Организация административного правонарушения

Предлагаем ознакомится с материалом в статье: "Организация административного правонарушения". Здесь собрана и обработана информация из авторитетных источников. Если вы все же не найдете ответ на свой вопрос, дочитайте статью до конца, если же и после этого не получите ответ, то обратитесь к дежурному консультанту.

Отсутствие события и состава административного правонарушения, как обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении (п.1 и п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ)

Отсутствие события и состава административного правонарушения, как обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении (п.1 и п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ)

Статья 24.5 КоАП РФ предусматривает обстоятельства, исключающие производство по делам об административных правонарушениях.

Диспозиция данной нормы сформулирована таким образом, что обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, должны учитываться еще на стадии возбуждения дела, и при наличии хотя бы одного их них производство не может быть начато. Если обстоятельства, исключающие производство по делу, будут установлены по начатому производству, то оно подлежит прекращению. При этом в постановлении должны быть приведены соответствующие мотивы, послужившие основанием к прекращению производства по делу*(1).

Одними из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, в соответствии со ст. 24.5 КоАП РФ являются отсутствие события и отсутствие состава административного правонарушения.

В практической деятельности вышеуказанные понятия смешиваются и не всегда применяется правильное основание для прекращения производства по делу об административном правонарушении*(2).

Отсутствие события административного правонарушения означает, что факт совершения правонарушения не подтвержден. Для подтверждения вывода об отсутствии события правонарушения необходимо установить, что те или иные действия (бездействие) физического или юридического лица не признаны противоправными и за них не установлена административная ответственность КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации*(3) либо что указанное правонарушение не совершалось.

Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации не содержит законодательного закрепления состава административного правонарушения, раскрывая лишь отдельные его признаки.

В то же время каждое административное правонарушение имеет ряд обязательных признаков, которые и образуют его состав. Иными словами, состав административного правонарушения — это совокупность признаков, позволяющих идентифицировать деяние как административно наказуемое. Описание признаков состава административного правонарушения содержится в диспозициях статей Особенной части Кодекса РФ об административных правонарушениях*(5).

Признаки состава правонарушения, которые имеют юридическое значение, влекут за собой определенные юридические последствия и позволяют типизировать составы административного правонарушения. В любом правонарушении выделяются четыре элемента его состава — субъект, субъективная сторона, объект, объективная сторона.

К объективным признакам состава административного правонарушения относятся объект посягательства и объективная сторона — признаки, отражающие внешнюю сторону правонарушения (такие как общественные отношения, охраняемые административным законодательством, характеристика противоправного деяния, наступивших общественно опасных последствий, их причинная связь, место, время, способ, орудия совершения).

К субъективным признакам относятся соответственно субъект и субъективная сторона административного правонарушения.

Субъектом административного правонарушения в силу ст. 2.1, 2.4, 2.6, 2.10 КоАП РФ могут быть как физические лица, должностные лица, так и юридические лица.

Субъективная сторона административного правонарушения отражает отношение правонарушителя к совершенному им деянию и его последствиям, определяемое как форма вины. Так, на основании ст. 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия или бездействия, предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично. К неосторожным относится правонарушение, когда лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований рассчитывало на предотвращение таких последствий (самонадеянность) либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (небрежность).

Можно ли не применять минимальный предел наказания при рецидиве преступлений, если установлены обстоятельства, смягчающие наказание виновного лица, не указанные в ст. 61 УК РФ, поскольку перечень обстоятельств, предусмотренных ст. 61 УК РФ, не является исчерпывающим?

Для ряда правонарушений, предусмотренных КоАП РФ, определение такого признака, как формы вины, имеет важное значение для правильной квалификации противоправного деяния (во всех остальных случаях — может также учитываться при определении меры взыскания нарушителю). Кроме того, в зависимости от осознания лицом противоправности совершаемого действия либо бездействия и отношения к наступившим последствиям выделяются составы правонарушений, которые носят формальный или материальный характер.

Применительно к юридическим лицам в ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ указано, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения установленных законодательством правил и норм, но не были приняты меры по их исполнению. Из этой формулировки следует, что законодатель выделил два условия, позволяющих признать вину юридического лица:

1) наличие у него возможности выполнить предписания соответствующих правил и норм;

2) непринятие всех зависящих от него мер по их соблюдению.

Только совокупность этих условий может свидетельствовать о виновности юридического лица*(6).

Таким образом, проведенный анализ позволяет сформулировать следующее определение состава административного правонарушения: «Состав административного правонарушения представляет собой совокупность признаков (элементов), позволяющих характеризовать деяние, обстоятельства, при которых оно произошло, причиненный вред, лицо, его совершившее, и отношение этого лица к совершенному деянию, а также типизировать это деяние как правонарушение, предусмотренное Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации или законодательством субъектов Российской Федерации, устанавливающим административную ответственность, и дифференцировать применение наказания»*(7).

Следовательно, к административной ответственности может быть привлечен только тот, в чьих действиях установлены все признаки состава конкретного административного правонарушения, и отсутствие одного из элементов, входящих в структуру состава административного правонарушения, в обязательном порядке влечет за собой прекращение дела об административном правонарушении по основанию, закрепленному в п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ. Это может быть, например, недостижение лицом возраста привлечения к административной ответственности, невменяемость физического лица, ликвидация юридического лица, невиновное причинение вреда, совершение действий (бездействие), направленных на общественные отношения, не охраняемые законом или иным нормативно-правовым актом.

В заключение необходимо отметить, что исходя из положений п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности в качестве основания для прекращения производства по делу об административном правонарушении является безусловным обстоятельством, исключающим дальнейшее рассмотрение дела (в т.ч. обсуждение вопросов о наличии или отсутствии события и состава правонарушения, виновности лица) по существу*(8).

Читайте так же:  Образцы в суд по административному делу

Заместитель председателя Челябинского областного суда

Начальник отдела кодификации и систематизации
законодательства, обобщения судебной практики
Челябинского областного суда

*(1) Научно-практическое пособие по применению КоАП РФ/ под ред. П.П. Серкова — М., Издательство НОРМА, 2006. С. 756-757.

*(2) См., например, справку по результатам изучения судебной практики по рассмотрению мировыми судьями и судьями районных (городских) судов Челябинской области в течение 2006 года и 1-го квартала 2007 года дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 19.5 ч. 1 и ст. 19.7 КоАП РФ.

*(3) Научно-практическое пособие по применению КоАП РФ/ под ред. П.П. Серкова — М., Издательство НОРМА, 2006. С. 758.

*(4) См.: постановление Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2006г. Дело N53-ад06-2.

*(5) Бочаров С.Н., Зубач А.В., Костенников М.В., Куракин А.В., Сальников М.Г., Тюрин В.А. Административная юрисдикция: Учебное пособие. М.: МосУ МВД России; Издательство «Щит-М», 2005. С. 12.

*(6) Научно-практическое пособие по применению КоАП РФ/ под ред. П.П. Серкова — М., Издательство НОРМА, 2006. С. 26.

*(7) Хатова Ж.М. Понятие состава административного правонарушения нуждается в законодательном закреплении//Административное право и процесс, 2007, N 1.

*(8) См.: постановление Верховного Суда Российской федерации от 26.06.2006г. Дело N 81-ад06-3.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Отсутствие события и состава административного правонарушения, как обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении (п.1 и п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ)

Текст статьи опубликован в журнале судейского сообщества Челябинской области «Принцип гласности» N 2 (12) 2007 г.

newinspire

Состав административного правонарушения

Под составом административного правонарушения понимается установленная законодателем совокупность признаков, при наличии которых соответствующее деяние считается административным правонарушением.

Состав административного правонарушения включает в себя четыре обязательных элемента его характеристики: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона административного правонарушения.

Объект административного правонарушения — те общественные отношения, на которые посягает соответствующее деяние (действие или бездействие).

В науке административного права принято выделять и различать общие родовые, видовые и непосредственные объекты административных правонарушений, каждый из которых соотносится с предыдущим как часть с целым. Десять общих родовых объектов административных правонарушений, как уже указывалось, перечислены в ст. 1.2 КоАП РФ.

Видовые объекты сформулированы в главах особенной части КоАП РФ, которые составлены с учетом двух критериев: одна часть составов административных правонарушений сгруппирована в них в зависимости от содержания подвергающихся посягательствам общественных отношений, а другая часть — обозначением области, отрасли или сферы государственного управления. Непосредственные же объекты посягательства представлены в соответствующих конкретных статьях особенной части КоАП РФ.

Объективная сторона административного правонарушения представляет собой систему признаков, характеризующих содержательную сторону соответствующего деяния: направленность действия (бездействия), его вредоносные последствия и причинную связь между ними (в материальных составах), время, способ, орудия, средства, обстановку совершения административного правонарушения.

Субъектом административного правонарушения выступает физическое или юридическое лицо, его совершившее. Но элементом состава административного проступка является не сам правонарушитель, а характеризующие его административную правосубъектность признаки (возрастные, должностные, профессиональные и другие).

Понятие субъекта административного правонарушения не равнозначно понятию субъекта административной ответственности. Субъектами любого действия (бездействия) всегда являются какие-то конкретные физические лица, тогда как субъектами административной ответственности могут быть и организации (юридические лица).

Субъективная сторона административного правонарушения характеризует вину правонарушителя, а иногда также мотив и цель деяния. Вина может быть умышленной и неосторожной.

Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если совершившее его лицо сознавало противоправный характер своего действия или бездействия, предвидело его вредные последствия и желало их или сознательно допускало наступление этих последствий либо относилось к ним безразлично.

Совершенным по неосторожности признается такое административное правонарушение, где совершившее его лицо предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия либо бездействия, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на их предотвращение, либо не предвидело наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (ст. 2.2 КоАП РФ).

Организация административного правонарушения

Автострахование

  • Жилищные споры

  • Земельные споры

  • Административное право

  • Участие в долевом строительстве

  • Семейные споры

  • Гражданское право, ГК РФ

  • Защита прав потребителей

  • Трудовые споры, пенсии

    • Главная
    • Статьи и комментарии ПЦ «Логос»
    • Административное правонарушение. Понятие, состав, признаки

    Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (статья 2.1 КоАП РФ).

    Административные правонарушения

    Административное правонарушение представляет собой любую противоправную деятельность, попадающую хоть под одну статью КоАП Российской Федерации. В случае возникновения экстренных ситуаций бездействующее должностное лицо также может попасть под административку в том случае, если закон предписывал ему выполнение определённых функций, обеспечивающих безопасность, здоровье или поддержание жизнедеятельности гражданина или сохранность чужого личного или государственного имущества. Правонарушения подразделяются на две основных группы — виновные или противоправные деяния.

    Из года в год множество дел об административных правонарушениях рассматриваются уполномоченными лицами и выносятся постановления о наложении материальных взысканий на виновных лиц.

    Наказание за административное правонарушение — чрезмерную тонировку авто.

    Тяжесть виновного административного правонарушения зависит от того, было ли оно совершено специально или по случайности:

    • Умышленное нарушение характеризуется как деяние, противоправный исход которого изначально запланирован человеком, его совершившим, с осознанием степени своей вины и характера ответственности в случае её выявления. Умысел в составе правонарушения бывает прямой и косвенный. Прямой умысел заключается в откровенном желании нарушителя получить противозаконный результат своих действий, в то время как при косвенном умысле то же лицо просто допускает наступления того же результата, не стремясь к нему.
    • Проступок, совершённый по неосторожности, касается таких действий, когда лицо, совершившее их, не ожидало наступления последствий, идущих вразрез с КоАП. А наступили они вследствие пренебрежения нарушителем определённых норм поведения или правилами, предписывающими надлежащее поведение в помещении, на улице, на дороге и т. д.
    Читайте так же:  Образец объяснения по делу об административном правонарушении

    Независимо от тяжести вины при акте административного правонарушения выявленные нарушители виновны и подвергаются наказанию в соответствии со статьёй кодекса.

    Основные типы состава административного правонарушения

    При определении состава правонарушения следствие разделяет его на два основных типа:

    • Материальный состав правонарушения включает в себя объём полученного на основании противоправного деяния материального ущерба собственности или здоровью и жизни человека. Примером данному составу может служить внезапно начавшийся пожар, повлекший полное или частичное уничтожение чужого имущества, а также причинение физического вреда объекту правонарушения — травм, дефекты на кузове транспортного средства в результате ДТП, случившегося по вине нарушителя, или иных последствий, вредных для объекта. Материальный состав правонарушения определяет сумму материальной ответственности, которую обязан будет выплатить нарушитель пострадавшему лицу в качестве компенсации в случае признания его виновным. Чаще всего введённое в 2003 году обязательное страхование автомобилей полностью или частично освобождает участников ДТП от ответственности по материальному составу правонарушения.

    Определение размера материального ущерба.

    • Формальный состав правонарушения — один из наиболее часто употребляемых в юриспруденции терминов, когда для определения и закрепления степени вины и назначения наказания нарушителю отсутствует материальный ущерб пострадавшим лицам. В этом случае решение о степени вины определяется по косвенным признакам и имеющимся у следствия доказательствам на имевший злой умысел антиобщественный поступок, который мог бы, но не повлиял на материальное состояние окружающих, так как был вовремя пресечён. К данному составу правонарушения относятся все статьи КоАП, относящиеся к соблюдению ПДД без случаев дорожно-транспортных происшествий как вовлечения третьей стороны.

    При определении обоих составов правонарушения виновнику предъявляется постановление об уплате штрафа согласно формальному составу и претензия или гражданский иск от пострадавшего от его действий лица по материальному составу.

    Обратите внимание! По обоим искам нарушитель несёт полную административную ответственность в соответствии с законом.

    Признаки административного правонарушения

    Из определения административного правонарушения, данного в статье 2.1 КоАП РФ, можно выделить следующие его признаки.

    1. Противоправность действия (бездействия). Противоправное – не основанное на законе (незаконное) действие или бездействие, нарушение нормы законодательства, регулирующей те или иные отношения;

    2. Виновное действие (бездействие). Вина в совершении правонарушения характеризуется умыслом или неосторожностью (формой вины).

    Определение понятий умысла и неосторожности содержится в статье 2.2 КоАП РФ:

    Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

    Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

    3. Субъект правонарушения. К административной ответственности может быть привлечено как физическое, так и юридическое лицо.

    Возраст. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет (статья 2.3 КоАП РФ).

    Иностранные граждане. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях (статья 2.6 КоАП РФ).

    4. Наказуемость деяния: за совершенное деяние КоАП РФ или законом субъекта РФ установлена административная ответственность.

    Для привлечения лица к административной ответственности необходимо не только наличие признака, указанного в п. 1 (противоправность – не основанное на законе (незаконное) действие или бездействие), но и наличия соответствующей нормы закона, предусматривающей административное наказание.

    Из указанного следует, что недопустимо привлечение к административной ответственности за противоправное (незаконное) деяние, за которое не предусмотрена административная ответственность ни кодексом РФ об административных правонарушениях, ни законами субъектов Федерации.

    Состав и признаки административного правонарушения

    Состав административного правонарушения — это сочетание прямых и косвенных признаков, полученных в ходе следствия для установки степени вины нарушителя и доказательства совершения противоправного деяния.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Административка по формальным характеристикам и ходу определения виновного в процессе следствия сильно схожа с уголовным делопроизводством. Разница заключается в двух основных факторах. Первый фактор — тяжесть совершённого деяния, несмотря на возможность переквалификации многих уголовных статей в административные и наоборот, а также если деяние не представляет собой повышенной угрозы для общества, когда виновного необходимо изолировать от общества на определённый срок для исправления личности.

    Второй фактор — отсутствие в составе административных нарушений прав смягчающих обстоятельств, то есть правонарушения могут быть общими или квалифицированными, или с отягчающими факторами. Но привилегированных признаков, как в уголовных делах, они включать в себя не могут. Административная ответственность же не может быть смягчена при наличии каких-то факторов, так как предписывается согласно конкретным описаниям и чаще всего выявляется при наличии неоспоримых доказательств, например, факт уклонения от неуплаты налогов, факт управления ТС в состоянии алкогольного опьянения или факт складирования мусора в неположенном месте, в то время, как уголовное преступление, по большей части, является скрытым от посторонних глаз деяниям и по большей части состав преступления определяется, исходя из косвенных признаков и случайно собранных доказательств.

    Наказание за безбилетный проезд в автобусе.

    Но, равно, как и обвиняемый по уголовному делу субъект имеет шанс на оправдание, подозреваемый в нарушении КоАП также может быть освобождён от наказания за отсутствием состава правонарушения, в том случае, если у следствия не сложились воедино все 4 фактора, упомянутые ниже.

    Читайте так же:  Наказания за нарушение административного права

    В юридической практике существует понятие состава правонарушения, которое можно охарактеризовать как состав признаков совершённого противоправного действия, полностью определяющих вину нарушителя и дающих основание для вынесения постановления о привлечении лица, совершившего это деяние, к ответственности.

    Для удобства разбирательства и установления степени вины административное правонарушение состоит из нескольких характерных этапов, каждый из которых подвергается анализу для принятия окончательного решения:

    • Объект правонарушения — сочетание ценностей и благ, охраняемых законом, по отношению к которым и происходит незаконное деяние. Данные ценности могут подразумевать собой, кроме законов и сводов правил, также жизнь, здоровье, безопасность и комфорт людей, а также материальные ценности, имеющие конечную стоимость в денежном эквиваленте. Необходимость установления объекта правонарушения является первостепенной задачей в ходе расследования.

    Для правильного определения объекта необходимо квалифицировать деяние под родовой объект, то есть принадлежность к одному из главных разделов КоАП, например, ГИБДД чаще всего рассматривает дела в отношении главы 12-й, то есть нарушения в области ПДД. Однако объект правонарушения регулируется также другими сводами законов – налоговым, земельным, имущественным, экологическим, таможенным, и другими сводами законов и правил, за нарушение которых наступает административная ответственность в соответствии с тем или иным разделом КоАП. Данное понятие в краткой интерпретации называется родовым объектом.

    Каждый родовой объект имеет подразделение внутри конкретного обобщённого понятия на видовые объекты, из чего следует квалификация правонарушения под конкретную статью КоАП. То есть, для примера, в той же главе 12-й КоАП имеются 37 статей, описывающих конкретное правонарушение в области общей безопасности, в части исправности транспортного средства, юридического права водителя на управление ТС или совершения деяний, разнящихся с правилами дорожного движения. Данное понятие носит название видового объекта.

    Правонарушение — пьяная езда.

    • Объективная сторона правонарушения — выявление каких-нибудь реальных факторов, имеющих в своём составе факт деятельности или её отсутствия, которые дают зацепку следствию для сбора доказательной базы и установления вины нарушителя по совершённому деянию, что служит поводом для заполнения протокола об административке.
    • Субъект правонарушения — физлицо или юрлицо, подозревающееся в совершении незаконного действия, в отношении которого ведутся процессуальные действия по выявлению степени вины, результатом которых будет назначение наказания. В случае, если субъектом правонарушения служит физлицо, оно должно быть признано дееспособным и достигшим совершеннолетия без явных признаков душевных расстройств или при наличии документов, подтверждающих психическое здоровье в случае образовавшегося у следствия сомнения. В случае, если субъект правонарушения является лицом недееспособным или не достигшим совершеннолетия, то вся ответственность за действия, им совершённые, в полном объёме ложится на плечи официального опекуна данного лица. А также оно может быть отдельно привлечено к ответственности за нарушение КоАП, как проявившее бездействие и допустившее наступление противоправного поступка.
    • Субъективная сторона правонарушения должна быть прокомментирована, как совокупность внутренних признаков субъекта, объясняющих причину совершения правонарушения — важнейший этап в административном делопроизводстве. На основании анализа субъективной стороны выявляется степень вины нарушителя, что дает возможность определить степень дисциплинарной или административной меры ответственности за совершённый поступок.

    Схема состава правонарушения.

    По результату анализа приведённых выше четырёх факторов определяется состав административного правонарушения, после чего должностное лицо — представитель правоохранительных органов или судья определяет событие, при котором возможна наказуемость совершённого деяния. Это означает, что лицо, совершившее правонарушение, должно быть квалифицировано под какую-либо статью КоАП, предусматривающую тот или иной вид наказания. Именно после определения наказуемости уполномоченное лицо даёт решение по административному процессу, результатом которого является постановление о назначении взыскания.

    Важно! Отсутствие в совершённом правонарушении какого-то признака из приведённой выше схемы полностью отменяют ответственность за него, то есть указывают на отсутствие незаконного действия, что способствует рушению всего делопроизводства.

    Наказуемость также зависит от степени общественной вредности совершённого деяния, определяющей качественное выражение принесённого морального и материального ущерба или потенциального риска для его возникновения, что порождает два основных типа состава правонарушений, описанных ниже.

    Состав административного правонарушения

    Деяние, содержащее такие признаки административного правонарушения как противоправность, виновность, наказуемость, не всегда может являться административным правонарушением, поскольку в конкретном деянии может отсутствовать состав административного правонарушения.

    Признаки административного правонарушения как понятия следует отличать от элементов и признаков состава конкретного административного правонарушения.

    Состав административного правонарушения — это совокупность признаков, при наличии которых конкретное деяние становится административным правонарушением.
    Состав административного правонарушения представляет собой совокупность нескольких элементов, заключающих в себе однотипную совокупность признаков: субъект, субъективная сторона, объект, объективная сторона.

    1) Объект административного правонарушения — это общественные отношения, охраняемые мерами административной ответственности, которым противоправным деянием наносится вред.

    Общим объектом для всех административных правонарушений является совокупность общественных отношений, урегулированных нормами административного и некоторых других отраслей российского права, которая охраняется мерами административной ответственности.

    Выделяют родовой объект административного правонарушения, который соответствует каждой из глав Особенной части КоАП РФ). Например, объектом правонарушений, сгруппированных в главе 5 КоАП РФ будут являться права граждан, в главе 7 КоАП РФ – отношения в области охраны собственности, в главе 12 КоАП РФ – отношения в области дорожного движения, и т.д.

    Выделяют непосредственный объект административного правонарушения, который определяется в каждой главе Особенной части КоАП РФ конкретным составом административного правонарушения.

    Например, непосредственным объектом посягательства, согласно статье 5.61 КоАП РФ будет являться честь и достоинство лица, родовой же объект, как указывалось выше – права граждан.

    2) Объективная сторона административного правонарушения — это совокупность признаков, характеризующих внешнее проявление данного правонарушения.

    Административное правонарушение – это, прежде всего противоправное деяние (действие или бездействие), а также наступившие вредные последствия и причинно-следственная связь между ними.

    Устанавливать причинно-следственную связь необходимо для определения обстоятельств наступления негативных последствий, т.е. для определения действительности наступления таких последствий в результате противоправного деяния, а не по иным причинам. Например, для привлечения к административной ответственности по статье 12.24 КоАП РФ («Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего») не достаточна констатация того обстоятельства, что после ДТП потерпевший месяц провел в больнице. Следует установить, мог ли водитель, соблюдая правила дорожного движения, избежать столкновения с пешеходом, или причинения вреда здоровью стало следствием неправомерных действий самого потерпевшего. Кроме того, необходимо установить, что кратковременное или длительное расстройство здоровья в указанный период стало последствием именно действий лица, нарушившего правила дорожного движения, а не иных событий, произошедших ранее. Указанные обстоятельства могут устанавливаться на основании заключений экспертов, медицинских заключений.

    Читайте так же:  Мелкое хищение фабула протокола

    Материальный состав правонарушения

    Вышеприведенный пример описывает материальный состав правонарушения, в объективную сторону которого всегда включается наступление негативных материальных последствий. Как в примере, указанном выше – вред здоровью лица. Последствием может быть возникновение пожара, причинение ущерба и проч. Материальный состав правонарушения предполагает, что если указанные соответствующей статье КоАП РФ последствия не наступили, то лицо к административной ответственности не привлекается.

    Формальный состав правонарушения

    Однако большинство составов правонарушений является формальным. Это означает, что для наступления административной ответственности лица не требуется наступления какого-либо вредного материального последствия. Поэтому нет нужды устанавливать и причинно-следственные связи. Вредные последствия административного правонарушения с материальным составом состоят, по мнению законодателя, по сути, в общественной опасности самого деяния. Например, в главе 12 КоАП РФ:

    • Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке (статья 12.1 КоАП РФ);
    • Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов на право управления им, регистрационных документов на транспортное средство (статья 12.3 КоАП);
    • Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена (статья 12.5 КоАП РФ);
    • Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (статья 12.7 КоАП РФ);
    • Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения (статья 12.8 КоАП РФ);
    • Превышение установленной скорости движения (статья 12.9 КоАП РФ)
    • и т.д.

    Факультативные признаки объективной стороны состава административного правонарушения

    К факультативным признакам традиционно относятся время, способ, место, повторность, систематичность, злостность, неоднократность деяния, характер его совершения.
    Например, состав мелкого хулиганства образуют действия, именно выражающее явное неуважение к обществу (признак «характер совершения«), и именно в общественных местах (признак «место«).

    3) Субъект административного правонарушения — физическое или юридическое лицо. Физическое лицо может быть привлечено к административной ответственности, если оно достигло 16-летнего возраста на момент совершения административного правонарушения и отвечает признаку вменяемости, т.е. отсутствием признаков психического нездоровья в момент совершения правонарушения.

    Общие субъекты правонарушения — любые вменяемые лица, достигшие 16 лет.

    Специальные субъекты правонарушения — должностные лица, несовершеннолетние, водители транспортных средств и проч.

    Особые субъекты правонарушения — военнослужащие, лица, имеющие специальные звания, и иные лица.

    4) Субъективная сторона административного правонарушения — это психическое отношение субъекта к противоправному действию или бездействию и его последствиям.

    Субъективная сторона административного правонарушения характеризуется прежде всего виной, т.е. особым осознанно-волевым отношением субъекта правонарушения к совершаемому деянию и его последствиям в форме умысла или неосторожности, о чем указывалось выше.

    Факультативными признаками субъективной стороны могут являться цель совершения правонарушения (представление правонарушителя о желаемом результате, к которому он стремится) и мотив (побуждение, которое толкает его на совершение правонарушения).

    • Например, статьей 5.22 КоАП РФ предусмотрено наказание за получение в избирательной комиссии, комиссии референдума избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме с целью проголосовать вместо избирателя..;
    • Статьей 7.12 КоАП РФ предусмотрено наказание за ввоз, продажу, сдачу в прокат или иное незаконное использование экземпляров произведений или фонограмм в целях извлечения дохода в случаях, если экземпляры произведений или фонограмм являются контрафактными…;
    • Статья 17.2 КоАП РФ содержит санкцию за вмешательство в деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации с целью повлиять на его решения.
    • Статья 20.3 КоАП РФ предусматривает ответственность за пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций. Мотивы действий следует учитывать при оценке вины правонарушителя. Такие мотивы должны быть обусловлены именно экстремистскими направленностями в понимании Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности».

    Виды административных наказаний по КоАП РФ

    Статья 3.2 КоАП содержит исчерпывающий перечень наказаний за совершение административных правонарушений. Самым распространенным наказанием является штраф, размеры которого разняться в зависимости от объекта посягательства и совершившего правонарушение субъекта. Самым мягким видом наказания является предупреждение, наиболее суровым – административный арест. Неприятным для бизнеса видом наказания остается административное приостановление деятельности, а для автолюбителей — лишение специального права, предоставленного физическому лицу (т.е. лишение прав управления транспортным средством).

    Ответственность физического и юридического лица за одно и то же правонарушение

    Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо (см. статью 2.1 КоАП РФ с комментариями).

    Рекомендуем по теме:

    Александр Отрохов, Правовой центр «Логос», 12.04.2015г.

    Cостав административного правонарушения

    Дополнительные признаки, определяющие состав административного правонарушения

    При сложном процессе административного производства российское следствие пользуется двумя дополнительными признаками:

    • Обязательные признаки, которые анализируют само незаконное действие и общественно-вредные его последствия, установление результатов деятельности нарушителя в обход ограничивающих данные действия законов и доказательства этих фактов.
    • Факультативные признаки — вспомогательные критерии, помогающие более достоверно выбрать факты и определить состав правонарушения. К данным признакам относится локация, временной промежуток, погодные условия и прочие обстоятельства, так или иначе повлиявшие на умысел совершения деяния.

    Сбор доказательств — допрос свидетелей.

    Таким образом, можно сделать вывод, что определение состава административного правонарушения — это невероятно долгий, сложный и кропотливый процесс правового поля, имеющий сложную структуру и требующий непосредственного участия большого количества должностных лиц и повышенной ответственности для принятия справедливого решения по делу, когда все виновные должны быть наказаны, а невиновные оправданы и реабилитированы.

    Читайте так же:  Цель административного наказания заключается в следующем

    СОСТАВ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ

    Для отграничения правонарушений друг от друга, правильной квалификации содеянного теорией права введено понятие «состав правонарушения».

    Состав административного правонарушения – это совокупность юридических элементов, при наличии которых деяние квалифицируется как административное правонарушение и наступает административная ответственность.

    Иными словами, только при наличии определенных юридических элементов в деянии нарушитель будет нести административную ответственность. Этими элементами выступают объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона административного правонарушения.

    Объект административного правонарушения – это совокупность общественных отношений, охраняе6мых административно – деликатным правом.

    Общим объектомадминистративного правонарушения выступают общественные отношения, возникающие в области государственного управления.

    Родовой объект –группа однородных общественных отношений, на которые посягает правонарушитель. Особенная часть КоАП РФ построена следующим образом: конкретные правонарушения входят в одну из глав данной части, поскольку они собраны по родовому признаку. В качестве родового объекта выступают права граждан; общественная безопасность и общественный порядок; общественные отношения в области государственного управления, в области предпринимательской деятельности, в области охраны окружающей природной среды, в области финансов, таможенного дела и другие.

    Видовой, или непосредственный, объект — конкретное общественное отношение, которому причиняется или может быть причинен вред. Например, ст.220.1 КоАП РФ устанавливает наказание за мелкое хулиганство, которое может проявляться в выражении нецензурной бранью в общественных местах. В данном случае причиняется вред общественному порядку, чести, достоинству и спокойствию граждан. Каждый из перечисленных объектов является непосредственным объектом.

    Необходимо подчеркнуть, что объектом посягательства административных правонарушений всегда являются общественные отношения, а не вещи материального мира.

    Вещи материального мира выступают предметами или орудиями административного правонарушения.

    Объективная сторона административного правонарушения – это видимая сторона административного правонарушения, отвечающая на вопросы: как? каким образом? когда? где? с помощью каких средств совершено правонарушение?

    Объективная сторона характеризуется противоправным действием (активным волевым поведением) или бездействием (волевым пассивным поведением).

    Кроме этих элементов, при квалификации могут играть роль место, время, способ и другие обстоятельства.

    В зависимости от оконченности правонарушения различают формальный состав, который сконструирован так, что для квалификации деяния достаточно установить факт противоправного деяния, и материальный состав.

    Для квалификации деяния, имеющего материальный состав, необходимо установить, помимо действия и бездействия, наступление вредных последствий и причинную связь между ними.

    Большинство административных правонарушений имеют формальный состав.

    Субъект административного правонарушения – это индивид или организация (коллектив людей), совершившие административное правонарушение.

    Индивид – это физическое лицо, вменяемое, достигшее возраста наступление административной ответственности и совершившее административное правонарушение. При этом под вменяемостью понимается психическое состояние физического лица, в котором он способен отдавать отчет в своих действиях и руководить ими в момент совершения административного правонарушения и юридические лица (коллективные субъекты).

    Административную ответственность несет нарушитель, который к моменту совершения административного правонарушения достиг 16-летнего возраста. Время, с которого считается, что нарушитель достиг возраста ответственности, исчисляется с 0 часов, следующих за днем рождения суток.

    Организация приобретает административную деликтоспособность с момента государственной регистрации в качестве юридического лица.

    Так раскрывается понятие «общий субъект административного правонарушения»

    Помимо общего субъекта определяются:

    · специальный субъект – правонарушитель, обладающий специальными признаками (должностное лицо, родители несовершеннолетних детей, иностранный гражданин т.д.);

    · особый субъект – лицо, совершившее административный проступок, но который, как правило, несет не административную, а дисциплинарную ответственность, устанавливаемую дисциплинарными уставами.

    В соответствии со ст.2.5 КоАП РФ к такому роду субъектов можно отнести военнослужащих и призванных на военные сборы граждан, которые несут ответственность в соответствии с дисциплинарными уставами. Сотрудники ОВД, органов уголовно – исполнительной системы, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов на общих основаниях несут ответственность лишь за некоторые административные правонарушения, установленные КоАП. В остальных случаях их ответственность регламентирована нормативными актами, устанавливающими порядок прохождения службы в указанных органах. В то же время к указанным лицам, согласно КоАП, не может быть применен такой вид административного наказания, как административный арест, а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, кроме того, административный штраф.

    Субъективная сторона административного правонарушения – внутренняя сторона противоправного посягательства, основными характеристиками который выступают вина, мотив и цель.

    Вина – психическое отношение лица к совершаемому им деянию и его последствиям. Формы вины – умысел и неосторожность.

    Умысел –заранее обдуманное намерение, когда лицо осознает противоправный характер деяния, предвидит наступление его вредных последствий, желает их наступление либо не желает, но сознательно допускает их наступление.

    Неосторожность в свою очередь может проявляться как :

    · небрежность. Правонарушитель не осознавал, не предвидел возможность наступления вредных последствий, хотя должен был и мог их предвидеть и осознавать по обстоятельствам дела;

    · самонадеянность.Правонарушитель осознавал, не предвидел, но легкомысленно рассчитывал на предотвращение вредных последствий.

    Кроме вины как основного признака в субъективную сторону правонарушения включаются также:

    · мотив – внутреннее побуждение к совершению правонарушения(то, что «толкает» совершить правонарушение);

    · цель – конечный результат, которого хочет достичь правонарушитель (то, к чему он стремится, совершая правонарушения).

    Таким образом, если в деянии лица усматривается совокупность четырех юридических элементов, то оно подвергается административному наказанию. отсутствие хотя бы одного из указанных элементов не дает основания для привлечения нарушителя к административной ответственности.

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

    Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 9059 —

    | 7682 — или читать все.

    185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Отключите adBlock!
    и обновите страницу (F5)

    очень нужно

    Источники

    Организация административного правонарушения
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here