Права на загрязнение окружающей среды

Предлагаем ознакомится с материалом в статье: "Права на загрязнение окружающей среды". Здесь собрана и обработана информация из авторитетных источников. Если вы все же не найдете ответ на свой вопрос, дочитайте статью до конца, если же и после этого не получите ответ, то обратитесь к дежурному консультанту.

Купля-продажа прав на загрязнение окружающей среды

Особенности этих методов:

— новейшие (самые «молодые») из методов управления в данной сфере;

— дают возможность реализовать в деле ООС рыночные подходы и связанные с ними преимущества по экономии затрат;

— потенциально могут применяться для регулирования процесса загрязнения природной среды со стороны предприятий разнообразных секторов экономики;

— позволяют учитывать принципиальные особенности экологических благ как глобально-общественных.

Это создание рынка квот на выбросы загрязняющих веществ или на использование природных ресурсов.

Рынком разрешений (прав, лицензий) на выбросы называют конкурентную систему распределения прав на выбросы обычно посредством купли-продажи лицензий после их первоначального распределения между участниками рынка. Рынок прав на загрязнение дает предприятиям или регионам (странам) дополнительные возможности варьировать затраты на охрану среды.

Схематически формирование современного «рынка загрязнений» можно представить следующим образом:


1) Первоначально компетентные природоохранные органы определяют допустимые масштабы воздействия на природу.

2) Для конкретной территории определяется допустимый уровень загрязнения природной среды и устанавливается лимит на общую сумму выбросов и сбросов загрязняющих веществ.

3) Далее распределяются лицензии на выбросы между заинтересованными сторонами (предприятия, регионы, страны).

4) Затем предпринимателям предоставляется полная свобода действий перераспределять, перепродавать свои лицензии. Предприятие (регион, страна), снизившее свои загрязнения до уровня ниже нормативного или договорного, может продать разницу в виде квоты на выброс другому предприятию (регион – региону, страна – стране). Это позволяет одним природопользователям компенсировать свои затраты на соблюдение нормативов загрязнения среды, а другим – оплачивать сверхлимитные объемы загрязнения.

5) Продажа квот разрешается только по одноименным загрязнителям (без права замены одних загрязнителей выбросами других).

6) Выпускается фиксированное количество прав на выброс для каждого предприятия. Для предприятий, допускающих выбросы сверх приобретенных ими прав, устанавливаются высокие штрафы.

7) Органы управления лишь следят за тем, чтобы общее воздействие на природу не увеличилось, а также способствуют созданию рыночной инфраструктуры.

Например, разберем рынок прав на выбросы в атмосферу SO2. Единица, подлежащая купле-продаже – право на выброс 1 тонны SO2 в год. Предприятие купило 50 прав (единиц), что разрешает их владельцу осуществить выброс 50 т SO2 в год или 2 т SO2 в год в течение 25 лет.

ü 2002 г – первый национальный углеродный рынок в Великобритании – первая в мире углеродная биржа – продаются правительственные разрешения на выбросы. В 2002 году цена 2,5-12,5 фунтов за тонну. Великобритания – единственная страна, которая выполнила свои обязательства по Киотскому протоколу.

ü В США этот метод используется с конца 70-х гг. XX в. Принятый в 1990 г. Закон «О чистом воздухе» законодательно закрепил возможность продажи квот на выбросы SO2. В СШАЧикагская климатическая биржа, но объем сделок незначителен. 1 доллар за тонну.

ü В Дании и Великобритании применяется торговля правами на выбросы СО2.

ü Межгосударственный механизм продажи квот на загрязнение впервые был установлен Конвенцией об изменении климата (1992) и дополняющим ее Киотским протоколом (1997).

В настоящий момент стоимость квот на выброс парниковых газов на европейском рынке 7 – 8 евро за тонну. По прогнозам в 2008-2009 гг. – вырастет до 16 евро.

Наибольшее распространение получили следующие системы торговли правами на загрязнение:

· система (принцип) «пузыря» («bubbles» system/ bubble principle) – баббл-принцип

Создает условия для торговли правами на загрязнение на уровне региона.

— на территории региона отдельные источники загрязнений как бы формируют «облако» или «пузырь»

— Þ вся территория (регион) становится объектом установления экологических нормативов: норматив выбросов устанавливается для целого региона, т.е. существуют суммарные ограничения для стационарных источников загрязнения данной территории на выбросы некоторого приоритетного загрязнителя (например, диоксида серы для теплоэлектростанций — ТЭС)

— находящиеся на территории региона два (или несколько) таких предприятий (стационарных источников загрязнения) имеют право в рамках этих ограничений перераспределять между собой права на загрязнение – совместно находят наиболее выгодный (оптимальный) вариант обеспечения соблюдения этого норматива (если, например, на одной территории расположены крупная электростанция и несколько мелких котельных, то выгоднее улавливать выбросы на крупном источнике, чем бороться с выбросами от мелкого загрязнителя). При этом экономический и одновременно экологический эффект достигается за счет сокращения вредных выбросов на тех предприятиях, где это наиболее эффективно. В то же время более мелкие или технически отсталые предприятия, находящиеся в «пузыре», могут не вкладывать средств в собственные очистные технологии, а финансировать экологически более эффективно работающие крупные или передовые предприятия. Таким образом, достигается существенная экономия издержек на охрану среды при заданном ее качестве для конкретной территории.

права
права
$
$

· компенсационные программы («offset» programs):

— Предприятие уменьшило выбросы (ниже лимита) и приобретает тем самым право на выбросы. Это фиксируется в виде соответствующего документа – лицензии, или разрешения, на выбросы.

— Эту лицензию можно продать фирме, которая желает разместить в данном регионе свои предприятия и нуждается в разрешениях на выбросы своих загрязнителей.

— При этом продавцы прав обязаны сократить выбросы на величину большую, чем будут осуществлять покупатели прав.

— Таким образом, появление новых выбросов компенсируется снижением ранее существовавших в регионе.

Например, в Лос-Анджелесе, в соответствии с местным законодательством, каждая тонна загрязнителя, произведенная новым предприятие, должна компенсироваться снижением выбросов на других предприятиях на 1,67 т.

Важно для регионов, где запрещается дальнейшее усиление экологической нагрузки (например, районы экологического бедствия)

· система производственных квот:

— при этом можно обмениваться установленными квотами на поступление некоторых загрязнителей в окружающую среду, связанными, в свою очередь, с определенным уровнем производственной деятельности.

— Эта система положена в основу принятого в 1967 г. Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой. Она служит установлению для различных стран квот на производство (поступление в окружающую среду) фреонов.

— Купля-продажа прав на загрязнение применительно к глобальным выбросам в атмосферу парниковых газов применяется в Киотском протоколе, сопровождающем реализацию Международной конвенции по климату.

· банки выбросов или прав на загрязнение

— Предприятия, успешно сократившие свои выбросы, вкладывают сэкономленные права на загрязнение в специальный банк. Это банк является посредником, владеющим правом распоряжаться запасами «прав на загрязнение», продающим и покупающим их, а также осуществляющим учет. Кроме того, банки могут предоставлять предприятиям-загрязнителям эмиссионные кредиты (временные права на увеличение выбросов).

Читайте так же:  Есть ли штраф за порчу паспорта

· биржи прав на загрязнение – посреднические организации для осуществ­ления сделок по торговле квотами на выброс.

Организация торговли правами на загрязнение среды должны базироваться на:

— установленных властями в рамках определенных регионов (границы которых могут быть различными) стандартов на качество природных сред, задаваемые концентрацией в этих средах приоритетных загрязнителей;

— четко определенных имущественных правах на экологические ресурсы (конкретно, — на ассимиляционный ресурс ОПС и ее отдельных региональных экосистем).

На этой основе до предприятий, источников загрязнения среды, доводятся индивидуальные эмиссионные нормативы, которые в рамках данного механизма именуются разрешениями на выбросы (сбросы, размещение отходов). Соблюдение предприятиями-загрязнителями среды эмиссионных нормативов должно обеспечивать достижение качества ОПС, соответствующего региональным стандартам.

Предприятиям предоставляется право обмениваться (продавать и покупать) правами на загрязнение в рамках соблюдения региональных экологических стандартов. В результате этого обмена права на загрязнение среды получают своеобразную рыночную цену.

Использование рыночных механизмов позволяет концентрировать права на загрязнение в руках тех компаний, которые обладают наиболее эффективными природоохранными технологиями. Таким образом обеспечивается существенная экономия экологических издержек для достижения необходимого уровня качества ОПС.

Тема: ЭКОНОМИКА лесопользования

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2020 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с) .

http://studopedia.org/1-20469.html

Административные методы природоохранного регулирования. Рынок прав на загрязнение окружающей среды

Государство разрабатывает стратегию в борьбе с загрязнением окружающей среды. Для этого проводится политика, позволяющая сбалансировать предельные общественные выгоды контроля с предельными общественными издержками, необходимыми для его проведения в жизнь.

Существуют три основных путисокращения вредных выбросов в окружающую среду:

1. Установление стандартов по вредным выбросам. Это установленные законом пределы концентрации вредных веществ в промышленных отходах. Превышение стандартов влечет крупный штраф или уголовное наказание.

Недостатки данного метода следующие:

 стандарты разрешают в определенных пределах бесплатно сбрасывать вредные вещества;

 не учитывается разная степень остроты экологических проблем в разных регионах;

 стандарты не стимулируют производителей к снижению существующего уровня загрязнения.

2. Плата за выбросы. Она взимается с фирмы за каждую единицу загрязняющих окружающую среду выбросов. Но полной уверенности в том, что стандарты не будут нарушены, нет.

3. Продажа прав на загрязнение природной среды. Государство определяет объем вредных выбросов, допустимый в данной области, и продает его в форме лицензий с аукциона.

На рис. 72 кривая D– это спрос на выброс отходов (например, кг в день); криваяS1– это предложение по сбросу в виде количества лицензий (одна лицензия дает право на сброс, например, 1 кг отходов в день). Рыночная цена лицензии установится на уровнеР1. Если часть купленных лицензий будет выведена из оборота (например, их купят “зеленые”), то предложение переместится в положениеS2, а цена лицензий вырастет доР2за штуку, что приведет в итоге к сокращению выбросов вредных отходов сQ1доQ2.

Рис. 72. Эффект предоставления рыночных лицензий на сброс отходов

Тема 12. Информация, неопределенность и риск в экономике Выбор в условиях неопределенности. Понятие асимметричной информации. Неопределенность и риск

При изучении процесса выбора субъектов хозяйствования той или иной модели экономического поведения в условиях рыночной экономики микроэкономическая теория исходит из двух возможных ситуаций. В одной ситуации допускается полная рациональность в поведении потребителя или производителя.

Полная рациональностьпредполагает, что люди полностью используют всю доступную им информацию, рассчитывая, как наилучшим способом достичь своих целей. В принципе, это достаточно характерно для рынков совершенной конкуренции.

Однако часто выбор осуществляется в условиях неопределенности, что предполагает допущение об ограниченной рациональности. Это означает, что люди намерены выбирать такие варианты, которые наилучшим образом соответствуют их целям, но они (люди) располагают ограниченными возможностями в получении и обработке информации. Неопределенность означает недостаток информации о вероятных будущих событиях.

Ограниченная рациональностьпри выборе модели экономического поведения связана с существованием асимметричной информации.Асимметричная информация– это ситуация, в которой часть участников сделки обладает важной информацией, которой не располагают другие заинтересованные лица. Так, продавцы продуктов знают об их качестве лучше, чем покупатели.

Значимость асимметричной информации заключается в том, что продавцы и покупатели не всегда имеют свободный доступ к исчерпывающей и точной информации для того, чтобы принять наиболее эффективное решение, в результате чего рынки становятся неконкурентными и, в конечном счете, терпят несостоятельность.

Важная экономическая роль информации состоит в снижении уровня неопределенности и сокращении потерь. Чем лучше информированы экономические субъекты, тем выше их благосостояние. В условиях асимметричной информации возникает возможность образования монополий и обогащения одних за счет других, т. е. существует заинтересованность в извлечении сверхприбыли путем обладания информацией, которая неизвестна другим экономическим субъектам.

В изучении поведения в условиях асимметричной информации важное значение имеют понятия “риск”, “вероятность” и “ожидание”.

Риск– это ситуация, в которой люди не знают точно, что случится, но представляют вероятность каждого из возможных исходов.

Вероятность, т. е. возможность получения определенного результата, базируется на расчете ожидаемого значения, или математическом ожидании.

Различают два типа вероятности:

1. Математическая– это абсолютно однородная классификация случаев, во всем идентичных.

2. Статистическая– это эмпирическая оценка частоты проявления связи между утверждениями, неразложимыми на изменчивые комбинации одинаково вероятных альтернатив. Именно этот тип характерен для деловой сферы.

Математическое ожидание– это сумма значений каждого возможного исхода, умноженного на вероятность каждого исхода:

где E(x) – ожидаемое значение;

Отклонение – это разница между действительным результатом и ожидаемым.

Пойдет ли человек на риск зависит от оценки математического ожидания и от склонности к риску. Последняя предполагает три возможных варианта:

1. Антипатия к риску. Предпочтение определенного исхода с предполагаемым значением ряду рискованных исходов с таким же математическим ожиданием результата (рис. 73).

Видео (кликните для воспроизведения).

Рис. 73. Антипатия к риску

2. Предпочтение риска. Предпочтение ряда рискованных исходов с предполагаемым значением определенному исходу с таким же математическим ожиданием результата (рис. 74).

Рис. 74. Предпочтение риска

3. Нейтралитет к риску. Безразличие к обоим выборам – определенному исходу с заданным значением или ряду рискованных исходов с таким же математическим ожиданием результата (рис. 75).

Читайте так же:  Общий срок исковой давности по кредиту

Рис. 75. Нейтралитет к риску

Выбор варианта поведения зависит от оценки субъектом предельной полезности дохода (богатства). В первом случае прирост общей полезности уменьшается на каждую дополнительную единицу дохода (богатства).

Соответственно величина Е(х) будет принимать отрицательные значения.

Во втором случае предполагается рост предельной полезности общего дохода.

В данной ситуации величина Е(х) имеет положительные значения.

В третьем случае происходит линейный рост общей полезности и Е(х) = 0.

Существуют следующие основные способы снижения риска:

1. Диверсификация– это метод, направленный на снижение риска путем распределения его между несколькими рисковыми товарами таким образом, что повышение риска от покупки (или продажи) одного означает снижение риска от покупки (или продажи) другого.

2. Объединение (или распределение) риска– это метод, при котором риск от вероятных потерь или ущерба делится между многими людьми, так что эффект ущерба для каждого участника невелик. Этот метод лежит в основе страхования.

3. Поиск информации. Поскольку информация – это редкое благо, за нее надо платить. Поэтому необходимо сравнивать ожидаемые от нее предельные выгоды (МВ) с ожидаемыми предельными издержками (МС), связанными с ее получением (рис. 76).

http://studfile.net/preview/3536122/page:30/

Права на загрязнение окружающей среды

Объясните следующее утверждение Без рынка прав на загрязнение окружающей среды можно бесплатно сбрасывать загрязнители в воздух и воду когда есть возможность покупать и продавать такие права, сброс загрязнителей создает альтернативные издержки для предприятия, загрязняющего окружающую среду. Каково значение этого факта с точки зрения поисков новых технологий для уменьшения загрязнения окружающей среды [c.678]

I. Объясните следующее положение Без рынка прав на загрязнение окружающей среды можно бесплатно сбрасывать загрязняющие вещества в воздух и в воду при наличии условий для купли и продажи таких прав сброс загрязнителей создаст вмененные издержки для того, кто загрязняет окружающую среду . Каково значение этого факта для поиска усовершенствованных технологий, уменьшающих загрязнение [c.700]

РЫНОК ПРАВ НА ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ — сектор рынка, где производятся операции купли-продажи прав на промышленное загрязнение окружающей среды. [c.559]

Рынок прав на загрязнение окружающей среды [c.804]

Дальнейшее расширение рынка экологических услуг приводит к созданию бирж прав на загрязнение, где осуществляются сделки по купле-продаже прав на загрязнение окружающей среды. [c.166]

Американская политика, направленная на борьбу с загрязнением окружающей среды, включает целый комплекс законов, подзаконные акты, налоги, рынки прав на загрязнение и финансируемые государством очистные программы. Большинство мер вызвано тем, что появилось множество источников загрязнения и тысячи специфических веществ, которые выбрасываются в воздух, воду или на мусорные свалки. Мы выбрали для анализа три компонента этой политики Закон о специальном фонде 1980 г., Закон о чистом воздухе 1990 г. и стимулирование переработки отходов. [c.667]

Такая практика зачастую подвергается критике из-за невозможности точного измерения издержек от загрязнения, которые несут другие предприятия, а также граждане. Возникают также споры вокруг экономической политики, основанной на признании прав на внешние эффекты. В экономической литературе подчеркиваются трудности внедрения в хозяйственную жизнь высокоэффективных средств и методов контроля за состоянием окружающей среды и утилизации отходов производства. И, тем не менее, формирование государством рынка прав на загрязнение может способствовать если не полному уничтожению отрицательных внешних эффектов (что вряд ли возможно), то, по крайней мере, их минимизации. [c.362]

В экономической литературе подчеркиваются трудности внедрения в хозяйственную жизнь высокоэффективных средств и методов контроля за состоянием окружающей среды и утилизации отходов производства. И тем не менее формирование рынка прав на загрязнение может способствовать если не полному уничтожению отрицательных внешних эффектов (что вряд ли возможно), то, по крайней мере, их минимизации. [c.10]

Формирование рынка. При таком подходе соответствующее ведомство, осуществляющее контроль за загрязнением окружающей среды, определяло бы количество загрязняющих веществ, которое можно ежегодно выбрасывать в воду или в воздух в данном районе и при этом сохранять их качество на приемлемом уровне. Например, это ведомство установит, что 500 т загрязнителей может быть сброшено в столичное озеро и переработано природой. В таком случае ежегодно будет предлагаться 500 прав на загрязнение, каждое из которых позволит его владельцу в данном году сбрасывать в озеро одну [c.663]

Кривая спроса на права на загрязнение — в данном случае Dim — будет нисходящей, как и кривая спроса на любые другие ресурсы. При высоких ценах те, кто загрязняет окружающую среду, либо вообще перестанут это делать, либо уменьшат объем загрязнения, приобретя очистное оборудование. На права на загрязнение установится равновесная рыночная цена в 100 дол., по которой они будут продаваться тем, кто загрязняет окружающую среду, но количество этих прав будет определяться природоохранными соображениями. Без такого рынка, то есть если бы использование этого озера для сброса загрязнителей было бесплатным, в него попало бы 750 т вредных веществ, оно подверглось бы чрезмерному потреблению , или загрязнению, в объеме 250 т. [c.664]

Можно ли в условиях конкурентного рынка устранить выбросы и достичь оптимального уровня загрязнения окружающей среды Проблема состоит в том, что воздух и водные ресурсы никому не принадлежат. А поскольку права собственности на водоем не установлены, то химический комбинат может сбрасывать в него отходы бесплатно, нанося ущерб другим людям, использующим водный ресурс для своих целей. Чтобы исключить воздействие внешнего эффекта на третьих лиц, необходимо определить права собственности на ресурсы, а установленные права могут быть проданы. Например, одно из средств устранения внешнего эффекта — это установление государством прав собственности на водоем для третьих лиц. [c.303]

Рассмотрим пример, каким образом с помощью добровольного частного соглашения можно в условиях рынка справиться с проблемой загрязнения окружающей среды. Предположим, ядовитый дым из труб металлургического завода губительно воздействует на лес, разрушая его. С учетом распределения прав собственности здесь возможны две ситуации. [c.304]

Рынок продажи прав на загрязнение активно формируется в США, Германии и других странах и имеет большие перспективы развития. Суть такой торговли в следующем. Для конкретной территории определяется лимит выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду. Эта сумма загрязнений не может быть превышена при новом строительстве. Поэтому новые или расширяющиеся предприятия вынуждены делать экономически обоснованный выбор или строить дорогостоящие очистные сооружения у себя, или заплатить другому предприятию, уже имеющему очистное оборудование, за его усовершенствование. переработку дополнительного загрязнения, т. е. фактически купить право на дополнительное загрязнение. Решающую роль в принятии решения играет величина затрат. В итоге решаются две задачи не увеличить (оставить прежней или даже сократить) общую сумму загрязнений на определенной территории, а сумму расходов государства на охрану окружающей среды максимально снизить. Создание механизма продажи прав на загрязнение обсуждается уже и на глобальном уровне. [c.372]

Читайте так же:  Административный арест сроком на 15 суток

Политические и административные вопросы. Правительственные органы могут ограничивать или даже запрещать проникновение компаний на новые рынки посредством процедур выдачи разрешений и лицензирования. К таким контролируемым государством и требующим разрешения на вход отраслям относятся кабельное телевидение, электро- и газоснабжение, радио-и телевизионное вешание, розничная торговля алкогольными напитками и железные дороги. На международных рынках местные правительства обычно ограничивают вход для иностранных компаний и требуют представления на одобрение всех заявок на иностранные инвестиции. Устанавливаемые правительствами строгие правила безопасности и стандарты загрязнения окружающей среды также являются барьерами, так как они увеличивают стоимость входа на рынок нового конкурента. [c.91]

В настоящее время обсуждается вопрос о целесообразности введения платы за пользование ассимиляционным потенциалом территории. Эти платежи целесообразно ввести по типу платежей, применяемых в настоящее время в России, когда первоначально определяется требуемый объем инвестиций (затрат) для реализации природоохранных мер на рассматриваемой территории, а затем эти затраты распределяются между загрязнителями пропорционально их воздействию на окружающую среду. Такую систему экономических взаимоотношений по поводу использования ассимиляционного потенциала природной среды можно сравнить с системой торговли любыми другими ресурсами или продуктами. Как показывает анализ мирового и отечественного опыта в данной области, ближайшей целью экологической политики здесь является создание рынка купли-продажи прав на загрязнение для осуществления оптимизации природопользования с помощью рыночных отношений. Задача состоит в том, чтобы обеспечить заданное сокращение выбросов в пределах установленных лимитов, а следовательно, улучшить экологическую обстановку при минимальном уровне затрат. [c.500]

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ -включает такие элементы, как платность природопользования система экономического стимулирования природоохранной деятельности плата за загрязнение окружающей среды создание рынка природных ресурсов совершенствование ценообразования с учетом экологического фактора экологические фонды экологические программы продажа прав на загрязнение система залог — возврат экологическое страхование и др. [c.589]

Рыночный конкурентный механизм не способен решить проблемы внешних эффектов. Это, прежде всего, связано с загрязнением окружающей среды, которое требует дополнительных затрат. Кроме того, рыночное распределение, справедливое с точки зрения законов рынка, приводит к резкой дифференциации доходов отдельных групп населения. Это может привести к социальным конфликтам. Необходимы усилия по сокращению уровня безработицы. Государство обязано взять на себя ответственность за создание равных условий для предпринимателей, для эффективной конкуренции, ограничивая власть монополий. Ему также принадлежит сфера фундаментальных научных разработок, потому что для предпринимателей это слишком рискованно, чрезвычайно дорого и, как правило, не приносит быстрых доходов. [c.22]

Некоторые защитники окружающей среды считают аморальной покупку и продажу прав на загрязнение. Другие сомневаются, что чиновники располагают необходимыми инструментами претворения экономических программ регулирования в жизнь, так как они требуют чрезвычайно точного контроля за уровнем выбросов. Некоторые фирмы скептически относятся к тому, что чиновники, привыкшие к командам и контролю, предоставляют рынку свободу. [c.233]

РЫНОК ПРАВ НА ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ (market for pollution rights — рынок, где совершенно неэластичное предложение прав на загрязнение окружающей среды и спрос на такие права определяют цену, которую загрязнитель должен платить за них. [c.362]

Рынок прав на внешние эффекты (market for externality rights) — рынок, имеющий совершенно неэластичное предложение прав на загрязнение окружающей среды спрос на права на таком рынке определяется ценой, которую предлагает загрязнитель, желающий купить такие права. [c.960]

Способы решения проблемы внешних эффектов государством. Налог Пигу. Субсидии при положительных и отрицательных внешних эффектах. Плата за выбросы. Рынок прав на загрязнение. Эффективный уровень контроля за загрязнениями. Экологическое регулирование. Установление стандартов вредных выбросов. Регулирование производственного процесса. Экологическая оценка инвестиционных проектов. Сравнительный анализ инструментов государственного контроля за загрязнением окружающей среды. Экологические платежи и налоги в России. [c.128]

Mobil купила права на загрязнение на зарождающемся рынке прав на загрязнение. Реализация программы началась в 1970-х гг., но ее правила настолько громоздки, что торговля правами на загрязнение, как в случае с Mobil, скорее исключение. Однако грядут перемены. Все больше чиновников полагают, что обычное командно-контролируемое регулирование, устанавливающее пределы загрязнения для каждого предприятия, не в состоянии остановить разрушение окружающей среды. Побуждаемые экономистами, власти хотели бы представить атмосферу Земли на финансовых рынках и использовать их силу для избавления нас от кислотных дождей и глобального потепления. [c.233]

Идея превращения отходов производства в товар не нова. В начале XX в. британский профессор А. Пигу утверждал, что рыночная цена чистого воздуха и воды должна включаться в издержки фирмы точно так же, как стоимость труда и материалов. Однако только в 1975 г. американское Агентство по защите окружающей среды создало рынок прав на загрязнение, позволив региональным чиновникам, занимающимся регулированием качества воздуха, продавать их нуждающимся компаниям. [c.233]

В свою очередь, эти элементы рассматриваемого механизма управления содержат конкретные виды воздействия на природо-пользователей, т. е. сами являются системами. Усложнение экономических отношений, развитие рыночных взаимосвязей влекут за собой совершенствование уже устоявшихся, а также появление новых элементов механизма управления экологической безопасностью, направленных на обеспечение ресурсосберегающего природопользования и охраны окружающей природной среды. Это, например, создание рынка природных ресурсов, продажа прав на определенный объем загрязнения окружающей среды, система залог — возврат, активно используемые как в некоторых зарубежных странах, так и в нашей стране. [c.360]

Достижение оптимального уровня загрязнения окружающей среды, который, как правило, не является нулевым, с наименьшими издержками возможно, по крайней мере в принципе, при введении налога на загрязнение, т. е. в услових имитации работы отсутствующего конкурентного рынка. Достижению этой же цели может способствовать система купли-продажи разрешений на определенный объем загрязняющих выбросов. [c.250]

В сущности, налог Пигу устанавливает цену на право загрязнения окружающей среды. Так же как рынки распределяют товары среди тех покупателей, которые оценивают их наиболее высоко, налог Пигу распределяет загрязнение среди тех заводов, которые несут самые высокие издержки по уменьшению выбросов. Какой бы уровень загрязнения ни выбрало АЗОС, налог позволяет ему достичь цели с наименьшими общими издержками. [c.231]

Читайте так же:  Что такое ложный вызов дети полиции

http://economy-ru.info/info/72256/

10.4. Купля-продажа прав на загрязнение природной среды

Методом, который принимает во внимание принципиальные особенности экологических благ как общественных и, вместе с тем, позволяет реализовать в деле охраны окружающей среды рыночные подходы и связанные с их применением преимущества по экономии затрат, является купля-продажа прав на загрязнение среды.

Купля-продажа прав на загрязнение природной среды (в иной редакции — торговля правами на загрязнение) в качестве рыночно ориентированного подхода к охране окружающей среды и рационализации использования ее ассимиляционного потенциала была впервые предложена Т. Крекером [Grocer Т., 1966] и Я. Далесом [Dales J., 1968]. Эта идея была включена в принятый Конгрессом США в 1970 г. Акт О чистом воздухе. В 1990г. после уточнения и модификации она вошла в новый вариант Акта О чистом воздухе и касалась контроля за выбросами диоксида серы крупными точечными источниками (ТЭЦ).

В настоящее время торговля правами на загрязнение в качестве экономического инструмента охраны окружающей среды применяется в ряде стран-членов ОЭСР. Наряду с США, к ним относятся Австралия, Канада, Швеция [Applying economic instruments. 1994].

Потенциально торговля правами может применяться для регулирования процесса загрязнения различных природных сред со стороны предприятий разнообразных секторов экономики. Однако наибольшее распространение получили следующие системы торговли правами на загрязнение:

• Система “пузыря” (“bubbles” system), при которой два (или несколько) стационарных источников загрязнения имеют право в рамках установленных для них суммарных ограничений на выбросы некоторого приоритетного загрязнителя (например, диоксида серы для ТЭЦ) перераспределять между собой права на загрязнение. Это перераспределение подчиняется следующему требованию: если допустимый уровень загрязнения поднимается для одного из источников, то, по меньшей мере, на столько же должен опуститься возможный уровень загрязнения для другого. При этом фирма, переуступающая свои права на загрязнение, делает это не безвозмездно, а за определенную компенсацию. Происходит купля-продажа прав на загрязнение, на которые в результате устанавливаются рыночные цены.

• Компенсационные программы (“offset” programmes). В их рамках фирма может приобрести возможность открытия или расширения производственной деятельности, сопровождающейся загрязнением среды в тех регионах, где запрещается дальнейшее усиление экологической нагрузки (например, в районах экологического бедствия). При применении подобных программ фирма, желающая увеличить свои выбросы (сбросы), может купить такое разрешение у уже действующего в данном регионе предприятия. Последнее же обязано сократить свои выбросы настолько, чтобы достигнутый ранее уровень загрязнения природной среды был бы, по меньшей мере, не превышен.

• Система производственных квот, при которой можно обмениваться установленными квотами на поступление некоторых загрязнителей в окружающую среду, связанными, в свою очередь, с определенным уровнем производственной деятельности. Подобная система положена в основу принятого в 1967 г. Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой. Она служит установлению для различных стран квот на производство (поступление в окружающую среду) фреонов. Аналогичный подход предполагается применить и при введении в действие Конвенции об изменении климата, нормирующей для отдельных стран выбросы в атмосферу парниковых газов [Environmental Policy. 1991].

Отправным моментом всех этих систем является установление региональных стандартов (при этом границы регионов могут быть различными) на качество природных сред, определяемое концентрацией в этих средах основных загрязнителей. На этой основе до предприятий, источников загрязнения среды, доводятся индивидуальные эмиссионные нормативы. Они в данной системе именуются разрешениями на выбросы (сбросы, размещение отходов). При этом должно реализовываться уже известное нам требование (см. п. 9.3). Соблюдение предприятиями-загрязнителями среды эмиссионных нормативов призвано обеспечивать достижение качества окружающей среды, соответствующего стандартам.

Далее предприятиям предоставляется право обмениваться (продавать и покупать) правами на загрязнение в рамках соблюдения региональных экологических стандартов. Использование рыночных механизмов позволяет концентрировать права на загрязнение в руках тех компаний, которые обладают наиболее эффективными природоохранными технологиями и, таким образом, обеспечить существенную экономию экологических издержек для достижения необходимого уровня качества окружающей природной среды.

Торговля правами на загрязнение базируется на системе четко определенных имущественных прав на экологические ресурсы (а именно: на ассимиляционный ресурс окружающей природной среды и ее отдельных региональных экосистем) и возможности передачи этих прав другим субъектам путем рыночного обмена. Право на загрязнение среды получает в этой системе своеобразную рыночную цену.

Рассмотрим, как действует механизм купли-продажи прав на загрязнение для случая выбросов в окружающую среду однородных загрязняющих веществ. Этот случай в определенном смысле является базовым и служит объектом анализа большинства современных исследований данной проблемы [Hanley N., others, 1997; Xepapadeas A., 1997]. Как нам известно из предыдущего анализа (см. п. 8.2), условием достижения экологических целей с минимальными издержками является обеспечение равенства для всех загрязнителей (1,2. Л) значений MAC:

Пусть в некотором регионе двумя ТЭЦ выбрасывается в атмосферный воздух начальное количество углекислого газа (СО2), равное 20 000 т/год, и стоит задача довести эти выбросы до 10 000 т/год, сократив их, таким образом, вдвое. Региональный экологический комитет с этой целью выпускает 10 тыс. эмиссионных разрешений, каждое из которых соответствует выбросам СО2, равным 1 т/год.

Первым будет вопрос о том, как распределить зги разрешения па выбросы. Возможно либо пропорциональное сокращение эмиссий по отношению к первоначальному уровню, либо использование своеобразного аукциона. После установления индивидуальных эмиссионных нормативов для фирм, последние получают возможность торговать правами на загрязнение. При этом торговля имеет смысл в том случае, когда функции VIAC неодинаковы для различных источников загрязнения. Разумно предположить, что ТЭЦ с относительно более высоким уровнем природоохранных затрат (МАC) будет покупать права на загрязнение, а фирма с относительно низкими природоохранными издержками выступит продавцом таковых прав (при предположении, что первоначальное распределение прав не подчинялось требованию минимизации издержек — 10.2).

Воспользуемся рисунком 10.3. По горизонтальной оси отложены как выбросы, так и предоставляемые каждой фирме разрешения на загрязнение.

Рис. 10.3. Оптимальные решения фирм в системе прав на загрязнение среды.

При отсутствии системы экологического контроля уровень первоначальных выбросов одной из наших фирм составляет qi. Предположим, что контроль и соответствующая ему система торговли правами на загрязнение введены. Рыночная цена за эти права составляет р*. В данной ситуации выбором фирмы в соответствии с общей логикой микроэкономического анализа будет наличие у нее разрешений на выбросы в количестве q*. Объясняется это следующим образом.

Читайте так же:  Атмосферное загрязнение окружающей среды

При любом выборе количества разрешений, меньшем этого уровня, ее предельные природоохранные затраты (MAQ) будут лежать выше рыночной цены права на загрязнение. Для фирмы будет дешевле купить дополнительные права на загрязнение, чем сокращать выбросы. Однако, если первоначально количество разрешений на выбросы, которое имеет наша фирма, будет больше q* (и она может делать выбросы на уровне, находящемся правее q*), ее выбором будет продажа некоторого количества прав на загрязнение, ибо получаемая при этом цена р* будет превышать ее предельные природоохранные затраты. Что касается выбора фирмы с более высокими природоохранными затратами, то она будет стремиться иметь больше разрешений на выбросы при данной рыночной цене одного права на загрязнения q*.

Рассмотрим теперь, каким образом определяется рыночная цена прав на загрязнение р*. Это равновесная цена на соответствующем рынке прав на загрязнение. Выясним порядок ее установления с помощью рис. 10.4.

Рис. 10.4. Спрос и предложение па рынке эмиссионных прав.

Агентство, контролирующее выбросы, устанавливает их на уровне в 10 тыс. (Qo). Мы знаем, что каждая фирма, делая свой выбор относительно количества прав на загрязнение, которым целесообразно обладать, сравнивает значение природоохранных затрат (функция MAC) с рыночной ценой этих прав. Если цены падают, то фирме выгоднее иметь больше прав на загрязнение и сокращать свою природоохранную деятельность. В результате для каждой фирмы “i” кривая MAC, является, по существу, кривой спроса на права на загрязнение. Тогда кривая, полученная в результате агрегирования кривых MAC, для предприятий-загрязнителей данного региона (5MAC,), будет отражать региональный спрос на эмиссионные права. Если власти будут увеличивать или сокращать предложение эмиссионных прав, то при данной кривой спроса D рыночные цены на эти эмиссионные права будут, соответственно, расти или уменьшаться.

Высказанное ранее предположение о том, что система торговли правами на загрязнение обладает свойством минимизации затрат для получения требуемого экологического результата, теперь может быть подтверждено. Как следует из рис. 10.3, фирма, принимая решение, сопоставляет рыночную цену на эмиссионное решение с собственными природоохранными затратами. Так поступает любая фирма. Скажем, в случае первой фирмы мы имеем MAC1 = р*. С любой другой фирмой происходит то же самое. Результатом будет:

Таким образом, уравнение (10.3) для рассматриваемого нами случая однородных загрязнителей представляет собой необходимое условие минимизации издержек для всех предприятий-загрязнителей нашей системы рыночной торговли эмиссионными правами. Аналогично образом, нетрудно доказать, что наша система торговли эмиссионными правами является способом получения максимального природоохранного результата (в виде сокращения уровня совокупных выбросов) при некотором данном уровне направляемых на эти цели расходов.

Продолжим анализ системы купли-продажи прав на загрязнение, ее достоинств и свойственных ей ограничений. Прежде всего, наряду с вышеприведенными, данному экономическому инструменту свойственны и другие достоинства. Так, при его применении органам экологического контроля нет необходимости знать функции MAC для отдельных загрязнителей. Он, с одной стороны, гарантирует достижение желаемого уровня качества окружающей среды (напомним, что при применении эмиссионных платежей такая гарантия отсутствует), с другой стороны, позволяет избежать значительных финансовых трансфертов, связанных с применением экологических налогов. Наконец, торговля эмиссионными правами тесно связана с таким традиционно применяемым методом экологического регулирования, как эмиссионные стандарты. Это обстоятельство облегчает, опять же в сравнении с экологическими налогами, введение данного инструмента, причем с позиции как контролирующих инстанций, так и предприятий.

Однако применение торговли правами на загрязнение сопряжено и с рядом проблем. Часть их может быть выявлена с помощью теоретического анализа, на существование других указывает накапливаемый опыт практического применения данной системы.

Так, в дополнительном обсуждении нуждается вопрос о том, может ли торговля эмиссионными правами обеспечить стимулы для природоохранных инноваций более значительные, чем, скажем, традиционные методы регулирования, базирующиеся на экологических стандартах. Вызывает также опасение тот факт, что применение данного инструмента может потребовать существенных административных расходов. Более того, его использование могут вообще заблокировать продолжительные дискуссии о базовом уровне эмиссионных разрешений на выброс, о необходимости официального (в том числе законодательного) одобрения параметров каждой стадии применения данного метода и т.д. Таким образом очевидно, что правовые, равно как и технические, финансовые параметры данного механизма должны быть оговорены заранее.

Существенными могут быть и информационные ограничения. Так, экологическое агентство должно располагать весьма обширной и качественной информацией для установления временных рамок действия конкретных эмиссионных ограничений, иметь эффективную систему экологического мониторинга для контроля за данным рынком, как и за региональной экологической ситуацией.

Дополнительные проблемы связаны с применением торговли эмиссионными правами в условиях несовершенных рыночных структур. Как нетрудно видеть, наш случай с контролем за выбросами со стороны энергетических предприятий относится как раз к такому разряду. В этих условиях реальна опасность концентрации эмиссионных прав в руках фирмы, занимающей монопольные позиции на данном рынке, и установления ею монопольных цен. Причем возможно установление как монопольно высоких цен в случае, когда фирма выступает продавцом эмиссионных прав, так и монопольно низких цен, когда она является их покупателем. Итогом будет устранение основного преимущества торговли правами на загрязнение, а именно: достижение желаемого природоохранного результата при минимальных издержках.

Проведенный анализ вновь подтверждает сделанный ранее вывод о том, что и среди экономических (впрочем, как и административных) инструментов не существует методов, обладающих безусловными достоинствами или недостатками. Экологическое управление является творческим процессом, в ходе которого надо опираться на заложенные в управленческих рычагах возможности, и, вместе с тем, не оставлять без внимания связанные с их применением проблемы..

1 От англ. “Environmental economics” — экономика окружающей природной среды.

2 От англ. “Total External Cost” — совокупные внешние издержки.

Видео (кликните для воспроизведения).

3 От англ. “Marginal External Cost” — предельные внешние издержки.

4 Кроме “сильной” и “слабой” устойчивости в современной энвайронментальной экономической литературе представлены подходы, называемые, соответственно, “очень сильной” и “очень слабой” устойчивостью. Заинтересованный читатель может углубить свои знания в этой области с помощью ряда публикаций [Turner К. (ed.), 1993].


5 В англоязычной литературе оба эти термина —“рукотворный” (man-made) и “техногенный” (human manufactured) — используются как однопорядковые [Gowdy J., O’Hara S., 1997].


http://studfile.net/preview/3300665/page:24/
Права на загрязнение окружающей среды
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here