Понятие групповых нарушений общественного порядка

Предлагаем ознакомится с материалом в статье: "Понятие групповых нарушений общественного порядка". Здесь собрана и обработана информация из авторитетных источников. Если вы все же не найдете ответ на свой вопрос, дочитайте статью до конца, если же и после этого не получите ответ, то обратитесь к дежурному консультанту.

Тактика предупреждения и пресечения групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков.

Взаимодействие патрульно-постовых нарядов с представителями частных охранных организаций, общественными объединениями правоохранительной направленности и гражданами при предупреждении и пресечении правонарушений.

Приказ МВД РФ от 29 января 2008 г. N 80 «Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции»

Взаимодействие между силами и средствами ОВД заключается в согласованных по цели, времени и месту усилиях и во взаимной помощи всех подразделений (нарядов), а также других сил при выполнении ими служебных задач.

В соответствии с п. 109 Устава ППСП основными формами взаимодействия нарядами ППСП являются:

1. Взаимный обмен информацией об оперативной обстановке, ориентирование других нарядов о совершенных преступлениях и иных правонарушениях.

2. Участие сотрудников других подразделений ОВД в проведении инструктажей и занятий с личным составом подразделений ППСП по обучению их приемам и методам предупреждения, выявления и пресечения преступлений и административных правонарушений, задержания лиц, их совершивших, предупреждения и пресечения нарушений Правил дорожного движения в пределах полномочий, тактике и методике охраны места происшествия и других задач полиции.

3. Оказание взаимной помощи в решении служебных задач, совместное проведение оперативно-профилактических мероприятий и обмен опытом работы.

4. Участие в пределах своей компетенции в осуществлении иных мероприятий по борьбе с правонарушениями, в том числе в соответствии с планом действий ОВД при чрезвычайных обстоятельствах.

5. Проведение совместных с подразделениями соседних территориальных органов МВД России на районном уровне и (или) структурными подразделениями ОВД, в состав которого входит подразделение ППСП, учебно-тренировочных занятий, тактико-специальных, командно-штабных и оперативно-тактических учений по пресечению возможных нарушений общественного порядка и общественной безопасности, в том числе террористических актов, массовых беспорядков, противоправных посягательств на объекты жизнеобеспечения и другие особо важные объекты, поиску и задержанию лиц, пытающихся совершить или совершивших данные посягательства.

Согласно п. 110 Устава ППСП взаимодействие командиров подразделений ППСП с руководством территориального органа МВД России на районном уровне, в оперативном подчинении которых они находятся, осуществляется путем обмена информацией; совместного анализа оперативной обстановки; участия представителей взаимодействующих сторон в оперативных совещаниях; внесения корректив в расстановку сил и средств, а также согласования порядка действий всех нарядов и оказания взаимной помощи при несении ими службы.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 9061 —

| 7682 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

http://studopedia.ru/19_84913_taktika-preduprezhdeniya-i-presecheniya-gruppovih-narusheniy-obshchestvennogo-poryadka-i-massovih-besporyadkov.html

Статья 293. Групповое нарушение общественного порядка

Организация групповых действий, повлекших грубое нарушение общественного порядка или существенное нарушение работы транспорта, предприятия, учреждения или организации, а также активное участие в таких действиях — наказываются штрафом до пятидесяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан или арестом на срок до шести месяцев.

Статья 294. Массовые беспорядки

1. Организация массовых беспорядков, сопровождавшихся насилием над личностью, погромами, поджогами, уничтожением имущества, захватом зданий или сооружений, насильственным выселением граждан, сопротивлением представителям власти с применением оружия или других предметов, которые использовались в качестве оружия, а также активное участие в массовых беспорядках — наказываются лишением свободы на срок от пяти до восьми лет.

2. Те же действия, если они повлекли гибель людей либо иные тяжкие последствия, — наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет.

Статья 295. Призывы к совершению действий, угрожающих общественному порядку

Публичные призывы к погромам, поджогам, уничтожению имущества, захвату зданий или сооружений, насильственному выселению граждан, угрожающие общественному порядку, а также распространение, изготовление либо хранение с целью распространения материалов такого содержания — наказываются штрафом до пятидесяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до трех лет.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9654 —

| 7397 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

http://studopedia.ru/9_121697_statya—gruppovoe-narushenie-obshchestvennogo-poryadka.html

ответы ТСП РЯД / ответы по теме 5 / 38. Понятие (ГНОП)

38. Групповые нарушения общественного порядка (ГНОП) (групповое хулиганство) по своим признакам сближаются с МБ, но отличаются следующими признаками:

— массовые беспорядки охватывают, как правило, населенный пункт или часть его. ГНОП более локальны;

— не сопровождаются погромами, поджогами, разрушениями;

— менее продолжительны по времени;

— массовые беспорядки направлены на подрыв основ государственного управления и общественной безопасности, а ГНОП — против общественного порядка.

В ряде случаев ГНОП возникали в местах массового отдыха граждан в результате нераспорядительности администрации, продажи билетов сверх установленной нормы, допуска к участию в мероприятии лиц, находящихся в нетрезвом виде, при несвоевременной информации об изменениях в программе, неправильного поведения спортсменов, судей, неправильных действий работников полиции (грубое обращение, необоснованное применение физической силы при незначительных правонарушениях и т.д.)

Обеспечение безопасности личности, общества и государства, защита прав и свобод человека и гражданина от преступных и иных противоправных посягательств в таких условиях предполагает особый характер деятельности органов внутренних дел, специфические формы взаимоотношений личного состава с населением.

http://studfile.net/preview/5641648/

§ 3. Понятие общественного порядка и общественной безопасности

Общественный порядок и общественная безопасность являются основными объектами охраны в деятельности органов внутренних дел.

Как социально-правовые категории, охватывающие специфическую сферу общественных отношений, они характеризуются рядом особенностей, определяющих содержание деятельности органов внутренних дел по охране (обеспечению) этих отношений.

Читайте так же:  Для привлечения к административной ответственности необходимо

Во-первых, общественный порядок и безопасность касаются всех граждан без исключения, причем с момента рождения и до конца жизни.

Во-вторых, общественный порядок и общественная безопасность, как правило, касаются элементарных действий, поступков и правил поведения людей. Они происходят открыто, публично и обычно понятны для окружающих.

В-третьих, общественный порядок и безопасность регулируются как нормами права, так и иными социальными и техническими нормами (морали, обычаями, традициями, даже модой).

В-четвертых, в сфере общественного порядка и безопасности ежегодно совершается огромное количество правонарушений, исчисляемое десятками миллионов. И все правонарушители, а это значительная часть населения, так или иначе подвергаются принудительному воздействию со стороны сотрудников милиции.

В-пятых, в сфере общественного порядка и безопасности происходит оборот объектов и предметов повышенной опасности: приобретение, хранение, использование, перевозка гражданского и служебного огнестрельного оружия, взрывчатых и сильнодействующих ядовитых веществ, радиоактивных изотопов и др. Поэтому лицензионно-разрешительная деятельность органов внутренних дел, осуществляющих государственный надзор и контроль в этой области, позволяет предупреждать и пресекать нарушение установленных правил и тем самым минимизировать наступление тяжких последствий, связанных, как правило, с нарушением соответствующих норм, стандартов и требований.

В-шестых, с рассматриваемой сферой тесно соприкасаются такие опасные антисоциальные явления, как наркомания, пьянство, проституция, бродяжничество, попрошайничество. Именно поэтому в ряде городов страны создаются специальные подразделения, так называемая милиция нравов.

В-седьмых, в сфере общественного порядка и общественной безопасности постоянно проходят различные массовые публичные мероприятия с большой концентрацией людей в тех или иных помещениях или на ограниченной территории, что нередко создает угрозу для жизни и здоровья граждан, нормальному функционированию организаций. К ним можно отнести политические (митинги, шествия, демонстрации), экономические (пикетирование, голодовки), культурно-зрелищные (фестивали, концерты, дни городов), спортивные (олимпиады, футбольные и хоккейные соревнования), религиозные и другие массовые мероприятия. Их проведение требует огромной организационной работы органов внутренних дел, привлечения для обеспечения порядка и безопасности значительных сил и средств милиции и внутренних войск .

См.: Федеральный закон от 19 июня 2004 г. «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» // СЗ РФ. 2004. N 25. Ст. 2485.

В-восьмых, в сфере общественного порядка и общественной безопасности происходят различные групповые нарушения порядка, массовые беспорядки, вооруженные и невооруженные конфликты, террористические акты. Нередко они сопровождаются убийствами, гибелью людей, погромами и поджогами государственных и общественных зданий, жилых домов граждан, разрушением железнодорожных путей, мостов, линий электропередач и связи.

В-девятых, с рассматриваемой сферой неразрывно связаны чрезвычайные ситуации, наступающие при возникновении стихийных бедствий, пожаров, крупных техногенных аварий, катастроф, эпидемий и эпизоотий, создающие угрозу жизни и здоровью граждан и требующие проведения аварийно-спасательных и восстановительных работ.

Названные особенности общественного порядка и общественной безопасности наглядно демонстрируют важность и актуальность этой сферы в деятельности органов внутренних дел, а главное — определяют содержание их правоохранительных функций и полномочий.

В теории административного права понятие «общественный порядок» принято рассматривать в широком и узком смыслах.

Общественный порядок в широком смысле понимается как все связи и отношения в обществе, весь его строй.

Общественный порядок в узком смысле включает не всю систему общественных отношений, а лишь определенные их совокупности, складывающиеся в различных областях социально-политической жизни и быта, но прежде всего в общественных местах.

Определение понятия общественного порядка в узком смысле имеет практическое значение в работе органов внутренних дел, прокуратуры, судов, а также общественных формирований, участвующих в охране общественного порядка, акцентирует их внимание на предупреждении и пресечении конкретных преступлений и административных правонарушений, которые посягают на общественные отношения, складывающиеся в этой сфере.

Цель установления и поддержания общественного порядка состоит в обеспечении безопасности личности, общественной безопасности, в создании благоприятных условий для нормального функционирования организаций и общественных объединений, для труда и отдыха граждан, уважения их чести, человеческого достоинства и общественной нравственности.

Содержанием общественного порядка является система общественных отношений, складывающихся в результате соблюдения и исполнения норм права, морали и иных социальных норм. Реальный общественный порядок составляют не сами установления социальных норм, а фактически складывающиеся на их основе общественные отношения.

Основу общественного порядка составляют отношения, складывающиеся в общественных местах, т.е. в местах общения людей при удовлетворении их материальных, духовных потребностей, во время отдыха.

При этом общественные места можно отнести к трем категориям: 1) общественные места постоянного пользования — улицы, площади, скверы, транспортные магистрали и т.п.; 2) общественные места временного пользования — магазины, театры, стадионы и т.д.; 3) эпизодические общественные места — лес, горный склон, озеро, река, когда там, например, проводятся те или иные мероприятия, и т.д.

Средствами регулирования отношений в сфере общественного порядка являются нормы права и другие социальные нормы неюридического характера (нормы морали, обычаи, правила культуры поведения).

Посредством правовых норм устанавливаются общеобязательные правила поведения, вводятся запреты на совершение определенных действий, устанавливается ответственность за правонарушения, определяются задачи, функции, полномочия, формы и методы деятельности государственных органов, их должностных лиц, общественных формирований по охране общественного порядка.

Таким образом, общественный порядок — это система волевых общественных отношений, складывающихся и развивающихся главным образом в общественных местах на основе соблюдения норм права и иных социальных норм, направленных на обеспечение условий для нормального функционирования организаций и общественных объединений, для труда и отдыха граждан, уважения их чести, человеческого достоинства и общественной нравственности.

К понятию общественного порядка тесно примыкает понятие «общественная безопасность», которая рассматривается как система общественных отношений, складывающихся в соответствии с правовыми, техническими, строительными и другими нормами при использовании объектов и предметов, представляющих повышенную опасность для людей и общества в целом, или при наступлении особых условий в связи со стихийными бедствиями либо другими чрезвычайными обстоятельствами природного, социального или техногенного характера.

Состояние угрозы общественной безопасности может возникать, когда допускаются нарушения правил эксплуатации автомобильного, железнодорожного, авиационного и других видов транспорта, осуществления строительства, дорожных, ремонтных и других работ, эксплуатации пожароопасных объектов и устройств, а также обращения с оружием, боеприпасами, взрывчатыми материалами, сильнодействующими ядами, радиоактивными изотопами, средствами цветного копирования, компьютерными системами и другими предметами и веществами.

Угроза общественной безопасности и личной безопасности граждан может возникать при нарушениях установленного порядка проведения массовых мероприятий, неподготовленности мест для их проведения, несвоевременности принятия мер к упорядочению движения больших групп людей и т.п. Признаки угрозы общественной безопасности и личной безопасности граждан неизбежно возникают при стихийных бедствиях и других чрезвычайных обстоятельствах.

Читайте так же:  Порядок обжалования постановления об административном правонарушении коап

Реальную угрозу общественной безопасности представляют криминогенные факторы, преступность, а также криминальный террор в отношении представителей органов государственной власти, в том числе милиции, госнаркоконтроля и других правоохранительных органов.

К числу угроз общественной безопасности относятся незаконная деятельность политических партий, движений, общественных организаций, в том числе фашистского толка, религиозных изуверских и иных подобных объединений; политический экстремизм и терроризм; действия, направленные на создание предпосылок для групповых и массовых нарушений общественного порядка, неповиновение властям и др.

Общественной безопасности угрожают дорожно-транспортные происшествия, аварии, катастрофы, выпуск на линию неисправных транспортных средств, управление транспортными средствами в алкогольном или наркотическом опьянении; незащищенность личности, имущества от пожаров, имеющих широкое распространение.

http://studfile.net/preview/4414184/page:113/

Статья 293. Групповое нарушение общественного порядка

Организация групповых действий, повлекших грубое

нарушение общественного порядка или существенное нарушение работы транспорта, предприятия, учреждения

или организации, а также активное участие в таких действиях наказываются штрафом до пятидесяти не облагаемых

налогом минимумов доходов граждан или арестом на

срок до шести месяцев.

2. Объективная сторона данного преступления включает в себя:

— организацию групповых действий, повлекших грубое нарушение общественного порядка;

— активное участие в таких действиях.

Под организацией групповых действий, повлекших грубое нарушение общественного порядка, следует понимать

действия организатора (организаторов), которые, например,

ку причинить с его помощью физический вред потерпевшему, а также его демонстрацию, как потерпевшему, так и

другим лицам, которые бы могли воспрепятствовать незаконным действиям виновного.

Преступление считается оконченным с момента совершения участником вышеуказанных действий независимо от наступления вредных последствий.

3. Субъективная сторона данного преступления характеризуется прямым умыслом действий организатора или

активного участника массовых беспорядков. По отношению к наступившим последствиям отношение участника

массовых беспорядков может выражаться и в косвенном

4. Субъектом преступления может быть физическое

вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, которое

являлось организатором или принимало активное участие

в массовых беспорядках.

5. Квалифицирующими лризнаками анализируемого состава преступления ч. 2 данной статьи являются деяния

предусмотренные ч. 1., если они привели к гибели людей

или тяжким последствиям.

Под гибелью людей следует понимать смерть одного

или большего количества лиц.

Под тяжкими последствиями понимается причинение

тяжких телесных повреждений хотя бы одному лицу, нанесение телесных повреждений средней тяжести двум и

более лицам, причинение значительного материального

http://lawbook.online/ugolovnyiy-kodeks-ukrainyi/statya-293-gruppovoe-narushenie.html

Тактика пресечения и предупреждения групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков

Автор: Лиичка Янькова • Декабрь 17, 2019 • Курсовая работа • 3,748 Слов (15 Страниц) • 28 Просмотры

Глава 1 Определение групповых нарушений общественного порядка и массового беспорядка. 5

1.1 Понятие и признаки групповых нарушений общественного порядка и массового беспорядка 5

1.2 Причины возникновения групповых нарушений общественного порядка и массового беспорядка 8

Глава 2 Организация работы по причине возникновения групповых нарушений общественного порядка и массового беспорядка 10

2.1 Организация работы по предупреждения групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков 10

Видео (кликните для воспроизведения).

2.2 Действия органов внутренних дел во время групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков 13

2.3 Действия органов внутренних дел после пресечения групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков 17

Список использованной литературы 23

Актуальность темы курсовой работызаключается в том, что поддержание общественного порядка создает благоприятные условия для жизни людей, обеспечивает безопасные условия пребывания в общественных местах, дает возможность людям без угрозы жизни и здоровья проводить свой досуг, создаёт оптимальные условия для трудовой деятельности.Государство заинтересовано в обеспечении охраны общественного порядка, без которого невозможно благополучие и социально-экономическое развитие. У государстваесть органы власти, обеспечивающие административно-правовой механизм охраны общественного порядка, особое место занимают органы внутренних дел, имеющие необходимый арсенал административно-правовых средств для обеспечения общественного порядка.

Групповые нарушения общественного порядка, а также массовые беспорядкипредставляют повышенную общественную опасность, которая повышается при проведении различных публичных мероприятий. Для эффективной деятельности в сфере предупреждения и пресечения нарушений общественного порядка необходимо соблюдение законодательных актов, регламентирующие правила поведения людей в общественных местах. А также деятельность органов суда, прокуратуры, внутренних дел, юстиции и др. по проведению в жизнь этих актов.Групповые нарушения общественного порядка и массовые беспорядки всегда носят резонансный характер.

В процессе таких происшествий нарушается принцип неприкосновенности личности, возникает угроза жизни,создаются препятствия в работе общественного транспорта, связи, а также социальной инфраструктуры. В этой связи органы государственной власти должны оперативно и системно реагировать как на сами групповые нарушения и массовые беспорядки, так и на обстоятельства, способствующие их возникновению

На основании вышеизложенного, целью настоящей работы является теоретическое исследование административно-правового механизма предупреждения массовых беспорядков и пресечения групповых нарушений общественного порядка.

Объектом исследования являются общественные отношения, которые складываются в результате деятельности органов государственной власти по предупреждению и пресечению массовых беспорядков и групповых правонарушений общественного порядка.

Предметом исследования являются массовые беспорядки и групповые правонарушения, как вид нарушения общественного порядка.

Исходя из этого, задачами работы являются:

• рассмотрение двух видов нарушения общественного порядка, как массовых беспорядков, так игрупповых правонарушений общественного порядка.

• изучениемер принимаемых органами государственной власти для предупреждения и предотвращения данных правонарушений.

Структура работы, данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

http://ru.essays.club/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8/%D0%9A%D1%80%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F/%D0%A2%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0-%D0%BF%D1%80%D0%B5%D1%81%D0%B5%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D0%B8-%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D1%83%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F-281199.html

Статья 293. Групповое нарушение общественного порядка

ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И НРАВСТВЕННОСТИ

Статья 293. Групповое нарушение общественного порядка

Организация групповых действий, приведших к грубому нарушению общественного порядка или существенное нарушение работы транспорта, предприятия, учреждения или организации, а также активное участие в таких действиях —

наказываются штрафом до пятидесяти необлагаемых минимумов доходов граждан или арестом на срок до шести месяцев.

1. Деяние, предусмотренное ст. 293 УК, посягающее на общественный порядок.

2. Способами нарушение общественного порядка могут быть: а) организация групповых действий, направленных на нарушение общественного порядка — призывы или поиски или подстрекательство участников, руководство группой во время нарушений общественного порядка и т.д. б) активное участие членов группы в действиях, которыми нарушается общественный порядок. Состав преступления образуют организационные действия и действия активных участников, если они объединены с явным неповиновением представителям власти (милиции, прокуратуры, депутатов и т.п.) или если этими действиями была нарушена работа транспорта (прекращение, например, движения общественного транспорта — трамваев, троллейбусов, автобусов, поездов железной дороге или метрополитена и др.)., государственных или общественных предприятий, учреждений, организаций — торговли, театров, органов управления и т.д..

Читайте так же:  Административный арест со скольки лет

3. От массовых беспорядков (ст. 294 УК) это преступление отличается отсутствием толпы (массового скопления людей), поджогов, погромов, вооруженного сопротивления представителям власти, применения насилия над людьми. Действия, предусмотренные ст. 293 УК, могут исходить не из толпы, а от отдельной группы людей и не сопровождаться погромами, разрушениями, поджогами и другими подобными действиями (п. 15 постановления Пленума Верховного Суда Украины от 28 июня 1991 г. / / Постановления Пленума . — С . 173).

4. Групповое нарушение общественного порядка совершается умышленно, поскольку нарушение общественного порядка-это деяние, и одновременно его последствия, наступления которых их организаторы и активные участники осознают и готовы.

5. Ответственность за групповое нарушение общественного порядка наступает с шестнадцати лет.

http://juristoff.com/resyrsi/kz/ugolovnyj-kodeks-ukrainy/6081-statya-293-gruppovoe-narushenie-obshhestvennogo-poryadka

1.2. Классификация массовых беспорядков

Уголовно — правовые нормы, предусматривают ответственность за массовые беспорядки, за организацию или за активное участие в групповых действиях, нарушающих общественный порядок, за нарушение порядка организации и проведения собрания, митингов, шествий и демонстраций и т.д 8 .

Исторический анализ уголовного законодательства о массовых беспорядках свидетельствует о том, что состав всегда определяется как посягательство массы людей на деятельность органов власти (законодательной или исполнительной). Проблема массовых беспорядков в дореформенный период уделялось незначительное внимание. Существовало мнение, согласно которому с построением социализма отпадала реальная почва для возникновения массовых беспорядков. Однако, несмотря на это в стране имели место отдельные вспышки массовых беспорядков, которые не предавались широкой огласке. В этой связи научное изучение этого явления не проводилось, а в учебной литературе внимание данному преступлению уделялось лишь потому, что данная норма существовала в уголовном кодексе. Как следствие, при расследовании дел, возбужденных по фактам массовых беспорядков, практические работники по сей день сталкиваются с трудностями в квалификации действий их участников. Несмотря на обновление и усовершенствование конструкции состава преступления, массовые беспорядки, действия, рассматриваемы в теории уголовного права как «массовые беспорядки» на практике не редко оцениваются как групповое хулиганство, групповое нарушение общественного порядка, групповой захват оружия и иные составы преступлений.

«Спокойная» Статистика по Российской Федерации (ст. 212 УК) свидетельствует главным образом о необходимости более пристального изучения реального состояния преступности, связанной с массовыми беспорядками 9 . Бесспорно, политическая и экономическая нестабильность, разрушения идеологических, нравственных основ жизни общества, резкое усиление активности групп лиц с противоправными установками, осложнение и противоречие в межнациональных отношениях и другие негативные обстоятельства, влекут за собой злобу, различные виды и множественность фактов преступного насилия, в том числе и массового характера.

Понять природу массовых беспорядков можно лишь с помощью тщательного их анализа, который должен начинаться с классификации. Однако эти классификации не могут вместить в себя всего многообразия массовых беспорядков. В связи с этим возникает необходимость их конкретизации и упорядочения. Среди различных критериев классификации наиболее существенными» являются: причины возникновения, характер, наступившие последствия, место возникновения, продолжительность и число участников массовых беспорядков.

Большую часть преступлений составляют массовые беспорядки в населенных пунктах. Они обычно возникают в тех местах или в непосредственной близости от тех мест, которые являются источником конфликта, вызывают недовольство людей или против которых это недовольство направлено, это могут быть правительственные здания, поскольку протестующая группа придает им символическое значение, здания органов внутренних дел, органов местного самоуправления 10 .

Если в основу классификации массовых беспорядков положить причины их возникновения, то можно определить массовые беспорядки политического, экономического, социального, этнического, религиозного, экологического характера, а также беспорядки, вызванные неправомерными действиями работников полиции.

Вместе с тем следует отметить, что неквалифицированные, порой преступные действия работников органов внутренних дел являются поводом, а не причиной возникновения массовых беспорядков. Органы внутренних дел зачастую сами становятся объектом нападения. Так был в Тольятти 23 марта 2013 года при массовых беспорядках на стадионе «Торпедо».

Положив в основу классификации продолжительность, можно выделить длительные и эпизодические массовые беспорядки. Анализ показывает, что массовые беспорядки, возникающие на почве у межнациональных отношений, являются, как правило, длительными.

Массовые беспорядки следует различать по наступившим последствиям. Очевидно, что между массовыми беспорядками, совершенными в Бирюлево, где вследствие беспорядков был нанесен незначительный материальный ущерб, и массовыми беспорядками в Египте, где погибло 100 человек и еще 4,5 тысячам были ранены нельзя ставить знак равенства. Представляется также необходимым различать массовые беспорядки, повлекшие и не повлекшие смерть людей.

Разграничение данных деликтов, как отмечалось ранее, происходит главным образом по объекту преступления, на который они направлены. Отличительный признак массовых беспорядков — это преступная форма проявления недовольства деятельностью (бездеятельностью) органов власти или управления, направленная против этих органов 11 .

Подводя итог, можно обозначить следующую схему классификации массовых беспорядков 12 :

1. По причинам возникновения:

а) политические, б) экономические, в) социальные, г) этнические, е) религиозные, ж) экологические, з) по причине неправомерных действий работников милиции.

а) общего характера (выражаются в погромах учреждений, магазинов, киосков и т.д., поджогах и других подобных действиях).

б) особенного характера (выражаются в погромах квартир граждан).

3. По тяжести наступивших последствий:

а) повлекшие смерть людей, б) с телесными повреждениями различной тяжести, в) с причинением значительного материального ущерба.

4. По месту возникновения:

а) в населенных пунктах, б) в исправительных учреждениях.

5. По продолжительности:

а) длительные, б) эпизодические.

6. По числу участников:

а) до 100 чел, б) до 1000 чел, в) до 10000 чел, г) более 10000 чел.

Массовые беспорядки как сложное социальное явление требуют специального и глубокого изучения причин и поводов их возникновения, генезиса, форм и методов предупреждения и борьбы с ними органов внутренних дел.

Массовые беспорядки в той или иной форме возможны в любом обществе, независимо от его политического устройства. Более того, это одна из форм проявления отношения определенных групп людей к этому обществу, следовательно, причины массовых беспорядков как социально — политического явления необходимо искать в основах самого общества, государственного устройства, экономическом положении, взаимоотношениях различных этнических групп и слоев населения.

В литературе, при исследовании различных аспектов массовых беспорядков, большинство авторов определяет их понятие через соответствующую норму уголовного закона, предусматривающую ответственность за организацию и активное участие в массовых беспорядках.

Читайте так же:  Отграничение административных правонарушений

Так, Григорьев В.Н. попытался определить массовые беспорядки следующим образом массовые беспорядки — это умышленные действия, совершаемые большой группой людей — толпой, посягающие на основы общественного порядка и безопасности и сопровождающиеся погромами, разрушениями, поджогами и другими подобными действиями или оказанием вооруженного сопротивления 13 .

Необходимо отметить и такую особенность массовых беспорядков: возникшие на основе одного социального конфликта, они могут превратиться в другой, и наоборот. Может произойти «наслоение» одного основания на другое.

По ныне действующему уголовному законодательству термин «толпа» не используется 14 . В социальной психологии существует классификация основных видов толпы: повстанческая, агрессивная, спасающаяся, стяжательская, экстатическая. Предложенная научная классификация не является исчерпывающей и носит условный характер, свойственный любому аналогичному определению, отражая в общих чертах присущую данному явлению сущность. Основными мотивами вступления людей в толпу являлись: ложное понимание интересов нации, корысть, месть. При анализе мотивации действий участников массовых беспорядков выявляется своеобразная особенность: толпа с агрессивной ориентацией возникает, как правило, на базе отрицательных эмоций некоторой части населения, недовольной условиями жизни, политикой, проводимой руководством области, республики. Состояние недовольства может трансформироваться в ненависть, которая определяет агрессивность поведения ее участников. 15

Совершить массовые беспорядки без использования элементов агрессии невозможно, в связи с этим законодатель подразумевает этот признак в объективной стороне состава преступления.

Большинство авторов определяет массовые беспорядки как преступление, выражающееся в совершении конкретных действий, предусмотренных в диспозиции статьи 212 УК РФ. Однако в ходе массовых беспорядков совершаются деяния, которые содержат признаки составов других преступлений. Массовые беспорядки являются особым конгломератом различных преступных деяний. В состав массовых беспорядков входят такие самостоятельные составы преступления, как поджоги, погромы, уничтожение имущества, причинение вреда личности, а вместе указанные в законе деяния подобного рода называются массовыми беспорядками, т.е. совокупности определенных преступлений, преступных действий, включая и их организацию.

С социологических позиций массовые беспорядки — это организованное группой лиц или отдельным лицом действие (совокупность действий) с участием толпы, направленное на нарушение общественного порядка и общественной безопасности, нарушение национального и расового равноправия, совершаемые с целью дестабилизации обстановки и выселения неугодных определенным кругам этнических групп из мест постоянного проживания 16 .

В рассматриваемом преступлении толпа не может быть пассивной, не является простым сборищем любопытных или просто зрителей. Уголовная ответственность в законе дифференцирована в соответствии с содеянным каждым из числа организаторов, исполнителей, подстрекателей и пособников.

http://studfile.net/preview/4619344/page:3/

Деятельность органов внутренних дел по предупреждению, пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков

Сложные процессы, происходящие в общественной жизни страны, вскрыли целый ряд противоречий, острое столкновение породило не только позитивные, но и негативные социальные последствия. Это, прежде всего, проявилось в резком увеличении явной или скрытой активности экстремистских, шовинистических и националистических групп населения, деструктивных действий мафиозных структур, отдельных лидеров партий и движений, незаконных вооруженных формирований, усилении криминальной напряженности, в конечном счете в значительном росте преступлений, в особенности таких, как террористические акты, разбойные нападения на склады с оружием, похищение людей с целью выкупа, захват заложников, массовые беспорядки.

Массовые беспорядки чаще всего становятся крайней формой обострения общественных отношений. Как показывает анализ, они могут возникнуть при различных ситуациях. Групповые антиобщественные проявления наблюдаются при праздновании годовщины различных родов войск, при проведении культурно-зрелищных, спортивных и иных массовых мероприятий. Известно, что групповые драки происходили между лицами различной национальности из-за недружелюбных отношений к иностранцам.

Массовые беспорядки (ст. 212 УК РФ) – действия, исходящие из стихийно собравшейся и бесчинствующей толпы, сопровождаемые погромами, разрушениями, поджогами, вооруженным сопротивлением представителям власти или другими действиями (самосуд). Опасным при массовых беспорядках является то, что массовость совершения преступлений не только порождает у преступников уверенность в безнаказанности (толпа – не ответчик), но и в известной мере гарантирует ее (сложности ведения следствия и отправления правосудия).

Основные усилия органов внутренних дел (правоохранительных органов) должны быть направлены на предупреждение массовых беспорядков. Силовые действия применяются только тогда, когда исчерпаны все другие возможности.

К числу наиболее эффективных мер по предупреждению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков следует отнести:

— глубокий анализ возникающих политических, экономических и социальных напряженностей, в т. ч. в межнациональных отношениях, своевременное информирование о них заинтересованных органов;

— сбор и обобщение оперативной и текущей информации о неформальных организациях, деятельность которых имеет целью пропаганду приоритета и исключительности одной нации над другой. Внесение предложений заинтересованным органам о запрещении их функционирования. Использование в этих же целях официальных предупреждений лидерам таких организаций о недопустимости нарушения законов, о разжигании межнациональной розни;

— сотрудничество со средствами массовой информации по разоблачению экстремистских движений, объединений и их лидеров; по разъяснению принимаемых мер органами власти и управления для снятия напряженности в межнациональных отношениях; по предупреждению и раскрытию уголовных преступлений и массовых беспорядков;

— выявление и привлечение к ответственности лиц, разжигающих межнациональную рознь, распространяющих ложные слухи, могущие вызвать групповые нарушения общественного порядка, в том числе массовые беспорядки;

— наступательную, систематическую работу по предупреждению и раскрытию преступлений, привлечению виновных к предусмотренной законом ответственности;

Выбор организационных и тактических схем действий органов внутренних дел по предупреждению и пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков осуществляется с учетом конкретных обстоятельств. На этапе ранней профилактики органы внутренних дел решают свои задачи с помощью обычной организационной структуры, используя традиционные, обычные формы и методы работы. На этапе пресечения задействуется специальная организационная структура (оперативный штаб), специальная группировка сил и средств (сводный отряд), применяются специальные приемы и способы действий, в том числе специальные операции.

Изучение отечественного и зарубежного опыта борьбы с массовыми беспорядками, анализ практики органов внутренних дел дают возможность предложить следующий перечень мер по совершенствованию профилактической работы:

— установление непосредственной связи с коллективами предприятий, учреждений, организаций, их руководителями, лидерами общественных организаций и неформальных движений;

— участие в деятельности согласительных комиссий, советов старейшин и т. д. при возникновении конфликтных ситуаций;

— развитие сотрудничества со средствами массовой информации;

— незамедлительное реагирование на заявления и сообщения граждан, должностных лиц, средств массовой информации о фактах разжигания национальной или религиозной розни, попытки силового давления на органы государственной власти и управления, о сборищах элементов экстремистского толка, уголовно-воровских авторитетов и других обстоятельствах, негативно влияющих на оперативную обстановку;

Читайте так же:  Срок давности административного правонарушения дтп

— быстрое и объективное реагирование на факты нарушений законности и профессиональной этики сотрудниками органов внутренних дел и других правоохранительных органов.

Как отмечалось выше, групповые нарушения общественного порядка и массовые беспорядки исходят, как правило, из стихийно собравшейся толпы. При проведении предупредительных мероприятий необходимо сделать все возможное, чтобы избежать разгула страстей и столкновений, влекущих за собой применение силы. Знание различных видов поведения толпы есть необходимый элемент для осуществления стратегии и тактики поддержания порядка.

Опыт показывает, что скопление народа может предстать в двух аспектах:

а) неорганизованная толпа – пассивная. Взаимное расположение в ней индивидов таково, что они друг на друга не реагируют. Эта толпа обычно покорная, легко управляемая;

б) организованная толпа состоит из индивидов, которые обладают уже иной психологией. Здесь появляется коллективное сознание, которое одерживает верх над чувством личной ответственности. Такая масса людей может стать нервозной, нетерпимой, непримиримой и не боящейся угроз. Такое скопление людей очень чувствительно к лозунгам, с которыми соглашается и выполняет безоговорочно. Всякие переговоры с такой толпой маловероятны. В этом случае необходимо быстрое принятие решения о применении силы для подавления начавшегося подъема страстей.

Рассмотрим некоторые методы контроля за толпой. Тактика проявления уверенности есть одно из основных средств контроля за поведением толпы. В этом случае руководитель органа внутренних дел, ответственный за обеспечение общественного порядка, предпринимает следующие действия соответственно развитию поведения толпы:

— ведет диалог с ее главарями (неформальными лидерами, организаторами), в ходе, которого убеждает их в недопустимости противоправного поведения, предупреждает об ответственности;

— утверждает свой авторитет ответственного за общественный порядок, пытается внушить уважение к себе. При этом он должен быть терпимым к легким беспорядкам и не провоцировать с помощью применения силы более серьезный конфликт;

— метод убеждения, как правило, позволяет успокоить большую часть толпы. Но если метод убеждения не возымел своего действия, толпа продолжает возбуждаться и ведет себя угрожающе можно продемонстрировать силу, например, показать группировку сил правопорядка, имеющиеся на вооружении специальные средства и т. д.

Если пресечение группового нарушения общественного порядка и массового беспорядка с применением силы становится неизбежным, следует принять решение о ее применении. Принятое решение должно обеспечить: реализацию разумной достаточной силы, специальных средств, боевой и иной техники, оружия; решительное изъятие и изоляцию активных участников, защиту жизни и здоровья личного состава, а также лиц, случайно оказавшихся в толпе.

Перед применением силы участники групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков должны быть предупреждены о намерении ее применения. Тактические приемы пресечения массовых беспорядков во многом зависят от конкретных условий (состав толпы, вооруженность участников беспорядков, агрессивности и других обстоятельств), но в любом случае силовые действия должны быть направлены не на подавление толпы или перемещение ее с места на место, а прежде всего на отделение (изоляцию) организаторов и наиболее активных участников массовых беспорядков. Этого можно достичь лишь при наличии необходимых сил и средств, хорошего информационного обеспечения сил правопорядка, достоверных данных об участниках массовых беспорядков, их намерениях, документировании их преступных действий.

Тактические способы действий сил и средств органов правопорядка по пресечению массовых беспорядков можно разделить на контактные и неконтактные.

При неконтактном способе главное – введение непосредственно в толпу специальных группировок сил правопорядка с целью ее разделения, рассредоточения и рассеивания. Разделение толпы производится в одном или нескольких направлениях на несколько частей.

При сосредоточении организаторов и активных участников массовых беспорядков в головной части толпы выдвижение групп разделения и рассредоточения (в колонну не менее чем по четыре человека) рекомендуется осуществлять сразу с двух сторон в направлении к центру головной части толпы. При сближении групп и отделении активных участников беспорядков от основной массы толпы одна часть колонны блокирует правонарушителей, а другая вытесняет пассивных участников в близлежащие улицы и переулки. В образовавшиеся коридоры вводятся группы изъятия и их прикрытия, которые задерживают нарушителей в блокированной части толпы и передают их группам конвоирования для доставления на фильтрационные пункты.

Группа документирования фиксирует преступные действия участников массовых беспорядков, собирает доказательства их вины.

Следует иметь в виду, что направления вытеснения и рассеивания толпы должны выбираться с таким расчетом, чтобы она не была загнана в тупик, который бы мешал ее участникам покинуть место массового беспорядка. Необходимо избежать возможности индивидуальных действий сотрудников сил правопорядка или позволить им замыкаться на цикле «провокация-репрессия».

Неконтактный способ – это воздействие сил правопорядка на толпу на расстоянии путем использования специальных технических и иных предусмотренных законом средств (водометов, газовых облаков, мыльной пены, звукоусиливающих установок, резиновых пуль и др.).

В процессе применения таких средств силы правопорядка вытесняют толпу в заданном направлении, рассредоточивают и рассеивают ее участников. Одновременно проводится фиксация противозаконных действий (с использованием кино-видеозаписи, фотосъемки), документирование и сбор доказательств виновности нарушителей и их задержание.

Преимущество неконтактного способа состоит в том, что конечный результат достигается меньшими потерями среди гражданского населения и сил правопорядка.

Решение о применении того или иного способа пресечения массовых беспорядков должно приниматься с учетом конкретных условий складывающейся обстановки и наличия необходимого количества сил и средств.

После прекращения массовых беспорядков необходимо организовать усиленное патрулирование силами органов правопорядка, провести разъяснительную работу среди населения о мерах, принимаемых по недопущению подобных бесчинств.

Делая вывод по лекции, можно сказать, что большое значение охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности приобретают в условиях чрезвычайных обстоятельств. Чрезвычайная обстановка, вызываемая природными, социальными, биологическими, техногенными и другими явлениями, требует установления специального правового режима, в условиях которого приходится действовать органам внутренних дел по поддержанию этого режима.

Исключительно важно службам, подразделениям и всем сотрудникам органов внутренних дел решительно и умело действовать в этих непростых условиях, обеспечивая личную безопасность граждан и общественную безопасность, не допуская при этом потерь личного состава, вооружения, снаряжения и иных материально-технических средств.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://magref.ru/deyatelnost-organov-vnutrennih-del-po-preduprezhdeniyu-presecheniyu-gruppovyih-narusheniy-obshhestvennogo-poryadka-i-massovyih-besporyadkov/

Понятие групповых нарушений общественного порядка
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here