Порядок привлечения военнослужащих к административной ответственности

Предлагаем ознакомится с материалом в статье: "Порядок привлечения военнослужащих к административной ответственности". Здесь собрана и обработана информация из авторитетных источников. Если вы все же не найдете ответ на свой вопрос, дочитайте статью до конца, если же и после этого не получите ответ, то обратитесь к дежурному консультанту.

Некоторые особенности привлечения военнослужащих к административной ответственности (М.Н. Бакович, «Право в Вооруженных Силах», N 6, июнь 2010 г.)

Некоторые особенности привлечения военнослужащих
к административной ответственности

В соответствии с п. 1 ст. 28 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие привлекаются к дисциплинарной, административной, материальной, гражданско-правовой и уголовной ответственности. Порядок привлечения к различным видам ответственности устанавливается вышеупомянутым, а также другими федеральными законами.

В сложившейся правоприменительной практике зачастую военнослужащие привлекаются сразу к нескольким видам ответственности. Например, в случае возбуждения уголовного дела в связи с преступлением, в результате которого причинен ущерб государственному имуществу, при признании военнослужащего виновным, кроме уголовной, он несет еще и материальную ответственность.

Рассмотрим порядок привлечения военнослужащих к административной ответственности, учитывая, что за административные правонарушения они несут в различных случаях либо административную, либо дисциплинарную ответственность.

До вступления в силу Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях военнослужащие в соответствии с абз. 1 ст. 16 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях несли ответственность за административные правонарушения по дисциплинарным уставам. За нарушение правил режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, правил дорожного движения, правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов, таможенных правил и за контрабанду военнослужащие несли административную ответственность на общих основаниях. В качестве наказания к военнослужащим не могли быть применены исправительные работы, административный арест, штраф и лишение права управления транспортными средствами.

Так как реального наказания военнослужащим за административные правонарушения соответствующие структуры назначить не могли, то на практике было принято применять положение абз. 3 ст. 16 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, в соответствии с которым органы (должностные лица), имевшие право налагать административные взыскания, могли вместо наложения взысканий передать материалы о правонарушениях соответствующим органам для решения вопроса о привлечении виновных к дисциплинарной ответственности. Таким образом, вопрос о привлечении военнослужащего к ответственности за административные правонарушения рассматривался единолично его командиром.

Автор настоящей статьи неоднократно участвовал в служебных совещаниях, на которых командир воинской части наказывал военнослужащих за нарушение правил дорожного движения (далее — ПДД), но случалось это крайне редко. Например, один офицер был привлечен к дисциплинарной ответственности за 14 нарушений ПДД, совершенных в течение полутора месяцев, другой офицер той же воинской части — за 11 нарушений, совершенных в течение двух месяцев. На одно, два, три нарушения командиры, как правило, не обращали внимания. Многие военнослужащие позволяли себе нарушать ПДД, пользуясь практически полной безнаказанностью. Командиры, в свою очередь, обладали соответствующей информацией, так как сведения из Госавтоинспекции передавались в военную автоинспекцию, а затем командованию воинской части, в которой проходил военную службу нарушитель, и пользовались дисциплинарной властью по своему усмотрению.

С 1 июля 2002 г. введен в действие Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. На сегодняшний день в соответствии с ч. 1 ст. 2.5 этого Кодекса за административные правонарушения, за исключением предусмотренных ч. 2 той же статьи, военнослужащие несут дисциплинарную ответственность. За административные правонарушения, предусмотренные ст.ст. 5.1-5.26, 5.45-5.52, 5.56, 6.3, 7.29-7.32, гл. 8, ст. 11.16 (в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов), гл. 12, 15 и 16, ст. 17.7, ст.ст. 18.1-18.4, 19.5.7, 19.7.2, 19.7.4 и ст. 20.4 (в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, военнослужащие несут административную ответственность на общих основаниях. Охарактеризуем эти случаи.

В соответствии с ч. 2 ст. 32 Конституции Российской Федерации граждане России имеют право избирать (активное избирательное право) и быть избранными (пассивное избирательное право) в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Статьи 5.1-5.25, 5.45-5.52, 5.56 особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливают ответственность за нарушения в области проведения выборов и референдумов, посягающие на избирательные права граждан. Особое внимание следует обратить на ст. 5.10 и ст. 5.11, так как должностные лица воинских частей зачастую с корыстными намерениями либо просто по незнанию нарушают установленные этими статьями запреты. Между тем проведение предвыборной агитации в местах, где ее проведение запрещено, а также лицами, которым ее проведение запрещено, влечет наложение административного штрафа на граждан — от 1 тыс. до 1,5 тыс. руб.; на должностных лиц — от 2 тыс. до 5 тыс. и от 2 тыс. до 3 тыс. руб. соответственно; на юридических лиц — от 20 тыс. до 100 тыс. и от 20 тыс. до 30 тыс. руб. соответственно. Данные запреты установлены Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Статья 5.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность за воспрепятствования осуществлению гарантированных Конституцией Российской Федерации (ст. 28), а также Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» прав на свободу совести и свободу вероисповедания.

Административное наказание за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения предусмотрено ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Определения таких понятий, как «санитарные правила», «гигиенические нормативы», «санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия», можно найти в Федеральном законе «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Повышенное внимание в Вооруженных Силах Российской Федерации в последнее время уделяется порядку размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, а также выполнению условий соответствующего государственного или муниципального контракта. Данные правоотношения регулируют Гражданский и Бюджетный кодексы Российской Федерации, а также федеральные законы «О государственном оборонном заказе», «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и другие нормативные правовые акты. За невыполнение соответствующих правил ст.ст. 7.29-7.32, 19.5.7, 19.7.2, 19.7.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривается административная ответственность.

Читайте так же:  Порядок привлечения прокуроров к административной ответственности

За нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования ответственность предусмотрена гл. 8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Военнослужащие зачастую нарушают правила пожарной безопасности в лесах (ст. 8.32), уничтожают редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных или растений (ст. 8.35), нарушают правила пользования объектами животного мира (ст. 8.37). Для воинских частей наиболее характерны такие нарушения, как порча земли (ст. 8.6), нарушение правил охраны водных объектов (ст. 8.13) и правил водопользования (ст. 8.14), нарушения правил охраны атмосферного воздуха (ст. 8.21), выпуск в эксплуатацию либо эксплуатация механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума (ст. 8.22, ст. 8.23), невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду (ст. 8.41).

Статья 20.4 названного Кодекса предусматривает административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, а ст. 11.16 — за нарушение требований пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте. Данные положения применяются к военнослужащим, совершившим соответствующие правонарушения вне места службы.

За административные правонарушения в области дорожного движения, предусмотренные гл. 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в области финансов, налогов, сборов, страхования, рынка ценных бумаг (гл. 15 Кодекса), в области таможенного дела (гл. 16 Кодекса) военнослужащие привлекаются к административной ответственности также на общих основаниях. Таким же образом они отвечают за невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении (ст. 17.7), нарушение режима Государственной границы Российской Федерации (ст. 18.1), пограничного режима в пограничной зоне (ст. 18.2), в территориальном море, внутренних морских водах (ст. 18.3), нарушение режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации (ст. 18.4).

При применении к военнослужащим административного наказания соответствующие органы должны учитывать, что наказание в виде административного ареста к ним не применяется, а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, не применяется наказание в виде административного штрафа.

Таким образом, в настоящий момент за административные правонарушения, указанные в ст. 2.5 вышеназванного Кодекса, военнослужащие, за исключением проходящих военную службу по призыву, соответствующими органами реально привлекаются к административной ответственности с назначением всех видов наказаний, кроме административного ареста.

Хотелось бы подчеркнуть, что двузначного толкования вышеуказанной нормы быть не может. Ответственность за совершение административного правонарушения может быть либо дисциплинарной, либо административной. На практике же нередки случаи привлечения военнослужащих, уже наказанных соответствующими органами в административном порядке, к дисциплинарной ответственности. Недопустимость такого превышения командирами своих полномочий очевидна. Как правило, в таких случаях командир, не вникая в нормы российского законодательства, считает, что поступает совершенно правильно. Этому способствуют некоторые указания вышестоящих органов военного управления, которые по обыкновению излагаются в телеграммах.

Совсем недавно автор настоящей статьи ознакомился с подобным документом. В указаниях предписывалось строго наказывать в дисциплинарном порядке военнослужащих, управляющих транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения, вплоть до увольнения последних с военной службы за невыполнение условий контракта. Налицо состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за которое военнослужащие в соответствии со ст. 2.5 данного Кодекса несут административную ответственность на общих основаниях. Даже зная противозаконность своих действий, командир не может не выполнить указания вышестоящего командования. Наиболее грамотное решение в этом случае принимают командиры, наказывая подчиненного за невыполнение указаний вышестоящего органа военного управления с соответствующей ссылкой.

Однако факт нарушения российского законодательства налицо, что свидетельствует о недостаточном уровне правовой подготовки военнослужащих, в том числе командного звена, а также об инертности мышления (привычка применять дисциплинарные взыскания за административные правонарушения).

старший преподаватель Военного авиационного

инженерного университета (г. Воронеж),

кандидат юридических наук, подполковник юстиции

«Право в Вооруженных Силах», N 6, июнь 2010 г.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Некоторые особенности привлечения военнослужащих к административной ответственности

М.Н. Бакович — старший преподаватель Военного авиационного инженерного университета (г. Воронеж),

кандидат юридических наук, подполковник юстиции

Ответственность военнослужащих

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О статусе военнослужащих» от 1998 года, военнослужащие в зависимости от характера и тяжести совершенного правонарушения несут дисциплинарную, административную, материальную, гражданско-правовую и уголовную ответственность.

За проступки, связанные с нарушением воинской дисциплиной или общественного порядка, военнослужащие несут дисциплинарную ответственность по основаниям и в порядке, которые определены общевоинскими уставами.

Командиры не несут дисциплинарной ответственности за правонарушение, совершенные их починенными, за исключением тех случаев, когда командиры скрыли преступление, а также в пределах своей компетенции не принимали необходимых мер по предупреждению и предотвращению указанных правонарушений, привлечению к ответственности виновных лиц

С 1 июля 2002 г. установлен новый порядок привлечения военнослужащих к административной ответственности. Статьей 2.5 КоАП установлено, что военнослужащие несут административную ответственность за административные правонарушения в соответствии с дисциплинарными уставами. На общих основаниях военнослужащие должны привлекаться к административной ответственности за нарушение:

-законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

— нарушение правил дорожного движения;

— законодательства об охране окружающей природной среды;

— таможенных правил и правил режима Государственной границы РФ;

— режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ;

Читайте так же:  Перечень видов административных наказаний закреплен

— административные правонарушения в области налогов, сборов и финансов, невыполнения законных требований прокурора, следователя, лица, проводящего дознание, или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.

КоАП (ст. 2.5) содержит запрет на применение к военнослужащим только административного ареста, а к военнослужащим, проходящим службу по призыву, также административного штрафа. Остальные виды административного наказания должны применяться к военнослужащим без ограничений

За материальный ущерб, причиненный государству при исполнении обязанностей военной службы, военнослужащие привлекаются к материальной ответственности в соответствии с федеральным законом о материальной ответственности военнослужащих.

За невыполнение или ненадлежащие выполнение предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации обязательств, за убытки и моральный вред, причиненные военнослужащими, не находящимися при исполнении обязанностей военной службы, государству, физическим и юридическим лицам, и в других случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, военнослужащие несут гражданско-правовую ответственность.

За совершенные преступления военнослужащие несут уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8621 —

| 8180 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Статья 2.5. Административная ответственность военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов

Статья 2.5. Административная ответственность военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов

1. Для правильного применения норм ст. 2.5 необходимо иметь в виду следующие обстоятельства:

1) военнослужащие (упомянутые в ст. 2.5) — это лица, проходящие службу не только в Вооруженных Силах РФ, но и в органах ФСБ России (включая и пограничную службу, входящую в систему ФСБ), МВД России, в Государственной противопожарной службе и иных подразделениях МЧС, в органах Госнаркоконтроля РФ, в железнодорожных войсках, а также в других войсках и воинских формированиях;

2) граждане, призванные на военные сборы, — это лица, которые призваны на поверочные, тренировочные, учебные и т.п. военные сборы в соответствии с ежегодно издаваемым указом Президента РФ и нормативными правовыми актами, регулирующими порядок прохождения военных сборов;

3) упомянутые лица несут ответственность согласно дисциплинарным уставам (речь идет не только об общевоинских уставах, но также об уставах, регулирующих вопросы дисциплины в органах, в которых есть воинские формирования, например, МЧС России, ФСБ России. Так, постановлением Правительства РФ от 16.01.95 N 47 утвержден Дисциплинарный устав военизированных горноспасательных частей по обслуживанию горнодобывающих предприятий металлургической промышленности). Однако уставы о дисциплине работников других министерств и иных федеральных органов исполнительной власти (например, Устав о дисциплине работников рыбопромыслового флота РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 21.09.2000 N 708, Устав о дисциплине работников морского транспорта, утв. постановлением Правительства РФ от 23.05.2000 N 395) в ст. 2.5 не имеются в виду.

2. Административной ответственности за совершенные правонарушения также подлежат должностные лица и иные сотрудники:

1) органов внутренних дел (в т.ч. милиции общественной безопасности, ГИБДД, следственного аппарата, иных служб МВД России). Они несут ответственность по Закону о милиции, а также другим актам, примером может служить Устав патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности РФ, утв. приказом МВД России от 18.01.93 N 17;

2) Госнаркоконтроля России (они несут ответственность по Закону N 86, а также Положению о Государственном комитете РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утв. Указом Президента РФ от 06.06.2003, и другим актам, регулирующим службу в органах Госнаркоконтроля);

3) органов уголовно-исполнительной системы (они несут ответственность по УИК, а также иным актам, регулирующим службу в этих органах, например, Инструкцию о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел РФ в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы наказания, утв. приказом Минюста России от 06.06.05 N 76 (в ред. от 29.07.09);

4) таможенных органов (они несут административную ответственность по Таможенному кодексу, а также иным нормативным правовым актам, регулирующим службу в этих органах, например, по Федеральному закону N 114 от 21.07.97 «О службе в таможенных органах РФ», Дисциплинарному уставу таможенной службы РФ, утв. Указом Президента РФ от 16.11.98 N 1396).

3. Указанные должностные лица (другие сотрудники) до 01.01.07 должны были нести административную ответственность на общих основаниях:

1) за нарушение законодательства о выборах и референдумах (см. об этом коммент. к ст. 5.1-5.26);

2) за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, например Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии (см. об этом коммент. к ст. 6.1-6.19);

3) за нарушение правил дорожного движения (см. об этом коммент. к ст. 12.1-12.36);

4) за нарушение законодательства, устанавливающего требования к пожарной безопасности, например Закона о пожарной безопасности (см. об этом коммент. к ст. 20.4);

5) за нарушение законодательства об охране окружающей среды, например Закона об охране окружающей среды (см. об этом коммент. к ст. 8.1-8.40);

6) за нарушение таможенных правил, пограничного режима и правил режима Государственной границы Российской Федерации (см. об этом коммент. к ст. 16.1-16.22, 18.1-18.14);

7) за нарушение законодательства в области налогов, сборов, финансов, например норм НК, БК (см. об этом коммент. к ст. 15.1-15.26);

8) за невыполнение законных требований (соответствующих Закону о прокуратуре, УПК, Закону о милиции, Закону об ОРД, Закону о ФСБ и др.) прокурора, следователя, лица, производящего дознание;

9) за невыполнение законных требований должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении (см. об этом коммент. к ст. 23.1-23.61).

Иначе говоря, в отношении перечисленных действий (бездействия) до 01.01.07 необходимо было исходить из норм самого КоАП, законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, а не из нормативных правовых актов (регламентирующих порядок прохождения службы в органах внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, Госнаркоконтроля РФ, таможенных органах), например не из положений Закона о милиции, Закона о ФСБ.

Читайте так же:  Ходатайство об отмене протокола об административном правонарушении

В то же время в изъятие из общих правил ст. 3.2, 3.3 (см. коммент. к ним) к упомянутым лицам до 01.01.07 не могли быть применены такие административные наказания, как:

Видео (кликните для воспроизведения).

административный штраф (см. об этом коммент. к ст. 3.5);

административный арест (см. об этом коммент. к ст. 3.9).

Однако административный штраф не мог быть применен лишь к военнослужащим, которые проходят военную службу по призыву.

4. После 01.01.07 (в связи с вступлением в силу изменений внесенных в ст. 2.5 Законом N 203 от 04.12.06) указанные выше лица несут:

1) административную ответственность на общих основаниях — за административные правонарушения исчерпывающим образом перечисленные в части 2 ст. 2.5. Расширительному толкованию этот перечень — не подлежит. При этом и к указанным лицам с 01.01.07 может быть применено такое наказание как административный арест. Административный штраф не может применяться с 01.01.07 к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, а также к курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования (до заключения с ними контракта о прохождении военной службы). См. также коммент. к ст. 3.4; 3.9 КоАП.

2) дисциплинарную ответственность в соответствии с нормативными правовыми актами регулирующими деятельность органов, перечисленных в части 1 ст. 2.5.

5. После вступления в силу изменений, внесенных в ст. 2.5 Законом N 218 от 24.07.07 (в этой части он вступил в силу с 01.10.07) указанные в ст. 2.5 лица на общих основаниях несут административную ответственность лишь в случаях исчерпывающим образом перечисленных в ч. 2 (а именно за совершение административных правонарушений, предусмотренных ст. 5.1-5.26; ст. 5.45-5.52; 5.56; ст. 6.3; ст. 7.29-7.32; ст. 8.1-8.40; ст. 11.6, ст. 20.4 (в части нарушения противопожарных правил вне места службы, или сборов) ст. 12.1-12.37; ст. 15.1-16.23;. ст. 17.7; ст. 18.4; ст. 19.5.7; ст. 19.7.2 (см. коммент. к ним). И в дальнейшем этот перечень может изменяться (но только путем внесения поправок в КоАП!), поэтому изменения следует отслеживать. После вступления (с 22.08.09) изменений, внесенных в ст. 2.5 Законом N 160 от 17.07.09 N 160 — положения ч. 2 ст. 2.5 распространены также на должностных лиц государственных и муниципальных заказчиков (за непредставление ими сведений о заключении госконтракта и совершение иных правонарушений, указанных в ст. 19.7.4 КоАП, см. комментарий к ней). О судебной практике см. «Обзор законодательства и судебной практики ВС РФ за первый квартал 2008 г.» (утв. пост. Президиума ВС РФ от 28.05.08).

6. Для правильного применения норм ст. 2.5 см. также коммент.:

1) к ст. 2.4 (о понятии должностного лица для целей КоАП);

2) к ст. 4.1 (об общих правилах назначения административного наказания);

3) к ст. 4.2, 4.3 (об обстоятельствах, отягчающих и смягчающих административную ответственность);

4) к ст. 4.4 (об административной ответственности за совершение нескольких административных правонарушений).

Порядок привлечения военнослужащих к административной ответственности

ВОЕННОЕ ПРАВО

Юридические консультации. Судебная практика. Вопросы, ответы и комментарии.

16 февраля — день в истории

1446 г. — Ослеплен и сослан в Углич великий князь Василий Темный.

1571 г.Иван Грозный утвердил первый в России воинский устав — «Приговор» сторожевой и станичной службы.

1722 г. — Издан указ Петра Первого о престолонаследии. Этим актом отменялся обычай, по которому старший сын автоматически становился наследником престола. Теперь все зависело от воли государя, который мог и изменить свое решение, если видел, что избранник не оправдывает надежд.

1893 г. — Родился Михаил Николаевич Тухачевский, военный деятель, маршал Советского Союза (расстрелян в 1937 году).

1916 г. — Русские войска после двухнедельной осады взяли турецкую крепость Эрзерум.

1938 г.Сталин потребовал сжечь рукописи книги Веры Смирновой «Биография Сталина для детей», из-за того, что в книге утверждался культ личности вождя.

1943 г. — Советские войска после решительного штурма, перешедшего затем в ожесточенные уличные бои, освободили город Харьков.

1989 г. — Окончание Афганской войны.

АРМИЯ РОССИИ

СМИ «Обозник». История армии, тыла ВС РФ. Права и обязанности военнослужащих

Некоторые особенности привлечения военнослужащих к административной ответственности

В соответствии с п. 1 ст. 28 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие привлекаются к дисциплинарной, административной, материальной, гражданско-правовой и уголовной ответственности. Порядок привлечения к различным видам ответственности устанавливается вышеупомянутым, а также другими федеральными законами.

В сложившейся правоприменительной практике зачастую военнослужащие привлекаются сразу к нескольким видам ответственности. Например, в случае возбуждения уголовного дела в связи с преступлением, в результате которого причинен ущерб государственному имуществу, при признании военнослужащего виновным, кроме уголовной, он несет еще и материальную ответственность.

Рассмотрим порядок привлечения военнослужащих к административной ответственности, учитывая, что за административные правонарушения они несут в различных случаях либо административную, либо дисциплинарную ответственность.

До вступления в силу Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях военнослужащие в соответствии с абз. 1 ст. 16 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях несли ответственность за административные правонарушения по дисциплинарным уставам. За нарушение правил режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, правил дорожного движения, правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов, таможенных правил и за контрабанду военнослужащие несли административную ответственность на общих основаниях. В качестве наказания к военнослужащим не могли быть применены исправительные работы, административный арест, штраф и лишение права управления транспортными средствами.

Так как реального наказания военнослужащим за административные правонарушения соответствующие структуры назначить не могли, то на практике было принято применять положение абз. 3 ст. 16 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, в соответствии с которым органы (должностные лица), имевшие право налагать административные взыскания, могли вместо наложения взысканий передать материалы о правонарушениях соответствующим органам для решения вопроса о привлечении виновных к дисциплинарной ответственности. Таким образом, вопрос о привлечении военнослужащего к ответственности за административные правонарушения рассматривался единолично его командиром.

Читайте так же:  Лица подвергнутые административному аресту содержатся

Административное наказание за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения предусмотрено ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Определения таких понятий, как «санитарные правила», «гигиенические нормативы», «санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия», можно найти в Федеральном законе «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Повышенное внимание в Вооруженных Силах Российской Федерации в последнее время уделяется порядку размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, а также выполнению условий соответствующего государственного или муниципального контракта. Данные правоотношения регулируют Гражданский и Бюджетный кодексы Российской Федерации, а также федеральные законы «О государственном оборонном заказе», «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и другие нормативные правовые акты. За невыполнение соответствующих правил ст.ст. 7.29-7.32, 19.5.7, 19.7.2, 19.7.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривается административная ответственность.

За нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования ответственность предусмотрена гл. 8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Военнослужащие зачастую нарушают правила пожарной безопасности в лесах (ст. 8.32), уничтожают редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных или растений (ст. 8.35), нарушают правила пользования объектами животного мира (ст. 8.37). Для воинских частей наиболее характерны такие нарушения, как порча земли (ст. 8.6), нарушение правил охраны водных объектов (ст. 8.13) и правил водопользования (ст. 8.14), нарушения правил охраны атмосферного воздуха (ст. 8.21), выпуск в эксплуатацию либо эксплуатация механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума (ст. 8.22, ст. 8.23), невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду (ст. 8.41).
Статья 20.4 названного Кодекса предусматривает административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, а ст. 11.16 — за нарушение требований пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте. Данные положения применяются к военнослужащим, совершившим соответствующие правонарушения вне места службы.

За административные правонарушения в области дорожного движения, предусмотренные гл. 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в области финансов, налогов, сборов, страхования, рынка ценных бумаг (гл. 15 Кодекса), в области таможенного дела (гл. 16 Кодекса) военнослужащие привлекаются к административной ответственности также на общих основаниях. Таким же образом они отвечают за невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении (ст. 17.7), нарушение режима Государственной границы Российской Федерации (ст. 18.1), пограничного режима в пограничной зоне (ст. 18.2), в территориальном море, внутренних морских водах (ст. 18.3), нарушение режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации (ст. 18.4).

При применении к военнослужащим административного наказания соответствующие органы должны учитывать, что наказание в виде административного ареста к ним не применяется, а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, не применяется наказание в виде административного штрафа.

Таким образом, в настоящий момент за административные правонарушения, указанные в ст. 2.5 вышеназванного Кодекса, военнослужащие, за исключением проходящих военную службу по призыву, соответствующими органами реально привлекаются к административной ответственности с назначением всех видов наказаний, кроме административного ареста.
Хотелось бы подчеркнуть, что двузначного толкования вышеуказанной нормы быть не может. Ответственность за совершение административного правонарушения может быть либо дисциплинарной, либо административной. На практике же нередки случаи привлечения военнослужащих, уже наказанных соответствующими органами в административном порядке, к дисциплинарной ответственности. Недопустимость такого превышения командирами своих полномочий очевидна. Как правило, в таких случаях командир, не вникая в нормы российского законодательства, считает, что поступает совершенно правильно. Этому способствуют некоторые указания вышестоящих органов военного управления, которые по обыкновению излагаются в телеграммах.

Совсем недавно автор настоящей статьи ознакомился с подобным документом. В указаниях предписывалось строго наказывать в дисциплинарном порядке военнослужащих, управляющих транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения, вплоть до увольнения последних с военной службы за невыполнение условий контракта. Налицо состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за которое военнослужащие в соответствии со ст. 2.5 данного Кодекса несут административную ответственность на общих основаниях. Даже зная противозаконность своих действий, командир не может не выполнить указания вышестоящего командования. Наиболее грамотное решение в этом случае принимают командиры, наказывая подчиненного за невыполнение указаний вышестоящего органа военного управления с соответствующей ссылкой.
Однако факт нарушения российского законодательства налицо, что свидетельствует о недостаточном уровне правовой подготовки военнослужащих, в том числе командного звена, а также об инертности мышления (привычка применять дисциплинарные взыскания за административные правонарушения).

М.Н. Бакович,
старший преподаватель Военного авиационного
инженерного университета (г. Воронеж),
кандидат юридических наук, подполковник юстиции

«Право в Вооруженных Силах», N 6, июнь 2010 г.

Другие новости и статьи

Запись создана: Среда, 19 Сентябрь 2018 в 2:44 и находится в рубриках Новости, Современность.

Виды юридической ответственности военнослужащих

Все военнослужащие, независимо от воинского звания и должности, равны перед законом и несут ответственность, установленную для граждан Российской Федерации, с учетом особенностей своего правового положения (статуса военнослужащих).

Под юридической ответственностью понимается обязанность правонарушителя претерпеть меры государственного принуждения, порицающие его виновно совершенное противоправное деяние и заключающиеся в лишениях личного или имущественного характера.

Юридическая ответственность за конкретное правонарушение может наступить только в случае, когда это предусмотрено действующей нормой права.

За совершенные правонарушения военнослужащие привлекаются, как правило, к одному виду ответственности. Вместе с тем военнослужащие, подвергнутые дисциплинарному взысканию в связи с совершением правонарушения, не освобождаются от уголовной ответственности за это правонарушение, а в случае совершения правонарушения, связанного с причинением материального ущерба, возмещают его, независимо от привлечения к иным видам ответственности.

Читайте так же:  Постановление о привлечении к административной ответственности образец

Военнослужащие или граждане, призванные на военные сборы, могут привлекаться к следующим видам юридической ответственности: дисциплинарной, административной, материальной, гражданско-правовой и уголовной.

Применяемый вид юридической ответственности определяется характером и тяжестью совершенного правонарушения.

За проступки, связанные с нарушением воинской дисциплины, военнослужащие несут дисциплинарную ответственность по основаниям и в порядке, которые определены Федеральным законом от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации. Не допускается привлечение к дисциплинарной ответственности:

– в случае отсутствия события дисциплинарного проступка;

– если действие (бездействие) не является противоправным или виновным или совершено вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики;

– повторно за один и тот же дисциплинарный проступок;

– по истечении срока давности привлечения к дисциплинарной ответственности (один год со дня совершения проступка);

– в случае отмены или признания утратившим силу закона или иного нормативного правового акта, нарушение положений которого стало основанием привлечения к дисциплинарной ответственности;

– в случае исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы (отчислением с военных сборов или окончанием военных сборов).

Административная ответственность военнослужащих установлена ст. 2.5 КоАП РФ «Административная ответственность военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, имеющих специальные звания» (в редакции Федерального закона от 4 декабря 2006 года № 203-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам ответственности военнослужащих»), а также рядом иных статей КоАП РФ.

Административная ответственность по общему правилу наступает за административные правонарушения, если они по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности.

Особенность ответственности военнослужащих и лиц, призванных на военные сборы, за административные правонарушения заключается в том, что по общему правилу за них военнослужащие несут дисциплинарную ответственность и только в порядке исключения за административные правонарушения, предусмотренные ч. 2 ст. 2.5 КоАП РФ, для военнослужащих наступает административная ответственность (за нарушение законодательства о выборах и референдумах, в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей природной среды и природопользования и др.). За правонарушение лицо, его совершившее, может быть подвергнуто административному взысканию (предупреждение; административный штраф; лишение специального права, предоставленного физическому лицу; административный арест; дисквалификация и др.).

В соответствии с Федеральным законом от 4 декабря 2006 года № 203-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам ответственности военнослужащих» действуют следующие ограничения по применению административных взысканий к военнослужащим:

– административный штраф не может применяться к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, а также к курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы;

– административный арест не может быть применим ко всем категориям военнослужащих и лиц, призванных на военные сборы; в то же время к ним может быть применен дисциплинарный арест;

– административное выдворение за пределы Российской Федерации не может применяться к военнослужащим – иностранным гражданам.

За материальный ущерб, причиненный государству при исполнении обязанностей военной службы, военнослужащие привлекаются к материальной ответственности в соответствии с Федеральным законом «О материальной ответственности военнослужащих» от 12 июля 1999 года № 161-ФЗ.

Под материальной ответственностью военнослужащих в юридической науке понимается предусмотренная Федеральным законом «О материальной ответственности военнослужащих» возможность возложения на них компетентными государственными органами юридической обязанности возместить в денежной форме полностью или частично причиненный военнослужащими реальный ущерб имуществу воинской части при исполнении обязанностей военной службы.

Материальная ответственность военнослужащих в кратных размерах не применяется. К ней они привлекаются только в пределах реального ущерба. Материальная ответственность может наступить при условии, что военнослужащие находились при исполнении обязанностей военной службы. В ином случае он несет материальную ответственность в гражданско-правовом порядке. Не допускается привлечение военнослужащих к материальной ответственности за ущерб, причиненный вследствие исполнения приказа командира (начальника), а также в результате правомерных действий, оправданного служебного риска, действия непреодолимой силы. Материальная ответственность военнослужащих исключается также за ущерб, возникший в результате исполнения приказа командира (начальника). Порядок привлечения к материальной ответственности предусматривает проведение административного расследования (может не проводиться, если причины ущерба, его размер и виновные лица установлены судом либо в результате ревизии, проверки, дознания или следствия), издание приказа или подачу иска в суд, удержание денежных сумм.

За невыполнение или ненадлежащее выполнение предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации обязательств, за убытки и моральный вред, причиненные военнослужащими, не находящимися при исполнении обязанностей военной службы, государству, физическим и юридическим лицам и в других случаях, предусмотренных законодательством, военнослужащие несут гражданско-правовую ответственность.

Под ней понимается обязанность физического или юридического лица возместить убытки, возникшие вследствие нарушения условий договора, причинения вреда другим лицам либо неосновательного обогащения.

Видео (кликните для воспроизведения).

Военнослужащие, лица, проходящие военные сборы, и граждане, уволенные с военной службы, подлежат уголовной ответственности за совершенные преступления в соответствии с уголовным законодательством. Не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного УК РФ, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности, т. е. не причинившее вреда и не создавшее угрозы причинения вреда личности, обществу или государству.

Источники

Порядок привлечения военнослужащих к административной ответственности
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here