Особенности рассмотрения дел об административных правонарушениях

Предлагаем ознакомится с материалом в статье: "Особенности рассмотрения дел об административных правонарушениях". Здесь собрана и обработана информация из авторитетных источников. Если вы все же не найдете ответ на свой вопрос, дочитайте статью до конца, если же и после этого не получите ответ, то обратитесь к дежурному консультанту.

Процессуальные особенности рассмотрения дел об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции и в арбитражных судах

Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.

Меры обеспечения производства по делам об адм.правонарушениях

,перечисленные в ст. 27.1 КоАП РФ, — это принудительные меры административно-процессуального обеспечения, направленные на принудительное обеспечение данного вида производства, в рамках которого, прежде всего, происходит «всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела». К их числу относятся:

2) административное задержание;

3) личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов;

4) изъятие вещей и документов;

5) отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида;

5.1) освидетельствование на состояние алкогольного опьянения;

6) медицинское освидетельствование на состояние опьянения;

7) задержание транспортного средства;

8) арест товаров, транспортных средств и иных вещей;

10) временный запрет деятельности;

11) залог за арестованное судно;

12) помещение иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих адм. выдворению за пределы РФ в форме принудительного выдворения за пределы РФ, в специальные учреждения, предусмотренные Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ».

Рассмотрение дел об адм.правонарушениях в арбитражных судах регулируется главой 25 АПК РФ, которая состоит из двух частей — параграфа 1 «Рассмотрение дел о привлечении к адм.ответственности» и параграфа 2 «Рассмотрение дел об оспаривании решений адм.органов о привлечении к адм.ответственности».

Производство по делам о привлечении к адм.ответственности возбуждается на основании заявлений органов и должностных лиц, уполномоченных в соответствии с КоАП составлять протоколы об адм.правонарушениях и обратившихся с требованием о привлечении к адм.ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.

Судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об адм.правонарушении выясняют: 1) относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела; 2) имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом; 3) правильно ли составлены протокол об адм.правонарушении и другие протоколы, предусмотренные КоАП, а также правильно ли оформлены другие материалы дела; 4) имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу; 5) достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу; 6) имеются ли ходатайства и отводы.

Порядок рассмотрения дела об адм.правонарушении установлен и подробно регламентирован ст.29.7 КоАП РФ. При рассмотрении дела об административном правонарушении:

1) объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к адм.ответственности;

2) устанавливается факт явки физ.лица, или законного представителя физ.лица или юр.лица, в отношении которых ведется производство по делу об адм.правонарушении, за исключением случаев, предусмотренных ч.3 ст.28.6 КоАП, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела;

3) проверяются полномочия законных представителей физ. или юр.лица, защитника и представителя;

4) выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела;

5) разъясняются лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности;

6) рассматриваются заявленные отводы и ходатайства;

7) выносится определение об отложении рассмотрения дела в случае:

а) поступления заявления о самоотводе или об отводе судьи, члена коллегиального органа, должностного лица, рассматривающих дело, если их отвод препятствует рассмотрению дела по существу;

б) отвода специалиста, эксперта или переводчика, если указанный отвод препятствует рассмотрению дела по существу;

в) необходимости явки лица, участвующего в рассмотрении дела, истребования дополнительных материалов по делу или назначения экспертизы;

8) выносится определение о приводе лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела, в соответствии с ч.3 ст.29.4 КоАП;

9) выносится определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности в соответствии со ст.29.5 КоАП.

Дела об адм.правонарушениях рассматриваются по месту их совершения или по месту жительства нарушителя (по его ходатайству), по месту учета транспортного средства при лишении прав на управление транспортным средством, а при проведении адм.расследования – по месту нахождения органа, проводящего адм.расследование.

Дата добавления: 2015-06-28 ; Просмотров: 921 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Особенности рассмотрения дел об административных правонарушениях.

Производство по делам о привлечении к административной ответственности возбуждается на основании заявлений органов и должностных лиц, уполномоченных в соответствии с федеральным законом составлять протоколы об административных правонарушениях и обратившихся с требованием о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности.

Заявление о привлечении к административной ответственности подается в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении. Заявление о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, должно соответствовать требованиям, предусмотренным ч. 1, п. 1, 2 и 10 ч. 2, ч. 3 ст. 125 АПК .

Дела о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются в судебном заседании судьей единолично. Заявление о привлечении лица к административной ответственности направляется в арбитражный суд в течение 3 суток с момента составления протокола (ст. 28.8 КоАП ). Такие дела должны быть рассмотрены в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления в арбитражный суд заявления о привлечении к административной ответственности, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу, если иной срок рассмотрения не установлен федеральным законом об административных правонарушениях. Арбитражный суд может продлить срок рассмотрения дела о привлечении к административной ответственности не более чем на месяц по ходатайству лиц, участвующих в деле, или в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела. О продлении срока рассмотрения дела арбитражный суд выносит определение.

При рассмотрении дел об административных правонарушениях потерпевший извещается о времени и месте судебного заседания. Процессуальное положение и права потерпевшего определены в КоАП.

Читайте так же:  Эколого экономический ущерб от загрязнения окружающей среды

По делам о привлечении к административной ответственности АПК устанавливает прямой запрет возлагать обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, на лицо, привлекаемое к административной ответственности.

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении предусмотрен ст. 29.7 КоАП, ч. 6 ст. 205 АПК и определяет минимальный перечень фактических обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел о привлечении к административной ответственности.

Арбитражный суд рассматривает дела о привлечении к административной ответственности на основании материалов, представленных административным органом-­заявителем. Если в ходе рассмотрения дела выяснится, что административным органом осуществлена неправильная квалификация состава правонарушения, она может быть изменена на правильную по ходатайству административного органа.

По результатам рассмотрения заявления о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение о привлечении к административной ответственности или об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.

Решение по делу о привлечении к административной ответственности вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции. АПК установил сокращенный срок для направления копии решения арбитражным судом по делу о привлечении к административной ответственности лицам, участвующим в деле: 3­дневный срок со дня его принятия. Арбитражный суд может направить копию решения также в вышестоящий в порядке подчиненности административный орган.

Производство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности.

Заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности подается в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства заявителя.

Для подачи таких заявлений в арбитражный суд установлен сокращенный срок давности: десять дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом. В случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя. По ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить исполнение оспариваемого решения. В соответствии с ч. 4 ст. 209 АПК заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности должно соответствовать требованиям ст. 209 АПК РФ.

Дела об оспаривании решений административных органов рассматриваются судьей единолично. Дела данной категории в соответствии с ч. 2 ст. 210 АПК рассматриваются в срок, не превышающий десяти дней со дня поступления в арбитражный суд заявления, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу, если иные сроки не установлены федеральным законом.

Арбитражный суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствуют закону;

2) отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности;

3) оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий.

Если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанцией. Копия решения направляется арбитражным судом в 3­дневный срок со дня его принятия лицам, участвующим в деле.

Этапы рассмотрения дела об административном правонарушении

Этапы и особенности рассмотрения административных дел

Выделяется несколько стадий рассмотрения дела об административном незаконном деянии. Речь идет:

  • об этапе, когда происходит подготовка к рассмотрению дела;
  • об этапе, на котором непосредственно происходит рассмотрение дела по существу;
  • об этапе, когда выносится и оглашается постановление по делу.

Во время подготовки дела к рассмотрению для судьи, органа или должностного лица важно выяснить ряд вопросов, которые важны в юридическом плане:

  • в их ли компетенции рассмотрение дела;
  • есть ли причины, по которым судья, член коллегиального органа, должностное лицо не могут рассмотреть дело;
  • корректно ли составлен протокол об административного незаконном деянии, а также ряд других протоколов, которые предусмотрены КОАП РФ. Помимо этого необходимо обратить внимание на то, как оформлены другие материалы дела;
  • есть ли место обстоятельствам, которые исключают производство дела;
  • в полной ли мере присутствуют материалы по делу, для того чтобы рассмотреть дело по существу;
  • определить наличие ходатайств и отводов.

Для ключевых лиц, которые рассматривают дело об административном правонарушении, не представляется возможным заниматься рассмотрением дела, при условии, что они или другие участники производства состоят в родственных связях. Помимо этого рассмотрение дела также не представляется возможным, если вышеупомянутые лица имеют прямую или косвенную заинтересованность в исходе дела. Если же присутствует хотя бы одно из вышеупомянутых обстоятельств, которые предусмотрены КоАП РФ, то судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом в обязательном порядке заявляется самоотвод. Среди органов, которым подается заявление о самоотводе, выделяются председатель соответствующего суда, руководство коллегиального органа или должностное лицо более высокого ранга.

Помимо этого заявить отвод лицам, которые занимаются рассмотрением дела об административном незаконном деянии, представляется возможным и для иных участников производства.

Рассмотреть заявление об отводе может судья, орган или должностное лицо, которые занимаются производством дела. После того как заявление о самоотводе или об отводе рассмотрено, компетентный орган выносит решение удовлетворяющее заявление или отказывающее в его удовлетворении.

Во время подготовки дела к рассмотрению необходимо разрешить ряд вопросов, которые служат основой в определенных ситуациях для вынесения определения:

  • определение времени и места рассмотрения дела;
  • вопросы касательно вызова важных для рассмотрения дела лиц, о запросе важных дополнительных материалов по делу, о назначение проведения экспертизы;
  • вопросы отложения производства дела;
  • вопрос передачи обратно протокола об административном правонарушении и других важных материалов относительно дела органам или должностным лицам, которые занимались составлением протокола, в ситуациях, когда он был составлен и оформлен неправомочными лицами или некорректном составлении или при неполном представлении материалов, которое невозможно восполнить во время рассмотрения дела;
  • в ситуациях, когда рассмотрение дела не находится в компетенции ключевых органов и лиц, которые получили на рассмотрение протокол об административном преступлении и иные материалы дела, или вынесли определение касательно отвода судьи, члена коллегиального органа или должностного лица, рассматриваются вопросы о передаче протокола об административном преступлении и иных материалов дела к рассмотрению по подведомственности. Если есть место обстоятельствам, которые исключают производство по делу и предусмотрены КоАП РФ, то необходимо вынести постановление об остановке производства по делу.
Читайте так же:  Ненормативные правовые акты органов местного самоуправления

Рассматривать дело об административном незаконном деянии необходимо по месту его совершения. При наличии ходатайства лица, по которому идет производство, представляется возможным рассмотреть дело по месту жительства указанного лица. Если по делу об административном незаконном деянии было осуществлено административное расследование, то его рассмотрение следует производить по месту нахождения органа, который занимался проведением данного расследования.

Если дело касается административного правонарушения несовершеннолетнего, родителей несовершеннолетнего и заменяющих их лиц, то такие дела следует рассматривать по месту жительства данных лиц.

Административные дела, после которых возможно применение мер в лишении прав управления транспортными средствами, следует рассматривать по местам, где было поставлено на учет данное транспортное средство.

В течение 15 дней со дня получения ключевых лиц и органов, которые имеют полномочия на рассмотрение дела, протокола об административном преступлении и иных материалов, необходимо провести рассмотрение дела об административном правонарушении.

В ситуациях, когда есть ходатайство от участников производства по делу или в ситуациях, когда необходимы дополнительные выяснения обстоятельств, время рассмотрения дела может продлить судья, орган или должностное лицо, которое рассматривает дело сроком на один месяц. Мотивированное определение – документ о продлении указанного срока, который выносится судьей, органом или должностным лицом, которые занимаются рассмотрение дела. В ситуациях, когда рассмотрению подлежат дела об административных правонарушениях, совершение которых влечет административный арест, рассмотреть дело необходимо в день получения протокола об административном преступлении и иных материалов.

Дела, которые касаются лиц, которые подвергнуты административному задержанию, необходимо рассмотреть не позже 4 часов с момента их задержания.

Порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях

Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрен специальный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях. Началом рассмотрения дела судьей, органом или должностным лицом является выяснение обстоятельств, которые юридически значимы для корректного разрешения дела.

Затем следует огласить протокол об административном преступлении, а также другие материалы, если это необходимо. После необходимо произвести заслушивание объяснений физического лица или законного представителя юридического лица, по которым происходит производство по делу. Далее следует огласить показания иных участников производства, заслушать пояснения специалистов и заключения экспертов. Помимо этого важно помнить и об других доказательствах. Если в рассмотрении дела принимает участие прокурор, следует заслушать и его заключение.

Если дело рассматривается коллегиальным органом, то необходимо составить протокол. Требования к нему указаны в КоАП РФ.

Видео (кликните для воспроизведения).

После рассмотрения административного дела выносится постановление, которое отражается принятое решение по делу. Это может быть применение административного наказания или остановка рассмотрения дела. Вынести постановление о наложении административного наказания можно при нескольких условиях:

  • если при помощи материалов дела и во время слушаний по делу была доказана вину лица в совершении административного правонарушения;
  • при отсутствии обстоятельств, из которых не следует административная ответственность лица;
  • если нет оснований, позволяющих освободить лицо от административной ответственности.

Также есть несколько условий, позволяющих вынести постановление о прекращении производства по делу об административном преступлении:

  • если есть хотя бы одно обстоятельство, которое исключает производство по делу, которое предусмотрено в КоАП РФ;
  • если есть объявление устного замечания, предусмотренного КоАП РФ;
  • если действия или бездействия содержат признаки преступления, то прекращается производство по делу и материалы дела передаются в прокуратуру, орган дознания или орган предварительного следствия;
  • если совершенное административное правонарушение попадает под ряд статей КоАП РФ.

Состав постановления по делу об административном правонарушении

Ст. 29.10 КоАП РФ предусматривает требования к содержанию постановления по делу. В состав постановления по административному делу входит несколько блоков. Речь идет о вводной, описательной и резолютивной частях. Вводная часть содержит реквизиты постановления (речь идет о номере, дате, адресе его вынесения), должность, ФИО судьи или должностного лица, состав и название коллегиального органа, которые вынесли постановление, сведения о лицах, в отношении которых происходит рассмотрение дела.

Описательная часть постановления содержит обстоятельства, которые были установлены во время рассмотрения дела, сюда же входят анализ и оценка доказательств, которые были исследованы во время рассмотрения дела.

Помимо этого в описательную часть входит статья КоАП РФ или же закона субъекта РФ, которые предусматривают административную ответственность за совершение административного преступления, или же основания для прекращения производства по делу. Также в описательной части содержатся обстоятельства, которые могут смягчить или отягчить ответственность обвиняемого.

В состав резолютивной части постановления по административному делу входит мотивированное решение, признающее лицо, по которому ведется дело, виновным в совершении административного преступления. Далее указывается статья КоАП РФ или закона субъекта РФ, согласно которым указанное лицо признается виновным, тип и размер административного наказания. После обязательно указывается время и правила обжалования постановления.

В ситуациях, когда назначенное судьей наказание предусматривает возмещение имущественного ущерба, то постановление должно содержать информацию о размере ущерба, который необходимо возместить, сроки и порядок его возмещения.

Важно отметить, что постановление должно объявляться сразу после того, как завершено рассмотрение дела.

Помимо этого есть ряд случаев, когда на основании результатов рассмотрения дела об административном преступлении выносится определение:

  • предполагающее передачу дела ключевым органам и лицам, которые имеют полномочия назначить административное наказание другого типа или размера или применить другие меры воздействия, основываясь на федеральном законодательстве. К примеру, согласно ст.2.5 КоАП РФ применение мер дисциплинарного воздействия;
  • предполагающее передачу дела на рассмотрение по подведомственности, в ситуациях, когда не установлен вопрос рассмотрения дела в рамках компетенции рассматривающих его судьи, должностного лица или органа. Речь об этом идет в ст. 29.9, ч.2.

Ключевыми лицами и органами, которые рассматривали административное дело, во время установления причин административного преступления и условий, которые способствовали его совершению, вносится в необходимые организации и необходимым должностным лицам представление о принятии мер по предотвращению данных причин и условий. Для последних важно произвести рассмотрение представления об предотвращении причин и условий, которые способствовали осуществлению административных правонарушений, сроком в месяц со дня его получения. После они должны сообщить о мерах, которые приняты, судье, должностному лицу или органу, которые вынесли постановление. Речь об этом идет в ст.29.13.

Читайте так же:  Как оплатить просроченный административный штраф

Особенности рассмотрения дел об административных правонарушениях в арбитражном процессе

Критерии отнесения дел об административных правонарушениях к подведомственности арбитражных судов определены в ст. 202 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) и в ст. 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).

Дела о привлечении лиц к административной ответственности подведомственны арбитражному суду в случаях, если:

— административные правонарушения совершены предпринимателями либо юридическими лицами при реализации ими предпринимательской или иной экономической деятельности;

— составы административных правонарушений отнесены федеральным законодательством к компетенции арбитражных судов.

Из этого следует, что административные правонарушения, совершенные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями не в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности к компетенции арбитражных судов не относятся.

Правила подсудности рассмотрения дел о привлечении к административной ответственности определены в ст. 203 АПК РФ.

Заявление о привлечении к административной ответственности подается в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении. В случае если лицо, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, привлекается за административное правонарушение, совершенное вне места его нахождения или места его жительства, указанное заявление может быть подано в арбитражный суд по месту совершения административного правонарушения.

Особенности определения подсудности дел об административных правонарушениях, совершенных юридическим лицом и связанных с деятельностью его филиалов или представительств, в АПК РФ нормативно не закреплены. Однако на практике суды руководствуются разъяснениями постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», согласно которым дела о привлечении к административной ответственности юридического лица в связи с нарушением, связанным с деятельностью его филиала (представительства), расположенного вне места нахождения юридического лица, подлежат рассмотрению по месту совершения нарушения или по месту нахождения органа, проводившего административное расследование.

Кроме того, судебная практика арбитражных судов определила, что дела о привлечении к административной ответственности юридического лица за нарушение, связанное с деятельностью подразделения, не являющегося филиалом или представительством, расположенного вне места нахождения юридического лица, также рассматриваются по месту совершения нарушения.

Следует иметь в виду, что если за совершение административного правонарушения законом установлено административное наказание в виде административного штрафа, максимальный размер которого не превышает сто тысяч рублей, или в виде предупреждения, дело подлежит рассмотрению арбитражным судом в порядке упрощенного производства.

Дело в порядке упрощенного производства рассматривается судом без вызова сторон после представления сторонами доказательств и иных необходимых документов.

Решение по делу о привлечении к административной ответственности вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Решение по делу о привлечении к административной ответственности, если за совершение административного правонарушения законом установлено административное наказание только в виде предупреждения и (или) в виде административного штрафа и размер назначенного административного штрафа не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для физических лиц пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции только в случаях рассмотрения дела арбитражным судом в незаконном составе; рассмотрения дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле; нарушения правил о языке при рассмотрении дела; принятия судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле; неподписания решения судьей; отсутствия в деле протокола судебного заседания или подписание его ненадлежащими лицами и нарушения правила о тайне совещания судей при принятии решения.

Особенности рассмотрения дел об административных правонарушениях в арбитражных судах

Арбитражные суды рассматривают возникающие из административных и иных публичных правоотношений дела:

1. Об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда (гл. 23 АПК РФ).

2. Об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности (гл. 24 АПК РФ).

3. Об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда (гл. 25 АПК РФ).

4. О взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания (гл. 26 АПК РФ).

Другие дела, вытекающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

Возбуждение дел данной категории осуществляется не путем подачи иска (искового заявления), а путем обжалования, т.е. подачей жалобы или заявления.

Лица, участвующие в делах, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, именуются не сторонами, а заявителями, лицами, подающими жалобу, лицами, отвечающими по жалобе, заинтересованными лицами.

Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. В случаях, предусмотренных АПК, с таким же заявлением могут обратиться в арбитражный суд прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы (ч. ч. 1, 2 ст. 192 АПК).

Законом предусмотрены сокращенные сроки рассмотрения дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений (ч. 1 ст. 194, ч. 1 ст. 200, ч. 1 ст. 205, ч. 1 ст. 210, ч. 1 ст. 215 АПК РФ).

Читайте так же:  Какое административное наказание за дтп

Заявления по рассматриваемой категории дел подаются в арбитражный суд по общим правилам подсудности, предусмотренным АПК РФ, если не установлено другое.

Особые правила подсудности установлены для подачи заявлений о привлечении к административной ответственности (ст. 203 АПК РФ) и об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности (ст. 208 АПК РФ).

Одной из существенных особенностей данной категории дел является то, что обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, законности оспариваемых решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, возлагается на органы и лиц, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие) (ч. 3 ст. 189 АПК).

Экономические споры, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, могут быть урегулированы сторонами по правилам, установленным АПК, путем заключения соглашения или с использованием других примирительных процедур, если иное не установлено федеральным законом (ст. 190 АПК).

Специфика процессуального регулирования рассмотрения и разрешения дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, заключается в том, что эти дела рассматриваются по общим правилам искового производства, с использованием арбитражной процессуальной формы, с учетом ряда норм, содержащихся в общих положениях АПК РФ, процессуальных особенностей, которые установлены в разд. III АПК РФ, и особенностей административного судопроизводства, предусмотренных в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях.

К общим правилам искового производства относятся правила о письменной форме обращения в суд (ст. 125 АПК РФ), рассмотрении вопроса о принятии заявления (ст. ст. 128, 129 АПК РФ), правила подготовки дела к судебному разбирательству и судебного разбирательства (гл. 14, 19 АПК РФ), правила, регулирующие примирительные процедуры (гл. 15 АПК РФ), правила принятия решений и определений арбитражного суда (гл. 20, 21 АПК РФ), правила приостановления производства по делу (гл. 16 АПК РФ), окончания производства по делу без вынесения решения (гл. 17, 18 АПК РФ).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8623 —

| 8181 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Особенности рассмотрения дел об административных правонарушениях, посягающих на миграционно-правовые отношения

Жеребцов Алексей Николаевич — кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права Краснодарского государственного университета культуры и искусств.

Аннотация: в работе рассматриваются особенности производства по делам о нарушении миграционных правил. Акцентируется внимание на стадиях этого производства. Дается анализ существующих стадий производства по делу об административном правонарушении. Анализируется практика такого производства, ее проблемы и пути нормативно-правового совершенствования.

Ключевые слова: юриспруденция, орган государственного управления, мигрант, административная юрисдикция, наказание, административное правонарушение, административное выдворение, административный штраф, юрисдикционный орган, постановление.

Административно-юрисдикционное производство по делам об административных правонарушениях, посягающих на миграционно-правовые отношения, осуществляется по правилам, установленным разделом IV КоАП РФ. Вместе с тем указанное производство имеет целый ряд особенностей, свойственных специфике рассматриваемого вида правонарушений. Данные особенности проявляются на каждой стадии рассматриваемого производства.

См.: Приказ МВД РФ от 2 июня 2005 г. N 444 (с изм. от 15 ноября 2006 г., 11 октября 2007 г.) «О полномочиях должностных лиц МВД России и ФМС России по составлению протоколов по делам об административных правонарушениях и административному задержанию» // БНА РФ. 2005. N 31; 2007. N 5; 2007. N 48.

Важным аспектом возбуждения дела о нарушении миграционных правил является составление протокола в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ и п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» . Здесь необходимо обратить внимание на мотивировочную часть протокола. Поскольку диспозиция норм о нарушении миграционных правил имеет бланкетный характер, то составление протокола об административном правонарушении нуждается в определенной квалификации, которой должны обладать должностные лица миграционных органов. Практика показывает, что достаточно распространенным являются случаи составления протокола о нарушении миграционных правил без указания на обстоятельства, которые были нарушены лицом, привлекаемым к административной ответственности, т.е. отсутствует указание на объект и объективную сторону административного правонарушения . Это обстоятельство обосновывает потребность в расширении компетенции должностных лиц миграционных органов на составление протоколов об административном нарушении миграционных правил указанным лицам по всем составам миграционных правонарушений.

Бюллетень Верховного Суда РФ. 2005. N 6. С. 4.
В ходе обобщения судебной практики по административным делам, составы которых закреплены в главе 18 КоАП РФ, подобный недостаток является достаточно распространенным. Лица же, рассматривающие данные дела, не всегда реагируют на указанный недостаток протокола об административном правонарушении.

Ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ определяет содержание протокола об административном правонарушении, где центральное место занимает указание на событие административного правонарушения. Описание события миграционного правонарушения требует указания на те действия мигранта, которые направлены на нарушение установленных в миграционном законодательстве миграционных правил. В этой связи представляется уместным ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ дополнить указанием на то, какой конкретно нормативно-правовой акт нарушен в результате деяния лица, привлекаемого к административной ответственности.

Дело о нарушении миграционных правил направляется судье, в орган или должностному лицу, полномочному рассматривать указанные категории дел. Судьи районных (городских) судов полномочны рассматривать дела о нарушении миграционных правил, предусмотренные ч. 2 ст. 18.1, ч. 2 ст. 18.4, 18.8, 18.10, ч. 1 ст. 18.11, ч. 2 ст. 18.13, 18.15, 18.16, 18.17, 19.27 КоАП РФ. Мировым судьям подведомственны составы, предусмотренные в ч. 2 ст. 18.11, 18.12 КоАП РФ. Участковые уполномоченные и старшие участковые уполномоченные ОВД имеют право рассматривать дело о нарушении миграционных правил, предусмотренное ст. 19.15 КоАП РФ. Должностные лица пограничных органов, указанные в ч. 2 ст. 23.10 КоАП РФ, рассматривают дела о нарушении миграционных правил, предусмотренные ч. 1 и 2 ст. 18.1, ч. 1 ст. 18.2, 18.4, 18.14 КоАП РФ. Должностные лица миграционных органов, указанные в ч. 2 ст. 23.67 КоАП РФ, рассматривают дела о нарушении миграционных правил, предусмотренные ст. 18.8 — 18.10, 18.15 — 18.17, 19.15 — 19.18 КоАП РФ. Арбитражным судьям административные дела о нарушении миграционных правил не подведомственны в соответствии с ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ.

Кроме компетенционной подведомственности ст. 29.5 КоАП РФ определяет правила территориальной подведомственности дел о нарушении миграционных правил. По общему правилу дело рассматривается по месту его совершения. Из данного правила имеются исключения: по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство, дело может быть рассмотрено по месту его жительства. Остальные исключения из правил о территориальной подведомственности дел о нарушении миграционных правил не касаются приведенных видов административных правонарушений. На практике возникает вопрос, как определить место жительства иностранного гражданина или лица без гражданства, если такового у них на территории Российской Федерации нет. Представляется, что в этом случае ходатайство лица о рассмотрении дела по месту его жительства не может быть удовлетворено и дело подлежит рассмотрению по месту совершения административного правонарушения или по месту его обнаружения.

Читайте так же:  Административное задержание срок основания

Бюллетень Верховного Суда РФ. 2008. N 2. С. 5.

Рассмотрение дела о нарушении миграционных правил осуществляется в порядке, определенном ст. 29.7 КоАП РФ, а итогом такого рассмотрения является вынесение постановления или определения, указанных в ст. 29.9 КоАП РФ.

См.: Салищева Н.Г. Проблемы административного процесса // Институты административного права России / Отв. ред. И.Л. Бачило, Н.Ю. Хаманева. М., 1999. С. 229 — 230; Дугенец А.С., Масленников М.Я., Калмыков Г.И. Вопросы процессуально-правового регулирования административной ответственности, требующие адекватной интерпретации и перспективного решения // Теория и практика административного права и процесса (Материалы II Всероссийской научно-практической конференции). Ростов-на-Дону, 2007. С. 263 — 264.

Особенностями стадии обжалования постановлений о нарушении миграционных правил является срок пересмотра указанной категории дел. По общему правилу постановление должно быть пересмотрено в течение десяти дней с момента поступления жалобы (ч. 1 ст. 30.5 КоАП РФ). По делам, по которым лицо подлежит административному выдворению, жалоба должна быть рассмотрена в течение суток с момента ее подачи (ч. 3 ст. 30.5 КоАП РФ), а по делам, по которым принято постановление об административном приостановлении деятельности, — в течение пяти дней с момента поступления жалобы в суд (ч. 4 ст. 30.5 КоАП РФ). Представляется, что с развитием системы мест содержания лиц, подлежащих административному выдворению, и при определении их административно-правового статуса как гарантии защиты прав и свобод указанных лиц срок, предусмотренный ч. 3 ст. 30.5 КоАП РФ, может быть увеличен до пяти суток с момента подачи жалобы. Это является целесообразным в связи с потребностью соблюдения процессуальных сроков рассмотрения дел в судах, на ужесточение соблюдения которых обращало внимание Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2007 г. N 52 «О сроках рассмотрения судами уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях» .

См.: Бюллетень Верховного Суда РФ. 2008. N 2. С. 2 — 7.

Решение по жалобе на постановление об административном выдворении подлежит доведению до сведения должностного лица, исполняющего постановление, а также лица, в отношении которого вынесено решение, и потерпевшего в день вынесения решения (ч. 3 ст. 30.8 КоАП РФ). Эта особенность объясняется спецификой исполнения постановления об административном выдворении иностранных граждан и лиц без гражданства.

Ч. 1 ст. 30.9 КоАП РФ предусматривает возможность пересмотра постановления об административном правонарушении, вынесенного должностным лицом, в том числе вышестоящим должностным лицом, по жалобе на это постановление, которое может быть обжаловано в суд по месту рассмотрения жалобы, а затем в вышестоящий суд. Кроме указанного трехуровневого механизма обжалования постановления об административном правонарушении существует двухуровневый механизм. Он применяется в том случае, если постановление об административном правонарушении вынесено судом по существу, тем более что суд рассматривает дела, по которым может быть вынесено постановление об административном выдворении или административном приостановлении деятельности, что весьма активно применяется в виде административного наказания за нарушение миграционных правил. Подобный подход ставит в неравное положение субъектов административной ответственности, что противоречит конституционному принципу равенства всех перед законом (ч. 1 ст. 19 Конституции РФ) и не может быть признано обоснованным.

Стадия исполнения постановления по делу о нарушении миграционных правил имеет целый ряд особенностей, связанных со спецификой административных наказаний, применяемых к мигрантам.

Собрание законодательства РФ. 2004. N 50. Ст. 4951.

БНА РФ. 2004. N 40.
Обобщение постановления о наложении административного наказания в виде административного выдворения проведено нами по материалам практики судов Краснодарского края за январь — сентябрь 2007 года.

Представляется уместным данный срок определить в КоАП РФ, где предусмотреть общий срок содержания лиц, подлежащих административному выдворению, который не должен превышать 48 часов, а в исключительных случаях указанный срок может быть продлен до одного месяца. Последующее продление указанного срока недопустимо. Данные положения нуждаются в экстренном законодательном закреплении, поскольку содержание незаконного мигранта в местах содержания лиц, подлежащих административному выдворению, без ограничения срока серьезно нарушает конституционное право на неприкосновенность личности, предусмотренное ст. 22 Конституции РФ и ст. 5 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. .

Собрание законодательства РФ. 1998. N 20. Ст. 2143.

Другой проблемой, связанной с исполнением административного выдворения иностранных граждан и лиц без гражданства, является исполнение административного наказания в виде административного штрафа как основного наказания за указанные административные правонарушения. На практике возникают ситуации, когда административное выдворение затягивается в связи с невыполнением иностранным гражданином или лицом без гражданства обязанности по уплате административного штрафа. Получается, что иностранный гражданин или лицо без гражданства, подлежащие административному выдворению, становятся «заложником» исполнения административного наказания в виде штрафа. Полагаем, что подобный подход не может быть признан удовлетворительным. В этом случае иностранный гражданин или лицо без гражданства должны быть административно выдворены в сроки, установленные законом, а штраф должен взыскиваться в порядке, установленном ст. 31.11 КоАП РФ.

Другой, не менее значимой мерой административного наказания, налагаемой на юридических лиц или лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, является административное приостановление деятельности. Данное наказание в настоящее время предусматривается в ч. 2 ст. 18.13, 18.15, 18.16, ч. 1 и 3 ст. 18.17 КоАП РФ.

Собрание законодательства РФ. 2007. N 1 (2 ч.). Ст. 256.

Видео (кликните для воспроизведения).

Анализ особенностей производства по делам о нарушении миграционных правил позволяет предложить комплекс мер, направленных на совершенствование данного вида административно-юрисдикционной деятельности, что позволяет сформулировать возможность внесения предложений по совершенствованию нормативно-правового регулирования этого производства.

Источники

Особенности рассмотрения дел об административных правонарушениях
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here