Понятие и принципы административного правонарушения

Предлагаем ознакомится с материалом в статье: "Понятие и принципы административного правонарушения". Здесь собрана и обработана информация из авторитетных источников. Если вы все же не найдете ответ на свой вопрос, дочитайте статью до конца, если же и после этого не получите ответ, то обратитесь к дежурному консультанту.

Понятие и принципы административного правонарушения

Автострахование

  • Жилищные споры

  • Земельные споры

  • Административное право

  • Участие в долевом строительстве

  • Семейные споры

  • Гражданское право, ГК РФ

  • Защита прав потребителей

  • Трудовые споры, пенсии

    • Главная
    • Статьи и комментарии ПЦ «Логос»
    • Административное правонарушение. Понятие, состав, признаки

    Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (статья 2.1 КоАП РФ).

    Признаки административного правонарушения

    Из определения административного правонарушения, данного в статье 2.1 КоАП РФ, можно выделить следующие его признаки.

    1. Противоправность действия (бездействия). Противоправное – не основанное на законе (незаконное) действие или бездействие, нарушение нормы законодательства, регулирующей те или иные отношения;

    2. Виновное действие (бездействие). Вина в совершении правонарушения характеризуется умыслом или неосторожностью (формой вины).

    Определение понятий умысла и неосторожности содержится в статье 2.2 КоАП РФ:

    Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

    Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

    3. Субъект правонарушения. К административной ответственности может быть привлечено как физическое, так и юридическое лицо.

    Возраст. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет (статья 2.3 КоАП РФ).

    Иностранные граждане. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях (статья 2.6 КоАП РФ).

    4. Наказуемость деяния: за совершенное деяние КоАП РФ или законом субъекта РФ установлена административная ответственность.

    Для привлечения лица к административной ответственности необходимо не только наличие признака, указанного в п. 1 (противоправность – не основанное на законе (незаконное) действие или бездействие), но и наличия соответствующей нормы закона, предусматривающей административное наказание.

    Из указанного следует, что недопустимо привлечение к административной ответственности за противоправное (незаконное) деяние, за которое не предусмотрена административная ответственность ни кодексом РФ об административных правонарушениях, ни законами субъектов Федерации.

    Понятие, сущность и признаки административного правонарушения

    В юридической науке правонарушения зависимо от степени вреда, который наносится лицу, социуму и стране, и особенностей отношений, которым они вредят, подразделяют на преступления и проступки. Проступки – это административные правонарушения, гражданские и дисциплинарные проступки. Традиционно самыми социально опасными из них считают административные правонарушения.

    В правоведении правонарушение рассматривают как основание юридической ответственности. Значит, основание административной ответственности — нарушение правовой нормы либо административное правонарушение.

    Из определения можно сделать вывод, что административному правонарушению, в основном присущи такие характерные черты:

    • Определенное деяние физического или юрлица (выражающееся в действии или бездействии)

    Административное правонарушение заключается в конкретном деянии, то есть противоправном поведении физического или юрлица. Это можно объяснить тем, что правонарушение может составить только акт поведения, который внешне выражен в определенной объективной форме.

    Административное правонарушение в виде действия или бездействия является, прежде всего, нарушением запрета или невыполнением обязанности.

    Правонарушение в виде действия заключается в нарушении запрета или активного неисполнения обязанностей. Нарушения норм права, которые выражаются в бездействии, проявляется в невыполнении законного требования или пассивном невыполнении обязанностей, то есть человек должен был осуществить определенные действия, которые предусмотрены нормой права, но не осуществил их.

    Так, управление машиной с заведомо подложными государственными регистрационными знаками (ст. 12.2 КоАП РФ) — является действием, а неисполнение требований ПДД уступить дорогу транспортному средству, которое пользуется преимущественным правом проезда перекрестка (ст. 12.2 КоАП РФ) — бездействием.

    • Противоправность

    Также административное правонарушение всегда является противоправным, то есть нарушает нормы существующего административного законодательства (к примеру, нормы II раздела («Особенной части») КоАП РФ или нормы законов субъектов федерации об административных правонарушениях). Если деяние не противоправно, то оно не может быть административным правонарушением и, значит, повлечь административную ответственность.

    Административное правонарушение может быть осуществлено только виновно. Виновность как признак административного правонарушения заключается в том, что это деяние — результат свободного волеизъявления правонарушителя, его виновного поведения. Виной является психическое отношение правонарушителя к осуществленному деянию.

    Административная наказуемость как признак административного правонарушения заключается в том, что за осуществление противоправного деяния установлена возможность применения и реально применяется административное наказание.

    Каждому виду правонарушения соответствует определенный вид санкции. Административным правонарушением признается согласно закона не любое антиобщественное, противоправное деяние, а только то, за которое предусматривается мера административной ответственности.

    Состав административного правонарушения

    Деяние, содержащее такие признаки административного правонарушения как противоправность, виновность, наказуемость, не всегда может являться административным правонарушением, поскольку в конкретном деянии может отсутствовать состав административного правонарушения.

    Читайте так же:  Закон об административных правонарушениях нарушение тишины

    Признаки административного правонарушения как понятия следует отличать от элементов и признаков состава конкретного административного правонарушения.

    Состав административного правонарушения — это совокупность признаков, при наличии которых конкретное деяние становится административным правонарушением.
    Состав административного правонарушения представляет собой совокупность нескольких элементов, заключающих в себе однотипную совокупность признаков: субъект, субъективная сторона, объект, объективная сторона.

    1) Объект административного правонарушения — это общественные отношения, охраняемые мерами административной ответственности, которым противоправным деянием наносится вред.

    Общим объектом для всех административных правонарушений является совокупность общественных отношений, урегулированных нормами административного и некоторых других отраслей российского права, которая охраняется мерами административной ответственности.

    Выделяют родовой объект административного правонарушения, который соответствует каждой из глав Особенной части КоАП РФ). Например, объектом правонарушений, сгруппированных в главе 5 КоАП РФ будут являться права граждан, в главе 7 КоАП РФ – отношения в области охраны собственности, в главе 12 КоАП РФ – отношения в области дорожного движения, и т.д.

    Выделяют непосредственный объект административного правонарушения, который определяется в каждой главе Особенной части КоАП РФ конкретным составом административного правонарушения.

    Например, непосредственным объектом посягательства, согласно статье 5.61 КоАП РФ будет являться честь и достоинство лица, родовой же объект, как указывалось выше – права граждан.

    2) Объективная сторона административного правонарушения — это совокупность признаков, характеризующих внешнее проявление данного правонарушения.

    Административное правонарушение – это, прежде всего противоправное деяние (действие или бездействие), а также наступившие вредные последствия и причинно-следственная связь между ними.

    Устанавливать причинно-следственную связь необходимо для определения обстоятельств наступления негативных последствий, т.е. для определения действительности наступления таких последствий в результате противоправного деяния, а не по иным причинам. Например, для привлечения к административной ответственности по статье 12.24 КоАП РФ («Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего») не достаточна констатация того обстоятельства, что после ДТП потерпевший месяц провел в больнице. Следует установить, мог ли водитель, соблюдая правила дорожного движения, избежать столкновения с пешеходом, или причинения вреда здоровью стало следствием неправомерных действий самого потерпевшего. Кроме того, необходимо установить, что кратковременное или длительное расстройство здоровья в указанный период стало последствием именно действий лица, нарушившего правила дорожного движения, а не иных событий, произошедших ранее. Указанные обстоятельства могут устанавливаться на основании заключений экспертов, медицинских заключений.

    Материальный состав правонарушения

    Вышеприведенный пример описывает материальный состав правонарушения, в объективную сторону которого всегда включается наступление негативных материальных последствий. Как в примере, указанном выше – вред здоровью лица. Последствием может быть возникновение пожара, причинение ущерба и проч. Материальный состав правонарушения предполагает, что если указанные соответствующей статье КоАП РФ последствия не наступили, то лицо к административной ответственности не привлекается.

    Формальный состав правонарушения

    Однако большинство составов правонарушений является формальным. Это означает, что для наступления административной ответственности лица не требуется наступления какого-либо вредного материального последствия. Поэтому нет нужды устанавливать и причинно-следственные связи. Вредные последствия административного правонарушения с материальным составом состоят, по мнению законодателя, по сути, в общественной опасности самого деяния. Например, в главе 12 КоАП РФ:

    • Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке (статья 12.1 КоАП РФ);
    • Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов на право управления им, регистрационных документов на транспортное средство (статья 12.3 КоАП);
    • Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена (статья 12.5 КоАП РФ);
    • Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (статья 12.7 КоАП РФ);
    • Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения (статья 12.8 КоАП РФ);
    • Превышение установленной скорости движения (статья 12.9 КоАП РФ)
    • и т.д.

    Факультативные признаки объективной стороны состава административного правонарушения

    К факультативным признакам традиционно относятся время, способ, место, повторность, систематичность, злостность, неоднократность деяния, характер его совершения.
    Например, состав мелкого хулиганства образуют действия, именно выражающее явное неуважение к обществу (признак «характер совершения«), и именно в общественных местах (признак «место«).

    3) Субъект административного правонарушения — физическое или юридическое лицо. Физическое лицо может быть привлечено к административной ответственности, если оно достигло 16-летнего возраста на момент совершения административного правонарушения и отвечает признаку вменяемости, т.е. отсутствием признаков психического нездоровья в момент совершения правонарушения.

    Общие субъекты правонарушения — любые вменяемые лица, достигшие 16 лет.

    Специальные субъекты правонарушения — должностные лица, несовершеннолетние, водители транспортных средств и проч.

    Особые субъекты правонарушения — военнослужащие, лица, имеющие специальные звания, и иные лица.

    4) Субъективная сторона административного правонарушения — это психическое отношение субъекта к противоправному действию или бездействию и его последствиям.

    Субъективная сторона административного правонарушения характеризуется прежде всего виной, т.е. особым осознанно-волевым отношением субъекта правонарушения к совершаемому деянию и его последствиям в форме умысла или неосторожности, о чем указывалось выше.

    Факультативными признаками субъективной стороны могут являться цель совершения правонарушения (представление правонарушителя о желаемом результате, к которому он стремится) и мотив (побуждение, которое толкает его на совершение правонарушения).

    • Например, статьей 5.22 КоАП РФ предусмотрено наказание за получение в избирательной комиссии, комиссии референдума избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме с целью проголосовать вместо избирателя..;
    • Статьей 7.12 КоАП РФ предусмотрено наказание за ввоз, продажу, сдачу в прокат или иное незаконное использование экземпляров произведений или фонограмм в целях извлечения дохода в случаях, если экземпляры произведений или фонограмм являются контрафактными…;
    • Статья 17.2 КоАП РФ содержит санкцию за вмешательство в деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации с целью повлиять на его решения.
    • Статья 20.3 КоАП РФ предусматривает ответственность за пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций. Мотивы действий следует учитывать при оценке вины правонарушителя. Такие мотивы должны быть обусловлены именно экстремистскими направленностями в понимании Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности».
    Читайте так же:  Статья 195 фз об административных правонарушениях

    Виды административных наказаний по КоАП РФ

    Статья 3.2 КоАП содержит исчерпывающий перечень наказаний за совершение административных правонарушений. Самым распространенным наказанием является штраф, размеры которого разняться в зависимости от объекта посягательства и совершившего правонарушение субъекта. Самым мягким видом наказания является предупреждение, наиболее суровым – административный арест. Неприятным для бизнеса видом наказания остается административное приостановление деятельности, а для автолюбителей — лишение специального права, предоставленного физическому лицу (т.е. лишение прав управления транспортным средством).

    Ответственность физического и юридического лица за одно и то же правонарушение

    Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо (см. статью 2.1 КоАП РФ с комментариями).

    Рекомендуем по теме:

    Александр Отрохов, Правовой центр «Логос», 12.04.2015г.

    Тема 4. Административное правонарушение и основные начала административной ответственности

    Цель лекционного занятия: уяснить и закрепить особенности административного правонарушения и административной ответственности в РК;

    — развить практические навыки и основные умения у студентов;

    — формировать интерес к изучаемому курсу, уважение к закону

    Ключевые слова:административное правонарушение; административная ответственность; состав административного правонарушения; признаки административного правонарушения; административное пресечение; государственное принуждение

    Вопросы:

    1. Понятие и состав административного правонарушения

    2. Административная ответственность: понятие, особенности и нормативно-правовая основа.

    1 Согласно статьи 28 Кодекса РК об административных правонарушениях под «административным правонарушением признается противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие физического лица или противоправное действие либо бездействие юридического лица, за которое настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность».

    Основными признаками административного правонарушения являются:

    Итак, необходимо разобраться, что понимается под данными признаками:

    Антиобщественность – это деяние, которое причиняет вред интересам граждан, общества и государства. Какое деяние признается антиобщественным, определяется законодательством. Например, мелкое хулиганство, управление транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения.

    Противоправность – это деяние, нарушающее нормы права. Лицо совершает действие, запрещенное нормой права, или не совершает действия, предписанного нормой права.

    Виновность – деяние волевое, сознательное. Вина выражает психическое отношение лица к содеянному и его последствиям. Для признания деяния правонарушением надо установить, что оно явилось проявлением воли и разума, т.е. продуктом психической деятельности здравомыслящего человека.

    Так, например, статья 29 КоАП РК «административное правонарушение признается совершенным умышленно, если физическое лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало или сознательно допускало наступление этих последствий либо относилось к ним безразлично». Или статья 30 КоАП РК «административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если физическое лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований легкомысленно рассчитывало на их предотвращение, либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя при должной внимательности и предусмотрительности должно было и могло их предвидеть».

    Наказуемость – деяние может быть признано административным нарушением только в том случае, если за его совершение законодательством предусмотрена административная ответственность.

    Под составом административного правонарушения понимается совокупность установленных признаков, наличие которых может повлечь административную ответственность.

    1. Объект — общественные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности.

    Принято выделять 4 вида объектов:

    а) общий объект — общественные отношения, возникающие в области государственного управления и регулируемые нормами административного права, а в ряде случаев и нормами трудового, земельного, финансового и др. отраслей права.

    б) родовой объект — группа однородных, близких по содержанию или сфере (отрасли) возникновения и осуществления общественных отношений.

    Пример: Составы административных правонарушений, содержащиеся в нормах глав 6, 7, 14, 15 КоАП, систематизиро­ваны по признаку однородности содержания общественных отношений, являющихся их объектами. Здесь родовыми объек­тами будут являться:

    — здоровье населения, собственность, общественный по­рядок, природная среда, порядок управления.

    в) видовой объект – группа общественных отношений, общих для ряда правонарушений одного рода, например, нарушение паспортного режима, таможенных правил, правил дорожного движения.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    г) непосредственный объект — это те общественные от­ношения, ради охраны которых и издана норма (при мелком хулиганстве — честь и достоинство граждан, общественная
    нравственность, спокойствие граждан — при нарушении тишины и др.).

    Читайте так же:  Кассационная жалоба по административному делу подается

    2. Объективная сторона состава характеризует проступок как антиобщественный акт внешнего поведения нарушителя нормы административного права, выражающегося в действии или бездействии, его последствиях, причинную связь между совершенным деянием и наступившим результатом. Часто определенное значение в составе правонарушения имеют признаки способа, характера (неоднократность, повторность) правонарушения, места (общественное место, воздушное судно, пограничная зона) и времени (ночное) его совершения; наступивших его вредных последствий (размер вреда, который обуславливает применение либо административной либо уголовной ответственности); используемых средств совершения правонарушения (транспортное средство, спиртные напитки, наркотические вещества, огнестрельное оружие).

    Содержание объективной стороны может включать ха­рактер действия или бездействия:

    Неоднократность однородного действия или бездействия служит непременным условием для признания его объективной стороной правонарушения. Отсутствие однородности исключа­ет возможность его такой характеристики.

    Повторность означает совершение одним и тем же ли­цом в течение года однородного правонарушения, за которое ужеподвергалось административному наказанию. Служит обстоятельством, отягчающим ответственность. Повторность следует отличать от неоднократного правонарушения, квалифицируемого как единое, а не несколько правонарушений.

    Длящимся является действие или бездействие, сопряженное с последующим длительным невыполнением обязанностей, возложенных на виновного законом под угрозой адми­нистративной ответственности. Длящееся правонарушение является единым независи­мо от продолжительности действия или бездействия.

    Продолжаемое — совершение одним и тем же лицом не­скольких тождественных правонарушений, за каждое из кото­рых он подлежит административной ответственности.

    Например: изготовление и использование радиопере­дающих устройств без разрешения, если они совершены неод­нократно.

    3. Субъект — граждане, достигшие 16 летнего возраста, вменяемые (способность лица отдавать отчет в своих действи­ях и руководить ими). Различают несколько видов субъектов:

    специальный субъект (должностные лица, иностранные граждане не пользующиеся дипломатическим иммунитетом, .лица без гражданства);

    особый субъект (военнослужащие и военнообязанные, призванные на сборы, а также прокуроры, лица рядового и начальствующего состава ОВД, сотрудники финансовой полиции и таможенных органов которые за административные правонарушения несут ответственность по дисциплинарным уставам (статья 35 КоАП.)

    4. Субъективная сторона характеризует внутреннее, пси­хическое отношение правонарушителя к противоправному дея­нию и его последствиям. Ее обязательный признак – вина.

    Вина — психическое отношение лица к своим деяниям и их последствиям, которое может проявляться в двух формах: умысла и неосторожности.

    Умысел:

    прямой — лицо, совершившее проступок, сознавало про­тивоправный характер своего действия или бездействия, предвидело его вредные последствия и желало их наступления;

    косвенный — сознательно допускало наступление этих последствий.

    Неосторожность:

    самонадеянность — лицо, совершившее администра­тивное правонарушение, предвидело возможность наступле­ния вредных последствий своего действия либо бездействия, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение;

    небрежность — лицо не предвидело возможности наступ­ления таких последствий, хотя должно было и могло их пред­видеть.

    Факультативный признак:

    Цель — существующее в сознании правонарушителя представление о ценности или интересе, которые он желает получить, совершая преступление.

    Мотив — причины, побуждающие лицо совершить преступление.

    Таким образом, только при наличии состава административного правонарушения в целом лицо, его совершившее, может быть привлечено к административной ответственности (ст. 2 КоАП РК). Состав правонарушения состоит из: объекта, субъекта, объективной стороны и субъективной стороны.

    Также необходимо отметить, что разграничение администра­тивных проступков от иных правонарушений является одной из первоначальных и весьма важных задач органа государствен­ного управления и должностного лица, применяющего нормы законодательства.

    По основному, материальному признаку — степени общественной опасности — все правонарушения подразделяются на:

    проступки (административные, дисциплинарные).

    Преступление в отличие от административного правона­рушения обладает более высокой степенью общественной опасности, которая определяется:

    объектом посягательства; характером деяния; способом его совершения; наступившими последствиями (размер ущерба); мотивом; целью; формой вины; юридическими признаками лица, совершившего право­нарушение, и др.

    Формальный признак положен в основу разграничения преступления от административного проступка, характера их противоправности и наказуемости.

    Преступление — это деяние, запрещенное уголовным за­коном, за совершение которого предусмотрено уголовное нака­зание.

    Дата добавления: 2014-01-05 ; Просмотров: 1666 ; Нарушение авторских прав? ;

    Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

    § 4. Понятие, признаки административного правонарушения

    Часть 1 статьи 2.1 КоАП Российской Федерации закрепляет, что «административным правонарушениемпризнается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность».

    Административное правонарушение обладает следующими признаками.

    2) Противоправность. Это материальное выражение общественной опасности деяния. Поскольку деяние нарушает охраняемые законом интересы, то есть нарушает нормы законов и иных актов, то деяние, соответственно, противоправно.

    3) Виновность.Без вины нет ответственности. Это основополагающий принцип, на котором строится вся публичная ответственность (и уголовная, и административная) не только в Российской Федерации, но и за рубежом.

    4) Это может быть деяние как в форме действия(переход дороги в неположенном месте), таки бездействия(непредставление запрошенных сведений).

    5) Это деяние может совершить как физическое, так и юридическое лицо. Ранее мы подчеркивали, что возможность назначить наказание юридическому лицу существует только в рамках административной ответственности, и совершенно не возможно в рамках уголовной.

    6) Наказуемость. Поскольку деяние общественно опасно и противоправно, то логично следует, что данное деяние должно наказываться в соответствии с нормами КоАП Российской Федерации или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

    Читайте так же:  Принудительное взыскание административного штрафа

    § 5. Состав административного правонарушения

    Конкретный состав административного правонарушения есть детализированное(по отношению к понятию административного правонарушения)описание в законе(выражение административной противоправности) признаков общественно вредных деяний.

    Состав административного правонарушения включает в себя ряд элементов (субъект, субъективная сторона, объект, объективная сторона), каждый из которых будет охарактеризован самостоятельно.

    В реальной действительности элементы состава правонарушения можно выделить лишь умозрительно и соотнести с закрепленным в норме права набором признаков, характеризующим конкретное правонарушения. Это действие называется квалификацией правонарушения.

    Объектом административного правонарушения являются общественные отношения, на которые правонарушение посягает, которые регулируются нормами права и которые охраняются мерами административной ответственности. В зависимости от степени обобщения, различают общий, родовой, видовой и непосредственный объекты проступков.

    Субъектом административного правонарушения является то лицо, которое совершило правонарушение, то есть выполнило объективную сторону правонарушения. Большинство правонарушений может совершить любое лицо, поэтому применительно к таким правонарушениям говорят об «общем субъекте правонарушения». Некоторые правонарушения могут совершить только те лица, которые являются субъектами специальных правоотношений, (в которых не все лица могут участвовать), поэтому, характеризуя такие правонарушения, говорят о «специальных субъектах правонарушения». Субъектами административных правонарушений могут быть физические и юридические лица.

    Субъективная сторонаадминистративного правонарушения. Классическое определение субъективной стороны говорит, что это «психическое отношение лица к совершенному деянию и наступившим последствиям, которое включает в себя вину в форме умысла и неосторожности, мотив и цель». Для физических лиц данное утверждение полностью верно. Мотив и цель в качестве элементов состава административного правонарушения выделяются законодателем крайне редко.Вина физических лицможет быть в форме умысла и неосторожности (ст. 2.2. КоАП Российской Федерации).

    Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

    Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

    КоАП РФ не дает понятия вины юридического лица, он лишь закрепляет правило её установления – перечисляет условия, при наличии которых вина юридического лица считается наличествующей (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Вина юридического лица определяется исследователями по-разному. Все точки зрения можно условно объединить в рамках нескольких подходов.

    Согласно первому из них, установление вины юридического лица производится в зависимости от вины должностного лица, чьи действия повлекли совершение правонарушения, за которое привлекается к ответственности юридическое лицо 131 . Данный подход имеет место в российском законодательстве (ст. 110 Налогового кодекса Российской Федерации).

    Авторы, чьи точки зрения можно объединить во второй подход, при определении вины юридического лица исходят из понятия вины физического лица. Вина юридического лица ими, следовательно, определяется как субъективное отношение юридического лица к чему-либо. Сложно буквально говорить об отношении к чему-либо коллективного образования. Поэтому трудно полностью согласиться с указанным подходом.

    Согласно третьему подходу вина юридического лица в совершении правонарушения определяется как коллективная вина лиц, его составляющих. В рамках данного подхода выделяется несколько теорий. Наиболее отчетливо этот подход нашел отражение в «теорией согласования воль». Согласно этой теории вина юридического лица является коллективной виной людей, его составляющих, и может складываться в ходе принятия коллективного решения большинством голосов, путем голосования или путем согласования, а так же путем молчаливого согласия остальных членов коллектива.

    Законодатель, еще раз подчеркнем, не дает понятия вины юридического лица, а закрепляет правило её определения.

    Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что:

    — у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность,

    — но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

    Объективная сторона административного правонарушения может состоять из нескольких элементов, обязательным из которых является только первый: непосредственно самодеяние, которое может быть в форме действия или бездействия. Составы, в которых для привлечения к ответственности достаточно просто совершения деяния, независимо от того, что последовало за этим (был ли причинен вред), называютсяформальными.

    В некоторых случаях наступление вреда имеет значение для привлечения лица к ответственности. Такие составы называются материальными, и в объективную сторону этих правонарушений входят причиненный этим деяниемвредипричинная связьмежду деянием и причиненным вредом.

    В качестве факультативного признака объективной стороны правонарушения законодателем могут быть выделены условия совершения противоправного деяния. Иногда в составе правонарушения могут присутствовать признаки места совершения правонарушения, способа его совершения, средства, с помощью которого оно совершено и время его совершения.

    Деянию, как обязательному элементу объективной стороны правонарушения, уделено большое внимание в литературе.

    Читайте так же:  Подать жалобу на судебного пристава в прокуратуру

    В административном праве деяние, как элемент объективной стороны административного правонарушения, характеризуется только как действие или бездействие, одномоментное или длящееся.

    Деяние может быть в форме действия или бездействия. Действие– это активное поведение, нарушение запрета.Бездействие – пассивное поведение, выражающееся как раз в отсутствии действий там, где этого требует закон, как правило, это неисполнение обязанности.

    Кроме того, в теории уголовного права, составы правонарушений, в зависимости от характеристики деяния, как элемента объективной стороны, подразделяются так же на: простые и составные составы правонарушений (с альтернативными деяниями и собирательные); однократные или продолжаемые. Так же в уголовном праве существует понятие множественности преступлений и её виды (совокупность, которая может быть идеальной или реальной; рецидив, который бывает общий и специальный). Все эти понятия не нашли отражения в административном законодательстве.

    Административное правонарушение: понятие, признаки, юридический состав

    Состав административного правонарушения

    Составом административного правонарушения является совокупность закрепленных в нормативно-правовых актах признаков, наличие которых может повлечь административную ответственность. Признаки состава административного правонарушения:

    Объект

    Первую группу объектов административных правонарушений составляют общественные отношения, которые непосредственно урегулированы нормами различных отраслей права, в частности, земельного, финансового, экологического, трудового, гражданского и иных. Данные общественные отношения образуют только общий объект административного правонарушения.

    Второй разновидностью объекта административного правонарушения выступает родовой объект. В качестве родового объекта действующее административное законодательство предусматривает административную ответственность за совершение конкретного посягательства в рамках какой -либо конкретной главы КоАП РФ.

    Примером родового объекта административного правонарушения может служить

    • правонарушения в сфере реализации прав граждан;
    • правонарушения в сфере охраны окружающей среды;
    • правонарушения в сфере предпринимательской деятельности ;
    • иные.

    Видовые объекты есть третья разновидность объектов административных посягательств.

    Видовые объекты стоит признавать в качестве специфичных групп общественных отношений, которые располагаются в рамках конкретной главы административного законодательства. Например, глава 8 КоАП РФ предусматривает наступление административной ответственности за правонарушения в сфере охраны окружающей среды и природопользования. Именно с помощью видового объекта административного правонарушения возможно разграничить и детализировать общественные отношения между собой.

    Непосредственный объект – это четвертая группа общественных отношений. Непосредственным объектом выступают общественные отношения, которым причиняется ущерб. Например, право пользования, владения и распоряжения каким-либо имуществом. Кроме того, в качестве непосредственного объекта выступают правила, запреты, требования, предписания.

    Объективная сторона

    Объективной стороной административного правонарушения является система установленных нормами права признаков, которые характеризуют внешнее проявление этого правонарушения.

    Объективная сторона состава характеризует правонарушение как акт внешнего поведения правонарушителей и включает, в частности, такие признаки состава административного правонарушения, как противоправное действие или бездействие и наступившие вредные последствия.

    Нарушение водителем транспортного средства ПДД выражается в различных противоправных действиях: превышении установленной скорости движения, несоблюдении требований дорожных знаков, проезде на запрещающий сигнал светофора, пересечении сплошной линии разметки и других. Вредными последствиями данных действий могут быть: формирование опасности в дорожном движении, помехи иным участникам движения, аварийной ситуации, осуществлении ДТП.

    Кроме противоправного деяния и причиненных вредных последствий 3-й составной частью объективной стороны правонарушения является и такой признак, как причинно-следственная связь между таким деянием и наступившими в итоге него вредными последствиями.

    Установить данную причинно-следственную связь — значит выявить обстоятельства возникновения вредных последствий, определить, наступили они в итоге противоправного деяния или по иным причинам, как это деяние повлияло на величину таких последствий и другое

    Субъект

    Субъектом административного правонарушения является лицо, которое совершило общественно опасное деяние и способно нести административную ответственность (обладает административной деликтоспособностью). Согласно действующего законодательства, субъектами административных правонарушений являются индивидуальные субъекты и юрлица.

    Индивидуальными субъектами являются физлица, которые достигли 16-летнего возраста и обладают вменяемостью.

    Вменяемостью является способность физлица, которое достигло 16-летнего возраста, осознавать фактический характер своего деяния, его общественную опасность и руководить им.

    Индивидуальные субъекты административных правонарушений делятся на общие (которые достигли 16-летнего возраста, вменяемые) и специальные (которые отражают особенности трудового, служебного положения; прошлое противоправное поведение, другие особенности правового статуса граждан).

    Одним из специальных субъектов являются должностные лица.

    Субъективная сторона

    Вина выступает в качестве главного признака субъективной стороны. Вина может выражаться в двух формах, в виде умысла и в виде неосторожности.

    Умышленная форма вины подразделяется на две разновидности, а именно, прямой умысел и косвенный умысел. При совершении правонарушения с прямым умыслом лицо сознает общественно опасный характер своего деяния, предвидит неизбежность или реальную возможность наступления общественно опасных последствий и желает их наступления.

    При косвенном умысле лицо, совершая правонарушение, осознает общественно опасный характер совершенного деяния, предвидит возможность (вероятность) наступления его общественно опасных последствий хотя и не желает, но сознательно допускает их наступление.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Второй формой вины в совершении административного правонарушения признается неосторожность, при которым лицо, совершившее правонарушение, предвидело возможность наступления общественных последствий, но сознательно рассчитывало на предотвращение таких последствий, либо не предвидело возможности наступления таких последствий.

    Источники

    Понятие и принципы административного правонарушения
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here