Обстоятельства подлежащие выяснению по административному делу

Предлагаем ознакомится с материалом в статье: "Обстоятельства подлежащие выяснению по административному делу". Здесь собрана и обработана информация из авторитетных источников. Если вы все же не найдете ответ на свой вопрос, дочитайте статью до конца, если же и после этого не получите ответ, то обратитесь к дежурному консультанту.

Что-то пошло не так

Воспользуйтесь поиском, чтобы найти нужный материал

Сделано в Санкт-Петербурге

© 1997 — 2020 PPT.RU
Полное или частичное
копирование материалов запрещено,
при согласованном копировании
ссылка на ресурс обязательна

Ваши персональные данные обрабатываются на сайте в целях
его функционирования в рамках Политики в отношении
обработки персональных данных. Если вы не согласны,
пожалуйста, покиньте сайт.

Вы уверены, что хотите удалить используемое изображение и заменить его аватаром по умолчанию?

Статья 26.1. Обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении

Статья 26.1. Обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 26.1 КоАП РФ

По делу об административном правонарушении выяснению подлежат:

1) наличие события административного правонарушения;

2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;

3) виновность лица в совершении административного правонарушения;

4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;

5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;

6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;

7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

>
Доказательства
Содержание
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (КоАП РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Статья 26.2. КоАП РФ. Доказательства

Ст 26.2 КоАП РФ с комментариями и изменениями 2019-2020 года

1. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

2. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

3. Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.

4. В качестве доказательств допускаются объяснения участников производства по делу об административном правонарушении, полученные путем использования систем видео-конференц-связи.

Комментарий к статье 26.2. КоАП РФ:

1. Одной из главных задач производства по делам об административных правонарушениях является всестороннее, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела (ст. 24.1). Выполнение этой задачи невозможно без исследования всех доказательств по делу, т.е. сведений о фактах (фактических данных), на основании которых можно сделать в конечном итоге вывод о виновности лица в совершении административного правонарушения либо об отсутствии таковой. В этой связи в целях обеспечения задач производства по делу в данный Кодекс включена глава, в которой подробно урегулированы как общие вопросы доказательственной базы, так и все конкретные виды доказательств, включая вещественные доказательства, документы, взятие проб и образцов; результаты фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи административных правонарушений, связанных с нарушением правил дорожного движения; показания специальных технических средств (алкометров) при освидетельствовании на состояние алкогольного опьянения и т.д.

2. Комментируемая статья содержит общие положения о доказательствах, их видах. Содержание данной статьи находится в органической связи с нормами ст. 26.1 об обстоятельствах, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении (см. комментарий к ст. 26.1). Особое внимание правоприменителя обращается на исследование доказательств, свидетельствующих о наличии или отсутствии события административного правонарушения, о вине либо об отсутствии вины физического или юридического лица, привлекаемого к административной ответственности. Вместе с тем доказательства являются основаниями для суждения субъекта административной юрисдикции об обстоятельствах, смягчающих или отягчающих ответственность, о размере причиненного ущерба, а также об обстоятельствах, исключающих производство по делу, и других обстоятельствах, имеющих значение для правильного разрешения дела.

3. Комментируемая статья рассматривает доказательства как любые фактические данные, имеющие значение для правильного разрешения дела и являющиеся основаниями для соответствующих выводов судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело. При этом следует обратить внимание на требования ст. 26.1 об обстоятельствах, подлежащих обязательному исследованию.

4. В ч. 2 комментируемой статьи перечислены источники получения данных, используемых в качестве доказательств по делу, которые должен иметь в виду правоприменитель: протокол об административном правонарушении (ст. ст. 28.2 — 28.5); иные протоколы (имеются в виду протокол осмотра места совершения административного правонарушения (ст. 28.1.1), а также протоколы, составляемые при применении мер обеспечения производства в соответствии со ст. ст. 27.2 — 27.17); объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу, показания потерпевшего и свидетелей (ст. 26.3); заключение эксперта (ст. ст. 26.4 и 25.9); документы (ст. 26.7); вещественные доказательства (ст. 26.6); показания специальных технических средств (ст. 26.8). Для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств могут быть использованы пояснения специалиста (ст. 25.8).

5. С точки зрения теории доказательств и практики их применения во всех видах судопроизводства и производства по делам об административных правонарушениях доказательства можно классифицировать по конкретным юридическим основаниям. По источнику доказательства разделяются на личные (объяснения лица, привлекаемого к ответственности, его законного представителя, потерпевшего и других лиц) и предметные (вещественные доказательства, документы и др.). В первом случае носителями информации являются физические лица, во втором — материальные объекты. По характеру связи между доказательством и фактом, подлежащим установлению, доказательства делятся на прямые и косвенные. Последние являются сведениями о промежуточных фактах, при установлении связи между которыми могут быть выявлены обстоятельства, имеющие непосредственное отношение к предмету доказывания. В зависимости от способа формирования доказательств они подразделяются на первоначальные и производные. К первым относятся доказательства, полученные от первоисточника (свидетельские показания), ко вторым — полученные на основе первоначальных сведений от какого-либо промежуточного источника (соседи слышали шум и крики в квартире, видели человека, загружавшего машину, и т.д.).

Читайте так же:  Отказ в возмещении судебных расходов

6. Важное значение для практики имеет решение правоприменителем вопроса об относимости и допустимости доказательств применительно к предмету доказывания. Под относимостью доказательств понимается наличие причинной, объективной связи доказательства с установленными по делу обстоятельствами. Допустимость доказательств рассматривается с позиции определения источников фактических данных. Ориентиром в этом отношении является ч. 2 комментируемой статьи. Не могут быть признаны доказательствами данные, источник которых не установлен, либо данные, полученные с нарушением прав граждан, в том числе права на неприкосновенность личности, жилища и т.п.

7. В соответствии с ч. 2 ст. 50 Конституции РФ в ч. 3 комментируемой статьи указано, что не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона. В частности, запрещается использование доказательств, полученных с помощью насилия, другого унижающего человеческое достоинство обращения (см. ч. 3 ст. 1.6). Не допускается, например, получение информации в результате оперативно-розыскных мероприятий, административного расследования, проведенных с нарушением порядка, установленного федеральным законом.

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (РГ. 2005. 19 апр.) указано, что нарушением такого рода может быть признано, в частности, получение объяснений потерпевшего, свидетеля, лица, в отношении которого ведется производство по делу, которым не были предварительно разъяснены их права и обязанности, предусмотренные ч. 1 ст. 25.1, ч. 2 ст. 25.2, ч. 3 ст. 25.6 КоАП РФ (см. абз. 2 п. 18).

В качестве доказательства могут быть использованы протоколы и иные материалы ранее прекращенного уголовного дела в отношении лица, привлекаемого к административной ответственности за те же действия (бездействие) (см. абз. 4 п. 18 упомянутого выше Постановления Верховного Суда РФ).

Статья 26.1. Обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении

Статья 26.1. Обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении

1. Анализ правил ст. 26.1 указывает, что при производстве по делу об административных правонарушениях необходимо выяснить (т.е. установить):

1) наличие события административного правонарушения. Иначе говоря, судья, орган, должностное лицо должны установить, имели ли место те или иные действия, бездействие, их последствия и другие обстоятельства, которые охватываются объективной стороной данного административного правонарушения (например, имели ли место уничтожение, повреждение либо утрата, изменение средств таможенной идентификации для того, чтобы убедиться в том, что объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного в ст. 16.11, налицо);

2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые предусмотрена административная ответственность. Иначе говоря, необходимо определить конкретный субъект административного правонарушения, убедиться в том, что он отвечает признакам ст. 2.3, 2.8 (о возрасте и вменяемости), доказать, что именно он совершил административное правонарушение (см. коммент. к ст. 2.3, 2.8);

3) виновность лица в содеянном. Выяснив, что именно данное лицо совершило административное правонарушение, следует также определить степень и форму его вины (т.е. умысел или неосторожность), цели, мотивы и иные побуждения лица, толкнувшие его к совершению административного правонарушения;

4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность (они изложены в ст. 4.2 неисчерпывающим образом, см. коммент. к ней), и обстоятельства, отягчающие ее (они изложены в ст. 4.3 исчерпывающим образом, см. коммент. к ней);

5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением. При этом следует учитывать, что фактический ущерб (например, уничтожение, повреждение имущества) характерен только для материальных составов административного правонарушения (см., например, ч. 2 ст. 13.5 «Нарушение правил охраны линий или сооружений связи, если это нарушение вызвало прекращение связи»), в то время как большинство административных правонарушений сконструировано по признакам формального состав», когда административная ответственность наступает за сам факт правонарушения (см., например, коммент. к ст. 14.15 «Нарушение правил продажи отдельных видов товаров»);

6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административных правонарушениях (необходимо, в частности, выяснить, не действовало ли лицо в условиях крайней необходимости, в состоянии невменяемости и т.п., см. коммент. к ст. 2.7, 2.8);

7) иные обстоятельства, значимые для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения (например, одно или несколько административных правонарушений совершило лицо, см. коммент. к ст. 4.5), не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности (см. коммент. к ст. 4.5), нужно ли направлять представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (см. коммент. к ст. 29.13), и т.д.

2. Для правильного применения норм ст. 26.1 нужно учесть положения:

1) ст. 26.2 о том, какими доказательствами устанавливаются обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административных правонарушениях (о требованиях к таким доказательствам);

2) ст. 26.3-26.8 о видах доказательств по делу об административных правонарушениях;

3) ст. 26.11 об оценке судьей, органом, должностным лицом предъявленных доказательств;

4) ст. 26.9, 26.10 об активной роли самих судей, органов, должностных лиц в собирании (истребовании) и исследовании доказательств по делу об административных правонарушениях. См. коммент. к ст. 26.2-26.11.

Статья 26.1. Обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении

Статья 26.1. Обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 26.1 КоАП РФ

По делу об административном правонарушении выяснению подлежат:

1) наличие события административного правонарушения;

2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;

Читайте так же:  Совершение двух административных правонарушений

3) виновность лица в совершении административного правонарушения;

4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;

5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;

6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;

7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

>
Доказательства
Содержание
Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Статья 26.1. Обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении

По делу об административном правонарушении выяснению подлежат:
1) наличие события административного правонарушения;
2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;
3) виновность лица в совершении административного правонарушения;
4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;
5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;
6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;
7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении

По делу об административном правонарушении выяснению подлежат:

  • 1) наличие события административного правонарушения;
  • 2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;
  • 3) виновность лица в совершении административного правонарушения;
  • 4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;
  • 5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;
  • 6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;
  • 7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

← Предыдущая статья ••• Следующая статья →

Статья 26.1. Обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении

СТ 26.1 КоАП РФ

По делу об административном правонарушении выяснению подлежат:

1) наличие события административного правонарушения;

2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;

3) виновность лица в совершении административного правонарушения;

4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;

5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;

6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;

7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Комментарий к статье 26.1 КоАП РФ

1. Комментируемая статья устанавливает перечень обстоятельств, подлежащих выяснению при рассмотрении дела об административном правонарушении.

В первую очередь выясняется наличие самого события административного правонарушения. В соответствии со ст. 2.1 КоАП событием административного правонарушения является действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Согласно п. 1 ст. 24.5 Кодекса при отсутствии события административного правонарушения производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.

2. Далее устанавливается лицо, совершившее противоправные действия. Им может быть физическое, должностное или юридическое лицо.

Обязательному выяснению подлежит виновность лица в совершенном им деянии, поскольку отсутствие вины исключает привлечение к административной ответственности.

3. При наложении административных наказаний учитываются обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность. Их перечень содержится соответственно в ст. 4.2 и 4.3 КоАП. Следует помнить, что перечень обстоятельств, смягчающих административную ответственность, не является исчерпывающим.

4. Выяснение характера и размера ущерба, причиненного административным правонарушением, необходимо потому, что во многих случаях размер причиненного ущерба является обязательным признаком состава правонарушения. Кроме того, в ст. 4.7 Кодекса регламентирован порядок возмещения имущественного ущерба, причиненного административным правонарушением.

5. Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, указаны в ст. 24.5 КоАП.

6. Выяснение причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений, необходимо для предотвращения совершения подобных нарушений в будущем.

7. В ходе рассмотрения дел об административных правонарушениях выяснению подлежат и иные обстоятельства, имеющие значение для дела. К таковым, например, относится выяснение имущественного положения лица, совершившего правонарушения, так как оно может учитываться при наложении наказаний.

Комментарий к статье 26.1. КоАП РФ:

1. В соответствии со ст. 24.1 Кодекса к числу задач производства по делам об административных правонарушениях относится всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела. В противном случае невозможно принять объективное и обоснованное решение.

2. Выяснить наличие события административного правонарушения — означает установить, какие конкретные действия (или бездействие), носящие противоправный характер и предусмотренные настоящим Кодексом или законом субъекта РФ, были совершены (см. комментарий к ст. 2.1).

3. Далее необходимо установить, какое лицо (физическое или юридическое) совершило соответствующие противоправные действия (или бездействие), влекущие административную ответственность (см. комментарий к ст. ст. 2.3 — 2.6, 2.8).

4. Затем следует установить виновность лица в совершении административного правонарушения. Применительно к физическому лицу требуется выяснить, умышленно или по неосторожности были совершены противоправные действия либо бездействие (см. комментарий к ст. 2.2).

5. Согласно ч. ч. 2 и 3 ст. 4.1 при назначении административного наказания учитываются обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность (см. комментарий к ст. ст. 4.2 и 4.3). Данные обстоятельства также подлежат выяснению.

6. Характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, также подлежат выяснению. Это обусловлено тем, что в целом ряде случаев нанесенный ущерб является обязательным признаком состава правонарушения. Например, в ст. 7.27 Кодекса предусмотрена ответственность за мелкое хищение чужого имущества. При этом указано, что данное хищение является мелким, если стоимость похищенного имущества не превышает одну тысячу рублей. Кроме того, следует иметь в виду, что в ст. 4.7 Кодекса регламентирован порядок возмещения имущественного ущерба, причиненного административным правонарушением.

7. Перечень обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, содержится в ст. 24.5 Кодекса. Их выяснение имеет очень важное значение, поскольку при наличии хотя бы одного из этих обстоятельств производство по делу не может быть начато, а начатое подлежит прекращению (см. комментарий к ст. 24.5).

Читайте так же:  До скольки соседи могут слушать громко музыку
Видео (кликните для воспроизведения).

8. Выяснению подлежат также и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Так, согласно ч. ч. 2 и 3 ст. 4.1 Кодекса при назначении административного наказания физическому лицу учитывается его имущественное положение, а юридическому лицу — его имущественное и финансовое положение.

9. Выяснение причин и условий совершения конкретного административного правонарушения необходимо в целях предупреждения правонарушений. В силу этого в ст. 29.13 Кодекса предусмотрено, что судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, при установлении указанных причин и условий вносят в соответствующие организации (соответствующим должностным лицам) представление о принятии мер по устранению таких причин и условий.

Статья 26.1 КоАП РФ. Обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении

Текст статьи 26.1 КоАП РФ в новой редакции.

По делу об административном правонарушении выяснению подлежат:
1) наличие события административного правонарушения;
2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;
3) виновность лица в совершении административного правонарушения;
4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;
5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;
6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;
7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

N 195-ФЗ, КОАП РФ действующая редакция.

Следующий комментарий к статье 26.1 КоАП РФ

Если у вас есть вопросы по ст. 26.1 КоАП, вы можете получить консультацию юриста.

1. Комментируемая статья устанавливает перечень обстоятельств, подлежащих выяснению при рассмотрении дела об административном правонарушении.

В первую очередь выясняется наличие самого события административного правонарушения. В соответствии со ст. 2.1 КоАП событием административного правонарушения является действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Согласно п. 1 ст. 24.5 Кодекса при отсутствии события административного правонарушения производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.

2. Далее устанавливается лицо, совершившее противоправные действия. Им может быть физическое, должностное или юридическое лицо.

Обязательному выяснению подлежит виновность лица в совершенном им деянии, поскольку отсутствие вины исключает привлечение к административной ответственности.

3. При наложении административных наказаний учитываются обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность. Их перечень содержится соответственно в ст. 4.2 и 4.3 КоАП. Следует помнить, что перечень обстоятельств, смягчающих административную ответственность, не является исчерпывающим.

4. Выяснение характера и размера ущерба, причиненного административным правонарушением, необходимо потому, что во многих случаях размер причиненного ущерба является обязательным признаком состава правонарушения. Кроме того, в ст. 4.7 Кодекса регламентирован порядок возмещения имущественного ущерба, причиненного административным правонарушением.

5. Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, указаны в ст. 24.5 КоАП.

6. Выяснение причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений, необходимо для предотвращения совершения подобных нарушений в будущем.

7. В ходе рассмотрения дел об административных правонарушениях выяснению подлежат и иные обстоятельства, имеющие значение для дела. К таковым, например, относится выяснение имущественного положения лица, совершившего правонарушения, так как оно может учитываться при наложении наказаний.

Остались вопросы по ст 26.1 КоАП РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 26.1 КоАП РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.

Статья 26.1 КоАП РФ

Комментарий к статье 26.1 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

Комментарии к статьям КоАП помогут разобраться в нюансах административного права.

1. Согласно нормам комментируемой статьи выяснению обстоятельств при рассмотрении дела об административном правонарушении предшествует подготовительная работа судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело. Исчерпывающий перечень вопросов, подлежащих разрешению до рассмотрения дела, определен ст. 29.1 Кодекса. После рассмотрения дела орган (должностное лицо) выносит соответствующее постановление.

При производстве по делу об административном правонарушении необходимо установить:

1) наличие события административного правонарушения. А именно: имело ли место совершение того или иного действия (бездействия) последствия и другие обстоятельства, которые охватываются объективной стороной данного административного правонарушения;

2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые предусмотрена административная ответственность. То есть определить субъект административного правонарушения и установить, отвечает ли оно признакам ст. ст. 2.3, 2.8;

3) виновность лица. То есть степень и форма его вины (умысел или неосторожность), цели и мотивы лица, совершившего административное правонарушение;

4) обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность;

5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением. Для квалификации административного правонарушения не имеет значения, причинен ли потерпевшему одновременно моральный, физический вред или имущественный ущерб (см. комментарий к ст. 4.7);

6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административных правонарушениях. То есть выяснить, не действовало ли лицо в условиях крайней необходимости или в состоянии невменяемости. Обстоятельства, несовместимые с производством по делу, как правило, подлежат выяснению на стадии подготовки к рассмотрению дела, но некоторые из них могут быть установлены только при рассмотрении дела;

7) иные обстоятельства, значимые для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения. К иным обстоятельствам, имеющим значение для правильного разрешения дела, относится выявление обстоятельств, исключающих возможность участия в производстве по делу об административном правонарушении защитника, представителя, специалиста, эксперта и переводчика (см. комментарий к ст. 25.12).

Судья, орган, должностное лицо, в ведении которых находится дело, должны установить, необходимо ли проведение экспертизы по делу, нуждаются ли они в привлечении специалиста, а также целесообразность проведения административного расследования (см. ст. 28.7 КоАП);

Читайте так же:  Последствия загрязнения окружающей среды кратко

8) не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности и т.д.

2. Таким образом, для правильного применения норм комментируемой статьи необходимо учесть положения ст. ст. 26.2 — 26.11.

Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят соответствующим организациям, должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий (см. комментарий к ст. 29.13).

Другой комментарий к статье 26.1 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. По смыслу данной статьи выяснению обстоятельств при рассмотрении дела об административном правонарушении предшествует подготовительная работа судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело. Исчерпывающий перечень вопросов, подлежащих разрешению до рассмотрения дела, определен ст. 29.1 КоАП. После рассмотрения дела орган (должностное лицо) выносит соответствующее постановление (см. комментарий к ст. 29.10).

2. При рассмотрении дела орган (должностное лицо) должен установить факт наличия или отсутствия обстоятельств, исключающих производство по делу (см. ст. 24.5 КоАП).

По делу об административном правонарушении необходимо установить лицо, совершившее противоправное деяние, за которое КоАП или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность. Относительно физического лица — правонарушителя КоАП различает статус гражданина РФ, лица, на которое распространяется действие дисциплинарных уставов, иностранного физического лица, должностного лица (см. комментарии к ст. 2.4 — 2.6). Об административной ответственности юридических лиц см. комментарий к ст. 2.10.

3. Обстоятельства, несовместимые с производством по делу, как правило, подлежат выяснению на стадии подготовки к рассмотрению дела, но некоторые из них могут быть установлены только при рассмотрении дела; к ним, в частности, относится квалификация состава административного правонарушения (п. 2 ст. 24.5 КоАП).

4. До выявления обстоятельств, смягчающих или отягчающих административную ответственность (см. комментарии к ст. 4.2, 4.3), необходимо установить, подлежит ли данное лицо административной ответственности, в частности виновно ли оно в совершении комментируемого административного проступка.

5. Наряду с причинением административным правонарушением имущественного ущерба потерпевшему может быть причинен моральный вред. Для квалификации административного правонарушения не имеет значения, причинен ли потерпевшему одновременно моральный, физический (телесный) вред или имущественный ущерб.

Об особенностях возмещения имущественного ущерба и компенсации морального вреда, причиненных административным правонарушением, см. комментарий к ст. 4.7.

6. К иным обстоятельствам, имеющим значение для правильного разрешения дела, относится выявление обстоятельств, исключающих возможность участия в производстве по делу об административном правонарушении защитника, представителя, специалиста, эксперта и переводчика (см. комментарий к ст. 25.12).

Судья, орган, должностное лицо, в ведении которых находится дело, должны установить, необходимо ли проведение экспертизы по делу, а также нуждаются ли они в привлечении специалиста, а также целесообразность проведения административного расследования (см. ст. 28.7 КоАП).

7. Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят соответствующим организациям, должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий (см. комментарий к ст. 29.13).

Комментарии и консультации юристов по ст 26.1 КоАП РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 26.1 КоАП РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Комментарии к СТ 26.1 КоАП РФ

Статья 26.1 КоАП РФ. Обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении

Комментарий к статье 26.1 КоАП РФ:

1. В соответствии со ст. 24.1 Кодекса к числу задач производства по делам об административных правонарушениях относится всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела. В противном случае невозможно принять объективное и обоснованное решение.

2. Выяснить наличие события административного правонарушения — означает установить, какие конкретные действия (или бездействие), носящие противоправный характер и предусмотренные настоящим Кодексом или законом субъекта РФ, были совершены (см. комментарий к ст. 2.1).

3. Далее необходимо установить, какое лицо (физическое или юридическое) совершило соответствующие противоправные действия (или бездействие), влекущие административную ответственность (см. комментарий к ст. ст. 2.3 — 2.6, 2.8).

4. Затем следует установить виновность лица в совершении административного правонарушения. Применительно к физическому лицу требуется выяснить, умышленно или по неосторожности были совершены противоправные действия либо бездействие (см. комментарий к ст. 2.2).

Что касается юридического лица, то оно признается виновным, если установлено, что у него имелась возможность для соблюдения соответствующих правил и норм, однако данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (см. комментарий к ст. 2.1).

5. Согласно ч. ч. 2 и 3 ст. 4.1 при назначении административного наказания учитываются обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность (см. комментарий к ст. ст. 4.2 и 4.3). Данные обстоятельства также подлежат выяснению.

6. Характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, также подлежат выяснению. Это обусловлено тем, что в целом ряде случаев нанесенный ущерб является обязательным признаком состава правонарушения. Например, в ст. 7.27 Кодекса предусмотрена ответственность за мелкое хищение чужого имущества. При этом указано, что данное хищение является мелким, если стоимость похищенного имущества не превышает одну тысячу рублей. Кроме того, следует иметь в виду, что в ст. 4.7 Кодекса регламентирован порядок возмещения имущественного ущерба, причиненного административным правонарушением.

7. Перечень обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, содержится в ст. 24.5 Кодекса. Их выяснение имеет очень важное значение, поскольку при наличии хотя бы одного из этих обстоятельств производство по делу не может быть начато, а начатое подлежит прекращению (см. комментарий к ст. 24.5).

8. Выяснению подлежат также и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Так, согласно ч. ч. 2 и 3 ст. 4.1 Кодекса при назначении административного наказания физическому лицу учитывается его имущественное положение, а юридическому лицу — его имущественное и финансовое положение.

Читайте так же:  Административная ответственность за незаконную вырубку деревьев

9. Выяснение причин и условий совершения конкретного административного правонарушения необходимо в целях предупреждения правонарушений. В силу этого в ст. 29.13 Кодекса предусмотрено, что судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, при установлении указанных причин и условий вносят в соответствующие организации (соответствующим должностным лицам) представление о принятии мер по устранению таких причин и условий.

Обстоятельства подлежащие выяснению по административному делу

Автострахование

  • Жилищные споры

  • Земельные споры

  • Административное право

  • Участие в долевом строительстве

  • Семейные споры

  • Гражданское право, ГК РФ

  • Защита прав потребителей

  • Трудовые споры, пенсии

    • Главная
    • Статья 26.1 КоАП РФ. Обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении

    Кодекс РФ об административных правонарушениях:

    Статья 26.1 КоАП РФ. Обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении

    По делу об административном правонарушении выяснению подлежат:

    1) наличие события административного правонарушения;

    2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;

    3) виновность лица в совершении административного правонарушения;

    4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;

    5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;

    6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;

    7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

    Вернуться к оглавлению документа: Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) в действующей редакции

    Статья 26.1. КоАП РФ. Обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении

    Ст 26.1 КоАП РФ с комментариями и изменениями 2019-2020 года

    По делу об административном правонарушении выяснению подлежат:

    • 1) наличие события административного правонарушения;
    • 2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;
    • 3) виновность лица в совершении административного правонарушения;
    • 4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;
    • 5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;
    • 6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;
    • 7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

    Комментарий к Ст. 26.1 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

    1. Комментируемая статья определяет обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, закрепляет содержание предмета доказывания. Выяснение указанных в анализируемой статье обстоятельств является обязанностью судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении.

    2. Основным подлежащим доказыванию вопросом является вопрос о наличии события административного правонарушения. Отвечая на него, необходимо прежде всего установить, имело ли место противоправное деяние, предусмотренное Кодексом или принятыми в соответствии с ним законами субъектов РФ об административных правонарушениях. В случае если юридический состав правонарушения предусматривает наступление вредных материальных последствий (материальный состав), надо определить, имеются ли такие последствия, а также существует ли причинно-следственная связь между деянием и наступившими последствиями. Когда объективная сторона юридического состава данного административного правонарушения определяется и иными факторами (временем, местом, способом, характером совершения деяния, его повторностью, неоднократностью, злостностью, систематичностью), необходимо установить, присущи ли они фактически совершенному деянию. При положительных ответах на все эти вопросы можно говорить о наличии события административного правонарушения.

    3. В процессе производства по делу об административном правонарушении необходимо установить лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), и способность этого лица быть субъектом данного правонарушения. Административная ответственность наступает лишь по достижении 16-летнего возраста на момент совершения проступка. При длящемся правонарушении возраст определяется на момент его окончания. Лицо считается достигшим того или иного возраста в ноль часов суток, следующих за днем его рождения. Обстоятельством, исключающим возможность лица быть субъектом правонарушения, является его невменяемость (в момент совершения противоправного деяния). При рассмотрении дела необходимо также выяснить, является ли лицо специальным субъектом данного правонарушения.

    4. Установив событие и лицо, совершившее противоправное деяние, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, должны выяснить, виновно ли данное лицо. Для этого необходимо на основе оценки всех обстоятельств дела установить, имелись ли в действиях (бездействии) этого лица умысел или неосторожность. Когда юридический состав данного правонарушения в качестве обязательных признаков его субъективной стороны предусматривает определенные цель и (или) мотив совершения правонарушения, они также подлежат выяснению. Если указанные цель и (или) мотив не доказаны, то ответственность за данное правонарушение исключается.

    5. Комментируемая статья обязывает судью, орган, должностное лицо, рассматривающих дело, выяснить не только характер правонарушения, личность виновного, но и обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность. Такие обстоятельства предусмотрены ст. ст. 4.2 и 4.3 КоАП РФ. Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, могут признать смягчающими и обстоятельства, не указанные в законодательстве. Выяснению подлежат также характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    6. При рассмотрении дела об административном правонарушении судья, орган, должностное лицо должны выяснить, имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу. Такие обстоятельства предусмотрены ст. 24.5 КоАП РФ. К ним, кроме указанных выше, относятся: действия лица в состоянии крайней необходимости; издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного взыскания; отмена закона, установившего административную ответственность; истечение сроков давности привлечения к административной ответственности; смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу, и некоторые другие. При наличии хотя бы одного из этих обстоятельств производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое дело подлежит прекращению. Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, должны выяснить и иные обстоятельства, значимые для правильного его разрешения (например, вопрос о целесообразности освобождения от административной ответственности при малозначительности правонарушения), а также причины и условия совершения этого правонарушения.

    Источники

    Обстоятельства подлежащие выяснению по административному делу
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here