Отграничение административных правонарушений

Предлагаем ознакомится с материалом в статье: "Отграничение административных правонарушений". Здесь собрана и обработана информация из авторитетных источников. Если вы все же не найдете ответ на свой вопрос, дочитайте статью до конца, если же и после этого не получите ответ, то обратитесь к дежурному консультанту.

§ 4. Отграничение административного правонарушения от преступления

Административное правонарушение и преступление являются общественно опасными деяниями. Чтобы их разграничить, нужен надежный критерий, в качестве которого выступает степень общественной опасности этих правонарушений.

Общественная опасность — это не абстрактная категория, а совокупность конкретных показателей, признаков, закрепленных в нормах права и характеризующих отдельные элементы состава правонарушения и состав в целом. Эти показатели порознь или в том или ином сочетании позволяют определить степень общественной опасности деяния и отграничить административное правонарушение от преступления.

Установление юридического состава является наиболее сложной и важной профессиональной задачей любого правоприменителя — суда (судьи), комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, полномочного органа исполнительной власти, должностных лиц. Именно этот момент правоприменения обеспечивает законность привлечения физических и юридических лиц к административной ответственности, именно здесь оказывается возможным отграничить административное правонарушение от преступлений, особенно смежных или пограничных, например, мелкое хулиганство от уголовно наказуемого хулиганства, неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции от применения насилия в отношении представителя власти, предусмотренного ст. 318 УК РФ.

Законодатель с учетом достигнутого уровня развития общества, внешней и внутренней обстановки, различных позитивных и негативных процессов вводит новые составы преступлений и административных правонарушений, отменяет некоторые ранее существовавшие, переводит отдельные деяния из разряда преступных в разряд административных правонарушений или наоборот.

Поскольку объекты посягательства у ряда административных правонарушений и преступлений общие, вопрос об их размежевании в «пограничных зонах» порой довольно сложен. Для его решения приходится сопоставлять нормы уголовного и административного права. При этом учитывается правовое установление о том, что за нарушение общеобязательных правил виновные несут административную ответственность, если эти нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности.

Отграничение административного правонарушения от преступления обычно проводится по объективной стороне состава. Так, преступление, предусмотренное ст. 149 УК РФ «Воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них», отграничивается от административного правонарушения с почти аналогичной формулировкой диспозиции правовой нормы (ст. 5.38 КоАП) по признаку использования субъектом преступления служебного положения, насилия или угрозы его применения с целью запугивания людей и тем самым воспрепятствования проведению той или иной массовой акции. При отсутствии этих квалифицирующих признаков те же действия будут рассматриваться в качестве административного правонарушения.

Для определения степени общественной опасности правонарушения и отграничения административных правонарушений от преступлений применяется такой показатель, как наличие или отсутствие тяжких последствий. Например, если нарушение транспортных правил повлекло гибель людей или иные тяжкие последствия, то оно квалифицируется как преступление, а если таких последствий нет — как административное правонарушение (ст. 12.24 КоАП). При этом отсутствие тяжких последствий при административном правонарушении конкретизируется возможностью причинения только легкого вреда здоровью потерпевшего, т.е. причинения вреда здоровью, вызвавшее его кратковременное расстройство; материальный ущерб не должен быть крупным, которым признается стоимость имущества, превышающая 500 минимальных размеров месячной оплаты труда (примечание 4 к ст. 158 УК РФ). Иногда достаточно возможности наступления тяжких последствий, а не их реального наличия. Так, нарушение правил учета, хранения, перевозки взрывчатых и радиоактивных веществ, даже если оно лишь могло повлечь тяжкие последствия, уже рассматривается как преступление.

Нередко критерием является размер имущественного ущерба, причиненного правонарушением. Например, мелкое хищение чужого имущества путем кражи, мошенничества, присвоения или растраты при отсутствии признаков преступления (ст. ст. 158, 159, 160 УК РФ) на сумму, не превышающую одного минимального размера оплаты труда, считается административным правонарушением (примечание к ст. 7.27 КоАП), а свыше одного МРОТ — преступлением.

До недавнего времени квалифицирующими признаками, позволяющими отграничить административное правонарушение от преступления, служили повторность, неоднократность, систематичность совершения административных правонарушений при условии назначения за них административных наказаний. Иными словами, впервые совершенное правонарушение, предусмотренное соответствующей нормой права, влекло административную ответственность, а повторное (неоднократное, систематическое) совершение аналогичного проступка — уголовную ответственность, предусмотренную уголовным законодательством. Поэтому в Уголовном кодексе содержалось значительное количество составов преступлений с так называемой административной преюдицией.

Однако Уголовный кодекс РФ 1996 г. более не содержит таких составов, и повторное, неоднократное, злостное или систематическое совершение административного правонарушения не может превратить его в преступление и повлечь за собой уголовную ответственность.

Отграничения административного правонарушения от преступления и дисциплинарного проступка

Особый вопрос о юридических критериях отграничения внешне сходных преступлений и административных правонарушений. Практическая потребность в этом определяется тем, что административная ответственность за правонарушения наступает, если они по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности (см. ст. 2.1 КоАП РФ).

Такие юридические критерии содержатся в уголовном и административном законодательстве и могут относиться к объекту, объективной стороне, субъекту и субъективной стороне составов соответствующих правонарушений. Например, закон определяет, в каких случаях мелкое хищение государственного имущества является административным правонарушением, а в каких — преступлением; субъектом определенных преступлений признается лицо, достигшее 14-летнего возраста, административного правонарушения — только лица, достигшие 16-летнего возраста; нарушение правил безопасности движения лицами, управляющими транспортными средствами, повлекшие причинение потерпевшему легкого телесного повреждения — административное правонарушение, а те же действия, повлекшие смерть потерпевшего или причинение ему тяжкого телесного повреждения — преступление; умышленное повреждение насаждений, причинившее значительный ущерб государственному хозяйству — преступление, а те же действия, совершенные по неосторожности, — административное правонарушение. Поэтому для определения характера правонарушения, его юридической природы необходим тщательный сравнительный анализ положений законодательства, устанавливающего ответственность за их совершение.

Читайте так же:  Цепи загрязнения окружающей среды 3 класс схемы

Административное правонарушение отличается от дисциплинарного проступка тем, что последний, по общему правилу, опосредуется трудовыми, служебными отношениями. Нередко нарушение трудовых, служебных обязанностей одновременно признается административным правонарушением. Подобные правонарушения получили в литературе название «административно-дисциплинарные правонарушения (проступки)». Их субъектами являются не граждане, а лица, на которых возложено выполнение определенных трудовых служебных функций.

Самостоятельно в конспектах законспектировать субъект, субъективная сторона – виды и признаки; 2 вопрос — виды и их основания классификация. Отграничение от дисциплинарных _проступков и преступлений.

Это вид ответственности который выражается в применение уполномоченным органом или должностным лицом административного наказания к физическим или юридическим лицам, совершившим административное правонарушение.

Основные черты административной ответственности:

ü Административное правонарушение.

ü Имеет нормативно-правовую основу.

ü Устанавливается федеральным законодательством и законодательством субъекта.

ü Субъект административной ответственности, совершивших правонарушение (физ, юр. лица).

ü За административное правонарушение предусмотрены административное наказание.

ü Административное наказание налагается органами и их должностными лицами на неподчиненных им правонарушителей.

ü Применение административных наказаний не влечет судимости и увольнение с работы.

ü Меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.

В соответствии со статьей 24.5 КоАП существуют различные основания, исключающие производство по делу об административном управлении, либо основания освобождения от уголовной ответственности.

В случае возбуждения дела об административном правонарушении производство по нему подлежит прекращению, а также производство оп делу об административном правонарушение не может быть начато:

-отсутствие события административного правонарушения

-отсутствие состава административного правонарушения, в том числе не достижения физическим лицом на момент совершения возраста с которого наступает административная ответственность (16) или невменяемость физического лица совершившего противоправное деяние.

-действия лица в крайней необходимости.

-издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания.

-отмена закона установившего административную ответственность.

-истечение сроков давности привлечения к административной ответственности (постановление по делу административных правонарушений не может быть по истечению 2 месяцев, за исключением по делам рассматриваемым судьей 3 месяца, в исключительных случаях, предусмотренных ст.4.5 в течение года).

— Наличие по одному и тому же факту совершение противоправных действий, бездействий по которому ведется производство по делу об административных правонарушений постановления о назначение административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном нарушении, либо постановление о возбуждение уголовного дела.

— Смерть физического лица в отношение которого ведется дело об административном правонарушении.

1)Раскаяние лица, совершившего административное правонарушение.

2)Добровольное сообщение лицом о совершение административного правонарушения.

3)Предотвращение лицом, совершившим АП вредных последствий административных правонарушений. Возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного ущерба.

4)Совершение АП в состояние сильного душевного волнения (аффекта), либо при истечение личных или семейных обстоятельств.

5)Совершение АП несовершеннолетним.

6)Совершение АП беременной женщиной или женщиной имеющих малолетних детей.

1)Продолжение административного правонарушения.

2)Повторное совершение однородного правонарушения (одна глава). Срок по которому лицо может быть подвергнуто административному наказанию со дня окончания исполнения по делу.

Изучить Гл. 4, ст. 2.3, 2.5,2.7,2.8,2.9.

| следующая лекция ==>
Меры административной ответственности | Невменяемость

Дата добавления: 2014-01-04 ; Просмотров: 1563 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

54. Понятие и признаки административного правонарушения. Отграничение административных правонарушений от иных правонарушений.

Административное правонарушение – это фактическое основание для привлечения к административной ответственности.

ч.1.ст.2.1. КоАП: Это противоположное виновное действие (бездействие) физических и юридических лиц, за которое кодексом или законом субъекта об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

1) общественная вредность

2)административная противоправность (деяние прямо запрещено особенной частью КоАП или закона субъекта)

3)это деяние; т.е. сознательно волевое действие или бездействие одного или нескольких физицеских или юридических лиц.

4)виновность, т.е. совершение деяния с умыслом или по неосторожности.

5) наказуемость – влечет возможность применения административного наказания.

6) отсутствие в данном деянии признаков уголовного преступления.

Отличие от иных видов правонарушений:

От преступления: а) степень общественной опасности (не опасно, но вредно)

б) характер противоправности (преступление запрещено УК, а административное правонарушение — КОАПом)

в) характер наказания (уголовный – более строгий)

г)различный процесс, порядок привлечения к ответственности;

2. От дисциплинарных проступков:

2. характер противоправности (дисциплинарный проступок, помимо трудового права запрещенно законодательством об образовании)

3. по субъекту – в дисциплинарной – только гражданин, именно отношениями к конкретной организации.

4. различная система наказаний.

55. Состав административного правонарушения. Виды составов.

Под составом АПр понимается установленные законом совокупность признаков, при наличии которых общественно-опасное деяние считается АПр.

-1-не имеющие юридического значения;

-2- имеющие юридические признаки: 1. конструктивные: объект, субъект, объективная и субъективная сторона; 2. не входящие в состав: смягчающие обстоятельства, отягчающие обстоятельства, исключающие ответственность.

Элементы состава: эти 4 конструктивных признака. Состав правонарушения – это логическая конструкция, правовое понятие, которое отражает существенные признаки реального действия, т.е. Т.О. законодатель не создает признаков правонарушения, а лишь отбирает из них существенные и конструирует

Читайте так же:  Административное правонарушение нахождение

составы. Перечень закрепленных в законе признаков правонарушения – это необходимое и достаточное основание для квалификации деяния, как АПр. Состав административного правонарушения образует гипотезу норм, в результате совершения правонарушения применяется санкция в виде адм. наказания. Вывод:

1) состав АПр констатирует в совокупности всех 4 элементов, при этом каждый элемент в свою очередь, представляет собой систему более частных признаков.

Классификация составов АПр:

-1- по родовому объекту посягательства – правила дорожного движения; избирательные права граждан и т.д. сообразно главам особенной части;

-2- по объективной стороне – а) в зависимости от характера деяний: 1. состав Пр, предусм-щих отв-ть за бездействие; 2. составы Пр за неправомерные действия; б) по последствию: 1. формальный; 2. материальный

(нарушение ПДД, повлекший легкий вред здоровью);-

3-по субъекту – 1. составы Пр, в которых субъектами могут быть только физ. лица; 2. только ЮЛ; 3. любые лица; 4. ДЛ; 5. иные специальные субъекты;

-4- по субъективной стороне – с умышленной формой вины; с неосторожной формой вины; с любой формой вины;

-5- по юридической технике – общие и специальные;

-6- в зависимости от источников – составы, помещенные в КоАП; составы , содержащиеся в законах;

-7-в зависимости от степени определенности признаков объективной стороны: 1. составы с четко-определенными признаками; 2. с неопределенными признаками: бланкетные и злостные.

Отграничение административного правонарушения от преступления

Виды правонарушений в административном праве

Характеристика общего состава административного проступка предполагает анализ и последующую классификацию родовых со­ставов, охватывающих виды административных правонаруше­ний, имеющих относительно единый объект посягательства (на­пример, административные правонарушения, посягающие на права граждан).

На основе данного критерия все виды административных пра­вонарушений объединены КоАП в классификационные группы (главы).

Административное законодательство с учетом различных сторон общественной жизни и государственного управления определяет следующие виды административных правонарушений:

Видео (кликните для воспроизведения).

a) в экономической сфере:

» в области охраны собственности;

» в сфере финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг;

» в промышленности, строительстве и энергетике;

» в области связи и информации;

» в сельском хозяйстве;

» ветеринарии и мелиорации земель;

» в предпринимательской деятельности;

» в сфере охраны окружающей среды и природопользования;

b) социальной сфере:

= посягающие на права граждан;

= посягающие на здоровье населения;

= в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучие населения;

c) в административно-политической сфере:

— посягающие на институты государственной власти;

— против порядка управления;

— связанные с защитой государственной границы;

— нарушения режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства;

— посягающие на общественный порядок и общественную безопасность;

— нарушения воинского учета;

— в области дорожного движения;

Разнообразный перечень правонарушений зафиксированный в КоАПе наглядно показывает широкий спектр отношений, регулируемых административным правом и его взаимосвязь с другими отраслями права.

Административное правонарушение и преступление являются общественно опасными деяниями. Чтобы их разграничить, нужен надежный критерий, в качестве которого выступает степень об­щественной опасности этих правонарушений. Естественно, сте­пень общественной опасности административного правонаруше­ния, как правило, значительно ниже, чем преступления.

Общественная опасность — это не абстрактная категория, а со­вокупность конкретных показателей, признаков, закрепленных в нормах права и характеризующих отдельные элементы состава правонарушения и состав в целом. Законодатель с учетом достигнутого уровня развития общест­ва, внешней и внутренней обстановки, различных позитивных и негативных процессов вводит новые составы преступлений и ад­министративных правонарушений, отменяет некоторые ранее су­ществовавшие, переводит отдельные деяния из разряда преступ­ных в разряд административных правонарушений или наоборот.

Установление юридического состава является наиболее слож­ной и важной профессиональной задачей любого правопримените­ля — суда (судьи), комиссии по делам несовершеннолетних и за­щите их прав, полномочного органа исполнительной власти, должностных лиц. Именно этот момент правоприменения обеспе­чивает законность привлечения физических и юридических лиц к административной ответственности, именно здесь оказывается возможным отграничить административное правонарушение от преступлений, особенно смежных или пограничных.

При этом учитывается правовое установление о том, что за нарушение общеобязательных правил, виновные несут административную ответственность, если эти нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности.

Отграничение административного правонарушения от пре­ступления обычно проводится по объективной стороне состава.

Для определения степени общественной опасности правонару­шения и отграничения административных правонарушений от преступлений применяется такой показатель, как наличие или отсутствие тяжких последствий. При этом отсутствие тяжких последствий при административном правонарушении конкретизируется возмож­ностью причинения только легкого вреда здоровью потерпевшего, т.е. причинения вреда здоровью, вызвавшее его кратковременное расстройство; материальный ущерб не должен быть крупным, ко­торым признается стоимость имущества, превышающая 500 ми­нимальных размеров месячной оплаты труда (примечание 2 к ст. 158 УК РФ). Иногда достаточно возможности наступления тяжких последствий, а не их реального наличия. Так, нарушение правил учета, хранения, перевозки взрывчатых и радиоактивных веществ, даже если оно лишь могло повлечь тяжкие последствия, уже рассматривается как преступление.

Нередко критерием степени общественной опасности является размер имущественного ущерба, причиненного правонарушением. Например, хищение чужого имущества на сумму, превышающую пять минимальных размеров оплаты труда, считается преступлением, а на равную или мень­шую сумму — административным правонарушением (примечание к ст. 7.27 КоАП).

Дата добавления: 2015-05-31 ; Просмотров: 666 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Отличие административного правонарушения от преступления

В судебной практике существуют два различных понятия, характеризующих тяжесть антиобщественного деяния, за которыми следует тот или иной вид наказания – это административные и уголовные правонарушения. Довольно часто далёкие от юриспруденции люди считают эти слова синонимами и даже тождественно равными по смыслу. Однако это вовсе не так и между двумя базовыми понятиями существует огромная разница. Презентация всех отличий между данными понятиями приведена ниже.

Читайте так же:  Списание кредиторской задолженности срок исковой давности

Что такое правонарушение

Правонарушение можно охарактеризовать как противоправное деяние, направленное против личности, имущества, а также подрывов установленных государством запретов и ограничений. Данные деяния не представляют собой опасность для общества, поэтому для их описания юристы часто используют термин «общественная вредность».

Нарушение ПДД пешеходом.

Таким образом, лица, совершающие правонарушение, не являются социально-опасными элементами и не могут быть осуждены в полном смысле этого слова с изоляцией от общества через тюремное заключение на длительный срок. Все правонарушения являются административно-наказуемыми противозаконными действиями, наказания за которые регламентируются КоАП РФ и предоставляют собой достаточно мягкие меры дисциплинарного воздействия, такие, как:

  • Наложение денежного взыскания в виде штрафа с суммой, ограниченной тяжестью нарушаемой статьи Кодекса для водителей, должностных лиц, представителей индивидуального предпринимательства, различных сфер малого, среднего или крупного бизнеса, а также простых граждан.
  • Административный арест на срок до 15 суток за повторяющиеся нарушения и особо тяжкие статьи, требующие повышенных мер по пресечению незаконной активности.
  • Исправительные работы до 150 часов, предназначенные прежде всего для лиц, посягающих на сохранность чужой частной или государственной собственности.
  • Лишение права заниматься тем или иным видом деятельности за нарушения, совершённые при занятии данной деятельностью (к данным мерам относятся лишение водительского удостоверения, приостановка или отзывы лицензий на право осуществления того или иного вида деятельности и т. д.).

Дела, связанные с административным делопроизводством, при особой тяжести правонарушения могут быть переквалифицированы в уголовную плоскость и переименованы в преступления.

Административное наказание может быть применено в том числе и к несовершеннолетним после 14 лет. Поэтому даже подростковое мелкое хулиганство подразумевает наложение дисциплинарных мер.

Что такое преступление

Преступление в судебной практике определяется, как общественно-опасное деяние, наступление ответственности за которое обусловлено статьями Уголовного Кодекса РФ и требует изоляции от общества лица, его совершившего.

.Обратите внимание! Преступление всегда посягает на жизнь и здоровье граждан, сохранность ценного имущества и целостность правовых устоев государства. По сравнению с КоАП, противоправные действия, описанные в УК, имеют гораздо более тяжкий характер и внутри себя подразделяются на три основных степени тяжести.

В случае отсутствия состава криминального деяния лицо либо освобождается от несения ответственности в соответствии с УК с дальнейшим признанием права на реабилитацию, либо статья переквалифицируется в административное правонарушение с вытекающими из неё дисциплинарными взысканиями.

Уголовное правонарушение можно отличить от административного путём назначения минимального возраста подсудимого – от 16 лет.

Чем административное правонарушение отличается от преступления?

Принципиальное отличие административного правонарушения от преступления в кратком изложении заключается в следующих признаках:

  • В части посягательства на жизнь и здоровье человека. В то время, когда для попадания под статью УК необходимо прямое воздействие на личность оппонента в части нанесения телесных повреждений различной тяжести и других воздействий, вызывающих опасные для жизни ситуации, административные правонарушения подразумевают собой создание особых условий, при которых жизнедеятельность и нормальное функционирование организма человека ограничены (например, загрязнение атмосферы, воды, неправильное ношение зарегистрированного оружия, вождение автомобиля в нетрезвом виде и т. д.).

Наложение штрафа сотрудником ГИБДД.

  • В случае воздействия на чужое имущество. В уголовной практике основными статьями, описывающими посягательство на непринадлежащее по закону обвиняемому лицу имущество, являются «кража, «грабёж», «разбой» или «умышленная порча чужого имущества». Все они характеризуют антиобщественное деяние, связанное с завладением или уничтожением чужой собственности лицом, осознающим конечный результат действия и ставящего перед собой цель получить его. При рассмотрении похожих статей КоАП подобная цель не является причиной совершения правонарушения, а результат достигается в силу неосторожности, халатности или нарушения принятых норм по обеспечению безопасности. Для примера можно описать такие ситуации, как уничтожение имущества из-за неосторожного обращения с огнём или пренебрежение правилами перевозки грузов, повлекшее их уничтожение, оставление поста охраны, послужившее поводом к хищению чужого имущества третьими лицами и т. д.
  • При посягательстве на принятые государством нормы общественного поведения. В уголовной практике преступлением считаются такие деяния, которые подрывают морально-правовые устои государства и являются общественно-опасными деяниями. К данным статьям относятся «экстремизм», «публичный призыв к нарушению Конституции и статей гражданского и уголовного Кодексов», «разжигание межрелигиозной, расовой или национальной вражды», что является очень серьёзным преступление против государства, за что в некоторых странах и вовсе подразумевается высшая мера наказания. В административном Кодексе также имеется похожая статья, при нарушении которой прямое антиобщественное влияние на законы не может быть установлено (например, «несанкционированное использование государственной символики»).

Приговор суда по уголовному делу.

При вынесении наказания за административные правонарушения чаще всего все факты нарушения и доказательства по делу достаточно просты, что обязывает рассмотреть даже самый сложный процесс в предельный срок 3 месяца при передаче материалов в суд.

В случае возбуждения уголовного дела за совершённое преступление перед вынесением приговора могут пройти годы, а в отдельных случаях – десятки лет, так как вынесение наказания, связанного с лишением свободы на длительный срок, является несомненным ограничением конституционных прав человека, на что должны быть веские обуславливающие факторы, не допускающие ошибок и несправедливого назначения наказания.

Важно! Самая главная особенность различия между преступлением и правонарушением заключается в том, что за совершённый

административный проступок в соответствии с КоАП наказание может быть инициировано многими представителями правоохранительных органов, в частности, ГИБДД, МВД, Роспотребнадзором, МЧС, таможенными службами и прочими государственными ведомственными структурами, в том числе и судебными инстанциями. За совершённое же преступление ни один из перечисленных институтов по охране прав и свобод человека, собственности и государственных устоев не может назначить наказание, что приводит к тому, что любая личность может быть осуждена только по приговору суда при полном доказательстве вины подсудимого.

Читайте так же:  Срок исковой давности в россии

Также разница между административным и уголовным правонарушением состоит в том, что в КоАП прописаны относительно конкретные случаи противоправных деяний, при наступлении которых вина правонарушителя никогда не оспаривается и не имеет смягчающих факторов, то есть либо нарушил закон, либо нет.

При делопроизводстве в уголовной плоскости некоторые статьи УК имеют смягчающие факторы, которые снижают срок тюремного заключения или и вовсе заменяют его на условный. Так, например, умышленное убийство является тягчайшим преступление против человека, но в то же время непредумышленное лишение человека жизни при ненадлежащем уходе во время медицинского лечения или в состоянии аффекта, когда человек просто не мог себя контролировать в силу различных внешних факторов, являются обстоятельствами, смягчающими вину подсудимого.

Работа следователя над преступлением.

Вне зависимости от трактовки правонарушения под УК или КоАП, они значат совершение антиобщественных деяний, за которые личность несёт ответственность, и каждый человек в мире должен стремиться не нарушать законы, принятые в государстве, гражданином которого он является.

Отграничение административного правонарушения от преступления

Административное правонарушение и преступление являются общественно опасными деяниями. Чтобы их разграничить, нужен надежный критерий, в качестве которого выступает степень общественной опасности этих правонарушений. Естественно, степень общественной опасности административного правонарушения, как правило, значительно ниже, чем преступления.

Общественная опасность — это не абстрактная категория, а совокупность конкретных показателей, признаков, закрепленных в нормах права и характеризующих отдельные элементы состава правонарушения и состав в целом. Эти показатели порознь или в том или ином сочетании позволяют определить степень общественной опасности деяния и отграничить административное правонарушение от преступления.

Установление юридического состава является наиболее сложной и важной профессиональной задачей любого правоприменителя — суда (судьи), комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, полномочного органа исполнительной власти, должностных лиц. Именно этот момент правоприменения обеспечивает законность привлечения физических и юридических лиц к административной ответственности, именно здесь оказывается возможным отграничить административное правонарушение от преступлений, особенно смежных или пограничных, например, мелкое хулиганство от уголовно наказуемого хулиганства, неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции от применения насилия в отношении представителя власти, предусмотренного ст. 318 УК РФ.

Законодатель с учетом достигнутого уровня развития общества, внешней и внутренней обстановки, различных позитивных и негативных процессов вводит новые составы преступлений и административных правонарушений, отменяет некоторые ранее существовавшие, переводит отдельные деяния из разряда преступных в разряд административных правонарушений или наоборот.

Поскольку объекты посягательства у ряда административных правонарушений и преступлений общие, вопрос об их размежевании в «пограничных зонах» порой довольно сложен. Для его решения приходится сопоставлять нормы уголовного и административного права. При этом учитывается правовое установление о том, что за нарушение общеобязательных правил виновные несут административную ответственность, если эти нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности.

Отграничение административного правонарушения от преступления обычно проводится по объективной стороне состава. Так, преступление, предусмотренное ст. 149 УК РФ «Воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них», отграничивается от административного правонарушения с почти аналогичной формулировкой диспозиции правовой нормы (ст. 5.38 КоАП) по признаку использования субъектом преступления служебного положения, насилия или угрозы его применения с целью запугивания людей и тем самым воспрепятствования проведению той или иной массовой акции. При отсутствии этих квалифицирующих признаков те же действия будут рассматриваться в качестве административного правонарушения.

Для определения степени общественной опасности правонарушения и отграничения административных правонарушений от преступлений применяется такой показатель, как наличие или отсутствие тяжких последствий. Например, если нарушение транспортных правил повлекло гибель людей или иные тяжкие последствия, то оно квалифицируется как преступление, а если таких последствий нет — как административное правонарушение (ст. 12.24 КоАП). При этом отсутствие тяжких последствий при административном правонарушении конкретизируется возможностью причинения только легкого вреда здоровью потерпевшего, т.е. причинения вреда здоровью, вызвавшее его кратковременное расстройство; материальный ущерб не должен быть крупным, которым признается стоимость имущества, превышающая 500 минимальных размеров месячной оплаты труда (примечание 4 к ст. 158 УК РФ). Иногда достаточно возможности наступления тяжких последствий, а не их реального наличия. Так, нарушение правил учета, хранения, перевозки взрывчатых и радиоактивных веществ, даже если оно лишь могло повлечь тяжкие последствия, уже рассматривается как преступление.

Нередко критерием является размер имущественного ущерба, причиненного правонарушением. Например, мелкое хищение чужого имущества путем кражи, мошенничества, присвоения или растраты при отсутствии признаков преступления (ст. ст. 158, 159, 160 УК РФ) на сумму, не превышающую одного минимального размера оплаты труда, считается административным правонарушением (примечание к ст. 7.27 КоАП), а свыше одного МРОТ — преступлением.

Читайте так же:  Порядок привлечения к административной ответственности юридических лиц

До недавнего времени квалифицирующими признаками, позволяющими отграничить административное правонарушение от преступления, служили повторность, неоднократность, систематичность совершения административных правонарушений при условии назначения за них административных наказаний. Иными словами, впервые совершенное правонарушение, предусмотренное соответствующей нормой права, влекло административную ответственность, а повторное (неоднократное, систематическое) совершение аналогичного проступка — уголовную ответственность, предусмотренную уголовным законодательством. Поэтому в Уголовном кодексе содержалось значительное количество составов преступлений с так называемой административной преюдицией.

Однако Уголовный кодекс РФ 1996 г. более не содержит таких составов, и повторное, неоднократное, злостное или систематическое совершение административного правонарушения не может превратить его в преступление и повлечь за собой уголовную ответственность.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Отличие административных правонарушений от иных видов правонарушений

Все правонарушения являются опасными (вредными) для общества, государства, и граждан. Любое из них нарушает требования (предписания) тех или иных правовых норм. Однако они различаются по иным признакам.

По основному, материальному, признаку – степени общественной опасности все правонарушения подразделяются на преступления и проступки (административные, дисциплинарные, гражданско-правовые). Преступление в отличие от административного проступка обладает более высокой степенью общественной опасности, которая определяется объектом посягательства, характером деяния, способом его совершения, наступившими последствиями (размером ущерба), мотивом, целью, формой вины, юридическими признаками лица, совершившего правонарушение, и др.

Формальным признаком, положенным в основу разграничения преступления от административного проступка, является характер их противоправности и наказуемости. Преступление – деяние, запрещенное уголовным законом, за совершение которого предусмотрено уголовное наказание. Административное правонарушение – деяние, предусмотренное нормами административного права, содержащимися как в законе, так и в подзаконных нормативных актах, за которые установлена административная ответственность.

Следует иметь в виду, что названные признаки разграничения преступления и административного проступка не являются неизменными. На разных этапах развития общества одни и те же деяния могут оцениваться законодательством как более или менее общественно опасные, а, следовательно, признаваться либо преступлениями, либо административными проступками.

Административные проступки следует отличать от иных непреступных правонарушений и, прежде всего, от дисциплинарных проступков. Административные идисциплинарные проступки по степени общественной опасности существенно не различаются. Различия между ними обнаруживаются при анализе характера общественных отношений, которым причиняется вред в результате их совершения. Дисциплинарные проступки посягают на внутренний трудовой распорядок, установленный в конкретных организациях (учреждениях, предприятиях), на отношения трудовой (служебной, воинской) дисциплины. Указанные отношения объектами административных правонарушений, по общему правилу, не являются.

Административные проступки – деяния, предусмотренные административно-правовыми нормами, содержащими описание их важнейших юридических признаков. Дисциплинарные проступки лишь в самом общем виде определены нормами трудового, административного, аграрного права. Описания конкретных признаков таких деяний эти нормы не содержат.

Кроме того, если административное правонарушение заключается в нарушении общеобязательных правил, норм, регулирующих поведение всех граждан независимо от их принадлежности к той или иной организации, трудовому коллективу, то дисциплинарный проступок – это неисполнение лицом обязанностей, которые на него возложены, как на работника определенного предприятия (учреждения, организации).

И, наконец, в отличие от административных правонарушений дисциплинарные проступки влекут применение к лицам, их совершившим, дисциплинарных взысканий. Последние отличаются от административных взысканий характером содержащихся в них лишений (правоограничений), правовыми последствиями применения, порядком их нормативного регулирования и кругом субъектов, имеющих право применять их. Дисциплинарные взыскания устанавливаются нормами трудового, аграрного и некоторых других отраслей права. Они налагаются и действуют в пределах иных давностных сроков (по сравнению с административными взысканиями). Виды и размеры дисциплинарных взысканий, которые могут быть применены к нарушителям, нормативно не предопределены конкретными видами совершенных дисциплинарных проступков. Дисциплинарные взыскания, по общему правилу, налагаются руководителями организаций (предприятий, учреждений), в подчинении которых находится нарушитель. Административные взыскания налагают суд и иные указанные в законе органы административной юрисдикции.

Административные правонарушения по ряду признаков отличаются от гражданско-правовых деликтов. Круг общественных отношений, на которые посягают последние, значительно уже (это имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения). Гражданско-правовой деликт – это нарушение субъективных прав лица (физического или юридического), а административный проступок, как правило, представляет собой нарушение объективного права.

Гражданско-правовой деликт – деяние, нарушающее предписания, содержащиеся в нормах гражданского права, в то время как административным проступком признается административно-противоправное деяние.

Гражданско-правовым нарушением в некоторых случаях признается невиновное деяние, в то время как вина является неотъемлемым свойством административного проступка.

Субъектами гражданско-правового деликта могут быть как физические, так и юридические лица. Административный проступок – деяние физического лица[1].

Совершение гражданско-правового нарушения влечет ответственность, предусмотренную нормами гражданского права. Эта ответственность носит обычно имущественный характер. Административный проступок – деяние, за которое предусмотрена административная ответственность (административное взыскание), состоящая как в имущественных (штраф, конфискация), так и в неимущественных ограничениях правонарушителя (предупреждение, арест, лишение специального права).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Видео (кликните для воспроизведения).

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9653 —

| 7397 — или читать все.

Источники

Отграничение административных правонарушений
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here