Объектом административного правонарушения являются

Предлагаем ознакомится с материалом в статье: "Объектом административного правонарушения являются". Здесь собрана и обработана информация из авторитетных источников. Если вы все же не найдете ответ на свой вопрос, дочитайте статью до конца, если же и после этого не получите ответ, то обратитесь к дежурному консультанту.

Лекция 8. Административная ответственность

8.3. Состав административного правонарушения

Для отграничения правонарушений друг от друга, правильной квалификации содеянного теорией права введено понятие «состав правонарушения».

Состав административного правонарушения — это совокупность юридических элементов, при наличии которых деяние квалифицируется как административное правонарушение и наступает административная ответственность.

Иными словами, только при наличии определенных юридических элементов в деянии нарушитель будет нести административную ответственность. Этими элементами выступают объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона административного правонарушения.

Объект административного правонарушения — это совокупность общественных отношений, охраняемых административно-деликтным правом.

Общим объектом административного правонарушения выступают общественные отношения, возникающие в области государственного управления.

Родовой объект — группа однородных общественных отношений, на которые посягает правонарушитель. Особенная часть КоАП РФ построена следующим образом: конкретные правонарушения входят в одну из глав данной части, поскольку они собраны по родовому признаку. В качестве родового объекта выступают права граждан; общественная безопасность и общественный порядок; общественные отношения в области государственного управления, в области предпринимательской деятельности, в области охраны окружающей природной среды, в области финансов, таможенного дела и др.

Видовой, или непосредственный, объект — конкретное общественное отношение, которому причиняется или может быть причинен вред. Например, ст. 20.1 КоАП РФ устанавливает наказание за мелкое хулиганство, которое может проявляться в выражении нецензурной бранью в общественных местах. В данном случае причиняется вред общественному порядку, чести, достоинству и спокойствию граждан. Каждый из перечисленных объектов является непосредственным объектом.

Необходимо подчеркнуть, что объектом посягательства административных правонарушений всегда являются общественные отношения, а не вещи материального мира (предметы, деньги, ценности, товары и т.д.).

Вещи материального мира выступают предметами и орудиями административного правонарушения.

Объективная сторона административного правонарушения — это видимая сторона административного правонарушения (его внешнее проявление), отвечающая на вопросы: как? каким способом? когда ? где ? с помощью каких средств совершено правонарушение ?

Объективная сторона характеризуется противоправным действием (активным волевым поведением) или бездействием (волевым пассивным поведением).

Кроме этих элементов, при квалификации могут играть роль место, время, способ и другие обстоятельства.

В зависимости от оконченности правонарушения различают формальный состав, который сконструирован так, что для квалификации деяния достаточно установить факт противоправного деяния (при этом обязательность наступления вреда (ущерба) не требуется), и материальный состав.

Для квалификации деяния, имеющего материальный состав, необходимо установить, помимо действия или бездействия, наступление вредных последствий и причинную связь между ними.

Указание на последствия в некоторых случаях может быть основанием, усиливающим административную ответственность, или основанием для привлечения к уголовной ответственности.

Большинство административных правонарушений имеют формальный состав.

Субъект административного правонарушения — это индивид или организация (коллектив людей), совершившие административное правонарушение.

Индивид—это физическое лицо, вменяемое, достигшее возраста наступления административной ответственности и совершившее административное правонарушение. При этом под вменяемостью понимается психическое состояние физического лица, в котором он способен отдавать отчет в своих действиях и руководить ими в момент совершения административного правонарушения.

Административную ответственность несет нарушитель, который к моменту совершения административного правонарушения достиг 16-летнего возраста (общее правило).

Организация приобретает административную деликтоспособность с момента государственной регистрации в качестве юридического лица.

Помимо общего субъекта определяются:

специальный субъект — правонарушитель, обладающий специальными признаками (должностное лицо, несовершеннолетний, родители несовершеннолетних детей, иностранный гражданин или лицо без гражданства, иностранное юридическое лицо и т. д.);

особый субъект — лицо, совершившее административный проступок, но который, как правило, несет не административную, а дисциплинарную ответственность, устанавливаемую дисциплинарными уставами.

В соответствии со ст. 2.5 КоАП РФ к такому роду субъектов можно отнести военнослужащих и призванных на военные сборы граждан, которые несут ответственность в соответствии с дисциплинарными уставами. Сотрудники ОВД, органов уголовно-исполнительной системы, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов на общих основаниях несут административную ответственность лишь за некоторые административные правонарушения, установленные КоАП. В остальных случаях их ответственность регламентирована нормативными актами, устанавливающими порядок прохождения службы в указанных органах. В то же время к указанным лицам, согласно КоАП, не может быть применен такой вид административного наказания, как административный арест, а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, кроме того, административный штраф.

Субъективная сторона административного правонарушения — внутренняя сторона противоправного посягательства, основными характеристиками которой выступают вина, мотивы цель:

вина — это психическое отношение лица к совершаемому им деянию и его последствиям.

Формы вины — умысел и неосторожность.

Умысел — заранее обдуманное намерение, когда лицо осознает противоправный характер деяния, предвидит наступление его вредных последствий, желает их наступления (прямой умысел) либо не желает, но сознательно допускает их наступление (косвенный умысел).

Неосторожность в свою очередь может проявляться как:

— небрежность. Правонарушитель не осознавал, не предвидел возможности наступления вредных последствий, хотя должен был и мог их предвидеть и осознавать по обстоятельствам дела;

— самонадеянность. Правонарушитель осознавал, предвидел, но легкомысленно рассчитывал на предотвращение вредных последствий.

Читайте так же:  Виды административных наказаний за нарушение требований

Кроме вины как основного признака, в субъективную сторону правонарушения включаются также:

мотив — внутреннее побуждение к совершению правонарушения (то, что «толкает» совершить правонарушение);

цель — конечный результат, которого хочет достичь правонарушитель (то, к чему он стремится, совершая правонарушение).

Таким образом, если в деянии лица усматривается совокупность четырех юридических элементов, то оно подвергается административному наказанию. Отсутствие хотя бы одного из указанных элементов не дает основания для привлечения нарушителя к административной ответственности.

Знание вопросов юридического состава административного правонарушения имеет практическое значение, поскольку, с одной стороны, оно позволяет отличить и правильно квалифицировать административный проступок, приводит к реализации принципа неотвратимости наказания и, с другой стороны, позволяет избежать необоснованного привлечения лица к административной ответственности.

Объект административного правонарушения: понятие, признаки, пример. Административное право

Административное право — это одна из отраслей права, регулирующая общественные отношения в управленческой сфере различных органов: государственных и частных. При рассмотрении понятия выделяют предмет, субъект и объект административного правонарушения, субъективную, объективную стороны соответственно, используют определённые методы защиты. Но обо всём по порядку.

Формальные и материальные последствия

Состав административного преступление подразумевает два возможных последствия. Если правонарушение не повлекло за собой материальных последствий, то оно называется формальным. Причём именно административные правонарушения (в отличие от преступлений) имеют формальный состав. Пример такого нарушения — превышение водителем скорости (ст. 12.9 КоАП), но если вследствие превышения случилась авария, то дело стоит рассматривать с материальной точки зрения.

Материальное последствие — обязательное наступление вредных обстоятельств в связи с правонарушением. Причём сначала обстоятельства должны произойти, а уже потом рассматриваться как материальный ущерб. Например, нарушение пожарной безопасности в здании: отсутствие плана эвакуации или огнетушителей. Если такое положение не повлекло ещё пожара или гибели людей в здании, то КоАП, в соответствии со ст. 20.4 ч. 1 и 2, рассматривает действие с формальной точки зрения. Если повлекло — то материальной.

Региональный уровень

  1. Уставы и законы субъектов РФ.
  2. Постановления конституционных судов субъектов.
  3. Нормативные акты высших должностных лиц, законодательных и исполнительных органов власти субъектов.

Объекты административного правонарушения

Значение объекта административного правонарушения:

  • определение круга общественных отношений, которые охраняются мерами административной ответственности;
  • определяет противозаконные или не противозаконные действия;
  • определяет серьезность возможного либо совершенного вреда;

Виды объектов административного правонарушения

Выделяют следующие виды:

  • общий объект – это сочетание общих взаимоотношений, которые возникают в области национального управления и регулируются порядками административного права, а также защищены нормами административной ответственности;
  • родовой объект – это круг односторонних общественных отношений, которые защищаются сочетанием административных и правовых мер и составляют самостоятельную часть объекта;
  • видовой объект – это общественные взаимоотношения, защищаемые административными и правовыми нормами, применяющимися к одинаковым нарушениям;
  • непосредственный объект – это определенные взаимоотношения, которые охраняются административными и правовыми нормами, если им наносится вред данным преступлением;
  • дополнительный объект – взаимоотношения, которым нанесен ущерб преступлением, но они являются не основным объектом правовой охраны, а дополнительным;
  • факультативный объект – это взаимоотношения, которым в зависимости от обстоятельств могут причинить или не причинять вред.

Определение 2

Предмет административно-правового нарушения – элемент отношения, который охраняется законом и преступник действуя на него, причиняет ему общественно вредные последствия.

Отличие предмета от объекта административного правонарушения:

  • в правонарушении всегда есть объект, а предмет – не обязательно;
  • предмет – это факультативный элемент объекта;
  • при нанесении ущерба от правонарушения, объект всегда страдает, а предмет нет.

Примеры административного правонарушения

Наиболее распространённый пример — мелкое хулиганство (ст. 20.1). Его определение крайне обтекаемо: выражается в открой неприязни к обществу с нарушением общественного порядка. В состав обычно входит нецензурная лексика в адрес человека или группы лиц, приставание к другим гражданам и повреждение частного имущества.

Ст. 15 Кодекса Волгоградской области устанавливает строгую ответственность за неявку без уважительных причин на регулярный мед. осмотр больных ВИЧ-инфекцией, туберкулёзом или иных инфекций, которые передаются половым путём.

Ст. 5.26 о дискриминации — нарушении свободы и естественных прав человека и гражданина из-за его вероисповедания, цвета кожи, пола, расы и т. д. В некоторых случаях это нарушение проходит вкупе с мелким хулиганством.

Ст. 14.1 гласит о проведении незаконной предпринимательской деятельности. Любая деятельность, связанная с бизнесом на территории РФ должна быть законно оформлена и регламентирована. Статья рассматривает несколько моментов: деятельность без регистрации, без лицензии (если она обязательна), с нарушением правил ведения деятельности (отдельно — с грубым нарушением деятельности). Стоит отметить, что грубое правонарушение устанавливается самими судьёй на основе анализа протокола.

Ст. 19.1 о самоуправстве — самовольном решении о порядке осуществления своего действительного или мнимого (предполагаемого) права, если за ним не последовало существенного ущерба для физических и юридических лиц.

Глава 25 рассматривает порядок работы органов по установлению административных правонарушений и лиц, участвующих в процессе: прокурора, понятых, потерпевшего, защитника, ответчика и т. д.

Помимо открытых правонарушений, кодекс предусматривает наказание за нарушение сроков подачи заявлений, призыва, предоставления определённых сведений государственным и иным органам. Это открытый пример бездействия, повлекшего за собой правонарушение.

Читайте так же:  Отзыв по административному делу образец

Муниципальный уровень

  1. Уставы муниципальных образований.
  2. Нормативные акты администрации, главы муниципального образования и представительных органов.

Рассмотрение дела об административном правонарушение может предприниматься в арбитражном суде (на региональном и муниципальном уровне) или в Высшем Арбитражном Суде (на федеральном и региональном уровне).

Как проходит суд?

Рассмотрение дела об административном правонарушении, в отличие от уголовного, может проходить и без наличия лица. Регламент рассмотрения прописан в статье 29.7 КоАП Российской Федерации:

  1. Объявляется судья, само дело и соответствующий закон.
  2. Подтверждается факт явки или неявки физического лица.
  3. Разъясняются права и обязанности участников дела.
  4. Выносится вердикт о рассмотрении дела подведомственными органами.
  5. Составление административного протокола.

Отложение рассмотрения возможно в случаях: обязательной явки нарушителя, привлечения специалиста в определённой области, заявления судьи об отводе.

Примеры объектов правонарушений

Примером объектов административных правонарушений может служить разрушение пастбищных или мелиоративных земель, уничтожение мест обитания животных. В этом случае предмет правонарушения является его же объектом, так как само нарушение открыто носит материальный характер.

Но это стопроцентно ясное преступление. В большинстве случаев административные правонарушения вносят дезорганизацию в работу какого-либо государственного органа или частной компании, что влечёт нарушение общественных отношений. Например, нарушение правила проезда перекрестков, что влечет резкое торможение другого водителя и нарушает движение на дороге.

Нюансы административных правонарушений

Во время рассмотрения дела об административном правонарушении очень тщательно изучается протокол. Из него выявляется характер преступления: умышленное или совершенное по неосторожности. Эти факторы вносят значительный вклад в некоторые вопросы. Например, ст. 5.14 говорит только об умышленном уничтожении или повреждении частных материалов. Если действие было совершено по неосторожности, гражданин не подвергается административной ответственности.

В административных протоколах судьи обращают внимание на такие слова, как: воспрепятствование, сокрытие, уклонение, заведомо ложные (показания). Но это лишь часть анализа. Полный вывод можно сделать лишь на основе полного изучения состава преступления.

При рассмотрении объективной стороны преступление судья использует такие понятия, как: время, место, характер и способ преступления, а также повторность, систематичность, злостность и неоднократность. Причём неоднократными считаются однородные преступления, а систематическими — совершённые несколько раз в течение года.

Таким образом, понятие объекта административного правонарушения, знание основных законодательных принципов необходимо для регулирования собственных действий в обществе. Конечно, выучить весь кодекс невозможно, но многие из пунктов могут никогда не коснуться человека, например, пункт об обязательной явке в военкомат по достижении определённого возраста действует только для мужской части населения.

Объект административного правонарушения

Объект административного правонарушения это общественные отношения, урегулированные нормами права (причем различных его отраслей, а не только нормами власти в Российской Федерации, ее субъектах и наделен для этого полномочиями государственно-властного характера. Подразделяются на федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти.

Административно-процессуальное право: словарь терминов и понятий . В. В. Степанюк . 2010 .

Смотреть что такое «Объект административного правонарушения» в других словарях:

Состав административного правонарушения — установленная нормами права совокупность элементов (признаков), при наличии которых конкретное антиобщественное деяние является административным правонарушением. Наличие состава административного правонарушения в конкретном деянии является… … Административное право. Словарь-справочник

Состав административного правонарушения — это совокупность установленных нормами КоАП РФ объективных и субъективных признаков (элементов), характеризующих (квалифицирующих) то или иное конкретное деяние как административное правонарушение. Таковыми элементами являются объект, объективная … Административно-процессуальное право: словарь терминов и понятий

Административное правонарушение — Административное правонарушение противоправное, виновное действие или бездействие физического или юридического лица, за которое законодательством об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Объектами… … Википедия

Уголовное право — Особенности, характерные для уголовного права Российской Федерации, рассматриваются в статье Уголовное право России Уголовное право это отрасль права, регулирующая общественные отношения, связанные с совершением преступных деяний,… … Википедия

Авторское право — право, регулирующее отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства. В России нормы А. п. установлены законом РФ Об авт. праве и смежных правах . По этому закону А. п. распространяется на… … Издательский словарь-справочник

Преступление — У этого термина существуют и другие значения, см. Преступление (значения). Преступление (уголовное преступление) правонарушение (общественно опасное деяние), совершение которого влечёт применение к лицу мер уголовной ответственности.… … Википедия

Видео (кликните для воспроизведения).

Декриминализация — Преступление (уголовное преступление) это правонарушение, совершение которого влечёт применение к лицу мер уголовной ответственности. Преступления могут выделяться из общей массы правонарушений по формальному признаку (установление за них… … Википедия

Категоризация преступлений — Преступление (уголовное преступление) это правонарушение, совершение которого влечёт применение к лицу мер уголовной ответственности. Преступления могут выделяться из общей массы правонарушений по формальному признаку (установление за них… … Википедия

Категории преступлений — Преступление (уголовное преступление) это правонарушение, совершение которого влечёт применение к лицу мер уголовной ответственности. Преступления могут выделяться из общей массы правонарушений по формальному признаку (установление за них… … Википедия

Читайте так же:  Сроки обжалования постановления о возбуждении уголовного

Классификация преступлений — Преступление (уголовное преступление) это правонарушение, совершение которого влечёт применение к лицу мер уголовной ответственности. Преступления могут выделяться из общей массы правонарушений по формальному признаку (установление за них… … Википедия

Объективные признаки состава административного правонарушения

Объектом административного правонарушения являются общественные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности. Деяние может быть признано административным правонарушением лишь в том случае, если оно причиняет ущерб или содержит угрозу причинения вреда охраняемым общественным отношениям.

В науке административного права принято выделение общего, родового и непосредственного объекта.

В качестве общего объекта административного правонарушения рассматривается вся совокупность общественных отношений, указанных в ст.1.2 КоАП РФ. К ним относятся: «права и свободы человека и гражданина, здоровье граждан, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, общественная нравственность, окружающая среда, установленный порядок осуществления государственной власти, общественный порядок и общественная безопасность, собственность, законные экономические интересы физических и юридических лиц, общества и государства».
Родовым объектом признается группа однородных, близких по содержанию или сфере (отрасли) возникновения и существования общественных отношений. Такая относительно самостоятельная группа отношений является частью общего объекта административного правонарушения.

Выделение родовых объектов необходимо законодателю для систематизации составов административных правонарушений, которые группируются по признаку родового объекта (например, составы административных правонарушений, содержащиеся в гл. 5, 6, 7, 19, 20 КоАП РФ).

Каждое отдельное административное правонарушение причиняет вред не всей группе общественных отношений, составляющих родовой объект, а отдельному конкретному общественному отношению или нескольким отношениям, которые могут быть неоднородными по содержанию. То конкретное общественное отношение, на которое посягает административное правонарушение, именуется непосредственным объектом правонарушения.

Формулировки большинства норм не содержат указаний на непосредственный объект правонарушения. Но его выяснение является необходимым во всех случаях для квалификации содеянного. Так, нецензурная брань признается мелким хулиганством лишь в случае нарушения этим общественного порядка. Если нецензурная брань, обращенная в адрес конкретного лица, произносится не в общественном месте и не нарушает общественного порядка, то она рассматривается как посягательство на честь и достоинство гражданина, и не может быть квалифицирована как мелкое хулиганство.

Вывод о характере непосредственного объекта административного правонарушения при отсутствии его описания в норме может быть получен правоприменителем при обращении к наименованию соответствующей главы КоАП РФ, где содержится указание на родовой объект. Это позволяет сделать вывод о том, что непосредственный объект административного правонарушения часто совпадает с родовым: например, в мелком хулиганстве (ст. 20.1 КоАП РФ), в распитии алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах (ст. 20.20 КоАП РФ) – и непосредственным, и родовым объектом выступает общественный порядок.

При исследовании объекта правонарушения следует обращать внимание на предмет правонарушения и уметь отличать их друг от друга. Объект — это только общественные отношения, в то время как предмет – это физические предметы внешнего мира. Так, в качестве предмета правонарушения, предусмотренного ст. 20.20 КоАП РФ, названы алкогольная и спиртосодержащая продукция с объемным содержанием этилового спирта более 12%, а также наркотические средства и психотропные вещества.

Если объекту правонарушения всегда причиняется вред, то предмету правонарушения (предметы материального мира) – не всегда. Так, при мелком хищении чужого имущества (ст. 7.27 КоАП РФ) оно только перемещается от одного собственника к другому. В то же время общественным отношениям по поводу сохранности собственности причиняется существенный вред.

Объективная сторона правонарушения – это совокупность указанных в административно-правовой норме признаков, характеризующих внешнее проявление правонарушения. В связи с этим обязательным признаком объективной стороны состава административного правонарушения является деяние человека, которое выражается в форме действия или бездействия.

Деяние может быть как длящимся, так и продолжаемым. Длящееся деяние представляет собой длительное невыполнение конкретных обязанностей (проживание без регистрации, нарушение правил хранения

оружия и патронов к нему и т.п.). Длящееся правонарушение считается законченным с момента его фактического или юридического прекращения.

Фактическое прекращение административного правонарушения возможно путем исполнения обязанности (например, лицо, проживавшее без регистрации, зарегистрировалось в ОВД).

Юридическое прекращение таких правонарушений выражается в привлечении лица к административной ответственности. Привлечение возможно в течение двух месяцев со дня обнаружения правонарушения, а за нарушение законодательства РФ о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне РФ, таможенного, антимонопольного, валютного законодательства РФ, законодательства РФ об охране окружающей природной среды, об использовании атомной энергии, о налогах и сборах, о защите прав потребителей, о рекламе – по истечении одного года (ст.4.5 КоАП РФ). Если после назначения наказания лицо не изменило своего поведения, то оно совершает новое правонарушение.

Продолжаемое деяние состоит из тождественных деяний, направляемых на достижение единой цели и составляющих одно правонарушение. Примером таких деяний могут быть обман потребителей (ст. 14.7 КоАП РФ), нарушение правил продажи отдельных видов товаров (14.15 КоАП РФ) и т.п. Продолжаемое правонарушение может считаться законченным в момент его обнаружения и пресечения уполномоченным лицом.

Читайте так же:  Какое наказание за публичное оскорбление

Статья 14.7. Обман потребителей

Обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги) или иной обман потребителей, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 14.33 КоАП РФ…

Факультативными признаками объективной стороны состава административного правонарушения являются:

последствия совершенного деяния;

причинная связь между деянием и его последствиями;

место, время, способ и средства совершения деяния.

Совершение любого административного правонарушения влечет за собой отрицательные для общества, государства, граждан последствия. Однако далеко не все из них являются материализованными, подлежат измерению и оценке. Поэтому в конструкциях большинства административно-правовых норм, описывающих составы административных правонарушений, не содержатся указания на такие последствия. Подобные составы называются формальными, в которых предполагаемые последствия не включены законодателем в конструкцию состава, что освобождает правоприменителя от необходимости установления и доказывания подобных последствий.

Помимо формальных составов административному праву известны и материальные составы, конструкция которых включает указания как на характер деяния (нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств), так и на последствия – легкий вред здоровью. Эти последствия требуют установления, доказывания и оценки.

Объективная сторона материальных составов административных правонарушений помимо деяния и его последствий содержит такой признак как причинная связь между деянием и наступившими последствиями. О наличии причинной связи можно говорить лишь в том случае, когда деяние закономерно порождает последствия и предшествует им, являясь их причиной. Вывод о наличии причинной связи между деянием и последствиями является обоснованным в том случае, когда можно утверждать, что если бы не было противоправного деяния, то не могли бы наступить и указанные в законе противоправные последствия. Однако последствия могут и не являться результатом деяния, а быть следствием каких-либо иных действий (бездействий) или явлений. Например, пешеход, переходя проезжую часть в неустановленном месте, испугался мчащегося на него автомобиля, и в результате этого шока у него случился сердечный приступ. Водителю же удалось затормозить и остановить автомобиль около лежащего на дороге человека.

К числу факультативных признаков объективной стороны правонарушения относятся место и время совершения указанных в законе действий. Названные признаки содержатся во многих нормах, описывающих составы административных правонарушений, которые посягают на общественный порядок. Так, распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции признается правонарушением, если оно происходит в общественном месте.

Статья. 20.20. Распитие пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах.

Некоторые нормы, содержащиеся в законах субъектов федерации, признают административными правонарушениями: например, громкое пение, включение на повышенную громкость звуковоспроизводящей аппаратуры в определенное (с 22 до 6 часов) время суток. Следовательно, совершение этих же действий в иное время не образует объективной стороны административного правонарушения.

Закон Кемеровской области об административных правонарушениях Статья 30. Нарушение тишины и покоя граждан в ночное время.

Совершение в ночное время (с 22 до 6 часов по местному времени) любых действий производящих шум и нарушающих тишину и покой граждан.

Факультативными признаком объективной стороны административного правонарушения является и способ совершения противоправного деяния, под которым понимается совокупность приемов и методов его выполнения.

Следует заметить, что способ включен в конструкцию незначительного числа составов административных правонарушений. В большинстве случаев способ совершения правонарушения не имеет юридического значения. Так, умышленная порча удостоверения личности гражданина (паспорт) квалифицируется как административное правонарушение, предусмотренное ст. 19.16. КоАП РФ независимо от того, каким способом испорчен документ.

Однако в некоторых случаях законодатель при конструировании составов указывает на способы совершения противоправных действий. Например, мелкое хищение чужого имущества признается административным правонарушением, предусмотренным ст. 7. 27 КоАП РФ

лишь в тех случаях, если оно совершенно одним из указанных в этой норме способом (путем кражи, мошенничества, присвоения или растраты).

Статья 7.27. Мелкое хищение

Мелкое хищение чужого имущества путем кражи, мошенничества, присвоения и растраты…

В число конструктивных признаков объективной стороны некоторых составов административных правонарушений входят средства их совершения – орудия или предметы, используемые для воздействия на объект посягательства. В качестве средства совершения административного правонарушения законодатель наиболее часто называет оружие и патроны (ст. 20.8 – 20.14 КоАП РФ), транспортные средства (ст. 12.1 – 12.28 КоАП РФ).

Дата добавления: 2015-05-08 ; просмотров: 16742 | Нарушение авторских прав

Объект и объективная сторона административного правонарушения

Объект административного правонарушения – это общественные отношения в области государственного управления, которые координируются и охраняются нормами права и мерами административной ответственности.

Стороны правонарушения

При рассмотрении объекта административного правонарушения применяется такая конструкция, как объективная сторона — правонарушение и последствия от него. Причём есть существенная разница между противоправным деянием и действием:

  1. Деяние — это сознательное конкретное действие или бездействие, повлекшее за собой вред обществу.
  2. Действие — это сознательное поведение субъекта, повлекшее нарушение общественных отношений.

Деяние может быть однократным, собирательным (состоит из тождественных действий) или длящимся (влечет за собой длительное неисполнение обязанностей).

Рассмотрению дела об административном правонарушении подлежат не только действия, нарушающие права граждан, но и бездействия, вследствие которых были нарушены права человека (так называемые вредные последствия) или нанесён вред экологическому состоянию.

Читайте так же:  Загрязнение окружающей среды на территории россии

Дело о нарушении содержит следующие пункты: само противоправное действие, его последствие и логическая связь между ними. Субъект и объект административного правонарушения выясняются после анализа каждого пункта.

Предмет, объект и субъект административного права

Предметом (общим объектом) административного права являются общественные отношения, возникающие в результате реализации исполнительной власти. Не стоит путать с предметом посягательства — вещью, непосредственно связанной с преступлением, например, при взяточничестве предмет — сама взятка.

Есть три вида объектов административного правонарушения:

  1. Родовой объект — часть общего объекта. В качестве критерия деления чаще всего берётся отрасль деятельности объекта: промышленная, транспортная, сельскохозяйственная и т. д.; или же составляющие общественных отношений: поддержание общественного порядка, право граждан на управленческую деятельность. С понятием родового объекта связана Особенная часть КоАП.
  2. Видовой объект — подотрасль родового. Общая группа общественных отношений в определённой главе. Такая система позволяет более детально рассмотреть виды общественных отношений и правонарушений.
  3. Непосредственный объект — видовой объект в более узком смысле — конкретная отрасль общественных отношений.

Основные признаки объекта административного правонарушения — это защита в соответствие с административным кодексом (КоАП) и отношение к правам граждан. К примеру, объектом в законе о свободе о вероисповедании являются права человека.

Непосредственным объектом административного правонарушения называют ту часть, которой причиняется ущерб в ходе нарушения. При взяточничестве это нормальное финансовое функционирование организации, а также законные интересы и права граждан, т. к. дача взятки осуществляется для подстрекательства к более крупному нарушению.

Видовой и непосредственный объекты — основные структурные составляющие административного правонарушения.

Сущность административного права

С научной точки зрения административное правонарушение — это отрасль юриспруденции, рассматривающая системы административных и государственно-управленческих идей, взглядов, представлений о законах в сфере управления, о социальной эффективности законопроекта, тенденциях реформирования и перспектив развития. Так, можно выделить следующие подотрасли административного права:

  1. Классификация и структурирование законов о государственной управленческой деятельности.
  2. Рассмотрение социальной обусловленности и эффективности законопроектов.
  3. Изучение закономерностей реформирования управленческого законодательства.
  4. Составление планов о перспективах развития.
  5. Изучение истории возникновения и основополагающих принципов.

Последний пункт требует особого внимания. Только на основе изучения исторических источников можно разобраться в возможности перспектив в будущем и не допустить ошибок при составлении новых законопроектов. Как сказал Г. Гегель: «История имеет свойство повторяться», и очень часто то, что происходит сейчас, уже имело аналоги в прошлом. По этой причине изучение первоисточников административного права необходимо для проведения реформ и прогнозирования перспектив развития.

Законодательная база

Регулирование административного права осуществляется на трёх уровнях: федеральном, региональном и муниципальном.

Основополагающие принципы административного права

Прежде чем рассматривать примеры административных правонарушений, необходимо понять, как отличаются наказания в различных случаях или методы административного права:

  1. Предписание — требование присутствовать в определённом месте или выполнить определённые действия, не влекущие за собой юридических последствий.
  2. Запрет — вето на определённые действия под страхом применения соответствующих наказаний — дисциплинарных или административных взысканий;
  3. Дозволение — предоставление вариантов выбора поведения в определённой ситуации.

Помимо этого, дозволение рассматривает предоставление возможностей действовать или не действовать в конкретных ситуациях, предписанных административно-правовой нормой. Например, гражданин может самостоятельно решить, подлежат ли противоправные действия должностного лица обжалованию. Этот момент имеет важное значение в реализации субъективных прав жителей РФ.

Федеральный уровень

  1. Конституция РФ и постановления Конституционного Суда.
  2. КоАП РФ (Кодекс об административных правонарушениях).
  3. Указы Президента и Правительства РФ, палат Федерального Собрания.
  4. Иные нормативные акты федеральных органов исполнительной власти.

Объективная сторона административного правонарушения

Объективная сторона административного правонарушения – это выражение административно-правового нарушения, которое определяется деянием, когда появились последствия и между ними появилась причинно-следственная связь.

Обязательные элементы объекта административно-правового нарушения являются: противозаконные действия, преступные последствия, преступный вред, связь между общественно опасным деянием и наступившими последствиями. Факультативные элементы – это временной промежуток, когда произошло преступление, место, где произошло преступление, способ, которым было совершено преступление, обстановка и признак другого лица, это отказ выполнения указания ответственного лица.

Противоправными деяниями называются сознательные действия или их отсутствие, которые причинили вред общественным отношениям. Это осознанное поведение субъекта, который причинил ущерб общественным отношениям. Противоправным бездействием называется противозаконное безучастное поведение субъекта, который должен предпринять какие либо – действия.

Деяние бывает однократным (совершенно один раз), собирательным (совершенно дважды и более раз), длящимся, продолжаемым (это преступление, которое складывается из нескольких правонарушений, направленное на общую цель). Общественно-вредными последствиями называются отрицательные изменения, которые наступают после того, как произошло преступное деяние. Последствия бывают материальные и нематериальные.

Видео (кликните для воспроизведения).

Причинно-следственной связью называется связь, которая возникает между пагубным деянием и последствием. Из-за опасного деяния появляется вредное последствие.

Источники

Объектом административного правонарушения являются
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here