Ненормативные правовые акты органов местного самоуправления

Предлагаем ознакомится с материалом в статье: "Ненормативные правовые акты органов местного самоуправления". Здесь собрана и обработана информация из авторитетных источников. Если вы все же не найдете ответ на свой вопрос, дочитайте статью до конца, если же и после этого не получите ответ, то обратитесь к дежурному консультанту.

Статья 3. Наименование и виды правовых актов органов местного самоуправления, выборных и других должностных лиц местного самоуправления

Статья 3. Наименование и виды правовых актов органов местного самоуправления, выборных и других должностных лиц местного самоуправления

1. Правовые акты органов местного самоуправления, выборных и других должностных лиц местного самоуправления подразделяются на нормативные и индивидуальные (ненормативные).

Нормативный правовой акт — это правовой акт, устанавливающий, изменяющий и (или) отменяющий правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, и рассчитанный на неоднократное применение.

Индивидуальный (ненормативный) правовой акт — это правовой акт, устанавливающий, изменяющий и (или) отменяющий права и обязанности конкретных лиц и (или) рассчитанный на однократное применение.

2. К нормативным правовым актам относятся:

а) устав муниципального образования;

б) постановления представительных органов местного самоуправления;

в) постановления глав муниципальных образований и иных выборных должностных лиц местного самоуправления;

г) распоряжения, носящие нормативный характер, других органов местного самоуправления и их должностных лиц;

3. К индивидуальным (ненормативным) правовым актам относятся:

а) распоряжения руководителей представительных органов местного самоуправления;

б) распоряжения глав муниципальных образований и иных выборных должностных лиц местного самоуправления;

в) распоряжения, носящие ненормативный характер, и приказы других органов местного самоуправления и их должностных лиц.

>
Полномочия представительных органов местного самоуправления по принятию (изданию) правовых актов
Содержание
Закон Самарской области от 20 февраля 2001 г. N 8-ГД «О правовых актах органов местного самоуправления, выборных и других.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

http://base.garant.ru/8300296/5ac206a89ea76855804609cd950fcaf7/

Статья 43. Система муниципальных правовых актов

Статья 43. Система муниципальных правовых актов

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 43 настоящего Федерального закона

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ пункт 1 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2007 г.

1) устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан);

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ в пункт 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2007 г.

2) нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 281-ФЗ в пункт 3 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона внесены изменения

3) правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.

2. Устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования.

Иные муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме (сходе граждан).

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2016 г. N 494-ФЗ в часть 3 статьи 43 настоящего Федерального закона внесены изменения

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 361-ФЗ в часть 4 статьи 43 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2012 г.

4. Глава муниципального образования в пределах своих полномочий, установленных уставом муниципального образования и решениями представительного органа муниципального образования, издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования в случае, если глава муниципального образования исполняет полномочия председателя представительного органа муниципального образования, или постановления и распоряжения местной администрации по вопросам, указанным в части 6 настоящей статьи, в случае, если глава муниципального образования исполняет полномочия главы местной администрации. Глава муниципального образования издает постановления и распоряжения по иным вопросам, отнесенным к его компетенции уставом муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 361-ФЗ в часть 5 статьи 43 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2012 г.

5. Председатель представительного органа муниципального образования издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования, подписывает решения представительного органа муниципального образования.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 281-ФЗ в часть 6 статьи 43 настоящего Федерального закона внесены изменения

6. Глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации.

7. Иные должностные лица местного самоуправления издают распоряжения и приказы по вопросам, отнесенным к их полномочиям уставом муниципального образования.

http://base.garant.ru/186367/972fd564a6e3598bb31ccdc27b33ca68/

Глава І Муниципальные правовые акты в системе российского законодательства

1.1. Понятие и свойства муниципального правового акта

Муниципальный правовой акт – это письменный документ, принятый населением муниципального образования непосредственно, органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, обязательный для исполнения всеми субъектами права на территории муниципального образования, устанавливающий либо изменяющий общеобязательные правила или имеющий индивидуальный характер.[1]

Читайте так же:  Эколого экономический ущерб от загрязнения окружающей среды

По вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Муниципальные правовые акты входят в правовую систему Российской Федерации и являются властными предписаниями населения муниципального образования либо уполномоченных действовать от его имени органов местного самоуправления.

По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации.

Муниципальные правовые акты, принятые путем прямого волеизъявления граждан и органами местного самоуправления в переделах их полномочий, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм, должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.[2]

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Муниципальные правовые акты можно классифицировать по различным основаниям на виды:

В зависимости от предмета регулирования, от сферы действия, от формы и способа их принятия, от органа или должностного лицах издавшего, по юридическим свойствам и юридической силе и т. д.

В зависимости от сферы действия муниципальные правовые акты можно классифицировать по предметному действию: действию во времени, действию в пространстве, действию по кругу лиц. По характеру содержащихся в правовом акте предписаний муниципальные правовые акты подразделяются на нормативные и индивидуальные.

Муниципальный правовой акт – официальный письменный документ, принятый в порядке, предусмотренном в соответствии с законодательством и уставом муниципального образования, иными муниципальными правовыми актами, содержащий нормы права, обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанное на неоднократное применение. Кроме того, они обладают рядом определенных особенностей: содержат корпоративные нормы, исходящие из местного сообщества и регламентирующие деятельность этого сообщества, охватывают вопросы местного значения, а так же отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления; являются юридическизначимым волеизъявлением.

Муниципальный индивидуальный правовой акт, напротив, имеет неноримотивный, исполнительно – распорядительный характер и устанавливает, изменяет или отменяет права и обязанности конкретных лиц либо лица. Они персонифицированы, т. е. их адресатом является отдельные лица.

Видовое разнообразие муниципальных правовых актов обуславливает внутреннюю дифференцированность образуемой ими системы и ее иерархическое построение в зависимости от соотношения правовых актов по юридической силе.

Федеральный законодатель воспроизводит следующую классификацию муниципальных правовых актов, определяя её как систему муниципальных правовых актов:

1. Уставов муниципального образования и правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан)

2. Нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования;

3. Правовые акты главы муниципального образования, постановления и распоряжения главы местной администрации, иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.

1.2. Порядок разработки и принятия муниципальных правовых актов

Принятие муниципальных правовых актов – это правотворческий процесс, т.е. урегулированный нормативными правовыми актами порядок осуществления деятельности управомоченных органов и (или) должностных лиц по изданию правовых актов, состоящий из ряда последовательных этапов на каждом из которых решаются самостоятельные задачи нормотворческой деятельности.

Правотворческой инициативой признается официальное внесение правомочным субъектом в орган местного самоуправления проекта нормативного правового акта, влекущее за собой обязанность органа местного самоуправления рассмотреть и принять либо отклонить его.

Основными стадиями нормотворческой деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления являются:

1) планирование работ по разработке муниципального правового акта;

2) подготовка проекта муниципального правового акта;

3) согласование с заинтересованными органами и должностными лицами муниципального образования и правовая экспертиза проектов муниципальных правовых актов;

4) внесение проекта муниципального правового акта в соответствующий правотворческий орган;

5) обсуждение проекта и подготовка к принятию;

6) принятие (подписание) муниципального нормативного правового акта;

7) официальное опубликование (обнародование) муниципального правового акта в случаях и порядке, установленных уставом муниципального образования;

8) толкование муниципального правового акта в случаях и порядке, установленных соответствующим нормативным правовым актом;

9) систематизация и учет муниципальных правовых актов;

10) контроль за исполнением муниципального правового акта;

11) отмена муниципальных правовых актов или приостановление их действия.

В целях создания единой системы муниципальных нормативных правовых актов, обеспечения гласности в нормотворческой деятельности, во избежание дублирования правового регулирования общественных отношений на территории муниципального образования нормотворческая деятельность органов и должностных лиц местного самоуправления осуществляется на плановой основе.

Планы подготовки проектов муниципальных нормативных правовых актов предусматривают разработку проектов наиболее важных и трудоемких актов и не исключают подготовки проектов, не включенных в план нормотворческой деятельности, по поручению соответствующего нормотворческого муниципального органа.

Планы подготовки проектов муниципальных нормативных правовых актов могут быть текущими (рассчитанными на срок не более одного года) и перспективными (рассчитанными на срок до пяти лет).

Планы подготовки проектов муниципальных нормативных правовых актов формируются с учетом программ и планов нормотворческой деятельности федеральных и областных органов законодательной и исполнительной власти.

Порядок разработки, рассмотрения и утверждения планов подготовки проектов муниципальных нормативных правовых актов определяется регламентом соответствующего муниципального органа.

Глава муниципального образования, представительный и исполнительный орган муниципального образования (в зависимости от структуры органов местного самоуправления) информируют друг друга об утвержденных планах подготовки проектов нормативных правовых актов в течение 10 дней со дня их утверждения.

Подготовка муниципальных правовых актов

Проекты муниципальных правовых актов могут вноситься депутатами представительного органа муниципального образования, главой муниципального образования, иными выборными органами местного самоуправления, главой местной администрации, органами территориального общественного самоуправления, инициативными группами граждан, а также иными субъектами правотворческой инициативы, установленными уставом муниципального образования.

Порядок внесения проектов муниципальных правовых актов, перечень и форма прилагаемых к ним документов устанавливаются нормативным правовым актом органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления, на рассмотрение которых вносятся указанные проекты.

Читайте так же:  Мелкое хищение с отягчающими обстоятельствами

Разработка муниципальных правовых актов, внесенных в план нормотворческих работ, осуществляется ответственным органом (структурным подразделением) или должностным лицом местного самоуправления, указанным в плане.

Разработка муниципального нормативного правового акта может также проводиться на конкурсной основе в порядке, установленном для муниципального заказа.

В случае представления проекта муниципального нормативного правового акта муниципальному органу и должностному лицу, к компетенции которых относится принятие представленного проекта, в порядке правотворческой инициативы граждан указанные лица обязаны рассмотреть его в установленном порядке, принять или дать обоснованный отказ.

Для оценки соответствия проекта муниципального нормативного правового акта законодательству Российской Федерации, законодательству субъекта РФ, уставу муниципального образования и юридической технике до принятия (издания) правового акта проводиться его правовая экспертиза.

Видео (кликните для воспроизведения).

В случае, если реализация муниципального нормативного правового акта предусматривает расходы, покрываемые за счет средств местного бюджета, проводится финансово — экономическая экспертиза проекта правового акта порядке, установленном соответствующим органом (должностным лицом) местного самоуправления.

Для оценки качества внесенного проекта муниципального нормативного правового акта, а также действующих муниципальных нормативных правовых актов и для получения предложений по их совершенствованию может проводиться независимая научная (правовая, финансовая, научно-техническая, экологическая и др.) экспертиза на возмездной или безвозмездной основе.

Органы и должностные лица местного самоуправления в пределах их полномочий организовывают и проводят внутреннюю (служебную) экспертизу своих нормативных правовых актов в связи с изменением действующего законодательства и (или) с исключением внутренней противоречивости акта, и в случае необходимости разрабатывают соответствующий проект для принятия.

Вступление в силу муниципальных правовых актов

Муниципальные правовые акты принимаются путем их подписания уполномоченными должностными лицами в порядке, устанавливаемом соответствующими органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления.

Датой принятия муниципального правового акта считается день его принятия на заседании представительного органа местного самоуправления, подписания уполномоченным должностным лицом местного самоуправления.

Муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.

Официальным обнародованием муниципального нормативного правового акта считается его доведение до всеобщего сведения по телевидению и радио, путем оглашения на сходах граждан, размещения на информационных специальных стендах и в иных общедоступных местах, рассылки государственным органам, должностным лицам, организациям с обязательным указанием, что это является официальной информацией органов местного самоуправления.

Муниципальные ненормативные правовые акты вступают в силу со дня их подписания, если иное не указано в самом муниципальном ненормативном правовом акте.

Текст муниципального нормативного правового акта, в который внесены изменения, по решению нормотворческого органа может быть официально опубликован в соответствующих официальных печатных органах с учетом всех внесенных в него изменений. При этом вместе с датой принятия (подписания) муниципального нормативного правового акта указываются все его источники официального опубликования.

В случае, если при официальном опубликовании муниципального правового акта были допущены ошибки, опечатки, иные неточности в сравнении с подлинником муниципального правового акта в том же издании публикуется официальное извещение органа, принявшего муниципальный правовой акт, об исправлении неточности и подлинная редакция соответствующих положений.

Отмена муниципальных правовых актов и приостановление их действия.

Муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, — уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).

Муниципальные нормативные правовые акты действуют на основе принципа верховенства актов, обладающих более высокой юридической силой.

В случае коллизии между муниципальными нормативными правовыми актами субъекты правоотношений обязаны руководствоваться нормой акта, обладающего более высокой юридической силой.

В случае коллизии между муниципальными нормативными правовыми актами, обладающими равной юридической силой, действуют положения акта, принятого позднее.

http://poisk-ru.ru/s15347t3.html

Система муниципальных правовых актов (Статья 43)

Уставом муниципального образования предусмотрено наличие в системе муниципальных правовых актов муниципального района решений и постановлений представительного органа муниципального района. Правомерно ли это?

Обязательно ли точное дословное воспроизведение типовых форм в утверждаемых органами местного самоуправления положениях, регламентах?

Допускается ли внесение изменений (дополнение или исключение) в типовые формы документов?

Решением представительного органа муниципального образования принято Положение о Совете депутатов городского округа, устанавливающее статус представительного органа городского округа. Принятое Положение описывает полномочия Совета депутатов, организацию его деятельности, издаваемые акты, его структуру, полномочия депутатов и должностных лиц, прекращение полномочий Совета депутатов. Является ли в связи с указанным Положение о Совете депутатов городского округа нормативным правовым актом?

Возможно ли издание должностными лицами местного самоуправления (в частности заместителями главы местной администрации) распоряжений и приказов по вопросам местного значения в случаях, если в федеральных законах прямо указано, что по данному вопросу решение принимается органом местного самоуправления? Является ли акт должностного лица местного самоуправления актом органа местного самоуправления (то есть можно ли считать приказ или распоряжение должностного лица актом органа местного самоуправления)?

Какие муниципальные правовые акты являются нормативными, а какие ненормативными? Какие органы местного самоуправления правомочным принимать нормативные правовые акты?

Не будет ли являться нарушением законодательства то, что местная администрация осуществляет свою деятельность, в том числе в соответствии с постановлениями и распоряжениями главы муниципального образования?

В ст. 43 Федерального закона № 131-ФЗ установлен определенный перечень правовых актов, которые вправе принимать глава муниципального образования в зависимости от перечня его полномочий. Следует ли из данной статьи, что указанное должностное лицо не вправе издавать иные правовые акты?

Читайте так же:  Административные наказания за нарушения таможенных правил

Структура местной администрации утверждена решением представительного органа муниципального образования. Является ли указанное решение нормативным правовым актом?

Может ли уставом муниципального образования быть предусмотрено принятие муниципальных правовых актов в ряде случаев квалифицированным большинством голосов либо, наоборот, большинством голосов от числа присутствующих депутатов?

В соответствии с ч. 1 ст. 43 Федерального закона № 131-ФЗ представительный орган принимает нормативные и иные правовые акты.
В соответствии с ч. 3 этой же статьи представительный орган принимает решения, устанавливающие правила поведения, обязательные для исполнения на всей территории муниципального образования, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа. Означает ли это, что представительный орган не может принимать никаких иных решений, за исключением нормативных и по организации деятельности представительного органа?

Можно ли отнести к иным правовым актам представительного органа постановления и распоряжения, которые издает председатель представительного органа по вопросам организации деятельности представительного органа?

Каким правовым актом представительный орган реализует право законодательной инициативы, решает вопросы о проведении муниципальных выборов, референдума, о передаче имущества, об участии в создании хозяйственных обществ, о награждении граждан и организаций почетными грамотами и др.?

http://komitet4.km.duma.gov.ru/Voprosy-i-otvety/Federalnyj-zakon-ot-6-oktyabrya-2003-god/Municipalnye-pravovye-akty/Sistema-municipalnyh-pravovyh-aktov-Stat

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

О суде

Нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

Действующая Кон ституция РФ определяет местное самоуправление как один из элементов основ конституционного строя, как самостоятельную форму осуществления народом принадлежащей ему власти. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно и его органы не входят в систему органов государственной власти. Государство олицетворяет государственную власть, а местное самоуправление — общественную. Наделение органов местного самоуправления властными полномочиями проявляется в том, что их решения носят обязательный характер.

Нормативные правовые акты органов местного самоуправления признаются в настоящее время самостоятельной, независимой от органов государственной власти, но подчиненной Конституции РФ и законам Российской Федерации системой, издаются муниципалитетами, советами и старостами самоуправляющихся территорий — городских и сельских поселений, а также непосредственно самим населением*(1).

Нормативными правовыми актами являются постановления глав муниципалитетов, районов, городов, сел и поселков, специальных территорий, закрытых территориальных образований. Все они устанавливают обязательные правила поведения (нормы права) для населения самоуправляемых территорий, учреждений и организаций, осуществляющих свою деятельность в пределах этих территорий, и так или иначе отражают то разнообразие методов, способов, форм, в которых организовано и продолжает развиваться местное самоуправление в России.

Вследствие этого рассматриваемый уровень правового регулирования можно характеризовать как многослойное построение, образованное из конституционных норм, норм федеральных законов, законодательства республик, краев, областей, городов федерального значения, уставов и прочих актов, принятых на муниципальном уровне, включая как нормативные акты, посвященные специально местному самоуправлению, так и отраслевые законоположения, которые лишь отчасти затрагивают муниципальные отношения (нормы избирательного права, налогового законодательства и др.). Такое нормативное многообразие призвано упорядочить систему местного самоуправления с учетом множества государственных, локальных, частных интересов, создать ему рамки, в которых данный институт власти стал бы эффективным и одновременно безопасным для общества, прав и свобод личности.

Подзаконные нормативные правовые акты местного значения образуют первичный уровень нормативно-правового регулирования на данной самоуправляемой территории, являются наиболее конкретными по своему содержанию и регламентируют вопросы, отнесенные к предметам ведения местного самоуправления Федеральным законом от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»*(2).

Согласно ст. 6 названного Закона в ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.

Этот перечень, к сожалению, не вносит ясности в то, чем вопросы местного значения отличаются от вопросов государственного значения, что из перечисленного в этой статье изначально входит в компетенцию местного самоуправления, а какие вопросы относятся к государственным полномочиям, закрепленным за органами местного самоуправления в силу тех или иных обстоятельств.

Таким образом, для дополнительного отграничения властных полномочий органов местного самоуправления предлагаем выделить следующие критерии:

  • (вопросы, входящие в компетенцию органов местного самоуправления, должны касаться, прежде всего, интересов населения соответствующей административно-территориальной единицы;
  • вопросы, решаемые органами местного самоуправления, должны составлять необходимый компонент повседневной жизни населения (жилье, городской транспорт, коммунальное обслуживание и т.п.);
  • решение данных вопросов может быть осуществлено исключительно по месту жительства граждан, где для этого созданы необходимые условия и механизмы;
  • реализация стоящих перед органами местного самоуправления задач требует подключения общественного компонента в виде органов территориального общественного самоуправления и других общественных формирований населения;
  • немаловажным фактором является также способность населения проконтролировать исполнение и объективно оценить результаты решения этих вопросов.

Данные критерии могут быть использованы при градации вопросов управления местного и государственного значения в случае, если их отнесение не установлено действующим законодательством*(3).

По указанным вопросам на муниципальном уровне издаются подзаконные нормативные правовые акты, которые можно распределить по четырем группам, перечисленным в порядке уменьшения иерархической позиции в подсистеме нормативных правовых актов органов местного самоуправления (соответственно, первая группа (это высшая ступень иерархии):

  • уставы муниципальных образований (районов, городов, районов в городе, поселков, сел и иных административно-территориальных образований;
  • нормативные правовые акты выборных представительных и исполнительных органов местного самоуправления, а также иных должностных лиц местного самоуправления;
  • нормативные правовые акты глав муниципальных образований;
  • нормативные правовые акты иных должностных лиц, назначаемых представительным органом местного самоуправления или главой муниципального образования.

Так, устав муниципального образования — это документ комплексного характера, наиболее полно отражающий правовой статус муниципальных образований. Устав имеет сложную юридическую природу. С одной стороны, он является нормативным правовым актом локального характера и в таком своем качестве:

  • создается на основе федерального и регионального законодательства и не должен ему противоречить;
  • действует только на территории соответствующего муниципального образования.

С другой стороны, это:

  • документ высшей юридической силы на данной территории;
  • все другие муниципальные нормативные правовые акты принимаются на его основе и в его исполнение;
  • все другие акты не могут ему противоречить, в противном случае они должны быть признаны недействительными. Устав муниципального образования принимается на референдуме непосредственно населением или выборным представительным органом местного самоуправления и проходит государственную регистрацию либо в органах юстиции, либо в высшем законодательном органе субъекта федерации.
Читайте так же:  Значение административного наказания

В научной литературе высказана точка зрения, согласно которой нормативные правовые акты местного самоуправления должны:

  • отвечать требованиям законности как по форме, так и по содержанию;
  • быть изданными в пределах компетенции соответствующего органа местного самоуправления по вопросам ведения соответствующего муниципального образования;
  • в случаях, установленных законом, пройти государственную регистрацию (так, обязательной государственной регистрации подлежат уставы муниципальных образований);
  • публиковаться (обнародоваться) для всеобщего сведения;
  • приводиться в соответствие с актами (решениями), изданными органами государственной власти и местного самоуправления*(4).

Однако соблюдение этих требований, с теоретической точки зрения необходимых и достаточных для обеспечения легитимной формулы подзаконности нормативных правовых актов местного значения, на практике осложнено. Причина в том, что действующее российское законодательство не определяет с достаточной четкостью и однозначностью роль и положение местного самоуправления в системе государственного устройства, а равно основы взаимодействия государственной власти и местного самоуправления. На сегодняшний день также являются дискуссионными вопросы природы местной публичной власти, включающей как государственную власть, так и местное самоуправление, критериев разграничения органов государственной власти и органов местного самоуправления, пределов прав высших органов государственной исполнительной власти в области формирования органов муниципальных образований.

Как уже упоминалось, в соответствии со ст. 12 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно; органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Развивая данное положение, относящееся к основам конституционного строя Российской Федерации, Конституция РФ устанавливает, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения (ч. 1 ст. 130), включая самостоятельное определение населением структуры органов местного самоуправления (ч. 1 ст. 131), осуществление местного самоуправления гражданами как непосредственно, так и через выборные и другие органы местного самоуправления (ч. 2 ст. 130). В статье 133 Конституции РФ в числе гарантий местного самоуправления назван запрет на ограничение прав местного самоуправления, предусмотренных Конституцией РФ и федеральными законами.

В соответствии со ст. 131 Конституции РФ местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций.

По смыслу ст. 131 (ч. 1) в ее связи со ст. 12 и 130 (ч. 1) Конституции РФ городские и сельские муниципальные образования как таковые предназначены для решения вопросов местного значения, которые могут быть решены данным образованием самостоятельно, под свою ответственность, но не тех вопросов, которые по существу должны решаться посредством государственной власти.

Определение уровня, на котором создаются муниципальные образования, т.е. чтобы это способствовало, насколько возможно, приближению органов местного самоуправления к населению и позволяло бы решать весь комплекс вопросов местного значения, подлежащих передаче в ведение местного самоуправления, и, вместе с тем, не препятствовало бы решению вопросов, выходящих за эти рамки и по своему существу относящихся к полномочиям органов государственной власти, может быть различным и зависит от особенностей тех или иных субъектов Российской Федерации.

Установление общих принципов организации местного самоуправления согласно ст. 72 (п. «н» ч. 1) Конституции РФ находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 76 Конституции РФ).

Однако законодательные инициативы в этой сфере, к сожалению, пока не касаются разделения полномочий органов местного самоуправления на обязательные и факультативные, как это делается в некоторых зарубежных странах, например в Финляндии. Обязательные полномочия устанавливаются законами, и от них нельзя отказаться, так как через эти полномочия удовлетворяются жизненно важные потребности населения той или иной территории. Государство обычно устанавливает минимальные стандарты основанных на таких функциях услуг населению, следит за их исполнением, гарантируя тем самым определенную защиту населения в случае неэффективности действия или же бездействия местных властей. Факультативная же часть полномочий, входящих в компетенцию органов местного самоуправления, осуществляется ими на добровольной основе и обычно не устанавливается сверху, а разрабатывается непосредственно на местах. Именно эти вопросы, составляющие исключительную компетенцию местного самоуправления, должны быть в первую очередь урегулированы нормативными правовыми актами местного самоуправления, которые можно рассматривать в качестве одной из подсистем, входящих в правовую систему Российской Федерации.

Подводя итог изложенному, заметим, что при анализе нормативных правовых актов органов местного самоуправления мы с неизбежностью сталкиваемся с особой коллизией, созданной самой Конституцией РФ. Органы местного самоуправления не входят по действующей Конституции РФ (ст. 12) в систему органов государства, а стало быть, вообще не имеют полномочий на принятие нормативных правовых актов — государственно-властных решений, содержанием которых была бы государственная воля. Тогда исключается государственное обеспечение действия этих актов со всеми присущими ему правовыми формами, методами и средствами.

Разделение общества и государства необходимо, но с одновременным надлежащим обеспечением функционирования общества без помощи государства. Отсутствие же четкого представления о сущности, целях и задачах местного самоуправления может привести к ущемлению законных прав и интересов муниципальных образований и их органов, к тому, что они будут ассимилированы государством. Во избежание таких последствий необходимо сосредоточить усилия на скорейшей разработке теоретических вопросов концепции федерального законодательства о местном самоуправлении, где бы нашли разрешение обозначенные проблемы. В свою очередь, это окажет несомненное положительное влияние на системность и согласованность нормативных правовых актов местного самоуправления, призванных стать первоосновой формирования реальных самоуправленческих отношений, учитывающих потребности и специфику конкретных муниципальных образований.

В.Н. Яценко,
судья Федерального арбитражного Суда
Северо-Кавказского округа,
кандидат юрид. наук

«Вестник Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа», N 5, сентябрь-октябрь 2005 г.

*(1) Мицкевич А.В. Источники (формы выражения) российского права. Историко-теоретический очерк // Закон: создание и толкование. С. 35-36.

*(2) Собрание законодательства РФ. 1995. N 35. Ст. 3506.

*(3) Уваров А.А. О разграничении и оптимизации компетенции муниципальных органов власти // Журнал российского права. 2002. N 1. С. 43-44.

*(4) Дмитриев Ю.А. Акты местного самоуправления // Муниципальное право Российской Федерации. М., 2000. С. 90.

Читайте так же:  Административный штраф за мелкое хищение

http://fassko.arbitr.ru/novosti/vestnik/archive/8278.html

Вопрос: Какие муниципальные правовые акты являются нормативными, а какие ненормативными? Какие органы местного самоуправления правомочны принимать нормативные правовые акты? (ответ Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления)

Какие муниципальные правовые акты являются нормативными, а какие ненормативными? Какие органы местного самоуправления правомочным принимать нормативные правовые акты?

Верховный Суд Российской Федерации определил понятие нормативного правового акта, указав признаки, характерные для него. Согласно пункту 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48, существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: 1) издание в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом; 2) наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Термин «нормативный правовой акт органа местного самоуправления» употребляется в целом ряде федеральных законов: в Федеральном законе от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в Градостроительном кодексе Российской Федерации, в Земельном кодексе Российской Федерации. В некоторых федеральных законах законодатель употребляет два термина, например: Федеральный закон от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» содержит два термина: «муниципальный нормативный правовой акт» и «нормативный правовой акт органов местного самоуправления»; в Федеральном законе от 26 ноября 1996 года N 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» также употребляются сразу два термина: «нормативные правовые акты органов местного самоуправления» и «нормативные правовые акты муниципального образования» и в др.

Несмотря на то, что во многих федеральных законах применяются различные по формулировке термины, они являются тождественными. К сожалению, ни в одном федеральном законе не дано определение этим терминам. Следует признать, что отсутствие в действующем федеральном законодательстве определения понятия «муниципальный нормативный правовой акт» создает трудности для нормотворческих органов при создании нормативных правовых актов (в т.ч. и местных) и для правоприменителей в обращении с тем или иным правовым актом.

В Законе Рязанской области от 31 декабря 2008 года N 227-ОЗ «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Рязанской области» дается такое определение: «муниципальный нормативный правовой акт — правовой акт, принятый непосредственно населением на местном референдуме (сходе граждан) по вопросам местного значения либо органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Рязанской области, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленный, обязательный для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательный для неопределенного круга лиц, рассчитанный на неоднократное применение, направленный на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений».

Учитывая правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации и приведенные выше определения, с нашей точки зрения, можно вывести следующие общие признаки муниципального нормативного правового акта: акт должен быть принят управомоченным на то органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления; содержать нормы права, направленные на урегулирование либо изменение и прекращение общественных отношений; обязателен для неопределенного круга лиц в границах муниципального образования; рассчитан на неоднократное его применение; документально оформлен; принят в установленном порядке.

С учетом указанных выше признаков и следует относить тот или иной правовой акт к нормативному или ненормативному.

В соответствии с частью 1 статьи 34 и частью 1 статьи 43 Федерального закона N 131-ФЗ к нормативным правовым актам органов местного самоуправления относятся нормативные правовые акты представительного органа муниципального образования, правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления, имеющие нормативный характер. Таким образом, Федеральным законом N 131-ФЗ за местной администрацией закреплено право принимать в том числе и нормативные правовые акты. Право принятия таких актов по конкретным вопросам закреплено в ряде федеральных законов.

Так, например, Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее — БК РФ) установлено, что реестры расходных обязательств муниципального образования ведется в порядке, установленном местной администрацией муниципального образования (пункт 5 статьи 87).

Согласно пункту 10 статьи 93.2 БК РФ условия реструктуризации обязательств (задолженности) по бюджетному кредиту устанавливаются соответствующими законами (решениями) о бюджете и принятыми в соответствии с ними актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации муниципального образования соответственно, которыми также определяется порядок проведения реструктуризации обязательств (задолженности) по бюджетному кредиту.

Пунктом 3 статьи 93.3 БК РФ установлено, что основания, условия предоставления, использования и возврата бюджетных кредитов устанавливаются муниципальными правовыми актами представительного органа муниципального района и принимаемыми в соответствии с ними муниципальными правовыми актами местной администрации муниципального района.

По указанным выше вопросам местной администрацией могут приниматься муниципальные акты, имеющие нормативный характер.

Комитет Государственной Думы

по федеративному устройству

и вопросам местного самоуправления

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Текст материала опубликован в разделе «Вопросы и ответы» официального сайта Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления (http://www.komitet4.km.duma.gov.ru)

Дата обращения к информационному ресурсу — 4 апреля 2017 г.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://base.garant.ru/57211924/

Ненормативные правовые акты органов местного самоуправления
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here