Оспаривание ненормативного правового акта гпк

Предлагаем ознакомится с материалом в статье: "Оспаривание ненормативного правового акта гпк". Здесь собрана и обработана информация из авторитетных источников. Если вы все же не найдете ответ на свой вопрос, дочитайте статью до конца, если же и после этого не получите ответ, то обратитесь к дежурному консультанту.

Содержание

  • Статья 200. Судебное разбирательство по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 228-ФЗ в статью 200 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Статья 200. Судебное разбирательство по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц

    1. Дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления соответствующего заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу, если иной срок не установлен федеральным законом. Указанный в настоящем абзаце срок может быть продлен на основании мотивированного заявления судьи, рассматривающего дело, председателем арбитражного суда до шести месяцев в связи с особой сложностью дела, со значительным числом участников арбитражного процесса.

    Дела об оспаривании решений и действий (бездействия) должностного лица службы судебных приставов рассматриваются в срок, не превышающий десяти дней со дня поступления заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу.

    2. Арбитражный суд извещает о времени и месте судебного заседания заявителя, а также орган или должностное лицо, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), и иных заинтересованных лиц. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела, если суд не признал их явку обязательной.

    3. Арбитражный суд может признать обязательной явку в судебное заседание представителей органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, принявших оспариваемый акт, решение или совершивших оспариваемые действия (бездействие), и вызвать их в судебное заседание. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, является основанием для наложения штрафа в порядке и в размерах, которые установлены в главе 11 настоящего Кодекса.

    4. При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

    5. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

    6. В случае непредставления органом или лицом, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), доказательств, необходимых для рассмотрения дела и принятия решения, арбитражный суд может истребовать их по своей инициативе.

    Порядок обжалования ненормативных правовых актов и иных решений, принятых Управлением Роспотребнадзора по Калининградской области

    1. Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях осуществляется в порядке установленном главой 30 КоАП РФ.

    В соответствии со ст. 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.

    Жалоба может быть подана должностному лицу, вынесшему постановление либо непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченным ее рассматривать.

    Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается.

    Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. Пропущенный срок может быть восстановлен по ходатайству.

    2. Постановление по делу об административном правонарушении, связанном с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством (§ 2 Главы 25 АПК РФ).

    Заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности подается в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства заявителя либо по месту нахождения административного органа, которым принято оспариваемое решение о привлечении к административной ответственности.

    Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом. В случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя.

    Заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

    К заявлению об оспаривании решения административного органа прилагаются текст оспариваемого решения, а также уведомление о вручении или иной документ, подтверждающие направление копии заявления об оспаривании решения в административный орган, его принявший.

    3. Ненормативно-правовые акты, решения и действия (бездействия)государственных органов, должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу или в суд.

    3.1 Оспаривание затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лицосуществляется в порядке, установленном главой 24 АПК РФ.

    Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

    Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

    3.2 Оспаривание решений, действий (бездействия) органов государственной власти, должностных лиц, государственных служащих, не связанных с осуществлениемпредпринимательской и иной экономической деятельности осуществляется в порядке, установленном главой 22 КАС РФ.

    Читайте так же:  Наказание за административное правонарушение сотрудников полиции

    Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного служащего если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

    Административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, должностных лиц государственных служащих может подаваться в суд по месту жительства гражданина, месту нахождения организации, являющихся административным истцом либо по мету нахождения органа, чьи действия (бездействия) оспариваются.

    Административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

    Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом

    4. Вышестоящий орган – Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (127994, г. Москва, Вадковский переулок, 18 стр. 5 и 7)

    Вышестоящее должностное лицо – Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Попова Анна Юрьевна (127994, г. Москва, Вадковский переулок, 18 стр. 5 и 7)

    Судебные органы по месту нахождения Управления:

    — Арбитражный суд Калининградской области (236040, г. Калининград, ул. Рокоссовского, 2-4)

    — Ленинградский районный суд г. Калининграда (236016, г. Калининград, ул. Александра Невского, д. 29).

    Глава 24. Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц (ст.ст. 197 — 201)

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 228-ФЗ в наименование главы 24 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Глава 24. Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц

    Обжалование ненормативных правовых актов — срок подачи заявления

    Секарева Г.Е., специалист Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа.

    В начале работы следует сформулировать понятие ненормативного правового акта. Законодательство Российской Федерации не дает определения данного термина. В п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 апреля 1993 г. N 5 (в настоящее время утратило силу) давалось разъяснение о том, что правовые акты могут иметь нормативный и индивидуальный характер. Под правовым актом индивидуального характера понимался акт, устанавливающий, изменяющий или отменяющий права и обязанности конкретных лиц. С учетом этого предлагается рассматривать ненормативный правовой акт как односторонний акт индивидуального характера, изданный соответствующим органом власти, содержащий властные предписания, обязательные для исполнения.

    Обязательность исполнения властного предписания — один из главных квалифицирующих признаков ненормативного правового акта. Документы, не содержащие обязательных для исполнения требований, не влекут правовых последствий. Они не могут затронуть прав и законных интересов лиц, поскольку могут быть проигнорированы без каких-либо последствий.

    Ненормативные акты принимаются властными структурами в инициативном порядке, поэтому они носят односторонний характер. Форма ненормативного акта, как правило, определяется соответствующим нормативным актом, но может быть и не определена. В силу этого форма ненормативного правового акта не является необходимым признаком при его квалификации.

    Индивидуальный характер ненормативного акта обусловлен его правоприменительным свойством, его действие направлено на конкретное лицо или группу лиц, акт принимается для урегулирования конкретного отношения.

    Действие ненормативного акта исчерпывается его исполнением. В отличие от нормативных актов ненормативные акты не содержат правовых норм (правила поведения), не направлены на неоднократное применение.

    Как отмечено выше, властные полномочия государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц реализуются в том числе посредством издания ненормативных правовых актов. Однако зачастую указанные акты нарушают права лиц, в отношении которых они приняты. Обжалование ненормативных правовых актов с целью признания их недействительными является одним из эффективнейших способов защиты гражданских прав и интересов граждан и организаций.

    Это право декларирует ст. 46 Конституции РФ, указывая на возможность обжалования в суд решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления.

    Гражданский кодекс РФ закрепляет такое право в ст. 13, согласно которой ненормативный акт государственного органа, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.

    Вместе с тем незнание процессуальных особенностей, специфики рассмотрения судами подобных дел зачастую не позволяет заинтересованным лицам реализовать данный способ защиты, восстановить нарушенные права.

    Дела об оспаривании ненормативных правовых актов разрешаются судами общей юрисдикции и арбитражными судами по правилам, установленным соответственно в Гражданском процессуальном кодексе РФ и Арбитражном процессуальном кодексе РФ.

    Остановлюсь подробнее на арбитражном процессе. Порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц регламентирован гл. 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

    Существенной особенностью по рассматриваемой категории дел являются сроки — это сроки для обращения с заявлением в арбитражный суд, сроки рассмотрения дел и сроки исполнения принятых решений (соответственно ч. 4 ст. 198, ч. 1 ст. 200, ч. 7 ст. 201 АПК РФ); все вышеперечисленные сроки можно охарактеризовать как сокращенные по сравнению с общеустановленными.

    На первом из них — сроке подачи заявления в арбитражный суд — мне бы хотелось остановиться подробнее. Этот срок в соответствии с ч. 4 ст. 198 АПК РФ составляет три месяца со дня, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. «Иное» установлено Федеральным законом «Об исполнительном производстве», согласно п. 1 ст. 90 которого срок для подачи жалобы на действия судебного пристава-исполнителя составляет 10 дней.

    Применяя ч. 4 ст. 198 АПК РФ, необходимо учитывать позицию Конституционного Суда РФ, изложенную в Определении от 18 ноября 2004 г. N 367-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью «Владимир и Ольга» на нарушение конституционных прав и свобод ч. 1 ст. 52 и ч. 4 ст. 198 АПК РФ» по поводу обсуждаемой нормы. Согласно данной позиции установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) — незаконными не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока в силу соответствующих норм АПК РФ не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений. Вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, т.е. в судебном заседании; заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.

    Названное Определение Конституционного Суда РФ практически разрешило спор касательно возможности применения ст. 115 АПК РФ о возвращении заявления в случае пропуска срока, указанного в ч. 4 ст. 198 АПК РФ. Так как вопрос о восстановлении срока решается после возбуждения дела, то факт его пропуска не может являться основанием для возвращения заявления. Следует отметить, что ст. 129 АПК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований для возвращения исковых заявлений, среди которых пропуск срока на обращение в суд не значится. Статья 150 Кодекса также не содержит в качестве основания для прекращения производства по делу пропуск срока для обращения в суд или отказ в удовлетворении ходатайства о восстановлении срока, установленного ч. 4 ст. 198 АПК РФ.

    Читайте так же:  Положение о запрете курения на предприятии образец

    Исходя из этого, суду следует выяснять причины пропуска срока в предварительном судебном заседании или в судебном заседании. Отсутствие причин к восстановлению срока может являться основанием для отказа в удовлетворении заявления (Постановление Президиума ВАС РФ от 31 января 2006 г. N 9316/05).

    Обжалование ненормативного акта или спор о праве?

    Алексей Штыка, юрисконсульт ООО «Право и консультации».

    Более чем семилетняя практика применения Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон о регистрации) показала, что суды неоднозначно определяют правовую природу оспаривания зарегистрированных прав на недвижимость. Вопрос, является ли это оспаривание обжалованием ненормативного акта или спором о праве, исследуется на основе практики ФАС Московского округа за последние годы.

    Типичные ошибки

    Неверный подход к пониманию сущности института государственной регистрации прав существенно снижает эффективность судебной защиты при оспаривании зарегистрированных прав. Согласно п. 1 ст. 2 Закона о регистрации последняя представляет собой юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ.

    Употребленный в данном определении термин «акт» означает не индивидуальный ненормативный акт, как это зачастую истолковывается на практике, а процесс, действие или определенную совокупность (последовательность) действий, результат которых — подтверждение государством легитимности, законности прав заявителя на объект недвижимости.

    Именно такой позиции придерживается ФАС МО. Например, как следует из Постановления ФАС МО от 16.02.2004 N КГ-А40/465-04, суд кассационной инстанции под актом государственной регистрации понимает внесение записи в государственный реестр прав на недвижимое имущество .

    Аналогичная позиция суда прослеживается, например, в Постановлениях ФАС МО от 05.05.2004 N КГ-А40/2920-04, от 25.06.2004 N КГ-А41/5011-04.

    Анализ практики ФАС МО позволяет утверждать, что подавляющее большинство проблем возникает в связи с неправильным толкованием легального определения понятия государственной регистрации прав и недостаточно четким представлением правоприменителя о сущности данного правового института. Это проявляется в некорректном определении предмета иска при оспаривании зарегистрированных прав и в итоге приводит к неправильной квалификации соответствующих правоотношений как споров о признании недействительными ненормативных актов государственных органов.

    Наиболее очевидная ошибка — формулирование предмета иска как требования о признании недействительными свидетельств о регистрации прав или записей о регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Как правило, суды первой и апелляционной инстанций квалифицируют подобные требования как требования об оспаривании ненормативных актов государственных органов. Однако суд кассационной инстанции такие акты отменяет и передает дело на новое рассмотрение, указывая на существенные различия между ненормативными актами органов власти и госрегистрацией прав на недвижимое имущество.

    Опровергая мнение судов нижестоящих инстанций о том, что акт государственной регистрации права, запись в Реестре о государственной регистрации права и свидетельство о государственной регистрации могут быть оспорены в порядке статей 197 — 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее — АПК РФ), суд кассационной инстанции привел следующие аргументы. Он указал, что ни акт государственной регистрации права на недвижимое имущество, ни запись, ни свидетельство о такой регистрации не являются ненормативными актами государственного органа, поскольку не адресованы определенному кругу лиц, не содержат властных предписаний и запрещений, не носят разового характера (не прекращают своего действия в связи с исполнением). Кроме того, к ним не применяются положения ст. 13 ГК РФ; в действиях по государственной регистрации права не выражаются какие-либо властные волеизъявления регистрирующего органа; государственная регистрация носит со стороны государства правоподтверждающий, а не правоустанавливающий характер .

    Постановления ФАС МО от 29.03.2004 N КГ-А40/1981-04; от 19.05.2004 N КГ-А40/3763-04.

    Формулируя свою позицию по другому делу, ФАС МО также исходил из того, что акт государственной регистрации по смыслу ст. 2 Закона о регистрации не является индивидуальным (ненормативным) актом, поскольку не носит распорядительного характера, не выражает какие-либо юридически властные волеизъявления и не адресован определенному кругу лиц, а потому не подлежит оспариванию в порядке, установленном ст. 198 АПК РФ .

    Постановление ФАС МО от 05.02.2004 N КГ-А40/26-04.

    Во всех вышеприведенных случаях суд кассационной инстанции, отменяя судебные акты нижестоящих судов, удовлетворявших заявленные требования, и передавая дела на новое рассмотрение, отмечал необходимость уточнения истцами заявленных исковых требований.

    Предъявление иска об исключении из государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о регистрации права собственности ответчика столь же бесперспективно. Отменяя судебные акты нижестоящих судов, удовлетворивших подобное требование, ФАС МО указал, что решение об исключении из Реестра записи о государственной регистрации права собственности ответчика на спорный объект недвижимости неисполнимо, так как такое действие не предусмотрено законом и может привести к неопределенности за время от внесения записи о регистрации до вступления в законную силу судебного акта арбитражного суда .

    Постановление ФАС МО от 12.02.2004 N КГ-А41/245-04.

    Другой веский аргумент в пользу тезиса о бесперспективности оспаривания свидетельств о регистрации или записей в Реестре имеет процессуальный характер. Он приведен в Постановлении ФАС МО от 29.03.2004 N КГ-А40/1981-04. По данному делу были заявлены требования о признании недействительными свидетельства о регистрации, соответствующей записи в Реестре, а также о признании за истцом права собственности на спорный объект недвижимости.

    Отменяя судебные акты судов нижестоящих инстанций, удовлетворивших заявленные требования в полном объеме, суд кассационной инстанции указал, что АПК РФ не допускает рассмотрения в одном процессе спора о праве и заявления об оспаривании ненормативного акта. Спор о праве не может рассматриваться в порядке административного судопроизводства по правилам главы 24 Кодекса, а заявление об оспаривании ненормативного акта не может рассматриваться в порядке искового производства.

    Иски о признании недействительной государственной регистрации прав тоже весьма распространены, но вряд ли результативны. Заявляя подобное абстрактное, неконкретизированное требование, истец оказывается полностью зависимым от того, каким образом это требование будет истолковано и интерпретировано рассматривающими дело судами.

    К примеру, в одних случаях иски о признании недействительной государственной регистрации прав на недвижимость и сделок с ней опять же разрешаются судами нижестоящих инстанций как требование к государственному органу о признании недействительным его акта. В подобной ситуации суд кассационной инстанции, как правило, отменяет судебные акты нижестоящих судов и направляет дело на новое рассмотрение, указывая, что по смыслу ст. 2 Закона о регистрации в судебном порядке может быть оспорено зарегистрированное право, а не сама по себе запись о регистрации .

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Постановления ФАС МО от 04.02.2004 N КГ-А41/132-03, от 05.05.2004 N КГ-А40/2920-04, от 25.06.2004 N КГ-А41/5011-04.

    В других случаях ФАС МО отмечает, что такого способа защиты гражданских прав, как признание недействительным зарегистрированного права, действующим законодательством не предусмотрено.

    В зависимости от конкретных обстоятельств ФАС МО либо передает дело на новое рассмотрение, рекомендуя суду первой инстанции предложить истцу уточнить предмет иска , либо отменяет решения нижестоящих судов и отказывает в удовлетворении подобного требования . При этом в Постановлении от 15.04.2004 N КГ-А41/2593-04 суд кассационной инстанции указал, что вывод суда первой инстанции о возможности предъявления и рассмотрения в суде самостоятельного требования об обжаловании зарегистрированного права не соответствует закону.

    Читайте так же:  Проверить штраф административного правонарушения

    Постановление ФАС МО от 15.04.2004 N КГ-А41/2593-04.
    Постановление ФАС МО от 22.03.2004 N КГ-А40/1637-04.

    Пересматривая другое аналогичное дело, суд кассационной инстанции прекратил производство по делу в части признания недействительным акта государственной регистрации права ввиду его неподведомственности арбитражным судам. Суд сослался на то, что рассмотрение требований о признании недействительной записи о правах на недвижимое имущество и сделок с ним действующим АПК РФ или другими федеральными законами не отнесено к подведомственности арбитражного суда .

    Постановление ФАС МО от 05.01.2004 N КА-А40/10718-03.

    Разумеется, все вышеизложенное относительно перспектив оспаривания государственной регистрации, свидетельств о регистрации или записей в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не говорит о том, что действия регистрирующих органов оспаривать нельзя. Однако оспаривание оправданно лишь в том случае, если речь идет именно о нарушениях действующего законодательства, допущенных регистрирующим органом в процессе регистрации прав на недвижимое имущество или сделок с ним.

    В любом случае необходимо осознавать, что удовлетворение такого требования не повлияет на юридическую действительность оснований, по которым осуществлялась регистрация. Эти основания оспорены не будут, а значит, останутся юридически действительными.

    Обжалование в прокуратуру

    Прокуратура надзирает за соблюдением законов. Если ненормативный правовой акт нарушает закон, после проведения проверки прокуратура вправе вынести представление об устранении нарушений. Однако конечное решение все равно будет принимать тот орган, акт которого обжалуется, поэтому меры прокурорского реагирования могут не дать нужного результата. Кроме того, пока идет проверка и переписка, оспариваемый акт может вступить в силу, а значит, его неисполнение уже повлечет негативные последствия. Бывает, что прокуратура сама обращается в суд с заявлением о признании акта недействительным, но для этого нужно, чтобы обстоятельства дела были достаточно серьезными.

    Право и только право

    Как формулировать предмет иска с тем, чтобы минимизировать возможность неверной квалификации судами спорных правоотношений и соответственно максимально увеличить шансы на оперативное и правильное рассмотрение и разрешение судом возникшего спора?

    Ответ на обозначенный вопрос становится очевидным при внимательном прочтении положений все того же п. 1 ст. 2 Закона о регистрации, которым установлено, что зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Из данной нормы Закона, толкуемой в логической взаимосвязи с легальным определением понятия государственной регистрации прав, следует, что оспариванию подлежит собственно право и только право, но никак не регистрация, свидетельство о регистрации или запись в Реестре. «Акт государственной регистрации права признает и подтверждает со стороны государства те основания, по которым возникло, перешло или прекратилось соответствующее право, и именно право, а не акт, свидетельство или запись может быть оспорено в суде» .

    Постановления ФАС МО от 29.03.2004 N КГ-А40/1981-04; от 19.09.2005 N КГ-А40/3763-04.

    В том или ином виде эта аксиома формулируется судом кассационной инстанции практически каждый раз при пересмотре дел об оспаривании зарегистрированных прав. И в подавляющем большинстве случаев, независимо от того, оспаривается ли государственная регистрация, свидетельство о регистрации или запись в Реестре, ФАС МО указывает нижестоящим судам на наличие спора о праве и ориентирует их на необходимость рассмотрения и разрешения именно спора о праве.

    Что же касается собственно предмета иска, то есть содержания предъявляемого требования при оспаривании зарегистрированного права, то он зависит от конкретных оснований, по которым возникло оспариваемое право ответчика: «Оспаривание зарегистрированного права означает оспаривание тех оснований, по которым возникло конкретное право конкретного лица на недвижимое имущество» . Например, оспаривание зарегистрированного права возможно путем предъявления исков о признании недействительной сделки купли-продажи недвижимого имущества, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании оспариваемого права за истцом и т.д. .

    Постановления ФАС МО от 12.03.2004 N КГ-А40/1262-04-П, от 19.09.2005 N КГ-А40/3763-04, от 10.06.2004 N КГ-А40/4514-04.
    Постановления ФАС МО от 04.03.2004 N КГ-А40/1231-04, от 25.05.2004 N КГ-А40/4229-04, от 07.06.2004 N КГ-А41/4364-04.

    Обжалование в вышестоящий орган

    На сегодняшний день на уровне практически всех органов власти реализован механизм досудебного урегулирования споров. Если такой порядок предусмотрен законом, он обязателен в преддверии обращения в суд.

    Как это работает:

    1. Если лицо, которому адресован ненормативный правовой акт, не согласно с ним, считает предписание незаконным, нарушающим права и интересы, оно вправе подать жалобу в вышестоящий орган или руководителю должностного лица.
    2. Перед подготовкой жалобы нужно изучить порядок ее подачи и рассмотрения. Обжалование ненормативного правового акта регулируется законом (для примера – ст. 138 Налогового кодекса). Нужно заранее уточнять, в каком порядке следует действовать. Иначе есть риск пропустить срок обжалования или ошибиться с инстанцией для подачи жалобы.
    3. Жалоба подается в письменной форме. В установленный срок она будет рассмотрена. Вышестоящий орган (должностное лицо) вправе отменить оспариваемый акт или внести в него изменения.
    4. Если результаты обжалования не удовлетворяют, появляется возможность обратиться в суд.

    Какие правовые акты относятся к ненормативным

    Правильное определение, относится ли конкретный акт к ненормативному правовому акту – очень важный момент. Если будет допущена ошибка, изначально будет неправильно выбрана процедура обжалования. Уже на этом основании жалоба или заявление о признании недействительным ненормативного правового акта могут остаться без рассмотрения.

    Признаки ненормативного правового акта:

    1. Содержание властного предписания (указания, распоряжения и т.п.), которое носит односторонний, персональный характер и обязательно для выполнения лицом, которому оно адресовано.
    2. Отсутствие в акте установления правовых норм.
    3. Наличие определенной ответственности либо других негативных последствий, которые могут наступить в случае неисполнения акта.
    4. Изложенное в акте предписание урегулирует определенные правоотношения, причем конкретные.
    5. Акт рассчитан на однократное исполнение, и как только он исполнен, его действие прекращается.

    Под актом понимается только документ. Причем утвержденной формы (формализованный документ). Таким образом, некое устное предписание ненормативным правовым актом не является. Однако если речь идет об определенном письменном решении, то оно может быть признано ненормативным правовым актом, если отвечает всем другим признакам.

    Кроме того, следует различать ненормативные правовые акты и локальные акты. Первые принимаются органами или должностными лицами, которые наделены публичными полномочиями. Здесь нет отношений «начальник-подчиненный», как в случае с локальными актами. Поэтому, как правило, дела об оспаривании ненормативных правовых актов – это жалобы и заявления физических, юридических лиц или ИП, которые не согласны с предписаниями, указаниями, распоряжениями, решениями, уведомлениями и т.д. органов власти, обычно контрольного и надзорного профилей работы.

    Судебное обжалование

    При обращении в суд ставится вопрос признания ненормативного правового акта недействительным. В этом случае подается заявление, а не жалоба. Перед подготовкой документов важно правильно определить подсудность дела – здесь есть некоторая специфика.

    Ненормативные правовые акты, которые ущемляют права и интересы в сфере экономической деятельности, в том числе предпринимательской, оспариваются в арбитражном суде. Заявление подает заинтересованное лицо.

    Основания для оспаривания – акт незаконен и нарушает права и интересы заявителя, а равно неправомерно возлагает обязанности или создает препятствия для ведения экономической деятельности.

    Дела рассматриваются в порядке искового производства. Таким образом, нужно готовить заявление точно так же, как иск, но с учетом требований ст. 199 АПК РФ. К заявлению прикладываются документы в подтверждение позиции, а также текст оспариваемого акта (копия документа).

    Читайте так же:  Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении

    КАС РФ не предусматривает специальный порядок оспаривания ненормативных правовых актов. При обращении необходимо руководствоваться правилами оспаривания решений органов власти и их должностных лиц. Обращение в суд оформляется административным исковым заявлением. Требования к нему установлены ст. 220 КАС РФ. При необходимости заявитель вправе попросить суд приостановить действие оспариваемого акта.

    Срок обращения в арбитражный суд и суд общий юрисдикции одинаковый – 3 месяца с момента, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и интересов. Срок можно восстановить, но для этого должны быть уважительные причины.

    Федеральное казначейство

    официальный сайт Казначейства России
    www.roskazna.ru

    Участники процесса

    Еще один практически значимый аспект рассматриваемой темы, тесно связанный с проблемой квалификации правоотношений при оспаривании зарегистрированных прав и производный от нее, — правильное определение субъектного состава участников процесса. Во всех приведенных выше ситуациях речь идет об оспаривании прав, а не об обжаловании актов, поэтому при разрешении данного вопроса следует исходить из того, что, как указал ФАС МО, надлежащими истцом и ответчиком по делам данной категории являются соответственно лицо, считающее себя правообладателем, и лицо, зарегистрированное в качестве такового .

    Постановления ФАС МО от 28.01.2004 N КГ-А40/11426-03, от 14.04.2004 N КГ-А40/2557-04.

    Относительно же встречающихся на практике случаев привлечения в качестве ответчиков к участию в делах об оспаривании права регистрирующих органов заметим следующее. Согласно позиции кассационной инстанции, сформулированной в Постановлении от 29.03.2004 N КГ-А40/1981-04, регистрирующий орган не может являться ответчиком в споре о праве. Представляется, что наиболее адекватный процессуальный статус регистрирующего органа — третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора.

    При рассмотрении и разрешении дел об оспаривании зарегистрированных прав на недвижимое имущество и сделок ним ФАС МО последовательно придерживается следующей правовой позиции. Государственная регистрация прав на недвижимость и совершаемых в отношении нее сделок носит со стороны государства не правоустанавливающий, а правоподтверждающий характер, и ни акт регистрации, ни запись в реестре, ни свидетельство о регистрации не являются ненормативными актами государственного органа.

    В связи с чем, по мнению суда кассационной инстанции, оспариванию в судебном порядке подлежит не собственно акт государственной регистрации, свидетельство о ней или же запись в реестре, а те гражданско-правовые основания, по которым возникло конкретное право на недвижимое имущество у лица, зарегистрированного в качестве правообладателя.

    Статьи по предмету Гражданский процесс

    Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Гражданский процесс, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.

    • Москва, Московская область
      +7 (499) 703-47-96
    • Санкт-Петербург, Ленинградская область
      +7 (812) 309-56-72
    • Федеральный номер
      8 (800) 555-67-55 доб. 141

    Звонки бесплатны.
    Работаем без выходных

    Как обжаловать ненормативный правовой акт

    ​Оспаривание ненормативного правового акта осуществляется в порядке арбитражного (АПК РФ) или административного судопроизводства (КАС РФ). До обращения в суд, возможно, необходимо будет пройти процедуру урегулирования спора на уровне вышестоящего ведомства (органа власти), которое вправе отменить оспариваемый акт или внести в него изменения. Такой порядок будет обязателен, если предусмотрен законом. По поводу нарушения прав и интересов можно обратиться с заявлением в прокуратуру – ведомство проведет проверку и вынесет представление об устранении выявленных нарушений.

    Судебный порядок оспаривания нормативных правовых актов и иных решений, действий (бездействия) федерального органа исполнительной власти и его должностных лиц

    Гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, или должностного лица нарушаются их права и свободы.

    Согласно п. 1 ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном КАС РФ, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части.

    В силу положений ч. 1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

    Административное исковое заявление об оспаривании нормативных правовых актов подаются по подсудности, установленной статьями 17.1 — 21 КАС РФ.

    В районный суд подаются заявления об оспаривании нормативных правовых актов, не указанных в статьях 17.1, 18, 20, 21 КАС РФ.

    Административное исковое заявление к органу государственной власти, иному государственному органу, органу местного самоуправления, избирательной комиссии, комиссии референдума, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, подается в суд по месту их нахождения, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему — по месту нахождения органа, в котором указанные лица исполняют свои обязанности.

    В случае, если место нахождения органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не совпадает с территорией, на которую распространяются их полномочия или на которой исполняет свои обязанности должностное лицо, государственный или муниципальный служащий, административное исковое заявление подается в суд того района, на территорию которого распространяются полномочия указанных органов, организации или на территории которого исполняет свои обязанности соответствующее должностное лицо, государственный или муниципальный служащий.

    Сроков давности для подачи административного искового заявления в суд об обжаловании нормативных правовых актов действующее законодательство не устанавливает, таким образом, эти акты могут быть обжалованы в любое время в период их действия. Не могут быть обжалованы недействующие нормативные правовые акты.

    Подача административного искового заявления об оспаривании нормативного правового акта в суд не приостанавливает действие оспариваемого нормативного правового акта.

    Суд отказывает в принятии административного искового заявления об оспаривании нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), нарушающих права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, если имеется вступившее в законную силу решение суда, принятое по административному иску о том же предмете.

    Административные дела рассматриваются и разрешаются Верховным Судом Российской Федерации до истечения трех месяцев, а другими судами до истечения двух месяцев со дня поступления административного искового заявления в суд, включая срок на подготовку административного дела к судебному разбирательству, если иные сроки рассмотрения и разрешения административных дел не установлены настоящим Кодексом.

    Суды разрешают административные дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, должностных лиц, а также нормативных правовых актов организаций, которые в установленном порядке наделены полномочиями на принятие таких актов.

    Если при разрешении административного дела суд установит несоответствие подлежащего применению нормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, он принимает решение в соответствии с законом или иным нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.

    Читайте так же:  Административное наказание устанавливается законами субъекта федерации

    В силу п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном данным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, должностных лиц, порядок производства по которым предусмотрен гл. 22 названного кодекса.

    Положения ч. 1 ст. 218 КАС РФ предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.

    Административное исковое заявление подается в суд по подсудности, установленной статьями статьями 17.1 — 21 КАС РФ.

    Административное исковое заявление к органу государственной власти, иному государственному органу, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, подается в суд по месту их нахождения, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему — по месту нахождения органа, в котором указанные лица исполняют свои обязанности.

    В случае, если место нахождения органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не совпадает с территорией, на которую распространяются их полномочия или на которой исполняет свои обязанности должностное лицо, государственный или муниципальный служащий, административное исковое заявление подается в суд того района, на территорию которого распространяются полномочия указанных органов, организации или на территории которого исполняет свои обязанности соответствующее должностное лицо, государственный или муниципальный служащий.

    При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

    1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

    2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

    3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

    а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

    б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

    в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

    4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения. Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

    Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

    Административные дела рассматриваются и разрешаются Верховным Судом Российской Федерации до истечения трех месяцев, а другими судами до истечения двух месяцев со дня поступления административного искового заявления в суд, включая срок на подготовку административного дела к судебному разбирательству, если иные сроки рассмотрения и разрешения административных дел не установлены настоящим Кодексом.

    Суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление

    В день вступления в законную силу решения суда, которым удовлетворены заявленные требования, или в день обращения данного решения к немедленному исполнению его копии направляются с использованием способов, позволяющих обеспечить скорейшую доставку таких копий, руководителям органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, председателям квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии по приему экзамена на должность судьи, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему, решения, действия (бездействие) которых были оспорены.

    Судебный порядок обжалования по заявлениям граждан, организаций и иных лиц, затрагивающих права и законные интересы этих лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, регламентирован главами 23, 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК).

    Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

    Заявления об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти рассматриваются Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации.

    Сроков давности для подачи заявления в суд об обжаловании нормативных правовых актов действующее законодательство не устанавливает, таким образом, эти акты могут быть обжалованы в любое время в период их действия. Не могут быть обжалованы недействующие нормативные правовые акты.

    Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

    Заявления о признании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного служащего незаконными рассматриваются арбитражными судами по месту нахождения федерального органа исполнительной власти.

    Срок обращения с заявлением в арбитражный суд о признании решений и действий (бездействия) незаконными согласно статье 198 АПК составляет три месяца со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

    Источники

    Оспаривание ненормативного правового акта гпк
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here