Объективные признаки административного правонарушения

Предлагаем ознакомится с материалом в статье: "Объективные признаки административного правонарушения". Здесь собрана и обработана информация из авторитетных источников. Если вы все же не найдете ответ на свой вопрос, дочитайте статью до конца, если же и после этого не получите ответ, то обратитесь к дежурному консультанту.

Объективные признаки административного правонарушения

обед с 12.00 до 12.48

прием заявлений не осуществляется

прием заявлений не осуществляется

График личного приема граждан в Славгородском городском суде Алтайского края

Председатель суда Косых Сергей Иванович (2 этаж кабинет № 28)

Архив суда (через заместителя начальника отдела делопроизводства и судопроизводства Черкасову Ирину Юрьевну (2 этаж кабинет № 26)

http://slavgorodsky.alt.sudrf.ru/modules.php?name=press_dep&op=3&did=5

Отсутствие события и состава административного правонарушения, как обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении (п.1 и п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ)

Отсутствие события и состава административного правонарушения, как обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении (п.1 и п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ)

Статья 24.5 КоАП РФ предусматривает обстоятельства, исключающие производство по делам об административных правонарушениях.

Диспозиция данной нормы сформулирована таким образом, что обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, должны учитываться еще на стадии возбуждения дела, и при наличии хотя бы одного их них производство не может быть начато. Если обстоятельства, исключающие производство по делу, будут установлены по начатому производству, то оно подлежит прекращению. При этом в постановлении должны быть приведены соответствующие мотивы, послужившие основанием к прекращению производства по делу*(1).

Одними из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, в соответствии со ст. 24.5 КоАП РФ являются отсутствие события и отсутствие состава административного правонарушения.

В практической деятельности вышеуказанные понятия смешиваются и не всегда применяется правильное основание для прекращения производства по делу об административном правонарушении*(2).

Отсутствие события административного правонарушения означает, что факт совершения правонарушения не подтвержден. Для подтверждения вывода об отсутствии события правонарушения необходимо установить, что те или иные действия (бездействие) физического или юридического лица не признаны противоправными и за них не установлена административная ответственность КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации*(3) либо что указанное правонарушение не совершалось.

Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации не содержит законодательного закрепления состава административного правонарушения, раскрывая лишь отдельные его признаки.

В то же время каждое административное правонарушение имеет ряд обязательных признаков, которые и образуют его состав. Иными словами, состав административного правонарушения — это совокупность признаков, позволяющих идентифицировать деяние как административно наказуемое. Описание признаков состава административного правонарушения содержится в диспозициях статей Особенной части Кодекса РФ об административных правонарушениях*(5).

Признаки состава правонарушения, которые имеют юридическое значение, влекут за собой определенные юридические последствия и позволяют типизировать составы административного правонарушения. В любом правонарушении выделяются четыре элемента его состава — субъект, субъективная сторона, объект, объективная сторона.

К объективным признакам состава административного правонарушения относятся объект посягательства и объективная сторона — признаки, отражающие внешнюю сторону правонарушения (такие как общественные отношения, охраняемые административным законодательством, характеристика противоправного деяния, наступивших общественно опасных последствий, их причинная связь, место, время, способ, орудия совершения).

К субъективным признакам относятся соответственно субъект и субъективная сторона административного правонарушения.

Субъектом административного правонарушения в силу ст. 2.1, 2.4, 2.6, 2.10 КоАП РФ могут быть как физические лица, должностные лица, так и юридические лица.

Субъективная сторона административного правонарушения отражает отношение правонарушителя к совершенному им деянию и его последствиям, определяемое как форма вины. Так, на основании ст. 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия или бездействия, предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично. К неосторожным относится правонарушение, когда лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований рассчитывало на предотвращение таких последствий (самонадеянность) либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (небрежность).

Можно ли не применять минимальный предел наказания при рецидиве преступлений, если установлены обстоятельства, смягчающие наказание виновного лица, не указанные в ст. 61 УК РФ, поскольку перечень обстоятельств, предусмотренных ст. 61 УК РФ, не является исчерпывающим?

Для ряда правонарушений, предусмотренных КоАП РФ, определение такого признака, как формы вины, имеет важное значение для правильной квалификации противоправного деяния (во всех остальных случаях — может также учитываться при определении меры взыскания нарушителю). Кроме того, в зависимости от осознания лицом противоправности совершаемого действия либо бездействия и отношения к наступившим последствиям выделяются составы правонарушений, которые носят формальный или материальный характер.

Применительно к юридическим лицам в ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ указано, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения установленных законодательством правил и норм, но не были приняты меры по их исполнению. Из этой формулировки следует, что законодатель выделил два условия, позволяющих признать вину юридического лица:

1) наличие у него возможности выполнить предписания соответствующих правил и норм;

2) непринятие всех зависящих от него мер по их соблюдению.

Только совокупность этих условий может свидетельствовать о виновности юридического лица*(6).

Таким образом, проведенный анализ позволяет сформулировать следующее определение состава административного правонарушения: «Состав административного правонарушения представляет собой совокупность признаков (элементов), позволяющих характеризовать деяние, обстоятельства, при которых оно произошло, причиненный вред, лицо, его совершившее, и отношение этого лица к совершенному деянию, а также типизировать это деяние как правонарушение, предусмотренное Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации или законодательством субъектов Российской Федерации, устанавливающим административную ответственность, и дифференцировать применение наказания»*(7).

Следовательно, к административной ответственности может быть привлечен только тот, в чьих действиях установлены все признаки состава конкретного административного правонарушения, и отсутствие одного из элементов, входящих в структуру состава административного правонарушения, в обязательном порядке влечет за собой прекращение дела об административном правонарушении по основанию, закрепленному в п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ. Это может быть, например, недостижение лицом возраста привлечения к административной ответственности, невменяемость физического лица, ликвидация юридического лица, невиновное причинение вреда, совершение действий (бездействие), направленных на общественные отношения, не охраняемые законом или иным нормативно-правовым актом.

В заключение необходимо отметить, что исходя из положений п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности в качестве основания для прекращения производства по делу об административном правонарушении является безусловным обстоятельством, исключающим дальнейшее рассмотрение дела (в т.ч. обсуждение вопросов о наличии или отсутствии события и состава правонарушения, виновности лица) по существу*(8).

Читайте так же:  Ношение и применение травматического оружия

Заместитель председателя Челябинского областного суда

Начальник отдела кодификации и систематизации
законодательства, обобщения судебной практики
Челябинского областного суда

*(1) Научно-практическое пособие по применению КоАП РФ/ под ред. П.П. Серкова — М., Издательство НОРМА, 2006. С. 756-757.

*(2) См., например, справку по результатам изучения судебной практики по рассмотрению мировыми судьями и судьями районных (городских) судов Челябинской области в течение 2006 года и 1-го квартала 2007 года дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 19.5 ч. 1 и ст. 19.7 КоАП РФ.

*(3) Научно-практическое пособие по применению КоАП РФ/ под ред. П.П. Серкова — М., Издательство НОРМА, 2006. С. 758.

*(4) См.: постановление Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2006г. Дело N53-ад06-2.

*(5) Бочаров С.Н., Зубач А.В., Костенников М.В., Куракин А.В., Сальников М.Г., Тюрин В.А. Административная юрисдикция: Учебное пособие. М.: МосУ МВД России; Издательство «Щит-М», 2005. С. 12.

*(6) Научно-практическое пособие по применению КоАП РФ/ под ред. П.П. Серкова — М., Издательство НОРМА, 2006. С. 26.

*(7) Хатова Ж.М. Понятие состава административного правонарушения нуждается в законодательном закреплении//Административное право и процесс, 2007, N 1.

*(8) См.: постановление Верховного Суда Российской федерации от 26.06.2006г. Дело N 81-ад06-3.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Отсутствие события и состава административного правонарушения, как обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении (п.1 и п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ)

Текст статьи опубликован в журнале судейского сообщества Челябинской области «Принцип гласности» N 2 (12) 2007 г.

http://base.garant.ru/8790807/

Понятие административного правонарушения и его признаки

В юридической литературе основания административной ответственности подразделяются на следующие виды:

Отсутствие нормативной основы исключает какую-либо противоправность, наличие самого состава административного проступка. То или иное действие или бездействие становится противоправным лишь тогда, когда оно закреплено нормой права, и таковым оно будет вплоть до полной отмены нормы.

Однако одних нормативных оснований еще недостаточно для того, чтобы возникло конкретное правоотношение ответственности. Нормативные основания предполагают лишь ее возможность. Необходимы еще юридические факты, с которыми в правовой науке и связывается возникновение правоотношений. В реальной действительности фактическим основанием административной ответственности является состав административного правонарушения в совокупности с его признаками.

Процессуальным основанием признается составленный уполномоченным должностным лицом протокол об административном правонарушении, совершенным данным субъектом.

Иными словами, чтобы привлечь к ответственности лицо, виновное в совершении административного правонарушения, необходимо закрепить в законодательстве правило поведения и установить ответственность за его несоблюдение. В случае нарушения такого правила необходимо квалифицировать деяние согласно соответствующей норме закона и зафиксировать факт совершения проступка в процессуальном документе.

Согласно ч.1 ст.2.1 КоАП, административным правонарушениемпризнается противоправное виновное, а также характеризующееся иными признаками деяние (действие или бездействие), за которое установлена административная ответственность.

Исходя из определения, выделим основные признаки административного правонарушения.

1. Административное правонарушение есть противоправное деяние. Понятие «деяние» часто применяется в законодательстве, причем этим понятием охватываются два вида поведения правонарушителя: действиелибо бездействие, т.е. такое поведение, которое противоречит праву, закону, расходится с ним. Многие административные правонарушения могут совершаться посредством действия (например, мелкие хищения государственного или общественного имущества, мелкое хулиганство, распитие спиртных напитков в общественных местах и т.д.), но немало административных проступков совершается в форме бездействия (например, невыполнение правил пожарной безопасности, проявление неуважения к суду, неисполнение должностным лицом требования работника милиции и т.п.).

Противоправность означает, что конкретное деяние запрещено административно-правовыми нормами под страхом ответственности, т.е. определенное лицо совершает действие, запрещенное нормой права, или не совершает действия, предписанного правовым актом. Данный признак реализуется в Особенной части КоАП, где перечислены общественно опасные деяния, являющиеся в настоящее время противоправными.

2. Важнейшим признаком административного правонарушения является виновность такого деяния. Виновность характеризуется тем, что деяние представляет собой проявление сознания и воли лица, его совершающего. Имеется в виду то, что общественно опасное и противоправное действие (бездействие) совершается умышленно либо по неосторожности. Указанный признак административного правонарушения находит свое воплощение в таком принципе ответственности, как презумпция невиновности. Таким образом, без вины нет и административного правонарушения.

3. Административное правонарушение напрямую может и не повлечь за собой реального вреда, но создать для этого условия. Например, нарушение правил безопасности при перевозке опасных грузов и опасных веществ (ст.18.29 КоАП) может и не повлечь угрозу для людей. Однако такая перевозка явно создает опасность для жизни и здоровья окружающих. Таким образом, третьим признаком административного правонарушения является его общественная опасность. Она заключается в опасности деяния для общественных отношений, причинении им вреда либо угрозы его причинения. Общественная опасность определяется характером и степенью. Характер – это качественная категория общественной опасности, степень – количественная.

4. Административное правонарушение – наказуемое деяние. Наказуемость характеризуется применением мер административной ответственности (административных взысканий) за совершение общественно опасного, противоправного, виновного деяния.

Реальное деяние только тогда считается административным проступком, когда оно содержит все закрепленные в законе признаки. В установленных законодательством случаях для признания деяния административным правонарушением необходимо наличие причинной связи между деянием и его неблагоприятными противоправными последствиями в виде причинения вреда здоровью, имуществу, природной среде и т.д.

Признаки административного правонарушения следует отличать от его юридического состава, поскольку в КоАП отсутствует понятие «состав административного правонарушения», это научно-логическая конструкция, вытекающая из содержания норм права об административных правонарушениях.

Состав правонарушения –совокупность закрепленных правовой нормой признаков (элементов) деяния, при наличии которых оно признается административным правонарушением. Каждый признак, установленный нормой права, является обязательным.

Элементамисостава административного правонарушенияявляются: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.

Объектом правонарушения являются урегулированные и охраняемые нормами права общественные отношения.

Принято различать общий объект административного правонарушения, родовой и видовой.

Общим объектом

административного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в области государственного управления и регулируемые нормами административного права, а в ряде случаев – трудового, финансового, предпринимательского, банковского и других отраслей права. В качестве родового объекта административного проступка выступает совокупность однородных общественных отношений: права и свободы граждан, государственный и общественный порядок, собственность, установленный порядок управления и др. Исходя из родовых объектовпосягательств, составы административных правонарушений сгруппированы по главам в Особенной части КоАП (например, гл.12 Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности).

Читайте так же:  Открой административные штрафы

Каждый конкретный проступок имеет видовой, непосредственный объектпосягательства (общественная нравственность, честь, достоинство гражданина – при мелком хулиганстве; достоинство, здоровье гражданина – при умышленном причинении легкого телесного повреждения или побоев).

Объективная сторона заключается в совершении деяния, запрещенного нормами права. Конкретные признаки проявления действия или бездействия излагаются в соответствующе норме.

Наличие объективной стороны административного правонарушения законодатель ставит в зависимость от места (пограничная зона, общественное место), времени(ночное, запрещенное и т.п.), способа совершения деянияв прошлом, его систематичности.

Содержание объективной стороны может включать характер действия или бездействия– длящееся, оконченное правонарушение.

Длящимся

называется действие или бездействие, сопряженное с последующим длительным невыполнением обязанностей, возложенных на физическое или юридическое лицо законом, под угрозой административного взыскания. Длящееся правонарушение является единым независимо от продолжительности действия или бездействия. Начальным моментом такого проступка является действие или бездействие, после которого длительно не выполняется правовая обязанность. Моментом окончания правонарушения является его прекращение, привлечение виновного к ответственности или с наступлением событий, препятствующих дальнейшему совершению (ст.2.6 КоАП). К числу длящихся административных правонарушений относятся, например, уклонение от постановки на учет в налоговом органе (ст. 13.2); нарушение ветеринарных правил (ст.15.38); нарушение санитарных норм, правил и гигиенических нормативов (ст.16.8) и др.

Административное правонарушение признается оконченнымс момента совершения деяния или с момента фактического наступления последствий, указанных в статьях Особенной части КоАП (ст.2.2).

Независимо от того, является правонарушение длящимся или нет, оно считается оконченным с момента, когда в деянии усматриваются все признаки состава правонарушения, предусмотренные законом. Длящиеся правонарушения обычно являются юридически оконченными (что определяет возможность привлечения к ответственности уже с этого момента) до их фактического прекращения, т.е. до момента завершения противоправного поведения.

Прекращение правонарушения имеет место, когда лицом уже не совершаются никакие противоправные действия либо правонарушение пресечено уполномоченным должностным лицом.

К числу квалифицирующих признаков правонарушения, которые также составляют важную часть характеристики его объективной стороны, относится повторность. Повторность – это совершение одним и тем же лицом двух или более правонарушений, предусмотренных одной и той же статьей КоАП. Повторность является обстоятельством, отягчающим административную ответственность (ст.7.3 КоАП).

Таким образом, объективная сторона состава административного правонарушенияэто система, установленных нормами административного законодательства, специфических признаков, отражающих внешнюю сторону общественно вредного поведения и проявляющихся в прямой зависимости от времени, способа и места совершения конкретного противоправного деяния.

Субъектом

административного проступкаявляется тот, кто его совершил, лицо, в деянии которого имеется описанный в законе проступок. Все признаки субъекта можно разделить на две группы:

· общие (достижение 16-летнего возраста и вменяемость);

· специальные (особенности труда, служебное положение, прошлое противоправное поведение, состояние здоровья и иные признаки – военнообязанный, иностранец и др.).

Должностные лица подлежат административной ответственности за административные правонарушения, связанные с несоблюдением установленных правил в сфере охраны порядка управления, государственного и общественного порядка, природы, здоровья населения и других правил, обеспечение выполнения которых входит в их служебные обязанности. При этом должностные лица подлежат административной ответственности не только за собственные действия или бездействия, но и за действия подчиненных работников, нарушающих соответствующие правила.

Находящиеся на территории Республики Беларусь иностранные граждане и лица без гражданства подлежат административной ответственности на общих основаниях с гражданами Республики Беларусь.

Вопрос об ответственности за административные правонарушения, совершенные на территории Республики Беларусь иностранными гражданами, которые согласно действующим законам и международным договорам пользуются иммунитетом от административной юрисдикции Республики Беларусь, разрешаются дипломатическим путем.

Субъектом административной ответственности в соответствии с действующим законодательством признаются и юридического лица.

Субъективная сторона административного правонарушения это психическое отношение субъекта к противоправному действию или бездействию и его последствиям. Она включает в себя вину нарушителя, мотивы, которыми руководствовался субъект, и цели, которые он преследовал.

Субъективная сторона правонарушения всегда связана со способностью лица отвечать перед государством за противоправное деяние, с наличием вины в форме умысла или неосторожности.

Умысел

предполагает, что лицо, совершившее правонарушение, сознавало противоправность своего деяния, предвидело его вредные последствия и желало их наступления (прямой умысел) или сознавало противоправность своего деяния, предвидело его вредные последствия, не желало, но сознательно допускало их наступление либо относилось к ним безразлично (косвенный умысел) – ст.3.2 КоАП.

Неосторожность

может проявляться в двух формах: самонадеянности(легкомыслия), когда лицо предвидит возможность наступления вредных последствий своего деяния, но без достаточных оснований рассчитывает на возможность избежать их; небрежности, когда лицо не предвидит возможности наступления вредных последствий своего деяния, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло их предвидеть.
http://studopedia.ru/view_adminpravoby.php?id=37

Административное правонарушение: понятие, признаки, состав

Административное правонарушение является фактическим основанием административной ответственности. Определение административное правонарушение дано в ст. 2.1 КоАП РФ. — Это противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Признаки (черты) административного правонарушения – антиобщественная направленность, противоправность, виновность и наказуемость деяния.

1. Деяние это акт волевого поведения, проявляющийся в форме действия либо бездействия.

2. Действие это активное невыполнение правового предписания в виде обязанности или законного требования, нарушение установленного запрета, правила, нормы, стандарта.

3. Бездействие — это пассивное поведение, выражающееся в несовершении лицом тех действий, которые оно должно было и могло совершить в силу лежащих на нем обязанностей.

4. Противоправность. Противоправность деяния заключается в том, что оно нарушает конкретную норму права

5. Виновность. Противоправное деяние для признания его административным правонарушением должно быть совершено виновно, т.е. в форме умысла или неосторожности (ст. 2.2 КоАП РФ) как к самому совершаемому деянию, так и к его последствиям.

6. Наказуемость. Любая ответственность бессмысленна без реакции со стороны государства на противоправное поведение. Административное наказание представляет собой публично-правовую, государственную оценку деяния в качестве административного правонарушения, а лица, его совершившего, как обязанного претерпеть возлагаемые на него ограничения. Наказуемость служит средством, обеспечивающим реализацию административно-правового запрета.

Видео (кликните для воспроизведения).

7. Общественная вредность. Безусловно, что каждое административное правонарушение причиняет вред конкретному объекту или создает угрозу причинения такого вреда. Подавляющее большинство юристов именно в этом видят общественную вредность или опасность правонарушения.

Административные правонарушения могут наносить вред тем интересам и объектам, которые закреплены в ст. 1.2 КоАП РФ, т.е. личности, правам и свободам человека и гражданина, здоровью граждан, санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, общественной нравственности, окружающей среде, установленному порядку осуществления государственной власти, общественному порядку и общественной безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и юридических лиц, общества и государства.

Читайте так же:  Загрязнение и охрана окружающей среды на английском

Под составом административного правонарушения — это установленная правом совокупность признаков, при наличии которых антиобщественное деяние считается административным правонарушением.

Состав административного правонарушения:

— объект правонарушения (общественные отношения, урегулированные нормами права, охраняемые и защищаемые мерами административной ответственности);

— объективная сторона (конкретные действия или бездействие, выразившиеся в нарушении установленных нормами права правил, обладающие антиобщественной направленностью, противоправностью, а также их последствия и причинная связь между совершенным деянием и наступившим результатом);

— субъект правонарушения (физические и юридические лица, способные нести ответственность за совершенные деяния, т.е. обладающие административной деликтоспособностью);

— субъективная сторона (психическое отношение субъекта, являющегося физическим лицом, или субъективное отношение субъекта, являющегося юридическим лицом, к противоправному деянию и его последствиям, то есть вина субъекта.

Только наличие в совокупности всех указанных элементов, закрепленных правовыми нормами, может повлечь административную ответственность.

Составы административных правонарушений могут быть классифицированы по любому из признаков, входящих в них, а также в зависимости от особенностей юридических средств, использованных при их конструировании (составы описательные и бланкетные, однозначные и альтернативные, казуистические и обобщенные).

По особенностям конструкции различаются:

1. Материальные составы административных правонарушений, в которых содержится признак наступления вредных материальных последствий противоправного деяния (например, ст. 12.24 КоАП РФ) или описывается действие, обязательно влекущее вредные последствия, хотя последние законом четко не обозначаются (например, ст. 8.6 КоАП РФ);

2. Формальные составы административных правонарушений, в которых нет признака наступления вредных материальных последствий (например, ст. 19.3, 20.4 КоАП РФ); для правонарушений с формальным составом наступление имущественного ущерба не является конструктивным признаком, но учитывается при назначении административного наказания.

В зависимости от степени обобщенияпризнаков административных правонарушений их составы подразделяются следующим образом: казуистичные — как правило, охватывают сравнительно узкую группу деяний (например, ст. 9.7 КоАП РФ); обобщенные — охватывают широкую группу деяний (например, ст. 6.3, ст. 20.1 КоАП РФ).

По признаку субъективной стороны административные правонарушения могут быть поделены на умышленные и неосторожные, а по признаку мотива поведения — на корыстные, совершаемые с целью извлечения доходов, и некорыстные.

Административная ответственность в РФ: понятие, признаки, принципы

Понятие. Административная ответственность — это вид юридической ответственности, который выражается в назначении органом или должностным лицом, наделенным соответствующими полномочиями, административного наказания лицу, совершившему правонарушение.

Признаки:

1. Административная ответственность в большинстве случаев является внесудебной ответственностью. Административные наказания назначаются должностными лицами значительного числа государственных органов системы исполнительной власти или определенными коллегиальными органами во внесудебном порядке, хотя и судьи рассматривают значительное количество таких правонарушений. Все эти органы являются субъектами административной юрисдикции;

2. Административные наказания назначаются должностными лицами правонарушителям, не подчиненным им по службе. По этому признаку административная ответственность отличается от дисциплинарной ответственности, при которой меры взыскания применяются в основном в порядке подчиненности вышестоящим органом или должностным лицом;

3. Поскольку административная ответственность наступает за деяния, менее опасные, чем преступления, то и административные наказания, как правило, менее суровы, чем уголовные наказания;

4. Применение административной ответственности не влечет судимости лица, совершившего правонарушение. Это лицо считается подвергнутым административному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения наказания;

5. Существенной особенностью административной ответственности является то обстоятельство, что субъектом ответственности могут быть не только физические, но и юридические лица. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств;

6. В отличие от уголовной ответственности, которая устанавливается только федеральным законом (УК РФ), административная ответственность устанавливается КоАП РФ и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов РФ об административных правонарушениях.

Принципы:

1. Принцип законности (лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом);

2. Индивидуализация ответственности (в процессе привлечения к административной ответственности необходимо исследовать весь комплекс факторов, определенных законодательством, избегая шаблонов и стереотипов);

3. Ответственность субъекта права лишь за свои проступки (к административной ответственности привлекается субъект, совершивший административное правонарушение);

4. Ответственность только за виновные деяния (субъект подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, по которым будет доказана его вина, ответственность без вины недопустима);

5. Принцип справедливости (состоит в том, что наказание должно быть соразмерно содеянному);

6. Принцип целесообразности (предполагает соответствие избираемой меры административно-правового воздействия целям административной ответственности);

7. Принцип гуманизма (применение мер ответственности не должно унижать человеческое достоинство, честь и другие естественные права и свободы граждан);

8. Принцип презумпции невиновности (лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица;

9. Принцип своевременности (состоит в том, что ответственность за административное правонарушение должна наступать максимально быстро).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

http://studopedia.ru/9_214083_administrativnoe-pravonarushenie-ponyatie-priznaki-sostav.html

Состав административного правонарушения.

Обладая рассмотренными ранее общими признаками, каждый вид административного правонарушения характеризуется своими специфическими признаками, отличающими один их вид от другого. В них конкретизируются общие признаки административных правонарушений применительно к тому или иному их виду. Так, общественная опасность мелкого хулиганства (ст.20.1. КоАП РФ) выражается в нарушении общественного порядка, противоправность проявляется в совершении таких действий, как нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам, уничтожение или повреждение чужого имущества.

Применительно к незаконному обороту наркотических средств (ст.6.8. КоАП РФ) общие признаки административного правонарушения наполняются иным содержанием: незаконное приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка без цели сбыта наркотических средств, психотропных веществ и другое.

Таким образом, указывая наиболее важные юридически значимые признаки, законодатель определяет каждый вид административного правонарушения.

Читайте так же:  Административное выдворение содержание

Совокупность установленных законом признаков, характеризующих общественно опасное, противоправное, виновное и административно наказуемое деяние как конкретный вид административного правонарушения именуется составом административного правонарушения. Описание признаков состава того или иного административного правонарушения содержится в нормах Особенной части КоАП РФ (в аналогичных нормах законодательства субъектов федерации). Однако в них указывается не все признаки состава, а лишь те, которые характерны для данного вида административного правонарушения и необходимы для его индивидуализации (для отграничения от других правонарушений и от правомерного поведения). Указания на иные (общие для всех) признаки содержатся в нормах Общей части КоАП РФ. Так, при отсутствии в тексте ст.20.1. КоАП РФ указания на то, что изложенные в ней действия могут быть признаны административным правонарушением (мелким хулиганством), если они совершены виновно вменяемым лицом, достигшим 16-летнего возраста, подразумевается, что эти признаки (указанные в ст.2.2;2.3;2.8 КоАП РФ) органически входят в состав данного правонарушения (как и любого другого).

Нормы КоАП (РФ и её субъектов) содержат указания далеко не на все признаки административных правонарушений. Каждое из них как явление реальной действительности обладает множеством своеобразных признаков. Так, мелкое хулиганство может быть совершено на улице или в общественном транспорте, в дневное или вечернее время, лицом, находящимся в состоянии опьянения или в трезвом виде. Однако не все признаки совершённого административного правонарушения имеют юридическое значение. К ним относятся лишь те, которые в соответствие с законом определяют правовые последствия совершённого деяния. И лишь наиболее важные из них, отражающие специфические свойства общественно опасных деяний, используется законодателем для конструирования составов тех или иных административных правонарушений[12].

Будучи закреплёнными в правовой норме, эти признаки становятся обязательными. Отсутствие в совершённом деянии одного из указанных в правовой норме признаков состава означает, что лицо не совершило правонарушение, предусмотренного данной нормой (отсутствие состава правонарушения).

Таким образом, состав административного правонарушения можно считать своеобразной правовой моделью правонарушения, включающей в себя совокупность определенных юридических признаков.

Если признаки административного правонарушения являются общими для всех административных правонарушений и не учитывают их индивидуальных черт, то признаки состава – это конкретная правовая характеристика конкретных видов правонарушений (мелкого хулиганства, мелкого хищения, незаконного оборота наркотических средств и др.).

При описании многочисленных составов административных правонарушений законодатель стремится к максимальной конкретизации их признаков. Учебная программа не предполагает изучение признаков всех составов административных правонарушений, содержащихся в КоАП РФ и в нормах законодательства об административных правонарушениях субъектов Федерации. Однако правоохранительная деятельность требует готовности к уяснению признаков состава и правильной квалификации любого административного правонарушения. Решению этой задачи поможет рассмотрение признаков составов административных правонарушений в обобщенном виде, что позволяет сформировать представление обо всех составах административных правонарушений.

Административное правонарушение, являясь поведенческим актом, представляет собой единство внешних действий (поведения) и сознания, т.е. объективных и субъективных моментов.

В связи с этим в юридической науке выделяют объективные и субъективные элементы состава и соответствующие им признаки.

Объективные признаки состава характеризуют объект противоправного посягательства и внешнее выражение деяния.

В субъективных признаках отражаются юридическая характеристика лица, совершившего деяние и психическое отношение этого лица к содеянному и его последствиям.

В свою очередь, среди объективных и субъективных признаков состава административного правонарушения имеются как обязательные так и факультативные признаки.

Обязательные признаки присущи всем без исключения составам (например, та или иная форма деяния и вины), отсутствие в деянии одного из них означает отсутствие состава административного правонарушения.

Факультативными именуются признаки, которые характерны лишь для некоторых составов административных правонарушений (например, общественное место- для противоправного распития спиртных напитков- ст. 20.20 КоАП РФ) и не имеют юридического значения для правовой оценки (квалификации) других правонарушений (например, мелкого хищения- ст. 7.27 КоАП РФ)

Дата добавления: 2016-06-15 ; просмотров: 1713 ;

http://poznayka.org/s13554t1.html

Объективные признаки состава административного правонарушения

Объектом административного правонарушения являются общественные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности. Деяние может быть признано административным правонарушением лишь в том случае, если оно причиняет ущерб или содержит угрозу причинения вреда охраняемым общественным отношениям.

В науке административного права принято выделение общего, родового и непосредственного объекта.

В качестве общего объекта административного правонарушения рассматривается вся совокупность общественных отношений, указанных в ст.1.2 КоАП РФ. К ним относятся: «права и свободы человека и гражданина, здоровье граждан, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, общественная нравственность, окружающая среда, установленный порядок осуществления государственной власти, общественный порядок и общественная безопасность, собственность, законные экономические интересы физических и юридических лиц, общества и государства».
Родовым объектом признается группа однородных, близких по содержанию или сфере (отрасли) возникновения и существования общественных отношений. Такая относительно самостоятельная группа отношений является частью общего объекта административного правонарушения.

Выделение родовых объектов необходимо законодателю для систематизации составов административных правонарушений, которые группируются по признаку родового объекта (например, составы административных правонарушений, содержащиеся в гл. 5, 6, 7, 19, 20 КоАП РФ).

Каждое отдельное административное правонарушение причиняет вред не всей группе общественных отношений, составляющих родовой объект, а отдельному конкретному общественному отношению или нескольким отношениям, которые могут быть неоднородными по содержанию. То конкретное общественное отношение, на которое посягает административное правонарушение, именуется непосредственным объектом правонарушения.

Формулировки большинства норм не содержат указаний на непосредственный объект правонарушения. Но его выяснение является необходимым во всех случаях для квалификации содеянного. Так, нецензурная брань признается мелким хулиганством лишь в случае нарушения этим общественного порядка. Если нецензурная брань, обращенная в адрес конкретного лица, произносится не в общественном месте и не нарушает общественного порядка, то она рассматривается как посягательство на честь и достоинство гражданина, и не может быть квалифицирована как мелкое хулиганство.

Вывод о характере непосредственного объекта административного правонарушения при отсутствии его описания в норме может быть получен правоприменителем при обращении к наименованию соответствующей главы КоАП РФ, где содержится указание на родовой объект. Это позволяет сделать вывод о том, что непосредственный объект административного правонарушения часто совпадает с родовым: например, в мелком хулиганстве (ст. 20.1 КоАП РФ), в распитии алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах (ст. 20.20 КоАП РФ) – и непосредственным, и родовым объектом выступает общественный порядок.

При исследовании объекта правонарушения следует обращать внимание на предмет правонарушения и уметь отличать их друг от друга. Объект — это только общественные отношения, в то время как предмет – это физические предметы внешнего мира. Так, в качестве предмета правонарушения, предусмотренного ст. 20.20 КоАП РФ, названы алкогольная и спиртосодержащая продукция с объемным содержанием этилового спирта более 12%, а также наркотические средства и психотропные вещества.

Читайте так же:  Отметка о неуплате должником назначенного административного штрафа

Если объекту правонарушения всегда причиняется вред, то предмету правонарушения (предметы материального мира) – не всегда. Так, при мелком хищении чужого имущества (ст. 7.27 КоАП РФ) оно только перемещается от одного собственника к другому. В то же время общественным отношениям по поводу сохранности собственности причиняется существенный вред.

Объективная сторона правонарушения – это совокупность указанных в административно-правовой норме признаков, характеризующих внешнее проявление правонарушения. В связи с этим обязательным признаком объективной стороны состава административного правонарушения является деяние человека, которое выражается в форме действия или бездействия.

Деяние может быть как длящимся, так и продолжаемым. Длящееся деяние представляет собой длительное невыполнение конкретных обязанностей (проживание без регистрации, нарушение правил хранения

оружия и патронов к нему и т.п.). Длящееся правонарушение считается законченным с момента его фактического или юридического прекращения.

Фактическое прекращение административного правонарушения возможно путем исполнения обязанности (например, лицо, проживавшее без регистрации, зарегистрировалось в ОВД).

Юридическое прекращение таких правонарушений выражается в привлечении лица к административной ответственности. Привлечение возможно в течение двух месяцев со дня обнаружения правонарушения, а за нарушение законодательства РФ о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне РФ, таможенного, антимонопольного, валютного законодательства РФ, законодательства РФ об охране окружающей природной среды, об использовании атомной энергии, о налогах и сборах, о защите прав потребителей, о рекламе – по истечении одного года (ст.4.5 КоАП РФ). Если после назначения наказания лицо не изменило своего поведения, то оно совершает новое правонарушение.

Продолжаемое деяние состоит из тождественных деяний, направляемых на достижение единой цели и составляющих одно правонарушение. Примером таких деяний могут быть обман потребителей (ст. 14.7 КоАП РФ), нарушение правил продажи отдельных видов товаров (14.15 КоАП РФ) и т.п. Продолжаемое правонарушение может считаться законченным в момент его обнаружения и пресечения уполномоченным лицом.

Статья 14.7. Обман потребителей

Обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги) или иной обман потребителей, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 14.33 КоАП РФ…

Факультативными признаками объективной стороны состава административного правонарушения являются:

последствия совершенного деяния;

причинная связь между деянием и его последствиями;

место, время, способ и средства совершения деяния.

Совершение любого административного правонарушения влечет за собой отрицательные для общества, государства, граждан последствия. Однако далеко не все из них являются материализованными, подлежат измерению и оценке. Поэтому в конструкциях большинства административно-правовых норм, описывающих составы административных правонарушений, не содержатся указания на такие последствия. Подобные составы называются формальными, в которых предполагаемые последствия не включены законодателем в конструкцию состава, что освобождает правоприменителя от необходимости установления и доказывания подобных последствий.

Помимо формальных составов административному праву известны и материальные составы, конструкция которых включает указания как на характер деяния (нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств), так и на последствия – легкий вред здоровью. Эти последствия требуют установления, доказывания и оценки.

Объективная сторона материальных составов административных правонарушений помимо деяния и его последствий содержит такой признак как причинная связь между деянием и наступившими последствиями. О наличии причинной связи можно говорить лишь в том случае, когда деяние закономерно порождает последствия и предшествует им, являясь их причиной. Вывод о наличии причинной связи между деянием и последствиями является обоснованным в том случае, когда можно утверждать, что если бы не было противоправного деяния, то не могли бы наступить и указанные в законе противоправные последствия. Однако последствия могут и не являться результатом деяния, а быть следствием каких-либо иных действий (бездействий) или явлений. Например, пешеход, переходя проезжую часть в неустановленном месте, испугался мчащегося на него автомобиля, и в результате этого шока у него случился сердечный приступ. Водителю же удалось затормозить и остановить автомобиль около лежащего на дороге человека.

К числу факультативных признаков объективной стороны правонарушения относятся место и время совершения указанных в законе действий. Названные признаки содержатся во многих нормах, описывающих составы административных правонарушений, которые посягают на общественный порядок. Так, распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции признается правонарушением, если оно происходит в общественном месте.

Статья. 20.20. Распитие пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах.

Некоторые нормы, содержащиеся в законах субъектов федерации, признают административными правонарушениями: например, громкое пение, включение на повышенную громкость звуковоспроизводящей аппаратуры в определенное (с 22 до 6 часов) время суток. Следовательно, совершение этих же действий в иное время не образует объективной стороны административного правонарушения.

Закон Кемеровской области об административных правонарушениях Статья 30. Нарушение тишины и покоя граждан в ночное время.

Совершение в ночное время (с 22 до 6 часов по местному времени) любых действий производящих шум и нарушающих тишину и покой граждан.

Факультативными признаком объективной стороны административного правонарушения является и способ совершения противоправного деяния, под которым понимается совокупность приемов и методов его выполнения.

Следует заметить, что способ включен в конструкцию незначительного числа составов административных правонарушений. В большинстве случаев способ совершения правонарушения не имеет юридического значения. Так, умышленная порча удостоверения личности гражданина (паспорт) квалифицируется как административное правонарушение, предусмотренное ст. 19.16. КоАП РФ независимо от того, каким способом испорчен документ.

Однако в некоторых случаях законодатель при конструировании составов указывает на способы совершения противоправных действий. Например, мелкое хищение чужого имущества признается административным правонарушением, предусмотренным ст. 7. 27 КоАП РФ

лишь в тех случаях, если оно совершенно одним из указанных в этой норме способом (путем кражи, мошенничества, присвоения или растраты).

Статья 7.27. Мелкое хищение

Мелкое хищение чужого имущества путем кражи, мошенничества, присвоения и растраты…

В число конструктивных признаков объективной стороны некоторых составов административных правонарушений входят средства их совершения – орудия или предметы, используемые для воздействия на объект посягательства. В качестве средства совершения административного правонарушения законодатель наиболее часто называет оружие и патроны (ст. 20.8 – 20.14 КоАП РФ), транспортные средства (ст. 12.1 – 12.28 КоАП РФ).

Дата добавления: 2015-05-08 ; просмотров: 16751 | Нарушение авторских прав

Видео (кликните для воспроизведения).

http://lektsii.org/1-32861.html

Объективные признаки административного правонарушения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here