Найдите перечень видов административных наказаний

Предлагаем ознакомится с материалом в статье: "Найдите перечень видов административных наказаний". Здесь собрана и обработана информация из авторитетных источников. Если вы все же не найдете ответ на свой вопрос, дочитайте статью до конца, если же и после этого не получите ответ, то обратитесь к дежурному консультанту.

Статья 3.11. Дисквалификация

2. Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.

Комментарий к Ст. 3.11 КоАП РФ

1. Данный вид наказания может быть установлен и применен только в качестве основного административного наказания и только к физическому лицу, наделенному в соответствии с определением, содержащимся в ст. 2.4 Кодекса, правомочиями должностного лица, а также к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Дисквалификация может быть применена к физическим лицам, действующим в коммерческих, некоммерческих организациях, являющихся юридическими лицами, независимо от их организационно-правовой формы (см. комментарий к ст. 2.10).

Применительно к административным наказаниям, предусматривающим временные параметры их исполнения, минимальный и максимальный сроки дисквалификации, установленные ч. 2 комментируемой статьи, являются наиболее продолжительными (см. ч. 2 ст. 3.8).

Федеральным законом от 17.07.2009 N 160-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации» были внесены существенные изменения в ранее действовавшее определение понятия «дисквалификация». Если ранее дисквалификация рассматривалась как вид наказания, применяемого к лицам, занимающим должности в исполнительных органах управления юридических лиц в сфере предпринимательской деятельности, то ныне она в равной мере относится к должностным лицам органов публичной власти.

Речь идет о лишении лица, являющегося государственным гражданским служащим или муниципальным служащим, права замещать должность соответственно федеральной гражданской службы либо гражданской службы субъекта РФ, либо муниципальной службы.

2. Согласно ч. 3 комментируемой статьи под органами юридического лица понимаются органы, посредством которых юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности. Статус органов юридического лица определяется ГК, федеральными законами, постановлениями Правительства РФ, указами Президента и принятыми (заключенными или утвержденными) в соответствии с ними учредительными документами — уставом и (или) учредительным договором. В случаях, предусмотренных федеральным законом, юридическое лицо, являющееся некоммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида. К органам юридического лица не относятся его обособленные подразделения — представительства и филиалы, они в соответствии с ч. 3 ст. 55 ГК РФ не могут быть наделены правомочиями юридического лица.

В соответствии с ч. 3 комментируемой статьи дисквалификация может быть применена также и к арбитражному управляющему — лицу, назначенному арбитражным судом для проведения процедур банкротства и осуществления иных полномочий, установленных ст. 14.23 КоАП.

Порядок исполнения постановления о дисквалификации определен ст. 32.11, а за совершение административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 14.12 (фиктивное банкротство), ч. 2 ст. 14.12 (преднамеренное банкротство), ст. 14.13 (неправомерные действия при банкротстве), ст. 14.21 (ненадлежащее управление юридическим лицом), ст. 14.22 (совершение сделок и иных действий, выходящих за пределы установленных полномочий), административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей арбитражного суда. При совершении административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 5.27, производство по которым осуществляется в форме административного расследования (см. комментарий к ст. 28.7), постановление о дисквалификации выносится судьей районного суда.

3. Административное наказание в виде дисквалификации может быть применено только к физическому лицу, наделенному в соответствии с определением, содержащимся в ст. 2.4 КоАП, правомочиями должностного лица, а также к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Применение административного наказания в виде дисквалификации к индивидуальным предпринимателям сопряжено с ограничением права граждан на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, закрепленного ч. 1 ст. 34 Конституции РФ.

4. Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена возможность дисквалификации за следующие правонарушения:

— фиктивное или преднамеренное банкротство (статья 14.12);

— неправомерные действия при банкротстве (статья 14.13);

— ненадлежащее управление юридическим лицом (статья 14.21);

— совершение сделок и иных действий, выходящих за пределы установленных полномочий (статья 14.22);

— нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц (часть 4 статьи 14.25).

Статья 3.2. Виды административных наказаний

Статья 3.2. Виды административных наказаний

1. Анализ правил ст. 3.2 позволяет сделать ряд важных выводов:

1) они исчерпывающим образом устанавливают перечень видов административного наказания;

2) административные наказания (указанные в ч. 1 ст. 3.2) могут устанавливаться только за административные правонарушения. Совершение других проступков не может повлечь административного наказания. Так, совершение:

— дисциплинарных проступков влечет применение мер дисциплинарного взыскания (т.е. замечание, выговор, увольнение, ст. 192 ТК);

— преступлений влечет применение тех или иных видов уголовного наказания (лишение свободы, исправительные работы и т.п.), указанных в ст. 44 УК;

— налоговых правонарушений влечет применение налоговых санкций (ст. 114 НК).

Нарушение норм ГК влечет применение пеней, неустоек, штрафов, необходимость возмещения убытков и т.д. См. об этом подробнее в книгах: Гуев А.Н. Постатейный комментарий к части первой Гражданского кодекса Российской Федерации. Изд. 4-е. М.: Изд-во «Экзамен», 2006; Гуев А.Н. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (для предпринимателей). Изд. 4-е. М.: Изд-во «Экзамен», 2006; Гуев А.Н. Постатейный комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации. Т. 1. М.: Изд-во «Экзамен», 2005;

3) административные наказания применяются лишь постольку, поскольку будет установлен состав административного правонарушения (см. коммент. к ст. 2.1). Отсутствие хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения (т.е. субъекта или объекта, субъективной или объективной стороны) исключает возможность применения административного наказания;

4) административное наказание может назначаться как физическому, так и юридическому лицу (см. об этом коммент. к ст. 2.10).

2. Видами административного наказания являются:

Читайте так же:  Срок исковой давности начинается с момента

1) предупреждение, т.е. официальное порицание лица, которое выносится в письменной форме (см. об этом коммент. к ст. 3.4);

2) административный штраф, т.е. денежное взыскание, которое до 08.07.07 обычно выражалось в величине, кратной нескольким МРОТ, а после 08.08.07 — в определенной сумме в рублях (см. коммент. к ст. 3.5);

3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, т.е. принудительное изъятие и последующая реализация упомянутого имущества с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов, указанных в ст. 3.6 (см. коммент. к ней);

4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, т.е. принудительное и безвозмездное обращение в федеральную собственность не изъятых из оборота вещей (см. коммент. к ст. 3.7);

5) лишение специального права и документов, удостоверяющих это право (например, водительского удостоверения, охотничьего билета), т.е. прекращение возможности пользоваться ранее предоставленным правом (см. коммент. к ст. 3.8);

6) административный арест, т.е. содержание лица в изоляции от общества на определенный срок (см. коммент. к ст. 3.9);

7) административное выдворение за пределы Российской Федерации. Оно может быть применено только к иностранным гражданам и лицам без гражданства (см. коммент. к ст. 3.10);

8) дисквалификация, т.е. лишение физического лица прав занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридическим лицом, входить в другие руководящие его органы и т.д. (см. коммент. к ст. 3.11);

9) административное приостановление деятельности. Данный вид наказания введен Законом N 45 и применяется только к ЮЛ и ИП (см. коммент. к ст. 3.12)

3. Нормы ч. 2 ст. 3.2 предусматривают, что в отношении юридического лица могут быть применены лишь следующие виды административного наказания:

— предупреждение (в письменной форме);

— административный штраф (в более высоких размерах, чем в отношении физического лица, см. ст. 3.5);

— возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;

— конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

— административное приостановление деятельности.

Упомянутые выше административные наказания применяются лишь с учетом правил ч. 2 ст. 2.1, ст. 2.10 (см. коммент. к ним).

4. Характеризуя правила ч. 3 ст. 3.2, нужно учесть, что они:

1) позволяют разграничить полномочия Российской Федерации и ее субъектов по вопросу об установлении административного наказания;

2) императивно предусматривают, что только Российская Федерация устанавливает следующие виды административных наказаний:

— возмездное изъятие орудия совершения или предмета совершения административного правонарушения;

— конфискацию орудия совершения или предмета совершения административного правонарушения;

— лишение специального права;

— административное выдворение за пределы Российской Федерации;

— административное приостановление деятельности;

3) исходят из того, что иные виды административного наказания (а именно предупреждение и административный штраф) могут быть установлены и законами субъектов Российской Федерации;

4) исходят из того, что Российская Федерация реализует свои полномочия в установлении видов административного наказания только путем введения соответствующих норм в КоАП.

В то же время, если в соответствии с нормами международного договора или международного права (действующих для Российской Федерации) предусмотрены другие виды административного наказания, то они подлежат применению (см. коммент. к ст. 1.1).

Статья 3.2. Виды административных наказаний

Статья 3.2. Виды административных наказаний

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 3.2 КоАП РФ

1. За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

3) утратил силу с 1 июля 2011 г.;

Информация об изменениях:

4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 8 июня 2012 г. N 65-ФЗ часть 1 статьи 3.2 настоящего Кодекса дополнена пунктом 10

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 192-ФЗ часть 1 статьи 3.2 настоящего Кодекса дополнена пунктом 11, вступающим в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

11) административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.

2. В отношении юридического лица могут применяться административные наказания, перечисленные в пунктах 1 — 4, 9 части 1 настоящей статьи.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 192-ФЗ в часть 3 статьи 3.2 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

3. Административные наказания, перечисленные в пунктах 3 — 11 части 1 настоящей статьи, устанавливаются только настоящим Кодексом.

>
Основные и дополнительные административные наказания
Содержание
Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Статья 3.2. Виды административных наказаний

СТ 3.2 КоАП РФ

1. За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

2) административный штраф;

3) утратил силу с 1 июля 2011 г.;
Информация об изменениях:

См. текст пункта 3 части 1 статьи 3.2

4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

6) административный арест;

7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

9) административное приостановление деятельности;

10) обязательные работы;

11) административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.

2. В отношении юридического лица могут применяться административные наказания, перечисленные в пунктах 1 — 4, 9 части 1 настоящей статьи.

3. Административные наказания, перечисленные в пунктах 3 — 11 части 1 настоящей статьи, устанавливаются только настоящим Кодексом.

Изменения ст. 3.2 КоАП РФ

Быстрый переход к статье

Договор-Юрист
— это юристы, кодексы и бланки

Обновления кодексов

Ответы юристов

Кодексы РФ

Навигация по кодексу

Активные юристы

Лучшие юристы

Типовые договоры

Информация

Документы

О разделе «Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ)»

Читайте так же:  Как решить проблему загрязнения окружающей среды
Видео (кликните для воспроизведения).

Раздел посвящён кодексам и законам Российской Федерации. База Договор-Юрист.Ру ежедневно проверяется и обновляется. Здесь вы можете найти самые последние действующие редакции КоАП РФ. Комментарии к статьям кодекса вы можете получить, нажав кнопку «Задать вопрос». По любой статье кодекса вам будет дан самый подробный персональный комментарий с учётом вашей ситуации. Живое онлайн обсуждение норм законов – это лучший способ разобраться в хитросплетениях российского законодательства.

На сайте предусмотрен удобный поиск статей, например «ст. 3.2 КоАП РФ», вам сразу будет предоставлена статья законодательного документа, судебная практика и комментарии к нему.

Копирование материалов с сайта «Договор-Юрист. Ру» возможно только с разрешения администрации сайта и с индексируемой ссылкой на источник.

Под «бесплатными юридическими консультациями» подразумеваются ответы на типовые вопросы, справочная информация по статьям кодексов и законов

Статья 3.2 КоАП РФ. Виды административных наказаний (действующая редакция)

1. За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

2) административный штраф;

3) утратил силу. — Федеральный закон от 28.12.2010 N 398-ФЗ;

4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

6) административный арест;

7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

9) административное приостановление деятельности;

10) обязательные работы;

11) административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.

2. В отношении юридического лица могут применяться административные наказания, перечисленные в пунктах 1 — 4, 9 части 1 настоящей статьи.

3. Административные наказания, перечисленные в пунктах 3 — 11 части 1 настоящей статьи, устанавливаются только настоящим Кодексом.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к Ст. 3.2 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Часть 1 комментируемой статьи устанавливает исчерпывающий перечень видов административных наказаний, который по сравнению с первоначальной редакцией претерпел некоторые изменения. В 2010 году из данного перечня исключено административное наказание в виде возмездного изъятия орудия совершения или предмета административного правонарушения. Наряду с этим перечень пополнился тремя новыми видами административных наказаний:

— административным приостановлением деятельности в 2005 году;

— обязательными работами в 2012 году;

— административным запретом на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения в 2013 году.

2. Перечисленные в ч. 1 ст. 3.2 КоАП РФ административные наказания применяются только к лицам, совершившим административные правонарушения. Иными словами, совершение иных правонарушений и проступков (преступлений; гражданских правонарушений; дисциплинарных проступков; налоговых правонарушений, влекущих применение налоговых санкций) не может повлечь назначение административного наказания.

3. Поскольку в комментируемой статье не оговорено иное, то к физическим лицам может применяться любое из перечисленных в ч. 1 ст. 3.2 административных наказаний. При этом административное наказание в виде административного приостановления деятельности применяется лишь в отношении лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

4. В соответствии с ч. 2 ст. 3.2 КоАП РФ перечень видов административных наказаний, применяемых к юридическим лицам, носит более ограниченный характер и включает:

— конфискацию орудия совершения или предмета административного правонарушения;

— административное приостановление деятельности.

5. Часть 3 ст. 3.2 КоАП РФ конкретизирует положения о разграничении предметов ведения Российской Федерации и субъектов РФ, с учетом того, что установление перечня видов административных наказаний и правил их применения относится к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях (п. 2 ч. 1 ст. 1.3 КоАП РФ).

Положения ч. 3 ст. 3.2 означают, что только Российская Федерация вправе устанавливать и включать в КоАП РФ такие виды административных наказаний, как конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест, административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, дисквалификация, административное приостановление деятельности, обязательные работы, административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.

Иными словами, вышеперечисленные административные наказания могут назначаться только за совершение административных правонарушений, включенных в Особенную часть КоАП РФ, и по правилам, установленным КоАП РФ.

Одновременно из положений ч. 3 ст. 3.2 КоАП РФ следует, что в законы субъектов РФ об административных правонарушениях допускается включение только двух видов административных наказаний, а именно: предупреждения и административного штрафа.

Статья 3.2. КоАП РФ. Виды административных наказаний

Ст 3.2 КоАП РФ с комментариями и изменениями 2019-2020 года

1. За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

  • 1) предупреждение;
  • 2) административный штраф;
  • 3) утратил силу. — Федеральный закон от 28.12.2010 N 398-ФЗ;
  • 4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  • 5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
  • 6) административный арест;
  • 7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
  • 8) дисквалификация;
  • 9) административное приостановление деятельности;
  • 10) обязательные работы;
  • 11) административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.

2. В отношении юридического лица могут применяться административные наказания, перечисленные в пунктах 1 — 4, 9 части 1 настоящей статьи.

3. Административные наказания, перечисленные в пунктах 3 — 11 части 1 настоящей статьи, устанавливаются только настоящим Кодексом.

Другие статьи раздела

Комментарий к статье 3.2. КоАП РФ:

1. В данной статье систематизированы виды административных наказаний, которые могут устанавливаться и применяться к лицам, совершившим административное правонарушение.

3. В п. 7 ч. 1 данной статьи специально указан субъект правонарушения, к которому применимо административное выдворение за пределы Российской Федерации. Такими субъектами могут быть только иностранные граждане и лица без гражданства. Подобный подход в регулировании основывается на положениях Протокола N 4 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, в ст. 3 которого указано: «Никто не может быть выслан путем индивидуальных или коллективных мер с территории государства, гражданином которого он является».

Читайте так же:  Административное выдворение и депортация разница

В соответствии с ч. 3 ст. 3.10 КоАП РФ административное выдворение не может применяться также и к военнослужащим — иностранным гражданам (Федеральный закон от 4 декабря 2006 г. N 203-ФЗ).

4. Система административных наказаний, приведенная в комментируемой статье, включает разные по характеру и правовым последствиям санкции, что позволяет учесть при назначении наказания личность нарушителя и обстоятельства правонарушения.

5. В отличие от УК РФ (ст. 44), в котором все наказания за преступления расположены в определенной последовательности — от менее тяжких к более тяжким, по расположению в перечне видов административных наказаний нельзя сделать вывод относительно оценки законодателем тяжести каждого из видов административных наказаний в их соотношении между собой.

6. Перечень административных наказаний, данный в комментируемой статье, является закрытым, исчерпывающим, поскольку определение видов административных наказаний составляет прерогативу только федерального законодателя. В случае необходимости перечень видов административных наказаний может быть изменен лишь путем внесения изменений в данную статью.

7. В ч. 2 данной статьи фиксируются ограничения в выборе административных наказаний, которые могут быть применимы к юридическому лицу.

8. Часть 3 ст. 3.2 продолжает линию на разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами в области законодательства об административных правонарушениях. Из смысла этой части следует вывод о том, что законами субъектов Российской Федерации из всего закрепленного в Кодексе набора административных наказаний может быть предусмотрена возможность применения наказаний только в виде предупреждения и административного штрафа.

9. Судья, орган, должностное лицо, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, могут назначить только то административное наказание, которое названо в конкретной статье Особенной части настоящего Кодекса или закона субъекта РФ об административных правонарушениях.

10. Некоторые из перечисленных в комментируемой статье видов административных наказаний вообще не могут применяться (или могут применяться с ограничениями) к определенным, точно указанным в настоящем Кодексе категориям граждан (см. комментарии к ст. ст. 3.6 — 3.10).

Статья 3.2. Виды административных наказаний

Ст. 3.2 КоАП РФ в последней действующей редакции от 20 января 2014 года.

Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

Статья 3.2. Виды административных наказаний

1. За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

2) административный штраф;

3) утратил силу с 1 июля 2011 г.;

4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

6) административный арест;

7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

9) административное приостановление деятельности;

10) обязательные работы;

11) административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.

2. В отношении юридического лица могут применяться административные наказания, перечисленные в пунктах 1 — 4, 9 части 1 настоящей статьи.

3. Административные наказания, перечисленные в пунктах 3 — 11 части 1 настоящей статьи, устанавливаются только настоящим Кодексом.

Комментарий к ст. 3.2 КоАП РФ

1. В отличие от КоАП 1984 г., ч. 1 данной статьи уточняет наименование отдельных видов административных наказаний (в предшествующем Кодексе — административные взыскания), а также предусматривает новое административное наказание в виде дисквалификации (см. комментарий к ст. 3.11).

При этом изменение наименования наказания в виде административного штрафа обусловлено множественностью штрафных санкций, предусмотренных, в частности, за совершение преступлений (ст. 46 УК), налоговых проступков (п. 2 ст. 114 НК), правонарушений, определенных ГК (п. 1 ст. 330), а также нарушений бюджетного законодательства (ст. 282 БК).

2. Комментируемая статья различает два юридических факта: применение административного наказания и его установление. КоАП предусматривает применение административных наказаний к физическим и юридическим лицам, при этом к последним могут быть применены наказания в виде предупреждения, административного штрафа, возмездного изъятия орудия совершения или предмета административного правонарушения, а также конфискации указанного предмета.

3. В соответствии с ч. 3 комментируемой статьи административные наказания в виде предупреждения и административного штрафа могут быть установлены законами субъектов РФ, все иные административные наказания устанавливаются только КоАП. См. также п. 2 комментария к ст. 1.3.

4. При применении административных наказаний к юридическим лицам учитываются обе разновидности противоправного деяния: действие либо бездействие, выражающееся в уклонении юридического лица от исполнения обязательств, обусловленных его корпоративным статусом; так же как и при квалификации вины, бездействие юридического лица опосредовано бездействием его должностных лиц. Применительно к налоговым правонарушениям последнее может выражаться в несоблюдении сроков, установленных для исполнения налоговых обязательств, например в случае уклонения от постановки на учет в налоговом органе (ст. 117 НК).

5. Применительно к административным наказаниям, определенным п. 3 — 4 ч. 1 комментируемой статьи, предметом административного правонарушения может быть как движимое имущество, например водные биологические ресурсы континентального шельфа, так и нематериальная субстанция, например противоправное осуществление работ и (или) оказание услуг (см. соответственно ч. 2 ст. 8.17, ч. 3 ст. 15.25 КоАП).

В редких случаях орудием совершения административного правонарушения может быть и недвижимость — подлежащие регистрации воздушные и морские суда (см. ч. 1 — 3 ст. 8.17, ст. 8.20 КоАП). См. также п. 2 комментария к ст. 3.6; п. 5, 6 комментария к ст. 3.7.

Статья 1.3. Предметы ведения Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях

1. К ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление:

1) общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях;

2) перечня видов административных наказаний и правил их применения;

3) административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

Читайте так же:  Мировой суд рассмотрение административных дел

4) порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;

5) порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний.

2. В соответствии с законодательством о судебной системе настоящий Кодекс определяет подсудность дел об административных правонарушениях судам.

3. В соответствии с законодательством о защите прав несовершеннолетних настоящий Кодекс определяет подведомственность дел об административных правонарушениях комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав.

4. В соответствии с установленной структурой федеральных органов исполнительной власти настоящий Кодекс определяет подведомственность дел об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральным органам исполнительной власти.

5. В соответствии с задачами и функциями, возложенными на органы государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами, настоящий Кодекс определяет подведомственность дел об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

1. Законодательство об административных правонарушениях составляет предмет совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, в связи с чем возникает потребность разграничения компетенции государства и его регионов в данной сфере. Положения настоящей статьи призваны определить предмет ведения Российской Федерации, который регламентируется в соответствии с Конституцией РФ и детализируется применительно к рассматриваемой сфере нормами КоАП РФ. Традиционно для российского законодательства в ведении государства находится решение наиболее важных задач, определение ведущих направлений политики в области административных правонарушений. Следует заметить, что в рамках настоящей статьи речь идет об исключительной компетенции федеральных органов государственной власти, которая реализуется ими непосредственно и не может быть делегирована иным субъектам.

В соответствии со ст. 71 Конституции РФ к ведению Российской Федерации относятся установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития. Детализируя указанные предписания Основного Закона государства, нормы настоящей статьи относят к ведению Федерации установление общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях, т.е. определение единых основных положений административного законодательства, концепции его развития и реализации. Поскольку законодательство об административных правонарушениях во главе с КоАП РФ представляет собой единый комплекс нормативных актов, подлежащих применению на всей территории государства, т.е. охватывает собой территории всех субъектов РФ, то утверждены такие положения могут быть исключительно на федеральном уровне.

Статья 71 Конституции РФ призвана определить перечень вопросов, составляющих исключительную компетенцию государства. Применение мер ответственности по таким вопросам также составляет исключительную компетенцию Российской Федерации и может быть реализовано исключительно органами государственной власти федерального уровня. В этой связи отнесение отдельных вопросов деятельности к компетенции Федерации свидетельствует о передаче в ведение государства и вопросов применения мер административной ответственности за нарушение таких предписаний.

2. Деятельность любого органа государственной власти в части рассмотрения дел об административных правонарушениях регламентируется таким критерием, как подведомственность. Указанное общее правило распространяется на все органы власти за исключением судов, для которых наряду с подведомственностью принципиальное значение имеет и такая категория, как подсудность дел. Положения настоящей статьи призваны регламентировать порядок определения и подведомственности, и подсудности дел об административных правонарушениях отдельным органам государственной власти.

ГПК РФ предусматривает несколько правил определения подсудности дел, подведомственных судам общей юрисдикции. Подсудность дел об административных правонарушениях в большинстве случаев определяется по общему правилу — оно подлежит рассмотрению судом по месту жительства или месту нахождения ответчика. Стороны могут по соглашению между собой изменить территориальную подсудность для данного дела до принятия его судом к своему производству.

3. Содержание подведомственности можно определить как отнесение требующих разрешения уполномоченным органом дел к ведению отдельных государственных органов. Как правило, подведомственность дел определяется в соответствии с компетенцией каждого отдельного органа. Однако наряду с общими правилами ее определения положения настоящей статьи предусматривают и ряд специальных предписаний. Более того, законодатель наделил КоАП РФ возможностью формирования подведомственности дел об административных правонарушениях отдельных категорий органов. Правовой статус комиссий по делам несовершеннолетних регламентируется ст. 11 Федерального закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», которая определяет и подведомственность данного органа, оставляя за рамками правового регулирования дела об административных правонарушениях. В этой связи КоАП РФ конкретизирует общие предписания указанной правовой нормы, детализируя подведомственность комиссиям дел об административных правонарушениях.

Прежде чем говорить о наличии (отсутствии) полномочий отдельно взятого органа государственной власти в сфере административных правонарушений, необходимо конкретизировать перечень органов государственной власти, наделенных указанными полномочиями. Как правило, такая детализация осуществляется на федеральном уровне, субъекты РФ проводят разграничение полномочий органов по аналогии с федеральными. В этой связи нормы КоАП РФ призваны не только разграничить сферы деятельности отдельных органов власти, но и конкретизировать перечень органов, осуществляющих деятельность в рассматриваемой сфере. Положения ч. 4 указывают на разграничение компетенции лишь федеральных органов исполнительной власти, перечень которых утвержден Указом Президента РФ от 21.05.2012 N 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти». Во исполнение данного Указа Президента РФ Правительство РФ разрабатывает положения о федеральных органах исполнительной власти. Роль Кодекса сводится к детализации общей компетенции каждого органа в части рассмотрения и разрешения дел об административных правонарушениях.

Субъектам РФ предоставлена свобода деятельности в определении структуры региональных органов исполнительной власти. Анализ таких структур в рамках отдельных регионов свидетельствует о том, что в большинстве случаев они аналогичны федеральным. Однако, несмотря на предоставленную свободу субъектов РФ, разграничение компетенции в отношении дел об административных правонарушениях составляет исключительную компетенцию Кодекса. Таким образом, являясь специальным нормативным актом, Кодекс призван определить совокупность органов государственной власти, наделенных компетенцией в области рассмотрения и разрешения дел об административных правонарушениях, а также разграничить подведомственность дел по данным органам.

Читайте так же:  Виды административных правонарушений проступков

Судебная практика по ст. 3.2 КоАП РФ

Дело № 308-АД15-17468
от 19 января 2016 г.
Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
Дело № 53-АД14-4
от 5 августа 2014 г.
Судебная коллегия по административным делам, надзор
Дело № 4-АПГ13-15
от 5 февраля 2014 г.
Судебная коллегия по гражданским делам, апелляция
Дело № 86-О07-31СП
от 13 декабря 2007 г.
Судебная коллегия по уголовным делам, кассация

Комментарии к ст. 3.2

Вы также можете получить комментарии к ст. 3.2 КоАП РФ. Юристы сайта, специализирующиеся на конкретных сферах кодексов и законов, дадут исчерпывающий комментарий по любым вопросам.

Комментарий к Ст. 1.3 КоАП РФ

1. Законодательство об административных правонарушениях составляет предмет совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, в связи с чем возникает потребность разграничения компетенции государства и его регионов в данной сфере. Положения настоящей статьи призваны определить предмет ведения Российской Федерации, который регламентируется в соответствии с Конституцией РФ и детализируется применительно к рассматриваемой сфере нормами КоАП РФ. Традиционно для российского законодательства в ведении государства находится решение наиболее важных задач, определение ведущих направлений политики в области административных правонарушений. Следует заметить, что в рамках настоящей статьи речь идет об исключительной компетенции федеральных органов государственной власти, которая реализуется ими непосредственно и не может быть делегирована иным субъектам.

В соответствии со ст. 71 Конституции РФ к ведению Российской Федерации относятся установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития. Детализируя указанные предписания Основного Закона государства, нормы настоящей статьи относят к ведению Федерации установление общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях, т.е. определение единых основных положений административного законодательства, концепции его развития и реализации. Поскольку законодательство об административных правонарушениях во главе с КоАП РФ представляет собой единый комплекс нормативных актов, подлежащих применению на всей территории государства, т.е. охватывает собой территории всех субъектов РФ, то утверждены такие положения могут быть исключительно на федеральном уровне.

Статья 71 Конституции РФ призвана определить перечень вопросов, составляющих исключительную компетенцию государства. Применение мер ответственности по таким вопросам также составляет исключительную компетенцию Российской Федерации и может быть реализовано исключительно органами государственной власти федерального уровня. В этой связи отнесение отдельных вопросов деятельности к компетенции Федерации свидетельствует о передаче в ведение государства и вопросов применения мер административной ответственности за нарушение таких предписаний.

2. Деятельность любого органа государственной власти в части рассмотрения дел об административных правонарушениях регламентируется таким критерием, как подведомственность. Указанное общее правило распространяется на все органы власти за исключением судов, для которых наряду с подведомственностью принципиальное значение имеет и такая категория, как подсудность дел. Положения настоящей статьи призваны регламентировать порядок определения и подведомственности, и подсудности дел об административных правонарушениях отдельным органам государственной власти.

ГПК РФ предусматривает несколько правил определения подсудности дел, подведомственных судам общей юрисдикции. Подсудность дел об административных правонарушениях в большинстве случаев определяется по общему правилу — оно подлежит рассмотрению судом по месту жительства или месту нахождения ответчика. Стороны могут по соглашению между собой изменить территориальную подсудность для данного дела до принятия его судом к своему производству.

3. Содержание подведомственности можно определить как отнесение требующих разрешения уполномоченным органом дел к ведению отдельных государственных органов. Как правило, подведомственность дел определяется в соответствии с компетенцией каждого отдельного органа. Однако наряду с общими правилами ее определения положения настоящей статьи предусматривают и ряд специальных предписаний. Более того, законодатель наделил КоАП РФ возможностью формирования подведомственности дел об административных правонарушениях отдельных категорий органов. Правовой статус комиссий по делам несовершеннолетних регламентируется ст. 11 Федерального закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», которая определяет и подведомственность данного органа, оставляя за рамками правового регулирования дела об административных правонарушениях. В этой связи КоАП РФ конкретизирует общие предписания указанной правовой нормы, детализируя подведомственность комиссиям дел об административных правонарушениях.

Прежде чем говорить о наличии (отсутствии) полномочий отдельно взятого органа государственной власти в сфере административных правонарушений, необходимо конкретизировать перечень органов государственной власти, наделенных указанными полномочиями. Как правило, такая детализация осуществляется на федеральном уровне, субъекты РФ проводят разграничение полномочий органов по аналогии с федеральными. В этой связи нормы КоАП РФ призваны не только разграничить сферы деятельности отдельных органов власти, но и конкретизировать перечень органов, осуществляющих деятельность в рассматриваемой сфере. Положения ч. 4 указывают на разграничение компетенции лишь федеральных органов исполнительной власти, перечень которых утвержден Указом Президента РФ от 21.05.2012 N 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти». Во исполнение данного Указа Президента РФ Правительство РФ разрабатывает положения о федеральных органах исполнительной власти. Роль Кодекса сводится к детализации общей компетенции каждого органа в части рассмотрения и разрешения дел об административных правонарушениях.

Видео (кликните для воспроизведения).

Субъектам РФ предоставлена свобода деятельности в определении структуры региональных органов исполнительной власти. Анализ таких структур в рамках отдельных регионов свидетельствует о том, что в большинстве случаев они аналогичны федеральным. Однако, несмотря на предоставленную свободу субъектов РФ, разграничение компетенции в отношении дел об административных правонарушениях составляет исключительную компетенцию Кодекса. Таким образом, являясь специальным нормативным актом, Кодекс призван определить совокупность органов государственной власти, наделенных компетенцией в области рассмотрения и разрешения дел об административных правонарушениях, а также разграничить подведомственность дел по данным органам.

Источники

Найдите перечень видов административных наказаний
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here