Мониторинг состояния загрязнения окружающей природной среды

Предлагаем ознакомится с материалом в статье: "Мониторинг состояния загрязнения окружающей природной среды". Здесь собрана и обработана информация из авторитетных источников. Если вы все же не найдете ответ на свой вопрос, дочитайте статью до конца, если же и после этого не получите ответ, то обратитесь к дежурному консультанту.

Мониторинг окружающей природной среды

Среди мероприятий по стабилизации и дальнейшему улучшению экологической обстановки в России особое место отводится формированию системы экологического мониторинга, основной задачей которого являются информационное обеспечение и поддержка процедур принятия решений в области природоохранной деятельности и экологической безопасности.

Мониторингом окружающей среды называют регулярные, выполняемые по заданной программе наблюдения природных сред, природных ресурсов, растительного и животного мира, позволяющие выделить их состояния и происходящие в них процессы под влиянием антропогенной деятельности.

Мониторинг окружающей природной среды делится на:

Наиболее развит биологический мониторинг, он имеет четыре важных подразделения:

— мониторинг загрязнения биоты;

— мониторинг исчезающих видов животных и растений;

— мониторинг важнейших видов популяций, сообществ и экосистем (геофонд).

Выделяют три вида мониторинга по охвату территории: глобальный, международный и национальный.

Глобальный мониторинг работает под эгидой ООН и выполняет следующие задачи: слежение за всеми компонентами окружающей среды, изучение глобальных изменений окружающей среды, решение экологических проблем разрушения озонового слоя Земли, глобального потепления климата, опустынивания и другие.

Международный мониторинг осуществляется на уровне международных сообществ и решает крупные региональные проблемы: проблема трансграничного переноса загрязняющих веществ, выпадение кислотных осадков и т.д., то есть проблемы, которые касаются нескольких стран.

Национальный мониторинг осуществляется в границах отдельного государства и служит задачам и потребностям этого государства.

В систему мониторинга входят следующие основные направления деятельности:

1) выделение (определение) объекта наблюдения;

2) обследование выделенного объекта наблюдения;

3) составление информационной модели для объекта наблюдения;

4) планирование измерений;

5) оценка состояния объекта наблюдения и идентификации его информационной модели;

6) прогнозирование измерения состояния объекта наблюдения;

7) представление информации в удобной для использования форме и доведение ее до потребителя.

Основные цели экологического мониторинга — обеспечение системы управления природоохранной деятельности и экологической безопасности своевременной и достоверной информацией, позволяющей:

1) оценить показатели состояния и функциональной целостности экосистем и среды обитания человека;

2) выявить причины изменения этих показателей и оценить последствия таких изменений, а также определить корректирующие меры в тех случаях, когда целевые показатели экологических условий не достигаются;

3) создать предпосылки для определения мер по исправлению возникающих негативных ситуаций до того, как будет нанесен ущерб.

Исходя из этих трех основных целей, экологический мониторинг должен быть ориентирован на ряд показателей трех общих видов: наблюдения, диагностики и раннего предупреждения.

Кроме приведенных выше основных целей, экологический мониторинг может быть ориентирован на достижение специальных программных задач, связанных с обеспечением необходимой информацией, организационных и других мер по выполнению конкретных природоохранных мероприятий, проектов, международных соглашений и обязательств в соответствующих областях.

Основные задачи экологического мониторинга:

1) наблюдение за источниками антропогенного воздействия;

2) наблюдение за факторами антропогенного воздействия;

3) наблюдение за состоянием природной среды и происходящими в ней процессами под влиянием факторов антропогенного воздействия;

4) оценка фактического состояния природной среды;

5) прогноз изменения состояния природной среды под влиянием факторов антропогенного воздействия и оценка прогнозируемого состояния природной среды.

В зоне влияния источников выбросов и сбросов организуется систематическое наблюдение за следующими объектами и параметрами окружающей среды:

1. Атмосфера: химический и радионуклидный состав газовой, аэрозольной фазы воздушной среды, а также осадков (снег, дождь), тепловое и влажное загрязнения атмосферы.

2. Гидросфера: химический и радионуклидный состав поверхностных и грунтовых вод, взвесей и донных отложений в природных водостоках и водоёмах, тепловое загрязнение поверхностных и грунтовых вод.

3. Почва: химический и радионуклидный состав деятельного слоя почвы.

4. Биота: химическое и радиоактивное загрязнение с/хоз. Угодий, растительного покрова, почвенных зооценозов, домашних и диких животных, птиц, насекомых, водных растений, планктона и рыб.

5. Урбанизированная среда: химический и радиационный фон воздушной среды населённых пунктов, химический и радионуклидный состав продуктов питания, питьевой воды и т.д.

6. Население: характерные демографические параметры (численность и плотность населения, рождаемость и смертность, возрастной состав, заболеваемость, уровень врождённых уродств и аномалий), социально-экономические факторы.

Экологический мониторинг в России в настоящее время решает следующие задачи:

1) наблюдение и контроль за уровнем загрязнения на всей территории России;

2) создание пространственно-временных показателей загрязнения;

3) снабжение организаций информацией и обеспечение прогнозами об уровне загрязнения вредными веществами.

Выделяют 3 уровня деятельности «Общегосударственной службы наблюдения и контроля» (ОГСНК):

1. Первичный уровень — создание пунктов или станций наблюдения, отбор и анализ проб, введение различных поправок, консервация проб.

2. Региональный или территориальный уровень — создание центров мониторинга, первичное обобщение информации об уровне загрязнения, составление местных прогнозов. Выдаются обобщенные данные на определенную территорию.

3. Научно-методический уровень — развитие методологических концепций и подходов, создание общего банка данных по состоянию окружающей среды.

В ОГСНК выделяют 3 вида информации:

1. Экстренная информация — выдача данных о состоянии окружающей среды в масштабах реального времени;

2. Оперативная информация — суммируются и обобщаются сведения о состоянии окружающей среды в течение месяца;

Читайте так же:  Какой вид наказания не является административным наказанием

3. Режимная информация — составляются обзоры состояния окружающей среды за 1 год и осуществляется прогноз.

В структуре существующего государственного экологического мониторинга различают 6 направлений: мониторинг источников загрязнения, мониторинг загрязнения атмосферного воздуха, мониторинг загрязнения вод суши, мониторинг загрязнения вод морей, мониторинг почв и фоновый мониторинг.

Таким образом, система мониторинга антропогенных изменений является составной частью системы управления, взаимодействия человека с окружающей средой, поскольку информация о существующем состоянии природной среды и тенденциях ее изменения должна быть положена в основу разработки мер по охране природы и учитываться при планировании развития экономики.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше. 9237 —

| 7346 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Как происходит мониторинг загрязнения окружающей среды?

Мониторинг загрязнения окружающей среды – это систематическое наблюдение за биосферой Земли. Под термином понимается и оценка состояния природы, прогноз возможных изменений в ней.

Задачи экологического мониторинга

Главная цель – контроль качества всех компонентов биосферы:

Выделяют и другие, не менее значимые задачи системы наблюдений за природой:

  1. Прогнозирование состояния окружающей среды.
  2. Своевременное информирование граждан об изменениях в природе.
  3. Выявление источников, негативно влияющих на состояние природных компонентов.
  4. Слежение за источниками и факторами антропогенного воздействия.
  5. Поиск способов улучшить экологическую ситуацию в мире.

Чтобы улучшить экологическое состояние, создаются очистительные сооружения на предприятиях, изменяется способ рубки лесов и др.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ

Экологический мониторинг (мониторинг окружающей среды) — это комплексная система выполняемых по научно обоснованным программам взаимосвязанных работ по регулярному наблюдению за состоянием окружающей среды, оценке и прогнозу её изменений под влиянием естественных и антропогенных факторов.

Основной задачей экологического мониторинга является предоставление своевременной, регулярной и достоверной информации о состоянии природной среды и объектов, а также прогнозов изменения экологической обстановки. Данные мониторинга являются основой информационной поддержки принятия решений, расстановки приоритетов в области природоохранной деятельности с целью выработки экономической политики, адекватно учитывающей экологические факторы.

Система экологического мониторинга представляет собой совокупность взаимно увязанных нормативно-правовых актов, структур управления, научных организаций и предприятий, технических и информационных средств.

Объектами экологического мониторинга являются:

компоненты природной среды — земли, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, уровни радиационного и энергетического загрязнения, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле;

природные объекты — естественные экологические системы, природные ландшафты и составляющие их элементы;

природно-антропогенные объекты — природные объекты, преобразованные в процессе хозяйственной деятельности или объекты, созданные человеком и имеющие рекреационное и защитное значение;

источники антропогенного воздействия на природную среду, включая потенциально опасные объекты.

Мониторинг природных сред и объектов осуществляется на различных уровнях:

глобальном (по международным программам и проектам);

федеральном (для территории России в целом);

территориальном (в пределах территории соответствующих субъектов Российской Федерации);

локальном (в пределах природно-техногенной системы).

Экология природных ресурсов

Территориальный мониторинг

Это системы оценки загрязнений техногенного характера – главнейшая часть экологического наблюдения за природой. Классификация идет по территориальному принципу.

Системы определяют качественный и количественный состав веществ, загрязняющих биосферу.

В территориальном контроле выделяют следующие подсистемы:

  1. Глобальный. Проводится на всей планете, на одном или нескольких материках.
  2. Государственный мониторинг. Охватывает территорию одной страны.
  3. Региональный. На значительной территории в пределах одного государства либо на участке нескольких стран (океан, морское побережье и др.).
  4. Локальный. Участок маленького размера в пределах города, предприятия, водоема.
  5. Импактный. Наблюдение за источниками загрязнения в опасных зонах.
  6. Фоновый. Анализ результатов наблюдений в любом из описанных масштабов.

Подобная оценка включает биоиндикацию – нахождение и распознавание антропогенных нагрузок в результате ответного воздействия на них живых существ.

Для биоиндикационных исследований могут использоваться целые экосистемы и отдельные представители флоры и фауны. Дополнительно ученые проводят биотестирование – наблюдение в лабораторных условиях за реакцией живых организмов на негативные факторы.

Главная задача экологического мониторинга – обнаружить критические звенья в природе, четко характеризующие их состояние. Вторая цель – найти источник, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду.

Государственная система экологического мониторинга Росгидромета

Государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды) — комплексные наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе компонентов природной среды, естественных экологических систем, за происходящими в них процессами, явлениями, оценка и прогноз изменений состояния окружающей среды (Федеральный закон «Об охране окружающей среды N 7-ФЗ от 10 января 2002 года).

Государственный экологический мониторинг осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией, посредством создания и обеспечения функционирования наблюдательных сетей и информационных ресурсов в рамках подсистем единой системы государственного экологического мониторинга.

Подсистемы единой системы государственного экологического мониторинга, находящиеся в компетенции Росгидромета:

  • государственный мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды;
  • государственный мониторинг атмосферного воздуха;
  • государственный мониторинг радиационной обстановки на территории Российской Федерации;
  • государственный мониторинг водных объектов (в части гидрохимических показателей);
  • государственный мониторинг внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации;
  • государственный мониторинг исключительной экономической зоны Российской Федерации;
  • государственный мониторинг континентального шельфа Российской Федерации;
  • государственный экологический мониторинг уникальной экологической системы озера Байкал.
Читайте так же:  Виды наказаний предусмотренные административным кодексом рф

Характеристика государственной сети наблюдений Росгидромета за состоянием и загрязнением окружающей среды.

Действующая в настоящее время система мониторинга за загрязнением окружающей среды предназначена для решения следующих задач:

  • наблюдений за уровнем загрязнения атмосферы, почв, вод и донных отложений рек, озер, водохранилищ и морей по физическим, химическим и гидробиологическим (для водных объектов) показателям с целью изучения распределения загрязняющих веществ во времени и пространстве, оценки и прогноза состояния окружающей среды, определения эффективности мероприятий по ее защите;
  • обеспечения органов государственного управления, хозяйственных организаций и населения систематической и экстренной информацией об изменениях уровней загрязнения (в том числе и радиоактивного) атмосферного воздуха, почв, водных объектов под влиянием хозяйственной деятельности и гидрометеорологических условий, прогнозами и предупреждениями о возможных изменениях уровней загрязненности;
  • обеспечения заинтересованных организаций материалами для составления рекомендаций в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, составления планов развития хозяйства с учетом состояния окружающей среды и других вопросов развития экономики.

Основные принципы режимных наблюдений:

  • комплексность и систематичность наблюдений;
  • согласованность сроков их проведения с характерными гидрологическими ситуациями и изменением метеорологических условий;
  • определение показателей едиными методиками на всей территории страны.

Система мониторинга окружающей среды базируется на сети пунктов режимных наблюдений, которые устанавливаются в городах, на водоемах и водотоках как в районах с повышенным антропогенным воздействием, так и на незагрязненных участках.

Видео (кликните для воспроизведения).

Кроме того, в системе Росгидромета ведется работа по оперативному выявлению и расследованию опасных эколого-токсикологических ситуаций, связанных с аварийным загрязнением окружающей среды и другими причинами.

Основные виды наблюдений:

  • за загрязнением атмосферного воздуха в городах и промышленных центрах;
  • за загрязнением почв пестицидами и тяжелыми металлами;
  • за загрязнением поверхностных вод суши и морей;
  • за трансграничным переносом веществ, загрязняющих атмосферу;
  • комплексные наблюдения за загрязнением природной среды в биосферных заповедниках;
  • за химическим составом и кислотностью атмосферных осадков и снежного покрова;
  • за фоновым загрязнением атмосферы;
  • за радиоактивным загрязнением окружающей среды.

На Росгидромет возлагается включение в государственный фонд данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) информации, содержащейся в базах данных подсистем единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), в части:

  • государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды, государственного мониторинга атмосферного воздуха, государственного мониторинга радиационной обстановки на территории Российской Федерации, государственного мониторинга внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, государственного мониторинга исключительной экономической зоны Российской Федерации, государственного мониторинга континентального шельфа Российской Федерации и государственного экологического мониторинга уникальной экологической системы озера Байкал;
  • результаты наблюдений за состоянием и загрязнением атмосферного воздуха, почв, поверхностных вод водных объектов, включая морскую среду и донные отложения (по физическим, химическим и гидробиологическим показателям) внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, исключительной экономической зоны Российской Федерации и континентального шельфа Российской Федерации, а также за радиационной обстановкой на территории Российской Федерации;
  • результаты оценки состояния и загрязнения атмосферного воздуха, поверхностных вод водных объектов, почв и радиационной обстановки на территории Российской Федерации по результатам наблюдений;
  • прогноз состояния и загрязнения атмосферного воздуха, поверхностных вод водных объектов, почв и радиационной обстановки на территории Российской Федерации;
  • результаты оценки объемов антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов и радиационной обстановки на территории Российской Федерации.

Основные направления НПО «Тайфун» в рамках обеспечения задач Росгидромета по мониторингу состояния и загрязнения окружающей среды на территории Российской Федерации:

  1. Мониторинг радиационной обстановки;
  2. Мониторинг загрязнения окружающей среды в части:
  • атмосферного воздуха (бенз(а)пирен, тяжелые металлы);
  • почв (тяжелые металлы, пестициды);
  • стойких органических загрязнителей (все компоненты окружающей среды).

В 2014 году наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха тяжёлыми металлами выполнялись в 50 городах РФ, за бенз(а)пиреном — в 154 городах на территориях деятельности 21 УГМС.

Пунктами сети наблюдений за загрязнением почв пестицидами являются сельскохозяйственные угодья (поля), отдельные лесные массивы, зоны отдыха (парки, пионерлагеря, санатории, дома отдыха), прибрежные зоны, а также территории вблизи объектов хранения (склады) и места захоронения неликвидных пестицидов (полигоны). Отбор почв производится два раза в год (весной и осенью) на территориях 40 субъектов РФ. В отобранных пробах определяется 24 наименования пестицидов и их метаболитов.

Для оценки загрязнения почв токсикантами промышленного происхождения один раз в 5 лет проводится отбор проб в 101 городе; в 2014 году проведён отбор проб в районах 36 населенных пунктов. В отобранных пробах определяется свыше 20 загрязняющих веществ промышленного происхождения в различных формах присутствия.

Оценка радиационной обстановки на территории страны в 2015 году осуществлялась по данным наблюдений государственной сети Росгидромета за мощностью экспозиционной дозы гамма-излучения на местности (МЭД), отбора и последующего лабораторного анализа проб аэрозолей приземной атмосферы, атмосферных выпадений, поверхностных вод суши и морей на содержание радионуклидов, а также по данным, которые поступают в Росгидромет от отраслевых автоматизированных систем, контролирующих радиационную обстановку в зонах расположения крупных радиационно-опасных объектов и оперативных обследований территорий в регионах ядерных аварий. Количество пунктов наблюдения на СРМ по состоянию на начало 2015 г. было следующим:

Читайте так же:  Отказ по истечении срока давности

1291 – по измерению МЭД; и более 30 ПНЗ в крупных городах; кроме этого дополнительно проводятся измерения МЭД с помощью автоматизированных постов (как в пунктах, где параллельно проводятся измерения и носимым дозиметром, так в пунктах и на постах, где измерения МЭД ранее не проводились);

376 – по отбору проб выпадений;

55 – по отбору проб аэрозолей;

34 – по отбору проб атмосферных осадков для определения содержания в них трития;

15 – по отбору проб воды из рек для определения содержания в них трития;

44 – по отбору проб воды из пресных водоемов для определения содержания в них 90 Sr;

10 – по отбору проб морской воды для определения содержания в них 90 Sr и 10 – по отбору проб морского грунта на содержание гамма-излучающих радионуклидов.

В 2015 году концентрация радионуклидов ( 137 Cs, 90 Sr, 238 Pu и 239+240 Pu) в приземном слое воздуха, а также 3 Н в атмосферных осадках были на 4-6 порядков ниже допустимой среднегодовой объемной активности для населения (ДОАНАС) в соответствии с нормами радиационной безопасности НРБ-99/2009. Мощность экспозиционной дозы гамма-излучения на местности, в том числе в зонах расположения РОО, за пределами зон загрязнения, обусловленных чернобыльской аварией и другими радиационными авариями, в целом, находилась в пределах естественного фона. В водах рек России объемная активность радионуклидов в последние годы сохраняется примерно на одном уровне, ниже уровней вмешательства для питьевой воды. Радиационная обстановка на территории Российской Федерации остается стабильной, содержание радионуклидов антропогенного происхождения в атмосферном воздухе, почвах, осадках, речных водах сохранилось на уровне 2010-2014 годов.

Мониторинг загрязнения окружающей природной среды

Мониторинг загрязнения окружающей природной среды осуществляет действующая в рамках Росгидромета Государственная Служба наблюдений (ГСН), созданная в бывшем СССР в 1972 г. и активно функционирующая с 1977 г. Мониторинг осуществляется на основе следующих принципов:

· глобальность и непрерывность наблюдений за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением;

· единство и сопоставимость методов наблюдений, методов отбора, обработки, хранения и распространения полученной информации;

· интеграция с внутригосударственными и международными системами мониторинга окружающей природной среды, ее загрязнения;

· обеспечение достоверности информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и доступности для пользователей.

· за загрязнением воздуха в горных и промышленных районах;

· за загрязнением почв;

· за загрязнением пресных и морских вод;

· за трансграничным переносом веществ, загрязняющих атмосферу;

· комплексных наблюдений за загрязнением природной среды и состоянием растительности;

· за химическим и радионуклидным составом и кислотностью атмосферных осадков и загрязнением снежного покрова;

· за фоновым загрязнением атмосферы.

Задачей службы является обеспечение наблюдений за загрязнением природной среды и предоставление государственным органам и заинтересованным организациям систематической информации и прогнозов, а также экстренной информации о резких изменениях загрязненности природной среды. Выполняются режимные, оперативные и специальные работы. Режимные работы проводятся систематически по ежегодным программам на специально организованных пунктах наблюдений. Необходимость выполнения оперативных работ зависит от случаев аварийного загрязнения природной среды или стихийных бедствий; эти работы выполняются при чрезвычайных ситуациях. Специальные работы, например, мониторинг пестицидного загрязнения, выполняются в связи с увеличением значимости различных антропогенных факторов в развитии изменений в природных экосистемах.

Наблюдательная сеть Росгидромета представляет собой систему стационарных и подвижных пунктов наблюдений, в том числе постов, станций, лабораторий, центров, предназначенных для наблюдений за физическими, химическими и биологическими процессами, происходящими в окружающей среде, а также для определения уровня загрязнения атмосферного воздуха, почв, водных объектов и околоземного космического пространства.

Все работы: отбор проб, их консервацию и анализ – проводят согласно нормативно-методическим документам, устанавливающим соответствующие требования (руководящим документам, методическим рекомендациям

). Научно-методическое руководство работами по мониторингу загрязнения природной среды осуществляют научно-исследовательские институты Росгидромета. На основе сбора, обработки, учета, хранения и распространения документированной информации о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении формируется единый государственный фонд данных. Порядок ведения единого государственного фонда данных определяет Правительство РФ.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 9018 —

| 7286 — или читать все.

Экологический мониторинг

Экологический мониторинг

информационная система наблюдений, оценки и прогноза изменений в состоянии окружающей среды, созданная с целью выделения антропогенной составляющей этих изменений на фоне природных процессов.

Основные целиэкологического мониторингасостоят в обеспечении системы управления природоохранной деятельности и экологической безопасности своевременной и достоверной информацией, позволяющей:

• оценить показатели состояния и функциональной целостности экосистем и среды обитания человека;

• создать предпосылки для определения мер по исправлению возникающих негативных ситуаций до того, как будет нанесен ущерб.

Читайте так же:  Минздрав запрет курения

Основными задачами экологического мониторинга являются:

• наблюдение за источниками антропогенного воздействия;

• наблюдение за факторами антропогенного воздействия;

• наблюдение за состоянием природной среды и происходящими в ней процессами под влиянием факторов антропогенного воздействия;

• оценка фактического состояния природной среды;

• прогноз изменения состояния природной среды под влиянием факторов антропогенного воздействия и оценка прогнозирующего состояния природной среды.

Экологические мониторинги окружающей среды могут разрабатываться на уровне промышленного объекта, города, района, области, края, республики в составе федерации.

При разработке проекта экологического мониторинга необходима следующая информация:

• источники поступления загрязняющих веществ в окружающую природную среду – выбросы загрязняющих веществ в атмосферу промышленными, энергетическими, транспортными и другими объектами; сбросы сточных вод в водные объекты; поверхностные смывы загрязняющих и биогенных веществ в поверхностные воды суши и моря; внесение на земную поверхность и (или) в почвенный слой загрязняющих и биогенных веществ вместе с удобрениями и ядохимикатами при сельскохозяйственной деятельности; места захоронения и складирования промышленных и коммунальных отходов; техногенные аварии, приводящие к выбросу в атмосферу опасных веществ и (или) разливу жидких загрязняющих и опасных веществ и т.д.;

• переносы загрязняющих веществ – процессы атмосферного переноса; процессы переноса и миграции в водной среде;

• процессы ландшафтно-геохимического перераспределения загрязняющих веществ – миграция загрязняющих веществ по почвенному профилю до уровня грунтовых вод; миграция загрязняющих веществ по ландшафтно-геохимическому сопряжению с учетом геохимических барьеров и биохимических круговоротов; биохимический круговорот и т.д.;

• данные о состоянии антропогенных источников эмиссии – мощность источника эмиссии и месторасположение его, гидродинамические условия поступления эмиссии в окружающую среду.

Глобальная система мониторинга окружающей среды — это сеть наблюдений за источниками воздействия и за состоянием биосферы охватывает уже весь земной шар. Глобальная система мониторинга окружающей среды (ГСМОС) была создана совместными усилиями мирового сообщества (основные положения и цели программы были сформулированы в 1974 году на Первом межправительственном совещании по мониторингу). Первоочередной задачей была признана организация мониторинга загрязнения окружающей природной среды и вызывающих его факторов воздействия.

Система мониторинга реализуется на нескольких уровнях, которым соответствуют специально разработанные программы:

• импактном (изучение сильных воздействий локальном масштабе – И);

• региональном (проявление проблем миграции и трансформации загрязняющих веществ, совместного воздействия различных факторов, характерных для экономики региона – Р);

• фоновом (на базе биосферных заповедников, где исключена всякая хозяйственная деятельность – Ф).

При выборе загрязняющих веществ для наблюдений определяют их приоритетность в зависимости от среды наблюдения (прил. 2).

В зоне влияния источников эмиссии организуется систематическое наблюдение за следующими объектами и параметрами окружающей природной среды.

1. Атмосфера: химический и радионуклидный состав газовой и аэрозольной фазы воздушной сферы; твердые и жидкие осадки (снег, дождь) и их химический и радионуклидный состав; тепловое и влажностное загрязнение атмосферы.

2. Гидросфера: химический и радионуклидный состав среды поверхностных вод (реки, озера, водохранилища и т.д.), грунтовых вод, взвесей и данных отложений в природных водостоках и водоемах; тепловое загрязнение поверхностных и грунтовых вод.

3. Почва: химический и радионуклидный состав деятельного слоя почвы.

4. Биота: химическое и радиоактивное загрязнение сельскохозяйственных угодий, растительного покрова, почвенных зооценозов, наземных сообществ, домашних и диких животных, птиц, насекомых, водных растений, планктона, рыб.

5. Урбанизированная среда: химический и радиационный фон воздушной среды населенных пунктов; химический и радионуклидный состав продуктов питания, питьевой воды и т.д.

6. Население: характерные демографические параметры (численность и плотность населения, рождаемость и смертность, возрастной состав, заболеваемость, уровень врожденных уродств и аномалий); социально-экономические факторы.

Системы мониторинга природных сред и экосистем включают в себя средства наблюдения: экологического качества воздушной среды, экологического состояния поверхностных вод и водных экосистем, экологического состояния геологической среды и наземных экосистем.

Наблюдение в рамках этого вида мониторинга проводятся без учета конкретных источников эмиссии и не связаны с зонами их влияния. Основной принцип организации – природно — экосистемный.

Целями наблюдений, проводимых в рамках мониторинга природных сред и экосистем, являются:

• оценка состояния и функциональной целостности среды обитания и экосистем;

• выявление изменений природных условий в результате антропогенной деятельности на территории;

• исследование изменений экологического климата (многолетнего экологического состояния) территорий.

На территории Российской Федерации функционирует ряд систем мониторинга загрязнения природной среды и состояния природных ресурсов.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 9018 —

| 7286 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Экологический мониторинг

В систему экологического контроля входит также государственная служба наблюдения — экологический мониторинг.

Под мониторингом (от лат. «monitor» — напоминающий, надзирающий) понимают систему наблюдений, оценки и прогноза состояния окружающей среды. Основной принцип мониторинга — непрерывное слежение.

Мониторинг является важнейшей частью экологического контроля, которое осуществляет государство. Главная цель мониторинга — наблюдение за состоянием окружающей природной среды и уровнем ее загрязнения. Не менее важно своевременно оценить и последствия антропогенного воздействия на биоту, экосистемы и здоровье человека, а также эффективность природоохранных мероприятий. Но мониторинг — это не только слежение и оценка фактов, но и экспериментальное моделирование, прогноз и рекомендации по управлению состоянием окружающей природной среды.

Читайте так же:  Лица осуществляющие административное задержание

По территориальному охвату различают три ступени или блока современного мониторинга — локальный (биоэкологический, санитарно-гигиенический), региональный (геосистемный, природно-хозяйственный) и глобальный (биосферный, фоновый).

В программу биоэкологического (санитарно-гигиенического) мониторинга, проводимого на локальном уровне входят наблюдения за изменением в различных сферах содержания загрязняющих веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными и иными неблагоприятными свойствами. Постоянным наблюдениям подвергаются следующие загрязняющие вещества, наиболее опасные для природных экосистем и человека:

  • в поверхностных водах — радионуклиды, тяжелые металлы, пестициды, бенз(а)пирен, рН, минерализация, азот, нефтепродукты, фенолы, фосфор;
  • в атмосферном воздухе — оксиды углерода, азота, диоксид серы, озон, пыль, аэрозоли, тяжелые металлы, радионуклиды, пестициды, бенз(а)пирен, азот, фосфор, углеводороды;
  • в биоте — тяжелые металлы, радионуклиды, пестициды, бенз(а)пирен, азот, фосфор.

Тщательно исследуют и такие вредные физические воздействия, как радиацию, шум, вибрацию, электромагнитные воля и др. Пункты экологических наблюдений располагают в местах концентрации населения и районах интенсивной его деятельности с таким расчетом, чтобы они контролировали основные линии связи человека (трофические и др.) с естественными и искусственными компонентами окружающей среды. Это могут быть территории промышленно-энергетических центров, атомных электростанций, нефтепромыслов, агроэкосистем с интенсивным применением ядохимикатов и др.

В составе биоэкологического (санитарно-гигиенического) мониторинга большое внимание уделяют наблюдениям за ростом врожденных дефектов в популяциях человека и динамикой генетических последствий загрязнения биосферы, в первую очередь мутагенами.

На региональном (геосистемном) уровне наблюдения ведут за состоянием экосистем крупных природно-территориальных комплексов (бассейнов рек, лесных экосистем, агроэкосистем и т.д.), где имеются отличия параметров от базового фона ввиду антропогенных воздействий. Изучают трофические связи (биологические круговороты) и их нарушения, оценивают возможность использования ресурсов природных экосистем в конкретных видах деятельности, анализируют характер и количественные показатели антропогенных воздействий на окружающую природную среду в этих регионах. Например, ведут контроль за популяционным состоянием исчезающих видов животных в пределах какого-либо региона и т.д.

Обеспечить наблюдение, контроль и прогноз возможных изменений в биосфере в целом — задача глобального мониторинга. Его называют еще фоновым или биосферным. Объектами глобального мониторинга являются атмосфера, гидросфера, растительный и животный мир и биосфера в целом как среда жизни всего человечества. Разработка и координация глобального мониторинга окружающей природной среды осуществляется в рамках ЮНЕП (орган ООН) и Всемирной метеорологической организации (ВМО).

Основными целями этой программы являются:

  • организация расширенной системы предупреждения об угрозе здоровью человека;
  • оценка влияния глобального загрязнения атмосферы на климат;
  • оценка количества и распределения загрязнений в биологических системах, особенно в пищевых цепочках;
  • оценка критических проблем, возникающих в результате сельскохозяйственной деятельности и землепользования;
  • оценка реакции наземных экосистем на воздействие окружающей среды;
  • оценка загрязнения океана и влияния загрязнения на морские экосистемы;
  • создание системы предупреждений о стихийных бедствиях в международном масштабе.

При выполнении работ по программе глобального мониторинга особое внимание уделяют наблюдениям за состоянием природной среды из Космоса. Космический мониторинг позволяет получить уникальную информацию о функционировании экосистем как на региональном, так и на глобальном уровнях

В России функционирует разветвленная общегосударственная служба наблюдения по всем ступеням мониторинга – локальном, региональном и глобальном. Обобщая результаты наблюдения на всех трех уровнях мониторинга, получают объективную картину антропогенных и природных процессов в различных регионах страны. С этой целью на многочисленных станциях, створах контроля, стационарных постах, в химических лабораториях, на самолетах, вертолетах и космических аппаратах наблюдают за загрязнением атмосферы, вод, почв, донных отложений, околоземного пространства, организуют слежение за состоянием земель, минерально-сырьевых ресурсов недр, сохранностью животного и растительного мира и т.д.

Государственный экологический мониторинг в России ведется по следующим объектам: атмосферный воздух; водные объекты; объекты животного мира; леса; геологическая среда; земли; особо охраняемые природные территории; источники антропогенного воздействия.

Наблюдение, оценка и прогноз состояния отдельных компонентов природной среды и источников антропогенного воздействия осуществляются в рамках соответствующей функциональной подсистемы экологического мониторинга. Функциональные подсистемы мониторинга состояния атмосферного воздуха, загрязнения почв, поверхностных вод суши и морской среды объединены в Государственную службу наблюдения за загрязнением окружающей природной среды (ГСН).

Видео (кликните для воспроизведения).

С 1995 г. в России с целью радикального повышения эффективности службы наблюдения введена Единая государственная система экологического мониторинга (ЕГСЭМ). К основным ее задачам, в частности, относятся ведение специальных банков данных, характеризующих экологическую обстановку и гармонизация их с международными эколого-информационными системами, а также оценка и прогноз состояния объектов и антропогенных воздействий на них, откликов экосистем и здоровья населения на изменение состояния окружающей природной среды.

Источники

Мониторинг состояния загрязнения окружающей природной среды
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here