Мера обеспечения по административному делу

Предлагаем ознакомится с материалом в статье: "Мера обеспечения по административному делу". Здесь собрана и обработана информация из авторитетных источников. Если вы все же не найдете ответ на свой вопрос, дочитайте статью до конца, если же и после этого не получите ответ, то обратитесь к дежурному консультанту.

Мера обеспечения по административному делу

Автострахование

  • Жилищные споры

  • Земельные споры

  • Административное право

  • Участие в долевом строительстве

  • Семейные споры

  • Гражданское право, ГК РФ

  • Защита прав потребителей

  • Трудовые споры, пенсии

    • Главная
    • Статья 27.1 КоАП РФ. Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении

    Кодекс РФ об административных правонарушениях:

    Статья 27.1 КоАП РФ. Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении

    1. В целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять следующие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении:

    3) личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов;

    4) изъятие вещей и документов;

    5) отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида;

    5.1) освидетельствование на состояние алкогольного опьянения;

    12) помещение иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, в специальные учреждения, предусмотренные Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»;

    13) арест имущества в целях обеспечения исполнения постановления о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 настоящего Кодекса.

    2. Вред, причиненный незаконным применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

    Вернуться к оглавлению документа: Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) в действующей редакции

    Статья 27.1. Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении

    СТ 27.1 КоАП РФ

    1. В целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять следующие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении:

    2) административное задержание;

    3) личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов;

    4) изъятие вещей и документов;

    5) отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида;

    5.1) освидетельствование на состояние алкогольного опьянения;

    6) медицинское освидетельствование на состояние опьянения;

    7) задержание транспортного средства;

    8) арест товаров, транспортных средств и иных вещей;

    10) временный запрет деятельности;

    11) залог за арестованное судно;

    12) помещение иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, в специальные учреждения, предусмотренные Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»;

    13) арест имущества в целях обеспечения исполнения постановления о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 настоящего Кодекса.

    2. Вред, причиненный незаконным применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

    Комментарий к Ст. 27.1 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

    1. Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении относятся к мерам административного принуждения и применяются судьями, коллегиальными органами и должностными лицами в строго определенных целях, указанных в ч. 1 комментируемой статьи. Применение одной конкретной меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении может иметь не одну, а сразу несколько общих целей.

    Цели мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении могут быть общими, свойственными всем мерам, а также частными, характерными для конкретных мер. К мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении законодатель относит:

    1) пресечение административного правонарушения;

    2) установление личности нарушителя;

    3) составление протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения;

    4) обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении;

    5) обеспечение исполнения принятого по делу постановления.

    Перечень видов мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, определенных в ч. 1 комментируемой статьи, является исчерпывающим. К ним относятся: доставление; административное задержание; личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов; изъятие вещей и документов; отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида; освидетельствование на состояние алкогольного опьянения; медицинское освидетельствование на состояние опьянения; задержание транспортного средства; арест товаров, транспортных средств и иных вещей; привод; временный запрет деятельности; залог за арестованное судно; помещение в специальные учреждения иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации.

    Перечисленные меры подробно регулируются в ст. ст. 27.2 — 27.19 КоАП РФ. Указанные меры могут сочетаться. Например, сначала в отношении лица применяется доставление, а затем — административное задержание, или сначала проводится освидетельствование на состояние алкогольного опьянения, затем — медицинское освидетельствование на состояние опьянения, после чего производится задержание транспортного средства и т.д.

    Применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом (ч. 2 ст. 1.6 КоАП РФ). При применении мер административного принуждения не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство (ч. 3 ст. 1.6 КоАП РФ).

    Читайте так же:  Срок обжалования постановления о возбуждении уголовного дела

    2. В соответствии со ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению.

    Вместе с тем законодатель предусмотрел возможность возмещения вреда и при отсутствии вины причинителя вреда. Так, в силу п. 1 ст. 1070 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, а также вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности, возмещается за счет казны РФ, а в случаях, предусмотренных законом, — за счет казны субъекта РФ или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.

    Согласно ст. 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ.

    Таким образом, при незаконном применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении возмещение вреда, причиненного в рамках дела об административном правонарушении, производится независимо от вины органов государственной власти и их должностных лиц.

    Меры обеспечения по делам об административных правонарушениях

    Именно система административного права является одной из сложнейших и массивных отраслей, так как затрагивает практически каждую область жизни общества. Данный вид ответственности применяется намного чаще, чем уголовная или гражданская, что связано с широчайшим спектром регулируемых отношений.

    Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях это процедуры, пресекающие совершение субъектом противоправного деяния. Кроме того, они применяются для проверки данных человека, составления административного протокола, когда сделать это нельзя в месте совершения проступка, с целью обеспечить всестороннее рассмотрение материала без нарушения сроков, а также для приведения в исполнение вынесенного постановления.

    К мерам обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, действующим в настоящее время, законодательством отнесено 12 видов процедур. В главе 27-й КоАП РФ дается подробная характеристика каждой.

    Главный нормативно-правовой акт

    Досмотр лица, а также имеющихся при нем вещей, транспорта, осмотр помещений, территорий юридического лица

    Процедура личного досмотра и обследование вещей, имеющихся у лица, а также досмотр автомобиля проводятся для поиска предметов и орудий совершения противоправного деяния. Процессуальное действие осуществляют лица, уполномоченные в своей деятельности использовать доставление и задержание.

    Важно! Досмотр возможен только сотрудником того же пола, что и нарушитель, при двух приглашенных понятых этого же пола.

    При получении достоверной информации о наличии у гражданина оружия либо используемых в качестве него предметов, мера может осуществляться без понятых.

    Личный досмотр гражданина

    О проведении досмотра также составляется протокол или вносится пометка в протокол о доставлении (задержании). В документе подробно указывается результат.

    Осмотр помещений, территорий, то есть собственности организации или индивидуального предпринимателя, осуществляют сотрудники, в чьи полномочия входит составление административного протокола. Для процессуального действия также приглашаются двое понятых либо ведется видеосъемка. Порядок проведения мероприятия и его результаты вносятся в соответствующий документ (протокол).

    Помещение иностранных граждан и лиц, не имеющих гражданства, которым назначено выдворение за пределы РФ, в специальные учреждения

    Мера заключается в препровождении вышеуказанных лиц в специализированные организации, созданные для данных целей. Виды учреждений предусмотрены Федеральным законом от 25.07.2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ».

    Условия содержания исключают вероятность того, что выдворяемые самовольно смогут покинуть место пребывания. Помещение производится на основании вынесенного судом постановления.

    Административное правонарушение не относится к уголовным преступлениям. Однако данный вид ответственности призван, наравне с остальными, обеспечивать правопорядок и предупреждать совершение тяжких антиобщественных деяний. Граждане не должны относить административное законодательство к «необязательным», «несерьезным» нормам.

    Каждый должен знать, правомерны ли его поступки, и какие последствия может повлечь их совершение. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях являются инструментом, позволяющим представителям власти довести возбужденное производство до логического конца, то есть до назначения наказания.

    4.21. «Методические рекомендации по порядку привлечения к административной ответственности лиц, совершивших административные правонарушения, отнесенные к подведомственности ФССП России» (утв. ФССП России 04.06.2012 N 07-12)

    Задержание лица

    Мера заключается в краткосрочном ограничении свободы правонарушителя, применяется только в экстренных ситуациях. Задержание нужно для обеспечения полного и всестороннего рассмотрения административного материала: не каждый способен добросовестно явиться в назначенное место и время. Меру вправе использовать:

    • сотрудники полиции;
    • национальная гвардия;
    • уполномоченные лица автомобильной военной инспекции;
    • сотрудники пограничных структур;
    • таможенники.

    О задержании составляется протокол на специальном бланке. По просьбе нарушителя о том, где он находится, уведомляются его близкие, а также работодатель. Если задержан подросток (лицо, возраст которого менее 18 лет), о процессуальном действии сообщается родителям либо законным представителям. Свобода не может быть ограничена на срок, превышающий 48 часов.

    Изъятие

    Процедура заключается в оформленном документально отчуждении вещей, которые являются предметами нарушения закона, либо документов, служащих доказательствами. Равно как и досмотр, действие производится в присутствии понятых. При необходимости может применяться фотографирование или киносъемка.

    По результатам изъятия составляется протокол, в котором ставит подпись лицо, составившее его, а также остальные участники. Вещи запаковываются в тару, обеспечивающую их сохранность, немедленно опечатываются.

    Изъято, упаковано и опечатано

    Задержание автомобиля или иного транспортного средства

    Процедура осуществляется для пресечения незаконной эксплуатации автомобиля, при несоблюдении требований установленных дорожных знаков (неправомерная остановка, стоянка). Техника исключается из процессов транспортировки грузов и перевозки пассажиров. Если причина незамедлительно устранена самим водителем, задержание прекращается.

    Решение о применении процедуры принимается сотрудниками, в компетенцию которых входит составление административных протоколов по соответствующим статьям КоАП РФ. Составленный протокол о применении меры должен содержать наименование организации, работник которой будет исполнять предписанное документом задержание.

    Читайте так же:  Допуск представителя по административному делу образец

    Привод

    Процедура осуществляется сотрудником органа, уполномоченного на проведение данных действий. К основаниям для привода можно отнести определение судьи, постановление должностного лица органа, рассматривающего дело об административном правонарушении. Действие применяется, помимо правонарушителя, к законному представителю организации либо несовершеннолетнего, к свидетелям.

    Привод осуществляют судебные приставы

    Залог за арестованное судно

    Данное действие состоит во внесении гражданином или организацией, в отношении которой возбуждено административное дело, денежной суммы в суд, избравший эту меру обеспечения производства.

    Ходатайство о назначении залога за судно в письменном виде направляется судье, должностному лицу. Решение об удовлетворении либо отклонении ходатайства принимается в десятидневный срок. Сумма определяется с учетом величины штрафа, предусмотренного применяемой законодательной нормой. Общий размер залога должен быть больше ущерба, причиненного совершением правонарушения.

    Комментарий к Статье 27.1 КоАП РФ

    1. Комментируемая статья закрепляет общий перечень мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении. Цели, основания и процедура применения каждой из них конкретизируются в отдельных статьях главы 27 КоАП. В целом целями применения указанных мер являются: 1) пресечение административного правонарушения; 2) установление личности нарушителя; 3) составление протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения; 4) обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении; 5) исполнение принятого по делу постановления.

    Важно отметить, что меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении применяются только в связи с административным правонарушением и только специально уполномоченными на это лицами. Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении являются разновидностью мер административного принуждения. Поэтому при их применении следует помнить, что в соответствии с ч. 3 ст. 1.6 КоАП при применении мер административного принуждения не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство.

    Отметим, что с 1 июля 2008 г. часть 1 статьи 27.1 будет дополнена пунктом 5.1, согласно которому к мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении будет добавлено освидетельствование на состояние алкогольного опьянения.

    2. В соответствии с п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (с изменениями от 25 мая 2006 г.) требования о возмещении материального и морального вреда, причиненного незаконным применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении (часть 2 статьи 27.1 КоАП) и незаконным привлечением к административной ответственности, подлежат рассмотрению в соответствии с гражданским законодательством в порядке гражданского судопроизводства. В соответствии со ст. 1069 Гражданского кодекса вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

    Другой комментарий к Ст. 27.1 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

    1. Данная статья посвящена мерам обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Эти меры представляют собой принудительное воздействие с целью пресечения правонарушения и обеспечения условий для своевременного и правильного рассмотрения дела и исполнения постановления о назначении административного наказания. Основанием применения таких мер является совершение административного правонарушения, а сами меры носят административно-процессуальный характер.

    2. Статья закрепляет цели применения указанных мер: а) пресечение правонарушения; б) установление личности правонарушителя; в) составление протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения; г) обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении; д) обеспечение своевременного и правильного исполнения принятого по делу постановления.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    3. Меры обеспечения производства применяются только в связи с административным правонарушением, по отношению к лицу, подозреваемому в совершении данного правонарушения, и предшествуют последующим процессуальным действиям — возбуждению производства по делу, рассмотрению дела, вынесению постановления по делу и исполнению постановления.

    4. КоАП РФ предусматривает гарантии законности при применении рассматриваемых мер. Гарантии выражаются в том, что применяться могут только меры, предусмотренные КоАП РФ; право принимать решение о применении мер обеспечения производства в пределах установленной компетенции предоставлено уполномоченным лицам. О применении мер пресечения обязательным является составление протокола.

    5. Рассматриваемая статья закрепляет следующие меры:

    доставление; административное задержание; личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов; изъятие вещей и документов; отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида; медицинское освидетельствование на состояние опьянения; задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации; арест товаров, транспортных средств и иных вещей; привод.

    Из приведенного перечня видно, что одни меры применяются к физическим лицам, например, административное задержание, личный досмотр, другие, такие как осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов, — к юридическим лицам. Кроме того, следует отметить, что ряд мер носит личный характер: доставление, административное задержание, привод, другие — имущественный: досмотр вещей, досмотр транспортного средства, изъятие вещей и документов и т.д. Применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях связано с ограничением прав личности, и КоАП РФ достаточно подробно регламентирует порядок их применения.

    Статья 27.1. Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении

    Статья 27.1. Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении

    ГАРАНТ:

    См. комментарии к статье 27.1 КоАП РФ

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 210-ФЗ в часть 1 статьи 27.1 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 2008 г.

    ГАРАНТ:

    О конституционно-правовом смысле положений части 1 статьи 27.1 см. Постановление Конституционного Суда РФ от 16 июня 2009 г. N 9-П

    1. В целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять следующие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении:

    Читайте так же:  Защита прав и законных интересов потерпевших

    3) личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов;

    Статья 27.1. Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении

    Статья 27.1. Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении

    1. В целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять следующие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении:

    2) административное задержание;

    3) личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов;

    4) изъятие вещей и документов;

    5) отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида;

    5.1) освидетельствование на состояние алкогольного опьянения;

    6) медицинское освидетельствование на состояние опьянения;

    7) задержание транспортного средства;

    8) арест товаров, транспортных средств и иных вещей;

    10) временный запрет деятельности;

    11) залог за арестованное судно;

    12) помещение иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, в специальные учреждения, предусмотренные Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»;

    13) арест имущества в целях обеспечения исполнения постановления о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 настоящего Кодекса.

    2. Вред, причиненный незаконным применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

    4.21. Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении

    4.21. Меры обеспечения производства по делу
    об административном правонарушении

    4.21.1. В целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола при невозможности его составления на месте, выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять к нарушителю доставление и административное задержание.

    4.21.2. Доставление представляет собой передвижение правонарушителя принудительного свойства, применяемое для составления протокола при невозможности его составления на месте. Доставление также может способствовать достижению и других целей, например, пресечению административного правонарушения, установлению личности правонарушителя и др.

    Судебные приставы по ОУПДС вправе доставить правонарушителя в служебное помещение суда или органа внутренних дел (полиции) при выявлении административных правонарушений, предусмотренных ст. 13.26, 17.3, 17.8, 17.8.1, 17.9, 17.14, 17.15 и 17.16 КоАП РФ, а также при выявлении любых административных правонарушений, совершенных в здании суда (помещении суда).

    4.21.3. Административное задержание заключается в кратковременном (до трех часов) лишении свободы физического лица (правонарушителя) в целях правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении.

    В соответствии с п. 10 ст. 27.3 КоАП РФ административное задержание вправе осуществлять судебные приставы — при выявлении административных правонарушений, предусмотренных ст. 13.26, 17.3, 17.8, 17.8.1, 17.9, 17.14, 17.15 и 17.16 КоАП РФ, а также при выявлении любых административных правонарушений, совершенных в здании суда (помещении суда). Административное задержание оформляется протоколом об административном задержании (приложение N 3).

    Глава 27. Применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (ст.ст. 27.1 — 27.20)

    Глава 27. Применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях

    >
    Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении
    Содержание
    Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ)

    © ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

    Статья 27.1 КоАП РФ. Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении

    Новая редакция Ст. 27.1 КоАП РФ

    1. В целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять следующие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении:

    2) административное задержание;

    3) личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов;

    4) изъятие вещей и документов;

    5) отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида;

    5.1) освидетельствование на состояние алкогольного опьянения;

    6) медицинское освидетельствование на состояние опьянения;

    7) задержание транспортного средства;

    8) арест товаров, транспортных средств и иных вещей;

    10) временный запрет деятельности;

    11) залог за арестованное судно;

    12) помещение иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, в специальные учреждения, предусмотренные Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»;

    13) арест имущества в целях обеспечения исполнения постановления о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 настоящего Кодекса.

    2. Вред, причиненный незаконным применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

    Временный запрет деятельности

    Мера состоит в краткосрочном прекращении деятельности юридического лица, его филиала. Запрет налагается, если санкцией за совершение правонарушения может быть приостановление деятельности учреждения.

    Важно! Как правило, процедура применяется крайне редко, только в случае, если это требуется для устранения непосредственной угрозы для здоровья и жизни людей, с целью предотвратить эпидемию, эпизоотию, радиационную аварию или техногенную катастрофу.

    В протоколе о временном запрете деятельности фиксируются основания применения процессуального действия, копия документа вручается предпринимателю либо законному представителю организации.

    Медицинское освидетельствование для установления факта опьянения

    О применении меры составляется протокол, где указываются признаки, на основании которых гражданин подозревается в совершении правонарушения. Таковыми могут являться: запах алкоголя изо рта, шаткая походка, невнятная речь, гиперемия кожных покровов, неестественно расширенные или суженные зрачки.

    Читайте так же:  Куда отправить жалобу на судебных приставов

    Обратите внимание! Мероприятие проводится исключительно врачом. После проведения процедуры к протоколу прикладывается составленный медицинским работником акт с результатом исследования. В акте ставит подпись прошедшее освидетельствование лицо.

    Отстранение от управления транспортом

    Мера применяется к водителям автомобилей, в отношении которых есть весомый повод полагать, что имело место употребление ими алкоголя или одурманивающих веществ. Кроме того, от управления отстраняются граждане, управляющие судном, не имея на это права, либо в состоянии опьянения.

    Важно! Сотрудниками ГИБДД одновременно с осуществлением меры производится направление водителя на прохождение процедуры врачебного освидетельствования, для того чтобы подтвердить или опровергнуть употребление запрещенных веществ.

    Копия протокола об отстранении вручается лицу, в отношении которого возбуждено административное производство.

    Доставление лица

    Мера представляет собой препровождение по принуждению. Основной ее функцией является обеспечение условий для составления протокола о совершенном нарушении. Доставление осуществляется, когда погодные или любые другие параметры не позволяют сделать это на месте совершения противоправного деяния.

    Важно! Административным нарушением считается противоправное, виновное деяние (бездействие) человека, представителя власти, организации, за совершение которого действующей редакцией КоАП РФ либо нормативными актами субъектов предусмотрены санкции.

    Действие вправе использовать для выполнения своих служебных обязанностей:

    • полиция;
    • военнослужащие;
    • сотрудники национальной гвардии;
    • должностные лица автомобильной инспекции;
    • пограничники.

    О проведении процедуры в обязательном порядке составляется протокол или делается пометка о ней в бланке протокола о нарушении.

    Арест товара, транспортного средства и т. д.

    Действие заключается в изготовлении описи предметов или вещей, к которым оно применяется. Сюда могут относиться:

    • товары;
    • транспортные средства, ставшие орудиями совершения нарушения.

    Главная задача при осуществлении процедуры – обеспечение сохранности. Ответственное хранение может осуществлять лицо, назначенное уполномоченным сотрудником, который наложил арест.

    При необходимости применяется фотосъемка либо видеозапись, осуществляется упаковывание и опечатывание. Об аресте составляется протокол, копия документа вручается привлекаемому к административной ответственности лицу.

    Судебная практика и законодательство — КоАП РФ. Статья 27.1. Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении

    1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин Д.А. Теллин оспаривает конституционность статей 25.5 «Защитник и представитель», 27.1 «Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении» и 27.7 «Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице» КоАП Российской Федерации.

    В целях обеспечения реализации данного конституционного права при производстве по делу об административном правонарушении федеральный законодатель в статье 25.5 КоАП Российской Федерации закрепил право лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на юридическую помощь защитника, который допускается к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения такого дела (часть 4). Согласно названному Кодексу дело об административном правонарушении считается возбужденным в том числе с момента составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, к которым относится отстранение от управления транспортным средством (пункт 5 части 1 статьи 27.1), либо с момента составления непосредственно протокола об административном правонарушении (пункты 2 и 3 части 4 статьи 28.1).

    Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь положениями статей 27.1, 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статей 15, 16, 1064, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснениями, содержащимися в пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», суды первой, апелляционной и кассационной инстанций пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного требования.

    Частью 1 статьи 27.1 КоАП РФ предусмотрено, что изъятие вещей и документов является мерой обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

    Учитывая, что данные меры применяются административным органом, в том числе, в целях пресечения административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления, суды пришли к верному выводу о том, что основания для признания оспариваемых действий таможенного органа незаконными отсутствуют.

    Пунктом 5 части 1 статьи 27.1 КоАП РФ предусмотрено, что отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида является одной из мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, которая применяется в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления.

    В силу части 4 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении считается возбужденным, в том числе с момента составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 27.1 названного Кодекса.

    Учитывая положения статьи 1 Федерального закона от 25.07.2002 N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», пункта 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ (непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, является поводом к возбуждению дела об административном правонарушении) и части 1 статьи 27.1 КоАП РФ (изъятие вещей и документов является мерой обеспечения производства по делу об административном правонарушении. Данные меры применяются административным органом, в том числе, в целях пресечения административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления), суды пришли к верному выводу о том, что основания для признания оспариваемых действий таможенного органа незаконными отсутствуют.

    Кроме того, исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 16 июня 2009 г. N 9-П «По делу о проверке конституционности ряда положений статей 24.5, 27.1, 27.3, 27.5 и 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пункта 1 статьи 1070 и абзаца третьего статьи 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан М.Ю. Карелина, В.К. Рогожкина и М.В. Филандрова», лицо, в отношении которого дело об административном правонарушении прекращено ввиду истечения сроков давности, считается невиновным, то есть государство, отказываясь от преследования лица за административное правонарушение, не ставит более под сомнение его статус в качестве невиновного и, более того, признает, что не имеет оснований для опровержения его невиновности.

    Читайте так же:  Административного правонарушения лицо совершившее административное правонарушение

    3. В соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях административное задержание является — наряду с доставлением, приводом и помещением в специальные учреждения иностранных лиц или лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации, — одной из мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, связанных с принудительным ограничением свободы, которые могут быть применены уполномоченными лицами в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, а также для обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления (часть 1 статьи 27.1).

    а) слова «части 1 статьи 27.1 КоАП » заменить словами «части 1 статьи 27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «;

    б) сноски 1 — 3 изложить в следующей редакции:

    3. В соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях административное задержание является — наряду с доставлением, приводом и помещением в специальные учреждения иностранных лиц или лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации, — одной из мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, связанных с принудительным ограничением свободы, которые могут быть применены уполномоченными лицами в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, а также для обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления (часть 1 статьи 27.1).

    3.1. При рассмотрении дел об оспаривании решений, действий (бездействия) административных органов, принятых (допущенных) ими в рамках применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении (статья 27.1 КоАП РФ), в том числе по изъятию вещей и документов (статья 27.10 КоАП РФ), аресту товаров, транспортных средств и иных вещей (статья 27.14 КоАП РФ), судам следует иметь в виду, что самостоятельное оспаривание таких решений, действий (бездействия) допускается только до вынесения административным органом постановления о привлечении лица к административной ответственности или до направления административным органом материалов по делу об административном правонарушении для рассмотрения в суд. Такие решения, действия (бездействие) могут быть оспорены по правилам, предусмотренным главой 24 АПК РФ.

    Изъятие остатков этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство и (или) оборот, включая хранение, которых осуществляются без соответствующей лицензии, производится, в частности, в рамках применения такой меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, как изъятие вещей (статья 27.1 КоАП Российской Федерации), в данном случае — по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.17 КоАП Российской Федерации (производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии), совершение которого влечет административную ответственность в виде административного штрафа в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота соответствующей продукции, либо без таковой.

    3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях закрепляет систему мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, которые вправе применять уполномоченное на это лицо в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления (часть 1 статьи 27.1). В качестве мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, связанных с временным принудительным ограничением свободы, данный Кодекс предусматривает доставление, административное задержание и привод.

    Не может служить аргументом в пользу незамедлительного исполнения административного ареста и то обстоятельство, что в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях его применению предшествует административное задержание привлекаемого к ответственности лица на срок до 48 часов (часть 3 статьи 27.3), а само дело в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, подлежит рассмотрению не позднее 48 часов с момента его задержания (часть 4 статьи 29.6). Не стоит забывать, что институт административного задержания вовсе не «предрешает» немедленного исполнения постановления об административном аресте: во-первых, применение административного задержания не является обязательным при производстве по делам об административных правонарушениях и дозволяется законом лишь в исключительных случаях (часть 1 статьи 27.1); во-вторых, даже если наложению административного ареста предшествует административное задержание на срок до 48 часов, это само по себе не препятствует отсрочке (часть 1 статьи 31.5) или приостановлению (часть 5 статьи 32.8) его отбывания.

    В целях реализации положений части 1 статьи 27.1, части 2 статьи 27.3 и части 4 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; N 18, ст. 1721; N 30, ст. 3029; 2003, N 27, ст. 2700, 2708, 2717; N 46, ст. 4434, 4440; N 50, ст. 4847; 2004, N 31, ст. 3229; N 34, ст. 3533; 2005, N 1, ст. 13, 45; N 13, ст. 1077; N 19, ст. 1752; N 27, ст. 2719, 2721; N 30, ст. 3103, 3131; N 50, ст. 5247) приказываю:

    1. Согласно ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию (ст. 3.2 КоАП РФ) и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении (ст. 27.1 КоАП РФ) иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. При этом применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом (ст. ст. 22.1 — 22.3, ст. 28.3 КоАП РФ).

    применялись ли должностным лицом меры обеспечения производства по делу, не предусмотренные ст. 27.1 Кодекса;

    Видео (кликните для воспроизведения).

    правомочным ли лицом, определенным ст. ст. 27.2, 27.3, 27.15 Кодекса, произведено доставление, административное задержание или привод;

    Источники

    Мера обеспечения по административному делу
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here