Принципы производства по делам об административных правонарушениях

Предлагаем ознакомится с материалом в статье: "Принципы производства по делам об административных правонарушениях". Здесь собрана и обработана информация из авторитетных источников. Если вы все же не найдете ответ на свой вопрос, дочитайте статью до конца, если же и после этого не получите ответ, то обратитесь к дежурному консультанту.

Лекция 9. Производство по делам об административных правонарушениях

9.2. Общие положения производства по делам об административных правонарушениях

Производство по делам об административных правонарушениях — особый вид процессуальной деятельности, урегулированная законом процедура рассмотрения определенной группы дел по наложению административных наказаний. Таким образом, производство по делам об административных правонарушениях является составной частью административного процесса.

Задачи производства по делам об административных правонарушениях, согласно ст. 24.1 КоАП РФ:

— всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение всех обстоятельств каждого дела;

— разрешение его в соответствии с законом;

— обеспечение исполнения вынесенного постановления;

— выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Система принципов производства по делам об административных правонарушениях основывается на принципах — основных положениях, руководящих идеях, закрепленных в Конституции РФ, административном и ином законодательстве.

— принцип законности (точное и неуклонное исполнение закона всеми участниками административных правоотношений);

— обеспечение привлекаемому к ответственности права на защиту (лицо, привлекаемое к административной ответственности, пользуется на всех стадиях производства правами для доказывания своей невиновности либо для приведения обстоятельств, смягчающих ответственность);

— гласность производства по делам об административных правонарушениях (производство по делам об административных правонарушениях осуществляется гласно и открыто, за исключением случаев, когда это может привести к разглашению охраняемой законом тайны или если этого требуют интересы обеспечения безопасности лиц, участвующих в производстве по делам об административных правонарушениях);

— принцип объективной истины (в ходе рассмотрения дела должны выявляться все обстоятельства: факт совершения правонарушения, виновность или невиновность лица, привлекаемого к административной ответственности, смягчающие и отягчающие ответственность обстоятельства и др.);

— принцип оперативности (сжатые сроки рассмотрения дел, наложения административных наказаний и др.);

— принцип равенства граждан перед законом и органом, рассматривающим дело (независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования и других обстоятельств);

— принцип непосредственности (дела об административных правонарушениях рассматриваются в присутствии лица, привлекаемого к административной ответственности);

— принцип публичности (законодательство об административных правонарушениях осуществляется в интересах государства и от его имени);

— принцип состязательности (участники производства по делам об административных правонарушениях наделены равными процессуальными правами);

— принцип национального языка (лицо, привлекаемое к административной ответственности, вправе выступать и давать объяснения, заявлять ходатайства, приносить жалобы на родном языке либо ином избранном им языке общения и пользоваться услугами переводчика).

Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.

Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств (ст. 24.5 КоАП РФ):

— отсутствие события административного правонарушения;

— отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий или бездействия возраста, предусмотренного законом для привлечения к административной ответственности;

— невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие);

— действия лица в состоянии крайней необходимости;

— издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;

— отмена закона, установившего административную ответственность;

— истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;

— наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания либо о прекращении производства по делу об административном правонарушении или постановления о возбуждении уголовного дела;

— смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

http://www.aup.ru/books/m228/10_2.htm

Задачи и принципы производства по делам об административных правонарушениях

Статья 24.1 КоАП гласит, что «Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений».

Всесторонность рассмотрения обстоятельств дела.

Для правильного вынесения решения по делу необходимо соблюсти все тонкости и формальности в деле. И непосредственно, что касается лица, в отношении которого ведется данное производство, то здесь необходимо учитывать все субъективные и объективные факторы, которые возникли до, присутствовали в момент и после совершения административного правонарушения. В качестве субъективной характеристики необходимо рассмотреть лицо, в отношении которого ведется производство: его вину, степень участия (если не один совершал проступок), мотивы, цели совершения административного проступка, а также состояние (степень) раскаяния в содеянном.

Что же касается объективного критерия, то к нему относятся: степень и характер общественной опасности административного правонарушения, орудия и средства, с помощью которых совершался проступок, место, обстоятельства, влияние данного проступка на окружающих и иные обстоятельства. Необходимо также рассмотреть отягчающие и смягчающие вину обстоятельства.

Всестороннее и полное рассмотрение всех обстоятельств по делу позволяет наиболее четко и ясно представить картину случившегося. А это в свою очередь способствует в дальнейшем, вынесению соответствующего нормам административного права решения (постановления) суда о мерах наказания по отношению к лицу, совершившего административное правонарушение.

Полнота рассмотрения обстоятельств дела.

Данная задача заключается в том, что государственный орган или должностное лицо в производстве которого находится дело об административном правонарушении обязано провести полный анализ имеющихся материалов по делу и обстоятельств совершенного правонарушения. В процессе реализации данной задачи в рамках производства по делу об административном правонарушении уполномоченные лица исследуют не только имеющиеся по делу материалы, но и при возникающих дополнительных обстоятельствах обязаны провести их полный анализ, либо истребовать дополнительные материалы, необходимые для правильного принятия решения по делу.

Задача объективности (материальной истины) представляет собой обязанность государственных органов и должностных лиц, уполномоченных вести процесс: выяснить правовые, фактические и процессуальные основания административной ответственности, установить виновность субъекта, последствия причинения имущественного и морального ущерба, обстоятельства, отягчающие и смягчающие ответственность, а также ряд иных данных, имеющих важное значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела.

Читайте так же:  Шаблон обжалования постановления об административном правонарушении

К тому же, данная задача включает беспристрастность, непредвзятость, уважительно-культурное обращения как к привлекаемому субъекту, так и к его ходатайствам и обращениям (заявлениям), а также равные и ровные отношения со всеми участниками производства.

Для реализации данной задачи, а именно задачи объективности не достаточно просто закрепить его основы, необходимо их реализовывать, действовать во исполнение данного принципа. К тому же ч.1 ст.19 Конституции РФ провозглашает, что «все равны перед законом и судом».[230] Далее в статье закрепляется равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, религиозных убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

Данная задача предполагает, что в основе любого рассматриваемого дела должны быть установлены (предусмотрены) в соответствии с законом сроки, в течение которых необходимо осуществить как отдельную стадию производства по делам об административных правонарушениях, так и все производство по конкретному делу в целом.

Таким образом, своевременность выяснения обстоятельств означает соблюдение предусмотренных соответствующими статьями Кодекса процессуальных сроков, способствующих неотвратимости привлечения виновных субъектов к ответственности, что также служит превентивной (предупредительной) мерой в отношении будущего поведения.

Данная задача полностью достигается только в том случае, если соблюден порядок в отношении всех сроков по конкретному делу.

Законность по своему содержанию представляет собой сплав задачи производства и принципа производства одновременно. Это и понятно, т.к. данное положение существенно влияет на весь процесс производства по делам об административных правонарушениях.

Законность — это неотъемлемый элемент демократически организованного общества.

Законность — прежде всего:

а) наличие закона как основной правовой формы регулирования главных общественных отношений. Это значит, что КоАП должен строго соответствовать Конституции РФ и выступать в качестве юридически узаконенного баланса интересов всех классов и социальных групп, а также наций и этнических групп, образующих единую государственно-правовую общность;

б) демократический характер закона и всех предписаний, на нем основанных, которые должны способствовать обеспечению прав и свобод личности, ее законных интересов, нормальной жизни и гражданского общества;

в) обеспечения государством строгого соблюдения и применения закона всеми субъектами права.

Необходимо также отметить, что помимо перечисленных выше задач, к ним относят еще исполнение вынесенного постановления и превентивно-предупредительная задачи. Реализация первой задачи требует активной, разносторонней, организаторской, правоприменительно-юрисдикционной деятельности. Вторая задача призвана выявить причины и условия, способствующие совершению административных проступков.

Принципы производства по делам об административных правонарушениях:

Производство должно осуществляться с соблюдением вытекающих из законодательства принципов. Перечислим наиболее общие из них:

1. Принцип равенствалиц, совершивших административные правонарушения, перед законом.

2. Принцип презумпции невиновности.

3. Принцип осуществления производства по делам об административных правонарушениях на национальном языке населения.

4. Принцип гласности рассмотрения дел.

5. Принцип материальной истины.

6. Принцип самостоятельности принятия решения.

Принцип равенствалиц, совершивших административные правонарушения, перед законом.

Это означает, что физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. А юридические лица — независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также от других обстоятельств.[231]

Данный принцип влился в административное производство из основного закона государства- Конституции РФ, а именно ст. 19.[232]

Подразумевая под собой равенство всех лиц, совершивших административные правонарушения во всех отношениях, данный принцип несет в себе один из основополагающих аспектов, который применяется при рассмотрении дел об административных правонарушениях.

При рассмотрении дела об административных нарушениях судья должен исходить из закрепленного в ст. 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности — презумпции невиновности, в отношении, которого осуществляется производство по делу.

Реализации принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности должны толковаться в пользу этого лица.[233]

Данный принцип влился в административный процесс, точнее производство по делам об административных правонарушениях из ч.1 ст. 49 Конституции РФ. Согласно же ст. 1.5 КоАП «лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Принцип осуществления производства по делам об административных правонарушениях на национальном языке населения.

Данный принцип получает в некоторой учебной литературе название принципа родного языка[234], что не искажает сущностного понимания данного принципа.

Часть 1 ст. 24.2 КоАП гласит, что «производство по делам об административных правонарушениях ведется на русском языке – государственном языке Российской Федерации. Наряду с государственным языком Российской Федерации производство по делам об административных правонарушениях может вестись на государственном языке республики, на территории которой находится судья, орган, должностное лицо уполномоченное рассматривать дела об административных правонарушениях».

Известно, что национальный язык играет очень важную роль как средство межличностного общения. Кроме того, это очень важный элемент культуры, основная форма проявления национального и личностного самосознания.[235]

В свою очередь лицам, участвующим в производстве по делу об административном правонарушении и не владеющим языком, на котором ведется производство по делу, обеспечивается право выступать и давать объяснения, заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на родном языке либо на другом свободно избранном указанными лицами языке общения, а также пользоваться услугами переводчика.[236] Процессуальные документы лицам, участвующим в деле, должны вручаться в переводе на языке, которым они владеют.

Принцип гласности рассмотрения дел.

Дела об административных правонарушениях подлежат согласно ч.1 ст.24.3 КоАП, открытому рассмотрению, за исключением случаев, если это может привести к разглашению государственной, военной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны, а равно в случаях, если этого требуют интересы обеспечения безопасности лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, членов их семей, их близких, а также защиты чести и достоинства указанных лиц.

На данном принципе, а именно принципе гласности (открытости) в деятельности всех государственных органов, включая административно-юрисдикционную систему, зиждется демократическая система российского общества.

Граждане, достигшие 16-летнего возраста, представители общественности, средств массовой информации вправе присутствовать в зале заседаний, делать письменные заметки, а также фиксировать все происходящее в зале судебного разбирательства.

Читайте так же:  Шумные работы на улице в выходные дни

Перечисленные выше принципы производства по делам об административных правонарушениях являются базовыми. Несомненно, существуют и другие принципы, которые выделяются также самостоятельно и их перечень достаточно широк. Принцип материальной истины, предполагающий, что законодательство об административных правонарушениях наделяет суд, орган, должностное лицо теми доказательствами по делу, которыми являются любые фактические данные, устанавливающие наличие или отсутствия административного правонарушения, виновность данного лица в его совершении и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Принцип самостоятельности принятия решения вытекает из принципа материальной истины, который трансформируется в принятие решения конкретным судом, органом, должностным лицом.

Рассмотренные задачи и принципы, которые присутствуют при производстве по делам об административных правонарушениях, важны и должны непосредственно присутствовать при данном производстве. При помощи таких отправных начал и должно происходить разрешения конкретного дела в отношении лица, которое совершило административное правонарушение Они позволяют лицу, совершившему административный проступок оградиться его от негативного субъективного воздействия, прежде всего от органа, который уполномочен вести его дело. К тому же принципы позволяют охарактеризовать весь процесс производства и подчеркнуть его сущностную объективную природу.

В статье 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрены обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении:

1. Отсутствие события административного правонарушения;

2. Отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправного действия возраста 16 лет или невменяемость лица, совершившего правонарушение;

3. Действие лица в состоянии крайней необходимости;

4. Издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;

5. Отмена закона, установившего административную ответственность;

6. Истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;

7. Наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела;

8. Смерть физического лица в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

| следующая лекция ==>
Понятие, правовая основа, основные элементы и виды производства по делам об административных правонарушениях | Понятие, виды и оценка доказательств по делам об административных правонарушениях

Дата добавления: 2017-08-01 ; просмотров: 1410 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

http://helpiks.org/9-24947.html

ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

Правовой базой административного производстваявля­ется Кодекс об административных правонарушениях, который содержит нормы права, закрепляющие задачи производства по делам об административных правона­рушениях, порядок оформления дел этой категории, их рассмотрение (место, сроки и т. п.), порядок обжалования и опротестования, исполнение постановления.

Таким образом, мы видим, что в задачах администра­тивного производства реализуются: охранительная, пре­дупредительная и воспитательная функции (схема 13).

Принципы производства по делам об административных правонарушениях— это основные, носящие обобщенный характер положения, руководящие идеи, закрепленные в Конституции Российской Федерации, законодательстве об административной ответственности или вытекающие из конституционного и текущего законодательства.

Основные задачи производства по делам об административных правонарушениях:

· Своевременное, всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела

· Разрешение дела о правонарушении в точном соответствии с законодательством

· Обеспечение исполнения вынесенного постановления

· Выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений

· Воспитание граждан в духе соблюдения законов

Принципами производства по делам об административных правонарушениях являются:

1. Принцип законности.Этот принцип означает, во-первых, точное и неуклонное исполнение закона всеми участниками административно-процессуальных отно­шений, обеспечение прав и законных интересов граж­дан, а во-вторых, что такие меры могут быть применены только к лицам, виновным в совершении противоправ­ных деяний, за которые предусмотрена административ­ная ответственность.

2. Право на защитуреализуется предоставлением лицу, привлекаемому к административной ответственности, необходимых правовых возможностей для доказывания своей невиновности либо приведения обстоятельств, смягчающих его вину. Названное лицо пользуется широ­кими правами на всех стадиях производства:

— по закону оно может знакомиться с предъявленным обвинением и материалами дела;

— давать объяснения, заявлять ходатайства;

— представлять доказательства, обжаловать постановления;

— требовать возмещения причиненного ущерба. Ука­занные положения закреплены в ст. 247 и 40 Кодек­са об административных правонарушениях.

3. Гласность производства.Этот принцип проявляется в том, что производство по делам об административных пра­вонарушениях осуществляется гласно, открыто как по ме­сту нахождения органа административной юрисдикции, так и в иных местах (например, непосредственно в трудо­вых коллективах, по месту учебы или жительства наруши­теля) (ст. 229 КоАП).

4. Принцип объективной истины.Строгое соблюдение законности возможно только тогда, когда в ходе разреше­ния дела будут выявлены все обстоятельства и их взаимные связи в том виде, в каком они существовали в действитель­ности. Доказыванию и оценке подлежат:

— факт совершения правонарушения;

— виновность или невиновность лица, привлекаемого к административной ответственности;

— смягчающие и отягчающие ответственность обстоя­тельства;

— основания для взыскания имущественного ущерба и его размер;

— основания для прекращения производства по делу и применения к виновному мер общественного воспи­тания (ст. 259 КоАП).

5. Принцип оперативности.Этот принцип обусловлен многочисленностью и несложностью административных правонарушений, краткостью материально-правовых и процессуально-правовых сроков. Например, давности на­ложения административного взыскания — не позднее двух месяцев со дня совершения или обнаружения право­нарушения. В Кодексе об административных правонару­шениях законодатель установил сжатые сроки рассмотре­ния дел: одни сутки, трое, пять и семь суток со дня по­ступления в соответствующий орган дела. Во всяком случае, дело подлежит рассмотрению в 15-дневный срок (ст. 257 КоАП). Законодатель предусматривает также краткие сроки исполнения постановления и применения административных взысканий — 15-дневный — для доб­ровольного исполнения постановления о наложении штрафа (ст. 285 КоАП). Постановление об администра­тивном аресте приводится в исполнение немедленно пос­ле его вынесения (ст. 303 КоАП). Постановление о нало­жении административного взыскания должно быть обра­щено к исполнению до истечения трех месяцев со дня внесения (ст. 282 КоАП).

6. Принцип равенствапроявляется в том, что рассмот­рение дела об административном правонарушении осу­ществляется на началах равенства перед законом и ор­ганом, рассматривающим дело, всех граждан независи­мо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятия, места жительства и других обстоя­тельств (ст. 228 КоАП).

Читайте так же:  Применение административного наказания в виде предупреждения

7. Принцип непосредственностипроявляется в том, что дела об административных правонарушениях рассматри­ваются в присутствии лица, привлекаемого к администра­тивной ответственности. Закон допускает рассмотрение дела в отсутствие этого лица лишь в случаях, когда имеют­ся данные о своевременном его извещении, о месте и вре­мени рассмотрения дела и если от него не поступило хо­датайство об отложении рассмотрения дела (ст. 247 КоАП).

8. Принцип публичностинаходит свое проявление в том, что применение законодательства об администра­тивных правонарушениях осуществляется в интересах го­сударства, от имени государства и только органами или должностными лицами, уполномоченными на это госу­дарством (ст. 1, 8, 10 и 23 КоАП).

9. Принцип состязательностинаходит свое проявление в том, что лицо, привлекаемое к административной ответ­ственности, потерпевший, а также их представители, адво­кат, прокурор, представители трудовых коллективов, уча­ствующие в рассмотрении дела, наделены законом равны­ми процессуальными правами. Они вправе знакомиться с материалами дела, давать объяснения, представлять дока­зательства, заявлять ходатайства, участвовать в рассмотре­нии дела, приносить жалобы или протесты на постановле­ния (ст. 247, 248 и 250 КоАП).

10. Принцип национального языкапроявляется в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, вправе выступать на родном языке и пользоваться услуга­ми переводчика, если не владеет языком, на котором ве­дется производство (ст. 247 КоАП). Переводчик, в свою очередь, обязан выполнить полно и точно порученный ему перевод (ст. 253 КоАП).

11. Принцип двустепенностипроявляется в праве об­жалования постановления как лицом, в отношении ко­торого оно вынесено, так и потерпевшим (ст. 247, 248, 266 КоАП). Также Кодекс об административных правона­рушениях предусматривает возможность обжаловать по­становление как вышестоящему органу или должностно­му лицу по отношению к вынесшему постановление, так и в народный суд (ст. 267 КоАП). Двустепенностьхаракте­ризуется возможностью проверки вынесенного постанов­ления в органе второй инстанции.

Принцип объективной, материальной истины требует всестороннего и глубокого изучения всех обстоятельств, имеющих значение для дела, установления их связей, беспри­страстной оценки, принятия обоснованных постановлений. Для выяснения истины используются различные дока­зательства.

Видео (кликните для воспроизведения).

Доказательствами по делу об административных правонарушениях являютсялюбые фактические данные, на основе которых в определенном законом порядке органы или должностные лица устанавливают наличие или отсут­ствие административного правонарушения, виновность данного лица в его совершении и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. До­казательствами являются:

— протокол об административном правонарушении;

— объяснение лица, привлекаемого к административ­ной ответственности;

— показания потерпевшего, свидетелей;

— заключение эксперта, вещественные доказательства;

— протокол об изъятии вещей и документов, а также иные документы (ст.231 КоАП).

Запрещено использовать в качестве доказательства ин­формацию, полученную с помощью насилия или другого же­стокого, унижающего человеческое достоинство обращения(ст. 50 Конституции РФ).

http://megaobuchalka.ru/8/35201.html

Принципы производства по делам об административных правонарушениях

Производство по делам об административных правонарушениях ба­зируется на следующих основных принципах:

• законности. Сущность данного принципа заключается в том, что при­менение норм права или иная форма реализации правовых норм должны быть законными;

• объективности. Принцип объективности означает всестороннее и объек­тивное исследование всех обстоятельств рассматриваемого дела;

• равенства перед законом и органом, разрешающим дело. Суть данного принципа заключается в административно-процессуальном статусе субъектов, согласно которому все равны перед законом независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественно­го и должностного положения, места жительства, отношения к рели­гии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;

• гласности. Данный принцип закреплен в ст. 229 КоАП РСФСР, соглас­но которой: «Дело об административном правонарушении рассматри­вается открыто. В целях повышения воспитательной и предупредитель­ной роли производства по делам об административных правонарушениях такие дела могут рассматриваться непосредственно в трудовых коллек­тивах, по месту учебы или жительства нарушителя». Исключения со­ставляют случаи, когда открытое рассмотрение дела противоречит интересам охраны государственной тайны;

• своевременности. Своевременное выяснение обстоятельств каждого дела означает соблюдение установленных административно-правовыми нор­мами процессуальных сроков, которое должно обеспечить неотвратимость ответственности виновных, предупреждение новых правонару­шений т др.

Стадии производства по делам об административных правонарушениях.

Производство состоит из четырех частей (стадий):

2) рассмотрение дела;

3) пересмотр постановления;

4) исполнение постановления.

На первой стадии выявляются факт и обстоятельства совершения проступка, данные о виновном и составляется протокол. На второй — компетентный орган рассматривает дело и принимает постановление. На третьей — факультативной — стадии постановление пересматривается по жалобе гражданина, протесту прокурора, она заканчивается принятием решения об отмене, изменении или оставлении постановления в силе. На четвертой — исполняется принятое постановление. Законом четко решаются вопросы о том, кто из субъектов власти на каждой стадии выполняет основные процессуальные действия: составляет протокол, выносит постановление, принимает решение по жалобе, исполняет постановление.

В связи с существованием наряду с общим ускоренного (упрощенного) производства по некоторым категориям дел стадии производства в отдельных случаях недостаточно четко выражены или даже сливаются. Так, при взыскании штрафа на месте соединяются расследование, рассмотрение дела и даже исполнение постановления.
На каждой стадии существуют этапы — группы взаимосвязанных действий. Схематически система стадий и этапов производства может быть представлена так:

I. Административное расследование:

1) возбуждение дела;

2) установление фактических обстоятельств;

3) процессуальное оформление результатов расследования;

4) направление материалов для рассмотрения по подведомственности.

II. Рассмотрение дела:

1) подготовка дела к рассмотрению;

2) анализ собранных материалов, обстоятельств дела;
3) принятие постановления;

4) доведение постановления до сведения.

III. Пересмотр постановления:

1) обжалование, опротестование постановления;

2) проверка законности постановления;

3) вынесение решения;

4) доведение решения до сведения.

IV. Исполнение постановления:

1) обращение постановления к исполнению;

2) фактическое исполнение;

3) окончание исполнения (дела).

Содержание протокола об административном правонарушении.

О совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных ст. 28.4, ч. 1 ст. 28.6 КоАП РФ.

В протоколе об административном правонарушении указываются:

– дата и место его составления;

– должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;

– сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении;

– фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие;

– место, время совершения и событие административного правонарушения, статья КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение;

Читайте так же:  Образец объяснения по делу об административном правонарушении

– объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которыхвозбуждено дело;

– иные сведения, необходимые для разрешения дела.

При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности.

Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.

Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях.

При составлении протокола об административном правонарушении процессуальные права и обязанности должны разъясняться не только физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, но и иным участникам производства. О разъяснении соответствующих прав и обязанностей в протоколе об административном правонарушении делается запись.

В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъясняется, какие недостатки протокола следует считать существенными или несущественными. К существенным недостаткам относятся отсутствие данных, прямо перечисленных в Кодексе, а также отсутствие иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела (например, данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело, языком, на котором ведется производство).

К несущественным недостаткам относятся те, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также составление протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело, если ему было надлежащим образом сообщено о времени и месте составления протокола, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или эти причины были признаны неуважительными.

http://megaobuchalka.ru/8/4969.html

Понятие, задачи и принципы производства по делам об административных правонарушениях

Производство по делам об административных правонарушениях (далее по тексту — производство) является частью административного процесса, который, в свою очередь, может быть рассмотрен через призму деятельности по разрешению индивидуально-конкретных дел, осуществляемой в сфере управления на основе норм административно-процессуального права.

Данное производство представляет собой систему норм, регламентирующих порядок рассмотрения и разрешения дел об административных правонарушениях.

Административно-правовые нормы, непосредственно регулирующие производство, содержатся в разделе IV (гл. 24 — 30) КоАП РФ. К производству следует отнести также и нормы, структурно расположенные в разделе III КоАП РФ, содержащем юридическую характеристику субъектов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях.

Целью производства является полная, качественная и своевременная реализация материальных норм об административной ответственности .

Цуканов Н.Н. Общая характеристика производства по делам об административных правонарушениях в деятельности милиции: учеб. пособие. Красноярск, 2005. С. 6.

Основные задачи производства:

— своевременное, всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела;

— разрешение его в точном соответствии с законом;

— обеспечение исполнения вынесенного постановления;

— выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений.

Производство по делам об административных правонарушениях базируется на принципах:

— законности: применение норм материального права должно быть в строгом соответствии с порядком, предписанным нормами административного права;

— объективности: требует всестороннего, полного и объективного выяснения конкретных фактов и обстоятельств дела (исключает предвзятый, односторонний подход к оценке фактов);

— презумпции невиновности: лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело (ст. 1.5 КоАП);

— равенства перед законом: лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств.

Особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров и иных лиц), устанавливаются Конституцией РФ и федеральными законами;

— гласности производства: дела об административном правонарушении рассматриваются открыто (ст. 24.3 КоАП), за исключением случаев, если это может привести к разглашению государственной, военной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны, а равно в случаях, если этого требуют интересы обеспечения безопасности лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, членов их семей, их близких, а также защиты чести и достоинства указанных лиц.

Решение о закрытом рассмотрении дела об административном правонарушении выносится судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, в виде определения;

— ответственности за нарушение правил производства и за принятый акт: должностные лица, виновные в этом, несут юридическую ответственность;

— оперативность в решении индивидуальных административных дел в силу этого — одна из главных характеристик административной юрисдикции, что не исключает необходимости тщательного разбора дел, объективно нуждающихся в этом.

КоАП РФ предусмотрены случаи, которые исключают производство, т.е. производство по делу не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии следующих обстоятельств (ст. 24.5):

— отсутствие события административного правонарушения;

— отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, с которого наступает административная ответственность, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие);

— действия лица в состоянии крайней необходимости;

— издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;

— отмена закона, установившего административную ответственность;

— истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;

— наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела;

Читайте так же:  Кто налагает штраф за административное правонарушение

— смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

В случае когда административное правонарушение совершено лицом, указанным в ч. 1 ст. 2.5 КоАП РФ (это военнослужащие, призванные на военные сборы, военнообязанные и лица, имеющие специальные звания), за исключением случаев, когда за такое административное правонарушение это лицо несет административную ответственность на общих основаниях, производство по делу после выяснения всех обстоятельств совершения административного правонарушения подлежит прекращению для привлечения указанного лица к дисциплинарной ответственности.

Производство осуществляется на основе законодательства, действовавшего во время совершения административного правонарушения и по месту его совершения.

Производство ведется на государственном языке Российской Федерации (русском) либо субъекта Российской Федерации. Лицу, не владеющему языком, на котором ведется производство, обеспечивается право выступать на родном (или другом) языке, а также пользоваться услугами переводчика (ст. 24.2 КоАП РФ).

Рассмотрение дел об административных правонарушениях осуществляется на началах равенства перед законом и органом, рассматривающим дело, всех граждан независимо от социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий и т.п. Дела об административных правонарушениях рассматриваются открыто, за исключением случаев, когда это может привести к разглашению государственной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны, а равно в случаях, если этого требуют интересы обеспечения безопасности лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, членов их семей, их близких, а также защиты чести и достоинства указанных лиц.

Решение о закрытом рассмотрении дела об административном правонарушении выносится судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, в виде определения (ст. 24.3 КоАП РФ).

В соответствии со ст. 24.6 КоАП РФ Генеральный прокурор Российской Федерации и назначаемые им прокуроры осуществляют в пределах своей компетенции надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением действующих на территории Российской Федерации законов при производстве по делам об административных правонарушениях, за исключением дел, находящихся в производстве суда.

В главах 24 — 32 КоАП РФ устанавливаются общие условия производства; круг лиц, участвующих в производстве по делу и в его рассмотрении, их права и обязанности; доказательства; применение мер обеспечения; порядок производства конкретных процессуальных действий; порядок исполнения отдельных видов наказаний.

Значительное место в процессуальной характеристике производства по делам об административных правонарушениях уделено в Кодексе органам и лицам, реализующим предусмотренные Кодексом полномочия, направленные на последовательное осуществление стадий в производстве, а также лицам, участвующим в производстве по иным основаниям и в соответствии с определенным Кодексом статусом. Процессуальный статус субъектов, реализующих стадии производства и участвующих в производстве на иных основаниях, различен и определяет содержание, характер полномочий, методы деятельности органов, должностных лиц и формы реализации прав и обязанностей иных участников.

Перечень субъектов, рассматривающих дела об административных правонарушениях, закреплен в разделе III КоАП РФ.

Дела об административных правонарушениях рассматриваются уполномоченными органами и лицами в пределах компетенции, установленной главой 23 КоАП РФ. Таких органов и лиц, в том числе судей, в настоящее время Кодекс насчитывает более 70.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, рассматриваются в пределах компетенции, установленной его гл. 23:

1) судьями (мировыми судьями);

2) комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;

3) федеральными органами исполнительной власти, их структурными подразделениями, территориальными органами и структурными подразделениями территориальных органов, а также иными государственными органами в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ;

4) органами и учреждениями уголовно-исполнительной системы;

5) органами, осуществляющими федеральный пробирный надзор и государственный контроль за производством, извлечением, переработкой, использованием, обращением, учетом и хранением драгоценных металлов и драгоценных камней;

6) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае передачи им полномочий Российской Федерации на осуществление государственного контроля и надзора, указанными в главе 23 Кодекса;

7) государственными учреждениями, подведомственными соответственно федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным в соответствии с федеральными законами на осуществление федерального государственного пожарного надзора, государственного портового контроля, государственного надзора в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий на особо охраняемых природных территориях федерального значения.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами:

1) мировыми судьями;

2) комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;

3) уполномоченными органами и учреждениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

4) административными комиссиями, иными коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законами субъектов Российской Федерации;

5) государственными учреждениями, подведомственными соответственно органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченным в соответствии с федеральными законами на осуществление федерального государственного лесного надзора, государственного надзора в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий на особо охраняемых природных территориях регионального значения.

Главой 23 КоАП РФ установлена предметная подведомственность соответствующих органов и лиц по рассмотрению дел об административных правонарушениях. Статья 23.1 КоАП РФ устанавливает компетенцию судей. В частности, ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ устанавливает исключительную компетенцию судей по рассмотрению дел, ч. 2 указанной статьи — альтернативную компетенцию. Перечисленные в ней правонарушения рассматриваются судьями в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье.

Вместе с тем дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ, производство по которым осуществляется в форме административного расследования, могут быть рассмотрены судьей в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье.

Э.Л.Лещина, А.Д.Магденко
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Российский государственный университет правосудия
«Административно-процессуальное право»

Видео (кликните для воспроизведения).

http://zakoniros.ru/?p=18516

Принципы производства по делам об административных правонарушениях
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here