно от мужчин, несовершеннолетних отдельно от взрослых, заразных больных отдельно от всех остальных (ч. 7 Положения N 627). При этом тяжелобольные люди (а также больные в состоянии средней тяжести), беременные женщины, больные сахарным диабетом (в средней или тяжелой степени) не могут быть размещены в КАЗе (п. 8 Положения N 627). То же относится к таким задержанным, у которых с собой дети до 14 лет, при условии, что детей нельзя передать родственникам (п. 8 Положения N 627). На практике таких лиц не всегда отпускают домой, однако до рассмотрения дела судьей размещают в более комфортных условиях, например, в комнате отдыха сотрудников ОВД. Вопреки распространенному убеждению, административно задержанных не обязаны размещать отдельно от лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, поскольку это не предусмотрено ни Положением N 627, ни иными актами (решение Кировского районного суда г. Томска Томской области от 20.05.2015 по делу N 2-923/2015).

Как правило, административно задержанный остается в КАЗ (КСЗЛ) ненадолго (во всяком случае, в качестве именно задержанного, а не подвергнутого административному аресту). В самое ближайшее время задержанного препроводят к судье для разбирательства по его административному делу, поскольку такое дело должно быть рассмотрено не позднее 48 часов с момента задержания (ч. 4 ст. 29.6 КоАП РФ), и поскольку скорейшего направления требуют ведомственные акты МВД России (см. п. 19 Наставления, утв. приказом МВД России от 30.04.2012 N 389). В любом случае, по истечении 48 часов, проведенных в КАЗ, в отсутствие судебного решения полиция обязательно отпустит человека на свободу (поскольку этого требует ч. 1 ст. 14 Закона о полиции и подзаконные акты, например, п. 201 Административного регламента N 185; а кроме того, полицейские «опасаются» прокурорских проверок за законностью нахождения задержанных лиц в КАЗ).

Читайте так же:  Признать протокол об административном правонарушении незаконным

Куда можно жаловаться?

На любые нарушения закона, связанные с содержанием в КАЗ (КСЗЛ), можно пожаловаться в суд (в порядке главы 22 КАС РФ) или в досудебном порядке в вышестоящий орган полиции либо прокурору (ст. 53 Закона о полиции, п. 32 Наставления, ст. 10 Закона о прокуратуре). Рассмотрение досудебных обращений осуществляется по правилам Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» и Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе МВД России, утв. приказом МВД России от 12.09.2013 N 707.

Установленные нарушения, связанные с режимом пребывания административно задержанного в КАЗ, могут являться самостоятельным (независимо от законности самого задержания) основанием для возмещения причиненного вреда, в том числе морального, в порядке ст. 1069 ГК РФ (решения Иглинского районного суда Республики Башкортостан от 27.05.2015 по делу N 2-1061/2015, Советского районного суда г. Орла Орловской области от 15.08.2014 по делу N 2-2236/14, Ленинского районного суда г. Костромы Костромской области от 04.12.2014 по делу N 2-2047/2014, Смирныховского районного суда Сахалинской области от 28.04.2014 по делу N 2-208/2014).

Административное задержание

Автор: Ирина Нестерова ✔ 02.10.2017

Нестерова И.А. Административное задержание // Энциклопедия Нестеровых

Административное задержание — это одно из важнейших понятий административного право. В настоящее время в науке ведутся активные споры по проблемам адекватности действующих норм, регламентирующий причины и методы административного изучения.

Понятие административного задержания

Само по себе понятие «задержание задержания граждан. Данный вопрос требует пристального внимания и глубокого» является межправовым и трактуется в широком и в узком смысле. В широком смысле задержание является временным ограничением свободы гражданина обусловленным определенным правонарушением.

В узком смысле термин «задержание» рассматривается в ракурсе административного или уголовного правонарушения. В данном случае будет рассмотрено административное задержание, как элемент административного права. Так в уголовном процессе задержание – это кратковременное лишение свободы лица, подозреваемого в совершении преступления, без предварительного получения санкции прокурора или судебного решения [1].

Если обратиться к международному праву, там синонимизируются такие термины как «задержание», «заключение под стражу» и «арест». Главное, что человек лишен свободы, и неважно, по какой причине – административной или уголовной.

Теперь следует обратиться к ключевым трактовкам понятия административное задержание в рамках административного права. Основные трактовки отражены в таблице.

Административное задержание

Термин «административное задержание»

Административное задержание [2]

Принудительное, кратковременное ограничение свободы действий и передвижения лица, совершившего административное правонарушение. Представляет собой неотложное действие управомоченных должностных лиц, обеспечивающее привлечение виновного к ответственности административной, и не является мерой административного взыскания.

Административное задержание [3]

Кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении.

Административное задержание [4]

Действие которое применяется с целью применяется в пресечения административного правонарушения

Представленные в таблице трактов термина «административное задержание» очень близки между собой и отражают главную цель административного задержание – это предотвращение административного правонарушения. Где под административным правонарушением понимается «. признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность»[2].

Административное задержание вправе осуществлять уполномоченные должностные лица, перечень которых указан в ч. 1 ст. 27.3 КоАП РФ [2].

Рисунок 1. Лица уполномоченные осуществлять административное задержание граждан РФ

Действующее законодательства регламентирует срок административного задержания. Согласно действующим нормам КоАП РФ он не должен превышать 48 часов. При этом задержание на 48 часов является крайней мерой, которая применяется в следующих случаях:

  1. нарушение государственной границы РФ и порядка пребывания на территории страны;
  2. совершение правонарушения на континентальном шельфе, во внутренних, территориальных водах, в особой экономической зоне;
  3. в случаях, когда в отношении задержанного ведется административное дело, за которое предусмотрено наказание в виде ареста.

Срок административного задержания лица исчисляется с момента доставления, а лица, находящегося в состоянии опьянения, со времени его вытрезвления.

Порядок проведения задержания

Формально нарушение порядка при задержании является основанием для освобождения гражданина, поэтому важно тщательно следить за действиями сотрудника органа правопорядка. Ситуация осложняется тем, что процессуального единства в проведении задержания нет. Каждое ведомство руководствуется собственными нормативными актами.

Однако можно выделить обязательные процедурные элементы, которые должны соблюдаться при применении данной меры. Во-первых, сотрудник правоохранительного органа обязан представиться и разъяснить, в силу каких обстоятельств он производит задержание. После этого происходит доставление лица в полицию. При необходимости может быть произведен осмотр личных вещей гражданина.

По результатам допроса и обыска составляется протокол. Задержанный направляется в камеру предварительного заключения, после чего препровождается в суд, где рассматривается его дело. Следующий этап зависит от принятого судьей решения. Если оно было обвинительным, осужденный может в десятидневный срок с момента получения копии постановления обжаловать его в вышестоящей инстанции.

Составление протокола

В основе законности дальнейших процедур лежит правильно составленный протокол об административном задержании. Во многих случаях на основании сведений, зафиксированных в этом документе, судья выносит решение. Поэтому содержащаяся в нем информация должна быть точной, полной и достоверной.

Стандартные формы протокола разработаны ведомствами, сотрудники которых могут проводить задержание. Следует различать протокол об административном задержании и протокол об административном правонарушении. В последнем фиксируется информация о совершенном деянии и его обстоятельствах. В протоколе о задержании эти сведения не дублируются. Полицейский указывает статью КоАП, согласно которой задерживает гражданина.

Протокол об административном задержании считается действительным, если в нем указаны:

  • место составления документа и точная дата;
  • ФИО сотрудника ведомства, составившего документ, а также его должность;
  • имя задержанного и адрес его проживания (в некоторых случаях в документе фиксируют место работы и должность гражданина на основании документальных подтверждений);
  • обоснование мотивов ограничения свободы гражданина;
  • время проведения задержания с точностью до минут;
  • отметка об уведомлении родственников о задержании;
  • пояснения задерживаемого о совершенном им правонарушении;
  • сведения о психологическом и физическом состоянии гражданина на момент задержания;
  • замечания задержанного о содержании протокола (может удостоверить правильность внесенных в него сведений или выразить протест, а также указать свидетелей, которых можно опросить в ходе судебного разбирательства);
  • подписи составителя протокола и задержанного (только добровольная; принуждение к подписанию документа не допускается).
Читайте так же:  Штраф гибдд это административное правонарушение

При отсутствии одного из этих элементов судья может признать незаконным факт задержания гражданина. Исключение — отказ лица подписать документ. Об этом делается отметка в протоколе.

Особенно внимательно суд относится к указанию точного времени ареста, так как без этой информации невозможно установить верхний предел пребывания задержанного в камере. Основанием для признания протокола недействительным может стать отсутствие сообщения о случившемся родственникам или адвокату и разъяснения причин ограничения свободы гражданина. В этих случаях речь идет о нарушении конституционного права человека на свободу, и к сотруднику полиции могут быть применены санкции.

Административное задержание

Такое задержание может быть, кроме того, и мерой административного пресечения. Суть административного задержания заключается в кратковременном ограничении свободы правонарушителя и содержании его в отделении милиции, караульном помещение и др. для совершения определенных процессуальных действий, направленных на правильное и своевременное рассмотрение дела.

Административное задержание несколько дублирует такой институт административного права, как доставление нарушителя, по поводам и причинам применения, но не по сути. Дело в том, что доставление имеет своей основной целью принудительное препровождение нарушителя в отделение милиции, где затем к нему может быть применено административное задержание, срок которого исчисляется с момента доставления, а может и не применяться.

Административное задержание обязательно должно оформляться протоколом об административном задержании, составление которого производится прежде всего в интересах нарушителя, так как протокол является своеобразной гарантией законности задержания. Поэтому задержанный в любом случае должен требовать составления протокола об административном задержании. В протоколе обязательно должны указываться следующие сведения: дата и место его составления, должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол; сведения о личности задержанного; время и мотивы задержания. Особое внимание следует обратить на указание времени задержания, так как именно с этого момента исчисляется срок задержания.

Протокол подписывается лицом, его составившим, и задержанным.

По просьбе лица, задержанного за совершение административного правонарушения, о месте его нахождения в кратчайшие сроки уведомляются его родственники, администрация по месту работы или учебы, а также защитник. О задержании несовершеннолетнего уведомление его родителей или законных представителей обязательно.

Очень важной гарантией прав задержанного является установление сроков административного задержания. По общему правилу задержание лица, совершившего административное правонарушение, может длиться не более трех часов. Лица, нарушившие пограничный режим, режим Государственной границы, в необходимых случаях для установления личности и выяснения обстоятельств правонарушения могут быть задержаны на срок до двух суток. В случаях, когда по делу может быть назначена санкция в виде ареста (при совершении мелкого хулиганства, неповиновении работнику милиции и др.) нарушители могут быть задержаны на срок до 48 часов, а практически до рассмотрения дела народным судьей. Однако для этих дел установлены укороченные сроки рассмотрения дел.

Очень важно знать и перечень органов (должностных лиц), правомочных произвести административное задержание. К ним относятся должностные лица органов внутренних дел, пограничных войск РФ, старшие должностные лица военизированной охраны объектов, должностные лица военной автомобильной инспекции.

Видео (кликните для воспроизведения).

2. Личный досмотр, досмотр вещей и транспортных средств. Личный досмотр может производиться должностными лицами органов внутренних дел, военизированной охраны, налоговой полиции, таможенных учреждений и пограничных войск. Личный досмотр может производиться лицом одного пола с досматриваемым и в присутствии двух понятых того же пола, что наши органы внутренних дел в последнее время часто не соблюдают.

Досмотр вещей и транспорта может производиться с целью обнаружения орудий и предметов совершения административного правонарушения. Как правило, их досмотр должен производиться в присутствии собственника или владельца, но в случаях, не терпящих отлагательства (а не во всех, когда отсутствует владелец), указанные вещи могут быть подвергнуты досмотру с участием двух понятых в отсутствие владельца.

О личном досмотре и досмотре вещей делается запись в протоколе об административном правонарушении или об административном задержании либо составляется отдельный протокол.

3. Изъятие вещей и документов. Могут быть изъяты только такие вещи и документы, которые непосредственно явились орудием или непосредственным объектом правонарушения и были обнаружены при задержании, личном досмотре, досмотре вещей.

Изъятые вещи и документы хранятся до рассмотрения дела и используются в качестве доказательств по делу. После этого они либо возвращаются владельцу, либо конфискуются, либо уничтожаются. Изъятие вещей и документов либо оформляется отдельным протоколом, либо об этом делается запись в протоколах об административном задержании, досмотре вещей, правонарушении.

Особым случаем изъятия документов является изъятие водительского удостоверения, которое допустимо лишь тогда, когда за совершенное правонарушение грозит санкция в виде лишения права управления транспортным средством. Поэтому в данном случае эта мера — способ обеспечения исполнения решения о наложении административного взыскания.

При нарушении прав лиц, подвергнутых административному задержанию, личному досмотру, досмотру вещей и изъятию вещей и документов, эти лица могут обжаловать неправомерные действия должностных лиц в вышестоящий орган или прокурору. Прокурор, например, своим постановлением освобождает лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию несудебными органами.

Порядок проведения административного задержания

Статья 27.3 КоАП РФ определяет административное задержание как временное ограничение свободы гражданина, применяемое либо для обеспечения надлежащего рассмотрения дела по совершенному правонарушению, либо во исполнение постановления по уже рассмотренному делу. Хотя такая мера влечет за собой менее тяжкие последствия, чем уголовное задержание, требования по соблюдению процедуры достаточно жесткие.

Основания и порядок административного задержания

Основания и порядок применения административного задержания, а также административного ареста урегулированы законодательством об административных правонарушениях.

В настоящее время существует четко регламентированный нормами КоАП РФ порядок административного задержания, который требуют отдельного и подробного изучения. Сам по себе порядок административного задержания базируется на определенных процессуальных действиях уполномоченных должностных лиц. Так задержание осуществляемое полицейскими регламентируется действующей редакцией закона «О полиции» [5]. Задержанное лицо вправе пользоваться в соответствии с федеральным законом услугами адвоката и переводчика с момента задержания. В процессе проведения задержания, задерживаемый оповещается о причине задержания и о сроке на который его задерживают.

При проведении административного задержания гражданина в обязательном порядке составляется протокол. Протокол является важнейшим документом, отражающем детали административного задержания. В нем обязательно указывается следующая информация:

  1. Дата и время задержания
  2. Фамилия имя и отчество, должность лица проводившего задержание (см. рисунок 2)
  3. Причина задержания
  4. Место составления протокола об административном задержании
  5. Подпись должностного лица его составившего
  6. Подпись задержанного гражданина
Читайте так же:  Кредит с истекшим сроком давности

Рисунок 2. Сведения о составителе протокола

После административного задержания органы обязаны уведомить родственников или близких лиц задержанного о произошедшем в кратчайшие сроки, не позднее 3 часов с момента задержания.

Права задержанного регламентируются КоАП РФ. Важным правом задержанного являются право на звонок и право на жалобу в случаях нарушений при административном задержании. Однако, жалоба далеко не всегда может быть удовлетворена.

После задержания лица совершившие административное правонарушения должны содержаться в условиях регламентированных законодательством.

Норма и нарушения в процессе содержания лиц задержанных по причине административных правонарушений

Норма санитарной площади в помещении для задержанных составляет 4 квадратных метра на 1 человека [6]

Нахождение в помещении площадью меньше 4 квадратных метров на одного человека.

Наличие спальных и сидячих мест

Наличие только сидячих мест

Выведение задержанных лиц из специального помещения для отправления естественных надобностей производится по их просьбе поочередно.

Общее ведро в помещении для справления естественных нужд задержанных.

Температура воздуха должна быть комфортной для пребывания и не быть ниже 18 градусов по Цельсию.

Слишком высокая или слишком низкая температура воздуха в помещении.

Задержанные на срок более 3 часов лица обеспечиваются питанием по норме питания.

Отсутствие питания и воды при задержании на большой срок.

Отдельно следует выделить круг лиц, которые не могут быть подвергнуты административному задержанию:

  1. Президент Российской Федерации;
  2. Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий;
  3. депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации Федерального Собрания;
  4. депутаты представительных органов государственной власти субъектов РФ;
  5. депутаты представительных органов местного самоуправления;
  6. судьи, прокуроры и следователи прокуратуры; сотрудники некоторых оперативных служб при исполнении ими служебных обязанностей.

Статья 27.3. Административное задержание

Статья 27.3. Административное задержание

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 27.3 КоАП РФ

ГАРАНТ:

О конституционно-правовом смысле положений части 1 статьи 27.3 см. Постановление Конституционного Суда РФ от 16 июня 2009 г. N 9-П

1. Административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении. Административное задержание вправе осуществлять:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ в пункт 1 части 1 статьи 27.3 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

1) должностные лица органов внутренних дел (полиции) — при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со статьей 23.3 настоящего Кодекса рассматривают органы внутренних дел (полиции), либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса органы внутренних дел (полиция) составляют протоколы об административных правонарушениях, а также при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ пункт 2 части 1 статьи 27.3 настоящего Кодекса изложен в новой редакции

2) старшее в месте расположения охраняемого объекта должностное лицо федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти и организаций, военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, военнослужащие войск национальной гвардии Российской Федерации — при выявлении административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону;

Информация об изменениях:

Пункт 3 изменен с 4 мая 2018 г. — Федеральный закон от 23 апреля 2018 г. N 92-ФЗ

3) должностные лица военной автомобильной инспекции — при выявлении нарушений Правил дорожного движения водителем транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 11 июля 2011 г. N 198-ФЗ в пункт 4 части 1 статьи 27.3 настоящего Кодекса внесены изменения

4) должностные лица пограничных органов, должностные лица органов внутренних дел (полиции) — при выявлении административных правонарушений в области защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, а также при выявлении административных правонарушений во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

5) утратил силу с 1 июля 2003 г.;

Информация об изменениях:

6) должностные лица таможенных органов — при выявлении нарушений таможенных правил;

7) военнослужащие и должностные лица органов и учреждений уголовно-исполнительной системы — при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 19.3, 19.12 настоящего Кодекса, а также административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону;

Информация об изменениях:

9) должностные лица, осуществляющие контртеррористическую операцию, — при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьей 20.27 настоящего Кодекса;

Информация об изменениях:

Пункт 10 изменен с 10 ноября 2017 г. — Федеральный закон от 30 октября 2017 г. N 309-ФЗ

10) должностные лица органа, уполномоченного на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов, — при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 5.35.1, 13.26, 17.3, 17.8, 17.8.1, 17.9, 17.14, 17.15, частями 1 и 4 статьи 20.25 настоящего Кодекса, а также при выявлении любых административных правонарушений, совершенных в здании суда (помещении суда);

Информация об изменениях:

Часть 1 дополнена пунктом 11 с 29 октября 2018 г. — Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 235-ФЗ

11) должностные лица военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации — при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со статьей 23.88 настоящего Кодекса рассматривают органы военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии с пунктом 109 части 2 статьи 28.3 настоящего Кодекса должностные лица военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации составляют протоколы об административных правонарушениях, а также при выявлении любых административных правонарушений, совершенных лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, указанными в части 1 статьи 23.88 настоящего Кодекса, в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях.

Читайте так же:  Административное задержание по каким статьям

2. Перечень лиц, уполномоченных осуществлять административное задержание в соответствии с частью 1 настоящей статьи, устанавливается соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

3. По просьбе задержанного лица о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляются родственники, администрация по месту его работы (учебы), а также защитник.

4. Об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 февраля 2014 г. N 7-ФЗ в часть 4.1 статьи 27.3 настоящего Кодекса внесены изменения

4.1. Об административном задержании военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, незамедлительно уведомляется военная полиция Вооруженных Сил Российской Федерации или воинская часть, в которой задержанный проходит военную службу (военные сборы), а об административном задержании иного лица, указанного в части 1 статьи 2.5 настоящего Кодекса, — орган или учреждение, в котором задержанный проходит службу.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 июля 2010 г. N 132-ФЗ статья 27.3 настоящего Кодекса дополнена частью 4.2, вступающей в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

4.2. Об административном задержании члена общественной наблюдательной комиссии, образованной в соответствии с законодательством Российской Федерации, незамедлительно уведомляются секретарь Общественной палаты Российской Федерации и соответствующая общественная наблюдательная комиссия.

5. Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании.

Основы российского права

Кого не имеют право задерживать?

Административное задержание не может быть применено к отдельным категориям лиц. В первую очередь, это высшие должностные лица РФ: президент и члены правительства. Представители органов законодательной власти (депутаты Государственной думы и сенаторы Совета Федерации) и судьи всех уровней тоже обладают неприкосновенностью.

Меры по ограничению свободы не подлежат применению в отношении прокуроров и уполномоченных по правам человека. Иностранцы — обладатели дипломатического паспорта — не могут быть арестованы. При этом полной неприкосновенностью обладает лишь президент. К остальным перечисленным категориям данная административная мера может быть применена при выполнении некоторых условий.

Во-первых, такое лицо нужно застать на месте преступления. Во-вторых, уполномоченный орган должен дать письменное разрешение на задержание. Например, если речь идет о нарушении закона омбудсменом, то необходимый документ может выдать Госдума.

Кто имеет право задерживать?

Должностное лицо, имеющее право на осуществление административного задержания, определяется характером совершенного правонарушения. Например, если гражданин уличен в мелком хулиганстве или в нетрезвом состоянии появился в общественном месте, задержать нарушителя должен сотрудник полиции.

Если было установлено хищение имущества с ведомственного склада, задержание осуществляет руководитель специального охранного отряда или подразделения национальной гвардии. Закон разрешает задержать гражданина, проникшего на охраняемую зону, без необходимых на это прав и полномочий.

Среди наиболее распространенных административных правонарушений — незаконное пересечение границы Российской Федерации и нарушение таможенных процедур. В первом случае задержание выполняют должностные лица пограничной службы, а во втором — таможенной.

Особая ситуация — административный арест за нарушение судебного порядка. Осуществляя контроль над исполнением постановления судьи, приставы имеют право задержать осужденного. Происходит это в отношении тех лиц, которые уклоняются от исполнения постановления или препятствуют проведению необходимых процедур.

Закон не устанавливает строгого соответствия между должностными лицами того или иного ведомства и областью правонарушений, где они могут применять административный арест. Имеют место отсылки к другим нормативным актам, в частности, к приказу МВД «О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов и административному задержанию».

Основания для административного задержания

Административное задержание представляет собой ограничение закрепленных в Конституции РФ прав гражданина на личную свободу и свободу передвижения.

Поэтому эта мера применяется в отдельных случаях:

  • с целью предотвращения возможного преступления;
  • для возможности рассмотрения дела в установленный срок;
  • для составления административного протокола;
  • с целью исполнения вынесенного решения суда.

По закону нельзя задержать гражданина, совершившего правонарушение, если наказанием за деяние являются штраф или устное предупреждение. Полицейский может ограничить свободу гражданина для оформления протокола, если это невозможно сделать на месте совершения проступка.

Срок административного задержания

Гражданина можно лишить свободы на срок от 3 до 48 часов. Верхний предел превышать нельзя. Столь длительное удерживание человека применяется при особо тяжких правонарушениях. К таковым, например, относится нарушение государственной границы или режима пребывания в РФ. Представители соответствующих органов могут задерживать граждан за нарушение закона в особых зонах страны, например, во внутренних водах или на континентальном шельфе.

Лишиться свободы на 2 суток могут также лица, в отношении которых составлен протокол об административном правонарушении. Задержание осуществляется, если судья вынес постановление, предусматривающее в качестве наказания лишение свободы.

К числу спорных вопросов законодательства относится проблема определения выхода из наркотического или алкогольного опьянения. По закону срок задержания начинается с момента вытрезвления, но при этом не указаны критерии такого состояния и способы определения. На практике сотрудники полиции выжидают 6 часов, пока задержанный придет в состояние адекватно воспринимать происходящее. Но порядок применения этого принципа никак не регламентируется, что вызывает сомнения в его законности.

Права задержанного лица

Права гражданина, задержанного в административном порядке, определяются Конституцией РФ. Так как никто не может лишиться свободы в произвольном порядке, гражданин вправе требовать от сотрудника полиции разъяснения, на основании чего к нему применяется такая мера. Сообщения о номере статьи кодекса будет недостаточно: гражданин имеет право знать содержание обвинения.

Гражданин может потребовать от полицейского сообщить о произошедшем его родственникам и адвокату (при наличии). Задержанному следует воспользоваться законным правом на получение копии протокола: сотрудники правоохранительных органов не обязаны предоставлять этот документ, если гражданин сам не потребовал.

Важным правом гражданина является требование о проведении прокурорской проверки. Оно заявляется во время задержания в устной или письменной форме. По закону полицейский не может проигнорировать такое требование и должен незамедлительно сообщить в прокуратуру. Поскольку это соблюдается далеко не всегда, лучше подстраховаться и направить письменное прошение.

Видео (кликните для воспроизведения).

Все действия полиции в момент задержания и препровождения в камеру предварительного заключения при наличии достаточных оснований могут быть обжалованы. Особенно это касается случаев, когда сотрудники полиции не предоставляют задержанному возможность пользоваться телефоном. В законе нет запрета на применение мобильной связи.

Источники

Лица осуществляющие административное задержание
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here