Ненормативный муниципальный правовой акт

Предлагаем ознакомится с материалом в статье: "Ненормативный муниципальный правовой акт". Здесь собрана и обработана информация из авторитетных источников. Если вы все же не найдете ответ на свой вопрос, дочитайте статью до конца, если же и после этого не получите ответ, то обратитесь к дежурному консультанту.

Система муниципальных правовых актов (Статья 43)

Уставом муниципального образования предусмотрено наличие в системе муниципальных правовых актов муниципального района решений и постановлений представительного органа муниципального района. Правомерно ли это?

Обязательно ли точное дословное воспроизведение типовых форм в утверждаемых органами местного самоуправления положениях, регламентах?

Допускается ли внесение изменений (дополнение или исключение) в типовые формы документов?

Решением представительного органа муниципального образования принято Положение о Совете депутатов городского округа, устанавливающее статус представительного органа городского округа. Принятое Положение описывает полномочия Совета депутатов, организацию его деятельности, издаваемые акты, его структуру, полномочия депутатов и должностных лиц, прекращение полномочий Совета депутатов. Является ли в связи с указанным Положение о Совете депутатов городского округа нормативным правовым актом?

Возможно ли издание должностными лицами местного самоуправления (в частности заместителями главы местной администрации) распоряжений и приказов по вопросам местного значения в случаях, если в федеральных законах прямо указано, что по данному вопросу решение принимается органом местного самоуправления? Является ли акт должностного лица местного самоуправления актом органа местного самоуправления (то есть можно ли считать приказ или распоряжение должностного лица актом органа местного самоуправления)?

Какие муниципальные правовые акты являются нормативными, а какие ненормативными? Какие органы местного самоуправления правомочным принимать нормативные правовые акты?

Не будет ли являться нарушением законодательства то, что местная администрация осуществляет свою деятельность, в том числе в соответствии с постановлениями и распоряжениями главы муниципального образования?

В ст. 43 Федерального закона № 131-ФЗ установлен определенный перечень правовых актов, которые вправе принимать глава муниципального образования в зависимости от перечня его полномочий. Следует ли из данной статьи, что указанное должностное лицо не вправе издавать иные правовые акты?

Структура местной администрации утверждена решением представительного органа муниципального образования. Является ли указанное решение нормативным правовым актом?

Может ли уставом муниципального образования быть предусмотрено принятие муниципальных правовых актов в ряде случаев квалифицированным большинством голосов либо, наоборот, большинством голосов от числа присутствующих депутатов?

В соответствии с ч. 1 ст. 43 Федерального закона № 131-ФЗ представительный орган принимает нормативные и иные правовые акты.
В соответствии с ч. 3 этой же статьи представительный орган принимает решения, устанавливающие правила поведения, обязательные для исполнения на всей территории муниципального образования, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа. Означает ли это, что представительный орган не может принимать никаких иных решений, за исключением нормативных и по организации деятельности представительного органа?

Можно ли отнести к иным правовым актам представительного органа постановления и распоряжения, которые издает председатель представительного органа по вопросам организации деятельности представительного органа?

Каким правовым актом представительный орган реализует право законодательной инициативы, решает вопросы о проведении муниципальных выборов, референдума, о передаче имущества, об участии в создании хозяйственных обществ, о награждении граждан и организаций почетными грамотами и др.?

Муниципальные правовые акты, как официальные письменные документы, могут быть нормативными и ненормативными (индивидуальными).

Нормативный правовой акт — это принятый (изданный) в определенном порядке официальный письменный документ, выражающий волеизъявление населения (избирателей), полномочного органа местного самоуправления, должностного лица местного самоуправления по установлению, изменению или отмене норм права — общеобязательных правил, рассчитанных на многократное применение и адресованных неопределенному кругу лиц.

Ненормативные правовые акты часто называют также актами применения права или индивидуальными правовыми актами. В известном смысле в качестве ненормативных правовых актов можно понимать действия органов местного самоуправления, должностных лиц. Если, конечно, на их основе возникают права и обязанности у конкретных участников муниципальных правовых отношений.

Система муниципальных правовых актов. Правовую основу местного самоуправления, наряду с другими источниками, составляют уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты. Законодатель установил, что в систему муниципальных правовых актов входят:

1) устав муниципального образования;

2) правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан), нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования;

3) правовые акты главы муниципального образования, главы местной администрации, иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования.

1. Первая стадия. Подготовка и рассмотрение муниципального правового акта (круг тех лиц, которые могут внести проект на рассмотрение муниципального представительного органа).

Это может сделать:

· Глава муниципального образования;

· Глава местной администрации;

· Группа депутатов либо один депутат представительного органа;

· Инициативная группа граждан;

· Орган ТОС (территориального общественного самоуправления);

· Иные субъекты в соответствии с уставом, если устав расширит этот перечень.

Предварительное рассмотрение внесённых проектов осуществляется постоянными комиссиями представительных органов местного самоуправления. В некоторых случаях проект решений подлежат обязательному вынесению на публичные слушания.

Некоторые акты, связанные с расходованием средств местного бюджета, могут вноситься на рассмотрение представительного органа только главой местной администрации либо при наличии заключения главы местной администрации.

2. Вторая стадия. Принятие и подписания муниципальных правовых актов.

Три варианта (три случая) принятия нормативных актов.

1. Нормативные общеобязательные акт принимаются большинством от установленной численности депутатов.

2. В некоторых случаях – квалифицированное большинство требуется (не менее 2/3) – такое количество требуется для принятия устава муниципального образования, для преодоления вето главы муниципального образования, в ряде случаев – для выражения недоверия должностным лицам либо принятия решения о самороспуске, либо другим решениям, предусмотренным уставом.

3. Решение по остальным (внутриорганизационным) вопросам. Принимается большинством депутатов, принявших участие в голосовании.

Нормативные правовые акты представительного органа подписывает глава муниципального образования, а иные акты – председатель представительного органа.

Глава муниципального образования, который является главой администрации, имеет право отклонить направленный на подписание муниципальный правовой акт.

В течение 10 дней глава муниципального образования должен направить своё мотивированное обоснование в представительный орган.

Представительный орган вновь рассматривает этот акт (то есть, повторно) и может утвердить его в прежней редакции большинством не мене 2/3 от установленной численности. В этом случае этот акт подлежит подписанию главой муниципального образования в течение семи (7) дней – глава администрации обязан подписать и обнародовать.

Читайте так же:  Заявитель административного правонарушения

Устав города Воронежа: нормативные акты, которые направлены главе округа после повторного утверждения и не подписанные им в случае отсутствия его или в случае невозможности им выполнения должностных полномочий по истечении 14 дней подписывается председателем представительного органа.

3. Вступление в силу муниципальных актов и отмена актов.

Муниципальные акты вступают в силу в порядке, предусмотренном уставом муниципального акта. Обычно – со дня их подписания управомоченным лицом. При этом всегда нужно помнить о конституционной норме, что акты, затрагивающие права, свободы, обязанности человека и гражданина вступают в силу с момента их опубликования или обнародования (в Воронеже есть «Воронежский курьер» – специальная газета, где публикуются акты).

Значение Хартии как источника муниципального права состоит в следующем:

— устанавливает и закрепляет общепризнанные принципы существования местного самоуправления в политико-правовой системе государств;

— определяет минимальные гарантии местного самоуправления, требуемые от органов государственной власти;

— имеет приоритет перед национальным правом.

Хартия состоит из преамбулы и трех частей. В преамбуле местное самоуправление объявляется в качестве одной из основ конституционного строя любого демократического государства, а его развитие представляется как вклад в построение единой Европы, основанной на принципах демократии и права. Первая часть Хартии посвящена законодательному закреплению основ местного самоуправления. В этой главе закрепляются гарантии самостоятельности и защиты местного самоуправления, порядок реализации органами местного самоуправления своих полномочий, источники финансирования местного самоуправления, вопросы судебной защиты прав местного самоуправления. Во второй главе Хартии устанавливаются обязательства государств, ее подписавших. Государство обязуется соблюдать не менее двадцати пунктов первой части Хартии. Часть III Хартии устанавливает порядок подписания, ратификация и вступления в силу Хартии.

1) наличие устава в любом муниципальном образовании является обязательным.

2) высшая юридическая сила устава на территории муниципального образования. Иные муниципальные правовые акты, принимаемые в муниципальном образовании, не должны противоречить уставу муниципального образования;

3) устав применяется только на территории конкретного муниципального образования;

4) прямое действие устава. Нормы устава действуют непосредственно. Например, при защите в суде своих прав на осуществление местного самоуправления гражданину достаточно сослаться на соответствующую норму устава муниципального образования, несмотря на то что иные муниципальные правовые акты в развитие указанной нормы еще не приняты;

5) особый субъект принятия устава. Устав муниципального образования принимается представительным органом муниципального образования. Это общее правило. Исключение составляют муниципальные образования с численностью жителей, обладающих избирательным правом, менее 100 человек. В подобных ситуациях принятие устава является исключительным полномочием схода граждан.

1. Теория свободной общины- Цель этой теории состояла в обосновании необходимости ограничения вмешательства государства в дела общин.

2. Хозяйственная и общественная теория самоуправления-Хозяйственная и общественная теория самоуправления, равно как и теория свободной общины, основывалась на противопоставлении государства обществу.Сущность данной теории состоит в том, что самоуправление есть заведование делами местного хозяйства.

3. Государственная теория самоуправлениябыла разработана Лоренцом Штейном и Рудольфом Гнейстом. Сущность данной теории состоит в том, что органы местного самоуправления являются, по существу, органами государственного управления, что их компетенция является не какой-либо особенной, самобытной, естественной, а целиком и полностью создается и регулируется государством.

Билет 12

Местное самоуправление признается и гарантируется в РФ и является одной из форм осуществления при­надлежащей народу власти, то есть местное самоуправление является такой же формой публичной власти, что и государственная власть. В силу конституционных норм (ст. 3, 12) закреплено существова­ние двух форм публичной власти, имеющей своим источником на­род, — государственной власти и местного самоуправления. Тем са­мым признается, что наряду с государственной (законодательной, исполнительной и судебной) властью существует муниципальная власть, равноправная и равнородная с нею. Вместе с этим необхо­димо отметить, что в Конституции РФ сказано лишь о том, что органы местного самоуправления не входят в сис­тему органов государственной власти, и ничего не говорится о при­роде местного самоуправления.

1) принцип самостоятельности местного самоуправления в пределах его полномочий – текстуально закреплен в Конституции РФ. Он распространяется на все основы местного самоуправления и проявляется как правовая, организационная, экономическая и финансовая самостоятельность в решении вопросов местного значения;

2) сочетание представительной демократии с формами прямого волеизъявления граждан (выражается в органической связи и взаимообусловленности осуществления местного самоуправления гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления);

3) неподчиненность одного муниципального образования другому муниципальному образованию в пределах своей компетенции;

4) обязательность наличия представительного органа местного самоуправления в муниципальном образовании либо осуществление его полномочий собранием (сходом) граждан;

5) приоритетная роль представительных органов местного самоуправления в системе органов местного самоуправления (их ведущая роль обусловлена тем, что представительные органы выражают волю всего населения муниципального образования, придают ей общеобязательный характер и осуществляют от его имени власть);

6) гласность деятельности по осуществлению местного самоуправления;

7) обеспечение органами государственной власти муниципальнымобразованиям минимальных местных бюджетов;

8) гарантированность государством минимальных государственных социальных стандартов по удовлетворению основных жизненных потребностей населения, обеспечение которых отнесено к ведению муниципальных образований;

9) государственные гарантии и поддержка местного самоуправления;

10) принцип субсидиарности, взаимодействия и сотрудничества органов местного самоуправления с органами государственной власти в обеспечении жизнедеятельности населения основывается на единстве источника их власти, на единстве во многом целей, задач и функций, на взаимной ответственности за соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина, за создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

под административно-территориальным устройством субъекта Российской Федерации необходимо понимать деление территории субъекта на более мелкие территориальные единицы (административно-территориальные образования), на основе которых строится система органов публичной власти (государственной и муниципальной) для осуществления государственных функций и решения вопросов местного значения.

Под муниципальным образованием необходимо понимать городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородскую территорию города федерального значения, в которых созданы органы местного самоуправления, имеются муниципальный бюджет и собственность.

Муниципальное образование — это территориальная единица, на которой осуществляется местное самоуправление, имеется муниципальная собственность, местный бюджет и сформированные населением муниципального образования органы местного самоуправления.

● Городское поселение — город или поселок, местное самоуправление в котором осуществляется непосредственно населением непосредственно или через выборные органы местного самоуправления.

● Сельское поселение — единичный сельский населенный пункт, или же объединение нескольких сельских населенных пунктов, в которых местное самоуправление осуществляет населением непосредственно или через выборные органы местного самоуправления.

Читайте так же:  Биоиндикация загрязнений окружающей среды

● Муниципальный район — несколько поселений, объединенных общей территорией, местное самоуправление в которых осуществляется в целях решения вопросов местного значения.

● Городской округ — это городское поселение, не входящие в состав муниципального района, местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения.

● Внутригородская территория города федерального значения — это отдельная часть территории города федерального значения, в пределах которого гражданами осуществляется местное самоуправление.

— Единая Населенная территория

— Осуществление МС в рамках данной территории

— Наличие выборных ОМС

— Обособленная муниципальная собственность

— Наличие местного бюджета

— Первичным субъектом является население

— МС осуществляется исходя из интересов населения

Сельское поселение – один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления

Городское поселение – город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Глава І Муниципальные правовые акты в системе российского законодательства

1.1. Понятие и свойства муниципального правового акта

Муниципальный правовой акт – это письменный документ, принятый населением муниципального образования непосредственно, органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, обязательный для исполнения всеми субъектами права на территории муниципального образования, устанавливающий либо изменяющий общеобязательные правила или имеющий индивидуальный характер.[1]

По вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Муниципальные правовые акты входят в правовую систему Российской Федерации и являются властными предписаниями населения муниципального образования либо уполномоченных действовать от его имени органов местного самоуправления.

По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации.

Муниципальные правовые акты, принятые путем прямого волеизъявления граждан и органами местного самоуправления в переделах их полномочий, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм, должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.[2]

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Муниципальные правовые акты можно классифицировать по различным основаниям на виды:

В зависимости от предмета регулирования, от сферы действия, от формы и способа их принятия, от органа или должностного лицах издавшего, по юридическим свойствам и юридической силе и т. д.

В зависимости от сферы действия муниципальные правовые акты можно классифицировать по предметному действию: действию во времени, действию в пространстве, действию по кругу лиц. По характеру содержащихся в правовом акте предписаний муниципальные правовые акты подразделяются на нормативные и индивидуальные.

Муниципальный правовой акт – официальный письменный документ, принятый в порядке, предусмотренном в соответствии с законодательством и уставом муниципального образования, иными муниципальными правовыми актами, содержащий нормы права, обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанное на неоднократное применение. Кроме того, они обладают рядом определенных особенностей: содержат корпоративные нормы, исходящие из местного сообщества и регламентирующие деятельность этого сообщества, охватывают вопросы местного значения, а так же отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления; являются юридическизначимым волеизъявлением.

Муниципальный индивидуальный правовой акт, напротив, имеет неноримотивный, исполнительно – распорядительный характер и устанавливает, изменяет или отменяет права и обязанности конкретных лиц либо лица. Они персонифицированы, т. е. их адресатом является отдельные лица.

Видовое разнообразие муниципальных правовых актов обуславливает внутреннюю дифференцированность образуемой ими системы и ее иерархическое построение в зависимости от соотношения правовых актов по юридической силе.

Федеральный законодатель воспроизводит следующую классификацию муниципальных правовых актов, определяя её как систему муниципальных правовых актов:

1. Уставов муниципального образования и правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан)

2. Нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования;

3. Правовые акты главы муниципального образования, постановления и распоряжения главы местной администрации, иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.

1.2. Порядок разработки и принятия муниципальных правовых актов

Принятие муниципальных правовых актов – это правотворческий процесс, т.е. урегулированный нормативными правовыми актами порядок осуществления деятельности управомоченных органов и (или) должностных лиц по изданию правовых актов, состоящий из ряда последовательных этапов на каждом из которых решаются самостоятельные задачи нормотворческой деятельности.

Видео (кликните для воспроизведения).

Правотворческой инициативой признается официальное внесение правомочным субъектом в орган местного самоуправления проекта нормативного правового акта, влекущее за собой обязанность органа местного самоуправления рассмотреть и принять либо отклонить его.

Основными стадиями нормотворческой деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления являются:

1) планирование работ по разработке муниципального правового акта;

2) подготовка проекта муниципального правового акта;

3) согласование с заинтересованными органами и должностными лицами муниципального образования и правовая экспертиза проектов муниципальных правовых актов;

4) внесение проекта муниципального правового акта в соответствующий правотворческий орган;

5) обсуждение проекта и подготовка к принятию;

6) принятие (подписание) муниципального нормативного правового акта;

7) официальное опубликование (обнародование) муниципального правового акта в случаях и порядке, установленных уставом муниципального образования;

8) толкование муниципального правового акта в случаях и порядке, установленных соответствующим нормативным правовым актом;

9) систематизация и учет муниципальных правовых актов;

10) контроль за исполнением муниципального правового акта;

11) отмена муниципальных правовых актов или приостановление их действия.

В целях создания единой системы муниципальных нормативных правовых актов, обеспечения гласности в нормотворческой деятельности, во избежание дублирования правового регулирования общественных отношений на территории муниципального образования нормотворческая деятельность органов и должностных лиц местного самоуправления осуществляется на плановой основе.

Читайте так же:  Разрешение на осуществление торговли

Планы подготовки проектов муниципальных нормативных правовых актов предусматривают разработку проектов наиболее важных и трудоемких актов и не исключают подготовки проектов, не включенных в план нормотворческой деятельности, по поручению соответствующего нормотворческого муниципального органа.

Планы подготовки проектов муниципальных нормативных правовых актов могут быть текущими (рассчитанными на срок не более одного года) и перспективными (рассчитанными на срок до пяти лет).

Планы подготовки проектов муниципальных нормативных правовых актов формируются с учетом программ и планов нормотворческой деятельности федеральных и областных органов законодательной и исполнительной власти.

Порядок разработки, рассмотрения и утверждения планов подготовки проектов муниципальных нормативных правовых актов определяется регламентом соответствующего муниципального органа.

Глава муниципального образования, представительный и исполнительный орган муниципального образования (в зависимости от структуры органов местного самоуправления) информируют друг друга об утвержденных планах подготовки проектов нормативных правовых актов в течение 10 дней со дня их утверждения.

Подготовка муниципальных правовых актов

Проекты муниципальных правовых актов могут вноситься депутатами представительного органа муниципального образования, главой муниципального образования, иными выборными органами местного самоуправления, главой местной администрации, органами территориального общественного самоуправления, инициативными группами граждан, а также иными субъектами правотворческой инициативы, установленными уставом муниципального образования.

Порядок внесения проектов муниципальных правовых актов, перечень и форма прилагаемых к ним документов устанавливаются нормативным правовым актом органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления, на рассмотрение которых вносятся указанные проекты.

Разработка муниципальных правовых актов, внесенных в план нормотворческих работ, осуществляется ответственным органом (структурным подразделением) или должностным лицом местного самоуправления, указанным в плане.

Разработка муниципального нормативного правового акта может также проводиться на конкурсной основе в порядке, установленном для муниципального заказа.

В случае представления проекта муниципального нормативного правового акта муниципальному органу и должностному лицу, к компетенции которых относится принятие представленного проекта, в порядке правотворческой инициативы граждан указанные лица обязаны рассмотреть его в установленном порядке, принять или дать обоснованный отказ.

Для оценки соответствия проекта муниципального нормативного правового акта законодательству Российской Федерации, законодательству субъекта РФ, уставу муниципального образования и юридической технике до принятия (издания) правового акта проводиться его правовая экспертиза.

В случае, если реализация муниципального нормативного правового акта предусматривает расходы, покрываемые за счет средств местного бюджета, проводится финансово — экономическая экспертиза проекта правового акта порядке, установленном соответствующим органом (должностным лицом) местного самоуправления.

Для оценки качества внесенного проекта муниципального нормативного правового акта, а также действующих муниципальных нормативных правовых актов и для получения предложений по их совершенствованию может проводиться независимая научная (правовая, финансовая, научно-техническая, экологическая и др.) экспертиза на возмездной или безвозмездной основе.

Органы и должностные лица местного самоуправления в пределах их полномочий организовывают и проводят внутреннюю (служебную) экспертизу своих нормативных правовых актов в связи с изменением действующего законодательства и (или) с исключением внутренней противоречивости акта, и в случае необходимости разрабатывают соответствующий проект для принятия.

Вступление в силу муниципальных правовых актов

Муниципальные правовые акты принимаются путем их подписания уполномоченными должностными лицами в порядке, устанавливаемом соответствующими органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления.

Датой принятия муниципального правового акта считается день его принятия на заседании представительного органа местного самоуправления, подписания уполномоченным должностным лицом местного самоуправления.

Муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.

Официальным обнародованием муниципального нормативного правового акта считается его доведение до всеобщего сведения по телевидению и радио, путем оглашения на сходах граждан, размещения на информационных специальных стендах и в иных общедоступных местах, рассылки государственным органам, должностным лицам, организациям с обязательным указанием, что это является официальной информацией органов местного самоуправления.

Муниципальные ненормативные правовые акты вступают в силу со дня их подписания, если иное не указано в самом муниципальном ненормативном правовом акте.

Текст муниципального нормативного правового акта, в который внесены изменения, по решению нормотворческого органа может быть официально опубликован в соответствующих официальных печатных органах с учетом всех внесенных в него изменений. При этом вместе с датой принятия (подписания) муниципального нормативного правового акта указываются все его источники официального опубликования.

В случае, если при официальном опубликовании муниципального правового акта были допущены ошибки, опечатки, иные неточности в сравнении с подлинником муниципального правового акта в том же издании публикуется официальное извещение органа, принявшего муниципальный правовой акт, об исправлении неточности и подлинная редакция соответствующих положений.

Отмена муниципальных правовых актов и приостановление их действия.

Муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, — уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).

Муниципальные нормативные правовые акты действуют на основе принципа верховенства актов, обладающих более высокой юридической силой.

В случае коллизии между муниципальными нормативными правовыми актами субъекты правоотношений обязаны руководствоваться нормой акта, обладающего более высокой юридической силой.

В случае коллизии между муниципальными нормативными правовыми актами, обладающими равной юридической силой, действуют положения акта, принятого позднее.

Муниципальные правовые акты: понятие и система

В теории права общепризнано, что правовой акт — это специальный юридический письменный документ или действие, исходящие либо непосредственно от населения, либо от компетентных органов, должностных лиц государства, местного самоуправления и предназначенные для установления правил поведения участников общественных отношений.

Правовые акты подразделяют на:

Цель нормативного правового акта — установить нормы права, т.е. первично урегулировать общественное отношение, определить права и обязанности его участников.

Читайте так же:  Признаки мелкого хищения

Цель ненормативного правового акта (его также называют актом правоприменения, или индивидуальным актом) — обеспечить реализацию предписаний нормативного акта, его применение.

Право на принятие муниципальных правовых актов вытекает прежде всего из положений Конституции РФ, обращенных к местному самоуправлению. Ведь если местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения (ч. 1 ст. 130), а органы местного самоуправления управляют муниципальной собственностью, формируют и утверждают местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы (ч. 1 ст. 132) и пр., реализовать все это без принятия муниципальных правовых актов невозможно.

Федеральный закон 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в гл. 1 содержит ст. 7 «Муниципальные правовые акты», тем самым подчеркивается, что принятие таких актов является одним из важных способов реализации задач местного самоуправления.

Муниципальные правовые акты принимаются:

  • по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления;
  • по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ.

Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. За неисполнение муниципальных правовых актов наступает ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов РФ.

Если орган местного самоуправления полагает, что закон или иной нормативный правовой акт РФ или субъекта РФ по вопросам организации местного самоуправления не соответствует Конституции РФ, федеральным законам, договорам о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъекта РФ, вопрос о соответствии разрешается соответствующим судом. До вступления в силу решения суда принятие муниципальных правовых актов, противоречащих соответствующим положениям федерального закона или иного нормативного правового акта РФ либо закона или иного нормативного правового акта субъекта РФ, не допускается.

Специально муниципальным правовым актам Федеральный закон 2003 г. посвящает гл. 7. Согласно ст. 43 в систему муниципальных правовых актов входят:

  1. устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан);
  2. нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования (решения);
  3. правовые акты главы муниципального образования (постановления и распоряжения), местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления (распоряжения и приказы), предусмотренных уставом муниципального образования .

Устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования.

Иные муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме (сходе граждан).

Представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта РФ, уставом муниципального образования, принимает решения . Последние могут быть двух видов:

  • устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования;
  • по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования.

Решения представительного органа муниципального образования, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, если иное не установлено Федеральным законом 2003 г.

Глава муниципального образования, являющийся одновременно главой местной администрации, а также глава местной администрации, работающий по контракту, издают постановления и распоряжения . Постановления издаются по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ, а распоряжения — по вопросам организации работы местной администрации.

Председатель представительного органа муниципального образования издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования.

Иные должностные лица местного самоуправления издают распоряжения и приказы по вопросам, отнесенным к их полномочиям уставом муниципального образования.

В системе муниципальных правовых актов на первом месте стоит устав муниципального образования как главный нормативный юридический документ по вопросам жизни муниципального образования, деятельности муниципальных органов и развития непосредственной демократии на муниципальном уровне; к тому же по Закону устав — это еще и акт высшей юридической силы в системе муниципального правотворчества. Далее надо поставить решения, принятые на местном референдуме: они также обладают высшей юридической силой, но не менее существенно и то, что, как правило, на местные референдумы выносятся важные вопросы развития муниципальной территории. Вслед за ними следуют решения представительного органа муниципального образования, устанавливающие правила поведения (например, принятие муниципального бюджета, планов и программ развития муниципального образования, определение порядка управления муниципальным имуществом и т.д.).

Говоря о втором виде решений представительного органа, касающихся его собственной деятельности, отметим, что значение для населения может быть скромнее — в связи с формированием органа (например, об образовании постоянных комиссий) и участием в его работе, а это не всегда касается каждого местного жителя.

На следующую позицию могут претендовать акты главы муниципального образования с функциями главы местной администрации и акты главы местной администрации по контракту — постановления и распоряжения по вопросам местного значения и вопросам осуществления отдельных государственных полномочий.

Более целевое назначение и узкую направленность имеют постановления и распоряжения председателя представительного органа, поскольку они издаются по вопросам деятельности данного органа (например, подготовка и созыв сессии, назначение на должность и увольнение с должности работников аппарата представительного органа и т.д.). То же самое можно сказать о распоряжениях и приказах иных должностных лиц местного самоуправления.

Ненормативный муниципальный правовой акт

ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 30.01.2020 № 30

ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 06.06.2019 № 225 О сохранении Тепло-Огаревского муниципальн ого унитарного предприятия обслуживания населения «Муниципальное» на основе оценки эффективности его деятельности за 2018 год

Постановление от 29.03.2019 №121 О внесении изменения в постановление администрации муниципального образования Тепло-Огаревский район от 09.06.2018 № 259 «Об уточнении избирательных участков на территории муниципального образования Тепло-Огаревский район»

Постановление от 27.02.2019 №84 О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования Тепло-Огаревский район от

02.06.2014 Распоряжение администрации МО Тепло-Огаревский район от 02.06.2014 № 61-р
О создании штаба по контролю за подготовкой объектов жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования
Тепло-Огаревский район к отопительному периоду 2014-2015 г.г.

Читайте так же:  Право кассационного обжалования судебных постановлений

03.10.2013 Постановление администрации МО Тепло-Огаревский район от 03.10.2013 № 591
Об утверждении плана мероприятий по проведению в муниципальном образовании Тепло-Огаревский район Года культуры

03.10.2013 Постановление администрации МО Тепло-Огаревский район от 03.10.2013 № 589
О внесении изменений в постановление главы муниципального образования Тепло-Огаревский район от 01.10.2008 № 337 «Об утверждении Положения об оплате труда работников бюджетных учреждений культуры муниципального образования Тепло-Огаревский район»

28.12.2012 Постановление администрации МО Тепло-Огаревский район от 28.12.2012 №770
Об организации ярмарок по реализации сельскохозяйственной продукции, промышленных и продовольственных товаров на территории рабочий поселок Теплое муниципального образования Тепло-Огаревского района

28.12.2012 Постановление администрации МО Тепло-Огаревский район от 28.12.2012 №767
Об организации ярмарок по реализации сельскохозяйственной продукции, промышленных и продовольственных товаров на территории рабочий поселок Теплое муниципального образования Тепло-Огаревского района

29.10.2012 Постановление администрации МО Тёпло-Огарёвский район от 26.10.2012 № 614
Об организации выставки-ярмарки по реализации товаров народного потребления Беларусско-Российских товаропроизводителей на территории рабочий поселок Теплое муниципального образования Тепло-Огаревский район

О поддержке инициативы о возложении исполнения полномочий администрации муниципального образования рабочий поселок Теплое Тепло-Огаревского района на администрацию муниципального образования Тепло-Огаревский район

О проверке готовности образовательных учреждений муниципального образования Тепло-Огаревский район к работе в 2012-2013 учебном году
09.07.2012 Постановление администрации МО Тёпло-Огарёвский район от 09.07.2012 № 413

Об утверждении перечня муниципальных услуг (функций), предоставляемых (исполняемых) администрацией муниципального образования Тепло-Огаревский район и муниципальными учреждениями муниципального образования Тепло-Огаревский район для размещения в Сводном реестре государственных и муниципальных услуг (функций)

О сохранении муниципальных унитарных предприятий муниципального образования Тепло-Огаревский район на основе оценки эффективности их деятельности за 2011 год

О проведении смотра-конкурса по благоустройству территорий городского и сельских поселений, входящих в состав муниципального образования Тёпло-Огарёвский район в 2012 году

О проведении открытого конкурса среди субъектов малого и среднего предпринимательства «Лучшее предприятие малого и среднего бизнеса муниципального образования Тёпло-Огарёвский район»

Об образовании избирательных участков для проведения выборов Президента Российской Федерации на территории Тёпло-Огарёвского района

Об утверждении перечня муниципальных услуг муниципального образования Тёпло-Огарёвский район, для которых требуется организация межведомственного и межуровневого взаимодействия

О внесении изменения в постановление главы муниципального образования Тёпло-Огарёвский район от 29.09.2008 г. № 330 «О введении новых систем оплаты труда работников учреждений и организаций бюджетной сферы, финансируемых из бюджета муниципального образования Тёпло-Огарёвский район»

О внесении изменения в постановление администрации муниципального образования Тёпло-Огарёвский район от 05.02.2010 № 28 «Об утверждении Реестра муниципальных услуг муниципального образования Тёпло-Огарёвский район»

О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования Тёпло-Огарёвский район от 16.09.2010 № 298 «О плане перехода на предоставление в электронном виде государственных и муниципальных услуг органами местного самоуправления, муниципальными учреждениями МО Тёпло-Огарёвский район»

О внесении изменений в постановление главы муниципального образования Тёпло-Огарёвский район от 29.09.2008 г. № 330 «О введении новых систем оплаты труда работников учреждений и организаций бюджетной сферы, финансируемых из бюджета муниципального образования Тёпло-Огарёвский район, оплата которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников учреждений и организаций бюджетной сферы муниципального образования Тёпло-Огарёвский район

О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования Тёпло-Огарёвский район от 30.11.2010 №498 «О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения муниципального образования Тёпло-Огарёвский район к категории особо ценного движимого имущества»

Об оценке экономической эффективности деятельности муниципальных унитарных предприятий муниципального образования Тёпло-Огарёвский район

Об утверждении Положения о системе критериев для сохранения муниципальных унитарных предприятий муниципального образования Тёпло-Огарёвский район

Об утверждении плана мероприятий по реализации Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»

О перспективном плане работы администрации муниципального образования Тёпло-Огарёвский район на 2011 год

О создании межведомственного совета по противодействию коррупции при главе администрации муниципального образования Тёпло-Огарёвский район

О конкурсе на замещение вакантной должности муниципальной службы заведующего отделом ЖКХ, транспорта и связи администрации муниципального образования Тёпло-Огарёвский район

Об утверждении Комплекса мер, направленных на обеспечение исполнения соответствующими юридическими лицами обязанности по оформлению в установленные сроки права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками

О Плане противодействия коррупции в администрации муниципального образования Тёпло-Огарёвский район на 2010-2012 годы

О реализации отдельных положений Указа Президента РФ от 21.07.2010 № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» в администрации муниципального образования Тёпло-Огарёвский район

Об утверждении Положения о порядке уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения муниципального служащего администрации муниципального образования Тёпло-Огарёвский район к совершению коррупционных правонарушений

Об организации отдыха, оздоровления, занятости детей в 2010 году

О проведении единого государственного экзамена в муниципальном образовании Тёпло-Огарёвский район в 2010 году

Об утверждении Положения о порядке размещения сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих администрации муниципального образования Тёпло-Огарёвский район и членов их семей на официальном сайте администрации муниципального образования Тёпло-Огарёвский район и предоставления этих сведений средствам массовой информации для опубликования

О подготовке и проведении памятных мероприятий, посвященных 25-летней годовщине катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции в муниципальном образовании Тёпло-Огарёвский район

Об итогах отопительного сезона 2009-2010 гг. и задачах по подготовке объектов социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования Тёпло-Огарёвский район к осенне-зимнему периоду 2010-2011 г.г.

Об отнесении муниципального имущества к имуществу муниципальной казны муниципального образования Тёпло-Огарёвский район

О создании административной комиссии муниципального образования Тёпло-Огарёвский район

О внесении изменения в постановление администрации муниципального образования Тепло-Огаревский район от 27.05.2011 г. № 246 «Об утверждении Плана мероприятий по переходу на межведомственное и межуровневое взаимодействие при предоставлении государственных и муниципальных услуг в муниципальном образовании Тепло-Огаревский район»

Правила обработки личных данных

Видео (кликните для воспроизведения).

Приносим свои извинения. Правила находятся в разработке

Источники

Ненормативный муниципальный правовой акт
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here