Понятие административного права административные правонарушения

Предлагаем ознакомится с материалом в статье: "Понятие административного права административные правонарушения". Здесь собрана и обработана информация из авторитетных источников. Если вы все же не найдете ответ на свой вопрос, дочитайте статью до конца, если же и после этого не получите ответ, то обратитесь к дежурному консультанту.

Понятие административного права административные правонарушения

Автострахование

  • Жилищные споры

  • Земельные споры

  • Административное право

  • Участие в долевом строительстве

  • Семейные споры

  • Гражданское право, ГК РФ

  • Защита прав потребителей

  • Трудовые споры, пенсии

    • Главная
    • Статьи и комментарии ПЦ «Логос»
    • Административное правонарушение. Понятие, состав, признаки

    Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (статья 2.1 КоАП РФ).

    Признаки административного правонарушения

    Из определения административного правонарушения, данного в статье 2.1 КоАП РФ, можно выделить следующие его признаки.

    1. Противоправность действия (бездействия). Противоправное – не основанное на законе (незаконное) действие или бездействие, нарушение нормы законодательства, регулирующей те или иные отношения;

    2. Виновное действие (бездействие). Вина в совершении правонарушения характеризуется умыслом или неосторожностью (формой вины).

    Определение понятий умысла и неосторожности содержится в статье 2.2 КоАП РФ:

    Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

    Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

    3. Субъект правонарушения. К административной ответственности может быть привлечено как физическое, так и юридическое лицо.

    Возраст. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет (статья 2.3 КоАП РФ).

    Иностранные граждане. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях (статья 2.6 КоАП РФ).

    4. Наказуемость деяния: за совершенное деяние КоАП РФ или законом субъекта РФ установлена административная ответственность.

    Для привлечения лица к административной ответственности необходимо не только наличие признака, указанного в п. 1 (противоправность – не основанное на законе (незаконное) действие или бездействие), но и наличия соответствующей нормы закона, предусматривающей административное наказание.

    Из указанного следует, что недопустимо привлечение к административной ответственности за противоправное (незаконное) деяние, за которое не предусмотрена административная ответственность ни кодексом РФ об административных правонарушениях, ни законами субъектов Федерации.

    Состав административного правонарушения

    Деяние, содержащее такие признаки административного правонарушения как противоправность, виновность, наказуемость, не всегда может являться административным правонарушением, поскольку в конкретном деянии может отсутствовать состав административного правонарушения.

    Признаки административного правонарушения как понятия следует отличать от элементов и признаков состава конкретного административного правонарушения.

    Состав административного правонарушения — это совокупность признаков, при наличии которых конкретное деяние становится административным правонарушением.
    Состав административного правонарушения представляет собой совокупность нескольких элементов, заключающих в себе однотипную совокупность признаков: субъект, субъективная сторона, объект, объективная сторона.

    1) Объект административного правонарушения — это общественные отношения, охраняемые мерами административной ответственности, которым противоправным деянием наносится вред.

    Общим объектом для всех административных правонарушений является совокупность общественных отношений, урегулированных нормами административного и некоторых других отраслей российского права, которая охраняется мерами административной ответственности.

    Выделяют родовой объект административного правонарушения, который соответствует каждой из глав Особенной части КоАП РФ). Например, объектом правонарушений, сгруппированных в главе 5 КоАП РФ будут являться права граждан, в главе 7 КоАП РФ – отношения в области охраны собственности, в главе 12 КоАП РФ – отношения в области дорожного движения, и т.д.

    Выделяют непосредственный объект административного правонарушения, который определяется в каждой главе Особенной части КоАП РФ конкретным составом административного правонарушения.

    Например, непосредственным объектом посягательства, согласно статье 5.61 КоАП РФ будет являться честь и достоинство лица, родовой же объект, как указывалось выше – права граждан.

    2) Объективная сторона административного правонарушения — это совокупность признаков, характеризующих внешнее проявление данного правонарушения.

    Административное правонарушение – это, прежде всего противоправное деяние (действие или бездействие), а также наступившие вредные последствия и причинно-следственная связь между ними.

    Устанавливать причинно-следственную связь необходимо для определения обстоятельств наступления негативных последствий, т.е. для определения действительности наступления таких последствий в результате противоправного деяния, а не по иным причинам. Например, для привлечения к административной ответственности по статье 12.24 КоАП РФ («Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего») не достаточна констатация того обстоятельства, что после ДТП потерпевший месяц провел в больнице. Следует установить, мог ли водитель, соблюдая правила дорожного движения, избежать столкновения с пешеходом, или причинения вреда здоровью стало следствием неправомерных действий самого потерпевшего. Кроме того, необходимо установить, что кратковременное или длительное расстройство здоровья в указанный период стало последствием именно действий лица, нарушившего правила дорожного движения, а не иных событий, произошедших ранее. Указанные обстоятельства могут устанавливаться на основании заключений экспертов, медицинских заключений.

    Материальный состав правонарушения

    Вышеприведенный пример описывает материальный состав правонарушения, в объективную сторону которого всегда включается наступление негативных материальных последствий. Как в примере, указанном выше – вред здоровью лица. Последствием может быть возникновение пожара, причинение ущерба и проч. Материальный состав правонарушения предполагает, что если указанные соответствующей статье КоАП РФ последствия не наступили, то лицо к административной ответственности не привлекается.

    Формальный состав правонарушения

    Однако большинство составов правонарушений является формальным. Это означает, что для наступления административной ответственности лица не требуется наступления какого-либо вредного материального последствия. Поэтому нет нужды устанавливать и причинно-следственные связи. Вредные последствия административного правонарушения с материальным составом состоят, по мнению законодателя, по сути, в общественной опасности самого деяния. Например, в главе 12 КоАП РФ:

    • Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке (статья 12.1 КоАП РФ);
    • Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов на право управления им, регистрационных документов на транспортное средство (статья 12.3 КоАП);
    • Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена (статья 12.5 КоАП РФ);
    • Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (статья 12.7 КоАП РФ);
    • Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения (статья 12.8 КоАП РФ);
    • Превышение установленной скорости движения (статья 12.9 КоАП РФ)
    • и т.д.
    Читайте так же:  Попов совершил мелкое хищение государственного имущества

    Факультативные признаки объективной стороны состава административного правонарушения

    К факультативным признакам традиционно относятся время, способ, место, повторность, систематичность, злостность, неоднократность деяния, характер его совершения.
    Например, состав мелкого хулиганства образуют действия, именно выражающее явное неуважение к обществу (признак «характер совершения«), и именно в общественных местах (признак «место«).

    3) Субъект административного правонарушения — физическое или юридическое лицо. Физическое лицо может быть привлечено к административной ответственности, если оно достигло 16-летнего возраста на момент совершения административного правонарушения и отвечает признаку вменяемости, т.е. отсутствием признаков психического нездоровья в момент совершения правонарушения.

    Общие субъекты правонарушения — любые вменяемые лица, достигшие 16 лет.

    Специальные субъекты правонарушения — должностные лица, несовершеннолетние, водители транспортных средств и проч.

    Особые субъекты правонарушения — военнослужащие, лица, имеющие специальные звания, и иные лица.

    4) Субъективная сторона административного правонарушения — это психическое отношение субъекта к противоправному действию или бездействию и его последствиям.

    Субъективная сторона административного правонарушения характеризуется прежде всего виной, т.е. особым осознанно-волевым отношением субъекта правонарушения к совершаемому деянию и его последствиям в форме умысла или неосторожности, о чем указывалось выше.

    Факультативными признаками субъективной стороны могут являться цель совершения правонарушения (представление правонарушителя о желаемом результате, к которому он стремится) и мотив (побуждение, которое толкает его на совершение правонарушения).

    • Например, статьей 5.22 КоАП РФ предусмотрено наказание за получение в избирательной комиссии, комиссии референдума избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме с целью проголосовать вместо избирателя..;
    • Статьей 7.12 КоАП РФ предусмотрено наказание за ввоз, продажу, сдачу в прокат или иное незаконное использование экземпляров произведений или фонограмм в целях извлечения дохода в случаях, если экземпляры произведений или фонограмм являются контрафактными…;
    • Статья 17.2 КоАП РФ содержит санкцию за вмешательство в деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации с целью повлиять на его решения.
    • Статья 20.3 КоАП РФ предусматривает ответственность за пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций. Мотивы действий следует учитывать при оценке вины правонарушителя. Такие мотивы должны быть обусловлены именно экстремистскими направленностями в понимании Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности».

    Виды административных наказаний по КоАП РФ

    Статья 3.2 КоАП содержит исчерпывающий перечень наказаний за совершение административных правонарушений. Самым распространенным наказанием является штраф, размеры которого разняться в зависимости от объекта посягательства и совершившего правонарушение субъекта. Самым мягким видом наказания является предупреждение, наиболее суровым – административный арест. Неприятным для бизнеса видом наказания остается административное приостановление деятельности, а для автолюбителей — лишение специального права, предоставленного физическому лицу (т.е. лишение прав управления транспортным средством).

    Ответственность физического и юридического лица за одно и то же правонарушение

    Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо (см. статью 2.1 КоАП РФ с комментариями).

    Рекомендуем по теме:

    Александр Отрохов, Правовой центр «Логос», 12.04.2015г.

    Административное правонарушение: понятие, признаки, состав

    Административное правонарушение является фактическим основанием административной ответственности. Определение административное правонарушение дано в ст. 2.1 КоАП РФ. — Это противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

    Признаки (черты) административного правонарушения – антиобщественная направленность, противоправность, виновность и наказуемость деяния.

    1. Деяние это акт волевого поведения, проявляющийся в форме действия либо бездействия.

    2. Действие это активное невыполнение правового предписания в виде обязанности или законного требования, нарушение установленного запрета, правила, нормы, стандарта.

    3. Бездействие — это пассивное поведение, выражающееся в несовершении лицом тех действий, которые оно должно было и могло совершить в силу лежащих на нем обязанностей.

    4. Противоправность. Противоправность деяния заключается в том, что оно нарушает конкретную норму права

    5. Виновность. Противоправное деяние для признания его административным правонарушением должно быть совершено виновно, т.е. в форме умысла или неосторожности (ст. 2.2 КоАП РФ) как к самому совершаемому деянию, так и к его последствиям.

    6. Наказуемость. Любая ответственность бессмысленна без реакции со стороны государства на противоправное поведение. Административное наказание представляет собой публично-правовую, государственную оценку деяния в качестве административного правонарушения, а лица, его совершившего, как обязанного претерпеть возлагаемые на него ограничения. Наказуемость служит средством, обеспечивающим реализацию административно-правового запрета.

    7. Общественная вредность. Безусловно, что каждое административное правонарушение причиняет вред конкретному объекту или создает угрозу причинения такого вреда. Подавляющее большинство юристов именно в этом видят общественную вредность или опасность правонарушения.

    Административные правонарушения могут наносить вред тем интересам и объектам, которые закреплены в ст. 1.2 КоАП РФ, т.е. личности, правам и свободам человека и гражданина, здоровью граждан, санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, общественной нравственности, окружающей среде, установленному порядку осуществления государственной власти, общественному порядку и общественной безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и юридических лиц, общества и государства.

    Под составом административного правонарушения — это установленная правом совокупность признаков, при наличии которых антиобщественное деяние считается административным правонарушением.

    Состав административного правонарушения:

    — объект правонарушения (общественные отношения, урегулированные нормами права, охраняемые и защищаемые мерами административной ответственности);

    — объективная сторона (конкретные действия или бездействие, выразившиеся в нарушении установленных нормами права правил, обладающие антиобщественной направленностью, противоправностью, а также их последствия и причинная связь между совершенным деянием и наступившим результатом);

    Читайте так же:  Административные работы как вид административного наказания

    — субъект правонарушения (физические и юридические лица, способные нести ответственность за совершенные деяния, т.е. обладающие административной деликтоспособностью);

    — субъективная сторона (психическое отношение субъекта, являющегося физическим лицом, или субъективное отношение субъекта, являющегося юридическим лицом, к противоправному деянию и его последствиям, то есть вина субъекта.

    Только наличие в совокупности всех указанных элементов, закрепленных правовыми нормами, может повлечь административную ответственность.

    Составы административных правонарушений могут быть классифицированы по любому из признаков, входящих в них, а также в зависимости от особенностей юридических средств, использованных при их конструировании (составы описательные и бланкетные, однозначные и альтернативные, казуистические и обобщенные).

    По особенностям конструкции различаются:

    1. Материальные составы административных правонарушений, в которых содержится признак наступления вредных материальных последствий противоправного деяния (например, ст. 12.24 КоАП РФ) или описывается действие, обязательно влекущее вредные последствия, хотя последние законом четко не обозначаются (например, ст. 8.6 КоАП РФ);

    2. Формальные составы административных правонарушений, в которых нет признака наступления вредных материальных последствий (например, ст. 19.3, 20.4 КоАП РФ); для правонарушений с формальным составом наступление имущественного ущерба не является конструктивным признаком, но учитывается при назначении административного наказания.

    В зависимости от степени обобщенияпризнаков административных правонарушений их составы подразделяются следующим образом: казуистичные — как правило, охватывают сравнительно узкую группу деяний (например, ст. 9.7 КоАП РФ); обобщенные — охватывают широкую группу деяний (например, ст. 6.3, ст. 20.1 КоАП РФ).

    По признаку субъективной стороны административные правонарушения могут быть поделены на умышленные и неосторожные, а по признаку мотива поведения — на корыстные, совершаемые с целью извлечения доходов, и некорыстные.

    Виды административных правонарушений

    Классификация видов административных правонарушений включает два основных критерия:

    1. объект посягательства – собственность, общественный порядок, нравственность и т.д.;
    2. направленность деяния – отдельную отрасль государственного управления (экологию, сельское хозяйство, торговлю, промышленность и другое).

    На основе указанных критериев КоАП РФ объединяет виды административных правонарушений в следующие группы:

    Важно! Причинение лицом вреда вследствие крайней необходимости не может быть признано административным правонарушением, поскольку деяние совершалось для устранения опасности, если эта опасность не могла быть предотвращена иным способом.

    Административная ответственность в РФ: понятие, признаки, принципы

    Понятие. Административная ответственность — это вид юридической ответственности, который выражается в назначении органом или должностным лицом, наделенным соответствующими полномочиями, административного наказания лицу, совершившему правонарушение.

    Признаки:

    1. Административная ответственность в большинстве случаев является внесудебной ответственностью. Административные наказания назначаются должностными лицами значительного числа государственных органов системы исполнительной власти или определенными коллегиальными органами во внесудебном порядке, хотя и судьи рассматривают значительное количество таких правонарушений. Все эти органы являются субъектами административной юрисдикции;

    2. Административные наказания назначаются должностными лицами правонарушителям, не подчиненным им по службе. По этому признаку административная ответственность отличается от дисциплинарной ответственности, при которой меры взыскания применяются в основном в порядке подчиненности вышестоящим органом или должностным лицом;

    3. Поскольку административная ответственность наступает за деяния, менее опасные, чем преступления, то и административные наказания, как правило, менее суровы, чем уголовные наказания;

    4. Применение административной ответственности не влечет судимости лица, совершившего правонарушение. Это лицо считается подвергнутым административному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения наказания;

    5. Существенной особенностью административной ответственности является то обстоятельство, что субъектом ответственности могут быть не только физические, но и юридические лица. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств;

    6. В отличие от уголовной ответственности, которая устанавливается только федеральным законом (УК РФ), административная ответственность устанавливается КоАП РФ и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов РФ об административных правонарушениях.

    Принципы:

    1. Принцип законности (лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом);

    2. Индивидуализация ответственности (в процессе привлечения к административной ответственности необходимо исследовать весь комплекс факторов, определенных законодательством, избегая шаблонов и стереотипов);

    3. Ответственность субъекта права лишь за свои проступки (к административной ответственности привлекается субъект, совершивший административное правонарушение);

    4. Ответственность только за виновные деяния (субъект подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, по которым будет доказана его вина, ответственность без вины недопустима);

    5. Принцип справедливости (состоит в том, что наказание должно быть соразмерно содеянному);

    6. Принцип целесообразности (предполагает соответствие избираемой меры административно-правового воздействия целям административной ответственности);

    7. Принцип гуманизма (применение мер ответственности не должно унижать человеческое достоинство, честь и другие естественные права и свободы граждан);

    8. Принцип презумпции невиновности (лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица;

    9. Принцип своевременности (состоит в том, что ответственность за административное правонарушение должна наступать максимально быстро).

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

    16. Административное правонарушение: понятие, признаки, состав.

    Административное правонарушение — противоправное, виновное действие или бездействие физического или юридического лица, за которое КоАПом РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность. (ст.2.1 КоАП РФ)

    Читайте так же:  Срок исковой давности по аренде

    Антиобщественность предполагает наличие законодательно установленного перечня социальных ценностей, которые охраняются КоАПом (в ст.1.2. КоАП перечислены).

    Противоправность — вторичный признак. В объективном смысле прямой законодательный запрет под угрозой административного наказания. Противоправность означает, что совершением данного деяния обязательно нарушены нормы права.

    Виновность деяния подразумевает, что оно совершено при наличии вины. Недопустимость привлечения к административной ответственности пока не доказана вина лица, совершившего административное правонарушение.

    Формы вины – умысел и неосторожность (ст.2.2 КоАП).

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Вина физического лица. Формы вины:

    1.Умысел — лицо, совершившее административное правонарушение, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

    2.Неосторожность — лицо, совершившее административное правонарушение, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

    Вина юридического лица. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАПом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

    Наказуемость если лицо совершило деяние, обладающее ранее названными признаками, оно должно понести наказание. За совершение административного правонарушения должна быть установлена административная ответственность.

    Состав административного правонарушения совокупность юридически значимых признаков, необходимых и достаточных для квалификации содеянного по соответствующей статье или части статьи КоАПа РФ или закона субъекта РФ об административных правонарушениях.

    Состав административного правонарушения является основанием административной ответственности.

    Факультативные: цель (но бывают и обязательными в конструкции какого-либо состава)

    2) объективная сторона

    4) субъективная сторона.

    Только при наличии всех признаков состава административного правонарушения лицо, его совершившее, может быть привлечено к административной ответсвенности.

    Объект это общественные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности.

    Виды объектов административного правонарушения: 1) общий объект (совокупность всех общественных отношений, возникающих в сфере государственного управления, регулируемых нормами административного права и охраняемых нормами административной ответственности); 2) родовой объект (определенный круг односторонних общественных отношений (благ, ценностей), охраняемых единым комплексом административно-правовых мер, составляющих неотъемлемую и самостоятельную часть общего объекта); 3) видовой объект (определенная группа общественных отношений, которые охраняются административно-правовыми нормами, общих для ряда правонарушений одного рода); 4) непосредственный объект (конкретные общественные отношения, охраняемые административно-правовыми нормами, которым причиняется ущерб данным правонарушением); 5) дополнительный объект (общественные отношения, которым причиняется ущерб правонарушением, но они не выступают в качестве основного объекта правоохраны, а дополняют его); 6) факультативный объект (общественные отношения, которым в зависимости от складывающихся условий может быть причинен ущерб, а может быть и не причинен). Объективная сторона – система предусмотренных нормами права признаков, характеризующих внешнее проявление административного правонарушения.

    Объективная сторона включает следующие обязательные признаки:

    1.противоправное деяние (в форме действия или бездействия)

    2.наступившие вредные последствия

    3.причинно-следственная связь между деянием и наступившими последствиями.

    Противоправное деяние — это сознательное, волевое действие или бездействие, причинившее вред охраняемым общественным отношениям.

    Противоправное действие — это общественно опасное, активное, осознанное, волевое поведение субъекта, причинившее вред охраняемым общественным отношениям.

    Противоправное бездействие — противоправное пассивное поведение субъекта, обязанного действовать определенным образом.

    Общественно вредные последствия — негативные изменения, происходящие (наступившие) в общественных отношениях в результате противоправного деяния.

    Состав :1. формальный 2.материальный

    Формальный состав не предусматривает наступления вредных последствий, ответственность наступает лишь за совершение противоправного деяния вне зависимости от наступления вредных последствий. Встречается наиболее чаще.

    Материальный состав включает обязательное наступление вредных последствий.

    Причинно-следственная связь — это объективная связь между общественно опасным деянием и наступившими вредными последствиями, при которой данное деяние определяет появление данного последствия.

    Объективная сторона включает следующие факультативные признаки (присуще не всем составам административных правонарушений): время, место, способ, характер совершения деяния, его повторность, злостность и др.

    Субъект физическое или юридическое лицо, совершившие административное правонарушение. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет. Не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики. Субъекты, совершившие административное правонарушение делятся на:

    1.общие – любые вменяемые лица, достигшие возраста 16 дет

    2.специальные – субъекты, обладающие специальными признаками (должностные лица, несовершеннолетние, иностранные граждане и др.

    3.особые – военнослужащие, лица, имеющие специальные звания, и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о службе.

    Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Субъективная сторона — это психическое отношение субъекта (физического лица), совершившего административное правонарушение, к противоправному деянию и его последствиям.

    Обязательный признак субъективной стороны – вина. Вина — это сознательное, волевое отношение субъекта к совершенному им общественно опасному деянию и к наступившим последствиям, выраженное в форме умысла или неосторожности.

    Факультативные признаки субъективной стороны – цель, мотив (могут быть и обязательными в конструкции какого-либо состава).

    Цель — предполагаемый результат, к которому стремится правонарушитель; желаемые последствия, которые должны наступить в результате совершения административного правонарушения. Мотив — то побуждение, которое толкает правонарушителя к совершению правонарушения.

    Не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

    Читайте так же:  Сумма административного штрафа возлагаемого на банк

    Возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения

    При малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

    Административное правонарушение

    Знаете ли Вы, что административная ответственность за совершенное правонарушение наступает только в том случае, если по своему характеру это нарушение не влечет уголовную ответственность? Об этом, а также других вопросах в области административных правонарушений мы расскажем в этой статье.

    Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону +7 (499) 288-21-46 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

    Административным правонарушением признается противоправное действие либо бездействие лица, за которое законодательством об административных правонарушениях (КоАП РФ либо иным нормативно-правовым актом РФ) предусмотрена ответственность. Объектами правонарушения могут выступать, как общественная нравственность или порядок, так и собственность и здоровье населения, а также другое.

    Важно! Правонарушение признается административным тогда, когда оно не влечет уголовную ответственность. От преступления правонарушение отличается тем, что не обладает признаками общественной опасности в том смысле, в котором они содержатся в уголовном законодательстве. Однако, некоторые деяния могут признаваться, как правонарушением, так и преступлением, например, нарушение авторского права или хищение.

    Признаки административных правонарушений:

    1. действие или бездействие физического или юридического лица;
    2. виновность – деяние может быть признано административным правонарушением, только если оно совершенно умышленно или по неосторожности;
    3. противоправность — деяние может быть признано административным правонарушением только если были действительно нарушены нормы права разных отраслей: административного, финансового, трудового и других;
    4. наказуемость деяния – наступление административной ответственности.

    Ответственность за административные правонарушения

    Совершение лицом правонарушения есть основание для применения мер ответственности, которыми являются административные наказания. Всего административное законодательство в соответствии с ч. 1 ст. 3.2. КоАП РФ подразумевает несколько видов наказаний, среди которых основными являются:

    1. штраф – денежное взыскание в пользу государства;
    2. предупреждение – выражается в официальном порицании физического лица или организации, выносится в письменной форме;
    3. лишение специального права – лишение лица, ранее предоставленного ему на законных основаниях специального права, например, управлять транспортным средством;
    4. приостановление деятельности организации – временное прекращение деятельности юр. лица или предпринимателя на срок до 90 дней;
    5. конфискация – принудительное обращение в пользу государства орудия или предмета совершения правонарушения;
    6. дисквалификация – лишение права занимать должности в органах организаций.
    7. обязательные работы – выполнение физическим лицом бесплатных общественных работ в свободное от основной работы или учебы время;
    8. арест – содержание нарушителя в изоляции от общества, применяется в исключительном случае;
    9. другие виды наказания.

    Окраина

    Административное правонарушение: понятие, признаки и виды

    Административное правонарушение – противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

    Признаки административных правонарушений

    • Общественная опасность (общественная вредность) – результате административного правонарушения причиняется ущерб правам и законным интересам граждан, организаций и государства. Данный признак не вытекает из определения административного правонарушения, но ряд деятелей выделяют его в качестве обязательного.
    • Противоправность – означает, что в результате совершения правонарушения нарушаются правовые запреты, которые установлены нормами административного законодательства.
    • Виновность – деяние признается административным правонарушением только в том случае, если оно совершено виновно. Лицо не может быть привлечено к административной ответственности за невиновное причинение вреда.
    • Наказуемость – означает, что за совершение административного правонарушения законодательством установлены меры административной ответственности.

    Виды административных правонарушений

    I. По составу

    • Материальные – правонарушение, в результате которого наступают общественно-опасные последствия
    • Формальные – преступления, в результате которых не наступают общественно-опасные последствия

    II. Обычные, длящиеся и повторные

    • Обычные – преступления, которые оканчиваются после прекращения какого-либо противоправного действия
    • Длящиеся – правонарушения, которые длятся в связи с невыполнением или ненадлежащим выполнением обязанностей, возложенных на нарушителя
    • Продолжаемые – несколько однородных действий, направленных на совершение одного правонарушения

    III. По родовому объекту (указаны в главах особенной части КоАП)

    • Правонарушения, посягающие на права граждан;
    • Правонарушения в области охраны собственности;
    • Правонарушения в области охраны окружающей среды
      и другие.

    IV. В зависимости от формы деяния

    Понятия административного правонарушения и административной ответственности

    Административное правонарушение (проступок) — противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, посягающее на государственный или общественный порядок, государственную или коллективную собственность, права и свободы граждан, установленный порядок управления, за которые законодательством предусмотрена административная ответственность.

    Административный проступок как вид правонарушения отличается от преступления по степени общественной опасности деяния. Его следует отличать и от такого правонарушения, как дисциплинарный проступок, который связан с трудовой или служебной дисциплиной работников, за который законодательством предусмотрена ответственность в дисциплинарном порядке.

    Юридическими признаками административного проступка являются:

    а) общественная опасность — выражается в посягательстве (причинении вреда, либо создании угрозы его причинения) на общественные отношения, охраняемые обязательными правилами, содержащими соответствующие запреты;

    б) противоправность, выражающаяся в запрещении предусмотренных законом деяний административным законодательством;

    в) виновность, т.е. совершение противоправного деяния умышленно или неосторожно;

    г) административная ответственность (наказуемость) — применение за совершенное административное правонарушение установленных законодательством мер ответственности, т.е. соответствующих административных взысканий.

    Административной ответственности подлежат граждане и должностные лица. Граждане отвечают за совершенные ими административные правонарушения по достижении 16 лет. К лицам от 16 до 18 лет, совершившим административные правонарушения, применяются меры воздействия, КоАП РБ.

    Под составом административного проступка понимается установленная правом совокупность признаков, при наличии которых антиобщественное деяние считается административным правонарушением.

    Состав административного проступка включает:

    1) Объект — общественные отношения, охраняемые административным правом;

    2) Субъект — лицо, достигшее 16-летнего возраста, вменяемое;

    3) Объективную сторону — совокупность предусмотренных законом признаков, характеризующих внешние проявления проступка — место, время, способ и обстановку, характеризующую проступок, и само действие либо бездействие;

    Читайте так же:  Курение айкос в общественных местах закон россии

    4) Субъективную сторону — совокупность признаков, характеризующих психическое отношение лица к содеянному (вина, цель, мотивы совершения проступка).

    Реальное деяние только тогда считается проступком, когда оно содержит все без исключения элементы, названные законом, т.к. отсутствие хотя бы одного из них означает отсутствие состава в целом.

    Виды административных правонарушений изложены в КоАП РБ.

    Административная ответственность наступает в том случае, если правонарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности.

    Административная ответственность

    — вид юридической ответственности, выражающийся в применении полномочными органами и должностными лицами конкретных административных взысканий к лицам, совершившим административные правонарушения (проступки). К административной ответственности привлекаются правонарушители на основании законодательства, действующего во время и по месту совершения правонарушения. Как правило, административная ответственность наступает в случае нарушения (неисполнения или не надлежащего исполнения) норм административного права.

    Для административной ответственности характерно то, что между органом (должностным лицом), налагающим административное взыскание, и лицом, совершившим административное правонарушение, отсутствуют отношения подчиненности по службе или работе.

    Основными чертами, характеризующими административную ответственность, являются:

    § административная ответственность устанавливается как законом, так и подзаконными актами, либо их нормами об административных правонарушениях, т.е. она имеет собственную нормативно-правовую основу;

    § основанием административной ответственности является административное правонарушение;

    § субъектами административной ответственности могут быть как физические лица, так и юридические лица;

    § за административные проступки предусмотрены административные взыскания;

    § административные взыскания применяются широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц: исполнительной власти, местного самоуправления, их должностными лицами, судами (судьями) и др.;

    § административные взыскания налагаются органами и должностными лицами на неподчиненных им по службе или работе лиц — правонарушителей;

    § применение административного взыскания не влечет судимости и увольнения с работы;

    § меры административной ответственности применяются в соответствии с административно-процессуальным законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях.

    За совершенное административное правонарушение законом предусмотрена ответственность в виде административного взыскания, налагаемого компетентными органами.

    Мерой административной ответственности является административное взыскание. В КоАП РБ закреплены следующие виды административных взысканий:

    — предупреждение — официальное осуждение правонарушителя, оформленное письменно или зафиксированное другим образом;

    — штраф — взыскание с нарушителя определенной денежной суммы в доход государства;

    — конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения — принудительное, безвозмездное обращение этого предмета в доход государства;

    — лишение специального права,предоставленного данному гражданину (управление транспортным средством, право охоты);

    — лишение права заниматься определенной деятельностью применяется с учетом характера совершенного административного правонарушения, связанного с занятием видом деятельности, на осуществление которой требуется специальное разрешение (лицензия), если будет признано невозможным сохранение за физическим или юридическим лицом права заниматься таким видом деятельности;

    — исправительные работы сроком до 2-х месяцев с отбыванием их по месту постоянной работы правонарушителя и с удержанием до 20% его заработка в доход государства. Этот вид наказания применяется лишь в судебном порядке;

    — административный арест до 15 суток с использованием на физических работах без их оплаты. Назначается лишь в судебном порядке. Не применяется: к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей до 12 лет, несовершеннолетним, инвалидам I и II групп;

    — депортация — административное выдворение за пределы Республики Беларусь — применяется в отношении иностранного гражданина и лица без гражданства;

    — взыскание стоимости предмета административного правонарушения — состоит в принудительном изъятии и обращении в собственность государства денежной суммы, составляющей стоимость предметов, товаров и (или) транспортных средств.

    Система органов, которые рассматривают дела об административных проступках, определена Кодексом об административных правонарушениях. К ним относятся:

    § административные комиссии при исполнительных комитетах, районных, городских, районных в городах Советов, которые рассматривают все дела об административных правонарушениях, за исключением тех, которые относятся к компетенции других органов;

    § исполнительные комитеты сельских и поселковых Советов;

    § районные (городские) суды (судьи);

    § органы внутренних дел, органы государственных инспекций и другие уполномоченные органы, которые рассматривают дела, отнесенные к их компетенции законодательством.

    Основанием для производства по делу об административном правонарушении является протокол об административном правонарушении, который составляется уполномоченным должностным лицом.

    Дело об административном правонарушении рассматривается открыто. Постановление по делу оглашается сразу после окончания рассмотрения последнего. Его копия в течение 3-х дней выдается или высылается лицу, в отношении которого вынесено постановление.

    Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно было вынесено, а также потерпевшим. Действия и решения должностного лица органа, ведущего административный процесс, могут быть обжалованы вышестоящему должностному лицу, в вышестоящий государственный орган, прокурору или в суд. Жалоба, поступившая после направления дела об административном правонарушении в суд, орган, ведущий административный процесс, уполномоченные его рассматривать, рассматривается вместе с делом об административном правонарушении.

    Действия и решения судьи могут быть обжалованы председателю суда. Действия и решения председателя суда могут быть обжалованы председателю вышестоящего суда.

    Жалоба подается в течение 10-ти дней со дня вынесения постановления по административному делу. Постановление по делу об административном правонарушении и решение по жалобе могут быть опротестованы прокурором.

    Основания освобождения физического лица от административной ответственности

    1. Совершение малозначительного деяния.
    2. Предотвращение физическим лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий такого правонарушения.
    3. Добровольное возмещение или устранение причиненного вреда.
    4. Совершение административного правонарушения под влиянием угрозы или принуждения, либо в силу материальной, служебной или иной зависимости.
    5. Примирение с потерпевшим.
    6. Психическая или иная тяжелая болезнь.

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9754 —

    | 7578 — или читать все.

    Источники

    Понятие административного права административные правонарушения
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here