Понятие административной ответственности юридических лиц

Предлагаем ознакомится с материалом в статье: "Понятие административной ответственности юридических лиц". Здесь собрана и обработана информация из авторитетных источников. Если вы все же не найдете ответ на свой вопрос, дочитайте статью до конца, если же и после этого не получите ответ, то обратитесь к дежурному консультанту.

Противодействие уклонению юридических лиц от административной ответственности

Дата публикации: 13.05.2018 2018-05-13

Статья просмотрена: 115 раз

Библиографическое описание:

Красаев А. Н., Шевченко А. Е. Противодействие уклонению юридических лиц от административной ответственности // Молодой ученый. — 2018. — №19. — С. 287-289. — URL https://moluch.ru/archive/205/50285/ (дата обращения: 16.02.2020).

Вопросы ухода от административной ответственности путём незаконного дробления предприятия — юридического лица является актуальной и часто используется предпринимателями с целью уклонения от административного наказания. Наиболее часто такие попытки предпринимаются в хозяйственно-экономической деятельности, при уплате налогов, сборов и иных платежей.

В статье рассмотрены проблемы административной ответственности юридического лица в результате его разделения как формы преобразования.

Ключевые слова: юридическое лицо, административная ответственность, уклонение от ответственности, разделение, слияние юридического лица.

Issues of withdrawal from administrative responsibility by illegal crushing of the enterprise-legal entity is actual and is often used by businessmen for the purpose of evasion from administrative punishment. Most often, such attempts are made in economic activity, when paying taxes, fees and other payments.

The article deals with the problems of administrative responsibility of a legal entity as a result of its division as a form of transformation.

Keywords: legal entity, administrative responsibility, evasion of responsibility, division, merger of legal entity.

В настоящее время проблемам юридической ответственности уделяется особое внимание государственных институтов власти. Основаниями привлечения к юридической ответственности, в том числе и к административной, является совершение проступков субъектов права.

Актуальность данной темы обусловлена возрастающим количеством правонарушений со стороны юридических лиц, которые своими действиями посягают на общественные отношения, охраняемые нормами административного права. Также важно указать на солидное количество статей КоАП — 258, предусматривающих ответственность юридических лиц.

При написании статьи автором были использованы труды отечественных учёных в сфере административного права: А. Б. Агапова, Д. Н. Бахраха, И. В. Максимова и других.

Вопрос административной ответственности юридических лиц в области административного права является достаточно дискуссионным, что отмечается многими специалистами и учеными в юридической науке и практике. Административная ответственность является самостоятельным видом юридической ответственности и наступает за совершение административного правонарушения. Как отмечает И. В. Максимов — административная ответственность — достаточно сложное, многомерное и полифункциональное понятие. [5]

Административная ответственность определяется как особый вид юридической ответственности, которая является составной частью административного принуждения и обладает всеми его качествами. [3]

В Кодексе об административных правонарушениях выделяют административные правонарушения не только физических, но и юридических лиц. Данная норма обусловлена переходом к рыночной системе экономики, которая позволяет негосударственным коммерческим структурам (обществам с ограниченной ответственностью, закрытым акционерным обществам и др.) учреждать в России предприятий в виде юридических лиц с различной организационно-правовой формой. Появление юридических лиц в экономических взаимоотношениях с другими организациями, гражданами и государством, повлекло за собой рост административных правонарушений, совершаемых этими лицами.

На практике существует проблема при привлечении к административной ответственности юридических лиц, это в частности процесс его реорганизации (разделение юридического лица).

Юридические лица подлежат административной ответственности в случаях, которые предусмотрены нормами Особенной части КоАП РФ либо в законодательных актах регионов — субъектов РФ.

Нормы Административного кодекса не всегда указывают лицо, на которое могут быть наложены санкции, что в свою очередь вызывает затруднения у правоприменителей. Части 3–6 статьи 2.10. КоАП определяют преемственность административной ответственности юридических лиц в случае процесса реформирования предприятия или организации (слияния, разделения и других форм преобразования), предусмотренных в ст.57, 58 ГК РФ. Таким образом, законодательно закреплено правило, в соответствии с которым к административной ответственности может быть привлечено юридическое лицо, которое становится правопреемником при завершении процесса реформированного такого юридического лица. Также следует отметить тот факт, что административная ответственность наступает вне зависимости от того, был ли известен юридическому лицу факт административного правонарушения до завершения процесса реорганизации.

Требования части 3–6 статьи 2.10. КоАП также учитываются и при назначении административного наказания юридического лица, которые установлены в статье 3.2 КоАП РФ и могут применяться к юридическим лицам. [6]

Таким образом, вопрос привлечения юридических лиц к административной ответственности решен, в результате чего юридические лица выступают субъектами административной ответственности, наряду с физическими лицами. Согласно п.2 ст.2.1 КоАП под «виной юридического лица» необходимо понимать следующее: «Юридическое лицо признается виновным, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за которые предусмотрена административная ответственность, однако данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению».

Следует отметить, что согласно существующей дефиниции вины юридических лиц, вина юридического лица, согласно КоАП РФ, наступает в двух случаях, если:

‒ — «…у юридического лица не имелось возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых установлена административная ответственность»;

‒ — «юридическое лицо имело возможность для соблюдения указанных правил и норм и приняло все зависящие от него меры для их соблюдения, но этих мер оказалось недостаточно».

При назначении административного наказания необходимо учитывать возможности соблюдения упомянутых правил и норм, при этом должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, обязано опираться на объективные обстоятельства и доказательства, имеющие значение для рассмотрения дела.

Не следует забывать, что законодательно административная ответственность юридических лиц содержит исключения, например, когда возможна ответственность без вины. Перечислим эти случаи: поглощение (слияние) и разделение юридического лица. В экономике это называется реорганизацией юридического лица. Таким образом, указанные случаи связаны с прекращением хозяйственно-экономической деятельности правонарушителя и появлением у него правопреемников (одного или нескольких), которые уже самостоятельно несут административно-правовую ответственность, но только за совершённые самостоятельно деяния.

Необходимо подчеркнуть то, что при разделении (выделении) юридического лица на нескольких самостоятельных юридических лиц, к административной ответственности может быть привлечено только то юридическое лицо, к которому перешли права и обязанности по заключенным сделкам и имуществу, в связи с которыми было совершено административное правонарушение (п.5 ст.2.10 КоАП РФ). И наоборот, при слиянии (преобразовании) юридических лиц в одно — административную ответственность будет нести вновь возникшее юридическое лицо, согласно требований п.6 ст.2.10 КоАП РФ.

Читайте так же:  Упрощенное письменное производство по административным делам

Охарактеризованные выше нормы административного законодательства содержат указание, что в случаях реорганизации административная ответственность наступает независимо от того, было ли известно привлекаемому к административной ответственности юридическому лицу о факте административного правонарушения до завершения процесса реорганизации. [5]

Однако в конечном итоге решающую роль играют физические лица — граждане, которые трудятся в определенных коллективах, где и совершают правонарушения, поэтому, несмотря на отсутствие коллективного характера вины, действие юридического лица рассматривается как вина физических лиц данной организации. Необходимо отметить, что самостоятельно организация или предприятие самостоятельно действовать не может и применить определение вины, как психического отношения к совершаемому им противоправному деянию и последствиям представляется нецелесообразным. В настоящее время среди ученых и юристов нет единого понятия вины юридического лица, как коллективного субъекта.

Также необходимо указать на положение, в соответствии с которым физическое и юридическое лицо могут быть одновременно субъектом административной ответственности (ч.3 ст.2.1 КоАП РФ). Важно, чтобы была доказана вина и установлен состав административного правонарушения как юридического, так и физического лица уполномоченным органом.

В случае, если будет установлены мотив и цель сотрудника организации, который нарушив закон, действовал из личных корыстных побуждений, при этом исключается заинтересованность юридического лица, то вина юридического лица исключается, что не влечёт за собой наложение административного наказания.

В конечном итоге под виновностью юридического лица в совокупности подразумевается деяния его сотрудников — физических лиц, которые также не освобождаются от привлечения к административной или иной ответственности. Несмотря на субъективный критерий, для юридических лиц предусмотрены более значительные санкции по сравнению с физическими лицами. Данный факт обусловлен спецификой юридического лица, его правовым положением в хозяйственно-экономической деятельности государства, иным уровнем ответственности за осуществляемую деятельность. [1]

В заключение следует отметить, что являясь особым субъектом административной ответственности, понятие вины юридического лица является спорным вопросом в институте административной ответственности.

Теоретическая неопределенность при обозначении виновности юридического лица создают на сегодняшний день достаточно сложностей по привлечению юридического лица к административной ответственности.

  1. Постановление Конституционного Суда РФ № 4-П «По делу о проверке конституционности ряда положений статей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 25.02.2014;
  2. Кодекс об административных правонарушениях РФ от 30.12.2001;
  3. Агапов А. Б. Административная ответственность — М., 2004;
  4. Бахрах Д. Н. Административное право России — М., 2000;
  5. Максимов И. В. Концепции позитивной административной ответственности в теории и праве — «Государство и право» — № 8, 2012;
  6. Щербакова М. А. Понятие юридического лица в административно-деликтных правоотношениях — «Научно-практическая конференция «Кутафинские чтения» — М., 2014.

http://moluch.ru/archive/205/50285/

Правовая основа административной ответственности юридического лица

С принятием нового Кодекса РФ об административных правонарушениях субинститут административной ответственности юридических лиц получил системное и комплексное правовое регулирование. Законодатель учел состояние ранее действовавшего законодательства, практику его применения, а также многочисленные решения Конституционного Суда РФ, Высшего Арбитражного суда РФ, иных высших судебных органов по вопросам административной ответственности.

Новый КоАП РФ не раскрывает понятия юридического лица как субъекта административно-деликтных правоотношений. Понятие и признаки юридического лица «заимствованы» из гражданского законодательства, при этом административное законодательство не содержит каких-либо разъяснений, касающихся особенностей использования этого понятия в публично-правовой сфере. В настоящее время актуальной и еще не до конца решенной проблемой публично-правовой ответственности юридических лиц является административная ответственность. Между тем решить вопрос ответственности юридического лица в настоящее время жизненно необходимо. Это объясняется тем, что если в период формирования и развития конструкции юридического лица приоритетное значение имели функции объединения лиц и капиталов, то сейчас основной задачей и предназначением юридического лица становится перенесение тяжести ответственности с учредителей этого юридического лица на само юридическое лицо.[18] Юридическая ответственность (частным случаем которой является публично-правовая ответственность) представляет собой применение к лицу, совершившему правонарушение, мер публично-правового принуждения в строго определенном процессуальном порядке.

Выделяют следующие виды административных правонарушений, совершаемых юридическими лицами:

— нарушения земельного законодательства;

— нарушения в сфере строительства и производства стройматериалов;

— нарушения таможенных правил;

— нарушения налогового законодательства;

— незаконное осуществление банковской деятельности;

— нарушения антимонопольного законодательства;

— нарушения пожарной безопасности;

— нарушения санитарных и природоохранных правил;

— нарушения законодательства о применении контрольно-кассовых машин,

Существенным исключением являются нарушения таможенных правил, за совершение которых предприниматели без образования юридического лица несут административную ответственность как юридические лица (примечание 1 к статье 16.1 КоАП РФ). Тем самым повышается размер возможных к применению в отношении данных субъектов санкций. Юридическим лицом в соответствии с частью первой.

В случае привлечения к административной ответственности юридических лиц следует учитывать, что при слиянии нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо.

При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается присоединившее юридическое лицо.

При разделении юридического лица или при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается то юридическое лицо, к которому согласно разделительному балансу перешли права и обязанности по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которыми было совершено административное правонарушение.

Возможность привлечения юридических лиц к мерам административной ответственности также непосредственным образом связана с установлением виновности в его действиях. Вместе с тем, вина юридического лица существенно отличается от понятия вины физического лица, поскольку по своей природе не может быть связана с психическим отношением к совершенному правонарушению. Поэтому юридическое лицо по закону признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие меры по их соблюдению. Только наличие данных обстоятельств в совокупности свидетельствует о вине рассматриваемой категории лиц и возможности привлечения к ответственности[20].

Читайте так же:  Права потерпевшего по делам частного обвинения

При доказывании вины юридических лиц могут быть использованы различные правовые конструкции, как связанные, так и не связанные с установлением вины конкретных физических лиц. В некоторых случаях противоправные виновные деяния конкретных физических лиц влекут административную ответственность только для юридического лица (когда физическое лицо полностью отождествляется с юридическим — ст. ч. 2 ст. 14. 23, 18. 5 КоАП РФ), в других юридическое и физическое лицо выступают как соисполнители (см., например, ст. 14. 2 — 14. 4 КоАП РФ)[21].

При привлечении юридических лиц к административной ответственности основными обстоятельствами, исключающими их вину, следует считать: форс-мажорные обстоятельства, признаваемые таковыми в гражданском законодательстве; умышленные действия должностных лиц или иных представителей юридического лица, действовавших не в интересах юридического лица, с целью причинения ему вреда; выполнение законных распоряжений представителей публичной власти, деятельность в соответствии с официальной информацией, официальными разъяснениями государственных и муниципальных органов власти, возлагающих на юридическое лицо какую-либо обязанность, исполнение которой и привело к наличию в деяниях юридического лица признаков состава административного правонарушения; отсутствие у юридического лица возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, а также принятие юридическим лицом всех зависящих от него мер, необходимых для соблюдения данных правил и норм и предотвращения противоправных деяний.

Дата добавления: 2015-03-29 ; Просмотров: 712 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

http://studopedia.su/15_8917_pravovaya-osnova-administrativnoy-otvetstvennosti-yuridicheskogo-litsa.html

Административная ответственность юридических лиц

Общая характеристика административной ответственности юридических лиц в РФ

Действующим российским административным законодательством в ст. 2.10 КоАП РФ, установлена возможность привлечения юридических лиц к административной ответственности, в том случае, когда с их стороны имеет место совершение административных правонарушений, установленных КоАП.

Концепция о возможности привлечения юридических лиц к административной ответственности нашла свое отражение и в воспринятом законодательством понятии административного правонарушения под которых понимается: виновное противоправное общественно вредное деяние физического или юридического лица, запрещенное под угрозой применения мер административной ответственности.

Анализ содержания приведенной выше дефиниции, позволяет сделать вывод о наличии трех основных признаком административного правонарушения, одинаково справедливых как в отношении правонарушителя – физического лица, так и в отношении лица юридического:

  • Противоправность, то есть совершенное деяние нарушает нормы действующего российского законодательства, охрана которых возложена, в свою очередь, на административное право;
  • Антиобщественность, под которой следует понимать то, что совершение любого правонарушения имеет своим результатом определенные негативные, общественно вредные последствия для общества последствия;
  • Наказуемость: совершение административного правонарушения влечет привлечение к установленной законом ответственности, в порядке, размере и на условиях, включенных законодателем в нормы КоАП РФ.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Особенности административной ответственности юридических лиц

Названные выше три из четырех основных признака административного правонарушения, по характеру своего содержания одинаково применимы как к физическим, так и к юридическим лицам, потому на практике не возникает проблем с их выявлением и обнаружением в процессе расследования административного правонарушения.

В свою очередь четвертый признак – виновность, традиционно раскрываемый в отечественной правовой науке, через призму внутреннего психического отношения лица к совершенному правонарушению и вызванным им последствиям, постоянно становился предметом дискуссий ученых исследователей административного права.

Строилась названная выше дискуссия преимущественно вокруг одного основного вопроса: «Каким образом может быть выявлено и оценено психическое отношение организации к вменяемому ему административному правонарушению?»

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Поиски ответа на данный вопрос, приводили, в частности, к предложению о понимании вины юридического лица, через сумму виновных действий физических и должностных лиц, наделенных полномочиями по осуществлению действий от имени конкретного юридического лица.

Иными словами, виновность, как психологическое отношение к содеянному, юридического лица следует оценивать исходя из психологического отношения к правонарушению и наступившим последствиям сотрудников данного юридического лица – коллектива, где основное внимание должно уделяться руководящим должностным лицам, в известной степени формирующих волю всей организации.

Законодательно вопрос о виновности юридического лица был решен несколько иначе. Так, в ч.2 ст. 2.1 КоАП РФ, закреплено правило о том, что юридическое лицо является виновным в совершении административного правонарушения тогда, когда имеет место невыполнение возложенной на него обязанности, при условии что оно должно было и могло ее выполнить, однако не предприняло все зависящие от него меры по исполнению соответствующей обязанности.

При этом определенные особенности административной ответственности обнаруживаются и при анализе тех мер воздействия, которые в соответствии с законом могут быть применены в отношении юридических лиц. Так, из десяти установленных ст.3.2 КоАП РФ санкций, в отношении юридических лиц могут применяться только:

  • Предупреждение.
  • Административный штраф.
  • Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения.
  • Административное приостановление деятельности.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь


http://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/vidy_otvetstvennosti_yuridicheskih_lic/administrativnaya_otvetstvennost_yuridicheskih_lic/

Административная ответственность юридических лиц

Видео (кликните для воспроизведения).

Дата публикации: 28.05.2018 2018-05-28

Статья просмотрена: 639 раз

Библиографическое описание:

Кулиева Л. Ч. Административная ответственность юридических лиц // Молодой ученый. — 2018. — №21. — С. 375-377. — URL https://moluch.ru/archive/207/50685/ (дата обращения: 16.02.2020).

С каждым годом число официально зарегистрированных юридических лиц неумолимо растет, соответственно растет и число административных правонарушений, совершаемых юридическими лицами, делая вопрос о юридической ответственности данных субъектов особенно актуальным.

В современном российском законодательстве понятие юридического лица содержится в п.1 ст. 48 ГК РФ [1]. Согласно данной статье, юридическим лицом считается организация, которая обладает обособленным имуществом, отвечает им по своим обязательствам, а также может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права, нести обязанности и выступать в роли истца и ответчика в суде [1].

Одной из специфических черт данной категории является то, что она наравне с физическими лицами может выступать в качестве субъекта административного правонарушения. Таким образом, административная ответственность распространяется на юридические лица и обладает целым рядом особенностей, которые мы рассмотрим ниже.

В советском законодательстве ответственность коллективных субъектов в сфере исполнительной власти не была закреплена ни в одном кодексе. Данный вопрос регулировался огромным числом нормативно-правовых актов, вплоть до принятия в 2001 году КоАП РФ [2]. В некоторых из них указывалось, что к административной ответственности привлекаются «предприятия, учреждения, организации», в других — «организации», в третьих — «юридические лица», а в четвёртых — «юридические лица (организации)».

Читайте так же:  Уведомление об административном штрафе

Действующий же кодекс решил данную проблему тем, что зафиксировал в ст.2.10 административную ответственность юридических лиц в качестве базового понятия [4].

Выступая в качестве вида юридической ответственности, она выражается в применении должностным лицом или уполномоченным органом административного наказания к организациям, которые совершили правонарушение [5].

Для того чтобы привлечь юридическое лицо к административной ответственности необходимо наличие всех элементов состава административного правонарушения. При отсутствии, по крайней мере, одного из них можно будет говорить об отсутствии всего состава административного правонарушения. Согласност.24.5 КоАП РФ данный факт влечёт невозможность возбуждения производства по делу, либо прекращение независимо от стадии производства уже начатого дела [8].

В науке традиционно выделяют 4 элемента состава правонарушения: объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона.

Итак, объектом правонарушения признаются, те общественные отношения, которые регулируются и охраняются нормами административного права.

Второй рассматриваемый элемент — объективнаясторона правонарушения, т. е. конкретные действия или бездействие лица, причиняющие вред регулируемым законодательством общественным отношениям.

Третьим элементом выступает субъект правонарушения, которым является лицо (физическое или юридическое), совершившее противоправное действие.

Последним компонентомсостава правонарушения является субъективная сторона. Под ней понимается совокупность признаков, которые характеризуют внутреннее, психическое отношение лица к совершенному деянию, либо к его последствиям. Обычно к таковым относят — вину, цель и мотив.

Наибольшее число вопросов при анализе всех вышеуказанных элементов возникает при определении вины юридического лица. На сегодняшний день в административном праве можно выделить три подхода к пониманию сущности вины юридического лица.

Первый поход основывается на объективном критерии, при этом соответствуя законодательному установлению вины юридического лица. Так, в соответствии с КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлен факт того, что у него была возможность соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ и законами субъектов РФ предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры [2]. Таким образом, в рамках указанного подхода оцениваются два фактора: приняты ли данной организацией все зависящие от неё меры, которые необходимы для соблюдения закона, и существовала ли у неё возможность для этого [7].

В основании второго подхода лежит субъективный критерий, т. е. вина юридического лица определяется через вину физических лиц, их представляющих (руководителя или другого его работника).

Сторонники последнего подхода считают, что юридическое лицо привлекается к административной ответственности без определения наличия вины, т. е. фактически объективное вменение. Однако данная позиция была отвергнута многими административистами, так как она противоречит действующему законодательству и теории юридической ответственности [6].

Помимо указанной особенности вины необходимо отметить и другие специфические черты административной ответственности юридических лиц. Так, в соответствии с ч.3. ст. 2.1 КоАП РФ, назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от ответственности виновное физическое лицо, и наоборот. Это обуславливается принципом справедливости, согласно которому каждое лицо обязано нести ответственность соразмерно со степенью своей вины.

Рассмотрим административная ответственность за невыплату или неполную выплату в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений

Статьей 136 Трудового кодекса РФ [3] закреплен порядок выплаты заработной платы не реже чем каждые полмесяца. Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена.

Невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемая в рамках трудовых отношений, влечет за собой привлечение лиц, на которых возложены обязанности по обеспечению условий и охраны труда, к административной ответственности по ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ.

К таковым лицам относятся: должностное лицо — руководитель организации (независимо от организационно-правовой формы и формы собственности) или его представитель, а также работодатель — индивидуальный предприниматель, юридическое лицо.

Для должностных лиц предусмотрено наказание в виде предупреждения или штрафа в размере от 10 000 до 20 000 рублей; для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица — предупреждение или штраф от 1 000 до 5 000 рублей; для юридических лиц — предупреждение или штраф от 30 000 до 50 000 рублей.

За совершение повторного правонарушения лицом, ранее подвергнутым административному наказанию по ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ, наступает административная ответственность, предусмотренная ч. 7 ст. 5.27 КоАП РФ.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5, возможно привлечение юридического лица, совершившего административное правонарушение и должностного (физического) лица, по чьей вине оно совершено, по одной и той же норме закона, предусматривающей ответственность за данное административное правонарушение.

В настоящее время продолжает оставаться актуальной проблема административной ответственности юридических лиц. Проблематика ответственности хозяйствующих субъектов за правонарушения в сфере административного законодательства постоянно привлекает внимание ученых, выявляющих существующие пробелы административно-деликтного права и ставящих новые задачи перед субъектами правотворчества.

Административная ответственность юридических лиц стала одним из наиболее значимых институтов административной ответственности. Это произошло за счет ее расширения н охвата все больших сфер общественных правоотношений. В настоящее время благодаря этому обеспечиваются законные права н интересы граждан, закрепленные в законодательстве о труде, о занятости населения. Юридические лица привлекаются к административной ответственности за правонарушения в области финансов, рынка ценных бумаг н банковской деятельности, нарушения требовании заключения гражданско-правовых договоров. Значимым элементом современной административной ответственности юридических лиц является ужесточение административных взысканий н увеличение, в связи с этим обращений в судебные н иные уполномоченные органы с заявлениями об отмене вынесенных постановлений по причине недостаточной доказанности вины юридического лица.

  1. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 29.12.2017)
  2. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 23.04.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 14.05.2018)
  3. «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ(ред. от 05.02.2018)
  4. Адарченко Е. О. Административная правосубъектность юридических лиц публичного права // Административное и муниципальное право. — 2013. — № 5. — С. 410–414.
  5. Вопросы. Гипотезы. Ответы: Наука XXI века: коллективная монография / Е. В. Музыкина, Е. А. Ларина, Ю. Е. Клишина, О. Н. Углицких, Л. В. Ермолина, К. Т. Цонева, Р. В. Федосеев, В. В. Курков, Е. В. Гнучих, Л. И. Сатина, С. А. Хомутова, Л. В. Переладова, В. К. Монастырский, Т. М. Ненашева. — Краснодар, 2015. Книга 10. — 316 с.
  6. Качалов П. Н., Огрина Г. В., Пальчикова М. В., Федосеев Р. В. Административная ответственность: практикум. — Саранск, 2017. — 68 с.
  7. Панов А. Б. Юридическое лицо — субъект административной ответственности // Административное право и процесс. — 2012. — № 6. — С. 23–27.
  8. Федосеев Р. В., Пальчикова М. В., Качалов П. Н., Курлевский И. В. Административное право: практикум. — Саранск, 2017. — 72 с.
Читайте так же:  Нарушение режима тишины в выходные

http://moluch.ru/archive/207/50685/

Понятие административной ответственности

Дата публикации: 20.12.2019 2019-12-20

Статья просмотрена: 32 раза

Библиографическое описание:

Семёновых К. С., Рузметов С. А. Понятие административной ответственности // Молодой ученый. — 2019. — №51. — С. 154-157. — URL https://moluch.ru/archive/289/65402/ (дата обращения: 16.02.2020).

Административное правонарушение определяется как виновное противоправное действие (бездействие) юридического или физического лица, ответственность за которое устанавливается Кодексом об административных правонарушениях РФ либо законами субъектов РФ. В правовой доктрине под ответственностью понимают обязанность лица претерпевать меры государственного принуждения, предусмотренные законом за совершение правонарушения. Таким образом, под административной ответственностью понимается обязанность физического или юридического лица претерпевать меры государственного принуждения, предусмотренные КоАП РФ или законами субъектов РФ за совершение противоправного виновного действия (бездействия) (административного правонарушения).

Изучение законодательства позволяет говорить о следующих признаках административной ответственности:

1) она предусматривается действующим законодательством;

2) ее наступление возможно при наличии полного состава правонарушения;

3) в ее основе лежит государственное принуждение; особый аппарат является реализацией санкций юридических норм, предусматривается применение мер наказания к виновному;

4) для правонарушителя наступают определенные неблагоприятные последствия в виде лишения известных социальных благ (свободы, имущества, прав и т. д.);

5) законом установлена процессуальная форма ее возложения и реализации; за нарушение процедурных норм также предусмотрена ответственность;

6) уполномоченные на то компетентные органы и должностные лица осуществляют ее реализацию в строго определенном порядке и в пределах своих полномочий.

Закрытый перечень поводов для возбуждения дела об административном правонарушении содержится в ч. ч.1 — 1.3 ст. 28.1 КоАП РФ. Один из них — обнаружение достаточных данных, свидетельствующих о наличии события административного правонарушение должностными лицами, которые уполномочены на составление протоколов об административных правонарушениях.

П.1 ст.28.2 КоАП РФ предусмотрено составление протокола о совершении административного правонарушения кроме случаев, определенных ст. 28.4, ч. ч. 1, 3 и 4 ст. 28.6 КоАП РФ).

Пп. 1–2 ст. 28.5 КоАП РФ регламентировано требование к немедленному после выявленного административного правонарушения составлению протокола, за исключением случаев, когда требуется дополнительно выяснить обстоятельства дела, уточнить сведения о юридическом лице либо данные о физическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении. При данных обстоятельствах протокол об административном правонарушении должен быть составлен в течение двух суток с момента выявления.

Административное расследование проводится в случаях, указанных в ст. 28.7 КоАП РФ. Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ» определено понятие административного расследования как комплекса процессуальных действий уполномоченных лиц, требующих значительных временных затрат, которые направлены на выяснение обстоятельств, при которых совершено административное правонарушение, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление.

Пункт 1 ст. 28.7 КоАП РФ определяет случаи, при которых проводится административное расследование. Данное расследование проводится по месту выявление либо совершения административного правонарушения возбудившим дело об административном правонарушении должностным лицом, которое уполномочено составлять данного вида протоколы, либо иным должностным лицом этого органа в соответствии с п. 4 ст. 28.7 КоАП РФ) на основании решения руководителя органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении.

Сроки составления протокола об административном правонарушении по окончании расследования предусмотрены ст. 28.7 КоАП РФ.

Дальнейшие действия определены п. 1 ст. 28.8 КоАП РФ: постановление прокурора либо протокол об административном правонарушении может быть направлен в суд либо уполномоченному рассматривать дело об административном правонарушении должностному лицу в срок не позднее трех суток с момента вынесения постановления либо составления протокола об административном правонарушении.

П. 1.1 ст. 28.8 КоАП РФ устанавливает, что к постановлению прокурора либо протоколу об административном правонарушении, предусматривающем административный штраф, направляемому в соответствии с п. 1 ст. 28.8 КоАП РФ, должна прилагаться необходимая информация для перечисления суммы административного штрафа в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа, которые предусмотрены законодательством РФ о национальной платежной системе.

Далее дело об административном правонарушении рассматривается и по результатам рассмотрения в соответствии с п. 1 ст. 29.9 КоАП РФ выносится либо постановление о назначении административного наказания, либо прекращается производство по данному делу.

Ст. 3.3. КоАП РФ устанавливает, что за одно административное правонарушение назначается основное либо основное и дополнительное административное наказание в соответствии с указанными в санкции применяемой статьи Особенной части КоАП РФ или закона субъекта РФ об административной ответственности. В случае, если санкцией данной статьи предусмотрено обязательное назначение основного и дополнительного наказаний, но при этом одно из них не может быть назначено в отношении субъекта административного правонарушения, то может быть назначено только одно из наказаний, предусмотренное в отношении данного лица. В качестве основных наказаний применяются административный штраф, предупреждение, лишение физического лица предоставленного ему специального права (в качестве исключения предусмотрено право управления транспортным средством соответствующего вида), обязательные работы, дисквалификация, административный арест либо административное приостановление деятельности.

Читайте так же:  Взыскание по делу об административном правонарушении

В качестве и основных и дополнительных применяются конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина либо лица без гражданства, лишение специального права в виде права управления транспортным средством соответствующего вида, административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.

Ст. ст. 4.2, 4.3 КоАП РФ предусмотрены обстоятельства, отягчающие и смягчающие ответственность при назначении административного наказания, а ст. 4.5 КоАП РФ регламентирована давность привлечения к административной ответственности.

П. 2 ст. 2.1 КоАП РФ установлены особенности административной ответственности юридических лиц и определен порядок определения их вины. Юридические лица признаются виновными в совершении административного правонарушения в случае установления их виновного поведения. В частности, если установлено, что юридическое лицо имело возможность соблюдать нормы и правила, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но меры по их соблюдению данным лицом не были приняты.

П. 1 ст. 2.10 КоАП РФ устанавливает ответственность юридических лиц за совершение административных правонарушений в предусмотренных ст.ст. раздела II КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях случаях.

П. 2 ст. 2.10 КоАП РФ определено: если в статьях разделов I, III, IV, V КоАП РФ не указано, что нормы, установленные данными статьями, применимы лишь к физическому либо только в отношении юридического лица, то они в равной мере действуют в отношении как физического, так и юридического лица. Исключением являются случаи, в которых смысл данных норм позволяет отнести и применить их лишь в отношении физического лица.

Перечень видов наказаний, применяемых к юридическим лицам, содержит п. 2 ст. 3.2 КоАП РФ: предупреждение, административный штраф, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, административное приостановление деятельности.

Говоря об административной ответственности индивидуальных предпринимателей, следует отметить, что в отношении лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в соответствии с примечанием к ст. 2.4 КоАП РФ, применяется административная ответственность как к должностным лицам, если иное не установлено законом.

П. 22 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие КоАП РФ» определяет, что судам необходимо руководствоваться примечанием к ст. 2.4 КоАП РФ при решении вопроса о применении норм КоАП РФ к индивидуальным предпринимателям, совершившим правонарушения в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности. В ином случае индивидуальный предприниматель привлекается к ответственности как гражданин.

В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности при совершении им административного правонарушения, связанного с ненадлежащим исполнением либо неисполнением своих служебных обязанностей.

Примечание к указанно статье содержит определение «должностного лица»: лицо, осуществляющее функции представителя власти временно, постоянно либо в соответствии со специальными полномочиями, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, которые не находятся в служебной зависимости от него, равно как и выполняющее административно-хозяйственные либо организационно-распорядительные функции органах местного самоуправления, в государственных органах, государственных и муниципальных организациях, органах государственных внебюджетных фондов РФ, либо в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ лицо.

П. 1 ст. 3.2 КоАП РФ предусмотрен перечень административных наказаний, которые могут быть применены к должностным лицам, без каких-либо оговорок. Перечень административных наказаний, предусмотренных КоАП РФ, включает предупреждение, административный штраф, конфискацию орудия совершения или предмета административного правонарушения, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест, административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, дисквалификацию, административное приостановление деятельности, обязательные работы, административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.

Административная ответственность граждан в соответствии со ст. 2.3 КоАП РФ предусматривается в отношении лиц, достигших к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.

Освобождение от административной ответственности с применением к виновному лицу мер воздействия, предусмотренных федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних, предусматривает процедуру выяснения конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их.

Ст. 2.9 КоАП РФ предусмотрен порядок освобождения от административной ответственности при малозначительности совершенного административного правонарушения: в таком случае судья, должностное лицо либо соответствующий орган, уполномоченный решить дело об административном правонарушении, ограничиваются устным замечанием.

П. 21 Постановления Пленума N 5 устанавливается, что при установлении в процессе рассмотрения дела судьей малозначительности совершенного административного правонарушения, он вправе на основании ст. 2.9 КоАП РФ освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем указывается в постановлении о прекращении производства по делу. На основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ при установлении малозначительности административного правонарушения при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении должно быть вынесено решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.

В указанном Постановлении содержится определение малозначительного административного правонарушения — таковым признается действие или бездействие, с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения.

Административные правонарушения, предусмотренные ст. ст. 12.8, 12.26 КоАП РФ, как указывает Пленум, ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений они существенно нарушают охраняемые общественные отношения.

Ст. 2.8 КоАП РФ предусмотрено освобождение от административной ответственности физического лица, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие временного либо хронического психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://moluch.ru/archive/289/65402/

Понятие административной ответственности юридических лиц
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here