Находится дело об административном правонарушении

Предлагаем ознакомится с материалом в статье: "Находится дело об административном правонарушении". Здесь собрана и обработана информация из авторитетных источников. Если вы все же не найдете ответ на свой вопрос, дочитайте статью до конца, если же и после этого не получите ответ, то обратитесь к дежурному консультанту.

Административное дело

Невозможно представить, что может существовать государство, где граждане неукоснительно соблюдают все имеющиеся законы. И жители России не составляют исключения из этого правила. На сегодняшний день описана масса разных преступлений. И одно из них это административное правонарушение, при установлении факта совершения которого, на нарушителя заводят административное дело.

Какое определение административному делу дает закон, что оно собой представляет, какие включает важные моменты, возможно ли обжалование решения и прочее, должен знать каждый человек. Ведь если возникнет неприятная ситуация, нужно суметь защитить себя и свои права.

Понятие и субъект дела об административном правонарушении

Регулируют эти дела статьи КоАП РФ и иные акты и законы РФ.

Административное дело — это происходящий судебный процесс, по завершении которого, лицу (если его признают виновным), будет назначено определенное наказание (от штрафа до ограничения свободы на несколько суток).

Само понятие данного дела несколько шире понятия административного спора, это связано с тем, что административное дело возникает из управленческих отношений, где одной стороной обязательно становится исполнительный орган и оно может иметь место как при наличии спора, так и при его отсутствии.

Совокупность административно-правовых норм и действий должностных лиц или органов, призванных, основываясь на нормы, решать определенные задачи, называется производством по делу.

К задачам же относятся:

  • рассмотрение дела с учетом всех нюансов (которых может быть достаточно много);
  • разрешение дела по закону (главное требования для любых дел).

Чтобы избежать различного рода накладок и неточностей, государство обязано придумать условия и назначить порядок разрешения дел, а еще возможность применения к виновному лицу специальных мер наказания.

Важно: если нарушитель приходится родственником тому, кто должен рассматривать дело или это должностное лицо как-то заинтересовано в исходе дела, то для рассмотрения назначается другое лицо.

Для административных дел, как и для любых других, установлены свои сроки давности. Общие правила говорят о двух месяцах, со дня вручения должностному лицу, всех собранных материалов по делу. Но есть и исключение из этого правила, если дело ведет судья, то срок увеличивается еще не один месяц.

Скачать для просмотра и печати:

Комиссия по делам несовершеннолетних

В соответствии со ст. 2.3 КоАП к административной ответственности можно привлекать граждан с 16 лет. Разбирает такие правонарушения комиссия по делам несовершеннолетних, ее образуют местная администрация совместно с органами самоуправления. Так же к ее компетенции относятся вопросы неисполнения родителями обязанностей по воспитанию и содержанию детей, о вовлечении несовершеннолетних в употребление алкоголя или табачных изделий. Членами комиссии могут быть представители администрации и общественных организаций, сотрудники инспекций по делам несовершеннолетних.

Постановление

Конечным результатом по рассмотренному делу становится вынесение постановления, которое может установить для ответчика наказание или вовсе прекратить производство.

Закон предусмотрительно перечислил все возможные варианты прекращения производства в КоАП РФ.

Само постановление не всегда вступает в силу сразу, закон называет несколько видов срока. К ним относится истечение общего срока для обжалования постановления и обжалования ранее поданной жалобы, если последняя не была опротестована. Исключением называются случаи, если решение отменит само постановление. Если решение, которое было вынесено, входит в число тех, что по закону нельзя обжаловать.

Важно: всегда стоит помнить очень важную вещь — пока вина не будет доказана в суде, лицо считается невиновным.

Органы внутренних дел

Полиция и ГИБДД рассматривают дела, связанные в основном с физическими лицами. Им предоставлено право привлекать за административные нарушения в следующих областях:

  • изготовление, реализация, покупка, хранение и ношение оружия;
  • приобретение и хранение наркотиков в небольших количествах;
  • безопасность движения всех видов транспорта;
  • операции с валютой;
  • торговля запрещенными товарами;
  • ПДД и регистрации транспортных средств и т.д.

Решение

Вынесение решения по делу является одной из последних ступеней в рассмотрении дела, а его объявление обозначает конец судебного разбирательства. Однако получение документов участниками процесса, далеко не всегда заканчивается оглашением решения, потому что порой требуется некоторое время для подготовки нужных документов.

У административных дел имеется некоторая особенность, когда решение по делу вполне может оказаться за пределами требований заявителя. Это происходит потому что для суда главной задачей будет соблюдение закона и соответственно суд опирается на нормы, которые подлежат к применению по делу, а обоснованность принятого решения обязательно включает в себя учет всех прав и обязанностей сторон.

Решение имеет несколько частей:

  1. Вводная, та, что содержит в себе основную информацию о сторонах, месте принятия решения, дате заседания, самом суде и прочих информационных моментах;
  2. Описательная, она включает в себя все требования и пожелания истца, позицию и комментарии ответчика, мнения и показания других участников процесса, если они есть в деле;
  3. Мотивировочная, включающая в себя все обстоятельства, которые установил суд во время заседания;
  4. Результативная, содержащая сделанные судом выводу по рассмотренному делу.

Жалоба

Далеко не всегда все участники процесса довольны принятым решением по их делу. Именно для таких случаев предусмотрена подача жалобы в вышестоящий орган, а также должностному лицу, вышестоящий суд (если постановление было вынесено судьей)

Важно: истец имеет в запасе 10 дней для подачи жалобы. Срок исчисляется с момента получения лицом, постановления или получения его копии.

Обжаловать постановление могут только лица, которые принимали участие в процессе, например, заявитель, правонарушитель, законные представители или защитники сторон, если они имеются.

Вот что нужно в обязательном порядке приложить к жалобе:

  1. Распечатанную копию постановления;
  2. Если имеются, то заверенные копии решений по результату рассмотрения предыдущей жалобы.

В общем и целом жалоба должна обязательно содержать в себе максимально подробную информацию о присутствующих участниках, сторонах, суде, все приведенные доводы заявителя, подпись и отдельно перечень тех материалов, которые будут приложены к жалобе.

После того как жалоба будет рассмотрена, лицу ее подавшему, будет озвучено одно из следующих решений:

  • оставить все как есть, то есть жалобу без удовлетворения;
  • если не возникнет ухудшения положения лица, в отношении которого выносилось постановления, то постановление может быть изменено;
  • принять решение отменить постановление;
  • вернуть дело на новое рассмотрение, если на это есть весомые основания.
Читайте так же:  Расчетные задания на тему загрязнение окружающей среды

Важно: решение по жалобе будет озвучено сразу, как она будет рассмотрена.

Однако и результат по жалобе, равно как и первое решение не всегда может удовлетворить ожидания, но опускать руки не стоит, так как и это решение можно обжаловать, подав еще одну жалобу в вышестоящие суды и Верховный суд РФ.

Данное прошение нужно подавать сразу в суд, а постановление, которое примут в результате его рассмотрение, должно будет вступить в силу сразу с момента его принятия.

Раздел IV. Производство по делам об административных правонарушениях (ст.ст. 24.1 — 30.19)

Раздел IV. Производство
по делам об административных правонарушениях

ГАРАНТ:

См. схему «Производство по делам об административных правонарушениях»

  • Глава 24. Общие положения (ст.ст. 24.1 — 24.7)
    • Статья 24.1. Задачи производства по делам об административных правонарушениях
    • Статья 24.2. Язык, на котором ведется производство по делам об административных правонарушениях
    • Статья 24.3. Открытое рассмотрение дел об административных правонарушениях
    • Статья 24.3.1. Доведение до сведения участников производства по делу об административном правонарушении информации о поступивших судье внепроцессуальных обращениях
    • Статья 24.4. Ходатайства
    • Статья 24.5. Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении
    • Статья 24.6. Прокурорский надзор
    • Статья 24.7. Издержки по делу об административном правонарушении
  • Глава 25. Участники производства по делам об административных правонарушениях, их права и обязанности (ст.ст. 25.1 — 25.15)
    • Статья 25.1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении
    • Статья 25.2. Потерпевший
    • Статья 25.3. Законные представители физического лица
    • Статья 25.4. Законные представители юридического лица
    • Статья 25.5. Защитник и представитель
    • Статья 25.5.1. Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей
    • Статья 25.6. Свидетель
    • Статья 25.7. Понятой
    • Статья 25.8. Специалист
    • Статья 25.9. Эксперт
    • Статья 25.10. Переводчик
    • Статья 25.11. Прокурор
    • Статья 25.12. Обстоятельства, исключающие возможность участия в производстве по делу об административном правонарушении
    • Статья 25.13. Отводы лиц, участие которых в производстве по делу об административном правонарушении не допускается
    • Статья 25.14. Возмещение расходов потерпевшему, его законным представителям, свидетелю, специалисту, эксперту, переводчику и понятому
    • Статья 25.15. Извещение лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении
  • Глава 26. Предмет доказывания. Доказательства. Оценка доказательств (ст.ст. 26.1 — 26.11)
    • Статья 26.1. Обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении
    • Статья 26.2. Доказательства
    • Статья 26.3. Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей
    • Статья 26.4. Экспертиза
    • Статья 26.5. Взятие проб и образцов
    • Статья 26.6. Вещественные доказательства
    • Статья 26.7. Документы
    • Статья 26.8. Показания специальных технических средств
    • Статья 26.9. Поручения и запросы по делу об административном правонарушении
    • Статья 26.10. Истребование сведений
    • Статья 26.11. Оценка доказательств
  • Глава 27. Применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (ст.ст. 27.1 — 27.20)
    • Статья 27.1. Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении
    • Статья 27.2. Доставление
    • Статья 27.3. Административное задержание
    • Статья 27.4. Протокол об административном задержании
    • Статья 27.5. Сроки административного задержания
    • Статья 27.6. Место и порядок содержания задержанных лиц
    • Статья 27.7. Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице
    • Статья 27.8. Осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов
    • Статья 27.9. Досмотр транспортного средства
    • Статья 27.10. Изъятие вещей и документов
    • Статья 27.11. Оценка стоимости изъятых вещей и других ценностей
    • Статья 27.12. Отстранение от управления транспортным средством, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения
    • Статья 27.12.1. Медицинское освидетельствование на состояние опьянения
    • Статья 27.13. Задержание транспортного средства
    • Статья 27.13.1 Задержание судна, доставленного в порт Российской Федерации
    • Статья 27.14. Арест товаров, транспортных средств и иных вещей
    • Статья 27.14.1. Арест судна, доставленного в порт Российской Федерации
    • Статья 27.15. Привод
    • Статья 27.16. Временный запрет деятельности
    • Статья 27.17. Срок временного запрета деятельности
    • Статья 27.18. Залог за арестованное судно
    • Статья 27.19. Помещение в специальные учреждения иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации
    • Статья 27.20. Арест имущества в целях обеспечения исполнения постановления о назначении административного наказания за незаконное вознаграждение от имени юридического лица
  • Глава 28. Возбуждение дела об административном правонарушении (ст.ст. 28.1 — 28.9)
    • Статья 28.1. Возбуждение дела об административном правонарушении
    • Статья 28.1.1. Протокол осмотра места совершения административного правонарушения
    • Статья 28.2. Протокол об административном правонарушении
    • Статья 28.3. Должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях
    • Статья 28.4. Возбуждение дел об административных правонарушениях прокурором
    • Статья 28.5. Сроки составления протокола об административном правонарушении
    • Статья 28.6. Назначение административного наказания без составления протокола
    • Статья 28.7. Административное расследование
    • Статья 28.8. Направление протокола (постановления прокурора) об административном правонарушении для рассмотрения дела об административном правонарушении
    • Статья 28.9. Прекращение производства по делу об административном правонарушении до передачи дела на рассмотрение
  • Глава 29. Рассмотрение дела об административном правонарушении (ст.ст. 29.1 — 29.14)
    • Статья 29.1. Подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении
    • Статья 29.2. Обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения дела об административном правонарушении судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом
    • Статья 29.3. Самоотвод и отвод судьи, члена коллегиального органа, должностного лица
    • Статья 29.4. Определение, постановление, выносимые при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении
    • Статья 29.5. Место рассмотрения дела об административном правонарушении
    • Статья 29.6. Сроки рассмотрения дела об административном правонарушении
    • Статья 29.7. Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении
    • Статья 29.8. Протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении
    • Статья 29.9. Виды постановлений и определений по делу об административном правонарушении
    • Статья 29.10. Постановление по делу об административном правонарушении
    • Статья 29.11. Объявление постановления по делу об административном правонарушении
    • Статья 29.12. Определение по делу об административном правонарушении
    • Статья 29.12.1. Исправление описок, опечаток и арифметических ошибок
    • Статья 29.13. Представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения
    • Статья 29.14. Участие в судебном заседании путем использования систем видео-конференц-связи
  • Глава 29.1. Правовая помощь по делам об административных правонарушениях (ст.ст. 29.1.1 — 29.1.7)
    • Статья 29.1.1. Направление запроса о правовой помощи
    • Статья 29.1.2. Содержание и форма запроса о правовой помощи
    • Статья 29.1.3. Юридическая сила доказательств, полученных на территории иностранного государства
    • Статья 29.1.4. Вызов свидетеля, потерпевшего, их представителей, эксперта, находящихся за пределами территории Российской Федерации
    • Статья 29.1.5. Исполнение в Российской Федерации запроса о правовой помощи
    • Статья 29.1.6. Направление материалов дела об административном правонарушении для осуществления административного преследования
    • Статья 29.1.7. Исполнение запроса об осуществлении административного преследования или о возбуждении дела об административном правонарушении на территории Российской Федерации
  • Глава 30. Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях (ст.ст. 30.1 — 30.19)
    • Статья 30.1. Право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении
    • Статья 30.2. Порядок подачи жалобы на постановление по делу об административном правонарушении
    • Статья 30.3. Срок обжалования постановления по делу об административном правонарушении
    • Статья 30.4. Подготовка к рассмотрению жалобы на постановление по делу об административном правонарушении
    • Статья 30.5. Сроки рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении
    • Статья 30.6. Рассмотрение жалобы на постановление по делу об административном правонарушении
    • Статья 30.7. Решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
    • Статья 30.8. Оглашение решения, вынесенного по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
    • Статья 30.9. Пересмотр решения, вынесенного по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
    • Статья 30.10. Принесение протеста на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и последующие решения
    • Статья 30.11 (утратила силу)
    • Статья 30.12. Право на обжалование, опротестование вступивших в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов
    • Статья 30.13. Суды, рассматривающие жалобы, протесты на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов
    • Статья 30.14. Подача жалобы, принесение протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов
    • Статья 30.15. Принятие к рассмотрению жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов
    • Статья 30.16. Пределы и сроки рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов
    • Статья 30.17. Виды постановлений, принимаемых по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов
    • Статья 30.18. Содержание постановления, принимаемого по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов
    • Статья 30.19. Вступление в законную силу постановления, принятого по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов
Читайте так же:  Виды административных наказаний назначаемых юридическим лицам
>
Общие положения (ст.ст. 24.1 — 24.7)
Содержание
Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Глава 29. Рассмотрение дела об административном правонарушении (ст.ст. 29.1 — 29.14)

Глава 29. Рассмотрение дела об административном правонарушении

>
Подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении
Содержание
Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Дело об административном правонарушении

Статью подготовил ведущий корпоративный юрист Шаталов Станислав Карлович. Связаться с автором

Вернуться назад на Административное дело

Возбуждение дела об административном правонарушении — начальная стадия производства. Применительно к производству по делам об административных правонарушениях данная стадия имеет специфическое процессуальное оформление. Суть его состоит в составлении особого процессуального документа, а именно — протокола об административном правонарушении.

Поскольку составление такого протокола отнесено к компетенции соответствующего полномочного должностного лица, постольку инициатором возбуждения дела является именно оно (в некоторых случаях — представитель общественного объединения). Данный момент заслуживает внимания, так как административное производство в иных случаях может возбуждаться по инициативе, например, граждан, общественных объединений и даже исполнительных органов. Так, производство по жалобам начинается с момента подачи гражданином жалобы на неправомерные действия исполнительных органов (должностных лиц) и т.п.

Возбуждение дела по своему юридическому значению можно квалифицировать в качестве процессуального действия, являющегося юридическим фактом; оно влечет за собой возникновение конкретного административно-процессуального отношения.

Если дело возбуждается не по инициативе должностного лица, он не вправе отказаться от его возбуждения; в случае его некомпетентности в его обязанности входит разъяснение установленного для возбуждения данного дела порядка либо направление дела по принадлежности.

Поводами к возбуждению дела являются: непосредственное обнаружение уполномоченным должностным лицом факта совершения административного правонарушения; материалы, поступающие из правоохранительных органов, а также от других государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений; сообщения и заявления физических и юридических лиц; сообщения в средствах массовой информации.

Основанием для возбуждения дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки административного правонарушения (наличие события правонарушения).

Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола о его совершении либо первого протокола о применении мер процессуального обеспечения или вынесении прокурором постановления о возбуждении административного производства.

Протокол об административном правонарушении — процессуальный документ, свидетельствующий о совершении данного противоправного деяния (конечно, предположительно).

Его составляют уполномоченные должностные лица — представители тех органов, которые правомочны рассматривать дела об административных правонарушениях (например, должностные лица полиции, контрольно-надзорных органов и т.п.). Их перечень содержится в ст. 28.3 КоАП.

В Кодексе об административных правонарушениях установлены реквизиты протокола: дата и место составления; данные о его составителях; сведения о личности нарушителя; место, время совершения и его существо; нормативный акт, предусматривающий административную ответственность за данное правонарушение; данные о потерпевших и свидетелях; объяснения нарушителя и иные сведения, необходимые для разрешения дела. При составлении протокола физическому лицу или законному представителю юридического лица должны быть разъяснены их права и обязанности. К протоколу прилагаются их объяснения и замечания, если таковые имеются. В случае отказа этих лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Копия протокола вручается под расписку лицам, в отношении которых возбуждено дело.

Протокол составляется сразу же после выявления факта совершения административного правонарушения. Если же требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела, в том числе данных о личности или сведений о юридическом лице, протокол составляется в течение двух суток с момента выявления правонарушения.

Затем протокол направляется судье, органу (должностному лицу), уполномоченному рассматривать дело, в течение суток с момента его составления. Если правонарушение влечет за собой административный арест, протокол передается судье немедленно после его составления.

Читайте так же:  Декларацию о пожарной безопасности площадью

Протокол об административном правонарушении составляется не во всех случаях. Так, при совершении правонарушения, влекущего назначение административного наказания в виде предупреждения или административного штрафа, не превышающего одного минимального размера оплаты труда, протокол не составляется. В таких случаях уполномоченным должностным лицом оформляется предупреждение либо налагается и взимается штраф на месте совершения правонарушения. Если лицо оспаривает наказание, налагаемое на месте, либо отказывается от уплаты штрафа, протокол составляется на общих основаниях. Протокол не составляется также в случаях, когда административное производство возбуждено постановлением прокурора.

При невозможности составить протокол на месте совершения административного правонарушения, хотя его составление обязательно, нарушитель может быть доставлен в полицию или в иной юрисдикционный орган.

В случаях когда после выявления административного правонарушения возникает потребность в осуществлении экспертизы или иных процессуальных действий, требующих значительных временных затрат, проводится административное расследование (например, правонарушения в области антимонопольного законодательства, налогов и сборов, таможенного дела, дорожного движения и т.п.), являющееся самостоятельной стадией производства. Оно проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения. Его срок не может превышать один месяц с момента возбуждения дела. В исключительных случаях вышестоящими должностными лицами этот срок может быть продлен на срок не более одного месяца, а по делам о нарушении таможенных правил — до шести месяцев.

По окончании расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела.

В целях пресечения административных правонарушений, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела и исполнения принятого по нему постановления уполномоченные лица вправе применять предусмотренные Кодексом об административных правонарушениях меры процессуального обеспечения производства: доставление, административное задержание; личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице; досмотр транспортных средств; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов; изъятие вещей и документов и др. По своему юридическому характеру они представляют собой разновидность административно-предупредительных и административно-пресекательных мер.

Административное взыскание
Административная ответственность
Административное право
Административно-правовая характеристика механизма реализации права на обращение
Административно правовой статус
Административные наказания

Вправе ли судья, орган, должностное лицо, в производстве которого находится дело об административном правонарушении…

Вправе ли судья, орган, должностное лицо, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, отказать в принятии в качестве доказательства по делу материалов видеозаписи, произведенной видеорегистратором, установленным в транспортном средстве?

Видео (кликните для воспроизведения).

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Как следует из смысла ст. 26.1 и 26.2 КоАП РФ, обстоятельства, имеющие отношение к делу об административном правонарушении, устанавливаются путем исследования доказательств, к которым относятся любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которого находится дело, определяет наличие или отсутствие события административного правонарушения, а также виновность лица, привлекаемого к административной ответственности.

В ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ закреплено, что эти данные могут быть установлены не только протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, но и иными документами, к которым в силу ч. 2 ст. 26.7 КоАП РФ могут быть отнесены материалы фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи.

Частью 1 ст. 25.1 и ч. 2 ст. 25.2 КоАП РФ лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а также потерпевшему гарантируется право представлять доказательства, а также пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с названным кодексом.

Следовательно, судья не вправе отказать в приобщении к материалам дела такой видеозаписи, которая впоследствии должна быть оценена по правилам ст. 26.11 КоАП РФ наряду со всеми иными собранными по делу доказательствами.

Иной подход означал бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а также прав потерпевшего, гарантированных ст. 25.1 и 25.2 КоАП РФ.

Кто рассматривает дела об административных правонарушениях?

Ст. 22.1 КоАП определяет перечень органов и лиц, которые уполномочены выносить решения по административным делам. Кроме судебной системы Кодекс закрепляет это право за несколькими десятками органов власти. В основном это ведомства, задачей которых является контроль и надзор за исполнением законов. При этом в ряде случаев право на рассмотрение дел об административных правонарушениях находится в компетенции непосредственно руководителей государственных органов или их заместителей. Рядовому гражданину не просто разобраться, какие органы занимаются конкретным административным делом, для этого необходимо знать, какие правонарушения им подведомственны.

Судебные органы

Орган, к которому первоначально поступило дело, вправе передать его в суд, если посчитает правонарушение слишком серьезным и заслуживающим более сурового наказания, чем он может назначить. Кроме того только суд вправе одновременно рассмотреть вопрос о возмещении причиненного ущерба.

Под судебную юрисдикцию попадают следующие виды правонарушений:

  1. Посягательство на права и свободы граждан. Это происходит, когда пытаются ограничить участие в выборах, демонстрациях и шествиях; принуждают к проведению или отказу от проведения забастовки; препятствуют трудоустройству и т.д.
  2. Угроза здоровью граждан, нарушение санитарных норм, посягательство на нравственность. К таким правонарушениям относятся занятие незаконной врачебной деятельностью, нанесение вреда окружающей среде.
  3. Причинение ущерба собственности граждан. Это может быть уничтожение или повреждение имущества, хищение в незначительном размере.
  4. Неповиновение требованию или распоряжению сотрудника полиции, сотруднику органа государственного контроля.
  5. Нарушение общественного порядка и безопасности, например, мелкое хулиганство.

Чтобы выяснить, кто рассматривает дело о конкретном правонарушении, необходимо знать особенности его возбуждения и статус привлеченного к ответственности лица. Арбитражные суды разбирают административные дела о привлечении к ответственности ИП и юридических лиц за правонарушения, связанные с предпринимательской и экономической деятельностью.

Когда виновным является военнослужащий, процесс будет проходить в гарнизонном военном суде.

Во всех прочих случаях дело подведомственно мировому суду.

Возбуждение дела

Немаловажным моментом являются условия, при наличии которых могут завести дело. Анализируя этот вопрос, можно выделить две группы причин и поводов:
  1. Общие поводы, когда дело заводится в связи с выявлением факта несоблюдения закона, информация о котором поступила из достоверного источника;
  2. Специальными поводами называются сообщения из СМИ (средств массовой информации) или по обращению физического лица. Эти поводы не послужат причиной к возбуждению дела, если потенциальный ответчик уже понес административное наказание за правонарушение в сфере охраны труда.
Читайте так же:  Обзор суд практики по административным делам

Рассмотрение

Первым шагом при рассмотрении дела является объявление о том, кто станет его рассматривать, что за правонарушение в нем содержится, какие законы будут задействованы.

Можно утверждать, что главенствующее место в течение производства занимает рассмотрение дела, ведь это необходимо сделать не только для возможности принятия верного решения, но и для изначальной правильной трактовки обстоятельств по делу.

Моменты, которые надо выяснить судье в первую очередь:

  • в его ли компетенции находится рассматриваемое дело;
  • есть ли обстоятельства, которые в состоянии исключить производство;
  • поданы или нет ходатайства и отводы;
  • известно ли сторонам, где и когда будет проходить заседание.

Как только лицо, рассматривающее дело, получает на руки материалы, у него есть 15 дней для рассмотрения и последующего вынесения решения.

Важно: есть исключение. Нарушения, ответственность за которые заключается в аресте или депортации, должны быть рассмотрено в тот же день, что и пришли материалы.

Если ответчик не подал ходатайство о рассмотрении дела по месту его жительства, дело будет рассмотрено по месту совершенного злодеяния.

Иногда возникают ситуации, когда производство нужно приостановить, к таким случаям относятся:

  • время ожидания результатов по экспертизам;
  • до назначения представителя лицу, если оно утратило свою дееспособность;
  • если ответчик тяжело заболел, но не подал ходатайство о рассмотрении дела без него.

Как только перечисленные основания отпадают, дело возобновляется.

Важно: если ответчик недееспособен или является несовершеннолетним, то присутствие и участие представителя обязательно.

Иногда свое заключение озвучивает и прокурор, если он присутствует на заседании.

Контрольно-надзорные органы

Они следят за соблюдением законодательства гражданами и юридическими лицами в различных сферах. В настоящее время такое право предоставлено более чем 70 ведомствам. В их число входят органы надзора и контроля:

  • санитарно-эпидемиологического;
  • ветеринарного;
  • земельного;
  • промышленного;
  • противопожарного;
  • жилищного;
  • налогового;
  • трудового;
  • антимонопольного
  • защиты прав потребителей;
  • пограничного;
  • таможенного и др.

Прочие должностные лица, которые непосредственно осуществляют надзор и контроль, вправе выявлять нарушения и составлять соответствующие акты. Это государственные инспекторы, санитарные врачи, контролеры-ревизоры и т.д.

Административные комиссии

Эти органы создают местные власти для рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъекта РФ. Некоторые регионы образуют специализированные административные комиссии, например, в сфере учета и использования жилого фонда или по контролю за землепользованием и застройкой населенных пунктов. В большинстве субъектов приняты нормативные акты об административных комиссиях либо их деятельность регулируется законом об административных правонарушениях.

Таким образом, дела об административных правонарушениях в соответствии с КоАП вправе рассматривать различные органы, как постоянно действующие, так и специально созданные на региональном уровне.

Производство по делам об административных правонарушениях

Производство по делам об административных правонарушениях (ДАП) регламентируется разделом 4 КоАП РФ.

В разделе 3 КоАП РФ определен круг органов и должностных лиц, полномочных рассматривать дела об административных правонару­шениях.Дела об административных правонарушениях, предусмотренные КоАП РФ, рассматриваются: судьями (мировыми судьями); комис­сиями по делам несовершеннолетних и защите их прав; а также феде­ральными органами исполнительной власти, их учреждениями, струк­турными подразделениями и территориальными органами (например, органами по контролю оборота наркотиков). Дела об административ­ных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ, рас­сматриваются в пределах своих полномочий также административны­ми комиссиями и иными коллегиальными органами субъектов РФ.

По делу об административном правонарушенииподлежат выясне­нию следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправное деяние, за кото­рое предусмотрена административная ответственность; его виновность; обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответ­ственность; характер и размер причиненного ущерба; обстоятельства, исключающие производство по ДАП; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и усло­вия совершения административного правонарушения.

Глава 27 КоАП РФ регламентирует применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях,то есть специальные меры, применяемые должностными лицами, уполно­моченными на рассмотрение ДАП в целях их пресечения, установле­ния личности нарушителя, составления протокола при невозможности его составления на месте, а также обеспечения своевременного и пра­вильного рассмотрения ДАП и исполнения принятого по делу поста­новления. К числу этих мер статья 27.1 КоАП РФ относит: доставление; административное задержание (по общему правилу не дольше 3 часов); личный досмотр, досмотр вещей, транспортного средства, находящих­ся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов; изъя­тие вещей и документов; отстранение от управления транспортным средством; медицинское освидетельствование на состояние опьянения; задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации; арест товаров, транспортных средств и иных вещей; привод; временный за­прет деятельности (на срок до рассмотрения дела судом, но не свыше 5 суток).

Производство по делам об административных правонарушенияхсостоит из следующих стадий (рис. 6.1): возбуждение дела; админист­ративное расследование; рассмотрение дела по существу; вынесение постановления; обжалование и опротестование постановления; испол­нение административного взыскания.

Возбуждениедела об административном правонарушенииосу­ществляется уполномоченным должностным лицом при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частью 1 статьи 28.1 КоАП РФ, и достаточных данных, указывающих на наличие события администра­тивного правонарушения.

Дело об административном правонарушении считается возбужден­ным с момента: составления первого протокола о применении мер обес­печения производства по ДАП; составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении ДАП; вынесения определения о возбуждении ДАП при необходимости проведения административного расследования; оформ­ления предупреждения или наложения (взимания) административ­ного штрафа на месте совершения административного правонаруше­ния в случае, если протокол не составляется.

Рис. 6.1. Производство по делам об административных правонарушениях

О совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев возбуждения ДАП прокурором (ст. 28.4) или назначения административного наказания без составле­ния протокола (ч. 1 ст. 28.6 КоАП РФ). Круг должностных лиц, упол­номоченных составлять протоколы об административных правонару­шениях, определен статьей 28.3 КоАП РФ. При составлении протокола участникам административного производства разъясняются их права и обязанности, о чем делается запись в самом протоколе. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено ДАП, предоставляется возможность ознакомления с протоколом, право представлять объяснения и замечания по его со­держанию. Протокол об административном правонарушении подпи­сывается должностным лицом, его составившим, а также физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено ДАП. В случае их отказа от подписания об этом делается соответствующая запись в протоколе. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено ДАП, а также потерпевшему по их просьбе вручается ко­пия протокола.

Читайте так же:  Сроки давности подачи иска

Протокол об административном правонарушении составляется не­медленно после выявления его совершения. В случае если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физиче­ском или юридическом лице, в отношении которых возбуждается ДАП, протокол составляется в течение 2 суток с момента выявления. В слу­чае проведения административного расследования протокол об адми­нистративном правонарушении составляется по окончании расследо­вания. Протокол (или постановление прокурора) об административном правонарушении направляется судье, в орган или должностному лицу, уполномоченным рассматривать ДАП, втечение суток с момента состав­ления протокола (вынесения постановления). Протокол (или поста­новление прокурора) об административном правонарушении, совер­шение которого влечет административный арест, передается на рас­смотрение судье немедленно после его составления (вынесения).

Проведение административного расследованияпредусмотрено статьей 28.7 КоАП РФ в отношении административных правонаруше­ний в области антимонопольного, налогового, таможенного, природо­охранного законодательства, законодательства в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продук­ции и др., требующих проведения экспертизы или иных процессуаль­ных действий, связанных со значительными временными затратами. Решение о проведении административного расследования принимает­ся немедленно после выявления факта совершения административно­го правонарушения должностным лицом, уполномоченным составлять протокол, в виде определения, а прокурором — в виде постановления.

Срок проведения административного расследования не может пре­вышать 1 месяца с момента возбуждения ДАП. В исключительных слу­чаях указанный срок может быть продлен вышестоящим должностным лицом на срок не более 1 месяца, а по делам о нарушении таможенных правил — на срок до 6 месяцев. По окончании административного рас­следования составляется протокол об административном правонару­шении либо выносится постановление о прекращении ДАП.

Дело об административном правонарушении рассматривается по существув 15-дневный срок со дня получения протокола и других ма­териалов дела. В случае поступления ходатайств либо необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств срок рассмотрения дела мо­жет быть продлен, но не более чем на 1 месяц, о чем выносится мотиви­рованное определение. ДАП, совершение которого влечет администра­тивный арест, рассматривается в день получения протокола об админи­стративном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, — не позднее 48 часов с момента задержания.

При рассмотрении дела оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости и иные материалы дела, заслу­шиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство, пока­зания других лиц, участвующих в производстве по делу, пояснения спе­циалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение.

По результатам рассмотрения дела выносится постановлениео на­значении административного наказания либо прекращении производ­ства по делу, в котором указывается: должность, фамилия, имя, отчест­во судьи (должностного лица), наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление; дата и место рассмотрения дела; све­дения о лице, в отношении которого оно рассматривается; обстоятель­ства, установленные при его рассмотрении; статья КоАП РФ или закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства; мотивированное решение; срок и порядок обжалования постановления.

Если при решении вопроса о назначении судьей административно­го наказания одновременно решается вопрос о возмещении имущественного ущерба, то в постановлении по делу указываются размер ущер­ба, подлежащего возмещению, сроки и порядок его возмещения.

Постановление по ДАП объявляется немедленно по окончании рас­смотрения дела. Копия постановления вручается под расписку лицу (его законному представителю), в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным ли­цам в течение 3 дней со дня вынесения.

Постановление по ДАП может быть обжалованов 10-дневный срок в вышестоящий орган (должностному лицу) или в суд, а постанов­ление по ДАП, совершенному юридическим лицом или частным пред­принимателем, — в арбитражный суд. Поданная жалоба подлежит рас­смотрению в течение 10 дней со дня ее поступления. При этом если лицо, привлеченное к административной ответственности, отбывает ад­министративный арест, то его жалоба будет рассмотрена в течение су­ток с момента подачи.

По результатам рассмотрения жалобы выносится одно из следую­щих решений:

♦ об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовле­творения;

♦ об изменении постановления по ДАП, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается по­ложение лица, в отношении которого оно вынесено;

♦ об отмене постановления и прекращении производства по делу;

♦ об отмене постановления и возвращении дела на новое рассмотре­ние или направлении на рассмотрение по подведомственности.

Решение по жалобе на постановление по ДАП оглашается немед­ленно после его вынесения. Копия решения в срок до 3 суток вручается лицу (его законному представителю), в отношении которого оно выне­сено, а также потерпевшему в случае подачи им жалобы либо прокурору по его просьбе. Решение по жалобе на постановление об администра­тивном аресте доводится до сведения органа (должностного лица), ис­полняющего постановление, а также лица, в отношении которого выне­сено решение, и потерпевшего в день вынесения.

Постановление по делу об административном правонарушении, а также решение по результатам рассмотрения жалоб могут быть опро­тестованы прокурором.При этом право принесения протеста на всту­пившее в законную силу постановление по ДАП, а также решения по результатам рассмотрения жалоб и протестов принадлежит прокуро­рам субъектов РФ (их заместителям), а также Генеральному прокуро­ру РФ (его заместителям). Пересмотр вступивших в законную силу по­становлений по ДАП и решений по результатам рассмотрения жалоб ипротестов производится председателями судов субъектов РФ (их заместителями), а также Председателем Верховного Суда РФ (его за­местителями). Вступившие в законную силу постановление по ДАП в отношении юридических лиц и частных предпринимателей, а также ре­шения по результатам рассмотрения поданных на них жалоб пересмат­риваются в порядке надзора Высшим Арбитражным Судом РФ.

Постановление по ДАП приводится в исполнениеуполномоченны­ми на то органами и должностными лицами в порядке, установленном главами 31 и 32 КоАП РФ, другими федеральными законами и прини­маемыми в соответствии с ними постановлениями Правительства РФ. При этом не приведенное в исполнение в течение года со дня вступле­ния в законную силу постановление о ДАП исполнению не подлежит.

Видео (кликните для воспроизведения).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источники

Находится дело об административном правонарушении
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here