Органы разрешающие административные дела

Предлагаем ознакомится с материалом в статье: "Органы разрешающие административные дела". Здесь собрана и обработана информация из авторитетных источников. Если вы все же не найдете ответ на свой вопрос, дочитайте статью до конца, если же и после этого не получите ответ, то обратитесь к дежурному консультанту.

Раздел III. Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях (ст.ст. 22.1 — 23.88)

Раздел III. Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные
рассматривать дела об административных правонарушениях

  • Глава 22. Общие положения (ст.ст. 22.1 — 22.3)
    • Статья 22.1. Судьи и органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях
    • Статья 22.2. Полномочия должностных лиц
    • Статья 22.3. Подведомственность дел об административных правонарушениях в случае упразднения, реорганизации или переименования органов (должностей должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях
  • Глава 23. Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях (ст.ст. 23.1 — 23.89)
    • Статья 23.1. Судьи
    • Статья 23.2. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав
    • Статья 23.3. Органы внутренних дел (полиция)
    • Статья 23.4. Органы и учреждения уголовно-исполнительной системы
    • Статья 23.5. Налоговые органы
    • Статья 23.6 (утратила силу)
    • Статья 23.7. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере
    • Статья 23.7.1. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере
    • Статья 23.8. Таможенные органы
    • Статья 23.9. Органы экспортного контроля
    • Статья 23.10. Пограничные органы
    • Статья 23.11. Военные комиссариаты
    • Статья 23.12. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права
    • Статья 23.13. Органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор
    • Статья 23.13.1. Органы, осуществляющие контроль за выпуском генно-инженерно-модифицированных организмов в окружающую среду
    • Статья 23.14. Органы, осуществляющие федеральный государственный ветеринарный надзор
    • Статья 23.14.1. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный контроль (надзор) в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения
    • Статья 23.15. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный карантинный фитосанитарный надзор, государственный надзор в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами и государственный земельный надзор (в отношении использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения)
    • Статья 23.16 (утратила силу)
    • Статья 23.17 (утратила силу)
    • Статья 23.18 (утратила силу)
    • Статья 23.19 (утратила силу)
    • Статья 23.20 (утратила силу)
    • Статья 23.21. Органы, осуществляющие государственный земельный надзор
    • Статья 23.22. Органы, осуществляющие государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр
    • Статья 23.22.1 (утратила силу)
    • Статья 23.23. Органы, осуществляющие государственный надзор в области использования и охраны водных объектов
    • Статья 23.23.1 (утратила силу)
    • Статья 23.24. Органы, осуществляющие федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану)
    • Статья 23.24.1. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану)
    • Статья 23.25. Органы, осуществляющие государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий
    • Статья 23.26. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие федеральный государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания
    • Статья 23.27. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов
    • Статья 23.28. Федеральный орган исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях
    • Статья 23.29. Органы, осуществляющие государственный экологический надзор
    • Статья 23.30. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный энергетический надзор
    • Статья 23.31. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности, федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений, государственный горный надзор
    • Статья 23.32 (утратила силу)
    • Статья 23.33. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный надзор в области использования атомной энергии
    • Статья 23.34. Органы, осуществляющие федеральный государственный пожарный надзор
    • Статья 23.35. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие региональный государственный надзор в области технического состояния самоходных машин и других видов техники
    • Статья 23.36. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный транспортный надзор
    • Статья 23.36.1. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие региональный государственный контроль в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси
    • Статья 23.36.2. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный контроль в сфере перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом
    • Статья 23.37 (утратила силу)
    • Статья 23.38 (утратила силу)
    • Статья 23.39 (утратила силу)
    • Статья 23.40. Органы государственной инспекции по маломерным судам
    • Статья 23.41 (утратила силу)
    • Статья 23.42. Органы, уполномоченные в области авиации
    • Статья 23.43. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области использования воздушного пространства
    • Статья 23.44. Органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
    • Статья 23.45. Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за обеспечением защиты государственной тайны
    • Статья 23.46. Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственный контроль в области обращения и защиты информации
    • Статья 23.47. (утратила силу)
    • Статья 23.48. Федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы
    • Статья 23.49. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей
    • Статья 23.50. Органы, осуществляющие государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции
    • Статья 23.51. Органы, осуществляющие государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов)
    • Статья 23.52. Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственный контроль (надзор) за соблюдением обязательных требований к продукции и (или) федеральный государственный метрологический надзор
    • Статья 23.53. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий официальный статистический учет и контроль в сфере официального статистического учета
    • Статья 23.54 (утратила силу)
    • Статья 23.55. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие региональный государственный жилищный надзор
    • Статья 23.56. Органы, осуществляющие государственный строительный надзор
    • Статья 23.57. Органы, осуществляющие государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия
    • Статья 23.58. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный надзор в области геодезии и картографии
    • Статья 23.59. Органы, осуществляющие государственный контроль (надзор) в сфере естественных монополий
    • Статья 23.60. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области валютного контроля
    • Статья 23.61. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
    • Статья 23.62 Органы, осуществляющие контроль за исполнением законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
    • Статья 23.63 (утратила силу)
    • Статья 23.64. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости
    • Статья 23.65. (утратила силу)
    • Статья 23.66. Контрольные органы в сфере закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок
    • Статья 23.67 (утратила силу)
    • Статья 23.68. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов
    • Статья 23.69. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства
    • Статья 23.70 (утратила силу)
    • Статья 23.71. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного контроля за деятельностью саморегулируемых организаций в области энергетического обследования
    • Статья 23.72. (утратила силу)
    • Статья 23.73. (утратила силу)
    • Статья 23.74. Банк России
    • Статья 23.75. (утратила силу)
    • Статья 23.76. Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственный надзор в области уничтожения химического оружия
    • Статья 23.77. Военная автомобильная инспекция
    • Статья 23.78. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на выполнение функций по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации
    • Статья 23.79. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга
    • Статья 23.79.1 (не применяется)
    • Статья 23.79.2. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
    • Статья 23.80. Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций
    • Статья 23.81. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения
    • Статья 23.82. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере государственного оборонного заказа
    • Статья 23.83. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц
    • Статья 23.84. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по государственному контролю за обеспечением безопасности донорской крови и ее компонентов
    • Статья 23.85. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации
    • Статья 23.86. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих
    • Статья 23.87. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения
    • Статья 23.88. Органы военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации
    • Статья 23.89. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие региональный государственный контроль (надзор) в сфере социального обслуживания
Читайте так же:  Правила составления протокола об административном правонарушении гибдд
>
Общие положения (ст.ст. 22.1 — 22.3)
Содержание
Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Глава 23. Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях (ст.ст. 23.1 — 23.89)

Глава 23. Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные
рассматривать дела об административных правонарушениях

>
Судьи
Содержание
Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Административные органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП, рассматриваются в пределах полномочий, установленных КоАП:

– судьями (мировыми судьями);

– комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;

– федеральными органами исполнительной власти, их учреждениями, структурными подразделениями и территориальными органами, а также иными государственными органами, уполномоченными на то исходя из задач и функций, возложенных на них федеральными законами либо н.п.а Президента или Правительства

-органами и учреждениями уголовно-исполнительной системы;

-государственными учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора, портового контроля, надзора в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий федерального значения

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами:

– комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;

– уполномоченными органами и учреждениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

– административными комиссиями, иными коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Читайте так же:  Есть ли срок давности задолженности

Компетенция судей определяется ф.к.з. от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации», а мировых судей – также ф.з. от 17 декабря 1998 г. «О мировых судьях в Российской Федерации».

Судьями рассматриваются самые серьезные дела об административных правонарушениях, влекущие возможность применения, в частности, таких административных наказаний, как административное выдворение, административный арест, административный штраф и др.

Так, судьями рассматривается большинство административных правонарушений, посягающих на права граждан (гл. 5 КоАП), например, нарушение установленного законом порядка подсчета голосов (ст. 5.24), отказ в предоставлении отпуска для участия в выборах, референдуме (5.7.), также ряд других.

В сфере посягательств на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность (гл. 6), судьям подведомственны такие правонарушения, как потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача (ст. 6.9), занятие проституцией (ст. 6.11)

И другие. (правонарушения в области охраны собственности, в области промышленности, строительства и энергетики, в области связи и информации и т.д)

Судьями районных судов рассматриваются дела об административных правонарушениях, производство по которым осуществляется в форме административного расследования, а также дела об административных правонарушениях, влекущих административное выдворение за пределы Российской Федерации. Районный суд так же выступает в роли второй инстанции (рассматривает жалобы на постановления о назначении административного наказания мировыми судьями). В остальных случаях дела рассматриваются мировыми судьями.

Дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими и гражданами, призванными на военные сборы, рассматриваются судьями гарнизонных военных судов.

· Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав

Установлены Федеральным законом от 24 июня 1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» . Комиссии образуются органами местного самоуправления

Районные (городские), районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав рассматривают:

– дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними;

– дела о неисполнении родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних (ст. 5.35); о нарушении порядка или сроков предоставления сведений о несовершеннолетних, нуждающихся в передаче на воспитание в семью либо в учреждения для детей-сирот.. (ст. 5.36), а также других административных правонарушениях, посягающих на права несовершеннолетних

· Органы внутренних дел (полиция)

правонарушения в области дорожного движения , некоторые правонарушения против порядка управления (например, Проживание гражданина Российской Федерации без документа, удостоверяющего личность гражданина и др.), правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность (мелкое хулиганство, Незаконные изготовление, продажа или передача пневматического оружия) и проч.

Полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях и назначению административных наказаний согласно КоАП наделены должностные лица органов внутренних дел:

· начальники территориальных управлений (отделов) внутренних дел, их заместители, начальники территориальных отделов (отделений, пунктов) полиции и их заместители;

· начальники линейных отделов (управлений) полиции на транспорте, их заместители

· начальники дежурных смен дежурных частей линейных отделов (управлений) полиции на транспорте, начальники линейных отделений (пунктов) полиции

· начальник государственной инспекции безопасности дорожного движения, его заместитель, начальник центра автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения государственной инспекции безопасности дорожного движения, его заместитель, командир полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместитель

· сотрудники государственной инспекции безопасности дорожного движения, имеющие специальное звание

· старшие государственные инспектора безопасности дорожного движения, государственные инспектора безопасности дорожного движения

· старшие государственные инспектора дорожного надзора, государственные инспектора дорожного надзора

· старшие участковые уполномоченные полиции, участковые уполномоченные полиции

В пределах установленной компетенции дела об административных правонарушениях также рассматривают органы и учреждения уголовно-исполнительной системы, налоговые органы, орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере (федеральный и субъектов), таможенные органы, органы экспортного контроля, пограничные органы, военные комиссариаты, органы, осуществляющие государственный земельный надзор и др.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 10098 —

| 7838 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Судьи, органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях

КоАП РФ существенно перераспределил компетенцию судов и иных субъектов административной юрисдикции по рассмотрению дел об административных правонарушениях. Сейчас КоАП РФ установлено 67 субъектов административной юрисдикции федерального уровня.

В соответствии со ст. 22.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных этим Кодексом, рассматриваются в пределах компетенции, установленной гл. 23:

· судьями (мировыми судьями);

· комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;

· федеральными органами исполнительной власти, их учреждениями, структурными подразделениями и территориальными органами, а также иными государственными органами, уполномоченными на то исходя из задач и функций, возложенных на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами:

· комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;

· уполномоченными органами и учреждениями органов исполнительной власти субъектов РФ;

· административными комиссиями, иными коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законами субъектов РФ.

Читайте так же:  Понятие административного задержания физического лица

Дела об административных правонарушениях от имени федеральных органов исполнительной власти рассматривают в пределах своих полномочий должностные лица (гл. 23 Кодекса): руководители соответствующих органов, их учреждений, их заместители;руководители структурных подразделений и территориальных органов; иные должностные лица, уполномоченные осуществлять надзорные или контрольные функции.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ, от имени органов и учреждений органов исполнительной власти субъектов РФ рассматривают уполномоченные должностные лица этих органов.

Согласно ст. 22.3 КоАП РФ в случае упразднения указанных в гл. 23 этого Кодекса или в законе субъекта РФ органа, учреждения, их структурных подразделений или территориальных органов, должности должностного лица до внесения в КоАП РФ или в закон субъекта РФ соответствующих изменений и дополнений подведомственные им дела об административных правонарушениях рассматривают судьи. К сожалению, формулируя данное положение, законодатель не определил, мировой судья или судья районного суда должен рассматривать дело.

Учитывая достаточно частое изменение структуры федеральных органов исполнительной власти, законодатель в гл. 23 КоАП РФ формулирует наименования субъектов административной юрисдикции таким образом, чтобы в случае упразднения ведомств или изменения их названия субъект юрисдикции фактически оставался тем же.

Статьей 23.1 КоАП РФ определены составы административных правонарушений, рассматриваемые судьями. При этом в ч. 1 этой статьи названо более 160 статей, правонарушения сформулированные в которых рассматриваются только судьей. К ним относятся многие правонарушениям, предусмотренные всеми главами Особенной части КоАП РФ, за исключением главы 21. Судьями рассматривается значительное число составов правонарушений, посягающих на права граждан; на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения; в области охраны собственности; связи и информации; предпринимательской деятельности; финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг; посягающих на институты государственной власти; против порядка управления; посягающих на общественный порядок и общественную безопасность.

В ч. 2 ст. 23.1 названо почти 100 статей КоАП РФ, дела о нарушениях которых рассматриваются в судебном порядке, если должностное лицо либо орган, к которому поступает дело, передает его на рассмотрение судье. Иными словами, ч. 2 ст. 23.1 определяет альтернативную судебную подведомственность. Судьи вправе рассматривать дела о правонарушениях, перечисленных в ч. 2 ст. 23.1, только тогда, когда другие субъекты административной юрисдикции, также уполномоченные их рассматривать, сочтут это необходимым. Такая передача дел судьям связана с тем, что уполномоченные их рассматривать орган или должностное лицо считают возможным применение к виновному наказания, назначить которую вправе только судья.

Если в ч. 1 и 2 ст. 23.1 КоАП РФ закреплена подведомственность всех судей в целом, то ч. 3 этой статьи определяет подсудность разных видов судов (судей). При этом общее правило гласит, что дела об административных правонарушениях, указанных в ч. 1 и 2 ст. 23.1 КоАП РФ, рассматриваются мировыми судьями, если специальными нормами не установлено иное. Так, дела об административных правонарушениях, указанных в ч. 1 и 2 ст. 23.1 КоАП РФ и совершенных военнослужащими и гражданами, призванными на военные сборы, рассматриваются судьями гарнизонных военных судов. Судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, указанных в ч.3 ст. 23.1 КоАП РФ и совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями.

В остальных, не являющихся исключениями случаях, как уже отмечалось выше, дела об административных правонарушениях, указанных в ч. 1 и 2 ст. 23.1 КоАП РФ, рассматриваются мировыми судьями.

Районные, городские, районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав рассматривают дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, т.е. лицами в возрасте от 16 до 18 лет, а также дела об административных правонарушениях, совершенных должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, родителями.

КоАП РФ установлено 65 органов системы исполнительной власти – субъектов административной юрисдикции. Органы внутренних дел обладают наибольшим объемом административно-юрисдикционных полномочий.

Согласно официальной статистике милицией ежегодно привлекается к административной ответственности до 90 млн. лиц, что составляет не менее 70 ‑ 75% всех привлекаемых в стране к административной ответственности. При этом милиция рассматривает дела о правонарушениях, предусмотренных почти 70 статьями КоАП РФ (ст. 23.3 Кодекса), что составляет около 30% статей его Особенной части.

Дела об административных правонарушениях рассматривают (ч. 2 ст. 23.3 КоАП РФ): начальники территориальных управлений, отделов внутренних дел и милиции, их заместители; начальники линейных управлений, отделов, отделений внутренних дел на транспорте, их заместители; начальники дежурных смен дежурных частей линейных подразделений органов внутренних дел на транспорте, начальники линейных пунктов милиции; сотрудники Государственной инспекции безопасности дорожного движения; старшие участковые и участковые уполномоченные милиции; некоторые другие сотрудники органов внутренних дел (милиции).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

29. Органы государства, рассматривающие дела об административных правонарушениях.

В КоАП устанавливается система органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных действующим законодательством.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП, рассматриваются в пределах установленных полномочий:

— судьями (мировыми судьями);

— комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;

— федеральными органами исполнительной власти, их учреждениями, структурными подразделениями и территориальными органами, а также иными государственными органами, уполномоченными на то исходя из задач и функций, возложенных на них федеральными законами, либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами:

— комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;

Читайте так же:  Обстоятельства совершения административного правонарушения

— уполномоченными органами и учреждениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

Видео (кликните для воспроизведения).

— административными комиссиями, иными коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Анализируя указанную систему, следует отметить, что основным субъектом применения мер административной ответственности являются не суды как коллегиальные органы, а судьи (мировые судьи), реализующие свою компетенцию единолично. Компетенция судей определяется Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации», а мировых судей — также Федеральным законом от 17 декабря 1998 г. «О мировых судьях в Российской Федерации». При этом районный суд выступает в роли второй инстанции (рассмотрение жалоб на постановления о назначении административного наказания мировыми судьями).

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав установлены Федеральным законом от 24 июня 1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Указанные комиссии образуются органами местного самоуправления

В субъектах Российской Федерации полномочия по рассмотрению дел об административных правонарушениях устанавливаются законами этих субъектов. В соответствии с законами субъектов Российской Федерации рассмотрение дел об административных правонарушениях отнесено также к компетенции административных комиссий и иных коллегиальных органов. Административные комиссии образуются районными и городскими органами местного самоуправления, и к числу государственных органов не относятся. В соответствии с Федеральным законом от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» их статус определяется уставами муниципальных образований.

КоАП определены должностные лица, которые вправе рассматривать дела об административных правонарушениях. Дела об административных правонарушениях от имени соответствующих органов уполномочены рассматривать:

— руководители соответствующих федеральных органов исполнительной власти, их заместители;

— руководители структурных подразделений и территориальных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти, заместители;

— иные должностные лица, осуществляющие в соответствии с федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации надзорные, инспекционные или контрольные функции.

Конкретный перечень должностных лиц, наделенных юрисдикционными полномочиями, устанавливается приказами руководителей федеральных органов исполнительной власти.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, от имени органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации рассматривают уполномоченные должностные лица данных органов.

Таким образом, к числу должностных лиц, рассматривающих дела об административных правонарушениях от имени соответствующих органов, относятся руководители федеральных органов исполнительной власти, их заместители; руководители структурных подразделений и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, их заместители; иные должностные лица, осуществляющие в соответствии с федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации надзорные или контрольные функции. В субъектах Российской Федерации от имени органов исполнительной власти дела об административных правонарушениях рассматривают уполномоченные ими должностные лица.

Административные дела — виды и порядок рассмотрения

Содержание статьи

  • Административные дела — виды и порядок рассмотрения
  • Какие существуют отрасли права
  • Как узнать свои административные правонарушения

В рамках административной процессуальной категории, как и в уголовной, возбуждаются дела, выносятся судебные решения, которые можно обжаловать. Ответственность за правонарушения назначается, как правило, в виде наложения штрафа, назначения общественных работ, лишения права на осуществление определенного вида деятельности.

Порядок рассмотрения административного дела

Административная юрисдикция функционирует по определенному законодательством принципу. Все дела рассматриваются только после тщательного исследования всех обстоятельств, опроса свидетелей и участников (истца и ответчика). Заседания назначается при наличии оснований для его проведения, которые подтверждены документально.

Участники процесса оповещаются заблаговременно, чтобы у них была возможность известить суд о том, что они не могут прибыть в назначенный срок, если этому что-то препятствует. Обстоятельства должны быть вескими.

После вынесения решения суда по административному преступлению, независимо от того, какое наказание было назначено, его можно обжаловать в общепринятом порядке. После оглашения решения судья обязан известить об этом ответчика.

50. Органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях

Дела об административных правонарушениях рассматриваются в пределах компетенции:

1) судьями (мировыми судьями);

2) комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;

3) федеральными органами исполнительной власти, их учреждениями, структурными подразделениями и территориальными органами, а также иными государственными органами, уполномоченными исходя из задач и функций.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами:

1) мировыми судьями;

2) комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;

3) уполномоченными органами и учреждениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

4) административными комиссиями, иными коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Дела об административных правонарушениях от имени соответствующих органов уполномочены рассматривать:

1) руководители соответствующих федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, их заместители;

2) руководители структурных подразделений и территориальных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти, их заместители;

3) иные должностные лица, осуществляющие в соответствии с федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации надзорные или контрольные функции.

К учреждениям, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, относятся учреждения уголовно-исполнительной системы (ст. 23.4), учреждения, осуществляющие государственный пробирный надзор (ст. 23.54).

К иным государственным органам, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, следует отнести, в частности, пограничные органы (ст. 23.10), а также военных комиссаров (ст. 23.11).

Наряду с определением компетенции органов исполнительной власти субъектов РФ и учреждений этих органов субъекты РФ могут создавать для рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных законодательством субъектов РФ, также административные комиссии и иные коллегиальные органы.

Читайте так же:  Действие законодательства об административных правонарушениях

Налоговые органы, Государственные семенные инспекции, Органы, осуществляющие государственный ветеринарный надзор, Таможенные органы и т.д. также рассматривают дела об административных правонарушениях.

Что такое административное дело

Административные дела отличаются от уголовных тяжестью правонарушений, рассматриваемых в их рамках. Как правило, они не грозят окружающим существенным вредом, не общеопасны. В некоторых случаях грань между двумя основными ветвями судебной практики размыта. К примеру, при рассмотрении нарушений правил вождения автомобилей или взаимодействия с наркотическими веществами, употреблением алкогольной продукции.

Последствия совершения административных нарушений закона – наказание за них – гораздо мягче, чем за уголовные преступления. Суд чаще всего ограничивается наложением штрафа. За повторное привлечение к административной ответственности назначаются общественные работы или, в редких случаях, реальный срок.

Какие правонарушения относятся к административным

К этой категории преступлений относятся те их виды, которые не несут угрозы жизни человека, существенного вреда стране или природе. Дело об административном нарушении могут возбудить в случае, если рассматриваемый проступок

  • нарушает чьи-то права или угрожает здоровью, репутации,
  • несет урон государственной или частной собственности,
  • является финансовой махинацией или мошенничеством,
  • нарушает установленный законом порядок госуправления,
  • не соответствует моральным устоям общества (мелкое хулиганство),
  • противоречит требованиям ПДД,
  • идет в разрез с воинскими и гражданскими обязанностями.

Все административные проступки делятся на три основные группы правонарушений – экономические, политические, социальные. Определение типа преступления возможно лишь после рассмотрения дела, выяснения всех его обстоятельств.

51. Рассмотрение дела об административном правонарушении

Судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют следующие вопросы:

1) относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела;

2) имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом;

3) правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела;

4) имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу;

5) достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу;

6) имеются ли ходатайства и отводы.

Судья, член коллегиального органа, должностное лицо, на рассмотрение которых передано дело об административном правонарушении, не могут рассматривать данное дело в случае, если это лицо:

1) является родственником лица, участвующего в деле;

2) лично, прямо или косвенно заинтересовано в разрешении дела.

При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются следующие вопросы, по которым в случае необходимости выносится определение:

1) о назначении времени и места рассмотрения дела;

2) о вызове необходимых лиц, об истребовании необходимых дополнительных материалов по делу, о назначении экспертизы;

3) об отложении рассмотрения дела;

4) о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол;

5) о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности.

Дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица.

Дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения протокола.

При рассмотрении дела об административном правонарушении:

1) объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности;

2) устанавливается факт явки физического лица, или законного представителя физического лица или юридического лица;

3) проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя;

4) выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела;

5) разъясняются лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности;

6) рассматриваются заявленные отводы и ходатайства;

7) выносится определение об отложении рассмотрения дела в случае:

а) поступления заявления о самоотводе или об отводе судьи, члена коллегиального органа, должностного лица, рассматривающих дело, если их отвод препятствует рассмотрению дела по существу;

б) отвода специалиста, эксперта или переводчика, если указанный отвод препятствует рассмотрению дела по существу;

в) необходимости явки лица, участвующего в рассмотрении дела, истребования дополнительных материалов по делу или назначения экспертизы;

8) выносится определение о приводе лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела;

9) выносится определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности.

Видео (кликните для воспроизведения).

Оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости и иные материалы дела. Заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, показания других лиц, участвующих в производстве по делу, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение.

Источники

Органы разрешающие административные дела
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here