Принудительное взыскание административного штрафа

Предлагаем ознакомится с материалом в статье: "Принудительное взыскание административного штрафа". Здесь собрана и обработана информация из авторитетных источников. Если вы все же не найдете ответ на свой вопрос, дочитайте статью до конца, если же и после этого не получите ответ, то обратитесь к дежурному консультанту.

Ответственность за неуплату административного штрафа

Кодекс РФ об административных правонарушениях закрепляет ответственность за неуплату административного штрафа. Снова административную. И снова по процессуальным правилам КоАП РФ.

Если нарушитель не оплачивает штраф, то помимо привлечения к ответственности за неисполнение административного наказания в виде штрафа, есть и иные неприятные последствия. Их реализует уполномоченный орган государственной власти и в рамках исполнительного производства. Например, временное ограничение выезда должника. Ведь неуплата штрафа приведет к тому, что все материалы дела передадут судебным приставам.

Когда наступает ответственность за неуплату административного штрафа

Оплата административного штрафа и есть исполнение административного наказания. Если уполномоченный орган назначил именно административный штраф. И КоАП РФ установил сроки для исполнения наказания – 60 дней после вступления постановления по делу в силу. О сроках вступления в силу – обжалование постановления по делу об административном правонарушении.

Срок юристы считают не со дня вступления постановления в силу. А со следующего дня – это общие правила исчисления сроков.

Чтобы избежать возможных “обвинений” в неуплате штрафов, копию квитанцию об оплате лучше представить в тот орган, который вынес постановление. Не всегда государственная информационная система отражает актуальную информацию.

При отсутствии копии квитанции и сведений об оплате административного штрафа в государственной информационной системе начнется принудительное исполнение наказания. Через исполнительное производство у судебного пристава. И, собственно, начнется привлечение к ответственности за неуплату административного штрафа. По части 1 статьи 20.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Как оплатить административный штраф

Нарушитель платит от своего имени, то есть лично. Реквизиты обязательно указаны в постановлении по делу об административном правонарушении. Для оплаты можно воспользоваться сервисом “государственные услуги”. Можно оплатить с банковской карты (которая принадлежит нарушителю). Или просто оплатить через банк (не забудьте паспорт). оплата через Интернет тоже не проблема, если пользоваться сайтом своего банка. А копию квитанции в электронном виде заказать на свою электронную почту.

Чтобы избежать возможных “обвинений” в неуплате штрафов, копию квитанцию об оплате штрафов лучше представить в тот орган, который вынес постановление. Не всегда информационная система отражает актуальную информацию.

При отсутствии копии квитанции и сведений об оплате административного штрафа в государственной информационной системе, начинается принудительное исполнение наказания. Через исполнительное производство у судебного пристава-исполнителя.

Состав и срок давности правонарушения за неуплату штрафа

Объективная сторона состава административного правонарушения по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ выражается в бездействии. Причем лицо, в отношении которого вступило в силу постановление, должен оплатить штраф в полном размере. Даже частичная неоплата штрафа станет основанием для привлечения к ответственности. Исключение: орган, который вынес постановление, разрешил рассрочку или отсрочку исполнения наказания.

Объектом правонарушения являются общественный порядок и безопасность. Назначили административный штраф за совершение правонарушения? Не обжаловали или жалобу не удовлетворили? Наказание необходимо исполнить. И именно правонарушитель должен выполнить соответствующие действия.

Субъект – физическое лицо или организация, должностное лицо и индивидуальный предприниматель. Субъективная сторона выражается обычно в форме косвенного умысла. Ведь информация о сроках уплаты штрафа всегда доводится до сведения участников дела. Прямо в постановлении по делу.

Правонарушение за неуплату административного штрафа не является длящимся. Таким образом, срок давности привлечения к административной ответственности начинается с момента совершения правонарушения (на 61-й день). Он составляет 3 месяца. Потому что в соответствии с правилами подведомственности административных дел постановление по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ выносит суд.

Комментарий к Статье 32.2 КоАП РФ

1. Базовые аспекты установления такой меры административной ответственности, как административный штраф, регулируются статьей 3.5 КоАП (см. комментарий).

В добровольном порядке административный штраф может быть уплачен в течение 30 дней с момента вступления в законную силу соответствующего постановления либо с момента истечения срока рассрочки или отсрочки платежа (см. комментарии к статьям 30.3, 31.1, 31.5 КоАП).

Если при совершении административного правонарушения назначается административное наказание в виде административного штрафа в размере ста рублей, а при нарушении таможенных правил — в размере одной тысячи рублей, протокол об административном правонарушении не составляется, а уполномоченным на то должностным лицом на месте совершения административного правонарушения налагается и взимается административный штраф.

При совершении административного правонарушения в области дорожного движения постановление о наложении административного штрафа оформляется в порядке, предусмотренном статьей 32.3 (см. комментарий), а взимается в порядке комментируемой статьи.

Когда факт совершения административного правонарушения, назначенное ему административное наказание оспариваются лицом, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, а также оно отказывается от уплаты административного штрафа на месте совершения административного правонарушения, составляется протокол об административном правонарушении (см. комментарий к статье 29.11 КоАП).

2. Возраст, по достижении которого наступает административная ответственность, регулируется статьей 2.3 КоАП (см. комментарий).

3. Согласно части 4 комментируемой статьи обязанность по представлению копии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, судье, в орган, должностному лицу, вынесшим постановление, возлагается на лицо, привлеченное к административной ответственности. В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 210-ФЗ часть 4 настоящей статьи утрачивает силу с 1 января 2008 г.

4. При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа. Кроме того, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, принимают решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 20.25.

С 1 января 2008 г. часть 5 настоящей статьи будет дополнена. Согласно этому дополнению копию протокола об административном правонарушении необходимо будет направлять судье в течение трех дней со дня его составления.

Согласно статье 28.3 КоАП должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.25 КоАП, являются исключительно должностные лица органов внутренних дел (см. комментарии).

Читайте так же:  Административное выдворение судебными приставами

5. Непосредственно принудительное исполнение постановления (решения) о наложении административного штрафа предусмотрено при неуплате административного штрафа в вышеуказанный срок, осуществляется на основании ФЗ N 119-ФЗ.

Так, к основаниям применения мер принудительного исполнения относятся:

1) предъявление в установленном федеральным законом порядке надлежаще оформленного исполнительного документа;

2) принятие судебным приставом-исполнителем постановления о возбуждении исполнительного производства;

3) истечение срока, установленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения.

А под мерами принудительного исполнения понимаются следующие действия:

1) обращение взыскания на имущество должника путем наложения ареста на имущество и его реализации;

2) обращение взыскания на заработную плату, пенсию, стипендию и иные виды доходов должника;

3) обращение взыскания на денежные средства и иное имущество должника, находящиеся у других лиц;

4) изъятие у должника и передача взыскателю определенных предметов, указанных в исполнительном документе;

5) иные меры, предпринимаемые в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, обеспечивающие исполнение исполнительного документа.

6. Производство, связанное с исполнением судебных постановлений и постановлений иных органов, осуществляется на основании и в порядке, которые предусмотрены седьмым разделом ГПК РФ.

Последствия неуплаты административного штрафа

Во-первых, исполнительное производство означает применение принудительных мер. В зависимости от суммы штрафа, судебный пристав-исполнитель может реализовать разные исполнительные действия. От обращения взыскания на денежные средства и до ограничения выезда из России.

Во-вторых, уполномоченный в соответствии с подведомственностью административных дел орган составит протокол за нарушение по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ. Конечно, это не длящееся административное правонарушение. И иногда сроки давности такой орган может пропустить. Тем не менее, санкция части 1 статьи 20.25 КоАП РФ дает возможность назначить административное наказание:

  • штраф в двойном размере (но не менее 1000 руб.)
  • административный арест
  • обязательные работы

Оплата штрафа ГИБДД имеет свои особенности, о них в отдельной публикации.

Уточняющие вопросы по теме

снижение оплаты штрафа в течении 20 дней каких -календарных или рабочих?

Взыскание административного штрафа приставами

Советы юристов:

10. Счет№. 9154404 23.11.2016 Арест средств на 500.00 р. Основание: Постановление на взыскание денежных средств со счета (-ов) клиента от 22.11.2016, по Исполнит. Производству №238669/16/63052-ИП. УФК ПО САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ (МОСП по взысканию административных штрафов по г. Самаре Л/С 05421D03, 443041, Россия, , , г. Самара, , ул. Арцыбушевская, 13, ,. Для получения информации свяжитесь с приставом Шабашова Татьяна Александровна.

Здравствуйте. Можно узнать, карта будет заблокированна после этого?

ВАМ должно быть доведено постановление о возбуждении исполнительного производства

Статья 32.2 КоАП РФ. Исполнение постановления о наложении административного штрафа

Новая редакция Ст. 32.2 КоАП РФ

1. Административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 1.3 и 1.4 настоящей статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.

1.1. Административный штраф, назначенный иностранному гражданину или лицу без гражданства одновременно с административным выдворением за пределы Российской Федерации, должен быть уплачен не позднее следующего дня после дня вступления в законную силу соответствующего постановления по делу об административном правонарушении.

1.2. Административный штраф, назначенный за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьями 11.26, 11.29, 12.9, частями 6 и 7 статьи 12.16, статьей 12.21.3 настоящего Кодекса, должен быть уплачен до выезда принадлежащего иностранному перевозчику транспортного средства, на котором совершено административное правонарушение, с территории Российской Федерации, но не позднее срока, указанного в части 1 настоящей статьи.

1.4. Административный штраф, назначенный за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 настоящего Кодекса, должен быть уплачен не позднее семи дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.

2. При отсутствии самостоятельного заработка у несовершеннолетнего административный штраф взыскивается с его родителей или иных законных представителей.

3. Сумма административного штрафа вносится или переводится лицом, привлеченным к административной ответственности, в кредитную организацию, в том числе с привлечением банковского платежного агента или банковского платежного субагента, осуществляющих деятельность в соответствии с Федеральным законом «О национальной платежной системе», организацию федеральной почтовой связи либо платежному агенту, осуществляющему деятельность в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года N 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами».

4. Утратила силу с 1 января 2008 г.

6. Утратила силу.

7. Утратила силу.

8. Банк или иная кредитная организация, организация федеральной почтовой связи, платежный агент, осуществляющий деятельность по приему платежей физических лиц, или банковский платежный агент (субагент), осуществляющий деятельность в соответствии с Федеральным законом «О национальной платежной системе», которым уплачивается сумма административного штрафа, обязаны направлять информацию об уплате административного штрафа в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах в порядке и сроки, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Порядок привлечения к ответственности

Некоторые граждане предпочитают не платить штраф. И потом не получать разные уведомления, не являться на составление протокола по ч. 1 ст. 20.25. КоАП РФ. Но вынуждены таких граждан разочаровать. При должном извещении (даже просто хранении писем) и без наличии уважительной причины неявки на составление и рассмотрение материалов, протокол все-равно могут составить.

Если первоначальное дело (по которому назначен штраф) рассматривал суд, то протокол об административном правонарушении по ст. 20.25 КоАП РФ составит судебный пристав-исполнитель. Если не суд, то тот же орган власти.

Санкция части 1 статьи 20.25 КоАП РФ дает возможность назначить административное наказание:

  • штраф в двойном размере (но не менее 1000 руб.)
  • административный арест
  • обязательные работы

Обратите внимание, что привлечение к административной ответственности за неуплату административного штрафа не освобождает от обязанности оплатить первоначальный штраф.

Сообщества › DRIVE2 и ГАИ › Блог › Все про административные штрафы. Оплата штрафов, ответственность за неуплату штрафов и т.д.

Для получения рассрочки по уплате штрафа необходимо обратится в орган вынесший постановление с заявлением, в котором изложить основания, по которым вы не можете оплатить штраф и попросить об отсрочке уплаты.

Согласно ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, — по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения. В случае возбуждения дела об административном правонарушении по ст. 20.25 КоАП РФ за неуплату штрафа, у суда есть 3 месяца на то, чтобы привлечь вас к административной ответственности. Получается, что 10 дней отводится на вступление постановления в силу (в случае если оно не обжаловано) + 30 дней на уплату штрафа = 40 дней. 40 дней + 3 месяца на привлечение по ст. 20.25 КоАП РФ = 130 дней. Итого, при неоплаченном штрафе событие правонарушения наступает на 41 день, т.е. привлечь за неуплату можно по истечении 40 дней, но не более 130 с момента вынесения постановления. По истечении 130 дней с момента вынесения постановления привлечь к ответственности за неуплату штрафа нельзя.

Читайте так же:  Нужно ли оплачивать административный штраф

Если инспектор ДПС при проверке по базе данных услышал по рации, что за вами числится неоплаченный штраф, то скорее всего вас привлекут по ст. 20.25 КоАП РФ. Если встреча с инспектором произошла в нерабочее время или в выходной день, то скорее всего, вас задержат и доставят в КПЗ. Согласно п. 2 ст. 27.5 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в случае необходимости для установления личности или для выяснения обстоятельств административного правонарушения может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов. Хотя в Разъяснениях порядка применения отдельных положений КоАП РФ (11.02.2008 №13/9-16) распространенном ГИБДД МВД РФ указанно, что при выявлении административного правонарушения, за которое предусмотрено наказание в виде административного ареста следует учитывать, что административное задержание, как мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, может быть применено в исключительных случаях.
Если инспектор составил протокол по ст. 20.25 КоАП РФ и повез вас в суд, то необходимо помнить следующее:

1. Если вы оплатили штраф, но квитанцию не можете представить, то ходатайствуйте об отложении дела для предоставления квитанции.

2. Исходите из принципа презумпции невиновности – ст. 1.5 КоАП. Это означает, что в деле должны быть представлены доказательства неоплаты штрафа. Ответ из банка, свидетельствующий, что от вашего имени на указанные в постановлении реквизиты в указанные сроки оплаты не поступало.

3. Распечатка из базы данных ГИБДД о неоплаченных вами штрафах (алфавитная карточка) без приложения, вступившего в силу постановления, не имеет юридической силы и не может использоваться в качестве доказательства.

4. Согласно п. 4 ст. 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Если у инспектора ДПС нет постановления вступившего в силу по которому не у вас не оплачен штраф, значит нет повода для возбуждения или производства дела об административном правонарушении по ст. 20.25 КоАП РФ.

В случае неправомерных действий инспектора ДПС можно обжаловать его действии в суд или написать заявление в прокуратуру.

Другие статьи по автоправу на сайте ФАР

ЗЫ Просьба распространить, тк инспектора часть запугивают водителей арестом, причем без всяких оснований.

Статьи по предмету Исполнительное производство

Видео (кликните для воспроизведения).

Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Исполнительное производство, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.

  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Принудительное взыскание штрафа

Советы юристов:

3.1. 500 руб. в пользу ГИБДД в случае не явки угрожает штрафом 30 00 руб. Правомерны ли его действия.

Насчет 30 тысяч точно загнул.

14.1. Здравствуйте, Александр.

Решение задач по Административному праву — платная услуга. Я бы за решение задачи с неактуальными условиями запросил круглую сумму.

23.2. Денис, необходимо срочно оплатить штраф и представить в суд и судебным приставам письменное заявление о том, что заплатили его и приложить квитанцию об оплате. Копии квитанций об оплате штрафа заверьте в банке. В суд предоставьте подтверждающие документы о том, что не смогли во время оплатить штраф ( медицинские документы, квитанции на лечение, справка об отсутствии работы, характеристику с места жительства и т.д.)

Рекомендую обратиться к адвокату Клок О.Г. Консультация и составление письменных документов услуги платные.

Адвокатский кабинет Клок Ольги Григорьевны г. Минеральные Воды

357207, г. Минеральные Воды Ставропольского края ул. 22 Партсъезда, 133, к.6
т. 89187529573, т. 89283441846
e-mail: [email protected]
http://LAW55-KLOK.nethouse.ru

25.2. Уважительная причина болезнь смерть родственниковСтатья 17.14. Нарушение законодательства об исполнительном производстве

(введена Федеральным законом от 02.10.2007 N 225-ФЗ)

1. Нарушение должником законодательства об исполнительном производстве, выразившееся в невыполнении законных требований судебного пристава-исполнителя, представлении недостоверных сведений о своих правах на имущество, несообщении об увольнении с работы, о новом месте работы, учебы, месте получения пенсии, иных доходов или месте жительства, —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.

26.1. Добрый день! Это всего лишь угрозы. В Вашем случае будет выгоднее рассмотреть данный спор в суде. В суде согласно ст. 35 ГПК РФ вы вправе заявить письменное ходатайство о снижении неустойки, мотивируя тяжелым материальным положением, тем самым снизив задолженность перед кредитором. Суды как правило идут навстречу заемщикам.

Проблемы исполнительного производства, связанные с принудительным взысканием административных штрафов

Данная статья была скопирована с сайта https://www.sovremennoepravo.ru

А.М. БОРИСОВ,

кандидат исторических наук, доцент кафедры конституционного и административного права Курского государственного университета

С.А. МИРЗАЕВ,

магистрант факультета права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»

Общая для всех обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы Российской Федерации (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ) в целом обеспечена механизмом правового регулирования, предусматривающим, что неисполнение требований закона является фактическим основанием приведения в действие механизмов привлечения нарушителя к юридической ответственности и принудительного исполнения юрисдикционных решений. Одна из соответствующих нормативно-правовых конструкций включает положения ст. 20.25 «Уклонение от исполнения административного наказания» КоАП РФ и предполагает участие Федеральной службы судебных приставов в правоприменительной практике.

Читайте так же:  Лицо совершившее административное правонарушение подлежит ответственности

В своей правоприменительной деятельности ФССП России руководствуется также положениями Конституции РФ, федеральных законов от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» [4] (далее — Закон об исполнительном производстве), от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» [10] и других нормативных актов.

Субъекты административной юрисдикции в качестве меры административной ответственности за правонарушения, предусмотренные ст. 20.25 КоАП РФ, широко применяют административный штраф, добровольная уплата и взыскание которого составляют серьезнейшую проблему правоохранительной системы Российской Федерации.

А.А. Гараев, изучив динамику взыскания административных штрафов в период с 2004 по 2012 год, отмечает, что по делам об административных правонарушениях, рассмотренным федеральными судами общей юрисдикции и мировыми судьями в 2004 году, доля административного штрафа, взысканная добровольно или принудительно судебными приставами, составила 42,3% от всей суммы штрафов, в 2005 году — 37,6%, в 2006 году — 36,4%.

В 2010 году было взыскано лишь 5% от общей суммы административных штрафов, но уже в 2011 году эта доля возросла до 12%, что в сумме составило около 19,6 млрд руб. [1].

Анализируя ведомственную статистическую отчетность, А.А. Гараев вполне справедливо называет катастрофой ситуацию 2010—2011 гг., когда показатель реального принудительного взыскания административных штрафов снизился до 2—4% от суммы штрафа, подлежащей взысканию.

В 2012 году остались невзысканными административные штрафы на сумму около 7 млрд руб., из них около 2 млрд руб. приходилось на столицу России. По итогам 2013 года сумма невзысканных штрафов составила более 17 млрд руб. (взыскано около 4% от всей суммы наложенных штрафов). В 2014 и 2015 годах показатели взыскания были идентичны (около 44 млрд руб. штрафов не было взыскано, взыскано — 3,5%)[9].

Отметим, что неуплата административных штрафов в основном приходится на решения по правонарушениям, посягающим на общественный порядок и безопасность (глава 20 КоАП РФ), а среди них — решения, вынесенные по основаниям, предусмотренным ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ. Тенденция очевидна: в целом объемы невзысканной денежной массы административных штрафов растут, обнуляясь с истечением сроков давности взыскания.

Сложившаяся ситуация обусловила растущее внимание правоведов к данному направлению правоохранительной деятельности, за которым последовала соответствующая работа федерального законодателя. В результате внесения изменений в законодательство были увеличены сроки давности привлечения к административной ответственности (ст. 4.5 КоАП РФ), сроки давности исполнения постановлений о назначении административного наказания (в 2011 году — с 1 года до 2 лет) [5], срок, в течение которого лицо, привлеченное к административной ответственности, обязано уплатить административный штраф (в 2013 году — с 30 до 60 дней)[7]; созданы более благоприятные по времени условия для добровольного исполнения юрисдикционно-карательного решения; в 2012 году перечень административных наказаний пополнен новой мерой административной ответственности — обязательными работами [6], обеспечившей альтернативу денежной санкции; в 2014 году принята новая редакция Закона об исполнительном производстве, расширившая полномочия судебных приставов, и др.

Исполнительное производство предусматривает работу ФССП России по исполнению различных юрисдикционных правовых актов. Складывающаяся законотворческая практика, с одной стороны, оказывает растущее административно-карательное давление на участников правоотношений, а с другой — вызывает необходимость поиска и выбора законодателем способов инициации добровольного исполнения юрисдикционных решений. При этом одновременно с усилением административного контроля и надзора за исполнением юрисдикционных решений вполне предсказуемо возникает ответная социально-психологическая реакция общества, развивающегося в непростых социально-экономических условиях.

Все это свидетельствует о необходимости усиления внимания законодателя к первой стадии исполнения санкционного акта в контексте сопряжения потенциалов административно-правовых методов убеждения и принуждения, что должно служить повышению эффективности административно-исполнительного механизма.

А.С. Дугенец и М.Я. Масленников отмечают особое процессуально-правовое значение исполнения санкционных актов: неисполнение этих актов ведет к отрицанию социальной важности правоохранительной деятельности, подрывает веру в силу и авторитет закона, способствует игнорированию достаточно трудоемкой и довольно длительной работы органов административной юрисдикции, в том числе службы судебных приставов, снижает эффективность правоохраны общественных отношений [2].

На преодоление этой проблемы направлена введенная в 2003 году в КоАП РФ ст. 20.25 «Неуплата административного штрафа либо самовольное оставление места отбывания административного ареста», получившая в 2011 году иное название: «Уклонение от исполнения административного наказания». В сложившихся условиях производства по делам об административных правонарушениях, характеризующихся нигилистическим отношением административно наказанных лиц к исполнению юрисдикционных актов о наложении санкций, такое решение отвечало целям превенции подобных деликтов, а также усилению правового механизма защиты общественных отношений, основным элементом которого является институт исполнения отдельных видов административных наказаний: административного штрафа, административного ареста, административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, обязательных работ, административного запрета на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.

Однако рассматриваемые меры направлены на защиту не первично защищаемых, а последующих отношений добровольно-принудительного исполнения административных наказаний.

Комплекс принятых мер по развитию правового института принудительного исполнения юрисдикционно-карательного решения необходим, но в современных условиях недостаточен.

Понимание критического состояния дел в сфере исполнительного производства сподвигло законодателя к смягчению административно-санкционного режима за счет включения в механизм исполнения решений о назначении административного штрафа (ч. 1.3 ст. 32.2 «Исполнение постановления о наложении административного штрафа» КоАП РФ) за совершение ряда административных правонарушений, предусмотренных главой 12 «Административные правонарушения в области дорожного движения» КоАП РФ, дополнительного нормативного условия, ключевым признаком которого является своевременность исполнения юрисдикционного решения (не позднее 20 дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа административный штраф может быть уплачен в размере половины суммы наложенного административного штрафа)[8].

Особенность данного порядка в том, что законодатель фактически допускает гражданина к решению вопроса юрисдикционного значения на этапе добровольного исполнения акта об административном правонарушении, наделяя нарушителя правом оплатить штраф в уменьшенном размере. Фактически гражданин сам становится субъектом административной юрисдикции на стадии исполнения правоприменительного акта в рамках производства по делу об административном правонарушении.

Одной из причин неудовлетворительного состояния дел по взысканию административных штрафов является высокая степень загруженности судебных приставов-исполнителей. Действительно, исходя из Норм нагрузки судебных приставов [3], на принудительное взыскание штрафа по одному исполнительному производству необходимо 8,03 часа (раздел 2.3 «Нормы времени на работы, выполняемые судебными приставами-исполнителями») без учета времени на выполнение машинописных, стенографических, копировально-множительных и других работ. В 2012 году средняя нагрузка одного судебного пристава-исполнителя составляла 2108 исполнительных производств [9], т. е. почти в 8 раз больше рекомендованной нормативной нагрузки (норма нагрузки судебного пристава-исполнителя в месяц составляет 22,2 исполнительных производства (п. 2.4.2 Норм нагрузки судебных приставов).

Читайте так же:  Природные факторы загрязнения окружающей среды

Указанные проблемы исполнительного производства, как мы полагаем, требуют расширения возможности применения смягчающих административную ответственность условий, для чего в ст. 4.2 «Обстоятельства, смягчающие административную ответственность» КоАП РФ необходимо добавить еще одно условие: доход на члена семьи ниже прожиточного минимума по региону.

Кроме того, в ч. 1.3 ст. 32.2 «Исполнение постановления о наложении административного штрафа» КоАП РФ следует включить условие уплаты штрафа в сокращенные сроки. Полагаем, что применение этого механизма привлечения к административной ответственности и в других случаях административно-деликтного поведения гуманизирует административно-правоохранительную деятельность. Например, когда субъективную сторону административного правонарушения характеризует легкомысленное отношение гражданина к совершенному деянию при отсутствии или незначительности его общественной опасности и наступивших вредных последствий или когда правомерному поведению нарушителя препятствуют обстоятельства непреодолимой силы. Данный административно-правовой механизм также подпадает под признаки обстоятельств, смягчающих административную ответственность, но имеет самостоятельное квазиюрисдикционное содержание, отличительной особенностью которого является включение лица, уплачивающего штраф, в систему отношений, определяющих фактическую меру административной ответственности, уменьшаемую самим этим лицом при добровольной уплате штрафа в оговоренные законом сокращенные сроки.

Неопределенность в вопросе оценки смягчающих обстоятельств преодолевается юрисдикционной практикой, но конкретизация и расширение ряда смягчающих обстоятельств, несомненно, послужат гуманизации законодательства об административных правонарушениях. С другой стороны, минимизация размеров административных штрафов может способствовать решению проблем их добровольной уплаты, а также снижению нагрузки судебных приставов-исполнителей.

Дополнение особенностей исполнения административного наказания в виде административного штрафа условием совершения платежа в сокращенные сроки при совершении отдельных видов административных правонарушений, кроме предусмотренных главой 12 КоАП РФ, потребует внесения соответствующих дополнений в главу 29 «Рассмотрение дела об административном правонарушении» КоАП РФ. В частности, ч. 1 ст. 29.10 «Постановление по делу об административном правонарушении» КоАП РФ может быть дополнена пунктом следующего содержания: «возможность уплаты административного штрафа в уменьшенном размере при совершении платежа в сокращенные сроки на основании части 1.3 статьи 32.2 настоящего Кодекса».

Указанные законотворческие инициативы могут способствовать снижению нагрузки судебных приставов-исполнителей посредством обращения к правосознанию лиц, привлеченных к административной ответственности в виде административного штрафа, и их экономического стимулирования предоставлением предусмотренной законодательством возможности понести меньшие расходы при уплате административного штрафа.

1. Гараев А.А. Анализ взыскиваемости административного штрафа // Административное право и процесс. 2013. № 2. С. 39—45.

2. Дугенец А.С., Масленников М.Я. Исполнение постановления по делу об административном правонарушении: содержание и социально-правовое значение стадии // Административное право и процесс. 2012. № 9. С. 2—11.

3. Нормы нагрузки судебных приставов: утв. постановлением Минтруда России и Минюста России от 15.08.2002 № 60/1 // Бюллетень Минтруда России. 2002. № 9.

4. Об исполнительном производстве: федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ // СЗ РФ. 2007. № 41. Ст. 4849.

5. О внесении изменений в статьи 17.15 и 31.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 21 Федерального закона «Об исполнительном производстве»: федеральный закон от 01.04.2011 № 71-ФЗ // СЗ РФ. 2011. № 17. Ст. 2312.

6. О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»: федеральный закон от 08.06.2012 № 65-ФЗ. URL: http://docs.cntd.ru/document/902351472

7. О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве» и отдельные законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон от 05.04.2013 № 49-ФЗ // Российская газета. 2013. 10 апр.

Оплата административного штрафа

Своевременная оплата административного штрафа позволит не “бояться” назначения нового наказания. Потому что за нарушение установленных для оплаты сроков, КоАП РФ предусматривает административную ответственность. Причем даже за один день просрочки.

Срок оплаты административного штрафа

Каждый из видов административного наказания имеет свой порядок исполнения. Не стал исключением и административный штраф.

Статья 32.2. КоАП РФ устанавливает общий срок для уплаты назначенного штрафа. Это 60 календарных дней с даты вступления в силу постановления об административном правонарушении. Причем если административный штраф устанавливает закон субъекта России, то срок исполнения – только КоАП РФ.

Согласно порядку привлечения к административной ответственности постановление по делу об административном правонарушении вступает в силу после истечения сроков обжалования. Если жалобу нарушитель не подал, то это 10 дней. Со дня, следующего за датой вручения уполномоченным органом постановления по делу. Не протокола об административном правонарушении, а уже результатов его рассмотрения.

Итак, если человек не подал жалобу, административный штраф по общему правилу он оплачивает до истечения 70 календарных дней со дня, следующего за датой вступления постановления по делу в силу. Потому что такое общее правило исчисления сроков – статья 4.8 КоАП РФ. А если человек проходит стадии обжалования постановления, то сроки увеличиваются.

Исключения по срокам оплаты административных штрафов

Больше всего исключений по срокам исполнения наказания (оплата и есть исполнение) законодатель предусмотрел для иностранных участников административных правоотношений:

  • если суд назначил иностранцу дополнительное наказания в виде административного выдворения. Иностранный гражданин обязан оплатить такой штраф не позднее следующего за днем вступления в силу постановления дня. За неуплату такого штрафа въезд в страну в дальнейшем не разрешается. И это помимо 5-летнего запрета в связи с выдворением
  • иностранный перевозчик (водитель) должен оплатить штраф до выезда принадлежащего такому перевозчику транспортного средства. Но не позднее общего срока

Штраф по статье 19.28 КоАП РФ нарушитель обязан уплатить не позднее 7 дней после вступления постановления в силу.

Исключение составят и случаи предоставления отсрочки (рассрочки). Ее может применить орган, который вынес постановление по делу. Учитывать он будет материальное положение нарушителя. Срок рассрочки – до 3 месяцев. Они будут указаны в постановлении срок, с которого начинается исполнение наказания.

Оплата административного штрафа за другое лицо

Может ли другой гражданин или организация оплатить штраф за третье лицо? Вот, к примеру, налог можно оплатить за другое лицо. Это прямо предусмотрено в Налоговом кодексе. А КоАП РФ говорит о том, что оплата административного штрафа осуществляется лицом, привлеченным к административной ответственности.

Цель назначения административного наказания неразрывно связана с личностью правонарушителя. Это его расплата за нарушение основ правопорядка. И он должен лично участвовать в исполнении наказания. Поэтому административный штраф оплачивает сам нарушитель. Кроме случаев, когда он не достиг 18 лет и не имеет собственных источников дохода. Здесь оплату производят законные представители. Кроме того, оплату может сделать представитель по доверенности (подробнее – доверенность по административным делам).

Читайте так же:  Апелляция по административному делу образец

Другой комментарий к Ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Данная статья устанавливает порядок исполнения административного взыскания в виде штрафа (ст.3.5). В ч.1 статьи установлен срок добровольной уплаты штрафа. Он равен тридцати дням со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу (ст.31.1) либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки (ст.31.5). В ранее действовавшем КоАП РФ срок добровольной уплаты штрафа равнялся пятнадцати дням со дня вручения нарушителю постановления о наложении штрафа, а в случае обжалования или опротестования такого постановления — со дня уведомления об оставлении жалобы или протеста без удовлетворения.

Лицо, оплатившее штраф, должно предъявить квитанцию об уплате в орган, должностному лицу, вынесшему постановление о наложении административного наказания. С этого момента постановление о наложении административного наказания считается исполненным.

2. В ч.2 рассматриваемой статьи закрепляется замена лица, с которого взыскивается штраф. Если у несовершеннолетнего, привлеченного к административной ответственности, нет самостоятельного заработка, то штраф обязаны уплатить его родители или законные представители. Действующее законодательство не регулирует порядок замены лица, с которого взыскивается штраф. Этот вопрос может быть поставлен как органом, должностным лицом, вынесшим постановление о наложении административного взыскания, так и лицом, приводящим постановление в исполнение. Решение о замене лица, с которого взыскивается штраф, должно быть процессуально оформлено.

3. При добровольном исполнении постановления о наложении административного штрафа его сумма в соответствии с ч.3 данной статьи вносится или перечисляется лицом, привлеченным к административной ответственности, или его законным представителем в банк или иную кредитную организацию. Уплата штрафа подтверждается копией платежного документа, выдаваемой лицу, которое производит платеж, и предъявляется в орган, должностному лицу, вынесшим постановление о наложении административного взыскания.

4. В случае, если штраф не уплачен добровольно в сроки, установленные ч.1 рассматриваемой статьи, то постановление о наложении административного штрафа приводится в исполнение принудительно. Для обеспечения взыскания суммы штрафа копия постановления о наложении административного штрафа направляется судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление: в отношении физического лица — в организацию, в которой лицо, подвергнутое наказанию в виде штрафа, работает, учится либо получает пенсию, для удержания суммы административного штрафа из его заработной платы, вознаграждения, стипендии, пенсии или из доходов; в отношении юридического лица — в банк или иную кредитную организацию для взыскания суммы административного штрафа из денежных средств или доходов юридического лица.

При обращении взыскания суммы штрафа, наложенного на физическое лицо, следует учитывать, что порядок взыскания установлен ГПК и Федеральным законом от 21 июля 1997 г. «Об исполнительном производстве». Последним, в частности, предусмотрены следующие условия: взыскание на заработную плату и иные виды доходов должника обращается, если сумма взыскания не превышает двух минимальных размеров оплаты труда (ст.64); при удержании из заработной платы и приравненных к ней платежей за работником должно быть сохранено 50% заработка, независимо от того, по скольким исполнительным документам производятся удержания (п.2 ст.66); при обращении взыскания штрафа следует иметь в виду, что есть виды доходов, на которые не может быть обращено взыскание. К ним относятся: суммы, выплачиваемые в возмещение вреда, причиненного здоровью, в возмещение вреда лицам, понесшим ущерб в результате смерти кормильца (ст.69), а также суммы, причитающиеся должнику в качестве выходного пособия и компенсации за неиспользованный отпуск, выплачиваемые при увольнении работника; компенсационные выплаты в связи со служебной командировкой и иные денежные суммы (ст.387 ГПК).

5. Помимо вышеназванных существует еще одно правило обращения взыскания штрафа — очередность его взыскания. В ч.5 комментируемой статьи закреплено положение, согласно которому очередность взыскания штрафа устанавливается в соответствии с законодательством РФ. Согласно ст.65 Федерального закона «Об исполнительном производстве» размер удержаний из заработной платы и иных видов доходов исчисляется из суммы, оставшейся после удержания налогов. Штраф относится к последней — пятой очереди удовлетворения требований, содержащихся в исполнительных документах (ст.78).

6. В ч.6 комментируемой статьи закрепляется порядок исполнения постановления о наложении административного штрафа в случаях увольнения с работы физического лица, привлеченного к ответственности, либо невозможности взыскания суммы административного штрафа из его заработной платы или из иных доходов.

Поскольку в соответствии со ст.389 ГПК контроль за правильностью удержаний из заработной платы осуществляет судебный пристав-исполнитель, то он согласно ст.11 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в случае изменения места работы лица, на которое наложен административный штраф, составляет об этом акт и не позднее следующего дня после его составления направляет исполнительный документ вместе с копией акта судебному приставу-исполнителю по новому месту работы лица, привлеченного к административной ответственности, и уведомляет об этом судью, орган, должностное лицо, выдавшие исполнительный документ.

7. Если лицо, подвергнутое административному штрафу, не работает или взыскание штрафа из его заработной платы или иных доходов невозможно, постановление о наложении административного штрафа направляется судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление о наложении штрафа, судебному приставу-исполнителю для обращения взыскания на имущество указанного лица. Аналогично решается вопрос о взыскании сумм штрафа с юридического лица, подвергнутого административному наказанию, в случае отсутствия денежных средств на его счетах.

Видео (кликните для воспроизведения).

Порядок обращения взыскания на денежные средства и иное имущество должника установлен ст.46 Федерального закона «Об исполнительном производстве». В соответствии с этим Законом при отсутствии у должника денежных средств, достаточных для удовлетворения требований взыскателя, взыскание обращается на иное принадлежащее должнику имущество, кроме имущества, на которое в соответствии с законодательством не может быть обращено взыскание. Обращение взыскания на имущество должника складывается из следующих действий: его ареста (описи), изъятия и принудительной реализации.

Источники

Принудительное взыскание административного штрафа
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here