Опасность административных правонарушений

Предлагаем ознакомится с материалом в статье: "Опасность административных правонарушений". Здесь собрана и обработана информация из авторитетных источников. Если вы все же не найдете ответ на свой вопрос, дочитайте статью до конца, если же и после этого не получите ответ, то обратитесь к дежурному консультанту.

Проблемы квалификации административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 20.20 и ст. 20.21 КоАП РФ

Дата публикации: 16.04.2018 2018-04-16

Статья просмотрена: 3169 раз

Библиографическое описание:

Мышенко А. А. Проблемы квалификации административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 20.20 и ст. 20.21 КоАП РФ // Молодой ученый. — 2018. — №15. — С. 69-71. — URL https://moluch.ru/archive/201/49481/ (дата обращения: 16.02.2020).

Проблемы алкоголизма и лиц, страдающих алкогольной зависимостью, актуальны во всем мире. По данным зарубежных источников, можно отметить, что несмотря на то, что только половина населения мира употребляет алкоголь, он является одной из трех причин плохого здоровья и преждевременной смерти [1, с.3]. Более того, так называемые «алкогольные» правонарушения провоцируют всплеск иных правонарушений и даже преступлений.

Административные правонарушения в сфере общественного порядка, связанные с потреблением алкогольных напитков и спиртосодержащей продукции (ч. 1 ст. 20.20, ст. 20.21 КоАП РФ), являются не только одними из наиболее замечаемых гражданами и обществом показателей состояния правопорядка в регионе, стране в целом, но и одними из самых массовых правонарушений, совершаемых в общественных местах. В связи с этим оперативное выявление и пресечение данных административных правонарушений, а также их правильная квалификация играют важное значение для поддержания общественного порядка и обеспечения общественной безопасности.

В исследованиях правоведов в качестве основных причин и условий совершения административных правонарушений в сфере общественного порядка выделяют следующие: «усиливающийся разрыв между слоями общества; низкий уровень правосознания населения; генетическая предрасположенность; употребление сильнодействующих медицинских препаратов и алкогольных напитков; несовершенство административного законодательства (низкий размер санкций, несоответствие существующих правовых запретов реально сложившейся ситуации)» [2, с. 16].

Согласно другой позиции, указывают объективные причины и условия, способствующие совершению правонарушений в сфере общественного порядка, связанных с потреблением алкогольных напитков и спиртосодержащей продукции: «недостатки семейного, школьного и общественного воспитания; отрицательные явления в трудовом коллективе; отсутствие социального контроля; недостатки в сферах общения и досуга; низкая, неразвитая культура потребления алкогольных напитков в российском обществе и распространение такого социального явления как пьянство. Вместе с тем, рассматривают также субъективные причины и условия: личные особенности правонарушителей и их взаимодействие с социальной микросредой» [3, с. 22].

Отметим, что под квалификацией правонарушений следует понимать «мыслительный процесс правоприменителя, заключающийся в сопоставлении признаков совершенного деяния с признаками, включенными законодателем в конструкцию определенного состава» [4, с. 95].

Анализ ч. 1 ст. 20.20 и ст. 20.21 КоАП РФ позволяет определить все четыре элемента состава указанных правонарушений: объект, объективную сторону, субъект, субъективную сторону.

Объектом правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.20 КоАП РФ, являются общественные отношения в сфере общественного порядка, охраняемые мерами административной ответственности.

Объективной стороной деяния, предусмотренного ч. 1 ст. 20.20 КоАП РФ является деяние, выразившееся в потреблении алкоголя в местах, запрещенных федеральным законом. Стоит отметить, что КоАП РФ не закрепляет в данной статье понятие общественного места, а указывает на места, запрещенные федеральным законом. Таковым законом является Федеральный закон от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».

Одним из дискуссионных вопросов в науке административного права является понятие общественного места при квалификации указанных деяний. Дискуссионность связана с тем, что до сих пор в федеральном законодательстве отсутствует закрепление данного понятия. Кроме того, признак общественного места в качестве обязательного элемента входит в конструкцию объективной стороны не только указанных административных правонарушений. Таким образом, на сегодняшний день назрела необходимость правового закрепления данного понятия.

В юридической литературе можно встретить различные трактовки понятия «общественного места». Так, Ю. П. Соловей считает, что к общественным местам нужно относить «улицы, площади, транспорт общего пользования, аэропорты, вокзалы, парки, жилые микрорайоны, подъезды и другие места общения (нахождения) людей, в которых удовлетворяются их различные жизненные потребности и которые свободны для доступа неопределенного круга лиц» [5, c. 47].

И. С. Бархатов предлагает считать общественными местами «места, в которых происходит пребывание и общение людей при удовлетворении ими материальных, культурных потребностей, в сфере управления, во время отдыха» [6, c. 72]. Как представляется, подобная трактовка является не очень удачной, поскольку позволяет понимать под общественным местом квартиры и иные места, которые таковыми явно не являются.

По мнению Е. А. Федеяева, стоит выделять ряд критериев, которые необходимо учесть при закреплении в действующем законодательстве понятия «общественного места». В частности,

  1. «Общедоступность мест, в том числе возможность свободного появления в них неограниченного круга лиц в любое время (относительно определенный признак).
  2. Общественные места, как правило, связаны с реализацией различных социально-культурных потребностей граждан.
  3. Независимость мест от формы их собственности.
  4. Места должны соответствовать критерию — коллективного пользования гражданами.
  5. Общественные места могут классифицироваться как места постоянного, временного и эпизодического пользования.
  6. Учесть признаки и категории мест, ранее прямо указанных в законодательстве в качестве общественных» [7, c. 79].

Как видно из приведенных определений, некоторые ученые расширяют круг понятия «общественного места», как путем перечисления конкретных мест, так и путем внесения условных переменных, при наличии которых место будет считаться таковым.

В правоприменительной практике возникает также множество споров по квалификационным признакам данного деяния. Во-первых, это понятие «общественного места». Данное понятие, как уже было отмечено выше, нормативно закреплено в ст. 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции». Однако важно подчеркнуть, что данное понятие может быть отнесено только к потреблению или распитию алкогольной или спиртосодержащей продукции (ч. 1 ст. 20.20 КоАП РФ), а не к общеприменительному содержанию понятия «общественное место». Это, в свою очередь, влечет разногласия в толковании данного понятия между сотрудниками полиции и гражданами и впоследствии конфликты.

В связи с этим необходимо внести изменения в законодательство, в частности, дополнить ст. 20.20 КоАП РФ примечанием, содержащим понятие «общественного места».

«Под общественным местом в настоящем Кодексе следует понимать места общего пользования, в т. ч. улицы, парки, скверы, транспортные средства общего пользования, места общего пользования в жилых домах — межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, коридоры, территории образовательных и дошкольных образовательных организаций, территории, прилегающие к жилым домам, в т. ч. детские площадки, спортивные сооружения, территории вокзалов, аэропортов, места для обеспечения доступа к сети Интернет, а также магазины, дискотеки, салоны, клубы, сауны, бани, пляжи, гостиницы».

Субъектом данного правонарушения является вменяемое физическое лицо, достигшее возраста административной ответственности.

С субъективной стороны рассматриваемое правонарушение является умышленным.

Читайте так же:  Неповиновение сотруднику полиции статья коап рф комментарий

Объектом правонарушения, предусмотренного ст. 20.21 КоАП РФ, являются общественные отношения в сфере общественного порядка, охраняемые мерами административной ответственности.

Объективной стороной деяния, предусмотренного ст. 20.21 КоАП РФ является деяние, выразившееся в появлении в общественных местах в состоянии опьянения. Законодатель, установив ответственность за появление в общественных местах в состоянии алкогольного опьянения, не раскрывает признаков такого состояния. В частности, не установлено, какое именно состояние опьянения (легкая, средняя либо тяжелая степень опьянения) может служить основанием для привлечения к административной ответственности [8, c. 117]. Данное замечание является вполне справедливым, поскольку в рамках деятельности полиции существует много незаконных процессуальных действий.

Обязательным признаком объективной стороны данного административного правонарушения является то, что человек находится не просто в состоянии алкогольного опьянения, а в таком виде, в котором оскорбляет человеческое достоинство.

Некоторые авторы рассматривают в своих исследованиях характерные особенности состояния, оскорбляющего человеческое достоинство и общественную нравственность. В частности, «если поведение лица в состоянии опьянения явно нарушает общепризнанные нормы (непристойные высказывания или жесты, грубые выкрики, назойливое приставание к гражданам и т. п.); нарушитель находится в общественном месте в неприличном виде (грязная, мокрая, расстегнутая одежда, неопрятный внешний вид, вызывающий брезгливость и отвращение); из-за опьянения лицо полностью или в значительной степени утратило способность ориентироваться (бесцельно стоит или бесцельно передвигается с места на место, нарушена координация движений и т. п.; полная беспомощность пьяного (бесчувственное состояние))» [9, c. 45]. Данные комментарии очень важны при квалификации правонарушения, предусмотренного ст. 20.21 КоАП, однако они являются только мнением ученого и не имеют обязательного юридического значения.

Субъектом данного правонарушения является вменяемое физическое лицо, достигшее возраста административной ответственности.

С субъективной стороны рассматриваемое правонарушение является умышленным.

Таким образом, наиболее проблемным в квалификации правонарушений, связанных с потреблением алкогольной и спиртосодержащей продукции и появлением в состоянии алкогольного опьянения в общественных местах, является понятие общественного места, что требует более точного определения. Необходимо ввести понятие «общественного места» и закрепить его в примечании к ст. 20.20 КоАП РФ.

http://moluch.ru/archive/201/49481/

О понятии и признаках административного правонарушения

Дата публикации: 14.12.2014 2014-12-14

Статья просмотрена: 1619 раз

Библиографическое описание:

Никитина А. Н. О понятии и признаках административного правонарушения // Молодой ученый. — 2014. — №21. — С. 525-527. — URL https://moluch.ru/archive/80/14361/ (дата обращения: 16.02.2020).

Всю свою жизнь человек постоянно принимает участие в различных общественных отношениях, участие в которых может приносить как значительную пользу, так и определенный вред. В связи с этим общество, в процессе своего исторического развития, устанавливает определенные рамки дозволенного социально значимого поведения. Указанные в праве отношения, выходящие за границы дозволенного, оцениваются как правонарушения. Для успешного решения задачи искоренения правонарушений требуется применение наиболее эффективных средств борьбы с ними, что указывает нам на необходимость более детального определения понятия и признаков правонарушений.

До недавнего времени вопрос определения понятия административного правонарушения и его характерных признаков в отечественной юридической литературе являлся мало разработанным. Чаще всего он лишь попутно проявлялся в отдельных работах, затрагивающих понятие преступления. Не редко в данных работах подчеркивалось сходство административного правонарушения с преступлением, и недостаточно определялись его специфические черты и особенности, отличные от преступления. [11]

А ведь надо не забывать, что точное определение понятия административного правонарушения и конкретных его признаков имеет не только теоретическое, но и очень важное практическое значение для сохранения правопорядка и осуществления законности в государстве.

Согласно Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях, а в частности ч.1 ст.2.1 данного Кодекса, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

От иных социальных явлений административное правонарушение отличается рядом признаков. Это такие признаки как:

1) конкретное деяние физического или юридического лица (действие или бездействие);

5) общественная опасность.

Так в работах Лапиной М. А., Алехина А. П., Кармолицкого А. А., Стахова А. И., П. И. Кононова и других специалистов в области административного права наиболее выделяются следующие характеристики данных признаков административного правонарушения.

Административное правонарушение содержит конкретное деяние, т. е. противоправное поведение физического или юридического лица.

Это объясняется тем, что правонарушение может составить только акт поведения, внешне выраженный в определенной объективной форме. Значимость этой черты может быть выражена в общепринятом положении «за мысли, намерения или цели не судят». Нельзя считать правонарушением не проявленные через поступки мысли человека, его чувства, не только положительные, но и отрицательные. Мыслительные процессы не регулируются правом. [7]

Двумя возможными вариантами противоправных деяний физических и юридических лиц являются действие и бездействие:

— Действие (активное поведение) — это активное невыполнение законного требования, обязанности, нарушение установленного запрета (например, вовлечение несовершеннолетнего в употребление пива и напитков, изготовляемых на его основе, спиртных напитков или одурманивающих веществ)

— Бездействие (пассивное поведение) — это пассивное невыполнение обязанности, возложенной на физическое или юридическое лицо. Совершение правонарушения в форме бездействия предполагает, что субъект правонарушения своевременно не предпринял действий, предписанных нормой административного права, т. е. бездействовал (например, несоблюдение санитарно- эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей).

Также административное правонарушение всегда противоправно, т. е. нарушает нормы действующего административного законодательства (например, нормы II раздела («Особенной части») КоАП РФ или нормы законов субъектов федерации об административных правонарушениях).

Если деяние не является противоправным, то оно не может образовать административного правонарушения и, следовательно, повлечь административную ответственность.

Противоправность деяния представляет собой основной критерий административного правонарушения, его вторичным, производным от указанного, правовым критерием является оценка последствий деяния. Квалификация административного правонарушения осуществляется независимо от вредоносности деяния, однако в случаях, предусмотренных Особенной частью КоАП РФ, квалификация правонарушения возможна только при причинении имущественного ущерба, морального или физического (телесного) вреда.

Административное правонарушение может быть совершено только виновно. Виновность как признак административного правонарушения состоит в том, что данное деяние является результатом свободного волеизъявления правонарушителя, его виновным поведением. [4 Вина — это психическое отношение правонарушителя к совершенному деянию. Признать лицо виновным — означает установление того, что административное правонарушение совершено либо умышленно, либо по неосторожности. Так, в ст. 2.2 КоАП РФ разъясняются именно эти две формы вины: [1]

— Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

— Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть

Читайте так же:  Мелкое хулиганство статья рк по новому кодексу

В случае отсутствия вины юридического или физического лица административная ответственность к нему применяться не может. «Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина» (ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ).

Административная наказуемость как признак административного правонарушения состоит в том, что за совершение противоправного деяния устанавливается возможность применения и реально применяется административное наказание. Каждому виду правонарушения соответствует определенный вид санкции. Административным правонарушением признается в законе не всякое антиобщественное, противоправное деяние, а только то, за которое предусмотрена мера административной ответственности. В качестве таковой в соответствии со ст. 3.1 КоАП РФ выступает административное наказание (система их закреплена в ст. 3.2 Кодекса).

В отличие от преступлений административные правонарушения часто не характеризуют как общественно опасные деяния. Тем не менее, есть основания считать, что административным правонарушениям присуща не вредность или вредоносность, а именно общественная опасность как материальный признак любого правонарушения.

Трудно, просто невозможно отказать в общественной опасности таким административным правонарушениям, которые посягают на безопасность дорожного движения, пожарную безопасность (в результате этих нарушений ежегодно гибнут десятки тысяч людей), правила, связанные с приобретением, хранением и использованием огнестрельного оружия, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и других объектов. К ним, несомненно, необходимо отнести и многие экономические административные правонарушения.

Общественная опасность как признак административного правонарушения состоит в том, что данное деяние (действие или бездействие) является опасным для общества. Оно причиняет вред конституционным и иным интересам личности, общества, государства. [10]

В наше время основные усилия в борьбе с правонарушениями направлены на профилактику и устранение причин, их порождающих. Но, так или иначе, не исключается возможность использования правовых санкций в отношении лиц, совершивших административное правонарушение. Основанием применения наказания и возбуждения дела об административном правонарушении является наличие в содеянном административного проступка. Поэтому осуществление юрисдикции невозможно без глубокого знания понятия самого правонарушения. Необходимые знания помогут правильно квалифицировать административные правонарушения, принимать законные решения по делам, обеспечивать соблюдение законности, охрану прав и интересов граждан, общества и государства.

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 24.11.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.12.2014)// [Электронный ресурс] «Консультант плюс»

2. Алехин А. П., Кармолицкий А. А. Административное право России//М.: «Зерцало-М», 2011. — 520 с.

3. Бахрах Д. Н., Россинский Б. В., Старилов Ю. Н. //Административное право:— 3-е изд., пересмотр, и доп. — М.: Норма, 2007. — 816 с.

4. Дмитриев Ю. А., Полянский И. А., Трофимов Е. В. Административное право Российской Федерации: Учебник для юридических вузов.// — Система ГАРАНТ, 2008 г.

5. Под ред. А. В. Заряева, В. Д. Малкова. Ювенальное право: Учебник для вузов// — ЗАО Юстицинформ, 2005 г.

6. Под редакцией Ю. М. Козлова. Комментарии к кодексу РФ об административных правонарушениях.

7. Лапина М. А. Административное право. Курс лекций. //- 2009,- 149с.

8. Административное право России: учебник. (отв. ред. Попов Л. Л.). // — 2-е изд., перераб. и доп. — «Проспект», 2010 г.

9. П. П. Серков Судебная практика по делам об административных правонарушениях//М.: Норма, 2008.- 368 с.

10. Стахов А. И., Кононов П. И. Административное право России// М.: Издательство Юрайт, 2014–651 стр.

11. Якуба, О. М. О признаках административного правонарушения //Правоведение. -1964. — № 3. — С. 54–61

12. Административное право и процесс: Федер. научно-практический журнал// — М.: Издательская группа «Юрист»,2013

http://moluch.ru/archive/80/14361/

Состав административного правонарушения

Опасность правонарушения

Нет единого мнения в вопросе об опасности правонарушения. Можно выделить несколько точек зрения на эту проблему.

1. В КоАП РФ административное правонарушение не определяется как опасное деяние, но оно опасно (степень общественной опасности меньше, чем у преступления).

Вычислить степень опасности невозможно.

а) Хищение имущества. Это может быть и преступлением, и административным правонарушением, в зависимости от масштаба ущерба.

б) Превышение скорости. Это может быть и преступлением, и административным правонарушением, в зависимости от последствий (сбил человека, либо ничего подобного не произошло).

2. Преступление опасно (это закреплено в УК РФ), а административное правонарушение – нет, но оно вредоносно.

В чём выражается вред, точно не установлено.

Ст. 2.2 КоАП РФ «…лицо предвидело вредные последствия…».

3. Д.Н. Бахрах: некоторые административные деликты опасны, а некоторые неопасны совсем.

а) Гражданин переходит дорогу в неустановленном месте. Поблизости никого нет. Опасность отсутствует.

б) Гражданин переходит дорогу в неустановленном месте. Вокруг много транспорта. Существует опасность, угроза (угроза жизни, материальная угроза).

В основном опасность административных деликтов заключается не в одном деянии, а в их массе (например, проезд не оплатил 1 человек или 1000). Суть вредоносных деяний в их многочисленности (административных правонарушений больше, чем уголовных преступлений).

В науке более глубоко характеризуют административные правонарушения, применяя определённую модель – состав правонарушения.

Состав

– совокупность объективных и субъективных признаков, наличие которых даёт возможность судить о том, что имело место правонарушение.

Цель состава: это законодательная модель преступления, которую законодатель предусмотрел заранее, и под которую подводятся деяния.

Признаки правонарушения содержатся либо в одной норме, либо в нескольких. На их основе делают вывод о виновности (невиновности) человека.

Значение структуры: с помощью структуры выявляют существенные признаки правонарушения, на основе которых решают вопрос о виновности человека. Знание состава даёт возможность грамотно оценивать деликт, правильно понять смысл закона (что именно запрещают нормы и др.), избрать целесообразную меру воздействия.

На практике знание структуры даёт возможность грамотно обучать специалистов.

Группы признаков правонарушения.

1. Объективные – не зависят от личности, совершившей деяние.

2. Субъективные – характеризуют личность правонарушителя.

Признаков может быть много, но среди них выделяют основные.

Выделяют элементы состава правонарушения (4 комплекса признаков).

1. Объект правонарушения

2. Объективная сторона правонарушения

3. Субъект правонарушения

4. Субъективная сторона правонарушения

Объект правонарушения

– основополагающий элемент, определяющий те ценности в обществе, на которые происходит посягательство, которым причиняется вред.

Это общественные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые нормами административной ответственности (например, общественные и государственные порядок, собственность, права и свободы граждан, установленный порядок управления).

За этими общественными отношениями скрываются интересы общества, государства, личности. Во время правонарушений эти интересы нарушаются.

Виды объектов:

1. Общий объект – все общественные отношения, которые охраняются нормами административного права.

На общий объект невозможно посягательство.

2. Родовой объект – часть однородных общественных отношений.

На родовой объект невозможно посягательство. Внимание фокусируется на определённой группе отношений, что отражено в КоАП РФ.

Например: права граждан.

3. Видовой объект – группа отношений, часть родовых отношений.

4. Непосредственный объект – конкретное отношение, на которое произошло посягательство.

Например: конкретная собственность муниципального образования.

Читайте так же:  Когда вступает в силу административное правонарушение

Классификация позволяет от общей массы до конкретных отношений выделить объект правонарушения.

Объективная сторона правонарушения

– внешние проявления, характеризующие внешнюю сторону данного деяния.

Признаки объективной стороны:

1. Фактическое внешнее поведение.

а) Действие – факт активного поведения, совершение того, что запрещено нормами права.

Многие административные деликты возникают только в активной форме.

б) Бездействие – лицо, уклоняясь от чего-либо, нарушает требование нормы права (например, гражданин не явился по повестке в военкомат).

Некоторые правонарушения возможны только в пассивной форме.

Законодатель с точки зрения наказуемости не проводит грань между этими формами, санкции могут быть одинаковыми.

Некоторые правонарушения могут возникать и в активной, и в пассивной форме (например, нарушение санитарных требований).

Вокруг этого признака могут быть дополнительные признаки.

2. Место совершения правонарушения.

Например: распитие спиртных напитков в общественных местах является правонарушением, а дома – нет.

3. Время совершения.

а) Запрет охоты в определённый период

Видео (кликните для воспроизведения).

б) Запрет выходить из дома с 23:00 до 7:00 лицам, находящимся под административным надзором.

4. Способ совершения.

С применением особых, угрожающих средств или без них.

5. Наличие ущерба.

Эти признаки «окрашивают» правонарушение в тёмный цвет.

Субъект правонарушения

– признаки, которые присущи данному правонарушителю.

Для физических лиц выделяют 2 признака:

1. Достижение 16 лет до момента совершения правонарушения.

Для специальных субъектов выделяют дополнительные признаки:

1. Место по службе

2. Физическое состояние (беременность)

3. Имущественное положение

Практика показывает, что:

1. В одних случаях причисление к специальным субъектам ужесточает ответственность по сравнению с общими субъектами.

2. В других случаях причисление к специальным субъектам смягчает ответственность по сравнению с общими субъектами.

Субъективная сторона правонарушения

– признаки, характеризующие психологическую сторону правонарушителя; это психическое отношение лица к совершённому им противоправному деянию и возможным его последствиям.

Ст. 2.2. КоАП РФ. Формы вины

1. Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

2. Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Субъективная сторона правонарушения

– совокупность признаков, которые характеризуют правонарушение с внутренней, психологической стороны правонарушителя.

Признаки объективной стороны правонарушения:

1. Вина (основной признак). Без вины нет состава правонарушения.

Вина

– психическое отношение субъекта к своему поведению (к тому, что совершает или совершил) и к его последствиям.

3 проявления умысла (п.1 ст. 2.2 КоАП РФ):

1. Лицо сознаёт, что идёт против норм права (противоправность деяния).

2. Лицо предвидит возникновение вредных последствий своего деяния в том или ином виде.

3. Отношение лица к последствиям: желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

Умысел

– самая серьёзная форма виновности, которая делает правонарушение более опасным.

Грани между формами вины в смысле наказуемости не проводятся.

Правонарушения могут быть только умышленными, а могут быть умышленными и по неосторожности.

При выборе меры наказания формы вины учитываются.

Неосторожность может проявляться в форме самонадеянности или небрежности.

3 проявления самонадеянности (п. 2.ст. 2.2. КоАП РФ):

1. Лицо сознаёт противоправность деяния.

2. Лицо предвидит возникновение вредных последствий.

3. Отношение лица к последствиям: рассчитывает их избежать.

Например: превышение скорости

Самонадеянность

– самая распространённая форма неосторожности (вины).

3 проявления небрежности (п. 2.ст. 2.2. КоАП РФ):

1. Лицо не сознаёт противоправность своего деяния.

2. Лицо не предвидит возникновения вредных последствий.

3. Лицо должно было и могло предвидеть вредные последствия своего деяния.

Например: человек не потушил костёр в лесу и ушёл, в результате чего выгорело большое пространство.

Небрежность

– менее распространённая форма неосторожности (вины).

Дата добавления: 2014-01-20 ; Просмотров: 531 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

http://studopedia.su/10_168958_sostav-administrativnogo-pravonarusheniya.html

1.2. Признаки административного правонарушения

Административные правонарушения, как и иные виды правонарушений, обладают соответствующими признаками. Общие признаки административного правонарушения оговорены в его определении, которое дано в статье 2.1 КоАП.

В юридической литературе выделяют четыре признака административного правонарушения:

общественная опасность (вредоносность),

административная наказуемость [9, с. 45].

Например, Мах И.И. определяет следующие признаки административного прос­тупка:

– противоправное действие (не может признаваться противоправным действие или бездействие, если таковое не предусмотрено нормой закона);

– является виновным действием или бездействием (где вина прохо­дит юридическую оценку);

– является деянием общественно опасным, то есть таким совершением которого причиняет ущерб [10, с. 101].

Рассмотрим подробнее все вышеуказанные признаки.

1. Споры о том, можно ли считать проступок общественно опасным деянием или нет, ведутся уже давно. В юридической литературе сложилось три различных мнения об общественной опасности административного правонарушения.

Многие авторы считают, что общественная опасность может характеризовать только уголовное преступление; все другие правонарушения общественно не опасны, а характеризуются лишь вредоносностью, т. е. они общественно вредны (Бахрах Д.Н. [11]. Другие придерживаются мнения об общественной опасности всех административных правонарушений (Попов Л.Л. [12]). С точки зрения некоторых, проступки, как правило, не обладают признаком общественной опасности, однако отдельные административные проступки действительно общественно опасны (Рябцев Л.М. [13]).

Считаем, что если бы административные проступки не влекли вредных последствий, не представляли опасности для общества, государству не требовалось бы устанавливать юридическую ответственность за их совершение, создавать аппарат для противодействия им.

Таким образом, сущность административного правонарушения определяется его общественной опасностью. Сам термин «общественная опасность» прямо не включен в определение административного правонарушения. По мнению Т. Мательской общественная опасность означает, что как административное правонарушение поведение человека может быть оценено тогда, когда оно представляло угрозу охраняемым общественным отношениям [14, с. 255].

Общественная опасность – это системный признак правонарушения. Он возникает из взаимодействия простых, первичных признаков состава правонарушения, названных в таких нормах КоАП и УК.

Степень общественной опасности определяется: особенностью объекта правонарушения; повторностью; злостностью противоправного посягательства; наличием последствий и их тяжестью; характером вины.

2. Юридическим выражением признака обществен­ной опасности административного правонарушения является противоправность. Последнее означает, что определенное лицо совершает действие, запрещенное нормой права, или не совершает действия, предписан­ного правовым актом.

Административное правонарушение всегда противоречит правовым требованиям (предписаниям), сформулированным в правовой норме; оно есть несоблюдение тех или иных правил поведения, их нарушение.

Противоправным деянием может стать: действие либо бездействие лица.

Действие – активное нарушение установленной обязанности или законного требования; нарушение конкретного запрета, правила, нормы, стандарта (например, представление плательщиком, налоговым агентом, иным лицом в налоговый орган документов и иных сведений, которые они обязаны представлять в соответствии с налоговым законодательством или по запросу налогового органа для осуществления налогового контроля, содержащих недостоверные данные, и т. д.) [15, с. 121].

Читайте так же:  Порядок обжалования в суд административных постановлений

Бездействие – это пассивное поведение, выражающееся в не совершении лицом тех действий, которые оно должно было и могло совершить в силу лежащих на нем обязанностей (например, непредставление в установленный срок плательщиком, налоговым агентом, иным лицом в налоговый орган документов и иных сведений, которые они обязаны представлять в соответствии с налоговым законодательством).

3. Административное правонарушение – не только общественно опасное, противоправное, но и виновное действие либо бездействие, т.е. деяние, представля­ющее собой проявление воли и разума действующего (или бездействующего) лица. «В обществе действуют люди, одаренные сознанием, поступающие обдуманно или под влиянием страсти, стремящиеся к опреде­ленным целям. Здесь ничего не делается без созна­тельного намерения, без желаемой воли» [15, с. 122].

Вина – это психическое отношение правонарушителя к совершаемому противоправному действию или бездействию, его последствиям. Вина выражается в форме умысла или неосторожности. Наличие вины правонарушителя в той или иной форме является необходимым признаком административного правонарушения. Не может оцениваться как административное правонарушение общественно опасное, противоправное и административно наказуемое деяние, совершенное лицом, не способным руководить своими действиями, отдавать себе отчет в них.

В соответствии со ст. 3.5 КоАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что этим юридическим лицом не соблюдены нормы (правила), за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и данным лицом не были приняты все меры по их соблюдению.

4. Важный признак административного правонарушения – его административная наказуемость. Конкретное действие либо бездействие признается административным правонарушением только в случае, если за его совершение законодательством предусмотрена административная ответственность.

Признак административной наказуемости тесно связан с юридическими последствиями применения мер административной ответственности. Применение к правонарушителю административного наказания влечет для него состояние административной наказанности, в его правовой статус включается элемент, характеризующий новое правовое положение личности [16, с. 86].

Отсутствие этих признаков свидетельствует, что совершенное нарушение не является административным проступком.

Таким образом, общие признаки административного правонарушения оговорены в его определении, которое дано в статье 2.1 КоАП Республики Беларусь. Из этого определения вытекают три признака административного правонарушения: противоправность, виновность, наказуемость.

В юридической литературе выделяют еще один необходимый признак административного правонарушения: общественная опасность.

Любое административное правонарушение характеризуется наличием совокупности названных признаков. Отсутствие лю­бого из них означает, что рассматриваемое деяние не является административным проступком, оно может быть признано либо правомерным поведением, либо иным правонарушением.

http://studfile.net/preview/6859652/page:3/

Понятие и признаки административного правонарушения

Для более глубокого и всестороннего изучения понятия административного правонарушения необходимо исследовать его содержание, обусловленное объективными и субъективными факторами.

Законодательное определение административного правонарушения дано в ст. 2.1 КоАП РФ: «Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность».

Следует обратить внимание на то, что правонарушение представляет собой акт волевого поведения, связанного с нарушением нормы права и выражающегося в двух формах: действия или бездействия. Не могут быть правонарушением мысли, чувства или желания человека, если они не воплотились в определенный поступок и не регулируются правом. Деяние обусловлено сознанием и волей человека. Именно благодаря сознанию действие обретает характер правомерного поведения человека.

Правонарушение в виде действия — нарушения запрета или активного невыполнения обязанности.

Нарушения нормы права, выражающиеся в бездействии, проявляется как невыполнение законного требования или пассивное невыполнение обязанности, т.е. человек должен был совершить определенные действия, предусмотренные нормой права, но не совершил их.

Так, управление транспортным средством с заведомо подложными государственными регистрационными знаками (ст. 12. 2 КоАП РФ) — действие, а невыполнение требования Правил дорожного движения уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом проезда перекрестков (ст. 12. 2 КоАП РФ), — бездействие.

Административному правонарушению присущи следующие характерные черты: общественная опасность (вредность), противоправность, виновность, наказуемость.

Общественная опасность

(вредность) административного правонарушения.

Наиболее дискуссионной в юридической литературе, остается проблема общественной вредности или общественной опасности административного правонарушения. Суть дискуссии главным образом заключается в том, что многие авторы предлагают различное толкование этого признака – либо как общественно опасное, либо как общественно вредное.

Ученые в области административного права по данному вопросу в разное время высказывали различные точки зрения.

Одни исследователи общественную опасность исключают из числа признаков административного правонарушения, другие считают возможным ее рассмотрение и распространение в равной мере как на преступления, так и на правонарушения, а различие видят лишь в разной степени общественной опасности. Третьи полагают, что административные правонарушения могут быть общественно опасными, а могут не быть. Четвертые утверждают, что указание на степень опасности или вредности деликта немного бы дало правоприменителю в установлении факта административного правонарушения. И, наконец, встречаются модификации перечисленных точек зрения.

Совокупность указанных обстоятельств стала одной из причин того, что общественная опасность (вредность) не воспринята в качестве материального признака административного правонарушения действующим административным законодательством.

Сегодня вряд ли можно прийти к одному решению, если не будет четко сформулировано понятие общественно опасного деяния. Когда переход улицы в неустановленном месте, проезд в трамвае без билета называют общественно опасным деянием, возникает вопрос: «А что же такое общественная опасность? Где граница этого понятия?».

Общественно опасными следует считать деяния, которые в своей совокупности нарушают условия существования общества. С этой точки зрения, большинство административных правонарушений нельзя признать общественно опасными.

В части 2 ст. 14 Уголовного кодекса Российской Федерации четко определено: «Не является преступлением действие или бездействие, хотя формально и содержащие признаки какого-либо деяния, предусмотренного Кодексом, но в силу малозначительности не представляющего общественной опасности». Следовательно, в праве четко закреплено, что малозначительное противоправное деяние не будет общественно опасным.

В норме-дефиниции, закрепляющей понятие административного правонарушения, такой признак, как общественная вредность, не назван, однако в ст. 2.2 Кодекса, содержащей определение умысла и неосторожности, говорится о предвидении виновным «наступления вредных последствий», в то время как в аналогичных статьях УК РФ речь идет об общественно опасных последствиях. Сам факт посягательства, указанный законодателем в ст. 2.1 КоАП РФ, свидетельствует о материальном признаке административного правонарушения, предполагает нанесение ущерба общественным отношениям, правопорядку, а тем самым интересам общества, предприятий, организаций и граждан. Поэтому если такого посягательства на охраняемые административным правом общественные отношения нет, то нет и самого противоправного действия.

Независимо от наличия или отсутствия в тексте определения понятия административного правонарушения прямого указания на общественную опасность (вредность) как на материальный признак, в реальной действительности нет таких деликтов, которые бы не причинили вреда охраняемым общественным отношениям. В противном случае наличие правонарушений не вызвало бы никакого беспокойства у общества. Таким образом, общественная опасность (вредность) выступает одним из его основных признаков.

Читайте так же:  Основные единицы оценки степени загрязнения окружающей среды

Противоправность

означает, что действием (бездействием) нарушаются специальные правила, нормы, стандарты, административные, технические регламенты, которые предусмотрены федеральным и иным законодательством (например, нарушение норм и правил в области использования пожарной, санитарной, ядерной безопасности и т.д.).

Как общественно опасное (вредное) деяние административное правонарушение посягает на регулируемые и охраняемые нормами административного права общественные отношения.

Нарушая нормы права, регламентирующие порядок организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, правонарушители тем самым противоправно посягают на общественный порядок, права и интересы граждан, нормальное функционирование предприятий и организаций.

Необходимо отметить, что противоправность административных деликтов находится в тесной связи с их общественной опасностью (вредностью). При этом если последнее характеризует внутреннее свойство деяния, то противоправность – его юридическую форму, т. е. внешнюю оболочку.

Именно с использованием данного признака законодатель проводит в принимаемых нормах административного права «разграничительные линии», которые позволяют в реальной действительности правоприменительным органам точно квалифицировать различные противоправные деяния, особенно имеющие сходные признаки (например, административные правонарушения и преступления).

Виновность

— проявление воли и разума действующего (или бездействующего) лица, сознательного отношения к своей деятельности. Человек, совершая тот или иной проступок, осознает его результат, предвидит и учитывает его последствия. Всякий недоучет результатов, последствий правонарушения есть безответственное отношение человека к тому, что он делает.

Вина в качестве обязательного признака правонарушения закреплена в административном законодательстве. В статье 2.2 КоАП РФ указаны две формы вины – умышленная и неосторожная.

Действуя с умыслом, правонарушитель предвидит и желает наступления противоправного результата (прямой умысел) или не желает, но сознательно его допускает (косвенный умысел). Административное правонарушение может быть совершено и по неосторожности, что проявляется в виде самонадеянности либо небрежности. Данные обстоятельства особенно важно учитывать при применении мер административной ответственности.

Самонадеянность состоит в том, что лицо предвидит наступление противоправного результата, но легкомысленно рассчитывает его предотвратить. Небрежность заключается в том, что лицо могло и должно было их предвидеть. Следовательно, без вины нет правонарушения, и этот принцип закреплен действующим законодательством.

Однако уместно подчеркнуть, что такое положение относится не ко всем видам административных наказаний. Отсутствие вины до принятия Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 210-ФЗ исключало ответственность участников дорожного движения. Вступление с 1 июля 2008 г. в законную силу ст. 2.6.1 КоАП РФ предусматривает возможность автоматического привлечения к административной ответственности собственников (владельцев) транспортных средств в случае фиксации правонарушения техническими средствами, имеющими функции фото – и киносъемки, видеозаписи, без составления протокола должностным лицом, что лишает, на наш взгляд, участников дорожного движения презумпции невиновности, конституционного права на защиту и создает возможность объективного вменения вины.

Аналогичная ситуация складывается при определении вины юридического лица. Оно признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Наказуемость

как признак административного правонарушения означает возможность наказания за совершение каждого правонарушения.

Отсутствие в административном законодательстве указания на наказуемость как признак правонарушения еще не может служить основанием для утверждения, что оно несвойственно административным правонарушениям. Законодатель хотя и не указывает в определении на данный признак правонарушения, но, признавая деяние общественно опасным (вредным), противоправным и виновным, не может оставлять его безнаказанным. Административное законодательство предписывает меры наказания, предусмотренные ст. ст. 3.1-3.12 КоАП РФ. В соответствии с этим правонарушение находится в тесной связи с административным наказанием, поэтому понятие «правонарушение» не может не включать в себя такой обязательный признак.

Необходимо отметить, что за нарушение правил дорожного движения, охраны труда, избирательного права в зависимости от обстоятельств могут применяться уголовные и административные наказания, а также дисциплинарные взыскания.

Административные правонарушения нередко граничат с дисциплинарными проступками и преступлениями. Поэтому важно знать критерии, позволяющие их разделять.

В числе первых критериев разграничения нужно назвать общественную опасность и вид противоправности. Прежде всего следует учитывать материальный критерий — насколько вредны или опасны они для общества, какой причинили ущерб. Второй критерий различий проявляется, когда решен вопрос о виде противоправности, т.е. какие процессуальные нормы использовались для привлечения к уголовной, административной или дисциплинарной ответственности, повлекло ли это состояние судимости или административной (дисциплинарной) наказанности и т.п.

В юридической литературе нередко высказывается мнение, что административные правонарушения и преступления представляют собой общественно опасные деяния. Качественное различие между ними проявляется в степени общественной опасности. При этом считается, что степень общественной опасности административных правонарушений значительно ниже, чем преступлений.

Как уже отмечалось, общественная опасность характеризует антисоциальную сущность деяния. Общественная опасность преступления проявляется прежде всего в том, что данное деяние причиняет или создает угрозу причинения существенного вреда наиболее важным интересам граждан, общества и государства. Административные и дисциплинарные правонарушения не могут повлечь таких последствий и, следовательно, не обладают большой степенью общественной опасности.

Есть противоправные деяния, которые всегда квалифицировались и будут квалифицироваться как административные правонарушения (например, нарушение правил пользования жилыми помещениями, распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции в общественных местах). Вместе с тем немало деяний, которые в зависимости от ряда обстоятельств могут рассматриваться либо как административное правонарушение, либо как преступление. В таких случаях для решения вопроса по существу можно использовать ряд критериев, одним из них — размер имущественного ущерба, причиненного деянием. Так, хищение чужого имущества на сумму, не превышающую одной тысячи рублей, признается административным деликтом, а хищение, совершенное на более значительную сумму, считается преступлением. Часто используется для разграничения проступков и преступлений такой критерий, как наличие или отсутствие тяжких последствий. Например, если нарушение транспортных правил повлекло гибель людей или иные тяжкие последствия, то оно квалифицируется как преступление (ст.ст. 263-265 УК РФ), а если подобных последствий нет – как административное правонарушение.

Значительные различия существуют между субъектами преступлений и административных правонарушений. Так, субъектом преступления считаются только физические лица, достигшие 16-летнего, а в отдельных случаях – 14-летнего возраста. Субъектами административного правонарушения могут быть как физические лица, достигшие 16-летнего возраста, так и предприятия, учреждения, организации, обладающие статусом юридического лица.

В отдельных случаях административное правонарушение и преступление различаются также по способу совершения деяния, форме вины и иным признакам.

Дата добавления: 2014-12-29 ; Просмотров: 3160 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Видео (кликните для воспроизведения).

http://studopedia.su/14_157374_ponyatie-i-priznaki-administrativnogo-pravonarusheniya.html

Опасность административных правонарушений
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here