Получение копии протокола об административном правонарушении

Предлагаем ознакомится с материалом в статье: "Получение копии протокола об административном правонарушении". Здесь собрана и обработана информация из авторитетных источников. Если вы все же не найдете ответ на свой вопрос, дочитайте статью до конца, если же и после этого не получите ответ, то обратитесь к дежурному консультанту.

lawor › Блог › Где взять копий протоколов ГИБДД

Где взять копий протоколов ГИБДД

Водитель имеет право быть информирован о том, в чём он обвиняется. Это закон. Но как защитить свои права, если на руках нет копий протоколов (то есть информация по делу отсутствует)?

В вышеуказанном случае у автолюбителя отсутствует информация о том, в чём он обвиняется. А как же всё вышесказанное?

Ничего особо страшного в отсутствии на руках копий протоколов, нет. Ведь всегда можно ознакомиться с оригиналами протоколов составленных сотрудником ГИБДД.

Естественно вопрос о том, почему у автолюбителя отсутствуют копии протоколов, является немаловажным. Но сейчас мы говорим о том, как сделать так чтобы отсутствие копий не привело к печальным последствиям.

Где можно получить копии протоколов, если их нет у водителя?

Причину отсутствия у некоторых автолюбителей копий протоколов на руках мы обсуждать здесь не будем, так как это тема для отдельной статьи. Поговорим о том, где их взять.

Во-первых, автолюбителю нужно определить, где находиться дело об административном правонарушении. Ведь именно в материалах дела будут храниться копии протоколов.

Дело может находиться в отделе ГИБДД или в суде. Например, если автолюбителя обвинили в совершении нарушения, предусматривающего в качестве наказания лишение водительских прав, то в течение трех дней с момента составления протокола об АП дело отправляется в суд.

Если же по делу будет проводиться «разбор» (и) или по протоколу автолюбителю грозит наказание в виде штрафа или проводиться административное расследование, то дела (вместе с копиями протоколов) храниться в отделе ГИБДД.

Во-вторых, автолюбителю нужно составить письменное ходатайство о вручении копий протоколов и об ознакомлении с материалами дела об административном правонарушении. Такое ходатайство необходимо чтобы автолюбителя допустили к «телу» (то есть делу)

В-третьих, нужно приехать в ГИБДД или суд и зарегистрировать вышеназванное ходатайство в канцелярии, у работника суда, у сотрудника ГИБДД или начальника. Не забудьте, что все ходатайства рассматриваются немедленно, а не трое суток как выдумывают отдельные сотрудники ГИБДД. Естественно никто не будет аж бегом бежать, то, тем не менее, требование закона о немедленном рассмотрении ходатайства должно соблюдаться.

Если возникают какие-то непонятные заминки (проще говоря, вам пудрят мозги), то повторно регистрируйте новое ходатайство. В нём указывайте, что ранее вами было заявлено такое-то ходатайства, прошел такой-то срок, а вы по-прежнему сидите и ждёте. Этот документ опять нужно зарегистрировать.

В-четвёртых (самое главное), после того как вас допустили к «телу» (а точнее делу), вы сможете выяснить очень многое:

— есть ли в материалах дела копии протоколов;

— почему копии протоколов вам не вручались;

— что написано (или дописано) в протоколах.

Много другой полезной информации можно извлечь в ходе ознакомления с материалами дела об административном правонарушении. Именно поэтому с делом нужно знакомиться не только в тех случаях, когда нет копий протоколов на руках, но и во всех других случаях.

При необходимости обращайтесь за юридической помощью в Коллегию автоюристов Самара.

Статья 28.6 КоАП РФ. Назначение административного наказания без составления протокола

Новая редакция Ст. 28.6 КоАП РФ

1. В случае, если непосредственно на месте совершения физическим лицом административного правонарушения уполномоченным на то должностным лицом назначается административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа, протокол об административном правонарушении не составляется, а выносится постановление по делу об административном правонарушении в порядке, предусмотренном статьей 29.10 настоящего Кодекса. Копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку лицу, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе. В случае отказа от получения копии постановления она высылается лицу, в отношении которого вынесено постановление, по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.

1.1. Утратила силу.

2. В случае, если лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, оспаривает наличие события административного правонарушения и (или) назначенное ему административное наказание, составляется протокол об административном правонарушении, который приобщается к вынесенному в соответствии с частью 1 настоящей статьи постановлению.

5. В случае, если лицо, указанное в части 4 настоящей статьи, не признало наличие события вменяемого административного правонарушения, составляется протокол об административном правонарушении и дело об административном правонарушении рассматривается в порядке, предусмотренном статьей 29.7 настоящего Кодекса.

Комментарий к Статье 28.6 КоАП РФ

1. КоАП предусматривает осуществление производства по делу об административном правонарушении в упрощенном порядке — без составления протокола. То есть должностное лицо самостоятельно принимает решение о наложении административного наказания и исполняет решение немедленно.

2. Важным условием при назначении административного наказания без составления протокола является совершение малозначительного нарушения, а также то, что привлекаемое к ответственности лицо не оспаривает назначенное ему административное наказание. В противном случае составляется протокол об административном правонарушении.

3. Административное наказание без составления протокола назначается в виде предупреждения либо административного штрафа путем выдачи постановления-квитанции установленного образца. Исключение составляет совершение административного правонарушения в области дорожного движения, при котором сумма штрафа вносится лицом в банк или иную кредитную организацию в течение 30 дней с момента назначения административного наказания.

С 1 июля 2008 г. вступит в силу часть 3 ст. 28.6, согласно которой в случае выявления административного правонарушения, предусмотренного главой 12 КоАП и зафиксированного с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, протокол об административном правонарушении не будет составляться, а постановление по делу об административном правонарушении будет выноситься без участия лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, и оформляться в порядке, предусмотренном статьей 29.10 КоАП. Копии постановления по делу об административном правонарушении и материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, будут направляться лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.

Читайте так же:  Порядок привлечения военнослужащих к административной ответственности

Основания для отмены

Для того чтобы добиться постановления об отмене административного протокола, необходимо эффективно защищать свои права, как при его составлении, так и рассмотрении.

Согласно юридической практики рассмотрения данной категории дел, получить постановление об отмене протокола можно в том случае, если водитель докажет три юридических факта:

  • отсутствие нарушения ПДД, то есть его действия не повлекли за собой правонарушения, и были правомерными в конкретной ситуации, вот почему случаются ситуации, когда ГИБДД не дали копию протокола, так как он полностью сфальсифицирован;
  • нарушения в процессе фиксации правонарушения, то есть, не соблюдены все требования к составлению соответствующих документов, не заполнены графы, записи не соответствуют требованиям закона;
  • неправильное составление документа, например, в протоколе об административном правонарушении не указан пункт ПДД, не выдан его дубликат.

Также автолюбители должны знать, что законодательством предусмотрены четкие сроки в течении которых собранный материал должен быть направлен уполномоченному должностному лицу, которое имеет право выносить постановление о наложении административного взыскания – это три месяца с момента фиксации нарушения.

Именно такой срок дает КОАП для привлечения водителя к административному штрафу, или другому наказанию.

Поэтому если сотрудник ГИБДД не выдал копию протокола, значит вина водителя сомнительная и нужно пытаться защищать свои права в суде.

Важно запомнить, что если к административной ответственности автолюбителя привлек сотрудник полиции, он имеет право обжаловать данное постановление в суде, подав соответствующий административный иск.

Порядок получения

Как было указано выше законодательством об административных правонарушениях, предусмотрены документы, копии которых должны выдаваться автолюбителю в обязательном порядке и по его просьбе.

Нужно обратить внимание на следующую юридическую тонкость. В каждом протоколе есть специальная графа, в которой содержится информация о том, получил ли водитель его дубликат или нет.

Исходя из этого, для получения дубликата необходимо пользоваться следующим алгоритмом действий.

  1. Автолюбитель должен внимательно ознакомиться со всеми записями, которые вносятся в документ об административном правонарушении. Если сотрудник ДПС не дал копию протокола, и не дает ознакомиться с ним, значит он был составлен без законных на то оснований, и таким образом последний пытается привлечь водителя к ответственности без каких-либо правовых оснований.
  2. В графе, где указывается, получил или не получил копию документа, не нужно ставить свою подпись. Сначала необходимо потребовать свой дубликат, а затем, после его получения ставить подпись в соответствующей графе.
  3. Если не отдали копию протокола ГИБДД, и водитель не расписался в соответствующей графе, сотрудники полиции пишут в этой графе запись «от вручения копии отказался». Поэтому обязанность водителя заявить о своем желании в получении документа в любой графе протокола, где нужно написать «требую вручения копии протокола».

Порядок вручения протокола

Для того чтобы разобраться в ситуации, если ДПС не дали копию протокола о нарушении правил движения, нужно прежде всего внимательно изучить нормы Кодекса об административных правонарушениях (КОАП).

Согласно его нормам, все составляемые протокола (их копии) должны выдаваться в обязательном порядке или по просьбе автолюбителя.

К перечню обязательных протоколов, которые выдаются водителю, относят следующие документы:

  • документ об отстранении водителя от управления машиной, при нарушении им ПДД;
  • документ о проведенном осмотре (досмотре) автомобиля, с перечнем изъятых вещей и документов;
  • копия протокола о нарушении ПДД;
  • копия протокола об административном задержании водителя.

Поэтому, если инспектор ГИБДД не отдал копию протокола, о вышеуказанных действиях, это приравнивается к грубым нарушениям прав автолюбителя, и является одним из правовых оснований вынесения постановления об отмене протокола об административном правонарушении.

К перечню документов, которые могут быть выданы только по просьбе водителя, относятся следующие:

  • документ о доставлении автомобиля на штрафную площадку, или иное место временного хранения;
  • копия протокола о совершенном правонарушении.

Несмотря на то, что данные документы выдаются только по требованию автолюбителя, то если не дали копию протокола об административном правонарушении ГИБДД, а автолюбитель на этом настаивал, это также является нарушениям прав автомобилиста и на эти действия подается жалоба.

Нужно запомнить, что если сотрудник ГИБДД не выдал копию протокола, а водитель настаивал на этом, на него можно подать обоснованную жалобу в прокуратуру, которая обязана провести соответствующую проверку, и привлечь работника полиции к дисциплинарной ответственности.

Порядок получения копии протокола

Рассмотрим что делать, если инспектор ГИБДД не выдал копию протокола.

Его можно получить следующим образом.

  1. На месте составления. Для этого в колонке «объяснение нарушителя» водитель должен написать, что с претензиями сотрудника ГИБДД он не согласен, и настаивает на получении копии протокола и всех документов которые к нему прилагаются. Их даже можно сфотографировать на телефон, фотоаппарат, если разрешит полицейский, тогда об этом действии делается специальная пометка.
  2. Если сотрудники ДПС при оформлении не дали копию протокола, и при этом по данному нарушению ПДД решение о наложении административного взыскания принимают сотрудники полиции, нужно направить на их адрес официальный запрос. В нем указать, что водитель требует предоставить ему официальные дубликаты всех протоколов и других документов для ознакомления, или указать дату, когда они будут предоставлены лично ему. Если требование не будет удовлетворено, то ненаправление протокола, это основание для отмены постановления по КОАП.
  3. В тех случаях, когда право оштрафовать водителя принадлежит суду, получить копии всех документов можно при составлении письменного ходатайства об ознакомлении с материалами административного производства. Для суда это будет дополнительным доказательством того, что автолюбителю отказали в его праве эффективной защиты.

к содержанию ↑

Другой комментарий к Ст. 28.6 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Новый КоАП РФ, как и КоАП РФ РСФСР, предусматривает осуществление производства по делу об административном правонарушении в упрощенном порядке — без составления протокола. Особенностью упрощенного (усеченного) производства является назначение административного наказания без составления протокола на месте совершения административного правонарушения. В данном случае должностное лицо, обнаружившее нарушение, самостоятельно принимает решение о наложении административного наказания и исполняет решение немедленно или разъясняет порядок исполнения назначенного наказания. Обязательным условием назначения административного наказания без составления протокола является совершение малозначительного нарушения. Показателем малозначительности административного правонарушения выступает вид административного наказания и его размер.

2. Административное наказание без составления протокола назначается в виде предупреждения.

3. Назначение административного наказания без составления протокола в виде административного штрафа осуществляется на месте совершения административного правонарушения, если размер штрафа не превышает одного минимального размера оплаты труда, а при нарушении таможенных правил — не более десяти минимальных размеров оплаты труда. В указанных случаях уполномоченным на то должностным лицом на месте совершения административного правонарушения оформляется предупреждение либо налагается и взимается административный штраф. Исключение составляет совершение административного правонарушения в области дорожного движения. В этом случае постановление о назначении административного штрафа оформляется постановлением-квитанцией установленного образца, а сумма административного штрафа вносится или перечисляется лицом, привлеченным к административной ответственности, в банк или иную кредитную организацию в течение тридцати дней с момента назначения административного наказания.

Читайте так же:  Административный штраф за неоплаченный проезд

4. Если лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении оспаривает: а) наличие события административного правонарушения; б) назначенное ему административное наказание; в) отказывается от уплаты административного штрафа на месте совершения административного правонарушения, в этих случаях составляется протокол об административном правонарушении.

Статья 28.2 КОАП РФ. Протокол об административном правонарушении

1. О совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 настоящего Кодекса.

2. В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

3. При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.

4. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

4.1. В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

5. Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 настоящей статьи, в нем делается соответствующая запись.

6. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.

Комментарии к ст. 28.2 КОАП РФ

1. Протокол об административном правонарушении является процессуальным документом, служащим основанием для возбуждения производства по делу об административном правонарушении, поскольку в данном документе фиксируется факт совершения соответствующего нарушения.

В целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления нарушения уполномоченное лицо вправе применить соответствующие меры обеспечения производства по делу (см. комментарий к ст. 27.1).

Протокол составляется в большинстве случаев совершения правонарушений. Кодексом установлены исключения из этого общего правила. Во-первых, дела о некоторых категориях административных правонарушений возбуждаются только прокурором, который выносит соответствующие постановления (см. комментарий к ст. 28.4). Во-вторых, предусмотрены случаи, когда административное наказание в виде предупреждения или штрафа назначается на месте совершения правонарушения, где и происходит процессуальное оформление соответствующих действий, не требующих составления протокола (см. комментарий к ст. 28.6). В-третьих, с 1 июля 2008 г. вступили в силу положения, устанавливающие, что протокол не составляется при выявлении правонарушения в области дорожного движения (гл. 12 Кодекса), зафиксированного с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств или средств фото- и киносъемки, видеозаписи (см. комментарий к ст. 28.6). Отметим также, что согласно ч. 1.1 ст. 28.6 протокол не составляется при применении судебными приставами-исполнителями ст. ст. 17.14 (ч. ч. 1 и 3) и 17.15 Кодекса.

2. В протоколе об административном правонарушении указываются данные о том, когда, где и кем он составлен. Важное значение имеет указание должности лица, составившего протокол об административном правонарушении (см. комментарий к ст. 28.3). В случае составления протокола неправомочным лицом он признается ничтожным и должен быть возвращен в орган, где был составлен.

3. В протокол заносятся сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело. Применительно к физическому лицу помимо его фамилии, имени и отчества необходимо фиксировать дату его рождения, поскольку административная ответственность наступает с 16-летнего возраста, а к лицам в возрасте от 16 до 18 лет применяются меры воздействия, предусмотренные федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних (см. комментарий к ст. 2.3). В протоколе указываются и иные необходимые сведения (см. комментарий к ст. ст. 2.4, 2.5, 2.6, 2.8, 3.6 — 3.11, 4.1 — 4.3).

Сведения о личности нарушителя устанавливаются по имеющимся у него документам. В случае отсутствия документов, удостоверяющих личность, необходимые сведения могут быть проверены в адресном бюро, а также по месту жительства и работы (учебы) нарушителя с помощью телефонной связи. В целях установления личности нарушителя допускаются доставление и административное задержание лица, личный досмотр, досмотр вещей, транспортного средства и изъятие вещей и документов (см. комментарий к ст. ст. 27.2 — 27.7, 27.9, 27.10).

Аналогичная ситуация характерна и для юридического лица, в отношении которого возбуждено дело. Сведения о наименовании и месте нахождения юридического лица при необходимости дополняются иными сведениями в соответствии со ст. ст. 51 — 58 ГК РФ. Это вытекает из положений Кодекса, определяющих особенности привлечения к административной ответственности юридических лиц (см. комментарий к ст. ст. 2.6, 2.10 и 4.1). В целях установления данных о нарушителе применяется осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов (см. комментарий к ст. 27.8).

Читайте так же:  Срок исковой давности 3 месяца

4. В протоколе об административном правонарушении указываются фамилии, имена, отчества, адреса потерпевших и свидетелей (см. комментарий к ст. ст. 25.2 и 25.6) в случае, если таковые имеются. Важно обратить внимание на то, что наличие свидетелей не является обязательным условием при составлении протокола, как иногда полагают отдельные лица, осуществляющие рассмотрение дел об административных правонарушениях.

5. В протоколе об административном правонарушении фиксируются место, время совершения и событие административного правонарушения.

Видео (кликните для воспроизведения).

Фиксация места совершения правонарушения необходима, поскольку по общему правилу дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения (см. комментарий к ст. 29.5).

Указание на время совершения правонарушения имеет важное значение в силу того, что постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено не позднее двух месяцев (в отдельных случаях — не позднее одного года) со дня совершения правонарушения (см. комментарий к ст. 4.5).

Подробное описание события совершенного правонарушения необходимо для его правильной квалификации, т.е. определения статьи Особенной части Кодекса или статьи закона субъекта РФ, которой предусмотрена административная ответственность за подобные действия (бездействие).

6. В протоколе указывается статья Особенной части Кодекса или статья закона субъекта РФ, устанавливающая ответственность за совершенное нарушение.

7. В протоколе об административном правонарушении фиксируется объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело. Законным представителем юридического лица является его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица (см. комментарий к ст. 25.4).

Наличие данных объяснений является одним из источников доказательств по делу (см. комментарий к ст. 26.2). Они отражаются в протоколе, а в случае необходимости записываются и приобщаются к делу (см. комментарий к ст. 26.3). Именно исходя из объяснений нарушителя можно сделать вывод о наличии его вины в содеянном (см. комментарий к ст. 2.2) и выявить обстоятельства, смягчающие ответственность, например чистосердечное раскаяние или способствовавшее совершению нарушения сильное душевное волнение (см. комментарий к ст. 4.2).

8. В протоколе фиксируются и иные сведения, необходимые для разрешения дела. Это касается, например, описания нанесенного ущерба, который является одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу (см. комментарий к ст. 26.1).

9. Необходимо отметить, что при составлении протокола об административном правонарушении предусмотренные Кодексом процессуальные права и обязанности должны разъясняться не только физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело (см. комментарий к ст. ст. 25.1 и 25.4), но и иным участникам производства (см. комментарий к ст. ст. 25.2, 25.3, 25.5 — 25.10). О разъяснении соответствующих прав и обязанностей в протоколе об административном правонарушении делается запись.

10. Важной гарантией полноты и достоверности сведений, содержащихся в протоколе об административном правонарушении, является то, что физическому лицу и законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом. При этом указанные лица наделены правом представить свои объяснения и замечания по содержанию протокола, которые затем прилагаются к протоколу в качестве материалов дела.

11. Если же физическое лицо или его законный представитель либо законный представитель юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу, будучи извещенными в установленном порядке, не явились, то протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. При этом копия протокола направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления.

12. Оформление протокола об административном правонарушении завершается его подписанием лицом, составившим протокол, а также лицом, в отношении которого возбуждено дело (имеется в виду физическое лицо или законный представитель юридического лица). Лицо, совершившее правонарушение, имеет право отказаться от подписания протокола. В таком случае в указанном процессуальном документе делается запись об этом. При неявке извещенных в установленном порядке участников производства по делу, которые определены в ч. 4.1 комментируемой статьи, в протоколе также делается соответствующая запись.

13. После составления протокола об административном правонарушении его копия вручается под расписку физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, а также потерпевшему.

14. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (РГ. 2005. 19 апр.) разъясняется, какие недостатки протокола следует считать существенными или несущественными. К существенным недостаткам относятся отсутствие данных, прямо перечисленных в ч. 2 комментируемой статьи, а также отсутствие иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела (например, данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело, языком, на котором ведется производство).

К несущественным недостаткам протокола относятся те, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также составление протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело, если ему было надлежащим образом сообщено о времени и месте составления протокола, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или эти причины были признаны неуважительными.

Что делать, если не выдана копия протокола о нарушении ПДД

Бывают ситуации, когда сотрудники ГИБДД, чтобы скрыть нарушения при оформлении нарушения ПДД умышленно не выдает автолюбителю протокол, тем самым лишая его права на защиту своих интересов. Поэтому водителя должны знать, что делать, если сотрудник ГИБДД не дал копию протокола, как его получить, и эффективно защитить свои права в такой ситуации.

Практические советы если не выдают копию

Если все документы составлены, а автолюбитель, по какой либо причине не имеет на руках копий, то он должен обязательно их получить. В большинстве случаев, сотрудники ГИБДД стараются в самое короткое время вынести постановление о наложении штрафа, и затянуть сроки получения его, чтобы автолюбитель не смог оспорить этот документ в суде.

В таком случае не нужно затягивать с подачей официального запроса на копии и ознакомление с материалами. Он должен быть отправлен по почте заказным письмом. Если документы будут предоставлены не в срок обжалования (10 дней с момента вынесения Постановления) а позже, это будет основанием для восстановления сроков обжалования судом.

Следующий совет состоит в том, что в сомнительных ситуациях, автолюбитель, когда составляются документы о нарушении им ПДД, должен принимать активное участие в их составлении. То есть рисовать свою схему, писать замечания, а также детальные пояснения на отдельном листе. При этом в протоколе нужно обязательно указывать, что к нему прилагаются оригиналы своих документов, а также то, что автолюбитель настаивает на получении всех дубликатов документов составленных сотрудником ГИБДД.

Читайте так же:  Курение в общественных местах комментарии

Последний совет состоит в том, что ставить свою роспись в графе получения копии, необходимо только после того, как все будет выдано. Если этого не происходит, можно воспользоваться хитростью.

Подойти к инспектору ГИБДД и сказать, что водитель хочет расписаться в графе получения копии. Там нужно написать «копию протокола и других документов отказались выдать» и поставить свою подпись.

В случаях, когда сотрудники ГИБДД не выдают копии протоколов и других документов, на них нужно обязательно подать обоснованную жалобу в прокуратуру, и вышестоящему руководству. После чего написать обращение, которое направить по почте, с требованием предоставить копии всех документов, для последующего обжалования. Это является основанием для отмены административного взыскания.

Инспектор ДПС не выдал водителю копию протокола об административном правонарушении. А это законно?

Дальше произошло что-то странное. Инспектор подошел, представился, попросил документы, сообщил о цели остановки. Взяв документы, уединился в патрульной машине, а через несколько минут вернулся: отдал доки, записал телефончик нарушителя и пожелал доброго пути! А еще сообщил, что через недельку ему позвонят – пригласят на «разбор». И еще предупредил, что водителя ждет суд.

Автомобилист был в смятении, соображал плохо. Только дома, поразмыслив, сообразил: если нарушение было зафиксировано, почему ему не дали копию протокола об административном правонарушении? Сначала удивился, затем полез в Интернет разбираться. Давайте поможем ему в этом.

Сразу сообщим: возможны случаи, когда сотрудник ГИБДД может составить протокол об административном правонарушении и в отсутствие нарушителя. Видимо, это происходит тогда, когда нарушитель скрылся или, например, был срочно отправлен с места ДТП в больницу. В соответствии с частью 4 статьи 28.2 КоАП РФ, копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления протокола.

Может, и не было нарушения вовсе? Ну как же не было? Реальная статья: часть 3 ст. 12.16 КоАП РФ. И наказание, так сказать, по всей строгости: наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.

Если внимательно почитать статью 28.2 КоАП РФ, можно сделать вывод, что автоинспектор своими действиями нарушил сразу несколько ее пунктов:

— не выслушал объяснения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении (часть 2 статьи 28.2 КоАП РФ);

— не разъяснил водителю его права (часть 3 статьи 28.2 КоАП РФ);

— не предоставил лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении и не дал нарушителю возможности представить объяснения и замечания по содержанию протокола (часть 4 статьи 28.2 КоАП РФ);

— не дал лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, протокол на подпись (часть 5 статьи 28.2 КоАП РФ);

— не выдал водителю под расписку копию протокола об административном правонарушении (часть 6 статьи 28.2 КоАП РФ).

Почему он так сделал? Возможно, ему было лень заполнять бумажки на месте и он намеревался сделать это в офисе. А как же протокол под роспись и выдача копии? В этом случае он в месте, где стоит подпись нарушителя, мог поставить отметку «подписывать отказался», а в поле, где тот подписывается за получение копии протокола, написать: «от копии отказался». Это, кстати, законом не запрещено. Наоборот, в случае отказа нарушителя от подписания протокола, в последнем как раз должна быть сделана соответствующая запись (часть 5 статьи 28.2 КоАП РФ). Но это если тот отказался.

Может, ну его — этот протокол? Все равно накажут – что с бумажкой, что без нее. Не скажите! Невыдача копии – причина того, что автолюбитель не сможет защитить свои права в суде и/или обжаловать действия сотрудника ГИБДД. Да, суд чаще встает на сторону полицейского, но ведь у обвиняемого есть право и возможность защищаться. А в нашем случае делать это «сам бог велел».

Если удастся доказать, что инспектор ДПС при оформлении документов грубо нарушил правила, у водителя есть шанс добиться прекращения дела (отмены протокола, обжалования постановления). Протокол все равно появится в суде, но в этом случае нашему герою следует настаивать, что он был составлен с грубым нарушением закона — водитель был лишен права на информацию по делу. Водителю следует заручиться поддержкой свидетелей (например, пассажирами авто), а если их нет, вести запись разговора с инспектором на технические средства.

Какие действия должен предпринять водитель, которому не выдали копию протокола об административном правонарушении? Если нарушение было и решение о наложении взыскания накладывает сотрудник ГИБДД (а он этого не сделал на месте), в этом случае необходимо направить официальный запрос на адрес подразделения ГИБДД. В запросе указать требование предоставить втомобилисту официальные дубликаты всех протоколов и других документов для ознакомления, или указать дату, когда они будут предоставлены лично ему. Если требование не будет удовлетворено, это является основанием для отмены постановления об административном правонарушении.

Если решение о наказании принимает суд, водителю следует составить письменное ходатайство о получении копий всех документов с материалами административного производства. Для суда это будет дополнительным доказательством того, что гражданину отказали в его праве эффективной защиты.

Водитель также вправе подать жалобу руководителю подразделения, где работает автоинспектор. Последний вариант – ничего не делать. Ждать, когда его вызовут в суд и уже там бороться за свои права. Его все равно накажут, однако, если он докажет наличие грубого нарушения действующих норм сотрудником ГИБДД, возможно это поможет ему избежать более строгого наказания (лишения прав).

И еще одно важное замечание. Если протокол об административном нарушении был составлен на месте, водителю следует подписывать графу «копию протокола получил» только после того, как она окажется у него в руках.

Статья 28.2. Протокол об административном правонарушении

Статья 28.2. Протокол об административном правонарушении

1. Анализ правил ч. 1 и 2 ст. 28.2 позволяет сделать ряд выводов:

1) об административном правонарушении (по общему правилу) составляется протокол. Исключения представляют следующие случаи:

Читайте так же:  Рамках административного наказания

а) дело об административном правонарушении возбуждено прокурором (последний выносит постановление в сроки, предусмотренные в ст. 28.5, см. коммент. к ст. 28.4, 28.5);

б) закон допускает назначать административное наказание, не составляя протокол (например, когда за совершение административного правонарушения назначается предупреждение либо административный штраф, размер которого не превышает 100 (при нарушении таможенных правил — 1000) рублей. Кроме того, с 01.02.08 (после вступления в силу изменений, внесенных в КоАП Закон N 225 от 02.10.07) протокол не составляется и в случаях совершения административных правонарушений предусмотренных частями 1 и 3 ст. 17.14 и ст. 17.15, а также в случаях указанных в ч. 3 ст. 28.6 (см. об этом коммент. к ст. 28.6, 29.10);

2) сведения, перечисленные в ч. 2 ст. 28.2, указываются в протоколе об административном правонарушении обязательно. При отсутствии хотя бы одного из них протокол (как процессуальный документ) обесценивается);

3) в протоколе могут быть указаны и другие сведения:

а) прямо предусмотренные законом (например, о доставлении, см. коммент. к ст. 27.2);

б) хотя и не предусмотренные в законе, но не противоречащие ему и способствующие правильному и своевременному разрешению дела.

2. Применяя правила ч. 3-6 ст. 28.2, нужно обратить внимание на следующие обстоятельства:

1) физическому лицу (лично или его представителю, уполномоченному доверенностью, например, защитнику), а также законному представителю юридического лица (см. коммент. к ст. 25.4), в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомиться (в необходимых случаях — с помощью переводчика, см. коммент. об этом к ст. 24.2, 25.10) с протоколом об административном правонарушении. Эти лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола (они прилагаются к протоколу, если подписаны лицом, сделавшим эти замечания);

2) протокол об административном правонарушении должен также содержать запись о том, что всем участникам производства по делу разъяснены их права и обязанности. Упомянутая запись должна быть удостоверена подписями каждого участника;

3) протокол об административном правонарушении подписывается лицами, указанными в ч. 5 ст. 28.2. Если физическое лицо, законный представитель юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, отказываются подписать протокол, должностное лицо (составившее протокол) делает об этом запись в протоколе и удостоверяет ее своей подписью;

4) копия протокола об административном правонарушении (изготовленная и заверенная доставившим его должностным лицом) вручается:

а) физическому лицу (законному представителю юридического лица), в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении;

б) потерпевшему (см. коммент. к ст. 25.2);

в) если упомянутые лица (хотя бы устно) попросили о вручении такой копии. О том, что копия протокола об административном правонарушении вручена упомянутым лицам, делается запись в протоколе об административном правонарушении, а сама копия вручается упомянутым лицам под расписку;

5) нормативные акты федеральных органов исполнительной власти о составлении протокола об административном правонарушении (например, приказ Росархива от 18.02.2002 N 18) применяются постольку, поскольку не противоречат правилам ст. 28.2, а также ст. 28.3, 28.5, 28.8, 29.5 (см. коммент. к ним);

6) при неявке (несмотря на то, что они были надлежащим образом извещены) лица (или его законного представителя), в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении — допускается составление протокола и в отсутствии такого лица. В этом случае лицу, (в отношении которого протокол был составлен) должна быть направлена (например, по почте, с нарочным и т.п.) копия протокола в течение трех дней (отсчет этого срока начинается со дня следующего за днем составления протокола). Следует иметь в виду, что ч. 4.1 была введена в ст. 28.2 Законом N 210 от 24.07.07 и вступила в силу с 11.08.07;

7) о неявке указанных выше лиц, в протоколе необходимо сделать запись об этом (и данное положение вступило в силу с 11.08.07).

3. Верховный Суд РФ разъяснил (в п. 4, 5 пост. N 5), что:

а) существенным недостатком протокола является отсутствие данных прямо перечисленных в ч. 2 ст. 28.2, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного дела (например, нет данных о том владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, языком, на котором ведется производство по делу);

б) Несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также нарушения установленных в ст. 28.5 и 28.8 сроков составления протокола и направления его судье;

в) проверяя полномочия должностного лица на составление протокола, следует учитывать положения ст. 28.3, а также нормативных актов соответствующих органов исполнительной власти;

г) возвращая протокол судье (на основании ч. 4 ст. 29.4) необходимо вынести мотивированное определение об этом.

Кроме того, ВС полагает, что:

— если может быть назначено административное приостановление деятельности, то в протоколе должно быть указано на угрозу причинения вреда либо на вред, причиненный охраняемым общественным правоотношениям, и на то, чем это подтверждается (п. 8 Обзора от 25.03.09);

— обстоятельства, послужившие основанием для направления водителя на медицинское освидетельствование на состояние опьянения должны быть указаны в протоколе о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения (ч. 4 ст. 27.12) и в протоколе об административном правонарушении, как относящиеся к событию административного правонарушения (п. 8 Пост. N 18);

— ч. 2 ст. 28.2 устанавливает, что в протоколе об АП указываются и иные сведения (помимо перечисленных в самой ст. 28.2 — А.Г.) необходимые для разрешения дела (п. 9 Обзора от 28.05.08).

4. В свою очередь ВАС обратил (в п. 17 пост. N 2) разъяснил следующие особенности применения ст. 28.2:

1) ст. 28.2 представляет ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении;

2) суду необходимо проверять соблюдение положений ст. 28.2, направленные на защиту этих прав;

3) нарушение указанных прав может явиться основанием для отказа в удовлетворении требования органа о привлечении к административной ответственности (по ч. 2 ст. 206 АПК), или для признания незаконным и отмены оспариваемого решения (по ч. 2 ст. 211 АПК).

Видео (кликните для воспроизведения).

5. О практике применения ст. 28.2 судами см. также п. 11 Пост. от 21.11.05.

Источники

Получение копии протокола об административном правонарушении
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here