Мотивы административного задержания

Предлагаем ознакомится с материалом в статье: "Мотивы административного задержания". Здесь собрана и обработана информация из авторитетных источников. Если вы все же не найдете ответ на свой вопрос, дочитайте статью до конца, если же и после этого не получите ответ, то обратитесь к дежурному консультанту.

Порядок применения административного задержания

Для обеспечения своевременного и правильного рассмотрения административного дела в отношении потенциального нарушителя может применяться ограничение свободы. Административное задержание не является санкцией за проступок, а его максимальный срок жестко ограничен нормами КоАП РФ. В этой статье разберем, при каких обстоятельствах гражданин может быть задержан, и влияет ли факт задержания на назначение наказания.

Что это такое

Сразу после вынесения постановления режим задержания аннулируется, а нарушитель приступает к исполнению наказания, либо освобождается. Выделим ключевые моменты, которыми характеризуется порядок применения задержания:

  • ограничение свободы носит исключительный характер – при задержании составляется протокол, в котором должны быть указаны основания для такого решения;
  • применять указанную меру могут только должностные лица и ведомства, перечисленные в ст. 27.3 КоАП РФ;
  • установление предельных сроков задержания обязывает рассмотреть дело незамедлительно после поступления протокола в суд, либо иной уполномоченный орган.

В законе не указан точный перечень мотивов, по которым граждан могут задерживать. Исходя из положений судебной практики, к таким основаниям может относиться пресечение правонарушения, имеющего повышенную общественную опасность, предотвращение дальнейших негативных последствий и т.д. Кроме того, задержание используется по статьям, за которые грозят санкции в виде ареста или выдворения за пределы РФ.

Срок задержания

Должностные лица и уполномоченные органы не могут произвольно устанавливать сроки ограничения свободы. Для этого нужно руководствоваться статьей 27.5 КоАП РФ:

  • стандартный срок задержания составляет не более трех часов – он используется для установления личности граждан, не имеющих при себе документов, для оформления процессуальных документов, направления на медосвидетельствование и т.д.;
  • если проступок связан с нарушением государственной границы, таможенных правил или иных аналогичных режимов, срок задержания может составить до 48 часов;
  • если в состав санкций за правонарушение входит арест или выдворение за пределы страны, ограничение свободы также может составлять 48 часов.

Дальнейшая процедура привлечения к ответственности будет проходить по общим правилам, в том числе с возможностью принудительного доставления.

Если для рассмотрения дела использовано задержание, административный материал незамедлительно направляется в суд, либо иной орган. Не позднее суток после получения протокола дело должно быть рассмотрено с вынесением постановления.

В КоАП РФ указаны специальные правила исчисления сроков ограничения свободы:

  • период задержания начинается с момента добровольного или принудительного доставления гражданина в служебное помещение уполномоченного органа;
  • если нарушитель был задержан в состоянии опьянения, срок начинает течь с момента его вытрезвления.

Как оформляется задержание

При выявлении факта нарушения, должностными лицами составляется протокол с указанием конкретной статьи КоАП РФ, по которой будет рассматриваться дело. Если в момент пресечения проступка устанавливаются исключительные основания для задержания, об этот составляется самостоятельный протокол. В содержании этого документа указываются следующие сведения:

  • дата и место оформления протокола;
  • информация о должностном лице, принявшем такое решение;
  • сведения о задержанном гражданине;
  • время, место и мотивы ограничения свободы.

Таким образом, уже непосредственно при задержании гражданину разъясняются причины такого процессуального решения. С содержанием протокола задержанный гражданин знакомится под роспись, вправе подавать возражения и объяснения. Отказ от подписи удостоверяется с участием понятых, а копия документа выдается гражданину по его просьбе.

Решение о задержании может быть обжаловано через суд по общим правилам КоАП РФ, а рассмотрение жалобы должно проходить немедленно после ее поступления.

Задержание может применяться даже к несовершеннолетним гражданам, однако они помещаются отдельно от взрослых нарушителей. Можно выделить следующие правила содержания задержанных лиц:

  • ограничение свободы происходит в помещении органов, указанных в ст. 27.3 КоАП РФ, либо в спецучреждениях, предусмотренных федеральными нормативными актами;
  • размещение задержанных лиц вместе с гражданами, отбывающими арест, запрещено;
  • каждому задержанному лицу гарантируется питание и медицинская помощь по нормативам, утвержденным Правительством РФ.

Режим ограничения свободы будет действовать до момента рассмотрения дела, либо до истечения предельного срока задержания.

В зависимости от статуса задержанного лица, а также его волеизъявления, сразу после составления протокола уведомляются:

  • родственники гражданина и/или его защитник (адвокат или иной представитель) – если от задержанного поступила такая просьба;
  • военная полиция или командование части – если задержан военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы;
  • иные органы или ведомства, в которых гражданин проходит службу.

Указанное уведомление направляется в устной или письменной форме с соответствующей отметкой в материалах административного дела.

Статья 27

Это является неверным — мотив задержания должен объяснять, почему применение данной принудительной меры именно в данном случае явилось необходимым.

Особенности применения задержания

Хотя временное ограничение свободы не рассматривается как мера наказания, оно будет учтено при назначении отдельных видов санкций. В частности, в срок назначенного ареста войдет весь период задержания – эти сведения будут указаны в постановлении. Сразу после рассмотрения такого дела арестованный гражданин будет направлен для отбывания наказания в спецучреждение МВД. Режим ареста будет отличаться от временного задержания более серьезными мерами контроля.

Если задержание применялось для лица, которому грозит выдворение за пределы РФ, после назначения наказания оно помещается в места временного содержания иностранцев или лиц без гражданства. Контроль за режимом выдворения осуществляет миграционная служба МВД, таможенные органы и иные ведомства.

Мотивы административного задержания

Мотивы административного задержания

Таким образом, содержанием административного задержания является кратковременное ограничение свободы доставленного лица, только путем его содержания в специально отведенных для этого помещениях органов, уполномоченных осуществлять административное задержание.

При наличии «иных данных», дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано лишь в случаях, если покушалось на побег, не имеет постоянного места жительства или не установлена личность подозреваемого. Под «иными данными» следует понимать доказательства, полученные в ходе производства по делу и достаточные для подозрения лица в совершении преступления.

Читайте так же:  Как подать апелляцию по административному делу

К таким данным, например, относятся показания свидетелей и потерпевших, не являющихся очевидцами, о сходстве подозреваемого по приметам с разыскиваемым преступником и т.

Sektor064 › Блог › неоплаченные штрафы

Если вы нарушили Правила, а инспектор просит вас подождать, пока ему подвезут бланки, более того, требует проехать вместе с ним куда бы то ни было, – это незаконно.

Также задержание незаконно для обнаружения правонарушения или для сбора доказательств (ст.27.5 п.1)

Право на свободу и личную неприкосновенность является одним из основных конституционных прав граждан. Согласно ст. 22 Конституции РФ арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению, а до судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов. Согласно Закону РФ «О милиции» сотрудники милиции имеют право задерживать (естественно, без судебного решения на срок не более чем на 48 часов) лиц, подозреваемых в совершении преступления, т.е.

Кроме того, в случаях непосредственного обнаружения уполномоченным должностным лицом деяния, содержащего признаки правонарушения, если протокол о доставлении не составлялся, протокол об административном задержании является актом, свидетельствующим о возбуждении дела (п. 2 ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ). Местом составления протокола обычно является помещение дежурной части соответствующего органа внутренних дел либо специальное помещение органа, указанного в ч.

Административное задержание как мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (Шутилина О

В последнее время у значительного числа исследователей возникает интерес к такому виду мер административного пресечения, как административное задержание.

Ему посвящены исследования целого ряда авторов, опубликовано значительное количество статей по данной тематике [1].

В то же время практическая деятельность судебных, правоохранительных органов, а также адвокатская практика показывают на ряд проблем при применении норм действующего законодательства и ведомственных нормативно-правовых актов, несоответствия их Основному закону нашей страны — Конституции РФ, что ведет к существенным нарушениям прав человека и гражданина.

Бахрах Д.Н. Административное право России.

М. Эксмо, 2010. С. 209 — 212.
2.

Ожегов С.И. Словарь русского языка. М. 1981. С. 225.
3. Дугенец А.С. Процессуальные сроки в производстве по делам об административных правонарушениях: Монография.

М. 2002. С. 54.
4. Мещерякова Т.Р.

Сроки в административном законодательстве Российской Федерации: Дис. канд. юрид. наук. М. 2011. С. 114.
5. Колоколов Н.А. КоАП РФ: опять судебная практика впереди законодателя // Российский судья.

2003. N 1. С. 42.
6. Шейфер С.А. Проблемы развития системы следственных действий в УПК РФ // Уголовное право. 2002. N 3. С. 92.
7. Тюрин В.А.

Административное задержание физических лиц как мера административно-процессуального пресечения и проблемы совершенствования юридических норм, его регламентирующих // Право и политика.

2002. N 3. С. 65.
8. Салищева Н.Г. Проблемные вопросы института административной ответственности в России // Административная ответственность: вопросы теории и практики. 2004. N 1. С.

Статья 27.3. Административное задержание

1. Анализ правил ч. 1 и 2 ст. 27.3 позволяет сделать ряд выводов:

1) в них дается легальное (но только для целей КоАП) определение административного задержания — самостоятельного вида мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении;

2) административное задержание представляет собой кратковременное (по общему правилу не более 3 часов, см. об этом коммент. к ст. 27.5) ограничение свободы физического лица (т.е. оно применяется против воли задержанного), достигшего возраста, с которого наступает административная ответственность (см. коммент. к ст. 2.3);

3) цели административного задержания — обеспечить:

правильное и своевременное рассмотрение дела об административном правонарушении (см. об этом коммент. к ст. 29.1-29.11);

исполнение постановления об административном правонарушении (см. об этом коммент. к ст. 31.1-32.1).

В иных целях (например, в профилактических) применять административное задержание недопустимо. В практике возникает вопрос: не противоречат ли правила ч. 1 ст. 27.3 (о целях административного задержания) правилам ч. 1 ст. 27.1 (о том, что целями мер по обеспечению производства по делу об административном правонарушении являются также пресечение административного правонарушения, установление личности нарушителя)? Безусловно, противоречие налицо. Конечно, в ходе административного задержания прежде всего устанавливается личность правонарушителя (см. также коммент. к ст. 27.5);

4) административное задержание — исключительная мера обеспечения производства по делу. Оно может быть применено лишь в случаях, прямо указанных в ч. 2 ст. 27.3. Лицо, допустившее незаконное задержание, должно быть привлечено к ответственности (вплоть до уголовной — по ст. 301 УК, см. об этом в книге: Гуев А.Н. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (для предпринимателей). Изд. 5-е. М.: Изд-во «Экзамен», 2006);

5) административное задержание вправе осуществить лишь должностное лицо (а в ряде случаев и иные уполномоченные лица, например, рядовые сотрудники, служащие) органов, прямо указанных в п. 1-10 ч. 1 ст. 27.3 (см. об их отличиях от должностных лиц коммент. к ст. 2.4, 2.5). Примером таких уполномоченных лиц могут служить военнослужащие (в т.ч. рядовые) пограничных органов, а также (с 01.07.2003) должностные лица органов Федеральной службы по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Нужно учитывать, что п. 9 введен в ч. 1 ст. 27.3 Законом N 57 от 29.04.06 и вступил в силу с 15.05.06; п. 10 введен в ч. 1 ст. 27.3 Законом N 78 от 03.06.07 (в ред. от 02.10.07) и вступил в силу с 19.06.06 (с 06.10.07 — в отношении задержания судебными приставами лиц, совершивших АП, предусмотренные в ст. 17.9, 17.14, 17.15);

6) перечень лиц, которые вправе осуществлять административное задержание (из числа являющихся сотрудниками органов, упомянутых в п. 1-10 ч. 1 ст. 27.3), устанавливается только федеральными законами (например, Законом о милиции, Законом об ОРД, Законом о границе, Законом о ФСБ) и изданными в соответствии с ними правовыми актами ФОИВ. См. например, о перечнях таких лиц: приказ МВД от 02.06.05 N 444 (в ред. от 16.06.08); приказ ФСБ от 06.09.07 N 453; приказ ФТС от 15.03.05 N 198 (в ред. 23.04.07), приказ ФСКН от 07.02.06 N 44; о том, что ч. 1 ст. 27.3 не противоречит Конституции РФ см. постановление КС от 16.06.09 N 9-П.

Читайте так же:  Образец иска о возмещении судебных расходов

2. Применяя правила ч. 3-5 ст. 27.3, нужно обратить внимание на ряд важных обстоятельств:

1) по просьбе задержанного (в т.ч. и по устной) о его задержании необходимо уведомить (по телефону, через посыльного, повесткой, телеграммой и т.п.) одного из родственников (круг их указан в Примечании к ст. 25.6), администрацию (либо иного работодателя, например, индивидуального предпринимателя) по месту его работы либо учебы, а также защитника (см. о том, кто может быть защитником для целей КоАП, коммент. к ст. 25.5);

2) об административном задержании несовершеннолетнего (т.е. лица, не достигшего 18 лет, ст. 21 ГК) в обязательном порядке (даже если задержанный об этом не просит) уведомляются родители, иные законные представители (опекун, попечитель и т.п.);

3) должностное (иное уполномоченное) лицо обязано разъяснить задержанному его права и обязанности, предусмотренные в КоАП, о чем делается запись в протоколе об административном задержании (см. коммент. к ст. 27.4);

4) часть 4.1 введена в ст. 27.3 Законом N 203 от 04.12.06 и вступила в силу с 01.01.07.

О задержании транспортного средства см. коммент. к ст. 27.13. Как отмечалось выше различные федеральные органы исполнительной власти издали нормативные правовые акты в целях правильного применения ст. 27.3 (см. например, приказы МВД от 02.06.05 N 444 «О полномочиях должностных лиц МВД РФ и ФМС РФ по составлению протоколов по делам об административных правонарушениях и административному задержанию»; ФТС от 15.03.05 N 198 «О должностных лицах таможенных органов РФ уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание»; Росатома от 13.04.06 N 168 «О реализации отдельных положений КоАП» и др.). Эти акты подлежат применению поскольку не противоречат нормам КоАП.

Статья 27.3. Административное задержание

Статья 27.3. Административное задержание

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 27.3 КоАП РФ

ГАРАНТ:

О конституционно-правовом смысле положений части 1 статьи 27.3 см. Постановление Конституционного Суда РФ от 16 июня 2009 г. N 9-П

1. Административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении. Административное задержание вправе осуществлять:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ в пункт 1 части 1 статьи 27.3 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

1) должностные лица органов внутренних дел (полиции) — при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со статьей 23.3 настоящего Кодекса рассматривают органы внутренних дел (полиции), либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса органы внутренних дел (полиция) составляют протоколы об административных правонарушениях, а также при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ пункт 2 части 1 статьи 27.3 настоящего Кодекса изложен в новой редакции

2) старшее в месте расположения охраняемого объекта должностное лицо федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти и организаций, военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, военнослужащие войск национальной гвардии Российской Федерации — при выявлении административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону;

Информация об изменениях:

Пункт 3 изменен с 4 мая 2018 г. — Федеральный закон от 23 апреля 2018 г. N 92-ФЗ

3) должностные лица военной автомобильной инспекции — при выявлении нарушений Правил дорожного движения водителем транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 11 июля 2011 г. N 198-ФЗ в пункт 4 части 1 статьи 27.3 настоящего Кодекса внесены изменения

Видео (кликните для воспроизведения).

4) должностные лица пограничных органов, должностные лица органов внутренних дел (полиции) — при выявлении административных правонарушений в области защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, а также при выявлении административных правонарушений во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

5) утратил силу с 1 июля 2003 г.;

Информация об изменениях:

6) должностные лица таможенных органов — при выявлении нарушений таможенных правил;

7) военнослужащие и должностные лица органов и учреждений уголовно-исполнительной системы — при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 19.3, 19.12 настоящего Кодекса, а также административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону;

Информация об изменениях:

9) должностные лица, осуществляющие контртеррористическую операцию, — при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьей 20.27 настоящего Кодекса;

Информация об изменениях:

Пункт 10 изменен с 10 ноября 2017 г. — Федеральный закон от 30 октября 2017 г. N 309-ФЗ

10) должностные лица органа, уполномоченного на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов, — при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 5.35.1, 13.26, 17.3, 17.8, 17.8.1, 17.9, 17.14, 17.15, частями 1 и 4 статьи 20.25 настоящего Кодекса, а также при выявлении любых административных правонарушений, совершенных в здании суда (помещении суда);

Информация об изменениях:

Часть 1 дополнена пунктом 11 с 29 октября 2018 г. — Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 235-ФЗ

Читайте так же:  Виды административных наказаний за нарушение требований

11) должностные лица военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации — при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со статьей 23.88 настоящего Кодекса рассматривают органы военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии с пунктом 109 части 2 статьи 28.3 настоящего Кодекса должностные лица военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации составляют протоколы об административных правонарушениях, а также при выявлении любых административных правонарушений, совершенных лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, указанными в части 1 статьи 23.88 настоящего Кодекса, в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях.

2. Перечень лиц, уполномоченных осуществлять административное задержание в соответствии с частью 1 настоящей статьи, устанавливается соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

3. По просьбе задержанного лица о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляются родственники, администрация по месту его работы (учебы), а также защитник.

4. Об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 февраля 2014 г. N 7-ФЗ в часть 4.1 статьи 27.3 настоящего Кодекса внесены изменения

4.1. Об административном задержании военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, незамедлительно уведомляется военная полиция Вооруженных Сил Российской Федерации или воинская часть, в которой задержанный проходит военную службу (военные сборы), а об административном задержании иного лица, указанного в части 1 статьи 2.5 настоящего Кодекса, — орган или учреждение, в котором задержанный проходит службу.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 июля 2010 г. N 132-ФЗ статья 27.3 настоящего Кодекса дополнена частью 4.2, вступающей в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

4.2. Об административном задержании члена общественной наблюдательной комиссии, образованной в соответствии с законодательством Российской Федерации, незамедлительно уведомляются секретарь Общественной палаты Российской Федерации и соответствующая общественная наблюдательная комиссия.

5. Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании.

Прокуратура Московской области

В соответствии со ст. 27.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ) одной из мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении является административное задержание.

Административное задержание – кратковременное ограничение свободы физического лица, совершившего административное правонарушение. Применяется в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении.

Следует отметить, что данная мера обеспечения может быть применена к гражданам, достигшим 16 летнего возраста. Ответственность за административное правонарушение наступает также с 16 лет.

Административное задержание может быть произведено не более чем на 3 часа. Исключение составляют лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, посягающем на установленный режим Государственной границы Российской Федерации и порядок пребывания на территории Российской Федерации, об административном правонарушении, совершенном во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, или о нарушении таможенных правил, в случае необходимости для установления личности или для выяснения обстоятельств административного правонарушения. В отношении них административное задержание может быть применено на срок не более 48 часов.

Лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест, также могут быть подвергнуты административному задержанию на срок не более 48 часов.

Если административному задержанию предшествует доставление лица в служебное помещение для составления протокола, то срок административного задержания исчисляется с момента его доставления, а лица, находящегося в состоянии опьянения, со времени его вытрезвления.

Осуществлять административное задержание вправе должностные лица органов, перечисленных в ст.27.3 КоАП РФ в зависимости от выявленных правонарушений, а именно: должностные лица органов внутренних дел (полиции), старшее в месте расположения охраняемого объекта должностное лицо ведомственной охраны или вневедомственной охраны при органах внутренних дел, военнослужащие внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, должностные лица военной автомобильной инспекции, должностные лица пограничных органов, должностные лица таможенных органов, военнослужащие и должностные лица органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, должностные лица органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, должностные лица, осуществляющие контртеррористическую операцию, судебные приставы.

Важно знать, что о месте нахождения задержанного уведомляются родственники, администрация по месту работы (учебы), защитник по просьбе самого задержанного. При задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители.

При задержании составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о задержанном лице, время, место и мотивы задержания.

Обязательным является разъяснение задержанному лицу его прав и обязанностей, о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании.

Протокол об административном задержании подписывается должностным лицом, его составившим, и задержанным лицом. В случае, если задержанное лицо отказывается подписать протокол, в нем делается соответствующая запись. Копия протокола об административном задержании вручается задержанному лицу по его просьбе.

Несовершеннолетние, в отношении которых применено административное задержание, содержатся отдельно от взрослых лиц.

Административное задержание: основания, порядок применения

Административное задержание — кратковременное ограничение свободы физического лица, которое может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении (ст. 27.1 КоАП).

Конституция РФ, провозгласив и закрепив основные права и свободы граждан, большое внимание уделяет гарантиям неприкосновенности личности (ст. 22). В Российской Федерации никто не может быть подвергнут задержанию, кроме как в случаях, прямо предусмотренных законом.

Административное задержание применяется в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушит теля, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления в качестве процессуальной принудительной меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Процессуальный характер нормы об административном задержании подтверждается положениями ч. 4 ст. 27.5 КоАП о том, что срок административного задержания лица исчисляется с момента его доставления, а лица, находящегося в состоянии опьянения, — со времени его вытрезвления.

Читайте так же:  Административное принуждение правонарушений

Административное задержание не допускается при наличии возможности на месте совершения правонарушения установить личность нарушителя и обстоятельства происшествия, составить протокол об административном правонарушении, а также при наличии основания для назначения административного наказания в виде предупреждения или штрафа на месте совершения административного правонарушения:

Административному задержанию не подлежат совершившие правонарушение иностранные граждане, пользующиеся дипломатической неприкосновенностью и предъявившие в подтверждение этого дипломатический паспорт, дипломатическую или консульскую карточку или служебное удостоверение личности.

Как правило, не подвергаются административному задержанию военнослужащие. Однако при отсутствии военных патрулей военнослужащие могут быть задержаны для немедленной передачи их и материалов о правонарушениях военным комендантам, командирам воинских частей или военным комиссарам.

В силу своего правового статуса не подлежат административному задержанию: члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы (ст. 19 Федерального закона от 08.05.1994 № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»); депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, неприкосновенность которых, однако, не распространяется на действия депутата, не связанные с осуществлением им своих полномочий (ст. 13 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»); без согласия прокурора субъекта РФ — депутаты, члены выборных органов местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления на территории муниципального образования (ст. 18 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») и некоторые другие категории граждан Российской Федерации в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами.

Иностранные граждане, не пользующиеся дипломатическим иммунитетом, лица без гражданства в случае совершения ими правонарушения могут быть подвергнуты административному задержанию на общих основаниях.

По просьбе задержанного лица о месте его нахождения в кратчайший! срок уведомляются родственники, администрация по месту его работы (учебы), а также защитник. При задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители.

Об административном задержании военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, незамедлительно уведомляется военная комендатура или воинская часть, в которой задержанный проходит военную службу (военные сборы), а об административном задержании члена общественной наблюдательной комиссии, образованной в соответствии с законодательством РФ, незамедлительно уведомляются секретарь Общественной палаты РФ и соответствующая общественная наблюдательная комиссия.

Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные КоАП,. о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о задержанном лице, время, место и мотивы задержания.

Протокол об административном задержании подписывается должностным лицом, его составившим, и задержанным лицом. В случае если задержанное лицо отказывается подписать протокол, в протоколе об административном задержании делается соответствующая запись. Копия протокола об административном задержании вручается задержанному лицу по его просьбе.

По общему правилу срок административного задержания не должен превышать три часа. Административному задержанию на срок не более 48 часов может быть подвергнуто лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, посягающем на установленный режим Государственной границы РФ и порядок пребывания на территории РФ, об административном правонарушении, совершенном во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне РФ, или о нарушении таможенных правил, в случае необходимости для установления личности или для выяснения обстоятельств административного правонарушения. Также на указанный срок может быть задержано лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущее в качестве одной из мер административного наказания административный арест.

Согласно позиции КС РФ, изложенной в Постановлении от 16.06.2009 № 9-П, административное задержание на срок не более 48 часов может применяться лишь в случае, если имеются достаточные основания считать его необходимым и соразмерным для обеспечения производства по конкретному делу об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено наказание в виде административного ареста, а последующее прекращение производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием события административного правонарушения или отсутствием состава административного правонарушения не может служить основанием для отказа в обжаловании незаконного применения административного задержания как принудительной меры обеспечения производства по данному делу.

Задержанные лица содержатся в специально отведенных для этого помещениях либо в специальных учреждениях, создаваемых в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов РФ. Указанные помещения должны отвечать санитарным требованиям и исключать возможность их самовольного оставления, причем несовершеннолетние должны содержатся отдельно от взрослых лиц. Условия содержания задержанных лиц, нормы питания и порядок медицинского обслуживания таких лиц определяются постановлением Правительства РФ от 15.10.2003 № 627 «Об утверждении Положения об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц».

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов. Неправомерное административное задержание обжалуется физическим лицом в порядке, предусмотренном гл. 25 ГПК.

В каких случаях к водителю могут быть применены задержание и арест?

За ряд нарушений, допущенных водителем, предусмотрено наказание в виде административного ареста на срок до 15 суток. Обращаю внимание, что речь идет именно о сроке до 15 суток, но никак не о жестком сроке, равном 15 суткам.

Читайте так же:  Загрязнение аэрозолями окружающей среды

Дабы избежать произвола и запугивания со стороны сотрудников ДПС, следует уточнить, за какие нарушения водитель может быть подвергнут наказанию в виде административного ареста:

1. 12.7.2 КоАП — водитель, управляет ТС, будучи лишенным такого права.
2. 12.8.3 КоАП — водитель, управляющий ТС в нетрезвом состоянии, будучи лишенным права управления или вовсе не имеющий водительского удостоверения.
3. 12.26.2 КоАП — отказ от прохождения освидетельствования на состояние опьянения водителем, лишенным или не имеющим права управления.

Можно ли задержать водителя за то, что у него с собой нет документов? Формально — да. На срок до 3-х часов для установления личности. Однако, если данные о личности установлены, то это вовсе не означает, что водителя можно задержать — ведь он ссылается на то, что водительское удостоверение у него дома, а сотрудник ДПС не может опровергнуть данную информацию. В этом случае возникает противоречие, которого мы коснемся, когда будем рассматривать вопрос об обязательности административного задержания.

Сейчас очень важно рассмотреть процедуру и последовательность действий, которые должны быть выполнены сотрудником милиции. Итак, если имеются достаточные основания для того, чтобы задержать водителя, сотрудник милиции обязан составить протокол о задержании на основании ст. 27.4.1 КоАП. Речь идет не о протоколе об административном правонарушении, например, за фактические нарушения ПДД, а именно о задержании.

Согласно ст. 27.1 КоАП РФ устанавливаем, что задержание производится в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении.

Выявив нарушение и составив соответствующие протоколы, в том числе, протокол об отстранении от управления и о задержании транспортного средства, инспектор ДПС составляет протокол о задержании.
Согласно ст. 27.3.1 КоАП административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении.

Таким образом, для административного задержания должны быть веские основания. О том, что мотивы задержания должны быть указаны в протоколе об административном задержании, указано в ч. 1 ст. 27.4 КоАП.

Следует помнить, что задержание и арест — это разные процессуальные действия. Если решение о задержании принимается сотрудником милиции, то административный арест может производиться исключительно по решению суда.

Задержание же гражданина, согласно ст. 27.5.2 КоАП, может производиться на срок до 48 часов, а административный арест — до 15 суток.

Следует учесть, что согласно ст. 28.8.2 КоАП протокол, составленный в отношении гражданина за нарушение, влекущее ответственность в виде административного ареста, должен быть передан в суд немедленно. Однако, если это не было сделано, это не означает, что дело будет прекращено. ППВС № 5 от , вопрос 4 раскрывает, что согласно ст. 29.6.4 КоАП судья обязан рассмотреть дело в день поступления и только спустя 48 часов с момента времени, указанного в протоколе задержания, рассматривать дело будет нельзя. Нельзя продлевать этот срок ни по каким основаниям.

Если гражданин совершил правонарушение, за которое грозит административный арест, задерживать его вовсе не обязательно. Верховный отметил, что возможный арест в качестве наказания за обнаруженное правонарушение не является мотивом для задержания.

Доводы сотрудников милиции о том, что задержание необходимо для обеспечения присутствия гражданина при рассмотрении дела, не могут быть приняты судом, если гражданин сможет доказать, что уклоняться от явки в суд он не собирался.

В этом случае судья может назначить административный арест на срок незаконного задержания. Срок задержания входит в административный арест — ст. 3.9 п. 3 КоАП. Разумеется, что само задержание могло быть незаконным, однако для гражданина самое главное — побыстрее вернуться домой, и о таких мелочах он больше не думает, лишь бы ничего не добавили.

Отсутствие судьи на месте также не является мотивом для задержания. В Постановлении Верховного Суда от 11 апреля 2005 г. N 7-АД04−2 указано:

Сам по себе факт составления в отношении лица протокола об административном правонарушении, за которое может быть назначено наказание в виде административного ареста, не может служить основанием для административного задержания лица.

Таким образом, если водителя задержали поздно вечером, когда рабочий день суда уже закончился, это не может стать основанием для задержания.

Если человека задержали, то согласно ст. 27.3 КоАП по просьбе лица, задержанного за совершение административного правонарушения, о месте его нахождения уведомляются родственники, администрация по месту работы или учебы, а также защитник, если таковой имеется. В нашей стране пока еще нет обыкновения иметь своего адвоката, поэтому следует помнить, что адвокат может быть допущен к делу без особых проблем, а вот допуск защитника в обязательном порядке должен сопровождаться доверенностью.

Задержанный в нетрезвом состоянии гражданин должен помнить, что срок его задержания согласно ст. 27.5.4 КоАП начнет исчисляться только с момента вытрезвления, поэтому несколько часов будут проведены им, как говорится, «за свой счет».

Если судья вынес решение об административном аресте, то такое решение согласно ст. 32.8 КоАП подлежит немедленному исполнению. Гражданин вправе сразу же написать жалобу, и она на основании ст. 30.2.2 КоАП будет передана в вышестоящий суд в течение суток. В течение этих же суток на основании ст. 30.5.3 КоАП она должна быть рассмотрена этим судом.

Видео (кликните для воспроизведения).

Рекомендую каждому водителю, особенно тому, который управляет транспортным средством, имея временное разрешение, распечатать и возить эту статью с собой как памятку. Удачи вам! Не нарушайте!

Источники

Мотивы административного задержания
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here