Новый кодекс об административных правонарушениях

Предлагаем ознакомится с материалом в статье: "Новый кодекс об административных правонарушениях". Здесь собрана и обработана информация из авторитетных источников. Если вы все же не найдете ответ на свой вопрос, дочитайте статью до конца, если же и после этого не получите ответ, то обратитесь к дежурному консультанту.

Новая редакция Кодекса РФ об Административных Правонарушениях с изменениями на 2019 год

Кодекс об административных правонарушениях (КоАП или ФЗ №195) представляет собой юридический документ, в котором перечислены правонарушения в определённых сферах общественных отношений. Эти сферы представлены в статье 1.2, а так же в структуре кодекса.

Кто несёт ответственность по нормам КоАП

Субъектами ФЗ №195 являются:

В этом состоит принципиальное отличие административной ответственности от уголовной. В соответствии с номами уголовного права наказать можно только конкретного человека. По нормам административного права наказанию подлежат и организации.

В качестве должностных лиц к ответственности привлекаются конкретные люди, совершившие противоправные деяния при выполнении служебных обязанностей. В этом случае человек привлекается к ответственности как физлицо, но степень его вины усугубляется в связи со спецификой его положения.

В связи с большой значимостью понятия «должностное лицо», статья 2.4 КоАП РФ содержит подробное описание признаков этого субъекта. К таковым относятся:

  • выполнение властных функций;
  • властно-распорядительные полномочия в отношении людей, не находящихся в служебной зависимости от данного лица;
  • выполнение хозяйственных работ, связанных с управленческими процессами.

Возраст ответственности по КоАП наступает с 16 лет. Это правило носит абсолютный характер и не содержит исключений.

СОДЕРЖАНИЕ КоАП РФ

Для быстрой навигации по статьям КоАП РФ граждане России могут пользоваться левым боковым меню. Содержание каждой главы отражено на соответствующей странице.

РАЗДЕЛ Ⅰ ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

РАЗДЕЛ Ⅱ ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ

РАЗДЕЛ Ⅲ. СУДЬИ, ОРГАНЫ, ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА, УПОЛНОМОЧЕННЫЕ РАССМАТРИВАТЬ ДЕЛА ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

РАЗДЕЛ Ⅳ. ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

РАЗДЕЛ Ⅴ. ИСПОЛНЕНИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЙ ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

33 главы КоАП РФ образуют собой 5 тематических разделов. Первый раздел описывает общие начала административного законодательства России. Во втором разделе представлен перечень всех возможных административных правонарушений (который может быть дополнен на региональном уровне) и санкции за эти нарушения. Третий раздел посвящен судьям, органам и должностным лицам, рассматривающим дела об административных правонарушениях, описаны их полномочия и установлена подведомственность дел. В четвертом разделе собраны главы, регулирующие производство по делам об административных правонарушениях и порядок привлечения к административной ответственности. Заключительный пятый раздел КоАП РФ рассматривает порядок исполнения решений по административным делам.

Изменения и дополнения КоАП РФ

Внесение изменений и дополнений в КоАП — это способ поддерживать актуальность настоящего нормативного акта. Изменения в КоАП происходят только одним способом, а именно вследствие принятия Федеральных законов.

Основная сложность в поддержании актуальной редакции Кодекса — это частота вносимых изменений. Например, за 12 месяцев 2014 года, было принято 73 Федеральных закона, предполагающих те или иные изменения в КоАП в разные сроки. За этот же период вступили в силу нормы 29 ФЗ, принятых ранее в 2012 и 2013 годах.

На странице изменений КоАП РФ за текущий год (2019, 2020) всегда можно узнать не только историю поправок и изменений, но и предполагаемую дату следующей редакции Кодекса.

КоАП РФ 2020

Функция Кодекса об административных правонарушениях

Само слово «функция» переводится с латинского языка как совершение или исполнение. В качестве термина это слово используется для обозначения взаимозависимости действий, когда изменения в одном объекте неизменно ведут за собой изменения в другом. Все законы выполняют одну и ту же функцию – обеспечивают такое состояние общества, при котором каждый человек может реализовать свои конституционные права.

Специфическая функция КоАП состоит в том, чтобы обеспечивать защиту прав, которые в той или иной степени связаны с управленческими, то есть административными действиями и решениями. Не зря в нормативах этого документа большое значение имеет рассмотрение дел, связанных с действиями таких субъектов, как должностные лица. За действия, связанные с реализацией управленческих решений чаще всего несут ответственность два субъекта – юридическое и должностное лицо.

Кодекс РФ об административных правонарушениях , несмотря на свою специфику, относится к законам, востребованным самыми широкими слоями населения. Он касается каждого гражданина России, государственных и муниципальных организаций, а так же любого предпринимателя.

КоАП России 2020 года

Карта сайта

1. Законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Настоящий Кодекс основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством об административных правонарушениях, то применяются правила международного договора.

Проект нового КоАП РФ представлен на общественное обсуждение

voronin-76 / Depositphotos.com

Минюст России представил проекты Кодекса РФ об административных правонарушениях и Процессуального Кодекса РФ об административных правонарушениях на общественное обсуждение, которое продлится до 27 февраля текущего года. Документы подготовлены во исполнение поручения Правительства РФ от 4 июня 2019 г. № ДМ-П4-29пр на основе Концепции нового КоАП 1 , в которой обозначены цели и задачи по обеспечению системности, эффективности и стабильности правового регулирования отношений в сфере административной ответственности, для достижения которых необходимо реформирование административного законодательства, в том числе выделение его процессуальной части в самостоятельный блок. Кроме того, как известно, большое количество правок норм действующего КоАП РФ существенно затрудняет его применение на практике.

Читайте так же:  Срок действия декларации пожарной безопасности организации

В проекте нового КоАП 2 представлены три раздела:

  • Общая часть, в которую включены общие положения, нормы об административной ответственности, о видах и вопросах назначения административных наказаний, освобождения от административной ответственности и от административного наказания, замены, отсрочки, рассрочки и приостановления исполнения административного наказания, административной ответственности несовершеннолетних;
  • Особенная часть, предусматривающая составы конкретных административных правонарушений по видовым объектам противоправного посягательства и, соответственно, санкции за их совершение;
  • а также раздел, посвященный субъектам административной юрисдикции.

К основным новеллам можно отнести следующие изменения. К ведению РФ в области законодательства об административных правонарушениях планируется отнести установление административной ответственности по законам субъектов РФ, принятым по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ. Также отдельно указывается о полномочиях органов местного самоуправления по участию в правовом регулировании законодательства об административной ответственности.

Предусматривается, что лицо, совершившее административное правонарушение за пределами РФ, будет подлежать административной ответственности, если правонарушение направлено против интересов РФ, а также в случаях, предусмотренных международным договором РФ, если указанное лицо ранее за это же правонарушение не привлекалось к ответственности в иностранном государстве. Сегодня эта норма действует лишь в отношении юрлица, нарушившего ст. 19.28 КоАП РФ (ч. 3 ст. 1.8 КоАП РФ).

Проект нового кодекса впервые конкретизирует необходимость соблюдения принципов справедливого и соразмерного административного наказания, а также проявления гуманизма при его назначении. Отдельно предусматривается категория грубых административных правонарушений, к которым планируется причислить административные правонарушения экстремистской, коррупционной направленности; в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ; в сфере оборота оружия; в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и распространения оружия массового уничтожения; изготовления порноматериалов с изображениями несовершеннолетних и их оборота; административные правонарушения, посягающие на конкуренцию; административные правонарушения на транспорте, в области дорожного движения, совершенные лицами в состоянии опьянения; административные правонарушения, выражающиеся в нарушении норм законодательства РФ, устанавливающих обязательные требования, нарушение которых считается грубым. Также административное правонарушение в отдельных случаях может быть признано грубым и судом. Кроме того, подробно раскрываются понятия длящихся, продолжаемых, однородных и повторных административных правонарушений.

В качестве самостоятельного субъекта административного правонарушения закреплены ИП, совершившие правонарушения в связи с осуществлением предпринимательской деятельности. Также предусматривается условие о запрете одновременного привлечения юрлица и его должностного лица к ответственности за одно и то же административное правонарушение, за исключением отдельных случаев.

В качестве общего правила указывается возможность назначения наказания в виде предупреждения (если оно предусмотрено санкцией статьи Особенной части кодекса), при совершении правонарушения впервые и в отсутствие отягчающих обстоятельств. К примеру, в действующей редакции ч. 1 ст. 20.1 КоАП РФ в качестве наказания за мелкое хулиганство предусматриваются административный штраф от 500 руб. до 1 тыс. руб. или арест на срок до 15 суток. В новой редакции предлагается больше вариантов наказаний, в числе которых появятся предупреждение, обязательные работы на срок до 40 часов и арест на срок до 15 суток, при этом планируется повысить штраф и назначать его в пределах от 3 тыс. до 5 тыс. руб.

Помимо этого, если отягчающих обстоятельств не установлено, предупреждением может быть заменен штраф за впервые совершенное административное правонарушение, не считающееся грубым и выявленное в ходе государственного или муниципального контроля. В соответствии с действующим КоАП РФ штраф может быть заменен на предупреждение только субъектам МСП, юрлицу, а также их работникам (ч. 3 ст. 3.4 КоАП РФ).

Верхние и нижние пределы штрафа могут быть ограничены только конкретными санкциями статей Особенной части нового кодекса. Норму о верхних границах штрафа предлагается сохранить лишь для административной ответственности, предусмотренной законами субъектов РФ, за исключением законов городов федерального значения. Так, штраф за совершение административных правонарушений, предусмотренных законами субъектов РФ, не должен превышать: для граждан – 5 тыс. руб., для должностных лиц – 50 тыс. руб., для ИП – 100 тыс. руб., для юрлиц – 500 тыс. руб.

Предусмотрена возможность конфискации маломерных судов, автомототранспортных средств, а также прицепов, не являющихся орудием или предметами совершения правонарушения, у собственников, привлеченных к административной ответственности за совершение отдельных административных правонарушений.

Предполагается ужесточение ответственности за некоторые нарушения в области безопасности дорожного движения. Например, за отказ от прохождения медосвидетельствования на состояние опьянения предлагается штрафовать нарушителей на 40 тыс. руб. и лишать права управления ТС сроком от двух до трех лет. Сегодня за это предусмотрен штраф в размере 30 тыс. руб с лишением права управления ТС на срок от полутора до двух лет (ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ). Если сегодня должностное лицо, допустившее выпуск на линию неисправного ТС или переоборудованного без разрешения, подвергается штрафу в размере от 5 тыс. до 8 тыс. руб. (ч. 2 ст. 12.31 КоАП РФ), то проектом нового кодекса планируется штрафовать также ИП от 8 тыс. до 10 тыс. руб. и юрлиц на 50 тыс. руб. За наличие на управляемом автомобиле стекла или пленки (тонировки), светопропускание которых не соответствует требованиям техрегламента (ч. 3.1 ст. 12.5 КоАП РФ), предлагается увеличить штраф с 500 руб. до 1 тыс. руб.

Уточняется возможность применения запрета на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований, он может распространиться также на выезд из РФ в период проведения соответствующего соревнования. В действующей редакции ч. 1 ст. 3.14 КоАП РФ такое ограничение на выезд не оговаривается.

Читайте так же:  Отказано в возбуждении административного дела

Предельный срок назначения обязательных работ может сократиться до 60 часов взамен 200 часов, предусмотренных сегодня в ч. 2 ст. 3.13 КоАП РФ. Дополнен список лиц, к которым не должен применяться данный вид наказания, в числе которых женщины, а также одинокий родитель или лицо, его заменяющее, имеющие детей до 14 лет (вместо предусмотренного сегодня возраста детей до трех лет), детей-инвалидов; лицам, осуществляющим уход за инвалидом I и II групп, сотрудникам дипломатических представительств, консульских учреждений и т.д. Предлагается не применять к этим же лицам административный арест, а также к гражданам, имеющим заболевания, препятствующие его отбыванию.

Административное приостановление деятельности планируется переименовать в административный запрет деятельности с сокращением предельного срока его назначения с 90 до 30 суток.

Общий срок давности привлечения к административной ответственности может быть установлен в один год, за исключением отдельных случаев нарушений. Сейчас по общему правилу этот срок составляет два месяца по делам, которые рассматривают органы и должностные лица, и три месяца – по делам, рассматриваемым судьями, за исключением специальных сроков, предусмотренных за отдельные правонарушения (ст. 4.5 КоАП РФ).

Введение в действие нового кодекса планируется осуществить с 1 января 2021 года. С полным текстом проекта нового КоАП 2 можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

2 С текстом проекта Кодекса РФ об административных правонарушениях и материалами к нему можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 02/04/01-20/00099059)

Реформа КоАП РФ: каким будет новый кодекс?

Адвокат (адвокатская палата Санкт-Петербурга), партнер консалтинговой группы G3

специально для ГАРАНТ.РУ

10 июня 2019 года Правительство РФ представило вниманию общественности концепцию нового КоАП.

Появление этого документа не может не радовать. За 17 лет своего существования действующий КоАП РФ претерпел многочисленные изменения. По приведенным в концепции данным статистики, в него было внесено 4,8 тыс. поправок 621 федеральным законом. В связи с этим, как отмечается и в концепции, документ утратил ясность, системность, согласованность норм, без должного урегулирования оставлены важнейшие моменты, отсутствует единство в регулировании сходных по своей природе общественных правоотношений.

Это создает сложности в правоприменительной практике при защите интересов граждан, ИП и юридических лиц. А отдельные положения делает просто неприменимыми.

В связи с этим первостепенной задачей, которую поставило перед собой Правительство РФ, является приведение законодательства об административной ответственности к стабильности через выявление и урегулирование всех накопившиеся в правовом регулировании проблем.

Среди особо острых обозначены следующие:

  • необходимость постоянного уточнения многих составов административных правонарушений и корректировки полномочий органов по возбуждению и рассмотрению дел по административным правонарушениям в связи с проводимыми нововведения в отраслевом законодательстве в области природопользования, экологии, образования, здравоохранения, транспорта, связи, жилищно-коммунального хозяйства, труда, миграции, налогового контроля и других сфер деятельности;
  • отсутствие единообразной и устойчивой практики применения регионального законодательства;
  • несовершенство процессуального законодательства, вызывающее трудности правоприменительной практики при возбуждении и рассмотрении дел об административных правонарушениях.

Необходимость менять КоАП РФ назрела уже давно и, анализируя концепцию, ставится понятно, почему она появилась именно сейчас. Реформа законодательства об административной ответственности тесно сопряжена с проводимым Правительством РФ реформированиемконтрольно-надзорной деятельности, ключевым моментом которого является внедрение риско-ориентированного подхода.

Его суть заключается в том, что количество и частота проверок контролирующих органов должна находится в прямой зависимости от отнесения деятельности юридического лица или частного предпринимателя к определенной категории риска или определенному классу опасности. Риск нарушений меньше, значит и проверок меньше. Ожидаемый результат – снижение административного давления на бизнес, и как следствие, экономический рост.

В основу назначения наказания в новом кодексе предполагается заложить принцип дифференциации по степени опасности деяния, который и будет базироваться на основе риско-ориентированного подхода, что согласуется с вышеназванной реформой.

Ясно прослеживается тенденция либерализации законодательства и стремление сократить избыточное государственное принуждение в сфере административных правонарушений. Провозглашено, что наказание теперь не является самоцелью и будет применяться только в том случае, если профилактические и принудительно-профилактические меры не возымели действие, когда предписания должностных лиц контролирующих органов оставлены проверяемыми лицами без должного реагирования или при грубом нарушении обязательных требований.

Рассмотрим, через какие же конкретные изменения в законодательстве Правительство РФ видит реализацию поставленных целей.

Предполагается, что правовые нормы об административной ответственности будут содержаться в едином законодательном акте соответствующего уровня власти. Подобное положение уже закреплено в действующем КоАП РФ. Так, ст. 1.1. гласит: «законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях». Однако данный принцип реализован не был и в настоящее время нормы, предусматривающие административную ответственность, содержатся в различных источниках. Например, главой 16 Налогового кодекса устанавливаются виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение, а главой 18 виды нарушений банком обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, и ответственность за их совершение.

Также планируется установить закрытый перечень вопросов, по которым могут быть изданы подзаконные акты в сфере административной ответственности Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти, Банком России и Генеральной прокуратурой РФ, определить требования к ними установить запрет на введение ими административной ответственности и изменение порядка осуществления производства по делам об административных правонарушениях.

Вероятно, в целях не повторения судьбы действующего кодекса и сохранении логической структуры и согласованности норм документа, внесение изменений в КоАП РФ задумано осуществлять только отдельными федеральными законами, принятию которых будет предшествовать анализ правоприменительной практики, данных статистики, в том числе данных о нагрузке на должностных лиц, анализ затрат на исполнение, и получение официального отзыва Правительства РФ.

Читайте так же:  Место рассмотрения протокола об административном правонарушении

Неопределенность и отсутствие необходимых правовых норм в сфере разграничения компетенции Российской Федерации и ее субъектов при установлении ответственности за административные правонарушения породило противоречивую практику в различных регионах в сфере охраны общественного порядка, пользования общественным транспортом, защиты прав несовершеннолетних, торговли, защиты и охране животных, благоустройства. Решить проблему предполагается следующим образом:

  • установить четкие критерии и конкретные пределы разграничения предметов ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области административной ответственности,
  • сформулировать предметные основания осуществления субъектов Российской Федерации своих полномочий к конкретным видам и категориям административных правонарушений и санкций к ним,
  • предусмотреть в новом кодексе максимально возможные составы административных правонарушений, посягающие на общественный порядок, общественную безопасность и благоустройство.

В действующем КоАП РФ закреплено только два принципа административной ответственности: равенство всех перед законом и презумпция невиновности. Авторами концепции предлагается существенно расширить этот перечень, включив такие важнейшие руководящие нормы, как принцип вины, соразмерности, гуманизма, справедливости, законности и др. Это позволит судам, столкнувшись с неурегулированными правоотношениями, применять эти постулаты и принимать справедливые решения.

Концепция не оставила без внимания и проблему определения и назначения справедливого наказания. В качестве наглядной иллюстрации несоразмерности размера штрафа и совершенного противоправного деяния можно привести санкцию за неприменение ККТ, установленную п. 2 ст. 14.5 КоАП РФ. Размер штрафа за данное правонарушение для юридических лиц установлен не менее 30 тыс.руб., хотя размер покупки может составлять менее 100 руб. И таких примеров в КоАП РФ достаточно много.

В целях обеспечения эффективного и разумного административного воздействия предполагается что:

ИП будут выделены как самостоятельный субъект административных правонарушений, что исключит применяемую практику о приравнивании их к юридическим лицам при определении размера санкций за правонарушение.

Расширится сфера применения механизма уплаты в размере половины суммы наложенного штрафа. Сейчас такая возможность предусмотрена только для граждан и при оплате штрафа за нарушение ПДД. Видится, что такая мера будет мотивировать граждан и других субъектов административной ответственности добровольно исполнять административное наказание.

Должен измениться подход к извещению, уведомлению, а также документообороту при производстве дел об административных правонарушениях с учетом внедрения и использования Интернета, системы Единого портала государственных и муниципальных услуг, появится возможность более широкого выбора лицам, участвующим в деле, способа получений уведомлений, в том числе посредством СМС и отправлений на электронную почту. Одно единственное условие – наличие технической возможности.

Также предполагается, что:

Правительство РФ не ограничило дальнейшую дискуссию по изменению законодательства об административных правонарушениях и оставило за собой право на изменение провозглашенных в концепции подходов. Вступление в силу нового кодекса ожидается с 1 января 2021 года.

Минюстом России разработан проект нового Кодекса РФ об административных правонарушениях

В новый КоАП РФ предлагается включить три раздела: «Общая часть», «Особенная часть», «Субъекты административной юрисдикции».

В Общей части отражены вопросы, касающиеся в том числе принципов законодательства об административных правонарушениях, административного правонарушения и административной ответственности, административных наказаний и правил их назначения, освобождения от административной ответственности и от административного наказания.

В Особенную часть предлагается включить 36 глав, объединяющих в себе составы административных правонарушений на основе их классификации по видовым объектам противоправного посягательства.

В третьем разделе перечисляются субъекты административной юрисдикции, уполномоченные на возбуждение, рассмотрение и пересмотр дел
об административных правонарушениях.

Из основных новелл законодательства об административных правонарушениях, вводимых проектом, можно выделить следующие:

Видео (кликните для воспроизведения).

к ведению Российской Федерации отнесено установление административной ответственности не только за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, но и законами субъектов РФ, принятыми по предметам совместного ведения;

отдельно выделены полномочия органов местного самоуправления в сфере правового регулирования административной ответственности;

нормативно закреплены понятия таких видов административных правонарушений, как длящиеся, продолжаемые, однородные и повторные;

закреплено правило о том, что не допускается одновременное привлечение юридического лица и его должностного лица к ответственности за одно и то же административное правонарушение, за исключением отдельных случаев;

исключены с учетом сложившейся законодательной практики верхний и нижний пределы административного наказания в виде штрафа. Данные размеры предлагается сохранить только для законов субъектов РФ об административных правонарушениях, за исключением законов городов федерального значения;

возможность конфискации распространена не только на орудия и предметы административного правонарушения, но и на не являющиеся орудиями совершения или предметами административного правонарушения маломерные суда, автомототранспортные средства, а также прицепы к ним, подлежащие государственной регистрации, принадлежащие на праве собственности лицам, привлеченным к административной ответственности за совершение отдельных административных правонарушений;

расширена сфера применения административного запрета на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения путем его распространения на выезд из РФ в период проведения определенного международного официального спортивного соревнования;

существенно сокращен предельный срок назначения обязательных работ. В новом КоАП РФ он составит шестьдесят часов вместо двухсот часов в действующей редакции;

увеличен до одного года общий срок давности привлечения к административной ответственности;

переименован такой вид административного наказания, как административное приостановление деятельности. В проекте этот вид наказания предлагается именовать как административный запрет деятельности. При этом предельный срок его назначения сокращен с девяноста до тридцати суток.

Читайте так же:  Ответственность за ложные показания по административному делу

КоАП‐2021. Что изменится в жизни россиян после появления нового административного Кодекса

Анатолий Минкин

Новый кодекс

Премьер-министр Дмитрий Медведев предложил сформировать новый Кодекс об административных правонарушениях еще 21 марта. Он отметил, что действующий документ очень громоздкий и его сложно применять в случае административных правонарушений. Он предложил уйти от подпунктов и привести имеющиеся статьи в соответствие с законодательством.

В тексте концепции КоАП говорится, что с начала его действия в стране приняли 621 федеральный закон, по которому в Кодекс внесли уже более 4800 изменений.

«Нормы КоАП должны претерпеть такие изменения, которые будут соответствовать целям указанной реформы, что, несомненно, подразумевает как сокращение составов административных правонарушений, так и изменение подходов к назначению наказаний», — говорится в проекте.

Правонарушения и наказания

Согласно новой концепции КоАП, количество административных правонарушений значительно сократят, а также разделят по категориям. Они будут зависеть от их характера и степени общественной вредности. Исходя из этого и будут назначать наказание.

«Например, административные правонарушения повышенной степени общественной вредности могут быть отнесены к категории грубых», — говорится в тексте документа.

Кроме того, каждая категория получит свой срок давности привлечения к ответственности, который не может превышать двух лет. Исключением из этого правила станет административная ответственность для юридических лиц.

«Учитывая характер и степень общественной вредности различных категорий административных правонарушений, предлагается установить разные сроки, в течение которых лицо считается подвергнутым административному наказанию», — говорится в тексте концепции.

В качестве первого наказания для граждан за негрубые правонарушения кодекс предлагает назначать предупреждения, а не выписывать штрафы.

На такое мягкое наказание за негрубое и первое нарушение могут рассчитывать индивидуальные предприниматели или юридические лица, работающие в сфере малого и среднего предпринимательства, а также их сотрудники.

Если все же наказание предусматривает штраф, то его размер будет определяться целым рядом обстоятельств. Кроме характера правонарушения и размера вреда, при выписке штрафа будут учитываться финансовое положение нарушителя и его семьи.

При этом если нарушитель устранил или предотвратил вред, который он мог нанести своими действиями, то ему назначается минимальный размер штрафа, или вообще вместо финансового наказания ему вынесут предупреждение.

Кроме этого, авторы предложили распространить правила сокращения штрафа в два раза, если нарушитель выплатит его в течение 20 дней после вынесения постановления. Сейчас это правило действует только для нарушителей ПДД.

Источник фото: Pixabay

Под это нововведение не попадут грубые административные правонарушения, а также оборотные штрафы (выплаты, зависящие от выручки компании. Используются в основном при нарушении антимонопольного законодательства).

Новый кодекс предусматривает уменьшение штрафа в случае обстоятельств, по которым административная ответственность должна быть смягчена. При этом сумма, которую обязан заплатить нарушитель, будет уменьшаться при каждом таком обстоятельстве.

И наоборот, в случае отягчающих обстоятельств штраф будет только увеличиваться. Размеры уменьшения или увеличения штрафа должны устанавливаться кодексом.

Если сумма штрафа достигла 10 тысяч рублей, то авторы нового Кодекса предложили списывать деньги с банковских счетов должника без возбуждения исполнительного производства.

То есть сотрудники Федеральной судебной службы приставов будут получать электронную заявку и без возбуждения исполнительного производства смогут автоматически блокировать деньги на счету банка или другой кредитной организации.

Двумя главными пунктами, которые появятся в новом Кодексе об административных правонарушениях, станут институт реабилитации и закрепление правила: «закон, отягчающий ответственность, обратной силы не имеет».

По данным Минюста, статья об институте реабилитации предусматривает, что человек, которого неправомерно привлекли к административной ответственности, может рассчитывать на компенсацию за возмещение вреда из-за незаконного административного преследования.

Правило о законе, отягчающем ответственность, будет действовать следующим образом. Если действия нарушителя одновременно попали под статьи административного и уголовного кодексов, то применяться будет именно административная статья.

Это позволит избежать ситуации с ужесточением наказания, если в силу вступят оба закона.

Источник фото: РИА «Новости»

Граждане, бизнес и власть

В действующем сегодня Кодексе об административных правонарушениях различаются три категории: простые граждане, юридические и должностные лица. В новом документе этот список предлагается расширить.

В частности, в особую группу попадут подростки. Суды смогут освобождать их от административной ответственности, но при этом с несовершеннолетними нарушителями будут проводить воспитательную работу в качестве профилактики. При этом такие меры по отношению к подростку также могут стать для него видом административного наказания.

При вынесении решения будут учитываться условия жизни и воспитания, уровень психического развития малолетнего нарушителя, особенности его личности, а также влияние на него старших лиц.

Новую концепцию КоАП представили правительству

К обязательным работам в качестве административного наказания нельзя будет привлекать детей-инвалидов, беременных женщин, тяжелобольных людей, а также инвалидов I и II групп.

Отдельным субъектом нового Кодекса об административных правонарушениях станут индивидуальные предприниматели. Ранее их было сложно отнести к должностным или юридическим лицам для того, чтобы квалифицировать их нарушения, и, как следствие, определить для них сумму штрафа. Новый кодекс должен решить эту проблему.

Из старого документа в новый перейдут положения о привлечении к административной ответственности военнослужащих, замещающих должности представителей правоохранительной службы, и лиц, имеющих специальные звания.

Еще одним нововведением для бизнеса станет запрет на одновременное привлечение к административной ответственности юридического лица и его работника за одно и то же нарушение. Исключением станут случаи, когда юрлицо виновно в том, что не приняло меры и позволило своему сотруднику совершить правонарушение.

Читайте так же:  Категории административных и гражданских дел

Кроме того, надзорные органы лишатся права приостанавливать деятельность тех или иных предприятий. Это право останется только за судом. При этом предельный срок остановки деятельности предприятий значительно сократится.

Изменения в новом КоАП коснутся и властей всех уровней, начиная от государственных чиновников, заканчивая органами местного самоуправления, казенных учреждений и государственных внебюджетных фондов. Для всех этих структур отменят административную ответственность как для юридических лиц. Теперь за противоправные действия этих организаций будут наказывать должностных лиц.

Новый Кодекс об административных правонарушениях планируют ввести в действие с 1 января 2021 года — вместе с окончательной отменой устаревших регламентов контрольно-надзорных органов.

КоАП — всегда действующая редакция

RuCodex.org — это проект, предлагающий пользователям всегда актуальную редакцию Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в гипертекстовом виде.

— это основной документ, регулирующий общественные отношения в области административного права России. С момента своего вступления в силу в 2002 году КоАП РФ дополнялся новыми статьями, уточнялись формулировки и ужесточались санкции в уже существующих статьях, а какие-то статьи утрачивали силу.

Для нашей редакции КоАП характерны следующие преимущества:

  • современная навигация по тексту Кодекса — каждая из более чем 1000 статей КоАП РФ доступна в три клика из каждой страницы нашего сайта;
  • история изменений и поправок собрана на отдельной странице в удобном календарном виде, облегчая тем самым восприятие самих норм Кодекса;
  • простая и удобная типографика на странице каждой статьи КоАП РФ позволяет глазу обычного россиянина быстрее разобраться в сложном юридическом тексте.

Важно заметить, что представленная на RuCodex.org редакция Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не является официальным опубликованием данного правового акта и предназначена только для информирования пользователей.

При этом, наша редакция КоАП РФ всегда самая актуальная , изменения и дополнения в нашу редакцию вносятся быстрее всего, потому что, разобравшись в тонкостях законодательного процесса в Российской Федерации, мы уже на этапе одобрения законопроектов Советом Федерации начинаем готовиться к новой редакции КоАП, и в день подписания законов Президентом России нам лишь остается все еще раз проверить, внести подготовленные заранее поправки в изменяемые статьи и сообщить нашим пользователям об этом в Twitter или через RSS-канал.

Кодекс РФ об административных правонарушениях с последними изменениями и дополнениями

Сегодняшняя редакция действует с 1 февраля 2020 г.

Следующие изменения в действующей редакции КоАП РФ ожидаются не позднее 19 февраля 2020 г. , когда Президент России подпишет и опубликует новый пакет Федеральных законов, одобренный на заседании Совета Федерации 12 февраля.

Следите за последними изменениями КоАП РФ , подписавшись на наш RSS-канал или став нашим читателем в Twitter .

Как и за что наказывают

Кодекс об административных правонарушениях часто сравнивают с Уголовным кодексом. Эти документы действительно имеют немало общих черт. Особенно это касается структуры. Оба кодекса делятся на две части. Первая посвящена общим положениям, в рамках которых раскрываются понятия административных правонарушений, ответственности и наказаний. Вторая часть содержит перечень правонарушений по отдельным категориям.

Наказания, предусмотренные КоАПом, описаны в статье 3.2. Лицо, уличённое в правонарушении, может понести наказание в виде:

  • предупреждений;
  • штрафов;
  • лишения некоторых прав;
  • конфискации орудий и средств совершения правонарушений;
  • ареста;
  • приостановления деятельности юрлица;
  • запрета на посещение мероприятий или общественных мест;
  • обязательных работ.

В особенной части ФЗ №195 содержится перечень административных правонарушений из сфер:

  • защиты прав избирателей;
  • предоставления государственных, муниципальных и образовательных услуг;
  • защита прав на здоровье и санитарно-эпидемиологическую безопасность;
  • охраны собственности;
  • экологической безопасности;
  • строительства и промышленности;
  • сельскохозяйственного производства;
  • передвижений на разных видах транспорта.

Таким образом, КоАП РФ предусматривает наказания за целый комплекс правонарушений. Аналогичные противоправные действия могут рассматриваться и в Уголовным кодексе. Однако в нём предусмотрена только ответственность за поступки, имеющие большую общественную опасность.

Изменения и дополнения КоАП

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях — это основной документ, регулирующий общественные отношения в области административного права России. С момента своего вступления в силу в 2002 году административный Кодекс дополнялся новыми статьями, уточнялись формулировки и ужесточались санкции в уже существующих статьях, а какие-то статьи утрачивали силу.

Внесение изменений и дополнений в КоАП РФ — это способ поддерживать актуальность настоящего нормативного акта. Изменения в КоАП происходят только одним способом, а именно вследствие принятия Федеральных законов, которые подписывает и публикует Президент России .

Основная сложность в поддержании актуальной редакции Кодекса — это частота вносимых изменений. Например, за 12 месяцев 2014 года, было принято 54 Федеральных закона, предполагающих те или иные изменения в КоАП РФ в разные сроки. За этот же период вступили в силу нормы 29 ФЗ , принятых ранее в 2012 и 2013 годах.

Видео (кликните для воспроизведения).

Преодолевая эту сложность, улучшая восприятие норм Кодекса, предоставляя пользователю возможность современной навигации по тексту Кодекса, мы реализовали наш проект, где всегда представлена действующая на сегодня редакция Кодекса об административных правонарушениях. Наша редакция КоАП РФ всегда актуальна, но при этом не отягощена историей правок. Все изменения КоАП РФ представлены в календарном порядке на отдельных страницах за соответствующий год.

Источники

Новый кодекс об административных правонарушениях
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here