Несанкционированные свалки в лесах

Предлагаем ознакомится с материалом в статье: "Несанкционированные свалки в лесах". Здесь собрана и обработана информация из авторитетных источников. Если вы все же не найдете ответ на свой вопрос, дочитайте статью до конца, если же и после этого не получите ответ, то обратитесь к дежурному консультанту.

Несанкционированные свалки в лесах

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

В августе 2019 года на территории городского поселения выявлена несанкционированная свалка. Земельный участок, на котором она находится, не разграничен, не сформирован. В чьи обязанности входит ликвидация свалки — регионального оператора, муниципалитета или органа исполнительной власти области?

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Парасоцкая Елена

Ответ прошел контроль качества

3 октября 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Свыше 90% несанкционированных свалок устранили в Подмосковье в июле

Евгения Остапенко

Штаб ликвидации несанкционированных скоплений отходов был создан по поручению губернатора области Андрея Воробьева в июле. Руководитель — начальник Госадмтехнадзора Подмосковья Татьяна Витушева.

«С начала работы штаба в подмосковных лесах ликвидировано 619 несанкционированных свалок и навалов — это 93% выявленных штабом в лесах свалок и навалов мусора», — сообщила Татьяна Витушева.

Начальник Госадмтехнадзора региона также добавила, что вместе с поиском скоплений мусора принимаются меры по профилактике правонарушений, связанных со свалками на землях лесного фонда.

«Сегодня мы принимаем решение об установке в ближайшие недели 392 контейнеров для мусора в лесах. Обеспечивать их обслуживание и содержание будут региональные операторы. Также в ближайшие выходные пройдут „лесные“ субботники в восьми муниципалитетах Подмосковья, а именно: в Ленинском, Солнечногорском, Пушкинском, Одинцовском муниципальных районах, городских округах Домодедово, Люберцы, Красногорск, а также в Старой Купавне», — дополнила Татьяна Витушева.

Также к устранению несанкционированных свалок подключились пользователи социальных сетей. Благодаря хэштегу #ОхотаНаСвалку штабом ликвидации несанкционированных скоплений отходов было получено свыше 350 сообщений о мусорных навалах.

Порядка 600 свалок ликвидировали в подмосковных лесах в 2019 году

Анастасия Максимовских, Юлия Уткина

Депутаты совместно с представителями Комитета лесного хозяйства подняли актуальные вопросы организации мероприятий по очистке земель лесного фонда, примыкающих к населенным пунктам Подмосковья.

«Одной из главных проблем остаются несанкционированные свалки. Важно четко понимать, кто должен убирать мусор, как бороться с нарушителями и какие меры необходимо принять в ближайшее время», — отметил Владимир Шапкин, председатель Комитета Мособлдумы по имущественным отношениям и землепользованию.

Как рассказал заместитель начальника Управления судебного обеспечения по работе с территориями Комитета лесного хозяйства Подмосковья Сергей Савостин, «действующим законодательством Российской Федерации не закреплены полномочия по уборке несанкционированно складированных отходов с территории земель лесного фонда ни за одним из органов государственной власти, либо за органами местного самоуправления». Так что средства из федерального бюджета на ликвидацию таких навалов не выделяются.

По словам Сергея Савостина, на сегодняшний день с несанкционированными свалками разбирается Комитет лесного хозяйства Подмосковья. В 2019 году было ликвидировано более 21 тысячи кубометров мусора, на это было выделено более 61 миллиона рублей из регионального бюджета.

«В числе проблемных округов Балашиха, Подольск и другие густонаселенные городские округа. Периодически сталкиваемся с тем, что мусор невозможно убрать без специальной техники», — добавил Сергей Савостин.

На сегодняшний день финансирование мероприятий по очистке территорий лесного фонда от мусора увеличено почти в два раза. В 2020 году на уборку несанкционированных свалок в лесах в Подмосковье выделено около 155 млн рублей.

«Комитету лесного хозяйства необходимо заключить соглашение с ГУ МВД России по Московской области в части выявления нарушителей, допускающих навалы отходов производства и потребления на землях лесного фонда, а также установить для каждого лесничества персональные ключевые показатели эффективности (KPI)», — отметил первый заместитель председателя Мособлдумы Никита Чаплин.

Кроме того, по итогам заседания принято решение рассмотреть вопрос о подготовке законопроекта, направленного на возможность изъятия транспортных средств, выявленных при несанкционированных свалках мусора.

Несанкционированные свалки в лесах в черте города кто должен убирать

Как всегда, мы постараемся ответить на вопрос «Несанкционированные свалки в лесах в черте города кто должен убирать». А еще Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте не выходя из дома.

Жалоба направляется в местное отделение. Это наилучший способ решения вопроса, если виновниками свалки стали предприниматели, например, когда свалка образовалась возле магазина или супермаркета. Однако перед тем, как формировать обращение в федеральную службу, рекомендуется попытаться наладить контакт с руководством магазина. Чтобы все было зафиксировано документально, стоит написать свои претензии в жалобную книгу. После чего у администрации будет 15 дней на реакцию.

Обратиться за принятием мер можно также в государственную жилищную инспекцию. Она может отвечать за город, область или район. Способы такие же как в предыдущих пунктах – электронная приемная, а также почта. В заявлении нужно подробно описать ситуацию и по возможности приложить фотографии. Можно также сформировать обращение по телефону, в случае если есть уверенность, что удастся грамотно изложить все факты.

Читайте так же:  Обстоятельства совершения административного правонарушения

Что говорит закон

Необязательно при этом обращаться в главный департамент, можно смело подавать заявление в окружное или районное подразделение. Сделать это можно с помощью электронной приемной. Писать заявление от руки не понадобится – заполнить форму можно онлайн, указав свои данные и описав проблему (максимум в 4000 символов).
Доступны также варианты отправки письма по электронной или обыкновенной почте.

«Если бы все были молодые, можно было бы создать группу в Viber. Я бы мог прямо там после рейда им обозначать места, где нужно убрать. Если бы после моего сообщения не убирали, тогда бы уже выдавал предписание. Но, к сожалению, молодых только около 30%, все остальные – старше 50. У многих из них до сих пор кнопочные телефоны», – вздыхает Юрий Антонович.

Как ловят тех, кто мусорит

До сих пор далеко не все члены садовых товариществ бережно относятся к природе и правильно вывозят мусор: им проще занести отходы в ближайший лес или оставить на остановке транспорта, провоцируя таким образом образование стихийных свалок.

Огромные штрафы и нежелание платить

Рейд закончен. Мы убедились, что в Пуховичском районе стихийных свалок возле садовых товариществ почти нет. Это обнадеживает, но лишь до того момента, пока не задумываешься, какую работу пришлось провести инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды, чтобы этого добиться. В идеале ведь сами люди должны понимать, что не стоит гадить там, где живешь.

Несанкционированные свалки — это складывание промышленных и бытовых отходов на период больше шести месяцев в местах, которые не соответствуют требованиям законодательства в сфере охраны природы. Подобные действия приводят к нарушению санитарно-эпидемиологического благополучия обычных граждан.

Формы ответственности

Стихийная свалка — нарушение, за которое предусматривается административное наказание.

Все требования и действия регламентированы статьей КоАП (кодексом об административных правонарушениях) под №8.2.

Налагаются штрафы, которые отражает таблица:

Юридические лица от 100 тыс. рублей.
Индивидуальные предприниматели от 10 до 50 тысяч рублей. В отдельных случаях может принудительно останавливаться деятельность компании сроком на 3 месяца.
Должностные лица от 10 до 30 тысяч рублей.
Физические лица от 1 до 2 тысяч руб.

При определении наказания имеет значение место, где был выброшен мусор. Если строительные отходы были оставлены физическим лицом, штраф составит 3 тысячи рублей, юридическим — до 100.

При выбрасывании мусора из машины сумма за нарушение не превысит 3 тысяч, из окна многоэтажки или на территории леса — 5 тысяч.

В последнем случае нарушителя могут обязать выполнять работы по облагораживанию лесной местности.

Определение размера штрафа зависит и от других моментов:

  • повлек ли выброс отходов серьезные последствия для экологии;
  • в каком количестве и где был выброшен мусор;
  • возмещен ли нарушителем материальный ущерб;
  • ранее гражданин привлекался к административной ответственности или нет.

Анализ обстоятельств будет проводить судья или комиссия муниципальных органов.

Нормативный акт предусматривает уголовное наказание за организацию свалок. Реализуется мера в тех случаях, когда был нанесен серьезный вред экологии, здоровью или жизни людей. Ответственность за нарушение такого масштаба — заключение под стражу на срок от 6 до 8 лет.

Виды нарушений

В городах стоят мусорные баки, а в квартирах — ведра. Это не мешает большому количеству людей выкидывать отходы в местах, которые для этого не предназначены.

От хлама избавляются по-разному:

  1. Выбрасывают строительные отходы.
  2. Бросают бумажки и еду после пикников и отдыха на природе.
  3. Выкидывают пакеты с остатками из окон многоэтажек или автотранспортных средств.

Бросать отходы разрешается только в специально отведенных местах: баках, урнах, контейнерах.

Последствия свалок

Жизнь вблизи мусорных скоплений неприятна и вредна для здоровья. Выброс газа может спровоцировать головную боль, тошноту, рвоту и другие неприятные ощущения.

Воздействие стихийных мусорок на окружающую среду и людей состоит в следующем:

  • Рост инфекционных болезней. Их переносчиками являются животные, которые часто обитают в местах скопления мусора.
  • Загрязнение воздуха.
  • Возгорание выделяемого газа.
  • Проникновение в почву и воду токсичных компонентов.
  • Парниковый эффект.
  • Загрязнение поверхности земли разными соединениями: органическими и неорганическими.
  • Неконтролируемое развития заболеваний.

А также беспокоят ТБО как источник неприятного запаха и размножения грызунов. Последние переносят огромное количество заболеваний. Разложение отходов длится десятки лет. Опасность таких реакций состоит в выделении химических компонентов, которые могут быть причиной загрязнения поверхностных вод.

Последствия свалок — опасность появления эпидемий и биологических заболеваний внешней среды. Они возникают из-за разложения побочных продуктов жизнедеятельности без доступа воздуха. Выделяется газ (метан), который является одной из причин парникового эффекта. Из-за выброса ядовитого дыма в атмосферу на полигонах часто возникают пожары. Вблизи свалок погибают все растения, подтверждая опасность отходов. В результате реакции выделяются ядовитые вещества. Они и вызывают гибель растений, их мутацию.

Каждый год количество ТБО накапливается. Из-за этого возникает нехватка территорий. Важное решение — грамотная утилизация мусора. Она должна отвечать трем основным критериям:

  1. Повторное применение отходов.
  2. Экономия места под скопление мусора.
  3. Использование ценных компонентов, содержащихся во вторсырье.

Если этого не делать, проблемы будут только возрастать. Санитарно-эпидемиологическая обстановка во многих городах России усугубляется. Увеличивается количество людей, страдающих онкологическими заболеваниями.

Штрафы за несанкционированную свалку

Размер и порядок присуждения штрафов за правонарушения, связанные с незаконной свалкой мусора, определены в главе 8 Кодекса об административных правонарушениях. За несанкционированную свалку несут ответственность физические лица, индивидуальные предприниматели, должностные лица и организации. Размер штрафов определен в статьях 8.1-8.6, а размер наказания составляет:

  • от 1 до 2 тыс. руб. – физлица;
  • 10-50 тыс. руб. (или приостановка деятельности на 3 месяца) – индивидуальные предприниматели;
  • 10-30 тыс. руб. – должностные лица организаций;
  • от 100 тыс. руб. (или приостановка деятельности на 3 месяца) – юрлица.

Ответственные за ликвидацию

Выбор органов, в которые обращаются граждане с жалобами на незаконную свалку многообразен: предприятия, местные и федеральные государственные органы. До недавнего времени выбор тех, кто должен заниматься ликвидацией несанкционированной свалки, был однозначен – владельцы территории. На частных землях предприятий полномочия по уборке ложились на Роспотребнадзор, на муниципальных землях – на местную администрацию.

Что ожидает нарушителя за создание несанкционированной свалки

Стихийно образованные горы мусора — глобальная экологическая проблема. Она ухудшает состояние окружающей среды и провоцирует появление серьезных заболеваний. За организацию несанкционированных свалок налагается штраф.

Нормативное регулирование

На законодательном уровне процесс регулирования обращения с отходами в России отображен во многих документах:

  • Конституция.Верховный закон закрепляет права граждан на благоприятную окружающую среду, информированность о ее состоянии, компенсирование расходов при уроне здоровья, связанного с небезопасной экологической обстановкой. На Конституции основаны положения нормативно-правовых актов, действующих в стране.
  • Федеральные законы. Федеральный закон № 7-ФЗ направлен на регулирование вопросов защиты окружающей среды: сохранение природы, профилактические меры, улучшение экологии. Отдельно отмечено разделения сфер ответственности между федеральными и местными органами власти. Несанкционированные свалки возникают в бессистемном порядке, поэтому их ликвидация осуществляется на основании точечных обращений, порядок которых определяет федеральный закон № 59-ФЗ. Федеральный закон, регламентирующий расположение и организацию работы мусорных полигонов, – № 89-ФЗ. Например, в документе определены места, в которых запрещены свалки: населенные пункты, зоны отдыха, парки, лечебно-оздоровительные площадки, водосборы, места добычи полезных ископаемых.
  • Кодекс об административных правонарушениях. В статьях 8.1-8.6 КоАП указаны конкретные штрафы за нарушения, связанные с экологической безопасностью.
Читайте так же:  Протокол за курение в общественном месте

Теоретические моменты

Несанкционированные свалки мусора промышленного и бытового вида считаются безлимитным размещением, которое влечет за собой наложение на собственника отходов административной ответственности. Согласно законодательству, действующему в нашей стране в области охраны окружающей среды, нарушитель обязан уплатить определенную денежную сумму за негативное действие на природу — применяется пятикратный повышающий коэффициент.

Что нужно знать

Ликвидация несанкционированных свалок осуществляется с непосредственным участием органов местного самоуправления. Распространяются их полномочия на земли, которые применяются и предназначены для застройки и развития населенного пункта.

  • В каждом городе работают мусороперерабатывающие заводы, которые способны утилизировать любой мусор. Помимо того, что заводы спасают экологию от загрязнения, они «дарят» вторую жизнь некоторым материалам.
  • Муниципальные учреждения принимают на работу людей, убирающих мусор на улицах города и в лесных массивах. Эти люди спасают землю от последствий разложения органического и неорганического мусора.
  • Устанавливаются высокие штрафы, прописанные в нормативных документах.
  • Проводятся различные акции по уборке мусора, где волонтеры убирают лес, улицы, дороги.

Самостоятельно лесные предприятия убрать мусор не имеют права, он вывозится только при наличии лицензии, это проверяется строго. Будет штраф за грязный лесной участок или штраф за несанкционированный вывоз мусора. Так, из-за людской халатности ответственность несет лесное предприятие, чья территория пострадала. Если один человек не мусорит в лесу, это может сделать другой.

Советы адвоката: как бороться с мусором и несанкционированными свалками

В связи с недавним инцидентом по несанкционированной свалке на Патрокле наш сайт обратился к юристу за консультацией. В результате коллегией адвокатов «Власов и партнеры» был подготовлен данный материал.

1. Куда везти строительный мусор во Владивостоке

Первый вариант – это вывезти строительный мусор самостоятельно. Необходимо собрать строительный мусор в мешки (для этого вида отходов самые удобные – полипропиленовые) и отвезти на промышленную площадку МУПВ «Спецзавод № 1». Располагается она на улице Холмистой, 1 и работает ежедневно без перерывов на обед с 8:00 до 19:30. При этом за сдачу мусора предстоить заплатить: стоимость за 1 тонну сданного строительного мусора составляет 607,53 рубля. Расчет ведется на месте.

Второй вариант – заказать и оплатить машину для вывоза строительного мусора. На сайте Farpost.ru представлен большой перечень таких организаций.

Третий вариант – если ремонт делает строительная компания, то можно заключить с ней договор по вывозу мусора (будет расцениваться как дополнительная услуга).

Таким образом, организация вывоза строительного мусора – обязанность гражданина, который проводит ремонт в своей квартире.

2. Если вы стали очевидцем – дальнейшие действия

Видео (кликните для воспроизведения).

Надо свалку сфотографировать. При этом для фотографии надо точно определить местоположение объекта, например с помощью геотега на фото. Также надо составить и словесное описание местности.

Зафиксировать существование свалки можно и в интернете.

Для этого нужно зайти на сайт «Наша природа» — официальный ресурс Министерства экологии и природных ресурсов РФ. В заявке необходимо указать точное место, опубликовать словесное описание, выложить фотографии. Жалоба поступает в центральный аппарат Росприроднадзора. Затем, в зависимости от региона, обращение будет передано в соответствующие инстанции. Обращения на сайт поступают с 1 июня 2017 года.

Если свалка горит или расположена с источником воды, имеет смысл написать и в Роспотребнадзор. Именно это ведомство призвано защищать право граждан на благоприятную окружающую среду.

Поскольку у территориальных органов Росприроднадзора, Роспотребнадзора и природоохранной прокуратуры не всегда хватает ресурсов (иногда – и желания), можно им помочь в расследовании. Если это организованная свалка, фотографируйте машины, фиксируйте их номера. Чем больше фактов и конкретики будет в ваших заявлениях, тем лучше.

Кстати, незаконная свалка не обязательно выглядит как куча – можно поставить и стационарные контейнеры. Однако в России такой пункт сбора мусора все равно будет вне закона, так как размещать отходы можно только на специальных площадках. Все пункты сбора должны быть внесены в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО).

Информируйте общественность и СМИ

Хороший способ воздействия на ответственных лиц – широкое информирование о проблеме. Создавайте группы в соцсетях и ветки на форумах, звоните и пишите в редакции СМИ. Имеет смысл взять в союзники общественную организацию. У них больше опыта общения с органами власти и, как правило, больше медиаресурсов.

Особенно пригодится такая тактика в том случае, если за свалкой стоят чьи-то бизнес-интересы. В такой ситуации очевидно, что у правонарушителя есть «крыша». Серьезная общественная кампания уникальна, и написать для нее инструкцию невозможно. И даже вредно. Ведь те, кто создает незаконные свалки, ее тоже могут прочитать.

3. Куда отправить фото, видео

По общему правилу за несанкционированную свалку несет ответственность орган власти, на территории которого возникла свалка. Чаще свалки возникают именно на территории населенных пунктов, которые находятся в ведении органов местного самоуправления. Федеральный закон от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» накладывает именно на муниципалитеты обязательства по вывозу мусора и надлежащему содержанию территории.

Поэтому, обнаружив свалку и точно зная, на территории какого муниципального образования она расположена, сразу пишите жалобу в этот орган местной власти.
Если же свалка обнаружена в лесу или на землях сельскохозяйственного назначения, такую жалобу следует направлять не только в муниципалитет, но и в соответствующий орган власти. Так за ликвидацию свалки мусора в лесах отвечают структурные подразделения Федерального агентства лесного хозяйства – Рослесхоза (лесничества). За ликвидацию свалок на сельхозземлях отвечает Россельхознадзор.

Читайте так же:  Штраф за нарушение тишины в выходные

4. Чем это грозит нарушителю

Статья 8.2 КоАП. Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.

Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц – от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Если нарушение порядка обращения с отходами произошло по вине гражданина или должностного лица и могло создать угрозу причинения существенного вреда жизни и здоровью граждан, то по решению суда виновное лицо может быть привлечено к уголовной ответственности вплоть до лишения свободы на срок до 2 лет.

5. Что делать, если нарушитель требует прекратить съемку.

Никакого запрета в законе на видеосьемку нет. Запрещается лишь использование этой видеозаписи без согласия гражданина, снятого на видеокамеру.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 152.1 ГК РФ не требуется согласия гражданина для обнародования и дальнейшего использования изображения, полученного при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, в том числе открытых судебных заседаниях, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях), за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования.

В частности, изображение гражданина на фотографии, сделанной в публичном месте, не будет являться основным объектом использования, если в целом фотоснимок отображает информацию о проведенном публичном мероприятии, на котором он был сделан.

В процессуальных кодексах требуется разрешение судьи на видеосъемку заседания. Есть еще несколько малоизвестных законов запрещающих снимать в таких госучереждениях, в которые вас вряд ли пустят и вам вряд ли туда захочется.

Во всех остальных случаях вам никто не может запретить съемку, или тем более удалить файл.

Некоторые статьи Гражданского кодекса могут попробовать вам помешать с распространением, но в случае с незнакомыми людьми данный закон почти бессилен. По ГК вас могут обязать или убрать видео из публичного доступа но только через суд.

Более того Статья 152.1. ГКОхрана изображения гражданина” прямым тестом разрешает без согласия публиковать физиономию того, кто учинил некий беспредел.

Статья 152.1. Охрана изображения гражданина (введена Федеральным законом от 18.12.2006 N 231-ФЗ)

Обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых он изображен) допускаются только с согласия этого гражданина.

Такое согласие не требуется в случаях, когда:

1) использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах;

2) изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях), за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования;

Трудный мусор. Что мешает ликвидировать незаконные свалки в лесу

Ужесточение экологического законодательства, нацеленное на сохранение окружающей среды, на деле дало результаты диаметрально противоположные поставленной задаче.

Число несанкционированных свалок растёт в геометрической прогрессии – на каждую ликвидированную свалку приходятся три новые. Очевидно, что региональные компании-операторы в сфере оборота мусора пока не в силах остановить этот процесс. Во многом проблема усугубляется дефектами законодательства – например, тем, что для ликвидации свалки мусор необходимо классифицировать по классам опасности. На практике, как считают эксперты, жесткие требования закона заводят ситуацию в тупик, поскольку не учитывают жизненных реалий.

Признать своим

Стихийно возникающие свалки становятся серьезной проблемой в первую очередь для арендаторов и владельцев лесных участков. Как объясняет руководитель группы лесоперерабатывающих компаний в Ленинградской области Runko Group Александр Ошкаев, не первый год занимающийся проблемой вывоза мусора из арендуемых организациями лесных массивов, несмотря на желание ликвидировать нелегальные свалки, законодательного права делать это компании-арендаторы не имеют.

Введение лицензий на оборот ТБО ставит компании, самостоятельно пытающиеся убрать стихийно возникающие свалки, вне закона. «Чтобы ликвидировать свалку, нужно признать мусор своим, оформить паспорт отходов. Иначе уборка мусора будет признана нелицензионной деятельностью. Мусор нужно не просто признать своим, но и доказать, что он наш, — констатирует Ошкаев. — Единственный доступный нам инструмент – уборка свалок по решению суда. А это процесс не быстрый».

Понятно, что во многом появление стихийных свалок обусловлено плохой организацией сбора отходов. Люди везут бытовые и другие отходы в лес из-за того, что в поселениях мало или вовсе нет мусорных баков и контейнеров. Более сознательные граждане вывозят мусор с собой в город, но многие, особенно дачники, возвращающиеся из садоводств, оставляют мусор в соседнем лесу.

Участники проекта ОНФ «Генеральная уборка» за полтора года работы, к лету 2018 года, нанесли на интерактивную карту свалок 122 объекта только на территории Всеволожского района. И это – лишь треть от общего числа сообщений, поступивших от жителей Ленинградской области.

Региональный оператор не в состоянии справиться с таким количеством мусора. Очевидно, что проблему можно решить только за счет предоставления арендаторам, заинтересованным в сохранении чистоты лесов и имеющим ресурсы для их уборки, права заниматься вывозом ТБО.

Юридические тонкости

Оборот ТБО регулируется рядом правовых актов, в числе которых Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89 с внесенными в июле 2108 года изменениями; постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2000 года № 461 «О правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение»; постановление Правительства Российской Федерации от 26 октября 2000 года № 818 «О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов»; постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2002 года № 340 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по обращению с опасными отходами» и другие.

Руководитель гражданско-правового департамента Юридической конторы Гессена Екатерина Никулина, комментируя законодательные аспекты организации уборки мусора на территории лесов и лесозаготовок, отмечает, что в случае, если земли лесного фонда расположены в зоне населенного пункта, то за уборку отвечает орган местного самоуправления.

Читайте так же:  Кассационное обжалование дела об административном правонарушении

«Когда объект расположен вне зоны населенного пункта, то отвечать за его уборку должен уполномоченный орган государственной власти, — подчеркивает Никулина. — А если земли лесного фонда переданы для использования по договору аренды, то следить за чистотой лесных участков, вероятнее всего, будет обязан сам арендатор. Многое зависит от условий договора».

Кроме этого, отмечает юрист, необходимо разграничить категории «мусора», подлежащего вывозу. Так, следует по-разному оценивать ТБО и отходы древесины.

«Если на свалке находятся в основном ТБО, то владелец или арендатор территории в праве убрать такой мусор, но с привлечением специализированной организации, которая обладает лицензией на право осуществления деятельности по сбору и утилизации бытовых отходов. Если лесозаготовитель по договору с собственником земель лесного фонда имеет право на получение в собственность отходов древесины, то и убирать такой мусор он в праве самостоятельно. Если же такое право отсутствует, то отходы древесины принадлежат собственнику лесного фонда. Договором аренды или иным договором может быть также предусмотрена обязанность лесозаготовителя передавать отходы древесины, так называемые порубочные остатки, в пункты сбора и переработки древесины», — разъясняет Екатерина Никулина.

Паспорт ищет хозяина

Дискуссии о том, кто должен отвечать за уборку мусора в лесах и на территории лесозаготовок — региональный оператор, администрация района или владелец и арендатор территории, — ведутся на разных уровнях. В частности, Управляющий партнер 4R Group Михаил Бойцов ссылается на определения Конституционного Суда РФ, который в случае несанкционированного складирования отходов на лесных участках, неоднократно возлагал обязанность по их ликвидации на органы местного самоуправления, если такие отходы были расположены на лесных участках в муниципальной собственности. Если же отходы находились в лесных участках лесного фонда, то есть в федеральной собственности, их уборка возлагалась на уполномоченные органы государственной власти.

«Если отходы образовались в результате хозяйственной деятельности владельца лесного участка, обязанность по их ликвидации возлагается на владельца лесного участка, — подчеркивает Михаил Бойцов. — Арендатор не только вправе, но и обязан убирать образующиеся свалки. Действующее природоохранное законодательство не содержит запрета на вывоз любых отходов владельцем лесного участка – в том числе отходов, образовавшихся в результате заготовки лесных ресурсов. Более того, покрытие расходов на восстановление окружающей среды после заготовки лесных ресурсов предполагается в первую очередь за счёт лица, осуществляющего на лесном участке хозяйственную деятельность. Данное регулирование является воплощением общего принципа законодательства об охране окружающей среды – загрязнитель платит».

Как поясняет Бойцов, трактовать ситуацию подобным образом позволяют приказ Минприроды России от 05.12.2014 N 541 «Об утверждении Порядка отнесения отходов I -IV классов опасности к конкретному классу опасности» и статья 1 Закона об отходах.

Эксперт подробно разъясняет, что положениями статьи 14, пунктом 2 указанного Закона предусмотрено, что юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I — IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I — IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации (пункт 3).

Приказом Минприроды России от 05.12.2014 N 541 определено, что для подтверждения отнесения вида отходов к конкретному классу опасности для окружающей среды, хозяйствующий субъект, в процессе деятельности которого образуется данный вид отходов, направляет в территориальный орган Росприроднадзора по месту осуществления своей деятельности необходимые документы и материалы. В их числе — сведения о происхождении отходов по исходному сырью и по их принадлежности к определенному производству, технологическому процессу, в результате которого образовался отход, или процессу, в результате которого продукция утратила свои потребительские свойства. При этом необходимо указать наименования исходной продукции, а также предоставить сведения об агрегатном состоянии и физической форме вида отходов, заверенные хозяйствующим субъектом на каждый вид отходов.

Однако, как отмечает Михаил Бойцов, признать мусор своим недостаточно.

«Признание мусора своим – это то, с чем сталкивается арендатор лесного фонда, когда он предпринимает попытку этот мусор убрать своими силами. Но дальше возникает гораздо более сложная проблема, связанная с получением паспорта отходов, чтобы применить его для сбора, утилизации и транспортировки мусора. Паспорт отходов должен оформляться на каждую свалку, которых сотни. И каждый раз проводится экспертиза по классу опасности отхода».

Столько сложная бюрократическая процедура приводит к тому, что, если строго следовать букве закона, время с момента обнаружения нелегальной свалки до момента ее ликвидации составляет от трех до шести месяцев. На получение одного паспорта и экспертизу мусора уходит до полутора месяцев. «Люди выбрасывают на свалку совершенно разные отслужившие им вещи — от бытовых отходов, до особо опасного мусора — ртутных ламп, батареек, светодиодов. Классы опасности варьируются от 1 до 5. В основном преобладает 4-й класс опасности, то есть — малоопасный отходы и строительный мусор», — комментирует Бойцов.

Сквозь дебри к паритету

Еще одной проблемой, как отмечают юристы, является то, что с внесением изменений в закон о местном самоуправлении требование о сборе и утилизации отходов для местных властей перестало быть обязательным. Муниципалы обязаны лишь содействовать этому процессу, а сама обязанность возложена на региональных операторов, которые избираются на конкурсной основе. Операторы получают лицензию, а затем единолично занимаются ликвидацией незаконных свалок. В свою очередь, операторы, которым переданы все права по сбору, утилизации и транспортировке отходов, должны заключать договоры с муниципалитетами и с властями субъектов.

Однако пока этот процесс только начинает выстраиваться, поэтому вопрос о том, успеют ли операторы вовремя устранить свалки с территорий муниципальных образований, в том числе и лесного фонда, – риторический. «Закон принят, но его формулировки носят общий характер, поэтому в любом случае будут появляться подзаконные акты, которые должны будут конкретизировать действия», — говорит Михаил Бойцов.

А пока нет конкретики, даже юристы не могут ответить, должны ли операторы убирать территорию лесного фонда — как часть муниципального образования.

С одной стороны, лесопереработчики, которым важно, чтобы их территории были очищены от отходов, готовы всячески этому способствовать. С другой стороны, когда уборка лесного фонда становится проблемой лишь для арендатора, это никак не мотивирует власти к организации эффективного процесса сбора мусора на территории населенных пунктов.

Читайте так же:  Оспаривание решения суда по административному делу

«Никто не будет заниматься сбором мусора в поселках, если очистку прилегающих лесов возложат только на арендаторов, — считает Александр Ошкаев. — Региональный оператор финансируется за счет бюджета. Если сбор мусора в лесу включат в его обязанности, так как лес находится на муниципальной территории, то и оператору будет уже небезразлична его судьба».

Незаконная свалка: способы борьбы, ответственность, кому жаловаться

В Кодексе об административных правонарушениях указан перечень объектов, на которых запрещена свалка мусора: автомобильные и железные дороги, водные пути, леса и заповедники, контейнеры в случае использования для размещения строительного или крупногабаритного мусора. Для выбрасывания отработанного сырья должны использоваться следующие емкости: мусорные баки, контейнеры, урны.

Размещение мусора за пределами организованных площадок считается незаконным. Несанкционированная свалка образуется при размещении отходов в неустановленных местах при достижении некоторых условий:

  • размер – от 50 кв. м.;
  • объем – от 30 куб. м.

При незаконном размещении отходов требуется произвести ликвидацию образовавшегося скопления мусора, способного нанести вред здоровью жителей близлежащих домов, а также окружающей среде. Выбор, куда обращаться гражданам в случае обнаружения незаконной свалки мусора, включает местные государственные органы, специализированные ведомства, силовые структуры.

Жалоба при обнаружении незаконной свалки

На практике несанкционированная свалка мусора возникает по многим причинам. Отсутствие полигона или системы работы с отходами, нежелание жителей оформлять вывоз мусора, банкротство мусорных операторов, например. Список органов, куда жаловаться в случае обнаружения незаконного полигона:

  • местная администрация;
  • Росприроднадзор;
  • Роспотребнадзор;
  • департамент ЖКХ;
  • жилищно-коммунальная инспекция;
  • отделы экологического контроля;
  • прокуратура или полиция.

Администрация муниципального образования

Первый адресат, куда необходимо сообщить о несанкционированной свалке, – администрация муниципального образования. Это связано с тем, что местные органы власти отвечают за муниципальную территорию и в дальнейшем проконтролируют ликвидацию свалки. Для повышения вероятности решения вопроса заявление оформляется должным образом с указанием необходимой информации:

  • координаты места скопления отходов;
  • подтверждающие фотографии;
  • адресат обращения (орган, должностное лицо);
  • автор с контактными данными для ответа.

Росприроднадзор

Государственный орган, в ведении которого находится контроль состояния окружающей среды, – Росприроднадзор. В случае бездействия местной администрации необходимо обратиться на данный орган. Заявления принимаются в двух формах:

Ведомство подготовило для граждан список информации, которая должна содержаться в заявлении, независимо от органа, куда оно подается:

  • местоположение (координаты или схема);
  • фотографии с различных ракурсов для оценки масштаба;
  • описание проблемы;
  • адресаты обращения;
  • контакты заявителя;
  • дата, подпись (при письменном обращении).

Отделы экологического контроля

На территориях муниципальных образований действуют отделы экологического контроля, работающие под руководством Росприроднадзора. При возникновении незаконных полигонов на контролируемой территории специалисты инициируют проверку на основании поступивших жалоб. По результатам проверки принимаются меры к ликвидации несанкционированной свалки мусора.

С 2019 года в России на основании постановления Правительства № 396 действует публично-правовая компания «Российский экологический оператор» (РЭО). Организация занимается обращение твердых бытовых отходов на территории страны, контролируя региональные органы власти. На сайте компании действует форма обратной связи по нарушениям в сфере экологической защиты:

  • несанкционированный полигон;
  • нарушения порядка работы с отходами;
  • неприятный запах от мусора;
  • другие нарушения.

Роспотребнадзор

Случаи, когда незаконный полигон отходов образуется в результате деятельности юридических лиц, могут быть рассмотрены Роспотребнадзором. Среди отходов выделяются производственные, строительные, бытовые, образуемые в результате работы магазинов, заводов и других учреждений. Срок рассмотрения заявления – 30 дней. Предварительно рекомендуется пожаловаться на свалку напрямую в юридическое лицо путем написания жалобы с последующим приложением копии при обращении в Роспотребнадзор.

Государственный орган проводит экспертизу с выездом на объект, по результатам которой готовится предписание об устранении свалки. Ведомство влияет на те объекты, которые могут оказать негативное воздействие на окружающую среду, водные и земельные участки.

Департамент или инспекция жилищно-коммунального хозяйства

При обнаружении несанкционированной свалки на территории населенного пункта необходимо обращаться в местный департамент жилищно-коммунального хозяйства. Среди адресатов, куда пожаловаться на незаконное размещение отходов, орган ЖКХ выделяется тем, что отвечает за чистоту территории населенного пункта.

Пример заявления в жилищно-коммунальную инспекцию.

Прокуратура или полиция

В случае, если местные административные или экологические органы не оказали воздействия на несанкционированную свалку мусора, необходимо оформить заявлению в прокуратуру или полицию. Помимо стандартного набора информации непосредственно о свалке, необходимо приложить копии обращений в соответствующие органы и полученные ответы, если они были получены. Дополнительно к заявлению прилагается копия паспорта заявителя.

Срок ответа при обращении в прокуратуру – до 30 дней. Для рассмотрения заявления по существу, оно должно быть подкреплено доказательствами несанкционированного характера свалки. Для этого проводится анализ ответов, полученных из профильных инстанций на предмет правоверности.

Методы борьбы со стихийными свалками

Рассмотрением дел о ликвидации несанкционированных свалок должны заниматься уполномоченные органы — Росприроднадзор. Протоколы о выявленных нарушениях могут составлять сотрудники полиции, природоохранной прокуратуры.

Бороться с ними можно и другими способами. Обращение в администрацию населенного пункта поможет устранить сам факт нарушения, которым является свалка. Для этого составляют жалобу, где описывают участок с отходами. Указывают адрес его расположения. Рекомендуется дополнить документ фотографиями. Заявление подают несколькими способами:

  • лично;
  • по электронной почте;
  • через онлайн-сервисы.

Один экземпляр жалобы оставляют себе. Согласно правилам, уборка свалки должна быть выполнена в течение 48 часов после получения документа.

Если в загрязнении виновато предприятие, на ее деятельность составляют жалобу в Роспотребнадзор.

Когда свалка расположилась за чертой города, методы борьбы включают следующие действия:

  1. Делают фотографии с разных ракурсов. Снимки потребуются для выявления масштаба проблемы.
  2. Местоположение мусорных отходов составляют схематично или используют навигатор.
  3. Готовят жалобу в администрацию или лесничество (если за ним прикреплена определенная область).
  4. Отправка искового заявления в прокуратуру.

За условия жизни общества отвечает каждый гражданин. Избавляясь от отходов в неположенных местах, человек увеличивает риск ухудшения экологической ситуации. Потому должен соблюдаться строгий контроль за состоянием скоплений мусора.

Видео (кликните для воспроизведения).

Способы борьбы со свалками в России находятся не на высшем уровне. Несанкционированный выбор и правильная утилизация мусора остаются важной проблемой государства.

Источники

Несанкционированные свалки в лесах
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here