Принципы привлечения к административной ответственности

Предлагаем ознакомится с материалом в статье: "Принципы привлечения к административной ответственности". Здесь собрана и обработана информация из авторитетных источников. Если вы все же не найдете ответ на свой вопрос, дочитайте статью до конца, если же и после этого не получите ответ, то обратитесь к дежурному консультанту.

Административная ответственность

Понятие, особенности и виды административной ответственности

Позитивная административная ответственность — это требование к будущей активной, инициативной деятельности субъектов административного права.

Традиционная (ретроспективная) административная ответственность — это вид юридической ответственности, выражающейся в применении уполномоченными органами и должностными лицами административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение.

Особенности административной ответственности:

  1. является разновидностью мер как юридической ответственности, так и административного принуждения;
  2. регулируется нормами административного права, которые в совокупности образуют институт административного права;
  3. нормативные основания административной ответственности закрепляются исключительно в законах;
  4. фактическим основанием административной ответственности является административное правонарушение;
  5. субъектами административной ответственности могут быть как физические, так и юридические лица (коллективные субъекты);
  6. реализуется посредством применения мер административных наказаний;
  7. к реализации административной ответственности привлекается широкий круг уполномоченных субъектов (суд, органы исполнительной власти и их должностные лица);
  8. привлечение к административной ответственности не влечет судимости и увольнения с работы (службы);
  9. к административной ответственности чаще привлекают во внесудебном (административном) порядке;
  10. меры административной ответственности реализуются в определенном процессуальном порядке (производство по делам об административных правонарушениях).

Административная ответственность может быть возложена в судебном порядке и в административном (внесудебном) порядке, судебными или исполнительными органами.

В зависимости от наступивших последствий могут применяться материальные, психологические или организационные лишения.

Принципы, цели, функции и основания административной ответственности

Цели административной ответственности:

  1. защита правопорядка;
  2. воспитание граждан в духе уважения к закону;
  3. восстановление социальной справедливости;
  4. предупреждение совершения новых правонарушений.

Функции административной ответственности:

  1. штрафная (карательная) – состоит в том, что административная ответственность, с одной стороны, является средством кары правонарушителя, а с другой – средством предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем (частная превенция), так и иными субъектами права (общая превенция);
  2. воспитательная – состоит в целенаправленном воздействии на сознание субъектов права для формирования положительного отношения к праву;
  3. компенсационная – состоит в восстановлении имущественного положения субъектов права, нарушенного в результате совершенного правонарушения.

Нормативное основание административной ответственности – система юридических норм, определяющих основания и порядок реализации административной ответственности.

Фактическое основание административной ответственности – совершение лицом деяния, содержащего признаки состава административного правонарушения.

Процессуальное основание административной ответственности – вынесение в установленном порядке уполномоченным субъектом постановления (решения) о привлечении к административной ответственности.

Освобождение от административной ответственности и ее исключение по действующему российскому законодательству

Обстоятельства, исключающие административную ответственность, — установленные законодательством юридические факты, схожие с административными правонарушениями, но при которых отношения ответственности не возникают: недостижение возраста административной ответственности (для физических лиц), крайняя необходимость, невменяемость (для физических лиц).

Возраст, по достижении которого наступает административная ответственность, — 16 лет на момент совершения административного правонарушения.

Крайняя необходимость — противоправное деяние, совершенное для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

Невменяемость — состояние, при котором лицо не могло сознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.

Обстоятельства освобождения от административной ответственности — установленные законодательством обстоятельства, при наличии которых отношения административной ответственности возникают, но меры административного наказания не применяются: малозначительность административного правонарушения, издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания, отмена закона, устанавливающего административную ответственность, истечение сроков давности привлечения к административной ответственности, смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

newinspire

Законодательство об административной ответственности

Законодательство об административной ответственности система норм права, закрепленных в КоАП и законах субъектов РФ об административных правонарушениях, устанавливающих принципы и основания административной ответственности, условия и порядок привлечения лица, совершившего административное правонарушение, к административной ответственности.

  1. КоАП;
  2. законы субъектов РФ об административных правонарушениях.

Задачи законодательства об административных правонарушениях:

  • защита личности;
  • охрана прав и свобод человека и гражданина;
  • охрана здоровья граждан;
  • охрана санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
  • защита общественной нравственности;
  • охрана окружающей среды;
  • охрана установленного порядка осуществления государственной власти;
  • защита общественного порядка и общественной безопасности;
  • защита собственности;
  • защита законных экономических интересов физических и юридических лиц;
  • защита общества и государства;
  • предупреждение административных правонарушений.

Действие законодательства об административной ответственности различается:

  1. во времени;
  2. в пространстве;
  3. по кругу лиц.

Действие законодательства об административной ответственности во времени:

  1. лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во времени совершения административного правонарушения;
  2. закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, т. е. распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено;
  3. закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

Действие законодательства об административной ответственности в пространстве: лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит административной ответственности на основании закона, действующего по месту совершения административного правонарушения.

Действие законодательства об административной ответственности по кругу лиц может быть:

  1. общего действия (распространяется на все субъекты);
  2. специального действия.

Виды специальных субъектов:

  • несовершеннолетние;
  • должностные лица;
  • военнослужащие и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов;
  • иностранные граждане и лица без гражданства;
  • юридические лица Российской Федерации;
  • иные лица, в отношении которых предусмотрены какие-либо статутные особенности (родители, лица их замещающие, ранее привлеченные к административной ответственности).
Читайте так же:  Охрана окружающей среды от химического загрязнения презентация

Понятие, применение, принципы и структура административной ответственности

Понятие административной ответственности

Административная ответственность — это предусмотренная законодательством правовая ответственность за совершенное административное правонарушение, связанная с применением административных наказаний (санкций).

Как основная форма и наиболее распространенный вид административного принуждения она имеет свои цели и определенное предназначение в общей системе правовой ответственности.

Задачами законодательства об административных правонарушениях (ст. 1.2 КоАП РФ) являются:

во-первых, охрана прав и свобод человека и гражданина; здоровья граждан; санитарно-эпидемиологического благополучия населения; окружающей среды; установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности; собственности;

во-вторых, защита личности, общественной нравственности, законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений;

в-третьих, предупреждение административных правонарушений.

Этот перечень объектов охраны и защиты следует, видимо, рассматривать в качестве общих родовых объектов посягательств со стороны субъектов административных правонарушений.

Применение административной ответственности

Следует четко разграничивать понятия «установление» и «применение» административной ответственности, а равно и всех других мер административного принуждения.

Установление административной ответственности — издание предусматривающих ее законов.

Формой установления административной ответственности выступают только федеральные и субъектов Российской Федерации законы, в которых сформулированы составы конкретных административных правонарушений и установлены административные санкции за их нарушение. Предметы ведения Российской Федерации и ее субъектов в области законодательства об административной ответственности определяются в соответствии со ст. 71-73 Конституции РФ и ст. 1.3 КоАП РФ.

Формой применения административной ответственности являются принимаемые уполномоченными на то государственными органами исполнительной власти и их должностными лицами индивидуальные (административные) правовые акты применения установленных законодательством административных санкций к конкретным физическим и юридическим лицам, совершившим административное правонарушение.

Применение административной ответственности — это привлечение виновных в совершении административных правонарушений физических и юридических лиц к административной ответственности, применение к ним предусмотренных законом административных наказаний судьями, государственными органами и их должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях (гл. 23 КоАП РФ, ст. 23.1-23.61).

Принципы административной ответственности

В КоАП РФ закреплены всеобщие обязательные требования, то есть принципы привлечения к административной ответственност и: принцип равенства всех перед законом (ст. 1.4); презумпция невиновности (ст. 1.5); обеспечение законности при применении мер административного принуждения (ст. 1.6).

Структура административной ответственности

Структура административной ответственности (как и всех других видов правовой ответственности) включает в себя следующие элементы:

основание административной ответственности (юридическое, фактическое и процессуальное);

правовые условия привлечения к административной ответственности, а также условия, исключающие ее;

субъекты административной ответственности;

санкции (административные наказания), которые всегда и везде выступают абсолютным элементом той или иной разновидности правовой ответственности, ибо по характеру санкции определяется и вид правовой ответственности.

Принципы административной ответственности

Административная ответственность может служить не только це­лям укрепления законности и защиты нарушенных прав и сво­бод граждан и иных лиц.

Государство, его органы, пытаясь искоренить право­нарушения, создать стабильный правопорядок в некоторых слу­чаях используют такие методы борьбы, что сами превращаются в правонарушителей и преступников. Для того чтобы административная ответственность не превраща­лась в свою противоположность, юридическая наука и практика выработали ряд принципов, соблюдая которые государство действует в рамках законности и не переходит той грани, за ко­торой реакция на правонарушение предстает новым правона­рушением . В числе основных принципов административной законно­сти чаще всего называют следующие принципы:

4) неотвратимости административной ответственности;

5) презумпции невиновности;

6) права на защиту лица, привлеченного к ответственности;

7) недопустимости привлечения к ответственности за одно и то же правонарушение два и более раз.

Принцип законности административной ответственности означа­ет, что деятельность государственных органов и должностных лиц по ее применению ответственности ведется в полном соответствии с требованиями действующего законода­тельства и не выходит за пределы его требований, смысла и це­лей.

Ответственность применяется только за совершенное право­нарушение, т.е. виновное противоправное деяние деликтоспособного лица. Никакие иные факты и обстоятельства не могут служить основанием для применения санкций. Ответственность применяется компетентным органом или должностным лицом. При этом значитель­ная часть административных проступков рассматриваются только судами. Важной гарантией защиты прав и свобод чело­века является закрепленный ст. 47 Конституции РФ принцип, согласно которому никто не может быть лишен права на рас­смотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности кото­рых оно отнесено законом.

Избранная мера ответственности правонарушителя ограни­чивается пределами санкции нарушенной нормы. При опреде­ленных условиях она может назначаться и ниже низшего преде­ла.

Принцип обоснованности ответственности понимается как всестороннее, полное и объективное рассмотрение обстоя­тельств дела. Реализация данного принципа означает, что:

1) собранные по делу обстоятельства соответствуют действи­тельности;

2) противоправное деяние и связанные с ним обстоя­тельства раскрыты полно, а привлекаемое лицо изобличено в совершении правонарушения;

3) по делу выявлены обстоятель­ства как отягчающие, так и смягчающие вину правонарушителя.

Важной гарантией обоснованности ответственности высту­пает закрепленное Конституцией РФ положение, согласно кото­рому запрещается использование доказательств, полученных с нарушением закона.

Справедливость административной ответственности означает одобрение и поддержку населением, иными институтами граж­данского общества меры, примененной государственными орга­нами к правонарушителю. Решение по делу может признаваться справедливым при непременном соблюдении принципов закон­ности и обоснованности. Если мера ответственности была при­менена с нарушением закона или без выяснения всех обстоя­тельств дела, установления истины, то она не может призна­ваться справедливой потому, что нарушены ее основы в процес­се правоприменительной деятельности. Однако соблюдение названных принципов не гарантирует справедливости вынесенно­го решения. Ибо возможны решения, которые основываются на законе и соответствуют ему, но по существу представляют собой типичное беззаконие. Поэтому принцип справедливости административной ответственности имеет самостоятельное значение.

Читайте так же:  Несанкционированная свалка среди жилых домов

Справедливость административной ответственности, в частности, означает, что:

1) нельзя назначать меры уголовного наказания за административные проступки;

2) административную ответственность должен нести тот, кто совершил правонарушение;

3) наказание должно соответствовать, быть соразмерным тяже­сти совершенного правонарушения. Нарушение этого требова­ния справедливости означает и незаконность самого решения.

Конечно, в обществе, характеризующемся противоречивыми интересами и правовыми взглядами, принцип справедливости может пониматься и применяться различным образом. Решение, которое одной частью населения может признаваться справед­ливым, порой оценивается прямо противоположным образом другой частью населения. Поэтому критерием справедливости должны выступать не столько моральные нормы, разделяемые той или иной частью населения, сколько нормы, основанные на общечеловеческих ценностях и отражающие интересы всего об­щества или большинства его членов.

Принцип неотвратимости ответственности означает, что лю­бое лицо независимо от своего служебного ли материального положения, иных обстоятельств подлежит заслуженному нака­занию за совершенное им правонарушение. Содеянное должно получить публичную огласку и подвергнуться государственному осуждению со стороны компетентных органов государства. Во­прос о наказании правонарушителя решается индивидуально. Действующее законодательство разрешает не применять мер государственного принуждения, если по обстоятельствам делам их применение признается нецелесообразным.

Осуществление принципа неотвратимости наказания являет­ся необходимым условием эффективности административной ответ­ственности, обеспечения действенности ее функций. Неотврати­мость ответственности обеспечивается деятельностью милиции, прокуратуры, иных правоохранительных органов, которые должны оперативно выявлять лиц, совершивших административные проступки, изобличать их в противоправ­ных деяниях. Суды в свою очередь должны выносить справед­ливые решения. Однако реализовать надлежащим образом этот принцип не удается ни одному современному государству.

Все ситуации, когда правонарушитель не несет заслуженной ответственности, негативно сказываются на правосознании гражданского общества. Резко падает престиж действующих законов. В сознании населения усиливается действие негатив­ных оценок, как действующего законодательства, так и власти, неспособной последовательно и полно провести принцип неот­вратимости наказания.

Действие принципа неотвратимости наказания не должно нарушать другого принципа ответственности — презумпции невиновности.

Презумпция невиновности распространяется на сферу ад­министративных проступков, обязанность выявления и пресечения которых лежит на органах государства и должностных лицах. Ибо каждый граждан, иное лицо не мо­жет признаваться виновным в совершении проступков ранее, чем это будет доказано компетентными органами и установлено принятыми ими решениями. Граждане также освобождаются от обязанности доказывать свою невиновность в совершении ад­министративного проступка.

Важнейшим принципом административной ответственности, при­званным обеспечивать реальное действие презумпции невинов­ности, является право на защиту и квалифицированную юриди­ческую помощь.

Право на защиту выражается в виде процессуальных прав привлеченного к ответственности знать суть обвинения, приво­дить доказательства своей невиновности, обжаловать действия и решения правоприминителя в вышестоящие органы или в суд. Кроме того, привлеченный к ответственности может пользо­ваться квалифицированной юридической помощью.

Важнейшим принципом административной ответственности, на­правленным на защиту прав лиц, совершивших противоправное деяние, является принцип, согласно которому никто не может быть повторно привлечен к ответственности за одно и то же правонарушение. Принцип известен со времен Древнего Рима в форме изречения — «не дважды за одно». Суть принципа выра­жается в том, что дело не может быть заведено (возбуждено) по факту правонарушения, в отношении которого имеется всту­пившее в силу решение компетентного правоприминительного органа или должностного лица.

Этот принцип не применяется в случаях, когда одно и то же противоправное деяние выступает основанием для привлечения к разным видам ответственности. Например, лицо, пригово­ренное к лишению свободы за кражу, одновременно обязуется возместить материальный ущерб потерпевшему. В данном слу­чае применяются два вида санкций: штрафная – в виде лишения свободы и правовосстановительная – в виде обязанности воз­местить материальный ущерб. Примером противоправного дея­ния, за совершение которого могут применяться два вида штрафных санкций, служит мелкая кража, совершенная лицом по месту работы. Применение к лицу мер административного взыскания дает основание работодателю уволить работника с работы.

Принципы административной ответственности

Административная ответственность основывается на принципах законности, равенства перед законом, неотвратимости ответственности, виновной ответственности, справедливости и гуманизма.

Привлечение и освобождение от административной ответственности осуществляются не иначе как по постановлению (решению) компетентного органа (должностного лица) и на основании закона.

Физические лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом и подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Юридические лица, привлекаемые к административной ответственности, равны перед законом и подлежат административной ответственности независимо от формы собственности, места нахождения, организационно-правовой формы и подчиненности, а также других обстоятельств.

Каждое физическое лицо, признанное виновным в совершении административного правонарушения, а также юридическое лицо, вина которого по отношению к совершенному административному правонарушению установлена, подлежат привлечению к административной ответственности.

Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Административная ответственность должна быть справедливой и гуманной, то есть административное взыскание должно назначаться с учетом характера и вредных последствий совершенного административного правонарушения, обстоятельств его совершения, личности физического лица, совершившего административное правонарушение.

Физическому лицу, совершившему административное правонарушение, должно быть назначено административное взыскание, необходимое и достаточное для его воспитания. Административное взыскание не имеет своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий.

Читайте так же:  Признать протокол об административном правонарушении незаконным

Административное взыскание, налагаемое на юридическое лицо и индивидуального предпринимателя, не имеет целью причинение вреда их деловой репутации.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 8629 —

| 7458 — или читать все.

45.Понятие, цели и принципы административной ответственности.

административная ответственность – это вид юридической ответственности, выражающейся в применении уполномоченными органами и должностными лицами административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение.

Принципы административной ответственности следующие:

Видео (кликните для воспроизведения).

принцип законности (лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.Применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом);

• индивидуализация ответственности (в процессе привлечения к административной ответственности необходимо исследовать весь комплекс факторов, определенных законодательством, избегая шаблонов и стереотипов);

• ответственность субъекта права лишь за свои проступки (к административной ответственности привлекается субъект, совершивший административное правонарушение);

• ответственность только за виновные деяния (субъект подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, по которым будет доказана его вина, ответственность без вины недопустима);

• принцип справедливости (состоит в том, что наказание должно быть соразмерно содеянному);

• принцип целесообразности (предполагает соответствие избираемой меры административно-правового воздействия целям административной ответственности);

• принцип гуманизма (применение мер ответственности не должно унижать человеческое достоинство, честь и другие естественные права и свободы граждан);

• принцип презумпции невиновности (лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица;

• принцип своевременности (состоит в том, что ответственность за административное правонарушение должна наступать максимально быстро).

Цели административной ответственности:

1) защита правопорядка;

2) воспитание граждан в духе уважения к закону;

3) восстановление социальной справедливости;

4) предупреждение совершения новых правонарушений. Функции административной ответственности:

1) штрафная (карательная) – состоит в том, что административная ответственность, с одной стороны, является средством кары правонарушителя, а с другой – средством предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем (частная превенция), так и иными субъектами права (общая превенция);

2) воспитательная – состоит в целенаправленном воздействии на сознание субъектов права для формирования положительного отношения к праву;

3) компенсационная – состоит в восстановлении имущественного положения субъектов права, нарушенного в результате совершенного правонарушения.

Нормативное основание административной ответственности – система юридических норм, определяющих основания и порядок реализации административной ответственности.

Фактическое основание административной ответственности – совершение лицом деяния, содержащего признаки состава административного правонарушения.

Процессуальное основание административной ответственности – вынесение в установленном порядке уполномоченным субъектом постановления (решения) о привлечении к административной ответственности.

Принципы административной ответственности

Дата добавления: 2013-12-23 ; просмотров: 7150 ; Нарушение авторских прав

Для самоконтроля полученных знаний выполните тренировочные задания из набора объектов к текущему параграфу

1 Административное право: учеб. / под ред. Л. Л. Попова. М., 2002. С. 399.

2 Административное право: учеб. 2-е изд., перераб и доп. / под ред. Л. Л. Попова. М., 2005. С. 342, 343.

3 См.: Бахрах Д. Н., Россинский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право: учеб. для юридических вузов. М., 2004. С. 483485.

Задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охрана окружающей среды, собственности, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности мерами административного воздействия (см. ст. 1.2 КоАП РФ). Эти задачи конкретизированы в законодательно закрепленных принципах (руководящих началах, идеях) административной ответственности, в том числе в КоАП РФ.

Принципы административной ответственности получили свое отражение как в материальных, так и в процессуальных нормах КоАП РФ.

Принцип законности, являющийся одним из основополагающих принципов, распространяется на все положения об административной ответственности, в том числе на все стадии производства. Он заключается в том, что привлекаемое к ответственности лицо не может подвергаться административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Применение уполномоченным на то органом или должностным лицом наказания и мер обеспечения производства должно осуществляться в пределах их компетенции в соответствии с законом (ст. 1.6 КоАП РФ). Только КоАП РФ определяет виды административных наказаний; только на федеральном уровне установлен порядок производства по делам об административных правонарушениях, подведомственность дел судьям и иным субъектам административной юрисдикции.


Принцип достижения объективной (материальной) истины также относится к числу основополагающих принципов административной ответственности. Он непосредственно вытекает из задач производства по делам об административных правонарушениях. Реализации этого принципа служат установление обстоятельств, подлежащих выяснению по делу, и определение источников доказательств (гл. 26 КоАП РФ), установление обстоятельств, исключающих возможность участия в производстве по делу и рассмотрения дела, регламентация заявления отводов и ходатайств (ст. 24.4, 25.12, 25.13, 29.2, 29.3 КоАП РФ) и др.

Читайте так же:  Виды административных правонарушений проступков

Презумпция невиновности, провозглашенная ст. 49 Конституции РФ, имеет принципиально важное значение в сфере применения законодательства об административных правонарушениях, поскольку служит гарантией защиты невиновного лица от применения мер административного принуждения. Это достигается следующими положениями:

1) лицо подлежит ответственности только за те нарушения, в отношении которых установлена его вина;

2) лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ, и не установлена вступившим в законную силу постановлением;

3) привлекаемое к ответственности лицо не обязано доказывать свою невиновность;

4) неустраненные сомнения в виновности указанного лица толкуются в его пользу (ст. 1.5 КоАП РФ).

Принцип охраны чести и достоинства личности заключается в том, что при применении мер административного принуждения не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство (ст. 1.6 КоАП РФ).

Принцип обеспечения права на защиту является важной гарантией обеспечения защиты своих прав и законных интересов соответствующими участниками производства по делу. Право на обжалование постановления по делу, а также решения, вынесенного по жалобе на это постановление, может быть реализовано в соответствии с нормами гл. 30 КоАП РФ.

Принцип равенства перед законом проявляется в том, что физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств, а юридические лица  независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также иных обстоятельств. Особые условия применения мер административного принуждения к отдельным категориям лиц (депутатам, судьям, прокурорам и иным лицам) устанавливаются Конституцией РФ и другими законами (ст. 1.4 КоАП РФ).

Принцип ведения производства на государственном языке служит важной гарантией реализации принципов законности и достижения объективной истины. В соответствии со ст. 24.2 КоАП РФ производство по делу ведется на русском языке  государственном языке Российской Федерации либо на государственном языке республики, на территории которой находится субъект, рассматривающий дело. Вместе с тем следует обратить внимание на то, что согласно Федеральному закону от 1 июня 2005 г. № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» русский язык как государственный язык Российской Федерации подлежит обязательному использованию в гражданском, уголовном, административном судопроизводстве (ст. 3 указанного Федерального закона).

Участникам производства, не владеющим языком, на котором оно ведется, обеспечивается право выступать и давать объяснения, заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на родном языке или на другом свободно избранном указанными лицами языке общения, а также пользоваться услугами переводчика (ст. 24.2 КоАП РФ).

Принцип гласности заключается в том, что дела об административных правонарушениях подлежат открытому рассмотрению, за исключением случаев, когда это может привести к разглашению государственной, военной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны либо этого требуют интересы безопасности участников производства, членов их семей, их близких, а также защиты чести и достоинства указанных лиц (ст. 24.3 КоАП РФ).

Принцип независимости судей, органов и должностных лиц, осуществляющих производство по делам об административных правонарушениях, выражается в том, что они оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, которое основано на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела, причем никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу (ст. 26.11 КоАП РФ).

Принцип оперативности производства заключается в том, что в КоАП РФ установлены сравнительно краткие сроки давности привлечения к административной ответственности и давности исполнения постановления о назначении наказания (ст. 4.5, 31.9 КоАП РФ). Помимо этого регламентированы различные процессуальные сроки, направленные на оперативное рассмотрение дела, в том числе сроки составления протокола об административном правонарушении и направления его субъекту административной юрисдикции, сроки рассмотрения дела, обжалования постановления и рассмотрения жалобы или протеста, вступления постановления в законную силу и обращения его к исполнению (ст. 28.5, 28.6, 29.6, 30.3, 30.5, 31.1, 31.3 КоАП РФ).

Принцип экономичности производства проявляется прежде всего в том, что наиболее многочисленную группу субъектов, осуществляющих производство по делам об административных правонарушениях, составляют различные категории должностных лиц, сочетающих указанную деятельность с иными функциональными обязанностями.

Следует также иметь в виду установленные правила отнесения издержек по делу, которые состоят из сумм, выплаченных свидетелям, понятым, специалистам, экспертам и переводчикам и израсходованных на хранение, перевозку (пересылку) и исследование вещественных доказательств. Если физическое лицо совершило административное правонарушение, предусмотренное КоАП РФ, издержки относятся на счет федерального бюджета, а предусмотренное законом субъекта РФ  на счет бюджета соответствующего субъекта. Если же нарушение совершено юридическим лицом, издержки, за исключением сумм, выплаченных переводчику, относятся на счет этого лица. Что касается сумм, выплаченных переводчику, то они относятся на соответствующие счета аналогично правилам, установленным в отношении нарушений, совершенных физическим лицом. Эти же правила применяются в отношении остальных издержек в случае прекращения производства по делу о правонарушении, совершенном юридическим лицом (ст. 24.7 КоАП РФ).

Понятие, функции и принципы административной ответственности

Административная ответственность как вид юридической ответственности представляет собой особое правовое состояние, когда лицо, нарушившее правовую норму, обязано претерпеть определенные правовые последствия – лишения и ограничения, применяемые к нему государством.

Выражается административная ответственность в назначении органом или должностным лицом, наделенным соответствующими полномочиями, административного наказания лицу, совершившему правонарушение.

Административной ответственности присущи все признаки юридической ответственности. Она регулируется нормами права, состоит в официальном осуждении лица и применении к нему санкций правовых норм, за правонарушение уполномоченными на то субъектами власти, в процессуальной форме.

Читайте так же:  Штраф за нарушение тишины в многоквартирном

Административная ответственность в отличие от других видов юридической ответственности (уголовной, материальной, дисциплинарной) обладает следующими признаками:

1. Она регулируется нормами административного права, содержащимися в федеральных законах и законах субъектов РФ.

2. Основанием ее применения является административное правонарушение.

3. Административная ответственность налагается за правонарушения, не представляющие высокой степени общественной опасности, в отличие от них преступления представляют несоизмеримо более высокую степень опасности для общественных и частноправовых интересов;

4. К ней привлекаются физические лица (граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели), а также юридические лица.

5. Она применяется должностными лицами исполнительных органов государственной власти, коллективными органами (комиссиями по делам несовершеннолетних, административными комиссиями), а также судами.

6. Меры административной ответственности применяются к лицам, не связанными служебной подчиненностью с органами и судьями, уполномоченными на ее применение и наделенными для этого государственно-властными полномочиями (в отличие от дисциплинарной ответственности, когда меры взыскания применяются в основном в порядке подчиненности вышестоящим органом или должностным лицом);

7. Применение административной ответственности не влечет судимости лица, совершившего правонарушение. Это лицо считается подвергнутым административному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения наказания;

8. Порядок привлечения к административной ответственности урегулирован административно-процессуальными нормами.

Все перечисленные признаки характерны для любых видов административной ответственности, применяемой к физическим и юридическим лицам, как на основании КоАП РФ, так и на основании иных специальных федеральных законов.

Структура административной ответственности включает в себя следующие элементы:

1. Основание административной ответственности (юридическое, фактическое, процессуальное);

2. Правовые условия привлечения к административной ответственности, а также исключающие её;

3. Субъекты административной ответственности;

4. Санкции (административные наказания).

Целями административной ответственности являются:

1. Наказание лица за совершение административного правонарушения;

2. Выработка у правонарушителя уважения к законам, конституционному строю, правам и свободам других лиц;

3. Предупреждение совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Функциями административной ответственности являются:

Превентивная (предупредительная) функция, побуждающая юридических и физических лиц к соблюдению законодательства, которую необходимо рассматривать в качестве нравственной акции, цель которой — создать необходимые этические предпосылки, способные предотвратить правонарушение.

Альтернативная функция ответственности по административному праву проявляется прежде всего в общегосударственных интересах. Любое государство объективно заинтересовано в правовой регламентации особых методов публичного воздействия, не сопряженных с применением к гражданам (подданным) и юридическим лицам специальных мер физического или психического принуждения, свойственных уголовному преследованию.

Правозащитная функция заключена в создании специального правового механизма, способного оградить частноправовые интересы граждан от властного произвола государственных органов.

Применение любых мер административной ответственности сопряжено с ограничением конституционных прав граждан (ч.2 ст. 55 Конституции РФ), но подобные ограничения возможны лишь в случаях, указанных в Конституции РФ.

Правозащитная функция КоАП РФ как свода норм, устанавливающих административную ответственность, проявляется и в законодательной регламентации мер административного пресечения, а также видов административных наказаний.

Другая цель правозащитных функций — в обеспечении надлежащих процессуальных предпосылок применения административных санкций.

Административная ответственность строится на некоторых основополагающих идеях (принципах).

Принцип законности заключается в том, что административная ответственность может иметь место за те деяния, которые определены законом. Меры административной ответственности должны назначаться в порядке и пределах, установленных законом. Возложение административной ответственности по аналогии не допускается.

Принцип объективной истины выражается в том, что решение о привлечении к административной ответственности должно приниматься на основе всестороннего, полного и объективного выяснения обстоятельств каждого дела.

Всесторонность исследования обстоятельств дела состоит в исчерпывающем познании обстоятельств, входящих в предмет доказывания и имеющих значение по делу.

Полнота рассмотрения обстоятельств дела означает получение необходимой совокупности доказательств, достаточной для подтверждения обстоятельств, подлежащих доказыванию.

Объективность рассмотрения обстоятельств дела означает получение необходимой совокупности, доказательств, достаточной для подтверждения обстоятельств, подлежащих доказыванию.

Принцип вины заключается в том, что лицо подлежит административной ответственности только за те общественно опасные деяния и наступившие вредные последствия, в отношении которых установлена его вина.

Принцип равенства перед законом состоит в том, что лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом независимо от естественных различий. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других подобных обстоятельств. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовой формы, формы собственности и подчиненности.

Принцип неотвратимости ответственности состоит в том, что ни одно из административных правонарушений не должно остаться незамеченным для государства, а меры административной ответственности за совершенное правонарушение должны применяться быстро и оперативно.

Принцип справедливости и целесообразности означает, что меры административной ответственности должны соответствовать тяжести совершенного административного правонарушения. При возложении административной ответственности должны учитываться обстоятельства, отягчающие административную ответственность, и обстоятельства, смягчающие административную ответственность.

Принцип гуманизма состоит в том, что действия по привлечению к административной ответственности, совершаемые в отношении правонарушителя, не должны причинять физическому лицу страдания или унижения его человеческого достоинства, если правонарушитель- физическое лицо, а также наносить вред деловой репутации, если нарушитель — юридическое лицо.

Видео (кликните для воспроизведения).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источники

Принципы привлечения к административной ответственности
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here