Плата за природопользование и загрязнение окружающей среды

Предлагаем ознакомится с материалом в статье: "Плата за природопользование и загрязнение окружающей среды". Здесь собрана и обработана информация из авторитетных источников. Если вы все же не найдете ответ на свой вопрос, дочитайте статью до конца, если же и после этого не получите ответ, то обратитесь к дежурному консультанту.

Статья 21. Плата за природопользование и негативное воздействие на окружающую природную среду

Статья 21 . Плата за природопользование и негативное воздействие на окружающую природную среду.

21.1. Плата за природопользование включает плату за:

21.1.1. использование (изъятие) отдельных видов природных ресурсов;

21.1.2. загрязнение окружающей природной среды;

21.1.3. другие виды воздействия на окружающую природную среду.

21.2. Плата взимается за:

21.2.1. право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов;

21.2.2. сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов;

21.2.3. на воспроизводство и охрану природных ресурсов.

21.3. Плата за загрязнение окружающей природной среды и другие виды воздействия взимается за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды воздействия:

21.3.1. в пределах установленных природопользователю предельно допустимых нормативов воздействия на окружающую природную среду;

21.3.2. в пределах установленных лимитов воздействия на окружающую природную среду;

21.3.3. сверх установленных лимитов воздействия на окружающую природную среду.

21.4. Средства, образуемые за счет платы за использование (изъятие) отдельных видов природных ресурсов, направленных в бюджеты всех уровней, в отраслевые фонды охраны и воспроизводства отдельных видов природных ресурсов и экологические фонды, используются на охрану, восстановление качества и воспроизводство природных ресурсов.

21.5. Плата за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов и другие виды вредного воздействия в пределах установленных нормативов, лимитов и сверх установленных лимитов перечисляется предприятиями, учреждениями, организациями в бесспорном (безакцептном) порядке в экологические фонды. В случае отсутствия денежных средств на счетах природопользователей в банках Государственный комитет по охране окружающей среды Курганской области может производить в установленном законом порядке взыскание задолженности в экофонды на собственность природопользователя или вносить представления о приостановлении его деятельности, применять другие, предусмотренные законодательством меры.

21.6. Внесение платы за природопользование не освобождает природопользователя от выполнения мероприятий по охране окружающей природной среды.

21.7. Собственные средства, израсходованные на выполнение природоохранных мероприятий, могут быть зачислены природопользователю в счет платежей за воздействие на окружающую природную среду по решению Государственного комитета по охране окружающей среды Курганской области.

>
Экологические фонды
Содержание
Закон Курганской области от 2 октября 1998 г. N 163 «Об охране окружающей природной среды Курганской области»

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

http://base.garant.ru/18342641/b5dae26bebf2908c0e8dd3b8a66868fe/

Статья 20. Платность использования природных ресурсов

Информация об изменениях:

Законом РФ от 21 февраля 1992 г. N 2397-1 в статью 20 настоящего Закона внесены изменения

Статья 20. Платность использования природных ресурсов

1. Платность природопользования включает плату за природные ресурсы, за загрязнение окружающей природной среды и за другие виды воздействия.

2. Плата за природные ресурсы (земля, недра, вода, лес и иная растительность, животный мир, рекреационные и другие природные ресурсы) взимается:

за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов;

за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов;

на воспроизводство и охрану природных ресурсов.

3. Плата за загрязнение окружающей природной среды и другие виды воздействия взимается за:

выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения в пределах установленных лимитов;

выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения сверх установленных лимитов.

4. Плата за нормативные и сверхнормативные выбросы, и сбросы вредных веществ, размещение отходов перечисляется предприятиями, учреждениями, организациями в бесспорном порядке: 90 процентов — на специальные счета внебюджетных государственных экологических фондов, 10 процентов — в доход республиканского бюджета Российской Федерации для финансирования деятельности территориальных органов государственного управления в области охраны окружающей природной среды.

ГАРАНТ:

Согласно Федеральному закону от 30 декабря 2001 г. N 194-ФЗ в бюджеты субъектов РФ и бюджеты ЗАТО в 2002 году зачисляется плата за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов и другие виды вредного воздействия на окружающую среду в размере 81 процента доходов, а в доход федерального бюджета — в размере 19 процентов

О платежах за загрязнение окружающей природной среды см. письмо МНС РФ от 31 октября 2001 г. N ВТ-6-21/833

5. Порядок исчисления и применения нормативов платы за использование природных ресурсов определяется Правительством Российской Федерации.

ГАРАНТ:

О порядке определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия см. постановление Правительства РФ от 28 августа 1992 г. N 632

6. Внесение платы за использование природных ресурсов не освобождает природопользователя от выполнения мероприятий по охране окружающей природной среды и возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением.

>
Экологические фонды
Содержание
Закон РСФСР от 19 декабря 1991 г. N 2060-I «Об охране окружающей природной среды»

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

http://base.garant.ru/6256986/9e3305d0d08ff111955ebd93afd10878/

Статья 22. Платность природопользования и платежи за загрязнение окружающей природной среды

Статья 22. Платность природопользования и платежи за загрязнение окружающей природной среды

1. Плата за использование (изъятие) отдельных видов природных ресурсов устанавливается соответствующими законами Российской Федерации и Республики Северная Осетия-Алания.

ГАРАНТ:

О порядке определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия см. постановление Правительства РФ от 28 августа 1992 г. N 632

2. Плата за загрязнение окружающей природной среды и другие виды воздействия на окружающую природную среду взимается:

— за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в пределах допустимых нормативов;

Читайте так же:  Какая статья идет за оскорбление личности

— за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение, хранение, транзитный провоз отходов и обращение с нефтепродуктами и другие виды загрязнения в пределах установленных лимитов;

— за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение, хранение, транзитный провоз отходов и другие виды загрязнения сверх установленных нормативов:

3. Плата за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду в пределах установленных лимитов, а также сверх установленных лимитов и другие виды вредного воздействия; за ввоз, вывоз, транзитный провоз, размещение, хранение отходов и обращение с нефтепродуктами перечисляется природопользователями в бесспорном порядке:

90 процентов — на специальный счет республиканского экологического фонда;

10 процентов — в доход федерального бюджета.

ГАРАНТ:

О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления см. также постановление Правительства РФ от 12 июня 2003 г. N 344

4. Внесение платы за использование природных ресурсов, загрязнение окружающей природной среды и другие виды вредного воздействия на окружающую природную среду не освобождает природопользователя от выполнения мероприятий по охране окружающей природной среды и возмещения вреда (ущерба), причиненного экологическим правонарушением.

>
Республиканский экологический фонд
Содержание
Закон Республики Северная Осетия-Алания от 27 апреля 1998 г. N 5-З «Об охране окружающей природной среды»

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


http://base.garant.ru/31909145/94f5bf092e8d98af576ee351987de4f0/

Платность природопользования. Понятие и виды платежей: плата за пользование природными ресурсами

Понятие «платность природопользования» означает взимание установленных в законодательном порядке платежей за пользование природными ресурсами, включая изъятие природных ресурсов (добыча полезных ископаемых, рыболовство) и пользование природными ресурсами без их изъятия из окружающей среды (использование сельскохозяйственных угодий, лечебно-оздоровительных территорий), а также взимание платежей за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в ОПС, размещение твердых отходов и другие виды негативного воздействия, если указанные действия не квалифицируются как правонарушения.

Одной из составляющих платности природопользования — плата за природные ресурсы. Ее правовой базой служат законы «Об охране окружающей природной среды», «О плате за землю», «О недрах» и др.

Взимание платы за природные ресурсы, загрязнение окружающей среды, включая платежи за сверхлимитное загрязнение и нерациональное использование природных ресурсов, не освобождает от выполнения мероприятий по возмещению вреда, причиненного экологическим правонарушением, и выполнению мероприятий по охране и воспроизводству природных ресурсов.

Большая часть средств, взимаемых в рамках системы платного природопользования, — платежи за загрязнение окружающей среды и часть платы за природные ресурсы — в соответствии с действующим законодательством направляется в государственные экологические фонды и фонды по сохранению и воспроизводству конкретных видов

Правовое регулирование системы платежей за пользование природными ресурсами устанавливает не только методы определения размеров платы, но и механизмы взимания и использования.

В законе об ООПС плата за природные ресурсы подразделяется на 2 основных виды — плату за право пользования и плату за воспроизводство и охрану природных ресурсов. В первом виде реализуется право собственника на получение определенной части прибыли за предоставление в пользование субъектами хозяйственной деятельности природных ресурсов, включая отдельные природные объекты и целые природные комплексы. Размеры платы не должны зависеть от результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятий. Средства, полученные в виде платы за право пользования природными ресурсами, поступают в федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты.

Второй составляющей платы за природные ресурсы является плата не их охрану и воспроизводство. Этот вид платы должен компенсировать обществу затраты на восстановление и сохранение земель, лесов и воспроизводство минерально-сырьевой базы. Нормативы платы на охрану и воспроизводство водных и биологических ресурсов, восстановление нарушенных земель до настоящего времени не выделены из общих нормативов платежей за пользование природными ресурсами. Это связано с тем, что министерства и ведомства, которые представлены полномочия по управлению этими видами, не разрабатывают подзаконных актов. Платежи на воспроизводство и охрану природных ресурсов должны отчисляться во внебюджетные фонды, которые в соответствии с действующим законодательством создаются по решению Правительства РФ.

Статья 20. Платность использования природных ресурсов

1. Платность природопользования включает плату за природные ресурсы, за загрязнение окружающей природной среды и за другие виды воздействия.

2. Плата за природные ресурсы (земля, недра, вода, лес и иная растительность, животный мир, рекреационные и другие природные ресурсы) взимается:

–за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов;

–за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов; на воспроизводство и охрану природных ресурсов.

3. Плата за загрязнение окружающей природной среды и другие виды воздействия взимается за:

–выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения в пределах установленных лимитов;

–выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения сверх установленных лимитов.

4. Плата за нормативные и сверхнормативные выбросы, сбросы вредных веществ, размещение отходов перечисляется предприятиями, учреждениями, организациями в бесспорном порядке: 90 процентов — на специальные счета внебюджетных государственных экологических фондов, 10 процентов — в доход республиканского бюджета Российской Федерации для финансирования деятельности территориальньк органов государственного управления в области охраны окружающей природной среды.

5. Порядок исчисления и применения нормативов платы за использование природных ресурсов определяется Правительством Российской Федерации.

6. Внесение платы за использование природных ресурсов не освобождает природопользователя от выполнения мероприятий по охране окружающей природной среды и возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением.

Закон РФ от II октября 1991 г. М 1738-1 «О плате за землю»

(с изменениями 14 февраля, 16 июля 1992 г., 14 мая 1993 г., 9 августа 1994 г., 22 августа 1995 г.)

Статья 1. Использование земли в РФ является платным. Формами платы являются: земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли.

Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом.

За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.

Для покупки и выкупа земельных участков в случаях, предусмотренных Земельным кодексом РСФСР, а также для получения под залог земли банковского кредита устанавливается нормативная цена земли.

Статья 2. Целью введения платы за землю является стимулирование рационального использования охраны и освоения земель, повышения плодородия почв, выравнивание социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества, обеспечение развития инфраструктуры в населенных пунктах, формирование специальных фондов финансирования этих мероприятий.

Читайте так же:  Срок обжалования постановления фссп

Статья 3. Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.

Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования. Ставки земельного налога за земли всех категорий основного целевого назначения в районах проживания малочисленных народов Севера, а также за земли, используемые в качестве оленьих пастбищ в других регионах Российской Федерации, устанавливаются органами законодательной (представительной) власти субъектов

Российской Федерации, а средства, поступающие в счет уплаты налога за эти земли, не централизуются в федеральный бюджет.

Виды платежей: плата за пользование природными ресурсами в России взимается с природопользо-вателей независимо от того, являются ли они активными природопользователями или пассивными, так как плата за землю взимается в виде налога с организаций, юридических и физических лиц, также с хозяйствующих субъектов.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

http://cyberpedia.su/12xe39a.html

4. Плата за использование природных ресурсов и за загрязнение

Важнейшим элементом нового механизма финансирования, ориентированного на рыночные реформы является платность природных ресурсов. Установление такой платы стало возможным после отмены исключительной государственной монополии на землю и другие природные ресурсы, превращения земель и других ресурсов в объект купли-продажи и гражданско-правовых сделок. При установлении платности за пользование природными ресурсами ставились следующие задачи:

— повышение заинтересованности производителя в эффективном использовании природных ресурсов и земель;

— повышение заинтересованности в сохранении и воспроизводстве материальных ресурсов;

— получение дополнительных средств на восстановление и воспроизводство природных ресурсов.

Общее природопользование осуществляется гражданами бесплатно.

Система платежейсогласно Закона РФ «Об охране окружающей среды» (2002 г.) предусмотриваетдва вида платежей:

— за право пользования природными ресурсами;

— за загрязнение окружающей среды.

Цель платного природопользования:

— рациональное и комплексное использование природных ресурсов;

— стимулирование деятельности по охране окружающей среды;

— выравнивание социально-экономических условий хозяйствования при использовании природных ресурсов;

— формирование специальных фондов финансирования по охране и воспроизводству природных ресурсов.

Плата за природные ресурсы является издержками предприятия, связанными с использованием ресурсов и рассчитанными в соответствии с действующей в стране методикой. Она включает плату за:

— право пользования ресурсами;

— выплаты за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов;

— выплаты на воспроизводство и охрану природных ресурсов.

Платежи устанавливаются с учетом кадастровой оценки природных ресурсов, а при ее отсутствии – используют другие показатели, характеризующие качество природных ресурсов, их местоположение и продуктивность.

Формы платежей за природные ресурсы в зависимости от их вида и назначения могут быть различными.

Платежи за природные ресурсы поступают в местный бюджет (города или района), в фонды воспроизводства и охраны природных ресурсов. Эти платежи повышают материальную заинтересованность природопользователя в сохранении ресурсов и их рациональном использовании.

Платежи за природные ресурсы, вздымаемые в РФ

Нормативная цена земли

Платежи за пользование недрами

Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы

Сбор за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензий

Плата за геологическую информацию о недрах, полученную за счет государственных средств

Плата за пользование водными объектами (водный налог)

Плата, направляемая на восстановление и охрану водных объектов

Сбор за выдачу лицензий на водопользование

Лесные подати (налог)

За сбор лекарственных трав и сырья

Видео (кликните для воспроизведения).

За сбор недревесных ресурсов

За заготовку технического сырья

Ресурсы животного мира

Плата за право пользования животным миров

Арендная плата за пользование охотничьими угодьями

Плата за загрязнение окружающей природной среды. Всоответствии с Федеральным Законом РФ «Об охране окружающей среды» (2002 г.) предусмотрено три вида платы за загрязнение:

— выбросы, сбросы вредных веществ и физических воздействий в пределах установленных лимитов;

— выбросы, сбросы вредных веществ и физических воздействий сверх установленных норм либо без разрешения компетентных органов;

— плата за размещение отходов.

Платежи за выбросы (сбросы) загрязнений производятся за счет себестоимостипродукции предприятия, а в случае повышения лимитов загрязнений – за счетприбыли, которая получена предприятием-загрязнителем. В случае убыточности предприятия-загрязнителя платежи производятся за счет всех имеющихся у него средств, на которые может быть обращено взыскание. Территориальные органы Минприрды России и органы санэпиднадзора вправе приостановить (или прекратить) деятельность предприятий, для которых размер платежей превышает прибыль, оставляемую в их распоряжении

Поскольку платежи взимаются за счет себестоимости продукции или прибыли, они должны стимулировать предприятие-загрязнитель к сокращению выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и отходов. Именно в этом многие ученые видят главный ключ экологизации хозяйственной деятельности, пользуясь которым можно сделать охрану окружающей среды экономически выгодным делом.

http://studfile.net/preview/4237507/page:12/

Расчет платы за нерациональное природопользование и загрязнение окружающей среды

Теперь целесообразно будет привести главную формулу для расчета платы за загрязнение ОС, отражающую двухуровневую систему платежей:

(1)

где Рi — плата за сброс или выброс i -го вещества;

k — коэффициент экологической ситуации, характеризующий региональную специфику территории (дифференцирован для каждого региона, берется из таблиц, изменяется в интервале от 1 до 2);

Рn — ставка платежа за выбросы (или сбросы) i -го вещества в пределах установленных нормативов (руб./т, табличные данные);

Vn — нормативный объем (или масса) i -го загрязняющего вещества, который данное предприятие может сбросить (или выбросить) в течение года в пределах ПДС (или ПДВ) (т) и утверждается каждому предприятию специально уполномоченным государственным органом;

Vf — фактический объем (или масса) выброса (сброса) i -го вещества, (т).

Величины Рi рассчитываются отдельно для каждого загрязняющего вещества, затем для получения окончательного размера выплат за загрязнение все величины Рi суммируются.

Если Vf Vn , то имеют место сверхлимитные выбросы или сбросы и рассчитываются оба слагаемых.

Пример расчета платежей по приведенной формуле.

Задача

Определите сумму платежей предприятия за загрязнение окружающей среды за год, если известно, что в течение года оно выбросило 120 т диоксида азота (NO2 ) и 30 т сероводорода (H2S ). Установленные предприятию значения ПДВ составляют соответственно 70 т для NO2 и 40 т для H2S . Нормативы платы в пределах ПДВ составляют для диоксида азота 415 руб./т и для сероводорода 2065 руб./т. Коэффициент экологической ситуации равен 1,5.

Читайте так же:  Применили срок давности

Решение

Для диоксида азота объем фактических выбросов превышает величину ПДВ, поэтому в формуле (1) рассчитываются оба слагаемых.

P1 (NO2 ) = 1,5 [ 415 × 70 + 5 × 415 (120 — 70)] = 199200 руб.

Для сероводорода объем фактических выбросов не превышает установленной величины ПДВ, поэтому в первое слагаемое формулы (1) следует подставить величину фактических выбросов (30 т), а второе слагаемое в этом случае не рассчитывается, поскольку сверхлимитные выбросы не имеют места.

Для расчета окончательного размера платежей за загрязнение ОС суммируем оба значения выплат за выбросы диоксида азота и сероводорода:

Итак, основными методами экономического стимулирования природопользователей, осуществляющих природоохранную деятельность, являются:

· льготное кредитование природоохранных мероприятий, например, строительства очистных сооружений;

· льготное ценообразование для продукции, полученной по экологически чистой технологии;

· дополнительное налогообложение товаров, получаемых с помощью технологий, загрязняющих ОС.

Юридические основы регулирования описанного выше экономического механизма ООС установлены в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. Эти требования законодательно закрепляют изложенный выше экономический механизм рационального использования природных ресурсов и ООС.

Таким образом, в России создан экономический механизм рационального природопользования и ООС, базирующийся на законодательной основе и имеющий двухуровневую систему платежей.

Выводы и итоги

· Для оценки эффективности использования природных ресурсов

на всех ступенях их переработки введена величина природоемкости экономики.

· Экономическая теория выделяет два уровня природоемкости — макроуровень и отраслевой.

· В современной России величины природоемкости очень велики как на отраслевом, так и на макроуровнях.

· Главными экономическими принципами рационального использования природных ресурсов являются платность природопользования

и принцип «загрязнитель платит» .

· В России разработана двухуровневая система платежей за природопользование и загрязнение окружающей среды.

· В РФ

создана система экономического стимулирования природоохранных мероприятий.

http://helpiks.org/5-109652.html

§ 4. Платежи за природопользование и загрязнение окружающей среды

Закон об ООС одним из своих принципов закрепляет платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде. В ст. 16 Закона установлено, что негативное воздействие на ОС является платным и внесение платы не освобождает от субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по ООС и возмещения причиненного ей вреда. В целом российское законодательство устанавливает два вида платежей: 1) плату за пользование природными ресурсами и 2) плату за загрязнение окружающей природной среды и за другие виды воздействия на нее.

Плата за природные ресурсы (землю, недра, воды, леса и иную растительность, животный мир, рекреационные и другие природные ресурсы) регулируется соответствующими природноресурсными законодательными актами и взимается:

— за право пользования природными ресурсами (ст. 65 Земельного кодекса РФ);

— за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов;

— на воспроизводство и охрану природных ресурсов (ст. 76 Земельного кодекса; ст. 42, 43 Закона «О недрах»; ст. 12, 123-125, 128 Водного кодекса; ст. 13, 103, 104, 106, 107 Лесного кодекса; ст. 52 Закона «О животном мире»).

Плата за негативное воздействие на ОС (ее загрязнение) является экономическим стимулом к тому, чтобы предприятия-природопользователи, деятельность которых связана с вредными воздействиями на ОС, сами (добровольно) предпринимали меры по уменьшению ее загрязнения в соответствии с требованиями экологического законодательства. Установлено два вида подобных платежей: 1) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения в пределах установленных лимитов; 2) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения сверх установленных лимитов.

Для определения размера платы используются базовые нормативы платы, а также коэффициенты, учитывающие экологические факторы.

Базовые нормативы платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов разработаны в соответствии с постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» включают:

— нормативы платы за выбросы в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников (в зависимости от вида сжигаемого топлива, транспортного средства и пробега);

— нормативы платы за сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;

— нормативы платы за размещение отходов.

Базовые нормативы платы устанавливаются по каждому ингредиенту загрязняющего вещества (отхода), виду вредного воздействия с учетом степени опасности их для ОС и здоровья населения. Для отдельных регионов и бассейнов рек определены коэффициенты к базовым нормативам платы, учитывающие особенности экологических факторов — природно-климатические особенности территорий, значимость природных и социально-культурных объектов. Установлено, что дифференцированные ставки платы определяются умножением базовых нормативов платы на коэффициенты, учитывающие экологические факторы.

Плата за загрязнение ОС в пределах допустимых нормативов выбросов, сбросов, объемов размещения отходов, уровней вредного воздействия определяется путем умножения соответствующих ставок платы на величину указанных видов загрязнения и суммирования всех полученных произведений (по видам загрязнения). Такая же плата в пределах установленных лимитов определяется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитами и предельно допустимыми выбросами, сбросами загрязняющих веществ, объемами размещения отходов, уровнями вредного воздействия и суммирования всех полученных произведений (по видам загрязнения).

При определении платы за сверхлимитное загрязнение соответствующие ставки лимитной платы умножаются на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов, уровней вредного воздействия над установленными лимитами; затем все полученные произведения суммируются и умножаются на пятикратный повышающий коэффициент. В случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная.

Предельные размеры платы за загрязнение ОС сверх допустимых нормативов устанавливаются в процентах от прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, и дифференцируются по отдельным отраслям народного хозяйства с учетом их экономических особенностей. Если указанные платежи равны или превышают размер прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя, то специально уполномоченными государственными органами в области ООС, органами санитарно-эпидемиологического надзора и соответствующими органами исполнительной власти рассматривается вопрос о приостановке или прекращении деятельности предприятия.

Читайте так же:  Содержание постановления по делу об административном правонарушении

Средства, взимаемые за загрязнение, перечисляются природопользователями в бесспорном порядке: 90 % — на специальные счета внебюджетных государственных экологических фондов; 10 % — в доход федерального бюджета для финансирования деятельности территориальных органов государственного управления в области охраны природы.

Закон об ООС (ст. 18) устанавливает в качестве цели экологического страхования защиту имущественных интересов физических и юридических лиц на случай экологических рисков; п. 2 той же статьи говорит о возможности в России обязательного экологического страхования на основании законодательства.

http://www.adhdportal.com/book_643_chapter_28__4._Platezhi_za_prirodopolzovanie_i_zagrjaznenie_okruzhajushhejjsredy.html

5.2. Плата за использование природных ресурсов и за загрязнение окружающей среды

Цель платежей — стимулирование природопользователей к рациональному использованию тех ресурсов, за которые они платят и к повышению эффективности их природоохранной деятельности.

Существует 2 вида платежей: 1).

Плата за природные ресурсы (земля, недра, вода, лес и иная растительность, животный мир, рекреационные и другие природные ресурсы) взимается:

за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов; за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов; на воспроизводство и охрану природных ресурсов.

Частью 2 Налогового кодекса РФ в разделе «Федеральные налоги» установлены сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных ресурсов, водный налог и налог на добычу полезных ископаемых. В разделе «Местные налоги» установлен земельный налог.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду является экономическим стимулом к тому, чтобы предприятия-природопользователи, деятельность которых связана с вредными воздействиями на окружающую среду, сами (добровольно) предпринимали меры по уменьшению ее загрязнения в соответствии с требованиями экологического законодательства.

К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв;

размещение отходов производства и потребления;

загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;

иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации.

При этом внесение платы не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда окружающей среде.

До сих пор действует Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. N 632 (в действ. ред.). Этот Порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;

сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов;

другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т. п.).

Постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 N 344 (ред. от 01.07.2005) установлены Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления. Базовые нормативы платы устанавливаются по каждому ингредиенту загрязняющего вещества (отхода), виду вредного воздействия с учетом степени их опасности для ОПС и здоровья населения. Напр., аммиак в воздух — 52 руб. за тонну, а сверх норматива — в 5 раз больше — 260 руб. за 1 тонну; хлор — 68 и 340 руб/т; фенол — 683 и 3415 руб/т соответственно; в воду — примерно в 10 -100 раз больше для различных веществ. При этом нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду, установленные в 2003 году, применяются в 2009 году с коэффициентом 1,62.

Для отдельных регионов и бассейнов рек устанавливают коэффициенты к базовым нормативам платы, учитывающие экологические факторы — природно-климатические особенности территорий, значимость природных и социально-культурных объектов.

Мерой стимулирования природоохранной деятельности. являются налоговые льготы. Законодательством предусмотрено, что предпринимательская деятельность, осуществляемая в целях охраны окружающей среды, поддерживается государством. Государственная поддержка предпринимательской деятельности, осуществляемой в целях охраны окружающей среды, осуществляется посредством установления налоговых и иных льгот в соответствии с законодательством.

http://lib.sale/ekologicheskoe-pravo-uchebnik/plata-ispolzovanie-prirodnyih-resursov-35309.html

Плата за использование природных ресурсов и за загрязнение окружающей среды

Цель платежей — стимулирование природопользователей к рациональному использованию тех ресурсов, за которые они платят и к повышению эффективности их природоохранной деятельности.

Существует 2 вида платежей: 1). за природные ресурсы, 2). за загрязнение окружающей природной среды и за другие виды воздействия.

Плата за природные ресурсы(земля, недра, вода, лес и иная растительность, животный мир, рекреационные и другие природные ресурсы) взимается:

за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов;

за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов;

на воспроизводство и охрану природных ресурсов.

Частью 2 Налогового кодекса РФ в разделе «Федеральные налоги» установлены сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных ресурсов, водный налог и налог на добычу полезных ископаемых. В разделе «Местные налоги» установлен земельный налог.

Плата за негативное воздействие на окружающую средуявляется экономическим стимулом к тому, чтобы предприятия-природопользователи, деятельность которых связана с вредными воздействиями на окружающую среду, сами (добровольно) предпринимали меры по уменьшению ее загрязнения в соответствии с требованиями экологического законодательства.

К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:

выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;

сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;

загрязнение недр, почв;

размещение отходов производства и потребления;

загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;

иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации.

При этом внесение платы не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда окружающей среде.

До сих пор действует Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. N 632 (в действ. ред.). Этот Порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду:

Читайте так же:  Постановление о восстановлении срока апелляционного обжалования

выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;

сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;

размещение отходов;

другие виды вредного воздействия

(шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).

Постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 N 344 (ред. от 01.07.2005) установлены Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления. Базовые нормативы платы устанавливаются по каждому ингредиенту загрязняющего вещества (отхода), виду вредного воздействия с учетом степени их опасности для ОПС и здоровья населения. Напр., аммиак в воздух – 52 руб. за тонну, а сверх норматива — в 5 раз больше – 260 руб. за 1 тонну; хлор – 68 и 340 руб/т; фенол — 683 и 3415 руб/т соответственно; в воду — примерно в 10 -100 раз больше для различных веществ. При этом нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду, установленные в 2003 году, применяются в 2009 году с коэффициентом 1,62.

34 В качестве примера можно привести опыт организации экологического страхования в США, в ФРГ. См.: к примеру, Абалкина И. Экологическое страхование в США // Финансовая газета. Региональный выпуск. № 45, 2001; Бажайкин А.Л. Страхование ответственности за причинение вреда окружающей среде в Федеративной Республике Германия // Экологическое право. 2004. № 5. С. 48-54 и др.

35 См.: Части 2 и 3 ст. 18 Федерального закона «Об охране окружающей среды».

Для отдельных регионов и бассейнов рек устанавливают коэффициенты к базовым нормативам платы, учитывающие экологические факторы — природно-климатические особенности территорий, значимость природных и социально-культурных объектов.

Мерой стимулирования природоохранной деятельности. являются налоговые льготы. Законодательством предусмотрено, что предпринимательская деятельность, осуществляемая в целях охраны окружающей среды, поддерживается государством. Государственная поддержка предпринимательской деятельности, осуществляемой в целях охраны окружающей среды, осуществляется посредством установления налоговых и иных льгот в соответствии с законодательством.

Экологическое страхование

В соответствии со ст. 18 Федерального закона «Об охране окружающей среды» в Российской Федерации экологическое страхование осуществляется в целях защиты имущественных интересов юридических и физических лиц на случай экологических рисков. Иными словами, экологическое страхование можно представить как систему экономических отношений по управлению экологическим риском.

Институт экологического страхования, а тем более обязательного экологического страхования, в нашей стране находится фактически в «зачаточном состоянии». Этому способствуют не только экономически невыгодные для страховых организаций условия страхования, но и нечеткость имеющихся эколого-правовых норм, закрепляющих саму возможность установления обязательного экологического страхования, а также пассивная роль государства в решении данных вопросов. В ряде государств с учетом приоритета публичных интересов в области охраны окружающей среды, рационального природопользования, а также обеспечения экологической безопасности имеются попытки установления обязательного государственного экологического страхования. При этом эти государства понимают, что усилиями только страховых компаний эту глобальную проблему решить не представляется возможным34.

У нас же в стране лишь декларативно провозглашается, что «в Российской Федерации может осуществляться обязательное государственное экологическое страхование» и далее в законе идет бланкетная норма следующего содержания: «Экологическое страхование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации». При этом самого закона об экологическом страховании до сих пор так и не принято35. Таким образом, с точки зрения экологического права главная причина неудач по созданию института обязательного экологического страхования кроется в диспозитивном характере самой законодательной нормы – «может осуществляться…».

Экономисты предлагают для ускорения развития обязательных видов экологического страхования увеличить размер штрафов и обязательных платежей за пользование природными ресурсами, увязав их с реальными потребностями по покрытию причиняемого в результате техногенных аварий природе и людям вреда (ущерба); обеспечить создание за счет средств предприятий и государства специальных фондов для покрытия крупных убытков; пересмотреть тарифную политику страховых организаций, приведя ее в соответствие с показателями убыточности страховой суммы по страхованию экологических рисков за тарифный период; в целях осуществления большей экологической безопасности в стране разработать и принять федеральный закон «О страховании экологических рисков»; реализовать возможности создания и использования при страховании экологических рисков обществ взаимного страхования, что значительно удешевит его проведение.

Включение в страховую систему России новых общественно значимых обязательных видов страхования даст возможность существенно увеличить объем страховых операций и на

36 См.: Плешков А.П., Богданов И.Н. Перспективы развития обязательных видов страхования в России. // Финансы, 2006, № 9.

37 См.: Заключение Комитета Государственной Думы по экологии от 27 декабря 2005 г. на проект федерального закона № 231802-4.

38 См.: Моткин Г.А. Политико-экономические барьеры в развитии экологического страхования // Экологическое право, 2006, № 3.

39 Эколого-правовой словарь, http://www.tver.ru/ecol/slovar.htm.

этой основе значительно повысить роль страхования в возмещении вреда (ущерба), причиняемого ежегодно физическим и юридическим лицам страховыми случаями36.

Некоторые специалисты считают целесообразным принять федеральный закон «О государственном регулировании системы экологического страхования рисков и ответственности по возмещению вреда окружающей среде в Российской Федерации», разработку которого в настоящее время ведет Комитет Государственной Думы по экологии. Данный же законопроект, при условии отнесения отношений по возмещению экологического ущерба к законодательству об экологическом страховании, Комитетом Государственной Думы по экологии был поддержан37.

Следует согласиться с мнением Г.А. Моткина о том, что сегодня в России без государственного вмешательства невозможны ни экологизация производства, ни экологическое страхование, ни что-нибудь иное, слегка напоминающее экономический механизм управления природопользованием. Для развития экологического страхования следует «отказаться от рыночной догматики и согласиться с неизбежным: государственное регулирование должно охватить взаимоотношения страховщиков и страхователей по поводу снижения экологического риска функционирования хозяйствующих субъектов»38.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; Нарушение авторского права страницы

Видео (кликните для воспроизведения).

http://infopedia.su/9xc9ee.html

Плата за природопользование и загрязнение окружающей среды
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here