Незаконное административное задержание ответственность

Предлагаем ознакомится с материалом в статье: "Незаконное административное задержание ответственность". Здесь собрана и обработана информация из авторитетных источников. Если вы все же не найдете ответ на свой вопрос, дочитайте статью до конца, если же и после этого не получите ответ, то обратитесь к дежурному консультанту.

Статья 27.3. Административное задержание

1. Анализ правил ч. 1 и 2 ст. 27.3 позволяет сделать ряд выводов:

1) в них дается легальное (но только для целей КоАП) определение административного задержания — самостоятельного вида мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении;

2) административное задержание представляет собой кратковременное (по общему правилу не более 3 часов, см. об этом коммент. к ст. 27.5) ограничение свободы физического лица (т.е. оно применяется против воли задержанного), достигшего возраста, с которого наступает административная ответственность (см. коммент. к ст. 2.3);

3) цели административного задержания — обеспечить:

правильное и своевременное рассмотрение дела об административном правонарушении (см. об этом коммент. к ст. 29.1-29.11);

исполнение постановления об административном правонарушении (см. об этом коммент. к ст. 31.1-32.1).

В иных целях (например, в профилактических) применять административное задержание недопустимо. В практике возникает вопрос: не противоречат ли правила ч. 1 ст. 27.3 (о целях административного задержания) правилам ч. 1 ст. 27.1 (о том, что целями мер по обеспечению производства по делу об административном правонарушении являются также пресечение административного правонарушения, установление личности нарушителя)? Безусловно, противоречие налицо. Конечно, в ходе административного задержания прежде всего устанавливается личность правонарушителя (см. также коммент. к ст. 27.5);

4) административное задержание — исключительная мера обеспечения производства по делу. Оно может быть применено лишь в случаях, прямо указанных в ч. 2 ст. 27.3. Лицо, допустившее незаконное задержание, должно быть привлечено к ответственности (вплоть до уголовной — по ст. 301 УК, см. об этом в книге: Гуев А.Н. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (для предпринимателей). Изд. 5-е. М.: Изд-во «Экзамен», 2006);

5) административное задержание вправе осуществить лишь должностное лицо (а в ряде случаев и иные уполномоченные лица, например, рядовые сотрудники, служащие) органов, прямо указанных в п. 1-10 ч. 1 ст. 27.3 (см. об их отличиях от должностных лиц коммент. к ст. 2.4, 2.5). Примером таких уполномоченных лиц могут служить военнослужащие (в т.ч. рядовые) пограничных органов, а также (с 01.07.2003) должностные лица органов Федеральной службы по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Нужно учитывать, что п. 9 введен в ч. 1 ст. 27.3 Законом N 57 от 29.04.06 и вступил в силу с 15.05.06; п. 10 введен в ч. 1 ст. 27.3 Законом N 78 от 03.06.07 (в ред. от 02.10.07) и вступил в силу с 19.06.06 (с 06.10.07 — в отношении задержания судебными приставами лиц, совершивших АП, предусмотренные в ст. 17.9, 17.14, 17.15);

6) перечень лиц, которые вправе осуществлять административное задержание (из числа являющихся сотрудниками органов, упомянутых в п. 1-10 ч. 1 ст. 27.3), устанавливается только федеральными законами (например, Законом о милиции, Законом об ОРД, Законом о границе, Законом о ФСБ) и изданными в соответствии с ними правовыми актами ФОИВ. См. например, о перечнях таких лиц: приказ МВД от 02.06.05 N 444 (в ред. от 16.06.08); приказ ФСБ от 06.09.07 N 453; приказ ФТС от 15.03.05 N 198 (в ред. 23.04.07), приказ ФСКН от 07.02.06 N 44; о том, что ч. 1 ст. 27.3 не противоречит Конституции РФ см. постановление КС от 16.06.09 N 9-П.

2. Применяя правила ч. 3-5 ст. 27.3, нужно обратить внимание на ряд важных обстоятельств:

1) по просьбе задержанного (в т.ч. и по устной) о его задержании необходимо уведомить (по телефону, через посыльного, повесткой, телеграммой и т.п.) одного из родственников (круг их указан в Примечании к ст. 25.6), администрацию (либо иного работодателя, например, индивидуального предпринимателя) по месту его работы либо учебы, а также защитника (см. о том, кто может быть защитником для целей КоАП, коммент. к ст. 25.5);

2) об административном задержании несовершеннолетнего (т.е. лица, не достигшего 18 лет, ст. 21 ГК) в обязательном порядке (даже если задержанный об этом не просит) уведомляются родители, иные законные представители (опекун, попечитель и т.п.);

3) должностное (иное уполномоченное) лицо обязано разъяснить задержанному его права и обязанности, предусмотренные в КоАП, о чем делается запись в протоколе об административном задержании (см. коммент. к ст. 27.4);

4) часть 4.1 введена в ст. 27.3 Законом N 203 от 04.12.06 и вступила в силу с 01.01.07.

О задержании транспортного средства см. коммент. к ст. 27.13. Как отмечалось выше различные федеральные органы исполнительной власти издали нормативные правовые акты в целях правильного применения ст. 27.3 (см. например, приказы МВД от 02.06.05 N 444 «О полномочиях должностных лиц МВД РФ и ФМС РФ по составлению протоколов по делам об административных правонарушениях и административному задержанию»; ФТС от 15.03.05 N 198 «О должностных лицах таможенных органов РФ уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание»; Росатома от 13.04.06 N 168 «О реализации отдельных положений КоАП» и др.). Эти акты подлежат применению поскольку не противоречат нормам КоАП.

Статья 27.3. КоАП РФ. Административное задержание

Ст 27.3 КоАП РФ с комментариями и изменениями 2019-2020 года

1. Административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении. Административное задержание вправе осуществлять:

2. Перечень лиц, уполномоченных осуществлять административное задержание в соответствии с частью 1 настоящей статьи, устанавливается соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

3. По просьбе задержанного лица о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляются родственники, администрация по месту его работы (учебы), а также защитник.

4. Об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители.

Читайте так же:  Проверить штрафы по акту об административном правонарушении

4.1. Об административном задержании военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, незамедлительно уведомляется военная полиция Вооруженных Сил Российской Федерации или воинская часть, в которой задержанный проходит военную службу (военные сборы), а об административном задержании иного лица, указанного в части 1 статьи 2.5 настоящего Кодекса, — орган или учреждение, в котором задержанный проходит службу.

4.2. Об административном задержании члена общественной наблюдательной комиссии, образованной в соответствии с законодательством Российской Федерации, незамедлительно уведомляются секретарь Общественной палаты Российской Федерации и соответствующая общественная наблюдательная комиссия.

5. Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании.

Комментарий к статье 27.3. КоАП РФ:

1. Под административным задержанием понимается принудительное кратковременное ограничение свободы физического лица, совершившего административное правонарушение. Административное задержание — неотложное действие компетентного должностного лица, обеспечивающее борьбу с административными правонарушениями. Оно применяется в исключительных случаях в целях, предусмотренных настоящим Кодексом.

2. Юридическая природа административного задержания, как и любой иной принудительной меры, определяется целями, достижению которых служит данный правовой институт.

Административное задержание применяется с целью пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления (ст. 27.1 Кодекса) в качестве принудительной меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Срок административного задержания лица исчисляется с момента его доставления, а лица, находящегося в состоянии опьянения, — со времени его вытрезвления (ч. 4 ст. 27.5).

3. Конституция РФ, провозгласив и закрепив основные права и свободы граждан, большое внимание уделяет гарантиям неприкосновенности личности (ст. 22). В Российской Федерации никто не может быть подвергнут задержанию, кроме как в случаях, прямо предусмотренных законом.

4. Административное задержание может иметь место только при наличии достаточных данных, указывающих на событие административного правонарушения.

5. Административное задержание также не допускается:

  • а) при наличии возможности на месте совершения правонарушения установить личность нарушителя и обстоятельства происшествия, составить протокол об административном правонарушении;
  • б) при наличии основания для назначения административного наказания в виде предупреждения или штрафа на месте совершения административного правонарушения (см. ст. 28.6).

6. Административному задержанию не подлежат совершившие правонарушение иностранные граждане, пользующиеся дипломатической неприкосновенностью и предъявившие в подтверждение этого дипломатический паспорт, дипломатическую или консульскую карточку или служебное удостоверение личности.

Как правило, не подвергаются административному задержанию военнослужащие. Однако при отсутствии военных патрулей военнослужащие могут быть задержаны для немедленной передачи их и материалов о правонарушениях военным комендантам, командирам воинских частей или военным комиссарам.

В силу своего правового статуса не подлежат административному задержанию: члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы (ст. 19 Федерального закона от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (с изм. и доп.)); депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, неприкосновенность которых, однако, не распространяется на действия депутата, не связанные с осуществлением им своих полномочий (ст. 13 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (с изм. и доп.); без согласия прокурора субъекта РФ — депутаты, члены выборных органов местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления на территории муниципального образования (ст. 18 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп.)) и некоторые другие категории граждан РФ в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами.

7. Иностранные граждане, не пользующиеся дипломатическим иммунитетом, лица без гражданства в случае совершения ими правонарушения могут быть подвергнуты административному задержанию на общих основаниях.

8. Задержанное лицо имеет право потребовать у должностных лиц, задержавших его, сообщить в кратчайший срок о месте своего нахождения родственникам, администрации по месту работы или учебы, а также защитнику. Административное задержание несовершеннолетних, за исключением случаев, не терпящих отлагательства, осуществляется в дневное время. Если при административном задержании несовершеннолетнего отсутствуют родители или иные законные представители, они в обязательном порядке уведомляются о местонахождении несовершеннолетнего органом, в производстве которого находится дело.

Кроме того, установлено правило, согласно которому об административном задержании военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, незамедлительно уведомляется военная комендатура или соответствующая воинская часть. Об административном задержании члена общественной наблюдательной комиссии незамедлительно уведомляются секретарь Общественной палаты РФ и соответствующая комиссия (ч. ч. 4.1 и 4.2 комментируемой статьи).

9. Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности в соответствии со ст. 25.1 Кодекса, о чем производится запись в протоколе об административном задержании.

Порядок деятельности соответствующих должностных лиц по оформлению административного задержания лица, доставленного в дежурную часть органа внутренних дел, определен Наставлением, утвержденным Приказом МВД России от 1 апреля 2009 г. N 248 (п. п. 18 и 19 Наставления).

10. Перечень должностных лиц, уполномоченных осуществлять административное задержание в соответствии с ч. 1 комментируемой статьи, устанавливается соответствующим федеральным органом исполнительной власти. Вместе с тем следует учитывать, что полиции в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции» предоставлено право осуществлять административное задержание.

11. Полномочия должностных лиц органов внутренних дел (полиции) по осуществлению административного задержания при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц иных государственных органов, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях, корреспондируют таким же их полномочиям по доставлению физического лица (см. комментарий к ст. 27.2 Кодекса).

12. Следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов. Неправомерное административное задержание обжалуется физическим лицом в порядке, предусмотренном законодательством (см. гл. 25 ГПК РФ).

Читайте так же:  Срок обжалования постановления об административном правонарушении гибдд

13. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 16 июня 2009 г. N 9-П по делу о проверке конституционности ряда положений ст. ст. 24.5, 27.1, 27.3, 27.5 и 30.1 КоАП РФ в связи с жалобами граждан (РГ. 2009. 3 июля) определены критерии административного задержания и подчеркнуто право гражданина обжаловать соответствующие действия должностного лица, в том числе и тогда, когда производство по делу прекращено по основаниям, предусмотренным ст. 24.5, в частности, в связи с истечением срока давности привлечения лица к административной ответственности.

Ответственность за незаконное задержание

Российская Федерация лидирует среди других стран по количеству полицейских на душу населения. Именно поэтому незаконное задержание граждан сегодня совсем не редкость. Как уберечь себя от неправомерных деяний сотрудников правоохранительной системы? Какая ответственность возлагается на полицейских, допустивших незаконный арест? Ответы на эти и другие вопросы представлены в статье.

Признаки неправомерного задержания

Первичные признаки незаконного задержания сотрудниками полиции следующие:

Полицейский не назвал свою должность, звание, фамилию.

Полицейский не предъявил по требованию задержанного свое удостоверение.

Задержанному не разъяснены причина и основания для задержания.

Задержанному не зачитаны его права (юридическая помощь, услуги переводчика, уведомление родственников или близких лиц о факте задержания, возможность отказаться от дачи объяснений).

Отсутствует протокол о задержании, или не вручена его копия.

Рекомендуется записывать момент задержания на видеокамеру. Впоследствии может выясниться, что у полицейского не было основного доказательства — причастности задержанного лица к преступлению или нарушению. Факт незаконного деяния могут скрыть, и вы не сможете добиться привлечения сотрудника к ответственности и получения компенсации.

Отсутствие законных оснований

Следующий момент. Самым распространенным типом незаконного задержания сотрудниками полиции является арест при отсутствии законных оснований. На этом случае стоит остановиться.

Что вообще является законным основанием для задержания? Ответ на этот вопрос дает статья 91 УПК РФ. Дознаватель или следователь могут застигнуть подозреваемого на месте совершения преступления. Этого уже будет достаточно для законного задержания. Второе основание — указания свидетелей. Очевидцы преступления или сами потерпевшие могут узнать в подозреваемом виновника событий. Наконец, третьим основанием будет наличие следов преступления на одежде подозреваемого, его личных вещах или на теле. Хотя бы одного из трех представленных оснований будет достаточно для законного задержания человека, подозреваемого в нарушении закона. В общем, все предельно просто.

Может ли считаться заключение под стражу как задержание незаконным, если не будет какого-то из перечисленных оснований? Скорее всего, да. Однозначный ответ здесь дать не получится, ведь подозреваемый может скрываться от правоохранительных органов. Проблемы могут возникнуть и в тех случаях, когда не получается установить личность человека или место его жительства.

Несоблюдение процессуальных условий

Что в уголовном праве именуется процессуальными условиями? Здесь все также довольно просто: это уголовное дело и наличие санкции в виде лишения свободы. В чем здесь может проявляться незаконность? Речь идет о случаях, когда сотрудники правоохранительных органов решают задержать человека по законному основанию, но до возбуждения уголовного дела. По правилам судом должна быть указана конкретная статья УК РФ, нарушенная подозреваемым лицом. При этом вину еще надо доказать. Лишь после завершения всех указанных процедур сотрудники соответствующей инстанции применяют законную санкцию в виде задержания.

Представленную ситуацию не стоит путать со случаями, когда подозреваемого доставляют в ОВД. Согласно статье 92 УПК РФ, доставление является лишь начальной ступенью задержания, а потому оснований для него требуется не так уж и много. В статье 27.2 КоАП РФ доставление характеризуется как «препровождение человека в целях составления протокола». И здесь стоит отметить, что доставление в рамках уголовного процесса будет иметь характер незаконного административного задержания. Оно не соответствует интересам лица, который подозревается, по сути, в совершении преступления.

Превышение сроков задержания

В Российской Федерации действует Федеральный закон № 103-ФЗ от 1995 года «О содержании под стражей». Согласно статье 49, основаниями для освобождения задержанного лица являются:

  • отсутствие необходимости в применении заключения под стражу;
  • истечение срока задержания;
  • снятие подозрений в нарушении закона.

По истечении 48 часов с момента задержания подозреваемый может быть отпущен, если суд не назначил ему меру наказания в виде заключения под стражу. Об этом гласит статья 94 УПК РФ. В чем здесь может проявляться незаконность? Проблема, опять же, связана с составлением протокола. Если этот документ не был составлен вовремя, то исчисление срока задержания будет неверным. При этом свобода человека нарушается при фактическом задержании. Не в момент процессуального оформления протокола.

Все перечисленные формы незаконного задержания не являются исчерпывающими. Безусловно, сотрудники полиции могут допустить и множество других противоречащих закону деяний. Разобраться в какой-то конкретной ситуации обычному человеку не так уж и просто. Единственный и верный выход — обращение к профессиональному специалисту в области права.

Как пожаловаться на сотрудников

Когда вы уверены, что задержание производится незаконно, звоните сразу по телефону 102 или на горячую линию МВД (+7800250023), представьтесь и аргументированно излагайте свою жалобу.

Если это не сработает, сопротивляться не стоит. У вас есть право воспользоваться 51-й статьей Конституции и отказаться от показаний. Дождитесь адвоката и составьте с ним письменную жалобу или сделайте это самостоятельно.

В жалобе указываются:

адресат (вышестоящее должностное лицо, вышестоящий орган МВД, орган прокуратуры или суд);

адресант (ФИО, телефон, адрес);

доводы незаконности задержания;

данные о задержавших полицейских или номере их автомобиля;

требование о привлечении полицейских к ответственности;

Ответственность за незаконное задержание

Ошибки следствия наказываются по одним нормам закона, а нелегальное взятие под стражу — по другим. Какие санкции могут ожидать сотрудников полиции за незаконное задержание? Статья 301 УК РФ как раз посвящена квалифицированному составу рассматриваемого преступления.

Читайте так же:  Лицо совершившее административное правонарушение подлежит ответственности

Субъектом деяния становится специальное лицо: прокурор, следователь, судья, дознаватель или обычный полицейский. Виновный в незаконном задержании гражданин может лишиться свободы сроком на 2 года. Есть также вариант 2 лет участия в исправительных работах или 3 лет нахождения вдалеке от своей профессиональной деятельности. Заведомо незаконный арест наказывается сроком лишения свободы до 4 лет.

Компенсация за незаконное задержание

Уголовным законом не предусмотрено компенсации за незаконное задержание сотрудниками полиции. Однако она предусмотрена гражданским законодательством. В случае, если Вы были незаконно задержаны сотрудниками полиции или заключены под стражу, Вы вправе обратиться в суд на основании пункта 1 статьи 1070 Гражданского кодекса РФ за возмещением материального вреда, причиненного сотрудниками правоохранительных органов, а также на основании статьи 1100 и 151 Гражданского кодекса РФ за компенсацией морального вреда.

Соответствующее исковое заявление может быть подано как в порядке самостоятельного гражданского иска, так и в порядке гражданского иска в уголовном процессе.

Важно! Размер компенсации за незаконное задержание может достигать 15 000 рублей.

Видео (кликните для воспроизведения).

В исковом заявлении указываете себя как истца, ответчиками лиц, которые произвели задержание, описываете обстоятельства, при которых было произведено данное задержание и излагаете свои требования о взыскании с ответчиков компенсации за заведомо незаконное задержание материального и морального вреда.

К указанному заявлению прилагаете его копию по числу сторон в деле (ответчиков, заинтересованных лиц), ставите дату и подпись и подаете в суд, в котором осуществляется разбирательство по соответствующему уголовному делу или по месту жительства одного из ответчиков в том случае, если уголовное дело не было возбуждено.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует — напишите в форме ниже.

Признаки незаконного задержания и меры наказания сотрудников полиции

От незаконного задержания не застрахован никто. Граждане могут попасть под подозрение, оказавшись не в то время и не в том месте, по ложному обвинению или по заказу. Иногда люди приглашаются как свидетели и становятся подозреваемыми. Поэтому знание основ уголовно-процессуального законодательства и своих прав поможет избежать проблем при общении с сотрудниками правоохранительных органов по их инициативе.

Особенности задержания

В 1948 году была принята Международная декларация прав человека, гарантирующая каждому жителю земли свободу и личную неприкосновенность. Подтвердил эти гарантии Пакт о гражданских правах 1966 года. Одно из положений этого пакта гласит о том, что ни один человек не может подвергаться произвольному задержанию, аресту или изгнанию. Что все это означает? В российской Конституции обозначена статья 15, закрепляющая приоритет международного права перед национальным. Наше государство обязано придерживаться мировых норм, а потому незаконное задержание запрещается. Об этом же гласит и статья 22 основного закона страны, в которой говорится о возможности ограничения человеку свободы только по судебному решению.

Незаконное задержание сотрудниками полиции является грубейшим попранием конституционных норм и принципа личной неприкосновенности. Подобного рода нарушение ставит под угрозу оптимальную деятельность всей правоохранительной, а порой и судебной системы.

Жалоба

Каждый гражданин имеет возможность обжаловать задержание, если оно имеет незаконный характер. В трехдневный период с момента вынесения приговора человек обращается в кассационную судебную инстанцию. Если суд принимает во внимание доводы истца, все обвинения снимаются. В самой жалобе на незаконное задержание должны быть приведены четкие доводы о том, что арест имеет правонарушающий характер. На это стоит обратить особое внимание.

Компенсация за незаконное задержание выплачивается из местной казны. В большинстве случаев национальные суды отказывают в возмещении морального вреда, а потому обращаться стоит в ЕСПЧ. Естественно, до обращения в столь высокую инстанцию все российские суды уже должны были предоставить отказ в компенсации.

Незаконное задержание сотрудниками полиции

При задержании лица сотрудниками полиции обязательно соблюдение определенного порядка задержания и наличие оснований для его осуществления.

Вы можете быть задержаны по следующим основаниям:

  1. в случае подозрения Вас в совершении преступления;
  2. в случае избрания в отношении Вас меры пресечения в виде заключения под стражу;
  3. в случае нахождения Вас в розыске;
  4. в случае уклонения от исполнения назначенного в отношении Вас наказания;
  5. в том случае, если Вы не достигли возраста совершеннолетия (18 лет) и нарушили правила комендантского часа;
  6. в случае Вашей попытки проникнуть или фактического проникновения на определенных охраняемые объекты (например, тоннель метро, электростанция);
  7. в случае, если Вами предпринимается или была предпринята попытка суицида (самоубийства);
  8. в случае, если ведется административное производство в отношении Вас;
  9. в отдельном случае, когда Вы являетесь иностранным гражданином и в правоохранительных органах имеется требование о выдаче Вас иному государству.

Подробнее об основаниях задержания Вы можете узнать из статьи 14 части 2 Федерального закона „О полиции” от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ.

Важно! При задержании сотрудник полиции обязан назвать свою должность и звание, а также фамилию. Вы вправе потребовать от сотрудника предъявить служебное удостоверение и он обязан Вам его предъявить по первому требованию.

Важно! Если вы сами разбираете свой случай, связанный с задержанием сотрудниками полиции, то вам следует помнить, что:

  • Все случаи уникальны и индивидуальны.
  • Понимание основ закона полезно, но не гарантирует достижения результата.
  • Возможность положительного исхода зависит от множества факторов.

Сотрудник обязан разъяснить Вам мотивы, а также основания задержания, разъяснить Вам Ваши права и обязанности, составить протокол задержания (с вручением Вам копии), уведомить по Вашей просьбе родственников, адвоката и/или администрацию по месту Вашей работы или учебы не позднее 3-х часов с момента Вашего задержания.

Читайте так же:  Неисполнение должностным лицом своих обязанностей коап

В случае, если Вы не достигли возраста совершеннолетия (18 лет), сотрудник полиции обязан уведомить о факте Вашего задержания Ваших родителей или иных законных представителей.

Незаконное задержание человека полицией

При задержании Вас без имеющихся на то оснований или без соблюдения необходимой процедуры задержание является незаконным. Вы имеете право в таком случае направить жалобу на неправомерные действия сотрудников полиции. В момент задержания Вам необходимо позвонить по номеру 102 в Главное управление собственной безопасности МВД либо по телефону +7 (495) 667-07-30, представиться полностью (ФИО, паспортные данные, контактные данные) и сообщить о незаконном действии сотрудников полиции максимально подробно, четко и полно.

Важно!В письменном виде Вы вправе подать заявление в прокуратуру через соответсвующий сайт прокуратуры или по почте, или в Главное управление собственной безопасности органов внутренних дел по почте на адрес 115054, г. Москва, ул. Б. Пионерская, д.6/8 либо через сайт https://mvd.ru/request_main.

В данной жалобе указываются обстоятельства задержания, описываются кратко действия сотрудников полиции в отношении Вас, которые Вы оспариваете, приводите данные (информацию) об этих сотрудниках, при необходимости, внешние данные, номера полицейских автомобилей. Требуйте признания действий сотрудников полиции неправомерными и привлечения сотрудников, задержавших Вас, к ответственности.

Вам необходимо в полной мере указать личные данные, почтовый адрес с индексом, телефон для связи, адрес электронной почты (если имеется), поставить число и подпись в конце заявления.

Важно! В случае, если указанная жалоба не будет принята или сотрудниками полиции будет необоснованно предоставлен отказ в возбуждении уголовного дела, Вам необходимо направить жалобу на действия (бездействия) сотрудников правоохранительных органов в прокуратуру. Жалоба в прокуратуру также может быть подана по почте либо через сайт прокуратуры.

Кого полиция не имеет права задерживать

Полиция не имеет права кого-либо задерживать без законных на то оснований, которые в количестве 13 пунктов перечислены в части 2 статьи 14 закона «О полиции».

Если человек не попал в круг подозреваемых по какому-либо преступлению или в отношении него не действует судебное решение, предусматривающее арест человека или заключение его под стражу, он спокойно может заниматься своими делами.

Исключение составляют следующие случаи:

нахождение на улице в комендантский час;

проникновение на охраняемый объект;

побег из психиатрического учреждения;

требование в выдаче со стороны иностранного государства.

Административному задержанию — кратковременному ограничению свободы — полицейские могут подвергнуть лицо в исключительных случаях, когда за совершенное административное правонарушение дело не ограничивается предупреждением или штрафом. Такая ситуация может произойти только при наличии данных о причастности человека к нарушению. Не допускается производить административное задержание при возможности на месте составить протокол, установить личность нарушителя.

Административному задержанию не подлежат иностранцы с дипломатической неприкосновенностью, прокуроры, следователи, сенаторы, депутаты Государственной Думы, региональные депутаты при осуществлении полномочий, выборные лица местного самоуправления без согласия прокурора региона.

Следователь полиции не имеет права задерживать гражданина по подозрению в совершении преступления, если:

лицо не застали на месте преступления;

нет показаний свидетелей или потерпевших, подтверждающих вину задерживаемого;

в жилье задержанного лица или на нем самом нет следов преступления.

Когда одно из вышеперечисленных условий выглядит с точностью до наоборот, нарушается 91-я статья Уголовно-процессуального кодекса РФ.

Заведомо незаконное задержание и его последствия

В случае, если Вы были задержаны и при этом сотрудники правоохранительных органов осознавали тот факт, что осуществляемое ими задержание незаконно и необоснованно, они подлежат уголовной ответственности в порядке, предусмотренном статьей 301 Уголовного кодекса РФ.

Согласно данной статьи, Заведомо незаконное задержание наказывается от ограничения свободы на срок до трех лет до лишения свободы до двух лет. А в случае заведомо незаконного заключения Вас под стражу наказание виновников варьируется от принудительных работ до четырех лет до лишения свободы до четырех лет.

Также виновников незаконного задержания могут лишить права занимать должность в органах полиции или иных правоохранительных органах на срок до трех лет.

Важно! В случае, если в отношении Вас имело место заведомо незаконное задержание, Вы вправе требовать компенсацию за заведомо незаконное задержание.

Получение компенсации

Компенсацию можно получить только по решению суда. Исковое заявление в суд готовится на основании статей 151, 1070 и 1100 Гражданского кодекса. Гражданский иск может рассматриваться как самостоятельное дело или в одном деле с иском в отношении обвиняемого, производившего незаконное задержание.

В заявлении прописывается следующее:

указываются истец, ответчики, обстоятельства задержания;

формулируется претензия на денежную компенсацию за причиненный материальный и моральный вред;

ставятся дата, подпись.

Если потерпевшему пришлось побывать в СИЗО, а после этого дело не получило продолжения, его должны реабилитировать. В компенсацию включаются неполученная зарплата, затраты на адвоката и прочие издержки.

Заявление подается в районный суд, где идет рассмотрение дела в отношении полицейских. Если дело не возбуждено, компетенция суда определяется по адресу прописки одного из ответчиков.

Об аресте собственности

Статья 115 российского Уголовно-процессуального кодекса довольно подробно регламентирует процедуру ареста имущества. Согласно закону, под таким арестом понимается запрет на свободное распоряжение собственностью. Такой запрет может быть наложен в следующих случаях:

  • конфискация при уголовном наказании;
  • необходимость возмещения убытков истцу в рамках гражданского судопроизводства;
  • взыскание издержек в рамках уголовного судопроизводства.

В России имущество нередко арестовывается нелегально. Происходит все без понятых и без составления протокола. Подобные действия сотрудников полиции могут рассчитываться как похищение или даже грабеж. Единственный выход в такой ситуации — подача иска в судебную инстанцию.

Виды арестов

Специалисты в области юриспруденции выделяют четыре основных формы задержания под стражу.

Первая форма обоснованная. Речь идет о тех случаях, когда полицейские работают в соответствии с нормами закона: имеются четкие доказательства вины, грамотно составляется протокол о задержании.

Вторая форма — арест с ошибками в фактах. Надо сказать, такая форма задержания не очень-то распространена, ведь вместо преступника задерживают другого человека.

Читайте так же:  Какая сумма штрафа за просроченный паспорт

Незаконное задержание под стражу из-за неверного толкования закона является третьей формой. Это — те случаи, когда у сотрудников полиции просто нет поводов для задержания лица.

Наконец четвертой и самой проблемной формой является заведомо нелегальный арест. Тут речь идет об откровенном произволе сотрудников полиции: отсутствие оснований, «шитье» дела, давление на задержанных — все это является грубейшим нарушением закона.

Не может считаться незаконным арест, произошедший по ошибке. В этом случае человека, принятого за подозреваемого, отпустят, а сотрудники полиции продолжат работу. Никакой компенсации за моральный вред здесь ждать не стоит. Исключения составляют лишь те случаи, когда с задержанным обращались вопреки нормам закона.

Ненадлежащее оформление протокола

Незаконное задержание полицией чаще всего выражается в некорректном оформлении протокола, а порой и в полном его несоставлении. Нормы о процессуальном оформлении нарушаются нередко, но судом во внимание почти никогда не принимаются.

Сотрудник полиции мог задержать лицо. Процессуальные условия задержания имеются, причастность к преступлению установлена. При этом протокол составляется только перед тем, как впустить человека в ИВС (изолятор временного содержания, «обезьянник»). С момента обнаружения до факта задержания подозреваемый, по сути, остается в статусе очевидца. Как следствие — отрезок времени, измеряемый зачастую десятками часов, остается процессуально неоформленным.

Еще чаще оформление протоколов попросту не соответствует нормам. Не указываются основания, время или мотивы задержания. Формально указанные нарушения закона являются признаком незаконного задержания лица. С этим явлением необходимо всячески бороться.

Признаки незаконного задержания

Итак, подробнее. Чем характеризуется задержание, соответствующее закону? Во-первых, детальной регламентацией административного или уголовного законодательства. Здесь же присутствует принудительный характер и использование средств обеспечения для достижения правосудия. Во-вторых, легальное задержание осуществляется только специально уполномоченным должностным лицом. Это лицо ограничивает свободу задерживаемого не более чем на 48 часов — вплоть до вынесения судебного решения.

А какими признаками обладает незаконное задержание? Здесь стоит выделить отсутствие на момент ограничения свободы доказательств, которые помогли бы уличить человека в нарушении закона. Отсутствие в необходимых на то случаях понятых, ошибки в составлении протокола или полное отсутствие протокола — все это также нужно отметить, когда речь идет о незаконном задержании.

Сроки задержания

По закону человек не может быть задержан сотрудниками полиции более, чем на 48 часов. Судом этот срок может быть увеличен до 72 часов. Заключение под стражу наступает лишь после соответствующего решения суда. Если потенциальный срок наказания составляет менее двух лет, то арест, как правило, не применяется. Однако существует несколько исключений:

  • нет возможности установить личность подозреваемого;
  • установленная ранее санкция нарушена;
  • подозреваемый не имеет постоянного места жительства;
  • подозреваемый скрывается от правоохранительных органов.

Арест несовершеннолетних граждан допускается лишь при совершении ими особенно тяжких нарушений закона. В общем, крайние случаи.

После судебного решения подозреваемый ограничивается в свободе на 2 месяца. За это время суд должен успеть рассмотреть дело человека, после чего доказать или опровергнуть его вину. Когда рассмотрение дела затягивается, срок ограничения свободы (в виде домашнего ареста или пребывания в СИЗО) продлевается до 6 месяцев, одного года или полутора лет.

Административка и помещение под стражу

Совершенные административные правонарушения подпадают под статьи Административного кодекса РФ (КоАП), а преступления — под УК РФ.

Административное задержание не может длиться более 3 часов. Ограничение свободы на 48 часов возможно в том случае, если за совершение нарушения КоАП предусматривает административный арест или выдворение лица за пределы России по судебному решению. Если нарушитель преступил пограничные, таможенные и миграционные законы, производится задержание до 48 часов с целью идентифицировать его личность или выяснить обстоятельства дела.

Уголовное право предусматривает наказание за преступление и меру пресечения на время следствия и суда.

Мера пресечения избирается, когда есть основания полагать, что подозреваемый или обвиняемый скроется, совершит еще одно преступление, уничтожит доказательства, будет угрожать свидетелю или воспрепятствует ходу расследования.

Под стражу могут заключить, когда подозреваемый или обвиняемый привлекаются по статье УК РФ, предусматривающей лишение свободы свыше 3 лет.

Следователь выносит постановление о задержании и отправляет подозреваемого в изолятор временного содержания (ИВС) на срок не более 48 часов. За это время он должен направить в суд ходатайство о заключении лица под стражу, а районный суд в течении данного срока избирает меру пресечения.

Попав в следственный изолятор, задержанному следует вести себя спокойно, чтобы не усугубить ситуацию. Успокоившись, можно разговаривать о своем деле с адвокатом и писать жалобы.

Наказание для нарушивших правила

Сотрудники правоохранительных органов, заведомо незаконно задержавшие человека, несут уголовную ответственность по статье 301 УК РФ.

Под выражением «заведомо» понимаются действия стражей правопорядка, выходящие за рамки всех 13 пунктов части 2 статьи 14 закона «О полиции».

Полицейского могут ограничить в свободе на срок до 3 лет, отправить на принудительные работы на 2 года, арестовать на 4-6 месяцев или лишить свободы сроком до 2 лет. Ему могут запретить занимать должности в полиции в течение 3 лет и уволить, лишив всех льгот.

Заведомо незаконное заключение под стражу карается строже: нарушителей принудят к 4 годам работ или отправят в колонию на тот же период.

Видео (кликните для воспроизведения).

Когда деяния повлекли тяжкие последствия, бывших полицейских ждут принудительные работы до 5 лет или колония от 3 до 8 лет. Под тяжкими последствиями понимаются смерть потерпевшего или тяжелое заболевание, суицид, утрата имущества, распад семьи, гибель оставшегося без присмотра малолетнего члена семьи.

Источники

Незаконное административное задержание ответственность
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here